История сережек. Серьги (сережки). История серег: серьги в средние века и на Руси. Прокалывание ушей. Как подобрать серьги

появились еще в Древней Азии – 7 тысяч лет назад, серьги надевали мужчины, чтобы продемонстрировать принадлежность к высшему обществу. Первые серьги не всегда надевали в качестве украшения, часто они были символом поклонения и религиозности. Ношение серег в Древней Греции указывало на принадлежность женщины к древнейшей профессии, а в Древнем Риме серьги надевали только рабы. Впоследствии знатные римлянки предпочитали серьги с жемчугом, а высшая знать любила серьги с гранатами, топазами и сапфирами. Большой популярностью пользовались золотые серьги в виде животных.

Особенно красивые украшения ценились в странах Древнего Востока. Здесь мастера изготавливали в основном золотые украшения, обильно украшенные драгоценными камнями (рубинами, изумрудами, сапфирами).

В Средние века история возникновения серег переживала разные периоды: были времена, когда католическая церковь запрещала прокалывать уши, объясняя это тем, люди не имеют право менять свое тело. В те века серьги носили цыгане, пираты и воры. У воров серьга означала принадлежность к преступному миру, у пиратов – захваченные корабли, у цыган серьги надевали единственному сыну в семье.

У казаков тоже было особое отношение к серьгам: серьгу в правом ухе носил единственный сын в семье, в левом – единственный сын одинокой матери, в обоих ушах носил последний в роду. Его должен был оберегать есаул и не подвергать опасности даже в военное время.

История возникновения серег на Руси так же развивалась неравномерно. Первые серьги были изготовлены мастерами-сережниками. Украшения производились в таком количестве, что ими в пору было украсить не только уши, но и другие части тела. Знатные особы предпочитали золотые и серебряные украшения с рубинами и изумрудами. Простолюдины носили серьги из меди и дерева, удачливые торговцы - более дорогие серебряные серьги.

В эпоху правления Петра I серьги не носили и уши не прокалывали, т.к. их все равно не было видно под париками. А вот холопы продолжали их носить и у них серьги символизировали принадлежность к хозяину. Во времена Елизаветы серьги снова вошли в моду. При Павле I военные стали прокалывать уши и носить именно женские сережки, которые в качестве амулетов им дарили дамы сердца.

Как видим из истории, первые украшения - серьги, в давние времена активно использовали именно мужчины. Сейчас серьги в основном привилегия женщин, которые с помощью этих украшений не только подчеркивают свои наряды, но и акцентируют внимание на своей природной красоте и изяществе.

Серьги, наверное, самое любимое украшение современных женщин. Уверенно можно утверждать, что женские серьги никогда не выйдут из моды.

Лучшие друзья девушек...Все о серьгах


Серьги, серёжки — украшение, носимое в ушах, в которых для этого прокалываются специальные отверстия.

Русское слово «серьга» заимствовано из древнерусского, где оно восходит к тюркскому «syrγa» — «кольцо». Серьги буквально — «ушные подвески в виде кольца».




По другой версии, отражённой в этимологическом словаре Фасмера, слово является преобразованным древнерусским словом «усерядзи» *userędzi, которое в свою очередь является преобразованием готского *ausihriggs (ушные кольца).


Серьги появились именно как мужское, а не как женское украшение. Уже в древней Азии 7 тысяч лет назад делали серьги для мужчин. Для древних египтян и ассирийцев серьга символизировала высокое положение в социуме.


Древнеримские серьги




Серьга в древнем Риме обличала раба. Древние греки, носившие серьги, зарабатывали себе на жизнь проституцией.








Древнеримские


Центурионы Цезаря носили кольца в сосках как знак храбрости. Богатые гречанки и состоятельные римлянки с удовольствием носили серьги с жемчугом, демонстрируя окружающим свой достаток и высокое положение. Представительницы же высшей знати предпочитали роскошь и магию более ярких и пестрых камней, выбирая для светских выходов серьги с топазами, с гранатом или с сапфиром.





Византийские




Минойские




Египетские


Среди бесчисленного множества найденных в египетских гробницах ювелирных украшений серьги из золота занимают одно из первых мест. Большой любовью серьги, золотые и серебряные, пользовались в странах Древнего Востока.




Корейские




Индийские




Древних этрусков


Серьги с сапфирами, рубинами и изумрудами — фантазия восточных мастеров не знала границ и находила своё отражение в самых роскошных ювелирных украшениях. Серьги носили в Ассирии, Индии и Китае.



Портрет французского короля Генриха III с жемчужной серёжкой


В Средние века в Европе мужские серьги то входили в моду, то подвергались гонениям. Например, в XIII веке католическая церковь, вооруженная религиозной догматикой, запретила изменять тело, сотворенное «по образу и подобию».




Этот запрет коснулся и прокалывания ушей. Поскольку сфера влияния церкви в то время была довольно широкой, законопослушное большинство перестало носить серьги. Что до меньшинства, состоящего из пиратов, воров и цыган, то они отказываться от проколов не торопились. Причины для ношения серег у них были разные.



Серьги от Van Cleef & Arpels и серьги "Пчела" от Тео Fennell


Цыгане продевали в ухо серьгу мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребёнка, а также единственному сыну в семье.



Van Cleef & Arpels. Серьги "Свет свечей"




Бриллиантовые серьги, принадлежавшие испанской принцессе Беатрис



Воры серьгой демонстрировали бесстрашие перед церковным судом и принадлежность к социальному «дну». У пиратов серьга означала захваченный им корабль.



Серьги "Ландыш" от швейцарской художницы-ювелира Сюзанн Суз и серьги от Van Cleef & Arpels






Серьги "Полуночная страсть" от художницы-ювелира Сюзанн Суз, Женева.



Серьги от David Morris, Лондон.Серьги от JAR



Мореход мог надеть серьгу после того, как обогнул Мыс Горн, на котором почти круглый год стоит штормовая погода. Такой моряк имел право в портовых кабаках на одну бесплатную кружку спиртного, а также безнаказанно класть ноги на стол.






Эпоха Возрождения реабилитировала серьги и их носителей. Де-юре запрет никто не отменял, де факто опала была снята: о ней попросту забыли. На портрете французского короля Генриха III заметно, что правое его ухо украшает серьга.




На Руси

До XII века витязи прокалывали себе одно ухо. В ту пору украшение называлось «одинец», а мужчина, его носивший, — «серьгач». В Древней Руси серьги были не просто украшением, по ним можно было прочитать историю и социальное положение семьи. Так, простолюдины носили серьги из меди и дерева, зажиточные торговцы могли позволить себе более дорогие серьги из серебра.


В Московском царстве от прокалывания ушей отказались. В петровскую эпоху мужские серьги тоже не пользовались популярностью: украшения были мало видны под длинными париками. Зато серьги красовались в ушах слоев непривилегированных. Ими вовсю «щеголяли» холопы. Серьга в ухе для них была символом принадлежности хозяину. В елизаветинские времена парики стали короче и мочки придворных модников украсились серьгами.





Серьги-голубцы из этнографического музея в Петербурге.


Серьги-голубцы — в средневековой Руси, по форме напоминающие силуэт птицы или двух птиц.


Серьги-жирандоль — (от франц. girandole — бриллиантовые серьги, подвеска; канделябр; сноп водяных струй) по форме напоминающие подсвечник для нескольких свечей или фонтан в несколько струй. «В старину такое название давалось бриллиантовым серьгам с подвесками из крупных алмазов или жемчуга. В настоящее время так называют также серьги, выполненные с другими драгоценными камнями, но обязательно подобной формы».


Серьги-одинцы, двойчатки или тройчатки — в средневековой Руси. В виде прикрепленных к толстой проволочной мочке одного, двух или трех стерженьков с нанизанными на них сверлеными камнями, жемчугом, бусинами кораллов, стеклами, литыми серебряными орнаментированными цилиндриками.






Женщины всех возрастов и любой социальной и национальной принадлежности всегда любили ушные украшения. Безусловно, драгоценные ювелирные украшения всегда были мерилом богатства. Но, как и повсюду в мире, на Руси они, особенно дополненные драгоценными и полудрагоценными камнями, помимо своего основного, эстетического назначения, служили талисманом, оберегом, приносившим, по поверью, своему владельцу удачу, здоровье и всяческую пользу.






В разные времена на Руси носили серьги в виде полумесяца, серьги-бубенчики, лапки, колты (так называли своеобразную разновидность серег — женские височные украшения, которые носили, подвешивая к головному убору). Серьги обычно были довольно длинными — не меньше двух дюймов, а иногда и намного длиннее.









Популярными были так называемые «одинцы», «двойчатки» и «тройчатки» - серьги в виде прикрепленных к толстой проволочке одного, двух, трех стерженьков с нанизанными на них стеклянными и серебряными бусинками, жемчужинками и небольшими литыми серебряными цилиндриками с орнаментом. С новгородской культурой связаны так называемые «голубцы» - крупные серебряные серьги в форме стилизованных птиц, покрытые с двух сторон сканным орнаментом, иногда с эмалью, и украшенные жемчужинками, перламутром, камнями или стеклами с серебряными бусинками.







На русском Севере изготавливали литые серебряные серьги. В Великом Устюге на основной тон эмали наносили белые, желтые, черные или черные с желтой серединкой точки. В Москве делали золотые серьги в форме полумесяца с подвесками в виде граненых шариков. В некоторых документах XVII века упоминаются «шляпочные серьги» - украшения, которые прикрепляли к головным уборам.








Иногда серьги носили названия по способу крепления в них камня. Серьги, в которых камень вставлялся как в лапку, назывались «серьги-лапки». Другие серьги, в которых к ушному кольцу прикреплялась запона-бляха с драгоценным камнем посередине, носили название «серьги-








В XV—XVII веках серег делали так много, что появились специальные мастера-сережники. Серьги стали необходимым дополнением к костюму. Без них, выполненных из серебра или другого металла, трудно было представить нарядно одетую женщину.







Европейские костюмы, вошедшие в моду у высшей знати в XVIII веке, потребовали новых украшений, которые старые русские ремесленники еще не умели изготовить. И Петр I пригласил иностранных мастеров, поднявших русское ювелирное искусство на новую высоту. На протяжении всего XVIII века были очень распространены серьги с одной или несколькими квадратными или трапециевидными подвесками и камнями-подвесками.







Во второй половине столетия модными становятся серьги-банты, серьги в виде виноградной грозди из жемчуга. Очень интересны «банты» работы тульских мастеров — серебряные, с редко встречавшимися на украшениях того времени коричневыми камнями с искорками авантюрина и украшенные «алмазами» из стали. Серьги XVIII века отличались большим количеством цветных камней и бриллиантов, но выпускались серьги и с недрагоценными узорчатыми камнями, и со стеклами.



На севере России простые женщины любили украшать себя серьгами из мелкого речного жемчуга, нанизанного на проволочку. Они могли иметь самую разнообразную форму: с грушевидными подвесками, с подвесками в виде веток с листьями или цветов или даже целых корзин с цветами.



У казаков.Сережка в левом ухе у казака означала, что он один сын у матери, сережка в правом — последний в своем роду.Еще один вид-пуссеты (или пусеты, они же «гвоздики») — серьги, которые крепятся к мочке уха при помощи штифта («гвоздика»), удерживаемого зажимом.






Современные модные тенденции не делают различий по половому признаку, позволяя носить серьги как женщинам, так и мужчинам. Вот уже много лет не теряют своих позиций в мире моды золотые серьги с благородными камнями: серьги с цитрином, серьги с хризолитом, серьги с бриллиантами.



В настоящие время альтернативой серёг являются украшения, не требующие проколов, такие как клипсы и каффы.







Виды крепления каффов: дужка за ухом - как гарнитура Bluetooth; зажим в виде незамкнутого кольца на край ушной раковины (выше мочки уха).




Тоннели


Тоннель — украшение большого размера, которое обычно ставится в отверстие мочки уха (а также в губу, нос и т. д.). Отличаются от традиционных украшений большим диаметром сквозного отверстия. Закрытые тоннели называются плагами (англ. plug — «затычка»).


Вот такие сережки. Желаю Вам всем иметь все,что вы хотите!

В шкатулке каждой девушки найдется хотя бы одна пара сережек. Прокол в ушах — самый популярный вид украшения, нередко ушки прокалывают еще совсем маленьким детям. Серьги носят и женщины, и мужчины; они становятся знаком принадлежности к определенной субкультуре. Нередко можно встретить людей с двумя, тремя и больше проколами, которые позволяют экспериментировать с украшениями.

Как начиналась история сережек? И какие они бывают? Попробуем выяснить.

По страницам истории

Археологи находят эти ювелирные изделия повсюду, независимо от географии или времени. У появления сережек есть и мифологическая версия происхождения: когда Змей решил соблазнить Еву, он подарил ей серьги, которые пленили ее взор, и она вкусила запретный плод. Доподлинно известно, что в древние времена серьги носили и мужчины, и женщины, а сами украшения имели символичное значение.

Истоки

У египтян и персов серьга в ухе являлась демонстрацией высокого положения в обществе. Так, в гробнице Тутанхомона были обнаружены большие золотые серьги-кольца.

В Древней Греции специальную серьгу носили молодые люди и девушки, зарабатывавшие на жизнь древнейшей профессией. Богатые гречанки носили сережки с драгоценными камнями и жемчугом, чтобы продемонстрировать свой статус. В Риме специальная медная серьга в ухе являлась специальной меткой раба. Серьги из золота имели право носить лишь члены сената и всадники, в свободные граждане обозначали себя серебряными украшениями. Центурионы Цезаря и вовсе носили кольца в сосках — как символ храбрости, мужества и стойкости.

Огромной популярностью серьги всегда пользовались в Индии. Их носили не только в ушах — все знают знаменитые колечки в носу, которые чаще носят женщины. Прокол в носу у жителей этих стран являлся и до сих пор является символом замужества женщины.

Темное время

Средневековье стало достаточно нестабильным периодом в истории серег. Они становились очень популярны, а затем резко уходили в забвение. В XIII веке католическая церковь вводит запрет на проколы в ухе и вообще на любые действия, связанные с изменением тела — ведь оно создано по образу и подобию божьему. Поэтому чаще всего в темную эпоху серьги носили воры, разбойники, пираты и кочующую цыгане. У каждой из этих групп серьги имели свое символическое значение.

Воры демонстрировали свое презрение к обычному обществу и отмечали так свою принадлежность к преступному миру. Цыганки всегда носили серьги, а вот мальчику ставили серьгу в ухо как знак, что он — единственный сын в семье. Пираты носили серьги в знак захваченных кораблей: количество сережек соответствовало количеству побед.

Только с эпохой Возрождения серьги возвращаются в шкатулки добропорядочных мужчин и женщин. И хотя церковный запрет не был отменен, о нем попросту забыли и начали украшать уши изящными украшениями.


Знаменитая работа голландского художника Яна Вермеера "Девушка с жемчужной сережкой"

А у нас?

На Руси ювелирные украшения также пользовались большой любовью. Как и у многих других, серьги у русичей не были простым украшением — они отражали положение и даже историю рода. Люди победнее носили медные и деревянные серьги; торговцы могли позволить себе серебряные серьги, а члены княжеской семьи — золотые украшения с драгоценными камнями.

В Петровскую эпоху серьги пользуются скромным спросом — все из-за больших париков, под которыми их было практически не видно. Только во время правление Елизаветы парики укоротились, и на ушах вновь засверкали золотые и серебряные подвески.

Очень интересная символика ношения серьги была у казаков. Так, в левом ухе серьгу носил единственный сын у матери, в правом — последний мужчина в роду или единственный сын у родителей. Когда серьги были в обоих ушах, их обладатель являлся кормильцем семьи. Поэтому серьги носили далеко не все казаки, а атаман был обязан оберегать такого человека.

Сегодня серьги являются распространенным украшением как для мужчин, так и для женщин, по всему миру. Они отличаются формой, типом замка, размерами, материалом — всего не перечислить! Выбор настолько широк, что подобрать серьги по вкусу может совершенно любой.

Как выбрать серьги

Выбирая серьги, важно учитывать сразу несколько моментов: материал, из которого они изготовлены, тип застежки, дизайн.

Застежка

Английская застежка . Широко распространенная застежка, удобная и очень надежная. Она аккуратна, поэтому не портит внешний вид украшения. Ее плюсы — серьги с таким замком сложно потерять, они надежно держатся в ухе. К минусам можно отнести невозможность регулировать расстояние, отведенное для мочки уха. Если мочка тоньше, серьга некрасиво провиснет вперед, если больше — носить серьги будет попросту больно.

Французская застёжка . Представляет собой изогнутую петлю, которая, продеваясь сквозь ухо, закрепляется с помощью небольшой петли. Преимущество такой застежки заключается в том, что ношение сережки не вызывает никакого дискомфорта; она легкая, поэтому нередко используется для детских украшений. Минус в том, что ее очень легко повредить при сильном нажатии, поэтому для активного отдыха и сна такие серьги не подойдут.

«Цыганский» замок (застежка-скоба) . Подобные замки обычно можно увидеть на этнических украшениях, особенно — восточных. Она представляет собой подвижный стерженек с крючком на конце, который фиксируется с помощью отверстия в противоположной стороне серьги. К плюсам такой застежки можно отнести уже тот факт, что это самый древний вид застежки, а значит, он проверен временем. Застежка-скоба не доставляет неудобства при ношении и выдерживает вес даже очень крупных сережек. Минусы «цыганского» замка — он может легко деформироваться при небрежном обращении.

Застежка - «булавка» . Представляет собой подвижную швензу (стержень), который, проходя сквозь ухо, фиксируется в специальном маленьком отверстии. Это простой, удобный замок, который достаточно надежен. Часто такая застежка бывает на серьгах-кольцах. Главный минус — длина швензы, которая может быть чуть меньше ширины мочки.

Замок в виде петли . По сути, петля — это упрощенный вариант французского замка; он чуть длиннее и не снабжен фиксирующей петелькой. Преимущества таких сережек: они легко снимаются и надеваются, застежка не утяжеляет саму серьгу; она имеет изящный вид и часто ставится на серьги с подвесками. Обратная сторона: поскольку петля не фиксируется, серьгу можно запросто потерять.

Застёжка-кольцо . Этот замок можно встретить только на серьгах-кольцах. С одной стороны расположен штырек, с другой — отверстие под него. Штырек продевается сквозь мочку и вставляется в отверстие. Благодаря подобной конструкции штифт практически незаметен при носке; он надежно скрепляет серьгу. Но есть и минусы — такими сережками можно повредить мочку, поэтому в них не стоит оставаться на ночь.

Гвоздики, или пуссеты . Это одна из самых «юных» застежек — эти сережки появились лишь в начале XX века. Она представляет собой прямой штырек, который продевается в ухо и закрепляется с обратной стороны с помощью специального фиксатора. Плюсы таких сережек — универсальность и аккуратность. Это идеальный вариант для повседневного украшения; они подходят к любой одежде и макияжу. Благодаря такой конструкции застежка регулируется под любую толщину мочки. К минусам можно отнести неудобство от острого конца серьги во время сна, поэтому лучше их снимать. Также со временем зажим может ослабнуть, и сережка потеряется.

Подчеркиваем достоинства

Серьги, так же как и макияж с прической, способны визуально изменить черты лица. Единственные типы серег, которые подойдут абсолютно всем — традиционные гвоздики (или, как их называют сейчас, пуссеты) и серьги-обручи.

  • Удлиненные серьги визуально сделают лицо чуть длиннее, поэтому они подойдут круглолицым женщинам с не очень длинной шеей.
  • Угловатые серьги с геометрическими формами подойдут дамам с очень мягкими чертами лица — с ними они станут чуть острее. И наоборот, слишком острое, угловатое лицо «смягчается» округлыми и овальными украшениями.
  • Вытянутое лицо корректируется небольшими круглыми сережками.
  • Мелкие черты позволяют носить крупные серьги, поскольку такие украшения привлекают внимание к лицу, делая образ выразительным.


Не менее важный момент, который стоит учитывать при выборе сережек, - куда и когда вы собираетесь их носить. Так, на каждый день лучше выбрать аккуратные маленькие серьги с неброским дизайном. Отправляясь в отпуск, можно смело позволить себе длинные яркие серьги в восточном стиле. Для праздника лучше подобрать изящную и элегантную пару.

Грамотно следует подходить и к материалу, из которого сделаны серьги. Оптимальный вариант - золотые украшения или украшения из медицинской стали. Серебро может подходить не всем и может вызвать аллергию, особенно, если изделие не очень качественное. Если в Вашей шкатулке много бижутерии, и Вы регулярно пополняете ее запасы, старайтесь выбирать серьги хорошего качества - дешевая бижутерия не только быстро выцветает, но и может вызвать сильнейшее раздражение.

Ювелирное дело существует уже на протяжении тысячелетеий. Из века в век люди носят кольца, браслеты, ожерелья и, конечно же, серьги. Сережки - отличная возможность подчеркнуть свою красоту, создать уникальный образ и даже выразить свое мировоззрение. Подходя к их выбору с должным вниманием, можно найти украшение, которое будет долгие годы радовать свою обладательницу и взгляды окружающих!

Украшение для мочек ушей, которое мы привычно называем «серьги», появились в Восточной Европы еще в период раннего бронзового века (приблизительно 3000 лет до н.э.). Сразу же после появления их стали изготавливать в разнообразных вариациях и дизайнах. Изначально, это украшение использовали не только женщины, но и мужчины. В частности моряки и воины, которые носили одну серьгу.

Очень популярными были серьги на территории Средней Азии и Закавказья. Маленьким девочкам практически сразу же после рождения надевали сережки, считая, что украшение выполняет функцию талисмана и охраняет ребенка. В античном Причерноморье предпочитали носить серьги-диски, на которых наносили рельефный рисунок. Как правило, на серьгах были изображены головы различных животных, чаще всего львов. Скифские аристократы предпочитали украсить свои уши позолоченными серьгами-кольцами, украшенных зернью и сканью.

С течением времени серьги все прочнее входят в обиход всех женщин. Например, на Руси в конце 16 века серьги становятся неотъемлемым элементом дамского туалета. Ими дополняли свой гардероб абсолютно все женщины: и молодые, и пожилые, и самые юные. Популярность такого вида украшений привело к тому, что среди ювелиров появились специальные мастера-сережники, которые специализировались лишь на серьгах.

С началом 17 века в истории сережек на Руси начинается новая глава. Они получают новый дизайн. Особенно модными в то время были серьги, изготовленные в виде кольца, к которому крепились подвески различной длины. Подобные украшения получали названия в соответствии с количеством подвесок. Были одинцы (одиначки), двойчатки (двоинки, двоечки), тройчатки. Также можно проследить тенденцию названия сережек в зависимости от способа крепления в них камня или стеклышка. Если речь шла о серьгах, в которых камень крепился как в лапу, то они назывались серьги-лапки. К другим украшениям, точнее непосредственно к ушному кольцу, крепилась запона-бляха с камнем или стеклом посередине. Такие серьги назывались серьги-запоны. Украсить серьги можно было разнообразными декоративными элементами. Это могли быть подвески в виде колодок, птиц, цветов, шариков. Например, силуэт серьг-орликов имел схожесть с силуэтом орлов, голубцы напоминали голубей и т.д.

Простые женщины, как правило, носили серьги, изготовленные из меди. Женщины знатного происхождения могли себе позволить приобретать позолоченные серьги с камнями, цветными стеклышками и другими мелкими камнями, которые в то время назывались «искры». Для сережек 18 века характерно было украшение большим количеством цветных камней, однако также можно было найти более дешевые «варианты» с недрагоценными камнями и со стеклами. Каждый мог найти изделие на свой вкус.

Западная Европа не сразу приняла такое украшение, как серьги. Здесь они появились лишь в период нарядного и модного итальянского ренессанса. Европейцы привнесли свой вклад в историю украшения. Именно здесь впервые наряду с серьгами из металла появляются украшения, изготовленные из слоновой кости, панциря черепахи, ценных пород древесины. Например, в 17 веке европейские женщины предпочитали носить массивные серьги жирандоли, которые на вид напоминали канделябры, украшенные крупными стеклами и подвесками.

Современные серьги — это настоящее искусство. Это сплетение разнообразных материалов, технологий, использование камней и других материалов. Серьги можно разделить по способу ношения. Есть серьги-пуссеты, которые крепятся к мочке уха при помощи винта или штифта. Также вы можете найти клипсы, которые может носить любая женщина и для этого не обязательно прокалывать уши. При необходимости можно носить мягкие проволочные серьги, которые препятствуют зарастанию прокола в ухе. У нас их называют гигиеническими, а за рубежом — спальными.

Новинкой нашего времени стали жакетки для серег. Речь идет о декоративных сменных насадках, которые можно менять в зависимости от вкуса, настроения, наряда и т.д. Их предлагает купить любой бутик или интернет-магазин. Как бы то ни было, мир современных сережек — это феерия стилей, цветов и направлений. Выбрав подходящее украшение, каждая женщина может подчеркнуть свою привлекательность и утонченный вкус.

История серег. Традицияносить серьги возникла еще у первобытных людей, они прокалывали уши острыми тонкими костями изогнутой формы, которые носили в виде украшений. У африканских и океанских народов женщины и мужчины носят тяжелые подвески, растягивающие мочки их ушей. В Римской империи состоятельные граждане носили серьги в обоих ушах. Исторически сложилось, что в Европе человек, особенно мужского пола, с одним проколотым ухом считался меченым, низкого происхождения или сомнительного рода занятий. Во времена древнего Рима одну серьгу носили рабы, в Древней Греции – наложники, в средневековой Европе – пираты, цыгане, мошенники. Крупные, красивые серьги на обоих ушах носили купцы, аристократы и даже монархи. На Востоке серьга была обычным украшением, которое носила знать, раджи и шахи. Индусы верили, что прокалывание ушей защищает ребенка от болезней.

Прокалывание ушей, как обряд инициации. Обычай прокалывания ушей – лишь один из немногих примеров обряда инициации, перехода из одного статуса в другой, при котором серьга служила символом, зримым доказательством произошедшего посвящения. Почему именно серьга – тоже объясняется довольно логично, ведь этот вид украшения требует прокалывания уха, что несет дополнительный смысл – скрепление кровью произошедшего таинства. По той же причине вдевали новую серьгу морякам, совершившим кругосветное путешествие, а позднее - морякам, впервые перешедшим экватор. Кроме статусного символа и магического оберега серьги были валютой, способом сохранить сбережения на крайний случай. Поэтому люди, по роду своих занятий рисковавшие жизнью, воины, мореплаватели и купцы носили серьги из драгоценных металлов, чтобы в случае их смерти вдали от дома, нашедший тело похоронил бы его согласно обычаю, а серьгу взял бы в оплату за работу. Особенно строго этого обычая придерживались моряки, постоянно рисковавшие не вернуться вновь в родной порт.

История серег в Киевской Руси . На Русь мода носить в ушах серьги пришла от мореплавателей-викингов. Еще до рождения ребенка на Руси собирался специальный совет, решавший, какую драгоценность ему носить. Поэтому впервые ребенок знакомился с украшениями вскоре после рождения: ему на шею надевали нитку с бусами или бисером. Когда девочка достигала 7-8 летнего возраста, ей прокалывали уши, чтобы она носила гусиные пушки на металлических крючках. В это же время девочке дарили недорогие бусы. Славянским мальчикам вдевали серьгу в левое ухо, считалось, что это предохранит его от грыжи. Серьга была не только магическим оберегом, но и знаком мужского пола ребенка, так как до определенного возраста детей одевали одинаково, а девочки носили по две сережки. Запорожские казаки тоже использовали серьги, имевшие особый смысл - в левом ухе серьгу носил единственный сын одинокой матери, в правом – единственный сын у родителей. У продолжателя рода в каждом ухе было по серьге. Такая традиция запорожских казаков оберегала их от смертельной опасности, так как любой командир старался оберегать таких воинов, по возможности стремясь сохранить и продолжить каждый казацкий род.

Исторические фасоны серег. Приблизительно до XVII века серьги носили и мужчины, и женщины. Они были исключительно популярны в эпоху Возрождения, а во времена барокко обязательно входили в состав драгоценных гарнитуров. При Людовике XIV, когда французские ювелиры стали играть ведущую роль в европейской моде, серьги делали не только из классических материалов, их украшали слоновой костью, деревом, черепаховым панцирем и перламутром. Появились «жирандоль», серьги в виде трех подвесок, и «шандельер», серьги с многочисленными подвижными подвесками. По мере углубления декольте удлинялись и подвески серег, опускаясь даже ниже уровня плеч. В 18 веке особенно модными были каплеобразные длинные подвески, крепившиеся под ухом на ажурном элементе в виде банта из лент. В эпоху рококо появились серьги «бриоле» - в виде подвесок, находившихся в движении, что создавало необходимую тогда атмосферу игривости. При классицизме получили распространение большие гладкие серьги, позже - серьги с кам еями.