Тематическое планирование кружка по пластилинографии. Актуальность рабочей программы. Кружок по пластилинографии

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Сказка»

Первомайского района

ПРОГРАММА КРУЖКА ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ

2015-2016 учебный год

Составитель:

Широкова Оксана Анатольевна

I Целевой раздел:

    1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи кружка

1.3. Принципы и подходы

1.4.

1.5. Планируемые результаты

II Содержательный раздел

2.2. Методы, используемые при организации занятий с детьми (техники):

III .Организационный раздел.

3.2.Тематическое планирование кружка.

IV . Литература:

I Целевой раздел:

    1. Пояснительная записка

Кружок по художественно-изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в нетрадиционной технике работы с пластилином - пластилинографии, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Младший дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Развитию пальцев руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Задания составлены с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей младших дошкольников. Малыши учатся и растут играя, игра является основной формой и содержанием их воспитания и развития, поэтому нами отдано предпочтение игровому построению занятий. Эмоциональные переживания за вымышленных персонажей побуждают детей к целенаправленной продуктивной деятельности, развивают у них такие качества, как доброта, сопереживание, желание помочь или порадовать кого-то.

На каждом занятии педагог решает не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми. Дети получают знания, умения, навыки; происходит закрепление информации, полученной на других занятиях; расширяются возможности изобразительной деятельности детей по принципу «от простого к сложному».

1.2. Цель и задачи кружка

Цель: развитие у детей творческих способностей посредством нетрадиционной техники – пластилинографии.

Задачи:

    Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

    Учить работать на заданном пространстве.

    Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

    Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

    Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

    Развивать изобразительную деятельность детей.

    Развивать у детей интерес к художественной деятельности.

    Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

    1. Принципы и подходы

Программа рассчитана на один год, 32 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 5-10 минут.

    Обогащение детского развития.

    Построение изобразительной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка (Доступность и простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)

    Поддержка инициативы детей в выборе цвета, рисунка и сложности исполнения

    Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.

    Сотрудничество с семьёй.

1.4. Характеристика возрастных особенностей воспитанников

Кружок для детей 1 младшей группы

    1. Планируемые результаты

    Уверенно подбирают цвет пластилина и делят его на части соответственно замыслу.

    Владеют техническими приёмами: надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание.

    Умеют изготавливать из пластилина простейшие картины.

    Рассказывают о последовательности выполнения своей работы и работы, отвечая на вопросы педагога.

II Содержательный раздел

2.1. Содержание работы по 5 образ областям

Познавательное развитие.

Задачи:

    Выделять в предметах цвет и делать его объектом специального рассматривания;

    Выделять форму в объектах;

Речевое развитие.

Задачи:

    Обогащение пассивного и активного словаря .

    Овладение речью как средством общения.

Физическое развитие.

Задачи:

    Учить соблюдать меры безопасности при обращении с пластилином и другим оборудованием.

Социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

    Формировать элементарные способы сотрудничества.

    Воспитывать доброжелательное отношение, доверие к взрослым и сверстникам.

    Создавать условия для эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого с ребенком и детей друг с другом.

    Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

    Р азвивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;

    С тановление эстетического отношения к окружающему миру;

    Р еализация самостоятельной творческой деятельности детей.

2.2 . Методы, используемые при организации занятий с детьми (техники):

Форма работы с детьми – индивидуальная и микро группы.

Техника – надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание.

2.3. Работа с родителями в ДОУ.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:

Познакомить родителей с целью и задачами кружка

Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.

Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами рисования пластилином, развития воображения, творческих проявлений ребенка.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

1.Организация участия детей в конкурсах и выставках детского творчества.

III .Организационный раздел.

3.1. Программно-методическое обеспечение.

Художественные материалы и оборудование:

    Магнитная доска.

    Персонажи кукольного театра.

    Ширма настольного театра.

    Цветной пластилин;

    Раздаточный материал (шаблоны);

    Демонстрационный материал;

3.2.Тематическое планирование кружка.

IV . Литература:

    Давыдова Г.Н. "Пластилинография для малышей»

    Интернет ресурсы. http://raskras-ka.com/

Пояснительная записка

Пластилинография - это один из сравнительно недавно появившегося, нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «гра­фил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется ис­полнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.

Несмотря на то, что пластилинография – это новый вид декоративно-прикладного искусства, он успел стать неотъемлемой частью занятий с дошкольниками в ДОУ.

С раннего возраста детей знакомят с пластилином: ребёнок учится раскатывать его в руках, размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать, формируя примитивные фигуры и соединяя их между собой. Такой податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для маленького творца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

Такое построение занятий кружка ”Весёлый пластилин ” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:

Реализуют познавательную активность . Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь . В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями , стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев . Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Разработчик программы:

Воспитатель: Зимова М.Н.

Срок реализации программы - 1 год.

Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки,

совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают

навыками и умениями работы с инструментами.

Цель : Развивать художественно – творческие способности у детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.

Задачи:

Обучающие:

    Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.

    Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

    Учить сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.

    Учить работать на заданном пространстве.

Развивающие:

    Развивать у детей интерес к художественной деятельности.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Развивать интерес к процессу и результатам работы.

    Развивать чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.

Воспитательные:

    Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

    Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

    Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус.

    Воспитывать у детей желание творить добро вокруг себя.

Особенности возрастной группы детей:

Возраст детей 3-4года. В этом возрасте у ребенка активно проявляются: - Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. - Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

Форма проведения занятий:

Программа рассчитана на работу с детьми по подгруппам в количестве 8-10человек. Занятия проводятся с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) во вторую половину дня: 1 раз в неделю, длительность – 15-20 минут;

Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники работы с пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия в кружке ведутся на основе разработок Г. Н. Давыдовой. Конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов заметно оживляет занятия, вызывает интерес дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.

Занятия проводятся в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление.

Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий, которые близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.

Техника безопасности работы с пластилином и особенности

используемого материала.

Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

Несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе.

В своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим

    Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не

заливать кипятком).

    Для работы использовать плотный картон.

    Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин.

    На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.

    После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой

салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

    В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и

физкультурные минутки.

Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.

Календарно-тематический план кружка дополнительного образования

Список литературы

1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство

«Скрипторий 2003г», 2006.

2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство

«Скрипторий 2003г», 2008.

3. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.

4.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».

5.Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей №28 «Колосок»

Утверждаю:

Заведующий Кравцун Ю.В._____________

«____»_______________2016г.

Программа работы кружка дополнительного образования « Весёлый пластилин »

с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства пластилинографии

для детей 3– 4 лет

на 2016-2017 учебный год

Воспитатель первой квалификационной категории:Зимова М. Н.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 25 «Солнышко» р.п. Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

(МАДОУ детский сад № 25 р.п.Приютово)

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

МАДОУ детский сад

25 р.п.Приютово

Протокол №___

от «__»________2017г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ

детский сад № 25 р.п.Приютово

Н.К.Завьялова

Приказ № ___

от «___»_________2017г.

ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

среднего дошкольного возраста

по художественно- творческой деятельности

«Пластилиновое чудо»

на 2017-2018 учебный год

Руководитель: Сиразева А.В.

р.п. Приютово

Содержание:

1.Пояснительная записка

1.2. Актуальность программы……………………………………………….3-4

2.Содержание реализации программы……………………………………..5

2.1.Цель и задачи программы……………………………………………….5

2.2.Возраст детей…………………………………………………………….5

2.3.Количество обучающихся……………………………………………….5

2.4.Формы, принципы, методы реализации программы…………………..5-6

2.5.Структура занятия……………………………………………………….6

2.6.Организация итоговых мероприятий…………………………………..6

2.7.Предполагаемый результат……………………………………………..6

2.8. Взаимодействие с родителями…………………………………………6

3.Учебный план……………………………………………………………...7

4.Тематический план……………………………………………………….8-16

5.Литература…………………………………………………………………17

«Руки учат голову затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

И. П. Павлов.

1.Пояснительная записка

Программа кружка по пластилинографии «Пластилиновое чудо» имеет художественно-эстетическую направленность.

1.2.Актуальность

Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, был разработан кружок художественной направленности “ Пластилиновое чудо ”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
Понятие «
пластилинография » имеет два смысловых корня: « гра­фил » - создавать, рисовать, а первая половина слова « пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется ис­полнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.

С раннего возраста детей знакомят с пластилином: ребёнок учится раскатывать его в руках, размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать, формируя примитивные фигуры и соединяя их между собой. Такой податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для маленького творца.

У ребенка, занимающегося пластилинографией , развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

Такое построение занятий кружка ”Пластилиновое чудо ” способствует более успешному освоению образовательной программы. В результате дети:

-Реализуют познавательную активность . Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

-В интересной игровой форме обогащают свой словарь . В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

-Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

-Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев . Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Программа работы кружка пластилинографии « Пластилиновое чудо » является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста.

Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка и поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.

Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

2.Содержание реализации программы

2.1. Цель и задачи программы

Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии .

Задачи:

Обучающие:

Знакомить с новым способом изображения – пластилинографией, основными приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);

Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;

Формировать умение сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.

Воспитательные:

Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;

Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус;

Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам , желание помогать им.

Развивающие:

- развивать у детей интерес к художественной деятельности, к процессу и результатам работы;

Способствовать повышению речевой активности детей;

- развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию, осязание и тактильно-двигательного восприятия, зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги.

2.2. Возраст детей: 4-5 лет.

2.3. Количество обучающихся: подгруппа 15 человек.

2.4. Формы, принципы, методы реализации программы

Формы реализации программы:

По количеству детей участвующих в занятии – совместная групповая (15 человек), индивидуальная.

По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей – мастерская.

По дидактической цели - комбинированные формы занятий.

Принципы реализации программы:

- Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности;

- Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка;

- Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку из пластилина;

Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов;

Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

Методы реализации программы:

Наглядные - наблюдение, показ, образец;

Словесные – беседа, обьяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;

Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный) .

2.5. Структура занятия:

1.Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика, физкультурная минутка,);

2.Основная часть: объяснение-показ и практическая деятельность;

3.Заключительная часть : подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции,рефлексия.

2.6.Организация итоговых мероприятий:

Смотры -выставки творческих работ для детей и родителей;

Открытые занятия для сотрудников детского сада;

Результаты диагностики.

2.7. Предполагаемый результат:

У ребёнка развит интерес к творческой деятельности;

Усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;

Мелкая моторика развита на достаточном уровне;

Ребёнок умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

2.8.Взаимодействие с родителями:

Знакомство родителей с целью и задачами кружка на родительских собраниях;

Консультации для родителей по обогащению сенсорного опыта ребенка, развитию его любознательности, накопления первых представлений о предметном, природном и социальном мире,;

Организация участия детей и родителей в конкурсах и выставках детского творчества.

3.Учебный план

Количество занятий

в неделю

Количество занятий

в месяц

Количество занятий в год

Продолжительность занятий,мин.

20 мин.

4. Тематический план

Программное содержание

(задачи)

сентябрь

«Воздушные шары»

1.Закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.

2Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.

3.Развивать мелкую моторику рук.

4.Развивать эстетическое и образное восприятие.

«Бусы для Люси»

1.Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету.

2.Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.

3.Закреплять знания о цвете.

4.Развивать чувство ритма.

октябрь

«Ветка рябины»

1.Продолжать формировать умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.

2.Закреплять умение расплющивать шарики, произвольно располагать их по поверхности.

4.Развивать мелкую моторику.

«Созрели яблочки в саду»

1.Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.

2.Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху.

3.Закреплять с детьми знания о красном цвете.

4.Воспитывать аккуратность, заботу о ближнем, чувство сопереживания.

«Варим варенье»

1.Побуждать детей передавать в лепке впечатления от окружающего – поспели ягоды.

2.Закреплять умение лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности.

3.Закреплять с детьми знания о красном цвете.

4.Развивать мелкую моторику.

«Чудо-грибочки»

1.Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах.

2.Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет.

3.Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.

4.Воспитывать любознательность, интерес к познанию живой природы и отражению впечатлений в разных видах художественной деятельности. Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи.

ноябрь

«Осеннее дерево»

1.Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии.

2.Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.

3.Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.

4.Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.

Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете.

«Гусеница»

1.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.

2.Формировать умение лепить предметы, состоящие из нескольких деталей.

4.Воспитывать любознательность, интерес к познанию.

«Ёжик»

1.Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.

2.Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

3.Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.

4.Развивать мелкую моторику.

5.Воспитывать аккуратность в работе.

«Клубочки для котёнка»

1Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали.

2.Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.

3.Продолжать развивать интерес к новым способам лепки.

4.Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие.

декабрь

«Снежинка»

1.Обобщать знания и впечатления детей о зиме.

2.Формировать умение раскатывать колбаски, жгутики разной длины, выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения.

3.Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок

«Снеговик»

1.Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.

2.Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.

3.Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.

4.Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

«Снеговик»

(продолжение)

1.Продолжать формировать умение детей передаче несложного сюжета – изображению места действия и персонажа (снеговик стоит у ёлки, скамейки, горки, забора и т.д.)

2.Формировать умение изображать падающий снег посредством пластилинографии, ритмично располагая шарики-снежинки по всему листу.

3.Закреплятьть приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, оттягивания, деления пластилина на части при помощи стеки.

4.Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина.

5.Развивать воображение, творческие способности детей, побуждать вносить в работу дополнения, обогащающие её содержание.

«Ёлочка, ёлка колкая иголка»

1.Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии.

2.Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки.

3.Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа.

4.Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.

«Украсим ёлочку новогодними игрушками».

1.Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.

2.Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений.

3.Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.

4.Развивать интерес к работе.

январь

«Чашка для куклы Кати»

3.Развивать аккуратность в работе с пластилином.

4.Закреплять знания о цветах.

«Рыбки в аквариуме»

1.Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях.

2.Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: расскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.

3.Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки.

4.Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук.

«Рыбки в аквариуме» (продолжение)

1.Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений.

2.Упражнять в расскатывании пластилина прямыми и круговыми движениями рук при лепке водорослей, камешков, дна аквариума.

3.Продолжать формировать умение детей работать над композицией сюжетного рисунка.

февраль

«Праздничный торт»

1.Продолжать формировать умение ь детей составлять узор на круге.

2.Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями,

3.Вызывать радость от проделанной работы.

4.Развивать согласованность в работе обеих рук

5.Воспитывать аккуратность.

«Мы делили апельсин»

1.Продолжать формировать умение детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных фруктов.

2.Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями, оттягивать нужные части предметов.

3.Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

4.Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.

5.Закрепить знания о жёлтом и оранжевом цвете.

«Самолёт летит»

1.Формировать умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.

2.Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.

3.Развивать умение дополнять изображение характерными деталями (окошечками-иллюминаторами), используя знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание.

4.Закрепить знания о голубом и синем цветах

март

«Праздничное платье куклы Кати» (украсим платье)

1.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.

2.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

3.Развивать согласованность в работе обеих рук, аккуратность в работе с пластилином.

4.Закрепить знания о цветах.

«Веточка мимозы в подарок маме»

1.Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.

2.Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.

3.Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.

4.Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.

«Волшебная туфелька» (украсим туфельку)

1Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.

2.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

3.Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей.

4.Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

«Мышка и золотое яичко»

1.Формировать умение изображать с помощью пластилина сказочных героев.

2.Продолжать формировать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук.

3.Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.

4.Развивать сюжетно-игровой замысел.

«Медвежонок»

1.Формировать умение отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать его по поверхности.

2.Развивать чувство формы и композиции.

апрель

«Утка с утятами»

1.Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.

2.Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную.

3.Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму(хвост утёнка).

4.Развивать чувство формы и композиции.

«Разноцветный светофорчик».

1.Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов.

2.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.

3.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

4.Развивать аккуратность в работе с пластилином.

«Улитка, улитка выпусти рога».

1.Формировать умение лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали.

2.Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.

3.Развивать умение дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик).

4.Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.

5.Создавать у детей интерес к работе с пластилином.

«Черепаха»

1.Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.

2.Формировать умение изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.

3.Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.

4.Воспитывать бережное отношение к живым существам.

май

«Бабочка»

1.Формировать умение лепить насекомых из частей, передавая характерные особенности строения.

2.Закрепить приемы лепки: раскатывание шара, колбаски; сплющивание.

3.Развивать мелкую моторику рук; чувство формы, пропорций; согласованность в работе обеих рук; интерес к работе с пластилином.

4.Воспитывать интерес к живой природе.

«Листочки»

1.Продолжать учить детей размазывать пластилин в одном направлении, делая его более выразительным.

2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Укреплять познавательный интерес к весенней природе.

«Цветик-семицветик»

1.Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.

2.Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.

3.Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального.

4.Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения.

5.Закреплять знания об основных цветах спектра.

«Радуга-дуга»

1.Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.

2.Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук.

3.Продолжать Формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.

4.Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга)

5.Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.

Диагностика (контрольная)

1.Выявить уровень владения основными приёмами работы в технике пластилинографии;

2,Уровень развития мелкой моторики.


5. Литература

1.Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство

«Скрипторий 2003г», 2008.

2.. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.

3..Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».

4..Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.

5.Интернет ресурсы.

6. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез,2007.

7. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: Эксмо, 2006.

8. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. М.: Гном, 2005.

9. Гаврина С. Е., Кутявина Н. П. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать - Ярославль: Академия развития, 1997.

10. Бетякова, О. Российский этнографический музей - детям [Текст]: метод, пособие для педагогов ДОУ / О. Бетякова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-192 с.

11. Грибовская, А. А. Народное искусство и детское творчество [Текст]: методическое пособие для воспитателей / А. А. Грибовская. - М.: Просвещение, 2004.

12. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает [Текст] / О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева. - М.: Просвещение, 1991.

13. Мелик-Пашаев, А. А. Ребёнок любит рисовать. Как способствовать художественному развитию детей [Текст] / А. Мелик-Пашаев, 3. Новлянская. - М.: Чистые пруды, 2007. - (Серия: Библиотечка «Первое сентября»).

А ктуальность программы: вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создавать предпосылку для «самостоятельного вхождения» в это искусство. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа 2101 «Филевский образовательный центр»

Образовательная программа кружка дополнительного образования по пластилинографии

« Пластилиновое чудо »

для школьников

Срок реализации программы 1 месяц

Руководитель: Горбенко С.А.

Москва 2016

Пояснительная записка

Цель и задачи реализации программы

Принципы, лежащие в основе программы

Учебно-тематическое планирование

Методическое обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение программы дополнительного образования по пластилинографии « Пластилиновое чудо »

Список использованной литературы

Пояснительная записка

Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ученика, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

В Федеральном компоненте государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности, творческого потенциала.

Одним из способов реализации воспитательной составляющей новых стандартов является организация кружков дополнительного образования.

Дополнительно создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей школьников.

Программа « Пластилиновое чудо » направлена на развитие индивидуальных творческих способностей школьников, что обуславливает ее актуальность в условиях современного образования и опирается на пособие по пластилинографии Г.Н.Давыдовой для кружков дополнительного образования по пластилинографии.

Для того чтобы развивать индивидуальные творческие способности у обучающихся, необходима особая организация изобразительной деятельности. И в качестве приоритетной деятельности, на мой взгляд – стала пластилинография . Ребят очень привлекает пластилин. Это материал, который можно мять, сворачивать, раскатывать, отщипывать, сплющивать, смешивать с другим материалом. Не только с пластилином, с блестками, крупой, песком.… Все эти движения не только формируют мелкую моторику, но снимают страх, напряжение, позволяют эмоционально разгрузить себя от лишних негативных эмоций. Способствуют возникновению чувства самодостаточности: “Я - творю!”, “Я - создаю!” и вот здесь уже включается важнейший психический процесс – творческое воображение! С помощью пластилина можно оживлять” и сам рисунок, придавая предметам выпуклую форму. Кроме того, если что-то не получилось, легко убирается. Это не вызывает чувство неудовлетворения и разочарования в себе.

Основой программы « Пластилиновое чудо » является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.

Понятие « пластилинография » имеет два смысловых корня: « графия »- создавать, изображать, а первая половина слова « пластилин » подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной технологии заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид « живописи ». Вы практически « рисуете » пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов - увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным.

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития обучающегося. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Программа рассчитана на 4 часа в неделю.

Цель: создание условий для формирования практических умений работы в технике « пластилинография » и развитие у школьников художественно - творческих способностей средствами пластилинографии.

Задачи:

Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией, учить создавать выразительные образы посредством объёма и цвета.

Развивать интерес к художественной деятельности.

Формировать изобразительные навыки.

Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.

Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности.

Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

Создать благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально-положительного восприятия искусства.

Создать благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально- положительного восприятия искусства.

Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, вдавливание и др.)

Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

А также к концу учебного года у обучающихся предполагается формирование и развитие:

Навыков совместной работы;

Навыков пользования инструментами и материалами, необходимыми для работы с пластилином;

Главной особенностью программы является то, что в ней успешно совмещены два любимых обучающимися вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, воплощая в ручном труде всю свою фантазию и воображение.

Программа по платилинографии «Пластилиновое чудо» для обучающихся начальных классов разработана в соответствии с ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"); основывается на методике Г.Н.Давыдовой «Пластилинография для малышей» (М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 80с.)

Актуальность программы: вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создавать предпосылку для «самостоятельного вхождения» в это искусство. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.

Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественных занятий, где ученик творит сам.

Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир. Проявить творческое воображение - значит обрести способность создать чувственный образ, делающий невидимое видимым.

Практическая значимость: з анимаясь изобразительным искусством или художественным трудом, ученик не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. А эти качества нужны не только художникам, они полезны любым специалистам.

Программа «Пластилиновое чудо» адресована широкому кругу: педагогам дополнительного образования, воспитателям, учителям, родителям, а так же всем, кто интересуется вопросами творческого развития детей.

Основные приемы лепки пластилином :

Скатывание . Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание . Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание . Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками или прижимают ладошкой к столу.

Прищипывание . Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание . Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Разрезание . Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

У обучающихся предполагается формирование и развитие:

Навыков совместной работы;

Навыков пользования инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином;

Умения владеть различными техническими приемами и способами лепки;

Умения изготавливать из пластилина простейшие картины;

Умения украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами;

Познавательных, творческих и художественных способностей, творческой активности, самостоятельности.

Усидчивости, терпения, трудолюбия.

Результативность программы :

Таким образом, данное построение кружка дополнительного образования по пластилинографии «Пластилиновое чудо» способствует более успешному освоению образовательной программы, особенно по художественно – эстетическому развитию. Реализуется познавательная активность обучающихся. Весь подбираемый материал для занятий с обучающимся, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.

У младших школьников развиваются сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с обучающимися по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У ребят воспитываются тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта обучающегося.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у обучающихся развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальцы.

Также данная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ученику в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Учебно-тематическое планирование

Занятие

Тема

Программное содержание

Количество часов

1-я неделя

«Волшебный пластилин»

Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой

"Гроздь винограда"

Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы

«Слоненок на прогулки»

Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе

«Нарцисс»

Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить цветок нарцисс. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы

2-я неделя

"Грибы-грибочки выросли в лесочке"

Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму

«Кораблик»

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания)

«Бабочка»

Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы

«Морской конек»

Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество

3-я неделя

«Золотая рыбка»

Беседовать с детьми о любимых сказках.Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и морских обитателях. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм рыбок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании рыбки с помощью пластилина

«Дельфины в море»

Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал

« Овечка»

Формировать у детей обобщенное представление о игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать образ.

«Верный друг – Дружок»

Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при создании образа. Развивать мелкую моторику рук

4-я неделя

«Мир вокруг меня»

Ознакомить детей с понятием "пейзаж". Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках цвета

"Клубника на тарелочке"

Ознакомить детей с понятием "натюрморт". Предложить им самостоятельно составить композицию из трех яблок. Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку. Развивать глазомер и цветовосприятие

«Творю что хочу»
(самостоятельная
деятельность детей)

Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других

«Цветы»

Обобщить с детьми знания о цветах. Рассмотреть цветы, посредством пластилинографии изобразить их на картине.

Методическое обеспечение программы

Для реализации программы используется методическое пособие Г.Н.Давыдовой « Пластилинография » (М.: « Издательство Скрипторий 2003 », 2012. – 80 с.)

Формы организации деятельности школьников: занятия в кружке, совместная деятельность; фронтальная, индивидуальная и групповая работа.

Программа предполагает совместную работу обучающихся с учителем. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы индивидуальная помощь педагога каждому ученику должна чередоваться с их самостоятельной творческой деятельностью. Место педагога в деятельности по обучению работе с пластилином в технике « пластилинография », меняется по мере развития овладения учениками навыками. Основная задача в освоении программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества обучающихся.

Разнообразные формы занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, творческих и игровых задач.

Все задания соответствуют по сложности детям школьного возраста. Это гарантирует успех каждого ученика и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Формы и методы контроля

Метод наблюдения (на занятиях кружка).

Участие в выставках.

Выставки.

Материально-техническое обеспечение программы дополнительного образования по пластилинографии « Пластилиновое чудо »

Наглядные средства:

Стенды (правила техники безопасности и др.);

Демонстрационные работы и образцы в технике « пластилинография ».

Технические средства:

Видео-аудио материалы

Компьютер

Цифровой фотоаппарат

Материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для пластилинографии: клеенки (или доски для работы с пластилином), набор стеков, спички или зубочистки, бусины, бисер, картон, цветная и бархатная бумага, природные материалы, х удожественный и бросовый материал, изобразительные инструменты и т.д.

Список использованной литературы

Давыдова Г.Н. «Пластилинография». - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 80с.

Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина». - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с. (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»)

Федеральный государственный образовательный стандарт

Большакова С.Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и

упражнения.- М.:ТЦ Сфера,2009.

- Шницкая И.О. Аппликация из пластилина Д.:Феникс, 2008 .

Паспорт

образовательной программы (ОП) дополнительного образования детей

Наименование ОП

Пластилиновое чудо

ФИО: Горбенко Светлана Александровна

место работы: ГБОУ Школа 2101 ФОЦ пл.10

должность: воспитатель

Аннотация программы

Направленность ОП

Практическая

Возраст обучающихся

Младший школьный

Срок реализации ОП

1 месяц

Год разработки ОП

2016

Цель ОП

Создание условий для формирования практических умений работы в технике «пластилинография» и развитие творческих способностей.

Задачи ОП

Познакомить с новым способом изображения – пластилинография

Развивать мелкую моторику, глазомер.

Учить основным приемам пластилинографии

Новизна ОП

Программа обеспечивает своевременное и всестороннее развитие личности с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей.

Формы занятий

(указать кол-во детей в группах)

Фронтальная, индивидуальная и групповая работа.

Группа 15- 20 детей

Режим занятий

2 раза в неделю

Ожидаемые результаты

Успешное освоение образовательной программы по художественно-эстетическому развитию.

Формы подведения итогов реализации ОП

Наблюдения

Организация выставки

Выставка работ


Елена Ченченко

Пластилинография - это рисование пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.

Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне , ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать . Таким образом, пластилинография развивает творческие способности и мелкую моторику.

Процесс лепки помогает ребенку выразить эмоции, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию) .

Создавая изображение с помощью пластилинографии , ребенок покрывает пластилином поверхность листа , скатывает и раскатывает различные формы, что делает руку более послушной. Можно с уверенностью сказать, что пластилинография готовит руку ребенка к школьному письму.

Пластилинография также развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью.

План занятий по пластилинографии

с детьми 5 – 7 лет.

Тема Программное содержание

"Листик кленовый" Напомнить детям свойства пластилина , закрепить приемы его использования : прищипывание, сплющивание.

"Гусеница" Ознакомить детей с техникой пластилинографии , приемами выполнение декоративных налепов разной формы

" Аквариум" Продолжать освоение приемов пластилинографии . Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе

"Ваза с фруктами" Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира . Продолжать осваивать навыки работы с пластилином : скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики , наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы

"Грибок" Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина : мягкий, податливый, способный принимать заданную форму

«Космос»

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии пластилином (раскатывания и сплющивания)

"Медведь" Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания)

"Ежик " Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином . Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Развивать детское творчество

"Зима" Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира . Используя пластилинографию , учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения.

" Новый год" Закреплять умение работать с пластилином , использовать его свойства при раскатывании и сплющивании.

"Петушок" Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей.

"Зимняя картина" Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам.

"Подводный мир" Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином .

"Весна идет, весне дорогу" Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином . Продолжать развивать мелкую моторику рук



















Публикации по теме:

Образец. Образец. Когда-то сидя дома в декретном отпуске, я занялась лепкой картин из пластилина, получалось довольно не плохо, потом.

Кружок по пластилинографии в старшей группе «Волшебный пластилин» (1-й год обучения) Цели и задачи Программы. Основная цель: Развитие интереса детей к лепке, обогащение сенсорного опыта. Программа направлена.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости! Сегодня я хочу рассказать, как с помощью пластилинографии организовать свободную деятельность детей.

11 марта в нашем детском саду прошла "Масленица". Масленица древний славянский праздник. Это весёлые проводы зимы и встреча долгожданной.