Физиологические особенности новорожденного. Периоды адаптации новорожденных детей. Физиология почек у новорожденных

Практическое руководство по уходу за новорожденным Жанна Владимировна Царегерадская

Физиологические особенности новорожденного

Физиологические особенности новорожденного

Срыгивания

Срыгивания новорожденных являются результатом незрелости нервной системы и слабости кардиального сфинктера, находящегося между желудком и пищеводом, В результате непроизвольных спазмов диафрагмы сфинктер не удерживает содержимое желудка, и оно изливается из ротовой полости.

Нормой для возраста от одного до четырех месяцев считается срыгивание после каждого кормления или перед кормлением, при перевороте на живот или изменении положении тела в объеме одной столовой ложки и однократно в день «фонтаном», т. е. рвота в объеме более трех столовых ложек. Чтобы проверить, какой именно объем молока срыгнул малыш, надо вылить одну столовую ложку воды на пеленку и сравнить пятно от воды с размером пятна, образовавшегося после срыгивания. Не следует переживать, что малыш срыгнул все молоко, которое он высосал. Он может срыгнуть только молоко, находящееся в желудке и пищеводе. Молоко, эвакуированное в кишечник, благополучно осталось в его организме. При нормальных срыгиваниях не следует ставить ребенка столбиком после каждого кормления, чтобы их избежать. Если ребенок часто и обильно срыгивает, но при этом часто писает, хорошо себя чувствует и нормально набирает в весе - угрозы обезвоживания нет. В норме срыгивания могут сохраняться до пяти-шестимесячного возраста.

Икота

Икота новорожденных связана с непроизвольными сокращениями диафрагмы и, прежде всего, является наследием внутриутробной жизни. Находясь у мамы в животе, младенец привык к периодически возникающей икоте, и это состояние не доставляет ему никаких негативных переживаний. У зрелого ребенка икота не является признаком переохлаждения, потому что икать может и хорошо согретый малыш. Такую икоту, без признаков охлаждения, родители наверняка наблюдали и сами, но не придавали этому значения. При охлаждении начинают икать только не зрелые дети - недоношенные или маловесные.

Особенности стула

У младенца, находящегося на правильно организованном исключительно грудном вскармливании, до шести месяцев жизни стул может быть любой частоты и вида. Он может быть кислым с комочками створоженного молока, зеленым, пенистым, со слизью и кровяными прожилками (микротравмы прямой кишки), желтым сметанообразным и т. д. Он может быть очень частым и появляться во время, после или между кормлениями, а также очень редким - один раз в 2–7 дней. Ни количество, ни вид стула, ни частота его появления не должны волновать родителей до шести месяцев.

Мочеиспускания

Частота мочеиспусканий. Очень важно следить за частотой мочеиспусканий младенца. Периодически, примерно один раз в неделю, необходимо считать пеленки или ставить галочки, отмечая каждое мочеиспускание. В норме у малыша должно быть примерно 12–15 мокрых пеленок в сутки. Настороженность должно вызывать снижение количества мокрых пеленок до 6–8 штук в сутки. Это нижняя граница нормы, при которой можно сказать, что обезвоживания нет, но это не означает, что питание малыша достаточно.

Мочеиспускания и сон. Во время глубокого сна малыш не мочится. Мочеиспускание происходит перед пробуждением, во время или сразу после него.

Особенности сна новорожденного

Новорожденный малыш практически все время спит. Общая продолжительность сна новорожденного составляет 18 часов. У него есть дневной и ночной ритмы. Дневной ритм начинается примерно в 8 - 10 утра и заканчивается примерно в 23 часа. Ему на смену приходит ночной ритм, который длится примерно с 23 часов до 8 -10 утра. В течение дневного ритма новорожденный пробуждается каждые 1–1,5 часа, чтобы приложиться к груди, пописать и снова уснуть. Ночной ритм отличается от дневного тем, что промежутки между пробуждениями удлиняются.

Главной особенностью сна новорожденного является высокий процент парадоксального, т. е. поверхностного сна - до 80 %. Во время парадоксального сна новорожденный ведет себя более беспокойно, чем взрослый. Кроме этого, у новорожденных и детей в возрасте до трех месяцев нет хорошо выраженного глубокого медленного сна. Выраженный глубокий сон появляется у детей лишь к шести месяцам. Именно потому, что новорожденный спит поверхностно, для организации его сна чрезвычайно важно учитывать следующее:

Малыш погружается в глубокий сон примерно через 20 минут после начала засыпания;

О погружении в глубокий сон свидетельствует общая расслабленность, отсутствие движения глаз, мимики лица, движения конечностей;

Новорожденный быстро переходит из глубокого сна в поверхностный, поэтому стоит попытаться переложить спящего малыша с рук на кровать, как его сон станет беспокойным. Чтобы не нарушать сон младенца, рекомендуется укладываться спать вместе с ним, а когда он заснет, аккуратно от него вставать;

Сон бывает наиболее спокойным, когда присутствует запах матери;

Укладывая новорожденного спать днем отдельно, необходимо тесно уложить с двух сторон от него подушки или валики, чтобы воспроизвести условия приятной тесноты;

Для снижения тревожности и обеспечения тактильных стимулов для нормального роста нервной системы необходимо организовать ночной совместный сон с матерью;

Совместный сон с матерью является профилактикой спонтанной детской смертности в результате остановки дыхания. Новорожденный дышит неравномерно, он делает дыхательные паузы. Возобновить дыхание после паузы позволяет тактильная стимуляция. Совместный ночной сон с матерью обеспечивает непрерывную тактильную стимуляцию, а значит и равномерное дыхание младенца.

У новорожденного, начиная с седьмого дня жизни, появляется выраженный продолжительный ночной сон, который длится пример но с 23–24 часов до 8-10 утра. В течение ночного сна ребенок три - четыре раза проявляет сосательную активность. Проявляя желание приложиться к груди, малыш не пробуждается, просыпаться приходится кормящей маме. Единственное время, когда малыш до трех месяцев проводит в состоянии глубокого сна - это первые ночные часы, т. е. с 23–24 до 3–4 утра.

Явления периода новорожденности

Мастит новорожденного

У новорожденных, как у девочек, так и у мальчиков, в течение первых 14 дней жизни может возникнуть уплотнение грудных желез. Мастит новорожденных - это физиологическое явление, не представляющее опасности для ребенка и не требующее специального лечения. Он связан с высоким уровнем гормона пролактина в крови матери во время родов и в первые дни после них. Пролактин отвечает за выработку молока и, передаваясь младенцу сначала через пуповину во время родов, а затем через молозиво и молоко, приводит к набуханию молочных желез. Чаще всего мастит возникает у ребенка практически одновременно с приливом молока у матери, на 3-10 день после родов.

Важно отметить, что физиологические формы мастита возникают у детей в случае биологически нормальных родов и правильно организованного грудного вскармливания в первые дни после них. В этом случае диаметр уплотнения не превышает размера фасолины и уплотнение самопроизвольно исчезает примерно через три - четыре недели после родов.

В случае клинических родов, т. е. родов в медучреждении (тем более в ходе которых осуществлялись различные вмешательства и использовались препараты), и неправильно организованного грудного вскармливания мастит новорожденности может приобрести патологические формы. Уплотнение может быть больших размеров и может при прикосновении вызывать у малыша болезненные ощущения. Если диаметр уплотнения превышает три см, то ребенку необходима помощь, которую может оказать инструктор по обучению материнскому искусству.

«Колики»

Ни один новорожденный или грудной ребенок не пожаловался врачу: «Доктор, у меня болит живот!». Поэтому диагноз «колики» - это не боли в животе, а характерное поведение ребенка. «Коликами» называют продолжительный непрекращающийся плач ребенка в определенное время суток, чаще всего вечером, причем малыша в это время очень трудно успокоить. При этом ребенок может подтягивать ноги к животу и сучить ими, как будто болит живот. Может показаться, что ребенок хочет сосать, но от груди отказывается, сделав 2–3 сосательных движения. У детей с подобной картиной плача может быть активное пищеварение и выход газов. Однако и в спокойном состоянии у них наблюдаются бурления в животе и выход газов, которые не вызывают плача Обычно при более подробном исследовании состояния такого ребенка причина плача остается не ясной. Такое состояние называется «колики».

Родители всегда связывают поведение ребенка при коликах (сучит ногами, начинает плакать при выходе газов и т. д.) с болью в животе. Однако следует учитывать, что у ребенка, в отличие от взрослого, нет локализации боли, поэтому при любой боли он ведет себя одинаково - ведь болит он весь. Например, когда ребенку берут кровь из пальца и болит его палец, он плачет, кричит, сучит ногами и вскидывает руками. То же самое он делает, когда у него берут кровь из пяточки. В связи с этим, можно утверждать, что по поведению ребенка в ответ на болевой раздражитель, который скрыт от глаз взрослого, нельзя с точностью сказать, что именно у малыша болит.

Известно, что «колики» чаще бывают у детей с диагнозом ПЭП (перинатальная энцефалопатия) или повышение внутричерепного давления. На базе клинической практики психиатров и психотерапевтов было установлено, что «колики» являются проявлением грудничковой мигрени сосудистого происхождения. Типичными симптомами, сопровождающими мигрень, являются усиление перистальтики кишечника, возникновение тошноты, дурноты, рвоты и расстройства желудка. Во время сосания и бурлений в животе головная боль у грудничка усиливается, именно с усилением головной боли в ответ на любой механический раздражитель и связано усиление плача при предложении ребенку взять грудь и выходе у него газов. По этой же причине во время мигренного приступа дети чрезвычайно чувствительны к изменению положения тела.

Вспучивания

Вспучиванием называют болезненное состояние ребенка, связанное с нарушением работы кишечника, при котором идет повышенное газообразование. Причиной вспучивания является неудовлетворительный холдинг, при котором малыш не получает достаточного количества материнского тепла в буквальном смысле этого слова. Дело в том, что нормальную работу кишечника ребенка обеспечивает не только тип вскармливания, но и согревание животика малыша. Когда мама носит ребенка на руках в правильном положении, прижимая к себе и согревая своим биологическим теплом его живот, она тем самым обеспечивает нормальную работу его кишечника. Если мама недостаточно согревает животик ребенка, то происходит сбой в работе кишечника, который и приводит к вспучиванию. Поэтому профилактикой вспучивания является полноценный холдинг и правильно организованное грудное вскармливание.

Отправление естественных нужд: мочеиспускание и дефекация

Решение родителей об уходе за ребенком в отношении отправления естественных нужд, который включает ношение памперсов и другой одежды, должно быть осознанным. В первую очередь следует знать, что от организации отправления естественных нужд новорожденного и грудного ребенка зависят следующие моменты:

Установление контроля за сфинктерами;

Осознание своего тела;

Функциональное становление выделительной системы.

Успешное и своевременное решение этих психофизиологических задач обеспечивает базу для сексуального здоровья человека.

Каждая из этих позиций является задачей развития, которую ребенок решает на первом году жизни при участии матери. Все эти задачи решаются в несколько этапов путем организации высаживания в соответствии с физиологическими потребностями и врожденными рефлексами ребенка. Высаживанием называется действие матери или опекуна, способствующее опорожнению грудного ребенка.

Мочеиспускательный рефлекс и установление контроля над сфинктерами.

Во время родов при прохождении плода по родовым путям у него формируется мочеиспускательный рефлекс, благодаря которому перед мочеиспусканием и дефекацией новорожденный чувствует дискомфорт и начинает проявлять беспокойство или плакать. Это дает матери возможность высаживать малыша по его сигналу и таким образом контролировать работу его сфинктеров. Благодаря материнскому контролю, с первых дней жизни у младенца формируется собственная способность управлять своими сфинктерами. Постепенно мочеиспускательный рефлекс угасает, и к трем месяцам на смену ему приходит способность ребенка самостоятельно контролировать свои сфинктеры.

Осознание своего тела

Новорожденный не знает, что у него есть тело. Он не знает, что у него есть лицо, руки, ноги, голова и т. д. Примерно в два месяца ребенок обнаруживает, что у него есть руки, за которыми он начинает наблюдать, и начинает внимательно слушать свое тело в момент, когда выходят газы или когда он опорожняет кишечник. С этого момента малыш начинает понимать: «Это происходит у меня!». К трем месяцам ребенок уже контролирует работу сфинктеров, не понимая их точного расположения на своем теле, но уже точно зная, что этот процесс происходит у него. Далее, примерно в четыре месяца, малыш, ощупывая свое тело, обнаруживает живот, ноги и свои половые органы. Благодаря этому новому знанию о своем теле, ребенок понимает, где именно находятся сфинктеры, которыми он уже умеет управлять.

На этапе осознания половых органов чрезвычайно важно, чтобы малыш нащупал именно свои половые органы, а не одежду, в которую он может быть облачен: памперс или ползунки. Это очень важно, поскольку именно это первое впечатление войдет в его сознание на всю жизнь. Если, в результате изучения своего тела, малыш усвоит тот факт, что у него нет половых органов, а есть памперс или штанишки, это не будет способствовать его психическому и сексуальному здоровью - очень сложно быть адекватным в отношении сексуальности, если у тебя нет половых органов и, фактически, нет пола.

Функциональное становление выделительной системы

У новорожденного и грудного ребенка выделительная система является незрелой. Ее окончательное созревание и функциональное становление происходит к половозрелому возрасту, однако начало этого процесса восходит к периоду новорожденности.

У человека работа почек и мочевого пузыря не хаотичны, а упорядочены во времени и имеют хорошо выраженные суточные ритмы. В их работе есть пики и спады суточной биологической активности, есть определенный ритм мочеиспусканий в фазе бодрствования и мочеиспускательные паузы во время сна. Эти ритмы отчетливо прослеживаются уже у новорожденного. У малыша первых трех месяцев жизни мочеиспускания происходят только в стадии пробуждения и во время бодрствования. С месячного возраста в периоды бодрствования мочеиспускания происходят примерно через каждые 15–20 минут. Во время сна наступает мочеиспускательная пауза. Она присутствует как во время дневного, так и во время ночного сна. Ночные мочеиспускания тесно связаны с грудными кормлениями. Всякий раз, когда малыш просыпается, чтобы приложиться к груди, может наступить и опорожнение. Перед мочеиспусканием малыш обязательно подает матери сигнал, и только в том случае, если мать этот сигнал проигнорировала, он опорожняется самостоятельно - просто от безысходности.

Функциональное становление и регуляция работы выделительной системы в целом происходит при наличии высаживания и материнского контроля. Природа рассчитывала, что после появления на свет работу незрелой выделительной системы младенца первоначально будет поддерживать мать. Постепенно ребенок возьмет инициативу в свои руки и начнет самостоятельно контролировать работу сфинктеров и выделительной системы. Для нормальной работы выделительной системы, а также уретрального и анального сфинктеров, необходимо, чтобы ребенок чувствовал процессы мочеиспускания и дефекации. Если он не будет чувствовать эти процессы, то работа сфинктеров, а вслед за ними и работа всей системы нарушится. Этот механизм был выработан эволюционно, поэтому, нарушая его, мы обязательно формируем те или иные отклонения от нормы, которые впоследствии могут быть заметны в большей или меньшей степени. Если мать высаживает ребенка, она тем самым обеспечивает нормальное развитие выделительной и половой системы и способствует установлению контроля над сфинктерами. В норме уже к трехмесячному возрасту младенец контролирует работу сфинктеров.

Использование памперсов и ползунков

Современное поколение матерей, использующее памперсы, считает удобным не знать, как именно мочится их малыш и что с ним происходит. Однако матери этнических групп, не знающие памперсов, считают, что отсутствие информации о ритме и качестве мочеиспусканий собственного ребенка - это в высшей степени неудобно, поскольку не позволяет ориентироваться в его состоянии. А ведь задача каждой матери, данная ей свыше, вырастить здорового полноценного человека. Сохранить здоровье малыша, нарушая работу какой-либо его функциональной системы, просто невозможно. Если мать понимает важность высаживания для будущего здоровья своего малыша, то она бывает готова пересмотреть свои социальные установки. Пересмотр социокультурных установок на уход за новорожденным не является жертвой со стороны женщины - она абсолютно приспособлена к физиологически обоснованному уходу за ребенком.

В связи с тем, что использование памперсов и ползунков прежде всего связано с формированием полового поведения человека, существуют определенные правила их использования. Памперсы - приспособление для визитов. Поэтому они могут быть использованы для визитов в гости, при приеме гостей, на прогулке и т. д., чтобы мама могла показать красивый костюмчик своего ребенка. Они не могут быть использованы дома для постоянной носки и тем более на время сна, как ночного, так и дневного. Их использование на время сна тем более бессмысленно, что ребенок, как правило, спит абсолютно сухим и мочится лишь при пробуждении.

Как памперсы, так и ползунки, не дадут ребенку возможности познакомиться со своим телом, обнаружить свои половые органы, выяснить, откуда именно появляются выделения, и установить контроль над функциями мочеиспускания и дефекации. Поэтому использование этих предметов одежды должно быть разумным и не мешать ребенку решать возрастные задачи развития. Рекомендовано при любых обстоятельствах с шести месяцев отказаться от использования памперсов, ползунков, трусов и т. д.

Термоадаптация и основы закаливания

Термоадаптация

Ребенок рождается на свет из условий относительно стабильного температурного режима, который существовал в матке. Поэтому новорожденный, привыкший к относительному постоянству температуры, должен адаптироваться к новым температурным условиям в зависимости от тех климатических условий, в которые он попал. Термоадаптация - это приспособление новорожденного и грудного ребенка к температурному режиму в условиях внеутробного существования.

Термоадаптация новорожденного происходит за счет контакта с воздухом, т. е. ежедневных воздушных ванн, и контакта с водой во время подмывания и купания, при условии полноценного холдинга и грудного вскармливания.

Первоначально термоадаптацию младенца обеспечивает мать. Именно она должна постепенно ввести ребенка в мир новых температур и помочь ему к ним приспособиться. С одной стороны она должна продлить для младенца условия внутриутробного комфорта, а с другой - дать ему возможность встретиться с новым миром, познакомиться с ним и безопасно адаптироваться к новым воздействиям. Чтобы обеспечить внутриутробный комфорт, мать носит малыша на себе, кормит его грудью, что удлиняет контакт с привычным материнским теплом. Периодически она откладывает ребенка, чтобы обработать или переодеть его, за счет чего он принимает кратковременные воздушные ванны, и регулярно подмывает его, обеспечивая контакт с водой. Чтобы термоадаптация была полноценной, подмывать ребенка следует водой разной температуры. Это вырабатывает у малыша спокойную реакцию на воду любой температуры.

Переохлаждение и перегрев

Обеспечивая оптимальную возможность термоадаптации, в то же время мать должна оберегать малыша от сильных воздействий. Регулировка состояния ребенка полностью лежит на ней. Новорожденный является незрелым и не может самостоятельно поддерживать температуру своего тела, поэтому он чрезвычайно чувствителен к перегреву и переохлаждению. Мать должна согревать малыша своим теплом, чтобы не наступило охлаждение, и спасать его от жары, чтобы не было перегрева. Недостаточное согревание животика младенца нарушает работу его кишечника, что грозит вспучиванием. Кроме этого, переохлаждение неблагоприятно влияет на работу почек и надпочечников.

Перегрев не менее опасен для организма ребенка, чем переохлаждение, и может при вести к тепловому удару. Постоянное пребывание в поле биологического тепла матери за счет неограниченного ношения на руках, совместного сна и грудного вскармливания необходимо ребенку для мягкой термоадаптации и поддержания всех функций его организма. Таким образом, мать следит за температурой окружающей среды к при возможности регулирует ее, чтобы избежать неблагоприятных воздействий на ребенка.

Как понять, что ребенок замерз?

Первым ориентиром являются ощущения матери. Температуру окружающей среды мы воспринимаем субъективно. Причем малышу всегда несколько холоднее, чем взрослому человеку. Поэтому, чтобы контролировать ощущения ребенка, мать должна быть одета чуть легче, чем он. Если одежда мамы и малыша приведена в соответствие, т. е. ребенок одет чуть теплее матери, следующими ориентирами являются:

- время, поскольку ребенку, если он лежал отдельно от матери, очередная порция материнского тепла требуется каждые 20 минут;

- общий цвет кожи должен быть ровным розовым, она не должна становиться мраморной или синюшной. Этот ориентир не относится к кистям и стопам младенца, которые могут быть синюшными даже у согретого малыша;

- температура кожи при прикосновении должна быть теплой или прохладной, но не холодной. Кончик носа младенца всегда будет холодным, даже если ребенок не замерз, поскольку это самая холодная точка тела. Все сгибательные поверхности должны быть теплыми: под коленом, под мышкой, в локте, в паху. Холод в локтевом сгибе и под коленом говорит об охлаждении.

Закаливание

Благополучная термоадаптация является основой дальнейшего закаливания ребенка. Закаливание - это формирование устойчивости организма по отношению к воздействиям внешней среды и, в частности, по отношению к влиянию температур.

У ребенка процесс закаливания обусловлен, прежде всего, условиями жизни и происходит сознательно, а его успешность зависит от устойчивости психики ребенка и своевременной, правильно организованной термоадаптации.

Если родители хотят вырастить малыша выносливым, они не должны испытывать его незрелый организм непосильными и необоснованными нагрузками. Закаливание, как специальная процедура, возможна не ранее исполнения ребенку пяти - шести лет, которая будет успешной только под влиянием примера родителей.

Плаванье и проныривание для грудничков

Плаванье грудничков, несмотря на его широкую популярность, не является положительной и безопасной процедурой. Для грудного ребенка оно чрезвычайно опасно в первую очередь из-за того, что вода, попадая в носоглотку младенца, раздражает слизистые оболочки и приводит к различным воспалениям. Например, маленькие пловцы страдают частыми отитами (2–4 раза в год), чаще других детей болеют менингитом, страдают хроническим насморком, тонзиллитом, гайморитом и т. д. Здесь стоит вспомнить водоплавающих млекопитающих, таких как моржи, морские котики и др. Эти животные гораздо лучше человека приспособлены к жизни в воде, но они рожают своих детенышей на суше и не пускают их в воду до тех пор, пока у них не сменится шкура и достаточно не вытянется мордочка. Ведь маленькие моржата и тюленята тоже могут заболеть отитом и другими неприятными болезнями носоглотки. Помимо носоглотки, вода, далеко не лучшего качества, попадает также и в пищеварительную систему ребенка, что приводит к расстройству функций пищеварения. Поэтому, если ребенок находится действительно на исключительно грудном вскармливании, плаванье ему противопоказано.

Кроме этого, плаванье и проныривание грудничков влияет на развитие вестибулярного аппарата. Погружение младенца в большой объем воды создает у него впечатление о парении в пространстве без опоры. Постоянное переживание этого ощущения, неблагоприятно влияет на формирование у ребенка способности ориентироваться в пространстве и оценивать расстояния. Помимо этого, переживание парения закрепляется на бессознательном уровне и впоследствии приводит к такому психическому нарушению как агорафобия, которая выражается в сочетании страха высоты и открытых пространств со стремлением спрыгнуть с высоты, чтобы воспроизвести впечатление о парении. С бытовой точки зрения наличие подобного расстройства весьма опасно, поскольку в более старшем возрасте оно может стать причиной неконтролируемого поведения ребенка.

Из книги Детские болезни. Полный справочник автора Автор неизвестен

ЧАСТЬ I АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Из книги Пропедевтика детских болезней автора О. В. Осипова

ГЛАВА 3. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОЖИ Кожа представляет собой сплошной защитный покров, отграничивающий внутреннюю среду организма от воздействия внешней среды.В состав кожи входят: эпидермис – поверхностный слой с его придатками (это волосы, ногти, потовые

Из книги Нормальная физиология: конспект лекций автора Светлана Сергеевна Фирсова

ГЛАВА 4. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Начало формирования трахеопульмональной системы начинается на 3-4-й неделе эмбрионального развития. Уже к 5-6-й неделе развития эмбриона появляются разветвления второго порядка и предопределено

Из книги Пропедевтика детских болезней: конспект лекций автора О. В. Осипова

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЦА И СОСУДОВ У ДЕТЕЙ У детей происходит непрерывный рост и функциональное совершенствование сердечно-сосудистой системы. Особенно энергично растет и совершенствуется сердце у детей с 2 до 6 лет, а также – в период полового

Из книги Основы интенсивной реабилитации. Травма позвоночника и спинного мозга автора Владимир Александрович Качесов

ГЛАВА 7. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К моменту рождения созревание почек еще не закончено. Клубочки у новорожденных значительно меньше, чем у взрослых, их фильтрующая поверхность составляет 30 % нормы взрослого. Канальцы короче и уже. По

Из книги Терапевтическая стоматология. Учебник автора Евгений Власович Боровский

12. Анатомо-физиологические особенности кожи и подкожной клетчатки Кожа состоит из двух основных слоев – эпидермиса и дермы. Из-за слабого развития разделяющей их базальной мембраны при заболеваниях эпидермис легко отделяется от дермы, чем и объясняется возможное

Из книги Как сбалансировать гормоны щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы автора Галина Ивановна Дядя

15. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы Закладка и образование костной ткани происходит на 5-й неделе внутриутробного развития.Череп к моменту рождения ребенка представлен большим числом костей. Стреловидный, венечный и затылочный швы открыты и

Из книги автора

17. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания Правое легкое состоит из трех долей: верхней, средней и нижней, а левое – из двух: верхней и нижней. Средней доле правого легкого соответствует язычковая доля в левом легком. Наряду с делением легких на доли большое

Из книги автора

27. Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы Методы исследованияК органам пищеварения относятся ротовая полость, пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка, тонкий кишечник, толстый кишечник (слепая, поперечно-ободочная, сигмовидная, прямая кишки),

Из книги автора

30. Анатомо-физиологические особенности выделительной системы Почки выполняют две основные функции:1) регулируют состав внеклеточной жидкости и кислотно-основного состояния организма;2) обеспечивают выведение из организма токсических веществ или продуктов

Из книги автора

1. Анатомические и физиологические особенности вегетативной нервной системы Впервые понятие вегетативная нервная система было введено в 1801 г. французским врачом А. Беша. Этот отдел ЦНС обеспечивает экстраорганную и внутриорганную регуляцию функций организма и

Из книги автора

1. Анатомо-физиологические особенности костной системы Закладка и образование костной ткани происходит на 5-й неделе внутриутробного развития. Костная ткань является очень чувствительной к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к нарушениям питания,

Из книги автора

1. Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования и мочеотделения Почки выполняют две основные функции:1) регулируют состав внеклеточной жидкости и кислотно-основного состояния организма;2) обеспечивают выведение из организма токсических веществ или

Из книги автора

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СПИННОГО МОЗГА От спинномозгового нерва отходит ветвь к твердой оболочке спинного мозга - r. meningeus, которая содержит в своем составе и симпатические волокна. R. meningeus носит еще название возвратного нерва, так как она

Из книги автора

8.1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДОНТА Периодонт представляет собой сложное анатомическое образование соединительнотканного происхождения, расположенное между компактной пластинкой зубной ячейки и цементом корня зуба (рис. 8.1).На всем протяжении

Из книги автора

I. Анатомо-физиологические особенности щитовидной железы Щитовидная железа – один из важнейших органов внутренней секреции человека. Особенно велико ее значение для развивающегося, растущего организма.Щитовидная железа располагается на передней поверхности шеи и

Для периода новорожденности характерны следующие основные потребности: есть; спать; пить; выделять; двигаться; общаться; избегать опасности; быть чистым; быть здоровым; поддерживать постоянную температуру тела.

Анатомо-физиологические особенности новорожденного

Период младенчества включает детей от 1 месяца до 1 года (12 мес.).

Основной особенностью периода младенчества являются высокие темпы физического и нервно-психического развития на основе ускоренных процессов обмена веществ.

Во многом строение и функции основных систем организма сохраняют те же особенности, что были хар-ны для периода новорожденности:

1) обильное кровоснабжение

2) сниженные защитные ф-ции

3) несовершенство регуляторных ф-ций нервной и эндокринной систем.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

К моменту рождения наименее развита. Масса головного мозга по отношению к массе тела составляет 1/8-1/9 часть, у взрослого 1/40 часть. Борозды извилины сформированы, выражены слабо с возрастом, становятся многочисленнее, рельефнее, особенно в 5-6 лет. Мозжечок развит слабо. Движения ребенка не скоординированы. Миелиновые оболочки нервных волокон отсутствуют, ткань мозга богата водой, кровоснабжение ее более интенсивнее, чем у взрослых. Артериальная сеть развита лучше, чем венозная. Кол-во нервных клеток такое же, как и у взрослого. Спинной мозг развит лучше, чем головной. Хорошо выражены условные рефлексы.

КОЖА И ЕЕ ПРИДАТКИ

Роговой слой тонкий, эпидермис сочный, рыхлый. Кровеносные сосуды кожи широкие, образуют густую сеть. Потовые железы сформированы, но протоки их развиты слабо и покрыты эпителиальными клетками, поэтому до 1 мес. потоотделения не наблюдается. Сальные железы ф-ционируют еще внутриутробно, их секрет образует «творожистую смазку». Ф-ции кожи: защитная, выделительная, терморегляторная, дыхательная, восстановительная, витаминообразующая. Пупочная ранка после отпадения пупочного остатка остается на 3-4-е сутки. Заживает к 7-10 дню жизни, эпителизируется к 1 мес.

КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

Бедна минеральными солями, много воды и органических вещ-в. Кости гибкие, редко ломаются, но легко деформируются. Большой родничок находится между лобными и теменными костями, закрывается к 1 году. У всех доношенных все боковые роднички закрыты. Родничок нужен для мягкого прохождения по родовым путям. Позвоночник не имеет изгибов, прямой. Зубы не видны, но имеют зачатки. Формула x=N-4, где N- число месяцев ребенка до 24 месяцев (к 2 годам) молочный прикус (20 зубов) полностью сформирован.

Меры по предупреждению деформации костей у детей 1года жизни:1) Рациональное грудное вскармливание. 2) Длительное пребывание на свежем воздухе. 3) Массаж и гимнастика. 4) Адекватные физические нагрузки. 5) Сон на твердом матрасе без подушки. 6) Смена положения на руках и кроватке. 7) Свободное пеленание.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Носовые ходы малых размеров. Нижний носовой ход отсутствует из-за нависания носовых раковин. Глотка узкая, но слуховая или Евстахиева труба, которая соединяется со средним ухом вследствие этого у детей часто бывает отит Гортань короткая, широкая, воронкообразной формы с сужением в области подсвязочного пространства. Голосовые связки короткие, а голосовая щель узкая вследствие чего появляется стеноз гортани часто при ларингите. Трахея узкая, хрящи мягкие, могут спадаться и могут вызывать врожденный стридор – грубое храпящее дыхание с экспираторной отдышкой. Бронхи мягкие, склонны к спадению. Правый бронх является продолжением трахеи.Легкие малоластичны, маловоздушны, склонны к развитию отека, ателектазы, эмфиземе. Диафрагма расположена выше, чем у взрослых.

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

Сердце -20-25 г. Сосуды развиты хорошо, однако артерии лучше развиты, чем вены. Пульс относительно ускорен, аритмичен, считаться за 60 сек. АД систолическое-70/75 мм.рт.ст.

МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Почки анатомически незрелые. Мочеточники более широкие и извитые. Мочевой пузырь расположен относительно выше, чем у взрослого. Мышечный слой развит слабо вследствие этого появляется непроизвольное мочеиспускание из-за недоразвития регулирующей ф-ции ЦНС. Мочеиспускательный канал-0,5-1 см у девочек, 5-6 см у мальчиков.

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

В полости рта есть много приспособлений – подушечки Биша – жировые комочки в толще щек, валикообразное утолщение вдоль десен, складчатость на слизистой оболочке губ, относительно большой язык. Слюноотделение слабое. Пищевод 10-11 см воронкообразной формы. Желудок имеет те же отделы, что и у взрослых. Сфинктер входной части желудка, кардиальный, развит слабо, а пилорическая часть развита хорошо вследствие этого бывают срыгивания. Объем желудка 30-35 мл. Ребенок рождается со стерильным кишечником. Микрофлора зависит от вида вскармливания. Первородный кал-меконий-густая вязкая масса темно-зеленого или оливкового цвета, без запаха, выделяется 2-3 дня жизни. При грудном вскармливании с 4-5 дня жизни стул 1-4 раза в сутки, мазеобразный, однородный, золотисто-желтый с кисловатым запахом. При искусственном вскармливании – 1-2 раза. Стул плотный, светло-желтого цвета, однородный, с гнилостным запахом. Печень – самый крупный орган, который занимает половину брюшной полости, выступает из под правого подреберья на 1,5-2 см.

Основные проблемы периода новорожденности

Пограничные состояния новорожденных

Транзиторные (физиологические) – не являются заболеваниями, но требуют больше внимания и необходимых мер.

1)Физиологическая убыль массы тела у 100% новорожденных и проявляется на 3-4 день жизни, макс. соотв. 10% от первоначальной массы, а к 7-10 дню вес восстанавливается.

Причины: мало ест, выделение воды через кожу и легкие, потеря воды с мочей и калом, срыгивание околоплодных вод, усыхание пуповинного остатка.

Тактика: раннее прикладывание к груди, кормление по требованию, борьба с гипогалактией, контроль веса ребенка.

2) Транзиторная эритема кожи (покраснение)

Простая – покраснение кожи из-за расширения сосудов кожи вследствие мощного воздействия факторов внешней среды на кожные рецепторы новорожденного. Сохраняется от нескольких часов до 1-2 дней.

Токсическая (аллергическая реакция) – возникает на 2-5 день жизни в виде гиперемированных пятен, папул, везикул, кроме ладоней и стоп. Сыпь угасает через 2-3 дня. Может перейти в шелушение.

Тактика: уход за кожей, гигиеническая ванна с р-ром перманганата калия.

3) Транзиторная лихорадка

Проявляется на 2-3 день жизни, Т. 38-39С, жажда, кожа и слизистая сухая. Через 1-2 дня Т. нормализуется.

Причины: мало поступает жидкости в организм, высокое содержание белка в молозиве, перегрев.

Тактика: дополнительное питье 5% р-р глюкозы.

4) Желтуха – окрашивание кожи и слизистых (желтушное) без нарушения самочувствия. Случаев 40-60%. Появляется на 3 сутки. Максимума достигает на 4-5 сутки. К 7-10 дню жизни исчезает.

Причина: распад «отсулживших» внутриутробных эритроцитов с выходом из них гемоглобина, из которых образуется билирубин, т.к. печень временно не способна перевести непрямой билирубин (ЯД!!!) в прямой, поэтому он накапливается в крови и переходит в ткани и прокрашивает их.

Тактика: контроль за состоянием, дополнительное питье 5% р-р глюкозы, УФО.

5) Гормональный криз – переход половых гормонов матерей в кровь плода в антенательном и интранатальном периодах или поступает с молоком матери. Может проявляться в виде: 1) физиологических мастопатий у мальчиков и девочек. У ребенка наблюдается симметричное нагрубание молочных желез без признаков воспаления, из сосков сероватые выделения. Проявляется на 3-4 день, максимума достигает на 7-8 день, исчезает через 2-3 недели. 2) у мальчиков-отек мошонки, у девочек-больших половых губ. Проходит симметрично без лечения. 3) вульвовагенит у девочек – выделение из половой щели серо-беловатого выделения, иногда коричневого. Появляется в первые дни жизни, исчезает к 3 дню.

Тактика – уход за кожей.

6) Угри (милиум) – закупорка сальных желез обильным секретом. Выглядят как беловато-желтоватые узелки размером 1-2 мл. Чаще располагаются на крыльях носа, переносице, лбу, подбородке. Держится до 2-4 недель. Лечения не требует.

Тактика – 2-3 раза в день обмывают слабо-розовым р-ром перманганата калия.

7) Мочекислый инфаркт почек - отложение мочевой к-ты в виде кристаллов в просвете мочевых канальцев. Причина - распад большого кол-ва клеток в особенности белкового обмена. Моча становится мутной, желто-коричневого цвета. На пеленках после высыхания желтое пятно или песок. Обнаруживается на 3-4 день жизни. В течение 7-10 дней исчезает.

Тактика – питье 5% р-р глюкозы.

Непосредственная связь ребенка с организмом матери прекращается с момента рождения.

Новорожденный издает крик, и при первом вздохе воздух проникает в его легкие. С этого момента ребенок начинает самостоятельно дышать, а позднее и самостоятельно питаться.

Начинается первый период жизни ребенка, так называемый период новорожденности, который продолжается 3-4 недели. Ребенок попадает в новую, непривычную для него среду.

Внешние условия легко могут оказать на него вредное действие. Хороший уход поможет ребенку приспособиться к новым условиям жизни.

Напомним некоторые анатомо-физиологические особенности новорожденного.

Главной особенностью является наличие у него остатка пупочного канатика . Обычно пока новорожденный находится в родильном доме, пуповина не успевает отпасть. Повязку, наложенную на пупочную ранку, трогать нельзя.

Если же пуповина отпала, то ничего, кроме перевязки стерильным или чисто вымытым и проглаженным полотняным бинтом, делать не следует. В крайнем случае рекомендуется присыпать место отпадения пуповины - пупочную ранку - порошком белого стрептоцида. Уход за пупочной ранкой требует большого опыта, поэтому лучше, если это будет делать патронажная сестра детской консультации.

У детей первых двух недель жизни при плохом уходе за пупком может возникнуть тяжелое заболевание - пупочный сепсис (заражение крови).

Телосложение новорожденного внешне отличается от телосложения взрослого человека. Соотношение отдельных частей его тела совсем иное: длина головы новорожденного равна четверти длины всего его тела, тогда как у взрослого длина головы составляет лишь 1 / 7 - 1 / 8 длины тела. У ребенка короткая шея: голова как бы сидит на плечах. Обращают на себя внимание короткие нижние конечности.

Кожа новорожденных очень нежна и тонка, вследствие чего она чрезвычайно ранима. На ней легко возникают опрелости, ссадины, царапины, через которые могут проникнуть болезнетворные микробы и вызвать нагноение. На плечах и верхней части спины кожа покрыта пушком. У недоношенных детей этот пушок гуще и покрывает, кроме того, лоб и щеки.

На 2-3-й день жизни кожа становится суше и начинает шелушиться. Шелушение бывает в виде тонких чешуек, пластинок или крупинок, напоминающих отруби. Оно продолжается около недели.

Кожа ребенка при рождении покрыта сыровидной смазкой, выделяемой кожными сальными железами. Эта смазка внутриутробно предохраняет кожу от размокания поверхностного слоя, защищает от действия околоплодных вод, а во время родов способствует более легкому прохождению ребенка через родовые пути матери.

Кожа новорожденного ярко-розового цвета. Ее цвет зависит от того, что очень близко к поверхностному слою, роговому, который очень тонок, располагается густая сеть кровеносных сосудов.

На 2-3-4-й день после рождения ярко-розовый цвет кожи переходит в желтоватый. Наступает так называемая физиологическая желтуха. Она наблюдается почти у всех детей. Ничего опасного для ребенка эта желтуха не представляет, хотя и бывает иногда очень резко выражена. Через 3-4 дня желтуха проходит, и кожа постепенно принимает свою нормальную бледно-розовую окраску.

Потовые железы к моменту рождения развиты слабо и развиваются по мере роста ребенка.

Сальные железы уже к моменту рождения хорошо развиты. На коже ребенка их много, и они выделяют обильно сало, что особенно заметно в волосистой части головки, где иногда образуются корки в виде чешуек, покрывающих всю головку. Это не что иное, как высохшее сало, смешанное с пылью, волосиками и слущенными клетками поверхностного слоя кожи. При уходе за ребенком их надо счищать, так как благодаря попаданию микробов может начаться воспаление кожи.

Кожа выполняет очень важную для ребенка защитную функцию, участвует в процессе дыхания - через нее выделяется углекислота и вода. В коже заложены тончайшие ветви - окончания чувствительных нервов, благодаря чему возникают осязательные, болевые и температурные ощущения.

Кожа - важный орган для жизни ребенка. Поэтому уход за кожей требует большой аккуратности и должного внимания как со стороны матери, так и ухаживающих лиц.

Слизистые покровы чрезвычайно нежны и легко ранимы. Достаточно малейшей, даже незаметной царапины или ссадины, чтобы туда проникли микробы или плесневый грибок.

В результате на слизистой оболочке рта быстро появляются белые налеты, развивается молочница, которую иногда матери совершенно неправильно считают обязательной и называют "цветом".

Мышцы у ребенка вначале развиты слабо. Несмотря на это, мышцы новорожденного находятся в напряженном сокращенном состоянии. По мере роста ребенка эта напряженность мышц ослабевает, движения становятся свободными, далее мышцы увеличиваются в объеме и делаются более упругими при пальпации.

Температура тела у новорожденного неустойчива, так как его организм не может вырабатывать достаточно тепла и сохранять его. Поэтому ребенок очень быстро подвергается охлаждению, даже при обычной температуре окружающего воздуха, а также быстро перегревается, если его чрезмерно кутают.

Постепенно новорожденный приспособляется и привыкает к новым для него условиям. Температура тела у него устанавливается 36,6-37°.

Костная система ребенка, т. е. его скелет, представляет некоторые особенности. Кости у него мягче и эластичнее, так как в них много хрящевой ткани.

У новорожденного еще не закрыты черепные швы, т. е. нет полного сращения теменной и лобной костей головы. Между ними спереди имеется мягкое место, так называемый большой родничок. По мере роста хрящ заменяется плотной костной тканью.

Голова ребенка, проходя через родовые пути матери, несколько сдавливается с боков и вытягивается вверх или кзади, причем кости черепа надвигаются одна на другую. Поэтому в первые дни после рождения голова новорожденного имеет неправильную форму. В дальнейшем она постепенно самостоятельно выравнивается. Пытаться ее выравнивать не следует. Нередко во время родов на голове ребенка образуется родовая опухоль, которая через несколько дней сама собой рассасывается.

Ноги новорожденного немного изогнуты, это вызвано внутриутробным положением плода. У здорового ребенка ноги постепенно выпрямляются. Поэтому тугое пеленание излишне и вредно. Новорожденный вследствие повышенного тонуса мышц держит руки согнутыми в локтях, а ноги поджатыми к животу. Такое положение для него самое удобное и привычное еще до рождения. Лишь на короткое время новорожденный разгибает руки и ноги, а затем снова сгибает их. Препятствовать этим движениям не следует - они необходимы ребенку. Кроме того, эти движения способствуют выделению газов из кишечника, которые иногда беспокоят ребенка.

Пищеварительные органы новорожденного тоже имеют свои особенности, которые надо знать, чтобы правильно ухаживать за ребенком. Слизистая оболочка полости рта ярко-красная и довольно сухая; ее можно очень легко повредить даже осторожным прикосновением, поэтому протирать рот у новорожденного ни в коем случае не рекомендуется. Слюнные железы ребенка начинают выделять слюну с 3-4-го месяца, при этом происходит обильное слюнотечение.

Желудок и кишечник ребенка в первые месяцы способны переваривать естественную для него пищу, т. е. грудное молоко. Иногда у ребенка происходят различного рода отклонения от нормального процесса пищеварения: срыгивание, рвота после кормления или через некоторое время не свернувшимся или свернувшимся молоком, вздутие живота вследствие скопления газов.

Переваренное в желудке и кишечнике молоко всасывается через стенки кишок в кровь и используется для построения новых клеток растущего организма.

Если ребенок срыгивает часто, надо следить за его весом. Если вес убывает, необходимо ребенка показать врачу консультации. У здоровых детей срыгивание проходит к 3 месяцам.

Процесс переваривания и продвижения пищевой кашицы в тонких, а затем в толстых кишках, образование испражнений и их выделение через прямую кишку у новорожденного ребенка еще не налажены. Наблюдается скопление газов и вздутие кишечника, что вызывает резкое беспокойство, а также учащенные или, наоборот, редкие испражнения различного цвета и вида.

В течение первого года пищеварительные органы приобретают способность переваривать и усваивать коровье молоко и другие виды пищи - овощи, ягоды, фрукты, мясо, хлеб и пр.

При вскармливании грудным молоком стул у ребенка бывает 3-4 раза в сутки, испражнения имеют желтый цвет и кисловатый запах. Постепенно стул становится реже; во втором полугодии он бывает 1-2 раза в сутки. При вскармливании коровьим молоком испражнения гуще, цвет их темнее. При переходе на общее питание, близкое к общей нормальной пище взрослого здорового человека, стул становится темноватой окраски, густой консистенции.

У взрослого человека кишечник в 4 раза длиннее его роста, а у ребенка в 6 раз. Такая относительно большая длина кишечника объясняется тем, что ребенку надо сравнительно больше пищи, чем взрослому человеку, если учесть количество пищи на килограмм веса.

По той же причине у ребенка сравнительно велика печень. В печени обезвреживаются все питательные вещества из кишечника, после чего они поступают в общий ток крови, распределяются по всему организму и используются для строительства новых клеток, для сложных процессов обмена веществ в организме ребенка.

Дыхательные органы новорожденного еще несовершенны. Отверстия ноздрей, носовые ходы и другие дыхательные пути (гортань, трахея и бронхи) относительно узки. При насморке слизистые оболочки отекают, а также при попадании капель молока в нос или гортань (при срыгивании) дыхание затрудняется и ребенок не может нормально сосать.

Поэтому правильное положение ребенка во время кормления, систематический уход за носом крайне необходимы для того, чтобы дыхательные пути новорожденного оставались здоровыми.

Форма грудной клетки у ребенка бочкообразная, а не конусообразная, как у взрослого человека. Межреберные мышцы еще слабы и поэтому самый вдох у ребенка поверхностный. Чем глубже дышит человек, тем больше кислорода он вдыхает, тем лучше вентилируются его легкие. У ребенка дыхание поверхностное, т. е. при дыхании он за один вдох вдыхает сравнительно немного воздуха, и чтобы обеспечить кислородом организм, ребенок дышит чаще, чем взрослый.

Воздух, которым дышит ребенок, должен быть всегда чистым, поэтому нужно хорошо проветривать комнату, где находится ребенок, больше быть с ним на свежем, чистом воздухе. Нельзя туго свивать и пеленать ребенка с ручка-ми, так как при этом сдавливается грудная клетка и затрудняется дыхание. Неправильности дыхания ребенка зависят еще и от недостаточного развития дыхательного центра в мозгу, они проходят постепенно в течение первых месяцев жизни.

Сердце ребенка отличается от сердца взрослого тем, что оно работает неправильно ввиду несовершенства нервной системы, хотя ребенок может быть совершенно здоров.

Эта неправильность сердечной деятельности постепенно проходит.

Сердце ребенка раннего возраста относительно больше, чем у взрослого. Сосуды, особенно крупные, относительно шире, чем у взрослого, что облегчает работу сердца.

Сокращение сердца определяется пульсом. Пульс у новорожденного до 140 ударов в минуту, на первом году жизни 130-110, в возрасте 1-2 лет - около 110 ударов в минуту; у взрослого человека - 72-80 ударов. Под влиянием незначительных причин (движения, продолжительный крик, беспокойство и пр.) пульс может резко учащаться.

Количество крови относительно веса тела у грудного ребенка почти в два раза больше, чем у взрослого. По своему составу кровь мало отличается от крови взрослого. Состав крови быстро меняется под влиянием заболеваний, но зато быстро и восстанавливается при выздоровлении. На состав крови влияет недостаток свежего воздуха, питания и т. д.

Вес и рост новорожденного различны. Нормальный доношенный ребенок весит при рождении в среднем 3200 граммов (мальчики) и 3000 граммов (девочки). У отдельных детей вес при рождении может колебаться от 2800 до 4500 граммов, а иногда бывает даже выше. Недоношенными считаются дети весом от 1000 до 2500 граммов.

Рост (длина тела) новорожденного в среднем 48-50 сантиметров (от 45 до 55 сантиметров).

В течение первых 3-5 дней первоначальный вес ребенка в большинстве случаев уменьшается на 100-200 граммов и более.

С 4-5-го дня жизни ребенка вес начинает нарастать и обычно к 9-12-му дню достигает первоначальной величины.

Первоначальное уменьшение веса зависит от особенностей периода новорожденности: высыхания и отпадения пуповины, слущивания верхнего слоя кожи, выделения первородного кала. В первые дни новорожденный высасывает из груди матери лишь незначительное количество молока. Чем меньше молока у родильницы, чем медленнее оно выделяется, тем больше теряет ребенок в весе. Поэтому дети-первенцы теряют в весе больше, чем последующие, так как обычно у первородящих молока в первые дни меньше, чем при последующих родах. По этой же причине дети с большим первоначальным весом теряют в весе больше, чем небольшие, весящие мало, так как у первых потребность в пище больше.

Очень важно наблюдать за весом ребенка в течение первого года его жизни, так как изменения в весе наряду с другими признаками, о которых будет идти речь ниже, дают возможность судить о нормальном физическом развитии ребенка и в особенности о достаточном количестве получаемой им пищи.

К 6 месяцам ребенок удваивает свой вес, и к концу первого года жизни утраивает его. В среднем в первую половину года он прибавляет 600 граммов в месяц, во вторую половину года 400-500 граммов; за второй год жизни прибавляет 2500 граммов, в среднем по 200 граммов в месяц; за третий год жизни-150 граммов, т. е. в месяц около 150 граммов.

Нарастание длины тела ребенка следует тем же закономерностям. Наибольшее увеличение роста приходится на первый год жизни - 25 сантиметров, на второй - 10 сантиметров, на третий - 7-8 сантиметров.

Развитие двигательных функций и психики происходит соответственно развитию центральной нервной системы. Новорожденный ребенок не держит голову, производит лишь беспорядочные движения руками и ногами. Движения у него обычно вялые, замедленные. Иногда ребенок вздрагивает и производит быстрые движения руками и ногами. Это нормальное явление. В дальнейшем движения его становятся более плавными. В первые дни после рождения ребенок много спит и просыпается только для еды. Слез у новорожденных не выделяется: новорожденный кричит, но не плачет. Мигать он не может. Веки в первые дни после рождения отечны, вследствие чего новорожденный обычно подолгу держит глаза закрытыми.

Изредка можно наблюдать косоглазие, которое постепенно исчезает.

Новорожденный ребенок беспокоится и кричит только по какой-либо причине: обычно если он лежит в мокрых пеленках, туго завернут, слишком тепло укутан - перегрет, а также при наличии газов в кишечнике. Чтобы устранить эти причины, надо соблюдать правила ухода за ребенком и регулярно его кормить.

Иногда совершенно здоровый ребенок начинает кричать без какой-либо внешней причины; это бывает при неправильном уходе, когда ребенок приучен к тому, чтобы его постоянно носили на руках.

Развитие центральной нервной системы, в особенности головного мозга , на первом году жизни идет очень быстро. Из окружающей среды и внутренних органов мозг ребенка получает через органы чувств различные раздражения, на которые отвечает усилением или ослаблением деятельности своих органов. Чем больше развивается мозг, тем точнее и лучше он отвечает на раздражение.

Первые проблески сознательных движений появляются у ребенка к концу первого месяца. Одновременно с развитием мозга идет быстрое развитие статических двигательных и психических функций у ребенка первых лет жизни.

В течение первого года жизни организм ребенка постепенно все больше приспособляется к существованию.

Одновременно с общим развитием ребенок может управлять своими органами движения. В возрасте одного месяца он приподнимает головку, к 2 месяцам крепко ее держит, к 3 - хватает предметы руками, а в 4 месяца долго их удерживает. К 6 месяцам ребенок сидит, к 8 месяцам - стоит, держась за какой-нибудь предмет, к 10 - свободно стоит, к 10-14 месяцам начинает самостоятельно ходить. К 3 годам ребенок преодолевает препятствия, ходит по лестнице.

Для правильной оценки физического развития ребенка нужно знать законы нарастания его веса и роста.

Систематические наблюдения за весом ребенка в течение первого года жизни от периода новорожденности являются очень важными, так как они дают нам возможность в любое время судить о ходе физического развития ребенка.

Таковы краткие сведения об анатомо-физиологических особенностях ребенка раннего возраста.

Знание организма ребенка заставляет мать сознательно выполнять многие правила ухода чтобы обеспечить ребенку правильное развитие.

В этой статье:

Несмотря на внешнее сходство ребенка со взрослым человеком, анатомо-физиологические особенности детей сильно отличаются в первую очередь по качественным и количественным характеристикам. Дети - это растущие и развивающиеся организмы. И если к 11 годам они все ближе по показателям приближаются ко взрослым, то в более раннем возрасте существенно отличаются.

Детьми считаются люди до наступления полового созревания. У каждого ребенка оно наступает в определенном возрасте. Организмы девочек перестраиваются раньше. Порой уже в 11 лет у них появляются первые признаки полового созревания. Мальчики начинают взрослеть около 13-14 лет.

Но в среднем принято считать, что период детства у детей - до 14 лет. Для каждого периода характерны определенные возрастные анатомо-физиологические особенности, о чем наглядно свидетельствуют постоянно изменяющиеся пропорции тела.

Качественные и количественные изменения в детском организме

Когда малыш только появляется на свет, длина его головы составляет четвертую часть общей длины тела. Со временем это соотношение увеличивается, и когда человек станет взрослым, длина головы будет равна восьмой части длины тела.

Особенно
заметны изменения в первый год после рождения младенца на свет. Длина и масса его тела активно увеличиваются. Примерно с 5 до 7 лет и с 10 до 12 лет у детей наступает период так называемого ускоренного роста, а с 3 до 5 лет и с 8 до 11 лет - период усиленного набора массы тела. Когда наступит время полового созревания, ребенок снова начнет интенсивно расти и набирать массу тела.

Возрастные качественные изменения напрямую связаны с количественными. Родителям необходимо принимать их во внимание, выстраивая процесс воспитания и обеспечивая уход за детьми. Например, набор массы и усиленный рост неизменно сопряжены с активным развитием сразу двух систем организма - костной и мышечной, кроме того, в это время некоторые изменения коснутся и функций организма – например, двигательной.

Особенности кожного покрова детей

В первые годы жизни кожа у детей тонкая, нежная, с обилием кровеносных сосудов и лимфатических капилляров. Роговой слой кожи достаточно часто сменяется, особенно у младенцев. Примерно до школьного возраста кожа детей отличается
низкими показателями эластичности, которые повышаются только к 8 годам.

Если сравнивать кожу детей с кожей взрослых, то у первых она менее устойчива к внешним воздействиям, зато быстрее восстанавливается в случае повреждения.

Функционирование потовых желез начинается с пяти месяцев. На протяжении последующих лет они продолжат развиваться и полностью сформируются лишь в 5-7 лет. Именно с несовершенной работой потовых желез связаны случаи частого перегрева или переохлаждения у детей.

А вот сальные кожные железы начинают работать уже в утробе. Они отвечают за образование защитной смазки. Желтая корочка на голове у младенцев, а впоследствии и угри в период полового созревания связаны с выработкой секрета сальных желез в избыточном количестве. Ногти и волосы у детей появляются до рождения и продолжают активно расти после их появления на свет.

Сложно недооценить роль подкожно-жирового слоя в жизни ребенка. Учитывая мягкость и хрупкость пока еще несовершенного детского скелета, именно этот слой предотвращает
появление травм при ушибах, смягчая удар. Кроме того, подкожный жир для ребенка является источником энергии.

Соблюдение режима кормления в первый год жизни способствует активному накоплению подкожного жира. До 11 месяцев у детей, как правило, толщина складки на животе слегка сбоку по отношению к пупку должна составлять до 2 см. Излишки жира на теле ребенка нежелательны, так как это негативным образом сказывается на иммунитете крохи и может стать причиной раннего атеросклероза. У маленьких детей жировой слой плотный за счет многочисленных входящих в его состав жирных кислот.

Мышечная масса: процесс изменения

В первые месяцы после появления на свет дети не имеют достаточно развитой мышечной массы, которая на тот момент составляет не более одной четвертой части от общей массы тела (для сравнения, у взрослого человека мышечная масса - не менее 40%). Мышечные волокна у детей не такие длинные,
как у взрослого, и заметно тоньше - так проявляются их возрастные особенности в этот период.

Постепенно, по мере взросления, мышечные волокна становятся длиннее. В период с 3 до 7 лет в мышцах налаживается процесс кровообращения, после чего наступает время увеличения массы сначала самых крупных, а затем и мелких мышц.

Наиболее активно растут мышцы в период полового созревания - после 11-13 лет. Что касается двигательной активности и ее зависимости от состояния мышц, то здесь также имеет значение степень зрелости механизмов нервной регуляции мышечной деятельности.

Родители должны понимать, что для того, чтобы мышечная система ребенка развивалась и совершенствовалась, равно как и костная система, а также весь опорно-двигательный аппарат, ему необходимо обеспечить правильные физические нагрузки. Достижения ребенка в раннем возрасте, связанные с развитием нервной и мышечной систем, выглядят следующим образом:


Развитие координации движений во время ходьбы у малышей достигает своего пика лишь к двум годам. Если заниматься с малышом, то уже к 2,5 годам он сможет выполнить подъем по доске с наклоном в 45 градусов.

Особенности развития костной системы у детей

В первые месяцы после появления на свет костная ткань ребенка отличается порозным грубоволокнистым сетчатым строением. Она изобилует водой, тогда как плотных веществ в ней мало. Именно с этим фактором связана излишняя мягкость и эластичность детских костей, которые просто поддаются деформации. Вместе с тем, если сравнивать кости ребенка с
костями взрослого, то у первого они не такие ломкие.

В детские кости активно поступает кровь, поэтому они достаточно быстро увеличиваются в размерах. В процессе происходят некоторые изменения волокнистой сетчатой структуры, вместо которой появляется пластинчатая. На замену хрящевой основе приходит костная ткань.

Между тем на протяжении долгого времени между концами и серединой длинной трубчатой кости сохраняются хрящевые пластинки, необходимые для роста костей. Клетки их активно размножаются, за счет этого скелет ребенка растет. Преждевременное закрытие зон роста приведет к нарушениям роста костей в длину, и рост ребенка остановится. За утолщение костей отвечает костное вещество, расположенное в зоне надкостницы. По структуре кости ребенка начинают напоминать взрослые только к 11-12 годам.

Черепные плоские кости у младенцев после рождения отличаются повышенной мягкостью, а между ними примерно до трех месяцев сохраняются швы - роднички, которые со временем закрываются. Самый большой родничок (в зоне лобных и
теменных костей) закрывается не раньше 11 месяцев.

О том, насколько правильно протекает процесс окостенения скелета ребенка, достаточно просто можно судить по срокам, в которые у него начинают прорезываться зубы. В редких случаях первые два зуба могут прорезаться еще в утробе матери, и малыш появляется с ними на свет. Это не очень хорошо, потому что в столь раннем возрасте зубы будут мешать нормальному процессу грудного вскармливания.

К 24 месяцам у ребенка уже должно быть 20 зубов. Сменяться молочные зубы начинают не раньше 5-6 лет, и процесс этот будет продолжаться до 11-13 лет.

Развитие органов дыхания

Активный процесс развития органов дыхания в период роста ребенка способствует полноценному насыщению организма ребенка кислородом. При этом до определенного момента органы дыхания у детей отличаются незрелостью. У малышей слишком короткие носы, узкие носовые проходы, а нижний носовой ход находится в активной стадии развития.

Попадая в носовую полость, воздух плохо фильтруется и почти не нагревается. В случае переохлаждения слизистая носа из-за избытка капилляров
сильно набухает, что приводит к затруднениям с дыханием и, соответственно, с сосанием.

Развитие придаточных пазух носа приходится только на второй-третий год жизни ребенка. А такие органы дыхания, как бронхи, глотка и гортань, у малышей характеризуются малыми размерами, которые при набухании слизистой дополнительно сокращаются.

Форма детской грудной клетки напоминает цилиндр, по большей части из-за расположения ребер под прямым углом по отношению к позвоночнику, что в свою очередь накладывает некоторые ограничения на показатели глубины дыхания.

Чтобы кровь получала достаточно кислорода, ребенок вынужден часто дышать, поэтому так важно, чтобы в раннем возрасте он проводил как можно больше времени на улице и получал правильный уход, не допускающий воспаления слизистых оболочек дыхательных путей.

Особенности развития сердечно-сосудистой системы

Для обеспечения достаточного кровоснабжения организма сердечно-сосудистая система у детей вынуждена работать в интенсивном режиме. Именно с этим связана увеличенная масса детского сердца.

У грудничков в первые месяцы после рождения предсердия особенно большие, тогда как желудочки не до конца сформированы. По мере взросления малыша мышечная стенка левого желудочка становится толще, несмотря на то, что сразу
после рождения толщина стенок обоих желудочков была одинаковой. Примерно в 5-6 лет мышечная стенка левого желудочка по толщине превышает стенку правого желудочка в два раза.

С каждым годом мышечные волокна детского сердца становятся более развитыми. Минимальный риск заболеваний стенокардией или инфарктом в раннем возрасте связан с обильным кровоснабжением мышцы сердца.

Главная особенность сердечно-сосудистой системы ребенка - это широкие крупные сосуды, а также достаточное количество капилляров и мелких сосудов. Сердечной мышце сложнее работать в таких условиях, особенно если организм поражен инфекцией или вирусом.

Тренировать мышцу сердца можно умеренными, соответствующими возрасту физическими упражнениями и закаливанием.

Пищеварительная система детского организма

К основным органам пищеварения относятся:

  • ротовая полость;
  • поджелудочная железа;
  • пищевод;
  • печень.

Полость рта пополняется зубами, как уже было отмечено, постепенно. К двум годам у детей должно быть 20 зубов. Слизистая полости рта в детском возрасте отличается особой нежностью, а в первые месяцы после рождения характеризуется
излишней сухостью из-за недостатка слюны. Со временем, когда начинают прорезываться первые зубы, слюноотделение начинает налаживаться, причем становится настолько обильным, что ребенок не всегда успевает глотать.

До года у ребенка достаточно большой язык с отлично развитыми на нем сосочками, поэтому дети хорошо различают вкусы. Здоровые, появившиеся в срок дети имеют развитый сосательный рефлекс.

У маленьких детей желудок имеет относительно небольшие размеры – этим объясняется частое срыгивание после еды и даже рвота. Слизистая оболочка отличается аналогичными взрослому организму пищеварительными железами, которые находятся в стадии развития. По мере роста и взросления ребенка его желудок принимает вертикальное положение.

Еда в детском желудке не остается более чем на 3,5 часа. Особенно быстро выводится из него грудное молоко, а альтернативные ему смеси и пища с высоким содержанием жира остаются дольше.

Кишечник у детей намного длиннее, чем у взрослых, и с высокоразвитой сетью капилляров. Активная работа пристеночного пищеварения способствует перерабатыванию достаточно большого количества пищи, покрывая потребности организма в необходимых для роста питательных веществах. Важно кормить малыша соответствующими его возрасту продуктами,
чтобы избежать проблем с пищеварением, которые могут угрожать не только здоровью, но и жизни ребенка.

Печень у детей также заметно больше печени взрослого человека. Она составляет практически половину всей брюшной полости младенца. Развитие печени длится в среднем до 4-5 лет. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше в печени будет плотных веществ.

Система мочеиспускания: особенности

Почки у детей находятся ниже, чем у взрослых, и в два раза больше их по массе. На протяжении долгих лет этот орган остается незрелым и окончательно созревает лишь к 12 годам.

Строение мочеточников отличается повышенной извилистостью. Они намного шире, чем у взрослых, что время от времени приводит к застою мочи. Сразу после рождения мочевой пузырь у детей расположен у передней брюшной стенки и только к 24 месяцам опускается в зону малого таза. Емкость его
с возрастом увеличивается и к 11 годам достигает 800-900 мл.

Возрастные особенности мочеиспускательного канала имеют некоторые отличия в зависимости от пола. Так, если у мальчиков длина его после рождения составляет около 6 см, то у девочек - до 1 см.

В первые дни после появления на свет ребенок мочится не чаще 6 раз в сутки. Уже в середине месяца число увеличивается до 20, а к году близится к 15 разам в сутки. В 3 года ребенок испытывает потребность опорожнить мочевой пузырь не чаще 10 раз в день, в 6-7 лет - 7 раз. Суточное количество выделяемой мочи увеличивается по мере роста ребенка и к 11-13 годам достигает 1500 мл, тогда как в первые полгода составляет не более 600 мл.

Кровь и изменения, связанные с ней

Качество крови у ребенка внутри утроба матери заметно отличается от качества крови ребенка после года и взрослого человека по большей мере за счет изменяющегося количества кровяных телец.
В детской крови красных телец и гемоглобина больше в полтора раза. При этом гемоглобин ребенка в утробе в несколько раз активнее гемоглобина взрослого человека за счет получения кислорода, поступающего через эритроциты матери, приближающиеся к плаценте.

На 36-37 внутриутробной неделе, а затем и в первые недели после рождения происходит активная смена эритроцитов с содержанием гемоглобина плода на эритроциты с содержанием А-гемоглобина. Число эритроцитов при этом снижается.

В этот период - до 5 месяцев – очень важно обеспечить младенца всем необходимым для нормального протекания процесса кроветворения для предотвращения развития анемии в связи с недостатком меди, железа, кобальта и целого ряда других витаминов и минеральных веществ. Именно поэтому в первый месяц жизни младенцу дают витамины и соки с содержанием необходимым компонентов. В раннем возрасте анемия может развиться у детей на почве хронической интоксикации или частых заболеваний.

В 4-5 лет число и качество лейкоцитов у ребенка отличается от взрослого. Нейтрофилов до 5 лет у детей меньше почти в два раза, а
лимфоцитов больше. К 5-6 годам это соотношение становится примерно таким же, как и у взрослых.

Роль белых кровяных телец сложно переоценить для развития детского организма, ведь они стоят на страже, не допуская вредных вторжений. Входящие в состав сыворотки крови антитела позволяют обезвреживать поступающие в организм токсины и микробы.

В первые месяцы жизни детей защитные организмы остаются незрелыми, поэтому для дополнительной их защиты используется вакцинация.

Как развиваются эндокринная и нервная системы

Развитие эндокринной и нервной систем у детей заканчивается только к 18-20 годам. Наиболее ранними в отношении развития являются гипофиз, эндокринные железы, а также вилочковая и щитовидная железы, часть поджелудочной железы. Их развитие заканчивается еще в дошкольном возрасте.

А вот надпочечники у детей требуют больше времени для созревания и формирования функциональности. Процесс этот продолжается до 10-11 лет. На рост детей в период полового созревания и обмен веществ в организме огромное влияние оказывают половые железы. В этот период функции желез внутренней секреции периодически снижаются и усиливаются.

Развитие нервной системы ребенка приходится на весь период его детства, то есть до 14 лет. После появления на свет у ребенка остается то же число нервных клеток, что и в утробе, при этом головной и спинной мозг продолжают развиваться и увеличиваться в массе. Если у младенца сразу после рождения головной мозг весит около 350-380 г, то к 11-12 месяцам его масса увеличивается в два раза, а к трем годам - в три раза. В 10-11 лет головной мозг ребенка весит 1350 г, тогда как во взрослом возрасте у мужчины его масса составляет 1400 г, а у женщины - 1270 г.

По мере роста и взросления детей отростки нервных клеток становятся длиннее, изменяются извилины мозга. Наиболее активно развивается и совершенствуется мозг в период до 8 лет. Именно от графика созревания структур нервной системы будут зависеть такие навыки ребенка, как бег, сидение, ходьба, речь и прочие.

Сразу после рождения у ребенка уже работает вегетативная нервная система. Она отвечает за функционирование сосудистого тонуса и целого ряда внутренних органов, за реакции и комплекс процессов, играющих важную роль в жизнедеятельности
детского организма. При ухудшение условий окружающей среды функции вегетативной нервной системы перестают работать так, как нужно.

Центральная нервная система развивается снизу вверх. Первые изменения касаются спинного мозга, далее следуют нижние отделы головного мозга, после чего изменяются подкорка и кора. Такое развитие отвечает потребностям детского организма. Процесс способствует обеспечению жизненно важных функций у детей:

  • дыхания;
  • сосания;
  • глотания;
  • работы сердечно-сосудистой систем и т.д.

У появившегося на свет в срок здорового малыша отлично выражены сосательный, оборонительный и глотательный рефлексы. Именно они лягут в основу развития условных рефлексов, связанных со звуками, образами, положениями тела. Условно-рефлекторная деятельность позволяет ребенку пробовать свои силы в выполнении целенаправленных действий, таких как, например, общение.

Говорить о нормальном развитии нервной системы и деятельности ребенка можно, только обеспечивая ему нормальный уход, воспитание и обучение в школе в соответствии с необходимым для его возраста режимом дня, где нагрузки будут сменятся отдыхом. Не менее важным фактором для нормального развития ребенка станет соблюдение правил гигиены и активный здоровый образ жизни.

Анатомо-физиологические особенности новорожденного. Период новорожденности продолжается 4 нед, из которых первые 7 дней после рождения относятся к раннему неонатальному периоду. Особенно большое значение имеет переход от внутриутробной к внеутробной жизни, когда плацентарное снабжение кислородом меняется на легочное - первый вдох. В процессе адаптации к внешней среде и легочному дыханию изменяется кровообращение, закрываются аранциев (венозной) и артериальный (боталлов) протоки, а также овальное отверстие, происходит обратное развитие остатков пупочных сосудов. С первых часов после рождения происходит изменение основного обмена, совершенствуется терморегуляция, начинает выделяться моча.

Родившийся ребенок может иметь черты доношенности, недоношенности и переношенности.

Дети, рожденные с массой тела до 2500 г, относятся к недоношенным, до 1500 г - к родившимся с малой массой, до 1000 г - к родившимся с экстремально низкой массой. Ребенок может соответствовать сроку гестации по длине, но значительно отставать в массе, что указывает на гипотрофию.

Доношенность определяется в большой мере, но не абсолютно, сроком гестации (38-40 нед). Однако ребенок может соответствовать доношенному в более ранние (37 нед) и поздние сроки (41 нед) гестации, а рожденный в 38-40 нед может быть незрелым.

В настоящее время отмечается акселерация физического развития детей, начиная с периода новорожденности. Масса тела доношенных новорожденных составляет от 2500 до 4000 г. У 10% новорожденных масса тела при рождении составляет 4000 г и более. Коэффициент роста (отношение массы тела к его длине) у доношенных новорожденных равен 60.

Особенности доношенного ребенка. Кожные покровы розового цвета, нежные, эластичные, с остатками пушковых волос (лануго) на спине и плечевом поясе. Ногти доходят до кончиков пальцев. На слизистой оболочке губ небольшие беловатые возвышения. Вдоль десен слизистая оболочка образует складку.

Сразу после рождения у ребенка руки согнуты в локтевых суставах, ножки - в тазобедренных и прижаты к животу. Кости черепа умеренной плотности, между лобными и теменными костями сохраняется большой родничок. Малый родничок чаще закрыт, но хорошо пальпируется между затылочной и теменными костями. Иногда на головке отмечается локальный отек - родовая опухоль, которая исчезает через 1-2 дня.

У новорожденных хорошо пальпируется большой родничок в виде ромба, расположенный в области соединения теменных и лобных костей (его размеры 1,5-2,532-3 см), и малый родничок, который имеет форму треугольника, находящийся в месте схождения теменных и затылочных костей. Грудная клетка бочкообразная. Ребра состоят преимущественно из хряща.

В дыхании новорожденных участие в основном принимает диафрагма. Дыхание поверхностное - 40-60 дыхательных движений в минуту.

ЧСС в покое не отличается от таковой во внутриутробном периоде и составляет 120-140 в минуту. АД равно 55-70/30-40 мм рт. ст.

При надавливании на животик из прямой кишки выделяется меконий, иногда сразу после рождения. Меконий отходит до конца 1-х суток. До 3 сут испражнения ребенка желтого цвета, без запаха, вязкой консистенции. После заселения кишечника бактериальной микрофлорой кал приобретает желтую окраску, становится кашицеобразным. Живот при пальпации мягкий, край печени выступает на 2 см из-под края реберной дуги. Кардиальный сфинктер желудка недоразвит, что способствует срыгиванию. Функциональная вместимость желудка при рождении около 10 мл, к концу 1-го месяца возрастает до 90-100 мл. Перистальтика кишечника замедлена. Часто отмечается метеоризм. К моменту рождения мочевые органы сформированы. У мальчиков яички, как правило, опущены в мошонку, у девочек большие половые губы прикрывают малые.

Некоторое возбуждение сразу после рождения у большинства новорожденных сменяется сном, который с перерывами продолжается до 24 ч. Состояние центральной нервной системы можно оценить по физиологическим рефлексам.

1. Поисковый рефлекс . Поглаживание в области рта новорожденного вызывает опускание губы и поворот головки в сторону раздражителя.

2. Сосательный рефлекс .

3. Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой). При надавливании на ладонь новорожденного он открывает рот.

4. Хватательный рефлекс. В ответ на штриховое раздражение ладони новорожденного происходят сгибание пальцев и захватывание предмета.

5. Рефлекс опоры. Приставленный к опоре новорожденный разгибает ноги и плотно упирается в поверхность стола всей стопой.

Известны также другие рефлексы (автоматической походки, Галанта, Моро, Переса, Бабинского).

В течение первых дней жизни новорожденный адаптируется к внешней среде, и в его организме происходят определенные изменения, которые постепенно исчезают.

В течение нескольких часов или нескольких суток закрываются фетальные коммуникации (боталлов проток, овальное окно). В этот период иногда наблюдается цианоз конечностей.

В первые три дня может наблюдаться олигурия.

У всех новорожденных происходит потеря массы тела (до 3-8%), максимально на 3-4-й день, а затем масса тела постепенно увеличивается. Температура тела непостоянная (гипоили некоторая гипертермия).

У 60-70% детей на 2-3-й день жизни появляется транзиторная (физиологическая) желтуха, которая достигает максимума на 3-4-й день, а к концу 1-й недели жизни исчезает. Появление желтухи связано с разрушением избытка эритроцитов, которое характерно для внутриутробного периода.

В результате попадания в кровоток ребенка половых гормонов матери возможны нагрубание молочных желез (начинается на 3-4-й день жизни, достигает максимума на 7-8-й день); милиа (беловато-желтые узелки, возвышающиеся над уровнем кожи, на крыльях носа, переносице, в области лба, подбородка); десквамативный вульвовагинит у девочек (обильные слизистые выделения серовато-белого цвета); кровотечения из влагалища, на 5-8-й день жизни у 5-10% девочек и гидроцеле у мальчиков (скопление жидкости между оболочками яичек), которое проходит без лечения на 2-3-й день жизни.