Виды памяти человека и типы: все классификации. Станислав Матвеев - Феноменальная память. Методы запоминания информации

Комплексный подход, как развить феноменальную память. Добиться успеха сможет каждый, главное в этом деле - не лениться!

Хорошая память – один из залогов успешной учебы, карьеры, да и личной жизни (знаете, сколько плешей было проедено мужьям, которые забывали о годовщине свадьбы).

А вот феноменальная память – шанс войти в историю, как это случилось со многими выдающимися людьми, что поражали мир своей способностью запоминать.

Если у вас хорошие природные данные, то вам будет гораздо легче сориентироваться, .

Но добиться успеха можно в любом случае, особенно, если не поддаваться лени.

Люди с феноменальной памятью, которым не нужно было думать, как ее развить

Я думаю, не стоит сосредотачиваться на том, что такое феноменальная память, ведь само слово «феноменальный» должно вам все объяснить.

Если способности человека к запоминанию вас поражают, вызывают восхищение и зависть – это она и есть.

Конечно, большинству известных людей с феноменальной памятью не приходилось ежедневно трудиться, чтобы ее развивать.

Но без регулярных нагрузок своего мозга и тренировок им бы не удалось отшлифовать свои природные данные.

Если говорить об известных (реальных) личностях, имевших феноменальную память, то обязательно нужно назвать:

    Наполеона.

    Думаю, многие слышали, что император знал в лицо и по имени всех своих солдат (кстати, подобными данными мог похвастаться и Чезаре Борджиа).

    Но на этом демонстрация феноменальной памяти Наполеона не заканчивалась.

    Например, согласно воспоминаниям современников, еще, будучи простым офицером, он во время сидения на гауптвахте прочел книгу по праву римлян и через несколько десятилетий мог дословно пересказа то, что в ней было написано.

    Лев Сергеевич Пушкин (брат великого поэта) тоже обладал феноменальной памятью, которая проявилась во время потери А.С. Пушкиным V главы «Евгения Онегина».

    Услышав раз поэму, Л.С. Пушкин смог полностью восстановить текст утерянной главы.

  1. Получивший славу в первой половине ХХ века шахматист А.А. Алехин мог легко играть одновременно с тремя десятками соперников, помня все ходы и комбинации.

Конечно, это далеко не весь перечень людей, имевших феноменальную память, но, думаю, в качестве доказательства того, что они – не миф, этих нескольких имен будет достаточно.


Некоторые люди, ищущие способы, как развивать феноменальную память, представляют себе, что существует некая волшебная микстура, что резко улучшает ваши запоминательные способности.

В крайнем случае – это какие-то упражнения, которые достаточно выполнить несколько раз, чтобы стать обладателем феноменальной памяти.

В реальности же все совсем не так.

Развить свои способности можно, работая над собой длительное время и в комплексе.

Причем, чем более скромный подарок вам презентовала природа, тем больше и дольше придется трудиться.

    Получайте удовольствие от информации, которую запоминаете.

    Представляйте ее в виде вкусного тортика, а не, к примеру, вареного лука, тогда и процесс поглощения информации будет проходить легко и приятно.

    Не пытайтесь перепрыгивать сразу через две ступени.

    Нельзя за неделю (и даже – за месяц) из дохляка превратиться в мускулистого мачо.

    С – то же самое.

    Чтобы развить феноменальную память, нужно время.

    Фильтруйте информацию, которую поглощаете, не перекармливайте свой мозг.

    Пусть он запоминает то, что нужно вам, а не все подряд.

    Не нервничайте.

    Именно состояние стресса («А-а-а! Мне нужно за полчаса запомнить все это!») мешает развитию феноменальной памяти.

    Выбирайте те методики и упражнения, которые вам подходят и нравятся.

    К примеру, если вы обожаете играть в шахматы, но ненавидите решать математические уравнения – не стоит насиловать себя.

Метод визуализации поможет развить феноменальную память


Один из наиболее популярных методов, с помощью которого можно постепенно развить феноменальную память, – метод визуализации.

То есть, вы представляете себе информацию, которую вам нужно запомнить в виде образов.

Начать практиковаться можно с запоминания числового ряда.

Ну, вот, к примеру, вам нужно запомнить число «138».

Представим, что «1» – палочка, «3» – женская грудь, а «8» – знак бесконечности.

Теперь составим предложение, из тех слов-образов, которые мы представили.

Получается нечто вроде «Палочка может смотреть на женскую грудь бесконечно».

Чем больше смысла будет в тех предложениях, что вы составляете, тем легче вам будет запоминать, потому что абракадабра запоминается не легче, чем никак не связанные цифры.

Чтобы применять эту методику, вам нужно визуализировать все 10 цифр, включая 0.

Начните с короткого цифрового ряда и однозначных цифр, постепенно усложняя для себя задачу.

Таким образом, многим удалось развить, пусть не феноменальную память, но достаточно приличные способности к запоминанию.

Эффективные способы, что помогают развить феноменальную память

Попытки развивать память, а в особенности – феноменальную, весьма похвальны.

Не стоит с первых же дней начинать мучить себя сложными упражнениями.

Приступайте к тренировке постепенно.

Например, без особого напряга улучшать свои запоминательные способности можно при помощи:

    Чтения книг.

    Чем больше вы читаете (запоминая то, что прочли), тем лучше.

  1. Решения кроссвордов, головоломок, ребусов.
  2. Игры в шахматы.
  3. Решения математических задачек различной сложности, да и вообще занятие точными науками положительно влияет и на память, и на внимательность.
  4. Учения стихов наизусть.

    Выбирайте те стихотворения, что вам нравятся.
    Начинайте с рифмованных поэзий, постепенно переходя к белым стихам, которые запоминаются труднее.

Если вы хотите подкрепить результат при помощи специального упражнения, то наиболее эффективно – запоминание.

Во такой каламбур получился, но это действительно правда.

Чем больше вы запоминаете, тем больше расширяются способности вашего мозга.

Запоминайте:

  • адреса;
  • номера телефонов;
  • номера проезжающих машин;
  • ФИО писателей и знакомых вам людей;
  • списки покупок;
  • ряды несвязанных между собой слов и т.д.

Чем больше времени вы будете уделять таким тренировкам, тем быстрее вам удастся добиться желаемого.

Что еще необходимо, чтобы развивать феноменальную память?

И последнее, о чем мне бы хотелось вам сказать.

Если вы действительно хотите развить феноменальную память, то помните, что для этого следует делать все возможное.

Не только выполнять специальные упражнения и практиковать разные методики, но и:

    Правильно питаться: овощами, фруктами, мясом, рыбой, натуральными соками, зеленью, злаками, орехами, кисломолочными продуктами и т.д.

    Никакой травли своего организма чипсами, копченостями, алкоголем и прочей гадостью.

    Заниматься спортом.

    Спорт помогает развить выносливость, активность, упорство, усердие, а еще он улучшает работу мозга.

  1. Проводить время на свежем воздухе, хорошо проветривать свое жилье и место работы – без кислорода жизни нет.
  2. Пить достаточно воды (не менее двух литров в день, а летом – еще больше).
  3. Высыпаться, чтобы обеспечивать нормальную работу своего мозга.

что такое феноменальная память и как ее развивать:

Согласитесь, алкоголику, что плохо питается, мало спит и боится физических нагрузок бесполезно спрашивать, как развить феноменальную память .

Ему никакие упражнения не помогут.

Только комплексно подойдя к проблеме, ее можно решить.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным.

С. ДЖОНСОН

Несколько лет назад крупнейший современный математик и кибернетик фон Нейман сделал сенсационное сообщение. По его расчетам получилось, что в принципе человеческий мозг может вместить примерно 10 20 единиц информации. В переводе на общепонятный язык это означает – каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире Библиотеки имени Ленина.

На первый взгляд, такое заявление, такие подсчеты кажутся фантастическими. Но обратимся к фактам, к фактам существования феноменальной памяти, поражающей воображение, кажущейся немыслимой. Они взяты из разных эпох, это разные люди, в разных ситуациях и запоминали они разное.

Историки утверждают, что Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат – до 30 000 человек. Этими же способностями обладал и персидский царь Кир. По имени и в лицо знал каждого из 20 000 жителей греческой столицы знаменитый Фемистокл. А Сенека был способен повторить 2000 не связанных между собой совершенно отдельных слов, услышанных лишь раз.

Гениальный математик Леонард Эйлер поражал всех необыкновенной памятью на числа. Он помнил, например, шесть первых степеней всех чисел до ста. Академик А. Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Другой наш замечательный ученый академик С. А. Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад случайно всего один раз. А великий русский шахматист Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30 – 40 партнерами.

Все это примеры памяти людей, так сказать, оставивших след в истории. Но и обыкновенные люди тоже регистрируют в течение жизни миллионы событий, впечатлений; и именно это накопление воспоминаний делает необъятным наше интеллектуальное богатство.

Человек прекрасно сохраняет в памяти и краски заходящего солнца в какой-то из вечеров, и едва заметные события жизни, и слова, и звуки – все, что оставляет след, что его трогает, все, что невольно отмечает и выбирает из океана быстротекущей жизни. Причем и здесь можно отметить множество удивительного.

Профессор В. В. Солодовников в одной из лекций привел такой пример. Шесть каменщиков под гипнозом ответили через полгода на вопрос, какую форму имела трещина в шестнадцатом кирпиче в пятом ряду восточной стены дома номер такой-то по улице такой-то. И это через полгода после кладки! После того как через их руки прошли тысячи разных кирпичей!

Некто Э. Гаон заучил наизусть все 2500 книг, которые прочитал за свою жизнь. Мало того. Он мог, не задумываясь, вспомнить из них любой отрывок. Рассказывают, что кассир польского футбольного клуба «Гурник» Леопольд Хелд помнил не только все результаты, но и все подробности игр клуба. Однажды во время телевизионной передачи комментатор спросил Хелда: «Чем кончился матч «Гурника» и «Одра» из Ополе четыре года назад?» Ответ последовал моментально: «Мы выиграли 4:0, встреча состоялась 18 августа, было 27 тысяч болельщиков, общая сумма дохода 235.тысяч злотых. Три гола забил Поль и один Цзолтисик...» 50-летний житель Иокогамы Хидаки Тамойро знает наизусть число «пи» вплоть до 15151-го знака после запятой. Попробуйте напишите: π = 3,141... и так до 15151-го знака! Тамойро «вынимает» из своей памяти цифры группами по тысяче. Вся демонстрация числа «пи» занимает у него 3 часа 10 минут. Правильность ответа контролируется на стоящей тут же ЭВМ, поэтому подлог или ошибка исключается.


Не так давно печать многих стран облетело известие о феноменальной памяти некоего Иктадора Хусейна Куадри. Он мгновенно отвечает на любой вопрос относительно дат, исторических событий и лиц, с ними связанных. Куадри хранит в своей необъятной памяти даты рождения и смерти множества знаменитых личностей из истории человечества. Что уж совсем не поддается воображению, так это то, что он составил для себя особый календарь в исламском летосчислении. В нем два периода. Один охватывает время в 100 лет и фиксирует по месяцам дни недели, числа с 1901 по 2000 год вместе со всеми важными событиями. Другой период начинается с 1501 года и завершается 2070 годом. Здесь числа, дни недели, месяцы и даты рождений и смерти наиболее выдающихся личностей. Еще один период начинается с первого года нашей эры и уже по дням и месяцам рассчитан до 3000 года!

Интересны случаи феноменальной образной памяти людей художественного склада.

Французскому рисовальщику Гюставу Доре (автору широко известных иллюстраций к книге Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль») издатель однажды поручил сделать рисунок с фотографии какого-то альпийского вида. Доре ушел, забыв взять с собой фотографию. На следующий день он принес совершенно точную копию. Известно также, что самый удачный портрет президента Линкольна нарисовал его провинциальный почитатель, неизвестный художник из штата Нью-Джерси. Восторженный поклонник видел президента всего один раз. Узнав об убийстве Линкольна, он был охвачен горем и нашел утешение, нарисовав по памяти портрет.

Русский художник Николай Николаевич Ге по памяти изобразил абсолютно точно комнату одного из петергофских дворцов. «Я в голове, в памяти принес домой весь фон картины «Петр I и Алексей» – с камином, с карнизами, с четырьмя картинами голландской школы, со стульями, с потолком и освещением, – был всего один раз в этой комнате, и был умышленно один раз, чтобы не разбивать впечатления, которое я вынес», – писал об этом художник.

Память творца-художника способна на чудеса. Всем известно: оглохший Бетховен писал музыку, а русский актер Остужев, потеряв слух, остался на сцене, и его помнят как выдающегося актера. Но вот мало кто знает удивительного скульптора Лину По – нашего современника. Она умерла сравнительно недавно – в 1948 году. Полностью потеряв зрение, Лина По лепила замечательные портреты, статуэтки, создала более ста скульптур. Ей удавалось извлекать из памяти в полной сохранности, не упустив ни одной детали, ни одного штриха, задуманное произведение и воплощать его на ощупь в натуре.

А музыканты? Моцарт мог точно записать большую, сложную пьесу, слышанную лишь однажды. Композитор А. К- Глазунов легко восстанавливал утраченные партитуры музыкальных произведений.

Интересный случай из биографии замечательного русского пианиста и композитора Сергея Васильевича Рахманинова приводят многие авторы. Однажды к Танееву должен был приехать Глазунов, чтобы сыграть только что написанную пьесу. Любивший подшутить Танеев спрятал в другой комнате молодого Рахманинова – тогда студента консерватории. Через некоторое время после того как Глазунов окончил играть, Танеев позвал Рахманинова. Юноша сел за рояль и к величайшему удивлению Глазунова повторил полностью его сочинение. Композитор был озадачен: откуда студент мог знать произведение – ноты автор никому не показывал.

И все же столь поражающие примеры памяти – не предел для человека. Известен репортер одной из московских газет, Шерешевский, которого психолог профессор А. Р. Лурия имел возможность наблюдать в течение почти 30 лет. Выдающаяся память этого человека безусловно относится к самым сильным из всех описанных в литературе. У него границы памяти практически отсутствовали.

Шерешевский внимательно вглядывался в написанную на доске мелом таблицу цифр, закрывал глаза, на мгновение снова открывал, отворачивался в сторону и по сигналу воспроизводил написанный ряд, заполняя пустые клетки соседней таблицы, или быстро называл подряд заданные числа. Ему не стоило никакого труда заполнять пустые клетки нарисованной таблицы цифрами, которые указывали ему вразбивку, или называть предъявленный ряд цифр в обратном порядке. Он легко мог назвать цифры, входящие в ту или другую вертикаль, «прочитывать» их по диагонали или, наконец, составлять из единичных цифр одно многозначное число.

Таблицу в 20 цифр Шерешевский запомнил в 35 – 40 секунд, а таблицу в 50 цифр – за 2,5 – 3 минуты. Через несколько месяцев Шерешевский с той же полнотой и почти за те же сроки «доставал» из памяти эти таблицы.

Как же все делал этот человек? Он заявил, что, закрыв глаза, продолжает видеть запечатлеваемую таблицу, написанную на доске, и должен лишь «считывать» ее, перечисляя последовательно входящие в ее состав цифры. А это он делает не так, как делают все, глядя на написанное. Он «смотрит» просто в свою память. Как смотрит?

Шерешевский, оказывается, относится к той группе людей, в которую, между прочим, входил и композитор Скрябин. У них в особенно яркой форме сохранилась комплексная, так называемая «синестезическая» чувствительность: каждый звук непосредственно рождает переживания света и цвета и даже вкуса и прикосновения. Эти «синестезии» создавали фон запоминания, неся дополнительно «избыточную» информацию и обеспечивая точность запоминания.

«...Я узнаю не только по образам, а всегда по всему комплексу чувств, которые этот образ вызывают».

Когда Шерешевский что-либо слышал или прочитывал, оно тотчас же превращалось у него в наглядный образ соответствующего предмета. Образ был ярким и стойко сохранялся в памяти.

«Даже цифры напоминают мне образы... «7» – человек с усами, «8» – очень полная женщина... а вот «87» – я вижу полную женщину и человека, который крутит усы».

Случались ли у Шерешевского «забывания?» Да, случались, но весьма своеобразные. Оказывается, достаточно было ему «поставить» данный образ в такое положение, что его трудно было «разглядеть», например «поместить» в плохо освещенное место, как при «считывании» этот образ пропускался. Шерешевский «проходил» мимо него – «не замечал».

Однажды Шерешевский шел из института вместе с профессором Лурия. «Вы не забудете, как потом пройти в институт?» – спросил профессор.

«Нет, что вы, – ответил он, – разве можно забыть? Ведь вот этот забор – он такой соленый на вкус и такой шершавый, и у него такой острый и пронзительный звук...»

Весь каскад примеров в этой главе обрушен на читателя умышленно. Необходимо было не только показать широкий диапазон феноменальной памяти, но и подвести к некоторым выводам.

Память – основа, на которой творит мозг. Люди еще в древности прекрасно понимали роль памяти для человека. Эсхил в «Прикованном Прометее» писал:

Послушайте, что смертным сделал я.

Число им изобрел.

И буквы научил соединять.

Им память дал, матерь муз –

Всему причину.

Без матери муз нет плодотворной умственной деятельности. Выдающиеся таланты и гении в большинстве обладали великолепной памятью. Ученые утверждают: между степенью талантливости и объемом памяти всегда существует соответствие.

«...В памяти такая скрыта мощь, что возращает образы и множит...» – изрек один поэт, наш современник.

Говорят, «беспамятных гениев» не существует. Хотя, замечу в скобках, известны люди, – и вы об этом знаете, – обладающие удивительной памятью, но не обогатившие человечество выдающимися творениями. И наоборот, известны гениальные творцы, память которых оставляла желать много лучшего. Как видим, прямолинейной, однозначной зависимости нет: память – талант, талант – память.

Конечно, здесь показаны «пики» на шкале возможностей человеческой памяти. Но хотелось бы, чтобы вы отнеслись к ним и без мистического испуга, и без снисходительных улыбок. Не просто делать все, что делали эти люди. А главное, если взять да соединить все вершины в единую цепь гор – получим весьма убедительное, хотя и своеобразное представление о верхних пределах возможностей нашей памяти.

Каждый понимает – феномен есть феномен. Но хотелось бы заметить сразу же – на первых страницах книги: наша задача – подниматься вверх по лестнице способностей. Понятно, к вершинам смогут приблизиться не все – лишь единицы. Но вот углубить, улучшить, расширить – и не надо бояться этого слова – «феноменизировать», да, не удивляйтесь – разбудить скрытые в каждом возможности, достичь необычного для себя – это по плечу каждому.

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Мы живем в мире информации и на нас ежедневно обрушивается огромный поток различных сведений.

В десятки раз возрос объем мировых сведений и знаний как по отдельным предметам, специальностям, направлениям, так и в целом. И этот объем информации с каждым днем увеличивается и растет. Очень часто мы теряемся в этом мире информации, не можем отделить главное и отсеять ненужное.

Как же нам вместить все те знания, которые необходимы для нас, и справиться с этим огромным объемом.

Наша память безгранична и кроме того, она хранит в себе всю информацию, которую нам приходилось видеть или слышать когда-либо, только не можем вспомнить. Доктор Пенфильд, в своих опытах, стимулировал отдельные участки мозга человека и извлекал оттуда много интересной информации. Обыкновенный человек использует память только на 1–3 %, что ничтожно мало с нашими возможностями.

Известно, что человек может подготовиться за ночь к вступительному экзамену или к серьезной презентации, Но как это сделать в обычном состоянии?

Да, в обычном состоянии это сделать очень трудно, поэтому развитие памяти является необходимой задачей человека современного общества высоких технологий.

Да, хорошая память всем нужна. Нужна, чтобы хорошо учиться, нужна, чтобы запоминать нужную и важную для нас профессиональную информацию. Частичные и неполные знания нас уже не устраивают, поэтому сейчас, как когда-то в старину стали цениться хорошая память и цепкий ум.

В Древнегреческой мифологии была богиня памяти – Мнемозина, жена Зевса, которую ценили и почитали. Искусство запоминания древние греки назвали ее именем – мнемоника. В современном мире искусство запоминания носит название – мнемотехника. Этому искусству около 2000 лет.

В древние времена статус человека определялся его памятью. До появления книг, человек мог использовать только данные и информацию, которая хранилась у него в голове. Жрецы в храмах, богословы вели многочасовые беседы и читали проповеди с использованием фактов: они дословно цитировали библию, приводили примеры с множеством дат, имен, точных событий. Они произносили длинные речи, надеясь только на свою память. Тренировке памяти, мнемонике уделяли много внимания и обучали с самого детства.

Истории известны многие случаи суперпамяти человека, так в трактате древнеримского историка Плиния написано, что персидский царь Кир знал по имени каждого солдата своей армии. Через века сохранились удивительные рассказы о замечательной памяти Александра Македонского и Юлия Цезаря. Римский философ Сенека мог запомнить и повторить две тысячи не связанных между собою слов.

Знаменитый математик Леонард Эйлер знал на память шесть степеней всех чисел от 1 до 100, а знаменитый советский академик А.Ф.Иоффе точно также пользовался таблицей логарифмов. Многие древние книги сохранились и дошли до наших времен, благодаря замечательной памяти наших предков, которые, порой, даже не знали грамоты.

История сохранила для нас замечательные примеры удивительной памяти людей, с мировыми именами.

В 1805 году в Кельнском соборе произошла кража. Похитили замечательное полотно кисти Рубенса «На алтаре церкви Святого Петра». Местный художник по памяти восстановил картину. Когда картина Рубенса была найдена и их сравнили, картина местного художника была полной копией картины Рубенса, даже мелкие детали были нарисованы так удачно, что никто не мог найти различия.

Интересный случай связан с четырнадцатилетним Вольфгангом Амадеем Моцартом, который смог произвести по памяти сложнейшее музыкальное произведение Грегио Аллегри «Miserere», секрет исполнения которой тщательно скрывался и принадлежал Сикстинской капелле в Риме. За феноменальную память, пораженный и растроганный папа Римский пожаловал четырнадцатилетнему мальчику крест и звание кавалера «Золотого воинства».

Известен случай, когда, тяжело больная неграмотная женщина, в лихорадочном состоянии, начала цитировать целые отрывки из книг древних философов на древнееврейском, греческом и латинском языках. После того, как она поправилась, она не смогла припомнить ни одного слова на этих языках. Однако врач, который ее лечил, установил, что в детстве женщина жила у приходского священника, который любил читать вслух произведения древних авторов, на языке оригинала.

Еще одним классическим примеров феноменальной памяти является дружеский розыгрыш композитора А.К. Глазунова его другом Танеевыми и молодым студентом консерватории с феноменальной памятью – С.В. Рахманиновым.

Однажды Глазунов, пришел к своему другу Танееву, чтобы исполнить ему свое новое произведение и выслушать его мнение. Глазунов впервые исполнял свою пьесу. После исполнения произведения, в «гости» к Танееву явился юный Рахманинов, который до этого находился в соседней комнате и тоже сыграл «свою» вещь. Изумлению Глазунова не было предела, ведь только что он слушал в точности то, что сам недавно исполнял.

Проявления феноменальной памяти носят разнообразный характер, это зависит от условий, в которых оказался человек, от состояния человека, его способностей и рода занятия.

Память – это целый комплекс близких механизмов, которые проявляются в той или иной мере у всех людей, в зависимости от их генетических, профессиональных и других факторов.


Вундеркинды и гениальные старцы

Можно приводить множество теорий и различные взгляды на природу выдающихся способностей, но ни одна из них не может дать того представления и впечатления о способностях человека, как несколько конкретных примеров.

Можно бесконечно удивляться диапазону возможностей человека. Есть много юных дарований и также много людей сохранивших высокий уровень интеллекта до глубокой старости.

Примеров можно приводить тысячи: Паскаль, Гаусс, Лейбницы, которые с детского возраста поражали знакомых своими выдающимися математическими данными. Эдисон, свои первые открытия сделал подростком. Моцарт, сочинил первую музыкальную пьесу в три года, Карл Брюллов поступил в Академию художеств в девять лет.

Обычно свои гениальные открытия ученые делают в молодые годы. Исаак Ньютон вывел формулу закона тяготения, когда ему не было и двадцати пяти лет, Везалий написал свой анатомический труд в 28 лет и так далее.

Великий физик Ландау возглавил кафедру теоретической физики в 24 года, Энрико Ферми получил известность в атомной науке и стал профессором в 25 лет, до двадцати пяти лет заявили о себе и своих открытиях физик Курчатов, авиаконструктор Яковлев, ботаник Вавилов, белорусский математик Владимир Платонов, математик Соболев.

Но, самым известным, среди гениев был математик и физик, академик Н. Н. Боголюбов. Он когда-то был самым юным студентом Киевского университета и диплом, получил вместе с паспортом. В том же Киевском университете учились молодые дарования: двенадцатилетний Саша Дворак, четырнадцатилетняя Марина Бурик, немного позже в университет были зачислены брат и сестра Дворака – Таня (тринадцать лет) и Володя, который в свои восемь лет, уже учился в четвертом классе. Не только Киевский университет славился юными математиками, учились одаренные дети и в других университетах.

Среди детей встречается много потенциальных гениев и чем младше дети, тем больше среди них способных и одаренных.

Но как же быть с наследственными факторами, с генетикой человека? Генетики утверждают: «Человечество в своем развитии пока лимитируется вовсе не нехваткой талантов, а невозможностью создать для них достаточно рано условия, оптимальные не только для развития и проявления таланта, но и для того, чтобы привить любовь именно к тому делу, к которому обладатель данного таланта наиболее пригоден».

Психологи обнаружили, что подростки со всем пылом могут увлекаться одними предметами и занятиями и весьма прохладно относиться к другим, неинтересным с их точки зрения. Да, детская одаренность не имеет границ, порой маленькая девочка так смоделирует и сошьет кукле платье, что взрослые модельеры только ахнут.

До каких же лет человек способен сохранить свои способности, до каких возрастных пределов простирается активность мозга человека? Геронтологи провели исследования и оценили возраст человека по возрастным группам 45–59 лет – средний возраст, 60–74 – пожилой, но отнюдь не старческий, 75–90 лет – старческий, после 90 – долгожители.

Установлено, что возрастные изменения обмена веществ в организме постепенно ведут к снижению умственных способностей, но и среди этого правила есть исключения. Природа и здесь не перестает удивлять нас своими загадками. У многих долгожителей ученые отмечают высокую активность центральной нервной системы и всех остальных систем организма. Перестройка активности головного мозга компенсируется перестройкой отдельных полей коры головного мозга, которая происходит с возрастом. Это и позволяет пожилому человеку не только трудиться, но и проявлять незаурядные творческие способности. К таким творческим личностям, трудившимся до преклонного возраста можно отнести художников: Тициана, К. Коро, К. Моне, Ж. Гудона, Микеланджело, композитора И. Стравинского, писателей: В. Гюго, Л. Толстого, Бернарда Шоу, философов Диогена и Демокрита, микробиолога Гамалея и многих других.

В Советском Союзе жил самый старый житель Земли – Муслимов Ширали Фарзали оглы. В свои 167 лет он трудился в саду и был чрезвычайно бодр. Он считал, что секрет его долголетия и уникальной памяти в одном и прост как день – трудись! Ширали говорил: «Работать надо всегда, праздность рождает лень, лень рождает смерть».


Феноменальная память

Известный математик, кибернетик, создатель компьютерной техники и атомной бомбы Д. фон Нейман сделал сенсационное открытие о том, что человеческий мозг может вместить и запомнить всю информацию, которая содержится во всех томах крупнейшей библиотеки в мире – Библиотеки имени Ленина в Москве. На первый взгляд это заявление кажется из области фантастики, но обратимся к историческим примерам, которые взяты из различных эпох и в разных ситуациях.

Персидский царь Кир знал по именам солдат своей многочисленной армии. Фемистокл знал по именам всех 20 000 жителей греческой столицы. Сенека мог повторить 2000 слов не связанных между собой и услышанных только один раз, академик Чаплыгин мог назвать по памяти номер телефона, по которому звонил несколько лет назад и только один раз.

Это все великие люди, но и у обыкновенных людей тоже сохраняются в памяти едва заметные звуки, слова, события жизни, все, что человека трогает и волнует.

Профессор Солодовников, в одной из лекций о возможностях памяти сказал, что шесть каменщиков, под гипнозом, ответили на вопрос, какой формы была трещина в седьмом кирпиче, в пятом ряду, в доме номер двадцать по улице Зеленой. И это после того, что через их руки прошли тысячи и тысячи кирпичей.

Говорят, что кассир польского футбольного клуба «Гурник» Леопольд Хелд помнил все подробности игр клуба и все результаты.

Русский художник Николай Ге по памяти изобразил на холсте одну из комнат петергофских дворцов, а потерявшая зрение скульптор Лина По, по памяти лепила замечательные портреты, статуэтки и по памяти создала более чем сто скульптур.

У репортера одной из московских газет С.В. Шеревского полностью отсутствовали границы памяти. Об этом удивительном человеке и его феноменальной памяти писал профессор – психолог А. Р. Лурия. Таблицу в 20 цифр Шеревский запоминал в 35–40 секунд.

Существует много действенныхмнемонических методик, с помощью которых можно улучить память. Все современные теории техники запоминания строятся на одном и том же процессе. Даже уже знание о самом процессе способны облегчить запоминание, без единого мнемонического приема.

Главный секрет запоминания – это преобразование информации в образы. Образ – это информация, которое воспринимается нами на основе ассоциаций.

Двадцатилетний студент Даремского университета Великобритании помнит почти все события которые происходили в его жизни, он может соперничать с любым информационным носителем. Юноша может восстановить практически любой день из прошлого. Он помнит, кто и что сказал в этот день, какая была погода, какие шли передачи по телевизору, и кто и во что был одет.

Память – это лишь основа, на которой работает и творит мозг. Люди еще в древности понимали роль памяти для человека. Выдающиеся полководцы, поэты, музыканты, художники, ученые, обладали великолепной памятью, но есть примеры в истории, когда у незаурядных людей память оставляла желать намного лучшего.

Приведенные примеры, это феноменальные способности памяти и не каждый человек может приблизиться к таким вершинам. Но углубить память и расширить ее каждому по плечу. Для этого надо изменить способ организации информации у нас в голове. Почему вы не помните, что было на ужин позавчера, но хорошо помните стихотворение выученное в первом классе. Как избавиться от забывчивости.


Выбираем правильные мнемонические приемы

Почему забываются коды. Когда человек получает код к чему-либо, его мозг испытывает стресс и надписи типа: «будет заблокирована», «запомните» и т. д., мешают памяти запомнить присланный код. Чтобы такое не произошло, проще всего взять ручку и записать код доступа на листке бумаги, положить его в кошелек и не бойтесь, что код сможет увидеть кто-то чужой. Зашифруйте его, например, слово «каша» на телефонной клавиатуре соответствует цифрам 4282. Так и запишите код, набрав слово, сразу вспомните код.

Чтобы не забывать даты и годовщины необходимо привязать их к чему-нибудь. Например, привяжите день рождения к какой-нибудь внешней отличительной черте этого человека. Например, человек родился 18 апреля. Апрель – это весенние ручьи и пение птиц, число восемь – это перевернутый знак бесконечности, рука – это число один.

Чтобы запомнить телефонные номера, надо численные значения представить в виде образов, каждой цифре придумайте соответствующую ассоциацию, и номер телефона легко запомнится. Преобразовывать в образы надо не только телефонные номера, но и любую информацию: формулы, текст, стихи, даты, иностранные слова, имена людей и многое другое. В этом случае результаты намного превзойдут те, которые бы вы получили в результате простого заучивания формул, текстов, теорем и т. д. Сведения надолго останутся в вашей памяти.

Есть определенные правила к применяемым образам:

1. Они не должны быть мелкими. Например, на картинке показаны арбуз и клубничка, вообразите, что клубника точно такого же размера как и арбуз, а может быть даже больше.

2. Образы должны быть яркими. Тусклые и невзрачные предметы не привлекают внимания, а яркие и красочные более привлекательны и остаются в памяти надолго.

3. Образы должны быть цветные. Хорошо, если цвет образа соответствует окраске соответствующего предмета. Представляя кубик-рубика, не забудьте о формирующих его разноцветных составляющих.

4. Для лучшего запоминания и усвоения образы должны быть объемными.

5. Образы должны быть детальными. Вспоминайте все мельчайшие ньюансы образа. Это особенно важно, когда вы впервые применяете мнемонические приемы для запоминания кодов и паролей. Если это ваш любимый кролик, то вспоминайте его с глазками, с ушками, носиком, лапками, усиками и хвостиком.

Очень часто забываются имена новых людей. Не нужно забывать, что встреча с новыми людьми уже сама по себе стрессовая ситуация для памяти, ведь кроме имен еще нужно многое запомнить. Постарайтесь применить метод запоминания Рузвельта. Представьте, что имя человека большими буквами написано у него на лбу. Психологи связывают мелкую моторику пальцев с мышлением и памятью и рекомендуют имя нового человека незаметно, в кармане или за спиной написать пальцем, или прописать его в воздухе.

В жизни столько мелких деталей, что запомнить их просто невозможно, да и не нужно. Например, не стоит запоминать все съеденные апельсины, мозг для таких случаев использует обобщение «оранжевое – круглое – сладкое». Точно также с вязальными спицами и крючками: вместо того, чтобы запоминать каждое местонахождение предметов, мозг просто фиксирует схему: «спицы – крючки – тумбочка».

Почему постоянно забываются пароли и чтобы их восстановить требуются наводящие вопросы: Девичья фамилия матери? Мой домашний любимец? Мой почтовый индекс?

Чтобы этого не происходило, работайте с образами. Если TUT напоминает вам какое-то место, возьмите пароль «дача», «фазенда», «лес». И вы обязательно вспомните пароль, как только увидите слово TUT.

В нашем уме мы можем сделать абсолютно все, что захотим с предметом. Мы можем его раскрутить, сжать, раскрасить, придать ему нужный объем, приблизить, удалить и согнуть, т. е. можем сделать все и даже больше, чем современные станции моделирования, предназначенные для объемного проектирования 3D.

Возможности нашего мозга безграничны, и мы можем делать практически все. И чтобы усилия при запоминания картинок, в которые объединяются созданные образы, принесли больше пользы при запоминании, необходимо следовать следующим правилам:

1. Образы должны двигаться, так как динамичные образы, запоминаются лучше, чем неподвижные. Скорей всего это происходит из-за того, что движущиеся объекты привлекают к себе больше внимания.

2. Образы должны быть связаны с местом их размещения. Чтобы добиться этого, четко представляйте контуры вашего образа на фоне окружающего пейзажа. Например, если мы представляем огромный яркий мяч, упавший в реку, надо мысленно представить контур этого мяча.

3. Намного лучше запоминаются образы с необычными связями. Например, вместо «коробка конфет лежит на камоде», взять образ «красочная коробка конфет висит на барной стойке». Последний пример запомнится гораздо быстрее и вспомнить его будет легче, так как он будет выходить за рамки привычного.

4. Для лучшего запоминания следует использовать эмоциональную составляющую запоминания. Во – первых, придумывать эмоции интересно, а во-вторых – процесс запоминания происходит гораздо быстрее и легче.

Для того чтобы придумать зрительные образы абстрактным словам «нежность», «боль», «любовь», «зрение» и т. д., нужно использовать ассоциации. Надо применить свое воображение на всю силу. Возможно «нежность» – это цветущая веточка вишни или веточка лозы, с распустившимися пушистыми «котиками», «богатство» – это шкатулка, полная драгоценностей и сияющая блеском бриллиантов, а возможно это банковская ячейка, наполненная золотыми слитками, «любовь» – это красивый мальчик Купидон со стрелой и крылышками. Используйте ассоциации, которые подскажет вам ваше воображение и фантазия. Ассоциации могут строиться по различным принципам, это может быть аналогия со сходными по звучанию словами, а также может быть применен личный опыт. Можно использовать стандартные и устоявшиеся ассоциации: чистота – ведро; болезнь – градусник; удача – подкова; здоровье – красный крест.

Очень часто в новом материале, в книгах, фильмах, встречаются новые слова, смысл которых вам непонятен и неизвестен. Скорей всего это будут термины и хорошо, если их будет меньше семи. Если терминов и новых слов в тексте будет гораздо больше десяти, суть текста сразу же ускользнет от понимания.

Сложность запоминания терминов в том, что нужно запомнить не само слово, а и его значение. При запоминании терминов существует своя методика, когда создаются образы не только для них самих, но и для их дефиниций. В основе данного метода тоже лежит техника запоминания абстрактных слов с помощью образов.

Справка. Дефиниция – логическая процедура придания фиксированного смысла терминам языка. Термин, над которым проводится операция дефиниции, называется дефидентом.

В конечном счете, образы складываются в общую картинку. В качестве примера можно рассмотреть слово «нежность». Возникающая ассоциация: две раскрытые друг другу ладошки, взяли в окружение цветок, не прикасаясь к нему.

Слово «радость». Картинка: цветущий луг и гора из детских портфелей, а рядом кричащие и прыгающие за бабочкой ребятишки.

Этот пример показывает, как используя понятные всем образы происходит запоминание терминов. Образы, которые вы придумаете сами и те, которые без долгих раздумий приходят в голову, работают гораздо более эффективно, чем те, которые подобраны заранее.

Чтобы разместить и лучше запомнить последовательность слов «цветок» «любовь» «день», начнем с выбора образов. Подключаем свое воображение и мысленно видим на подоконнике стоит красный цветок в горшке в форме сердца, а за окном ярко светит солнце.

Слова, связанные образами, запоминаются легко. Если заранее определились с местом, где будут расплагаться образы, процесс запоминания будет проходить еще легче.


Как улучшить память


Мышление и интеллект

Множество внешних раздражителей постоянно воздействуют на человека. Сознание человека не может одновременно охватить с достаточной ясностью все объекты. Из множества окружающих его объектов, человек выхватывает только то, что представляет для него интерес. Деятельность человека, которая требует внимания и направленности и сосредоточенности сознания на определенных объектах и есть внимание.

Если человек не сосредоточит свое внимание, то в его деятельности неизбежны просчеты и ошибки, а в восприятии – пробелы. Не сконцентрировав свое внимние мы можем кушать и не замечать, что кушаем, смотреть и не видеть объекта, слушать и не слышать. Внимание организует психику человека.

Внимание является своеобразным усилителем, который помогает различить изображения. Внимание выступает как регулятор, который сортирует объекты для сохранения в крастковременной или оперативной памяти. Внимание помогает правильно оценить поставленную задачу, как обязательный фактор ее правильного решения.

В отношениях между людьми внимание выступает как посредник при отношениях людей и способствует лучшей адаптации друг к другу. Внимание помогает понять друг друга и предупредить назревающие конфликты. Внимательные люди достигают в жизни гораздо большего, чем их невнимательные собратья.

Основными функциями внимания в мыслительных процессах, а также в межличностных отношениях являются:

1. Удержание и сохранение в сознании образов, необходимых для достижения поставленной цели, до момента завершения задачи.

2. Отбор нужных сведений необходимых для выполнения поставленной задачи и игнорирование других – побочных, второстепенных, несущественных для данной деятельности.

3. Контроль и регуляция данного процесса.

Согласно различным теориям внимание неразрывно связано с сознанием в целом. Согласно теории А.А. Ухтомского, в коре головного мозга возбуждается какой-то определенный участок мозга, усиливающийся под воздействием посторонных раздражителей и тормозящий соседние области мозга.

Согласно теории Т. Рибо, внимание сопровождается не только эмоциональными чувствами человека, но и физиологическими изменениями состояния всего организма в целом. Состояние внимания сопровождается движениями всех частей тела. Длительный эффект внимания получается за счет того, что некоторые ощущения, воспоминания и мысли более яркие, вследствие сосредоточения на них двигательной активности организма.

Внимание следует рассматривать как одно из составляющих ориентировочно – исследовательской деятельности по теории внимания П.Я. Гальперина. Внимание – это контроль за содержанием мысли, образа или чего-то другого занимающего в данный момент психику человека. Результатом умственной деятельности человека являются все акты внимания, выполняющие функцию контроля.

К основным видам внимания относятся произвольное и непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает вне зависимости от того, хочет человек что-то увидеть или услышать или нехочет. Оно может быть вызвано неожиданностью, яркостью явления, новизной раздражителя, его подвижностью и т. д.

Произвольное внимание – это сосредоточение сознания на каком – то заранее определенном образе и связанное с определенными волевыми усилиями. Раздражителем в этом случае выступает данным самим себе приказ, который вызывает соответствующее возбуждение в коре головного мозга. Произвольное внимание зависит от физического состояния человека, от состояния его нервной системы. Усиливается произвольное внимание от необходимости познания, отношения к объекту и от готовности нашего сознания воспринимать предметы и явления. От такого внимания зависит наша работоспособность и усвоение различных навыков.

Непроизвольное внимание – внимание, которое возникло после произвольного. После того, как решение задачи вызывает первые положительные эмоции и возникает определенный интерес, к дальнейшему продолжению, от человека уже не требуются определенные волевые усилия, все делается автоматически. Процесс ограничивается лишь усталостью, хоть цель работы и сохраняется.

Внимание подразделяется и по характеру направленности: внутреннее и внешненаправленное внимание. Внутреннее направлено на собственные мысли и переживания. Внешненаправленное – на окружающие объекты и явления.

Внимание бывает социальное и природное. Природное – это врожденная способность человека реагировать на необычные и непривычные для него глаза объекты, несущие в себе элементы новизны. Социально-обусловленное внимание складывается на протяжении всей жизни человека, оно связано со стереотипами поведения в обществе, с избирательным сознательным реагированием на объекты, с воспитанием.

По механизму регуляции выделяют непосредственное и опосредованное внимание. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов и слов.

По направленности на объект внимание подразделяется на: сенсорное (направленное на восприятие), моторное (направленное на движение), интеллектуальное (направленное на мышление и работу памяти).

Человек познает окружающую действительность в чувственной и логической форме. Чувственная форма – это ощущения, представления, восприятие. Логическая форма – это суждения и умозаключения, понятия.

Чувственное познание дает человеку возможность почувствовать и познать определенный объект через его познавательные свойства. В том случае, когда познание чего-то определенного не получается через чувственное восприятие, приходит на помощь опосредственный путь (логическая форма познания. Например, человек знает о существовании магнитных волн и электрического тока, но он не может его увидеть, не может его потрогать. Опознание предмета, образа опосредственным путем и есть путь мышления.

Рефлекторная деятельность мозга составляет физиологическую основу мышления. Временные нервные связи, которые возникают в коре головного мозга, под воздействием сигналов второй системы (речевой) и при обязательной опоре на сигналы первой системы (ощущени, представления, восприятия). В процессе мышления эти две системы оказывают большое воздействие друг на друга. Вторая сигнальная система обеспечивает связь мышления с чувственным познанием мира (восприятием, представлением, ощущением). Мышление в своем становлении проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности. Обобщенное отражение человеком действительности это результат обобщенного опыта многих поколений, а не только одного конкретного человека и его современников. Мышление помогает понять закономерности материального мира, процесс эволюции человека, причинно-следственные связи в общественно-исторической жизни, закономерности психики людей. Областью применения мышления, является практика.

Допонятивная стадия мышления присуща детям до пяти лет. Понятийное мышление развивается постепенно от простого к сложному и формируется к шестнадцати или семнадцати годам.

Мыслительный процесс человека осуществляется в двух формах: усвоение понятий, решение проблем, формирование умозаключений. Понятие – это форма мышления, отражающее связи, конкретные признаки и свойства, отношение предметов и явлений, выраженное одним словом или группой слов. Например, понятие «человек» – это млекопитающее, передвигающееся на двух ногах и которому свойственны такие отличительные характеристики, как членораздельная речь, производство орудий труда, мыслительная и хозяйственная деятельность. Например, когда мы говорим «одежда», «мебель», мы этим характеризуем определенную группу предметов, имеющую общие существенные признаки. Существуют еще и абстрактные понятия, например, «честность», «справедливость», «мир» и т. д.

Любое мышление представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в результате той или иной деятельности человека. В зависимости от рода деятельности человека и от его умственных способностей решение задачи может осуществляться различными способами. Наиболее неблагоприятным является способ проб и ошибок, при котором не достаточно четко представляется поставленная задача и способы ее решения, нет ни построения, ни целенаправленной проверки различных гипотез. Этот способ не является условием умственного развития человека.

В качестве способов, позволяющих быстрее найти решение задачи, и являются условиями умственного развития человека, можно назвать пять этапов:

1. Анализ возникшей проблемы.

2. Мотивации для скорейшего решения задачи.

3. Поиск решения на основе известного метода.

4. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта.

5. Поиск решения на основе принципиально нового метода с учетом аналогий, логических рассуждений, эмпирических приемов и т. д.

Чтобы выявить объективные взаимосвязи между явлениями, между предметами, человек прибегает к логическим рассуждениям, делает умозаключения и различные выводы, он сравнивает, обобщает, классифицирует и систематизирует результаты.

Суть мыслительных операций сводится к следующему: при анализе происходит мысленное разделение объекта на составляющие элементы; при сравнении находятся общие свойства и различия; при конкретизации подчеркиваются признаки, присущие только определенному конкретному; систематизация, или классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.

Мышление связано с речью и языком. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетание звуков, которые для людей имеют определенный смысл.

Справка. Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка. Язык объединят группу людей пользующихся этим языков. Речь – сугубо индивидуальна. В речи выделяется психология отдельного человека или группы людей, для которых характерны определенные особенности речи. Речь, без усвоения языка невозможна, в тоже время язык может развиваться и совершенствоваться относительно независимо от человека, по своим собственным законам, не зависящим от поведения человека и его психологии.

Речь человека выполняет ряд функций. Связующим звеном между речью и языком, является слово. Речь является регулятором человеческого общения, носителем информации, памяти, является средством мышления, сознания, выражает индивидуальную особенность психологии человека, средством управления поведением других людей.

Речь – это инструмент мышления. В слове заключается гораздо больше информации, чем в простом сочетании звуков. В результате опытов было доказано, что мышление человека неразрывно связано с речью. В сложные и напряженные моменты мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок. Мыслительные процессы и речедвигательные реакции выполняются в дружном тандеме. В речевом мышлении объединены и взаимозависимы слово и мысль.

Речь, как средство общения и мышления, выполняет чисто коммуникативную функцию. Все виды речи развивают речевое мышление и интеллект личности. Развитие речи зависит от мотивации и мышления человека. Речь – это основной способ общения людей. Без речи человек не мог бы передавать информацию, не мог бы фиксировать то, что невозможно воспринять с помощью других органов чувств (явления природы, абстрактные понятия). Без письменной речи, человек не мог бы воспользоваться опытом, накопленным другими поколениями, не смог бы передать потомкам свои чувства и мысли. Благодаря речи, сознание человека не ограничивается его личными познаниями, но и использует опыт и знания других людей, гораздо полнее, чем при использовании других неречевых процессов познания. С помощью речи психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Занимаясь развитием речи, человек совершенствует ее культуру, увеличивает свою эрудицию, обогощает и развивает свой интеллект. Различают несколько видов речи: устную, внутреннюю и письменную. Устная речь – это речь, воспринимаемая на слух. Внутренняя речь – это речь, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь выступает как средство мышления. Оно перерабатывает воспринятые образы, осознает их и классифицирует по определенной системе

«Забыл! Что-то я забыл!» Как часто вы произносите эту фразу хотя бы мысленно? В ведь это «что-то» может быть чем-то важным!

Большинство людей рано или поздно сталкиваются с проблемой плохой памяти. Или задаются вопросом, как её улучшить. Что сделать, чтобы запоминать больше, быстрее и качественнее?

Все люди одарены способностью запоминать все, что их окружает. Будь-то новые люди, их имена, лица. Или же это важные дела, которые стоит сделать через некоторое время. Или список покупок и день рождения подруги.

Память – уникальная способность. Она позволяет нам не забывать о важных вещах. Она необходима для любого человека, чем бы он не занимался.

Мы часто можем слышать, как другие говорят: «Ему повезло, у него хорошая память!». В этих словах присутствует доля восторга, и некоторая зависть.

Но у меня хорошая новость! Память можно и даже нужно развивать! Учёные доказали, что определённые условия работы и жизни помогают стимулировать работу мозга, делать её более продуктивной. Лучше всего действуют на правильную мозговую активность полноценный сон, правильное питание и регулярные физические нагрузки.

Кроме того, люди совсем не задумываются, что память — хорошая память — это не только подарок с рождения. Нет, чтобы иметь действительно хорошую память, ее нужно тренировать. Цицерон говорил:

«Память слабеет, если ее не упражняешь».

Но что, если вы всё это соблюдаете, а запомнить важный номер телефона так и не удаётся? Как всё-таки тренировать память?

Если мы запомнили некую информацию, это значит, что мы применили эффективные приемы для запоминания. Но если запомнить не получилось, значит, процесс запоминания прошел, неправильно.

Что ж приступим к тренировке памяти. И уже через несколько недель, а может и дней, вы сможете похвастаться отличной памятью!

12 простых упражнений для развития «феноменальной памяти»:

1. Улучшите процесс запоминания

При запоминании чего-либо необходимо обдумывать действие, проводить параллели с вашей жизнью. Скажем так, чем больше вы проведёте ассоциаций, тем больше возможности запомнить то, что вы хотите.

2. Попытайтесь вспомнить самостоятельно

Бывают моменты, когда забыли телефон партнера, или имя и отчество человека, с которым предстоит важная встреча и т. д. Не спешите открывать блокнот, чтобы просто прочесть нужную информацию. Попробуйте вспомнить это сами. Эта информация уже лежит «на полочке в вашей голове», стоит только найти её.

Если вам необходимо запомнить что-либо важное, постарайтесь создать в уме некий образ, который ассоциируется с тем, что необходимо запомнить. будет легче это сделать.

4. Проговаривайте полученную информацию

Когда хотите запомнить важную информацию, попробуйте пересказать ее, или объяснить ее другому человеку. Процесс запоминания становится лучшим, когда вы проговариваете полученную информацию.

5. Займитесь арифметикой

Когда вам нечем себя занять в скучных и долгих очередях, попробуйте в уме начать решать совсем простые арифметические задания. Например, перемножьте количество ножек тех красных стульев на количество вазонов на подоконнике. Или посчитайте суму цифр на номерах проезжающих мимо машин… Такая практика на самом деле является отличной тренировкой памяти.

6. Вспомните, что с вами было на протяжении дня

Перед сном, по истечении дня, прокрутите в голове все его детали. Что вы делали на протяжении всего дня, что бы вы предприняли чтобы улучшить некоторые моменты. Вспомните свой день в обратном порядке. От теперешнего момента и до пробуждения. Поверьте, это непростая задачка! Задайте : «Какое решение, сделанное мной сегодня, было самым эффективным?».

7. Читайте больше книг!

Что может быть лучше, чем проводить свободное время за чтением интересной и полезной книги? Читая книгу, мозг напрягается, чтобы запоминать детали. Кроме того, вы включаете фантазию и начинаете визуализировать всё то, о чём читаете. Это здорово тренирует мозг.

8. Учите стихи и отрывки текста

В школе нам задавали учить стихотворения не просто так. Запоминание рифмованных стихов и нерифмованных отрывков текста помогает развивать память. Поэтому учите стихи. Постарайтесь выбирать те произведения, которые вам действительно нравятся.


9. Не вздумайте зубрить!

Помните, как в школе/ университете мы могли вызубрить нужную нам , чтобы получить хорошую оценку? Забудьте об этом. Эта методика не помогает развивать память. Тупая зубрёжка неэффективна. Она утомляет мозг, и он быстро перестаёт реагировать на получаемую информацию. Лучше вдумывайтесь в прочитанное. Нужно не просто выучить, но и понимать то, что вы читаете.

10. Повторяйте

Но повторять пройденный материал всё-таки стоит. Не зубрить, а именно повторить — освежить в памяти. Как говорят: «Повторение – мать учения». Повторяйте полученную информацию. Каждый день, в течении, например, 5 дней. Повторяйте то, что узнали. Эта информация отложится в долговременной памяти, и вы с лёгкостью сможете её оттуда достать.

11. Не ленитесь

Вы никогда не сможете чего-то добиться и запомнить что-то, если будете ленится. Лень – это ржавчина ума. Не позволяйте ей завладеть вашей памятью. Не поддавайтесь искушению провалятся на диване без дела. Возьмите лучше книгу или включите расслабляющую музыку. Это заставит работать мозг и тем самым улучшать память, в то время как физически вы будете отдыхать. А если вам нужно что-то запомнить, то быстро подключайте все ресурсы.

12. Изучите несколько иностранных языков

Приятно приехать в Италию и вальяжно произнести «Buongiorno!» проходящему официанту. А затем ловить восхищённые взгляды тех, с кем вы приехали. Не так ли? А ведь давно известно, что изучение иностранных языков способствует развитию хорошей памяти . А ещё это очень интересно! Так почему бы этим не воспользоваться?

Это эффективные методики тренировки памяти. Но есть ещё кое-что интересненькое. Память неразрывно связана с правильной и хорошей работой мозга. А значит, стимуляция его работы позволяет улучшить память:

  1. Доказано, что регулярные занятия спортом повышают мозговую активность и улучшают память;
  2. Нет серым будням! Хорошо запоминается то, что не вписывается в рамки обыденности. Попробуйте сменить обстановку, внести ярких красок, пойти в магазин новой дорогой… Не обязательно кардинально менять свою . Просто добавьте что-то новенькое в повседневность, и ваш мозг заработает с новой силой;
  3. Добавьте новых привычек . Например, наведение порядка на рабочем столе утром – отличное начало продуктивного дня!
  4. Медитация, релакс заставляют мозг переключиться, расслабится. Это значит, что новые задачи он будет выполнять с удвоенной энергией;
  5. Музыка оказывает просто магическое влияние на наш мозг. Доказано, что люди, которые занимаются музыкой имеют лучшую память и аналитические способности;
  6. Работа в команде. Брейнштормы не раз доказали свою эффективность. А теперь и учёные доказали, что решения принятые в команде были более точными и быстрыми. Они связывают это с тем, что при коммуникации информация легче воспринимается и усваивается. Поэтому решайте задачи вместе!
  7. Мозг усваивает и сортирует информацию пока мы спим . Поэтому не игнорируйте этого процесса.

Заключение

Это лишь небольшая часть действенных техник развития памяти. Но простое прочтение не даст результата. Применяйте эти техники. Помните, лишь 50% результата зависит от врача, а остальные 50% - от пациента. Без работы над собой – вы никогда не достигните вершин.

Было полезно? Ставьте «мне нравится», мы будем знать, что вам полезно и подготовлю больше статей про развитие разных навыков.

А пока читайте другие наши статьи о саморазвитии:

Кто-то лучше запоминает, если услышит, а кому-то нужно обязательно увидеть или потрогать. Почему так происходит и существует ли срок хранения данных? Почему мы надолго запоминаем эмоции и вспоминаем по ассоциациям? На эти вопросы отвечает множество классификаций важного процесса. О том, какие виды памяти существуют и чем они характеризуются, читаем дальше.

Основные виды памяти: психология и описание

Память как способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию классифицируют по разным признакам.

По времени хранения информации

В зависимости от того, сколько мы готовы хранить данные различают:

  • Мгновенный тип памяти – информация сохраняется только на время ее воспроизведение (доли секунды).
  • Кратковременный – материал сохраняется дольше, чем на мгновение, но временные рамки все же незначительны (речь о 30 секундах). Объем кратковременной памяти составляет до 10 единиц данных – слов, образов или объектов. Когда к нам поступает новая информация, требующая задействовать именно кратковременный тип, старая автоматически стирается.

Кратковременный тип разделяется на иконическую и логическую память. Первая соответствует послеобразному запоминанию. Например, если закрыть глаза, потом открыть и снова закрыть, не задумываясь над своими действиями, мы на долю секунды запомним образ увиденного. Логическая тоже построена на послеобразном восприятии, но она сохраняет общее представление об объекте на протяжении двух-трех секунд после услышанного или увиденного.

  • Оперативному типу свойственно хранить информацию заранее установленный период. После истечения срока (от пары минут до нескольких дней) материал забывается.
  • Долговременная память направлена на долгосрочное хранение данных. Иногда, чтобы их вспомнить, нужны усилия, а также воля и мышление. Тип считается основным, так как благодаря ему мы помним, как звали первую учительницу и что такое деепричастие.
  • Генетическая память передает информацию по наследству, храня ее в генотипе. Это явление не изучено основательно, существует лишь ряд теорий, как это происходит и что несет в себе генетическая база данных.

В зависимости от того, какой из органов считал и запомнил информацию, различают следующие виды памяти человека:

  • Зрительная память самый развитый способ запоминания, который базируется на зрительном восприятии образов. Родной дом, лица дорогих людей, обложка дневника.
  • Слуховая – то, что мы запоминаем благодаря органам слуха – музыку, речь, остальные звуки. Важна для музыкантов, вокалистов, устных переводчиков. Так мы помним голос бабушки, шум прибоя и так далее.
  • Двигательная – основана на запоминании движений. Для ее развития должно пройти время. Чаще всего раскрыта у спортсменов и тех, кто выполняет повторяющиеся физические действия – массажистов, столяров и так далее.
  • Осязательная – связана с тактильными ощущениями, которые мы запоминаем, ощупывая предметы. Например, холод окна зимой, гладкость шелка, мягкие лапы котенка. Основываясь на зрительных воспоминаниях, осязательные создают целостный и точный образ объекта.
  • Обонятельной называется память, фиксирующая запахи. Обычно она присуща человеку с рождения, но для развития в полном объеме ее следует развивать. Важную роль играет для парфюмеров.
  • Словесно-логическая – базируется на наших мыслях, речи, их взаимосвязи. Если информация была обработана мышлением, она запоминается логически, в противном случае – механически. Этим типом активно пользуются преподаватели. Рассказывая новый урок, они вспоминают знания, усвоенные на предыдущем уроке.
  • Вкусовая память хорошо развита у дегустаторов и поворов высшего ранга. В ее основе – запоминание вкусов (сладкого, горького, соленого).
  • Эмоциональной памятью названо умение хранить ощущения, вызванные эмоциональными переживаниями. От мощности пережитых эмоций зависит прочность фиксирования данных. Хорошая память на эмоции встречается у поэтов, писателей, актеров, творческих личностей.

Все эти виды относятся к образной памяти. Каждый из них имеет разные возможности.

Исследования показали, что, только прослушав информацию, мы можем воспроизвести 10%. Если нам удалось увидеть объект, процент поднимается до 30. Комбинированное взаимодействие (рассказы и наглядности) позволяет цифре вырасти до 50%. Практическая работа, основанная на теоретическо-наглядном обучении, обеспечивает 90 процентный успех.

Типы памяти в зависимости от участия воли

Произвольный тип памяти – мы осознаем то, что запоминаем. Требуется концентрация воли, мышления и некоторые усилия.

Непроизвольный – неконтролируемый, свободный процесс усвоения и воспроизведения материала. Мы не прилагаем усилий, чтобы запомнить происходящее, но важные моменты остаются в «архиве» сами. Благодаря этому типу мы непроизвольно обучаемся новому, постоянно взаимодействуя с миром.

По степени осознанности

В зависимости от степени осознанности информации, которую мы запоминаем, различают имплицитную и эксплицитную виды памяти.

Имплицитная – это память на неосознанный материал, то есть процесс усвоения материала происходит скрытно, его нельзя наблюдать или контролировать.

Чтобы этот процесс активизировался, должна возникнуть потребность решить важную задачу. В этом случае мы не сознаем степень владения собственными знаниями. Все происходит как бы само собой.

К эксплицитной мы обращаемся сознательно, используя добытую ранее информацию, припоминая или узнавая ее.

Исходя из научных целей

В зависимости от цели исследования различают несколько видов память человека.

Эпизодическая память – фиксирование информации, полученной во время определённой ситуации в конкретных месте, время, обстоятельствах. Например, человек запомнил товарную точку, зафиксировав лица продавцов и расположение магазинов.

Репродуктивная – запоминание последовательности действий. Так, сборщик мебели без схемы соберет сложную конструкцию.

Ассоциативная – базируется на ассоциациях, то есть в функциональных связях между объектами. Например, человек проходя мимо рыбного магазина, вспоминает, что родственники попросили купить его корм для рыбок.

Автобиографическая – характеризуется четким запоминанием на ситуации из собственной жизни. Схожа с эпизодической, но требует самоидентификации и глубокого самоанализа.

По средствам запоминания

В зависимости от использованных для запоминания средств различают три вида памяти.

Непосредственное – техническое запоминание событий, характеризуется примитивностью процесса.

Опосредственное запоминание представляют собой фиксирование информации на этапе развитие человека, требует усилий. Для воспоминаний нужны определенные раздражители: записи в блокноте, галочки на руках и так далее. Они стимулируют память и организовывают.

Внутренняя непосредственная память представляет собой высший уровень, когда человек логический воспринимает информацию и осваивает ее главную роль для успешного процесса. Играют роль речь и мышление

Еще существует так называемая феноменальная память . Ее уникальность состоит в возможности запомнить много сложной или бессвязной информации: даты, факты, имена, хронологию событий. Ею обладали Ф. Достоевский, В. Моцарт и другие выдающиеся личности.

Все виды памяти так или иначе связаны. Каждый из них определенный период жизни может преобладать, а потом, наоборот, угасать. Идеально, когда для восприятия объектов задействованы несколько типов. Изучите, как работает каждый из них, чтобы лучше понять себя и свои природные возможности. А чтобы не запутаться и все запомнить, сохраните статью.