Как определить тему идею и проблему произведения. Тема и идея художественного произведения - файл n1.docx. Литературоведение как наука

Авторская позиция - это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя.

Пафос (от греческого pathos - страсть, чувство) - эмоциональное одушевление, страсть, которая пронизывает произведение или отдельные его части. Например, известный критик Белинский считал, что пафос «Мертвых душ» Гоголя - это созерцание жизни «сквозь видный миру смех» и «незримые, неведомые ему слезы».

Для лучшего понимания и идентификации литературных мотивов необходимо также учитывать тот факт, что существуют нарративные структуры в области драмы, повествования и даже лирики, в которых задействованы различные аспекты возможностей сцепления мотивов: исходная ситуация, трансформация, медиация, кульминация, исход. Картина борьбы Ровина, которая в составе композиционного произведения выступает как кульминация, включает, в свою очередь, следующие причины: румынская армия, султан, поражение турецкой армии румынским.

Как и в случае с темами, ученики заметят в процессе анализа склонность каждого литературного возраста по определенным причинам. Например, римляне интересуются такими мотивами, как луна, небо, человеко-природа, мечта, тоска, фортуна лабилис, личность людей через судьбу смерти и т.д. в лирической вселенной символистов появляются: болезнь, невроз, смерть, музыкальные инструменты, цвета. Как мы можем заставить студентов прокомментировать литературную мысль, особенно когда они сталкиваются с трудностями?

Тема (от греческого thema - то, что положено в основу) - совокупность событий, о которых рассказывается в произведении и которые служат для постановки философских, социальных, этических и других проблем.

Термин «тема» в литературоведении используется в разных значениях. Одни понимают под темой жизненный материал, другие - основную общественную проблему, поставленную в произведении. Наиболее убедительным является понятие темы как фундамента художественного произведения - того, что стало предметом авторского интереса, осмысления и оценки. Например, темой «Капитанской дочки» Пушкина является рассказ о крестьянском восстании под предводительством Пугачева. Тему не следует путать с содержанием произведения. Содержанием «Капитанской дочки» является история взаимоотношений Гринева с Пугачевым, Машей Мироновой, Швабриным.

Следующим алгоритмом, предложенным учителем ученика, может служить исходная точка: определение причины; Последовательность, в которой он появляется; Слова, которые соотносятся семантически и подчеркивают причину; Семантическое поле, которое они создали; Предложения, данные этими словами в их денотативном и коннотативном смысле. Тема, которая рассматривается с причиной. Таким образом, комментируя мотивацию в поэзии Для вас. Лирические участвующие государства усиливаются задумчивостью языка, организацией элементов языка.

Слова в лексической области снегопада создают атмосферу, в которой лирическое эго оказывается в форме «пылающего копыта хлопьев», поглощенного и надеющегося на великую любовь, тему, трактуемую автором по этой причине. Литва будет потеряна, если Видунас будет руководствоваться ценностями человечества. Но это, вероятно, не проблема образа аристотелевского человечества, а образ мыслителя, который был создан или был создан в Литве. Чтобы уступить исполнителю - по его воле - Видунас никогда не подойдет никому, потому что это будет означать победу бесчеловечности и его поддержку.

В литературном произведении может быть не одна, а несколько тем. В таком случае, как правило, можно выделить главную тему, которая определяет единство всего произведения, и частные темы, разрабатывающие отдельные стороны этой главной темы. Например, главной темой романа «Анна Каренина» сам JI. Н. Толстой считал «мысль семейную», то есть показ семейных отношений на широком общественном, историческом фоне 1860-х годов. Частными же темами является показ семейных отношений в дворянской и крестьянской среде. Совокупность главной и частных тем составляет тематику произведения.

Все остальное - чтобы дать заявителю больше, чем он просит, или предложить помощь, не дожидаясь, он попросит о себе. Возможно, из-за слухов о том, что Видунас даже не убивает москитов, молодые люди также задали писателю такой вопрос: Как бороться с людьми со всеми людьми, которые устали от человека? Вытрите их или нет? Выдунас: Понятно, что его нужно уничтожить. Мы не должны позволять себе есть. И более широкое объяснение. То же самое относится и к другим сферам жизни - человек не должен позволять другим «есть» его.

Согласно Видунасу, человеку дана воля противостоять этому; она, как совесть и любовь, проявляет свой дух. Но действительно ли у нас это есть? Тема обладания духом особенно ярко выражена в драме Видунаса. Однако символическая драма Видунаса в межвоенный период в Литве не была понята, поэтому профессиональные литовские театры почти не имели их. Выдунас: В работе также есть три литовских гуманиста: старый пьяница, старый вор и молодая блудница. Они также говорят на литовском языке на немецком языке.

Идея - основная мысль произведения. Идея включает в себя интерпретацию и оценку автором жизненных явлений, его взглядов на мир. Чтобы определить идею, необходимо тщательно и всесторонне проанализировать все стороны произведения. Например, идея «Слова о полку Игореве» - необходимость единства Руси в борьбе с кочевниками, прекращение междоусобных войн. Чтобы определить ее, необходимо проанализировать все уровни художественного текста: композицию, образную систему, проблематику и т. д.

И он открыл Каунасский театр в таком магазине. Безумие чести нации только что ранило меня. Автор продолжает рассматривать, мог ли театр сыграть что-то с его произведений - из «Тени хобота»или «Вечного огня» - они много раз играли в Тильже и привлекали много заинтересованных людей. По словам Карла Густава Юнга, есть два типа писателей: психологический и дальновидный. Выдуне, конечно, является писателем второго типа. Художник первого типа ограничен элементальными явлениями в жизни, эмоциями и собственными переживаниями.

Разделяя поверхность жизни, он также находит тему и прототип своих персонажей для своей работы. Такой писатель может прекрасно поглощать даже самые желанные страсти людей и изображать их мужественными, создавать действительно шокирующие или невероятно скандальные образы жизни. Но это поверхность жизни: пластинка часто грязная и даже кровавая. Вы можете читать и наслаждаться вместе со своими героями вместе, или, если вы обнаружите первые признаки отравления или пьянства, тогда каждая душа вашего тела и тела будет царствовать.

Проблематика - совокупность проблем, которые поднимаются в произведении. Проблема - основной вопрос, выдвинутый темой произведения. У многих писателей в художественном произведении переплетаются разные проблемы . Например, в комедии Фонвизина «Недоросль» поднимается проблема воспитания, проблема крепостного права и проблема государственной власти. В крупных эпических и драматических произведениях наряду с основной могут выделяться частные проблемы.

В межвоенный период в Литве ни один критик не сердился, что у драмы Видунаса нет никаких битв, крови и страстей. Действительно, в драме есть все, даже кровь; Есть также большие страсти и вводящие в заблуждение «сплетни-рассказы». Только Видунас не наслаждался низкими страстями людей, но стремился показать, как и почему их следует избегать, в результате страданий и бесчеловечности. Потому что там, где процветает бесчеловечность, есть также хаос и человеческие страдания; и такое сообщество серьезно не пострадало, поэтому постепенно вырождалось и падало.

Проблематика бывает социальной, идейно-политической, философской, нравственной. Так, в романе Достоевского «Преступление и наказание» следует рассматривать социальные проблемы (герои - люди из разных слоев общества, Петербург показан как город социальных контрастов), нравственно-философские (проблема добра и зла, веры и неверия), религиозные (христианский идеал смирения, выраженный в философии жизни Сони Мармеладовой).

Человечество считало Видунас сущностью человека и человечества - оно все еще проявляется в человечестве и редко проявляется в человечестве. Человечество - это ось философии Видунаса, и он сам объявил человечество в его жизненном смысле, т.е. у. выразил свое желание быть «явным проявлением человечества» в нации и, с его примером и своими работами, пробудить это человечество в других в своей собственной стране. Иногда Видунас делал это декларативно, с преувеличенным энтузиазмом и наивными убеждениями.

Но была ли идея его гуности утопией? Писатель человеческой культуры выделяется как высший, несравненно более важный, чем техническая и интеллектуальная культура. Выдунас даже думал, что литовцы отличаются от других более четким представлением о том, что действительно человеческое, и поэтому их культура человечества может обогатить мир.



В древности полагали, что целостность литературного произведения определяется единством главного героя. Но еще Аристотель обратил внимание на ошибочность подобного взгляда, указав на то, что рассказы о Геркулесе остаются разными рассказами, хотя и посвящены одному лицу, а «Илиада», повествующая о многих героях, не перестает быть целостным произведением. Нетрудно убедиться в правомерности суждения Аристотеля и на материале литературы нового времени. Например, Лермонтов показал Печорина и в «Княгине Литовской» и в «Герое нашего времени». Тем не менее эти произведения не слились в одно, а остались разными.

Концепция человечества Видуне сложна и очень проста. Кажется, что литовцы хорошо это понимают, а не Видунас не считали. Никто не мог утверждать, что этот человек отличается от животного, у которого есть духовное начало, независимо от того, как его лечить. Состояние человечества, когда эта духовная сила отрицается или почти не используется, часто называется жизнью животных или животных сегодня, и это очень яркое отношение. Человек отличается от животного по своей сути, который отличается от растения, потому что он имеет не только тело и циркулирующий минерал, идентичный ему, но и сущность животной жизни: инстинкты и похоть.

Целостный характер произведению придает не герой, а единство поставленной в нем проблемы, единство раскрываемой идеи. Поэтому когда мы говорим, что в произведении дано необходимое или, напротив, что в нем имеется лишнее, то мы имеем в виду именно это единство.

Термин «тема» употребляется до сего времени в двух значениях. Одни понимают под темой жизненный материал, взятый для изображения. Другие - основную общественную проблему, поставленную в произведении. С первой точки зрения, темой, например, гоголевского «Тараса Бульбы» является освободительная борьба украинского народа с польской шляхтой. Со второй - проблема народного товарищества как высшего закона жизни, определяющего место и назначение человека. Более правильным (хотя отнюдь не исключающим в ряде случаев первого) представляется второе определение. Оно, во-первых, не допускает смешения понятий, так как, понимая под темой жизненный материал, обычно сводят ее изучение к анализу изображаемых объектов. Во-вторых - и это главное,- понятие темы как основной проблемы произведения естественно исходит из ее органической связи с идеей, на что справедливо было указано М. Горьким. «Тема,- писал он,- это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще не оформленно и, требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позыв к работе ее оформления».

Он также имеет человека, но иногда он теряет - такое болезненное состояние несколько приравнивается к состоянию растения. Итак, мы считаем очень выдунишкай, хотя по нашим подходам и действиям мы иногда поддерживаем образ жизни на животных. Каким бы ни был способ, каждый хочет ценить и уважать - они хотят, чтобы другие были людьми. Даже самые большие преступники хотят услышать только хорошие слова: несмотря на большие духовные травмы и ужасные ошибки или преступления, которые исходят от них, они тем не менее человеческие и человеческие.

Видунас написал короткий рассказ, рождение Спасителя, где воровство судьи из тюрьмы и ушедших родственников и всех других маргинальных и осуждали, чтобы пройти через кого-то соглашается мудреца. Кажется, что эта история мудрый - известный как чрезвычайно благородный дух - самый Видунас. Но, как мудрый мешало ему говорить. И в дополнение к другим словам, он сказал: Я очень хорошо знаю, что в вас тот же человек знать, как и все потому, что вы человек.

В некоторых произведениях проблемный характер тем подчеркнут писателями самими заглавиями: «Недоросль», «Горе отума», «Герой нашего времени», «Кто виноват?», «Что делать?», «Преступление и наказание», «Как закалялась сталь» и т. п. Хотя заглавия большинства произведений непосредственно и не отражают поставленных в них проблем («Евгений Онегин», «Анна Каренина», «Братья Карамазовы», «Тихий Дон» и т. д.), во всех подлинно значительных произведениях поднимаются важные вопросы жизни, идут напряженные поиски возможных и нужных решений их. Так, Гоголь неизменно стремился в каждом своем творении «сказать еще не сказанное свету». Л. Толстой в романе «Война и мир» любил «мысль народную», а в «Анне Карениной» - «семейную мысль».

У вас так много власти дорические должны нравятся. Только помните, что «Человек очень обеспокоен - он выпустил свое лицо и душу, которая конкурировала радость и крича:» Верите ли вы? Через несколько месяцев, это привело давать деньги, потому что были в состоянии получить работу. Выражение, которое он считал, он пробуждается «совершенно новый, более благородный человек»; эти слова все, что трудно, она поддерживает и укреплена. В конце этой истории подчеркивается, что мы не полагаться на кого-то, независимо от того, как еще реагировать.

Это не просто напоминает нравственности и совести, но требует, чтобы быть в основном справедливо, потому что любая ложь является истиной, а самоотречение и убийство. Он призывает смотреть на себя - к вашей сущности и быть самим собой светила, а не глядя, чья истинная ровнее и более комфортно. Другие легкие и объективные значения только компас или палка, которая должна быть полагаться идти и искать их сами. Писатель подчеркивает грех или зло в принципе не любое невыполнение закона любое преступление против своей собственной человечности - его собственной сущности.

Понимание темы может быть достигнуто только тщательным анализом литературного произведения как целого. Не уяснив всего многообразия изображенной картины жизни, мы не проникнем в ту сложность проблематики, или тематики произведения (то есть во все сцепление поставленных вопросов, в конечном счете восходящих к основной проблеме), которая только и позволяет действительно понять тему во всей ее конкретной и неповторимой значимости.

По его словам, каждый должен стать вашим собственным врачом и сам священник. Его идеальный человек - человек сам, потому что только стать по-настоящему уверенный в себе человек является психически свободным и здоровым, сознательным и ответственным гражданином; только тогда он может расти как человек и что-то дать другим. Литва после ряда болезненных трагедий в плане ущерба пьянства и сдерживание важности рассмотрения немного о более глубоких причинах этого явления. Видунас советуют поднимать вопрос о том, почему люди хотят, чтобы получить высокий, почему они не в состоянии наслаждаться жизнью, будучи трезвым - яркое сознание?

Понятие об основной идее литературного произведения. Писатели не только ставят те или иные проблемы. Они ищут и пути их решения, соотносят изображаемое с утверждаемыми ими общественными идеалами. Поэтому тема произведения всегда связана с его основной идеей. Н. Островский в романе «Как закалялась сталь» не только поставил проблему формирования нового человека, но и разрешил ее.

Волшебник трилогии Видунаса «Вероятно, тени», вероятно, является самым загадочным характером всей драмы Видунаса, которую литературоведы не колебались до сих пор, хотя он заметил его восприятие. Характер, подобный Призраку, - это Дуобкасы - оба они, как говорит Дюбкаши, живут, чтобы помочь «вывести людей из тьмы». Добско пытаются выкапывать «древние могилы», поднимая кости старых литовцев - т. у. их дух, потому что без них люди не мужчины, а лишь жалкие хоботные тени. Поэтому самой большой угрозой литовских мужчин является то, что у них нет костей - у них нет собственного духа.

Идейный смысл литературного произведения. Одной из распространенных ошибок в понимании идеи произведения является сведение ее во всех случаях лишь к прямым положительным утверждениям автора. Это приводит к односторонней трактовке произведения и тем самым - к искажению его смысла. Например, в романе Л. Толстого «Воскресение» его главную силу составляют отнюдь не утверждаемые писателем рецепты спасения человечества, а, наоборот, сокрушительная критика общественных отношений, основанных на эксплуатации человека человеком, то есть критические идеи Толстого. Если мы будем опираться лишь на положительные (с точки зрения Толстого) высказывания писателя в «Воскресении», то можем свести основную идею этого романа к проповеди нравственного самоусовершенствования как принципа индивидуального человеческого поведения и непротивления злу насилием как принципа взаимоотношений между людьми. Но если мы обратимся и к критическим идеям Толстого, то увидим, что в идейный смысл «Воскресения» входит раскрытие писателем экономического, политического, религиозного и нравственного обмана, совершаемого эксплуататорами по отношению к трудящемуся народу.

Мало того, что кости коры хоботка, но также стремятся собрать всю тьму, проклинать или уничтожать всех тех, кто духовно мертв. Поэтому Дуобкасы стремятся разбить дух литовцев. И Евангелие находится под темным сознанием набожного христианина и подсознания. Он, как археолог подсознания, извлекает из тьмы и раскрывает тень других - их изобилие, лицемерие и недоедание. Не все остальные, особенно святой человек, являются самыми коварными и страшными, поскольку он следует за ними, напоминая им о своих грехах, кланяясь поклоняющимся женщинам.

Подстань подчеркивает лица самых лиц лиц лиц, которые составляют настоящее лицо. Он раскрывает смысл неверующих и их верность. Швентьев с Буши осуждает атеистов и презирает литовский язык, культуру и обычаи. Они также презирают сверкающую Горелку, но они еще более опьяняют себя - религиозные догмы и заботы о спасении и спасении из ада. Их собственный святой дух наводнен их святостью и бедами, а для Доббакиса они мертвые люди.

Понимание основной идеи романа может и должно вытекать из анализа всего его идейного содержания. Лишь при этом условии мы можем правильно судить о романе, о его силе и слабости, о характере и социальных корнях имеющихся в нем противоречий.

Кроме того, нужно учитывать, что в ряде литературных произведений прямо выражены лишь критические идеи. К таким произведениям относятся, например, «Ревизор» Гоголя и многие сатирические произведения Салтыкова-Щедрина. В подобных произведениях обличение различных общественных явлений также дано, конечно, в плане определенных положительных идеалов, но непосредственно, однако мы имеем здесь дело именно с критическими идеями, по которым только и можем судить о высоте и правильности идейного смысла произведения.

7. Форма и содержание художественного произведения.

Содержание и форма - это издавна установленные философским мышлением понятия, с помощью которых не только в произведениях искусства, но и во всех явлениях жизни различаются две стороны их существования: в самом общем значении - это их деятельность и их строение.
Содержание литературного произведения всегда составляет сплав изображаемого и выраженного писателем.

Содержанием литературного произведения является жизнь, как она понята писателем и соотнесена с его представлением об идеале прекрасного.
Образной формой раскрытия содержания является жизнь персонажей, как она в целом представлена в произведениях, - отмечает профессор. Г.. Н. Поспелов. Содержание произведения относится к сфере духовной жизни и деятельности людей, форма же произведения - это материальное явление: непосредственно - это словесный строй произведения - художественная речь, которая произносится вслух или «про себя». Содержание и форма литературного произведения представляет собой единство противоположностей. Духовность идейного содержания произведения и материальность его формы - это и есть единство противоположных сфер действительности.
Содержание, для того чтобы существовать, должно иметь форму; форма же имеет смысл и значение тогда, когда служит проявлением содержания.
Об единстве содержания и формы в искусстве очень убедительно писал Гегель: «Произведения искусства, которому не достает надлежащей формы, не есть именно поэтому подлинное, т. е. истинное произведение искусства, и для художника, как такового, служит плохим оправданием, если говоря, что по своему содержанию его произведения хороши (или даже превосходны), но им недостает надлежащей формы. Только те произведения искусства, в которых содержание и форма тождественны и представляют собой истинные произведения искусства».

Идейное - художественное единство содержания и формы произведения образуются на основе примата содержания. Как бы не было велико дарование писателя, значимость его произведений, прежде всего, обусловлено их содержанием. Назначение же их образной формы и всех жанровых, композиционных и языковых элементов заключается в полной яркой и художественной точной передаче содержания. Всякое нарушение этого принципа, этого единства художественного творчества отрицательно сказывается на литературном произведении, снижает его ценность. Зависимость формы от содержания не делает её, однако, чем-то второстепенным. Содержание раскрывается только в ней, в силу этого, от степени соответствия формы содержанию зависит полнота и ясность его раскрытия.

Говоря о содержании и форме, нужно помнить об их относительности и соотносительности. Нельзя сводить содержание произведения только к идее. Оно - единство объективного и субъективного, воплощенного в художественном произведении. Поэтому, анализируя художественное произведение, нельзя рассматривать его идею вне образной формы. Идея, которая в художественном произведении выступает как процесс познания, постижения действительности художником, не должна сводится к выводам, к программе действия, составляющей только часть субъективного содержания произведения.