Почему китайцев так много а других мало. Почему китайцев так много

За последние несколько столетий только две страны прибавили в численности населения более миллиарда человек. Многие задаются вопросом, почему в Китае и Индии так много людей. Самый простой ответ - потому что китайцев и индийцев было очень много уже в те времена, когда начался современный период быстрого роста человечества. Причины хороших стартовых условий для этих стран во многом общие, хотя есть и своя национальная окраска. Поэтому в статье рассмотрим только одну страну.

Географические причины

Одним из существенных факторов, влияющих на то, почему в Китае так много людей, является хорошее расположение страны. В регионе достаточно благоприятный климат для проживания и земледелия. Теплая погода держится много дольше, чем холодная. Можно спокойно пользоваться дарами природы, в регионе не было серьезных катаклизмов, долгих периодов засухи, наводнений и ураганов. Это существенные причины влияющие на то, почему в Китае так много людей.

Важной причиной появления большого количества людей уже в ранний период развития является наличие больших площадей плодородной земли. Они вместе с легко доступными источниками пресной воды позволяли выращивать достаточное количество еды, способное накормить большое количество людей. Даже в настоящее время в Китае много сельскохозяйственных угодий с речными долинами. Во многих регионах страны можно выращивать несколько урожаев в год. Кроме того, здесь рано началось окультуривание растений и одомашнивание животных, что тоже дало резкий толчок росту населения.

Дети - опора семьи

Китайское население издревле занималось земледелием, которое было основным ремеслом. В те далекие времена основной продовольственной культурой региона являлся рис. Для его выращивания использовались достаточно примитивные технологии. Поэтому была большая потребность в рабочих руках. Для многих крестьян, имеющих по 8-10 детей, было совершенно ясно, почему в Китае так много людей. Крестьянские семьи старались обзавестись большим потомством, чтобы те стали помощниками своим родителям. У китайцев есть поговорка: "Если у тебя один сын, то значит у тебя нет детей, если два сына, то только половина ребенка, а вот три сына - это полноценный ребенок".

Возможно, еще одной причиной, почему в Китае так много людей, было восточное равнодушие к ценности человеческой жизни. Несколько столетий назад была высокая смертность, но новые поколения заменяли их, старшие занимались воспитанием младших. Поэтому только большое количество детей в семье могло сохранить род в критических условиях.

Население в древние времена

Узнать, почему в Китае столько много людей живет в настоящее время можно, только рассмотрев древнюю историю. Даже по историческим китайским фильмам видно, что в стране уже тогда проживало большое количество людей. Стотысячные армии были даже у первых ханьских государств. Во втором веке нашей эры, во времена правления династии Хань, начали проводить первые переписи населения. Тогда Поднебесную империю населяло около 59 595 тысяч человек. Уже тогда это была страна с самой большой численностью жителей в мире. Это больше, чем население Римской империи в период ее расцвета.

Следует учитывать, что это были не лучшие времена в истории страны. У Китая были серьезные демографические проблемы. В практически непрерывных войнах погибало много людей, смертность превышала рождаемость. Однако после образования сильного государства ситуация стабилизировалась, а население снова начало быстро расти.

Обычаи и традиции

Конфуцианские идеалы также стали фактором того, почему в Китае живет так много людей. Начавшееся распространяться в стране примерно с 500-х годов до нашей эры учение во главу всего ставило уважение к большой семье. Возможно, этот позитивный фактор стал мощным стимулом к росту населения. Многочисленная и крепкая семья для китайцев десятки столетий была на первом месте в системе ценностей. Разводов долгое время не было, женились раз и навсегда, стремились сразу обзавестись большим количеством детей. В те времена говорили: чем больше детей, тем богаче родители.

Кроме того, долгое время в стране практически не было пенсионной системы. Только в последние годы стали появляться пенсии, на которые можно прожить в старости, прежде всего у военных и государственных служащих. Поэтому у китайцев издревле было так: чем больше детей, тем более спокойная и обеспеченная старость.

Государственная политика

На протяжении длительного времени Китай был закрытым от всего мира государством. Здесь тщательно оберегали традиции, практически не было эмиграции. В страну также не пускали иностранцев, особенно европейцев, боясь распространения болезней. Только после опиумных войн, когда англичане заставили Китай открыть страну, стали постепенно трансформироваться традиционные ценности.

После прихода к власти Мао Цзедуна страна стала заботиться об увеличении семьи, чтобы превратить Китай в самое передовое и сильное государство. Для этого ему нужно было много солдат и людей, которые бы работали на заводах и фермах. Рост населения продолжался ежегодно. Пока в 1979 году правительство не задумалось: "Почему так много китайцев..." В Китае ввели ограничение: семье можно было иметь только одного ребенка, за исключением ряда национальных меньшинств.

Население сейчас

В 2018 году численность населения страны составляла 1 390 млн человек и включала жителей 31 провинции материкового Китая. По уровню прироста населения в 0,47 % в год Китай находится на 159 месте в мире. По прогнозам правительства, к 2020 году в стране будет проживать 1 420 млн человек, к 2030 году достигнет максимальной численности в 1 450 млн, потом будет уменьшаться. Так что вопрос: почему в Китае так много людей, будет актуальным в обозримой перспективе.

«Жена, на которой женился, и лошадь, которую купил, - это чтобы ездить на них и плеткой учить», - гласит старая китайская пословица. А если кому-то не нравится сравнение с лошадью, то есть и другое: иероглиф «семья» в китайском языке состоит из сочетания знаков «крыша» и «свинья». Вот так: свиньи, живущие под одной крышей. Свинья, конечно, животное полезное и даже симпатичное. Но отношения человека и свиньи, как правило, лишены романтики. Точно так же отношения китайца с его женой традиционно лишены не только романтики, но и обычного человеческого тепла. По крайней мере, их лишены внешние отношения, продиктованные традицией и ритуалом. В старом Китае считалось абсолютно неприличным, если муж публично или даже в среде родственников оказывал жене какое-либо внимание. Предполагалось, что любовь к жене умаляет его преданность родителям. Китайская литература молчит о любви. В ней, как правило, нет ни страсти, ни флирта. А если любовь, в виде исключения, и возникнет, то исход ее будет печален. Впрочем, любви, как правило, просто негде было возникнуть. Конфуцианская мораль, которая в течение двух с половиной тысячелетий господствовала в китайском обществе, практически запрещала общение между мужчинами и женщинами. Хорошо ли поступил человек, протянувший руку утопающей женщине? Вопрос, с точки зрения конфуцианца, весьма спорный: ведь спасатель коснулся ее руки. Далеко не все одобряли такую безнравственность. Предание гласит, что Конфуций не рекомендовал мужчинам и женщинам сидеть за одним столом. Если женщина встречала на улице мужчину, она должна была перейти на другую сторону. Конфуций говорил: «В доме труднее всего иметь дело с женщинами и слугами. Если их приблизить, они становятся дерзкими, а если отдалить - озлобляются». О том, насколько изолированно жили китайские женщины, говорит один забавный эпизод из жизни Конфуция. Когда знаменитый философ гостил в царстве Вэй, местный правитель по имени Лин-гун был женат на женщине, имевшей исключительно дурную репутацию. Но ее заинтересовал заезжий мудрец, и царица пожелала увидеть Конфуция. Дважды Наньцзы присылала ему приглашения, и дважды мудрец под разными предлогами отказывался от аудиенции. Когда же ему пришло третье приглашение, отказаться было уже невозможно, и Конфуций отправился во дворец. Он сделал это втайне от учеников, ибо встреча с женщиной, да еще имевшей дурную репутацию, хотя бы она и была царицей, расходилась с моралью, которую Конфуций проповедовал. Скрытно вошел он в покои Наньцзы, отвесил поклон и некоторое время стоял недвижно. Царица смотрела на него сквозь узорчатый полог. Наньцзы была женщина своенравная, она полностью подчинила себе слабовольного царя и привыкла удовлетворять все свои прихоти, но даже она не посмела бы выйти из-за полога или заговорить с незнакомым мужчиной. Насмотревшись на мудреца, Наньцзы поклонилась, и по звону ее яшмовых подвесок Конфуций понял, что аудиенция окончена. Он, в свою очередь, молча отвесил поклон и вернулся домой. Ученики, узнавшие о визите мудреца к царице, были возмущены тем, что их учитель так грубо нарушил приличия и «общался» с посторонней женщиной. Понятно, что в таких условиях романтические влюбленности в Китае были редкостью. А вот жениться любой китаец считал своим долгом перед семьей: ведь жена - это работница. Поговорка китайских крестьян гласит: «Женщина сильнее мужчины». И эта женщина, попав абсолютно бесправной в новую семью, действительно должна была трудиться как рабыня, беспрекословно подчиняясь свекрови и мужу. Кроме того, китайцу нужны были сыновья: ведь только сын может заботиться о духе отца, когда тот умрет. Поэтому китайские юноши охотно вступали в брак. Впрочем, их согласия никто особенно не спрашивал: всё решали родители. Девушки тоже стремились замуж. С самого детства девочка чувствовала себя чужой в родном доме. В «Книге Песен», древнейшем литературном памятнике Китая, говорится: «Когда рождается мальчик, его кладут на постель и дают ему играть с яшмой; когда рождается девочка, ее кладут на пол и дают ей играть с черепками». Девочке запрещалось играть с мальчиками, даже с родными братьями. Но ее приучали повиноваться этим братьям, закладывая основу грядущего повиновения мужу. Китайцы не воспринимали дочерей как членов своей семьи: ведь им все равно предстояло эту семью покинуть. От дочерей часто скрывали секреты семейного ремесла, чтобы они не передали их семье мужа. Если девушка умирала, не успев выйти замуж, ее поминальная табличка не могла стоять на семейном алтаре в родительском доме: ведь в этом доме дочь была лишь временной гостьей. И родители иногда выдавали ее замуж «посмертно», перенеся табличку с ее именем в дом «мужа». Если девушке не удавалось выйти замуж, ее положение становилось еще печальнее. Женщины без семьи были в Китае изгоями. Не принятые родительской семьей, они часто оканчивали свои дни в специальных «приютах для старых дев» или вынуждены были становиться проститутками. Поэтому, несмотря на то что жизнь замужней китаянки была полна, по крайней мере поначалу, унижений и тяжелой работы, китайские девушки стремились к замужеству. Впрочем, от них, как и от юношей, в этом вопросе ничего не зависело. История Китая насчитывает больше четырех тысяч лет. Но китайцы привержены традиции, поэтому можно с уверенностью сказать: свадебный обряд, каким его застали этнографы начала XX века, уходит корнями в далекое прошлое. Примерно так создавались семьи сотни, а может быть, и тысячи лет назад. Это была очень сложная процедура. Иногда жившие неподалеку два клана испокон века обменивались невестами, но инициатива исходила обычно от семьи жениха. Его многочисленные родственники собирались на семейный совет. Особо значимым было мнение брата матери, существовала даже поговорка: «На небесах Небесный владыка, на земле - дядя по матери». Родня подробно обсуждала потенциальных невест. Очень важно было, чтобы фамилия невесты не совпадала с фамилией жениха. При этом степень родства не имела значения, в некоторых местностях было принято жениться на двоюродных сестрах. Но брак между однофамильцами был категорически запрещен, и запрет этот сохраняется по сей день. Китайцы верят, что его нарушение грозит и семье, и потомству страшными несчастьями. На юге Китая девушка считалась созревшей для замужества в пятнадцать, а на севере - в шестнадцать-семнадцать лет. Когда подходящая кандидатура была найдена, прежде чем засылать сватов, надо было получить согласие умерших предков. Предкам приносили положенные жертвы, и если они давали согласие на брак (что подтверждалось гадателями), то отец жениха посылал родителям невесты дикого гуся - символ брачного предложения. Это предложение было лишь предварительным. Гусь гусем, но нельзя же вводить в дом невесту, не зная ее гороскопа. Да и семья невесты обычно не сразу принимала предложение. Впрочем, отвергала она его, даже если жених оказывался совсем неподходящим, тоже не сразу: спешить в этом вопросе считалось невежливым. Поэтому сваты бегали туда и сюда и носили подарки, пока наконец родители девушки не выдавали им документ, удостоверявший год, месяц, день и час рождения невесты. Тогда родители жениха составляли аналогичный документ, отдавали обе бумаги гадателям, и те выносили окончательный вердикт. Теперь наставала пора для обмена брачными поручительствами. В них записывали не только сведения о молодых, но и имена, ранги и должности глав обоих семейств на протяжении трех последних поколений; перечислялись проживавшие с ними родственники; обнародовался список всего семейного имущества. Со стороны невесты прилагался еще и список приданого. Здесь же указывали размеры выкупа за невесту. Выкуп этот назывался чайными деньгами, потому что чай считался символом плодородия и супружеской верности. Так что жених как бы давал семье невесты «на чай», но размер выкупа, конечно, был несоизмерим с «чаевыми». Поручительства писали на листках «счастливого» красного цвета с изображениями дракона и феникса. Вообще, красный цвет в Китае до того, как он стал цветом революции, был цветом свадьбы. Красными были и одежда невесты, и паланкин, в котором ее приносили к дому будущего супруга, и свадебные свечи... Наверное, свадебная процессия в средневековом Китае напоминала первомайскую демонстрацию. Но до этой процессии еще надо было дожить. А пока что и невесте, и жениху, и их семьям предстояло еще пройти через множество церемоний. Впрочем, выражение «надо было дожить» не совсем корректно. После подписания контракта жить было уже не обязательно. В случае смерти одного из бра- чующихся брак мог все равно состояться. Случалось, что невеста становилась вдовой еще до свадьбы, но она все равно переходила в дом умершего жениха. А если умирала она сама, то поминальную табличку с ее именем приносили в дом ее супруга и его дети от других браков должны были почитать умершую как покойную мать. Но не будем о грустном. Обычно и жених, и невеста были живы-здоровы, и семья жениха посылала невесте дары: серьги, браслеты и отрезы материи - естественно, красной. В специальные красные короба были уложены лакомства: дорогой рис, чай, соль... Обязательно присутствовали несколько парных предметов: две бараньих ноги, выпеченные из теста фигурки кролика и крольчихи, две рыбы... Согласно обычаю семья невесты половину подарков возвращала обратно, добавив к ним свои дары: одежду, обувь, письменные принадлежности. Очень часто случалось, что жених впервые мог увидеть невесту только на свадьбе. Но в некоторых районах Китая существовала традиция предварительной встречи молодых. До этого момента от брака еще можно было отказаться, хотя такое случалось очень редко. Но если жених на смотринах втыкал невесте в волосы золотую шпильку, хода назад не было. Если же невеста вместо шпильки получала две штуки шелка, это значило, что шелком она будет утешаться вместо свадьбы... Впрочем, еще во времена династии Мин смотрины были отменены, и теперь молодые впервые встречались, когда невеста в разгар свадебных торжеств переходила в дом жениха. Но вот день свадьбы назначен гадателями. Тем временем «китайские церемонии» продолжались. Продолжался и обмен подарками. Семья жениха посылала невесте золотых рыбок (символ плодородия), круглые лепешки из риса или пшеницы. А за три дня до свадьбы девушка получала зажаренную свинью, барана, петуха и курицу и туалетные принадлежности. Родители невесты тем временем отсылали в дом жениха приданое: мебель, постельное белье, личные вещи... Сама же невеста должна была еще строже, чем обычно, соблюдать затворничество. Ей надлежало сидеть на женской половине дома и плакать. Плакать помогали приглашенные для этого подружки. А когда плакать надоедало, разрешалось петь песни, поносящие сватов, жениха и даже его родителей. Жених в этих песнях именовался «алчным псом» и «волосатым насекомым». Но употреблять такие выражения по отношению к своему благоверному женщина могла один-единственный раз в жизни. Пройдет совсем немного времени, и законная жена не будет сметь даже глаз поднять на новых родственников. А за ругань в адрес мужа по Танскому уголовному кодексу жена могла схлопотать до года каторжных работ. Излив в последний раз душу, невеста угощалась ритуальной трапезой из присланных женихом свиньи и петуха. Накануне свадьбы ей полагалось также съесть куриную шейку, крылышко и два вареных яйца. Жених тем временем пировал в своем доме. Главной фигурой для него сейчас был брат матери, которого он должен был угостить «четырьмя большими блюдами», в том числе обязательной просяной кашей с мясом. Одновременно в доме жениха готовились к встрече невесты: делали косметический ремонт, белили стены. Впрочем, сам жених в этом обычно не участвовал: готовить дом к свадьбе могли только люди, имеющие детей. Над супружеским ложем они развешивали четыре небольших свертка с вареным рисом и один, центральный, - побольше. Он поче- му-то назывался «матерью». Под кровать клали пять монет, выпущенных пятью разными императорами. На кровать ставили деревянную мерку с рисом, сверху клали ножницы, маленькие весы, зеркало, и лук со стрелами. В день свадьбы невеста облачалась в красное платье (иногда его заменяли зеленым) и красный халат. К ее одежде прикрепляли два мешочка, в которых лежали персик и собачья шерсть. Сложный головной убор невесты напоминал корону императрицы. Это был металлический каркас, украшенный птичьими перьями, стеклянными подвесками, шелковыми помпонами и медальонами, крепившимися на пружинках. Лицо невесты скрывала красная фата с вышитым драконом. А под фатой девушка была густо набелена, нарумянена и накрашена. Косметика - не дань кокетству, а дань ритуалу. И даже самая строгая свекровь не осудит невесту за выщипанные брови и подбритые на лбу волосы, за слой пудры и румян, за пунцовые, нарисованные кружочком губы - так повелось испокон веков. А еще повелось, чтобы это лицо, скорее напоминающее маску, оставалось бесстрастным, подобно маске. И уж конечно, на нем не должна была появляться улыбка: улыбаться, а тем более смеяться и обнажать зубы на людях считалось крайне неприличным. Впрочем, в день свадьбы невесте было неприлично не только улыбаться, но даже ходить и разговаривать. Когда за ней в определенный гадателем час присылали паланкин, она продолжала неподвижно сидеть на стуле, и единственное, что ей дозволялось, это плакать под своей фатой. Хотя плакать она, скорее всего, тоже не могла: несмываемой косметики тогда не существовало, а слезы могли нарушить тщательно нанесенную ритуальную раскраску. Так что дозволение плакать, скорее всего, носило символический характер. Но плачущую или не плачущую, неподвижную невесту вместе со стулом загружали в паланкин, вокруг взрывали хлопушки, разбрасывали зерна, и свадебный кортеж отправлялся к дому жениха. Выглядело это, наверное, достаточно внушительно. Если жених с невестой принадлежали к правящему классу, церемония обязательно проходила ночью. Перед паланкином шли факельщики, за ними - музыканты. Кто-то обязательно нес красный зонт и чайник, цветы, красные свечи... Когда процессия прибывала к дому жениха, он и его родня были готовы к встрече - но не с невестой, а со злыми духами, которых она могла привезти с собой. Конечно, невесту провожали и несли со всяческими предосторожностями, да и в паланкине у нее кроме мешочков с талисманами, пришитых к платью, лежало бронзовое зеркало, которого, как известно, духи не переносят. Иногда это зеркало вешали ей на грудь. И тем не менее лишний раз подстраховаться никогда не помешает. Поэтому когда паланкин с невестой вносили во двор, жених прежде всего обстреливал его из лука, дабы поразить тех злых духов, которые не испугались собачьей шерсти и зеркала. Родня помогала ему фейерверками. Потом паланкин проносили над огнем, вокруг раскидывали бобы и орехи - символы плодородия. Иногда паланкин окропляли петушиной кровью, это должно было окончательно добить злых духов, недостре- ленных женихом. Ну а для духов добрых тут же накрывался маленький столик с яствами. После чего разборки с духами на время прекращались и внимание присутствующих наконец обращалось к невесте. Паланкин опускали на землю, обратив его дверцу в «счастливую» сторону, и девушка выходила наружу. Ей подносили символические дары: кусочек сахара, сладкие лепешки и два вареных яйца, красное и синее. Были и дары более весомые: еще одно зеркало, гребень и кувшин с драгоценностями - подарок жениха. И вот, наконец, невеста направлялась к дому, в котором ей предстояло встретить свою новую семью. Эта семья была огромной, ведь в ее состав входило много поколений и живых, и мертвых. Причем мертвым она должна была представиться в первую очередь... Путь невесты был устлан циновками или ковром неизменного красного цвета. А иногда ее вносили в дом, но делал это не жених (в Китае мужчины не носят женщин на руках ни в прямом, ни в переносном смысле), а одна из женщин. В дверях невеста переступала через седло, потому что слово «седло» созвучно словам «покой» и «мир», и выходящий ей навстречу жених мог наконец впервые разглядеть свою суженую. Впрочем, видел он пока только фигуру, укутанную поверх платья в халат, и лицо, закрытое фатой. Жених подносил девушке два отреза красной ткани и календарь, и молодые шли к алтарям, где стояли таблички с именами умерших предков жениха. Девушка преклоняла колени перед каждым, причем новые родственники подталки вали ее сзади, это символизировало их власть и покорность невесты. И вот наконец после того, как молодые поклонились Небу, Земле и предкам, брак считался свершившимся. Теперь невеста могла скинуть фату, и жених, иногда впервые, видел лицо той, с которой он навеки связал свою судьбу (если, конечно, он мог разглядеть что-нибудь сквозь бесстрастную нарисованную маску). Поскольку за время общения новобрачных с добрыми духами духи злые могли активизироваться, жениху снова надлежало принять против них некоторые меры. Он вел невесту в предназначенную для новой семьи комнату и выпускал в каждый угол по стреле. После чего начинался свадебный пир. Молодым подносили связанные красной нитью бокалы с вином или чаем. На перевернутый вверх дном таз ставили миску с пельменями, символизирующими многочисленное потомство. Иногда жених и невеста обменивались туфлями, это означало, что они хотят дожить вместе до старости. Гости подносили молодым подарки, чаще всего это были конверты с деньгами, причем сумма в каждом из них обязательно была кратна сорока. Пир длился трое суток. А жених с невестой, завершив необходимые обряды, собирались удалиться в спальню. К этому времени невеста изменяла свою девичью прическу на женскую. Молодые успевали отведать специальную «лапшу долгой жизни», невероятная длина которой должна была удлинить их жизнь. На постель новобрачных стелили полотенце, которое утром предстояло предъявить свекрови. Но исполнить свои супружеские обязанности и должным образом запятнать полотенце молодым было не так-то просто. Демоны, как известно, не дремлют, и для борьбы с ними друзья новобрачных устраивали так называемый «переполох в брачных покоях». Ведь если «переполох» не создадут друзья, его могут создать демоны, а это гораздо опаснее. Впрочем, добросовестные гости творили в рамках «переполоха» такое, что невеста, возможно, предпочла бы демонов, ведь те хотя бы молчат... Друзья же отнюдь не молчали. Они бесконтрольно входили в спальню к молодым, обсуждали внешность невесты, отпускали непристойные шутки, распевали скабрезные песенки. Невеста не вправе была реагировать на это, а молодой супруг мог откупиться от незваных посетителей, но они заявлялись снова и снова или устраивали кошачьи концерты под окном у молодоженов. На третий день после свадьбы молодые наносили визит родителям жены. К этому времени вступал в силу этикет, согласно которому муж не должен был публично обращать никакого внимания на супругу. Поэтому ехали они каждый в своем паланкине. Вернуться надлежало в тот же день, потому что первый месяц после свадьбы молодой жене не дозволялось ночевать вне дома. Впрочем, в ее интересах было не отлучаться по ночам и постараться как можно скорее забеременеть. Ведь только после того, как жена рожала мужу мальчика-наследника, она начинала пользоваться в своей новой семье хоть какими-то правами. А пока что ей предстояло беспрекословно подчиняться мужу и свекрови. Еще одна причина, по которой молодой жене следовало позаботиться о наследнике, было то, что муж обладал правом развода, для которого имелись семь традиционных поводов. Первым в их списке стояло бесплодие жены. Сама женщина правом развода не пользовалась. Муж у китаянки чаще всего был на всю жизнь один. Вдовам традиционная мораль не рекомендовала повторное замужество. А вот мужчина вполне мог и при живой жене завести себе наложницу. Сохранился семейный кодекс эпохи Тан (VII-X века), подробно регламентирующий взаимоотношения мужа, жены и наложниц. Дело в том, что наложница была членом семьи, своего рода женой, но более низкого ранга. Причем если жена бывала только одна, наложниц можно было брать «без счета». Иногда невеста, входя в дом мужа, сразу приводила с собой младшую сестру или племянницу в качестве наложницы. Брак с такими женщинами оформлялся вполне официально, заключался контракт, передавались подарки и «чайные деньги». Как и в случае с женой, запрещалось брать наложницу-однофа- милицу. Запрещалось брать в наложницы рабынь, не дав им предварительно свободу. Существовали и другие ограничения. Например, чиновник не мог взять наложницу из семьи своего подчиненного, это наказывалось сотней палочных ударов. А если подчиненный все-таки предлагал своему начальнику какую-нибудь женщину в наложницы, это приравнивалось ко взятке. Наложница должна была называть главную жену госпожой. Она носила траур по главной жене, а главная жена по наложнице траура не носила. Муж тоже не носил траура по своей наложнице, если она не успела родить ему сына. Танский уголовный кодекс за все проступки мужа или чужого человека против наложницы предусматривал наказание на одну-две ступени ниже, чем за проступки против жены. Например, если раб насиловал наложницу хозяина, его наказание было на ступень ниже, чем за изнасилование жены. Муж за убийство собственной наложницы получал наказание на две ступени меньше, чем за убийство постороннего человека. А законная жена и вовсе могла прикончить наложницу без всяких уголовных последствий для себя, ей достаточно было доказать, что убийство совершено непредумышленно. Если же бедная наложница, не вынеся своего бесправного положения, осмеливалась обругать мужа, то ей грозило до полутора лет каторги (жене в аналогичной ситуации - «только» один год). Все, о чем мы говорили до сих пор, касается обычной китайской семьи. Но была в Китае и особая семья, где количество жен и наложниц исчислялось порою тысячами. Это - императорский гарем. Первым в Китае гаремом владел сын Желтого императора - мифического основателя Китая, жившего в III тысячелетии до нашей эры. У него была одна главная жена и три наложницы. Вчетвером они символизировали четыре стороны света, а вместе с императором составляли число пять, которое считалось священным. В правление древнейшей династии Ся число жен и наложниц было увеличено до двенадцати, в правление династии Инь - до тридцати девяти, а династии Чжоу - до ста двадцати. Каждый раз увеличение количества жен объяснялось символическим значением чисел: жен разбивали на группы и разряды и число женщин в каждом из них было исполнено высшего смысла. Правда, когда император Сюань-цзун довел число женщин до сорока тысяч, объяснить это нумерологией было уже трудно. В правление династии Тан гарем приобрел законченную структуру. В нем содержались главная жена, четыре младшие жены, девять прислужниц императрицы, девять «ученых девушек» и три группы по двадцать семь «младших девушек». Но не прав будет тот, кто подумает, будто жизнь китайского императора была полна любовных утех и поэтических наслаждений. Китайцы не были бы китайцами, если бы и здесь не ввели строжайший церемониал. Император был Сыном Неба, средоточием космических сил, подателем жизни на земле. Его власть была безгранична... Но заниматься любовью со своими женами он имел право только под строгим контролем евнухов! А евнухи - не лучшие наставники в любовных делах. И если Сын Неба не успевал завершить свои супружеские обязанности в отведенное для этого время, никакие силы Неба и Земли не могли отвратить роковой возглас камердинера: «Время истекло!» При гареме служило огромное количество евнухов. Один из них - главный камердинер императора - вел учет ночей, которые его владыка проводил с императрицей, чтобы в случае зачатия астрологи могли узнать его точную дату и время. Что же касается встреч с остальными женами и наложницами, то общение с ними выглядело примерно так. После ужина камердинер подносил своему повелителю поднос, на котором лежали зеленые карточки с именами жен и наложниц. Император мог выбрать одну из карточек. Тогда евнух отправлялся к избраннице, чтобы подготовить ее к «ночи любви». Но любовь любовью, а жизнь Сына Неба надлежало беречь, и охрана свой хлеб, точнее, рис ела не зря. Поэтому женщину, будь она даже любимая и любящая жена, раздевали донага, чтобы она не могла пронести под халатом кинжал. Потом ее заворачивали в безопасную, с точки зрения охранников, накидку из птичьих перьев и на закорках относили в спальню к августейшему супругу. С этого момента начинался отсчет времени. До нежностей ли тут было! Можно себе представить, как нервничал Сын Неба, поглядывая на песочные часы... Но вот за дверьми раздавался первый возглас: «Время истекло!» Второй возглас... Одновременностретьимвозгласом камердинер входил в спальню к бедному Сыну Неба и бесстрастно извлекал наложницу из постели. Императору надлежало сообщить евнуху, желает ли он иметь ребенка от этой встречи. Если «да», то время свидания заносилось в протокол. Если «нет», то принимались соответствующие меры. Китайская традиция вообще на удивление лишена эротики. Она сложилась, с одной стороны, под влиянием конфуцианства, которое считало женщину существом низшего порядка, а смысл жизни видело в нравственном самосовершенствовании и соблюдении ритуалов. В конфуцианской модели мира эросу места практически не оставалось, разве что в той мере, в какой он вынужденно необходим для деторождения. Сам Конфуций был рожден от брака семидесятилетнего старика по имени Шулян Хэ и шестнадцатилетней девушки. Первая жена Шулан Хэ родила ему восемь девочек. Вторая, на которой он женился на седьмом десятке, родила хромого мальчика, а калеки не могли приносить жертвы душам усопших. Чтобы обеспечить себе загробное благополучие, старик женился в третий раз, на этот раз более чем успешно. Он родил не только великого мудреца, но и человека, страстно приверженного ритуалу. Уж кто-кто, а Конфуций исправно заботился о душе усопшего родителя. Но сам Конфуций, рожденный от бесстрастного вынужденного союза, унаследовал и заповедал своим ученикам холодное отношение к женщинам. С другой стороны, китайцы находились под влиянием даосизма, который придавал большое значение сексу. Даосы верили, что сексуальные техники способствуют здоровью, долголетию и в пределе - бессмертию. Но и здесь отношение к женщине всегда было чисто функциональным, лишенным не только романтики, но даже и простого любования. Даосы называли сексуальные техники «искусством внутренних покоев» и отводили им соответствующее место между гимнастикой, дыхательными упражнениями и использованием разнообразных снадобий из киновари. Китайский мудрец Баопу- цзы сказал: Хотя вкушение снадобий и является основой продления жизни, можно одновременно с ними заниматься и регуляцией пневмы (дыхательные упражнения. - О.И.), и польза от такой практики быстро возрастет. Если же нет возможности достать снадобья, тогда достаточно заниматься регуляцией пневмы, и, исчерпав эти методы до конца, можно достичь долголетия в несколько сот лет. Хорошо вкупе с этим знать и искусство внутренних покоев, поскольку те, кто не знают искусства инь и ян, часто терпят истощение сил и им трудно почерпнуть силы из занятий регуляцией пневмы. В постели конфуцианство и даосизм вступали друг с другом в непримиримое противоречие. Ведь добрые граждане конфуцианцы исполняли супружеский долг прежде всего для того, чтобы иметь детей. А даосы, напротив, категорически настаивали на задержке семяизвержения и обещали за это все радости жизни от здоровья до бессмертия. Сохранился созданный на рубеже IV и III веков до нашей эры и записанный на сто одной бамбуковой планке трактат «Десять вопросов». В нем мудрые государи и бессмертные мудрецы делятся друг с другом сексуальным опытом: Если во время первого совокупления не расходуется сперма, то зрение и слух обретают зоркость и остроту. Если во время следующего совокупления сперма не расходуется, то голос становится ясным и громким. Если во время третьего совокупления сперма не расходуется, то кожа становится лучезарной. Если во время четвертого совокупления сперма не расходуется, то позвоночный столб и плечи укрепляются настолько, что их нельзя повредить. Если во время пятого совокупления сперма не расходуется, то ягодицы, область таза и ноги укрепляются. Если во время шестого совокупления сперма не расходуется, то все вены начинают хорошо сообщаться между собой. Если во время седьмого совокупления семя не расходуется, то долголетие может возрасти. Если во время девятого совокупления сперма не расходуется, то достигается проникновение в божественный разум. Можно только удивляться, что китайцы, следовавшие наставлениям своих даосских мудрецов, стали самым многочисленным народом на земле. Видимо, в постели конфуцианство одержало над даосизмом убедительную победу. Даосизм вступал в некоторое противоречие и с китайскими законами. Так, живший в IV веке нашей эры мудрец Гэ Хун рекомендовал китайцам заводить как можно большее число связей, считая, что мужчины «извлекают тем большие пользу и благо, чем с большим количеством женщин они общаются». Он ставил ученикам в пример родоначальника китайской государственности Желтого императора Хуан-ди, который имел тысячу двести женщин. Правда, мудрец подчеркивал, что одним количеством ничего не достигнешь, и настаивал на строжайшем соблюдении техники «искусства внутренних покоев» с каждой из этих тысячи двухсот женщин, буде прилежные ученики смогут обзавестись таким количеством. По-видимому китайцы вняли призывам мудрого учителя (а кто бы не внял!), потому что уже через триста лет, в правление династии Тан, в государстве пришлось издать специальные законы по защите нравственности. Танский кодекс «Тан люй шу и» четко регламентировал, в какие внебрачные связи вступать можно, а в какие нельзя и что за это будет. Выяснилось, что помимо жен и наложниц китаец имел право вступать в связи с жительницами «веселых кварталов» и с собственными рабынями. Все остальные связи подлежали уголовному наказанию. Причем закон рассматривал и подводил под статью все мыслимые и даже немыслимые варианты. Среди вариантов мыслимых была любовная связь раба и рабыни, за которую полагалось по девяносто ударов тяжелыми палками. Или добровольный союз неженатого китайца и незамужней китаянки, не связанных между собой ни родством, ни какой-либо иной иерархической связью, - за таковой союз полагалось полтора года каторги. Если же выяснялось, что китаянка замужем, то это являлось отягчающим обстоятельством. Наличие у распутницы мужа приравнивалось к нанесению тяжких телесных повреждений при изнасиловании. Если же человек вступал в беззаконную связь с родственницей, будь она даже «седьмой водой на киселе», ему грозило три года каторги. Педантичные законотворцы предусмотрели даже столь экзотические варианты грехопадения, как связь с сестрой собственного деда и с женой брата собственного деда. Юный соблазнитель старушки наказывался ссылкой за две тысячи ли (около 800 км. - О.И.), как и сама бабушка. Если же старушка умудрялась доказать, что она не хотела и что над ней совершено насилие, то бедного геронтофила казнили удушением. Впрочем, в стране, где сексуальные практики использовались для достижения долголетия, связь с сестрой деда не должна особо удивлять. Может быть, почтенная дама давно практиковала «искусство внутренних покоев» и научилась сохранять вечную молодость. Кроме того, как писал китайский литератор VII века Вэй Юн, «настоящая красавица в каждом возрасте имеет свои прелести. В юности, когда ей лет пятнадцать или шестнадцать, она подобна гибкой иве, благоухающему цветку или весеннему дождю: телом чиста и непорочна, личиком гладка и нежна. В цветущем возрасте она подобна солнцу, сияющему в небесах, и луне, проливающей с высоты свой бледный свет... Когда же подступает старость и любовное чувство в ней ослабевает, к ней приходят мудрость и покой души. В такие годы она подобна выдержанном вину, или мандариновому плоду, тронутому ранним инеем, или же многоопытному полководцу, постигшему все тайны военного искусства». Женщине, может быть, и достаточно постигнуть все тайны, но как быть мужчине? С возрастом в постели у него возникают проблемы, против которых опыт бессилен, а виагры во времена древних даосских мудрецов не существовало. Но на то они и мудрецы, чтобы решать любые проблемы. Легендарный даосский учитель Да-чэн рекомендовал своим сексуально озабоченным ученикам для повышения потенции добавлять в пищу мясо птиц, есть весенние воробьиные яйца и возбуждать себя «мясом умеющих кричать петухов», особое предпочтение отдавая семенникам. Кроме того, даосы рекомендуют пить пшенный отвар, есть душистый лук и плоды кипариса. Современная китайская народная медицина тоже не стоит в стороне от проблемы импотенции, хотя сегодня китайцам с их демографическими проблемами об увеличении потенции заботиться как будто бы не резонно. Но это - на уровне государственной политики. А отдельно взятый китаец в случае семейных проблем (а других в Китае нет, там снова приняли закон, запрещающий внебрач ное сожительство) использует надежный дедовский рецепт: Взять молодую курицу, не несшую яиц, внутрь положить 500 г черепашьего мяса, 9 г белого перца (плоды того же растения, что и черный перец, но снятые в зрелом виде и освобожденные от оболочки) и 500 г нерафинированного (коричневого) сахара. Курицу положить в горшок, залить одним литром рисовой водки и варить под крышкой до готовности. Есть небольшими порциями в течение двух-трех дней (бульон тоже выпить!). При необходимости повторить через две недели. Дедовские рецепты, соединенные с конфуцианскими семейными добродетелями и даосскими сексуальными техниками, дают потрясающие результаты. Сегодня в мире насчитывается примерно 1 300 000 000 китайцев. А попытки государства ограничить рождаемость приводят к непредсказуемым результатам. Например, в сегодняшнем Китае невест значительно меньше, чем женихов. Дело в том, что представителям коренной национальности Китая, ханьцам, живущим в городе, разрешено заводить только одного ребенка. Естественно, как только женщина узнает, что она ждет девочку, она немедленно избавляется от плода: без девочки в семье обойдутся, а без мальчика - нет. Сельским жителям разрешено иметь двух детей, но и они не желают рисковать и стараются по возможности рожать мальчиков. В результате к 2010 году в Китае будет 40 миллионов «лишних» мужчин. Но их уже и сейчас немало. Толпы необустроен- ных женихов бродят по Китаю, воровство невест начинает входить в обычай. И не удивительно, ведь цена невесты в провинции Хебей, например, составляет 600 долларов - около трех месячных зарплат. В результате меняются брачные традиции: раньше жених (точнее, семья жениха) выбирал невесту. Теперь все чаще невеста выбирает жениха. Китаянкам есть из кого выбирать. Правда, чтобы сделать этот выбор, сегодняшним невестам приходится долго ждать. Минимальный возраст для вступления в брак составляет сегодня в Китае 20 лет для женщин и 22 года для мужчин.

О перенаселенности Китая много шутят. Говорят, что по статистике каждый 4-й человек в мире – китаец, а КНР – самая густонаселенная страна во всем мире.Есть несколько основных причин, которые привели к этому.

Одна из них – это климат и удачно расположение страны . Тут тепло, спокойно и можно пользоваться дарами природы, не боясь засух, ураганов и прочих неприятностей. Земледелие с давних пор было одним из основных занятий китайского населения. А для того чтобы обрабатывать земли, как известно, необходимо много рабочих рук. Поэтому предприимчивые китайцы старались обзавестись большим количеством детей, чтобы те им помогали. Сейчас это тоже актуально —у китайцев нет пенсий, и помогает им не государство, а взрослый ребенок. Чем больше детей, тем более обеспеченной и счастливой будет старость современной китайской пары.

Кстати, тут стоит отметить, что в Китае не всегда было так много людей. Делать перепись населения начали во времена правления династии Хань, то есть, во втором веке нашей эры. Тогда Поднебесную населяли всего 59 миллионов 595 тысяч китайцев. Это больше чем все население Римской империи в ее лучшие времена. Но по сравнению с современной КНР — это просто капля в море. Дело в том, что в те времена с демографическим ростом в Китае были серьезные проблемы из-за войн. Умирало больше людей, чем рождалось. Но, к счастью, ситуация быстро изменилась.

Между тем, отсутствие культа ценности жизни человека – это еще одна причина перенаселенности КНР. Сейчас это не так актуально, но еще пару столетий назад мало кого волновали умирающие дети и старики. Погибших заменяли новые поколения; работа продолжалась. Старшие дети занимались воспитанием младших. Если умирали родители, их место занимали старшие сыновья. Поэтому большое количество детей помогало спасти род в сложных ситуациях.

Более позитивная причина многочисленности китайского населения – их огромное уважение к семье . Большая и крепкая семья для китайцев была на первом месте, а разводы считались чем-то фантастическим. Так повелось со времен Конфуция. Женились раз и навсегда, и сразу же старались обзавестись детьми. Тогда говорили, что, чем больше детей, тем богаче родители.

Также большое значение имеет то, что на протяжении многих лет китайская страна была закрытым для туристов и эмигрантов государством . Тут тщательно хранили традиции, а о жизни за границей даже не думали. Сытые и здоровые китайцы очень боялись распространения болезней из Европы, поэтому ограждали себя от общения с туристами. Кстати, даже сейчас китайцы путешествуют не очень часто. Но уже потому, что большую часть своего времени посвящают работе. Ведь прокормить одного ребенка сейчас труднее, чем в прошлом целую семью.

Не обошлось и без вмешательства политики. Когда страной начал править Мао Цзэдун, главным стал лозунг об увеличении семьи. Этот правитель решил превратить Китай в самую могущественную страну. А для этого нужно было развивать экономику и создавать мощную армию. Для этого нужны были люди. На каждом шагу говорилось, что держава нуждается не только в рабочих и фермерах, но и в солдатах . В то время население в КНР увеличилось в два раза!

Однако уже в 1971 Мао Цзэдун стал сомневаться в правильности своего решения. Пропагандистские слоганы резко поменяли. Со всех сторон говорили, что лучше заводить одного ребенка, максимум двух. Трое детей – это уже слишком много для страны, в которой и так уже миллиард жителей. А потом, в 1976 году Мао Цзэдун умер, как и его идея о том, что китайская семья должна быть большой. Именно тогда время стали запрещать рожать более одного ребенка. Продолжать род китайские пары могли только с разрешения государства: они подавали документы и получали разрешение на то, чтобы в течение года родить ребенка. Если по истечению этого срока малыш не появлялся, приходилось проходить все процедуры заново, и получать новое разрешение. Тех, кто нарушал это правило, заставляли платить штрафы. Этот запрет сняли только в 2017 году.

Перенаселение — плохо или хорошо?

Сейчас в Китае живет почти полтора миллиарда коренных жителей (при том, что население всей планеты – это 7,5 миллиардов человек). На вопрос плохо это или хорошо для страны, ответить трудно. С одной стороны очень сложно прокормить так много людей. Китаю определенно стоит уже сейчас задуматься о своих ресурсах. Согласно исследованиям, проведенным научной Академией Китая, ресурсов в стране достаточно для жизнеобеспечения 700 миллионов человек. Поэтому многие по прежнему негативно относятся к парам, которые в такой ситуации заводят сразу несколько детей. По результатам тех же исследований было указано допустимое количество китайского населения, для которых хватит ресурсов в стране. Эта планка не должна превышать 1,6 миллиардов человек. Учитывая, что в стране живет много эмигрантов и туристов, ситуация кажется критичной.

Есть и другие недостатки такой перенаселенности. Если верить статистическим данным Китая, то мужчин в стране в разы больше, чем женщин. Исторически сложилось так, что каждая пара хотела родить именно мальчика, который смог бы продолжить род и передать новому поколению свою фамилию. Сейчас появление «маленького императора» тоже радует сильнее, чем рождение девочки. Но с возрастом мужчине будет тяжело найти себе пару, ведь на 100 девочек, приходится 118 мальчиков. А значит, китайцам приходится либо жить в одиночестве, либо искать себе жену среди иностранок.

Также очень пугает тот факт, что число жителей, возраст которых больше 60 лет доходит до 180 миллионов человек. Это приблизительно 15 процентов всей численности жителей страны. Китай— единственная в мире страна, где так много пожилых людей . Обеспечивать их государству, естественно, очень трудно.

Впрочем, молодежи тоже не везет . Для того чтобы поступить в университет, молодому человеку или девушке, нужно обойти 17 миллионов конкурентов. А после выпуска из высшего учебного заведения приходится побороться за высокооплачиваемую должность.

Впрочем, многочисленное население – это не только проблемы с ресурсами и высокая конкуренция. Есть и свои плюсы. Самый главный – китайцы могут производить огромное количество вещей . Чем больше народа, тем больше рабочих рук. Многочисленное население – это одна из причин развитой экономики. Трудолюбивые ребята производят огромное количество продукции не только для себя, но и на экспорт.

Есть и еще один плюс. По статистике в обществе 2% людей одаренные . Кажется, что это совсем немного, но, учитывая, сколько в КНР людей, можно примерно сказать, что 36 миллионов из них – таланты.Поэтому в Китае много успешных исполнителей, актеров, художников и прочих творцов.

По статистике, Китайская Народная Республика занимает 1-е место по численности в мире, превышая показатель миллиард человек. Вслед за ней идут Индия, Соединённые Штаты Америки, Индонезия и Бразилия. Почему китайцев так много и как образовался такой демографический феномен, узнаем в статье.

Причины большой численности населения в Китае

Казалось бы, раз их много, то и распространённость должна быть по всей территории страны равномерной. Однако если посмотреть на карту концентрации населения, можно обнаружить, что большая часть китайцев проживает на восточном и юго-восточном побережье Китая, где размещены основные мегаполисы и сельскохозяйственные угодья. Меньше всего заселён Тибет из-за особенностей рельефа, микроклимата и чрезвычайно низкого давления воздуха.

По результатам научных исследований, установлены три основные причины от чего появилось много китайцев. И вот они:

  1. Мягкий климат в большинстве районов. Плодородные земли, практическое отсутствие резких колебаний температуры и частые дожди без рисков гибели урожая породили рождение сельского хозяйства. Но вспахивать такой продукт оказалось очень хлопотно, поэтому понадобилось множество рабочих единиц. Поэтому ещё с древних времён огромным фундаментом для сохранения семьи являлось многочисленное потомство. Больше детей – больше благополучия им самим и их родителям.
  2. Особенности национальных стереотипов и ментального мышления. Раньше разводы были под запретом, но когда было позволено разойтись в случае неудачного брака, это продолжало восприниматься как трагедия для всей страны. Единственно крепкой опорой являлась именно большая семья и один партнёр на всю жизнь. Теперь официальное расторжение брака воспринимается нормально и среди китайцев.
  3. Демографический поворот. Вождь Мао Дзе Дун в середине ХХ века решил поднять Китай с колен, введя «Большой скачок» среди населения. И это дало свои плоды – по данным переписи за 1964 год произошло увеличение количества жителей до 700 миллионов человек и в 70-м достигнув отметки 900 млн. Однако в результате дефицита ресурсов и большого голода погибли 16 млн. людей.

Несмотря на это, в течение 40 лет ввелась практика приоритетности семьи с одним ребёнком, и предпочтительно с мальчиками, во избежание рождения «лишних» людей. И если в Китае граждане не хотят перечить государству, то в Индии подобные программы не привели к должному результату, тем самым рискуя обогнать лидера по численности населения в мире.

Демографическая политика страны

Долгое время население пересчитывалось на каждый двор. Так как соль в стране была дефицитным товаром, то и высчитывалась её количество на семью.

Китайской империи не стало, режим сменился, и пошла официальная перепись населения. Однако в течение 37 лет она происходила всего 4 раза: в 1953, 1964, 1982 и 1990 годах.

В результате резкого роста, затем уменьшения рождаемости населения, численность пожилых людей значительно превышает над детско-юношеским контингентом Китая. По статистике, средняя продолжительность жизни в КНР составляет 71 год. Социальное обеспечение и дети не могут справляться с их нуждами в прежнем виде. Поэтому китайские власти продолжают ввести политику по сокращению населения.

О том, почему вводился резкий прирост в Китае, а затем и сокращения, мы расскажем в следующих главах.

Коммунистическая партия во главе с Мао Цзэдуном решили, что для укрепления Китая необходимо увеличить население, несмотря на то, что его и так было больше, чем в других странах. Но он убеждён – только сам народ сможет взрастить военную, индустриальную и сельскохозяйственную мощь своими руками. В те времена проводились активные агитации с помощью средств массовой информации и популярными лозунгами. Проблема в том, что народ воспринимался не иначе, как ресурсное поголовье.

«Когда стало не хватать продовольствия для населения, правительство не справлялось с нагрузкой, в результате чего погибли до 20 млн. жителей, ещё 100 млн. заболели дистрофией и другими патологиями разной степени тяжести.»

Несмотря на это, главных целей Мао достиг – превратил аграрный Китай в мощную индустриальную державу, практически полностью победил безграмотность и поднял производство товаров в десятки раз. И самое главное – смог вернуть утраченные территории и объединить их в одну страну, чего не удавалось сделать предыдущим правителям.

После смерти вождя и некоторой стабилизации демографических показателей, была принята совершенно радикальная политика – «Одна семья – один ребёнок». Вступила она в действие в конце 70-х годов.

Теперь жизнь в Китае изменилась – разрешалось рожать не больше одного малыша. В противном случае их ожидали неподъёмные штрафы. В некоторых регионах запрещали появляться на свет даже девочкам. Поэтому для таких случаев легализировались центры с возможностью совершить аборт.

Всё получилось как и хотело правительство — с одной стороны они значительно уменьшили прирост населения, с преобладанием мужского пола (51,6 против 48,4 по данным статистики). Им удалось увеличиться только до 1,3 млрд. человек. Также родители стали чрезмерно заботиться о своих единственных детях. С другой — это привело к негуманности населения по отношению к новорождённым китаянкам, их можно обнаружить в мусорных баках. Более обеспеченные женщины стали уезжать рожать в соседние страны, как минимум, в Гонконг.

Подводим итог

Если подобная политика в Китае продолжится, то в возрастной категории будут преобладать старики, что может привести к постепенному вымиранию нации. Вопрос в другом — захотят продолжать уменьшать население или всё же дадут выбрать такое количество детей, какое захочется китайским семьям. Что ж, время покажет.

Все мы знаем, что в Китае "слишком много людей". Давайте попробуем посмотреть глубже на проблему и постараемся понять, зачем китайцы стремятся иметь много детей. Действительно ли китайцев так много? Как власти борются с проблемой перенаселения в КНР и в чему это в итоге приводит?

Испокон веков главной ценностью в Китае была земля. На протяжении нескольких тысячелетий сменялись разные виды надельных систем, общий смысл которых сводился к тому, что землю выделяли по количеству людей в семье. Особенной удачей считалось рождение сыновей, так как участки выделяли обычно на количество мужчин. Кроме того, мужчины могли работать на этой земле, приводили в дом женщин, а затем рожали еще больше детей. В то время как женщины после взросления покидали отчий дом, и единственное благо, которое они могли принести своим родителям, это стратегически удачный брак.

Благодаря этому, в менталитете китайцев стойко закрепилась неразрывная связь между количеством детей и благополучием семьи, а также особая ценность новорожденных мальчиков. За последние четыре века численность населения Китая неуклонно росла, однако сдерживалась различными естественными и антропогенными причинами (эпидемии, голод, война). Однако после окончания Гражданской войны и основания государства КНР в 1949 году, качество жизни в Поднебесной стало неуклонно расти, в страну окончательно пришли достижения западной медицины, и, несмотря на относительную политическую нестабильность, жизнь с стране в целом стала налаживаться, что не могло не отразиться на росте населения. Ниже представлена таблица роста населения с XVII века по 2010 год.

Год

Количество населения (млн. чел.)

1753

183,7

1812

361,6

1850

432,2

1953

582,6

1964

694,5

1982

1008,1

1990

1133,6

2000

1265,8

2010

1339,7

Дабы исправить опасную ситуацию в 1970-х годах в Китае была запущена политика "Одна семья - один ребенок", которая действует по сей день.

"Одна семья - один ребенок" - политика регуляции рождаемости. Цель - снизить потребность Китая в земельных, водных и энергетических ресурсах. Горожанам можно иметь только 1 ребенка, сельским - до 2-х, при условии что первой была девочка. Малым народностям разрешается иметь 2-3 детей.

Была введена система штрафов, ограничений и поощрений за соблюдение предписаний. К примеру, если государственный служащий родит второго ребенка, то его оштрафуют на сумму от 20 до 36 тыс. юаней, лишат занимаемого поста с невозможностью последующего возврата на госслужбу.

В целом, специалисты отмечают, что данная политика дала свои результаты: уровень рождаемости в Китае настолько снизился, что если страна будет продолжать в том же темпе, количество населения может сократиться.

Коэффициент рождаемости в Китае в настоящее время составляет 1,7, что значительно ниже уровня 2,1, обеспечивающего замещение населения. По оценкам ООН, население страны к концу 21 века может сократится до 940 млн. Индия к тому моменту далеко опередит Китай по этому показателю.

Другой положительный результат данной политики - значительный рост уровня жизни современных китайцев. Теперь семье приходится обеспечивать лишь одного ребенка, родители могут дать отпрыску хорошее образование, помочь в приобретении жилья, создать все условия для развития талантов.

Однако несмотря на успехи реализации этих мер, внимание населения обращено скорее на многочисленные проблемы, вызванные политикой "Одна семья - один ребенок". Ниже рассмотрены наиболее острые из них.

Маленький император

С момента введения мер по ограничению населения в Китае начался настоящий "культ ребенка". Своего сына родителю величают не иначе как "маленький император", подчеркивая необычайную значимость этого человека для всей семьи. Воспитание малыша происходит по системе "один-два-четыре". Это означает, что на одного ребенка приходится двое родителей и четверо бабушек-дедушек. Единственных детей, воспитанных в чрезмерной заботе и опеке, по оценкам психологов, отличают инертность, безынициативность, лень. По оценкам экспертов, среднестатистическая китайская семейная пара тратит 40-50% доходов на ребенка. Значительная часть семейных денег уходит на оплату обучения в спецшколах, услуги репетиторов, покупку компьютера.


Современный рабочий класс

Воспитанные таким образом дети - это нынешнее трудоспособное население (рожденные в 1970-80-х гг). Этих людей отличает позднее взросление, и в 25, и в 30 лет они продолжают вести себя как дети. Реже заводят семью, девушки не хотят рожать детей, а если и рожают, то все чаще прибегают к кесареву сечению и искусственному вскармливанию, чтобы не испортить фигуру.


Кроме того, семьи из деревень теперь могут накопить достаточно средств, чтобы отправить своих отпрысков учиться и работать в большие города, чем вызывают массовый отток сельского населения (особенно молодого трудоспособного) и чрезмерное разрастание городов.

Получившие хорошее образование и нескончаемую любовь и поддержку родителей, современная молодежь уже не хочет работать в непрестижных отраслях за копейки. Вследствие чего в последние годы в Китае постоянно происходит рост средних заработных плат и Китай действительно перестает быть дешевым!

Дефицит невест

Еще одна оригинальная китайская проблема - гендерный дисбаланс. Мальчик по-прежнему обладает большей ценностью, если в семье родился сын, то это огромная радость, девочка конечно тоже радует большинство родителей, но обычно с легкой тенью сожаления. Уже долгое время на 100 новорожденных девочек приходится 110-120 мальчиков. Одна из причин такого феномена - определение пола ребенка на ранних сроках беременности и массовые аборты.

Сейчас в Китае введен запрет на проведение УЗИ на ранних сроках беременности, однако многие родители умудряются сделать УЗИ, как и аборт, в других странах (Япония, Южная Корея, Тайвань).

Согласно предварительному подсчету, к 2020 году в Китае будет около 25 млн. холостяков. Уже сейчас в стране насчитываются миллионы одиноких мужчин среднего возраста, которым так и не досталась жена. Развит и гомосексуализм (до 4% мужского населения). В такой ситуации женщины страдают завышенной самооценкой и особыми требованиями к выбору спутника жизни. У молодого жениха обязана быть квартира, во многих семьях до сих пор распространен калым за молодую невестку.


Старение нации

Показатель рождаемости в Китае на текущий момент уже ниже показателя простого воспроизводтва населения. Сейчас доля населения старше 65 лет составляет 7,7%, что превышает нормальный уровень в 7%, установленный ООН, и относит Китай к "обществу старения". Китайцам становится все сложнее заботиться о своих престарелых родственниках, четкой пенсионной системы в стране не существует, и содержание недееспособных родителей целиком ложится на детей. Последние обычно живут в крупных городах и заняты карьерой, так что волей или неволей пренебрегают своими обязанностями.

В результате у пожилых людей то и дело возникают проблемы психологического характера: замкнутость, депрессия и беспокойство. В деревне, если пожилой человек потерял жену (мужа), трудоспособность, он оказывается перед лицом кризисной ситуации, связанной с бедностью и физической немощностью. Особенно тяжело пожилым людям, у которых дети-инвалиды, или их вовсе нет в живых...

Китай - страна экспериментов: от истребления воробьев до сокращения рождаемости населения, китайское правительство не устает пугать и удивлять мировое сообщество своим смелым вмешательством в естественные процессы жизни. Политика "Одна семья - один ребенок" уже внесла необратимые изменения в социальный и демографический климат страны, и сейчас, когда ее уже не остановить (иначе в Китае будет еще больший рост нетрудоспособного населения за счет младенцев), нам остается лишь наблюдать со стороны, каким будет следующий шаг КПК, а также к каким изменениям это приведет в Китае, а за ним и во всем цивилизованном мире!