Опыт работы доу по познавательно исследовательской деятельности, с фотоотчетом. Опыт работы воспитателя на высшую категорию

опыт работы

воспитателя высшей квалификационной категории

МДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»

г. Вольска Саратовской области»

Подлесновой Ольги Валерьевны

Вольск, 2010

РЕЦЕНЗИЯ

на материалы педагогического опыта

Подлесновой Ольги Валерьевны

воспитателя МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1

«Ласточка» г. Вольска Саратовской области»

Автор представляет трехлетний опыт работы по использованию проектной деятельности в образовательном процессе ДОУ для успешного формирования математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаемые рекомендации использования метода проектов в образовательном процессе по организации взаимодействия с детьми и родителями могут применяться воспитателями и специалистами ДОУ. Это расширит сферу применения накопленного автором практического опыты.

Цель работы педагог видит в рациональности использования проектных методик в образовательном процессе. В работе определены основные задачи педагогической деятельности, в основу реализации которых положены принципы (поэтапности, динамичности, сравнений и выбора). Разработан алгоритм осуществления педагогической деятельности и определены необходимые педагогические условия по заявленной проблеме, выполнение которых обеспечит наибольшую эффективность.

Преимущество этого опыта работы заключается в практическом аспекте. Практический материал представляет собой прямое руководство к эффективному использованию в работе с детьми по формированию математических представлений.

Эффективность опыта в предоставленной ребенку возможности применять свои знания в учебной деятельности, усовершенствовании навыков логического мышления в интеллектуальных играх.

Результативность опыта работы автора подтверждена в ходе проведенного мониторинга с детьми и представлена в виде диаграмм. Следует отметить высокое качество обобщения педагогического опыта, что соответствует критериям. Данный опыт вызывает интерес у коллег и при соблюдении определенных автором педагогических условий может функционировать в любом ДОУ, что отмечено членами педагогического коллектива МДОУ « Детский сад комбинированного вида № 1 «Ласточка». Считаем целесообразным внесение данного опыта работы в муниципальный банк данных передового педагогического опыта.

заместитель заведующей по ВМР

МДОУ №1 «Ласточка»

1. Информационная карта передового педагогического опыта……………… 4-5

2. Целостное описание опыта работы……………………………………...…5 – 12

3. Библиографический список ……………………………………………………. 13

4. Приложение к опыту………………………………………………...……

4.1. Приложение – Конспект занятия в старшей группе «Как мы помогли Смешарикам» ………………………………………………………………….

4.2. Приложение – Консультация для воспитателей

Тема: «Математическая игротека» в группах старшего возраста ……….

4.3. Приложение – «Пословицы и поговорки» ……………………………. 21

4.4. Приложение – Методическая разработка по обучению детей элементарным математическим представлениям старшего возраста на основе занимательного материала……………………………………………………

4.5. Приложение – Проект «Развитие у детей чувства времени» в подготовительной к школе группе ………....................................................

1. Информационная карта передового педагогического опыта

2. Город Вольск Саратовской области.

3. МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка».

4. Зани маемая должность – воспитатель.

5. Стаж педагогической работы – 13 лет, квалификационная категория – высшая.

6. Тема педагогического опыта : «Формирование математических способностей у старших дошкольников в проектной деятельности».

7. Уровень опыта по степени новизны – в рациональности усовершенствования проектной деятельности.

8. Цель педагогического опыта : на практике показать эффективность проектных методик в образовательном процессе.

9. Краткое описание опыта :

-Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность.

В опыте определены основные задачи педагогической деятельности, в основу реализации которых положены принципы (поэтапности, динамичности, сравнений и выбора). Разработан алгоритм осуществления педагогической деятельности и определены необходимые педагогические условия по заявленной проблеме, выполнение которых обеспечит наибольшую эффективность.

- Результативность опыта работы подтверждена в ходе проведенного мониторинга с детьми.

Стартовый мониторинг всего приняло участие 25 воспитанников из них:

7 воспитанников имели высокий уровень развития, что составило 28 %,

14 воспитанников имели средний уровень развития, что составило 56 %,

4 воспитанника, что составило 16 % - показали низкий уровень развития.

Итоговый мониторинг всего приняло участие 25 воспитанников и показал следующие результаты:

20 воспитанников имели высокий уровень развития, что составило 80 %, 5 воспитанников имели средний уровень развития, что составило 20%.

Преимущество этого опыта заключается в практическом аспекте. Практический материал представляет собой прямое руководство к эффективному использованию в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений.

10. Эффективность опыта в предоставленной ребенку возможности применять свои знания в образовательной деятельности, усовершенствовать навыки логического мышления в интеллектуальных играх.

11. Экспертное заключение: опыт внесен в банк передового педагогического опыта МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» на основании решения педагогического совета №6 от 2.09.2010.г и рекомендован для обобщения педагогического опыта на муниципальном уровне.

12. Последователи:

Воспитатель первой квалификационной категории МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» и воспитатель первой квалификационной категории МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» решили изучить и внедрить в свою работу.

А использование методов и приемов активного обучения, где ребенок выступает, как субъект, равноправный участник деятельности, повышает эффективность занятий, так как ребенок занимается в силу своего внутреннего влечения по собственному желанию, а значит, учится усваивать материал легко и основательно.

13.Опыт изучался на педагогическом совете.

2. Целостное описание опыта работы

Условие возникновения, становления опыта и его актуальность.

Свою работу в должности воспитателя детского сада я начала в августе 1995 года в МДОУ « Детский сад комбинированного вида № 1 « Ласточка» И очень скоро из своей педагогической практики я узнала, что одним из самых интересных и увлекательных занятий моих воспитанников группы была математика.

Анализируя программу воспитания и обучения в детском саду под редакцией, В. В Гербовой, которая реализуется в нашем дошкольном учреждении, мною было отмечено, что в ней не достаточно ярко представлен раздел по развитию логического мышления.

Наблюдая за работой детей с дидактическими материалами, я обратила внимание на то, что не у всех детей это получается хорошо. Одному ребенку нужно немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка. Постоянная демонстрация образцов и приемов работы по методике типовой программы приводила к тому, что в группе более половины детей не могли самостоятельно приступить к работе, боясь, что выполнят «не так, неправильно»; ждали указаний от воспитателя. «Прохождение» учебного материала в строго обозначенные сроки оставляло много не довыполненных заданий. Причины здесь совокупные: несформированность навыков и умений, неразвитость воображения, а также внимания и мышления. Несформированность навыков и умений мешает ребенку выражать мысли, и затрудняет развитие познания и восприятия.

Несовершенство методики проведения любых занятий, в том числе и математики, может отрицательно сказаться на развитии ребенка . Личностно ориентированный подход в воспитании детей – самое актуальное направление в педагогических методиках. На мой взгляд, мы должны предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, мы предлагаем ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя.

Именно поэтому детей необходимо научить выражать свои мысли; развивать познание и восприятие, используя для этого разнообразные педагогические технологии.

Для того чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы, были изучены работы выдающихся педагогов: , .

Изучив, педагогические технологии я отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проекта.

Теоретическое обоснование опыта

Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности.

Поисково-познавательная деятельность дошкольника направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальности практической деятельности.

Внутренний результат-опыт деятельности становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения, и ценности.

Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он так же способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми. В основе, каждого проекта лежит какая, либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям, ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей, для метода проектов характерна групповая деятельность, и вот здесь необходимо отметить, что именно с помощью этого метода удается успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду. Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой.

Проектную деятельность в математике я использую в работе со старшими дошкольниками, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также, стремлением к совместной деятельности.

Моя работа над проектами включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, и проходит несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3)разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организации развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направленной поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой и практической деятельности;

7) работа над частями проекта, коррекция;

8) коллективная реализация проекта, демонстрация.

Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, я учитываю то, что проект-продукт сотрудничества воспитателей, детей, родителей. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план можно разрабатывать коллективно. На этапе разработки мною содержаний игр, занятий, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности , связанных с темой проекта, я тщательно продумываю и организовываю в группе предметно-развивающую среду, таким образом, чтобы она являлась предметом деятельности.

Реализацию проектов я строила на следующих принципах:

· учёта возрастных особенностей;

· индивидуального подхода;

· интеграции;

· координации деятельности педагогов;

· преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

В проектах воспитатель выступает как организатор детской продуктивной де­ятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и по­мощником в его саморазвитии. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру дет­ской деятельности, самостоятельности, ответственности ребенка пе­ред сверстниками и взрослыми. Ребенок знакомится с различными точками зрения участников совместной деятельности, имеет воз­можность высказать и обосновать свое мнение.

Технология проектирования ориентирована на совместную дея­тельность участников образовательного процесса в различных сочета­ниях: воспитатель - дети; ребенок-ребенок;дети-родители. Возможнысовместноиндивидуальная, совместно-взаимодействующая, совместно-последовательная формы деятельности. Итак, современный ребенок имеет достаточный (иногда избыточный) объем знаний, но не владеет способами их применения на практике, в школе. Запас знаний быстро заканчивается, и часто ребенок перестает хотеть учиться, так как ему становится неинтересно заниматься деятельностью, приводящей к неудачам. Самый трудный вопрос для нас воспитателей: Как же все-таки подготовить ребенка к школе, чтобы он не растерялся в новых условиях, хотел учиться и учился, был бы успешным в достижении своих целей?

Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной активности. К этому возрасту ребенок как бы высвобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности. Психологи считают, что в дошкольном, возрасте не следует стремиться к искусственной умственной акселерации детей. Важно следующее: активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на воспитание и мышление. Спонтанно - накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Ребенок, имея большой запас знаний, не знает, как их правильно применять. Направить, его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место

Главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых - знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает результат? Возникает противоречие - надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это не интересно?!

Отсюда возникает проблема: как направить основные усилия педагогов и родителей на то, чтобы воспитать у дошкольников интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели? Выявленная проблема натолкнула меня на идею создания и реализацию следующих проектов:

Тема проекта

Цель проекта

Результат

Приложение

«Формирование

развития пространственных представлений у дошкольников»

Старшая группа

Создание условий для формирования пространственных

представлений у дошкольников

Обобщение детских представлений о сутках.

Пополнение развивающей среды.

«Играя - учимся, играя познаем»

Старшая группа

Формирование у детей и родителей заинтересованности умения играть в дидактические игры.

Дети чаще стали использовать игры.

Презентация «Умных игр»

«В мире магических чисел»

Старшая группа

Формирование представлений детей о числах

Создание журнала.

Выставка рисунков.

«Развитие у детей чувства времени»

Формирование представлений у детей о времени

Выставка рисунков «Часы прошлого и настоящего»

Создание мини-музея часов»

«Занимательный математический материал, как средство умственного развития»

Подготовительная к школе группа

Создание условий для формирования осознанного интереса к математике у детей старшего возраста»

Методическая разработка «Занимательный материал для детей старшего дошкольного возраста»

Пополнена математическая игротека.

Практикум для родителей «Играем в выдающихся математиков»

Презентация игр

Результативность педагогического опыта работы

С целью самообразования

Делимся опытом работы нашего дошкольного учреждения

Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу поделится опытом нашего дошкольного учреждения. В нашем детском саду мы каждый месяц проводим различные конкурсы для детей, родителей и педагогов. Это очень сближает.Каждый конкурс-это выявления безграничного таланта детей и родителей, а так же педагогов.Конкурсы у нас в основном творческие, на разные темы.
Самые лучшие работы педагоги отправляют на сайты, для дальнейшего участия в различных конкурсах.
В апреле этого года в нашем учреждении был проведён конкурс для педагогов: "Педагогический фестиваль". Конкурс проходил по нескольким направлениям:
1)"Лучшая консультация для родителей" (папка-передвижка);
2)"Дидактическая игра по художественному творчеству";
3)Занятие НОД с использованием ИКТ и других технологий;
4) "Лучшая презентация" (для работы с родителями, детьми,педагогами).
Была создана творческая группа (жури),которая оценивала работы. Педагоги показали прекрасные результаты. Работы были очень интересными и полезными. Многие пополнили нашу "Педагогическую копилку",в методкабинете.
Такие фестивали дают хороший стимул для саморазвития,совершенствования педагогического опыта,особенно для молодых специалистов.
Так же,прошли творческие конкурсы для детей и родителей.Работ было множество,было очень сложно выбрать самые лучшие.Все работы были сфотографированны,был создан фильм-презентация,фильм был опубликован на сайте нашего дошкольного учреждения.
Работать в современных условиях конечно же сложно,особенно в связи с переходом на ФГОСы,но очень интересно.Открываются большие перспективы для самореализации. Желаю вам творческих успехов.Надеюсь, наш опыт работы будет вам полезен. С уважением Высоцкая Ольга Владимировна.
Фото работ детей и родителей (одни из лучших работ):
Конкурс:"Космос-вчера,сегодня,завтра"



Конкурс:"Пасхальный фестиваль"


В течение десяти лет в ДОУ реализуется авторская программа «Беломорские крепыши» - программа оптимизации двигательной активности дошкольников в условиях малокомплектного детского сада. Это результат многолетней плодотворной работы творческой группы практических работников МДОУ «Детский сад № 15 «Черемушка» общеразвивающего вида» г.Северодвинска Архангельской области под руководством научного руководителя кандидата педагогических наук кафедры педагогики СФПГУ им. М.В. Ломоносова Сокольниковой М.Н.

Программа создавалась педагогическим коллективом как программа, реализующая потребность детей в двигательной активности и обеспечивающая систему оздоровительной работы с детьми. В основу программы легли теоретические основы физического воспитания дошкольников, деятельностный подход в развитии ребенка, практический опыт работы дошкольных учреждений г. Северодвинска.

  • оздоровительной направленности;
  • индивидуализации и доступности;
  • естественного стимулирования двигательной активности детей;
  • этнокультурной соотнесенности;
  • единства с семьей.

Программа «Беломорские крепыши» предполагает обеспечение двигательного режима и оздоровление дошкольников с учетом состояния здоровья, уровня двигательной активности и физической подготовленности детей, а также сезонных изменений в природе. Неблагоприятные климатические условия, характерные для Севера, недостаточность солнечной энергии, резкие перепады температуры и атмосферного давления, влажность, сильные ветры, неблагополучная обстановка города, создают для жизни дискомфортные условия. Эти особенности требуют серьезного подхода к проблеме оздоровления маленьких поморов и оптимизации двигательной активности, особенно в условиях малокомплектного детского сада.

Цель программы:

создание благоприятных условий для повышения двигательной активности оздоровления детей 3-7 лет в условиях малокомплектного детского сада.

Базой для осуществления программы является решение следующих задач:

Этапы работы:

I этап: анализ содержания двигательной активности и

организация оздоровительной работы в МДОУ;

II этап: разработка педагогических условий, обеспечивающих

оптимальную двигательную активность и оздоровление

дошкольников в малокомплектном детском саду;

III этап: изучение эффективности проделанной работы.

В программе представлены основные направления:

  • осознанное сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
  • формирование интереса к физическим упражнениям, удовлетворение потребности детей в движении;
  • приобщение детей к истокам Поморской культуры в процессе ознакомления с народными играми и традициями Севера.

Особую значимость программы составляет ориентировка на условия Крайнего Севера и специфику малокомплектного ДОУ.

1 условие – это создание в ДОУ предметно-развивающей среды, направленной на физическое развитие и оздоровление дошкольников. Роль взрослого состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить на повышение двигательной активности

В условиях малокомплектного детского сада, когда музыкальный зал совмещён с физкультурным, мы максимально используем групповые комнаты и участки. Для этого нами разработано несколько вариантов цветовой разметки пола и стен, что способствует формированию пространственных ориентировок, а также овладению игровой деятельностью со спортивным инвентарем. В течение дня дети имеют возможность самостоятельно заниматься с многообразным по функциям ярким и образным нестандартным оборудованием для метания, формирования координации движений, профилактики нарушения осанки и развития разных групп мышц.

Обустройство физкультурных уголков групп удовлетворяет потребности дошкольников в разнообразной двигательной активности. Спортивно-игровая предметная среда содействует решению специфических задач целенаправленного развития моторики.

Насыщенная многофункциональными и легко-трансформируемыми элементами, среда обеспечивает положительное эмоциональное состояние, способствует решению задач всестороннего развития и формирования личности дошкольников.

Второе условие - это реализация комплекса физкультуротерапии, в каждой возрастной группе, который направлен на оптимизацию двигательной активности детей в течение дня. Ядром программы Беломорские крепыши является модель двигательного режима – это рациональное сочетание разных видов и форм занятий по физической культуре, которые представляют целый комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий. Содержание и построение занятий разное, но каждое имеет свое оздоровительное значение.

Это *утренняя терапевтическая гимнастика, позволяет обретать положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день. Комплексы утренних оздоровительных гимнастик составлены на основе игровых образов, с учетом сезонных изменений и регионального компонента.

(включает в себя: пальчиковую и дыхательную гимнастики. Проходит в форме старшие гр. - ритмической, преодоление полосы препятствий, на основе игр-эстафет, средние, младшие – на основе игр-имитаций, подвижных игр)

  • ежедневный оздоровительный бег способствует тренировке всех функциональных систем организма, необходим для развития физической выносливости и формирования волевых качеств;
  • проведение закаливающих мероприятий;
  • организация прогулок Большое внимание мы уделяем организации ДА детей на прогулке. В циклограмме деятельности всех возрастных групп присутствуют такие формы как подвижные игры, двигательные игровые задания с учетом характера ДА детей, отработка ОВД, дозированный бег

Пешие прогулки в ближайшем окружении. Оздоровительные походы.

Релаксационная гимнастика проводится с целью воспитания и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психоэмоционального напряжения.

Формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков осуществляется на занятиях физкультурой. Два занятия проводятся в физкультурном зале, третье занятие в каждой возрастной группе проводится на воздухе. В перспективный план по физ. воспитанию, включены 5 основных типов занятий: контрольно-проверочные, тренировочного типа, тематические, сюжетно-игровые, игровые, с использованием тренажеров. МПК за проведением физ. занятий показал высокий уровень ДА детей на занятиях (2000, 2100 локомоций, при норме 1800-2400)

Взаимодействие с социумом с начальной школой по вопросам оптимизации ДА может осуществляется по линиям:

деятельностная линия (совместные мероприятия с младшими школьниками по формированию культуры поведения, оздоровлению и развитию физических качеств) .

Взаимодействие с ДЮСШ осуществляется через занятия в секции по спортивно-оздоровительной гимнастике, которые направлены на формирование правильной осанки, укрепление мышц спины и брюшного пресса, самовыражение в движении и образном перевоплощении на основе удовлетворения потребности в двигательной активности.

Кроме этого в образовательный процесс мы ввели такую форму работы как минутки здоровья на основе подвижных игр Поморья. Подвижные игры и физические упражнения побуждают использовать двигательный опыт, умения, навыки в различных условиях.

Минутки здоровья – это отрезок времени, когда ребенок находится на более высоком уровне двигательной активности. Данная форма ДА организуется воспитателем в соответствии с планом один раз в неделю в вечерние часы.

Реализация здоровьеформирующих технологий, одно из условий, стимулирующих развитие физических качеств дошкольников.

На базе ДОУ работают кружки. Дополнительные услуги предоставляются бесплатно и включены в режим дня ДОУ:

Занятия в кружке «Здоровейка» . Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения

Секция «Школа мяча» организована с целью обучения детей играм элементами спорта;

В ДОУ функционирует секция «Веселая лыжня» - по обучению детей ходьбе на лыжах

Комплексный подход к организации ДА дошкольников, способствует формированию у детей интереса к физ. упражнениям и удовлетворению потребности в движении

3 важным условием для нас является взаимодействие с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, причем взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи. В работе с семьей мы используем традиционные, нетрадиционные и интерактивные формы работы.

Чтобы добиться хороших результатов, необходимо соблюдать данные условия и систему в работе.

Ежеквартально, анализируя работу, проводимую по оздоровлению дошкольников, мы пришли к выводу, что все подходы обоснованы. Но по нашим данным, наиболее эффективным является применение комплекса мер, включающих как закаливающие, так и длительные двигательные нагрузки (в основном циклические) , приводящие к устойчивому поддержанию аэробного обмена веществ. Работа над программой продолжается, и мы надеемся, что она отразит самые эффективные пути повышения двигательной активности в условиях малокомплектного детского сада.

Опыт работы по теме: «Некоторые проблемы в использовании метода проекта в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».

зам. зав. по ВМР

МДОУ № 000

г. Астрахань

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методологических, технологических аспектов методической и воспитательно-образовательной работы в МДОУ.

Технология сложившейся годами системы методической работы основывалась на массовой передаче знаний, умений, навыков. Если немного преувеличивать, то наша старая методика содержит такие инструкции: «Возьми то-то и то-то, отмерь от сих до сих, делай так-то и так-то, положи туда-то и туда-то; ни на шаг не отступай от того, что тебе велено, в точности исполняй все до последней мелочи, сам от себя ничего не добавляй, лишних вопросов не задавай и вообще не умничай…»

Это, конечно утрированно, но скажите методисты, положа руку на сердце, неужели похожая ситуация никогда вам не встречалась? Уверена, что вы узнали здесь типичные черты из своей практики. Не буду все же торопится и полностью отвергать и морально уничтожать такие методы. Бывают случаи, когда без них не обойтись, хотя в наши дни они уже далеко не универсальны и не всемогущи.

Происходящие изменения в общественной жизни требуют от нас развития новых способов образования, новых педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, с творческой инициацией, требуют навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у педагогов и у детей универсального умения ставить и решать задачи для устранения возникающих в жизни проблем - в профессиональной деятельности , в саморазвитии, в повседневной жизни. Акцент переносится на формирование у воспитателей и у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в методическую работу и педагогический процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности . Одной из которых, в частности, является проектная деятельность .

Педагогическая общественность должна осознать проектную деятельность неотъемлемой частью образования, одним из направлений модернизации современного образования.

Но встает вопрос, может ли обычный воспитатель, подчас имеющий среднее специальное образование, внедрять проектную деятельность в свою работу? Воспитателю, безусловно, она по силам, но только после специального обучения. Обучение воспитателей проектной деятельности - необходимое условие для внедрения в практику метода проектов.

Возникает вопрос, как же должно строится это обучение? Чтобы овладеть проектным подходом как средством и орудием воспитания и обучения, надо сперва встретиться с ним лицом к лицу как с предметом изучения и хоть чуть-чуть самим научиться проектировать. Бывает, что иной воспитатель считает, что достаточно лишь знать как применять проектный подход, его методику, и проект готов. Это очень похоже на то, как если бы кто-то захотел быстро освоить само ремесло педагога не позаботясь приобрести элементарные навыки чтения и письма или научиться плавать, не заходя в воду. Поэтому не у всех и не сразу все получается. Несмотря на теоретическую подготовку, участие воспитателей в проекте, при самостоятельной организации было много проблем, заблуждений, которые требовали решения и объяснения. С многими из них, я вижу, сталкивались не только мы. Рассмотрим эти проблемы подробнее.

Проблема осознания понятия «Технология проектирования»

Воспитателям требовалось понять, чем проектная деятельность отличается от комплексной работы по теме? А отличается она тем, что педагог не преподает готовое и до конца разжеванной знание, которое детям остается только проглотить и усвоить. Он не объясняет и не демонстрирует детям правильный способ действия, которым они могли бы овладеть путем прямого подражания. Он не порицает детей за сделанные ими ошибки. В проектной деятельности воспитатель предлагает детям некое задание, слишком сложное для того, чтобы его можно было выполнить сразу и за один присест по какой-то уже известной схеме. Если ребенок отвечает: "я не знаю, как справиться с этим заданием", воспитатель не понукает его: "ну, вспомни, вспомни...". Он призывает: "подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами его можно было бы выполнить".

Проблема понимания отношений воспитателя и ребенка в процессе проектной деятельности.

В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер воспитательно-образовательного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «воспитатель» - «дети» или «методист»- «воспитатели». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной схемы. При проектной деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для наших педагогов. Требуется совместное постижение поставленной проблемы, появляется позиционная пара «коллега-коллега ». Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, воспитатель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить воспитательно-образовательный процесс из скучного в результативную созидательную творческую работу.

Проблема: «В чем смысл внедрения в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности?»

Буквально десять лет тому назад, когда еще не были так развиты информационные технологии , не было такого количества техники, столь многогранных взаимоотношений между людьми, можно было более или менее сносно прожить жизнь, следуя хорошо проверенным правилам, опираясь на опыт и знания, накопленные предшествующими поколениями. Тогда образование в большой степени сводилось к передаче, усвоению и воспроизведению, репродуцированию этого опыта с небольшими поправками и дополнениями соответственно таким же небольшими и постепенным изменениям окружающей жизни. Медленно изменяющаяся жизнь ставила перед людьми трудные и тяжелые, но достаточно определенные проблемы; она также давала время и шансы на решение каждой из них согласно принятым нормам. Нужно было только заранее и хорошо выучить, в чем состоят эти решения и нормы и как их применять на практике. Сегодняшняя жизнь такой возможности нам не дает. Она каждый день ставит нас лицом к лицу с неясными, многозначными, плохо определенными проблемами, не имеющих прецедентов и готовых решений. Единственный выход состоит в том, чтобы научиться алгоритму самостоятельного решения проблем, чему и способствует проектная деятельность наряду с традиционными способами овладения знаниями и умениями.

Проблема определения роли проектной деятельности для детей.

Воспитатели должны понять, что проект - это возможность максимального раскрытия творческого потенциала. Это деятельность, позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, публично показать достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими участниками проекта в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проблема определения роли проекта для воспитателя.

Проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования, а именно учить:

    проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы); целеполаганию и планированию содержательной деятельности; самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта); представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (альбома, макета, плаката, компьютерной презентации, театрализации, видео, методического материала, выставки творческих работ); поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; практическому применению знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

Проблема определения доли нового и изученного в проекте .

Воспитатели должны усвоить, что приступая к проекту, ребенок должен иметь некоторые стартовые знания, умения и навыки. Готовые новые знания для детей в ходе проекта воспитатель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности детьми. В остальных случаях воспитатель должен натолкнуть детей на пути самоизучения материала (опираясь на энциклопедии, книги, ответы родителей, воспитателей-специалистов и т. д.)

Проблема обеспечения заинтересованности детей в работе над проектом, т. е. мотивации , которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.

Проблема осознания окончания проекта значимой оценкой - общественным признанием состоятельности (успешности, результативности).

Положительной оценки в проекте достоин любой уровень результатов. Поэтому по окончании проекта используются различные формы публичных выступлений: презентации, праздники, публичный отчет перед родителями, младшими товарищами, участие в выставках, экспозициях, показ коллекций, ярмарки и т. д.

Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в воспитание их собственных детей – собрания, консультативные пункты, информационные стенды, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты своими проблемами? Не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большей степени – потому что не испытывают насущной потребности. А попробуйте-ка заставить взрослого человека делать то, что не вызрело в нем самом как необходимость.

На мой взгляд, следовало бы начинать не с формальных собраний и информационных стендов, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Что может служить основой для такого сближения? Только сам ребенок.

В то же самое время, в нынешних родителях тверже становится убежденность в значимости собственной личности, все большее число молодых проникается пониманием важности собственной активности, ответственности за качество своей жизни. Вместе с тем, все больше меняется детский сад как социальное явление – он становится более открытым.

Я считаю, чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость.

В нашем ДОУ работу с родителями мы начинаем еще до прихода ребенка в детский сад. Прежде всего, мы приглашаем их на индивидуальную беседу с психологом, где они могут уточнить, как заранее подготовить ребенка к посещению сада. Каждый год у нас проводится День открытых дверей , на который мы также приглашаем родителей будущих воспитанников. В этот день родители могут посетить любой режимный момент в любой возрастной группе, пообщаться с администрацией ДОУ, получить консультации психолога, логопеда. Таким образом, родители заранее знакомятся с жизнью детского сада, его сотрудниками, педагогами.

Хорошей традицией стало проведение различных развлечений с участием родителей, в том числе и в качестве артистов. Это и День пиратов, Страна Витаминия, Масленица.

В младшей группе в прошлом году проходили адаптационные музыкальные занятия , благодаря которым, адаптационный период прошел достаточно мягко, одновременно познакомив родителей с жизнью детского сада.

Ежегодно в декабре мы проводим Снежный марафон добра . В этот период дети с помощью родителей могут зарабатывать баллы-снежинки за «добрые дела». Это может быть и ремонт мебели, заклеивание книг, шитье одежды для кукол, изготовление игр, так и помощь младшим, забота о животных и т.п. В конце марафона, который длится около 3х недель, в каждую группу приходит Карлсон и угощает пирогами. Целью данной работы было воспитание бескорыстной помощи, уважение к труду других людей.

Большая часть родителей моей группы - военнослужащие ВМФ, поэтому мы ввели традицию проводить развлечение с участием пап День Тельняшки , здесь папы и дети могли посоревноваться в ловкости, силе, смекалке.

Также ежегодно родители организовывали выступление детей для ветеранов ВОВ в госпитале ВМФ . Вовлечение родителей в процесс патриотического воспитания делает его намного эффективнее.

Каждую весну мы отмечали день рождения группы , заранее с детьми рисовали плакат – поздравление, готовили стихи. В этот день родители совместно с детьми выполняли различные хозяйственные дела (уборка участка, обработка клумбы, перенос песка в песочницу), затем проводилась игра для команд, а в заключении мы пили чай из самовара. Таким образом, мне одновременно удавалось сплотить коллектив родителей, дать им возможность понаблюдать за поведением детей в коллективе сверстников, решить хозяйственно-бытовые вопросы и просто хорошо провести время.

Удачной находкой в моей работе с родителями оказался метод проектов, который не только способствует развитию творческих способностей детей, формированию интереса и потребности к активной созидательной деятельности, но и объединяет усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Считаю, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.

Готовя проект «Сказки» в средней группе, я проводила индивидуальные беседы с детьми о роли книги в семье. В результате выявилась проблема – недостаточный интерес детей к книге, снижение традиции семейного чтения художественной литературы, отсутствие семейной библиотеки.
Для решения этой проблемы предложила сочинить и оформить собственную сказку. В рамках проекта родители вместе с детьми выбирали любимые сказки, которые мы читали в группе, обсуждали и организовали выставку «Моя любимая сказка». С помощью родителей оформила фотовыставку «Читающая семья». В это же время я столкнулась с проблемой низкой мотивации родителей к активному участию в жизни детского сада. Для ее решения стала предлагать несколько различных заданий. Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирали задание. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости я могла предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти. Было предложено несколько заданий: изготовление атрибутов для театрального уголка, ремонт книг, создание иллюстраций к сказке.

При работе над проектом «Мы за чаем не скучаем!» родители принимали участие на всех этапах: на подготовительном – готовили атрибуты (кухонная утварь, чаи различных сортов, лекарственные растения, элементы костюмов), собирали информацию. На следующем этапе родители помогали в создании выставки «Посидим с чайком»», а детям было предложено узнать о традициях чаепития в их семье. Итогом данного проекта был праздник «Мы за чаем не скучаем!», где родители стали зрителями.

В ближайшее время планирую начать проектно-исследовательскую деятельность с детьми подготовительной группы. Для этого вместе с родителями собираю материал для оснащения мини лаборатории на темы «Вода», «Воздух», «Электричество». Готовлю материал для совместного оформления альбома «Круговорот воды в природе». Планирую выставку рисунков-плакатов «Электричество».

Использование проектов дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Практически все родители посещают родительские собрания.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями.

(с) Кузьмина И.Е., 2012г.