Пропорции тела ребенка 8 месяцев. Физическое развитие маленького ребенка в течение первого полугода жизни

Характерной особенностью процесса роста детского организма является его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением.

Динамика роста девочек и мальчиков с возрастом

Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания, т.е. в 11-15 лет. Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75-80 см, т.е. увеличивается более чем на 50% ; масса тела за год утраивается – при рождении ребенка она равна в среднем 3,0-3,2 кг, а к концу года – 9,5-10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5-2 кг с увеличением длины тела на 4,0-5,0 см.

Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7-8 и даже 10 см. Причем в 11-12 лет девочки растут наиболее активно (рис.1) и несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания.

Рис. 1. Динамика роста девочек с возрастом

Усиленный рост мальчиков отмечается в 13-14 лет (рис.2), и с 14-15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.

Рис. 2. Динамика роста мальчиков с возрастом

Пропорции тела с возрастом

Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища – в 3 раза, длина руки – в 4 раза, длина ноги – в 5 раз. Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой.

Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища, у ребенка 2 лет – 1/5, 6 лет – 1/6, 12 лет – 1/7 и у взрослых – 1/8. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До начала периода полового созревания (предпубертатный период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек.

Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 лет до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде – за счет роста туловища.

Кривые роста отдельных частей тела, а также многих органов в основном совпадают с кривой роста длины тела. Однако некоторые органы и части тела имеют другой тип роста. Например, рост половых органов происходит усиленно в период полового созревания, рост лимфатической ткани к этому периоду заканчивается. Размеры головы у детей 4 лет достигает 75-90 % от величины головы взрослого человека. Другие части скелета и после 4 лет продолжают интенсивно расти.

Неравномерность роста – приспособление, выработанное эволюцией. Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста в последующие годы обусловлено проявлением активных процессов дифференцирования органов, тканей, клеток.

Малыш растет и развивается с каждым днем и родителям очень важно понимать, что именно происходит с его организмом, а также знать, какие существуют нормы развития в определенном возрасте, чтобы вовремя обратить внимание на возникающие проблемы.

Сегодня мы хотим поговорить о нормах физиологического развития малыша , ведь если в первые три года ребенка скорость роста и набора веса может быть неравномерна и кардинально зависеть от индивидуальных особенностей, то после трех лет показатели прибавки роста и веса достаточно стабильны и предсказуемы.

Рост и вес ребенка

Средний рост ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет обычно вычисляется по формулам:

  • 100 см - 8 (4 - n) для детей младше четырех лет,
  • 100 см + 6 (л - 4) для детей старше четырех лет.

В этой формуле значение n - это возраст ребенка, а 100 см. - примерный рост четырехлетнего карапуза.

Исходя из формулы, примерный рост трехлетнего ребенка приблизительно равняется 92 см., пятилетнего - 106 см., а шестилетнего - 112 см.

Масса тела ребенка ежегодно увеличивается неравномерно: в 3 года прибавка в весе составляет 1,0 - 1,3кг., а в шесть-семь лет - 2,2-2,5 кг.

Насколько масса тела вашего малыша соответствует общепринятым нормам можно вычислить по формуле: 19 - 2 (5 - n), где n - возраст ребенка.

Исходя из этой формулы, в три года ребенок должен весить около 15-16 кг, в четыре - 16-17 кг, в пять лет - 17-18 кг. Формула верна только для детей в возрасте до 5-ти лет, после пяти массу теля ребенка можно рассчитать по формуле 19 + 3 (n - 5), где n - количество лет. Исходя из подсчета по этой формуле, в 6 лет ребенок в среднем должен весить 20-21 кг.

Окружность головы, пропорции тела

Одним из важных признаков здорового развития является окружность головы ребенка . После года изменение размера головы ребенка сильно замедляется. За второй год жизни, малыши, как правило, прибавляют лишь 1,5-2 см, за третий год - 1-1,5 см.

Показатель окружности головы также можно рассчитать по формуле:

  • 50 см. - 1 (n) для ребенка младше 5-ти лет;
  • 50 см. + 0,6 (n ) для ребенка старше пяти лет.

Переменная n в этой формуле - возраст ребенка, а 50 см. - окружность головы пятилетнего ребенка.

Таким образом, согласно формуле, примерная окружность головы у малыша в составляет в среднем 47-48 см., в четыре - лишь 48-49 см., в пять - 49-50 см., а в шесть лет - уже 50,6 см.

Норматив окружности грудной клетки отражает формула: 63 см. - 1,5 (10 - n), где n - возраст ребенка, а 63 см. - средняя окружность груди у ребенка в 10 лет. Исходя из этой формулы, окружность груди у трехлетнего ребенка приблизительно равняется 52,5 см., у четырехлетнего это уже 54 см., в пять лет она составляет 55,5 см., в шесть лет - 57 см.

У детей от 3-х до 6-ти лет руки и ноги растут значительно быстрее, чем туловище. Приблизительно к 6-7 годам обычно длина тела ребенка увеличивается примерно в 2 раза или чуть-чуть больше, длина рук - почти в 2,5 раза, а длина ног - в 3 раза и более. Это приводит к изменению пропорций тела и смещает центр тяжести немного вниз, благодаря чему ребенок может двигаться гораздо увереннее и быстрее, чем раньше.


Центральная нервная система

Головной мозг ребенка приблизительно к пяти годам по размеру и массе почти равен мозгу взрослого (на 90%). После двух лет начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь, и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия.

К 3-м годам нервные клетки уже полностью дифференцированы, в ходе их развития возникли необходимые индивидуальные изменения.До пяти лет интенсивно развиваются извилины и борозды головного мозга.

Несмотря на то, чтомозг дошкольника напоминает мозг взрослого человека, основные нервные процессы у ребенка протекают по-другому : нет уравновешенности, преобладает процесс возбуждения, а процессы торможения, наоборот, опаздывают в развитии. Этим объясняется непосредственность и искренность ребенка, так же знакомая всем родителям непоседливость и сложность с концентрацией.

Зрение и слух

После четырех лет достигается максимальная острота зрения , и ребенок практически готов к начальному чтению. В пять лет он уже способен читать крупные буквы, а к шести годам - более мелкие. Малыш пытается рисовать и писать. К концу дошкольного периода окончательно формируется совместное зрение двумя глазами, и ребенок пространственно воспринимает предметы.

После 3-х лет дети обладают развитым цветовым зрением, и по мере взросления ребенка совершенствуется восприятие не только основных цветов, но и их оттенков. Обычно глаза дошкольников очень чувствительны к неблагоприятным факторам внешней среды , приводящим к дефектам зрения, поэтому родителям стоит следить за количеством времени, которое ребенок проводит за компьютером и у телевизора.

В возрасте от 3-х до 6-ти лет слух ребенка не отличается от слуха взрослого . Однако из-за анатомо-физиологических особенностей строения уха ребенок в этом возрасте предрасположен к заболеваниям уха, таким, как , одним из осложнений которых является снижение слуха.

Хирург-отоларинголог, ЛОР-врач высшей категории, консультант сайта LIKAR.INFO, Кот Вячеслав Федорович рассказывает: « Острый средний отит - инфекционное заболевание, причиной которого является респираторная инфекция (вирусная или бактериальная). Также предрасполагающими факторами для развития среднего отита могут быть избыточные размеры аденоидной миндалины (гипертрофия) или хронический воспалительный процесс (хронический аденоидит), но необходимо различать понятия причина и предрасполагающий фактор. Активное лечение острого среднего отита, в зависимости от тяжести течения, агрессивности инфекции, состояния общего и местного иммунитета длится 7-14 дней, а полное восстановление поврежденных тканей и функции слухового анализатора может затягиваться до 3-4 недель».



Костно-мышечная система

Кшести-семи годам у ребенка начинают выпадать , которые способствовали лучшему пищеварению, а также развитию челюстей. Первые постоянные зубы прорезываются около шести лет.

В скелете дошкольника преобладает хрящевая ткань , кости малыша еще очень податливы и не могут вынести больших нагрузок, изменяясь под их влиянием. Ваш непоседа не может долго без движения стоять или сидеть в одной и той же позе? Это замечательно, ведь длительное отсутствие движения у ребенка в возрасте 3-6 лет может привести к различным нарушениям осанки, сутулости, искривлению позвоночника, изменению формы ног и свода стопы. Формирование скелета кисти почти завершается перед школой, создавая важное условие для успешногообучения ребенка.

В возрасте 3-6 лет в первую очередь плеча и предплечья, и только к шести годам - мышцы рук. В связи с этим тонкая работапальцами детям удается не очень хорошо, из-за чего могут возникнуть проблемы с письмом и рисованием. Занятия в таком возрасте должны быть достаточно короткими, чтобы избежать утомления еще неокрепших мышц кистей рук.

Двигательная активность

Совершенствование костно-мышечной системы ребенка отражается на его двигательной активности и ее физических качествах. Сначала ребенок осваивает общие навыки двигательной активности - учится бегать и прыгать, бросать и лазать, чуть позже, после 4-х лет, он осваивает рисование, аппликацию и лепку - подключается . Если в три-четыре года многие движения ребенка резкие и угловатые, то к шести годам они уже становятся более ритмичными и плавными. Улучшается ловкость малыша, однако выносливость мышечной системы еще достаточно низкая.

Ребенок в 3 года способен прыгнуть в длину не больше чем на 0,5 м, в шесть - на 1 м. и чуть дальше. В три года малыш может бросить мяч на 1,3-1,5 м., в шесть - на 2,5-3 м. До пяти лет детям можно бегать лишь на короткие дистанции (10-30 м.), в пять-шесть лет - уже можно осваивать средние (100-120 м.).

Органы дыхания

У детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет продолжает увеличиваться объем легких , совершенствуются функции органов дыхания, частота дыхания начинает уменьшаться.

Увеличенная глубина дыхания приводит к тому, что кровь лучше насыщается кислородом. Предпосылок к нарушению дыхания в шесть лет намного меньше, чем их было в три года.

С четырех лет у детей уже довольно хорошо развиты миндалины, и они легко гипертрофируются. В этом возрасте обычно учащаются ангины, и в миндалинах нередко формируется очаг хронической инфекции. Малыши страдают , из-за увеличения которых дыхание через нос затруднено.

Сердечнососудистая система

Рост и развитие мышц сердца у ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет прямо пропорционально изменению длины тела: к трем годам масса сердца утраивается, а в шесть лет возрастает уже в 11 раз. В этом возрасте у ребенка снижается пульс: от 105 ударов в минуту у ребенка в три года до 100 ударов в минуту у детей пятилетнего возраста.

Артериальное давление у дошкольников ниже, чем у детей старшего возраста. Это объясняется большой шириной сосудистого русла, эластичностью сосудов и довольно низкой, по сравнению с взрослыми, нагнетательной способностью сердца.


Органы пищеварения

Для того чтобы пищеварение проходило нормально пищу нужно измельчить - разжевать. Для этого зубы ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет должны быть здоровыми , а прикус - правильным. Также пищеварение в организме ребенка не может происходить без достаточной секреции слюны и пищеварительных соков.

Однако у детей 3-6-летнего возраста ферментативная активность пищеварительных соков невелика и помимо этого отмечается повышенная всасываемость стенок кишечника на фоне недоразвитого нервного аппарата, что является одной из причин различных заболеваний желудочно-кишечного тракта ребенка. Физиологическая емкость желудка у трехлетнего малыша приблизительно 400-600 мм., у шестилетнего - ненамного больше. Время обновления клеток эпителия слизистой оболочки желудка у детей - от 12 до 24 часов.

Органы мочеобразования и мочеотделения

К пяти годам строение почки ребенка напоминает собой строение почки взрослого. Масса почки по сравнению с новорожденным увеличивается в 5 раз, длина мочеиспускательного канала достигает у мальчиков 5-6 см, у девочек - 1-2 см. Емкость мочевого пузыря в возрасте от трех до шести лет варьирует от 150 до 180-200 мл.

Кровь и иммунитет

У ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет количество гемоглобина превышает 120 г/л., в лейкоцитарной формуле ежегодно меняется соотношение нейтрофилов и лимфоцитов. В четыре-пять лет количество нейтрофилов и лимфоцитов сравнивается и в среднем составляет по 45%. После пяти лет происходит нарастание числа нейтрофилов и снижение числа лимфоцитов. Чем старше становится ребенок, тем меньшим становится количество лейкоцитов у него в периферической крови.

В возрасте от 3-х до 6-ти лет иммунная защита организма достигает определенного уровня зрелости, однако дети часто болеют из-за большого количества контактов в детском саду и школе. Также дошкольники склонны к возникновению различных аллергических реакций.

При формировании пакета исходных данных для конструирования одежды, в том числе и детской, важно иметь представление не только о размерах фигуры, но и о её и .Именно эти показатели позволяют уже на начальном этапе проектирования заложить все необходимые изменения в конструкцию так, чтобы она максимально полно соответствовала особенностям конкретной фигуры. Таким образом, в этой статье я постараюсь дать общую характеристику перечисленных показателей применительно к .

Напомню, что под тела человека подразумевают соотношение размеров его отдельных частей. Пропорции фигуры ребенка изменяются в зависимости от возраста и пола; они различны у детей даже в пределах одной половозрастной группы. Пропорции тела существенно изменяются в зависимости от воз­раста (см. рисунок1).

Возрастные изменения пропорций детских фигур (а - новорожденные, б-двухлетние дети, в- шестилетние дети, г - двенадцатилетние дети)

Изменения происходят в основном за счет уменьшения отно­сительных размеров головы и туловища и увеличения относитель­ной длины конечностей.

Возрастные изменения заключаются также в резком измене­нии соотношений между отдельными частями тела. Например, высота головы взрослого человека больше, чем у новорожденного, в два раза, в то время как длина тела и туловища - более чем в три раза, рук - в четыре, ног - почти в пять раз. Обхват головы при этом увеличивается всего в 1,5 раза, а обхват груди - в 3 раза

Изменение пропорций отдельных частей тела детей в процессе роста происходит по годам неравномерно. Так для детей характерен следующий тип телосложения и пропорций:

  • относительно большая голова (1/4 всей высоты фигуры),
  • короткая шея,
  • очень короткие, согнутые дугообразно ноги,
  • относительно длинные руки,
  • обхват головы младенца приблизительно равен обхвату грудной клетки,
  • ширина плеч равна полуобхвату бедер,
  • центром фигуры является пупок

В (в возрасте от 1 до 3 лет) дети активно растут. При этом существенно меняются пропорции их тела и их телосложение:

  • высота головы относится к высоте тела как 1 / 4,5,
  • удлиняется шея,
  • плечи становятся ниже и шире,
  • живот по-прежнему большой,
  • лопатки – более выпуклые,
  • позвоночник приобретает изгиб, а осанка несколько отклоняется назад

В активный физиологический рост ребенка продолжается. К четырехлетнему возрасту он становится стройнее:

  • ноги удлиняются,
  • отношение высоты головы к росту теперь составляет 1/5 или 1/5,5,
  • грудная клетка становится более плоской и широкой,
  • уменьшается выпуклость живота

В возрасте 7-10 лет () происходит некоторая стабилизация фигуры вследствие некоторого уменьшения интенсивности роста. В это период развивается костная основа тела, укрепляется мускулатура, фигура становится стройнее за счет удлинения ног, выпуклость живота исчезает, обозначается талия. Пропорции фигуры к 10 годам жизни меняются – высота головы по отношению к длине всего тела становится теперь как 1/6 или 1/6,5

Далее в периодфигура ребенка претерпевает существенные изменения. Наступает новый этап быстрого роста – у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 13-14 лет. Высота головы соотносится к длине тела как 1/7 или 1/7,5. У девочек формируется округлость груди, становятся шире бедра и икры, четко очерчивается талия. У мальчиков расширяются плечи, отчего таз зрительно становится у же, талия выявляется более четко. Руки и особенно ноги существенно удлиняются, при этом пропорции всей фигуры приближаются к пропорциям взрослых фигур.

В происходит интенсивное формирование фигуры ребенка. У девочек развивается грудь, выявляются бедра. У мальчиков развивается мускулатура, четко обозначается талия. Пропорции подростков подобны взрослым, высота головы относится к длине туловища как 1/7,5 или 1/8 в зависимости от индивидуальных особенностей. При этом ноги и руки еще тонкие, а туловище относительно короткое. Все эти признаки обеспечивают восприятие фигуры как более стройной и легкой.

Безусловно, всё предыдущее описание относится к среднестатистическим показателям. Однако встречаются и исключения, обусловленные генетическими факторами развития отдельного ребенка. И эти так называемые «отклонения» имеют право быть, ибо процесс роста и развития человека относится к многофакторным. К тому же, в настоящее время отмечается ускорение темпов физического развития детей и подростков, так называемая аксе­лерация . Термином «акселерация» характеризуют явление ускоре­ния роста и развития детей, а также увеличения размеров тела у взрослого населения. Акселерация проявляется, в частности, в том, что по сравнению со средними значениями параметры но­ворожденного стали бо льше (масса, длина тела), увеличились размеры частей тела детей и подростков всех возрастов, отмечаются более раннее половое созревание и ранняя стабилизация роста.

Единственное, что следует усвоить из вышесказанного раз и навсегда, так это то, что одежда для детей по конструкции, своим размерам не может быть ни уменьшенной копией одежды для взрослых, ни одинаковой по своим пропорциям для детей различных возрастов . Этим фактом следует руководствоваться при разработке базовых основ детских изделий различного ассортимента, при выборе вариантов композиционного решения моделей, а также при задании способов формообразования на отдельных участках и изделия в целом. Основное условие в этом случае, ведущее к оптимальному результату, – создание комфортного, эстетически целесообразного изделия, удовлетворяющего всем требованиям, предъявляемым к детской одежде.

Если вы заинтересованы в информации, предлагаемой на сайте, подпишитесь на рассылки, заполнив форму, расположенную ниже

Каждый любящий свое чадо родитель беспокоится о том, все ли хорошо у его малыша? Правильно ли он развивается? Не имеет ли ребенок каких – то проблем? Для того, чтобы не испытывать лишних тревог и беспокойств, нужно внимательно наблюдать за малышом в процессе его роста, на каждом этапе его развития. В первый год жизни дети растут и обучаются с невероятной скоростью. И помощь в наблюдении за этим родителям может оказать справочник развития ребенка, который разработали специалисты. В нем по месяцам расписаны все навыки и умения, которыми должен овладевать ваш малыш к определенному возрасту. И если вы даете своему ребенку все, что ему необходимо и обеспечиваете ему благополучное детство, то он будет одинаково замечательно развиваться во всех направлениях:

  • физическом (темпы увеличения роста и веса),
  • когнитивном (способность к обучению и запоминанию),
  • социальном (становление реакции на окружающий мир и родных людей),
  • двигательном (совершенствование моторики и навыков),
  • развитии речи (обучение языку).

Факторы, влияющие на детей

Физическое развитие ребенка до года зависит как от наследственных факторов, так и от влияния среды и социальных условий. Существует две группы причин, влияющие после рождения на рост, вес и другие параметры: эндогенные и экзогенные .

К эндогенным факторам относят эндокринные железы и то влияние, которое они оказывают на ребенка. Изначально, в период новорожденности, важную роль играет вилочковая железа, со 2-го года жизни значение имеют тиреоидные гормоны и, начиная с 3-4 лет, в дальнейшем свое влияние оказывает гипофиз. Генотип определяет уровень гормонов с данных органов и чувствительность тканей к их воздействию.

Росту способствуют: соматотропин (гормон гипофиза), гормоны щитовидной железы, гормоны поджелудочной железы. От соматотропного фактора зависит образование хрящевой ткани (причем он мало влияет на рост детей до 3 лет, большее значение имеет в период от 3 до 11), а на развитие костной ткани влияют тиреоидные гормоны. А инсулиноподобные факторы роста 1,2,3 способствуют реализации эффекта гормона роста.

К экзогенным факторам относят условия, в которых живет и растет ребенок. И особенно выделяют среди них качественное питание, которым обеспечивается материал для пластического и энергетического обмена. И если оно недостаточно по количественному и качественному составу, то темпы нарастания массы и длины тела не будут соответствовать возрастным критериям и нормам.

Также к экзогенным факторам физического развития относят ультрафиолетовое излучение, от которого зависят сезонные изменения роста и веса. Играют роль климатические условия и географическая зона обитания. Активность ребенка и подвижный образ жизни влияют на рост костей и обмен веществ.

Для диагностики физического развития детей до года используют следующиепоказатели: изменение массы и длины тела, пропорций тела (окружностей головы и груди), время прорезывания молочных зубов и двигательные навыки.

Длина тела

Изменение роста является наиболее достоверным и статичным показателем физического развития ребенка . Им определяется абсолютная длина тела и соответствующее увеличение его размеров, созревание органов и систем и становление функций. В течение своей жизни ребенок растет неравномерно, скачками. Наиболее интенсивно увеличение роста происходит в первый квартал жизни ребенка, потом процесс замедляется. У доношенного новорожденного длина тела при рождении находится в пределах 48-52 см. В дальнейшем прибавки составляют: в 1-й и 2-й месяцы жизни - по 3 см, в 3-й и 4-й месяцы - по 2.5 см, в 5-й и 6-й месяцы - по 2 см. Таким образом, к полугоду средний рост будет в пределах 63 – 67 см. При гармоничном развитии ребенка возможно изменение месячной прибавки в пределах 1 см, но после 6 месяцев и далее колебание не должно быть более 1 см.

Оценка массы тела

Независимо от роста, да и от всех остальных критериев, вес тела является самым нестабильным показателем, который может довольно быстро изменяться под влиянием различных причин (болезнь ребенка, нарушение аппетита, расстройство сна). Небольшой набор массы тела может быть из-за неполноценного питания, плохого ухода (отсутствие прогулок на свежем воздухе), частых болезней малыша. При избыточной массе, которая чаще бывает от перекармливания, дети страдают от слабости иммунитета, более склонны к сердечно - сосудистым патологиям, диабету.

Наиболее интенсивно прибавка веса происходит в первых 3 месяца жизни. У доношенного новорожденного масса составляет в среднем 3-3.5 кг. При нормальном протекании периода адаптации у большинства детей к пятому дню жизни происходит физиологическая потеря веса до 10% от веса при рождении, которая восстанавливается до нормы через несколько дней. Максимальная прибавка массы тела отмечается в первых полгода (далее темпы ее снижаются) и составляет: в 1-й месяц жизни ребенка – 600 грамм, во 2-й – 800, в 3-й – 750, в 4-й – 700, в 5-й – 650, в 6-й – 600 гр. В среднем к 4.5 месяцам вес тела увеличивается в два раза.

Однако динамика прибавки может сильно варьировать и зависеть от многих внешних факторов и особенностей ребенка. Например, дети, которые находятся на искусственном вскармливании, месяцем позже удваивают массу, чем те, кто вскармливается естественно. Поэтому, в отличие от роста (который является более стабильным показателем и меняется не сразу под влиянием разных условий), вес ребенка показывает текущее состояние организма. Патологией не считается отклонение массы от долженствующей менее чем на 10%.

Двигательные навыки

Двигательные умения указывают на темпы моторного развития ребенка . При этом учитывают способность держать голову, уровень движений руками, динамические функции (перевороты, подтягивание, ползание и пр.).

Ребенок возрастом 1 месяц имеет следующие двигательные навыки:

  • Хаотичные движения рук и ног;
  • Сосательный рефлекс проявляется спонтанно;
  • Руки и ноги ребенка находятся в полусогнутом состоянии, руки сжаты в кулачки либо ладони раскрыты;
  • Мочеиспускание спонтанное после наполнения пузыря с частотой до 20 раз в сутки;
  • Стул часто, до 8 раз в сутки;
  • Длительность сна около 19 часов в сутки, в течение него ребенок просыпается примерно 8 раз.

Физическое развитие в 2 месяца:


Физическое развитие в 3 месяца:

  • Ребенок уже пытается подтягиваться на руках, делает попытки сесть, упирается в опору ногами, отталкивается от нее;
  • При поддержке под мышками стоит и перебирает ногами;
  • Может длительное время удерживать голову;
  • Сидит с поддержкой на руках;
  • Переворачивается с живота на бок;
  • Получает удовольствие от купания;
  • Хватается за грудь руками во время кормления.

Физическое развитие в 4 месяца:

  • Уже способен переворачиваться с живота на спину и обратно;
  • Лежа на животе, приподнимается на руках;
  • Раскачивается, стоя на четвереньках;
  • Подтягивается за руку, лежа на спине;
  • Зажимает деснами грудь при кормлении;

Физическое развитие в 5 месяцев:

  • При поддержке под мышками способен стоять;
  • При поддержке за обе руки может сидеть;
  • У взрослого на руках «танцует»;
  • Начинает контролировать мочеиспускание;
  • Сам может держать в руках мелкие предметы и игрушки.

Физическое развитие в 6 месяцев:

  • Придерживаясь за опору, сам может становиться на колени, потом на ноги;
  • Способен сидеть без поддержки в течение недолгого времени;
  • Уже может ползать и переползать через невысокие препятствия;
  • Может просить, чтобы его посадили на горшок;
  • Проявляется интерес к взрослой пище, способен ее жевать и проглатывать.

Сроки прорезывания молочных зубов

Закладка зубов происходит на 40 день эмбрионального развития. Ребенок рождается без них, и первые зубы появляются обычно в возрасте шести месяцев . Вначале вырастают 2 передних нижних резца, затем к 8 месяцам прорезываются 2 передних верхних резца, к 10 месяцам -2 верхних средних резца, к году- 2 таких же нижних резца. То есть к году у ребенка имеется 8 зубов. Но, так как процесс зависит от различных факторов, он может как замедляться, так и ускоряться по срокам. Иногда прорезывание зубов начинается уже в 3 месяца.

Человеческое тело в разные периоды жизни имеет разные пропорции. Голова, туловище, руки и ноги находятся в постоянных для каждого возраста соотношениях. Конечно, существуют индивидуальные колебания (в зависимости от пола, расы и т. д.), но пределы этих колебаний сравнительно невелики, поэтому люди одного возраста, в среднем, имеют одинаковые пропорции тела. И если эта пропорциональность нарушается, то это воспринимается нами как нарушение гармонии или эстетический изъян.

Согласно общим канонам, в правильно сложенном человеческом теле длина головы в 8 раз меньше длины всего тела и в 3 раза меньше длины туловища. Длина рук равняется 3,25, а ног 4,25 длины головы. Тело ребенка имеет совершенно другие пропорции. Так, у новорожденного длина головы всего в 4 раза меньше длины его тела, длина рук составляет 1,6, а длина ног 2,5 от длины головы. К году эти соотношения меняются. Длина головы укладывается в длине тела около 5 раз, а длина рук равна длине ног. Таким образом, ребенок (по сравнению со взрослым) - это коротконогое и короткорукое существо с большой головой и большими глазами. (Глаза за время роста человека - с детства до взрослого возраста - растут значительно медленнее остальных частей тела. Поэтому относительно пропорций головы у детей глаза гораздо больше, чем у взрослых.)

Этот феномен используют художники-мультипликаторы. Если они хотят, чтобы их персонаж вызывал умиление, любовь и другие приятные эмоции, то изображают его с пропорциями ребенка - большая головка, огромные глаза с длинными ресницами, короткие лапки (или ручки и ножки). И наоборот - злого персонажа обязательно рисуют в пропорциях взрослого.

От пропорций перейдем к абсолютным величинам. После того, как ребенку исполнился год, темпы его физического развития несколько замедляются. Масса его тела увеличивается в среднем лишь на 30-50 г в неделю.

У ребенка в возрасте одного года окружность головы достигает в среднем 46,6 см, к полутора годам она увеличивается до 48 см, а у двухлетних малышей до 49 см. Таким образом, за второй год жизни окружность головы увеличивается на 2 см. Чтобы определить, правильно ли развивается ребенок, наряду с массой и длиной тела определяют и его пропорциональность. Например, считается, что у ребенка окружность груди больше окружности головы на столько сантиметров, сколько лет малышу.

Ноги растут в длину гораздо быстрее рук. В то время как у новорожденного руки несколько длиннее ног, к году конечности становятся одинаковой длины, а у двухлетнего ребенка ноги уже длиннее рук. Рассмотрим череп ребенка. Он делится на лицевую и мозговую части. Мозговая часть черепа значительно больше, чем лицевая, особенно у новорожденных. С возрастом весь череп растет, но лицевая его часть растет гораздо быстрее, чем мозговая. Особое значение для внешнего вида имеет рост нижней челюсти. Эта кость состоит из костной дуги и отходящих от нее ветвей. Угол, образуемый ветвями и дугой, меняется с возрастом) от тупого к прямому. При этом у женщин форма нижней челюсти (как и весь череп в целом) во взрослом состоянии очень похожа на детский.

Изменяется масса тела ребенка. В этот период она увеличивается примерно на 200-250 г в месяц, что составляет около 2,5-3 кг в год. А рост увеличивается на 12 см, причем с каждым месяцем он замедляется. Иногда он может даже остановиться и оставаться неизменным в течение 1-3-х месяцев. Это может зависеть от питания, окружающей среды и других факторов. Однако и рост, и масса тела в большей степени зависят от наследственности.

Между годом и 18-ю месяцами, как правило, появляются четыре премоляра. А между 16-м и 24-м месяцами прорезываются клыки. Порядок прорезывания зубов может нарушиться, но в среднем, к 25-му месяцу жизни у ребенка должно быть 20 молочных зубов.

Иногда прорезывание зубов может сопровождаться местной болью, слюнотечением, раздражительностью, снижением аппетита.

Несмотря на то, что ребенок в возрасте от года до полутора лет уже хорошо стоит и ходит, строение его тела пока не совсем соответствует функции прямохождения, отличающей человека от высших животных.

Дело в том, что ступни его коротких ножек еще очень малы, а голова большая и тяжелая. Мышцы шеи, спины, ног еще не окрепшие. Все это затрудняет поддержание равновесия. Кроме того, еще недостаточно развит вестибулярный аппарат ребенка.

Позвоночник взрослого человека имеет несколько физиологических изгибов, облегчающих стояние и ходьбу. Эти изгибы называются лордозами и кифозами. Лордоз - это изгиб кпереди. Кифоз - кзади. У взрослого имеются шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз и крестцово-копчиковый кифоз. Физиологические изгибы служат своеобразными амортизаторами, смягчающими тряску тела при ходьбе, беге и прыжках.

У детей, особенно маленьких, позвоночник не имеет всех этих изгибов. Кроме того, он еще не окрепший, его связочный аппарат не до конца сформирован и начинает окостеневать лишь к концу дошкольного возраста. А изгибы позвоночника формируются и закрепляются в среднем к 13-15-ти годам. Причем формирование их идет последовательно. У новорожденного позвоночник имеет форму почти прямого столба. Когда младенец начинает держать голову и в работу включаются шейные мышцы, начинает формироваться шейный лордоз. Позже, когда ребенок начинает сидеть, появляется грудной кифоз. А после того как ребенок начинает стоять и ходить, формируется поясничный лордоз. Но даже и в это время, когда ребенок ложится, его позвоночник снова выпрямляется, поскольку не достиг еще нужной степени окостенения.

Вообще, кости ребенка достигают полной зрелости лишь к периоду полового созревания. До этого же поверхностный слой кости ребенка - надкостница - значительно толще, чем у взрослых. Поэтому у детей очень часто встречаются переломы по типу "зеленой веточки". Вы ломали когда-нибудь зеленые молодые побеги кустарников? Вспомните, как это происходило: внутри стебель сломался, а снаружи толстая сочная кожура держит его и почти не нарушена. Таковы и поднадкостничные переломы у детей. Кроме того, кости кисти и стопы еще долго имеют хрящевую основу и окостеневают в определенное время.

Сердечно-сосудистая, дыхательная и пищеварительная системы за эти полгода (с года до полутора лет) не претерпевают заметных изменений. Так, частота сердечных сокращений остается на уровне около 120 в минуту, частота дыхания - не ниже 30 вдохов в минуту. Что же касается желудочно-кишечного тракта, то он продолжает работать так же, если, конечно, вы не ввели в рацион ребенка шашлык, барбекю, сало с чесноком и прочие мясные продукты, не предусмотренные для этого возраста.