Особенности смежных прав. Понятие и общая характеристика смежных прав. Объекты смежных прав

Права, смежные с авторскими (смежные права), - это исключительное право исполнителя на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

К смежным правам относится исключительное право, а также личные неимущественные права. Объектами смежных прав являются: исполнения артистов - исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения); фонограммы; сообщения передач организаций эфирного и кабельного вещания; базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов; произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрации их объекта или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем его футляре и состоит из трех элементов - латинской буквы «Р» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

Под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая в себя все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме.

Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без вытлаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (ст. 1273, 1274, 1277-1279 ГК РФ).

Согласно договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав одна сторона - исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного и кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы и искусства либо иной правообладатель передает или обязуется передать свое исключительное право на соответствующий объект смежных прав в полном объеме другой стороне - приобретателю исключительного права.

В соответствии с лицензионным договором о предоставлении права использования объекта смежных прав одна сторона - исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного и кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы и искусства либо иной правообладатель (лицензиар) передает или обязуется передать другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах.

При этом к любым технологиям, техническим устройствам или их компонентам, контролирующим доступ к объекту смежных прав, предотвращающим либо ограничивающим осуществление действий, которые не разрешены правообладателем в отношении такого объекта (технические средства защиты смежных прав), соответственно применяются положения ст. 1299, 1311 ГК РФ. Относительно информации, которая идентифицирует объект смежных прав или правообладателя, либо информации об условиях использования этого объекта, которая содержится на соответствующем материальном носителе, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением этого объекта до всеобщего сведения, а также любых цифр и кодов, в которых содержится такая информация (информация о смежном праве), соответственно применяются положения ст. 1300, 1311 ГК РФ.

Если же нарушается исключительное право на объект смежных прав, обладатель данного права наряду с использованием установленных способов защиты и мер ответственности (ст. 1250, 1252, 1253 ГК РФ) может требовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от 10 тыс. до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда; в двукратном размере стоимости фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

Для обеспечения иска по делам о нарушении смежных прав к ответчику или к лицу, которое является нарушителем смежных прав, а также к объектам смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, соответственно применяются меры, предусмотренные ст. 1302 ГК РФ.

Право на исполнение. Исполнитель (автор исполнения) - это гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, артист - исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер - постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

Смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей (актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и др.) независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов. При этом к отношениям членов коллектива исполнителей, связанным с распределением доходов от использования совместного исполнения, применяются правила п. 3 ст. 1299 ГК РФ.

Исполнителю принадлежат: исключительное право на исполнение; право авторства - право признаваться автором исполнения; право на имя; право на неприкосновенность исполнения - право на защиту исполнения от всякого искажения.

Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений.

Исполнитель имеет право в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (ст. 1134 ГК РФ), указать лицо, на которое он возлагает охрану своего имени и неприкосновенности исполнения после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного исполнителем лица от осуществления соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана имени исполнителя и неприкосновенности исполнения осуществляется его наследниками, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Исполнитель обладает исключительным правом использовать исполнение не противоречащим законом способом (исключительное право на исполнение). Исполнитель может распоряжаться исключительным правом на исполнение.

Использованием исполнения считается: сообщение в эфир, т.е. сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения; сообщение по кабелю; запись исполнения; воспроизведение записи исполнения; распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров; действие, осуществляемое в отношении записи исполнения; доведение записи исполнения до всеобщего сведения; публичное исполнение записи исполнения; прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

При использовании исполнения лицом, не являющимся его исполнителем, применяются правила п. 2 ст. 1315 ГК РФ.

Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю.

К переходу исключительного права на исполнение по наследству применяются правила ст. 1283 ГК РФ. По истечении срока действия исключительного права на исполнение это право переходит в общественное достояние.

К правам на исполнение, созданное исполнителем в порядке выполнения служебного задания, в том числе к правам на созданное в таком порядке совместное исполнение, применяются правила ст. 1295 ГК РФ.

Исключительное право на исполнение действует на территории РФ в случаях, когда: исполнитель является гражданином РФ; исполнение впервые имело место на территории РФ; исполнение зафиксировано в фонограмме, включено в сообщение в эфир или по кабелю, охраняемое в соответствии с положениями ст. 1332 ГК РФ; в иных случаях, предусмотренных международными договорами.

Право на фонограмму. Изготовитель фонограммы - это лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке. Изготовителю фонограммы принадлежат: исключительное право на фонограмму; право на указание на экземплярах фонограмм и (или) их упаковке своего имени или наименования; право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании; право на обнародование фонограммы, т.е. на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо иным способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров фонограммы с согласия изготовителя в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

Изготовитель фонограммы осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей.

Изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фонограмму). Изготовитель фонограммы может распоряжаться исключительным правом на фонограмму. Использованием фонограммы считается: публичное исполнение, т.е. любое сообщение фонограммы в эфир; сообщение по кабелю; доведение фонограммы до всеобщего сведения; воспроизведение, т.е. изготовление одного и более экземпляров фонограммы или части фонограммы; распространение фонограммы; импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения; переработка фонограммы.

Лицо, правомерно осуществившее переработку фонограммы, приобретает смежное право на переработанную фонограмму.

При использовании фонограммы лицом, не являющимся ее изготовителем, применяются правила п. 2 ст. 1323 ГК РФ.

Если оригинал или экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров допускается без согласия обладателя исключительного права на фонограмму и без выплаты ему вознаграждения (ст. 1325 ГК РФ).

Публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения. Сбор данного вознаграждения и его распределение осуществляются организациями по управлению правами на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности (ст. 1244 ГК РФ). Вознаграждение распределяется между правообладателями в следующей пропорции: 50% - исполнителям, 50% - изготовителям фонограмм. Исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована, при условии, что фонограмма была обнародована в течение 50 лет после осуществления записи.

К наследникам и другим правопреемникам изготовителя фонограммы исключительное право на фонограмму переходит в пределах оставшейся части сроков.

По истечении срока действия исключительного права на фонограмму она переходит в общественное достояние.

Права организаций эфирного и кабельного вещания. Организация эфирного и кабельного вещания - это юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений). Организации эфирного и кабельного вещания принадлежит исключительное право использовать правомерно осуществляемое или осуществленное ею сообщение в эфир или по кабелю передач любым не противоречащим закону способом (исключительное право на сообщение радио- или телепередачи). Причем это могут быть следующие способы: запись сообщения радио- или телепередачи; воспроизведение записи сообщения радио- или телепередачи; распространение сообщения радио- и телепередачи путем продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообще- ния радио- или телепередачи; ретрансляция, т.е. сообщение в эфир; доведение сообщения радио- пли телепередачи до всеобщего сведения; публичное исполнение.

К праву использования сообщения радио- или телепередачи применяются правила п. 3 ст. 1317 ГК РФ.

Организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права с соблюдением прав авторов произведений, прав исполнителей, а в соответствующих случаях - обладателей прав на фонограмму и прав других организаций эфирного и кабельного вещания на сообщения радио- и телепередач.

Права организации эфирного и кабельного вещания признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав, прав исполнителей, а также прав на фонограмму.

Исключительное право на сообщение радио- или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю.

К правопреемникам организации эфирного и кабельного вещания исключительное право на сообщение радио- или телепередачи переходит в пределах оставшейся части срока.

По истечении срока действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи оно переходит в общественное достояние.

Право изготовителя базы данных. Изготовитель базы данных - это лицо, которое организовало создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано обычным образом на экземпляре базы данных и (или) его упаковке. Изготовителю базы данных принадлежат: исключительное право изготовителя базы данных; право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени или наименования.

Изготовителю базы данных, создание которой (включая обработку или представление соответствующих материалов) требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат, принадлежит исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом (исключительное право изготовителя базы данных). Никто не вправе извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование без разрешения правообладателя.

Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, счи- тая с 1 января года, следующего за годом ее создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования.

Сроки могут возобновляться при каждом обновлении базы данных.

Исключительное право изготовителя базы данных действует на территории РФ в следующих случаях: изготовитель базы данных является гражданином РФ или российским юридическим лицом; изготовитель базы данных является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом при условии, что законодательством соответствующего иностранного государства предоставляется на его территории охрана исключительному праву изготовителя базы данных, изготовителем которой является гражданин РФ или российское юридическое лицо; в иных случаях, предусмотренных международными договорами.

Если изготовитель базы данных является лицом без гражданства, в зависимости от того, имеет это лицо место жительства на территории РФ или иностранного государства, применяются правила п. 1 ст. 1336 ГК РФ, относящиеся к гражданам РФ или иностранным гражданам.

Право публикатора на произведение науки, литературы и искусства. Публикатор - это гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы и искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние (ст. 1282 ГК РФ) либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом. Права публикатора распространяются на произведения, которые независимо от времени их создания могли быть признаны объектами авторского права в соответствии с правилами ст. 1259 ГК РФ. Однако данные положения не распространяются на произведения, находящиеся в государственных и муниципальных архивах.

Публикатору принадлежат: исключительное право публикатора на обнародованное им произведение (п. 1 ст. 1339 ГК РФ); право на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения.

При обнародовании произведения публикатор обязан соблюдать условия, предусмотренные п. 3 ст. 1268 ГК РФ.

Публикатор в течение срока действия исключительного права публикатора на произведение обладает правомочиями, указанными в абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ. Таким же правомочиями обладает лицо, к которому перешло исключительное право публикатора на произведение. Данному публикатору принадлежит исключительное право использовать произведение способами, предусмотренными подп. 1-8 и 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ, и он может распоряжаться по своему усмотрению указанным исключительным правом.

Глава 71 ГК РФ регулирует права, смежные с авторскими. Смежными с авторскими правами (смежными правами) являются интеллектуальные права:

на результаты исполнительской деятельности (исполнения),

на фонограммы,

на сообщение в эфир или по кабелю радио– и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания),

на произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние.

К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, относятся также личные неимущественные права.

В соответствии с частью четвертой ГК РФ объектами смежных прав являются :

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров – постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Относительной новизной обладают положения ГК РФ о том, что для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей. Предоставление на территории РФ охраны объектам смежных прав в соответствии с международными договорами РФ осуществляется в отношении исполнений, фонограмм, сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и не перешедших в общественное достояние в РФ вследствие истечения предусмотренного законом срока действия исключительного права.

Знаку правовой охраны смежных прав в Кодексе посвящена отдельная статья (ст. 1305 ГК РФ), что само по себе является новым для российского законодательства. Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов – латинской буквы «Р» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Кроме того, большое значение уделено вопросам информации о смежном праве (ст. 1310 ГК РФ). В отношении любой информации, которая идентифицирует объект смежных прав или правообладателя, либо информации об условиях использования этого объекта, которая содержится на соответствующем материальном носителе, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением этого объекта до всеобщего сведения, а также любых цифр и кодов, в которых содержится такая информация (информация о смежном праве).

В качестве новых субъектов смежных прав Кодекс называет изготовителя базы данных и публикатора.

Изготовителем базы данных признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано обычным образом на экземпляре базы данных и (или) его упаковке (ст. 1333 ГК РФ). Изготовителю базы данных принадлежат:

исключительное право изготовителя базы данных;

право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени или наименования.

Публикатором , согласно статье 1337 ГК РФ, признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние (ст. 1282 ГК РФ) либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом. Права публикатора распространяются на произведения, которые независимо от времени их создания могли быть признаны объектами авторского права. В то же время права публикатора не распространяются на произведения, находящиеся в государственных и муниципальных архивах.

Как и ранее к числу субъектов смежных прав Кодекс относит исполнителя (автора исполнения) (ст. 1313 ГК РФ), однако правовой статус его несколько изменился . Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, – артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

Кодексом вводится новый институт «авторского и смежного права» – смежные права на совместное исполнение. Смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей (актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и другим членам коллектива исполнителей) независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

Смежные права на совместное исполнение осуществляются руководителем коллектива исполнителей, а при его отсутствии – членами коллектива исполнителей совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Если совместное исполнение образует неразрывное целое, ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить его использование. Элемент совместного исполнения, использование которого возможно независимо от других элементов, то есть элемент, имеющий самостоятельное значение, может быть использован создавшим его исполнителем по своему усмотрению, если соглашением между членами коллектива исполнителей не предусмотрено иное. Каждый из членов коллектива исполнителей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих смежных прав на совместное исполнение, в том числе в случае, когда такое исполнение образует неразрывное целое.

Более четко детализированы и выделены в новом законе права исполнителя. Исполнителю принадлежат:

1. Исключительное право на исполнение. Данное право находит свою детализацию в статье 1317 ГК РФ, в соответствии с которой исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение в соответствии со статьей 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на исполнение). Исполнитель может распоряжаться исключительным правом на исполнение. Использованием исполнения считается :

1) сообщение в эфир, то есть сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого исполнение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении исполнения в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых исполнение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой;

2) сообщение по кабелю, то есть сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

3) запись исполнения, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

4) воспроизведение записи исполнения, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части. При этом запись исполнения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случаев, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение исполнения до всеобщего сведения;

5) распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

6) действие, осуществляемое в отношении записи исполнения и предусмотренное подпунктами 1 и 2 настоящего пункта;

7) доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

8) публичное исполнение записи исполнения, то есть любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;

9) прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

Исключительное право на исполнение не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения. При заключении с исполнителем договора о создании аудиовизуального произведения согласие исполнителя на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения предполагается. Согласие исполнителя на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, должно быть прямо выражено в договоре.

3. Право на имя – право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, а в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 1314 ГК РФ, право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей.

4. Право на неприкосновенность исполнения – право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения.

Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений. Права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение.

Статья 1316 ГК РФ предусматривает охрану авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя, что является новеллой законодательства. По новому закону авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно. Исполнитель вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (ст. 1134 ГК РФ), указать лицо, на которое он возлагает охрану своего имени и неприкосновенности исполнения после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного исполнителем лица от осуществления соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана имени исполнителя и неприкосновенности исполнения осуществляется его наследниками, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

В соответствии с главой 71 ГК РФ исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю. Если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и пятьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации исполнителя. Если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права продлевается на четыре года. По истечении срока действия исключительного права на исполнение это право переходит в общественное достояние. К исполнению, перешедшему в общественное достояние, соответственно применяются правила статьи 1282 ГК РФ.

На принадлежащее исполнителю исключительное право на исполнение обращение взыскания не допускается . Однако на права требования исполнителя к другим лицам по договорам об отчуждении исключительного права на исполнение и по лицензионным договорам, а также на доходы, полученные от использования исполнения, может быть обращено взыскание. На исключительное право, принадлежащее не самому исполнителю, а другому лицу, и на право использования исполнения, принадлежащее лицензиату, может быть обращено взыскание.

В случае продажи принадлежащего лицензиату права использования исполнения с публичных торгов в целях обращения взыскания на это право исполнителю предоставляется преимущественное право его приобретения.

Исключительное право на исполнение действует на территории РФ в случаях, когда:

исполнитель является гражданином РФ;

исполнение впервые имело место на территории РФ;

исполнение зафиксировано в фонограмме, охраняемой в соответствии с положениями статьи 1328 ГК РФ;

исполнение, не зафиксированное в фонограмме, включено в сообщение в эфир или по кабелю, охраняемое в соответствии с положениями статьи 1332 ГК РФ;

По новому закону изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке (ст. 1322 ГК РФ).

Изготовителю фонограммы принадлежат :

1) исключительное право на фонограмму, то есть право использовать фонограмму в соответствии со статьей 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фонограмму). Изготовитель фонограммы может распоряжаться исключительным правом на фонограмму. Использованием фонограммы считается:

а) публичное исполнение, то есть любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;

б) сообщение в эфир, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной для слухового восприятия независимо от ее фактического восприятия публикой. При сообщении фонограммы в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых фонограмма может быть доведена до всеобщего сведения независимо от ее фактического приема публикой;

в) сообщение по кабелю, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

г) доведение фонограммы до всеобщего сведения таким образом, что лицо может получить доступ к фонограмме из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

д) воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы или части фонограммы. При этом запись фонограммы или части фонограммы на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение фонограммы до всеобщего сведения;

е) распространение фонограммы путем продажи или иного отчуждения оригинала или экземпляров, представляющих собой копию фонограммы на любом материальном носителе;

ж) импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения правообладателя;

з) прокат оригинала и экземпляров фонограммы;

и) переработка фонограммы.

2) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования;

3) право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании;

4) право на обнародование фонограммы, то есть на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо иным способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров фонограммы с согласия изготовителя в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

Изготовитель фонограммы осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей . Права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. Право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования и право на защиту фонограммы от искажения действуют и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы.

Если оригинал или экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот на территории РФ путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров допускается без согласия обладателя исключительного права на фонограмму и без выплаты ему вознаграждения. Публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.

Сбор с пользователей вознаграждения и распределение этого вознаграждения осуществляются организациями по управлению правами на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности (ст. 1244).

Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи. К наследникам и другим правопреемникам изготовителя фонограммы исключительное право на фонограмму переходит в пределах оставшейся части сроков. По истечении срока действия исключительного права на фонограмму она переходит в общественное достояние.

Исключительное право на фонограмму действует на территории РФ в случаях, когда:

изготовитель фонограммы является гражданином РФ или российским юридическим лицом;

фонограмма обнародована или ее экземпляры впервые публично распространялись на территории РФ;

в иных случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио– или телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений) (ст. 1329 ГК РФ). Организации эфирного или кабельного вещания принадлежит исключительное право использовать правомерно осуществляемое или осуществленное ею сообщение в эфир или по кабелю передач в соответствии со статьей 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на сообщение радио– или телепередачи). Организация эфирного или кабельного вещания может распоряжаться исключительным правом на сообщение радио– или телепередачи.

Использованием сообщения радио– или телепередачи (вещания) считается:

1) запись сообщения радио– или телепередачи, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять ее неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

2) воспроизведение записи сообщения радио– или телепередачи, то есть изготовление одного и более экземпляра записи сообщения радио– или телепередачи либо ее части. При этом запись сообщения радио– или телепередачи на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение сообщения радио– или телепередачи до всеобщего сведения;

3) распространение сообщения радио– или телепередачи путем продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения радио– или телепередачи;

4) ретрансляция, то есть сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю радио– или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации;

5) доведение сообщения радио– или телепередачи до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к сообщению радио– или телепередачи из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

6) публичное исполнение, то есть любое сообщение радио– или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением.

Использованием сообщения радио– или телепередачи организации эфирного вещания считаются как ретрансляция его в эфир, так и сообщение по кабелю. Использованием сообщения радио– или телепередачи организации кабельного вещания считаются как ретрансляция его по кабелю, так и сообщение в эфир.

Исключительное право на сообщение радио– или телепередачи действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио– или телепередачи в эфир или по кабелю. К правопреемникам организации эфирного или кабельного вещания исключительное право на сообщение радио– или телепередачи переходит в пределах оставшейся части срока. По истечении срока действия исключительного права на сообщение радио– или телепередачи оно переходит в общественное достояние.

Исключительное право на сообщение радио– или телепередачи действует на территории РФ, если организация эфирного или кабельного вещания имеет место нахождения на территории РФ и осуществляет сообщение с помощью передатчиков, расположенных на территории РФ, а также в иных случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Как уже отмечалось Кодекс вводит два новых субъекта смежного права , одним из которых является изготовитель базы данных. Изготовителю базы данных, создание которой (включая обработку или представление соответствующих материалов) требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат, принадлежит исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом (исключительное право изготовителя базы данных). Изготовитель базы данных может распоряжаться указанным исключительным правом. При отсутствии доказательств иного базой данных, создание которой требует существенных затрат, признается база данных, содержащая не менее десяти тысяч самостоятельных информационных элементов (материалов), составляющих содержание базы данных (абзац второй пункта 2 статьи 1260).

Никто не вправе извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование без разрешения правообладателя. При этом под извлечением материалов понимается перенос всего содержания базы данных или существенной части составляющих ее материалов на другой информационный носитель с использованием любых технических средств и в любой форме.

Исключительное право изготовителя базы данных признается и действует независимо от наличия и действия авторских и иных исключительных прав изготовителя базы данных и других лиц на составляющие базу данных материалы, а также на базу данных в целом как составное произведение. Лицо, правомерно пользующееся базой данных, вправе без разрешения правообладателя извлекать из такой базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в личных, научных, образовательных и иных некоммерческих целях в объеме, оправданном указанными целями, и в той мере, в которой такие действия не нарушают авторские права изготовителя базы данных и других лиц.

Использование материалов, извлеченных из базы данных, способом, предполагающим получение к ним доступа неограниченного круга лиц, должно сопровождаться указанием на базу данных, из которой эти материалы извлечены.

Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение пятнадцати лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение пятнадцати лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования. Указанные сроки возобновляются при каждом обновлении базы данных.

Исключительное право изготовителя базы данных действует на территории РФ в случаях, когда:

изготовитель базы данных является гражданином РФ или российским юридическим лицом;

изготовитель базы данных является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом при условии, что законодательством соответствующего иностранного государства предоставляется на его территории охрана исключительному праву изготовителя базы данных, изготовителем которой является гражданин РФ или российское юридическое лицо;

в иных случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Другим новым субъектом смежных прав, который появляется с вступлением части четвертой ГК РФ в силу , является публикатор. Публикатору принадлежат:

1) исключительное право публикатора на обнародованное им произведение (п. 1 ст. 1339 ГК РФ);

2) право на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения.

При обнародовании произведения публикатор обязан соблюдать условия, предусмотренные пунктом 3 статьи 1268 ГК РФ. Публикатору произведения принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 ГК РФ (исключительное право публикатора на произведение) способами, предусмотренными подпунктами 1–8 и 11 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ. Публикатор произведения может распоряжаться указанным исключительным правом.

Исключительное право публикатора на произведение признается и в том случае, когда произведение было обнародовано публикатором в переводе или в виде иной переработки. Исключительное право публикатора на произведение признается и действует независимо от наличия и действия авторского права публикатора или других лиц на перевод или иную переработку произведения.

Исключительное право публикатора на произведение возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение двадцати пяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования.

Исключительное право публикатора распространяется на произведение:

1) обнародованное на территории РФ, независимо от гражданства публикатора;

2) обнародованное за пределами территории РФ гражданином РФ;

3) обнародованное за пределами территории РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства, при условии, что законодательством иностранного государства, в котором обнародовано произведение, предоставляется на его территории охрана исключительному праву публикатора, являющегося гражданином РФ;

4) в иных случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Исключительное право публикатора на произведение может быть прекращено досрочно в судебном порядке по иску заинтересованного лица, если при использовании произведения правообладатель нарушает требования ГК РФ в отношении охраны авторства, имени автора или неприкосновенности произведения.

При отчуждении оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры или другого подобного произведения) его собственником, обладающим исключительным правом публикатора на отчуждаемое произведение, это исключительное право переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Если обнародованные оригинал или экземпляры произведения правомерно введены в гражданский оборот путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров допускается без согласия публикатора и без выплаты ему вознаграждения.

Новый закон сохранил возможность использования объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения (ст. 1306 ГК РФ).

Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений.

По-новому в ГК РФ регламентируется договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав и лицензионный договор о предоставлении права использования объекта смежных прав. По данному договору одна сторона – исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель передает или обязуется передать свое исключительное право на соответствующий объект смежных прав в полном объеме другой стороне – приобретателю исключительного права.

По лицензионному договору одна сторона – исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах.

Новыми являются и положения Кодекса об ответственности за нарушение смежных прав. В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ (ст. 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

В целях обеспечения иска по делам о нарушении смежных прав к ответчику или к лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем смежных прав, а также к объектам смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, соответственно применяются меры, предусмотренные статьей 1302 ГК РФ.

Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами). Смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, использованные при создании объектов смежных прав. Смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на такие произведения. Объектами смежных прав являются: 1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств; 2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение; 3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией; 4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов; 5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

55.Виды смежных прав. Особенности правового регулирования права на исполнение. Особенности правового регулирования права на фонограмму. Особенности правового регулирования права на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач. Особенности правового регулирования права на содержание баз данных . Смежные права принято делить на три основных категории: право на исполнение, право на фонограмму, а также право на трансляцию телепередачи либо радиопередачи.

Изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. Изготовителю фонограммы принадлежат: 1) исключительное право на фонограмму; 2) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования; 3) право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании; 4) право на обнародование фонограммы. Использованием фонограммы считается: публичное исполнение, сообщение в эфир, сообщение по кабелю, доведение до всеобщего сведения, распространение путем продажи и др. Публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения. Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи.


Организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, самостоятельно определяющее содержание радио- и телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений) и осуществляющее их сообщение в эфир или по кабелю своими силами или с помощью третьих лиц. Использованием сообщения радио- или телепередачи (вещания) считается: запись сообщения радио- и телепередачи, воспроизведение записи, распространением записи путем продажи, трансляция и др. Исключительное право на сообщение радио- или телепередачи действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю. После прекращения действия исключительного права сообщение радио- или телепередачи переходит в общественное достояние. Изготовителем базы данных признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано обычным образом на экземпляре базы данных и (или) его упаковке. Изготовителю базы данных принадлежат: исключительное право изготовителя базы данных; право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени или наименования; право на обнародование базы данных. Право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковке своего имени или наименования действует и охраняется в течение срока действия исключительного права изготовителя базы данных. Изготовителю базы данных принадлежит исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом. Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение пятнадцати лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение пятнадцати лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования. Лицо, правомерно пользующееся обнародованной базой данных, вправе без разрешения обладателя исключительного права извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование: в целях, для которых база данных ему предоставлена, в любом объеме, если иное не предусмотрено договором; в личных, научных, образовательных целях в объеме, оправданном указанными целями; в иных целях в объеме, составляющем несущественную часть базы данных.

Авторское право и смежные права.
Понятие авторского права и смежных прав.
В соответствии с Конвенцией, принятой в 1967 году к авторскому праву и смежным правам отнесены права на литературные, художественные и научные произведения, на исполнительскую деятельность артистов, звукозаписи, радио- и телевизионные передачи, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в научной, литературной и художественной областях.

Авторское право и смежные права признаны важной категорией интеллектуальной собственности в Соглашении о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС). Соглашение ТРИПС представляет собой Приложение №1 Маракешского Соглашения, учреждающего Всемирную торговую организацию (ВТО), которое вступило в силу 1.01.1995года. Особенностью Соглашения ТРИПС является то, что выполнение его положений является обязательным не только для стран, которые являются членами ВТО, но и которые намерены стать ее членами, т.е. положения Соглашения ТРИПС в отношении объектов интеллектуальной собственности являются новыми международными нормами.

В большинстве стран объектами авторского права признаются произведения науки, литературы и искусства, а субъектами авторского права – авторы этих произведений или их правопреемники. В соответствии с разъяснениями Международного бюро ВОИС « авторское право обычно понимается, как представляемое законом исключительное право автора произведения объявить себя создателем этого произведения, воспроизводить его, распространять или доводить его до сведения публики любым способами и средствами, а также разрешать другим лицам использовать произведение определенными способами».

Смежные права обычно понимаются как права, представляемые для охраны прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций радиотелевещания в связи с публичным использованием произведений авторов, выступлений артистов или доведением до всеобщего сведения событий, информации и каких-либо звуков или изображений».


  • охрана авторского права без каких-либо формальностей;

  • национальный режим охраны;

  • национальная независимость охраны авторских прав.

Принципы смежных прав:


  • производность и зависимость;

  • охрана без соблюдения каких-либо формальностей;

  • сфера действия ограничена по сравнению с авторскими правами.

В данном контексте было бы правильно рассмотреть законодательство и международные акты, которые регулируют указанные отношения, в том числе Гражданский кодекс Украины, Закон Украины «Об авторским праве и смежных правах (в редакции 11.07.2001), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.

Исследования нормативного материала в данной сфере позволило установить основные признаки, которые присущи национальному законодательству и международным актам: презумпция авторства; установление исключительности этих прав; дуализм авторского права; установление определенного срока охраны авторских прав; установление мер правовой защиты в случае совершения правонарушения в сфере авторских прав.

В соответствии со ст. 435 ГК Украины и ст.7 ЗУ «Об авторском праве и смежных правах» субъектами авторского права являются автор произведения, а также наследники и лица, которым автором или его наследниками было переданы авторские имущественные права.

Авторы. В законодательстве и на практике слово «автор» употребляется либо в широком смысле, включая сюда все категории граждан, являющихся субъектами первоначального авторского права. Авторами признаются творцы произведений. Как указывает О.В.Калятин « Автор – это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение». Определение содержит только одно требование – чтобы автор был физическим лицом, возраст и дееспособность значения не имеют. Само по себе обладание правами автора отнесено к гражданской правоспособности граждан, они приобретаются автором в силу создания произведения независимо от намерений лица, его возраста, здоровья, но самостоятельное осуществление этих прав потребует определенной степени дееспособности. Малолетние граждане не могут самостоятельно распоряжаться своими авторскими правами, возможность своими действиями осуществлять права автора произведения науки, литературы и искусства возникает уже с 14 лет. Последующее ограничение дееспособности или признание гражданина недееспособным автоматически ограничивает эту возможность Непременное условие возникновение права авторства и других авторских правомочий – творческий характер труда, проявленный лицом при создании произведения. Творческий характер труда создателя, выразившийся в произведении, - это единственный и универсальный критерий для возникновения права авторства.

Соавторство. Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц, принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение. Различают два вида соавторства: нераздельное, возникающее в отношении произведения, составляющее одно неразрывное целое, и раздельное соавторство – оно возникает в отношении произведения, состоящего из частей, каждая из которых имеет и самостоятельное значение; при этом имеется в виду, что в последнем случае каждый соавтор создал свою часть произведения. А данном контексте уместно было бы рассмотреть точку зрения Э.П.Гаврилова по данному вопросу: « представляется, что произведение в том случае составляет одно неразрывное целое, когда невозможно разделить его не в физическом смысле, а в смысле гражданского права. Так, если один из соавторов нарисовал человеческую фигуру в общей картине, то, конечно, эта фигура может быть вырезана из картины; но поскольку при этом все произведение пропадет, такое произведение следует считать неделимым. Напротив, статья из энциклопедии, глава из книги могут быть использованы независимо от других частей произведения. Вообще любая отделимая часть произведения по сути дела является самостоятельным произведением. Мы полагаем, что нераздельное соавторство и раздельное соавторство являются совершенно различными правовыми категориями; объединение их в одну категорию вызывает споры и недоразумения как раз потому, что одни исследователи ориентируются на случаи нераздельного соавторства, а другие – на случае раздельного соавторства. Мы считаем, что соавторством надо считать лишь нераздельное соавторство».

^ Нераздельное соавторство возникает в отношении произведений, созданных совместным творческим трудом авторов. При этом совместность определяется по результату: в соавторском произведении должен содержаться творческий вклад каждого из соавторов. Часто соавторы соединяют воедино свои написанные индивидуально части произведения. Более того, есть случаи, когда один автор дополняет ранее опубликованное произведение другого автора, что, по мнению Э.П.Гаврилова, также порождает соавторство.

Практическое значение указанного деления состоит в том, что если соавторство является раздельным, каждый из соавторов сохраняет за собой право самостоятельно распоряжаться созданной им частью произведения.

Действующее законодательство устанавливает, что между соавторами отношения регулируются путем заключения соответствующего договора.

От раздельного соавторства следует отличать совместное использование произведений, которые созданы независимо друг от друга и хотя и взаимосвязаны, но не настолько, чтобы составить единое произведение, например книга с иллюстрациями.

В юридической литературе выделяют (относительно научных произведения) пять элементов: определение научного направления; постановка задачи; сбор материала; обработка материала; написание научной статьи.

Нет соавторства в тех случаях, когда в результате соединения произведений, созданных разными авторами, появляется новый объект авторского права. Например, энциклопедия, журнал. Не возникает также соавторства в случае дозволенного использования чужого опубликованного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения (создание сценария на основе повести).

Наследники. Авторское право переходит по наследству. При этом применяются общие правила наследственного права об определении круга наследников, о наследниках по закону и по завещанию. Однако авторские права наследников имеют определенные ограничения: 1) не все права могут переходить по наследству. В частности, личные неимущественные права, неразрывно связанные с личностью автора. 2) наследникам переходит по наследству право на обнародование, хотя оно и является личным неимущественным. Однако если автор специально запретил обнародование своего произведения, то реализация этого права наследниками представляется неправомерно.3) По наследству могут переходить не только исключительные, но и неисключительные права, в том числе полученные по договору, кроме тех прав, которые неразрывно связаны с личностью правообладателя. Например, предприниматель по договору получил на определенный срок право на издание произведения и одновременно право предоставления такого права другим лицам. В течение указанного в договоре срока будут действовать указанные права, и они перейдут к наследникам.

Если у наследодателя нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства, имущество умершего считается выморочным.

Супруги. Авторские правомочия не могут быть объектами совместной собственности супругов, передача одним из супругов - автором другому супругу своих правомочий должна осуществляться путем заключения соответствующего договора.

^ Иные субъекты авторских прав. Участниками авторских правоотношений могут быть лица, получившие авторские права по договору. Это могут быть как физические, так и юридические лица. К ним относятся, прежде всего, пользователи, которые приобретают права на использование произведения конкретными способами. Пользователям может быть предоставлено договором право на предоставление соответствующих прав другим лицам. При приобретении прав на них необходимо убедиться в том, что эти права действительно переданы им по договору с автором.

Отдельно следует рассмотреть правовой статус продюсера как субъекта авторского права. Продюсеры – это физическое или юридическое лицо, взявшее на себя ответственность за финансирование, производство и прокат фильма. Различают: а) продюсер, отвечающий за производство фильма, т.е. обеспечивающий творческий и технологический процесс съемок; б – продюсер, отвечающий за распространение фильма с целью удовлетворения интереса широкой публики и наиболее полного возврата затраченных на производство фильма средств; с- продюсер, занимающийся финансированием фильма, т.е. осуществляющий поиск необходимых для съемок денежных средств. Следует учесть, что такое деление весьма условно. Возможно участие только одного продюсера, взявшего на себя все указанные обязанности.

Организации по управлению имущественными правами автора. – обладают статусов юридического лиц, при этом не могут заниматься коммерческой деятельностью. Функции: заключать договоры на использование объекта авторского права; согласовывать с лицами, которые используют объект авторского права размер вознаграждения; собирать вознаграждение за использование.

^ Объект авторского права. В соответствии с ЗУ «Об авторском праве и смежных правах» авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатами творческой деятельности независимо от назначения и достоинств произведения, а также от способа его выражения.

В 1956 году В.И.Серебровским дано определение произведения» Произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения».

Признаки произведения как объекта авторского права: 1) произведение – это результат творческой деятельности. Любой результат продуктивного творчества является неожиданным и оригинальным. Неповторимость, уникальность произведения – все эти признаки присущи результату творческой деятельности. 2) объективная форма – закон устанавливает, что для возникновения охраны по авторскому праву произведение должно быть выражено в объективной форме.

^ Форма и содержание произведения. В.Я.Ионасом был проведен анализ структурных элементов произведений и были выделены две группы таких элементов: 1) юридически безразличные элементы – тема, материал, сюжетное ядро, идейное содержание. 2) юридически значимые элементы – элементы формы произведения. Они, в свою очередь, подразделяются на две категории: а) образы произведения; и б) язык произведения.

Не охраняются: фольклор; гос. Символы; денежные знаки; расписания и.т.д.

Служебное произведение: (ст.16) Личные неимущественные права – автор; имущественные – работодателю, если иное не определено договором.

В качестве личных неимущественных прав следует рассматривать: право авторства; право на имя; право на защиту репутации; право на обнародование; право на отзыв.

В качестве имущественных прав автора ст.440 ГК Украины устанавливает: право на использование произведения; исключительное право разрешать использовать произведение; право препятствовать неправомерному использованию, в том числе запрещать такое использование и иные.

Охарактеризуем личные неимущественные права.

Право авторства есть право творца быть признанным обществом в качестве автора произведения. В этом праве усматривают два аспекта: внешний и внутренний. Внешний – это признание обществом творца в качестве создателя произведения, поскольку если этот факт не будет признан обществом, то он не будет и охраняться. А внутренний заключается в возможности автора связать свое произведение со своей личностью.

Право авторства является неотъемлемым правом автора, поскольку тесно связано с личностью человека. Поскольку данное право является неотъемлемым, то оно не может регулироваться, оно может только охраняться правом. Это право является исключительным, оно может принадлежать исключительно создателю, оно выражает монополизм признаваться в качестве создателя произведения. Право авторства возникает в силу создания произведения, осуществления каких-либо формальностей не требуется.

^ Право на имя.

С правом авторства тесно связано право на авторское имя. Никитина поясняет эту связь таким образом: « Связь их в том, что автор имеет право именовать себя автором произведения, а произведение именовать своим именем».

Право на имя есть право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т.е. анонимно. Данное право в небольшой степени регулируется нормами права, речь идет о пределах осуществления права на имя, т.е. речь идет о злоупотреблении правом (шикане). В данном случае злоупотребление будет иметь место, если автор выбрал в качестве псевдонима фамилию известного писателя. В случае злоупотребления правом суд может отказать в защите принадлежащего права на имя. Так, например, если автор в договоре с издательством указал, чтобы на книгах был указан его псевдоним, который состоит из фамилии известного автора, а издательство выпустило книги под его подлинной фамилией, то имеет место как нарушение права на имя, ибо только он вправе выбирать, под каким именем должно использоваться произведение, так и условия договора, т.е. право автора требовать публикацию книги под указанным псевдонимом. Но то и другое право может быть не защищено судом, если он сочтет, что имеет место злоупотребление правом. Следует отметить, что автор в отношении разных произведений может использовать разные псевдонимы, что нередко встречается на практике. Кроме того, в отношении некоторых произведений он может использовать псевдоним, а в отношении других подлинное имя, также некоторые произведения он может использовать без указания имени.

Право на имя охраняется бессрочно, и после смерти автора теми же лицами и в том же порядке, как и право авторства. Возникает вопрос: могут ли лица, охраняющие произведение, решать, как должно использоваться произведение: под подлинным именем автора, псевдонимом или анонимно? Поскольку данные лица лишь охраняют право, то, соответственно, они не вправе решать, они лишь вправе охранять выбор автора. Отсюда следует, что они должны использовать или разрешать использовать произведение в соответствии с волей усопшего. В данном контексте привести пример «гетеронимов» или литературных «негров».
Право на защиту репутации автора.

В литературе нередко поднимался вопрос: является ли право на защиту репутации самостоятельным субъективным правом или оно есть составная часть субъективного гражданского права? На возможность существования указывает тот факт, что предметом данного права могут выступать не только права, но и законные интересы, а, следовательно, отсутствует гражданское право, к которому оно могло присоединиться как составная часть. Характеризуя право автора на защиту репутации следует указать на то, что при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения запрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения в само произведения, так и в его название, и, кроме того, в обозначение имени автора. Запрещается также без согласия автора вносить в произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. В данном контексте уместно высказывание Р.Дюма» пользователь произведения может благополучно сохранить произведение нетронутым, исказить при этом его дух и создать таким образом покушение на личность автора. (пример классическая музыка, дело Чарли Чаплина).
Право на обнародование.

Под правом на обнародование произведения принято понимать предоставленную законом возможность автора отдавать публичному разглашению созданное им произведение. Обнародование включает в себя следующие признаки:


  • наличие такого действия, которое делает произведение доступным для всеобщего сведения;

  • наличие согласия автора на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения;

  • действие должно происходить впервые.
Это право связывают с возможностью сделать произведение доступным для неопределенного круга лиц. Обнародование произведения изменяет правовой статус автора, снижает степень его господства над произведением. Кроме того, следует обратить внимание, что автор, реализуя. Право на обнародование, реализует право на использование. Таким образом, реализации права на обнародование, как правило, предшествует авторский договор об использовании произведения, конечно, если автор, не собирается осуществлять использование за свой счет.
Право на отзыв.

Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять из обращения, ранее изготовленные экземпляры произведения.
^ Имущественные права.

Статья 440 ГК Украины к имущественным правам интеллектуальной собственности на произведение относит:


  • право на использование произведения;

  • исключительное право разрешать использовать произведение;

  • право запрещать неправомерное использование произведения.

Статья 441 ГК Украины определяет способы использования произведения, в том числе:


  • опубликование (выпуск в свет);

  • воспроизведение;

  • перевод;

  • переработка, адоптация, аранжировка;

  • включение составной частью в сборники, базы данных; антологии; энциклопедии;

  • публичное исполнение; продажа, передача в аренду;

  • импорт его экземпляров; экземпляров его переводов, переработок.

Использование – действия, обеспечивающие доступ к произведению третьих лиц. Значит, право на использование – возможность обладателя данного права совершать действия, обеспечивающие доступ к произведению третьих лиц, или разрешать совершать данные действия другому лицу (лицам). Как уже указывалось право на использование включает в себя определенные законом способы, которые не являются исчерпывающими. Анализируя нормы в системе, следует прийти к выводу, что каждое в отдельности перечисленное в ст.441 действие представляет собой содержание одного исключительного права.

Рассмотрим каждое конкретное вышеуказанное правомочие.

Право на воспроизведение – изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звук - видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров трехмерного произведения.

Само по себе воспроизведение не представляет собой доступ к произведению, в связи, с чем по своей сути не является способом использования. Однако законодатель закрепляет право на воспроизведение как способ использования, вероятно, потому что воспроизведение создает большую вероятность использования произведения либо представляет собой необходимый шаг для использования. Доказать степень нарушения права воспроизведения (количество выпущенных экземпляров произведения) легче, чем доказать степень нарушения права на распространение.

^ Распоряжение имущественными правами авторов.

В соответствии с ЗУ «Об авторском праве и смежных правах» передача (отчуждение) имущественных прав субъектов авторского права осуществляется путем оформления авторского договора. Имущественные права, которые передаются по авторскому договору, должны быть в нем четко обозначены. Имущественные права, не обозначенные в авторском договоре считаются не переданными. На практике часто встречаются авторские договоры, не конкретизирующие объем передаваемых прав, что создает определенные трудности. Так, договор будет считаться незаключенным, если в нем не оговорен объект, права на который передаются, или признаки, позволяющие его определить, а также сами права, подлежащие передаче. При обозначении предмета договора целесообразно указывать характер прав, подлежащих передаче: исключительные или неисключительные. В противном случае действует презумпция неисключительности прав.

Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом в установленных договором порядке только тому лицу, которому названные права передаются, и предоставляет такому лицу право запрещать подобное использование произведение другим лицам. При этом автор обязуется не передавать право на использование произведение другим лицам. Без согласия приобретателя исключительных прав.

Авторский договор о передаче неисключительных прав предполагает, что правообладатель разрешает пользователю использовать произведение, но сохраняет при этом за собой право на использование произведения или предоставление прав на его использование другим лицам.

По авторскому договору автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами. По общему правилу, авторский договор носит консенсуальный, взаимный и возмездный характер. На протяжении многих лет в юридической литературе продолжается спор о природе авторского договора. Суть разногласий сводится к вопросу о том, уступает ли автор контрагенту свои имущественные права на произведение или лишь разрешает его использование на определенных условиях.

Существенными условиями авторского договора являются: способ использования; строк, на который передаются имущественные права; территория, на которой может осуществляться использование произведения; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования; срок выплаты вознаграждения.


  1. В зависимости от вида произведений: авторские договоры на создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других произведений;

  2. В зависимости от того, является ли предметом авторского договора уже готовое произведение или произведение, которое еще только необходимо создать: авторские договоры заказа и авторские договоры на готовое произведение;

  3. Договоры о передаче исключительных прав или неисключительных прав;

  4. В зависимости от способа использования: издательский договор; постановочный, сценарный и т.д.

Смежные права.
Субъекты.

Исполнитель – это актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое исполняет произведения литературы, искусства или народного творчества посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на музыкальном инструменте, танца или каким-либо иным образом.

Производитель фонограммы – это физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись какого-либо исполнения или иных звуков, при отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме.

Организации вещания – это организации радио и телевидения, которые используют произведения литературы и искусства в своих программах передач, как в эфире, так и по проводам.
Права артистов – исполнителей.

Выражение права артистов-исполнителей охватывает совокупность прав личного характера (личное неимущественное права), а также имущественное право, которым пользуются его обладатели в силу того, что они исполняют литературные, драматические или музыкальные произведения

Права, вытекающие из публичных выступлений и выступлений, предназначенных для записи:

А) личные неимущественные – право на то, чтобы имя артиста было упомянуто в его обычной форме или в согласованной с ним форме и афишировано при входе в театральные или концертные залы, на программках, а также на афишах и в рекламе спектакля в ходе его передачи, в титрах в начале или в конце телетрансляции;

Б) имущественные права – право разрешать или запрещать сообщение для всеобщего сведения их выступлений перед аудиторией, которое не было оговорено в договоре, заключенном с антрепренером, органом радиовещания, право на то, чтобы исполнение произведения было записано на материальном носителе или воспроизводилось после того, как запись была осуществлена без их согласия или в целях, отличающихся от тех, которые являются разрешенными или допускаются законом.
Права производителей фонограмм.

Фонограммой признается любая исключительно звуковая запись исполнении или иных звуков. Изготовителем аудиовизуального произведения будет признаваться физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения.

Производителю фонограмм предоставляются такие личные неимущественные права в отношении фонограмм: право обозначать свое имя на каждом носителе записи.

В то же время изготовителю фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая прав на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы: право воспроизводить фонограмму; переделывать или любым иным способом перерабатывать фонограмму; право распространять экземпляры фонограммы; право импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения.

Права организаций вещания (эфирного или кабельного).

Личные неимущественные права: требовать упоминания своего названия в связи с записью, воспроизведением, распространением своей передачи публичным повторным освещением ее иной организацией.

Имущественные права:

Публичное оповещение своих программ путем трансляции и ретрансляции;

Фиксация своих программ на материальном носителе;

Публичное исполнение и публичная демонстрация;

Развитие творческой деятельности, технических форм воспроизведения ее результатов давно поставили на повестку дня вопрос о расширении круга участников авторских правоотношений за счет включения в их число артистов-исполнителей, режиссеров-постановщиков, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, использующих современные средства приема и передачи звука и изображения (в частности, спутники, кабельное телевидение и т.п.).

Творческая деятельность названных лиц и организаций делает доступными для широкой публики музыкальные, драматические и иные виды охраняемых авторским правом произведений, тогда как сами они оставались без правовой охраны. Поскольку все они творчески используют созданные другими лицами (авторами) произведения, их более ограниченные правомочия, "примыкающие" к авторским и закрепленные законодательством ряда стран, а затем и некоторыми специальными международными конвенциями, получили название "смежных" прав. Существуют четыре категории смежных прав:

1) права исполнителей на их исполнения и постановки (исполнительские права);

2) права производителей фонограмм на их фонограммы (фонограммные права);

3) права организаций эфирного вещания на их передачи в эфир;

4) права организаций кабельного вещания на их передачи для всеобщего сведения.

Права организаций кабельного вещания и права организаций эфирного вещания одинаковы по своему содержанию. Поэтому можно говорить о единой категории смежных прав организаций эфирного и кабельного вещания на их передачи. Таким образом, правильнее говорить о наличии в российском законодательстве трех категорий смежных прав.

Указанные три категории смежных прав отличаются друг от друга по субъектам, содержанию, срокам охраны и т.п. Поэтому нельзя говорить о смежном праве как о едином правовом институте. Вот почему Закон правомерно употребляет выражение "смежные права" во множественном числе.

Объектами исполнительских смежных прав являются исполнения и постановки, т.е. то, что создается исполнителями. Объекты исполнительских прав могут восприниматься на слух, зрительно или на слух и зрительно. Исполнительские права обычно возникают независимо от того, осуществлена ли запись исполнения (постановки). Запись исполнения (постановки) может представлять собой фонограмму (если исполнение (постановка) воспринимается посредством слуха) или аудиозапись (в остальных случаях). Фонограммные смежные права возникают, как правило, с момента звукозаписи, но иногда с момента опубликования этой звукозаписи.

Права организаций эфирного и кабельного вещания возникают на их передачи. Эти права действуют с момента осуществления передачи. Предварительная запись передачи не является условием возникновения права. Если такая запись произведена до фактического сообщения передачи в эфир или по кабелю, то "передачи" еще нет и потому права на нее не возникают

Субъектами смежных прав являются:

1) исполнители (актеры, музыканты, режиссеры, дирижеры и т.д.);

2) производители фонограмм (лица, первыми осуществившие звуковую запись исполнения);

3) организации эфирного или кабельного вещания (те, которые сами создали передачу либо по заказу и за счет которых создана передача).

Субъекты смежных прав должны иметь договор с автором произведения, а производители фонограмм и организации эфирного и кабельного вещания - ещё и договор с исполнителем. Все субъекты смежных прав имеют исключительное право на использование произведения (исполнения, постановки, фонограммы, передачи). Это означает, что другие лица должны получать разрешение на первичную запись исполнения, постановки, передачу в эфир или по кабелю от субъектов этих прав. Они дают также разрешение на воспроизведение фонограммы, переделку, переработку и ряд других действий.

Субъекты смежных прав имеют также право на вознаграждение. Эти права регулируются посредством договоров с пользователями, а сбор и выплата вознаграждения - специальными организациями, управляющими смежными правами, которые создаются их субъектами.

Закон подробно регулирует отношения в сфере смежных прав. По сравнению с авторскими эти права носят в определённой мере ограниченный характер и сводятся по существу к разрешению (согласию) на воспроизведение (использование) и требованию соответствующей оплаты.

К смежным правам могут по аналогии применяться следующим нормы, относящиеся к авторскому праву: распространение права на часть объекта; нераспространение права на содержание; соотношение смежного права и права собственности на материальный объект; производные объекты смежных прав; право первоиздателя; соавторство.