Съемка в RAW: мифы и факты. Все что необходимо знать о формате RAW

Современный человек буквально опутан разнообразными стереотипами. Это справедливо практически для любой сферы деятельности, и, увы, цифровая фотография не является исключением.

Приходится лишь сожалеть о том, что многие начинающие фотографы, решившие обзавестись более­менее серьезной техникой, недооценивают возможности, открывающиеся при сохранении снимков в формате RAW, и по старой привычке продолжают записывать кадры исключительно в JPEG. Вкратце распространенный в среде фотолюбителей стереотип можно сформулировать следующим образом: да, теоретически сохранение снимков в формате RAW позволяет получить определенные преимущества в процессе обработки изображений, однако на практике это создает целый ряд дополнительных сложностей и проблем для фотографа. Попав в паутину данного стереотипа (самостоятельно или под влиянием более «опытных» и «продвинутых» коллег), многие даже не пытаются разобраться, так ли это на самом деле, и ничтоже сумняшеся настраивают камеру на сохранение фотографий в формате JPEG.

Преимущества формата RAW

Начнем с рассмотрения принципиальных преимуществ, которые фотограф получает, сохраняя отснятые кадры в виде RAW-образа. Пожалуй, важнейшим из достоинств данного формата является возможность вмешаться в процесс «проявки» цифрового снимка и изменить те или иные настройки по собственному усмотрению уже после съемки. При этом фотограф может испробовать множество вариантов и в конце концов выбрать из них оптимальный. В случае сохранения снимка в JPEG такой возможности уже не будет: в процессе преобразования исходного образа снимка в готовый файл к нему будут применены настройки, выставленные в меню камеры на момент съемки.

Кадр, сохраненный в JPEG, можно сравнить с приобретенным в супермаркете готовым блюдом. Достаточно его разогреть, и вы получите желаемое. В свою очередь, снимок в формате RAW - это, образно говоря, кусок сырого мяса (да простят читатели невольный каламбур). При грамотном подходе из него можно приготовить десятки разных блюд, а при достаточно высоком качестве исходного материала (и соответствующей квалификации повара) - даже настоящие кулинарные шедевры. Конечно, возможен и другой вариант: закономерным итогом неумелых действий дилетанта нередко становится малопривлекательная кучка углей.

В результате ошибки в выборе настроек экспозиции снимок (слева)
получился немного передержанным, в результате чего была утрачена часть деталей в светах.
В процессе обработки файла, сохраненного камерой в формате JPEG, восстановить детали в светах так и не удалось (в центре).
Желаемый результат был достигнут только после обработки RAW-образа снимка (справа)

То же самое происходит и с фотографиями. При хорошем освещении, правильном выборе ракурса, экспозиции и других настроек кадр, сохраненный в JPEG, обычно не требует дальнейшей доработки (за исключением разве что кадрирования и масштабирования) и может быть сразу же сохранен в виртуальном фотоальбоме, отправлен друзьям, опубликован в Интернете, отпечатан на принтере и т.д.

Здесь уместно провести параллели с любительской фотографией доцифровой эпохи. Кадр, сохраненный камерой в формате JPEG, во многом напоминает моментальный снимок «поляроида». В свою очередь, образ снимка в формате RAW можно сравнить с негативом. Даже если при съемке были допущены какие­либо ошибки, влияние многих из них можно исправить (или, по крайней мере, минимизировать) в «темной комнате» в процессе печати фотокарточек.

К сожалению, данное сравнение не в полной мере отражает ту пропасть, которая пролегает между снимками, сохраненными в JPEG и в RAW. Ведь в отличие от классической пленки RAW-файлы предоставляют фотографу гораздо бо льшую свободу действий: один и тот же снимок можно «проявить» множество раз, используя разные программные средства и комбинации настроек, а следовательно, получая на выходе совершенно разные результаты.

Снизу показана гистограмма исходного изображения,
сверху - ее вид после коррекции уровней
по цветовым каналам.
Вид последней напоминает расческу,
что свидетельствует о потере части
полезной информации в процессе обработки

Еще один важный аспект - обеспечение более комфортных условий в процессе съемки. Сохраняя кадры в RAW, фотограф может не обращать внимания на многочисленные настройки меню камеры, что позволяет ему сконцентрироваться на решении творческой задачи. Достаточно уделить внимание правильному выбору величины экспозиции, ГРИП и точки фокусировки. Остальные параметры можно будет поправить задним числом. Это особенно ценно при фотографировании движущихся объектов или при быстром изменении погодных условий, когда манипулировать множеством настроек просто некогда. Тем более что далеко не во всех камерах до них можно добраться «в одно касание».

Разумеется, файл формата JPEG тоже можно обработать после съемки в графическом редакторе для того, чтобы скорректировать нежелательные последствия ошибочно установленных настроек. Однако в этом случае придется смириться с неизбежной потерей части полезной информации, содержащейся в исходном снимке.

Дело в том, что фотоаппараты записывают файлы JPEG в цветовой модели RGB с разрядностью 8 бит на канал. После обработки изображение будет сохранено с точно такими же параметрами. Как следствие, в процессе изменения настроек черной и белой точки, формы тональных кривых, а также яркости, контраста, насыщенности будет безвозвратно потеряна часть полезной информации, содержавшейся в исходном изображении. Следствием таких потерь становятся характерные артефакты на обработанном снимке, такие как явно выраженная ступенчатость на плавных тональных переходах, нарушение цветового баланса (наиболее заметное на областях с нейтрально-серыми и телесными оттенками), увеличение уровня цифрового шума в тенях и т.п.


Исходный снимок (слева) сделан при естественном освещении,
однако по недосмотру фотографа в меню камеры была выбрана настройка баланса белого,
соответствующая лампам накаливания.
К сохраненному фотоаппаратом файлу JPEG в графическом редакторе Adobe Photoshop
были применены функции Auto Levels и Auto Color, однако полностью устранить последствия ошибки не удалось (в центре).
В случае обработки RAW-образа для ликвидации последствий ошибки без малейшего ущерба
для технического качества изображения понадобилось лишь изменить настройку баланса белого в RAW-конверторе (справа)

Если воздействие на исходное изображение было не очень существенным и потери относительно невелики, то подобные артефакты будут малозаметны и неискушенные пользователи вряд ли обнаружат их невооруженным глазом. Однако это вовсе не означает, что в процессе обработки изображения не была утрачена часть полезной информации. Те, кто не верит своим глазам (или мнению других), может убедиться в этом при помощи беспристрастного измерительного инструмента - проще говоря, просмотреть гистограммы обработанных изображений. Характерным признаком потери части полезной информации является исчезновение отдельных полутонов: вид гистограммы в этом случае напоминает расческу.

В отличие от JPEG, в RAW-файле образ кадра записывается с той разрядностью, с которой он был оцифрован аналого­цифровым преобразователем (АЦП) камеры. В современных моделях цифровых фотокамер применяются 12-, 14- либо 16-битные АЦП, а следовательно, образ кадра в формате RAW содержит гораздо больше информации об изображении, нежели стандартный JPEG. Именно поэтому даже после весьма серьезных манипуляций с настройками из RAW-файла можно получить на выходе 8-битное изображение без характерных артефактов, которые неизбежно возникли бы при аналогичных воздействиях на снимок, сохраненный в формате JPEG. Например, величину экспозиции снимка, записанного в виде 12-битного RAW-образа, можно задним числом скорректировать в пределах ±2 EV без потери деталей. Соответственно при сохранении RAW с разрядностью 14 бит «свобода маневра» увеличивается до ±3 EV. Согласитесь, впечатляющая возможность.


Пример использования программных градиентных фильтров для обработки RAW-образа снимка.
Слева: исходный кадр с настройками по умолчанию.
Справа - примененные к изображению градиентные фильтры
позволили выровнять тональный баланс снимка, а также тщательно проработать
форму и фактуру балясин парапета на переднем плане

Одним из наглядных примеров, иллюстрирующих разницу в возможностях постобработки снимков, сохраненных в форматах JPEG и RAW, является коррекция изображения, сделанного с неправильной настройкой баланса белого. Если изображение было сохранено в формате RAW, то для исправления этой ошибки достаточно выбрать в настройках RAW-конвертора значение баланса белого, соответствующее условиям съемки. Идеальный результат в этом случае достигается одним простым действием.

В случае если снимок с ошибочно выставленной настройкой баланса белого был сохранен камерой в JPEG, то в процессе обработки этого изображения придется изрядно потрудиться. Хорошо, если «промах» был невелик и его последствия можно исправить сдвигом черной и белой точек в цветовых каналах (как правило, для этого достаточно воспользоваться функцией Auto Levels в Adobe Photoshop или аналогичной в других графических редакторах). Гораздо сложнее исправить ошибку, если фотография была сделана на улице в погожий день, а настройка баланса белого была установлена, к примеру, для съемки в свете ламп накаливания. Конечно, опытный пользователь и в этом случае, скорее всего, сумеет получить на выходе вполне приемлемый результат, однако достигнут он будет ценой существенных потерь полезной информации.

Весьма ценной возможность сохранения снимков в формате RAW оказывается при съемке высококонтрастных сцен, а также объектов, окрашенных в яркие цвета. В подобных ситуациях легко ошибиться с выбором правильной величины экспозиции, и запас по безопасной коррекции этого параметра в процессе обработки снимка окажется как нельзя кстати.

В ряде случаев запись снимков в формате RAW позволит обойтись без дополнительных приспособлений. Например, для съемки пейзажей фотографы часто применяют оптический градиентный фильтр, обеспечивающий проработку деталей на небе без ущерба для тонального баланса изображения в целом. Сохранив снимок в формате RAW, воздействие градиентного фильтра нетрудно сымитировать в том же Lightroom. При этом фотограф получает возможность точной настройки положения и ширины градиентного перехода, а также ряда других параметров.

Ограничения RAW

В предыдущем разделе мы рассмотрели ряд примеров, наглядно иллюстрирующих преимущества формата RAW в области коррекции и постобработки снимков. Тем не менее нельзя забывать о том, что пределы этих манипуляций небезграничны. Хотя RAW-образ содержит гораздо больше информации об исходном изображении по сравнению с JPEG, ее количество все же конечно. Хотя, строго говоря, это ограничение обусловлено уже не форматом записи данных, а техническими возможностями используемого фотоаппарата - и прежде всего характеристиками установленного в нем светочувствительного сенсора.


В фотоаппарате Fujifilm X-M1
имеется встроенная функция преобразования снимков,
сохраненных в виде RAW-образов, в файлы формата JPEG
с возможностью управления настройками различных параметров

Благодаря стремительному развитию технологий в области производства полупроводниковых компонентов, сенсоры современных фотоаппаратов способны фиксировать изображения с весьма широким динамическим диапазоном. Тем не менее если ошибка при выборе настроек экспозиции в процессе съемки высококонтрастных сюжетов окажется слишком большой, то возникнет так называемый эффект ограничения (clipping). Это означает, что некоторые области изображения окажутся слишком темными или, напротив, чересчур яркими для того, чтобы элементы светочувствительного сенсора могли зафиксировать на них какие­либо детали. В результате такие участки будут восприняты сенсором (а следовательно, зафиксированы в RAW-образе кадра) как однородно закрашенные черным или белым пятна. Понятно, что никакие программные средства не помогут «проявить» те детали, которые не были зафиксированы сенсором камеры - а следовательно, отсутствуют в исходном цифровом образе кадра.

Еще один аспект, о котором не стоит забывать, - влияние цифрового шума. В процессе обработки недоэкспонированных кадров нередко приходится «вытягивать» детали в тенях путем установки довольно большого положительного значения эскпокоррекции либо осветления теней в настройках RAW-конвертора. Нередко побочным результатом такой обработки становится значительное увеличение уровня цифровых шумов на получаемом изображении, которые наиболее заметны в тенях и на однородно закрашенных участках. Естественно, многое зависит как от характеристик светочувствительного сенсора камеры, так и от алгоритмов обработки, реализованных в используемом приложении. Справедливости ради необходимо отметить, что при попытке выполнить аналогичные манипуляции с кадрами, сохраненными в JPEG, конечный результат будет выглядеть гораздо хуже.

Обработка RAW - это несложно

Среди пользователей цифровых камер широко распространено мнение, что обработка RAW-файлов требует значительных затрат времени и усилий. На самом деле это не более чем заблуждение. Контролировать процесс преобразования каждого RAW-файла вовсе не обязательно: в большинстве современных RAW-конверторов есть функция сохранения копий снимков в JPEG (равно как и в файлы других распространенных графических форматов) в пакетном режиме. При этом конвертация изображений производится с настройками по умолчанию с учетом записанной в EXIF информации о настройках камеры на момент съемки. Таким образом можно получить точно такие же файлы JPEG, которые были бы сохранены камерой на карту памяти. Учитывая производительность современных ПК, это займет совсем немного времени. Кроме того, в процессе пакетной конвертации можно выполнить и ряд других действий - масштабировать исходные изображения под требуемый размер и/или объем файлов, встраивать «водяные знаки», информацию о дате и времени съемки, различные надписи и т.д.

В процессе просмотра изображений, полученных после пакетной конвертации, можно отобрать те фотографии, которые представляют определенную ценность благодаря удачно «пойманному» сюжету, но в силу тех или иных обстоятельств были сняты с техническим браком. Разумеется, над подбором оптимальных настроек для этих кадров придется поколдовать вручную, однако и конечный результат в этом случае будет выгодно отличаться от того, который можно было бы получить после обработки этих же снимков, записанных камерой сразу в JPEG.

Также нельзя не упомянуть о том, что в ряде современных цифровых фотоаппаратов (к примеру, в модели Fujifilm X-M1) реализована встроенная функция преобразования снимков, сохраненных в виде RAW-образов, в файлы формата JPEG с возможностью управления настройками различных параметров. Таким образом, владельцам подобных фотокамер для конвертации RAW-образов не потребуется компьютер, а выполнить эту процедуру можно даже в мобильных условиях.

Размер имеет значение

Один из камней, которые неискушенные фотолюбители любят бросать в огород RAW, - это большой объем файлов. Действительно, объем RAW-образа снимка в несколько раз больше по сравнению с его копией в формате JPEG даже при выборе максимально возможного качества (то есть минимальной степени сжатия). Однако, как уже было упомянуто, RAW-образ содержит гораздо больше информации об исходном изображении, нежели JPEG. И то, что файл формата RAW имеет больший объем, вполне закономерно. Есть и еще один аспект, который многие неопытные фотографы не принимают в расчет.

В сложных ситуациях - например, когда фотограф не уверен в правильности выбора параметров экспозиции, - вполне логичным решением является съемка в режиме брекетинга по экспозиции. При выборе этого режима камера вместо одного снимка делает серию из трех кадров формата JPEG с разными настройками экспозиции. Если же сохранять изображение в формате RAW, то вполне хватит и одного кадра: как уже было упомянуто, даже 12-битный образ позволит скорректировать величину экспозиции в пределах ±2 EV без потери деталей в светах и тенях. Таким образом, в рассматриваемой ситуации разница в объеме файлов (один RAW против трех JPEG) будет уже не столь значительной.

Нельзя не отметить, что во многих форматах RAW-файлов, используемых в современных фотоаппаратах, применяются алгоритмы сжатия без потери данных (наподобие ZIP). Благодаря этому удается значительно уменьшить объем сохраняемых снимков без малейшего ущерба для качества изображения. К тому же при нынешнем уровне цен на карты флэш­памяти даже не очень обеспеченный фотограф вполне может позволить себе приобрести носитель, способный вместить несколько сот снимков в формате RAW.

Проблема совместимости

Еще один аспект, о котором неизменно заходит речь при сравнении достоинств и недостатков форматов RAW и JPEG, - это совместимость с различными устройствами и приложениями.

Бесспорно, формат JPEG на данный момент является фактическим стандартом хранения изображений в электронном виде - причем и в сфере компьютеров, и в сфере бытовой техники. Фотографии, записанные в этом формате, можно открыть практически в любом веб­браузере, графическом редакторе и множестве других приложений, поддерживающих работу с графическими файлами. Большинство фотографий и рисунков в Интернете хранится именно в формате JPEG. И наконец, работу с изображениями данного формата поддерживают многие устройства: мобильные телефоны, смартфоны, планшеты, принтеры и МФУ с функцией автономной печати, портативные и стационарные цифровые медиапроигрыватели, SmartTV и т.д.


Штатный файловый браузер ОС Windows 8 (Проводник)
позволяет отображать миниатюры RAW-файлов различных форматов

Иными словами, одним из важных достоинств формата JPEG является его универсальность. Имея цифровую фотографию в JPEG, вы можете практически на 100% быть уверены в том, что ее удастся без проблем открыть штатными средствами ОС различных компьютеров и мобильных устройств, опубликовать на личной страничке социальной сети, распечатать на принтере или в мини-лабе и выполнить множество других действий.

То, что формат RAW является гораздо менее распространенным и универсальным по сравнению с JPEG, - вполне очевидный факт, и спорить с этим бессмысленно. Проблема совместимости с различными приложениями усугубляется еще и тем, что в настоящее время существует множество разновидностей RAW-файлов. Фактически у каждого из крупных производителей фототехники есть фирменные форматы записи RAW-образов: CRW и CR2 у Canon, NEF у Nikon, SR2 и ARW у Sony, RAF у Fujifilm и т.д. И дело здесь даже не столько в амбициях крупных компаний, сколько в чисто технических различиях, касающихся алгоритмов обработки сигнала и внутреннего представления данных об изображении в фотокамерах разных серий и производителей. Кроме того, по мере совершенствования цифровой фототехники возникает потребность модифицировать уже существующие форматы записи RAW-образов, что еще больше усугубляет проблему совместимости.

Как следствие, ни один универсальный RAW-конвертор (или иное приложение, рассчитанное на работу с файлами данного формата) не способен открыть абсолютно любой RAW-файл. Именно поэтому к фотокамерам с функцией сохранения снимков в виде RAW-образа, как правило, прилагается специальное ПО для работы с RAW-файлами именно того формата, который используется в данной модели. Это могут быть как фирменные утилиты (обычно рассчитанные на обработку RAW-файлов, записанных камерами только этого производителя), так и специальные версии универсальных RAW-конверторов, таких как Adobe Photoshop Lightroom, SILKYPIX Developer Studio и др.

Попытку решить данную проблему в глобальном масштабе предприняла компания Adobe. В 2004 году она представила открытый формат для записи RAW-образов цифровых снимков, который получил название DNG (сокращение от Digital Negative - дословно «цифровой негатив»). Однако производители фотоаппаратов восприняли эту инициативу весьма прохладно: ведущие игроки рынка и по сей день используют собственные RAW-форматы. Одним из редких исключений является Leica, однако при всем уважении к истории и философии этого без преувеличения легендарного бренда нельзя не отметить, что занимаемая ее продукцией доля рынка в настоящее время крайне мала и, как говорится, погоды не делает.

Таким образом, решение проблемы совместимости RAW-файлов камер разных производителей ложится главным образом на плечи разработчиков программного обеспечения. И речь в данном случае идет не только о компаниях, выпускающих универсальные RAW-конверторы. Постепенно увеличивается количество графических редакторов и программ для просмотра цифровых изображений, в которых реализована возможность отображения и обработки RAW-файлов (в качестве одного из примеров можно привести популярную в нашей стране утилиту ACDSee). В ОС Windows 7 и 8 штатный файловый браузер позволяет отображать миниатюры RAW-файлов различных форматов. В общем, с каждым годом количество программных продуктов, поддерживающих работу с RAW-файлами, увеличивается.

Впрочем, есть предельно простой способ раз и навсегда решить дилемму «JPEG или RAW». В большинстве современных фотоаппаратов, позволяющих записывать снимки в формате RAW, предусмотрен режим сохранения фотографии одновременно и в RAW, и в JPEG. Последний удобен для «бытовых» целей и для предварительного просмотра (в качестве своего рода «контрольного отпечатка»), а RAW-образ пригодится на тот случай, если понадобится исправить технические ошибки, допущенные в процессе съемки.

Конечно, у такого подхода есть свои недостатки. Один из них - увеличение занимаемого снимками объема (по сравнению с записью только в RAW). Однако поскольку файл JPEG гораздо компактнее RAW-образа, то снижение максимального количества умещающихся на носитель кадров будет незначительным, и этим вполне можно пожертвовать ради открывающихся возможностей и удобства.

Второй недостаток - это снижение скорости серийной съемки. У большинства современных фотокамер максимальная частота съемки и длина серии в большей или меньшей степени зависят от формата, в котором сохраняются изображения. Сохранение кадров только в JPEG обычно позволяет достичь более высокой скорости и сохранить больше снимков в одной серии, чем при записи в RAW (и тем более в обоих форматах одновременно). Таким образом, при выборе режима серийной съемки фотографу придется решать, что в данный момент важнее: скорость или возможности постобработки.

Заключение

Напоследок вкратце сформулируем основные мысли, изложенные в данной статье.

Принципиальным преимуществом RAW-образа является то, что в нем сохраняется вся информация об изображении, зафиксированная сенсором фотокамеры в момент съемки. При сохранении кадра в формате JPEG значительная часть этой информации будет безвозвратно потеряна. Именно поэтому в процессе обработки RAW-файла фотограф располагает гораздо более широкими возможностями по исправлению как собственных просчетов, так и ошибок, допущенных автоматикой камеры.

Функция сохранения RAW-файлов является несомненным достоинством цифрового фотоаппарата, поскольку позволяет фотографу наиболее полно реализовать потенциальные возможности камеры даже в том случае, когда были неверно установлены настройки или была допущена ошибка при выборе экспозиции.

Хотя формат RAW позволяет сохранить гораздо больше информации об изображении по сравнению с JPEG, возможности манипуляции RAW-образами имеют свои ограничения, обусловленные техническими характеристиками камеры, - в частности, реальным диапазоном чувствительности элементов сенсора, разрядностью АЦП и т.д. Поэтому в тех случаях, когда во время съемки были допущены грубые ошибки в выборе настроек, даже наличие RAW-образа кадра не позволяет гарантировать получение удовлетворительного результата.

Работа с RAW-файлами не так сложна, как это может показаться на первый взгляд (особенно человеку неискушенному). Кадры, сделанные без технических ошибок, обычно не требуют дополнительной обработки и могут быть преобразованы в JPEG (или в файлы других графических форматов) в пакетном режиме с настройками по умолчанию.

Наряду с существенными недостатками у формата JPEG есть и неоспоримое преимущество: гораздо лучшая совместимость с программными продуктами, а также с компьютерным и бытовым оборудованием. Именно поэтому оптимальным вариантом является сохранение каждого снимка и в виде RAW-образа кадра, и в формате JPEG (благо, в большинстве современных фотоаппаратов такая возможность предусмотрена). А если вас смущает уменьшение количества кадров, помещающихся на имеющуюся карту памяти в этом режиме, купите еще одну. В конце концов, близится Новый год, и каждый имеет право сделать себе хотя бы небольшой подарок.

В каком режиме фотографировать

Если вы не уверены в том, когда и в каком режиме съемки следует фотографировать, то я дам

вам несколько советов.

Av (Режим приоритета диафрагмы). Я рекомендую использовать этот режим съемки как фотографам-портретистам, так и пейзажистам. Данный режим позволяет полностью контролировать отображение фона на фотографии. Если вы хотите сделать фон размытым, то выберите самое низкое числовое значение диафрагмы (f/4 или f/2,8). Если же вы хотите, чтобы на изображении получились максимально четкими все детали, в том числе и фон, то следует установить самое высокое значение диафрагмы (f/11 или f/16). При выборе любого значения фотоаппарат автоматически подберет значение выдержки, которое обеспечит нормальную экспозицию снимка.

Tv (Режим приоритета выдержки). Данный режим я рекомендую использовать при съемке спортивных событий или в тех случаях, когда вы хотите запечатлеть движение. Этот режим позволяет выбрать очень низкие значения выдержки (при условии, что вы фотографируете при хорошем освещении), на основании которых фотоаппарат автоматически подберет соответствующее значение диафрагмы, которое обеспечит нормальную экспозицию снимка.

М (Ручной). При съемке в студии с применением стробоскопов нужно использовать именно этот режим съемки. Ни режим приоритета выдержки, ни режим приоритета диафрагмы не позволят вам правильно выбрать экспозицию, поскольку фотоаппарат не может учесть применение стробоскопов при съемке.

Р (Программный). Данный режим съемки идеально походит в случаях, когда вам нужно быстро навести фотоаппарат на цель и сделать снимок. Этот режим идеален тогда, когда вы хотите запечатлеть момент и не углубляться в настройки.

Выбор значения ISO

В процессе съемки нужно стремиться к использованию минимального значения ISO (предпочтительно 100), поскольку в этом случае в изображении будет меньше цифрового шума, а детали отобразятся максимально четко. Повышение значения данного параметра оправдано только при съемке без штатива в условиях недостаточного освещения. Таким образом, при значении ISO 100 вы сможете фотографировать в условиях дневного или яркого искусственного света. При значении ISO 200 вы сможете фотографировать с рук в условиях менее яркого освещения и получать снимки нормальной четкости, но при этом количество цифрового шума в изображении увеличится. При значении ISO 400 можно фотографировать без штатива в еще менее благоприятных условиях освещения, но количество шума в изображении увеличится еще больше. При значении ISO 800 можно делать снимки с рук при очень тусклом освещении (например, в церкви), но цифровой шум на изображении будет просматриваться еще четче. В общем, все сводится к следующему: повышение значения ISO позволяет снимать с рук в менее благоприятных условиях освещения, но при этом значительно возрастает количество цифрового шума в изображении. Именно поэтому профессионалы фотографируют со штативов. На штативе фотоаппарат зафиксирован максимально жестко, поэтому фотограф может спокойно снимать при значении ISO 100, не волнуясь о том, что снимки получатся нечеткими даже в условиях недостаточного освещения.

В каком формате снимать (RAW, JPEG или TIFF)

В большинстве современных цифровых фотоаппаратов (и во всех без исключения зеркальных) доступны как минимум три формата файлов для съемки: RAW, JPEG и TIFF. Эти форматы используются в следующих случаях.

JPEG. Если вы научились безупречно выставлять экспозицию при каждом снимке, то формат JPEG просто создан для вас. Можете смело фотографировать в этом формате, если уверены в том, что после выбора экспозиции вам не придется в дальнейшем редактировать полученные кадры в программе Photoshop. При использовании данного формата размер файлов существенно уменьшается, и на карте памяти фотоаппарата помещается гораздо больше фотографий, а впоследствии они занимают значительно меньше места на жестком диске компьютера.

RAW. Если вы довольно часто ошибаетесь при настройке экспозиции и выборе баланса белого и в большинстве случаев вам приходится улучшать полученные снимки с помощью программ Photoshop или Photoshop Lightroom, то лучше снимать в формате RAW. Файлы этого формата очень легко корректировать - изменить экспозицию кадра, баланс белого или выполнить цветовую коррекцию изображения. Формат RAW предоставляет в ваше распоряжение оригинальные изображения самого высокого качества и обеспечивает максимальную гибкость при их коррекции.

TIFF. Это формат для богатых людей. Он просто превосходен для тех, кто живет на широкую ногу, фотографирует на карты памяти размером 16 Гбайт и у кого таких карт просто несметное количество. Это также формат для тех, у кого много места на жестких дисках компьютера, поскольку файлы данного формата очень громоздки. И я больше не знаю каких- либо причин, по которым можно было бы рекомендовать использовать формат TIFF при съемке. 

Какой размер изображений выбирать при съемке

Я рекомендую выбирать при съемке максимальный размер и качество изображения . Например, если вы фотографируете в формате JPEG, то в фотоаппарате желательно выбирать уровень качества JPEG Fine или Large. Если для формата JPEG выбрать значение Norm (Нормальное), то вы изначально понизите качество получаемого изображения. Файлы, сохраненные в формате JPEG Fine, будут лишь чуть больше по размеру. Разница в размере файла не слишком ощутима (если сравнивать те же файлы, только сохраненные в форматах TIFF или RAW), но разница в качестве оправдывает такой компромисс. Если вас действительно заботит качество полученных изображений, то я рекомендовал бы выбрать значение размера файлов Fine или Large для формата JPEG. В этом случае вы последуете примеру большинства профессиональных фотографов.

От неприятностей вас спасет аббревиатура БЗИРФ

Предположим, вы отправляетесь на пейзажную съемку рано утром. Каковы настройки вашего фотоаппарата на данный момент? Они те же, что и на последней вашей съемке. Поэтому если последний раз вы фотографировали ночью, то вероятнее всего значение параметра ISO очень завышено, а баланс белого настроен в соответствии с ночными условиями освещения. Я так часто на этом обжигался, что придумал для себя простое правило, которое позволяет мне избежать многих проблем. Выработанное мною правило звучит как короткая аббревиатура БЗИРФ. Расшифровывается она следующим образом. Это проверка:

Б - баланса белого;

3 - предупреждения о засвеченных фрагментах (которое должно быть включено);

И - ISO (убедитесь в том, что вы используете верное значение параметра ISO для условий, в которых фотографируете в данный момент);

Р - режима съемки (проверьте, какой режим съемки выбран: приоритета диафрагмы, ручной, программный и т.п.);

Ф - размера файлов (удостоверьтесь, что выбран правильный размер файлов и их качество).

Если каждый день перед началом съемки вы будете применять правило БЗИРФ, то никогда не станете сожалеть об испорченных по собственной невнимательности снимках.

Как зафиксировать фокус

Это еще один нюанс, с которым не все могут справиться. Как же зафиксировать фокус? Например, вы лежите на земле и пытаетесь сфотографировать пейзаж через высокую траву. Вы хотите, чтобы трава на переднем плане получилась четкой. Но как только вы приподымаете фотоаппарат, функция автофокусировки переводит резкость на пейзаж на дальнем плане. Чтобы зафиксировать фокус на тонких листьях травы, нужно всего лишь удерживать наполовину нажатой кнопку спуска затвора. Пока вы будете удерживать ее в таком положении, фокус фотоаппарата будет зафиксирован, и вы сможете изменить композицию снимка по своему усмотрению, при этом резкость не наведется автоматически на другой объект. Я часто пользуюсь данным приемом, например когда хочу навести резкость на человека, который находится не в центре композиции. Вместо того чтобы перемещать по видоискателю точку фокусировки, я навожу объектив на нужный мне объект, навожу резкость и, удерживая наполовину нажатой кнопку спуска затвора, навожу фотоаппарат на другой объект, чтобы изменить композицию кадра так, как мне нужно. Резкость будет, как и прежде, наведена на выбранного мною человека. Мне остается только дожать кнопку спуска до конца и сделать снимок.

06/05 3953

Удивительно, но многие начинающие фотографы делают снимки в RAW, совершенно не задумываясь, зачем. Если у них спросить, почему он у них так популярен, тут же ответят: «Ты знаешь, это так круто! Все великие фотографы снимают в RAW!» Хорошо. Если и вы так думаете, то давайте проверим правильность ваших убеждений в нашем сегодняшнем разговоре.

Представим: вы только что приобрели современную фотокамеру, отыскали, как поменять формат и… столкнулись с неожиданным выбором. Наиболее любознательные из вас срочно полезут в гугл и начнут изучать различные мнения. Те, кто время ценит, начнут задавать вопросы «прошаренным» товарищам.

Поскольку «Фотопоиск» в фотосъёмке «шарит», можете последовать его совету: если сомеваетесь в выборе формата - выбирайте JPEG.

Почему? Давайте разберёмся вместе. На сегодняшний день JPEG (или JPG) - наиболее популярный формат для просмотра изображений. Он - универсальный. Его может прочесть любое устройство, в ключая ваш мобильный телефон. Все цифровые фотокамеры «заточены» под съёмку в JPEG. Причина довольно проста: этот формат даёт отличное качество с наименьшими затратами времени на обработку изображений.

RAW (от англ. raw - сырой) - формат, который получается путём считывания изображения с матрицы без какой либо обработки или корректировки. Схематически всё выглядит примерно так:

Предназначение RAW.

RAW - это сырьё для работы дизайнеров. Он предназначен для специальной обработки и корректировки. Обычно его подвергают следующим операциям:

  • корректировка экспозиции в определённых пределах;
  • изменение баланса белого;
  • корректировка яркости и контрастности и т.д.

При этом все изменения, которые вы собираетесь делать, не снизят качество изображения. Иными словами, вы можете поменять все значения, которые предварительно выставили в меню перед началом съёмки.



Недостатки в работе с RAW.

1. Поскольку этот формат по определению является «сырьём», он тяжелее в несколько раз, чем JPEG, занимает много места на карте памяти.

2. Переформатирования RAW в JPEG избежать всё равно не удастся, ведь его нужно распечатывать или показывать друзьям.

3. Для фотографа время - значит деньги. А для обработки и к онвертирования RAW у вас уйдёт куча времени.

4. Сам по себе RAW имеет разновидности. Дело в том, что производители фототехники используют разные настройки для RAW-файлов:

  • Nikon - .NEF;
  • Canon - .CRW;
  • SONY - .ARW.

Это, в свою очередь, предполагает разное программное обеспечение для обработки и корректировки RAW-файлов. Из этого следует, что разные графические редакторы по-разному работают с информацией. В итоге ваш RAW будет выглядеть совсем по-другому в чужой программе.



Предназначение JPEG.

Его все любят и он всех любит. JPEG читает практически любое цифровое устройство. Создаётся он из того же RAW-файла. При конвертации учитываются все ваши настройки, установленные в меню камеры, такие как цвет, баланс белого. Существенно изменить JPEG уже не удастся.

Поскольку переформатирование включает в себя компрессию, п редусмотрены разные её степени:

JPEG Basic;JPEG Normal;JPEG Fine.

С увеличением качества JPEG увеличивается и вес файла. Разумеется, возникает вопрос: какой из них выбрать. Решать придётся вам лично. Но выбор здесь идёт между качеством и местом на карте памяти. Если вам сложно принять решение, то выберите JPEG Normal. Дело в том, что разница между качеством Fine и Normal практически незаметна, зато вес JPEG Fine в два раза больше. Чтобы определиться окончательно, стоит хорошо попрактиковаться. Тем более, что с такой возможностью сегодня проблем ни у кого не возникает. Например, свадебные фотографы, детские фотографы или фотографы на корпоратив не всегда смогут «подловить» удачный или по-доброму комичный кадр. А вот вы - совсем другое дело.

5. Скорость обработки файлов в RAW значительно ниже, поскольку они имеют большой размер. Из-за этого теряется много времени. Репортажная съёмка этого не простит, поскольку будут потеряны бесценные кадры.

Два зайца одним выстрелом: JPEG + RAW.

Мы не сомневаемся: природная любознательность заставила вас покопаться в настройках фотокамеры. И вы уже обратили внимание на опцию RAW + JPEG. Если её активировать, то ваша камера будет создавать сразу два файла: RAW + JPEG.

Преимущество опции в том, что у вас будут оба формата и проблема выбора отдалится во времени. Но в том и минус, что каждый снимок будет теперь занимать больше места и тратить больше времени на обработку. А у фотографа, как мы говорили, время - это деньги. Возникает ещё одна проблема: быстрое заполнение карты памяти ненужными дубликатами. Вам будет их жалко удалять. Это напоминает ситуацию, когда люди боятся расстаться с одеждой, которая давно и надёжно вышла из моды: она почти новая и деньги за неё уплачены, да вот одевать неловко. А выбросить - жалко. И шкаф давно переполнен.



Итог.

Итак, если вы не определились с выбором формата - однозначно снимайте в JPEG.

Если вы дизайнер или продвинутый пользователь Фотошопа - фотографируйте в RAW.

Если вам необходимо сделать множество одинаковых кадров одного и того же объекта, чтобы потом выбрать один из них - фотографируйте в JPEG. И наоборот, когда нужно сделать один снимок вместо десяти, то лучше установить RAW.

Но прежде всего, определитесь со своим будущим в фотоискусстве. Если вы собираетесь быть фоторепортёром или просто знающим товарищем в своей компании (отделе, команде, тусовке), то учитесь всё делать быстро и сразу. Научитесь самостоятельно правильно настраивать фотоаппарат.

Если вы собираетесь брать немалые деньги за ретушь фото, проводить больше времени за компьютером, чем с фотоаппаратом - установите в опциях RAW и изучайте Фотошоп. Специалисты нужны разные.

Главное - сделать правильный выбор сразу!

Мы стараемся для вас 24 часа в сутки и благодарны вам за каждый репост!



20/06 Категории: Фотоуроки и фотосоветы Делаем идеальные фотографии на смартфон с помощью максимальных настроек. 11/09 Категории: Фотоуроки и фотосоветы Каждый фотограф, который мечтает стать стать настоящим профессионалом - должен...

ТАКЖЕ ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО

Клиентам

06/12 111

Клиентам

29/11 156

Модельный вопрос

30/07 2064

Советы ретушеру: как осветлить или за...

Никита Бельчиков

Статья правильная - но насчет размеров РАВа не согласен:)) Всех же дизайнеров устраивает размер формата TIFF - потому как те кто его использует понимает почему он такой большой. Просто надо быть готовым к тяжелым файлам, быстрые карты памяти, отдельный высокоскоростной HDD, чуть больше оперативной памяти и нет проблем. Я со свадьбы приношу порой 1000-1500 снимков снятых в RAWе, и как то все это помещается у меня и на флешке и в компе... :))



Вкуснейший экзотический плод - мангустин, стал настоящим открытием в диетологии!
Он содержит РЕКОРДНОЕ количество полезных веществ, стимулирующих активное жиросжигание и снижающих вес!
Сироп мангустина растопит до 10 кг жира за 2 недели!
Спаситесь от ожирения и сократите риск инфаркта, диабета и гипертонии на 89%.
Перейти на сайт: http://mangystin.bxox.info/

Все профессиональные и многие любительские камеры дают возможность сохранять снимки в формате RAW. RAW - это общее название формата, расширения у файлов фотографий могут отличаться в зависимости от производителя. Это может быть *.NEF, *.CR2, *.ARW и другие .

Название RAW образовалось от английского слова raw, что означает сырой, то есть необработанный. Эти файлы содержат максимальное количество необработанной информации о снимке. Это позволяет в процессе редактирования снимка на компьютере получить максимальное качество финального изображения и манипулировать фотографией как угодно.

RAW образуется от получения данных с . Матрица - это устройство, которое воспринимает спроецированный на неё световой поток . Полупроводниковые фотодатчики, из которых состоит матрица, примерно одинаково чувствительны ко всем цветам. Поэтому, чтобы получать цветное изображение, каждый фотодатчик накрывается цветным фильтром красного, зеленого или синего цвета. Это образует цветовую модель RGB (Red, Green, Blue).

Из-за светофильтра каждый фотоэлемент воспринимает лишь 1/3 цветового спектра. Данные об остальной части спектра берутся из соседних фотодатчиков. Всю эту информацию обрабатывает и компонует процессор. Формирование конечного цвета одного пикселя происходит благодаря получению данных не менее чем от девяти фотоэлементов матрицы.

Фильтр Байера предполагает размещение фотофильтров в строго определенном порядке.


Стоит заметить, что фотоэлементов зеленого цвета в два раза больше, чем остальных цветов. Это позволяет добиться изображения, максимально адаптированного к человеческому зрению.

Чтобы снизить количество артефактов, разрабатывались различные вариации фильтров Байера. Они содержали изменения в однородности расположения фотофильтров. Таким образом, были получены устройства, которые строили изображение, основываясь не на 4-х элементах, а на 12-ти и 24-х. Широко распространения такой подход не получил, так как для работы с такими системами нужна была очень большая вычислительная мощность.


Для наглядности принципа работы фильтра Байера, сделаем снимок:


Фотография сквозь фильтр Байера (400%)


Конечная фотография (400%)


Конечная фотография (400%)

В результате, получилась фотография, каждый пиксель которой содержит лишь один цвет. По отдельности каждый цвет не дает четкого представления об изображении, но объединив три составляющих, можно получить рисунок. После получения такого результата, процессор должен на основании цвета соседних точек добавить недостающие цвета в каждый пиксель. Это делается методом интерполяции.


Размытость изображения связана с особенностью работы фильтра Байера. Чтобы исправить это, процессор камеры принудительно добавляет снимку резкость. Иногда еще исправляется контрастность и насыщенность цветов, убирается шум. Улучшения четкости изображения позволяет добиться и увеличение количества пикселей сенсора. В связи с тем, что вычислительная мощность фотоаппарата ограничена, всю обработку можно делать на компьютере. Большинство профессиональных камер вообще не содержат возможность обработки снимков. Они делают только сырые RAW фотографии или имеют возможность отключать обработку снимков камерой.

Современные зеркальные и некоторые компактные камеры имеют возможность записывать изображения в сырой RAW формат. Такие файлы содержат данные о сигнале яркости в каждом диоде и данные о цвете каждого пикселя. Это позволяет на компьютере получить файл, который можно обрабатывать в RAW конвертере и управлять большим количеством параметров снимка.


При сохранении изображения в формате Jpeg, камера обрабатывает сырой снимок и ужимает его до значения, приемлемого для вывода на современных мониторах и для печати на принтере. Данных в Jpeg файле очень мало. Поэтому, если во время съемки была выставлена не правильная экспозиция или баланс белого, Jpeg будет восстановить очень трудно. Это непременно повлияет на качество снимка. В некоторых случаях восстановить снимок не удастся. При съемке в RAW, изображение содержит очень большой массив данных, поэтому ими можно свободно манипулировать. Это позволяет вытягивать детали из ярких или темных участков фотографии, улучшать детализацию и цвета снимка без потери качества. RAW файлы обычно содержат 12 или 14 бит/канал, а Jpeg всего 8.


Детализация обработанных RAW файлов всегда лучше, чем у jpeg. Это связано с тем, что обработка снимка в камере осуществляется по грубому и не всегда оптимальному алгоритму. Во всем виновата нехватка вычислительной мощности и необходимость быстро работать, ведь для камеры очень важно иметь высокую скорость записи снимков. RAW позволяет задавать основные параметры съемки, такие как компенсация экспозиции, баланс белого, стиль изображения, насыщенность, контраст и резкость не до съемки, а после.

Обработка сырых RAW-файлов осуществляется специальными конвертерами. Это программное обеспечение, которое позволяет делать из необработанных данных конечные файлы в формате JPG.


Конвертеров очень много. Каждый производитель камер поставляет с фотоаппаратом свой конвертер: Konica Minolta Dimage Viewer, Canon Digital Photo Professional, Olympus Master, Nikon Capture NX, Pentax Photo Laboratory, Sony Image Data Converter SR. Существуют также конвертеры сторонних производителей. Они универсальны и подойдут для любых RAW файлов: Adobe Photoshop Lightroom, Adobe Camera Raw, Apple Aperture (только для Mac OS X), Capture One.

Каждый фотограф, рано или поздно замечает в своем фотоаппарате такой загадочный и, на первый взгляд непонятный, формат съемки, как RAW. Попробовав поработать с ним некоторые время, и в дальнейшем загрузив изображения на компьютер обнаруживается, что со снимками RAW может возникнуть множество проблем – они не открываются стандартными просмотрщиками изображений, не поддерживаются Photoshop и т.д.. В чем же секрет этого формата, зачем он нужен и в чем преимущества RAW. Обо всем этом мы и поговорим в нашей сегодняшней статье.

Во-первых, что такое RAW? RAW — это формат файла, который фиксирует все данные об изображении, записываемые датчиком, во время съемки . Это позволяет создавать максимально четкие и качественные фотографии. При съемке JPEG, большая часть информации теряется из-за сжатия.

Хорошей новостью для фотографов станет то, что на сегодняшний день даже самые простые камеры могут поддерживать работу в формате RAW, а значит, все его преимущества могут быть доступны практически каждому.

Наилучшее качество изображения с RAW

Важнейшим преимуществом фотографирования в формате RAW является возможность создания наиболее качественных и четких фотографий. Тот факт, что формат позволяет записать все данные, попадающие на матрицу, дает возможность получить наибольшую четкость кадра. Дело в том, что при работе с JPEG, фотоаппарат самостоятельно делает преобразование и сжимает картинку. В результате четкости фотографий, снимки RAW весят значительно больше, чем изображения JPEG.

Плавность цвета

Уровень яркости – это количество шагов в изображении от черного до белого цвета, чем лучше уровень яркости, тем плавне переход от одного оттенка к другому. При фотографировании в JPEG, записывается 256 уровней яркости, в RAW количество уровней может варьироваться от 4096 до 16 384. Число уровней описывается термином «бит». JPEG захватывает изображения 8 бит, а RAW 12 или 14 бит.

Большее количество уровней яркости позволяет установить более точные и сбалансированные настройки без потери качества фотографии.

Легче исправлять экспозицию в кадре

Опытным фотографам знакома ситуация, когда с резким изменением освещения при съемке на открытом воздухе, установленные заранее настройки становятся неактуальными. Менять на скорую руку значения выдержки и диафрагмы не всегда бывает удобно. Исправлять последствия этого в фотографиях JPEG может быть затруднительно и не очень эффективно. Если кадр был сделан в формате RAW, то он содержит больше информации, а значит, исправить неточности в экспозиции будет намного легче, а эти исправления не навредят качеству вашей фотографии.

Легкая настройка баланса белого

Снимая в формате JPEG, предустановленный баланс белого применяется к изображению, и у вас нет возможности легко и быстро выбрать другой вариант. С RAW баланс белого настраивается точнее и эффективнее в силу того, что больше данных может фиксироваться датчиком фотоаппарата. Кроме того, при съемке в RAW регулировка может проводиться проще, быстрее и эффективнее.

Больше деталей изображения

Как уже упоминалось в данной статье, при съемке в формате RAW, датчик фотоаппарата фиксирует максимум информации об изображении, а значит, фотография будет четче и сохранит максимум деталей в цветах и фактуре. Проблему с появлением шума можно легко решить благодаря мощным алгоритмам подавления зернистости, которые все время усовершенствуются с появлением новых версий программ обработки изображений.

Редактирование, не влияющее на качество фотографий

Редактируя изображение RAW, вы можете не опасаться, что это плохо скажется на конечном результате, так как в данном случае вы не вносите пагубных изменений в исходные данные. Итоговый результат обработки должен быть сохранен в формате JPEG или TIFF. При обработке файлов JPEG, качество фотографий теряется каждый раз, когда вы вносите коррективы и пересохраняете документ. Если после обработки файла RAW, результат вам не понравится, вы сможете снова открыть исходник и проделать всю работу заново, исправив старые ошибки без потери качества.

Лучшее качество печати файлов RAW

Так как, файлы RAW изначально будут выглядеть более качественно, чем изображения, сделанные в любом другом формате, то и при печати эти фотографии получатся более красочными, градация цветов будет плавной.

Выбор цветового пространства при выходе

Выбор цветового пространства изображения имеет огромное значение для получения привлекательного результата при выходе. Хорошей новостью для тех, кто использует формат RAW, является то, что вы можете выбрать любое цветовое пространства при сохранении готового результата.

Допустим, если вы планируете публиковать фотографии в интернете, то при выходе лучше выбрать пространство цветов sRGB, чтобы обеспечить максимальную совместимость между браузерами. Если вам необходим максимально универсальный формат, то выберите пространство Adobe RGB (1998). Для наиболее качественного результата используйте ProPhoto RGB.

Каждое цветовое пространство дает преимущества в том, или ином случае, поэтому фотографируя снимки в формате RAW, не отказывайте себе в удовольствии сохранить файлы сразу в нескольких цветовых пространствах, которые пригодятся вам в том, или ином случае.

Эффективный рабочий процесс

Если вам необходимо обработать сразу много однотипных изображений, то лучше использовать такие программы как Lightroom или Aperture. Они предназначены для быстрой и легкой обработки групп изображений RAW. Photoshop больше подходит для детальной проработки каждого отдельного снимка. Он малоэффективен и не так удобен при корректировке серии изображений одновременно. Чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами Lightroom и Aperture, необходимо фотографировать в формате RAW.

Съемка в RAW — выбор профессионалов

Профессиональные фотографы, стремящиеся на выходе предоставить своим клиентам максимально качественный продукт, несомненно, предпочитают фотографировать в формате RAW. Это дает им возможность достичь правильного цветового баланса, и точного выбора пространства цветов для той или иной ситуации. Часто, просматривая работы успешных фотографов, мы замечаем невероятную четкость в каждой детали фотографии, и нередко это достижимо благодаря работе в формате RAW.

Недостатки работы в формате RAW и пути их решения

Теперь, когда все преимущества RAW нам известны, самое время обратить внимание на некоторые проблемы, которые могут отпугнуть начинающего, и даже опытного, фотографа от работы в данном формате.

Обработка файлов RAW

Наиболее распространенной причиной, по которой фотографы избегают съемку в RAW является отсутствие специального программного обеспечения, позволяющего преобразовать и редактировать такие файлы. Если фотографии JPEG могут быть открыты, просмотрены и отредактированы практически в любом графическом редакторе, то с RAW все совсем не так просто.

Тем не менее, большинство фотографов после успешной обработки серии кадров RAW в дальнейшем не планируют возвращаться к JPEG фотографий. Кроме того, часто специальное программное обеспечение поставляется на диске, идущем в комплекте с фотоаппаратом.

Кадры RAW занимают больше места

Из-за того, что кадры RAW несут в себе несжатую информацию, они могут весить в 2-3 раза больше, чем файлы JPEG. Это, безусловно, может стать проблемой, если фотограф использует небольшую карту памяти. За последние несколько лет, стоимость на носители значительно снизилась, поэтому сегодня позволить купить себе карту памяти на 16 или 32 Гб может практически каждый. Тоже касается и внешних жестких дисков для хранения фотографий.

Файлы RAW замедляют работу фотоаппарата

Как уже говорилось, кадры RAW занимают больше места на носителе, чем JPEG, а значит и на их обработку процессором уйдет больше времени. При серийной съемке в формате RAW буфер также заполняется быстрее. Для того, что бы процесс фотографирования в RAW оставался таким же комфортным, как и при работе с JPEG, используйте более быстрые карты памяти и дорогие фотоаппараты с большим буфером.