Какие либо авторские произведения или. Основные виды произведений

Произведение может быть создано двумя и более лицами (соавторство). Соавторы решают все вопросы, касающиеся использования произведения, по взаимному согласию.

Наследники – это лица, к которым авторские права перешли по закону или по завещанию после смерти автора.

Иные правопреемники – это лица, к которым авторские права перешли по договору, в результате реорганизации юридического лица – обладателя авторских прав и по иным основаниям, предусмотренным законом.

Писатель пишет литературные тексты. Общий термин автора включает в себя не только работу писателя, но и написание нелитературных текстов. Б. научно-популярных книг, путеводителей и служебных текстов. Кто хочет писать, должен читать! Другими важными требованиями для писателя являются творчество, хорошее выражение и терпение - с самим собой и с возможным успехом. Не следует ожидать, что он станет богатым как писатель. Богатые писатели являются скорее исключением, и у многих авторов есть так называемая хлебная работа наряду с их литературным трудом.

1) исключительное право на произведение;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения;

6) иные права, установленные частью 4 Гражданского кодекса.

Основные виды произведений

1.Авторскими произведениями -- это произведения, имеющие оригинал; литературные, научные, музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства (а также их копии - произведения декоративно-прикладного искусства), фотографические произведения, произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства, картографические произведения. Все авторские произведения изначально создаются в виде оригинала произведения.

Часто писатели также пишут небольшие тексты для газет и журналов. Исследование местоположений Интервью и беседы Создание концепции и наброска Написание Редактирование, редактирование и форматирование Редактирование текста Редактирование Переговоры Редактирование публикаций Чтения и чтения. Если издатель признает потенциал истории, он «вытащит» ее. Это означает, что издатель оплачивает расходы на печать и маркетинг. В свою очередь, он получает прибыль. Для каждой проданной копии автор получает процент от розничной продажной цены.

Чтобы получить контракт на публикацию, рекомендуется использовать услуги литературного агента. Как правило, его легче слушать в редакторах копий, чем полностью новичок. Другая возможность публикации существует как «Книга по требованию», при которой расходы на печать несет автор, и известность, естественно, ограничена.

2.Исполнительскими произведениями являются аудиовизуальные, драматические, музыкально-драматические, сценарные, хореографические произведения. Особенностью таких произведений является не столько то, что они могут включать разнообразные авторские произведения, сколько то, что исполнительские произведения создаются и существуют только при посредничестве исполнителей и иных лиц.

Писатель может позвонить кому угодно, это не защищенный титул. В Институте немецкой литературы в Лейпциге существует учебный курс только для писателей - с экзаменом и дипломом. Многие авторы научились писать, однако редко встречаются писатели, которые еще не учились или не обучались перед их письменной деятельностью.

Творческое письмо - Содержание семинара

В то время как в Германии письменность давно понята как простой вопрос о таланте, здесь и идея «писать как ремесло» становится все более распространенной. Термин «творческое письмо» происходит от англо-американской области. Там предполагается, что писать, например, рисовать или играть на инструменте, можно в определенной степени изучить и обучить. Лирическое, живописное и прозаическое письмо Формы повествования Предметы, мотивы и правописания Литературные профессиональные области Эстетика, культура и языковая теория Теория СМИ Проектная работа Работа с блоками писателя Развитие языка. В письменных семинарах человек учится мудро использовать свой талант в сосуществовании и противостоянии клерков.

3.Служебные произведения -

произведение, созданное автором в пределах исполнения своих трудовых обязанностей, иными словами, для признания произведения служебным необходимо наличие трудовых отношений. Более того, необходимо, чтобы создание произведений, творческая деятельность были трудовыми обязанностями работника - автора.
Все авторские права в данном случае принадлежат автору, только исключительное право на произведение принадлежит работодателю (редакции СМИ), если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

В Интернете есть много страниц с письменными форумами и письменными семинарами и в «реальной жизни», пишущем круг и тому подобное. Руководство для авторов. . Писатель и поэт Чарльз Буковски так же критиковали, как и любили, знали, как посеять полемику и восхищение всего мира, изображая такие темы, как декаданс, алкоголь, наркотики, секс, женщины или нищету; темы, которые также были неотъемлемой частью его собственной жизни.

В трехлетнем возрасте семья решила переехать в Соединенные Штаты, где маленький Чарльз должен был жить с нищетой и нищетой, в дополнение к частым наказаниям своего отца. В конце средней школы он поступил в университет, чтобы, карьеру, которая никогда не достигала кульминации. В это же время он работал на различных рабочих местах в качестве посудомоечной машины или камердинера, торговцев, которые сочетались с алкоголем и укладом жизни.

Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Первоначальным субъектом авторского права всегда является «физическое лицо, творческим трудом которого создано» произведение - автор . Ему принадлежит весь комплекс авторских прав - личные неимущественные права и исключительное право (имущественное право) на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (презумпция авторства ).

Ему удалось выразить многие из своих переживаний через стихи и рассказы, которые были опубликованы в разных газетах и ​​журналах. После нескольких лет работы над вещами, которые ему не нравились, с единственной целью зарабатывать на жизнь, Буковски уволился с работы в 50 лет и смог полностью посвятить себя письму.

Алкоголь, нищета и женщины: сцена Буковского

Общей чертой в текстах Чарльза Буковски является то, что все они собирают автобиографические элементы. Темы, такие как алкоголь, нищета, наркотики и секс, присутствуют через создание персонажей, вдохновленных реальной жизнью. Эти темы также присутствуют в его аспекте как поэт, который характеризовался грубым стилем, суровым, не очень лиричным и с ясными сообщениями.

1) исключительное право на произведение;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения;

6) иные права, установленные частью 4 Гражданского кодекса.

Субъектами авторского права также являются лица, обладающие исключительным правом на произведение, которое перешло к ним от автора по различным основаниям (в силу закона или в силу договора). Такие субъекты называются правообладателями :

Если вы хотите узнать больше об этом невероятном авторе и приблизиться к его стилю и его рассказам, мы оставляем вам некоторые из его романов, рассказов и стихов, которые были широко известны широкой публике и критикам. «Путь проигравшего»: идеальный автобиографический роман, чтобы начать понимать взгляд Буковского на мир, далекий от классической «американской мечты».

«Эрекции, эякуляции, выставки»: это была одна из первых книг автора в международном масштабе, с которой он стал очень популярен своими грубыми языками и уникальными историями. Одним из самых интересных мероприятий для детей и молодежи является встреча с писателем. Это отличный повод познакомиться с работой автора, любить чтение, стимулировать участие в группе и знать из первых рук, как происходит процесс создания книги.

Личные неимущественные права («моральные права») включают в себя:

Право на имя - право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно;

Право на обнародование - право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме, включая (право на защиту репутации автора).

К счастью, все больше школ, библиотек и культурных центров предлагается провести такое мероприятие. Такие авторы, как Давид Лозано, Лаура Гальего, Бегоньа Оро или Мария Менендес-Понте, называют нескольких, любят участвовать в таких встречах. Ярмарки и книжные салоны, сеть публичных библиотек, Фонд Германа Санчеса Руйпереза ​​и Национальная библиотека, в том числе, регулярно организуют мероприятия такого типа.

Как только учитель и школа решили пригласить автора, вы должны связаться с ним или с ней. Мы также можем попробовать его через один из передовых изданий, с которыми он работает. Следующим шагом будет поиск информации об авторе и его работе, а также выбор названия или названий, которые будут читать ученики для подготовки визита. Это предварительное знание необходимо из-за уважения к автору и для возникновения ожиданий среди студентов.

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности: воспроизведение, распространение, публичный показ, прокат, воплощение проекта и т.д.

Еще одним интересным вариантом было бы выбрать различные фрагменты книги и сделать драматическое представление в классе. Подготовьте список вопросов о чтении, чтобы представить его автору на собрании. Студенты также могут взять интервью у писателя или писателя об их жизни, работе и творческом процессе. Учитель, в свою очередь, подготовит досье со всей работой, выполненной по случаю, которая позже доставит гостю. Кроме того, будет зависеть мотивация учащихся к тому, чтобы спросить и поговорить с автором, когда время, в дополнение к проявлению их привязанности и восхищения. Некоторые предпочтут ответить на свои вопросы в письменной форме, хотя лучшая альтернатива - это всегда спонтанность. Необходимо учитывать количество участников, близость к событию, комфорт, шум окружающей среды и, конечно же, возраст участников. Необходимо участие нескольких членов учебной команды в этой деятельности для участия студентов во время сессии. Информируйте ассоциации отцов и матерей, местные СМИ или через Интернет на веб-сайте центра, а также в социальных сетях, блогах, журналах и т.д. о предстоящей встрече, Создание плакатов, брошюр, фотографий и гостевых книг - это другие варианты. Вовлекайте семьи, либо проинформировав их, либо пригласив их на это мероприятие. Письмо, письмо, текстовое сообщение о назначении, а также брошюра с информацией об авторе и его работе. Включите действия, связанные с задачей, которую дети забирают домой, предложения по чтению семьи, посещение библиотеки и т.д. также важно уведомить справочные книжные магазины, чтобы они запрашивали и располагали названиями, на которых они будут работать. Даже автор может сделать презентацию своей работы в помещении как следствие.

  • Некоторые аудиовизуальные документы об авторе и его работе.
  • Соберите и запишите личные переживания в отношении сделанного чтения.
  • С фотографии гостя студенты могут нарисовать свой персонализированный портрет.
  • Учебный центр должен выбрать подходящее место для проведения собрания.
  • Некоторая реклама никогда не болит.
Развитие собрания не имеет уникального шаблона, но будет зависеть от вкуса и подхода автора; количество участников и, как мы уже указывали, возраст того же; доступного времени и т.д.

(право на воспроизведение);

(право на распространение);

(право на импорт);

(право на публичный показ);

(право на публичное исполнение);

(право на передачу в эфир);

(право на перевод);

(право на переработку).

Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.

После презентации разговор, сопровождаемый вопросами и комментариями, является обычным явлением. Вы также можете прочитать вслух, проекцию аудиовизуального элемента, интервью для школьной газеты или вашего блога в Интернете, а также выставку работ, подготовленных студентами, не забывая о традиционном подписании книги что приближает автора и читателя.

Разговаривайте и комментируйте опыт и свои чувства, поэтому организовать обсуждение в классе было бы отличным способом сделать это. Собирайте фотографии, видеозаписи, книги и документы, на которых они работали, аннотации и другие, чтобы сделать временную выставку в центре, либо в самом классе, либо в библиотеке. Или, по обсуждаемым темам, обращайтесь к новым авторам и работайте с ними, чтобы продолжать строить привычку читать среди самых молодых. Организуйте экскурсию или культурную поездку в места, которые появляются или связаны с книгами, которые вы прочитали.

  • Напишите эссе, в котором каждый из них выражает свою точку зрения вокруг опыта.
  • Читайте названия других гостей и работайте с ними в классе.
Вы организовали встречу с автором?

Договор авторского права (авторский договор) - соглашение между автором произведения искусства, литературы или науки, подлежащего охране авторским правом, и пользователем произведения. Договор авторского права регулирует передачу своих имущественных прав, связанных с произведением.

Имущественные права на произведения могут быть переданы частично или полностью, на определенный срок. Действие договора может быть распространено на определенную территорию. Основные типы авторских договоров предусматривают передачу исключительных либо неисключительных прав на использование произведения.

Было ли это удовлетворительным опытом для ваших учеников? Как вы готовите эти встречи? Автор не просто пишет, что проходит через его голову. Его история должна быть последовательной. Как только выбранный субъект, этот любовник слов должен проводить исследования по месту, времени, социальной среде, а также получать техническую информацию, научную и т.д. чтобы реализовать свой письменный проект, он ведет исследования, документальные исследования, интервью. Например, если он захочет написать историю, происходящую на лодке, автору придется овладеть техническим лексикой, прикрепленной к ней.

Срок действия договора и территорию, на которой он действителен; перечень конкретных прав, передаваемых по договору; порядок определения или сумму авторского вознаграждения, сроки и порядок его выплаты по каждому способу использования произведения.

Лицензионный договор -договор, по которому одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Автор литературных произведений или специалистов в области

Шансонье, драматург, писатель и т.д. автор может специализироваться в конкретной литературной форме. Однако, как специалист по языку, он должен овладеть различными практиками письма и знать основные каноны письма. Его творчество не должно заставлять его забывать о своих знаниях в области права интеллектуальной собственности. Журналистам, преподавателям, исследователям и другим специалистам в определенной области также необходимо писать книги. Пристрастившись к передовым знаниям по предмету, их цель - не придумывать историю, а объяснять факт, открытие, событие.

Виды лицензионных договоров

Лицензионные договоры могут быть двух видов, и исходя из этого предусматривают:

предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);

предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

Лицензионный договор может быть как возмездным, так и безвозмездным. Лицензионный договор в обязательном порядке должен предусматривать: 1) предмет договора - указание на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, право использования которых предоставляется по договору; 2) способы использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

договоры об использовании исключительного права на произведение (лицензионные договоры)

Договор об отчуждении исключительного права на произведение

По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права.

Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения

1. По лицензионному договору одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах.

2. Лицензионный договор заключается в письменной форме. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме.

3. Заключение лицензионных договоров о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных допускается путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре таких программы или базы данных либо на упаковке этого экземпляра. Начало использования таких программы или базы данных пользователем, как оно определяется этими условиями, означает его согласие на заключение договора.

4. В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения.

В таком договоре может быть предусмотрена выплата лицензиару вознаграждения в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений.

АВТОРСКИЙ ДОГОВОР ЗАКАЗА - договор , по которому автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. главное отличие договора заказа от обычного авторского договора в том, что он заключается на еще несуществующее произведение. автор должен выполнить работу лично.Следующей обязанностью гражданина по авторскому договору заказа является представление произведения в срок, определенный соглашением. По авторскому договору заказа автор может передать заказчику как исключительные права на произведение, так и предоставить право его использования лишь в установленных договором пределах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Очевидно, что когда речь идет о необходимости получения согласия (разрешения) от правообладателя, под ним понимается обладатель исключительных авторских прав на соответствующие способы использования произведения.

В некоторых случаях в ГК РФ под правообладателями понимаются также лица, которые вправе получать вознаграждение, например, в тех случаях, когда допускается использование без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения, т.е. вместо исключительных прав предоставляются только права на получение вознаграждения.

Кроме того, в отношении личных неимущественных прав правообладателями всегда будут только сами авторы, а в отношении некоторых имущественных прав, например права следования, - только авторы и их наследники.

Таким образом, в самом широком смысле в сфере авторского права правообладатель - это автор (его наследники), а также иные физические или юридические лица, получившие исключительные права на использование произведения по договору или по иному законному основанию. Однако, как уже отмечалось, в каждом конкретном случае значение слова "правообладатель" может быть установлено только из анализа соответствующего положения ГК РФ.

Также во многих случаях, когда в ГК РФ упоминается только "автор", на самом деле имеются в виду не только непосредственно сами авторы, но также и их правопреемники. Данный подход традиционен и для международных договоров в области авторских прав: например, в соответствии с п. 6 ст. 2 Бернской конвенции охрана произведения должна осуществляться "в пользу автора и его правопреемников".

В некоторых случаях произведения создаются в результате совместной творческой деятельности нескольких лиц, в результате чего авторские права на такой произведение возникают сразу у нескольких соавторов.

Соавторство возникает в том и только в том случае, когда произведение является результатом совместной творческой деятельности нескольких лиц. Обязательное условие для соавторства: наличие совместной творческой деятельности. Разумеется, такая деятельность не обязательно должна осуществляться соавторами, находящимися в одном месте. Произведение может даже состоять из имеющих самостоятельное значение частей, каждая из которых создана одним из соавторов, например, слова и музыка песни, написанной в соавторстве поэтом и композитором.

Однако к случаям соавторства часто ошибочно относят случаи совместного использования нескольких произведений, созданных различными авторами. Так, не подпадают под определение соавторства случаи, когда одно произведение создается на основании другого: например, музыка песни пишется на основе уже готовых слов или стихи сочиняются для уже существующей мелодии.

В то же время созданным в соавторстве может признаваться даже произведение, состоящее из отдельных частей, каждая из которых имеет собственного автора, например учебник, отдельные главы которого написаны разными специалистами. Определяющее значение при этом будет иметь наличие или отсутствие совместной творческой деятельности таких авторов.

Как уже отмечалось, непосредственно не участвовавшие в творческом процессе создания произведения, не признаются соавторами, даже если они оказывали автору техническое, организационное, материальное или иное содействие, не являющееся творческой деятельностью (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).

В зависимости от того, могут ли отдельные части произведения, созданные каждым из соавторов, быть выделены из созданного в соавторстве произведения и использоваться отдельно друг от друга (например, слова и музыка песни, написанные в соавторстве композитором и поэтом, отдельные части литературного произведения, каждая из которых написана одним из соавторов, и т.д.) различают соответственно делимое и неделимое соавторство.

К случаям неделимого соавторства относится создание в результате творческого труда соавторов произведения, образующего неразрывное целое. Если часть произведения, созданная одним из соавторов, может использоваться отдельно, независимо от других частей такого произведения, то имеет место делимое соавторство.

Общий принцип состоит в том, что право на использование созданного в соавторстве произведения принадлежит соавторам совместно, а порядок его реализации может быть установлен соглашением между соавторами. Разумеется, заключение соглашения о порядке использования созданного в соавторстве произведения является правом, а не обязанностью соавторов, однако оно позволяет априорно урегулировать многие спорные вопросы, которые могут осложнить использование такого произведения в дальнейшем. Так, соавторы могут в заключаемом соглашении могут оговорить, что все права реализуются ими только совместно либо их реализация возлагается только на одного из соавторов, что вознаграждение за использование произведения делится между соавторами в определенных соглашением пропорциях, и решить многие другие важные для них вопросы.

Для тех случаев, когда соглашение между соавторами отсутствует, ГК РФ специально оговаривает различные последствия для случаев делимого и неделимого соавторства, исходя при этом из необходимости обеспечить возможности использования произведения, при этом в минимальной степени ущемляя права каждого из соавторов и не допуская злоупотребления правами со стороны кого-либо из соавторов.

Если имеет место делимое соавторство, т.е. каждый из соавторов является автором части произведения, которая может быть выделена из созданного в соавторстве произведения и может использоваться самостоятельно, то при отсутствии иного соглашения между соавторами каждый из них вправе самостоятельно использовать такую часть по своему усмотрению.

Например, автор слов созданной в соавторстве песни не обязан спрашивать согласия у автора музыки при публикации своих стихов, а автор музыки не обязан, если иное не предусмотрено договором между соавторами, делиться с автором слов вознаграждением, полученным за использование его музыки, если слова песни при этом не использовались.

При неделимом соавторстве отсутствие согласия одного из соавторов на использование произведения может приводить фактически к "парализации" прав всех остальных соавторов. В связи с этим законодательно предусматривается специальное правило, в соответствии с которым ни один из соавторов такого произведения не вправе без достаточных к тому оснований запретить его использование.

На практике соблюдение данного положения сталкивается со значительными трудностями, поскольку не установлен порядок его реализации. Следует предположить, что при отказе одного из соавторов разрешить использование созданного в соавторстве произведения, образующего одно неразрывное целое, такое разрешение может быть получено через суд.

Разумеется, оптимальным вариантом решения вопросов использования созданного в соавторстве произведения является заключение соглашения между соавторами, однако на практике такие соглашения обычно или отсутствуют, или содержат недостаточно подробные положения.

Согласно абзацу второму п. 3 ст. 1229 ГК РФ доходы от совместного использования созданного в соавторстве произведения должны распределяться между соавторами (их правопреемниками) поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

Наконец, каждый из соавторов вправе самостоятельно, по собственному усмотрению принимать меры в случае нарушения его прав независимо от того, имело ли место делимое или неделимое соавторство, согласен ли другой соавтор на принятие таких мер и т.д.

Из буквального толкования данного законодательного положения следует, что соавтор, например, при обращении в суд не обязан не только получать согласие от другого соавтора, но не обязан даже уведомлять такого соавтора о предъявляемых им претензиях, исковых требованиях и т.д., поскольку любой соавтор вправе защищать свои права независимо от других соавторов. Вместе с тем суд вправе принять меры для привлечения других соавторов к рассмотрению дела.

В отношении созданных в соавторстве произведений применяется особый порядок исчисления сроков действия исключительных прав на них (абзац второй п. 1 ст. 1281 ГК РФ), согласно которому исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и 70 лет считая с 1 января года, следующего за годом смерти такого последнего из оставшегося в живых соавтора.

Принципиальным положением российского законодательства является автоматическое возникновение авторских прав с момента создания произведения.

Пунктом 4 ст. 1259 ГК РФ специально предусмотрено, что для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Таким образом, как только автор создал произведение, выразил его в какой-либо объективной форме, такое произведение получает авторско-правовую охрану, а его автор становится обладателем авторских прав на созданное им произведение. Никакой регистрации авторских прав или соблюдения каких-либо формальностей для этого не требуется.

Данный подход вытекает из требований международных договоров Российской Федерации. Так, п. 2 ст. 5 Бернской конвенции специально предусматривает, что пользование авторскими правами и их осуществление не должны быть "связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей". При этом под "формальностями" понимаются любые условия, от выполнения которых зависит существование прав. Речь идет, прежде всего, об установленной национальным законодательством административной процедуре, невыполнение которой приводит к утрате авторского права. К формальностям относятся, в частности, депонирование произведения, его регистрация в государственном или ином компетентном органе, включая уплату регистрационных сборов.

В то же время положения международных договоров Российской Федерации не препятствуют введению факультативной (добровольной) государственной или иной регистрации произведений, их добровольного депонирования для целей защиты авторских прав в специализированных организациях и т.д. Так, факультативная государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных специально предусматривалась Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-I "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".

Согласно п. 4 ст. 1259 ГК РФ сохранена система добровольной, факультативной, осуществляемой по желанию правообладателя регистрации в отношении программ для ЭВМ и баз данных, осуществляемая в соответствии с правилами ст. 1262 ГК РФ.

Несмотря на то что охрана возникает автоматически и ее предоставление не зависит от способа выражения произведения, все же для ее возникновения, как уже упоминалось, необходимо выражение произведения в объективной форме. До тех пор пока произведение не будет выражено в какой-либо объективной форме, оно вообще не нуждается в какой-либо правовой охране.

В п. 3 ст. 1259 ГК РФ содержится краткий неисчерпывающий перечень основных форм, в которых могут быть выражены произведения: в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Отсутствие формальностей облегчает положение авторов произведений, которые избавлены от необходимости для охраны своих произведений осуществлять, например, их государственную регистрацию, выплачивать государственные пошлины, как в патентном праве. В то же время отсутствие официального подтверждения принадлежности прав может в ряде случаев затруднять их защиту на практике.

Так, могут возникать значительные проблемы с обеспечением доказательств авторства именно в силу того, что для формального возникновения авторских прав российское законодательство не требует совершения автором каких-либо действий, кроме придания произведению "объективной формы".

Для доказывания авторства, т.е. факта создания произведения именно данным лицом - автором, сам автор, его наследники или иные заинтересованные лица при рассмотрении спора в суде могут использовать абсолютно любые допускаемые российским законодательством доказательства:

Объяснения сторон и третьих лиц;

Показания свидетелей;

Письменные и вещественные доказательства;

Аудиозаписи и видеозаписи;

Заключения экспертов.

На практике чаще всего процесс доказывания авторства опирается на так называемую презумпцию авторства и сводится к предоставлению наиболее раннего по времени создания экземпляра произведения, на котором указан автор.

Презумпция авторства закреплена в ст. 1257 ГК РФ: "Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное". Это означает, что в случае возникновения любого спора автору достаточно представить любой экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора каким-либо обычным способом, например на титульном листе, в оглавлении или непосредственно в тексте произведения.

Аналогичная презумпция устанавливается п. 1 ст. 15 Бернской конвенции: "Для того, чтобы автор охраняемых настоящей Конвенцией литературных и художественных произведений рассматривался, при отсутствии доказательства противоположного, как таковой и в соответствии с этим имел право обращаться в странах Союза в суд по поводу нарушения его прав, достаточно, если имя автора будет указано на произведении обычным образом. Настоящий пункт применяется, даже если это имя является псевдонимом, в том случае, если псевдоним, принятый автором, не оставляет сомнений в его личности". Как видно из приведенного текста, он имеет несколько более широкую сферу действия, применяясь также в указанных в нем случаях в отношении произведений, опубликованных под псевдонимом.

Таким образом, в случае возникновения спора автору достаточно представить любой экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора. Однако если иные лица сумеют представить экземпляры того же произведения с более ранней датой создания, на которых в качестве автора произведения указано иное лицо, рассматриваемая презумпция будет действовать уже в отношении такого лица, которое и будет признаваться автором, пока не будет доказано иное.

Данные положения призваны облегчить доказывание самим автором его авторства в отношении произведения.

Разумеется, презумпция авторства является опровержимой, однако на практике авторам в случае плагиата (присвоения авторства другими лицами) зачастую оказывается очень трудно представить бесспорные доказательства создания ими произведения. Если в отношении опубликованного произведения для доказательства авторства достаточно представить любой наиболее ранний экземпляр произведения, то в отношении неопубликованных произведений защита прав авторов во многих случаях бывает чрезвычайно затруднена и даже невозможна, если сам автор заранее не позаботился об обеспечении необходимых доказательств.

Такие доказательства могут быть обеспечены, в частности, путем нотариального удостоверения экземпляра произведения или депонирования экземпляра произведения в одной из организаций, предлагающих такую услугу, например в Российском авторском обществе (www.rao.ru).

Использование различных вариантов совершения нотариальных действий, благодаря которым можно обеспечить довольно надежные доказательства существования экземпляра произведения на определенную дату и тем самым использовать презумпцию авторства для доказательства своих прав, на практике часто оказывается затруднено, так как нотариальная практика в данной области не отличается единообразием и обратившимся лицам предлагаются совершенно разные варианты нотариальных действий: принятие на хранение экземпляра произведения, удостоверение времени его предъявления и т.д.

При депонировании (регистрации) экземпляра произведения в РАО появляется независимый посредник, у которого хранится экземпляр произведения и который может в случае возникновения судебного спора подтвердить дату его депонирования. Кроме того, обратившемуся лицу выдается свидетельство, которое подтверждает факт депонирования. Такое свидетельство имеет исключительно информационное значение, однако позволяет в ряде случаев оказывать дополнительное психологическое воздействие на лиц, допустивших нарушение прав на произведение или заинтересованных в заключении договоров о его использовании.

В ряде случаев иностранные правообладатели в качестве обоснования своих прав пытаются использовать полученные за рубежом документы, например свидетельства о регистрации в Копирайт-офисе Библиотеки Конгресса США. Подобные свидетельства сами по себе никакого правоустанавливающего значения на территории Российской Федерации не имеют. Дополнительной трудностью при их предъявлении в судебные органы является необходимость соблюдения ряда процессуальных требований.

Уже длительное время обсуждается возможность создания специальных систем добровольной регистрации и депонирования произведений с участием государства, однако пока факультативная государственная регистрация действует только в отношении компьютерных программ и баз данных.

Дополнительно следует отметить, что презумпция авторства действует только в отношении самого автора. Любые иные лица для доказывания своих прав должны представить доказательства перехода к ним первоначально возникших у автора имущественных авторских прав. Поскольку первоначально в соответствии с современным российским законодательством авторские права всегда возникают у автора, для определения обладателя исключительных прав в отношении соответствующего способа использования произведения требуется проверить наличие всей "цепочки" договоров или иных правовых оснований, обусловливающих переход таких прав от автора или его правопреемников.

Не может подтверждать принадлежность авторских прав кому-либо так называемый знак охраны авторских прав (c), который имеет исключительно информационное значение и указывает только на то, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Основания, согласно которым данное лицо делает такой вывод, должны быть подтверждены иными доказательствами (наличием авторских договоров, свидетельствами о праве на наследство и т.д.). Сам по себе знак охраны авторских прав не может служить основанием для установления факта обладания авторскими правами на произведение.

Абсолютно никакого правового значения не имеют согласно российскому законодательству надписи вроде "все права защищены" ("All rights reserved"), пришедшие к нам из американской практики. В ряде случаев подобные надписи специально проставляются на контрафактных экземплярах произведений и фонограмм в надежде ввести в заблуждение сотрудников правоохранительных органов.

Традиционно значительное внимание в континентальной системе права уделяется вопросам охраны личных неимущественных прав авторов.

Российское законодательство предусматривает целый комплекс личных неимущественных прав, призванных обеспечить всестороннюю защиту нематериальных интересов автора.

В соответствии с положениями ст. 150 ГК РФ принадлежащие авторам личные неимущественные права неотчуждаемы и не передаваемы иным способом, причем даже сам автор не может от них отказаться. Так, недопустима какая-либо передача права авторства по договору. Автор сам должен определить, как будет указываться его имя при использовании произведения, разрешает ли он публиковать произведение анонимно или вносить в него изменения и т.д.

На необходимость соблюдения личных неимущественных прав не может каким-либо образом влиять передача другим лицам исключительного права на произведение или предоставление им прав на использование произведения. Личные неимущественные права автора должны соблюдаться независимо от того, кому принадлежит исключительное право на произведение.

Право авторства, под которым понимается право признаваться автором произведения (п. 1 ст. 1265 ГК РФ), является краеугольным понятием всей системы авторских прав. Именно определение авторства позволяет говорить о возникновении у автора произведения и дальнейшем переходе к другим лицам авторских прав на такое произведение.

Право автора на имя, т.е. право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т.е. анонимно (ст. 1265 ГК РФ), позволяет автору по его выбору требовать, чтобы его имя указывалось при любом использовании произведения, причем в том виде, как это будет согласовано с автором, либо использование осуществлялось с указанием определенного автором псевдонима, либо использование осуществлялось анонимно, без указания имени автора.

Вопрос о порядке указания имени автора желательно решать при заключении договора, на основании которого будет использоваться произведение. В то же время разрешение на использование произведения анонимно или определение порядка указания имени либо псевдонима автора могут быть установлены как дополнительным соглашением с автором, так и путем получения одностороннего разрешения (согласия) от автора.

В случае опубликования произведения анонимно или под псевдонимом издатель считается "представителем" автора, не пожелавшего раскрыть свою личность. Кодекс предусматривает, что именно издатель уполномочен принимать меры для защиты прав автора в таких случаях.

Таким образом, издателю произведения, опубликованного анонимно или под псевдонимом, предоставляется возможность защищать права автора и принимать меры для их реализации, за исключением случаев, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности либо сам автор раскрыл свою личность и заявил о своем авторстве.

Право на неприкосновенность произведения призвано гарантировать защиту произведения от искажений. В соответствии со ст. 1266 ГК РФ не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Закрепление особого права на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений является одним из нововведений, появившихся в отечественном законодательстве в результате принятия части четвертой ГК РФ.

Вместо предусматривавшегося ЗоАП личного неимущественного права на защиту репутации автора, подлежавшего применению только при таких искажениях произведения, которые наносят ущерб чести и достоинству автора, ГК РФ ввел гораздо более жесткие правила: право на неприкосновенность произведения будет считаться нарушенным в случае внесения любого изменения произведения, например, даже при его снабжении ссылками, сносками, комментариями, примечаниями и пр.

Подобного рода положения были закреплены ранее в советском законодательстве, но фактически не применялись на практике в связи с отсутствием реальной ответственности за их нарушения. Введение положений о недопустимости внесения любых изменений или дополнений в произведение без согласия автора способно вызывать значительные сложности при осуществлении фактически любой деятельности, связанной с использованием произведений.

В соответствии со ст. 1266 ГК РФ внесение в произведение любых изменений должно осуществляться только с согласия автора, а после его смерти - только с согласия лица, обладающего исключительным правом на произведение. При этом ничего не говорится о том, что следует делать в случаях, если такое лицо отсутствует.

Мало того, в связи с тем, что право на неприкосновенность действует бессрочно, формально окажется незаконным, например, издание с иллюстрациями, сокращениями или комментариями даже произведений таких авторов, имущественные авторские права в отношении которых уже давно истекли.

Можно предполагать, что судебная практика пойдет по пути ограничительного толкования данных законодательных положений в отдельных случаях.

Предусматриваемое положение о необходимости получения согласия на внесение изменений именно у обладателей исключительных прав на произведения также является спорным. Например, во многих случаях такими правами может обладать работодатель, а вовсе не ближайший наследник автора. Данное положение вступает в формальное противоречие с положениями п. 2 ст. 1267 ГК РФ, предусматривающего возможность назначения автором специального лица, на которое возлагается охрана неприкосновенности произведения после его смерти.

Закрепление права на неприкосновенность произведения никак не согласуется также с признанием возможности передачи прав на переработку произведений, наличием особого правового регулирования при создании аудиовизуальных произведений и иных "сложных объектов" (ст. 1240 ГК РФ) и существованием ряда иных положений ГК РФ.

В том случае, если внесенные в произведение изменения не только нарушили право на неприкосновенность произведения, но и по своей сути оказались порочащими честь, достоинство или деловую репутацию автора, для защиты прав автора могут применяться правила ст. 152 ГК РФ, причем защита чести и достоинства автора в таких случаях допускается и после его смерти.

В ст. 1267 ГК РФ устанавливается принцип бессрочной охраны авторства, имени автора и неприкосновенности произведения: "авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно".

Автору предоставляется право назначить лицо, на которое он хотел бы возложить охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения. Такое лицо должно назначаться в порядке, установленном для назначения исполнителя завещания, следовательно, приобретение им соответствующих полномочий зависит от его согласия и соблюдения требований ст. 1134 ГК РФ. Такое лицо может осуществлять свои полномочия пожизненно.

Законодательство не запрещает возложение указанных полномочий на разных лиц в отношении разных произведений, однако вопрос о том, получит ли подобный подход признание в судебной практике, остается открытым.

Если автор не воспользовался своим правом на назначение специально уполномоченного лица, призванного обеспечивать охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения, либо такое лицо отказалось от исполнения своих полномочий или умерло, охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения будут осуществлять наследники автора, их правопреемники и другие заинтересованные лица. Кто именно может входить в последние две категории - "правопреемники наследников" и "другие заинтересованные лица", - в ГК РФ не уточняется.

Автору принадлежит право на обнародование произведения, т.е. право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые сделает произведение доступным для публики - "для всеобщего сведения" (ст. 1268 ГК РФ).

Таким образом, обнародование произведения - это осуществление с согласия автора любого действия, благодаря которому произведение впервые становится доступным для представителей публики, например путем его показа по телевидению, публичного исполнения (концерт, лекция и т.д.), публичного показа (размещение картины в художественной галерее), опубликование в журнале, издание в виде книги и т.д.

С обнародованием произведения связаны важные последствия, в частности возможность использования обнародованного произведения без согласия автора в установленных законодательством случаях, например цитирование или воспроизведение для личных целей.

Обнародование может осуществляться только с согласия автора - именно автор вправе решать, готово ли его произведение для представления публике или нет. Произведение, сделанное доступным публике без согласия автора, не считается обнародованным.

Наряду с понятием "обнародование" используется также понятие "опубликование", под которым подразумевается создание экземпляров произведения на материальных носителях и выпуск их в обращение "в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения" (абзац второй п. 1 ст. 1268 ГК РФ).

Именно обязательное создание экземпляров произведения на материальных носителях отличает опубликование от обнародования, которое может осуществляться и без закрепления произведения на каком-либо материальном носителе, например при публичном выступлении автора с новым произведением.

Возможно обнародование без опубликования, однако опубликование ранее не обнародованного произведения всегда приводит также к обнародованию такого произведения, например при опубликовании и выпуске в обращение ранее не обнародованного литературного произведения.

В международных договорах об авторском праве, в том числе в Бернской конвенции, Всемирной конвенции об авторском праве и др., используются именно термины "опубликование" ("выпуск в свет"). Такой подход не случаен, поскольку именно опубликование позволяет наиболее точно определять страну происхождения произведения и дату (год) опубликования, что важно для правильной реализации положений международных договоров.

Так, "страна происхождения" является одним из важнейших понятий Бернской конвенции, определение которого существенно влияет на применение положений не только самой Бернской конвенции, но и ряда других международных договоров (Всемирной конвенции об авторском праве, Договора ВОИС об авторском праве 1996 г. и др.).

В п. 4 ст. 5 Бернской конвенции установлено несколько критериев, в силу которых произведение может пользоваться конвенционной охраной. Один из таких критериев - географический (место первого выпуска в свет). При этом если произведение впервые было выпущено только в стране - члене Бернского союза, именно эта страна и станет страной происхождения произведения. Географический критерий (место первого выпуска в свет) в этом случае имеет преимущество перед гражданством или обычным местом жительства (критерий личности). Если российский автор или автор, имеющий обычное место жительства на территории Российской Федерации, впервые опубликовывает свое произведение в другой стране - члене Бернского союза, то именно эта страна признается страной происхождения такого произведения при возникновении вопроса об охране такого произведения за пределами Российской Федерации.

Включение в определение понятия опубликования (выпуска в свет) слов "исходя из характера произведения" учитывает существующие различия между произведениями. Для выпуска в свет экземпляров одних произведений требуется их широкое распространение, например журналов по подписке, а для некоторых узкоспециализированных научных произведений достаточно сделать несколько экземпляров.

Гражданский кодекс РФ, точно так же как и Бернская конвенция, не устанавливает ни каких-либо требований к числу лиц, которые должны ознакомиться с произведением для того, чтобы оно могло считаться обнародованным, ни требований к количеству экземпляров, выпуск которых необходим для того, чтобы произведение считалось опубликованным. Достаточно, чтобы существовала по крайней мере потенциальная возможность ознакомления с произведением широкого круга лиц и такая возможность была предоставлена с согласия автора.

Как уже отмечалось ранее, вопрос о принадлежности права на обнародование произведения к категории личных неимущественных прав является дискуссионным, поскольку данное право, как отмечал профессор А.П. Сергеев, объединяет как личные неимущественные, так и имущественные элементы*(4).

На практике достаточно часто вместо автора действия по обнародованию произведения осуществляет другое лицо, заказавшее его создание либо получившее права на использование не обнародованного автором произведения. Вопрос о том, вправе ли автор предоставить такому лицу наряду с правами на использование произведения также полномочия на осуществление действий по его обнародованию, не был урегулирован в ранее действовавшим законодательством, однако формально любое личное неимущественное право в соответствии с закрепленной в ГК РФ концепцией признается неотчуждаемым и не передаваемым ни по каким основаниям. Не содержалось в ЗоАП также никаких указаний по вопросу о том, кто именно вправе давать разрешение на обнародование произведения после смерти автора, хотя на практике сложилось устойчивое понимание, что такое разрешение следует получать у наследников автора одновременно с получением разрешения на использование его необнародованного произведения.

В принятой части четвертой ГК РФ (ст. 1268 ГК РФ) для решения подобных вопросов закреплены специальные правила:

2) произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме - в завещании, письмах, дневниках и т.п.

Принадлежащее автору право на отзыв (ст. 1269 ГК РФ) позволяет ему отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков.

Таким образом, в ГК РФ сохранено традиционно признаваемое за авторами во многих странах мира особое право на отзыв, т.е. на аннулирование самим автором ранее принятого им решения об обнародовании произведения. Данное решение может быть вызвано изменением взглядов автора, его критическим отношением к определенному периоду своего творчества или иными факторами.

Решение от отзыве может быть принято автором в любое время - как до совершения фактических действий по обнародованию произведения (например, если автор только передал рукопись для опубликования издательству, но издание еще не было осуществлено), так и после опубликования произведения или его обнародования в иной форме.

При этом если произведение уже было обнародовано, автор обязан также публично оповестить о его отзыве. Порядок такого публичного оповещения в ГК РФ не устанавливается.

Автор вправе при условии возмещения убытков изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения. В некоторых случаях данные положения могут вступать в противоречие с нормами иного законодательства, например об обязательном экземпляре документов.

Кроме того, как представляется, подобное изъятие не может быть осуществлено, если это приведет к нарушению прав иных лиц, например соавторов произведения или авторов произведений, включенных в один сборник с отозванным произведением, хотя нельзя исключить возможность того, что судебная практика будет строиться на основании каких-либо иных подходов.

Статья 1269 ГК РФ содержит также специальную оговорку о том, что положения о предоставлении автору права на отзыв своего произведения не подлежат применению в отношении трех групп произведений:

Программ для ЭВМ;

Служебных произведений;

Сложных объектов (ст. 1240 ГК РФ), к числу которых относятся, в частности, аудиовизуальные произведения.

Данная оговорка призвана ограничить случаи, когда реализация автором своего права на отзыв могла бы поставить под угрозу реализацию прав иных лиц.

Тема 3. Исключительное право на произведение

3.1 Понятие исключительных прав

Исключительные права рассматриваются в качестве основной группы прав автора, обеспечивающей ему или его правопреемникам возможность контролировать различные виды использования произведений и получать доходы от такого использования.

Часть четвертая ГК РФ исходит из концепции существования особого единого и неделимого исключительного права на произведение.

Такое право является имущественным (ст. 1226 ГК РФ) и позволяет его обладателю использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым не противоречащим закону способом (ст. 1229 и п. 1 ст. 1270 ГК РФ). Правообладатель может также по своему усмотрению распоряжаться исключительным правом, например передать его иному лицу по договору об отчуждении исключительного права или предоставить другому лицу права использования произведения по лицензионному договору в установленных таким договором пределах.

Однако переходить такое исключительное право может только в полном объеме. Даже при предоставлении иным лицам исключительной лицензии на использование произведения, несмотря на то что фактически дальнейшее распоряжение исключительным правом на период действия выданной исключительной лицензии, разумеется, ограничивается, формально считается, что никакого перехода исключительного права или какой-либо его части при этом не происходит (п. 1 ст. 1233 ГК РФ), оно по-прежнему остается принадлежащим в полном объеме своему обладателю.

Данный подход, заложенный в основу части четвертой ГК РФ, имеет свои преимущества и свои недостатки.

Исследователи утверждают, что понятие "исключительные права" берет начало из так называемой теории частноправовой монополии, разработанной в конце XIX в. Рогэнем*(5). Сущность авторского права он видел не в возможности использования творческого объекта, а в способности воспрепятствовать всем остальным членам общества использовать такой объект. "Монополия" на использование произведения при этом понималась как свойство, присущее всем абсолютным правам.

Теория исключительности авторских прав часто упоминалась в российской дореволюционной юридической литературе и нашла отражение в Законе об авторском праве 1911 г. Рассматривая общее понятие исключительных прав, Г.Ф. Шершеневич утверждал, что "исключительное право предоставляет юридическую возможность совершения известного рода действий с устранением всех прочих от подражания. Пассивными субъектами исключительных прав являются все сограждане".

В современной науке гражданского права теория исключительных прав получила свое дальнейшее развитие. Сложившееся в настоящее время понимание исключительного характера авторских прав состоит в том, что принадлежащие создателю произведения авторские права препятствуют другим лицам использовать произведение, иными словами, обеспечивают их носителям правомочия на совершение различных действий с одновременным запрещением всем другим лицам совершать указанные действия*(6).

Современные исследователи авторского права усматривают исключительный характер авторских прав "в признании того, что только сам обладатель авторского права, т.е. автор или его правопреемник, может решать вопрос об осуществлении авторских правомочий и прежде всего тех из них, которые связаны с использованием произведения"*(7). Предполагается, что автор по своей воле независимо от воли других лиц разрешает либо запрещает использование созданного им произведения.

Таким образом, закрепление исключительных прав означает, что никто не вправе без разрешения правообладателя использовать охраняемый такими правами объект. Вместе с тем сам правообладатель может разрешить использование своих исключительных прав третьим лицам, т.е. либо целиком передать свое исключительное право по договору об уступке прав, либо предоставить разрешение на использование по лицензионному договору.

Исключительность прав ассоциируется с монополией их владельца и часто характеризуется как один из "легальных видов монополии". Некоторые исследователи относят исключительные права к категории абсолютных прав, важнейшими видами которых являются право собственности и другие вещные права. При этом необходимость использования такой особой правовой категории, как исключительные права, обычно объясняется следующим образом.

Чтобы результаты интеллектуальной деятельности могли участвовать в экономическом обороте, необходимо закрепить право, аналогичное по функции абсолютному праву вещной собственности. Однако правовой режим, устанавливаемый в отношении любого объекта, всегда в значительной степени зависит от "природных свойств" такого объекта. Поскольку результаты интеллектуальной деятельности обычно предлагается рассматривать только в качестве нематериальных благ, делается вывод о том, что на объекты интеллектуальной собственности нельзя распространять правовой режим, установленный для вещей.

Сторонники различных модификаций теории исключительных прав обычно едины в одном - в критике так называемых проприетарных концепций, основанных на поисках аналогий между правами на результаты интеллектуальной деятельности и правом собственности на материальные объекты. Указывая на ошибочность "отождествления идей с объектами", приверженцы теории исключительных прав отмечают, что "изобретение нельзя отождествить с машиной, в которой оно воплощено. Литературное произведение нельзя отождествить с рукописью или книгой. Это - некая совокупность идей, являющаяся результатом интеллектуальной деятельности, представляющих общественную ценность независимо от тех объектов, в которых они воплощены, ибо они могут быть закреплены и в других объектах"*(8).

Справедливо выражая сомнения в применимости триады правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещью для описания комплекса личных неимущественных и имущественных прав, которые составляют сущность права интеллектуальной собственности, сторонники теории исключительных прав предлагают рассматривать их как совершенно самостоятельный, особый вид прав. Такой взгляд на проблему исключительных прав широко представлен в работах В.А. Дозорцева: "Исключительные права выполняют в отношении нематериальных объектов ту же функцию, что и право собственности в отношении материальных. Исключительное право и есть абсолютное право на нематериальные объекты, только использующее в соответствии с натуральными свойствами объекта другие правовые средства, чем право собственности"*(9).

При этом нередко подвергается резкой критике сам термин "интеллектуальная собственность", появление которого объясняется простым "желанием втиснуть сравнительно новый институт в освященные традицией схемы". Интеллектуальную собственность предлагается понимать как условное собирательное понятие, используемое для обозначения совокупности исключительных прав, а термин "собственность" рассматривать в данном случае только в специальном, переносном смысле, подчеркивающем полноту и исключительность прав создателей интеллектуальных благ, причем некоторые сторонники теории исключительных прав предлагали вообще отказаться от использования термина "интеллектуальная собственность", поскольку, по их мнению, он является неточным и способным вводить в заблуждение относительно юридической природы охраняемых исключительными правами объектов.

Вопрос о соотношении исключительных прав и права собственности заслуживает особого рассмотрения. Действительно, внимательный анализ содержания правомочий собственника и присущих им ограничений позволяет сделать вывод, что исключительные права не могут быть приравнены к праву собственности, а право собственности не может быть отнесено к исключительным правам. Исключительное право и право собственности имеют совершенно разную направленность. Право собственности обеспечивает своему обладателю прежде всего юридическую возможность господства над имуществом, совершения допускаемых законом действий в отношении этого имущества. Для права собственности характерна именно эта "позитивность" правомочий собственника. Запрет на вмешательство иным лицам в сферу хозяйственного господства собственника носит акцессорный, дополнительный характер, служит только обеспечению основных возможностей, предоставляемых собственнику. "Негативный" характер исключительных прав согласно приведенным выше формулировкам вытекает даже из их названия: основу этих прав составляет исключение, устранение всех третьих лиц от использования соответствующих объектов, причем в этом вопросе единодушны все сторонники различных вариантов теории исключительных прав.

Такой подход был бы вполне правомерен, если бы в понятие исключительных прав включались только личные неимущественные права, характерными свойствами которых обычно признаются их неразрывная связь с личностью, неотчуждаемость и непередаваемость иным способом. Однако распространение данного понятия, нацеленного за запрет использования, на имущественные права, призванные обеспечивать экономический оборот интеллектуальных ценностей, выглядело не совсем логично.

Само понятие "интеллектуальная собственность" возникло как реакция на массовое применение товарно-денежной формы в сфере "духовного производства": задачей права в данной сфере никогда не было установление запрета, устранение всех "посторонних" лиц от приобщения к культурным ценностям или техническим новациям. Задачей права признавалось только разумное с точки зрения общества в целом обеспечение интересов создателей интеллектуальных ценностей и лиц, предоставивших средства для их создания.

Право интеллектуальной собственности в своей основе является юридическим выражением осознания государством важности культуры и прогресса для сохранения и развития общества. Однако необходимо учитывать двойственную реальность, присущую данному институту. Для современности характерны не только усиление защиты личных неимущественных ("моральных") авторских прав, но и одновременно дальнейшая "коммерциализация" имущественных ("экономических") прав.

Система правомочий, которыми наделяются обладатели прав интеллектуальной собственности, призвана обеспечивать разумное и справедливое равновесие между правами авторов и инвесторов, с одной стороны, и интересами общества - с другой в отношении условий доступа к результатам творчества. Установление "монополии, ограничиваемой интересами общества" предполагает достижение договоренности, компромисса, баланса разнонаправленных интересов.

Историю авторского и патентного законодательства можно рассматривать как поиск своего рода социального контракта между обществом и автором, равновесия между правами личности и интересами общества, между тем, что относится к сфере культуры, и тем, что относится к сфере коммерции. Именно на такой основе на протяжении столетий происходил перевод на юридический язык социально-политических и экономических требований.

Способствуя созданию условий для занятия творческим трудом, обеспечивая правовое признание и охрану достигнутых результатов, закрепляя за авторами и изобретателями права на использование созданных ими произведений и получение доходов от такого использования, поддерживая "пламя гения топливом интереса" (А. Линкольн), право интеллектуальной собственности одновременно создает условия для использования произведений в интересах общества, в целях образования и просвещения, научного и технологического прогресса, ознакомления самой широкой аудитории с культурным наследием и новыми творческими достижениями. Так, более 150 лет назад американскими судьями была сформулирована доктрина "допустимого использования", позволяющая в отдельных случаях ограниченное и некоммерческое использование объектов, защищенных авторским правом. Эта доктрина - одна из первых попыток согласовать заинтересованность общества в свободном потоке идей и знаний с заинтересованностью правообладателей в справедливом вознаграждении за вложенный творческий труд и затраченные средства*(10).

В условиях рыночной экономики имущественные права на объекты интеллектуальной собственности можно рассматривать как особого рода товар, который можно обменивать на другие материальные ценности. При этом и правообладатели, и добросовестные пользователи стремятся к четкой правовой модели взаимодействия друг с другом и с органами государства.

Авторское право исторически возникло как специфическое средство правовой охраны интересов издателей и книготорговцев, которые всегда оставались главными партнерами писателя. Как отмечают многие специалисты, авторское право и сейчас остается "правом издателей" более, чем "правом авторов", защищая интересы организации-правопреемника через защиту интересов автора. Для реализации результата творческой деятельности чаще всего необходимо наличие такой организации, получающей от автора его имущественные права и принимающей на себя (в расчете на соответствующие доходы) затраты на доведение этого результата до тех, для кого он предназначен: читателя, зрителя, слушателя. Возможность передачи имущественных прав укрепляет всю систему авторских прав и улучшает социальное положение самих авторов.

Интересно проанализировать, почему в российском законодательстве стало использоваться понятие исключительных прав, каковы были цели его внедрения.

Как известно, в России в течение XIX-XX вв. неоднократно менялись законодательно закрепляемые концепции авторских прав. Например, законодательство XIX в. (в частности, ст. 420 Свода законов 1887 г.) закрепляло понимание авторского права как разновидности права собственности, отдавая предпочтение охране интересов издателей. В конце XIX века в разработанном законопроекте авторское право предлагалось рассматривать как право относительное, возникающее из договорных отношений. Авторские права понимались то как привилегия, то как особый вид имущества, то как права личности, то как права собственности*(11).

Когда Г.Ф. Шершеневич и иные российские юристы в конце XIX-начале XX в. настаивали на построении российского законодательства об авторском праве на основе концепции исключительных прав, они, несомненно, видели в такой концепции определенного рода панацею от ранее использовавшихся подходов, которые позволяли заключать кабальные договоры в отношении будущих произведений автора, т.е. планировалось добиться более высокого уровня защищенности интересов творческих работников, а вовсе не предоставить издателям ничем не ограниченное право запрещать использование произведения.

...

Подобные документы

    Музыкальные произведения, пользующиеся частичной правовой охраной и не охраняемые авторским правом. Содержание авторских прав. Правовое регулирование отношений по использованию музыкальных произведений. Коллективное управление авторскими правами.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2016

    Понятие авторских и смежных прав. Защита авторских и смежных прав. Гражданско–правовые способы защиты авторских и смежных прав. Авторский договор и его значение. Управление имущественными правами на коллективной основе. Понятие авторства и Интернет.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2008

    Общая характеристика, понятие и виды авторских прав, их субъекты и объекты. Система охраны и международно-правовые акты защиты авторских прав. Анализ участия Российской Федерации в международных соглашениях об охране прав интеллектуальной собственности.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2013

    Сравнительно-правовой анализ ранее действовавшего советского и вновь принятого российского авторского законодательства. Изучение юридической природы и сущности авторских прав. Особенности современного состояния системы международной охраны авторских прав.

    дипломная работа , добавлен 17.08.2010

    Понятие авторских прав как интеллектуальных прав на произведения науки, литературы и искусства. Характеристика способов защиты авторских прав. Защита личных неимущественных и исключительных прав. Обеспечение иска по делам о нарушении авторских прав.

    курсовая работа , добавлен 02.08.2011

    Авторское право и сфера его регулирования. Исключительная природа авторских прав. Характеристика понятий "авторское право" и "отдельные авторские полномочия". Виды авторских прав. Личные неимущественные права авторов. Срок действия авторского права.

    дипломная работа , добавлен 15.10.2008

    Особенности применения права использования произведения. Сущность гарантий соблюдение личных неимущественных прав, ответственность сторон по договорам. Охрана и защита авторских прав. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2013

    курсовая работа , добавлен 30.04.2009

    Рассмотрение истории становления и развития авторского права, анализ его системы и классификации. Детальное рассмотрение личных неимущественных и имущественных авторских прав, способы их защиты. Особенности договора об отчуждении исключительного права.

    дипломная работа , добавлен 26.04.2011

    Характеристика законодательства об интеллектуальной собственности. Срок охраны авторских прав, ответственность за их нарушение. Имущественные и лично неимущественные права автора. Гражданско-правовая защита авторских прав на литературные произведения.