День вороны хантыйский праздник. Праздники и обряды

Вороний день - "Вурна хатл" (хант.), отмечается 7 апреля на Благовещенье Пресвятой Богородицы. Вороний день - любимейший праздник обских угров и поэтому широко отмечается во всех национальных поселках округа. В Ханты-Мансийске празднование проходит в парке-музее "Торум - Маа".

В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник – с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. В этот день готовили мясо оленей и других домашних животных, ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также изображавшие весеннее поведение птиц. Их исполняли женщины, закрыв лица платками.

На краю деревни совершали поры (бескровное жертвоприношение) - ставили стол с жертвенной пищей для ворон. На березы вешали символизировавшие солнце свежие калачи, которые съедали дети. С этим праздником связаны различные приметы и гадания: какими будут весна, погода, охота, улов рыбы, сбор ягод и т.п. На празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывал легенду о вороне.

Праздник водяного царя Витхона , отмечается в Березовском районе и ряде национальных сел Югры весной, после вскрытия рек. Витхон (манс.), или Вит-куль (хант.), - водяной царь, персонаж религиозных верований, мифов и сказок обских угров, почитается духом воды, хозяином всех водоемов. По разным вариантам мифа, Витхон – сын небесного божества Торума либо древний человек-богатырь, которого Торум поставил присматривать за реками.

В день первого спуска лодок на воду Витхону коллективно приносится жертва. В прошлом, как правило, практиковался Ир (принесение в жертву животных), в настоящее время обычно ограничиваются бескровным угощением духа повседневной пищей, часто выливают в реку стакан водки.

Праздник Обласа , проводится ежегодно в июле в Нижневартовском районе, поочередно в каждом национальном поселке. Гвоздь праздничной программы – гонки на обласах. В каждом заезде участвуют 5-6 обласов, затем победители заездов соревнуются между собой. Состязания проводятся отдельно в группах юношей до 17 лет, мужчин - до 55 лет, а также мужчин-ветеранов и женщин. Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка напоминающей самбо.

Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная в игре в палочку. Для этого две женщины садятся на землю, упираются ступнями друг в друга и, вцепившись руками в палочку, тянут ее каждая к себе, пытаясь отобрать у соперницы. Вечером – застолье. В последние годы в празднике обласа принимают участие представители коренных народов других регионов России и из-за рубежа.

День оленевода, проводится в феврале в Нижневартовском и Березовском районах, как правило, приурочивается ко Дню защитника Отечества 23 февраля. Уже с утра гремит музыка, хозяйки готовят традиционное угощение – оленину и чай. Праздник длится целый день. Можно заскочить погреться в чум, съесть кусок мяса или строганины, выпить чаю или пропустить чарку-другую, чтобы согреться.

Главное зрелище праздника – гонки на оленьих упряжках. Этих увлекательных состязаний пять: гонки рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Отдельно соревнуются мужчины и женщины. Одновременно с гонками проходят другие соревнования по традиционным северным видам спорта: метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, тройной прыжок, метание топора на дальность.

Медвежий праздник . Культ медведя издавна широко распространен в Евразии и Северной Америке. Суеверное, почтительное отношение к медведю определяется сходством медведя и человека. Медведя-тотема нельзя было убивать и есть его мясо. В миропонимании ханты медведь не только опасный лесной зверь, но и возвышенное обожествляемое существо – сын Нуми Торума.

Праздник проводится в доме охотника. В прежние времена голову ряженного медведем покрывали платком, на глаза клали кружки из бересты или монеты, чтобы медведь не мог видеть своих убийц. Лапы украшали кольцами и ленточками. Перед медведем ставили угощение, вино, фигурки из теста, изображавшие оленей, после чего извещали медведя о том, что его якобы убила русская стрела и пуля, заодно просили не пугать в лесу женщин и детей.

Программа увеселения начиналась с песен, рассказывающих о небесной жизни медведя и его земных деяниях. Утром пели песню пробуждения и хвалебные песнопения. Затем начиналось драматическое представление. Важное место занимали обряды "отречения", когда охотники с почтением обращались к медведю и говорили, что они не виноваты в его смерти. Мужчины выступали в берестяных масках, женщины танцевали, закрыв лица и руки платками.

Заставка праздника.

Вороний день - любимейший праздник обских угров, он широко отмечается во всех национальных посёлках Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Серая ворона одна из первых перелетных птиц, прилетающих в Западную Сибирь в апреле. В это время в нашем округе еще лежит снег. Наши предки проводили с прилетом птиц Обряд угощения вороны. Под влиянием христианства Вороний день стали проводить во вторую субботу апреля, в Благовещение. Название праздника по-мансийски звучит Урин эква хотал, по-хантыйски Вурнга хатл.

Главная цель проведения праздника – создание особой доброжелательной атмосферы для детей. Этот день помогал настроиться на новый период в жизни, на ожидание лучшего. Ворона, прилетая на север, приносит людям вести о приходе весны.

Этот праздник считается праздником детей и женщин, он связан с зарождением новой жизни. У народов ханты и манси в детские берестяные люльки насыпается крошка прелой бересты, которая впитывает в себя влагу. Использованную крошку высыпают в определенном месте под деревом. Прилетающие вороны, сидя на этих кучках, греют свои лапки.

В фольклоре манси есть песня вороны, в которой повествуется о ее путешествиях в дальние страны. В своей песне ворона желает женщинам родить побольше счастливых мальчиков и девочек для того, чтобы по возвращении с дальних стран она смогла отогреть свои лапки на кучках использованной березовой трухи.

В этнографическом музее по открытым небом «Торум Маа» праздник «Вороний день» проводится ежегодно на протяжении 10 лет. С 2012 года является Праздником автономного округа «День коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Вороний день».

Проведение праздника – это не только повод для встреч носителей традиционной культуры народов ханты и манси, но и зрелищное представление, на котором интересно и образно донесена идея праздника.

На празднике чествуют семьи, в которых в течение года появились новорожденные.

Традиционно для детей проводятся игры на свежем воздухе, соревнования по традиционным видам спорта, различные конкурсы. Каждый участник получает приз.

Песня Вороны
(Попова С.А. 2003. – С. 174).

Тётушка, тётушка, тётушка,
[Где] земля Сибирь расположена
[Туда] тётушка направляется.
Бегущим облаком,
Шагающим облаком
Тётушка летит.
Тётушка, тётушка, тётушка!
За много дней до моего прибытия,
За много [мною] идущих дней
Счастливые женщины
Счастливыми мальчиками-девочками
Пусть обзаводятся,
Девочек – мальчиков пусть качают [убаюкивают].
С далеких мест шедшие руки,
Руки отогрею.
С далеких мест шедшие ноги,
Ноги отогрею.
Тётушка, тётушка, тётушка!
По наказу Верхнего бога батюшки
В теплой стороне живу
В гуще девочек-мальчиков счастливых гнезд.
В Сибирь вить [гнезда] летаю.
Девочек растить,
Мальчиков растить

Вот и ворона прилетела к своим гнездам.

Дети читают стихи о весне.

Праздник народов севера «Вороний день»

(старший дошкольный возраст 5-7 лет)

Цель : приобщение детей к национальным традициям народов Югры - ханты и манси.

Задачи.

Образовательные:

Познакомить детей с одним из весенних праздников народов севера, с традициями, обычаями, фольклором.

Развивающие:

Обогащение словарного запаса детей;

Развитие художественно-творческих способностей детей.

Воспитательные:

Воспитание уважительного отношения к национальным традициям народов севера;

Воспитание бережного отношения к птицам, природе родного края.

Образовательная область «Художественное творчество» (технология музейная педагогика).

Предварительная работа : знакомство с традициями народов севера, изготовление детьми оригами - вороны, изображение деревьев(береза, для завязывания ленточек,),чтение художественной литературы, выставка детских рисунков, выставка совместного творчества детей и родителей.

Оборудование : проектор, ноутбук, музыкальный центр, подборка аудиозаписей, спортивный инвентарь.

Дети сидят в зале. Ответы на загадки появляются на экране (презентация).

Ведущий.

Мы гостей встречаем,

Праздник начинаем!

Празднуем весны приход,

День вороний у ворот!

Отгадайте, когда это бывает?

Загадка

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной )

«Доскажите словечко»

Прошла зима и каждый рад.

Спешит весна и месяц… (март)

За ним другой стучится в дверь,

Он называется…(апрель)

Ведущий : Апрель - это не просто весенний месяц – это месяц, возвращения перелетных птиц на Родину. Радуются приходу весны не только перелетные птицы, больше всех радуются первому весеннему солнышку птицы, которые зимовали у нас на севере. По мнению хантов и манси, "вороны приносят весну". Они первыми прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая саму природу. В представлениях и обрядах обских угров вороны выступают также покровительницами женщин и детей.

А сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете зимующих птиц и перелетных птиц.

Игра «Перелетные и зимующие птицы»

Набираются 2 команды по 3 человека:1 команда – «Зимующие птицы»,

2 команда – «Перелетные птицы».

Правила игры:

Перед вами картинки с изображением перелетных и зимующих птиц. Каждая команда выбирает себе картинки по названию команды и укладывает их в свой обруч. Выигрывает команда, допустившая меньше количество ошибок. По окончанию игры дети каждой команды показывают выбранные картинки зрителям и называют изображенную птицу. Если зрители согласны - хлопают, если не согласны – топают.

Ведущий: На дворе апрель – середина весны. Давайте узнаем, что происходит в лесу. А чтобы попасть туда надо взяться за руки, закрыть глаза и хором произнести такие слова:

Ветер, ветер, ветерок!

Знаешь сотни ты дорог.

Ты подуй дружок сильней,

Отнеси нас в лес скорей.

Ведущий: А в лесу весна идет полным ходом!

Игра «Как…»

Я буду начинать фразу, а вы ее заканчивать.

Снег тает, как… мороженое.

Лед на реках трещит, как… сухарик

Капель звенит, как … колокольчик.

Облако пушистое, как… вата.

Дятел стучит, как… (молоток).

Птицы поют, как (кто?)… (певцы, артисты, радио).

Весна. Звенит капель, дышит свежестью и все вокруг поет. Споем и мы.

Дети исполняют песню о весне «Весна-красна»

Ведущий : Поют все - даже ворона. Ее громкое «Кар» разносится по всему лесу. Народы севера – ханты и манси, считают ворону первой птицей, которая приносит весну к нам на север. Сейчас я вам расскажу весеннюю сказку. Усаживайтесь, ребята, поудобнее и слушайте внимательно.

Сказка о вороне.

Когда-то очень давно ворона залетела в наши северные края и была очень удивлена тем, что здесь так холодно, пасмурно и вокруг ни души. Она села на ветку, собрала все свои силы и каркнула во все свое «воронье горло» (дружно, хором). Ее пронзительное: «Кар!», прокатилось по северным лесам. Этот крик разбудил природу и человека. И началась весна! За это люди благодарны вороне и с тех самых пор, каждой весной празднуют Вороний День.

Традиция праздновать Ворна хатл появилась в древние времена. Давным-давно, как гласит хантыйская легенда, пришла зима с трескучими морозами, солнце скрылось за облаками, нескончаемые снегопады и метели довели людей до отчаяния: темно, холодно, голодно. Запасы продуктов закончились, мороз стал ещё крепче и люди, звери, деревья застыли, замёрзли. Казалось, что всё живое превратилось в ледяные фигурки. И вот однажды в эти суровые снежные края, то ли по ошибке, то ли из любопытства залетела ворона. Летит она час, два, а кругом тишина. Ни звука, ни шороха не слышно. Мёртвая тишина. Испугалась ворона и от отчаяния громко закричала: «Каррррр!». Её крик был таким пронзительным и громким, что сосульки на деревьях разлетелись, люди проснулись, звери зашевелились, и даже солнце выглянуло и засияло так ярко, что появились ручейки, проталины, и на земле всё ожило. Вот с тех самых пор у народа ханты появился праздник почитания вороны, священной птицы, которая своим криком разбудила матушку природу и спасла всё живое.

В благодарность за своё спасение люди с наступлением тепла устраивают в честь неё праздник, поют песни, приносят жертву и дарят подарки. Конечно, Ворна хатл сейчас не такой как в древние времена, когда весну встречали с прилётом вороны и с появлением первых проталин и ручейков. Тогда праздник начинался в апреле в южных районах, а заканчивался в мае на севере. Сейчас ханты празднуют Вороний день 7 апреля. Приготовления к проведению торжества начинаются заранее.

Весенние приметы

Ведущий: Если внимательно наблюдать за вороной, можно определить какой будет весна. А вы знаете приметы народов севера?

Продолжите предложение:

1.Ворона села на верхушку дерева …значит, весна будет долгой.

2. Ворона села на нижние ветви дерева –… быть скорой весне.

3. Если ворона села на высокое дерево - … весна будет долгой, затяжной.

4. Ворона сидит на низком дереве – … ждать быстрой весны.

Вороний день

Явленье птицы, символ новой жизни.

Вороне в тундре каждый рад:

Близка весна. Ворона – первый признак.

У птицы просят мудрости, добра.

Готовят стол из угощений разных..

И рады дети – множество забав.

Приносит им весенний первый праздник.

Ведущий: На вороний день все нарядно одевались. Женщины подходили к березе и кланялись, повязывали цветные ленточки, просили у вороны мудрости и добра, спокойствия в семье, и здоровья своим детям. В «Вороний день» - родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!» И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки.

(Воспитатели и дети кланяются березе и повязывают цветные ленточки.)

А что делали дети? Конечно, дети, как и всегда, играли. И мы с вами сейчас поиграем.

Игра «Воронье гнездо» Прилетит к нам на север ворона и начинает строить гнезда или ремонтировать старые.

Правила игры: набираются 2 команды по 3-4человека и по команде начинают «строить гнезда» из ваты, веточек, пакли. Чья команда построит самое теплое и надежное гнездо.

Ведущий: А вот эта игра проверяет быстроту и выносливость.

«Прыжки через нарты».

Состязание способствует развитию быстроты, прыжковой выносливости. Описание состязания. Количество участников не ограничено. По сигналу участники начинают выполнять прыжки через нарты, ведущий ведет счет. Побеждает тот, кто больше совершил прыжков.

Ведущий:

Игра «Собери ягоды» на развитие внимания, координационных движений. Описание игры. Игроки располагаются в одну шеренгу. Ведущий называет название ягод: «черемуха» - необходимо подняться на носки, руки вверх, кисти рук вращаются, «морошка» - наклон вперед, «малина» - присед, руки вперед. Участники должны правильно повторить имитацию движений по названию «ягод», ведущий после нескольких повторений, сознательно ошибается, участники должны выполнить строго по названию. Если кто – то из игроков ошибается, то он делает шаг вперед и т.д. Победителем становится тот, кто выполнил меньше шагов.
Ведущий: . На Вороний День, задабривая ворону, ветки березы украшали бубликами и баранками. Посмотрите на экран, на что они похожи? Какая по форме баранка – круг обозначает солнце. А солнце - это тепло, весна, начало обновления в природе. Вот и мы всех угощаем таким вкусным солнышком – т. е. несем весну. И сегодня мы вас угощаем баранками – весенним солнышком, символом новой жизни.

У хантов этот замечательный весенний праздник Ворна хатл (Вороний день), когда детям дарят подарки, друг другу желают здоровья, счастья и благополучия, приносят жертву богам, родовым и семейным духам с просьбой оградить родных и близких от бед и несчастий

Подарки детям – обязательный атрибут праздника. Поэтому к седьмому апреля ребятишкам шьют наряды, готовят сладости и игрушки. Утром хозяйки чума будят сыновей и дочерей с песнями и прибаутками: «Вставай, моё солнышко ненаглядное! Кто рано встаёт, тот везде успеет. Поспеши, радость моя, ворона прилетела, подарки, наверное, принесла, ведь ты у меня в этом году был послушным, примерным ребёнком. Выгляни на улицу, посмотри, нет ли там и для тебя чего-нибудь». А на улице, что за чудо, на ветках деревьев висят узелки. У каждого рода своя песня к этому празднику, но все они прославляют ворону: «Мать ворона прилетела, связку сушек принесла. Выходите, дети, поскорее, разбирайте угощенье!». Вот так с детского радостного смеха начинается этот день, а для родителей нет ничего лучше, чем счастливое лицо ребёнка.


Цели и задачи:

1. Привитие интереса к традициям коренных народов Севера;

2. Привитие интереса к национальным играм;

3. Развитие кругозора детей;

4. Развитие физических способностей: ловкости, быстроты, меткости;

Место проведения:

Д. Усть - Войкары. Праздник проводится на свежем воздухе с приготовлением ухи на костре, чаепитием с конфетами и печеньем, блинами.

Участники: взрослые и дети

Оборудование:

Магнитофон и аудиокассета с записью хантыйских мелодий;

Национальный костюм ханты, костюм вороны;

Сувенир-оберег «Ворона»

Разноцветные ленточки для обряда;

Веточки березы;

Спортивный инвентарь:

Мячи 2 шт.

Обручи 2 шт.

Канат 1 шт.

Санки 2 шт.

Коробки 2 шт. Ход мероприятия

Сегодня праздник мы встречаем!

Вороний день – весны приход!

И вместе зиму провожаем,

И тает снег, уходит лед…

И в воздухе весны напевы:

Звенят ручьи, птенцы звучат…

Ворона – признак весны первый!

Вороне в тундре каждый житель рад!

Выставка ДПИ «Северный калейдоскоп» работы

Коневой Р.А. и АртанзеевойН.Ф.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались на традиционный ханты праздник «Ворна хатл», что в переводе означает «Вороний день». Раз ханты праздник, то давайте и поздороваемся мы друг с другом по ханты обычаю. Трижды кланяемся, поворачиваемся «по солнцу». Сейчас, ребята и гости мы проведём обряд окуривания чагой. Этот обряд проводится для очищения жилища от злых духов, для того, чтобы попросить у добрых духов здоровья, тепла, взаимопонимания и всего хорошего. Проводится обряд окуривания.

МОЛИТВА ПРИ ОКУРИВАНИИ:

Все нечистые духи, злые духи,

Выходите, выходите,

Добрые духи, оставайтесь,

Займите самые заветные места:

Углы в нашем доме, жилище,

Для вас всегда есть место у нас,

Детей наших берегите,

Спасите от бед и несчастий.

Ведущий: У коренных жителей из весенних праздников он считается одним из самых ярких. Весна - время прилета птиц, и ворона прилетает одной из первых. Своим прилётом она символизирует пробуждение природы и зарождение новой жизни.

Ведущий: Празднование вороньего дня 7 апреля совпадает с христианским праздником Благовещение Пресвятой Богородицы. В представлении обских угров ворона ассоциируется с женским духом, а вороний день – с солнцем. Ворона считается источником жизни, покровительницей женщин и детей. Обские Угры связывают прародительницу Калтащ Анки, помогающей при родах, с небесной Девой Матерью, принимающей облик вороны.

По народным приметам, если ворона сядет на высокое дерево, то тепла долго не будет. А если на низкое – солнце будет греть сильнее, и снег растает быстро. Если сядет на верхушку дерева – быть большой воде. Если на нижние ветки – скоро поднимется ветер. Ну, а если ворона клюв под крыло прячет – точно к холоду!

По тому, какой погода будет 7 апреля, предсказывалась погода на 40 последующих дней. Если будет северный ветер, то до настоящего тепла пройдёт 40 утренников. Так что запомните, какой будет погода 7 апреля 2016г.

Не случайно у народов ханты и манси есть такая поговорка: «К нам ворона весну приносит». Сегодня мы собрались на праздник встречи весны, чтобы радоваться и веселиться, встречать весну и вестницу её – ворону.

Ведущий: Дорогие друзья! Вы не заметили – не хватает самого главного персонажа нашего праздника. Кого мы ждали так долго? Кто нам весну на крылышках несёт? Кто тепло с собой приносит? Конечно, ворона!

Влетает человек в костюме Вороны со словами:

Ворона: Кар – кар! Варх - варх! Вуща, вуща, ешак хоятыет! Здравствуйте, добрые люди! «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками из их люлек я присяду. Замерзшие ноги свои отогрею».

Ведущий: Здравствуй, наша гостья! Так вот ты какая, значит, ты у нас весну с собой позвала? Расскажи – ка чему посвящается твой праздник.

Ворона. Да, это я! Ворона ! Крылышки мои черные, глазки мои темные! Я всегда прилетаю самой пер вой, чтобы весну позвать, да похвалиться перед ней, сколько детишек за зиму в чумах родилось.

Ведущий: Праздник посвящается главной хантыйской богине – небесной Деве – матери. В этот день она принимает облик вороны. Она считается прародительницей всех людей. Она помогает детям рождаться крепкими и здоровыми, определяет продолжительность жизни каждого человека.

Ворона:

Не меня ли поджидаете? Уж не рано ли я прилетела? Ребята, скажите, весна наступила? Назовите признаки весны. (Дети называют )

Ворона:

Теперь я знаю точно, что весна уже наступила, но на улице лежит снег. Еще холодно. Где же я жить буду?

Ведущий :

Ребята, как же мы забыли приготовить гостье гнездо? Давайте постараемся сделать гнездо из прутиков, кто сделает быстро и красиво.

(Дети из прутиков изготавливают воронье гнездо).

Ворона:

Спасибо вам за гнездышко, чем больше будет гнёзд, тем больше народится детей в следующем году, а будут дети – будет продолжаться и жизнь.

Ворона: А теперь, друзья, я хочу, чтобы вы мне рассказали стихи и пели песни про весну. (Дети рассказывают стихи)

Ребенок 1: Здравствуй, праздничный денек!

Помним мы об этом дне!

На этот праздничный денек,

Вновь мы собрались!

Ребенок 2: Отошли с зимой морозы,

Воздух синий – синий.

Расплела берёза косы,

Словно на картине.

Ребенок 3: Днём сильнее пригревает ласковое солнце,

С крыш сосульки вырастают – только кверху донцем.

Ребенок 4: И звенят вокруг весь день крики ребятишек

Завалилось солнце в тень за крутые крыши.

Ребенок 5: И каждый сук, и каждый листик,

Травинки, лепестки коры

Выступление ханты фольклорной группы «Ас хорам нэ» песня «Хуланта шитам вот потар»

Ведущий :

Следят за бегом капель быстрых,

Глаза зелёные раскрыв .

- «День вороны» – это праздник женщин. Поэтому ханты женщины в этот день: рассказывали, что хорошего, доброго произошло у неё. И мы продолжим эту традицию. Расскажите нам, чем порадовал вас прошедший год?

Выступление ханты фольклорной группы «Ас хорам нэ» песня «Ханты нэнат»

Ведущий :

Сейчас мы просим вас поучаствовать в конкурсе загадок.

Конкурс «Загадки»

Окраской сероватая, походкой мешковатая, повадкой вороватая, крикунья хрипловатая (Ворона).

- Солнце клонится к зиме. Ищу я тёплую лесную глушь. Нахожу я солнечную опушку леса, ложусь под корень векового кедра. Одна лапа моя - мягкая подушечка. Другой лапой укрываюсь. (Медведь).

- Трусоват лесной красавец. Догадались? Это ... (Заяц).

- Белая птица над водой кружится. (Чайка)

- Хвост короче уха,

Быстрые повадки,

Мчусь я что есть духу,

Мчусь я без оглядки.

Кто я, угадай-ка?

Ну, конечно ( Зайка )

Верещунья, белобока, а зовут её …. (сорока)

- Над шапками кустарника дерево плывет. На чьей же голове оно уютно так растет? Откроет нам поляна лесного великана. (Лось).

- Что за зверь зимой холодной ходит в чаще злой, голодный? (Волк).

- Чуток, строен и высок, гордо голову несет,

от рогов густая тень. Вот красивый зверь... (Олень).

Когда б он всюду не совал свой острый длинный нос,

Наш сад давно бы уж завял, а лес остался гол и бос: (дятел)

- Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок. (Белка).

- Есть в реке работники - не столяры, не плотники, а выстроят плотину - хоть пиши картину. (Бобры).

Ты с модницей этой, конечно знаком:

на месте никак не сидится –

Всё хвастает синим своим сюртуком

И шапочкой синей гордится …. (Ласточка)

- В наших северных лесах есть красавица в мехах, шубонька пушистая, пышный хвост её краса . (Лиса).

- Один рассказывает – двое слушают. (Язык, уши ).

- Внизу десять, вверху десять. (Пальцы рук и ног ).

- Одна рука для ста человек. (Дверная ручка ).

- Стоит Алёна, платок зелёный, тонкий ствол, белый сарафан. (Берёза ).

Ведущий :

Молодцы, ребята, видно как хорошо вы умеете отгадывать загадки

Выступление ханты фольклорной группы «Ас хорам нэ» песня «Якты-ки лояс ханты эви», «Тувт па тувт», девочки «Анкие»

Ворона:

Молодец народ честной,

Любит думать головой!

Но пора и поиграть,

Ручки, ножки поразмять!

А теперь дети давайте немного разогреемся и поиграем в национальные игры . (Проводятся национальные игры).

Ведущий:

1 . Ханты охотники имели большую силу воли, так как им не раз приходилось встречаться с медведем в лесу один на один. Следующее задание называется «Хват без перехвата» . Играющие разбиваются на две команды. От каждой команды по очереди выходят по одному участнику. Они становятся спиной к друг другу и сцепляются согнутыми в локтях руками. По команде игроки стараются заставить друг друга оторвать ноги от земли.

2 . Одной из самых любимых хантыйских забав являются « прыжки через санки» . Эстафета проводится в парах. Первый участник перепрыгивает через санки, стоящие перед ним, второй участник быстро переставляет санки вперед, первый участник опять прыгает, и так до кегли, где участники меняются ролями и начинают возвращение к команде. Выигрывает команда, которая быстрее других закончит эстафету.

3 . Перед каждой командой лежит обруч. Представьте, что это чум . Все участники команд как можно быстрее должно забежать в свой чум-обруч.

4. Ханты считаются хорошими охотниками. И следующее задание: «Меткий стрелок» маленьким мячиком попасть в корзину расположенную на расстоянии 1-2 метров от игроков. Выигрывает та команда, у которой больше попаданий.

5 . Эстафета называется «Догнать лисицу». Участники команд по очереди добегают до конуса и возвращаются обратно, и передают эстафету следующему игроку. Выигрывает команда, которая быстрее.

6. Игра «Капкан». От каждой команды по два игрока: «Капкан» и «Охотник». Сначала «Капкан» ставит первая команда. Два игрока «капкана» становятся лицом к друг другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Все остальные игроки со всех команд встают цепочкой через одного. Охотники встают к «капкану» спиной. По команде цепочка начинает проходить через «ворота». «Охотник», не видя, что происходит, говорит «Стоп» - «капкан» захлопывается. Если в «капкан» попался игрок с чужой команда, то команда получает очко. «охотник» охотится пять раз. Затем ставит «капкан» другая команда. Выигрывает команда, которая поймала больше «добычи».

7. Наш край называют краем болот. И вам приходится много ходить по топким местам. Сейчас поиграем в хантыйскую игру «Не сойди с бруска (или перейти болото)»

Задание: на каждую команду по 3 деревянных. Положив по 2 бруска на линию старта, играющие становятся на них обеими ногами. Третий брусок держат в руке. По сигналу оба игрока, не сходя с первых брусков, кладут третий брусок перед собой и переступают на него одной ногой. Освободившийся брусок перекладывают вперёд и переступают на него. Так оба постепенно передвигаются к финишу, находящемуся от линии старта на расстоянии 5-7метров. Кто первым дойдет до финиша, ни разу не оступившись, тот побеждает.

8.Перетягивание каната .

Ведущий : Молодцы ребята, взрослые! Показали свою удаль, смекалку, сноровку. Сегодня день праздничный, когда люди радуются, друг друга поздравляют, угощают .

Ворона:

- А я вам подарочки принесла ребята (Выносят дерево, на дереве уже висят калачи), сушки на что похожи? (ответы детей)

Да, они символизируют Солнце, дарящее тепло.

Ведущий :

Ханты считали, что ворона заботится о здоровье детей, о том, чтобы они были умными и послушными и поэтому они ставили под березой столик с кашей и горячим чаем, угощали, чтобы ворона не забывала свои обязанности. Давайте и мы с вами её угостим. (Дети несут угощение к березе ). Можете загадать желание и привязать свою ленточку к веточкам березы.

Ведущий :

У народа ханты было принято в этот день угощать, не только ворону, но и друг друга. И сейчас приглашаем вас, ребята, гостей к столу .

Если в этот день снег падает легкими, пушистыми снежинками, то по примете ханты это хорошо, значит, Бог принял приношение. Но какой бы ни была весна, пусть она всем принесет здоровье, любовь, удачу и счастье!

Сора кеша пайм улаты!

До свидания, до новых встреч!

* Вороний день (Вурна хатл) - праздник встречи
весны у народов Севера. Именно эта птица по
поверьям ханты и манси " приносит весну ", так как
первой прилетает и карканьем будит природу.
* В этот день проводится обряд бескровного
жертвоприношения верховному богу Торуму. Прилет
вороны после долгой зимы на Север в мифологии
обских угров связывался с приходом весны и тепла.
* В хантыйских и мансийских легендах вороны
выступают покровительницами женщин и детей. В
этот день обязательно готовили традиционные
угощения: в том числе кашу саламат и уху, выпекали
из теста фигурки зверей.
* Приносили жертву духам и загадывали желание,
повязав ленточку с монеткой на ветви священного
дерева.

ВОРОНИЙ ДЕНЬ – ВСТРЕЧА ВЕСНЫ

Вурна хатл – 7 АПРЕЛЯ

Ворона на Север прилетает
одной из первых, в апреле,
когда еще лежит снег и
бывают заморозки. Своим
криком она как бы
пробуждает природу и,
кажется, приносит саму
жизнь. Наверное, поэтому
ханты и манси считают эту
птицу покровительницей
женщин и детей и
посвящают ей специальный
праздник - «вороний день».

Давным-давно жила ворона и была она белая,
белая!!!
Жила она тогда с людьми. Жили они в мире и благополучии. Люди очень
любили ворону за ее доброту и красоту. Но вдруг наступили тяжелые
времена. В реках пропала рыба, в лесу нет зверей, пропали ягоды.
Закончились все запасы, наступил голод, да и кормить животных нечем. И
отправилась ворона на поиски пищи.
Летала, летала и прилетела обратно к людям. Увидели люди, что ворона стала
черная и глазам своим не поверили. Стали сердиться на нее и выговаривать.
Какая ты плохая, ворона, зачем ты ела мертвых зверей и рыб, только поэтому
ты стала такая черная. Раньше ты была красивая, белоснежная. А сейчас ты
стала черная и мы не хотим, чтобы ты жила с нами. Улетай и никогда больше
не прилетай к нам. Как бы не жили плохо, никто не должен опускаться до такой
низости. Ворона просила прощения, но люди не смогли ей простить. И тогда
она улетела.
Прошло время. Люди простили ворону, и каждый год в конце зимы ворона все
равно возвращается к людям и они очень рады видеть ее. И каждый раз
благодарят ворону за то, что она им приносит много солнца и тепла!"
Вот так повествует легенда, древняя, как и сам народ ее сложивший.

По обычаям хантов и манси, за всеми
вещами маленьких детей нужно строго
следить, чтобы с ребенком не
случилось несчастье. Это касается и
тех предметов, которые младенцу уже
не нужны. Поэтому гнилушки -
стружки мягкой древесины, которые
насыпали в люльку вместо пеленок,
складывали после использования в
укромном месте. Ханты считали, что
ворона, прилетев с юга, в холодные
дни греет лапки на этих теплых
стружках и приговаривает: «Побольше
бы детей на землю приходило, чтобы
было мне где погреть свои лапки».

Раньше на праздник собирались только пожилые женщины и девочки. Они готовили угощения, среди которых обязательно была густая каша-болтушк

РАНЬШЕ НА ПРАЗДНИК СОБИРАЛИСЬ ТОЛЬКО
ПОЖИЛЫЕ ЖЕНЩИНЫ И ДЕВОЧКИ. ОНИ
ГОТОВИЛИ УГОЩЕНИЯ, СРЕДИ КОТОРЫХ
ОБЯЗАТЕЛЬНО БЫЛА ГУСТАЯ КАША-БОЛТУШКА
«САЛАМАТ».
НЕПРЕМЕННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ПРАЗДНИКА
БЫЛИ ТАНЦЫ. НЕКОТОРЫЕ ГРУППЫ
ХАНТОВ И МАНСИ СВЯЗЫВАЛИ ЭТОТ
ПРАЗДНИК С БОГИНЕЙПРАРОДИТЕЛЬНИЦЕЙ КАЛТАЩЬ,
КОТОРАЯ ОПРЕДЕЛЯЛА СУДЬБЫ ЛЮДЕЙ,
ОТМЕЧАЯ ИХ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ НА
СВЯЩЕННЫХ БИРКАХ, ПОМОГАЛА ПРИ РОДАХ.
НА ЖЕНСКИХ ПРАЗДНИКАХ, СОВЕРШАВШИХСЯ В
ОПРЕДЕЛЕННЫХ МЕСТАХ, ЧАСТО ПРИВЯЗЫВАЛИ
ЛОСКУТКИ ТКАНИ НА ДЕРЕВО. ЦЕЛЬЮ ТАКИХ
ПРАЗДНИКОВ БЫЛО СТРЕМЛЕНИЕ К
БЛАГОПОЛУЧИЮ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ - ЗАБОТА О
ДЕТЯХ.

Танцуют традиционную куреньку, акань-акань, ойкаикв, а также исполняют танцы,
изображающие весеннее поведение птиц.

Непременным элементом праздника были традиционные мансийские танцы.
Мужчины и женщины исполняли их отдельно под струнный музыкальный
инструмент саигвильтат (Поющее дерево), колотушку. В танце, изображавшем
весеннее поведение птиц, женщины закрывали лицо и голову платком,
оставляя лишь небольшие отверстия для глаз. Эти танцы имели и магическое
значение.

С этой героиней связывали праздник и северные
ханты. По их представлениям "ворона чистая
птица". Во время праздника на краю деревни
совершали "жертвоприношение" этой птице: на
столе ставили горячую кашу и чай. Сюда могли
прийти только маленькие девочки и старушки.
По традиции, в этот день участники праздника
готовят мясо оленя, ходят друг к другу в гости,
угощаются.

В некоторых районах, например, на реке Конде, нет вороньих праздников, но
понятие о вороне и там связано с заботой о воспроизводстве жизни, здоровье и
благополучии детей. Про нее здесь говорили, что она "прилетает, кто, где родит,
добра желает". Мох, на котором видели сидящую ворону, стелили детям, чтобы
они были счастливы. У восточных башкир весенний обряд "Воронья каша"
означал встречу Нового года. Девушки и молодые женщины украшали деревья
лоскутками разноцветных тканей, монетами, бусами, платками, а потом ходили
вокруг дерева, произнося пожелания: "Пусть пищи хватит каждой паре!", "Пусть
хватит пищи и людям и птицам!". Башкиры иногда заставляли залезать детей на
деревья, есть ритуальную кашу и кричать там, подражая голосу и повадкам птиц.
Хотя в настоящее время прямых контактов между башкирами и обскими уграми нет,
характерные особенности их весенних женских праздников могут свидетельствовать
о контактах предков этих народов. Это и привело к появлению общих черт в
культуре. Вороний месяц был также известен селькупам, салымским,
васюганским- ваховским, александровским и среднеобским ханты, чулымским
тюркам, барабинским татарам, эвенкам, коми, удмуртам. Есть ли вороний
праздник у других народов?