Сценарий праздничного мероприятия цаган сар2. Развлечение «Цаган Сар — Белый месяц» (старшая группа)

Цаган Сар

– встреча весны, один из любимейших праздников калмыцкого народа. Обряды и традиции этого праздника богаты и разнообразны, но в связи с различными ситуациями страны и народа многие элементы ушли в лету, но и оставшиеся обряды, вернувшись из глубины веков, продолжают радовать народ своей красотой, богатством и мудростью.
Этот древний калмыцкий праздник символизирует гармонию человека и природы, постоянное обновление, бодрость и здоровье. С ним всегда связаны надежды на перемены к лучшему, ожидание доброго и прекрасного. На астраханской земле не только калмыцкий народ почитает Цаган Сар. Идеалы добра и мира, светлые духовные начала, которые несёт этот праздник, разделяют многие национальности.
п. Лиман
В Центре культуры и досуга п. Лиман прошел праздничный концерт, посвященный калмыцкому празднику «Цаган Сар». В фойе Центра культуры и досуга были установлены празднично убранная кибитка, выставка национальных блюд и изделий прикладного искусства.
Девушки в калмыцких костюмах угощали зрителей калмыцким чаем, борцоками и сладостями.
В начале праздничного мероприятия анавес сцены открылся под звуки мелодии «Молитва». Чтение йорялей и горящие свечи-лампадки доступно раскрыли элементы начала празднования.
Далее эпическое начало продолжили девушки с ходаками «Приветствие».
Зрителей поздравил с праздником Глава МО «Рабочий поселок Лиман» Чернышов А.А.
Лирические песни вокального коллектива сменялись зажигательными танцами. Очень мило смотрелись на сцене самые маленькие начинающие артисты – это Альмина Мухараева и Темир Хазыков.
Музыкальные номера подарили зрителям солисты вокального коллектива Вера Мугушева, Надежда Убушаева, Ирина Му-Горяева. Участники драматического коллектива Светлана Нараева, Екатерина Мангутова, Карина Нактанова показали юмористическую сценку и прочли стихотворение поэтессы Боси Сангаджиевой «Калмыцкий чай».
с. Зензели
В фойе Дома культуры с. Зензели прошло заседание женского клуба «На огонёк», приуроченное празднованию Цаган Сара.
Всех желающих угощали ароматной джомбой, румяными борцоками, похожими на теплое весеннее Солнце. Исполнялись русские и калмыцкие народные песни и танцы. Деляша Манджиева исполнила песню «Хальмгтег» (Калмыцкая степь), «Маленькая страна». Художественный руководитель ДК с. Зензели Наталья Мангутова исполнила песни «Зальврн» (Молитва) и «Тэрлмуд» (Родня).
с. Проточное
В Доме культуры с. Проточное для жителей села работники культуры подготовили и провели праздничный концерт. Открыли концертную программу детская вокальная группа с песней «Цаган Сар».
Со словами поздравления выступил Глава администрации МО «Проточенский сельсовет» В.Ф. Печерин. Поздравила всех с праздником и жительница с. Проточное Л.М. Бальдяева. С дебютом выступили новые жители села Буриевы Азиза и Хуршеда с песнями на корейском и индийском языках. Зажгли своим танцем «Ишкимдык» Санганджиев Алтан и Манджиев Баир. Порадовала всех казахским танцем Мусаева Асель.
Также прозвучали новые песни в исполнении взрослой вокальной группы. Всем очень понравился танец «Таро» в исполнении Нарановой Амуланги.
На веселой ноте закончился праздничный концерт танцем «Шарка барка», исполненный детской хореографической группой.
с. Бударино
Час духовности «Праздник Цаган Сар» прошел в Доме культуры с. Бударино, подготовленный культработниками для учащихся Бударинской школы. В ходе мероприятия ведущая познакомила ребят с историей возникновения праздника, с проведением праздника в калмыцких семьях: подношение «дееж», произношения благопожеланий. Собравшимся предложили ароматный калмыцкий чай и борцоки. В течение мероприятия звучали калмыцкие песни.
с. Яр-Базар
В клубе с. Яр-Базар в честь калмыцкого праздника для жителей села прошли праздничные посиделки встречи весны. За накрытым столом гости не только угощались, но и весело проводили время, играя в различные игры: «Сюрприз», «Делай, как я», «Танцы с предметами», «Угадай кто ты» и др. С удовольствием танцевали гости не только «Шарка-Барка», «Товшур» и «Чичирдыг», но и «Ах, мамочка» и «Кадриль». «Встреча весны по-настоящему теплая!» - призналась, уходя, местная жительница Алевтина Бадма-Цереновна Осырова.
с. Заречное
В этот день в администрации муниципального образования «Новогеоргиевский сельсовет» было шумно и уютно, звучала калмыцкая музыка, всех присутствующих и гостей угощали калмыцким чаем и борцоками. Художественный руководитель Дома культуры с. Заречное Е. В. Очирова очень интересно рассказала о традициях и обычаях этого праздника и пожелала всем «Белой дороги».
с. Караванное
В с. Караванное на праздник Цаган-Сар были приглашены все жители села. Праздновали на улице Н.Сарангова, а задорная калмыцкая музыка звучала на все село. Ведущие на калмыцком и русском языках словами благопожеланий поздравили всех присутствующих с наступившей весной. Всех гостей поздравил Глава администрации МО «Караванненский сельсовет» С.Н. Колесников. Поздравления и пожелания чередовались с музыкальными номерами, звучали песни «Шарка-Барка» и «Молитва» в исполнении В. Орусовой.
Вокальная группа исполнила песню «Цаган-Сар» и частушки на калмыцком языке. В исполнении М. Сангаджиева прозвучала песня «Хонгрин ачнр». Своими выступлениями порадовали старшая и средняя танцевальная группа ансамбля «Торга», они танцевали девичий танец «Хаврин айс» и танец с хадаками.
Зрители не остались равнодушными и вместе с артистами пускались в пляс. Порадовали зрителей своими выступлениями ансамбль Дома культуры с. Караванное «Нареченька».
Зрители активно включились в праздник, С.Иргазиев исполнил песню «Городские цветы», В. Натырова - песню «Виноградная косточка» (в память репрессий калмыцкого народа). Еще долго не смолкала музыка, все были приглашены за праздничные столы.

Цели:

  • воспитывать толерантность, уважение к прошлому своего народа;
  • познакомить с историей возникновения праздников «Сабантуй» , «Рождество» , «Цаган – Сар» ;
  • в театрализованной форме донести до учащихся смысл и суть праздников;
  • развивать творческие навыки, умение работать в коллективе;
  • формировать чувство прекрасного, развивать речевые навыки.

Класс украшен празднично. На доске вывешено название мероприятия. На плакате написаны пословицы. Вывешены рисунки учащихся.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент.

  • Дети сидят справа и слева на стульях. Входят гости, рассаживаются. Воспитатель обращает внимание детей на гостей, просит с ними поздороваться.

2. Основная часть.

Воспитатель начинает занятие со стихотворения Алексея Маркова:

Время – это скульптор,
Лечит наши души.
Каждая минута
Строит или рушит.

Всё, что в жизни грезим, -
Радости и стоны, -
Скатятся в разрезе
Глаз насторожённых.

Нажитое нами -
Переходит детям.
Навсегда, на память –
Будущим столетьям.

Воспитатель:

Я не случайно прочла это стихотворение. Ведь тема нашего занятия называется . И сегодня у нас непростое занятие, а путешествие в страну Традиции, Обрядов и Обычаев.

С самого своего рождения человек слышит звуки своего родного языка. Язык отражает для человека культуру, созданную человеком, хранит для человека, передаёт от родителей детям.

Ребята, а как вы думаете, что такое обычай?

Ответы детей.

А кто из вас скажет, в какой области мы живём?

Ответы детей.

Правильно, в Астраханской области. Наша область многонациональная. Здесь живут и русские, и казахи, калмыки и татары, немцы и узбеки. И у каждого народа свои традиции и обычаи.

Издавна смена времён года отмечалась каждым народом особыми праздниками.

Ведь у каждого времени года своя красота, свои особенности. Зима дарит нам пышные снега, прозрачный лёд и бодрящие морозы. Весна радует звонкими капелями, ярким солнцем. На смену весне спешит ягодное, грибное, тёплое лето. А затем всех одарит и накормит щедрая осень.

В праздничные дни пелись песни, разыгрывались игры и конкурсы. Сегодня мы узнаем, как проводили свои праздники русские, татары и калмыки. И вот, что нам расскажет о русских традициях празднования Утибаев Каир.

Каир: Год начинался с праздника Рождества. Семья собиралась за праздничным столом. На столе должно быть много угощенья. Было заведено принимать за столом нищих. Обычай обходить дома с поздравительными песнями назывался – Колядки. В этих песнях хозяевам желали богатого урожая в новом году, здоровья, хорошего приплода скота. Ребятишкам подавали в окошко, припасённые заранее конфеты, орехи, печенье, иногда деньги. После обхода собирались в чьей – нибудь избе, высыпали угощенье на стол и вместе лакомились.

Воспитатель:

Молодец! А после долгой, вьюжной зимы, с каким нетерпением и взрослые, и дети ждали тёплую весну – Красну. Масленицу справляли весело, шумно. Всю неделю ходили, друг другу в гости, пекли блины. Подавали их с мёдом, вареньем. Эту неделю называли обжорной. Делали куклу из соломы и в воскресенье несли её на лёд и жгли. Когда костёр догорал, тогда рубили прорубь и пепел сбрасывали в воду.

Последний день Масленицы – Прощённое воскресенье. В этот день все просили друг у друга прощения.

Был такой обычай в конце зимы звать и кликать весну. В этот день пекли из теста птиц: куликов, грачиков, жаворонков. Дети сажали фигурки птиц на шесты, подбрасывали вверх и пели песни – заклички. В них просили птиц принести ключи – замкнуть зиму и отомкнуть весну. Сейчас мы вам покажем эту сказку.

3. Инсценировка сказки «Как весна зиму поборола» .

Действующие лица:

Машенька - Мехрангез
Солнце - Галя
Зима – Сивиль
Весна – Мадина

Воспитатель: Жила – была в одном селе девочка Машенька. Сидела она под окном, вязала и приговаривала:

Машенька:

Когда Весна придёт, когда снега потают, вода разольётся по лужам, напеку куликов и жаворонков. С подружками пойду Весну встречать, кликать – звать.

Воспитатель:

Ждёт Маша весну тёплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима – то и не уходит, всё морозы куёт, надоела всем. Что делать? Беда! Надумала Маша идти Весну искать. Пришла она в поле, села на горку и зовёт Солнце.

Машенька: Солнышко, солнышко,
Красное вёдрышко,
Выгляни из - за горы!
Воспитатель: Выглянуло Солнце из - за горы, Маша и спрашивает.

Машенька: Видело ли ты, Солнышко, красну Весну, встретило ли ты свою сестру?

Солнце: Не встретило я Весну, а видело старую Зиму, видело, как она от Весны ушла, от красной бежала, В мешке стужу несла. Сама оступилась, под гору покатилось. Да вот в вашем селе осталась, уходить не хочет. А Весна про это не знает. Иди Машенька за мной, как увидишь лес, там и ищи Весну. Зови её в свои края.

Воспитатель: Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится, туда и она идёт. Ходила, ходила, да и заблудилась. Села на пенёк, отдохнуть, вдруг видит – Лебедь – белая. Та Лебедь была Весна. Стала тут Машенька Весну кликать – звать:

Машенька: Ой, Весна, Весна, добра Матушка! Ты иди в наши края. Старая Зима не уходит, всё морозы куёт!

Весна: Ой, здорова, будь,
Зима снежная.
Зима: Бью челом тебе,
Весна тёплая,

Расскажи мне без утайки
Почему тебя величают все
Меня, Зимушку,
Проклинают все?

Весна: Потому что ты
Больно лютая, и холодная
И голодная,
Я же тёплая и приветливая.

Все поля и луга орошаю я.
Побыла ты, зима,
В гостях у людей
Не пора ли тебе

Уходить из гостей?

Воспитатель: Взяла Весна Золотые Ключи и замкнула Зиму лютую. Так Весна Зиму поборола! А Машенька пошла домой.

Ребята, кто помог Весне Зиму побороть?

Ответы детей.

Воспитатель: Все народы праздновали пробуждение природы от зимнего сна. Вот и татары встречали весну древним праздником – Сабантуй. Считалось, что, чем веселее и радостнее празднуется Сабантуй, тем щедрее будет к людям природа. Более подробно об этом нам расскажет Мадина Кумарова.

Мадина:

К празднику готовились заранее, весь год. Шили новые платья, вышивали платки и полотенца. В парке ставили печи для плова. Накрывали столы с национальными блюдами: чак – чаком, кайнарами. Детей катали на красочно украшенной телеге, запряжённой лошадью.

Старейшина читал молитву, после этого начинали Сабантуй.

Воспитатель: Спасибо. А каких только конкурсов и игр не проволдилось на Сабантуе. Вот одна из игр «Съешь булку» .

Проведение игры.

Условия: На верёвку нанизывали сдобные булки, натягивали верёвку над землёй. Участникам завязывали руки и по команде каждый участник начинал есть булку. Кто быстрее съест, тот и станет победителем.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю разгадать загадки:

1. Сшили из чёрной кожи,
в них теперь ходить мы можем.
и на слякотной дороге
не промокнут наши ноги.

2. Боярин зодчих пригласил.
Дворец построить он решил.
И в нём с семейством проживать.
Как тот боярский дом назвать?

3. Что это за паренёк
В золотой рубашке.
Разливает кипяток
В голубые чашки?

Разливает кипяток,
Приглашает на чаёк.

4. Раздался колокольный звон,
о празднике вещает он.
Что
Христиане отмечают,

друг друга мёдом угощают?
Бывает яблочный, и
медовый?

5. Из большой свеклы родился
И в кристаллик превратился,
Насыпай скорее в чай
Что же это? Отвечай!

Воспитатель: Следующий праздник, о котором нам расскажет Мехрангез Курбонова, называется «Цаган – Сар» . Его проводят калмыки в последний день марта. Этот день считается радостным, все поздравляют друг друга, желают счастья, удачи. Люди в этот день надевают свои красивые наряды, накрывают столы. Итак, слушаем Мехрангез.

Мехрангез: Перед праздником Цаган – Сар в каждой семье открывали все свои сундуки и вывешивали самую красивую и яркую одежду. Затем их закрывали и ставили друг на друга. Резали баранов и жарили борцоки. На празднике поют песни.

Воспитатель: А история возникновения праздника такая. «В давние времена Кумсе – по калмыцки чудовище, издевался над людьми, убивал их. Люди боролись с ним, но бесполезно. Наконец, самая смелая дочь одного из богов выходит замуж за чудовище. У них родился сын. Мать часто била, щипала ребёнка, доводила до слёз. Чудовище однажды спросил, почему ребёнок так часто плачет, на что мать ответила, что он хочет знать место нахождения души чудовища.

И чудовище ради своего сына открыло тайну, где же находится его душа. Она у него закрыта глубоко в земле, в трёх чемоданах. И только в самом нижнем чемодане, в яйце находится его душа.

Улучив момент, жена нашла это место. Достала она первый чемодан, открыла его. Чудовище жив. Достаёт второй чемодан, открывает его. Чудовище жив. С великим трудом она открыла третий чемодан, открывает его, достаёт яйцо и разбивает его. В это же мгновенье погибает чудовище.

Сложив, тело страшилища на лошадь, она рано утром приходит к Богам. Боги благословили этот мужественный поступок, люди поздравили друг друга с освобождением от чудовища и назвали этот день «Цаган» - т.е. светлый.

4. Физкультминутка.

А сейчас, ребята, я предлагаю сыграть в игру «Зеркало» , которая проводилась на празднике «Цаган – Сар» . Выбирают ведущего, он встаёт перед ребятами и показывает движения, а вы должны их повторять под музыку. В конце водим хоровод.

5. Воспитатель: Молодцы, ребята. Обратите внимание, на плакате написаны пословицы. Как вы их понимаете?

  1. В каком народе живёшь, того обычая и держись.
  2. Живёшь не с тем, с кем родишься, а с тем с кем сдружишься.
  3. Праздник придёт – гостей приведёт.
  4. Живи в Риме по – римски, а в Киеве по – киевски.

Подвести детей

6. Воспитатель: А сейчас ансамбль «Весёлые матрёшки» споют нам частушки.

Частушки

Заиграй –ка, балалайка,
Балалайка – три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны!

Нам недавно предложили
Цирк казанский посмотреть.
Мы уж было согласились,
Но частушки надо петь.

Ветер дует, ветер дует,
Ветерочка не унять,
Лапти новые надену –
Побегу Весну встречать!

Раньше знали, что коса –
Это девичья краса,
А теперь у всех девчат
Космы клочьями стоят.

Ух, ты, Злющая Зима,
Уходить тебе пора!
Налетим со всех сторон
И тебя прогоним вон!

Слышан плач на этажах
Трудная задачка:
У кого в трёх волосах
Запуталась жвачка?

У соседки Галеньки -
Косы очень маленьки.
Сивку – Бурку постригу,
Ей косичку заплету.

Если ты – моя подруга,
Из несчастья вызволи:
Подними скорее руку,
Чтоб меня не вызвали.

Расцвели цветочки наши,
Как ромашки на лугу,
Ну, а песни распеваем
Словно пташечки в саду.

Хватит реки льдом ковать!
Лес морозить: птиц пугать!
Приходи, Весна, скорей-
Зажурчит опять ручей!

Скоро – скоро снег растает,
Вся земля согреется,
Убирайтесь, Вьюга злая,
Да Пурга с Метелицей!

7. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? О каких праздниках вы узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: А закончить наше занятие мне хотелось бы словами одного старейшего жителя нашего района: «Судьба нашего народа трудна, но у нас есть праздники, они веселы и радостны. Народ наш не затеряется, так как у нас есть молодые, которые сохранят наши традиции и обычаи, есть пожилые люди, которые укажут молодым путь!»

Воспитатель: Ну, вот и наше путешествие закончилось и нам пора вернуться в школу. Спасибо всем! До свидания!

Наталья Ванькаева
Развлечение «Цаган Сар - Белый месяц» (старшая группа)

Развлечение «Цаган Сар – Белый месяц » . Старшая группа 2015 г . Воспитатель : Ванькаева Н. Б.

Цель : Прививать любовь к родному краю, «Свист суслика» , повысить экологическую грамотность детей, познакомить со стихотворениями калмыцких поэтов, «Легендой о тюльпане» , вызвать чувство восхищения степным цветком.

Материалы и оборудование : ТСО – музыкальный центр, СД диски, фотопортреты сусликов, искусственные цветы, атрибуты для подвижных игр (колокольчики, герлыги, мягкие модули, праздничное угощение.

Гости : преподаватель музыкальной школы Хечиева Н. Я., ученицы музыкальной школы, первоклассницы – выпускницы нашего детского сада, родители.

Под ритмичную музыку, дети в калмыцких национальных костюмах, в ритме танца входят в зал.

Рассаживаются на стульчики напротив друг друга. Две команды : «Красный тюльпан» , «Желтый тюльпан» (эмблемы закреплены у детей на груди)

Ведущий : Пусть живут люди в спокойствии и благоденствии!

Будем праздновать все вместе Цаган Сар .

Будем приветствовать друг друга «Менде!»

Пусть все задуманное вами осуществится.

Встретимся в этот праздничный день Цаган Сара ,

Когда земля уже оттаяла после зимы!

Ведущий : Цаган Сар – один из самых любимых национальных праздников калмыцкого народа. Издревле калмыки почитали его, как праздник наступления весны, пробуждения природы.

С наступлением весны у животноводов заканчивалась трудная зимовка, появлялась зеленая трава, а значит можно выгонять скот на пастьбу. У калмыков существует предание, что природа подает знак о наступлении весны – появлением из норки суслика.

Под музыку П. Чонкушова «Степь» , мальчики исполняют танец «Суслики» .

После танца входит «Цаган Сар » (И. С.) .

Ведущий : Кто ты прекрасная незнакомка?

Цаган Сар : Меня зовут Цаган Сар ! Мендут!

В какую чудесную страну позвали меня мои друзья суслики! Сколько здесь расцвело прекрасных тюльпанов.

(йорель)

Ведущий : Да, Цаган Сар , тюльпаны – это ребята из нашего детского сада «Алтн Булг» , их родители и наши гости, собрались, чтобы встретить с тобой этот замечательный праздник.

Дети : йорель Дарина

Ведущий : Предлагаю всем вместе спеть песню посвященную тебе Цаган Сар . (Гости нашего праздника (ученицы музыкальной школы) играют на домбре народном музыкальном инструменте)

(Под аккомпанемент домбры все поют песню Цаган Сар )

Цаган Сар : проводит викторину «Цаган Сар – Белый месяц »

1. Как переводится на русский язык Цаган Сар ? (белый , счастливый месяц )

2. Сколько времени длится этот праздник? (1 месяц )

3. Как нужно встречать Цаган Сар ?

4. Нужно ли ходить в гости?

5. Какие праздничные блюда готовят?

6. Какую одежду нужно одевать?

7. В какую щечку должна поцеловать мама своего ребенка, и что при этом сказать?

8. Какие виды борцоков вы знаете?

(цельвиг, хорха, хен)

Ведущий : Голова барана символизирует – много овец во дворе. А, как называют детенышей овцы? (Ягнята)

Ведущий : предлагаю игру «Загони ягнят в кашару» .

Дети : йорель

Цаган Сар : О, какие вы хозяйственные! Молодцы!

Степь калмыцкая весной

Как зеленый океан.

Словно в дымке голубой

В ней качается тюльпан.

Приглашаю девочек красавиц станцевать со мной «Танец с тюльпанами» .

Танец «Девичий с тюльпанами»

Дети : йорель

Ведущий : Сегодня на нашем празднике гости – выпускницы детского сада. Они совсем недавно учатся в школе, но уже очень многому научились! Для всех нас они споют песни :

«Песня про борцоки» ,

Ведущий : Большое спасибо вам наши юные артисты!

Ведущий : А еще в этот весенний праздник кочевники любили играть в игру «Мёнгн бюсе» .

Цаган Сар : Какие вы ловкие и быстрые!

Но, что-то наши гости заскучали. Они хотят нас веселить. Играть на домбре – попурри.

Ведущий : Цаган Сар , а что у тебя в кисете?

Цаган Сар : Это волшебный кисет, в нем загадки – задания «Назови на калмыцком языке» (играют дети и взрослые)

Ведущий : отгадайте загадки-

Сижу верхом,

Не знаю на ком,

Знакомца встречу,

Соскочу - привечу (Шапка)

Кто-то свяжет, кто сошьёт,

Ту, что на голове живёт,

И в мороз не заменима,

Уши вам согреет в зиму. (Шапка.)

Простудиться не хотите -

Наседку теплую купите :

Хоть погода будет зябка,

Голову согреет. (Шапка) .

Ведущий : Предлагаю поиграть в игру «Ну, ребята не зевайте шапочку передавайте!» (с родителями)

Ведущий : Слово для поздравления предоставляется родителям!

Цаган Сар : Народные гулянья, яркие действия, которыми сопровождается этот праздник, не оставляют никого равнодушным, дарят улыбки и тепло.

Танец «Алтнбулыгский перепляс»

Ведущий : слово берут гости

Игра «Альчики»

Цаган Сар : благодарит команды и всех за участие, вручает пакеты с угощением.

Цаган Сар :

Желаем вам осуществления самых заветных мечтаний, благополучия в доме, здоровья, бодрости духа, оптимизма, энергии и весеннего настроения!

Ведущий :

Пусть расцветает степь моя

Под солнца добрыми лучами,

Цвети, благоухай, Калмыкия моя,

Пусть в Вашей жизни будет больше положительных эмоций, радости и счастья!

Ведущий : Приглашаем всех к праздничному столу!

Чаепитие с родителями в группе .

Публикации по теме:

«Лето». Отчет о летней оздоровительной работе на 2015 год (старшая группа) Лето - удивительное время года, когда дети могут вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период много времени дети проводят на свежем.

Снег - это смех, радость, веселые игры. Оформление зимних участков - работа непростая, требующая больших физических затрат. Каждая снежная.

НОД по ознакомлению с окружающим миром и аппликации «2015-й - год 85-летия Слюдянского района» (старшая группа) Предварительная работа: Беседа о Слюдянском районе, о посёлке Култук, просмотр фотографии город Слюдянка. Программное содержание: Закрепить.

В октябре месяце наши дети узнали много нового, сходили в выставочный зал, участвовали в утреннике, посвященному «Дню пожилого человека»,.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Детский дом №1» г. Астрахани
Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

(2012 – 2013 уч.год)
Номинация конкурса: организация досуга и внеклассной деятельности .
Автор работы: воспитатель Горшунова Надежда Владимировна
Сценарий мероприятия на тему:
«Обычаи и традиции Астраханского народа»
Цель:


  • знакомство с национальной культурой области, основными праздниками города;

  • воспитание патриотизма на примере гордости за свой край и народ, эстетической культуры и толерантности;

  • развитие творческих способностей детей и повышение их самооценки.

Место проведение разбито на секции, каждая заполнена атрибутами данной национальности(элементы костюма, бытовая утварь, народные промыслы.) Подготовлена презентация.

Ход занятия.

Ведущий:

Сегодня наше занятие посвящено теме «Обычаи и традиции Астраханского народа»

Мы познакомимся с основными праздниками народов Астрахани и традициями народа. Но сначала мы узнаем что обозначают слова «обычай» и «традиция»

Обычай - укоренившееся, повторяющееся с давних пор в каком-либо обществе, действие…

Традиция (от лат. Traditio - передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени…

Какие национальности проживают в Астрахани?

Большинство населения области (70 %) составляют русские. Второй по численности народ - казахи (14,3 %), Астраханская область является историческим местом проживания казахов, это самая крупная казахская община по субъектам федерации. Астраханская область является историческим местом проживания также и татар (включая астраханских и юртовых говорящих на отдельных диалектах) (7 %), ногайцев (в большинстве карагашей) и туркмен.
Численность в 2002 году, тыс. человек

Русские 700 561 (70,0 %)

Казахи 142 633 (14,3 %)

Татары 70 590 (7,0 %)

Украинцы 12 605 (1,2 %)

Чеченцы 10 019 (1 %)

Азербайджанцы 8 215 (0,8 %)

Калмыки 7 165 (0,7 %)

Армяне 6 309 (0,64 %)

Ногайцы 4 570 (0,45 %)

Цыгане 4 331

Аварцы 4 218

Лезгины 3 646

Даргинцы 3 550

Лица, не указавшие национальность 2 963

Белорусы 2 651

Туркмены 2 154

Корейцы 2 072

Астраханские татары 1 980

Немцы 1 389

Кумыки 1 356

Грузины 1 212

Чуваши 1 171

Турки 1 128

Узбеки 1 030

Евреи 1 011

Задачи сохранения традиционной культуры тесно смыкаются с проблемами возрождения национальных культур. Имеются областные национально-культурные общества(НКО), которых в области к началу 2010 года насчитывалось более 30 (казахское общество - «Жолдастык, татарское - «Дуслык», туркменское - «Ватан», узбекское - «Узбекистон», азербайджанское - «Азербайджан», турецкое - «Айдын», армянское - «Арев», дагестанское - «Дагестан», калмыцкое - «Хальмг», немецкая автономия «Айнхайт», молодежный центр ногайской культуры «Эдиге и др.).
В Астрахани проводятся традиционные областные праздники и фестивали, таких как татарский «Сабантуй», калмыцкий «Цаган Сар», тюрко-иранский «Навруз/Наурыз» и др. С 1992 г. Стали проводиться дни тюркского просветителя А.Х.-Ш. Джанибекова «Джанибековские чтения», с 2010 года «Бирюковские чтения» в память атамана Астраханского казачьего войска И.А. Бирюкова, а также мероприятия в честь узбекского просветителя Алишера Навои. В начале 90-х годов проводились областные смотры-конкурсы детского казахского («Анче балапандар»), ногайского («Шешекейлер») и татарского («Яна исемнер») творчества.
Масленица - праздник, сохранившийся с языческих времен. Отмечается в течение недели перед Великим постом. Обычай праздновать масленицу берёт своё начало с древнейших времён - с греческих и римских вакханалий. Славяне-язычники тоже справляли в этот период весенний праздник - встречу весны и проводы зимы. В народе масленица всегда была весёлой порой. Считалось, что тот, кто откажется её праздновать, будет жить «в горькой беде и худо кончит».
(Сценка из праздника Масленицы)
Возникший задолго до рождения ислама, праздник Наурыз олицетворяет собой весеннее пробуждение природы, ее обновление. По старому поверью в дни весеннего равноденствия, когда Солнце входит в созвездие Овна, мир сотворяется заново и для восточных народов наступает Новый год.В Астрахани Наурыз приобрел статус областного праздника, и ежегодно с 1998 года проводится в центральном парке культуры и отдыха «Аркадия», где по сложившейся традиции, представителями областных национальных культурных обществ в один из апрельских дней устанавливают красочные национальные юрты.В их будет десять, и каждая из них будет иметь свой национальный колорит, свое смысловое и содержательное наполнение (иранская, казахская, туркменская, азербайджанская, турецкая, татарская, таджикская, ногайская, дагестанская, узбекская). Древняя культура народа – кочевника, быт, обычай, природа, песни, легенды, эпос, искусство умельцев, ювелиров стали источником творческого вдохновения Курмангазы.

(Звучит запись – “Воспоминания Савищева”

композитора Курмангазы Сагырбаева)

В этот день астраханцы и гости праздника увидят представленные каждым народом национальные блюда, предметы быта и изделия декоративно-прикладного искусства. Официально Навруз просто национальный праздник. И он уже давно потерял свой религиозный характер, как праздник огнепоклонников. До начала праздника в каждом доме наводился порядок, в аулах и селениях чистили колодцы, арыки, сажали деревья, цветы, ремонтировали и обновляли огородный инвентарь и т.д. Считается, что когда Навруз входит в убранный чистый дом, к хорошему хозяину, болезни, неудачи и невзгоды обходят его стороной. В канун самого праздника в каждой семье накрывали дастархан – скатерть с различными яствами. Для угощений соседей, родственников готовились традиционные праздничные национальные блюда – плов, шашлык, отварной горох, сумалак и т.д. В этот день люди прощают старые обиды, помогают нуждающимся в милосердии.

(Казахский танец в исполнении детей)

У астраханских татар большой праздник Весны носил название – Амиль. Этот праздник также не был связан с мусульманскими религиозными ритуалами. Праздник обычно начинался в центре города и постоянно передвигался к окраинам, а затем от села к селу. Люди приветствовали друг друга рукопожатием обеих рук. На праздничном столе в этот день в каждой татарской семье подавали блюда с тыквой и рисом: плов, пирожки – «кубак бурек». Молодежь участвовала в традиционных состязаниях по скачкам – «ят ярыш», борьбе – «куряш». Состязались молодые люди и в лазанье по высокому шесту – «алтын кабак», и тот, кто становился обладателем заветной монетки, укрепленной на верхушке столба, получал главный приз – обычно барана. До вечера ученики (шакирды) ходили по домам, радуя хозяев песнями, за что получали кто деньги, кто угощения.

(Состязания в борьбе и битве мешками на бревне)

"Сабантуй"

(От тюркского «сабан» - плуг и «туй» - праздник, праздник у татар и башкир, после окончания весенних полевых работ»)

История Сабантуя такая же древняя, как и сам татарский (булгарский) народ. Уже за две недели до праздника начинался сбор подарков для победителей, подготовка к празднику. "Скакун заранее чует приближение сабантуя", - говорит татарская поговорка. Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - корэш и, конечно, конные скачки, воспетые в стихах и песнях, вызывающие восхищение и восторг - украшение татарского праздника. Начала праздника Сабантуй уходят в глубину веков, и первоначально он назывался «секен» – обряд с куриными яйцами (символ плодородия). Суть его заключалась в следующем: яйца надо было достать из сосуда с густой сметаной без помощи рук. Другие элементы праздника приобрели молодецкий, удалой характер как то: лазание по шесту (ранее символ солнца), скачки и джигитовка, характерная тюркская борьба на поясах – «куреш», а также песни, танцы и угощение национальными блюдами, приезд многочисленных гостей.
«ЦАГАН САР НА АСТРАХАНСКОЙ ЗЕМЛЕ»
«Цаган Сар» - один из самых лучших калмыцких праздников. О его истории говорят по-разному: он имеет множество легенд и преданий. Существует мнение, что буддисты всего мира отмечают его с той поры, когда Великий Будда, обретя просветление, полностью опроверг в споре шестерых лжеучителей и явил народу чудеса. А по народным преданиям калмыки праздную Цаган Сар еще и как победу легендарной девы Галл-Окон-Тенгри над племенем жестоких и коварных великанов – мангусов, олицетворяющих силу зла.

Цаган Сар предвещал начало весны . Поэтому, во время праздника калмыки, встречаясь, здороваются, а потом спрашивают: «Хорошо ли перезимовали?». «Да, перезимовали хорошо», - обычно отвечают.И хотя зима еще не взяла бразды правления в свои руки, в Астраханской области на гостеприимной лиманской земле с приходом Цаган Сара 12 февраля встретили весну и вспомнили традиции, заложенные нашими предками. Вот некоторые из них:Исстари все готовились к встрече праздника: делали генеральную уборку в доме, шили или покупали новую одежду, выбирали жирного барана, варили мясо, все вещи стирали. В канун праздника женщины мыли голову, расчесывали волосы и одевали шиврлг (чехлы для волос). Надевали рубашки с белым воротником. Перед праздником Цаган Сар хозяйка дома, сделав борцоки, перебирала четки, потому что этот день называется «Мацг одр» -день молитв, очищения, последний день зимы.

Рано утром, в день Цаган Сар, хозяйка дома варит калмыцкий чай. Пока чай закипит, она открывает сундук, достает новую одежду и вешает на заранее натянутую веревку. Таков был обычай - один раз в год выветривать одежду. Утром, когда просыпается вся семья, мать зовет к себе детей и целует их в правую щечку, произнося при этом: «Будь счастлив(а), живи долго, в следующем году я тебя поцелую в левую щечку». Приходит следующий год. Она опять произносит те же слова. В этих словах заключается мудрость народа: благополучно прожить год, и вновь поздравить друг друга. Желали друг другу здоровья и счастья.

Важным моментом праздника было приготовление национального мучного блюда - борцоков. Их готовили из сдобного теста и жарили в кипящем жиру. Форма борцоков имела глубокое значение. Борцоки «хуц», вылепленные в виде фигурки барана, означали пожелания большого приплода; «кит» - напоминала часть конских внутренностей, «овртя тохш» - символизировали крупный рогатый скот, «мошкур» - крученные, напоминали бараньи внутренности, символизирующие «узел счастья», «цацл» - кисть, символ кисти на головном уборе калмыков.
Традиционный "День воблы"

В Астрахани - большой праздник. Традиционный "День воблы" отмечается уже в 15-й раз. На него приходят целыми семьями. Многие - с удочками, в надежде поймать так любимую в этом городе рыбу. На набережной Волги устроили соревнование. Участники съехались со всей России со своими снастями и приманками.

Игра: « Поймай рыбку»

Дети с помощью удочки на магните ловят рыбки. Кто больше и быстрее.
День рыбака

Во второе воскресенье июля в России традиционно отмечают День рыбака.

на набережной реки Волги состоится ставший уже традиционным «Фестиваль ухи», в котором примут участие представители из всех районов области. Региональное агентство по рыболовству подготовило шоу-соревнование «Ловись, рыбка!», участникам которого предложат с голыми руками погоняться за рыбой, выпущенной в городской фонтан. На главной сцене в это же время пройдёт международный фестиваль народного творчества «Живая вода - 2012». Закончится вечер праздничным концертом с участием астраханских солистов.

(Сценка «Нептун в гостях у рыбаков»)

Свадебные традиции.

Одним из самых романтических мест в Астрахани является мост влюбленных. Небольшой мостик, протягивающийся от одного берега реки Кутум до другого, в последние годы стал популярным местом влюбленных.

Резные столбы и лавочки в пушкинском стиле смотрятся весьма привлекательно, а с моста влюбленных открывается невероятный вид на Красную набережную. До появления моста среди молодоженов повелась традиция завязывать ленточку на ветке одной из берез, росших на площади. Спустя время березка не выдержала такого «ленточного гнета» и погибла: стали завязывать узелки на рядом стоящей березе, но и она не выдержала такого наступления. Во избежание исчезновения астраханских берез было решено подарить влюбленным один из мостов Астрахани. Позднее в 2005 году рядом с аркой на мосту влюбленных в Астрахани было установлено металлическое дерево, сделанное под бронзу, на которое и стали вешать заветные ленточки семейного благополучия.

Потом появилась еще одна традиция, пришедшая к нам из европейских и прибалтийских стран – вешать замок, олицетворяющий крепкую и счастливую семейную жизнь. В Москве и Санкт-Петербурге с такой оригинальной свадебной традицией борются давно: администрация, считая, что замки влюбленных портят внешний вид моста, безжалостно срезают груды громоздкого железа. В Астрахани с подобным начали бороться совсем недавно. Еще в 2006 году замки не висели, но спустя 5 лет на мосту влюбленных их скопилось огромное количество: буквально каждый сантиметр ограждений занят замком с романтической надписью. Однако, несмотря на споры между влюбленными и городской администрацией, мост влюбленных в Астрахани не перестает быть одним из самых красивых и излюбленных мест влюбленных пар.

Лебединное озеро

Братский садик, ДК Каспийской Флотилии.
День города

Любимый горожанами праздник, который в этом году решили провести в теплом сентябре, астраханцы отмечали два дня. Народные гулянья проходили в городских районах. Детские и спортивные игры, конкурсы, концерты с выступлениями творческих коллективов города – в каждом районе Астрахани было организовано по несколько площадок, где астраханцы могли весело провести время. Основное торжество развернулось в парке культуры и отдыха «Аркадия». Здесь гости праздника наблюдали настоящее чудо из песка. Фестиваль «Песчаная скульптура Понизовья» прошел в Астрахани впервые. В нем приняли участие ученики астраханских художественных школ. Многие из них работали с песком впервые, им помогли художники из Санкт-Петербурга, которых специально пригласили на День города. Всего астраханцами и питерцами было создано 12 песчаных фигур во главе с трехметровым «Черномором».

В этот же субботний день в честь Дня города прошел Крестный ход, который завершился в Кремле. Здесь же у Успенского собора казаки торжественно приняли присягу. В казаки в этот день посвятили и мэра Астрахани Михаила Столярова, который является потомственным представителем православного сообщества.

Ближе к вечеру в сквере Ульяновых на площади Октябрьская устроили рыцарский турнир. Представители обществ исторической реконструкции продемонстрировали зрителям рыцарский бой в настоящих доспехах.
На второй день праздника Астрахани горожан ожидали вкусные угощенья. На площади Ленина прошел фестиваль Астраханского арбуза, где астраханцы смогли увидеть вкусные ягоды самых необычных форм и размеров. Гости праздника могли попробовать необычные арбузные коктейли и полюбоваться на диковинные узоры, которые вырезали на арбузах мастера по карвингу. Два других вкусных фестиваля мэрия астрахани провела на набережной Волги. Здесь под звуки народных песен можно было попробовать самых разных видов астраханской ухи, которую готовили для гостей праздника районы города и области. Самой вкусной по признанию конкурсного жюри стала уха, приготовленная Кировским районом. А после все желающие могли попробовать различные виды чая. Русские, казахи, татары, армяне, чеченцы, азербайджанцы, ногайцы, узбеки и калмыки – представители самых разных национальностей, которые в мире и дружбе проживают на территории Астрахани сотни лет, приготовили угощения и чай, согласно своим традициям.

Ведущий подводит итог и приглашает гостей на экскурсию

Гости приглашаются за столы, где дети вместе с воспитателем приготовили угощения и чай, согласно своим национальным традициям.
Приложение№1

Под музыку входит царь Нептун, совершает круг почета и садится на трон.

Нептун.

Гордый я морей властитель,
Рыб, дельфинов повелитель.
Мой дворец на дне морском
Весь усыпан янтарем.
Поздравляю вас с праздником Нептуна!
Желаю вам попутного ветра,
Семь футов под килем и
Обойти все морские рифы!

Под музыку входят русалки.

Нептун.
Что ты невеселы, вы сегодня? Не обидел ли кто вас? Только скажите. Я все царство морское переверну вверх дном. Найду обидчика и наказать его велю.

русалка.

Не надо, никого искать и царство морское вверх дном переворачивать. Не обижал нас никто и вреда никто не причинял.

Нептун.

Поделись же, красавица, со мной своим горем. Отчего грустишь? Расскажи, может я смогу тебе помочь.

русалка.

Ах, батюшка царь. И сказать-то совестно. Давно я не видала как веселятся люди, хотелось бы поглядеть.

Нептун.

Ну, это не трудно. Смотри (исполняется танец «Морячка»)

Нептун.

Долго мы не можем находиться без воды. Прощайте! Нам пора, а вы продолжайте веселиться. (Уходят