Воспитание маленького молчуна в условиях стресса. Главные условия воспитания детей в семье. Воспитание детей по возрастам

Появившись на свет у каждого малыша появляется необходимость в заботе, питании, крепком и здоровом сне. По мере роста, кроха развивается, и вскоре через игры и жизненные ситуации начинает прослеживаться его характер. Дети начинают показывать свой характер во время кризисного периода, это может проявляться у каждого малыша по-разному, начиная от обычных капризов и заканчивая непослушанием и своеволием. Такое поведение ребенка влечет за собой трудности в воспитании вашего ребенка. И очень сложно иногда вывести причину непослушания ребенка

Почему мой ребенок неуправляемый?

Причиной изменения поведения ребенка может быть все что угодно. И чтобы понять почему так происходит, необходимо разобраться, что стало толчком для таких перемен:

  • В первую очередь, у детей во время взросления периодически начинаются критические моменты. И со стороны кажется, что ребенок просто пытается вывести из себя родителей, насолить им за что-то. Но на самом деле страдают не родители, а сам ребенок. Эти критические периоды для них становятся огромным стрессом. Дети сами не понимают почему действуют таким или иным способом, почему им хочется поступить именно так, чем это поведение вызвано. В эти моменты ребенок хочет получать новые знания, понимать, что хорошо, а что плохо.
  • Также, даже маленького ребенка можно назвать развивающейся личностью со своими желаниями. У него свои потребности, свои права. И тут очень важно корректировать действия малыша. Никто не говорит о полном контроле, он должен быть совсем незаметным. Лишь изредка с приказным тоном. С детьми важно общаться больше не как с детьми, а наравне, чтобы с детства прививать самостоятельность, лояльность, послушание.
  • Еще одной причиной является подбор неправильного метода воспитания родителями. Ребенок начинает своевольничать. Это происходит из-за того, что малышу либо все запрещают, либо слишком много позволяют.
  • Трудности в воспитании ребенка могут быть вызваны проблемами в семье. Частые ссоры, споры.

Как с этим бороться?

Разговоры в воспитании играют самую важную роль. Речь, тон, подбор слов и фраз, интонация. С ребенком в такие моменты нужно общаться аккуратно, стараться говорить спокойно, негромко, и четко, так он получит только ту информацию, которая ему нужна.

Очень часто трудности начинают появляться, когда ребенок больше слушает телевизор и друзей, нежели родителей. Он может не реагировать на крики, наказания. А выполняют какое-то дело только за то, что они хотят. Например, шоколадка, поход в кино с друзьями и т.д. Из детей вырастают часто очень сильные манипуляторы.

Во-первых, научиться слушать нужно самим родителям. Мама и папа - это самый большой пример. И им необходимо показывать ребенку как правильно действовать на своем собственном примере. В данном случае слушать ребенка больше, чем говорить или отчитывать.

Когда вы пытаетесь добиться от ребенка хорошего поведения криками и приказами, то в первую очередь, вы учите ребенка вести себя также или вовсе не обращать внимание на вас. Общение с ребенком должно исходить из образца того обращения, которое вы бы хотели видеть по отношению к себе.

Не стоит говорить в пустоту. Начать разговор, когда сын/дочка заняты – неправильное действие. Разговор не будет воспринят всерьез. Говорить с ребенком нужно лишь тогда, когда он обратил внимание на вас. Желательно сидеть с ребенком на одном уровне и смотреть друг другу в глаза. Это и обращает внимание и расположит ребенка к вам.

Сделать так, чтобы малыш переключил внимание с того, что для него интересно очень сложно. Поэтому нужно в первую очередь предупредить его о том, что его ждет какая-то работа. Нужно сказать в такой форме, чтобы ребенок понял, вам понадобиться его помощь. Таким образом, вы подготавливаете его к будущему делу.

Стараетесь давать задания коротко: «Заправь постель» или «Убери фломастеры в ящик». Но фраза не должна звучать как приказ, т.е. тембр был спокойный. Инструкции по воспитанию детей нет, а так как каждый ребенок индивидуален, то к нему нужен точно такой же подход в воспитании.

Проблемы воспитания детей

Стоит помнить, что на каждого ребенка, на каждый возраст и характер один и тот же метод по воспитанию не подойдет, и все способы воспитания написаны лишь в общем по наблюдениям специалистов. Точного результата они могут и вовсе не дать. И если один ребенок с помощью методики воспитания станет более послушным, то другой может еще больше взбунтовать.

В воспитании ребенка нужно учитывать не проблемы в общем, а конкретные трудности в совокупности. Это поможет максимально развить в ребенке всестороннюю личность.

Современные проблемы воспитания детей

В современности подход к воспитанию кардинально изменился. Раньше главными вопросами у матерей выступали – колики прорезывание зубов, сейчас же интересуются методиками развития детей уже с первых дней жизни. И малышу хотят дать сразу все. Тем самым, получая все в детстве, ребенку становится скучно и с возрастом он вообще перестает радоваться жизни. И появляются современные проблемы воспитания детей.

Современная детская жизнь может подавить в ребенке фантазию и желание проявлять инициативу. В магазинах есть все, что хочешь, но ребенок от этих игрушек очень быстро насыщается, а малышу очень важна игра в процессе развития. Неправильно использовать и игры в целях отвлечения малыша. Игрушка должна у него вызывать восторг и истинную радость. Она должна сразу становиться частью его сказки, которую он выдумал. Еще игра помогает малышу развиваться. Но эффект тот, который необходим достигается только тогда, когда малы познает мир с помощью игрушек и внимания родителей.

Проблемы семейного воспитания детей

Климат в семье играет ключевую роль в поведении малыша. Это становится неким фундаментом, для становления личности. Ребенок очень остро ощущает неровности в семье. И для него семья должна быть зоной комфорта. Т.е. малыш не должен видеть споры, склоки, крики. Он должен ощущать себя в безопасности.

Здесь очень важна совместная работа как мамы, так и отца. Так как они для ребенка истинный пример, поддержка и опора.

Не правильно и поучать ребенка постоянно. Крики тоже не решение проблем в воспитании. Научитесь контролировать свою речь. Если ребенок делает, что-то плохо, значит у него для этого был мотив.

Когда кроха делает какую-то шалость, не стоит сразу же хвататься за ремень и ставить малыша в угол. Это только ухудшит положение. Нужно спокойно найти причину такого поведения, для этого нужно: выслушать ребенка, помочь найти пути решения, вместе сделать вывод. Так ребенок очень быстро осознает свою ошибку. Разговоры очень помогают в воспитании. Попробуйте спокойно разобраться в ситуации, предложить пути решения, выслушать предложения ребенка и вместе сделать правильный вывод.

Проблема нравственного воспитания детей

С самых малых лет ребенок начинает узнавать, что такое добро, а что такое зло. Это помогает заложить фундамент нравственности. Поэтому задача родителей воспитать ребенка с задачами, положительно относиться к природе, к заботе. Например, почему нельзя убивать божью коровку.

Объясняйте ребенку почему правильно делать именно так, ребенок будет рад, что сделал хорошее дело.

Педагогические проблемы в воспитании детей

Современные дети обучаются жестокости, они теряют ощущения страха и восторга. Также они заигравшись могут потерять чувство реальности. В это время родители заняты работой и когда приходят домой то сил на детей уже нет, а детям необходимо внимание, и его они идут получать туда, где им его дадут. В виртуальную реальность – это лучший исход. А если в дурные компании? Родители должны как можно больше внимания уделять детям, говорить с ними, учить чему-то. Не надо эти задачи скидывать на интернет. Опыт родителей тоже интересен детям, если о нем рассказывать.

Типичные случаи

Самые частые трудности в воспитании вашего ребенка появляются в возрасте до 10 лет, затем проблемы уже носят немного другой характер. Но детские капризы и непослушание становятся очагом для возгорания кризиса в подростковом возрасте. И это достаточно распространенные случаи, которые заметив, нужно срочно менять тактику воспитания:
Не хочу купаться! Не буду чистить зубы!

Даже будучи малышом в возрасте 2-4 лет, ребенок уже понимает, что может выражать свой протест, манипулировать родителями и даже понимает, что на родителей это оказывает некоторое давление. Свое упрямство ребенок показывает гораздо чаще, чем подросток, и в самые неподходящие моменты.

Так часто малыши категорически против ежедневного поддержания гигиены. Но это лишь потому, что ему просто не нравится процесс. А что делают, когда что-то не нравится ребенку? — пытаются заинтересовать его другим способом.

Сделать процедуру купания и умывания интересной не сложно. Для этого в магазине можно найти красивую зубную щетку, вкусную зубную помаду, мочалку в виде животного, мыло в форме героя из мультиков, наливать пенную ванну.

Хочу и дай!
Каждый малыш, когда растер начинает понимать, что может высказать свои хочу, и они даже могут помочь ему получить то, о чем он мечтал. Например, новую игрушку, шоколадку. И некоторые родители готовы дать ему то, что он хочет лишь бы избежать истерик. Но такая уступчивость может привести к тому, что ребенок будет всегда ждать, что получит то, что ему так хочется. А также ему будет сложно понимать, что реальные возможности и желания не всегда совпадают.

Кризис общения.

Часто малыши предпочитают игру до 3 лет в одиночестве или только с родителями, и затем им становится не понятно зачем нужно с кем-то делиться своими игрушками, зачем вообще с кем-то играть. Но не стоит переживать, если вы будете объяснять ребенку, что делиться важно, со временем он будет получать больший навык общения и проблема уйдет на второй план, или совсем исчезнет. Все трудности, которые могут коснуться родителей в воспитании детей – это временно. Многие ситуации, даже если они кажутся неразрешимыми, затем вспоминаются с улыбкой на лице. Воспитание всегда процесс не легкий, главное не совершать очевидных ошибок.

Ошибка родителей в воспитании детей

Типичной ошибкой родителей является то, что они не устанавливают правила, границы, которые очень важны при подрастающем ребенке. Многие считают, что это не дает ребенку развиваться в свободном полете. Но это обманчивое мнение. Никто же не говорит про жесткий контроль. Другие же могут ставить ребенку правила, но поощрять его сопротивление им.

Все это зависит от характера людей и их образа жизни. Еще одна ошибка – если слишком строго придерживаются правил.

Когда правилам придерживаются, но при этом считают их скучными, то у ребенка появляется чувство противоречивости и неопределенности.

Но правильно будет ребенка учить некоторым нормам, не переходя границу. При этом правила необязательно расценивать как закон семьи, можно просто иметь план, которого семья должна придерживаться. Такие ошибки вызывают трудности в воспитании вашего ребенка

Советы родителям: Что делать, если мама разрешает, а папа запрещает или наоборот?

Проблемы воспитания детей в семье часто появляются из-за того, что родители не понимают этот процесс. И очень часто получается, что мама разрешает, папа запрещает. Тут срабатывает ассоциация: «плохой полицейский и хороший». Это путает ребенка по отношению к тому, что правильно, а что неправильно.

  • В таком случае родителям необходимо помнить, что они должны быть сплоченной командой. И процесс воспитания нужно постоянно обсуждать, чтобы не возникало разногласий. Все методы воспитания должны использовать родители по обоюдному согласию.
  • Хорошо поможет разделение обязанностей. Вовлекайте отца в воспитание детей, чтобы он не чувствовал себя отвергнутым.
  • Формулируйте просьбы более конкретно. Не противоречьте друг другу. Работа должна быть слаженной.
  • Но самое главное не ссорьтесь на глазах ребенка.
  • Не подрывайте репутацию друг друга.
  1. Не вымещайте злость на ребенке. Прислушивайтесь к его проблемам, даже если есть свои собственные. Интересуйтесь его мнением, обсуждайте трудности, которые касаются всей семьи.
  2. Честность очень важна в воспитании. Не врите ребенку, даже ради игры. Как вы себя ведете, так будет вести себя и малыш.
  3. Свобода выбора должна быть у каждого. Поэтому слушайте мнение ребенка внимательно, предлагайте ему свой вариант, но не навязывайте. Пусть это будет совет, а малыш сам решает окончательно.
  4. Не используйте приказной тон. Лучше просите и объясняйте почему для вас это так важно. ЗА хорошо сделанное дело – хвалите.
  5. Используйте сотрудничество. Детям нравится, когда с ними общаются как со взрослыми.

Воспитание ребенка очень сложный процесс. Но если родителям важно то, каким в будущим будет их ребенок, то эти трудности стоят того. Ребенок – чистый лист. Все, что вы напишите на этом листе, в дальнейшем вами и будет прочитано. Поэтому будьте для ребенка самым близким человеком и воспитывайте так, как подсказывает вам сердце и наши советы.

Условия воспитания в семье, при которых каждый ребенок может стать нормальной личностью можно сформулировать следующим образом:

  • атмосфера любви и взаимоуважения;
  • высоконравственность родителей и членов семьи;
  • трудовая деятельность в семье;
  • отсутствие избыточных благ в жизни ребенка;
  • отсутствие негативных примеров в семье;
  • гармоничное развитие способностей ребенка;
  • последовательность и постепенность в семейном воспитании;
  • взаимоотношения между родителями, построенные на любви и взаимоуважении;
  • физический контакт между родителями и ребенком;
  • внимание и забота со стороны родителей по отношению к ребенку;
  • дисциплина внутри семьи.

Рассмотрим все эти условия подробнее.

Атмосфера любви и взаимного уважения в семье формирует личность способную уважать своих близких и других окружающих людей, несущую добро людям. Здесь следует избегать крайностей – слепой и неразумной любви. Такая любовь делает человека безнравственным потребителем и честолюбивым человеком. Созданию положительной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. Проведение общественных и семейных праздников, подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают атмосферу торжественности, радости и счастья, которая в свою очередь формирует духовную культуру, делает семью коллективом.

Родители должны быть высоконравственными воспитателями. Только в такой роли они смогут научить ребенка быть правдивым, держать свое слово, реализовывать сказанное. Только выполняя сами морально-нравственные нормы, родители смогут научить этому ребенка.

Родители в глазах ребенка должны обладать этим авторитетом.

Труд в семье должен быть почетным. Наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает сам имитировать ее сначала в игре, затем включается в трудовой процесс как помощник и в итоге становится самостоятельным исполнителем. Физический труд помогает бороться с утомлением, особенно если ребенок много занимается умственным трудом. Баланс между умственным и физическим трудом обеспечивает успешное обучение и сохраняет работоспособность. От того, как будет организовано трудовое воспитание дошкольников, зависит их успех в учении, а также в общем трудовом воспитании. Наличие у детей такого качества, как трудолюбие, является хорошим показателем их нравственного воспитания.

Для успешного воспитания ребенка в семье следует исключить из его жизни так называемые прибавочные раздражители. К таким раздражителям относятся: роскошь, нищета, чрезмерные подарки, беспорядочная и избыточная еда и другие. Ребенок, привыкший испытывать такие раздражители, не способен к целеустремленной деятельности.

Развитие способностей ребенка в семье

В семье все способности ребенка должны развиваться гармонично. Чтение литературы, прослушивание музыки должно сменяться занятиями спортом, активным отдыхом, полезной трудовой деятельностью. Такой подход помогает определить область деятельности, в которой у ребенка может проявиться особый талант. В семье как правило существуют благоприятные условия для эстетического воспитания детей. Чувство прекрасного зарождается у ребенка со знакомства с первыми красивыми игрушками, с красочно оформленной книгой, с проживания в уютной квартире. Взрослея, ребенок обогащается эстетикой при посещении театров и музеев. Прекрасным средством эстетического воспитания является природа. Очень полезны совместные семейные прогулки, поездки на природу. Чувство прекрасного, интерес к красоте помогают воспитанию потребности беречь прекрасное и создавать его. Большую воспитательную роль играет эстетика быта. Дети не просто пользуются домашним уютом, они вместе с родителями учатся его создавать.

Соблюдение принципа постепенности и последовательности позволяет сделать процесс семейного воспитания наиболее эффективным. По мере взросления и развития ребенка задания должны усложняться. Но они должны быть адекватными и посильными. Давая ребенку задания, не соответствующие этапу развития, существует риск, что ребенок потеряет к ним интерес, появиться такое качество, как лень.

Взрослые, любящие ребенка и желающие ему добра, должны контролировать свое поведение, чтобы не создавать пример безнравственного поведения. Следует исключить из круга общения людей не соответствующих морально-нравственным принципам семьи.

Взаимоотношения между супругами также являются фактором, влияющим на успешное воспитание ребенка. Культура общения родителей определяет общий психологический климат семьи. Взаимодействие родителей становится моделью поведения детей, которая сознательно или бессознательно перенимается ими.

Требования, которые родители предъявляют к ребенку, методы воспитания должны быть едины внутри семьи, и не расходиться с требованиями, предъявляемыми в образовательных учреждениях (Рис.1). Только в единстве требований, подходов и методов воспитания можно получить гармонично развитую личность.

Физический контакт между родителями и детьми, выраженный в поцелуях, объятиях, прикосновениях, помогает укрепить психологическое и физическое здоровье детей. Это действенный способ для передачи ребенку родительской любви и установления добрых взаимоотношений.

Внимание со стороны родителей воспринимается ребенком как показатель своей нужности. Такое отношение позволяет ребенку чувствовать себя значимой личностью.

Важно вникать в проблемы ребенка, разделять и сглаживать его страхи и опасения, радоваться вместе его удачам, заниматься совместными делами и играми.

В любой семье должна соблюдаться дисциплина. Это определенная последовательность адекватных требований, которые соответствуют возрасту. Наказание должно соответствовать проступку. Частным проявлением дисциплины является соблюдение режима дня детьми. В распорядок дня ребенка должно быть включено время на полноценный сон, занятия спортом, на упорядоченный прием пищи, на все виды труда, обучения и отдыха. При этом необходимо учитывать возраст и состояние здоровья ребенка. Режим дня носит воспитательную роль, если выполняется без принуждения со стороны взрослых. Родители должны осуществлять только контроль за качественным выполнением режима и различных поручений, помогать в случае затруднений.

Правила воспитания ребенка

Для успешного воспитания своих детей родители должны придерживаться определенных правил:

  • Помогите ребенку стать собой.
  • Не требуйте от ребенка благодарности за сделанное вами.
  • Не вымещайте на ребенке свои обиды и неудачи.
  • Не игнорируйте проблемы ребенка, умейте поддержать его.
  • Не унижайте достоинство ребенка.
  • Общайтесь как можно больше с ребенком.
  • Вы должны сделать для ребенка все, что в ваших силах.
  • Умейте любить чужих детей, а не только своих.
  • Любите ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым.
  • Получайте радость от общения с ребенком.

Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный педагогический университет

имени Г.С. Сковороды

Курсовая робота

на тему: Условия воспитания детей в семье

Выполнила:

студентка 4-го курса 41 группы

факультета физического воспитания

Алистратова Анна Сергеевна

Харьков 2008

План

Введение

1. Социально – педагогическая деятельность с семьей

1.1 Основные функции семьи

1.2 Социальный статус семьи и ее типология

1.3 Педагогические стили семьи

2. Пять тактик семейного воспитания

2.1 Диктат

2.3 Конфронтация

2.4 Мирное сосуществование

2.5 Сотрудничество

3. Главные условия воспитания детей в семье

3.3 Отношения между братьями и сестрами

3.4 Современная семья

Список литературы


Введение

Каждый человек имеет право на семью – ту заветную пристань, где он мог бы найти сочувствие, взаимопонимание, заботу. Именно в семье с первых дней жизни человек постигает азы её. Его первыми и главными учителями и воспитателями на протяжении всей жизни являются родители.

«Родительский дом, начало начал…» Бесхитростные слова трогают душу. Еще бы! Ведь дом - это не только здание, в котором человек родился и вырос, это еще и семья - родители, живая нить, идущая от дедов и прадедов. В семье всегда было и будет главным - неповторимые отношения, доброта, самоотверженность, ответственность за слабого.

Семья дает изначальный опыт умения жить, учит современному образу жизни во всей полноте его социально - нравственных проявлений. Воспитание детей является главным пластом семейной жизни. Духовное богатство, трудолюбие матери и отца, их моральная чистота - все это самым благотворным образом воздействует на детей.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни..

Актуальность темы заключается в воспитании детей в семье. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Объект исследования: воспитание детей в семье.

Предмет исследования: формирование личности в семейном воспитании.

Цель исследования зависит от теоретического обоснования технологии формирования влияния семейного общения, как важнейший фактор личности.


Раздел №1 . Социально-педагогическая деятельность с семьей

Во все века семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.

Чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей. В настоящее время все яснее становится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов. В этом нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные семьи.

1.1 Основные функции семьи

Репродуктивная функция (от лат. productjo - самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.

На сегодняшний день демографическая ситуация складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости. В последние годы наблюдается тенденция увеличения доли семей, состоящих из 2-3 человек. Дети, по высказыванию таких семей, - это возможные ограничения свободы родителей: в образовании, работе, повышении квалификации, реализации своих способностей.

Установка на бездетность, к сожалению, не просто имеется, она все больше распространяется на супругов детородного возраста. Это обусловлено растущими материально-экономическими трудностями, духовно-материальным кризисом, в результате которого в системе ценностей приоритетными становятся престижные вещи (машина, породистая собака, вилла и пр.), и другими причинами.

Можно выделить ряд факторов, обусловливающих сокращение величины семьи: падение рождаемости; тенденция к отделению молодых семей от родительских; увеличение в населении доли семей с одним родителем в результате роста разводов, вдов, рождения детей одинокими матерями; качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране. По оценке экспертов, 10-15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за плохой экологии, аморального образа жизни, болезней, плохого питания и т. д.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была хозяйственной основной ячейкой общества. Охота и хлебопашество, ремесло и торговля могли существовать, так как в семье всегда было разделение функций. Традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслами. В век научно-технической революции многие стороны жизни людей, связанные с повседневным обслуживанием, - приготовление пищи, стирка, уборка, пошив одежды и т. д. - частично были переложены на сферу бытовых услуг.

Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи: приданое для невесты, калым для жениха, вещи, передаваемые по наследству, страхование на свадьбу, на день совершеннолетия, накопление денежных средств.

Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д.

Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития.

Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет.

Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа - прямая функция родителей.

Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.

Воспитание ребенка в семье - сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определенного образа жизни и деятельности ребенка и т. д. Личный пример родителей - важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров - все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.

Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям.

Правда, и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т. д. Конечно, семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом, что есть семья, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами.

Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д.

Выражение «мой дом - моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья - наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы.

Воспитание детей – это деятельность, способствующая формированию ребенка с целью его разностороннего развития и привития ему определенных нравственных норм. Это долгий 18-летний проект, в котором главная роль отводится родителям. И роль это, конечно, деятельная, а не просто стороннего наблюдателя, смотрящего на детей по принципу «пусть вырастет то, что вырастет»

Воспитание детей — процесс серьезный и ответственный . В одной мудрой книге говорится — «Учи ребенка правильному пути, пока он мал. Тогда он, став взрослым, будет идти этим путем». Поэтому от воспитания детишек в семье будет напрямую зависеть будущее их самих, а также их семей и всего поколения в целом.

Правильный подход к воспитанию позволяет из мальчиков и девочек вырастить самостоятельных сильных личностей. А неправильный подход создает детишкам, а потом и взрослым людям, которые из них получаются, множество трудностей и проблем.

Воспитание детей – это системный комплексный подход к формированию личности ребенка. В ходе воспитания мальчикам и девочкам прививаются полезные умения и навыки, даются знания, объясняются нравственные нормы поведения. Развитие ребенка должно быть гармоничным. Нужно развивать малыша физически, нравственно и творчески.

Воспитание детей не приравнивается только к наказанию ребенка . Оно включает в себя:

  • наставление,
  • обучение,
  • исправление.

Хотя в воспитании детей применяются различные методы, но их основу составляют три главных понятия . Именно они позволяют воспитать детей зрелыми, ответственными и уравновешенными людьми. При этом сами детишки будут расти в наиболее благоприятных для них условиях, будут счастливыми и жизнерадостными.

Итак, основной успешного воспитания детей являются:

  1. Любовь . Именно любовь позволяет заботиться о ребенке не только физически, но еще эмоционально и нравственно. Любящий ребенок понимает, что когда родители ставят перед ним какие-то ограничения или даже наказывают его, то это делается для его же блага. Также любовь побудит хвалить малыша, и не быть с ним слишком суровым.
  2. Благоразумие . При воспитании мальчиков и девочек нужно учитывать все их обстоятельства, особенности, способности и пределы возможностей. Важно не требовать от ребенка лишнего, но и не быть к нему чрезмерно попустительным. Также не нужно сравнивать детей между собой: каждый ребенок неподражаемая личность и подход здесь должен быть индивидуальный.
  3. Последовательность . У родителей слова не должны расходиться с их делами. Если ребенок услышал, что за плохое поведение его накажут, то нужно обязательно сдержать свое слово. Также в семье не должно быть двойных норм. Нельзя учить ребенка, к примеру, переходить дорогу только на зеленый свет, а самим перебегать и на красный.

Воспитание детей – это годы самоотверженного труда, который требует много времени и сил. Однако процесс это приятный, и чаще всего вознаграждающийся. В противном случае: «Ребенок, которому родители позволяют делать все, что угодно, опозорит мать». Так что прилагать усилия по воспитанию детей нужно обязательно, хотя это и не всегда легко.

Популярные школы воспитания детей

Современная психология знает различные виды концепций воспитания детей. Однако в рамках данной статьи мы не можем подробно рассказать обо всех направлениях воспитательной детской психологии. Остановимся только на самых популярных.

Популярные школы воспитания детей:

  1. Система Макаренко . Наш соотечественник неслучайно включен ЮНЕСКО в ТОП-4 величайших педагогов прошлого века. Эффективно работающая методика воспитания Антона Макаренко заключается в объединении детей в коллектив и причастности каждого из них к общему делу. Также ребенок должен сам принимать решение и нести за него ответственность. Кроме того, дети обязательно должны трудиться и подчиняться разумной дисциплине.
  2. Система Монтессори . Получила название от популярного итальянского педагога Марии Монтессори. Основой ее системы является всестороннее содействие ребенку в самостоятельном познании мира. При этом обучение предполагается в максимально свободной форме с учетом индивидуальных способностей и предпочтений мальчика или девочки.
  3. Система Дьюи . Американский педагог Джон Дьюи наряду с Макаренко и Монтессори тоже входит в четверку выдающихся педагогов ХХ века. Его система заключается в воспитании личности, умеющей приспосабливаться к любым ситуациям в жизни. Акцент в ней делается на обучение ребенка с самого малого возраста навыкам, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни и будут ему реально полезны, а не относятся к так называемым знаниям «для общего развития».
  4. Система Кершенштейнера . Немецкий педагог Георг Михаэль Кершенштейнер тоже входит в ТОП-4 великих педагогов по версии ЮНЕСКО. Его система воспитания основана на обучении детей, имеющей высокий уровень наглядности — с многочисленными картинками, образцами, экскурсиями и практическими работами. Кершенштейнер выступал за ручной труд для детей, проведение широкой опытной и лабораторной деятельности.
  5. Система Икудзи . Это воспитательная методика Японии. Основана на вседозволенности для ребенка от рождения и до 5 лет. Затем в период от 5 до 15 лет японского мальчика или девочку уже ждали строгость и ограничения, а с 15-летнего возраста с подростком начинали говорить как со взрослым человеком и спрашивать с него соответствующим образом.

– обзорная статья о методике на Эвио-Клаб.

6. Немецкая система . Главным в ней является четкость и организованность каждого аспекта жизни ребенка. Здесь все выстроено в строгую систему по времени и качеству – прием еды, игры, сон, учеба. Также четко подразделяется, где малыш может иметь свое мнение и желания, а где ему приходится безукоризненно выполнять требования взрослых.

Также есть еще другие подходы к воспитанию детей. Например, по гендерному признаку: как правильно воспитывать мальчиков, а как – девочек. Кроме того, существуют гуманистическая и дифференциальная психология по воспитанию детей, и так далее.

Основные виды воспитания детей

Теперь мы остановимся на наиболее типичных видах воспитания детей. Они были разработаны не психологами, а подсказаны самой жизнью. Ученые только их классифицировали. Возможно, вы сможете увидеть в них свой вид воспитания (о чем, вероятнее всего, ранее вы даже не догадывались) и определить свои проблемы общения с сыном или дочкой.

Концепции воспитания детей имеют следующие виды:

  1. Авторитарное воспитание . Основано на том, что дети во всем беспрекословно должны слушаться маму и папу. Здесь у ребенка не может быть своего мнения. Формы воспитания сводятся к нравоучением и нотациям. Мальчика или девочку подавляют родительским авторитетом, что обычно приводит к психологическим травмам. Особенно в подростковые годы, когда ребенок постепенно должен выходить из опеки родителей. У него будет куча обид, которые будут формировать огромное количество проблем в будущем.
  2. Потакающее воспитание . В данном случае ребенок не знает, что такое слово «нет»: ему все позволяется, и в семье он является центром вселенной. Ему создаются условия тепличного растения: когда все делается за него, а он отдает родителям только приказания. Мамы и папы изо всех сил стараются, чтобы их чадо было всегда довольно. Однако, когда ребенок выходит в социум, он быстро понимает, где он и где центр вселенной. И нередко на этом мальчик или девочка психологически ломаются. К тому же, по отношению к родителям и окружающим он проявляет избалованность и эгоизм, что тоже ни к чему хорошему не приводит.
  3. Развивающее воспитание . Родители ставят задачи дать своему ребенку максимальное развитие. Они стремятся заинтересовать его музыкой, рисованием, спортом, хореографией, вокалом и так далее. Конечно, развитие творческих способностей ребенка и его физическая активность – дело нужно. Но всего должно быть в меру. Ребенок не может быть постоянно занят. Он должен также играть и отдыхать: так он познает мир в естественной для него форме. Обсуждаемый тип воспитания грозит ребенку перенапряжением, срывом из-за того, что он него слишком много всего ожидают, заниженной самооценкой. Также родители при активном развитии малыша забывают прививать его моральные и этические нормы.
  4. Программирующее воспитание . Родители пытаются вырастить из ребенка того, кем они не стали сами. Они не учитывают желания и способности мальчика или девочки, а закладывают в него программу развития, которая, как им кажется, будет для него самой лучшей. Такое воспитание подавляет психику маленького человечка, а в случае неуспеха в обозначенной родителями теме у него будет и заниженная самооценка. В будущем он также будет не лидером, а только послушным исполнителем, независимо от своих собственных желаний.
  5. Эпизодическое воспитание . Бывает, что мамы и папы настолько заняты на работе, что на собственного ребенка у них не остается времени. С сыном или дочкой они видятся редко и разговаривают мало. В основном, общаясь с ним, они сразу же дарят ему подарки, а воспитанием детей занимаются няни, родственники, друзья, учителя, знакомые. Дети привыкают получать от родителей только материальное, у них нет близких, доверительных отношений, они воспринимают их по принципу — «давай и уходи».
  6. Личностно-ориентированное воспитание . Является наиболее благоприятным видом воспитания для ребенка. Родители развивают мальчика или девочку гармонично. Учитывают его мнения и желания, но не во всем ему потакают. Детей учат самостоятельности, уважать других, отстаивать свое мнение, общечеловеческим ценностям. При этом его развивают, к примеру, используя такой вид детского творчества как рисование, но в меру.


– статья о изобразительной деятельности на Эвио-Клаб.

Воспитание детей по возрастам

При воспитании детей обязательно нужно учитывать психофизические особенности, которые у мальчиков и девочек на разных возрастных этапах совершенно различные.

Основные периоды развития ребенка по возрастным группам выглядят следующим образом:

  1. Дошкольный период . Возраст детей здесь — с рождения и до 7 лет. Ребенок всему активно учится и быстро познает мир. Именно в это время его мозг работает наиболее активно, и как губка все в себя впитывает. Происходит становление малыша как личности.

Для большинства детей это наиболее счастливый период в жизни, хотя и детских страхов в указанное время формируется немало. Ну, а чтобы у малыша не формировались страхи, не нужно ему читать страшные сказки или пугать бабайками, цыганами и полицией. Обычно дети боятся того, чего боятся их заставляют взрослые.


– причины и как с ними бороться в статье на Эвио-Клаб

В начальный период своей жизни малыш особенно нуждается в любви, заботе, внимании, развитии и формировании нравственных качеств. Причем отдельно принято выделять время до года (младенческий период) и время, проведенное им в детском саду (дошкольный период). Везде есть свои особенности воспитания.

В целом же с малышом нужно много играть, читать ему добрые сказки и небольшие рассказы. Еще все дети в указанный период очень любят рисовать. Поддержите такое увлечение ребенка. Пусть он раскроется в рисовании. Это вид детского творчества, который разовьет его моторику, фантазию, восприятие цвета, форм, научит быть более наблюдательным и усидчивым.

  1. Младший школьный период . Речь идет о возрастной группе с 7 до 12 лет. При воспитании нужно учитывать характерные особенности ребенка, его темперамент, сглаживать и переводить в благоприятное русло нежелательное развитие мальчика или девочки.

К примеру, нужно учить его управлять своими эмоциями, когда кто-то обидел. Известно мудрое выражение — «обида гнездится в сердце глупых». И, на самом деле, если с обидой вовремя не справиться, то она принесет обидевшемуся человеку больше вреда, чем пользы.

Школьников нужно развивать физически, умственно и нравственно. Здесь должно быть много игр и наглядных примеров. Нужно поддерживать те творческие или спортивные интересы, которые ребенок сам выбирает. Познавательный процесс на этом этапе связан больше с социумом. Поэтому для детишек в этом возрасте важны групповые виды деятельности: младшие школьники от них в восторге.

  1. Старший школьный возраст . Возраст подростков – это с 12 до 17 лет. Они не случайно называются у детских психологов кризисные годы. Человек активно формируется как самостоятельная личность и стремится выйти из-под влияния родителей и учителей.

По мере взросления такую свободу ребенку обязательно нужно давать. При этом поведение подростка может быть неуравновешенным и противоречивым. Здесь нужно чаще заниматься с юношей и девушкой общими делами, разговаривать с ним, выслушивать и стремиться понять. Причем важно не критиковать и не раздражаться, а стать для своего ребенка в этот непростой для него переходный период другом и советчиком.

Но, конечно, на бумаге рассказывать о том, как воспитывать детей, просто. На самом деле, воспитание сына или дочки это, долгий, тяжелый и кропотливый труд. Однако именно в нем заключается счастье как детей, так и родителей. И пренебрегать им ни в коем случае не нужно.

В помощь родителям мы выпускаем уникальные статьи о детях, их готовят психологи с профильным образованием, у нас вы можете найти:

По мнению большинства детских психологов именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент нравственного воспитания. На нравственное воспитание детей дошкольного возраста сильно влияет отношения в семье, так сказать “ погода” в доме. Именно в возрасте до 7 лет формируются моральные качества человека. Многие родители задаются вопросами:

С какого возраста начинать духовное развитие?
Какова роль правильного воспитания моральных качеств?
Можно ли изменить нравственное воспитание подростков?

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание подразумевает под собой создание благоприятных условий воспитания в семье и вне дома. Конечно, основную роль играют отношения в семье. Ребенок видит как общаются родители, и для него такие взаимоотношения принимаются как норма. Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста лучше начинать с раннего детства. В возрасте до 5-6 лет у ребенка формируется моральные качества, он расширяет круг общения. Помимо формирования нравственных качеств, задачей нравственного воспитание является привитие малышу гуманности, умение общаться в коллективе, уважение к окружающему миру, патриотизм, милосердие.
Можно выделить основные методы нравственного воспитания дошкольников:

  • разговоры, приведение примеров (положительных и отрицательных);
    провокация на действия;
  • побуждение к сопереживанию, милосердию;
  • награждение;
  • наказание.

Младшие дошколята плохо разделяют правильное поведение от неудовлетворительного. Часто родители поощряют детей материальными благами, а наказание носит физический характер. Такой метод крайне негативно отразится на развитии нравственной личности. Возникшие проблемы нравственного воспитания необходимо решать без промедления.

Нравственное воспитание детей в семье должно основываться на существовании ценностей, приучении к добрым поступкам. Малышу, который может сопереживать, предложить помощь, проявить милосердие, будет проще общаться со сверстниками. Для нравственного воспитания ребенка в семье необходимо следовать четкими средствами. Чтобы малыш понял, что такое доброта, честность, милосердие, красота, любовь, благодарность и другие моральные ценности, они должны быть представлены в простой понятной форме. Например в:

  • игре;
  • творческих занятиях;
  • чтении добрых сказок;
  • общении с людьми разного возраста;
  • познание природы;
  • умении находится в коллективе.

Про важность коллектива в жизни ребенка можно поговорить отдельно. Так как человек живет в социуме, то приходится учиться общаться с разными людьми. В раннем возрасте малыш общается с близкими, подрастая его круг общения расширяется все больше и больше. Иногда происходят противоречия в коллективе, это помогает научиться придерживаться норм и правил социума.
Во время развития моральных качеств у ребенка, родитель должен учесть некоторые принципы нравственного воспитания:

  • брать в расчет возраст, физическое и индивидуальное развитие малыша. Каждый человек индивидуален и нельзя применять один и тот же метод одинаково для всех;
  • уважение личности ребенка и требовательность. Требовательность рождает у крохи веру в свои возможности. Также необходимо создать условия для выполнения задач;
  • последовательность действий взрослых. Следует организованно требовать от малыша выполнения действий. Последовательные, систематические требования приведут к положительному результату;
  • развитие моральных качеств в обществе. Очень важно, чтобы дети играли, занимались в коллективе. Организовывается деятельность, в которой требуется слаженность, согласованность, общение с участниками;
  • концентрирование внимания на нравственные поступки. Побуждая малыша на оказание помощи нуждающемуся (имеется ввиду помочь подняться, найти потерянную игрушку и т.д.), проявление доброты взрослые закрепляют морально положительные стороны подрастающей личности.

Можно использовать все средства и методы нравственного воспитания дошкольника, однако они принесут положительный результат только благодаря примеру родителей и близких людей. Маленький наблюдатель берет за основу Ваши слова, отношение друг к другу и к окружающим. Чтобы Вам, родителям, не пришлось краснеть за высказывания или действия своего чада, следите за своими словами, суждениями и поведением. Важно проявлять уважение к мнению, проявлению инициативы, к личности в целом.

Также на положительный результат влияет условия нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Давайте выделим главные условия:

  • грамотные постановка задач взрослых, слаженная работа в коллективе;
  • развития принципов воздействия на воспитание моральной личности;
  • равномерное развитие моральных качеств у ребенка;
  • система воспитания должна быть последовательной, по мере взросления и умственного развития;

В дошкольном возрасте ребенок не только знакомится с моральными ценностями, еще оценивает важность их, пробует применять в поступках и наблюдает за окружающими. Поэтому необходимо создать благоприятные условия для воспитания всесторонне развитой личности.

Игра — самое масштабное условие для принятия нравственных правил в коллективе. Маленький человек играет с друзьями и принимает условия игры. Ежели правила игры участником не выполняются, приходится выслушивать мнение (обычно недовольное) остальных. Так дошкольники учатся выполнять правила и считаться с мнением коллектива. Во время сюжетно-ролевых игр можно увидеть у малыша его увлечения, достижения, недостатки, уровень моральных знаний. Сюжетно-ролевые игры в “ Школу”, “ Детский сад”, “ Повара” и тому подобные помогают разжечь интерес к профессии, познакомится с деятельностью.

Играя в подвижные игры дошкольники приучаются к наблюдательности, сообразительности, решимости, коллективному принятию решения.

Нравственное воспитание школьников

Ученики начальных классов переживают изменения в нравственной сфере. Первоклашки должны следовать нормам и правилам, установленным и контролируемым постоянно. Младшие школьники готовы к осознанию всех правил и норм, они постоянно применяют навыки общения с одноклассниками, учителями, товарищами. В этом возрасте дети не готовы к выработке своих нравственных устоев, это обусловлено возрастными изменениями. Авторитет родителей, учителей, более старших товарищей пока играет большую роль. Поэтому ребенок воспринимает как положительную так и отрицательную позицию.

На нравственное воспитание в подростковом возрасте оказывает большое влияние взросление и общественное мнение.
В современном мире школьников средних и старших классов больше интересуют не походы с палатками, а гаджеты, игры (порой несущие жестокость и насилие). Нравственное воспитание подростков является показателем всесторонне развитого человека. Морально адекватные люди с уважением относятся к Родине, чтят родителей и пожилых людей, достаточно уверенные в себе.

В старшем школьном возрасте у учеников возникают нравственные убеждения, которые придают больше уверенности, покладистости в поведении.

Нравственное воспитание заключается в умении проявлять эмоции, усваивать правила и нормы коллектива, дружелюбно общаться с людьми разного возраста. В начальной стадии в помощь родителям приходят разнообразные игры. Дети сами того не ведая познают навыки общения, проявляют доброту, заботу, сопереживают, учатся играть в коллективе. Полученные знания плавно переносятся в жизнь и применяются относительно окружающего мира.

Наказания не должны быть физическими, они могут быть вообще исключены. Однако, если наказаниям имеет место быть , то они должны выражаться в лишении каких-то удовольствий, занятием любимым делом, отказом в прогулке с друзьями и тому подобное.

Для родителей важно найти подход к своему ребенку и стараться вложить максимум знаний направленных на нравственное воспитание малыша. Относитесь к ребенку с уважением и пониманием, делитесь своими эмоциями и интересуйтесь его мнением.

Ваш малыш обязательно вырастет добрым, отзывчивым, заботливым, целеустремленным, самодостаточным когда перед ним будет подобный пример. Запомните все зависит от Вас. Дети не рождаются нравственными или безнравственными, эти качества приобретаются по мере взросления. Любите своих детей и будьте счастливы.