Покорение сибири ермаком суриков описание. Покорение сибири ермаком. Продвижение русских на Восток

Живопись русских художников

Картина Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Холст, масло, размер картины 285 × 599 см. Едва завершив «Взятие снежного городка», Суриков начал работу над грандиозным полотном «Покорение Сибири Ермаком». Эта тема не могла не волновать человека, предки которого пришли в Сибирь вместе со знаменитым атаманом. С детства он слышал предания и рассказы о Ермаке и его доблестных сподвижниках, которые смогли победить несметную армию хана Кучума.

Плетение из бисера

Суриковские картины, без преувеличения, являются наиболее узнаваемыми из всех русских картин. Суриков исходит от казаков, которые пришли завоевать Сибирь. Резкость и жестокость сибирских обычаев оказала влияние на Сурикова. После смерти своего отца Суриков поддержал свою семью в качестве писца. Суриковские рисунки привлекли внимание губернатора Замятина. Кузнецова позволила Сурикову пройти долгий путь из Красноярска в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Академию искусств. В Академии среди выпускников ежегодно проводился конкурс на Золотую медаль.

В сборе материалов помогли и ранние акварели, написанные в Минусинских степях, и личный опыт кулачных боев «стенка на стенку». Василий Иванович колесил по всему краю, заезжая в самые дальние села в поиске типов татар, остяков, вогулов, жизнь и быт которых почти не изменились с XVI века. Побывал он и на Дону - родине своих далеких предков, чтобы зарисовать характерные черты донских казаков еще без примеси разноплеменной сибирской крови. Каждый сантиметр огромной картины впитал в себя историческую достоверность, каждая ее деталь, будь то элемент одежды воинов хана Кучума, наконечники и оперение их стрел, пищали и казацкие сабли ермаковцев, лодки и весла обеих армий - все добывалось в долгих поисках по всей необъятной стране.

Выиграв медальгав, право выехать за границу. Начал работу Василий Суриков. Однако, по словам выдающегося учителя Чистякова, «допотопные члены коллектива не смогли стать лучшим учеником во всей Академии Суриков». Позже Суриков был допущен в качестве исключения за границу, но вместо этого он попросил разрешить нарисовать Храм Христа Спасителя. Этот проект «на заказ» дал Сурикову финансовую независимость.

Продвижение русских на Восток

По прибытии в Москву казалось, что стены этого древнего города говорили с Суриковым. Суриков создал «Утро стрельцов». В то же время персонажи людей в толпе не такие, как все еще. Выполнение Морнинг Стрелец. Картина была куплена Павлом Третьяковым прямо на выставке.

Полотно поражает масштабностью и величием изображенного исторического события. Композиция выстроена таким образом, что зрители смотрят на ханское войско со стороны казаков, словно плывут в соседней лодке. Прямо перед глазами, почти переплескиваясь через раму, кипит серо-бурой зыбью Иртыш. Мы становимся невольными участниками битвы под древним знаменем, с которым еще Дмитрий Донской ходил на Мамая, и удивительным образом сливаемся в едином порыве с ермаковцами.
Очевидно, что сила на стороне Ермака и его рати. Воины хана (на правой стороне), несмотря на многочисленность, шаманские пляски, призывающие на помощь богов, и натянутые луки, выглядят беспомощными и побежденными. Их лица почти парализованы растерянностью перед напором казаков и страхом при виде огнестрельного оружия.

Те, кто не принимал нововведения, назывались старообрядцами, а их главный идеолог был протопопой Аввакум. Одним из известных помощников Аввакума был Бояр Морозова. Она, как скала, находится в центре композиции другой картины Сурикова, а вокруг нее есть фейерверк эмоций, которые она вызывает в других. Легендарный казачий атаман Ермак сумел пристроить Западную Сибирь к России в середине 16 века. Ермаку удалось сделать его войска еще более подвижными, чем ханы. В своей картине Суриков отмечает мужество русских.

Завоевание Сибири Ермаком. Непревзойденная швейцарская кампания Александра Суворова отражена в другой картине Сурикова. Для работы над картиной Суриков посетил те места в Швейцарии, где проходила знаменитая Суворовская кампания. «Самоотверженное мужество - послушное слово командующему движется».

Создавая эту большую горизонтальную картину, Суриков впервые получил возможность работать в мастерской, расположенной в одной из башен Исторического музея. Все предыдущие писались им дома, где из-за тесноты художник порой с трудом мог разглядеть их полностью. Для этого приходилось отходить к дальней стене прихожей и смотреть сквозь открытые двустворчатые двери. Теперь же закончить картину «Покорение Сибири Ермаком» в доме оказалось совершенно невозможно: некуда было отойти, чтобы на расстоянии проверить верность цвета и композиции.

Суворовский перевал Альпы. Лидер крупнейшего восстания в России до Петра Степана Разина стал фокусом последней большой картины Сурикова. Это полотно воплощает легенду о свободе Степана Разина. Василий Суриков также создал большое количество портретов. Они просты по составу, но в то же время эти удивительные портреты прекрасно изображают самого человека, его характер.

Работа над этюдами и композицией

Очень интересны женские портреты Сурикова. Портрет Александры Ивановны Емельяновой, родившейся Шрадером. Вы можете познакомиться с творчеством Сурикова в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, а также в Государственной Третьяковской галерее.

Хмурым холодным утром начала февраля 1895 года Василий Иванович следил, как свернутую картину заколачивают в ящик, чтобы отправить в Петербург на Двадцать третью выставку передвижников. Странное гнетущее беспокойство не покидало мастера, и он не мог понять его причины... В те же дни, 6 февраля, в далеком Красноярске заколачивали гроб с телом его матери Прасковьи Федоровны, о чем художник узнал только спустя три недели.

Суриков, который был казачьего происхождения, родился в Сибири в общине, которая сохранила большую часть своего традиционного образа жизни, включая публичные казни на городских площадях. Так была изолирована его община от остальной России, что поблизости не было железнодорожного сообщения. Придя в себя, Суриков должен был отправиться в Академию искусств с караваном, перевозящим замороженную рыбу в столицу. Историческая достоверность предмета в основной трилогии Сурикова проистекает из реальных впечатлений детства.

И все же Суриков в своем суде был менее точным с историческими фактами. Например, он хорошо знал, что они не были казнены в Москве, а скорее в деревне Преображенское. Он также знал реальную конфигурацию оков Боярины Феодосии Морозовой - и все же он изображал их как необычно длинную цепь, предлагая свободный дух, превосходящий ее плена. Метафора пронизывает его картины: у Меншикова в Берёзово фигура опального и изгнанного является несоразмерной по отношению к пространству, которое он населяет. Он не сможет прятаться в своей крестьянской хижине.

За день до открытия выставки передвижников ее посетил царь Николай II с царицей. Венценосная чета приобрела новую работу Сурикова за сорок тысяч рублей. В это время как раз праздновались трехсотлетие покорения Сибири и открытие Транссибирской железной дороги, так что Василий Иванович случайно «попал в точку», оказавшись в неловкой для себя роли «официального» живописца. Совет Академии 20 марта 1895 года присудил Сурикову звание академика.

Кроме того, свеча и подсвечник в центре картины наклонно предлагают крест. Суриков, считавший историю глубоко трагической, хорошо знал разницу между реальным событием и его эмоциональной или эмпирической реальностью. Искажения перспективы в его картинах предназначены для того, чтобы пространство истории было отделено от пространства присутствия зрителя. Таким образом, сани с бояринной едут - в визуальном смысле - в тупик, и фактическое движение становится эмблемой, поднимающей героиню над мирскими страстями и переносящей ее в историю и вечность.

Покорение, завоевание, присоединение Сибири - что это было? Была экспансия или все проходило относительно мирно? Споры в среде ученых-историков не утихают.

Продвижение русских на Восток

Оно включало постепенное покорение территорий до Тихого океана и Камчатки. в Сибирь - это частный эпизод. При этом русских местное население называло казаками. Самое сильное сопротивление оказало и племена хантов. Об этом расскажет картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

Фигура бояринья - на фоне светлых узоров одежды зрителей, а наблюдатели на картине видят ее состраданием как мученика. Точно так же в «Утро исполнения стрельцов» Суриков не изображает фактические события, а показывает замороженный момент в объективном потоке исторического времени, в котором никто не невиновен или не виноват и в котором смерть некоторых неизбежна.

Трилогия картин, описанных выше, изображающих Россию в конце допетровской эпохи, была лучшей работой Сурикова. Особенно в «Боярине Морозовой» он достиг вершины своего искусства, почти полностью поглощая свой предмет в чистом цвете. Не случайно импульсы для этих исторических панелей были чисто живописными: образ черного ворона на снегу послужил исходной мотивацией Боярины Морозовой, а отражение свечи в сумерках раннего утра переместило его в производят «Утро исполнения стрельцов». В его более поздней работе баланс между идеей и изобразительным импульсом уменьшался.

Строгановы пригласили небольшой отряд Ермака на Каму для защиты своих владений от нападений вогулов и остряков. Произошло несколько сражений по мере продвижения отряда на Восток, за Урал. Осенью примерно в 1581 году собрал войско, состоявшее из разных сибирских племен. Их набралось почти пятнадцать тысяч человек. Отряд Ермака был значительно меньше, но часть войск хана бросила его, и он проиграл это сражение. Именно эту стычку при слиянии Тобола и Иртыша изображает картина «Покорение Сибири Ермаком».

Русская историческая живопись достигла кульминации трилогии Сурикова.

Трилогия картин, описанных выше, изображающих Россию в конце допетровской эпохи, была лучшей работой Сурикова. Особенно в «Боярине Морозовой» он достиг вершины своего искусства, почти полностью поглощая свой предмет в чистом цвете. Не случайно импульсы для этих исторических панелей были чисто живописными: образ черного ворона на снегу послужил исходной мотивацией Боярины Морозовой, а отражение свечи в сумерках раннего утра переместило его в производят «Утро исполнения стрельцов». В его более поздней работе баланс между идеей и изобразительным импульсом уменьшался.

Работа над этюдами и композицией

Мысль написать историческое полотно пришла В. Сурикову, когда он находился на родине в Красноярске в 1891 г. Он много работал в Сибири, создавая эскизы и подыскивая типажи.

Работа велась на Оби и в Хакассии. Композиционно картина только кажется поделенной рекой на две части. Если внимательно вглядеться, то будет явно виден треугольник, созданный из отряда Ермака, который острым клином врезается в кишащую массу войск хана. Именно острый клин создает особое напряжение боя, когда внимательно рассматривается картина «Покорение Сибири Ермаком». На берегах Оби сначала был нарисован пейзаж без людей, который позже, найдя типажи, Суриков заполнит массой войск. Вот как выглядел первоначально пустынный берег.


Это потом будет картина «Покорение Сибири Ермаком». Кроме этого, живописец тщательно работал как этнограф, создавая подлинные предметы давнего быта на полотне: щиты, луки, шлемы, кольчуги, одежду, лодки и струги. Все это послужило для создания исторически верной атмосферы на полотне. Очень долго художник искал будущий образ Ермака. Нашел его на Дону, как, впрочем, и казаков.


Недаром работа велась четыре года. Суриков изучил исторические записи, песни о Ермаке. Все вместе взятое сложилось в батальное произведение, известное как картина «Покорение Сибири Ермаком».

Противоборство

Слева находится небольшой русский отряд. Все воины плотно слиты, они объединены одной идеей, волей к победе. Выражение их лиц не дает возможности усомниться в их отваге. Один из бойцов выскочил из лодки и стоит в холодной мутной глинистой воде. Он стреляет, но если откажет ружье, у него есть сабля, сломается она, тогда пригодится топор, который он заткнул за пояс.

Фигура Ермака (картина «Покорение Сибири Ермаком») центральная. Она выделена движением руки атамана казаков, которая дает направление его маленькому отряду. Идет самый разгар битвы. Но враги, это видно на заднем плане, уже не выдерживают напряжения и готовы отступать, даже видны их спины. Кое-кто уже повернул назад. Еще немного - и исход боя будет решен.


Колорит

Замечательный сдержанный колорит выбрал Суриков. «Покорение Сибири Ермаком» (картина) не блистает яркими красками, но переливается изумляющей игрой оттенков и письма. Художник вник в жизнь каждого персонажа, в каждую складку его костюма, в блеск стали на стволах, мечах и стрелах. Все выдержано в золотисто-коричневой гамме, но картина Сурикова «Покорение Ермаком Сибири» сумрачна и тяжела. Темен суровый пейзаж Сибири осенним днем. Тяжело катит глинистые бурые воды река. Давит серое небо на уже бегущих всадников. Но невозможно не заметить единственную фигуру казака, которую автор картины «Покорение Сибири Ермаком» выделил красной киноварью. Мерцают отсветы выстрелов, облачка дыма от них. Все явлено зрителю живо, выпукло и достоверно.

Наступление, преодоление препятствий, победу - все показал Суриков в своем полотне. Действие происходит в Сибири, но оно касается России, потому что татарский хан Кучум уже подошел к Уралу и начал угрожать Поволжью. Для самого художника тема была близка потому, что его предки пришли в Сибирь и были основателями Красноярска. Так возрождается в творчестве художника прошлое. Оно становится частью настоящего, не музейного, но живого.