Новый год и Рождество: история праздников. Поздравление с Новым годом и Рождеством. Русский Новый год и Рождество: традиции праздника

Вообще же традиция встречи Нового года повсеместно распространена в цивилизованных и примитивных (архаических) обществах. Возникла она в глубоком прошлом и связана с появлением у человека ощущения необходимости периодического обновления мира. Отправным моментом, видимо, послужили наблюдения за биокосмическими ритмами: все в этом мире имеет свое начало и свой конец; луна растет, становится полной, а затем уменьшается и исчезает, природа расцветает весной и умирает зимой, все живое проходит стадии развития, старения и смерти. Но за каждой смертью следует новое рождение, поэтому весь мир, время и сам человек нуждаются в периодическом обновлении, которое свершается в Новый год. У различных племен и народов наступление Нового года приходилось, да и ныне приходится, на различное время года, но каждому празднику присуща общая черта – в Новый год гибнет старый мир, гибнет со всем плохим, что в нем было, а на смену ему рождается новый мир.

Новый год – не момент, а промежуток между смертью и новым рождением. Чтобы начать новую жизнь, человек должен посредством специальных ритуалов очиститься от грехов, от старения и разложения мира. В наше время у православных христиан это осуществляется во время постов, в том числе рождественского, после которого они исповедуются и причащаются. У древних славян существовал ритуал омовения в бане, соответствующий по своему значению крещению, то есть очищению и приобщению к Богу. У евреев и мусульман до сих пор существует обряд омовения перед трапезой или молитвой, у христиан – чин водосвятия и крещение водой.


В архаических обществах сотворение нового мира происходило ежегодно, иногда несколько раз в год. В Месопотамии в третьем тысячелетии до новой эры Новый год встречали в период весеннего равноденствия (марте – апреле). Считалось, что в это время светлый бог неба Мардук, описываемый в поэме «Энума элиш» как «ребенок-солнце», побеждает дракона Тиамат – воплощение мирового хаоса. Мардук разрубает тело Тиамат на две части, из нижней части создает землю, из верхней – небо, а из крови демона Кингу – человека. Во время праздника, продолжавшегося двенадцать дней, две группы людей разыгрывали все перипетии этого мифологического сюжета.

У древних египтян Новый год также символизировал сотворение нового мира. Его отмечали в период разлива Нила, воды которого смывали все старое, а принесенный ими ил служил основой для будущего урожая и процветания страны. В Израиле в Новый год бог Яхве побеждал силы хаоса (исторических врагов Израиля) и становился королем мира, в результате чего происходило обновление мироздания.

В дохристианский период многие индоевропейские народы праздновали наступление Нового года в период зимнего солнцестояния. В III веке христианские историки приняли за начало года 1 марта, а с V века на этот стиль перешли во многих городах и областях Европы, в том числе на островах Венецианской лагуны и во Франкском государстве. Вместе с тем папская канцелярия использовала благовещенский стиль – от «воплощения Господа» – с началом года 25 марта. Он был весьма популярен также во Флоренции, Пизе, Кельне и Мюнстере.

В Римской империи с IV века счет дней в году вели от 25 декабря – рождества Христова. С IX века этот стиль стали применять (наряду с благовещенским) на территориях германских герцогств, а с 1310 года вплоть до второй половины XVI века он оставался там практически единственным. В Англии Новый год долгое время встречали 25 марта и только в 1752 году парламент принял решение перенести его на 1 января. На территории Франции с 420 по 752 год началом года считалось 1 марта, с 753 по 987-й – рождество, с 988 по 1563-й – первый день Пасхи. В 1563 году Карл IX повелел начинать год с 1 января, парламент противился этому до 1567 года, а затем все же подчинился нововведению. В Дании и Швеции в прошлом тысячелетии год начинался 12 января (в день окончания праздника «зимней ночи»), в 940 году король Гакон перешел в христианство и совместил начало года с рождеством Христовым, с 1559 года его перенесли на 1 января. В Испании на эту систему перешли с 1556 года, в Нидерландах – с 1575-го, в Шотландии – с 1600-го, в папской канцелярии – с 1691-го.

1 марта, 25 марта и 1 сентября являются днями «сотворения мира» в соответствии с константинопольской (и древнерусской), александрийской и антиохийской эрами. Другие варианты начала года в христианских странах тесно связаны с ключевыми моментами в жизни Спасителя и соотносятся либо с днем его рождения в человеческом образе – рождеством, либо с днем его Крещения, либо с его возрождением после физической смерти – Пасхой.

В Древней Руси год начинался в марте – в день появления новой луны в период весеннего равноденствия. Возможно, такой отсчет начала года был принят по примеру ветхозаветной церкви, которая начало своего церковного года приурочивала к месяцу нисану, примерно соответствующему нашему марту. В XIII веке началом года стали считать 1 марта, но одновременно существовала и еще одна новогодняя дата – 1 сентября, которая пришла к нам вместе с религией из Византии. Связано это с особым почитанием православными римского императора Константина I Великого, который в этот день в 312 году разбил своего главного соперника Максенция. Через год миланским эдиктом император Константин I допустил свободное вероисповедание христианства, а с 325 года сделал его государственной религией Римской империи. Поворот Константина I к христианству произошел в день его битвы с Максенцием. В 312 году сам Константин I ввел счисление, согласно которому год начинался 23 сентября – датой рождения первого римского императора Октавиана Августа. Такое счисление было принято во многих странах Востока и просуществовало до 462 года, когда из практических соображений (удобства расчета 15-летнего индиктового цикла сбора податей с провинций) начало года перенесли на 1 сентября. Видимо, тогда же родилось и обоснование этой даты – «в честь императора Константина».

В Литве и Польше с 1362 года новый год начинался 1 января, а летосчисление велось «от рождества Христова». Такая же система была распространена и на территориях, находившихся под влиянием этих государств, в частности встречается в украинских летописях того времени. На территориях независимых русских княжеств новый год долгое время мог начинаться 1 марта и 1 сентября, пока в 1342 году московский митрополит Феогност, а затем и церковный собор 1492 года не узаконили начало года с 1 сентября. Великий князь Московский и «всея Руси» Иван III утвердил постановление церковного собора, причем с 1 сентября стал начинаться не только церковный, но и гражданский год. Возможно, инициатором этого решения был сам Иван III, поскольку вторым браком (1472 год) он был женат на Софье Палеолог – племяннице последнего византийского императора.

Интересно, что 1492 год от рождества Христова ожидали как «роковой» год – год «конца мира», поскольку еврейские, а затем и христианские толкователи Библии полагали, что мир будет существовать то ли 6000, то ли 7000 лет от его сотворения – эквивалентно числу дней творения или полной седмицы. В «Истории государства Российского» Н.М. Карамзин пишет:
«Истекла седьмая тысяча лет от сотворения мира по Греческим Хронологам: суеверие с концом ее ждало и конца миру. Сия несчастная мысль, владычествуя в умах, вселяла в людей равнодушие ко славе и благу отечества… думая, что все ненадолго».

Уверенность в конце мира была настолько велика, что пасхальные таблицы в Греции и Руси ограничились 1492 годом. Однако год истек, все «успокоились, увидели, что земля стоит и небесный свод не колеблется», а Московский церковный собор сразу же в сентябре утвердил пасхалию на последующие годы и перенес начало года на 1 сентября.

Последний раз осенний Новый год был отпразднован в 1699 году и проведен был "весело и в пиршестве". Воевода Шеин устроил все с царской пышностью, собрав на праздник множество бояр, гражданских и военных чиновников, а также большое число гвардейцев и матросов. К ним подходил сам Царь, оделял их яблоками, называя "братом". Каждый заздравный кубок сопровождался выстрелом из двадцати пяти орудий. Затем Царь, явившись в Успенский собор в сопровождении своего сына Алексея и жены царицы Евдокии, сам поздравлял народ с Новым годом.

Но уже следующий Новый год Петр хочет праздновать по-новому . Отменив летосчисление от дня сотворения мира, он "лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах" устанавливает отсчет времени по рождеству Христову. А заодно, и все по той же причине, переносит празднование Нового года с сентября на январь.

Петр понимает, что его шаги могут встретить непонимание и уже в самом указе оправдывается: "Не только во многих христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашей церковью во всем согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его Великого Государя подданные черкасы [малороссы] и все греки, от которых наша вера православная принята, согласно лета свои исчисляют от рождества Христова в восьмой день спустя, т.е. января первого числа, а не от создания мира, за многую рознь счисления в тех летах".

И все же по России прокатился глухой ропот. Возмущались не только простецы. От многих "благородных", занятых "подобно черни предубеждениями", слышались даже и "хульные слова". "Как мог Государь переменить солнечное течение?" - спрашивали друг друга они, свято веруя, что Бог "сотворил свет в сентябре месяце".

И тут на помощь Царю и вовремя подоспел Феофан Прокопович, знаменитый церковный деятель. В своих "обличительных опусах" он обрушился на "пономарей и апостатей", недовольных "погублением лет Божиих". И крепко побил их своим словом. "Что приличнее и честнее? Праздновать ли новолетие в память даней и податей или тогда, когда празднуем пришествие в мир Сына Божия. Им же мы от долгов вечных и от уз нерешимых свобождаемся?"

Произведя риторическим вопросом необходимый эффект, Феофан уже снисходительнее поясняет: "От начала Христовой церкви не писали христиане числа лет ни от сотворения мира, ни от рождества Христова. Только в шестом веке в римской церкви начали означать время от рождества, а в греческой за полторы тысячи лет не означивали и недавно означать стали, и то еще не повсеместным обычаем. Что же теперь скажете, слепые хронологи?"

20 декабря 1699 года Петр I издал указ, согласно которому, «по примеру всех христианских народов», предписывалось вести летосчисление не от сотворения мира, а от рождества Христова. В соответствии с этим после 31 декабря 7208 года наступало 1 января 1700 года от рождества Христова. Далее в указе говорилось:
«В знак того доброго начинания и нового столетняго века после должного благодарения Богу и молебнаго пения в церкви и кому случится в дому своему, по большим и преезжим знатным улицам знатным людям и у домов Нарочитых духовнаго и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, а людям скудным хотя бы по древцу, или ветве на воротья, или над хроминою своею поставить, а стоять тому украшению Генваря по 7 день тогож 1700 года.

Да Генваря ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи жгут и стрельба будет, потом по знатным дворам Боярам и Окольничим и Думным и Ближним и знатным людям палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе из небольших пушек, буде у кого есть, и из нескольких мушкатов или инаго мелкого ружья, учинить трожды стрельбу, и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, Генваря с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров и хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть или, кто похочет, на столбиках поставить по одной или по 2 или по 3 смоляные и худыя бочки, и наполня соломой или хворостом, зажигать».

1700 год начался службами во всех церквах «с испрашиванием благославления на Новый год». Указания царя были выполнены со всей тщательностью, асам Петр, по сообщению австрийского резидента О.-А. Плейера, «в этот вечер устроил очень красивый фейерверк, целый день приказал стрелять из пушек, которых более 209 везено было к Кремлю, и эта стрельба из пушек и фейерверки, как и стрельба из мелкого ружья по всем домам, также иллюминации и другие изъявления радости в течение шести дней заключены были обыкновенным освящением воды, или Иорданью, в день св. Богоявления».

Традицию веселой встречи Нового года Петр I поддерживал в течение всего царствования. Сохранилась она при дворе последующих правителей, но прежнего размаха праздники уже не достигали. Для большинства населения России Новый год остался всего лишь одним из дней веселых зимних святок. В XIX веке, к примеру, по случаю наступления Нового года в православных храмах служили Божественные литургии, но одновременно молились во славу Бога, даровавшего победу русскому оружию в войне 1812 года, и поминали павших защитников отечества. В столицах и провинции устраивались карнавалы и балы, но они производились и по другим, менее значительным поводам. Газета «Санктпетербургские ведомости» 1 января 1853 года сообщала:

«Петербург проводит Васильев день точно так же, как и все другие вечера: так же играет в карты, так же танцует, так же ужинает и пьет шампанское, с той только разницею, что прибавляет поздравление с Новым годом».

Только на окраинах города и в провинции отношение к Васильеву вечеру было особенным, да и то потому, что вечер этот посвящался святочным гаданиям.

Рождество Христово

В 1582 году папа Григорий XIII ввел новую календарную систему, которая получила название григорианской или «новый стиль». Реформа эта сопровождалась протестами и ожесточенной полемикой среди ученых и священников, но католические страны перешли на новый стиль практически сразу – ослушников ждало отлучение от церкви. Постепенно к ним стали присоединяться страны с протестантским вероисповеданием, и к 1782 году почти все государства Европы перешли на новое летосчисление. Православная церковь на Константинопольском соборе 1583 года признала неточность юлианского календаря, но на григорианский переходить отказалась, поскольку по новому стилю христианская Пасха иногда совпадает с еврейской или наступает раньше нее, что запрещено «Апостольскими правилами». Не перешла на григорианский стиль и Россия, хотя с 1700 года она и встречала новый год 1 января, но все же на 11 суток позднее других европейских государств. В нашей стране календарную реформу провели большевики сразу после прихода к власти: 16 ноября 1917 года этот вопрос обсуждался в правительстве, а 24 января 1918 года был принят декрет о введении в Российской Республике западноевропейского календаря:

«В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь. В силу этого:
1. Первый день после 31 января сего года считать не 1-ым февраля, а 14 февраля, второй день – считать 15-м».
Декрет подписали: Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин), помощник Народного Комиссара по Иностранным Делам Г. Чичерин, Народные Комиссары: А. Шляпников, Г. Петровский, А. Амосов, В. Оболенский, Секретарь Совета Народных Комиссаров Н. Горбунов. Он был опубликован на следующий день в «Правде».

Обращает на себя внимание сходство формулировки причин перехода на новый календарь Петром I и большевиками. У Петра I – «…по примеру всех христианских народов…», у большевиков – «…в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени…».

Видимо, изменение календаря для новой власти в немалой степени диктовалось стремлением разделить светскую и духовную жизнь, повернуть сознание людей к новым идеям и ценностям, которые усиленно внедрялись. Церковь переходу на новый календарь воспротивилась, и до сих пор устройство церковного года осуществляется по юлианскому календарю. В результате советский Новый год предшествует православному рождеству Христову, а православные по-прежнему встречают Новый год по старому летосчислению, то есть 14 января, называя его «старым Новым годом».

Истоки рождества

рождество Христово в католическом и протестантском мире празднуется 25 декабря по григорианскому календарю, тогда же, 25 декабря, оно празднуется и в православном мире, но до сих пор по юлианскому календарю. В XX и XXI веках это соответствует 7 января по новому стилю, а в XXII веке – 8 января. Для католиков и протестантов – это самый главный праздник в году. Для православных – большой, но не самый великий праздник. Его затмевает Пасха, ибо духовное возрождение важнее земного рождения. Древние христиане вообще называли днем рождения человека день его смерти, поэтому и праздник рождества Христова появился не сразу, а, можно сказать, под давлением внешних обстоятельств.

Древней церкви был неизвестен не только день, но и месяц рождения Иисуса Христа . Одной из причин появления праздника явилась борьба с еретиками – гностиками, которые придавали самое большое значение в жизни Спасителя его крещению, считая, что Дух Святой сошел на Иисуса в Иордане, а до того он был простым человеком, доступным греху.

Чтобы противопоставить гностическому празднику свой такой же, древняя церковь установила праздник Крещения и назвала его Богоявлением, тем самым внушая мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил себя в этой ипостаси. По своему смыслу слово «богоявление» означало не только Крещение, но и рождество Христово, поэтому в этот день праздновалось то и другое.

В начале нашей эры в греческо-римском мире одновременно с распространением христианства происходило распространение языческой религии: культа солнца. Более того, в 70-х годах III века римский император Аврелиан сделал эту религию официальной для империи. Главным праздником религии солнца были дни зимнего солнцестояния – время, когда происходит переход от зимнего умирания к весеннему воскресению природы. В центре этого божественного чуда, победы света над тьмой, было солнце – источник света и жизни. Новый праздник назначили на конец сатурналий - древнеримского праздника который до тех самых пор еще не потерял своего значения и массово праздновался римлянами.

В 325 году, когда император Константин I делает христианство государственной религией, христиане составляли примерно десять процентов всего населения империи. Главным методом обращения в христианство остального населения стало использование самих языческих верований, очищенных и наполненных новым смыслом. По этой причине праздник рождества Христова отделили от праздника Крещения и перенесли на день рождения солнца (25 декабря) , «как рождение подлинного духовного солнца, вхождение в мир подлинного духовного света».

С тех пор в главном песнопении праздника сохранились слова: «рождество Твое, Христос Бог наш, воссияло для мира светом познания. Ибо в нем служащие звездам были научены поклоняться Тебе, солнцу правды…». Таким образом, праздник рождества Христа был произвольно назначен на 25 декабря .

Символика рождества

В силу своего происхождения праздник рождества Христова несет в себе некоторые элементы символики праздника солнцестояния - символики циклического возрождения мира. Это же значение придают Пасхе, - другому важнейшему христианскому празднику, - пасхальное яйцо и кролик. Вспомним хотя бы сказку о Кащее Бессмертном, сюжет которой восходит к языческим верованиям индоевропейцев. Смерть Кащея (воплощение сил зла и хаоса) заключена в яйце, яйцо находится в утке, утка - в зайце (кролике), заяц - в сундуке, сундук - на дереве. Если разбить яйцо, то Кащей (старый мир) гибнет и рождается новый мир, новая вселенная.

История рождения, смерти и воскресения Иисуса Христа напоминает ритуалы, связанные с символизмом ежегодного возрождения мира, где другие «спасители» -боги или полубоги - преуспели в своем назначении, были убиты и возрождены, а вместе с ними возродился и мир. Однако, при всей схожести христианства с циклическими религиями, где смерть и возрождение бога, будь то Озирис, Таммуз или Орфей, были вечно повторяющимся мифом, Христос родился, был распят, воскрес и вознесся по правую руку Бога Отца один раз и навсегда. Завершенность воскресения приводит к тому, что в христианских ритуалах, в том числе и праздника рождества Христова, празднуется уже совершенное, но одновременно и как духовное событие, происходящее именно сегодня и с самими верующими.

Люди и весь мир возродятся только один раз, когда во второй раз явится Спаситель и у каждого спросит по делам его.

Казалось бы, христианство дает человеку наивысшую свободу, которую он только может себе вообразить, - человек может все, даже влиять на вселенную. Только верь, и все сбудется по вере твоей, только не сомневайся в сердце своем. Однако достигнуть этого могут только избранные: святые, мученики и праведники, только их ждет восхождение на Небеса, в рай и общение с Богом, только они обретут вечное спасение. Путь этот не закрыт никому, но, по наблюдению М. Элиаде, у большинства современных людей, в том числе и у христиан, где-то глубоко внутри сидит мысль, «что жизнь нельзя исправить, а можно только создать заново». Поэтому многие из нас считают возможным начать новую, незапятнанную жизнь, новое, добродетельное существование с Нового года, рождества, дня рождения или, к примеру, с понедельника. В этом, несомненно, прослеживаются архетипические воззрения наших предков на возможность уничтожения времени, многократного периодического возрождения не только природы, но и человека.

Традиционный атрибут празднования рождества во многих странах мира - рождественская ёлка представляет собой хвойное дерево (ель, пихта, сосна) или искусственную его имитацию, украшенное гирляндами, специальными ёлочными игрушками и свечами или лампочками.

Дети и Санта Клаус у «дерева Клауса» (нем. Klausbaum). Гравюра из немецкой книги «50 басен с картинками для детей».

Каких-либо указаний на дерево как символ празднования рождества Христова в Новом Завете нет. Однако, согласно британской энциклопедии, "Использование вечнозеленых деревьев (венков и гирлянд из них) символизирующих вечную жизнь был в обычае древних египтян, китайцев и евреев. Также поклонение деревьям было распространено среди дохристианских языческих европейцев и этот обычая выжил и после обращения их в христианство.

Формирование современного рождественского ритуала произошло в немецкой традиции уже в конце Средневековья и начале Нового времени. До сих пор продолжаются споры, где и когда была впервые документально зафиксирована установка рождественской ёлки. Есть краткие упоминания о похожей церемонии в канун 1510 года в Риге и Ревеле. Дерево было установлено на Ратушной площади, где члены гильдий танцевали вокруг него. Бременская хроника 1570 года сообщает, что небольшая елка была поставлена в благотворительных целях для сбора лакомств для детей и была украшена "яблоками, орехами, финиками, кренделями и бумажными цветами". Нередко в качестве первой рождественской ёлки предлагается та, которую Лютер установил у себя в доме на рождество.

Немецкая рождественская ель восходит к райскому дереву предрождественской мистерии — 24 декабря западными христианами отмечалась память Адама и Евы. Рождественское дерево по аналогии с Древом познания украшалось сначала яблоками, а потом просто красными шарами.

К началу 18-го века, обычай стал общим в городах верхнего Рейна, но еще не распространился на сельские районы. По нижнему Рейну, в связи с наличием римско-католического большинства, до 18 века елка считалась чуждым протестантским обычаем. В начале 19-го века, обычай стал популярным среди европейской знати и распространился на несколько королевских дворов, в том числе и российский императорский двор.

В России наружное украшение зданий ветвями хвойных деревьев впервые было приказано царским указом к 1 января 1700 года, но оно не имело ничего общего с традицией вносить на рождество дерево в дом и украшать его; эта традиция в Россию приходит спустя полтора века. Ель на Руси традиционно связывалась со смертью, погребальным обрядом, и о том, чтобы вносить её в дом, речи не шло. Единственными, кем был выслушан царский указ, стали владельцы кабаков, на протяжении XVIII века обозначавшие вход в заведения еловыми ветвями, отчего горького пьяницу прозывали «ёлкиным».


Сцены из семейной жизни императора Николая I.
Рождественская елка в Аничковом дворце.
Чернышев А.Ф.

В России елка как рождественское дерево появилась в начале ХIХ века в домах петербургских немцев. В 1818 году по инициативе великой княгини Александры Федоровны, которая сама была немка, была устроена елка в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом дворце.

До начала 1840-х годов обычай ставить рождественскую ёлку в России не существовал, дворцовые ёлки были исключением. До начала 1840-х годов о ёлках в столичных домах в литературе не упоминается, но в начале 1840-х, как о большой новинке, уже пишут о продаже в кондитерских «прелестных немецких ёлок, убранных сластями, фонариками и гирляндами».

В середине сороковых годов уже встречаются отдельные удивлённые упоминания, что «в русских домах принят обычай немецкий… украшают… деревцо как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки вызолоченные орехи. Красненькие, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда… всё это освещается множеством восковых свеч, прилепленных к веткам, а иногда и разноцветными фонариками». Всё, что находилось на ветках ёлки и на столе под нею, было подарками. Подарок всегда имел своего определённого дарителя. Обычай приписывать появление подарков сказочным существам появился лишь в начале ХХ века.

В середине 1840-х годов ёлки переживают необыкновенный подъём интереса, так что в конце сороковых годов в Петербурге уже повсеместно ставятся ёлки. Ф. М. Достоевский в рассказе «Ёлка и свадьба» 1848 года упоминает ёлку как нечто уже общеизвестное.

Борьба с рождеством

В наши дни многих западных школах ученикам запрещают упоминать рождество и Санта-Клауса. И, конечно, никакой елки. Похожего принципа придерживаются многие муниципалитеты, не ставя на главных площадях ёлки по причинам "политкорректности". Оставив в стороне верность подобного отказа от своей национальной традиции, посмотрим в историю. Первый ли это подобный запрет в истории?


В 1902 году
незадолго до рождества газета The Sun сообщила, что президент Теодор Рузвельт и его семья встретят рождество в Белом доме, обменяются подарками, но не будут ставить рождественскую елку. Одни говорили, что это решение жены Рузвельта, которая стремилась к простоте и минимализму. Рождественские елки и раньше появлялись в Белом доме далеко не каждый год — например, президент Линкольн всегда обходился без елки, и никто не обращал на это особенного внимания.

Рождество в Белом Доме. Рузвельт смирился с ёлкой

Но крестовый поход Рузвельта против рождественской традиции оброс легендами благодаря сыновьям президента. Восьмилетний Арчи и пятилетний Квентин никак не могли смириться с тем, что елки не будет, и поэтому протащили ее в Белый дом тайком. После праздника, 26 декабря, удивленный Рузвельт написал своему приятелю такое письмо:
Вчера утром в четверть седьмого дети, уже одетые, начали стучаться в нашу дверь — у нас над камином висели рождественские чулки, набитые подарками. Мы с женой встали, разожгли камин, закрыли окно и открыли дверь — приготовились поздравлять детей. Но сначала нас самих ждал сюрприз — оказывается, Арчи подговорил плотника, который работает в Белом доме, и они протащили в здание крохотную елку, поставили ее в уборной и нарядили. Арчи повесил на ее ветки подарки для каждого из нас, даже для собаки, кота и пони, на котором Арчи катается.

Рузвельт, хоть и был тронут такой заботой, пригласил в Белый дом своего знакомого специалиста по природным ресурсам Гиффорда Пинчота, чтобы он, как эксперт, рассказал мальчикам, почему не стоит рубить деревья. Но тот неожиданно встал на сторону детей: он сказал, что периодически ели все-таки нужно срубать, чтобы другим доставалось больше света и они лучше росли. Правда, президента это не убедило. Через год The Sun сообщила, что на рождество дети Рузвельта поедут в гости к родственникам, которые наряжают у себя дома елку. А вот уже в 1906 году елку все-таки поставили. Кто переубедил президента — неизвестно, но 25 декабря, наутро после рождества, газета The Washington Herald вышла с заголовком «Дети наполнили Белый дом весельем», а в тексте пояснялось, что на этот раз в здании стоит большая елка.

В дореволюционной России рождество было одним из самых любимых праздников. Но во время Первой Мировой войны в стране началась массовая германофобия. Переименовали Петербург в Петроград, толпы сжигали заведения на вывесках которых стояли немецкие фамилии... В народной памяти еще осталось что елка это привозной, германский обычай и новогоднюю елку объявили «вражеской немецкой затеей» и стали запрещать в некоторых учреждениях.

«Петроградский училищный совет воспретил во всех церковных школах устраивать елки, т.к. обычай елок перенесен к нам от немцев », — писала в 1914 году газета «Московская копейка». Когда в 1915 году немецкие военнопленные в саратовском госпитале устроили новогодний праздник с традиционной елкой, в прессе это назвали «вопиющим фактом нарушения морали ».

В 1916 году против ёлки выступила и церковь: Священный синод вовсе запретил установку елок по всей стране. Правда, на этот запрет мало кто обратил внимание: даже солдаты, которые воевали против Германии, ставили елки на позициях. «Прием, который мы встретили у наших героев, не поддается передаче, — писала одна из артисток Мариинского театра после посещения фронта. — Нам пришлось также присутствовать и принимать участие на позиционной рождественской елке ».

После революции 1917 года , большевики вознамерились создать новый мир:
«Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим – кто был ничем, тот станет всем».

Однако в первые годы Советской власти никакой войны с рождеством и ёлками не было и в помине. 31 декабря 1917 года во всех районах Петрограда были организованы «пролетарские ёлки» для детей рабочих. В 1919 году Ленин посетил ёлку в школе-интернате для детей в московском районе Сокольники. Заранее зная о готовящемся вечере, Владимир Ильич распорядился «отписать для школы яблок и конфет». 7 января 1924 года уже смертельно больной Ленин, безвыездно живущий в Горках, организовал ёлку для детей совхоза и санатория.

После смерти Ленина многое изменилось в руководстве страной. Ни Богу, ни старым праздникам места в новой России не было, поэтому началась активная кампания борьбы с ними. Руководили большевики, а непосредственными исполнителями стали комсомольцы. Обстановку борьбы с религией и праздником рождества Христова наглядно передают газеты и журналы того времени. Вот, к примеру, заголовки статей «Комсомольской правды» конца 20-х годов накануне «нового» и «старого» рождества: «Научной плеткой по религиозному дурману», «В поход на религию и пьяный, обжорный праздник», «Провести комсомольское рождество разумно, не в пьянке и обжорстве, а на гуляньях, вечерах и на спорте».

На тропу войны с религией и старыми праздниками встали пролетарские поэты. Демьян Бедный в апреле – мае 1924 года опубликовал в «Правде» «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна», где Иисус Христос представлен неполноценным от рождения человеком, к тому же наделенным многими пороками. Владимир Маяковский клеймил некоего Лебита за то, что «он, приведя резоны разные, по-христиански елку празднует» («Комсомольская правда», 1928, 22 дек.). Александр Введенский написал строки, ставшие популярными: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов» («Чиж», 1931, № 12). Семен Кирсанов в стихотворении «рождество» («Комсомольская правда», 1928, 25 дек.) обратился к комсомольцам с призывом: «Праздновать рождество – значит праздновать рабство с невежеством!.. Елки сухая розга маячит в глазища нам, по шапке деда Мороза, ангела – по зубам!»

Комсомольцы в Москве (сорок тысяч человек) и других городах «весело» похоронили религию, героев старого быта, любителей побездельничать в рождество – Макдональдов, священников, пьяниц, монахов, гадальщиц. Они осмеивали елки и церкви, рядились в попов, ксендзов, пасторов, раввинов и читали «проповеди», а потом под музыку, хохот и пляски жгли иконы, макеты церквей, ризы священников.

Особых нападок на Новый год не было, его терпели, но видели в нем что-то чуждое советскому режиму – «обывательское» и старались приспособить к своим нуждам. Пропагандировался опыт клубов по организации детских новогодних инсценировок, маскарадов и живых газет. «Комсомольская правда» приводила в пример, как культурно, «…необычно, на удивление всем, не танцуя, не хмелея, скромно шагнула в новый год замоскворецкая молодежь – смотрела в театре революции премьеру спектакля „Купите револьвер"» (1927, 4 янв.).

Ёлка — приманка для простачков. Карикатура 1930 года.

Начиная с декабря 1931 года активная антирелигиозная пропаганда почти прекратилась. Дело в том, что, в соответствии с декретом Совнаркома СССР от 24 сентября 1929 года, страна перешла на пятидневную рабочую неделю (четыре дня рабочих, пятый – выходной, причем не совпадающий для большинства рабочих и служащих), при которой праздникам, за исключением революционных, места не было. Считалось, что переход на пятидневку вызван необходимостью рациональной организации труда, однако (судя по тексту декрета, это тоже планировалось) такой режим работы способствовал еще большему отдалению верующих от церкви. Неясно, насколько была эффективна пятидневка в экономическом плане, но просуществовала она только несколько лет, а затем Советский Союз постепенно перешел на шестидневную рабочую неделю. Возможно, что пятидневка была по-своему хороша и задачи по преобразованию экономики страны выполнила, но оставалась задача воспитания нового советского человека. Добиться этого при разобщенности людей вне производственного процесса было трудно. Вместе с тем известно, что праздники являются очень эффективным способом сплочения коллектива, средством воздействия на человека и управления им. Поэтому реабилитация новогодней елки скорее всего явилась продуманной акцией.

28 декабря 1935 года в газете «Правда» была опубликована статья П.П. Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку»:
«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение, как буржуазную затею.
Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах – везде должна быть детская елка. Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины.
Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны.
Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком.
Итак, давайте организуем веселую встречу нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!»

Обратим внимание, что елка из рождественской превратилась в новогоднюю, а сама статья воспринимается как руководство к действию. Судя по развернувшейся кампании, все было согласовано заранее. В той же газете помещена заметка «Продажа елок на рынках Москвы», в которой буднично сообщается, что на некоторых рынках появились елки и их охотно раскупают жены рабочих, служащих, инженеров, командиров Красной Армии, дети и подростки. Далее сообщалось, что достать елки и игрушки к ним очень трудно, поскольку директора крупнейших рынков не разрешают их продавать, считая это нарушением каких-то никому не ведомых правил и «баловством».

В тот же день ЦК ВЛКСМ принимает постановление «О проведении вечеров учащихся, посвященных встрече нового 1936 года», фабрикам и заводам дается поручение подготовить детям подарки, а райлесхозам – заготовить елки. В следующем выпуске «Комсомольская правда» заранее осудила возможных противников новой кампании:
«Нет сомнения, что и сейчас найдется немало таких блюстителей „современности», которые сочтут детскую елку за буржуазный предрассудок и лишат детвору прекрасного удовольствия. Комсомольцы первые должны осудить этих „сухарей», уже немало навредивших делу воспитания здорового, веселого и жизнерадостного поколения».

Одновременно с устройством елок для детей власти стали поощрять коллективную встречу Нового года взрослыми. 31 декабря того же 1935 года «Комсомольская правда» опубликовала статью «Студенческий бал-маскарад«:
«Яркие ленты, плакаты, панно, карикатуры, маски, рисунки, вырезанные фигуры украшали коридоры, стены зала, колонны и каждый уголок институтского здания. Даже громкоговорители, непрерывно разносившие по институту звуки танцевальных мелодий, прятались под большими открытыми поющими масками…
В зале шум. Это на огромном коне въехал Дон-Кихот Ламанчский со своим верным слугой Санчо Пансой. Но вдруг конь упал, и из него стали вылезать Коломбины, Арлекины, и опять все закружилось, затанцевало и запело.
Уже 2 часа ночи. Но это мало кого волнует – „Счастливыe часов не наблюдают», эту надпись на всех часах держит Амур, или она написана на огненно-красном сердце, подвешенном к часам»…

Новый год мгновенно перешел из неофициального статуса в статус государственного праздника, а с 1 января 1948 года (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1947 года) первый день нового года стал нерабочим днем. А что же с рождеством? Не то чтобы бороться с ним перестали – боролись, но не так шумно и крикливо, как раньше. И агитацию вели, и церкви закрывали… Так продолжалось вплоть до конца 80-х годов, а 7 января 1991 года Россия вновь на государственном уровне отметила православное рождество Христово. Однако пройдет еще немало времени, прежде чем этот праздник займет свое особое место в нашей жизни, и, видимо, он будет во многом отличаться от дореволюционного рождества: нарушилась преемственность традиции, изменились мы, к тому же привычная нам встреча Нового года разрушает нормальное течение рождественского поста, обязательного для верующих.

Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают одним из "местных" гномов. В других средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.

Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину.

Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что местечковый святой Николай стал широко известен и объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному: в Испании - папа Ноэль, в Румынии - Мош Джарилэ, в Голландии - Синте-Клаас, в Англии и Америке - Санта-Клаус, а у нас - Дед Мороз.

Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка.

С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы (-;

Зима - время года, когда природа творит чудеса. Прекрасные морозные узоры на окнах, резные снежинки, деревья в инее - кажется, что сотни маленьких волшебных человечков трудятся по ночам, чтобы создать эту красоту. Также не стоит забывать о которые являются одними из самых любимых для многих россиян. Суматоха, наряженные елки, накрытые столы, множество подарков, и это лишь часть приятных моментов, которые происходят в эти дни. Поздравление с Новым годом и Рождеством проходит ярко, запоминается надолго. У многих семей есть традиции, которые передаются из поколения в поколение. Следуя им, можно погрузиться в особую атмосферу торжества. Как правильно отмечать праздники? Стоит ли дарить подарки? На эти вопросы будем искать ответы в статье.

Откуда пошла традиция празднования Нового года?

Русский Новый год и Рождество - праздники, которые любят не только дети, но и взрослые. В это время хочется поверить в чудеса и сказку. Но ведь так было не всегда. Кто же ввел традицию отмечать календарный год, который только наступил? Своими корнями праздник уходит в XV век. Носил он тогда абсолютно иной характер. На главной площади собирались люди, которые веровали в Бога. Во главе стояли князь и митрополит, который окроплял всех присутствующих святой водой. Праздник приходился на начало сентября и означал окончание полевых работ. В этот день было принято надевать самую красивую одежду, раздавать милостыню и помогать калекам.

Все изменилось после того, как Петр Первый ввел свои реформы. Новый год стали отмечать 1 января. С этого времени появилась традиция наряжать елку. Причем не игрушками, а всем, что есть под рукой. Это могли быть пироги, конфеты, орехи, пряники и многое другое.

Социологические опросы показывают, что наиболее у россиян являются Новый год, Рождество. Традиции передаются от стариков к молодым людям. В последние годы стало принято проводить эти праздники в кругу семьи. Как сделать, чтобы торжество надолго запомнилось гостям? Об этом мы и поговорим далее.

Поздравление для детей. Как сделать праздник незабываемым и ярким?

Зимние праздники с большим нетерпением ждут дети. Они верят в чудеса и сказку, поэтому нужно сделать все, чтобы они были в полном восторге. Для детей поздравление с Новым годом и Рождеством должно обязательно сопровождаться приходом в дом Деда Мороза и Снегурочки. Без этих сказочных героев торжество не получится.

В последнее время многие родители заказывают их в специальных аниматорских студиях и агентствах. Но стоит услуга немало, около пяти тысяч рублей. И это только за полчаса, проведенные с ребенком. Программа поздравления у аниматоров довольно стандартная. Она включает в себя следующие мероприятия:

    Знакомство с ребенком.

    Хоровод вокруг елки.

    Выступление малыша.

    Вручение подарка.

    Наставление на хорошее поведение и учебу.

Если вы хотите, чтобы поздравление с Новым годом и Рождеством запомнилось ребенку надолго, можно сыграть роли сказочных героев самостоятельно или же попросить это сделать ваших родственников, друзей. Для этих целей понадобятся костюмы. Взять их можно напрокат или пошить в ателье. Плюсом является то, что программу поздравления вы сможете составить индивидуально для своего ребенка, учтете все его фантазии и желания. Кроме этого выберете подходящее время, которое вас устроит. Ну и не стоит забывать о финансовой стороне вопроса. С каждым годом цены на услуги аниматоров растут, а потратив средства на костюм единожды, можно пользоваться им ежегодно.

Век гаджетов

Кроме детей, нужно будет обязательно поздравить коллег по работе, знакомых. Чтобы не было накладно, достаточно написать СМС-сообщение на телефон. Начинать отправлять поздравления можно 31 декабря. Помните, что не стоит писать в сообщениях дифирамбы и слова любви, об этом лучше сказать при личной встрече. Месседж должен быть лаконичным и торжественным. Например: «От всей души поздравляю вас с наступающими праздниками. Пусть ваш дом будет полон любви, заботы, ласки, пусть вам сопутствуют удача и успех, а в карманах всегда водятся деньги. Хорошего Нового года и Рождества!».

Стоит учесть некоторые важные моменты при отправке СМС-сообщений на праздники:

    поздравления должны быть короткими и лаконичными, согласитесь, не совсем удобно читать целые поэмы, которые приходят одна за другой;

    позаботьтесь о том, чтобы на вашем счету были деньги;

    помните, что миллионы людей стремятся поздравить своих родственников и близких, поэтому после боя курантов операторская сеть очень перегружена.

В эпоху современных гаджетов поздравления с торжеством стали отнимать не более пяти минут.

Поздравления для близких людей

В праздничной суматохе нельзя забывать о самых родных людях, именно они ждут необычные и интересные сюрпризы. Это необязательно должны быть дорогие подарки (бриллианты, машина, путевка на острова), подойдут обычные словесные поздравления с Новым годом и Рождеством. Проза должна быть душевной. Объясните, как сильно вы любите своих близких, как дорожите ими. Порой подобные откровения дороже любых подарков.

Примером могут служить следующие строки: «Дорогие близкие, как здорово, что в этот особый день мы собрались за общим столом. Нет слов, чтобы высказать всю признательность. Я вас очень сильно люблю и горжусь, что вы у меня есть!» Конечно, это лишь наметки, каждый подбирает слова индивидуально.

Выбираем подарки

В канун праздников хотелось бы порадовать родных и близких людей чем-то необычным. Подарки на Новый год и Рождество могут быть самыми разнообразными. Вот список наиболее популярных товаров:

    Ювелирные украшения. Это могут быть серьги, цепочки, кулоны. Многие предпочитают изготавливать изделия на заказ со специальной гравировкой. Такой подарок особенно приятен и дорог. Кольца не стоит дарить, так как посыл может быть истолкован иначе.

    Техника. Кто из нас не мечтает о новой модели телефона или ноутбука? Цены на подобные товары немаленькие, но и праздник бывает раз в году.

    Косметика. Такие подарки довольно трудно выбрать, нужно знать вкусы и предпочтения человека, для которого готовится сюрприз. Тем не менее косметику дарят очень часто.

    Игрушки. Как это ни парадоксально, мягких медведей дарят даже взрослым девушкам. Каждый зрелый человек в душе - ребенок, поэтому такие товары довольно актуальны.

    Цветы. Приятно получить букет свежих роз в зимнюю стужу.

Еще один популярный вариант подарка - открытки с Новым годом и Рождеством. Казалось бы, что в этом может быть необычного? Но некоторые экземпляры стоят довольно дорого. Выполнены они вручную, на заказ, в единственном экземпляре.

Новогодние традиции

Любой праздник имеет свои особенности, Новый год не исключение. В России есть ряд традиций, которые соблюдают множество семей. Вот наиболее известные:

    Наряжать елку. Пару лет назад было модным украшать новогоднее дерево при помощи дизайнеров. Но в последнее время вернулись традиции вешать на ель орехи, завернутые в фольгу, деревянные игрушки, бусы, поделки, изготовленные своими руками. С помощью них дерево как будто оживает. Большой спрос на и украшения из стекла.

    Загадывать желание под бой курантов. Есть даже целый обряд: написать задуманное на бумаге, сжечь, пепел высыпать в бокал с шампанским и выпить. И все эти действия необходимо проделать, пока бьют часы на главной площади. Многие отмечают, что желания действительно исполняются.

    Дарить открытки с Новым годом и Рождеством. Есть семьи, которое собирают целые коллекции подобных товаров. Затем они передаются из поколения в поколение. Для многих лучший подарок - сделанный своими руками. Исключением не становятся открытки. В наши дни появилось много техник по выполнению рисунков: квиллинг, скрапбукинг, узоры с помощью бисера, ниток и многого другого.

    Приглашать в гости Деда Мороза и Снегурочку. Это неотъемлемая традиция праздника, особенно для детей. Не стоит забывать о костюмах, которые должны быть на малышах. Их можно сшить самим или приобрести в магазине.

На самом деле традиций очень много, в каждой семье они свои.

Светлый праздник Рождества

Рождественские дни - время, когда все проблемы и заботы должны отойти на второй план. Данный праздник является главным у христиан после Пасхи. И это не случайно, ведь, по преданию, в ночь с 6 на 7 января на свет появился Иисус Христос.

В отличие от Нового года Рождество праздновали на Руси еще с 388 года. Считалось, что в этот день открываются небеса и все, что происходит, не случайно. Одной из главных традиций был поход в церковь. Люди надевали красивые убранства и шли чтить Бога. Позже к нам пришли обычаи в виде ряженых, колядок и многие другие.

Рождество для детей - одно из самых любимых торжеств. Ребятишки постарше с удовольствием наряжаются, ходят по соседям, знакомым, поют колядки, прославляют Христа, желают счастья и здоровья хозяевам дома. За это их вознаграждают сладостями, подарками. Делают это, как правило, мальчики. Задача девушек - всячески помогать, подпевать, желать хозяевам добра и здоровья.

Нужно ли заранее готовиться к празднику?

Еще с древних времен повелось подготавливаться к празднованию заранее. Хозяйке необходимо убраться в доме, подготовить новую скатерть для стола. Желательно соблюдать пост, если не получается полностью отказаться от запрещенных продуктов, можно делать специальные разгрузочные дни.

Дети заранее должны выучить рождественские песни, которые будут исполнять для взрослых. Также стоит позаботиться о костюмах.

Таинство сочельника

Сочельник - канун Рождества. Приходится он на вечер 6 января. В этот день есть традиция не употреблять пищу до появления на небе первой звезды. Хозяйка должна накрыть стол. Из угощений обязательна кутья (каша с фруктами), узвар (компот из сухофруктов).

Если следовать обычаю, то праздничный стол нужно накрыть заранее, до прихода гостей. На краю стола надо разместить головки чеснока, чтобы уберечься от злых духов, под скатерть подложить пучок соломы, дань Христу, который родился на сеновале. После того как стол накрыт, можно отправляться в церковь, а позже потчевать и угощать гостей.

Особая роль в этот день отводится детям. Те из них, которые выучили рождественские песни, обязательно должны их исполнить. Оставлять без подарков малышей нельзя, это грех. Даже небольшого угощения или конфеты будет достаточно.

Традиции праздника

Рождество - один из самых любимых праздников в России. До нашего времени сохранилось множество обычаев и традиций, которые соблюдаются до сих пор. Вот основные из них:

    Носить крестным вечерю. Многие готовят специальную кашу, которая называется кутья. Традиционно она варится из пшеницы, но в последнее время стали модными разные вариации (рис, пшено, гречка). В кашу обязательно нужно добавить мед или варенье. Также можно положить орешки, сухофрукты. Начинать трапезу нужно с этого блюда. Оно является главным на праздничном столе.

    Колядовать. Традиция пришла к нам с языческих времен, но прекрасно прижилась в нашей культуре. Колядующие переодеваются в веселые костюмы, из подручных материалов делают которая символизирует рождение Христа. Поют в основном только мальчики. А девочки желают добра хозяевам. Данное развлечение прекрасно подходит для детей и подростков. Кроме отличного настроения можно получить подарки и разные вкусности. Рождество для детей - праздник, когда исполняются мечты.

    Рождественские гадания. Церковь не поддерживает данные забавы. Но многие девушки ждут Святок, чтобы начать гадать. Считается, что в это время можно узнать будущее. Видов гадания огромное количество. Самыми популярными считаются предсказания судьбы по воску. Для этого необходимо растопить и вылить в холодную воду. По образовавшемуся рисунку растолковать послание.

    Ставить горящую свечу на окне. Эта традиция пришла к нам из прошлого века. По легенде, Мария и Иосиф долго бродили, прежде чем найти место, где у нее примут роды. Хозяева домов отказали им в ночлеге. Поэтому пришлось идти в хлев, где и появился на свет Иисус. Предание гласит, что в Сочельник на окне обязательно должна находиться зажжённая свеча как символ того, что хозяева с любовью готовы принять гостя.

Это лишь часть традиций, которых придерживаются христиане, но у каждой семьи обычаи свои, выработанные годами.

Коротко о главном

Для многих зимние праздники - самые любимые. Прекрасная погода, множество подарков, выходные - все это в комплексе дарит хорошее настроение. Основные торжества проходят на площадях городов. Концертные программы, шоу, аниматоры, народные гулянья - что может быть веселее?

Многие интересуются, каким должно быть поздравление с Новым годом и Рождеством. Все зависит от того, кому адресовано послание. Главное правило - чтобы слова исходили от души. Поздравления могут быть в стихах или прозе. Придумывать их лучше самостоятельно, но, если уж совсем не получается, можно сделать заказ автору.

О подарках лучше позаботиться заранее, в канун праздников купить что-то приличное невозможно. Огромный спрос порождает увеличение цен, это тоже нужно учитывать.

Праздники Новый год, Рождество - одни из самых любимых в России. Отмечают их ярко. Устраиваются народные гулянья, в каждом городе на площади украшают елку. Поздравления в эти дни должны быть искренними, от всей души. Подарки каждый волен выбирать на свой вкус, главное, чтобы они не были обидными.

Вряд ли что-то может быть более сказочным, чем атмосфера волшебства в Европе во время Рождества и Нового года. Даже взрослых она ненадолго окунает в сказку, заставляя вспомнить детство и стать немного счастливее и беззаботнее. Мы уверены, что лучший подарок, который вы можете сделать своим детям, семье и самому себе - это встретить Новый год в Европе.

Когда ехать

Дата рождества в Европе - 25 декабря. Новый год отмечается так же, как у нас, 1 января, но рождественские гуляния гораздо веселее и масштабнее. Так что если вы возьмете билеты на 22-24 декабря, то точно попадете в самый разгар праздника.

Если позволяет время, можно приехать примерно к середине декабря, когда открываются ярмарки и распродажи, чтобы проникнуться рождественской атмосферой.

Если новогодние выходные у вас начинаются только 29-30 декабря, переживать не стоит - масштабные рождественские ярмарки часто не закрываются до первых дней января, да и на сам новый год вас ожидают фейерверки, уличные гуляния и другие не менее интересные мероприятия.

Ярмарки

Главное развлечение, которое ждет вас в Европе в 2017 на Рождество - это ярмарки, лучший способ погрузиться в атмосферу чудес и приобрести интересные сувениры и подарки. Даже если вы не любите делать покупки, вас захватит этот водоворот веселья и предпраздничной суеты.

Ярмарки проходят в каждом европейском городе, но мы собрали для вас список самых интересных и знаменитых.

WeihnachtsZauber Gendarmenmarkt, Берлин, Германия

К концу декабря весь Берлин , сердце которой находится на площади Жандарменмаркт. Все украшено яркими огнями - особенно празднично смотрятся шатры с крыши Французского собора. Здесь царит атмосфера легкости и безделья - просто бродите и пейте глинтвейн, пробуйте традиционные имбирные пряники и покупайте удивительные сувениры ручной работы. Разбавить простые прогулки можно катанием на санках или коньках и поглощением всевозможной выпечки - особенно рекомендуем легендарные немецкие слоеные пироги Баумкухен.



Tallinna Jõuluturg, Таллин, Эстония

Таллинская ярмарка с каждым годом становится все более пышной. В центре Ратушной площади устанавливают богато украшенную елку, от которой во все стороны расходятся торговые ряды с сувенирами и лакомствами. Здесь можно купить куклы ручной работы, посуду с причудливой росписью и невероятно пахнущие можжевеловые подставки. Детей ждет знакомство с Йыулуваном - эстонским Дедом морозом. Особенно радует то, что в Эстонии многие говорят по-русски.



Marchés de Noël, Страсбург, Франция

У многих Франция не ассоциируется с волшебной рождественской атмосферой, но только до тех пор, пока речь не заходит о Страсбурге - столице Рождества. В кафе и ресторанах предлагают уникальное зимнее меню, в многочисленных ремесленных лавках продают не просто сувениры, а настоящие произведения искусства. Центр всего этого праздничного действа - торжества на площади Клебера, вокруг 30-метровой елки.



Christmas on Covent Garden, Лондон, Великобритания

Лондонская ярмарка захватывает весь город, но особенно ее дух чувствуется в районе Ковент-Гарден. Все магазины украшаются цветными огоньками, посетителей внутри угощают печеньями и вареньем. Особое развлечение - пудинговая гонка, в которой надо не только прийти к финишу первым, но и не уронить при этом традиционный рождественский пудинг.



Главная ярмарка на Староместской площади, Прага, Чехия

Близкая к нам Чехия - популярное место для празднования Нового года и Рождества. Ярмарки здесь открыты во всех районах, но именно на Староместской площади стоит самая высокая и богато украшенная елка. Вас ждет музыка, сувениры, рождественское печенье и катание по Старому городу в элегантны каретах. 1 января устраивается грандиозный салют, завершающий гуляния.



Отдых с детьми

Разумеется, если вы отправитесь на Новый год и Рождество в Европу с детьми, им понравится в любом выбранном вами городе. Однако несколько направлений считаются самыми «детскими» - впечатления от такой поездки точно сохранятся у вашего малыша на всю жизнь.

Финляндия

Рованиеми - это деревушка в Лапландии, где живет финский Санта-Клаус - Йоулупукки. Многие селят сюда и классического европейского Санту, так что место можно назвать универсальным.

Резиденция Санты - идеальное место для проведения Рождества с ребенком. Здесь вы сможете покататься на настоящих северных оленях, покормить малышей-оленят ягелем и даже лично пообщаться с Сантой и получить от него подарок. Кстати, взрослым все эти развлечения тоже доступны.

Кроме того, зимой в Рованиеми работают многочисленные аттракционы, а в расположенном рядом горнолыжном центре Оунасварра можно покататься на горных лыжах, сноуборде и санках.



Англия

Мы уже говорили об английской ярмарке, но если будете в Лондоне с детьми - обязательно посетите Гайд-парк. На время рождества его превращают в настоящий Диснейленд с огромными американскими горками, колесом обозрения, катком на тысячи людей и поездом «Санта-Экспресс». В цирке устраивают представления на рождественскую тематику. Платить нужно только за билеты на аттракционы - вход в сам парк и чудесное новогоднее настроение вы получаете бесплатно.

В России главный праздник - Новый год, а традиция празднования Рождества существенно пострадала в атеистическом Советском Союзе. Однако последние полтора десятка лет празднуем и Рождество. Русскому человеку праздника и веселья много не бывает!

Большой праздник 1-го января


Большинство стран пышно отмечают Рождество 25-го декабря. Но в России празднуют Новый Год 1-го января. Почему?

Для начала царь Пётр I приказал перенести праздник и календарное начало года с 1-го сентября на 1-вое января, чтобы всё было как на Западе. В 1897-м году начало нового года официально объявили праздником, а первый день официально стал выходным. В 2004-м году выходными объявлены дни по 5-тое января. Мы отдыхаем целых десять дней потому, что к ним добавляются суббота, воскресенье и Рождество.

Но все наши новогодние традиции, вроде ёлки и вкусного ужина, в большинстве стран присущи Рождеству. А мы больше любим Новый год. Виной тому реформа 1918-го года - большевикам не нравилась религиозная подоплека праздника. А 7-го января, а не в конце декабря, как в католических странах, потому, что власти приняли грегорианский календарь, а у церкви остался юлианский.

Богатый новогодний стол


В России принято встречать Новый год в кругу семьи или друзей. Близкие люди собираются вместе вечером 31-го декабря, чтобы проводить Старый год и встретить Новый. И собираются не просто так, а за накрытым столом, уставленным всевозможными праздничными блюдами.

Для начала обычно вспоминают, что было в уходящем году - хорошего или, наоборот, плохого. Рассказывают, что произошло в жизни важного и желают друг другу счастья. И разумеется, не забывают воздавать должное вкусностям и алкогольным напиткам, которых в большинстве семей и компаний принято закупать очень много.

Традиционные для русского новогоднего стола блюда - салаты «Оливье» и «сельдь под шубой». А самый «новогодний» фрукт - мандарины. Эти блюда стали обязательными ещё в советское время. Кроме того, обычно готовят ещё много затейливых трудоёмких блюд, некоторые из них можно попробовать не чаще раза в год.

Шампанское - самый новогодний напиток


Считается, что традиция пить шампанское на Новый год появилась в 1960-х годах - власти решили обеспечить каждую советскую семью минимум одной бутылкой Советского же шампанского на праздник. Традиция прижилась, и немудрено: цвет напитка, искрящиеся пузырьки в бокале, вылетающая из бутылки пробка - всё это отлично сочетается с бурлящей радостью праздника.

Бокал шампанского обязательно выпивают с боем курантов. Не забудьте загадать желание!

Новогодняя ёлка


Традиция украшать какое-либо дерево к особому, праздничному дню пришла из глубины веков. А украшать на Новый Год или Рождество именно ель - это уже христианская традиция. По легенде, святой монах Бонифаций пытался обратить в христианство друидов и читал проповедь о чудесах, в частности, пытался убедить язычников, что дуб - вовсе не священное дерево. Святой взял топор и срубил один дуб, а тот, падая, повалил все деревья на своём пути. Уцелела только ель, и Бонифаций нарёк её деревом Христа.

К нам традиция украшать ель пришла из католичества. Сначала на неё вешали плоды, потом добавились свечи, но для хрупких веток всё это было слишком тяжело, и на смену постепенно пришли стеклянные шары и гирлянды.

Теперь представить Новый Год без ёлки невозможно - она стала одним из важнейших символов праздника. Именно под ней дети находят подарки в первое утро наступившего года. Кстати, подарки - ещё одна важнейшая традиция. Если ещё не приготовили их для всех дорогих людей, то самое время начинать.

Пирожки с пожеланиями


Во многих семьях принято для новогоднего стола печь специальные пирожки с пожеланиями: в пирожок заворачивается кусочек бумаги в фольге, на котором написано приятное пожелание. Желать можно чего угодно - на помощь придёт фантазия.

Вместо пожелания бывает и сюрприз. Например, в один пирожок из большой партии кладут монетку, один пекут сильно солёным, и ещё один - очень сладким. Тот, кто вытянет под бой курантов пирожок с монеткой, в этом году станет богатым. Солёный пирожок символизирует трудности и испытания, сладкий - «сладкую» жизнь.

Кстати, это может быть не только пирожок. В некоторых семьях на Новый Год стряпают пельмени, среди которых «счастливец» вытянет переперченный пельмень. Того, кому такой достанется, в Новом Году ждёт удача.

Снежинки на окнах


Снежинки на окнах не встретишь за пределами России и других стран бывшего Советского Союза. Наши снежинки - особенные. Мы сами вырезаем их из бумаги, сами наклеиваем на окна, чтобы атмосфера в доме стала ещё более праздничной.

Кстати, можно делать снежинки даже с символами года - для наступающего 2015-го это коза или овца. В интернете легко найти трафареты.

Обращение Президента


Нельзя сказать, что новогоднее обращение к народу главы государства существует только в России - в других странах это тоже обычное дело. Тем не менее, в России к напутственной президентской речи относятся с особым вниманием. 31-го декабря в 23.55 по нескольким каналам глава страны обращается к гражданам с речью, где обычно подводит итоги года.

После Кремлёвские куранты отбивают 12 ударов, знаменующих начало нового года. Затем играет государственный гимн страны, а во всех домах и ресторанах люди поднимают бокалы с шампанским, «чокаются», поздравляют друг друга. Вот так и наступает Новый Год.

Дед Мороз и Снегурочка


Дед Мороз - главный персонаж Нового Года, добрый волшебный старик с белой бородой в красной, белой или голубой шубе и валенках. Ездит Дед Мороз на тройке лошадей, а помогает ему внучка Снегурочка.

Изначально Дед Мороз бы могучим языческим богом и олицетворением русских морозов. Он сковывал воду льдом, засыпал землю снегом, а также защищал от недругов - если на Русь нападали, то насылал страшные холода, совладать с которыми пришлые не могли.

Под влиянием христианства Дед «разозлился» и стал просто злым и взбалмошным духом. «Вернули» его опять-таки большевики в качестве символа праздника, и с 1930-х годов представить Новый Год без Дедушки Мороза уже нельзя. Кстати, у него есть официальная резиденция в Великом Устюге, собственная почта и день рождения 18-го ноября - по статистике, примерно тогда в Великом Устюге наступают самые сильные морозы.

Снегурочка сопровождает Деда Мороза с 1937-го года. Истоки её образа также лежат в языческой мифологии. Такая Снежная Девушка - эксклюзивный российский персонаж.

Старый Новый Год


И ещё одна особенность, присущая только России и странам СНГ - Старый Новый год. Этот забавный оксюморон и удивительная традиция появились из-за различий в юлианском и грегорианском календаре. Церковь продолжает пользоваться юлианским календарём, и новый год наступает «по старому стилю», так что выпадает на Рождественский пост.

А в России праздники любят. Так что после указа Петра I русские с радостью начали отмечать светский Новый год 1-го января, но и «церковный» праздник в январе не забыли, чтобы уж точно соблюсти все традиции. И прижилось - вот уже 300 лет мы отмечаем оба праздника.

Рождественские традиции

Рождественская всенощная служба


Православные христиане отмечают Рождество 7-го января, а 6-е число - это Сочельник (от слова «сочиво» - особая каша из пшеничных зёрен и сока семян). Сочельник - последний день Рождественского поста (который в России соблюдается редко, потому что его середина как раз приходится на Новый Год) и канун Рождества Христова.

В ночь с 6-го на 7-мое января во всех православных церквях России служат Всенощную службу. Начинается она вечером и длится примерно три часа. Потом служат литургию, и сразу после неё наступает Рождество. Люди поздравляют друг друга и идут домой - говеть. Утром 7-го января служат ещё одну литургию.

Рождественские гадания


В Рождественскую ночь у русских девушек принято гадать: языческая традиция сохранилась и до наших дней. Считается, что в эту особую ночь можно точно узнать свою судьбу и узнать, когда и за кого выйдешь замуж, какой будет жизнь и прочее. В некоторых источниках говорится, что гадать надо не в Рождество, а в Сочельник.

Гадания - занятие интересное, весёлое, но порой и жутковатое. Чего стоит одно только гадание с зеркалами на суженого! В рождественскую ночь надо сесть между двумя зеркалами, зажечь свечу и вглядываться в «коридор отражений», откуда должен прийти жених. В старину такое гадание считалось опасным - якобы из коридора может появиться нечто злое. Скажете, ерунда, совсем не страшно? А вы попробуйте. Гадающая должна находиться в доме одна, никаких подруг в соседней комнате. Молодым людям тоже можно так гадать на будущую жену.

Не стоит относиться к рождественским гаданиям серьёзно, конечно. Но это определённо отличный способ весело провести время и отметить Рождество, особенно для девушек: есть и коллективные гадания, обычно сопровождающиеся шутками и смехом.

Рождественский стол


В Рождество принято накрывать особый стол, который сильно отличается от новогоднего. В Сочельник нужно приготовить сочиво. Принимать пищу в этот день нельзя, пока на небе не появится первая звезда.

Также на Рождество пекут облатки - тонкие круглые ломтики пресного теста. Их кладут на чистое сено на середину стола. Облатка символизирует младенца Христа в яслях. Во время ужина следует преломить облатку с сотрапезниками и пожелать им всего самого доброго от всего сердца.

Сначала едят сочиво. Затем подают сытные закуски вроде салатов и сельди. Потом - суп и пирожки. А в конце трапезы на стол выставляют сладкие блюда - медовые пряники, маковые рулеты, орехи, кисели, печенье.

Важно отведать каждого блюда, хотя бы немного. И да - никакого алкоголя, мяса, молока или сметаны. Если же приходит гость, то его надо непременно пригласить за стол - в Рождество принято кормить всех. Некоторые также подкармливают птиц и бездомных животных.

Колядки - рождественские гулянья


Сейчас колядуют довольно редко, особенно в больших городах, но раньше это был весёлый и любимый всеми период, наступавший сразу после Рождества и длящийся до Крещения. Называется он Святки. В это время раньше наряжались в разные костюмы, устраивали на улицах весёлые игры, пели, водили хороводы и поздравляли всех с тем, что зима наконец-то пошла на убыль и дело идёт к весне.

Колядки были потехой, гуляниями. Люди катались с горок и устраивали обильные застолья. Впрочем, ничто нам не мешает вернуть традицию и веселиться от души в последние дни новогодних каникул.

Особые рождественские украшения


Рождественские украшения схожи с новогодними, но есть и отличия. Например, в Рождество расставляют по всему дому свечи, развешивают звёздочки и венки, украшают дом изображениями и фигурками ангелов. По сути, можно просто дополнить новогоднее убранство дома. Гирлянды лучше убрать - свечей будет достаточно.

Традиционно рождественскими цветами считаются красный и золотой. Чем их больше, тем праздничнее будет атмосфера.

Рождественский пост


Рождественский пост длится с 28-го ноября по 6-е января. В этот период следует воздержаться от обильной пищи, исключить из рациона мясо, молочные продукты и яйца. Правда, ввиду того, что пост приходится как раз на Новый Год, удержаться сложно.

Но если вы всё же хотите прикоснуться к этому таинству, имейте ввиду: пост - это не только воздержание от определённой пищи. Иоанн Златоуст говорил, что «истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».

Это правда. Праздники, в особенности Новый Год и Рождество - это возможность стать добрее, больше радоваться жизни и простить все старые обиды. Это возможность начать жизнь с новой страницы. В том и состоит самая главная традиция. Будьте добрее, и хороших вам праздников! С наступающим!

Рождество Христово считается одним из главных праздников христиан. Католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные - 7 января по новому стилю. Несоответствие в дате празднования связано с системой летоисчисления по Григорианскому и Юлианскому календарю.

В Палестине 2000 лет тому назад был получен приказ из Рима - переписать всех жителей. Каждый к назначенному дню переписи должен был явиться в город, откуда начался его род. Поэтому Иосиф, посадив Марию на осла, отправился с ней в Вифлеем. Дорога была дальней, и они устали. А в городе, куда к этому времени уже собралось очень много людей, все дома были заняты. И Иосиф отвел Марию в пещеру, где зимой пастухи загоняли скот от непогоды. В это самое время, в 5508 году от сотворения мира, и настал час для рождения у Марии сына. Дева Мария, которую с этого времени стали называть Богородицей, родила младенца без мук и страданий, сама спеленала его и уложила в ясли - кормушку для овец. Так свершилось великое событие для человечества - рождение сына Божьего Иисуса Христа.

Первыми об этом узнали пастухи, которые получили известие от Ангела. И пастухи поспешили поклониться Богомладенцу. В это же время к младенцу отправились и волхвы (древние мудрецы, изучающие звезды). Они увидели, как на небе появилась новая необычная звезда, и поняли, что ожидаемый Мессия родился. Волхвы, шедшие за чудесной звездой, которая указывала им путь, принесли младенцу дары: золото, ладан и смирну, что имело символический смысл. Золото было принесено как Царю, ладан как Богу, а смирну - масло, которым в те далекие времена осуществляли обряд помазания умерших, как человеку, который должен будет умереть.

В это время Царь Ирод, который боялся того, что новоявленный Богомладенец будет потом претендовать на царский престол, ибо сам Царь не был иудеем, приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков в возрасте до двух лет. Он рассчитывал, что среди убитых будет и Сын Божий. Было погублено 14 тысяч младенцев, которых и считают первыми мучениками, принявшими мучения за Иисуса Христа. Отсюда и пошло название Святок, которые длятся 12 дней с 7 по 18 января. Первая неделя называется святой, а вторая, в память об убиенных теми страшными вечерами, младенцах.

Праздник Рождества Христова впервые был введен в 4 веке Константинопольской Церковью, а потом распространился по всему православному миру. Цель его установления - воспоминание и прославление рождения Господа по плоти от Пресвятой Девы. На Руси традиция празднования Рождества появилась в X веке, после принятия христианства. Рождество, как и многие другие праздники в то время, впитало в себя традиции и христианские и языческие.

Празднованию Рождества Христова предшествует сорокадневный Рожественский пост, который начался в этом году 15 ноября по старому или 28 ноября по новому стилю. Заканчивается пост всегда 6 января Сочельником. По монастырскому Уставу в этот день полагалось вкушать обрядовое, ритуальное, постное блюдо сочиво - размоченные и разваренные зерна пшеницы или риса, чаще с медом, а также бобы, горох и овощи. От этих блюда и происходит название праздника. Пищу и питье нельзя было употреблять до первой звезды, символизировавшей собой Вифлеемскую звезду, которая некогда привела волхвов к колыбели младенца Христа.

Очень большое значение в рождественский сочельник у славян придавалось ужину, который должен был быть обязательно семейным. Стол в старину посыпали сеном, стелили скатерть, в центре стола ставили блюдо с сочивом, а вокруг - другие блюда, которых должно было быть ровно двенадцать (по числу апостолов). Кроме сочива на праздничном русском столе были блины, заливное, рыба, студень, молочный поросенок или бараний бок с кашей, жаркое, окорок, буженина, домашняя колбаса, гусь или утка с антоновскими яблоками, утка с капустой, пироги и медовые пряники, колядки, взвары и другие блюда, с учетом возможностей семьи.

В храмах в эти праздничные вечерние часы шло торжественное богослужение. Несмотря на церковное происхождение праздника, на Святки в России испокон веков было принято колядовать: рядиться, устраивать веселые игры, ходить по домам, будить спящих, поздравлять всех встречных с поворотом солнца на лето, а позже, после принятия христианства, с Рождеством, шутить и петь песни. Когда колядующих приглашали зайти в дом, они говорили: «Бог, благослови дом и все, что в нем, - скот, камни и дерево! Пусть все в нем будет в изобилии!» По обычаю требовалось одарить пришедших гостинцами и угощениями. Заканчивались колядки всеобщей потехой, катанием с горок и общим пиром.

Слово Коляды имеет языческое происхождение. Коляда символизировал поклонение Солнцу, дарующему плодородие и радость. До нас дошло великое множество праздничных песен-колядок. В их сюжетах отражается вся многовековая история этого праздника. В песнях-колядках пели о явлениях природы - солнце и месяце, желали друг другу богатого урожая и счастливых браков. Были колядки, рассказывающие о рождении Младенца Христа, о волхвах и об Ироде, а также славящие известных князей и народных героев... Но все они объединены одной целью: подарить хорошее настроение всем, напомнить им о великом празднике и вселить в каждого надежду на лучшее будущее.

В рождественский вечер было принято разжигать костры. Эта традиция у славян, как и у других народов, связывалась с представлениями о возрождении Солнца и начале нового солнечного года, о победе света над тьмой, а также с культом усопших предков. Именно в эту ночь, перед Рождеством, по народным поверьям, господствовали две силы: добра и зла. И каждый человек сам решал, которую из двух выбрать. Добрая сила зазывала колядовать и прославлять рождение Христа за праздничным столом, а злая собирала на шабаш ведьм.

Считается, что именно в "святые" дни можно наиболее точно предсказать будущее. Святочные гадания разнообразны и многочисленны и передавались из рода в род. Святочные гадания проводились в разное время суток: одни - вечером, другие - в полночь, третьи - когда готовятся ко сну. Участницы гаданий снимали с себя нательные кресты, все обереги, распускали волосы, развязывали все завязки и узлы на одежде: все это должно было помочь общаться с духами умерших.

Когда гадали девушки, их, как правило, интересовало, прежде всего, выйдут ли они в следующем году замуж или останутся «в девках», будут ли богаты или бедны. Поэтому очень многие гадания связаны с поисками суженого. Сегодня святочные гадания чаще всего не воспринимается всерьез. Тем не менее, если девушка желала узнать свою судьбу по-настоящему, без обмана то она должна была решиться на общение с потусторонним миром, а такие встречи, как считалось, могли закончиться и смертью.

В день Сочельника было принято всем враждующим мириться. А в Рождественские дни наши предки старались особенно заботиться о немощных и нуждающихся. Например, царь Алексей Михайлович, накануне Рождества с раннего утра тайно ходил по тюрьмам и богадельням и раздавал щедрую милостыню.

Праздник Рождества Христова сливается со встречей Нового года. История празднования Нового года насчитывает около 25 веков. По мнению ученых, впервые этот обычай родился в Месопотамии в конце IV тысячелетия до нашей эры.

Древние народы праздновали Новый год в марте. И только в 46 году до нашей эры римский император Юлий Цезарь утвердил начало каждого нового года на 1 января. С тех пор и по сей день, все европейские народы встречают Новый год 1 января. В России с введением Христианства летоисчисление начинали или с марта, или со дня святой Пасхи. В 1492 году князь Иоанн Васильевич III утвердил - считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября, когда собиралась дань, пошлины и различные оброки. В 1698 году последний раз был отпразднован Новый год в сентябре. Петр I , взойдя на престол, изменил и летоисчисление, и способы празднования Нового года.

Начиная с 1700 года и по настоящее время на Руси, летоисчисление начинается от Рождества Христова, а не ото дня сотворения мира. Петр Великий издал указ о том, что Новый год отныне считать с 1 января, а не с 1 сентября и велел в дни празднования «перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».

В Европе есть примета - не ставить ель в доме раньше сочельника. Считалось, что елка со свечами и украшениями - символ духовного света и благодати Божьей. Кроме убранства ели, там принято украшать и сам дом новогодними композициям и электрическими гирляндами. Украшения оставляют до Крещения или Масленицы, а потом выбрасываются или сжигают, потому что оставлять украшения на следующий год считается дурной приметой.

Существует традиция, когда часы в Рождество пробьют двенадцать раз, то глава семьи должен открыть окно или дверь, чтобы впустить в дом Рождество. И пусть в Ваш дом вместе с этим светлым праздником войдут счастье и благополучие, доброта и милосердие, забота и любовь к ближнему, терпение и мудрость. И все это поможет нам всем вместе прожить грядущий год в более счастливом и добром мире! С Новым Годом Вас и Рождеством, дорогие наши читатели!

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?