Исторический жанр в изобразительном искусстве картины художников. Историческая живопись - художники жанра

1. Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану. Это картина И.Е. Репина «Запорожцы», также известная под названием «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Согласно легенде в 1676 году запорожские казаки во главе с кошевым атаманом Иваном Серко написали оскорбительное послание османскому султану (предположительно Мехмеду IV) в ответ на его ультиматум: прекратить нападать на Оттоманскую Порту - султанский двор. Якобы, прежде чем отправить войска на Запорожскую Сечь, султан потребовал от запорожцев покориться ему как владыке всего мира и наместнику бога на земле. Оригинал письма не сохранился, однако существует несколько вариантов его текста. Примечательно, что среди персонажей картины Илья Репин изобразил немало своих знакомых и современников.

Школа портретов иконописцев Кортье превращается в схемы европейского сюжета. Отмечалось развитие Строгановской школы, которая состояла в основном из мастеров царской придворной школы и отличалась своей утонченностью палитры, тщательным вниманием к деталям и склонностью к декоративности и «красивости» живописи. Самым известным представителем этой тенденции является Симон Ушаков.

Это было также время первых попыток создания светского портрета - так называемого парсунаса. Обновленный интерес к иконам как великому искусству, разработанному в начале 19-го века в связи с очисткой затемненных древних икон и раскрытием их подлинной палитры.

2. Крестный ход в Курской губернии. Это картина И.Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии», изображающая ежегодную религиозную процессию с тысячами паломников, сопровождающих перенос чудотворной иконы из Курска в место ее предполагаемого явления - Коренную пустынь.

3.Стрелецкий бунт 1698 года. Это картина В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», на которой художник запечатлел события эпохи Петра I. Восстание московских стрелецких полков, известное как стрелецкий бунт 1698 года, по официальной версии, было вызвано тяготами службы. Бунтовщики - 2200 человек - намеревались возвести на престол царевну Софью. Восстание было подавлено, а стрельцы казнены либо сосланы. По возвращении Петра I из-за границы началось новое следствие, получившее название «великий розыск», по итогам которого было казнено порядка 2000 стрельцов и еще 601 был бит кнутом, клеймен и сослан. Петр I (он изображен на картине верхом на коне) лично участвовал в нескольких пытках и казнях бунтовщиков.

Изобразительное искусство в России, обусловленное культурными требованиями общества, охватывает все основные этапы западного искусства: барокко, классицизм и романтизм. С середины 18-го века академизм становится преобладающей тенденцией, с ее жесткой графикой, строгими правилами композиции, условностью палитры, использованием сцен из Библии, древней историей и мифологией. Картины Карла Брюллова отличаются смешением академического классицизма с романтизмом, новизной предмета, драматическим эффектом пластика и светотени, сложностью композиции и блестящей виртуозностью кисти.

4.Ссылка Меншикова в Сибирь. Это картина В.И. Сурикова «Меншиков в Березове». Александр Меншиков был ближайшим сподвижником и фаворитом Петра I и видным военным деятелем. После смерти Петра он способствовал воцарению Екатерины I и в течение двух лет являлся фактическим правителем страны. Однако в 1727 году при Петре II Меншиков подвергся опале, был лишен всех званий и наград и сослан в город Березов в Сибири вместе с семьей.

Первым, кто вышел на путь свободного и нетрадиционного творения, он вызвал большой интерес к аудитории и поднял социальную роль Художника. Работы Александра Иванова, приносящие аромат его самоотдачи для обслуживания идеала, превосходят стереотипы академической техники. Мартоса, а их произведения передавали современные черты реальности и приобретали реальное звучание. Обращение к национальным темам привело к неслыханному расцвету исторической и военной живописи.

Непродуманная композиция и историческая правдивость сочетаются с умелым использованием обильных художественных приемов в интерпретации исторических изображений и событий. В эти годы открылись первые национальные галереи; работы российских художников регулярно появляются на международных выставках и зарубежных художественных выставках.

5. Переход войск через Альпы. Это картина В.И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Осенью 1799 года русские и австрийские войска под предводительством фельдмаршала Суворова двинулись в поход через Альпы с целью разгромить французские войска в Швейцарии. В Мутенской долине армия попала в окружение, но сумела нанести поражение французам и выбраться, после чего, невзирая на сильный ветер, снегопад и туман, совершила переход через труднодоступный перевал Паникс. В честь этого перехода на перевале установлена памятная табличка.

Жанровая живопись уступает место пейзажу. Среди других художников, более трудных для классификации или «разделения», были Филонов и Шагал; они отличались от остальных не столько из-за существенного направления своих работ, сколько из-за их методов и конкретных источников вдохновения. Воплотившись в рост и падение этих художественных течений, «идея обновления искусства как социально активной силы» оставалась сильной и служила объединяющим фактором для художников русского авангарда. В то же время эстетические и социальные принципы авангарда претерпевают трансформацию - теперь художники проявляют интерес к жизни и амбициям, чтобы восстановить ее с помощью художественных средств.

6. Убийство Федора Годунова. Это картина К.Е. Маковского «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова». 16-летний Федор II Годунов, сын Бориса Годунова, не провел на царском престоле и двух месяцев. Он и его мать были задушены в своем кремлевском доме незадолго до вступления в Москву Лжедмитрия, которого боярское правительство провозгласило новым царем. Четверо человек с трудом справились с Федором, который, будучи довольно силен физически, оказал большое сопротивление нападавшим. В истории он остался как картограф, составитель одной из первых русских карт России (карты иностранных специалистов к тому времени уже существовали).

Скульптура в эти годы больше не отождествляется с пластмассами, демонстрируя тенденцию оказывать скульптурный характер механических форм. Контраст между пластичностью и геометрическими формами смешивается, тем самым раскрывая неслыханные возможности для промышленного дизайна.

Предательство официальной художественной доктрине социального реализма ухудшает искусство многих русских художников. Пластов представляет собой удачное сочетание реалистических традиций с достижениями современности - главным образом, импрессионистов и Сезанна.

7.Это картина К.Е. Маковского «Святочные гадания», изображающая старинный обряд гадания на жениха - одно из главных девичьих развлечений на Святки. Запечатленное здесь гадание с петухом заключалось в том, что девушки ставили две тарелки: одну - с водой, другую - с зерном или деньгами. Рядом клали зеркало. Если петух подходил к тарелке с водой, это означало склонность будущего мужа к пьянству, к тарелке с зерном - богатство, к зеркалу - красоту.

Список самых популярных артистов из России, перечисленных в алфавитном порядке с фотографиями, когда они доступны. На протяжении столетий художники были в числе самых важных людей мира, помогали в истории хроники и развлекали нас одной из самых ранних форм развлечений. Известны ли они для живописи, скульптуры, травления или рисования знаменитых русских художников на этом список сохранили эту традицию живыми, создав знаменитые произведения искусства, которые похвалили во всем мире. Вы можете найти полезную информацию ниже об этих известных российских художниках, например, когда они родились и где их место рождения.

8. Это картина В.А. Серова «Коронация императора Николая II в Успенском соборе». Она состоялась 26 мая 1896 года и стала последней коронацией в истории Российской империи. Сопровождавшаяся многочисленными торжествами, коронация также запомнилась и трагическим событием - утром 30 мая, в день народного праздника на Ходынском поле, произошла давка, в которой, по официальным данным, погибли 1389 человек и 1300 получили ранения. Эта трагедия многими была воспринята как мрачное предзнаменование царствования Николая II.

Примерами художников в этом списке являются Нина Силаева и Анатолий Иванович Сивков. Этот список отвечает на вопросы: «Какие известные художники из России?» и «Кто такие самые известные русские художники?». Если вы любитель изобразительного искусства, используйте этот список знаменитых русских художников, чтобы открыть для себя новые картины, которые вам понравятся.

Фовизм, кубизм, сюрреализм, экспрессионизм. Национальность: Франция, Соединенные Штаты Америки, Россия. Наталья Сергеевна Гончарова была русским художником-авангардистом, художником, художником по костюмам, писателем, иллюстратором и дизайнером. Ее великой теткой была Наталья Николаевна Гончарова, жена поэта Александра Пушкина.

9. Это фреска В.М. Васнецова «Крещение Руси». Христианство как государственная религия было введено в Древней Руси князем Владимиром Святославичем, принявшим решение креститься от Константинопольской православной церкви. Согласно «Повести временных лет» событие произошло около 988 года. Духовенство крестило людей в водах Днепра и его правого притока - легендарной, почти исчезнувшей реки Почайны.

Илья Ефимович Репин был русским художником-реалистом. Он сыграл важную роль в привлечении русского искусства в русло европейской культуры. Картины художника: Портрет Андрея Андреева Леонида Николаевича, Портрет Всеволода Михайловича Гаршина, Портрет Алексея Боголюбова, Портрет художника Исаака Израилевича Бродского, Автопортрет, подробнее.

Связанные периоды или движения: реализм, реализм. Национальность: Россия, Российская империя. Эта часть коллекции охватывает стили и предметы, представляющие разнообразное художественное наследие России, жанры и визуальные культуры. Циммерли имеет самую большую коллекцию в мире советского нонконформистского искусства, основанную на дарении Нортона и Нэнси Додж в Работе, созданной в эпоху Горбачева. Помимо искусства, сделанного в России, коллекция включает в себя множество примеров нонконформистского искусства в советских республиках: Армении, Азербайджана, Беларуси, Эстонии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Туркменистана, Украины и Узбекистана.

10. Это картина Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Царевич Алексей, сын Петра I, бежал за границу в 1716 году в результате конфликта с отцом, желавшим лишить его права на престолонаследие. По свидетельствам, Алексей вел сепаратные переговоры с европейскими правителями и рассчитывал дождаться смерти Петра, после чего, опираясь на помощь австрийцев, стать царем. Через год он был найден, возвращен в Россию и обвинен в попытке захвата власти. Алексей Петрович был заключен в Петропавловскую крепость, где в июле 1718 года скончался от пыток.

Недавний щедрый подарок Клода и Нины Грюн расширяет российские художественные холлы Зиммерли до постперестроечной работы, созданной, поскольку многие из этих работ были сделаны бывшими советскими художниками, которые сейчас живут в диаспоре. Русские православные иконки представляют зрителей древнерусскому искусству. Иконки, созданные из дерева, металла или камня, содержат фиксированную иконографию, самым ранним примером является резной каменный значок, изображающий Защитную вуаль Божией Матери с четырнадцатого века.

Портреты восемнадцатого и девятнадцатого столетий показывают людей разного социального статуса, написанных в академических стилях, которые Россия приняла в эпоху Петра Великого. Несколько важных картин членов группы «Переселенцы» или «Странники» концентрируются на реалистическом представлении жизни с середины девятнадцатого века, в том числе на работах Николая Богданова-Бельского и Николая Дубовского. В начале двадцатого века представлены русские художники, которые адаптировали сдержанный модернизм, от Дмитрия Стельлецкого до Николая Рериха и Бориса Григорьева.

11. Это картина И.И. Левитана «Владимирка». Так в просторечии называли Владимирский тракт - главную дорогу грунтового сообщения из Москвы в сторону города Владимир. Владимирка печально известна тем, что по ней начиная с XVIII века отправляли заключенных, сосланных на каторгу в Сибирь. Правда, Левитан написал картину в 1892 году, к этому моменту ссыльных уже перевозили на поездах.

Советское нонконформистское искусство Зиммерли широко документирует карьеру таких неофициальных художников первого поколения, как Оскар Рабин, Лидия Мастеркова и Владимир Немухин. Многие другие также представлены в глубине, часто с более чем 50 работами, в том числе новаторскими абстрактными художниками Михаилом Кулаковым, Леонидом Борисовым, Евгением Михновым-Войтенко, Евгением Рухиным и Эдуардом Штейнбергом. Этим художникам Циммерли принадлежат произведения, имеющие историческое значение, а также важные работы Гриши Брускина, Александра Косолапова, Бориса Орлова и Ростислава Лебедева.

12. Это картина И.Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея». Художник нарисовал картину на заказ, предварительно поставив условие, что каждый из изображенных будет позировать ему персонально. Официально государственный совет - высший законосовещательный орган Российской империи - был учрежден Александром I в 1810 году. У него был преемник - Непременный совет, также именуемый Государственным советом, основанный в 1801 году, поэтому дату основания Госсовета зачастую относят именно к этому времени. Первоначально он располагался в Зимнем дворце, однако после взрыва 17 февраля 1880 года и неудачного покушения на Александра II переехал в Мариинский дворец.

Императорская эра представлена ​​важной бронзовой скульптурой Евгения Лансера, изображающей в превосходных деталях казачью пару на лошади. Другими важными работами являются Мефистофель Марк Антокольский, портретный бюст Льва Толстого Павла Трубецкого и впечатляющая конструктивистская скульптура Владимира Стэнберга начала ХХ века. В советских нонконформистских холдингах ранние тенденции к экспрессионизму и абстракции видны в скульптурах Эрнста Неизвестного и Вадима Сидура. Соц-арт и концептуальные работы представлены в различных формах и средствах массовой информации.

13. Это картина М.В. Нестерова «Гражданин Минин». Кузьма Минин, нижегородский земский староста и один из руководителей народного ополчения 1611–1612 годов, прославился своими призывами к освободительной борьбе против польско-литовской интервенции Смутного времени. Постепенно он нашел поддержку не только среди торгово-ремесленного населения, но и среди городского совета Нижнего Новгорода, воевод, духовенства и служилых людей.

Большинство российских и советских нонконформистских холдингов - это работы на бумаге. Важная группа карт показывает исторический рост и изменения национальных и внутренних границ. Значительная коллекция люблей девятнадцатого века, популярных народных гравюр России, отражает моральные, религиозные, литературные и другие социальные проблемы и интересы русского народа. Важным направлением имперского и раннего советского периода являются постановка театра, оперы и балета и костюмы крупных русских художников начала и середины двадцатого века.

14. Это картина Н.К. Рериха «Поход Игоря», вдохновленная «Словом о полку Игореве» - известным литературным памятником Древней Руси. В произведении рассказывается о неудачном походе на половецкие племена, предпринятом князем Игорем Святославичем в 1185 году.

Изменить размер текста: A A

Дизайны Леона Бакста, Александра Бенуа, Мстислава Добужинского и Натальи Гончаровой для балетов Сержа Дягилева - сильные стороны. Конструктивистские сценические наборы включают те, что написаны Александрой Экстер; Сюрреалистические проекты Павла Челищева и Евгения Бермана также выделяются. Большая группа пропагандистских плакатов и широких кругов ведущих художников, таких как Дмитрий Мур и Виктор Деми, простирается от дореволюционного периода.

Послевоенные нонконформистские работы на бумаге широко распространены, а отдельные художники часто представлены полными сериями и портфолио отпечатков и рисунков. На бумаге присутствуют значительные концентрации работ таких крупных художников, как Валентина Кропивницкая, Владимир Немухин, Эрик Булатов, Франциско Инфанте-Арана и Рауль Меел.

24 января 1848 года родился русский живописец Василий Иванович Суриков. Исторические полотна художника трудно понять без знания конкретных событий русской истории, изображенных на них. Узнайте, о чем рассказывают нам картины Сурикова

Картина «Утро стрелецкой казни» повествует о расправе над стрельцами после неудачного бунта 1698 года.

В коллекции представлены хорошо написанные художником книги и обложки книг, в том числе ряд важных работ таких художников, как Казимир Малевич и Эль Лиссицкий. Важные книги Зиммерли детских книг иллюстрируются Владимиром Лебедевым, Евгенией Эвенбахом и Михаилом Цехановским.

Примечательные предметы русского и советского декоративно-прикладного искусства, принадлежащие Зиммерли, - это керамические плиты ручной росписи с ранней советской эпохи, с изображениями от супрематической абстракции до коммунистической пропаганды. Сергей Эссаян был художником и скульптором, который в свободное время куратором Мстислава Ростроповича и великолепной коллекции русского искусства Галины Вишневской, а также давал очень необходимые советы молодым российским отделам лондонских аукционных домов.

В марте 1698 года сестра Петра I, царевна Софья, заточенная в Новодевичьем монастыре, во время двухгодичного отъезда брата в Европу , заявила, что ее Петра подменили. 2200 стрельцов, стоявшие лагерем в Азове , подняли бунт и самовольно прибыли в Москву , чтобы возвести на трон царевну Софью Алексеевну. Преданные Петру I бояре направили против стрельцов четыре полка и дворянскую конницу. Мятежники были схвачены. Срочно вернувшийся из-за границы Петр I сам возглавил «великий розыск». 10 октября 1698 года в Москве начались пытки и казни мятежных стрельцов. Пятерым Петр отрубил головы своими собственными руками. Десятки были повешены, сотни сосланы. Всего было казнено около 2000 стрельцов. Тела казненных было приказано оставить у мест расправ до конца зимы 1699 г. Специальным указом Петра на Красной площади и около могил казненных были воздвигнуты каменные четырехгранные «столпы», на которых были начертаны все преступления мятежников. Родных стрельцов обрекли на изгнание – их московские дома были проданы или розданы. Репрессии коснулись и стрелецких полков, не участвовавших в восстании. Они были расформированы, а стрельцы с семьями высланы из Москвы в другие города и записаны в посадские.



Главная героиня картины «Боярыня Морозова» - историческое лицо. Феодосия Прокопьевна Морозова, которая почитается старообрядцами как святая, была представительницей знатного и богатого боярского рода, приближенного к царю Алексею Михайловичу.

Боярыня Морозова была убежденной противницей церковных реформ патриарха Никона, вместе с гонимым протопопом Аввакумом отстаивала старую веру. Царь Алексей Михайлович не раз наказывал непокорную боярыню, отбирая и возвращая ее поместья. От более суровых кар Феодосию Прокопьевну спасала дружба и заступничество царицы Марии Ильиничны. В конце 1670 года, после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, Морозова стала удаляться царского двора. Когда в январе 1671 года она отказалась участвовать в свадьбе царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной, на нее обрушился державный гнев. По приказу царя после допроса Феодосию сначала заковали в кандалы, оставив под арестом в подвале ее дома, а затем пытали на дыбе, добиваясь отречения от раскольничества. Уже был готов костер для сожжения непокорной боярыни, но Феодосию спас ропот бояр, возмущенных возможностью казни одной из знатных женщин Московского царства, и заступничество сестры царя, царевны Ирины. После нескольких лет ссылок в 1675 году Морозову, лишенную почестей и имущества, отправили в дальний монастырь и заточили в земляную тюрьму, приказав морить голодом. 43-летняя Феодосия Морозова умерла от истощения в ноябре 1675. Ее малолетний сын умер в Москве, оставшись без матери, братья были отправлены в ссылку, а четырнадцать слуг, оставшихся ей верными, сожжены в срубе. О характере боярыни говорит предание: чувствуя близкую кончину, она попросила перед смертью тюремщика разрешение вымыть в реке свою рубаху, чтобы по старому русскому обычаю умереть в чистой сорочке.



"Боярыня Морозова" одна из самых драматичный картин Сурикова

Картина Василия Сурикова «Степан Разин» - еще один исторический экскурс в далекое прошлое. На картине запечатлен фрагмент из легенды, повествующей о Разине и персидской княжне. По волжским просторам плывет струг с атаманом и его вольной дружиной. Разбойники веселятся, и только Разин погружен в глубокую думу. На картине слева изображена малоприметная водяная воронка, которая поглотила прекрасную пленницу. Не случайно молодой гребец в красной рубахе с таким сожалением пристально смотрит на этот водоворот.

Как молодая персидская княжна оказалась среди русских казаков ?

Весной 1668 года казачьи отряды под предводительством Разина отправились в поход к Каспийскому морю, в Персию . Обеспокоенный Шах Сулейман отослал русскому царю грамоту, сообщавшую о нападении воровских казаков. Царь Алексей Михайлович дал добро персам перебить русских казаков «без пощады». В ответ разинцы взяли город Фарабат , но подверглись нападению большого шахского флота. Произошло сражение, вошедшее в историю под названием Бой у Свиного острова. Чтобы окружить казачий флот, персы сцепили свои суда цепями. Казаки воспользовались этой ошибкой и пустили ко дну флагманский корабль противника, и весь флот персов пошел ко дну. Именно в этом сражении в плен к разбойникам попали сын и дочь командующего персидским флотом. Дочь и была той персидской княжной, которую Степан Разин впоследствии, как поется в известной песне, утопил в Волге.



«Переход Суворова через Альпы» прославляет подвиг суворовцев в русско-французской войне 1798-1800 гг. 21 сентября 1799 войска Александра Васильевича Суворова выступили в Швейцарский поход, в котором русским войскам предстояло перейти через Альпы из Северной Италии в Австрию . Суворов спланировал свой маршрут так, чтобы нанести удар во фланг и тыл французов, используя свой традиционный прием быстроты и натиска. Чтобы неожиданно напасть на противника, Суворов выбрал кратчайший, но самый трудный путь через горный перевал Сен-Готард. Переход проходил в сложнейших условиях с большими потерями: ежедневные стычки с неприятелем, заснеженные горы на пути войска, предательство австрийцев. Но по выражению самого Суворова: «Русский штык прорвался сквозь Альпы», нанеся ощутимый удар по французам. Швейцарский поход вошел в историю как одна из величайших военных кампаний Александра Суворова. В 1799 году именно за переход через Альпы Суворов получил от императора Павла I звание генералиссимуса всех российских войск. А на месте событий, в Альпах, был высечен 12-метровый гранитный крест в честь подвига русских войск.



Трагическая судьба семейства светлейшего князя Меншикова послужила сюжетом для картины Сурикова «Меншиков в Березове».

Падение любимца Петра I Александра Даниловича Меншикова, как и его восхождение к славе и богатству, было стремительным. После смерти царя, который возвысил простого торговца пирогами до светлейшего князя, и смерти Екатерины I, при которой Меншиков был фактическим правителем России , власть «полудержавного властелина» стала терять силу. В последней попытке удержать власть Меншиков обручил со своей дочерью Марией наследника русского престола Петра Алексеевича (впоследствии Петра II). В ту пору наследнику было 12 лет, и управлять страной должен был Верховный тайный совет под руководством светлейшего князя. Знатные русские роды не желали подчиняться выскочке. Противники Меншикова составили заговор, чтобы подорвать влияние временщика на юного царя. Петр II подписал указ о ссылке Меншикова с семьей, лишив его всех чинов и орденов, было конфисковано все громадное состояние фаворита Петра I. Меншикова обвиняли в том, что он угрозами принудил царя согласиться на обручение со своей дочерью, брал взятки, присваивал частные имения. В окончательном протоколе местом ссылки для всего семейства Меншиковых назначался сибирский город Березов. Перед отправкой у ссыльных отобрали все личное имущество, включая запасные чулки, гребни и зеркальца. Во время скорбного путешествия умерла жена Меншикова. В Березове другие ссыльные радовались, видя в оковах любимца Петра, и осыпали его бранью. На что светлейший князь ответил: «Ваши упреки и ваши поносительные слова справедливы. Я заслужил, удовлетворите себя, насытьте себя хоть сим .» Свои несчастья Меншиков и его семейство переносили с твердостью. На выданные ему перед ссылкой 500 рублей Меншиков выстроил дом и часовню: сам копал землю и рубил бревна. Его дочери занимались хозяйством. Жителей Березова А. Д. Меншиков поразил своей набожностью, смирением и простотой в обращении. Долгими зимними вечерами в доме Меншикова читали Библию и слушали любопытные случаи из жизни опального князя. Александр Данилович Меншиков скончался осенью 1729 года от лихорадки, завещав своим детям не стремиться к высшей власти. В 1730 году Анна Иоанновна разрешила детям Меншикова вернуться в Москву и возвратила им часть имущества.



Картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» изображает битву войск Ермака с ханом Кучумом на месте слияния двух рек - Тобол и Иртыш , которая произошла в ноябре 1579 года.

Казаки Ермака прибыли в Пермский край по приглашению Строгановых в 1579 году, чтобы защитить восточные поселения от набегов кочевников и освоить новые места за Уралом . Основной отряд завоевателей Сибири составили пять тысяч волжских казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем. Главным противником Ермака в этом походе был сибирский хан, наследник Большой Орды, Кучум. Решив напасть на казаков, хан Кучум собрал почти 15-тысячное войско из наемников, поскольку собственные боеспособные силы хана ушли в набег на Пермь . Местное население не оказало поддержки Кучуму, в разгар битвы наемное войско покинуло хана. Кучум потерпел поражение и отступил в степь. 8 ноября 1582 года атаман Ермак Тимофеевич занял Кашлык - тогдашнюю столицу Сибирского ханства. Это была не последняя битва войска русских казаков с Кучумом и его войском. В декабре 1582 года военачальник Маметкул напал из засады на казацкий отряд и перебил его. А в феврале казаки нанесли ответный удар, взяв в плен Маметкула на реке Вагае нет реального прототипа. Она повествует о трагических судьбах царских дочерей на Руси .

Русские царевны коротали свой век в царских теремах затворницами, среди мамок-нянек, шутих и стариц. По строгим законам того времени знатные девушки, наследницы власти не имели права выйти замуж ни за кого ниже царского рода. Знатные иностранцы считались еретиками, и русские царевны могли стать лишь христовыми невестами, монахинями. Они отдавали в выбранный монастырь все свое богатое приданое, поэтому монастыри стерегли царских дочерей, как коршун добычу. Именно такую царевну изобразил на картине Суриков. На ее пока еще румяном лице - безысходность и покорность судьбе. Настоятельница обители пристально наблюдает за гостьей, которая вскоре станет ее послушницей. Монахини, возможно, тоже дочери знатных родов с грустной насмешкой смотрят на нарядную гостью.