Тема и идея их взаимосвязь в произведении. Контрольная работа Тема, идея художественного произведения. Основы литературоведения. Высшее педагогическое образование

Лекция 5. Идея, тема, композиция, сюжет и фабула художественного произведения.

1. Идея художественного произведения.

Идея (от греч. idea – первообраз, идеал) – основная мысль произведения, выражающаяся посредством всей его образной системы. Именно способ выражения отличает идею художественного произведения от научной идеи.

В мире литературы есть много способов, которыми авторы выражают свои эмоции или переживания. Некоторые авторы просто используют литературу, чтобы преподавать урок читателям или распространять информацию об определенной ситуации или проблеме. В большинстве случаев истории, которые авторы пишут, длинны и детализированы. Хотя есть люди, которым нравится все, что нужно объяснить должным образом даже с наименьшими деталями, которые были подчеркнуты, большинство людей предпочли бы более короткую версию, которая доставляет сообщение, предназначенное писателю.

Основной тезис высказываний об искусстве В.Г. Плеханова – «без идеи искусство жить не может» - и эту мысль он повторяет неоднократно, разбирая то или иное художественное произведение. «Достоинство художественного произведения, - пишет Плеханов, - определяется в последнем счете удельным весом того чувства, глубиной той идеи, которые оно выражает».

В дополнение к этому, когда знаменитые романы, написанные известными писателями, такие как «Великие ожидания» Чарльза Диккенса, должны быть включены в учебную программу начальной школы, невозможно включить роман как есть. Студенту начальной школы нелегко понять уровень литературы. Поэтому для сокращения текста используются определенные способы. Наиболее распространенным способом является использование сокращенной формы книги, которая представляет собой лишь более короткую версию книги, не теряя при этом смысла или сообщения.

В некоторых случаях требуется даже более короткая версия, и это подводит нас к основной идее и теме. Это одни из самых коротких версий, которые учат даже ученикам начальной школы. Основная идея - это то, что мы можем назвать общей идеей прохода или текста. Он очень тесно связан с темой этого отрывка и в некоторых случаях прямо указан в тематическом предложении текста. Обычно это происходит, когда мы рассматриваем короткие фрагменты текста. Более того, основная идея обычно исходит от сюжета, а также от персонажей сюжета.

Для просветительской литературы ХУ111 в. была характерна высокая идейность, обусловленная стремлением к переустройству общества на принципах разума. Одновременно развивалась и так называемая салонная, аристократическая литература «в стиле рококо», лишенная высокой гражданственности.

И в дальнейшем всегда в литературе и искусстве существовали и существуют два параллельных идеологических течения, иногда соприкасаясь и смешиваясь, но чаще разъединяясь и развиваясь самостоятельно, тяготея к противоположным полюсам.

Нетрудно определить основную идею сюжета; это может быть так же просто, как определить предмет данного параграфа или наиболее важную деталь или событие главы романа. С другой стороны, тема является центральной темой, которую имеет текст. Существуют две основные категории тем; тематическая концепция и тематическое заявление. Первое - это то, о чем читатели думают, что речь идет о работе, тогда как последняя - это то, что говорит произведение о предмете. Идентификация темы может быть очень простой; может быть даже возможно подвести итог всего одним словом, таким как любовь, предательство, смерть, страх и т.д. легко сказать, что тема включает в себя основную концепцию или урок, извлеченный из истории.

В этой связи чрезвычайно важной представляется проблема соотношения в произведении «идейности» и «художественности». Но даже выдающиеся художники слова далеко не всегда способны воплотить идею замысла в совершенную художественную форму. Чаще всего писатели, всецело «поглощенные» проведением той или иной идеи, сбиваются на обычную публицистику и риторику, оставляя художественную выразительность на втором и третьем планах. Это в равной степени относится ко всем жанрам искусства. По В.Г. Белинскому, идея произведения «является не отвлеченной мыслью, не мертвою формою, а живым созданием».

Например, если рассказ о человеке, который терпит неудачу в чем-то из-за того, что он не проявляет осторожность, тогда тема является всего лишь следствием небрежности. Очень важное различие между темой и основной идеей заключается в том, что основная идея истории может быть уникальной в большинстве случаев. Это означает, что основная идея истории дается только этой историей и будет уникальной в большинстве случаев, хотя и не всегда. В отличие от этого, тема никогда не бывает уникальной. Если тема - любовь, есть бесчисленные истории с одной и той же темой.

  1. 1. Тема художественного произведения .

Тема (от греч. thema) – то, что кладется в основу, основная проблема и основной круг жизненных событий, изображенных писателем. Тема произведения неразрывно связана с его идеей. Отбор материала, постановка проблем (выбор темы) диктуется теми идеями, которые хотел бы выразить в произведении автор.

Двигаясь дальше, основная идея может быть или не может быть прямо указана в тексте. Например, основная идея короткой истории может быть найдена в первом абзаце в качестве тематического предложения. Тема, однако, редко выражается в этой истории. Это выходит за рамки глав и параграфов. Чтобы понять эту тему, нужно прочитать и понять всю историю.

Основная идея - общая идея прохода или текста, она очень тесно связана с темой прохода и в некоторых случаях прямо заявлена ​​в тематическом предложении текста; тема - центральная тема, которую имеет текст - две основные категории тем; тематическая концепция и тематическое заявление. Основная идея обычно исходит от сюжета, а также от персонажей сюжета; тема зависит от всей истории, и сообщение передано. Основная идея истории в основном уникальна, тема редко уникальна. . Это не так просто, как кажется на этот вопрос.

Именно о такой связи темы и идеи произведения писал М. Горький: «Тема – это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно, и требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позыв к работе ее оформления».

Наряду с термином «тема» нередко употребляется и близкий к нему по смыслу термин «тематика ». Его применение указывает на то, что в произведение включает в себя не только основную, но и целый ряд вспомогательных тем и тематических линий; или темы многих произведений находятся в тесной связи с одной, или набором нескольких родственных тем, образуя обширную тематику одного класса.

Студент должен тщательно проанализировать контент, который был написан для синтеза, в двух словах, о чем идет речь. Название работы по завершению курса не одно, но многие люди все еще путаются в отношении этих двух элементов. Чтобы прояснить сомнения и назвать монографию наилучшим образом, рекомендуемый вариант должен быть очень конкретным и не оставлять пробелы в банке, чтобы поднимать вопросы. Учителя могут задаться вопросом, является ли название слишком всеобъемлющим и не соответствует предлагаемому анализу.

Тема - общая и макро-часть работы. Он обычно является всеобъемлющим и классифицирует ваше исследование в какой-то категории. Пример: ученик письма, который решает сделать монографию в книге «Воспоминания о сержоне милиции». Название может быть определено как более объективная и конкретная структура, которая четко определяет цель работы и ее делимитацию.

3. Сюжет художественного произведения.

Сюжет (от фр. sujet – предмет) – ход повествования о событиях, разворачивающихся и случающихся в художественном произведении. Как правило, любой такой эпизод подчинен основной или вспомогательной сюжетной линии.

Однако в литературоведении нет единого определения этого термина. Существуют три основных подхода:

Тем не менее, некоторые стратегии помогают вам комбинировать лучшие ключевые слова и создавать заголовок, который идет прямо в основу работы. В названии следует указать максимальную цель вашей работы по завершению курса. Поэтому, после определения темы и написания об этом, вы должны ответить на следующий вопрос: какая проблема обсуждалась, анализировалась или решалась с помощью этой работы?

Пример: анализ фигуры антигероя Леонардиньо. Синтезируйте, в двух словах, местоположение или ресурс, используемый для проведения исследования. В случае анализа персонажа Леонардиньо вы можете взять за основу литературу или назвать название произведения.

1) сюжет – это способ развертывания темы или изложения фабулы;

2) фабула – это способ развертывания темы или изложения сюжета;

3) сюжет и фабула не имеют принципиального различия.

Сюжет основывается на конфликте (столкновении интересов и характеров) между действующими лицами. Именно поэтому там, где нет повествования (лирика), там нет и сюжета.

Пример: «В мемуарах сержанта милиции» или «с точки зрения перехода от реализма к романтизму». Зная цель, место и ресурс, вы можете подготовить очень конкретный заголовок. Если это так, можно также сделать ставку на субтитры, которым предшествует двоеточие.

Пример: анализ фигуры антигероя в работе Воспоминания о сержоне милиции: побег из романтики. Поэтому старайтесь строить готовые научные статьи. Философы Просвещения все поставили проблему денег, связанных с вопросом счастья. В 18 веке произошли большие экономические изменения: деньги из недвижимости и аристократии постепенно были заменены деньгами, произведенными из торговли, сельскохозяйственного труда и неоперившейся промышленности. Вольтер, который очень хорошо знал, как сделать фрукты своими активами, мог только высказать свое мнение по этому вопросу в Кандиде.

Термин «сюжет» был введен в ХУ11 в. классицистами П.Корнелем и Н. Буало, но они были последователями Аристотеля. Аристотель же то, что именуется «сюжетом», называл «сказанием». Отсюда и «ход повествования».

Сюжет состоит из следующих основных элементов:

Экспозиция

Завязка

Развитие действии

Кульминация

Развязка

Деньги присутствуют во всей истории. Правительство оплачивает все. Поэтому все основано на разделении = миф о обществе без денег, недоступном идеале. Однако именно торгово-промышленная деятельность позволяет людям жить счастливо. Деньги, источник страдания.

Это за деньги, которые один борется: Кандид продает свою свободу сержантам-вербовщикам главы «Мы будем окупить вас, но мы никогда не потерпим, что такой человек, как вы, скучает по деньгам». Деньги = ловушка для наивного Кандида. Глава 19: Деньги превращают людей в жертв: негр из Суринама был продан его матерью работорговцам. Сначала он зарабатывает судьбу своих родителей около мистера вандердендура, который заставляет его работать на гроши: горькое разочарование раба: «собаки, обезьяны и попугаи в тысячу раз менее несчастны, чем мы».

Экспозиция (лат. expositio – объяснение, изложение) – элемент сюжета, содержащий описание жизни героев до того, как они начнут действовать в произведении. Прямая экспозиция располагается в начале повествования, задержанная экспозиция помещается в любом месте, но надо сказать, что современные писатели редко используют этот элемент сюжета.

Идея Вольтера понятна: деньги, честно заработанные работой, - это чистые деньги, которые порождают благородные чувства, вот щедрость. Глава 30: В конце своего пути герои поселяются в «саду», на самом деле маленькой земле, где каждый будет работать по своим способностям. «Маленькая земля привезла много».

Кандид был написан в период расширения коммерческой буржуазии и рациональной эксплуатации земли. Вольтер повторяет эту эволюцию в Кандиде. У денег есть все качества, когда они приобретаются на работе. Только в 19 веке деньги снова появились в своем отрицательном свете: отец Грандет, скупой, воображаемый Бальзаком и большими безумными промышленниками романов Золя.

Завязка – исходный, отправной эпизод сюжета. Она обычно появляется в начале повествования, но это не является правилом. Так, о желании Чичикова скупить мертвые души мы узнаем только в конце поэмы Гоголя.

Развитие действия протекает «по воле» действующих лиц повествования и авторского замысла. Развитие действия предваряет кульминацию.

Определение: пародия отвлекает текст, чтобы высмеять его. Читатель должен распознать пародированную работу и измерить разницу между моделью и утечкой. Каковы основные процессы пародии? Чтобы усилить тики писателя, обратить роль героев, ввести анахронизмы, перенести в другие места, в другое время, на карикатуру на персонажей пародийной работы.

Какие пародии присутствуют в Кандиде? Воинственный героизм высмеивается в эпизоде ​​войны между Абарасом и болгарами. Есть несколько пародийных следов «Тысяча и одна ночь», но эти рассказы мало используются. Традиционная сказка постоянно пародируется: воссоединения - это инверсия сказки: Кунегонд стал уродливым и проворным.

Кульминация (от лат. culmen – вершина) – момент наивысшего напряжения действия в произведении, его перелом. После кульминации наступает развязка.

Развязка – завершающая часть сюжета, окончание действия, где разрешается конфликт и выясняется, обнажается мотивация поступков главных и некоторых второстепенных героев и уточняются их психологические портреты.

Эльдорадо, с другой стороны, является архетипом сказки, которую Вольтер уважает и не пародирует. Общество 18 века - это мужское общество. За исключением нескольких аристократов или женщин среднего класса, которые живут в салонах, женщины сводятся к роли матерей и жен. Кандид, который в какой-то мере является показательным зеркалом этого общества, дает женщине девальвированный образ, даже если Кунегонд играет очень важную повествовательную роль.

Мужчина и женщина: разные судьбы. Все женщины испытывают физическую, социальную и моральную деградацию: Кунегонда, конечно, но и старая и Пакетт. Кандид знает его, а не деградацию, а ученичество. В то время как женщины теряют свою свободу, Кандид его, побеждает его. Единственное, что общего - это потеря их наивности: Кунегонде быстро отказывают.

Развязка иногда предваряет завязку, особенно в детективных произведениях, где для того, чтобы заинтересовать читателя и завладеть его вниманием, повествование начинается с убийства.

Другими вспомогательными элементами сюжета являются пролог, предыстория, авторское отступление, вставная новелла и эпилог.

Кандид будет понемногу, по его приключениям. Продажная женщина. Женщины - воплощение желания. В более общем плане именно их собственная чувственность лежит в основе их деградации: все они станут животными удовольствия. Существующие только по любви и любви, они больше не существуют, когда любовь исчезла, потому что Вольтер хочет показать нам, что любовь, как благородство или философия, является иллюзией: иллюзией социального продвижения, иллюзия физического и красоты. Женщина рассматривается как простой объект удовольствия: говоря о Пакетте, Кандид говорит монаху Жирофле: «У вас очень красивая девушка для вашего отдыха», в которой говорится, «что она поддерживает девочек».

Впрочем, в современном литературном процессе мы зачастую не встречаемся ни с развернутыми экспозициями, ни с прологами и эпилогами, ни с другими элементами сюжета, и даже порой и сам сюжет размыт, едва прочерчен, а то и вовсе отсутствует.

4. Фабула художественного произведения .

Фабула (от лат. fabula – басня, рассказ) – последовательность событий. Этот термин ввели древнеримские писатели, имея в виду, видимо, то же свойство повествования, о котором говорил Аристотель.

Женщина вдвойне жертва: к физическим страданиям добавляются моральные страдания, вызванные изнасилованиями и другими сексуальными злоупотреблениями. Баронессу изнасиловали и разрезали на куски. Кунегонду изнасиловали и «раскололи живот». Невинная Пакетт вынуждена проституировать себя. Женщины раскаиваются, унижаются, перемещают людей. Единственными «счастливыми» женщинами являются женщины-мусульмане, которые «духи борода».

Результат долгой эволюции. Первоначально сказка - устная история, которая довольно грубая и сатирическая, иногда замечательная. В 17-ом столетии: грубость исчезает, но чудесное возвращает свои права, и один переводит восточных рассказчиков. Изумительный является основным источником вольтарийской сказки, потому что факты представляются без всякой озабоченности правдоподобием с единственной целью выражения философской мысли. Но экзотика и вкус путешествий добавляются в этот кадр.

Впоследствии употребление терминов «сюжет» и «фабула» привело к путанице, разрешить которую практически невозможно, не вводя другие, уточняющие и объясняющие термины.

В современном литературоведении чаще используется трактовка соотношения и фабулы, предложенная представителями русской «формальной школы» и подробно рассмотренная в работах Г. Поспелова. Сюжет они понимают как «сами события», хронологически зафиксированные, тогда как фабула – это «рассказ о событиях».

Академик А.Н. Веселовский в работе «Историческая поэтика» (1906) предложил понятие «мотив », придавая ему значение простейшей повествовательной единицы, аналогично понятию «элемент» в таблице Менделеева. Комбинации простейших мотивов и образуют, по мысли Веселовского, сюжет художественного произведения.

5. Композиция (от лат. compositio – составление, связывание) – построение, расположение всех элементов формы художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие зрителем, читателем, слушателем.

Композиция бывает внутренней и внешней.

К сфере внутренней композиции относятся все статические элементы произведения: портрет, пейзаж, интерьер, а также внесюжетные элементы – экспозицию (пролог, вступление, предыстория), эпилог, вставные эпизоды, новеллы; отступления (лирические, философские, публицистические); мотивировки повествования и описания; формы речи героев (монолог, диалог, переписка, дневник, записки; формы повествования (пространственно-временную, психологическую, идеологическую, фразеологическую.

К внешней композиции относят деление эпического произведения на книги, части и главы; лирического – на части и строфы; лиро-эпического – на песни; драматического – на акты и картины.

О композиции, как и о других элементах сюжета художественного произведения, известно сегодня многое, но составить идеальную композицию удается далеко не каждому автору. Дело, очевидно, заключается не столько в том, чтобы «знать» как это делать, сколько в наличии таланта, вкуса и чувства меры художника.

6. Идейно-ценностная точка зрения.

Ценностный уровень художественного произведения зависит от системы идейного мировосприятия либо самого автора, либо от точки зрения действующих лиц. Зачастую оценка в произведении проводится с какой-то одной доминирующей точки зрения, подчиняющей себе все остальные.

Если же различные точки зрения противоречат друг другу, то возникает явление внутренней полифонии .

По Б.А. Успенскому, явление полифонии имеет следующие составляющие элементы: 1) наличие в произведении нескольких независимых точек зрения; 2) точки зрения должны принадлежать участникам действия; 3) точки зрения должны проявляться прежде всего в плане оценки, т.е. как точки зрения идеологически ценностные.

7. Языковая («фразеологическая») точка зрения.

Лингвистические средства выражения точки зрения, употребляющиеся для характеристики ее носителя (действующих лиц, героев произведения) могут быть такими: 1) стиль речи повествователя и 2) стиль речей героев (определяются мировоззренческой позицией и автора, и героев). Возможны также различного рода отсылки в тексте к той или иной точке зрения.

8. Пространственно-временная точка зрения.

Образы героев раскрываются наиболее полно в том случае, если совпадают пространственные и временные позиции и повествователя, и персонажей художественного произведения.

9. Психологическая точка зрения обнаруживается, когда повествователь опирается на то или иное индивидуальное сознание. (В «Идиоте» Достоевского рассказ о покушении Рогожина на Мышкина дан дважды – глазами самого Мышкина и повествователя, что помогает представить себе это событие с двух психологически различных точек зрения).

С психологической точкой зрения связан новый тип полифонии – полифония индивидуальных восприятий .

10. Пафос художественного произведения.

В переводе с греческого пафос – страсть, воодушевление, страдание. Эти три слова как нельзя лучше передают смысл того, что принято называть душой художественного произведения.

Термин стали применять еще античные риторы, позже из риторики он перешел и в поэтику. Аристотель считал, что хорошая речь должна быть «патетической», но не чрезмерно эмоциональной и призывал ораторов быть «ровными» и «не идти на поводу у страсти».

В эпоху романтизма к Аристотелю не прислушивались, ибо целью романтизма как раз и было культивирование страсти путем изображения ее бурных проявлений.

В русском литературоведении известна теория пафоса, разработанная В.Г. Белинским. «Искусство, - писал он, - не допускает к себе отвлеченных философских, а тем менее рассудочных идей: оно допускает только идеи поэтические; а поэтическая идея это не силлогизм, не догмат, не правило, это – живая страсть, это – пафос».

В понятие «пафос» в различные эпохи вкладывался и неодинаковый смысл, но при этом современные исследователи (Г. Поспелов) различают несколько видов пафоса.

Пафос героический – «воплощение в действиях отдельной личности...»; пафос драматический , возникающий под воздействием внешних сил, угрожающих желаниям и стремлениям персонажей; пафос трагический состоит в изображении неразрешимых противоречий между требованиями жизни и невозможностью их осуществления; пафос сатирический, сентиментальный и романтический пафосы.

За последние годы понятие о пафосе почти вышло из употребления, так как современный литературный герой является «рефлектирующей личностью», и, как и его автор, чуждается открытого проявления чувств и маскирует их в лучшем случае иронией.

    Понятие темы, проблемы, идеи. Дать определение.

    Тематические группы. Привести примеры.

    Понятие тематики. Определить тематику рассказа И.Бунина «Антоновские яблоки»

    Анализ идейно-тематического содержания стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

    выделите в стихотворении основные части, характеризующие этапы лирического переживания;

    проанализируйте развитие темы, проблемы в каждой части: какие общественные явления отображены в данных образах? Каково эстетическое отношение автора к этим явлениям, как оно выражено? Как соотносятся между собой образы в каждой из частей и каков смысл этих соотношений?

    сопоставьте развитие содержания в каждой и частей: что в их повторяется, что изменяется?

    сделайте вывод об идее стихотворения.

Литература:

1.Учебники по Введению в литературоведение, по Теории литературы.

2.Скатов Н. «Ты проснешься ль, исполненный сил?» // Скатов Н. «Я лиру посвятил народу своему. – М., 1985. С.73-87.

Тема 5. Сюжет и фабула литературного произведения

    Проблема выделения сюжета и фабулы в литературоведении

    Сюжет как внутреннее и внешнее движение действия в произведении. Единицы сюжета и фабулы. Событие и ситуация. Ситуация и коллизия.

    Типология сюжетных схем: концентрические и хроникальные, их сочетание; внешние и внутреннее действия, их сочетание.

    Конфликт как основа сюжета. Основные элементы сюжета. Сюжет в лирике.

    Проанализируйте сюжет и фабулу рассказа А.П.Чехова «Тоска»

В каком порядке расположены события?

Есть ли моменты, в которых читатель остается в неведении относительно ряда событий?

Как распределяются в произведении описание, повествование, диалог, монолог?

Опишите сцепления образов в рассказе.

4. Специфика лирического сюжета.

5. Сделать конспект следующих работ:

    Выготский Л. С. "Легкое дыхание" // Выготский Л. С. Психология искусства. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 186-207.

    Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. – СПб. : Искусство-СПб.,1998. С.221-229, 264-269

    Эйхенбаум, Б. М. Как сделана "Шинель" Гоголя // Эйхенбаум Б. М. О прозе. О поэзии: Сборник статей. - Л. : Художественная литература. Ленинградское отделение, 1986.

Литература:

    Введение в литературоведение: Учебное пособие для высш. уч. заведений / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек; Под ред. Л. В. Чернец. – Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Высшая школа, 2004. С. 381-393.

    Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Т. 2. Роды и жанры. - М. : Изд-во АН СССР, 1964. С. 406-450.

    Томашевский Б. В. Теория литературы: Поэтика: Учебное пособие для ВУЗов по направлению «Филология», специальностям «Филология» и «Литературоведение». – М. : Аспект-Пресс, 2003. С. 175-206.