За что хвалить ребенка. Как правильно хвалить ребенка: секреты воспитания. Что такое оценочная похвала

Многие задаются вопросом: нужна ли похвала маленькому ребенку? Среди родителей иногда вертится мнение, что детей хвалить нельзя, так как это приводит к зазнайству. Они воспитывают малыша в строгости и не хвалят ребенка даже за малейшие достижения, тем самым вырабатывая в нем комплекс неполноценности. Такие дети очень стремятся получить доброе слово от родителей, тем самым теряют себя среди своего желания добиться расположения.

Особенно, если их хвалят учителя, бабушки или другие люди. Они не понимают почему родители к ним так относятся и отдаляются. И отвечая на вопрос нужна ли похвала ребенку, мы утверждаем — необходима. Большинство родителей все же понимают, что детей хвалить нужно, но не каждый папа и не каждая мама умеют это делать правильно.

Нужно ли это ребенку

Детям нужна похвала хотя бы потому, что это помогает им понять правильно он делает или нет. Например, мама говорит ребенку: «так делать нельзя, это неправильно, ай-ай». И малыш понимает свою ошибку. Иногда не сразу и одной фразы недостаточно. Но похвала помогает понять ребенку как исправить свое поведение. Если, разрисовав обои мама ругается, то ребенку хочется найти выход из этой ситуации, он извинится перед мамой нарисовав рисунок на бумаге, а может и вовсе решит помочь маме убрать за собой. Тут то похвала и сделает свое дело.

После наказания нужно объяснить ребенку, что так делать нельзя, нужно сделать иначе. Например, не разбрасывать игрушки, а убирать их после игры в коробку. И когда отправляем ребенка (или он сам идет) делать уборку, используем похвалу: «Какой умничка! Помогает маме! Убирает сам!» Поощряя правильные действия, мы направляем ребенка на правильный путь.

В воспитании есть метод кнута и пряника. Именно этот метод помогает ориентироваться ребенку в нормах жизни в обществе. Ребенок начинает понимать, что плохо, а что хорошо. Именно одобрение родителей помогает им в этом.

На что похвала влияет

  • Похвала помогает ребенку в многих ситуациях по жизни. С помощью правильной похвалы:
  • Малыш понимает, что можно, а что нельзя;
  • Формируется его самооценка. Он понимает, что вот «в этом я молодец».
  • Ребенок чувствует свою значимость и, если не перебарщивать, он будет доволен собой только по делу.
  • Формируется самомотивация.

Нельзя перебарщивать с похвалой, это может, и правда, привести к завышенной самооценке. Вот почему так важно уметь хвалить ребенка. Но и постоянная ругань, критика влияет на ребенка худшим образом. Ребенок начинает думать о себе плохо, что он неудачник. И ему не хочется стремиться к чему-либо. Вот почему так важно правильно хвалить ребенка.

Как правильно хвалить ребенка

К каждому ребенку в первую очередь должен быть свой подход. Некоторые дети после похвалы расслабляются, других она мотивирует. Но чаще все же похвала действует как мотивационная опора. Однако какой подход не был бы к ребенку, есть общие критерии, которые определяют правильное поведение родителей, когда нужно хвалить малыша.

  • Соотношение похвала/поступок

Хвалить ребенка обязательно за конкретное дело, и главное за реальное! Например, если малыша мы хвалим активно за то, что он начал ходить, то после 5 лет это уже не к месту. Навык то укрепился. И если проблем никаких нет, то тут похвала, как минимум, будет странно выглядеть. При этом похвала должна быть очень яркой эмоциональной. Хвалите ребенка не потому, что он молодец. А потому что он красивый рисунок нарисовал. Не за то, что он щедрый, а потому что поделился конфетой с другом. Ребёнок должен знать, что точно он сделал правильно и понимать за что его конкретно хвалят.

  • Что вы говорите и как

Помимо слов во время похвалы большую роль играют и эмоции, мимика, жесты и т.д., которые становятся частью всей картинки правильного одобрения действий малыша. Одна и та же фраза может звучать совершенно по-разному. А на ребенка влияют и эмоции, которые вы вкладываете в похвалу.

Одного слова будет недостаточно. «Хорошо», — сказала мама, когда малыш принес ей новую подделку и продолжила читать свою книгу. Да, это похвала, мама одобрила действия ребенка. Но не поддержала его мотивационную часть. Ребенок может просто забросить делать подделки потому, что не смог удивить своих близких.

Другое дело, если ребенок, например, выучил новое стихотворение. «Какой ты у меня умничка! Я так тобой горжусь», — воскликнула мама и добавила к словам поцелуй и объятия. Счастливый малыш обязательно захочет еще раз получить такую похвалу и в ближайшее время ждите еще одного достижения.

Эмоции очень важная часть в одобрении, как и тактильный контакт. Когда хвалите ребенка используйте объятия, улыбку. Малышу важно не только услышать, что он молодец, но и почувствовать гордость родителей за него, увидеть счастливые глаза. Это гораздо сильнее слов.

Особенно хорош способ с эмоциями, если вы хотите научить малыша определенному навыку. Добавляйте яркость в вашу похвалу, ребенок точно захочет ее получить снова.

  • Хвалите ребенка не только за результат, а за сам процесс!

Возьмём к примеру, домашнее задание в садике или школе. Нужна ли похвала маленькому ребенку за такие заслуги? Ведь, он может сделать его неправильно.

Конечно, ребенок может допустить ошибки, но это нормально. Сразу все всегда не каждому удается. И если малыш усердно работает над заданием, то его обязательно нужно похвалить за старания. Не только результат важен, но и процесс по его достижению, но только в том случае, если ребенок действительно пытается разобраться, а не витает в облаках.

Не у каждого взрослого получается достигать лучшего результата, и тем более не каждый ребенок подходит для роли отличника. Если ребенка хвалить только за то, что у него уже получилось, он может перестать любить процесс от дела, и забросить то, что ему так хорошо давалось.

А некоторым детям и вовсе очень трудно достигнуть конечного результата. А без поддержки, он сдувается и бросает начатое на пол пути.

Как правильно подобрать слова?

Похвала делиться на два направления «Ты», «Я». В первом случае подразумевается «Ты такой умница!», «Ты очень хорошо сделал!». Во-втором: «Я тобой так горжусь!», «Я приятно удивлена!», «Я так рада за тебя!».

Когда мама или папа хвалят через «Ты», то ребенок воспринимает это вполне хорошо («Я молодец», «Я хорошо сделал»). Это, конечно, приятно. Но похвала через «Я» несет больший эмоциональный всплеск, а, следовательно, и большую ценность для ребенка.

Но тут необходимо уместно использовать каждую форму. Например, когда вы используете форму «Ты», подпитывая ее эмоциями, то ребенок воспринимает это как то, что он хорошо сделал, и родители это видят, они ценят это. Если же используется форма «Я», то нужно понимать, что фраза «Я рада, что ты убрал свои игрушки», будет звучать лучше, чем «Ты такой помощник». Первая фраза в этой форме звучит более конкретно. И ребенок чувствует в этих словах уважение.

Но использовать можно в воспитании любую форму. Мало того, в каждой семье есть свои особенности похвалы. Некоторые каждую пятницу собираются за столом и подводят итоги недели, хвалят ребенка снова, напоминая о его подвигах. Другие используют ласковые слова. Это все можно использовать, главное, чтобы дети чувствовали обратную связь за свои действия. Это помогает ребенку развиваться и становиться счастливее.

Как часто и за что хвалить ребенка?

Хвалить ребенка за процесс лучше не после того как он закончил, а когда он как раз занимается. Т.е. если вы увидели, что ребенок делает что-то очень усердно и хорошо. Поощряйте его «здесь и сейчас». Эффект от похвалы только усилится.

Похвала так же зависит и от возраста малыша. Малышам (дошкольникам) нужна любая похвала, чтобы ему еще больше хотелось развиваться. А вот с детьми постарше посложнее, так как нужно учитывать некоторые особенности.

  • Хвалите школьника за креатив, новые подходы к решению проблемы. Это поможет и замотивирует его искать и в следующий раз пути решения проблем. Похвала тут должна быть словно толчок для дальнейших действий.
  • Чаще всего детей хвалят определенным образом, используя определенные фразы:

Умница! Ты – самая красивая, самая умная, самая талантливая) девочка в мире. Ты лучше всех делаешь аппликации (поешь, танцуешь).

И вроде бы прекрасная похвала, но есть в такой формулировке некоторая опасность, заключающееся в том, что оценивается личное качество ребенка, а не его действие. У ребенка может сегодня что-то получится очень хорошо, а завтра плохо. И будет сложно объяснить почему сегодня он не самый лучший. К формулировке «Ты – самый лучший» дети привыкают быстро и просто ждут ее от родителей, как что-то обязательное. А если его снова так не похвалить ребенок может обидеться.

  • К такой формулировке дети привыкают, и такие фразы для них уже звучат как стандарт. То есть, дети к похвале привыкают и ждут ее как реакцию родителей. А если не похвалить? Как он отреагирует? Обидится. Ведь до этого его все время хвалили.

Чем вредна неправильная похвала

  1. Привыкание к похвале
    Подбадривая своего малыша и одобряя его действия постоянно, мы даем ребенку ориентир на то, что он самый лучший и все может. Ребенок ждет родительской реакции постоянно и их одобрения. Мало того это переходит и на других взрослых. Сложность заключается в том, что, когда ребенок становится взрослым он может все также зависеть от одобрения других и похвалы. Опасность заключается в том, что он может стать зависим от мнения других людей
  2. Потеря интереса
    Когда ребенок постоянно получает похвалу, он уже не пытается что-либо делать ради результата. Он это делает ради родительского «молодец». И свои лучшие качества он будет проявлять только ради хороших слов, а не потому что ему так хочется. Это обязательно оставит след на его будущем.
  3. Манипулируя с помощью похвалы
    Когда мы хвалим ребенка словами «молодец», «хорошо», мы оказываем ему значительную поддержку. Тем самым «подкрепляем действие». Некоторые пользуются таким методом, как «манипуляция похвалой». Ребенка хвалят за определенное поведение постоянно, навязывая ему тем самым свою волю. У ребенка закрепляется в сознании правильность его поступков. И вроде бы это действенный метод, но он не разумный для самого ребенка.

Неразумность метода состоит в том, что ребенка могут поругать за беготню, а за спокойное поведение хвалят. Чаще всего так и происходит. Но проблема в том, что у ребенка скапливается большое количество энергии и для него естественно желание резвиться. Но из-за наказаний мамы и папы, он мучительно терпит и сидит тихонько, лишь бы получить одобрение. При этом в его голове скрываются и накапливаются мысли о том, почему такие позитивные действия вызывают неодобрение у родителей. У него начинают просыпаться противоречия, а это может нанести вред психике.

  1. Больше не рад.

Некоторые родители могут спешить похвалить малыша. Каждый шаг ребенка не стоит нахваливать. Так как, таким образом, ребенок ориентируется на успех. Ведь малышу нужно пространство, чтобы самостоятельно радоваться за свои успехи. Поэтому не удивляйтесь, если вместо вопроса «я сделал это хорошо?», вы услышите – «я молодец?».

  1. Пропадает мотивация

Если ребенка постоянно нахваливать, у него в будущем появляются проблемы с мотивацией. Лучше хвалить за усилия, чем за то, что у него все получается. Сегодня все выйдет, завтра нет. Дети расслабляются, когда им говорят, что они делают что-то лучше других.

15 фраз для похвалы ребенка

  1. Ты на верном пути!
  2. Ты молодец, что разобрался!
  3. Я тобой горжусь!
  4. С каждым днем у тебя получается всё лучше и лучше!
  5. Ты сегодня так много сделал!
  6. Еще лучше, чем прежде!
  7. Научи меня делать так же!
  8. Я знал, что тебе это по силам!
  9. Я горжусь тем, что тебе это удалось!
  10. Я сам не смог бы сделать лучше!
  11. Ты очень хорошо сделал это!
  12. Ты такой умница, что сумел это сделать!
  13. Не сомневался, что ты справишься!
  14. Молодец, что справился сам!
  15. Ты можешь гордиться собой!

  • Хвалите ребенка за конкретные действия.

Помните, что нужно обращать внимание на поступок, а не на личность. Добавлять к слову «Ты молодец!», определение, почему он молодец. Ребенок должен слышать за что конкретно его хвалят.

  • Хвалите эмоционально, добавляя жесты и мимику.

Искренняя радость сопровождается жестами, мимикой. Улыбайтесь, обнимайте ребенка, пусть он слышит не только слова, но и видит радость и гордость в ваших действиях.

  • Не сравнивайте с другими

Очень многие родители даже не замечают как используют сравнение ребенка с другими. Это вредная привычка в воспитании детей, и от нее нужно избавляться. Своего малыша нельзя ни в коем случае сравнивать с другими детьми, особенно акцентируя внимание на вещи, которые он делает лучше других. Так у ребенка развивается чувство превосходства. И если похвала идет только от родителей, в будущем ему будет сложно принимать факт, что другие не считают его таким уж молодцом.

  • Не критикуйте других детей

Не ставьте своих детей выше других, особенно у всех на глазах. Ребенок будет пытаться все время делать все лучше того, перед которым его похвалили. При этом в неудачах он будет винить не себя, а именно этого «соперника».

  • Не сравнивайте с собой
  • Не смешивайте критику и похвалу .

Не нужно после хвальбы говорить, что можно было сделать лучше.

  • Не ждите совершенства. Никто не идеален. И ребенок уж точно все сделать полностью так как вы хотели не сможет.
  • Хвалите, но в меру. Чрезмерная похвала может вызвать противоречивые эмоции у ребенка

Чтобы ребенок был счастливым его нужно хвалить. Но нужно правильно подбирать слова, не перехваливать и сдерживать свой напор. В любом случае, похвала с нужной интонацией поднимет ребенку настроение и замотивирует на новые свершения.

Прибегает ли малыш с собственноручно нарисованным маминым портретом, приносит ли школьник долгожданную пятерку по недававшемуся раньше предмету, а может, подросток решил навести порядок в квартире или без напоминаний вымыл посуду, каждый раз дети ожидают похвалы.

Психологами выработаны более чем подробные инструкции по поводу - как правильно хвалить ребенка, кратко их можно изложить так:

  • хвалить нужно только по делу, но при этом нельзя игнорировать достижения ребенка
  • похвала должна быть безусловной, т.е. не допустимы никакие сравнения с другими детьми или уточнения типа «но…»
  • хвалить (как и осуждать) можно только действия и поступки, не переходя, что называется, на личности

Каждый человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в поощрении. В школьном возрасте и в студенческие годы наш труд отмечают положительными оценками и высокими балами. Затем мы выходим на работу, где нам платят зарплату, а за успехи начисляют премии, повышают в должности, дают дополнительный выходной. Но, не смотря на это, у нас все равно есть потребность слышать одобрительные слова от преподавателя, начальника, члена семьи, друга. Похвала как-то особенно придает нам сил для новых дел. Доброе слово творит чудеса.

Ребенку дошкольного возраста оценок не ставят и зарплату не платят. Для него похвала родителей - основной способ понять, что он сделал что-то хорошо. Каждый любящий родитель знает – хвалить и поддерживать ребенка необходимо, малыш должен чувствовать себя любимым, значимым, уверенным в себе, успешным. Но далеко не каждый знает, . Как не переусердствовать и в то же время не поскупиться.


Как правильно хвалить ребенка:

  1. Хвалите ребенка за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он нарисовал красивый рисунок, обратите внимание на детали: «Такое солнышко красивое у тебя получилось! И вон та птичка, как настоящая». Избегайте фраз вроде: «Ты такой молодец! Настоящий художник!». Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш, например: «Это очень непросто - нарисовать птичку»
  2. Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы «отвязаться». К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребенка не менее четырех раз в день.
  3. Не сравнивайте ребенка с другими! Вы наверняка уже слышали, насколько нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребенка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нем чувство превосходства.
  4. Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли не за каждое свое действие. А в случае, если не дождется, будет в недоумении и растерянности.
  5. Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудом . Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т.п.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребенка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдается.
  6. Не надо обещать ребенку, что из него вырастит великий художник, танцор, певец, спортсмен. Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдаются. Но это не значит, что нужно говорить ему: «Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей!».
  7. Если вы уже похвалили ребенка за какое-то достижение, не следует через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик.

И последнее….. «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» - советует психиатр и психотерапевт В. Леви, в своей книге «Нестандартный ребенок».

7 9 098 0

Кто из нас не любит, когда его хвалят или поощряют? Мгновенно повышается самооценка, появляются силы, вдохновение и желание доказать, что похвала действительно заслуженна. А на ребенка похвала действует в три раза сильнее, поэтому, уважаемые родители, смело применяйте в воспитании своих чад этот волшебный инструмент.

Однако помните, что хвалить нужно правильно, иначе воспитательный метод сослужит вам плохую службу.

Как правильно хвалить ребенка уже от года, вы найдете в наших советах и рекомендациях.

Вам понадобятся:

Знайте меру

Найти «золотую середину» в поощрении очень важно. Малейший шаг влево или вправо может пагубно сказаться на воспитательном процессе.

Если ребенка хвалят слишком мало, он привыкает к мысли, что не может делать все хорошо, а это – прямой путь к низкой самооценке и к неумению анализировать поступки, различая хорошее и плохое.

Если похвалы слишком много в жизни ребенка, то возможны два последствия в его поведении.

  • Первый вариант – человек становится зависимым от похвалы, постоянно ее ожидает и уже не может что-либо делать по своему внутреннему побуждению. То есть, он становится зависимым от внешних суждений и не может себя адекватно оценивать.
  • Другая возможная реакция – ребенок быстро привыкает к похвале, воспринимая ее как обычную повседневную вещь. От этого она теряет свою стимулирующую силу, а значит, упущено влияние на мотивацию ребенка.

Мера похвалы для каждого ребенка своя. Робкие и неуверенные в себе дети нуждаются в ней больше всех остальных.

Чтобы понять, где заканчивается мера, присмотритесь к своему ребенку: оправдывает ли он ваши ожидания, реагирует ли на ваши просьбы.

Всегда спрашивайте себя перед тем, как хвалить ребенка: нуждается ли он сейчас в моем одобрении?

Хвалите за конкретные поступки

Абстрактная похвала – совершенно бессмысленная вещь. Если родители хвалят ребенка, говоря, что «он хороший мальчик», то он просто не поймет сути сказанного. Правильнее сказать ему, что он молодец, потому что помог вытереть пыль.

Чем больше конкретики будет в вашей похвале, тем четче будет посыл для ребенка: это я делаю хорошо.

Указывая на поступки ребенка, старайтесь выражать свои мысли понятным для него языком. Доступных слов для похвалы малыша 2-3 лет предостаточно: «добрый» «вежливый», «честный», «помощник» и т.д. Четкая и доступная формулировка похвалы – необходимое ее условие.

Не обязательно каждый образцовый поступок нуждается в похвале. Если ваш ребенок аккуратен, без напоминания убирает за собой вещи и игрушки, то подчеркивание его аккуратности в качестве похвалы не имеет смысла. Это тот случай, когда мера поощрения превышена, но не количественно, а качественно.

Изучите свое чадо и акцентируйте внимание, в первую очередь, на тех действиях, которые даются ему с трудом.

Хвалите усилия, а не результат

Хваля ребенка, зрите прямо в корень – попытка совершить достойный поступок заслуживает самой высокой похвалы. Даже если качество этого поступка оставляет желать лучшего, ни в коем случае не нужно обращать внимание на его негативные стороны, иначе рискуете лишить ребенка вдохновения.

К сожалению, нередки случаи, когда мама раздраженно отмахивается от ребенка, высмеивая его помощь. В эти моменты нет ничего более обидного для маленького человечка, чем насмешка над его усилиями помочь. Даже одного такого случая грубого обращения с чувствами ребенка достаточно, чтобы он отказался как-либо помогать вообще.

Будьте мудрыми родителями – найдите драгоценное зерно в действиях своего маленького помощника, пусть даже неумелых.

«Спасибо, что ты постарался вымыть посуду, ты мне очень помог» – золотая фраза, от которой ребенок воспрянет духом. После благодарности сделайте небольшую паузу и только потом можете сказать: «Дно тарелок так трудно вымывается, давай попробуем вместе».

Избегайте превосходной степени в похвале

Конечно, хорошо, если вы считаете своего ребенка «самым умным», «самым честным», «самым лучшим», но повторять ему часто такие слова не стоит. Превосходная степень в словах похвалы для детей оказывает на них некоторое давление. Так как похвала – это стимул для желаемого поведения, то ваше чадо отчаянно будет стараться соответствовать вашим ожиданиям «самого лучшего» ребенка на земле. Увы, такое бесконечное стремление к совершенству отнюдь не способствует высокой самооценке, как думают многие родители.

Наоборот, в вечной погоне за недосягаемыми идеалами дети чувствуют упадок сил, ведь ноша-то непосильная.

Поэтому самооценка может пошатнуться и уйти в противоположную ожиданиям сторону.

Сравнительная степень здесь также неуместна. Сравнение в похвале с другими детьми – большая ошибка воспитания. Говоря, что ваше чадо делает что-то лучше Коли, Маши или Сережи, вы формируете в ребенке чувство превосходства над другими детьми и пренебрежительное к ним отношение.

Сравнивать ребенка можно только с собой вчерашним, подчеркивая, что ему сегодня удалось лучше, чем вчера.

Подкрепляйте похвалу невербальными средствами

Искусство хвалить ребенка связано с невербальной техникой общения.

Улыбка, объятия или поцелуй – важные эмоциональные составляющие похвалы. Они указывают на искренность слов родителей и еще больше окрыляют ребенка.

Следите за своей интонацией, когда произносите добрые слова: ни в коем случае не позволяйте плохому настроению пробраться в разговор со своим чадом.

Прислушайтесь к мудрому совету психологов: целуйте и обнимайте своего ребенка как можно чаще, минимум – восемь раз в день.

Этим вы не только подкрепляете его положительное поведение, а и демонстрируете свою безусловную любовь.

Когда мы хвалим ребенка за что-то и говорим ему "Ты молодец!", то в данном случае речь идет об "условной похвале". Давайте рассмотрим это понятие более детально.

Предположим, вы хвалите ребенка за то, что он убрал игрушки в своей комнате или за то, что он всё съел за ужином. Кто на самом деле остается в выигрыше? Может быть, фраза "Молодец!" скорее направлена на наше удобство, чем связана с эмоциональными потребностями ребенка?

Рита Ди Врайс, профессор педагогики в университете Северной Айовы, называет это "подслащенным контролем ". Такое поощрение в виде "Ты молодец" является способом сделать так, чтоб дети соответствовали ожиданиям взрослых. Если задуматься, то наказание строится по той же самой аналогии. Такая тактика может быть эффективна для получения конкретного результата, и все же она сильно отличается от вовлеченного взаимодействия с детьми.

Например, ребенка можно привлечь к разговору о том, что такое обязанности в семье и школе, или о том, как определенные поступки и действия (а также бездействия) могут отражаться на других людях. Такой подход больше вовлекает взрослого в мир ребенка и с большей вероятностью поможет детям научиться самостоятельно размышлять над важными вещами.

Когда мы говорим ребенку, что он молодец – мы даем оценку его личности, и ребенок будет постоянно жаждать нашего одобрения, подтверждения того, что он соответствует этой оценке. У детей постепенно появляется зависимость от похвалы.

Конечно, не всякая похвала предполагает контроль детского поведения со стороны взрослых. Мы можем совершенно искренне хвалить детей, радуясь их поступкам и свершениям. И даже в этом случае необходимо быть внимательными к нашим словам. Вместо того, чтобы укрепить в ребенке чувство собственного достоинства, дать сформироваться здоровому самопринятию, похвала может сделать его более зависимым от нас и нашего мнения. Чем чаще мы говорим: "Мне нравится, как ты…" или "Ты хорошо сделал…", тем меньше дети учатся формировать собственные суждения, и тем больше они привыкают полагаться на мнения взрослых о том, что хорошо, а что плохо.

Получается, что фраза "Ты молодец" может не только не поддерживать ребенка, а даже повышать его уровень тревожности. И чем чаще мы будем озвучить ее детям, тем больше они будут нуждаться в ней. Это может перейти и во взрослую жизнь, когда человек будет отчаянно хотеть, чтоб кто-то сказал, что он все делает правильно.

Достаточно непросто осознать, что "Молодец!" является такой же оценкой, как и "Очень плохо". Особенность позитивного суждения состоит не в том, что оно позитивное, а то, что оно суждение.

Фраза "Молодец! Хороший рисунок!" может поощрять детей рисовать лишь до тех пор, пока взрослые будут смотреть и хвалить. Зачастую можно столкнуться с ситуацией, когда дети перестают заниматься чем-то в связи с потерей внимания со стороны взрослых к деятельности ребенка. Мотивирует ли похвала детей? Конечно! Она мотивирует детей на получение той самой похвалы. И часто это происходит за счет приверженности к тем действиям, которые ее вызывают.

Слова взрослых очень важны для ребенка, со временем он становится зависим от похвалы и старается вновь и вновь подтвердить свою значимость. И начинает выбирать те задачки и дела, за которые точно получит заветное "Ты молодец!". Начинает формироваться мотив избегания неудачи, который будет встроен в жизненную картину мира уже взрослого человека.


В чем действительно нуждаются дети, так это в абсолютном принятии и в безусловной любви . Это не просто отличие от похвалы – это ее противоположность. "Молодец!" – это лишь условность, которая означает, что мы предлагаем внимание, одобрение, признание взамен стремлению угадать и подтвердить наши ожидания.

Какая же альтернатива? Все зависит от определенной ситуации, но независимо от того, что мы решаем сказать, очень важно, чтобы это было связано с безусловной любовью и поддержкой – потому что они дети, а не потому, что они что-то сделали.

Что же мы можем предложить ребенку вместо привычной оценочной похвалы?

1. Простое, безоценочное высказывание. Просто озвучить то, что вы видите.

Ребенок самостоятельно завязал шнурки:

– "Ты сам завязал шнурки".

– "Ты сделал это" .

Такое высказывание покажет ребенку, что его успех не остался незамеченным. Оно также позволит ему гордиться тем, что он это сделал.

В других ситуациях можно более подробно и детально описать увиденное.

Например, ребенок принес показать вам свой рисунок. Отлавливаем себя в этот момент на желании дать оценочную похвалу, и говорим:

– "Дом выглядит как настоящий. Выбор цветов приковывает внимание, мне бы в голову не пришло даже использовать такие тона. А какие пушистые облака, прям как вчера мы видели на улице".

Ребенок проявил заботу о другом или проявил щедрость. Здесь можно обратить внимание ребенка на то, как его поступок сказался на другом человеке.

– "Посмотри на Машу. Она сразу повеселела и заулыбалась, когда ты поделился с ней формочками".

Это совершенно отличается от похвалы, где основной упор делается на отношении взрослого к поступку ребенка.

2. Меньше говорить, больше спрашивать.

Очень ценно, когда помимо описания увиденного, мы присоединяемся к ребенку через вопросы.

– "Как ты так сделал, что облака получились такими объемными?"

– "Какая часть рисунка была самой трудной?"

– "А что тебе самому больше всего нравится в рисунке?"

– "Как ты догадался, что здесь можно использовать другую кисточку?"

Ребенок ощущает вовлеченность взрослого в его деятельность, видит искренней интерес и понимает без оценочной похвалы, что у него получается то, что он делает. И также ребенок через вопросы учится смотреть на свою деятельность как бы со стороны, подмечает, что лучше всего удается, что ему самому нравится, а что нет.

Конечно, вышеописанное не означает, что все комплименты, все выражения восхищения вредны. Вовсе нет, просто следует осознавать наши мотивы, когда мы произносим те или иные слова, а также их возможные последствия. Главный вопрос состоит не в запоминании нового сценария действий, гораздо важнее представить долгосрочные цели наших детей и наблюдать за эффектом слов, которые мы произносим.

Искренняя похвала окрыляет человека любого возраста. Мы все получаем удовлетворение от того, что наш труд оценили, и с двойным энтузиазмом начинаем стремиться к большему. Для ребёнка же поощрение жизненно необходимо, так как у него ещё не сформировалось представление о собственных возможностях, и во многом именно от родителей зависит, раскроет ли он весь свой потенциал или «зароет талант в землю». Но не менее важно знать, как правильно хвалить ребёнка, потому что при неумелом подходе к этому делу легко можно добиться результата, противоположного ожидаемому.

Зачем постоянно хвалить детей

Если вы сомневаетесь, нужно ли хвалить деток, то просто попробуйте мысленно оказаться на их месте. Представьте, что вы полностью зависите от какого-либо человека и всей душой его любите. Он же в ответ только отпускает критичные комментарии по поводу ваших неудач и проступков, но совсем не замечает ваших достижений. Как бы вы себя при этом чувствовали?

Для детей дошкольного возраста родители являются главным авторитетом. Они ловят каждое их слово и очень переживают, когда мама и папа ими недовольны. И если ребёнок видит одно недовольство, он делает простой вывод – «меня не любят, потому что я недостаточно хорош». В результате на всю жизнь приобретается неуверенность в себе и нерешительность, связанная с боязнью совершить очередную ошибку. И даже если ребёнок обладает достаточным количеством воли, чтобы попытаться стать для родителей хорошим, он навсегда усвоит, что любовь просто так не даётся: её сначала нужно заслужить. Такой подход чреват большим количеством психологических проблем уже во взрослом возрасте.

Не менее важна похвала для детей постарше. Если действия дошкольника оценивают только родители, причем делают это с любовью и не всегда объективно, то в школе ребёнок сталкивается с более жестокой реальностью. Ему могут не даваться какие-либо предметы, а строгая балльная система будет только подчёркивать разницу в способностях учеников. В этот период ребёнок как никогда нуждается в родительской поддержке и одобрении. Они должны всячески мотивировать его на развитие, показывая, что они в него верят, и что он не хуже других.

И даже в самом проблемном подростковом возрасте с помощью похвалы за хорошие поступки можно добиться гораздо больше, чем с помощью постоянной критики и наказаний.

Надеемся, что у вас отпали сомнения в том, нужно ли хвалить детей. Поэтому переходим к другому важному вопросу – за что похвалить, чтобы это дало только положительные плоды.

Как правильно выбрать повод для похвалы

Хвалить детей необходимо, но важно делать это обоснованно, а не на пустом месте. В противном случае вместо мотивации вы привьёте им огромное самомнение, которое будет только мешать двигаться вперёд.

В советах детских психологов чаще всего прослеживаются такие принципы высказывания одобрения ребёнку:


Одна необдуманная фраза, брошенная родителем в адрес ребёнка, способна стать для него якорем, тормозящим его развитие на протяжении всей оставшейся жизни. Поэтому научиться нужно не только грамотно выбирать повод для похвалы, но и подбирать для этого правильные слова.

Рекомендации по формулировке фраз для поощрения детей

В воспитательном процессе значение имеет каждое слово. Чтобы поощрение возымело положительный эффект, необходимо учесть как общие рекомендации специалистов по детской психологии, так и особенности характера конкретного ребёнка.

Самой популярной ошибкой родителей является употребление слова «самый» . Называя ребёнка самым умным или самым талантливым, мы задаем ему предельно высокую планку, которой он будет пытаться соответствовать. И когда он окажется в ситуации, в которой не будет победителем, это доставит ему гораздо больше страданий, чем кому-либо другому. Единственный допустимый пример – «ты у меня самый любимый», и то если малыш в семье один. Но сравнивать с другими, даже превознося, ни в коем случае нельзя.

Существует только один способ использования сравнения на благо ребёнка. Он не подразумевает, что кто-то лучше – ваш малыш или другие дети. Наоборот, вы должны указать ему, что он не хуже окружающих. Например, если он не верит в свои силы в каком-либо занятии, ему можно сказать: «Посмотри, Вася много тренировался, и у него получилось. Ты у меня такой же старательный, значит, и у тебя получится».

Хорошим способом поощрения детей является благодарность. Когда человек искренне благодарен нам за помощь, нам всегда хочется сделать для него что-то ещё. Это правило распространяется и на детей. Особенно эффективно таким способом приучать их к порядку в доме. А чтобы благодарность звучала более искренне, говорить нужно не просто «спасибо за уборку», а выделять какие-то конкретные действия – «спасибо, что так хорошо пропылесосил» или «спасибо, что помыла посуду».

Не забывайте добавлять в свою похвалу невербальные составляющие. Обязательно улыбнитесь ребёнку, обнимите его и поцелуйте. В таком случае у него не возникнет сомнений, что вы действительно рады его достижениям. К тому же, по утверждениям психологов, самооценка человека напрямую зависит от того, как часто его целовали и обнимали родители в детстве.

Подобрать нужные слова для похвалы поможет знание характера малыша. Если он экстраверт, то не стоит скупиться на комплименты. Похвала должна быть яркой, красивой, возможно, даже немного преувеличенной. Интроверту же от подобного выражения эмоций скорее станет не по себе. Он предпочитает более тонкое одобрение с точными и объективными комментариями.

Важно не только подобрать необходимые слова, но и не испортить их последующей ненужной критикой. Даже если ребёнок сделал что-то неидеально, об этом лучше сказать ему в другой раз, но не сразу после похвалы. Например, подросток помыл посуду после семейного ужина, при этом забрызгав всю кухню водой. Обязательно поблагодарите его и дайте понять, как вы цените эту помощь. И не нужно сразу добавлять, что в следующий раз надо быть аккуратнее. После того, как он перемыл целую гору посуды, ему не хочется слышать, что он сделал это плохо. При таком подходе следующего раза может просто не быть.

На родителях лежит огромная ответственность по формированию самооценки их ребёнка. За всеми талантливыми детьми стоят мудрые и любящие родители, которые в своё время не скупились для них на доброе слово и умели быть внимательными к их интересам и увлечениям.