Кратковременная память длится. Кратковременная память – как улучшить? Можно ли развить кратковременную память

Сегодня мы остановим внимание на развитии кратковременной памяти (её также называют рабочей). Этот вид памяти отличается незначительным, около 30 секунд, промежутком сохранения информации. Цель кратковременной памяти – максимальная «выжимка полезного», упрощающая воспринимаемую информацию и отделяющая важное, полезное от второстепенного.

Память – психический процесс, складывающийся из нескольких связанных между собой компонентов: запечатление информации, её хранение, воспроизведение и забывание. Наиболее часто встречающаяся классификация такова: по длительности хранения информации выделяют мгновенную (длительностью максимум 15 секунд), кратковременную (и оперативную, связанную с ней) и долговременную память. Каждый из указанных видов памяти является также и важным этапом обработки (сохранения) данных.

Из кратковременной памяти важная для индивида информация поступает в оперативную, а затем и в долговременную память, но человеку приходится предпринимать для этого некоторые волевые усилия. Факторами, способствующими переходу информации в оперативную память, являются сопровождение информации эмоциями, многократные повторения, необычность, важность для данного человека.

Объём кратковременной памяти

Этот показатель у разных людей неодинаков и характеризует способность человека запоминать поступающую информацию. Если вас просят запомнить ряд слов, а затем сразу воспроизвести, то количество запомненных слов станет показателем объёма кратковременной памяти. В среднем эта величина составляет 7 плюс (минус) 2.

Итак, кратковременная память играет в нашей жизни важную роль:

Позволяет обрабатывать информацию, участвуя в процессе мышления.

Обеспечивает работу долговременной памяти, являясь «буфером», из которого отобранная важная информация затем поступает в долговременную память.

Развитие кратковременной памяти

Развитие кратковременной памяти даёт нам ряд преимуществ:

— Помогает быстро оценивать ситуацию, отвечать без подготовки, импровизировать, говорить и одновременно набрасывать план мыслей, которые хотел бы озвучить.

— Позволяет связно воспринимать материал (помнить только что прочитанное и связывать его с текущей информацией).

— Улучшает навыки чтения и понимания прочитанного.

— Помогает лучше воспринимать речь на слух.

— Улучшает математические способности.

Список можно продолжать. Как итог, улучшение уровня кратковременной памяти улучшает и качество нашей жизни.

Можно ли развить кратковременную память?

Доказано, что, регулярно получая определённые нагрузки, мозг перестраивается с целью достижения максимальной эффективности. Так, во время выполнения задач n-назад увеличивается объём кратковременной памяти и способность концентрироваться. Кроме того, при этом отмечается увеличение показателей подвижного интеллекта, т.е. способность анализировать, логически мыслить и, независимо от имеющегося опыта, решать новые задачи. Показатель подвижного интеллекта является определяющим в вопросе обучаемости, он является важной частью показателя уровня интеллектуального развития человека.

Учёные доказали, что мозг способен восстанавливать утерянные вследствие повреждения связи и изменять свою структуру под воздействием различных факторов, как внешних, так и внутренних. Это явление получило название нейропластичность. В мозге происходят непрерывные процессы как разрушения, так и рождения новых связей между нейронами. Благодаря нейропластичности мы способны обучаться, развивать память, даже восстанавливать функции мозга при его поражении. Доказано, что пластичность мозга не теряется с возрастом. Тренировку мозга часто сравнивают с тренировкой мышц, и не случайно.

Как развить кратковременную память?

— Мозгу тоже нужен «тренажёрный зал». Для развития когнитивных функций мозга с успехом применяются регулярные тренировки на . Комплексные программы тренировки памяти, внимания, мышления, восприятия помогают всестороннему развитию когнитивных функций.

— Повторение – мать учения. Повторяя про себя нужную информацию через каждые 14-16 секунд, мы «обновляем данные».

— Просто и эмоционально – гораздо лучше, чем сложно и пресно. Максимально упрощайте информацию и подкрепляйте её эмоциями.

— Мотивация – действенное оружие. Дайте себе установку на то, что эта информация просто необходима Вам в дальнейшем.

— Развивайте образную память. Простые ассоциации и другие мнемонические приёмы помогают «привязывать» нужное слово к образу (к части тела, к предмету привычного интерьера, или путём составления невероятного рассказа из не связанных по смыслу слов). Отсюда несколько советов:

— Необычно, редкостно – значит, запомнится лучше. Создавайте для запоминания яркие образы.

Разделяйте длинную информацию на блоки, удобные для запоминания: например, разделяя номер телефона или пин-код на части, ассоциирующиеся с памятными Вам датами; можно создавать образы, закрепляющие определенную комбинацию.

Ищите закономерности, принципы организации материала, устанавливайте связи.

Используйте музыку и ритм. Музыка может помочь в запоминании, если на мотив знакомой мелодии положить слова (буквы, текст), которые нужно запомнить. Так, английский алфавит неплохо запоминается под песенку «Чижик-пыжик, где ты был?».

Используйте первые буквы слов, складывающих нужную информацию: например, Иван рубил дрова, Варвара топит печь – первые буквы подсказывают последовательность и названия падежей в русском языке (именительный и так далее).

Если классифицировать память по характеру психической активности, особого внимания заслуживает образная память. В ней сохраняются образы: запахи, звуки, зрительные представления. Одним из показателей индивидуально-типологической характеристики памяти является тот её вид, который является ведущим для конкретного человека. В этом ключе различают зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную и другие виды памяти.

Кратковременная зрительная память

Кратковременная зрительная память связана с фиксированием, хранением и воспроизведением зрительных образов. Её объём довольно несложно протестировать.

Тест на кратковременную память:

Нарисуйте таблицу 3X4 и заполните её случайными двузначными числами. В течение 20 секунд смотрите на таблицу, стараясь запомнить как можно больше чисел. Затем закройте её и запишите все числа, которые запомнили. Последовательность воспроизведения не имеет значения.

Для взрослого человека нормой считается уровень кратковременной памяти, при котором запоминается не менее 7 чисел.

Для тренировки зрительной памяти у ребёнка можно использовать такую игру: приготовьте две картинки с одним и тем же предметом, хорошо известным малышу. На первой картинке предмет должен быть изображён целиком, а на второй на нем должны отсутствовать какие-то элементы. Например, на первой картинке – стол, а на второй – он же, но без одной ножки. Вначале ребёнку показывают первую картинку, просят рассмотреть и запомнить (30 секунд). Затем первую убирают, дают вторую и просят назвать отличие (или отличия) от первой.

Кратковременная слуховая память

Кратковременная слуховая память связана с фиксированием, хранением и воспроизведением слуховых образов. Она является одной из разновидностей образной памяти. Ещё в 1960 году результаты экспериментов доказали, что слуховая память – одно из главных условий сохранения и воспроизведения вербальной информации (Джордж Стерлинг, американский когнитивный психолог).

Есть специальные тесты на кратковременную память, методики, позволяющие оценить объём слуховой памяти, но они актуальны прежде всего для оценки уровня готовности ребёнка к обучению в школе.

Для тренировки слуховой и ассоциативной памяти у ребёнка можно использовать игру «Опиши меня». Для этого взрослый называет какой-либо предмет или животное, а ребёнок должен представить его и назвать разные его вид, признаки, действие, особенности, звуки. Например: котёнок – маленький, тёплый, пушистый, шерстка длинная, густая, может мурчать вот так: «Муррр». Может мяукать вот так: «Мяу».

Взрослым рекомендуется научиться прислушиваться к звукам, окружающим нас и воспринимаемым как фон. Попробуйте выделять их по отдельности и мысленно повторять, стараясь быть как можно точнее. Это тренирует и внимание, и слуховую память.

Очень эффективны занятия на игровых . Так, благодаря занятиям на тренажёре «Звукварь» улучшается способность удерживать звуковую информацию и развивается музыкальный слух. Регулярные пятнадцатиминутные занятия приносят ощутимые результаты.

Кратковременная память у ребёнка

В отличие от взрослых, дети имеют несколько меньший объём кратковременной памяти (5-6 слов, цифр или образов). По мнению учёных, в дошкольном возрасте кратковременная память развивается особенно интенсивно: в это время закладываются основы её развития. Дошкольник, в отличие от более старших детей и взрослых, информацию запоминает механически, и управлять памятью начинает с помощью родителей и педагогов. От того, насколько правильно происходило развитие основных психических функций ребёнка дошкольного возраста, зависит состояние его памяти и его успехи в обучении.

Каждый возраст имеет свои особенности развития памяти.

1.От рождения и до 1 года происходит формирование моторной памяти. Ребёнок запоминает движения, особенно имеющие позитивный результат и эмоционально подкреплённые.

2.От 1 года и до 2 лет – первые попытки узнавания близких (родители – не в счёт). Развивается нервная система, а с ней – и объём запоминания. Осваивается ходьба, и это освоение даёт новый важный опыт. Начинают формироваться зачатки образной памяти.

3.От 2 и до 4 лет возобладает механическое запоминание. Идёт освоение основных двигательных навыков, закладываются основы логики, происходит запоминание более сложных слов.

4.От 4 и до 6 лет у детей доминирует непроизвольный характер запоминания, не зависящий от волевых усилий и желаний ребёнка. Запоминание связано с деятельностью и зависит от её особенностей. Что увлекло, вызвало сильные эмоции – то и запомнилось.

Способность к запоминанию, как правило, оценивают по состоянию слуховой и зрительной памяти, что выясняется при немедленном воспроизведении ребёнком услышанного или увиденного. Иногда плохая кратковременная память у ребёнка сочетается с гипертрофированной долговременной, и в этом случае малыш не в состоянии запомнить короткое предложение, но детально воспроизводит события большого срока давности.

Нарушения кратковременной памяти у взрослых могут быть связаны в возрастом, травмами головы, приемом некоторых препаратов, опухолями мозга, хроническим недосыпанием, старческим слабоумием, психическими расстройствами, употреблением алкоголя и наркотических веществ. Но не будем забывать о нейропластичности мозга, о возможности развивать свои способности и о том, что терпение и труд все перетрут.

И ещё несколько общих советов:

— Высыпайтесь;

— Пейте достаточное количество чистой воды;

— При запоминании старайтесь работать, избегая раздражителей;

— Позаботьтесь о правильном питании с учётом потребностей мозга;

— Тренируйте концентрацию внимания.

— Посильные физические нагрузки улучшают питание мозга и, соответственно, его работу. В частности, запоминание.

Успехов Вам в саморазвитии и занятий с удовольствием!

Любой человек на протяжении жизни накапливает определенные знания, умения, которые ему необходимы для жизнедеятельности. Что возможно лишь благодаря памяти, являющейся важнейшей функцией психологии. Нередко у людей происходит нарушение данной функции в результате сбоя работы головного мозга. Данная статья расскажет о том, что такое кратковременная и долговременная память, и почему происходит временная потеря запомненной информации.

Что такое кратковременная память?

Кратковременная память также носит название оперативной, поскольку она на протяжении дня остается загруженной и имеет тесную связь с интеллектом человека, так как люди, тренирующие данную функцию головного мозга, являются наиболее развиты.

Наибольшая информация, поступающая в нее, сохраняется не более 7 секунд.

Кратковременная и долговременная память связаны друг с другом. При регулярном повторении, активном поддержании она переходит в долговременную. Большинство информации, поступающей в наш головной мозг, забывается, уступая при этом место той информации, которая находится в долговременных ресурсах. К основным характеристикам кратковременного удержания информации относятся:

  1. Переход информации на долговременное хранение.
  2. Информация, находящаяся в «кратковременном хранилище» быстро угасает.
  3. Ее объем довольно ограничен.

Виды потери памяти

Временная потеря памяти может быть разных видов, к наиболее распространенным относятся:

Синдром потери кратковременной памяти

Нередко возникает синдром потери кратковременной памяти, при котором наблюдаются не только нарушения мнемонических функций головного мозга, но и личностные нарушения. Чаще всего данное состояние возникает из-за нарушения структуры головного мозга, его симптомами являются:

  • понижение памяти;
  • снижение интеллекта;
  • ослабление состояния аффекта.

Больные чаще всего страдают полной утратой памяти, ложными воспоминаниями, снижением кратковременной памяти. Они не могут отличить второстепенное от главного, у них присутствуют бестактные выражения, наблюдаются неэтические поступки.

Причины потери памяти

Кратковременная потеря памяти возможна не только у пожилых людей, но и у молодых, она имеет следующие причины:


Можно ли улучшить кратковременную память?

Каждый человек индивидуален и имеет свои мнемонические особенности. Некоторые лучше воспринимают информацию на слух, некоторым необходимо зрительно увидеть объект. Данные особенности не являются нарушением, поскольку на протяжении жизни способ получения и сохранения информации может усовершенствоваться. Существуют несложные рекомендации, позволяющие улучшить процесс сохранения информации, например:


Методы лечения

Для того, чтобы быстрей восстановить данную функцию, необходимо при первых же признаках обратиться к невропатологу, который, после проведенного обследования, назначит адекватное лечение. Если же причины кроются в травмах, отравлениях, то терапия проводится на основе устранения причин, вызвавших данное состояние.

Кратковременная память неплохо лечится при помощи медикаментозной терапии или психотерапии.

На сегодняшний день для восстановления данной функции широко используется гипноз, который позволяет восстановить утерянные факты.

Медикаментозное лечение

Среди медикаментозных препаратов, от которых улучшается кратковременная память, выделяют:


Принципы питания

Большое значения для улучшения памяти играет правильно сбалансированное питание, которое должно включать в себя богатое содержание витаминов группы Е, В, ненасыщенных жиров, глюкозы. Данные элементы помогают восстановить утратившиеся мнемонические функции, они содержатся в:

  • орехах;
  • яйцах;
  • цельном зерне;
  • жирных сортах рыбы;
  • меде.

Простые способы улучшения памяти

К наиболее простому и быстрому способу улучшения относится физическая активность, которая играет важную роль не только для запоминания информации, но и для ее извлечения путем стимулирования притока крови к головному мозгу.

Усиленное кровообращение и повышенный пульс, которые формируются из-за физической нагрузки, не только приводят к укреплению мышц, но и улучшают психические функции, интеллектуальные способности, обостряют внимание.

Не менее простым способом является жевание жевательной резинки, которое из-за активной работы челюстями улучшает запоминание информации. Ученые предполагают, что во время жевания происходит увеличение числа сердцебиений, повышается кровоток, усиливается выделение инсулина, стимулирующего функционирование зон головного мозга, отвечающих за запоминание и сохранение информации.

Профилактические мероприятия

Для того, чтобы не возникали проблемы с сохранением информации, необходимо правильно относится к своему здоровью. Важно контролировать вес, не допускать высокого давления, так как у людей с ожирением, повышенным давлением ухудшается состояние головного мозга. Кроме того, важно следить за рационально составленным питанием, необходимо ежедневно гулять на свежем воздухе. Также, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:


Временная потеря памяти нуждается в немедленном лечении у невропатолога, только при соблюдении правильного образа жизни, полноценного питания и всех его рекомендаций можно избавится от данной проблемы.

Страница 27 из 42

Кратковременная память.

Следующим этапом переработки информации является кратковремен­ная память подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти. Ее основные характеристики:

1) время хранения информации при отсутствии повторения – от 20 до 30 секунд;

2) емкость КП – ограничена, объем КП не превышает 7 ± 2 элемента;

3) форма хранения информации – акустический код (гипотеза, принимаемая большинством исследователей, альтернативная гипотеза предполагает наличие зрительных кодов в КП);

4) механизм забывания – замещение или вытеснение.

Существует ряд фактов, доказывающих правомерность выделения КП как отдельной подсистемы памяти. Одним из них является синдром Милнер – поражение определенной области головного мозга (гиппокампа), при котором давно прошедшие события вспоминаются легко, а недавние практически не сохраняются . В литературе описана история болезни музыкального продюсера К.В., который перенес редкую форму энцефалита. Его воспоминания о текущих событиях исчезали очень быстро – он не мог вспомнить, что он ел на завтрак, какую песню только что спел и т.д. Однако его музыкальные способности сохранились – он мог дирижировать хором, помнил наизусть множество музыкальных партий, выученных до болезни и т. д. Можно предположить, что кратковременная память в данном случае нарушена, а долговременная сохранна, т.е. существуют две различные подсистемы памяти.

Другим доказательством служат различные ошибки припоминания из КП и ДП. Этот же факт доказывает, что информация в КП хранится в акустической форме: при воспроизведении из КП обычно отмечаются акустические ошибки припоминания, т.е. воспроизведение слова, сходного по звучанию с искомым – например слово “брат” может быть воспроизведено как “брак”. При воспроизведении из ДП чаще встречаются семантические ошибки , т.е. воспроизведение слова, близкого по значению (труд – работа). Согласно представлениям об акустическом кодировании, когда мы читаем букву “А” мы удерживаем ее в КП путем кодирования в звук “А”.

Согласно Р. Клацки, КП хранит и обрабатывает информацию аналогично тому, как плотник работает на верстаке: имеющееся место он может использовать для работы или хранения, так что выделение места для одного означает сокращение места для другого. В КП может одновременно обрабатываться примерно 7 ± 2 элемента (слова, буквы, более крупные единицы), т.е. имеется в среднем 7 ячеек (рабочих мест), и удаление прежних элементов (забывание) происходит при помощи вытеснения их новыми элементами, т.е. в результате замещения. Однако мы можем удерживать информацию в КП неограниченное время, если будем ее повторять (петля повторения, см. рис.8: например, если необходимо запомнить номер телефона, а записать его нет возможности, то приходится его повторять про себя или вслух. Обобщая сказанное, можно сформулировать три функции повторения : 1) удержание информации в КП в течение долгого времени, 2) перевод информации из КП в ДП (т.е. запоминается надолго), 3) упрочение следов памяти в ДП.

Эксперимент М. Познера. Существуют доказательства, что информация в КП кодируется не только акустически, но и зрительно. М. Познер и его коллеги провели эксперимент, основные результаты которого представлены на рис 10. Испытуемым предъявлялись две буквы, которые должны быть опознаны как одинаковые или разные; регистрировалось время реакции (ВР) – испытуемый давал ответ и нажимал на кнопку. Схема предъявления букв в эксперименте М. Познера дана в табл. 3. Интервал предъявления - 0,2 с.

Оказалось, что время реакции при предъявлении пары Аа по сравнению с парой АА было больше. Этого не могло произойти, если буквы определялись только по слуховым кодам, ведь они произносятся одинаково. Результаты можно объяснить следующим образом: одинаковые буквы сравнивались по их внешним, зрительным характеристикам, что потребовало меньше времени, тогда как разные по внешнему виду буквы необходимо еще дополнительно проверять по вербальным характеристикам, что увеличивает время реакции. Следовательно, эксперимент Познера доказывает существование зрительных кодов в КП.

Смирнова Ольга Леонидовна

Невропатолог, образование: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. Стаж работы 20 лет.

Написано статей

Полезное для жизни человека качество – хорошая память. Это важнейший психический процесс, связанный с функционированием головного мозга. Этот орган постоянно работает с информацией: воспринимает, обрабатывает (для лучшего ее усвоения), сохраняет на определенное время и воспроизводит при необходимости. Но почему-то не все явления жизни человек запоминает одинаково хорошо, а иногда забывает важные вещи. С чем это связано?

Процесс сохранения знаний связан с тем, какой тип запоминания при этом задействован. Человек обладает кратковременной и долговременной памятью.

Кратковременная память в психологии – это разновидность памяти, которая ограничена:

  • во времени хранения информации (при этом она теряется через определенное время или из-за наплыва другой информации);
  • в количестве запоминаемых символов (элементов).

Главное, чем долговременная память отличается от кратковременной, – это длительность хранения информации. Это может быть несколько минут, а может – долгие годы.

Если у человека долговременная память, значит, у него события, факты, имена и цифры находятся в надежном хранилище, к которому при случае можно обратиться и вынуть необходимую информацию.

Обычно это данные, которые:

  • важны для конкретного человека;
  • связаны с сильными эмоциями (как положительными, так и отрицательными).

Второе отличие – разница в объеме. В среднем кратковременная память имеет объем, рассчитываемый по числу Миллера (от 5 до 9 символов). Это среднестатистический показатель. Что касается объема долговременной памяти, то его даже примерно невозможно вычислить.

Объем памяти у разных людей отличается. Специалисты считают, что причина этого – наследственность. Есть даже мнение о том, что некоторые люди обладают генетической памятью: у них на генетическом уровне сохранились знания о предках, о которых им никто не рассказывал. Этот вид психического процесса оказывает влияние на характер, поведение человека и определяет его судьбу.

По мнению ученых, такие знания хранятся в мозге всю жизнь и, возможно, являются основой долговременной памяти.

Мозг состоит из более 10 миллиардов нейронов, и все они имеют связи друг с другом (синапсы). Каждый из них – носитель определенной информации. Сложно представить, сколько всего может помнить индивид. Но на самом деле человек достает из анналов памяти лишь то, что ему нужно в конкретный момент, а остальным багажом знаний практически не пользуется.

С возрастом способность к запоминанию снижается, это связано с тем, что к старости в мозгу нарушаются связи между нейронами. Поэтому неудивительно, что старые люди часто не способны узнавать знакомых, которых они не видели долгое время.

Особенности кратковременной памяти

Кратковременная память – это другой метод сохранения знаний. Это удержание информации, ограниченное по времени. Обычно оно занимает короткий временной интервал – около 30 секунд. Этот процесс осуществляется на уровне сенсорных ощущений. Запоминается в этом случае то, на что конкретно направлено внимание человека и что важно для него в данный момент времени, но по истечении короткого срока эта информация имеет два пути перемещения:

  • перестает быть актуальной и забывается;
  • переходит в долговременную память.

Если через день, неделю, месяц воспоминания о конкретном событии еще сохраняются, значит, эта информация стала объектом долговременной памяти.

Специфика кратковременной памяти состоит в том, что она связана с двумя важными процессами обработки информации:

  • кодировкой;
  • хранением.

Для попадания определенных знаний в хранилище информации они должны представлять значимость для конкретного человека. Обычно сложно вспомнить дословно прослушанную лекцию, но запоминается только та ее часть, которая была наполнена смыслом и ценностью для адресата.

Кратковременно запоминается не все, а ограниченное количество объектов (цифр, событий, имен, дат, образов и т. д.). Их количество отличается в зависимости от возраста. Так, ребенок держат в памяти одновременно 5 – 6 элементов, а взрослый – 7 – 9. Но на это влияет еще и индивидуальная способность к запоминанию.

На качество такой памяти воздействуют внешние факторы. Если человек отвлекся на другой объект, попавший в зону внимания, то информация, полученная перед этим, быстро забудется. Примером этого служит ситуация, когда в разговоре при резком переключении на другую тему собеседник спрашивает сам себя: «Так о чем мы говорили?»

В психологии есть понятие оперативной памяти. Это способность человека хранить конкретный материал в обозначенном временном диапазоне. Такое свойство помогает детям школьного возраста и студентам запоминать услышанное и прочитанное. Затем эти знания пополняют объем долговременной памяти либо вытесняются из нее навсегда.

Виды

Человек получает информацию об окружающем мире с помощью сенсорных ощущений. В этом процессе задействованы органы чувств, ведь человек видит (зрение), слышит (слух), осязает (пальцы), чувствует запах (обоняние), ест (вкус).

В зависимости от того, какой именно орган в большей степени принимает участие в получении информации, зависит вид памяти:

  • зрительная;
  • слуховая;
  • осязательная;
  • обонятельная;
  • вкусовая.

Механизм действия кратковременной – это запоминание на короткое время вербальной информации, того, что человек увидел (буквы, цвета, размеры предметов, цифры, лицо человека). Какой-то период он может увиденное представлять в виде картинки. Таким образом, запоминается значение каждого прочитанного слова. Это помогает понять суть предложения. При отсутствии такой когнитивной способности человек совсем не смог бы читать и понимать прочитанное, а это влияет на успешность обучения наукам и полученные оценки.

Кратковременная слуховая память состоит в запоминании на короткий срок услышанных звуков, голосов, мелодий, обонятельная помогает распознать запахи (это качество важно в некоторых профессиях, например, парфюмера), вкусовая – вкусы различных блюд, а осязательная – тактильные ощущения (при прикосновении к предметам).

Между всеми этими видами кратковременной памяти есть взаимосвязь, они все работают на протяжении человеческой жизни и помогают воспринимать окружающий мир.

Развитие у детей

Ребенок-дошкольник запоминает всю поступающую к нему информацию механически, он не прилагает к этому никаких усилий. В этом отличие его от подростков и взрослых людей. В детском возрасте ребенок не применяет приемы запоминания, которые помогают увеличить объем памяти. По тому, как быстро малыш усваивает стихи или точно пересказывает услышанную сказку, судят об объеме памяти, подаренному природой.

Проходит время, ребенок растет и готовится пойти в школу. А в школе благодаря учителям уже начинается формирование навыков обучения. Развитие базовых функций психики ребенка дошкольного возраста влияет на дальнейшие успехи его в учебе.

В течение всей жизни человека долговременная и кратковременная память взаимодействуют между собой, и характер этих манипуляций определяет способность к:

  • запоминанию информации;
  • закреплению знаний;
  • воспроизведению того, что запомнилось.

Если ребенок плохо запоминает, то такие нарушения психической функции приводят к тому, что он не запоминает рассказ преподавателя, плохо осваивает школьные предметы и отстает в учебе.

Таким образом, далеко не всегда слабые ученики плохо учатся из-за лени или слабой мотивации. Часть из них просто не в состоянии понять предмет, потому что у них с запоминанием.

Как улучшить память

Кратковременная потеря памяти может возникнуть по разным причинам, например, при:

  • дислексии (потере умения читать и писать);
  • употреблении марихуаны;

Восстановление утраченных функций не всегда возможно. Это зависит от степени нарушения работы головного мозга и иногда приводит к необратимым последствиям, как при болезни Альцгеймера.

Но выход из ситуации есть. Когнитивные способности поддаются развитию. Память тренируется. В результате таких упражнений в мозге будет увеличиваться количество синапсов, эти соединения нейтронов будут работать более эффективно при попытке человека запомнить информацию.

Для начала нужно оценить состояние кратковременной памяти. Это делают с помощью специальных психологических тестов (VISMEM или WOM-REST). Существуют программы, которые на основании результатов тестирования предложат индивидуальную систему .

В результате систематических занятий по улучшению когнитивных способностей человек становится сосредоточенным, внимательным и лучше запоминает необходимую информацию. Такая программа личностного роста в виде тренировок доступна для людей любого возраста, было бы желание.

Собственная внутренняя память является важнейшим психическим процессом. На протяжении всей жизни мозг человека воспринимает, перерабатывает, хранит и воспроизводит различную информацию, некоторая часть которой сохраняется в воспоминаниях недолго, другая часть может быть воспроизведена даже через несколько лет. С чем связаны такие особенности процесса запоминания? Это, в первую очередь, обусловлено тем, что у человека есть 2 совершенно разных вида памяти:

  1. долговременная;
  2. кратковременная.

Именно от этих видов зависит, какая информация будет храниться в коре головного мозга всего лишь несколько минут, а какая будет «запечатлена» там на долгие годы.

В психологии бытует мнение, что на процесс запоминания и усвоения, а также на объёмы, которые способны удерживать кратковременная и долговременная память, во многом влияет генетическая предрасположенность.

Характеристика кратковременной памяти

Данный вид памяти представляет собой один из психических процессов, которому свойственно ограниченное по времени хранение информации (не более 30 секунд) и ограниченное по количеству удержание элементов (5-9 единиц). Информация поступает на кратковременное хранение с помощью сенсорных ощущений. Важным моментом, способствующим «отбору» материала, является направленность внимания человека на те или иные объекты.

При этом хранятся только актуальные на данный момент времени знания. После того, как эти знания утрачивают актуальность для человека, они, как правило, забываются или переходят в долговременную память.

Данный вид памяти особенно чувствителен к внешним воздействиям. Так, при любых отвлечениях человек может быстро забыть информацию, которую хотел запомнить.

Особенности кратковременного запоминания

Несмотря на то, что кратковременная память хранит данные относительно небольшой промежуток времени, она включает в себя важные процессы переработки получаемого материала:

  • кодирование . Чтобы определённый информационный блок попал в краткосрочное хранилище, он должен представлять непосредственную значимость для человека. Только значимая информация осознанно воспринимается и запоминается, пусть и на довольно короткий срок. К примеру, многие и не вспомнят дословно весь разговор с начальником, а воспроизведут лишь ту его часть, которая представляла ценность и смысл.
  • хранение . Единственная особенность хранения воспоминаний — ограничение удерживаемых в памяти объектов. Так, кратковременная память у детей способна одновременно хранить не более 5-6 элементов (цифр, слов, образов) одновременно. У взрослых же объём запоминаемых элементов составляет 7-9. Однако нужно принимать во внимание индивидуальные особенности запоминания.

В психологии одной из разновидностей кратковременной памяти считается оперативная память . Данный вид рассчитан на хранение конкретного материала в заранее известном временном диапазоне.

Оперативное запоминание во многом определяется значимыми для человека на тот или иной момент задачами. К примеру, оперативная память помогает школьникам запомнить материал к завтрашнему уроку, после чего информация может перейти на более длительное хранение или же вовсе вытесниться.

Что собой представляет долговременная память?

Данный вид памяти считается более надёжным хранилищем различной информации. В большинстве случаев она хранит сведения, имеющие для человека личный смысл или нашедшие в его душе эмоциональный отклик. Объём запомненного материала и время его хранения могут быть совершенно разными у всех людей.

Немного о генетике

Психология выделяет ещё один вид памяти, который принято относить к долговременной, — генетическая память . Она призвана хранить информацию о наших предках на подсознательном уровне. Учёные считают, что именно генетическая память определяет поведение человека, его характер и даже судьбу.

Некоторые специалисты считают, что данный вид запоминания ограничен возрастом до 2-3 лет. Однако другие исследователи полагают, что генетическая память хранит информацию в течение всей жизни человека. Более того, такой «след запоминания», пусть и подсознательный, является первоосновой понятия «долговременная память», которая заключается в длительном хранении ценной информации.

Взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти

Между этими понятиями существует тесная взаимосвязь. Те знания, которые представляют для человека особый интерес, переходят в долговременную память. А уже из неё затем периодически извлекаются необходимые информационные блоки, которые попадают в кратковременную память.

Взаимодействие этих видов памяти наблюдается постоянно и именно оно характеризует качество запоминания и усвоения определённых сведений, а также способность человека к извлечению и воспроизведению ранее полученных знаний.

Таким образом, долговременное и кратковременное хранение информации выполняют важные функции при запоминании и воспроизведении материала. Кратковременная хорошо поддаётся тренировке и развитию при выполнении специальных упражнений. Долговременная тоже может быть развита, но для этого требуется гораздо больше времени и усилий.

Независимо от того, с какой целью человек запоминает ту или иную информацию, она обязательно будет изначально храниться в кратковременной памяти. В дальнейшем данные либо утрачивают свою актуальность и вытесняются, либо переходят на долговременное хранение для того, чтобы в необходимый момент можно было их воспроизвести. Тем, кто желает развивать свою память, нужно постоянно упражняться в запоминании материала, способности воспроизводить его через некоторое время.

Автор статьи: Лапинская Людмила