Конспект нод по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. тема: «что там видно за окошком. Конспект НОД по изодеятельности в старшей группе «Морозные узоры

Наталия Грубош
Конспект НОД по изобразительной деятельности (рисование) «Осень в лесу»

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Вид детской деятельности: Изобразительная деятельность (рисование).

Возрастная группа: старшая

Тема: "Осень в лесу"

Форма НОД: творческая мастерская

Форма организации детей: групповая (фронтальная)

Учебно-методический комплект: ПООП ДО "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Веракса

Задачи приоритетной образовательной области:

Обучения: -упражнять детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдений за осенней природой, передавать колорит осени в разных периодах осени;

Продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка - располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше, заполнять изображением весь лист бумаги.

Развития: - развивать познавательную активность детей, стремление к овладению знаниями и способами действия, умение делать волевые усилия для достижения поставленной цели;

Продолжать формировать сенсорные способности;

Обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их изображения.

Воспитания: - продолжать воспитывать у детей интерес к рисованию;

Создать условия для воспитания культуры деятельности;

Самостоятельно наводить порядок на своем рабочем месте;

Возможность использования готовых детских работ в повседневной жизни.

Ход НОД:

Психологический настрой на ООД:

Обращаюсь к детям, стараясь привлечь их внимание.

Ребята, послушайте мелодию и расскажите, что вы представили, когда ее слушали. (Звучит пьеса П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь».

Выслушиваю ответы детей.

1. Мотивационно – побудительный этап («хочу»)

Да, мне тоже кажется, что эта мелодия о красоте осенней природы.

Что вы представили: лес, парк или свой двор?

Что можно увидеть в осеннем лесу?

Не хотели бы вы сделать альбом своих рисунков о разных периодах осени, чтобы любоваться ими длинной морозной зимой?

2. Поисково – исследовательский этап («надо – могу»)

2.1. Совместная постановка цели и задач ООД («надо»)

Мне тоже этого очень хочется, и мы с вами отправимся в картинную галерею.

«У осени – характер нестабильный:

То ясный день, то тяжесть облаков,

То синева небес, то дождь обильный,

То тишина, то бешенство ветров.

Печально солнце льет остатки света

Среди внезапной, зыбкой тишины…

Осенняя палитра многоцветна, -

В ней не хватает только белизны».

Поочередно дети вместе с воспитателем рассматривают репродукции картин разных периодов осени.

Как выглядят деревья в период ранней осени? Как выглядит трава? Как выглядят деревья и трава в середине осени? В период поздней осени?

Как выглядит небо в разную погоду – в ясный день, в пасмурный день, во время дождя?

Занимайте свои места в нашей художественной мастерской (дети садятся за столы).

2.2 Актуализация знаний детей

Вспомните, как надо рисовать деревья разных пород, какие части есть у всех деревьев, какие есть характерные особенности у березы, дуба, ивы?

Какого цвета листья на деревьях осенью, каким способом их надо рисовать?

Как называется явление в природе, когда листья, оторвавшись от ветки дерева, кружатся ветром в воздухе?

Динамическая пауза

Хороводная игра «Листопад»

Дети выбирают себе листочек и называют, какой лист они выбрали по величине и по цвету. Дети бегают, взмахивают руками:

Листопад! Листопад! Действия выполняют дети с

Листья желтые летят! желтыми листьями. Кружатся красивые желтые листочки! Кружатся красивые Действия выполняют дети красные листочки! красными листьями. Сели! Уселись и замерли. Не шевелятся. Прилетел легкий ветерок, подул. Дуют. Поднялись листья, Разбежались. Разлетелись в разные стороны. Закружились, закружились! Кружатся. Листопад! Листопад! Листья по ветру летят!

Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые, то красные листья.

2.3. Сообщение нового знания

Сейчас я помою свою кисточку водой, наберу на нее коричневую краску и нарисую дуб в ветреный день. У дуба толстый могучий ствол, поэтому он стоит прямо, не наклоняясь, ветер качает только ветки, они все наклонены ветром в одну сторону; листья рисуются способом примакивания.

А сейчас вы будете сами рисовать свои рисунки, но сначала сделаем для пальчиков зарядку, чтобы они лучше трудились.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать:

Листья березы, листья осины,

Листики тополя, листья рябины,

Листики дуба мы соберем

Маме осенний букет принесем!

2.4 Собственная практическая деятельность детей («могу»)

А теперь сядьте прямо, выпрямите спину, закройте глаза и представьте, какой период осени вы будете изображать на своем рисунке.

Придвиньте к себе листы бумаги. На листах уже есть голубое небо и широкая полоса земли. Деревья нужно рисовать в разных местах – одни ближе, другие дальше. Постарайтесь нарисовать так, чтобы у вас весь лист был заполнен изображением.

Не забывайте о том, что кисточку нужно:

1) держать правильно, тремя пальцами;

2) промывать водой после работы с краской;

3) краску набирать немного, лишнюю убирать о край баночки;

4) осушить после работы;

5) поставить на подставку для кисточки.

Во время самостоятельной деятельности детей в процессе ООД использую следующие приемы индивидуальной работы: совет, напоминание, поощрение, общение по секрету, частичный показ на своем листе бумаги, прием пассивных движений, оказания помощи друг другу.

3. Рефлексивно – коррегирующий этап

По мере выполнения рисунка детьми, предлагаю разместить им свой рисунок на доске.

Можно ли догадаться по вашим рисункам, какой период осени изображен на каждом из них?.

Эти маленькие девочки и мальчики решили пойти в лес, им захотелось побывать в самых красивых уголках леса. Но лес большой, и они не знают, как найти эти места. Поставьте свою фигурку возле самого красивого места в лесу и рассказать своему мальчику или девочке, чем же оно так привлекательно (какие растут деревья, какой период осени нарисован, что еще интересного в этом месте).

Когда краски на рисунках высохнут, мы сделаем альбом об осени.

4. Побуждение детей к самостоятельной уборке своего рабочего места.

Публикации по теме:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по изобразительной деятельности: Декоративное рисование «Роспись дымковского петуха» в.

Цель: Учить передавать в рисовании задуманный объект, используя усвоенные ранее приемы. Задачи: Вызвать интерес к созданию выразительного.

Конспект занятия по изобразительной деятельности (рисование) в средней группе «Красивый букет всем женщинам в детском саду» Программное содержание: 1. Изобразительные задачи: -развивать умение создавать изображения одних и тех же предметов по-разному, вариативными.

Пиминова Ольга Ивановна, воспитатель высшей квалификационной категории, МАДОУ «Детский сад №50» г. Перми Конспект занятия по изобразительной.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Путешествие в Осень» (старше-подготовительная группа) КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕНЬ» Старше-подготовительная группа Цель: развитие творчества детей.

«Золотая хохлома»

Программное содержание:

Познакомить с росписью на изделиях Хохломы;

Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту;

Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;

Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;

Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

Формировать знания об особенностях росписи игрушек, посуды и других промыслов.

Оборудование: изделия (репродукции изделий) Хохломы, Гжели, Дымки; листы тонированной бумаги жёлтого и черного цветов (силуэты посуды), акварель (гуашь) красного, желтого, черного, зеленого цветов, кисти, баночки.

Ход занятия:

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я.

Посмотрите, ребята, на эти изделия. Какие из них вам знакомы? Как они называются? (дымковские и гжельские изделия)

Разделите их по группам. Рассмотрите внимательно, найдите похожие. Покажите, какие изделия можно объединить в отдельную группу. Рассмотрим незнакомые нам изделия (Хохломские). Что общего у них, что их объединяет? (эти изделия сделаны из дерева, одинаковые узоры: ягоды, листья, декоративные цветы, «травка», веточки). Что отличает от изделий других групп? (хохломские изделия сделаны из дерева, а остальныеиз глины и фарфора.Хохломские - на черном и желтом фонах узорами украшены, а дымковские и гжельскиена белом фоне)

Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!

Нарисованы на них травы, листья, цветы, листья, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Как же появилось это диво дивное - «золотая хохлома»?

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

Кто скажет мне, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (ягоды, листья, завитки).

Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем учиться рисовать такие узоры.

Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый)

Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке изображают ягоды и листья (листья можно нарисовать концом кисти, примакиванием, а ягоды - тоже концом кисти или приемом тычка). Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки – линиями (дугообразными). И получится гирлянда.

Я вижу вы устали. Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем

Физкультминутка.

(следуя словам выполняем движения)

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Молодцы! Присаживайтесь!

Ребята, посмотрите. У меня здесь есть посуда: миски, ложки, вазы. У этой посуды золотой - желтый фон, черный фон.

Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и украсите изделия узорами.

Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).

Работа детей.

А теперь посмотрите на эти изделия и скажите, какое настроение вызывает хохломская посуда?

Выберите и покажите самую красивую ложку. Расскажите о ней: какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта ложка лучше других.

Теперь покажите самую красивую миску, вазу?

Ребята, посмотрите, теперь наша выставка пополнилась хохломскими изделиями.

А теперь послушайте стихотворение о Хохломе:

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входит в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы.

« Белая береза- символ России».


Программное содержание:
Сохранить и передать детям культурное наследие предков. Дать знания о символе славянского культа России- берёзе. Познакомить детей с обычаями и обрядами, ритуалами,связанными с березой. Приобщать детей к Русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности.

Материал: Берёзка, аудиозаписи, светец и лучина, спички, емкость с водой, веник березовый, туески, береста, березовый сок, разноцветные ленточки и бусы.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель : Сегодня в гостях у нас березка, мы будем веселиться вокруг березки, стихи читать, хороводы водить.

Берёза моя берёзонька,

Берёза моя белая, берёза кудрявая,

Стоишь ты, берёзонька, посередь долинушки,

На тебе, берёзонька, листья зеленые.

Под тобой, берёзонька, трава шелковая.

Близ тебя, берёзонька,

Красны девушки хоровод водят.

(Дети водят хоровод « Во поле берёза стояла »).

Воспитатель : Только мы развеселились, а тут дождь пошел.

(звучит музыка дождя).

Дождик,дождик, убывай,

Будет славный урожай:

В поле лен и бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В саду мак и сирень,

В огороде зелен хмель!

Радуга-дуга, радуга- дуга

Отворяй ворота- перекинься на луга,

Ключиком- замочком, коромыслом –колесом,

Шелковым платочком- золотистым мостом!

Воспитатель : а сейчас мы поговорим о нашей родной, русской берёзе. Берёза- символ России,олицетворяющий, выражающий чистоту, красоту родной земли. В старые времена, да и сейчас, начиная с 14 апреля, люди собирали берёзовый сок и поили им больных и немощных, очищали кровь, лечили желудочные заболевания. Берёза становилась центром многих русских праздников, гуляний, обрядов. Именно про это дерево сложена загадка:

С одного дерева, да четыре угодья:

Первое- от темной ночи свет.

Второе – некопаный колодец.

Третье- старому здоровье.

Четвертое- разбитому связь.

В старину, когда не было электричества, линий электропередач, лампочек, долгое время изба освещалась лучиной. При ее свете женщины и девушки пряли в долгие зимнее вечера, пели песни, слушали сказки. Теперь такое освещение, при котором все становилось таинственным и чудесным,ушло в прошлое. Дети, мы с вами тоже попробуем посидеть при лучине в зимние темные дни. Лучину вставляли в светец, под светцом всегда стояло корытце, туда падали обгоревшие кусочки и гасли в воде – можно было не боятся пожара в деревянной избе.

Посмотрите, как это было(зажигаю лучину, помещаю ее в светец, ставлю емкость с водой).

А это вторая отгадка – сок из « некопаного колодца». А почему так говорят – некопаный? Правильно, ведь сок у берёзы собирают, причем так, чтобы не нанести вред берёзе. Его и сейчас пьют, чтобы не болеть. Из молодых берёзовых листьев готовили витаминный напиток. Сейчас я вас угощу таким напитком (дети и гости угощаются чаем или приготовленным соком).

А это что?(показываю на берёзовый веник). Русская баня всегда была полезна и молодым, и старым, а какая баня без берёзового веника. Все хвори вылечит, душу радует, тело молодит. Незаменим в бане березовый веник, его предварительно распаривают в горячей воде. А потом парятся- хлещут себя веником, водой, в которой распаривали веник, прополаскивают волосы, чтобы стали легкими и шелковистыми. Ребята, сходите в баню со своими мамами и папами, потом расскажите о своих впечатлениях. Я вам сейчас покажу как нужно пользоваться веником(тихонько похлопываю детей). А сейчас мы пока уберем веник, оставим его до бани. На столе у нас еще одна отгадка. Почему в загадке говорится -разбитому связь? Правильно, с помощью бересты можно связать, отремонтировать разбитое или сделать новую емкость для ягод, грибов, напитков- легкую и небьющуюся посуду. Вот посмотрите, какие есть у нас в избе туески, вазочки для хранения сыпучих продуктов- соли, чая, круп. Чтобы их сделать, нужно приложить много старания и терпения.

Вот видите ребята, сколько в берёзе тайн хранится. И одно из них то, что хороша она в любое время года, а особенно весной и ранней осенью (показ иллюстраций). Как можно сказать об осенней берёзе (золотое платье, солнечная одежда).А весной береза похожа на девицу, с молодыми нежными листьями, висячими сережками. очень много есть песен, в которых славят красоту берёзы, ее сравнивают с красотой юной девушки, которая в песне называется Берёзкиной сестрицей. Послушайте стихотворение- под тихую спокойную музыку.

Ельня, Ельня берёзонька,

Ельня, Ельня кудревата,

Кудревата, беловата.

Похотел пан жениться,

На душе красной девице,

На берёзовой сестрице…

Раньше, в давние времена, когда наши бабушки и дедушки были совсем молодыми, существовал такой обычай- завивать ветки берёзы, либо сплетать их между собой, пригибая их к земле, приплетая к цветущим травам. При этом загадывали желания, загадывали о своей судьбе.

Одну берёзку срубали, Приносили домой, наряжали в лучшую одежду, украшали платками, бусами, лентами, которые снимали с себя. Нарядив берёзу, называли «гостенькой» , « цветком», «кумушкой». Сейчас мы с вами повторим этот обычай, обряд. Нарядим нашу берёзку. Дети снимают с себя бусы, ленты, надевают на берёзку.

Встанем в хоровод вокруг берёзки:

Встанем в хоровод вокруг берёзки.

Берёзонька весёленька,

Кудрявенькая, зелененькая,

Кудрявенькая, зелененькая,

Завивайся-ка да во весь год.

Нам весёлым быть да весь год!

Дети, когда люди наряжали берёзку, они говорили друг другу хорошие, добрые слова, хвалили друг друга, говорили о своей любви, о том, кто кому нравится. Давайте подружимся, чтобы никогда не ругаться, не обижаться, не ссорится.

(хором, стоя в парах, дети произносят слова).

Ай, кумушки- голубушки

Подруженьки мои

Кумитеся, любитеся,

Любите меня,

Пойдите во зеленый сад,

Возьмите меня,

Завьем венки на все деньки,

На все праздники!

Природа России

Цель . Закрепить знание детей о названии страны, ее природе. Познакомить с географической картой, учить «читать» ее. Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.

Наглядный материал . Физическая карта России. Иллюстрации с изображением лесов, рек, морей, гор; различных животных, населяющих леса России.

Ход занятия .

Воспитатель вывешивает на доску физическую карту России.

Ребята, кто-нибудь из вас знает, что это такое? (Предположение детей ). Это карта. У нас в группе висит карта Белгородской области. А сегодня я вам принесла карту нашей страны. Как называется страна, где мы живем? (Россия ) Размеры на карте уменьшены в сотни тысяч раз. Карта может многое рассказать о разных странах.

На этой карте изображена не только Россия, но и другие страны. А как можно узнать, где какая страна? (Предложение детей .) Можно прочитать название и найти границу. Между всеми странами обязательно проходит граница. Я сейчас указкой проведу по границе России, и вы увидите, какую территорию занимает наша страна. (Обводит границу России указкой, а затем предлагает это сделать двум-трем детям .) Большую территорию занимает наша страна? Я обведу границы других стран, которые находятся рядом с Россией, и вы увидите, насколько территории других стран меньше России. (Обводит границы Польши, Румынии, Чехословакии и др .)

Итак, карта нам рассказала, что наша страна очень большая, можно даже сказать огромная. А что еще может рассказать карта?

Посмотрите, что обозначают вот эти кружочки? (Предложение детей .) Это города. Посмотрите, сколько много городов в России. Назовите, какие вы знаете, города, и мы попробуем найти их на карте. (Дети называют города, и воспитатель показывает их на карте. ) Давайте вместе с вами прочитаем названия еще нескольких городов. (Предлагает тем, кто умеет читать, выйти и прочитать названия городов или сам показывает и читает названия разных городов России.Затем выставляет на стенд иллюстрации с изображением видов разных русских городов. ) Карта нам рассказала, что в России очень много городов.

Что же еще может рассказать карта? Что вы видите на карте? Что это синие волнистые линии, которых очень много? (Предложение детей .) Это реки. Рек в России тоже много. Какие реки вы знаете? (Оскол,Москва река, Волга и др .) Название рек тоже написаны на карте. (Читает название самых известных рек и показывает на карте, проводя указкой от истока до устья реки, - Волга, Лена, Енисей и др . Выставляет на стенд иллюстрации с изображением рек. )

А что обозначают голубые пятна? (Показывает моря ) Да, это моря и озера. Покажите, где вы видите моря? (Вызывает нескольких детей и предлагает им показать моря и вместе с ними читает названия морей. Обращает внимание детей на то, что еще есть и океаны, они больше морей. Выставляет на стенд иллюстрации с изображением моря. )

Посмотрите, какого цвета на карте очень много? (Зеленого. ) А как вы думаете, что обозначает зеленый цвет? (Предположения детей .) Да, зеленый цвет – это лес. Посмотрите, как много лесов в России. (Выставляет иллюстрации с изображением леса .) В России самый огромный лес на земле – тайга . Повторите это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально. )

А что дают леса? (Ответы детей .) Лес – это дерево, из которого делают огромное количество разных предметов; бумагу, на которой печатают книги, из которой делают тетради, альбомы и многое другое. В лесу растут ягоды, грибы, живут различные животные. Помните, мы с вами говорили, что хлеб - богатство России. Но хлеб – это богатство, которое человек добывает своими руками. А лес – это природное богатство, его много, но к нему нужно относится очень бережно.

Еще, какой цвет вы видите на карте? (Коричневый ) А что он обозначает? Да, это горы. У гор тоже есть названия, давайте прочитаем некоторые из них. (Предлагает кому-нибудь из детей показать горы и читает названия – Уральские горы, Кавказские горы и др .) А что дают горы? (Предложение детей .) В горах добывают полезные ископаемые. Значками на карте обозначено, где какие полезные ископаемые добывают. А что такое полезные ископаемые? (Предложения детей .) Это то, что находится в земле и что очень нужно человеку для жизни. Например, уголь, различная руда, которые нам необходимы для изготовления металлов; золото, алмазы, которые составляют богатство страны.

И еще на карте вы видите темно-желтый и желтый цвет. Это степи и пустыни. В степи растительность очень бедная – трава и низкорослые кустарники, а в пустыне только один песок. (Выставляет иллюстрации с изображением степи .)

Вот мы с вами и рассмотрели карту нашей страны. Что же она вам рассказала о России, что мы с вами по карте прочитали? (Ответы детей )

Воспитатель, показывая на иллюстрации, выставленные на стенде по ходу занятия, подводит итог.

Наша страна Россия – очень большая. В России много городов. Природа России очень разнообразная – много рек, морей, лесов. Есть горы, степи. В России добывают много разных полезных ископаемых.

Писатель С. Баруздин написал книгу, которая называется «Страна, где мы живем». Я вам сейчас прочитаю одну главу из этой книги. В ней рассказывается о том, как мальчик Дима с писателем Баруздиным летал на самолете над Россией. Они пролетали над Сибирью и Дальним Востоком. Это вот здесь. (Показывает на карте Сибирь и Дальний Восток. ) Глава называется:

САМАЯ БОЛЬШАЯ, САМАЯ БОГАТАЯ

Сибирь и Дальний Восток – самая большая, самая богатая у нас в стране земля, больше всей Америки, - объяснял я.

Много часов мы летели над Сибирью и Дальним Востоком. И такое видели, что Дима только успевал задавать вопросы:

А это какая река?

Пришлось мне назвать все реки, над которыми мы пролетели: и Обь, и Иртыш, и Ангару, и Енисей, и Лену.

… Много городов в Сибири и на Дальнем Востоке. Много старых, а много и новых: Братск, Ангарск, Амур, Солнечный, Мирный, Находка. В глухой тайге растут все новые и новые города и заводы.

… На самых больших сибирских реках строятся мощные электростанции. Плывут по рекам пароходы. Буксиры тянут плоты с лесом.

На озере Байкал, которое не меньше моря, люди ловят чудесную рыбу – омуля, а на бескрайних землях Сибири комбайны убирают богатый урожай.

На севере Сибири добывают алмазы, а смелые охотники чукчи охотятся на моржей.

Сегодня, ребята, мы поговорили о нашей стране – России. У нас очень красивая, богатая, большая страна. Когда вы станете взрослыми, вы сделаете так, чтобы она стала еще краше, еще богаче.

Дымковская игрушка

Цель. Расширение знаний детей о дымковской игрушке. Знакомство детей с историей возникновения дымковских игрушек. Воспитание интереса детей к изделиям народного промысла.

Задачи.

Продолжать знакомить детей с изделиями народных мастеров.

Закреплять и углублять знания о дымковской игрушке и росписи.

Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

Закрепить умения расписывать ярким узором фигуру коня; располагать узор вдоль ног, шеи и на теле вертикальными рядами или по всему силуэту.

Закрепить умение использовать в узоре элементы дымковской росписи – круги, колечки, точки, полоски, сетку, кольцо, волнистые дуги. Продолжать работу «тычком».

Воспитывать у детей чувство цвета, умение радоваться результатам своего труда.

Предварительная работа:

Рассматривание дымковских игрушек;

Рисование элементов дымковского узора;

Рисование дымковского узора на полосе.

Мария Амосова
НОД по изобразительной деятельности (аппликация)

Конспект НОД по изобразительной деятельности (аппликация)

Возрастная группа: средняя

Тема: «Научим лесных зверят следить за своим здоровьем»

Цель: формировать у детей умение отображать в коллективной аппликации заданную тему;

закрепление навыков вырезания геометрических фигур; создать на бумаге несложную композицию.

Задачи:

Образовательные: вырабатывать умение вырезать фигуры по заданному геометрическому контуру, аккуратно работать с клеем и бумагой при выполнении аппликации, составлять несложную композицию с учетом пространственных представлений (рядом, сбоку, справа, слева, ближе, дальше, соблюдать технику безопасности. Приобщать детей к совместной деятельности. Продолжать формировать знания детей о роли полезной пищи и движения для сохранения и укрепления здоровья человека. Уточнить знания детьми названий геометрических фигур.

Развивающие: развивать у детей творческие способности при выполнении коллективной работы, развивать способность к анализу и синтезу, развивать диалогическую речь, эмоциональную отзывчивость на призыв о помощи, мелкую и крупную моторику, координацию движений, способность сопоставлять движение со словами текста.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к совместной деятельности, эстетический вкус, потребность в сохранении и укреплении своего здоровья.

Интеграция видов детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, изобразительная, музыкально-художественная.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Ход образовательной ситуации

Раздается стук в окно, воспитатель обращает внимание детей.

В. : Ребята, слышите, к нам кто-то стучится, пойдемте, посмотрим.

За окном находится сорока с письмом в клюве. (за окном помощник воспитателя держит сороку изготовленную из бумаги с конвертом)

В. : Кто это к нам прилетел?

Д. : Сорока

В. : Да она с письмом, давайте его прочитаем!

Д. : Давайте!

В. : Прежде чем я открою окно, вам необходимо отойти на 5 шагов назад, чтобы не простудиться от холодного воздуха.

Дорогие ребята, приглашаем вас в зимний лес на прогулку.

Лесные звери

В. : Ребята, пойдемте в лес к зверям?

В. : Дети, закрывайте глаза, я скажу волшебные слова и мы окажемся в зимнем лесу.

В. : Раз, два, три, покружились и в лесу все очутились.

Пока дети кружатся, включается музыка со звуками леса.

В. : Ребята, вот мы и оказались в лесу. Слышите, кто это стучит (дятел). Он приглашает нас идти за ним. Пойдемте все дружно, сколько снега нападало, поднимайте ноги выше! Постепенно музыка затихает.

(Воспитатель имитирует плач лисы.)

В. : Ребята, кто это плачет?

Д. : Лиса и Заяц.

В. : Что случилось, друзья?

(Воспитатель управляет куклами – лиса, заяц)

Л. : У меня болит живот!

З. : А у меня нет сил прыгать по полянке.

(Рядом лежат фантики от конфет, чипсы, кириешки, газированная вода, чупа-чупс)

В. : Ребята, как вы думаете, почему у Лисы разболелся живот?

Д. : Кушает много вредной пищи.

В. : А что нужно кушать, чтобы не болеть?

Д. : Овощи, фрукты, мясо.

В. : Правильно!

В. : Тогда почему зайка не может прыгать?

Д. : Не занимаются спортом.

Л. : Ребята, помогите мне собрать корзину с полезными продуктами.

В. : Ребята, вот две корзины, давайте мальчики соберут корзину с полезными продуктами, а девочки с вредными.

В. : Лисонька, сейчас ребята расскажут тебе какие продукты надо кушать. Мальчики перечисляют полезные продукты. Девочки, скажите, какие продукты очень вредны для здоровья? Девочки перечисляют.

Л. : Спасибо, ребята.

З. : А что же мне делать?

В. : Ребята, давайте научим зайку нашей веселой зарядке. Вставайте поудобней! Зайка, делай вместе с нами!

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять,

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять,

Наклониться, три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Дружно делаем зарядку.

З. : Спасибо, ребята! Я теперь каждое утро буду делать веселую зарядку!

В. : Ну что, ребята, пора возвращаться в детский сад! Закрывайте глаза, говорю волшебные слова… Раз, два, три, кружись, ребята в детском саду очутись!

В. : Ребята, вот мы и в детском саду, но что-то мне не спокойно. В лесу ещё много зверей осталось, которые не знают, как надо следить за своим здоровьем. Давайте мы для них соберем посылки, а Зайчонок и Лисонька расскажут им все, чему мы их сегодня научили.

В. : Кто будет готовить посылку для Лисоньки? Встаньте с левой стороны от меня. А кто будет готовить посылку для Зайчонка, встаньте с правой стороны.

ЗАДАНИЕ ОДНОВРЕМЕННО СКАЗАТЬ ДЛЯ ДВУХ ПОДГРУПП

В. : Обращается к детям, которые готовят посылку для Лисоньки. Ребята, вам надо выбрать только полезные продукты, вырезать их аккуратно по контуру и положить их в посылку для Лисоньки. А вам, ребята, надо найти те предметы, которые помогут Зайчонку заниматься спортом, вырезать их аккуратно по контуру и положить их в посылку. Не забывайте, что ножницы вы берете только тогда, когда начинаете вырезать.

В. : Сейчас проходите за столы и выполняйте задание.

(Все полезные продукты в кругу, а предметы в квадратах).

Дать детям возможность самим выбрать необходимые картинки.

Дети приступают к работе. По ходу, воспитатель следит за техникой безопасности.

В. : Я вижу, что уже многие вырезали свои предметы и продукты, теперь вы можете намазывать их клеем и приклеить на посылку.

В. : Замечательно, все справились, давайте посмотрим, что у нас получилось.

Подгруппа, которая готовила посылку зайцу, идет и проверяет то, что получилось у другой подгруппы.

В. : Ребята, расскажите, какие продукты вы положили в посылку?

Д. : Перечисляют.

В. : Ребята, обратите внимание, из каких фигур у нас получилась посылка для Лисички? А какие остались?

(Аналогично по другой посылке.)

В. : Ну что, ребята, вечером мы отправим посылку в лес. Спасибо, вы у меня молодцы!

Светлана Мясникова

Методы и приемы : художественное слово, вопросы, наглядность, опора на личный опыт детей.

1. Цели занятия :

Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

Совершенствовать умения и навыки детей нашей группы в свободном экспериментировании с изобразительным материалом.

Развивать воображение и творчество.

2. Материалы для занятия :

Фотографии морозных узоров на стеклах

Готовый образец планируемой картины, выполненной педагогом

Тонированный альбомный лист

Набор акриловых красок

Кисть тонкая №2,№4,№5

Стаканчик с водой

3. Предварительная работа : детям совместно с родителями было дано задание : понаблюдать за морозными узорами на окнах в зимнее время, которые не так - то просто было найти, ведь во многих домах вставлены пластиковые окна. Ребята с этой задачей справились на ура, даже посмотрели картинки в интернете!

Наблюдения на прогулке за зимними явлениями в природе (льдом на дорожке, морозными узорами на стекле ) .

4. Здоровьесберегающие технологии : физминутка, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, психогимнастика.

Ход занятия.

Воспитатель : Все мы знаем ребята, что когда наступает зима, приходят холода. По свету гуляет Мороз . Прохаживается он по лесам и полям, городам и селам. Приходит и в наши дома. Постучится в окошко, а мы в это время спим и ничего не слышим. Оставит нам Мороз письмецо распрекрасное. Проснемся мы утром, посмотрим в окошко. Какое красивое! Расписное! Все в кружевах и узорах ! Это Мороз написал , нарисовал : веточки – травинки беленькие, снежинки, цветы ледяные, листочки пальм, перышки сказочных птиц, завитушки и крючочки студеные…

Психогимнастика : «Снежинка» .

К небу потянулись

снежинку взяли,

К сердцу прижали

И друг другу отдали.

(Дети выполняют действия по тексту)

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне .

Это – клён, а это – ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной!

(Мороз )

Что рисует мороз белой краской ? А где он рисует?

(Морозные узоры , на окнах) .

А вы видели настоящие морозные узоры ? (Да, нет)

Воспитатель : узор появляется на самом деле от холодного, морозного воздуха . Капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много - много, они как бы нарастают друг на друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки .

Давайте посмотрим, что же они представляют.

Что же можно увидеть на этом стеклянном рисунке?

(Перечисляем : сказочный зимний лес, заснеженные ветви деревьев, линии)

Какого цвета морозные узоры (белые, голубые)

Морозные узоры только на первый взгляд кажутся белыми, они переливаются всеми цветами радуги.

Но всё же преобладают холодные цвета : синий, голубой, фиолетовый, сиреневый.

Ребята, а вы знаете, как появляются узоры на морозном окне ?

А теперь закройте глазки, и постарайтесь представить себе ту картину, которую словесно рисует нам автор М. Гумилевская в рассказе «Снежные узоры на окнах » .

За ночь сильно похолодало. Настало морозное утро . На стеклах появились узоры . Лучи солнечного света играли на стекле разноцветными огоньками.

Вот длинная ветвь пальмы. Вот распустился чудесный цветок. Красив снежный узор и в блеске утреннего солнца, и в синеве зимнего вечера.

Откуда появились снежные узоры ? Их рисует Мороз Иванович . Чем он их рисует? Прозрачным паром, который всегда есть в воздухе.

На холодном стекле окна оседают теплые пары воды. Они застывают. К ним прилипают другие капельки. Постепенно вырастает на стекле сад изо льда. Сверкает сад на зимнем солнце.

Открываем глазки. Понравилось?

Дети : Да.

Воспитатель : Ребята, к сожалению, мы можем любоваться этими снежными кружевами только зимой. Но чтобы частичка зимы была с нами всегда, мы создадим снежные кружева на бумаге.

Основная часть :

Воспитатель : Сейчас мы с вами превратимся в волшебников. Волшебником быть не так уж и сложно, главное верить, что вы можете творить чудеса. Вот посмотрите…

А я научу вас рисовать такие узоры . Хотите?

Дети : Да.

Воспитатель : Но сначала предлагаю вам немного размяться.

Физминутка

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте)

Там снеговика лепили («лепим» руками комочки)

А потом с горы катились (Волнообразные движения руками)

Веселились и резвились (прыжки на месте)

Холодно гулять зимой (киваем головой)

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)

Практическая часть :

Воспитатель : Ну вот, немного отдохнули, а теперь начнем разукрашивать наши листы. Это очень просто, только нужно внимательно слушать и смотреть.

Воспитатель показывает, как нужно держать кисть, чтобы нарисовать тонкие линии и предлагает на выбор детям различные узоры ,элементы росписи из точек, линий и веточек.

Воспитатель : Если вам все понятно, можете начинать работать.

Воспитатель смотрит как дети работают, помогает если у них не получается (индивидуальная работа) .

Итог занятия : выставка и анализ детских работ.

Воспитатель : Давайте посмотрим, что у нас получилось. Какие красивые картины! (отмечаем в каждой работе наиболее удачный элемент) . Вы сегодня молодцы! Понравилось вам занятие (Ответы детей) .

Вы попробовали сотворить волшебство, и у вас получилось - нарисовали много не похожих друг на друга морозных узоров . Вы настоящие волшебники!










Образцы,выполненные педагогом :






«Золотая хохлома»

Программное содержание:

Познакомить с росписью на изделиях Хохломы;

Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту;

Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;

Учить приемам рисования кистью декоративных элементов

растительного узора хохломской росписи;

Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;Формировать знания об особенностях росписи игрушек, посуды и других промыслов.

Оборудование: изделия (репродукции изделий) Хохломы, Гжели, Дымки; листы тонированной бумаги жёлтого и черного цветов (силуэты посуды), акварель (гуашь) красного, желтого, черного, зеленого цветов, кисти, баночки.

Ход занятия:

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я.

Посмотрите, ребята, на эти изделия. Какие из них вам знакомы? Как они называются? (дымковские и гжельские изделия)

Разделите их по группам. Рассмотрите внимательно, найдите похожие.

Покажите, какие изделия можно объединить в отдельную группу. Рассмотрим незнакомые нам изделия (Хохломские). Что общего у них, что их объединяет? (эти изделия сделаны из дерева, одинаковые узоры: ягоды, листья, декоративные цветы, «травка», веточки). Что отличает от изделий других групп? (хохломские изделия сделаны из дерева, а остальныеиз глины и фарфора.Хохломские - на черном и желтом фонах узорами украшены, а дымковские и гжельскиена белом фоне)Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!

Нарисованы на них травы, листья, цветы, листья, сказочныежар-птицы, чудесные рыбы. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Как же появилось это диво дивное - «золотая хохлома»?

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера.

Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».


А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливыйорнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

Кто скажет мне, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (ягоды, листья, завитки).

Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем учиться рисовать такие узоры.

Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый)

Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке изображают ягоды и листья (листья можно нарисовать концом кисти, примакиванием, а ягоды - тоже концом кисти или приемом тычка). Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки –линиями (дугообразными). И получится гирлянда.

Я вижу вы устали. Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем

Физкультминутка.

(следуя словам выполняем движения)

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,Три - в ладоши, три хлопка,Головою три кивка.

На четыре - руки шире,Пять - руками помахать,Шесть - на место тихо сесть.

Молодцы! Присаживайтесь!

Ребята, посмотрите. У меня здесь есть посуда: миски, ложки, вазы. У этой посуды золотой - желтый фон, черный фон.

Сейчас вы станете мастерами –художниками Хохломы и украсите изделия узорами.

Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).

Работа детей.

А теперь посмотрите на эти изделия и скажите, какое настроение вызывает хохломскаяпосуда?

Выберите и покажите самую красивую ложку. Расскажите о ней: какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта ложка лучше других.

Теперь покажите самую красивую миску, вазу?

Ребята, посмотрите, теперь наша выставка пополнилась хохломскими изделиями.

А теперь послушайте стихотворение о Хохломе:

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входит в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы.

« Белая береза- символ России».

Программное содержание: Сохранить и передать детям культурное наследие предков. Дать знания о символе славянского культа России- берёзе. Познакомить детей с обычаями и обрядами, ритуалами,связанными с березой. Приобщать детей к Русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности.Материал: Берёзка, аудиозаписи, светец и лучина, спички, емкость с водой, веник березовый, туески, береста, березовый сок, разноцветные ленточки и бусы.