Педагогический прикорм — основные правила и принципы. Вот, собственно, что я начиталась про пед.прикорм

По мере взросления грудничка, его потребности в пище претерпевают существенные изменения. В среднем, начиная с 6-8-месячного возраста, меню крохи перестает ограничиваться одним лишь материнским молоком – приходит время введения первого прикорма. И если до недавних пор большинство мамочек отдавали предпочтение традиционной схеме введения первого прикорма, в соответствии с которой в рацион малыша последовательно включались определенные продукты питания, то сегодня молодые родители все чаще делают выбор в пользу педагогического прикорма.

Под педагогическим прикормом подразумевается схема, в соответствии с которой малышу предлагается попробовать все то, что ест его семья.

Разумеется, в этом моменте тоже есть свои ограничения, ведь организм грудничка способен усвоить далеко не каждый продукт – об этом будет отдельно рассказано далее.

При использовании методики педагогического ведения прикорма, каждый продукт предлагается ребенку в очень маленьком количестве. Если малышу понравится новое лакомство и его организм отреагирует на подобные изменения рациона без неблагоприятных проявлений, дозу можно будет постепенно увеличить до 2-3 чайных ложек.

То есть главная задача педагогического прикорма – позволить малышу познакомиться с новыми для него продуктами. Ребенок должен научиться есть самостоятельно, без давления и прочих «отягощающих» факторов. Если все пройдет хорошо, уже к возрасту 1-1,5 лет у крохи сформируются собственные гастрономические пристрастия и она сможет есть взрослые блюда с большим удовольствием.

Первой едой человека, равно как и любого другого представителя класса млекопитающих, является не бутерброд, мясо, крупа, рыба и т.п., а материнское молоко. Однако в среднем по достижению ребенком 6-8-месячного возраста, в его гастрономических предпочтениях отмечаются существенные изменения.

Именно с этого момента обычно и вводится первый прикорм. Средним возрастом, по достижению которого малыша начинают знакомить с новой пищей, как уже отмечалось, является 6-8 месяцев, но это лишь усредненный показатель, т.к. на практике подходящее время может существенно меняться в зависимости от разнообразных индивидуальных особенностей растущего организма.

Термин введения, месяцы Объем в зависимости от возраста (6 мес.) Объем в зависимости от возраста (7 мес.) Объем в зависимости от возраста (8 мес.) Объем в зависимости от возраста (9 мес.) Объем в зависимости от возраста (10-12 мес.)
Овощное пюре, г 6 50-100 150 170 180 200
Молочно-крупяная каша, г 6-7 50-100 100-150 150 180 200
Молочно-злаковая каша, г 7-8 50-100 100-150 150 180 200
Фруктовое пюре, мл 6 40-50 50-70 50-70 80 90-100
Сок (фруктовый, ягодный, овощной), мл
6 30-50
50-70 50-70 80 100
Кисломолочные продукты, мл 8-9 - - 50-100 100-150 150-200
Творог, г 6,5-7,5 5-25 10-30 30 30 50
Яичный желток, шт 7,0-7,5 - 1/8 – ¼ ¼-1/2 1/2 ½-1
Мясное пюре, г 6,5-7 5-30 30 50 50 50-60
Рыбное пюре, г 8-10 - - 10-20 30-50 50-60

Важно понимать и тот факт, что пищеварительная система не может моментально переключаться между разными режимами, поэтому резко отрывать ребенка от груди и переводить на другие продукты – не только бессмысленно, но и опасно. Прикорм должен вводиться плавно, осторожно и постепенно. В месяц малышу разрешается предлагать максимум 3-4 новых для него продукта.

Возраст Способ приготовления пищи Частота кормлений Количество в каждый прием пищи
С 6 месяцев Жидкая каша, тщательно протертые овощи, мясо, фрукты 2 раза в день плюс частое кормление грудным молоком 2-3 полных столовых ложки
7-8 месяцев Протертая пища 3 раза в день плюс частое кормление грудным молоком Постоянно увеличивать до 2/3 250 мл чашки в каждый прием пищи
9-11 месяцев Мелко порезанная или протертая пища, а также пища, которую ребенок может взять рукой 3 кормления плюс одна закуска между приемами пищи плюс кормления грудным молоком 3/4 250 мл чашки в каждый прием пищи
12-24 мсяца Обычная пища для всей семьи, порезанная или протертая при необходимости 3 кормления плюс две закуски между приемами пищи плюс кормления грудным молоком Полная 250 мл чашка

Главная цель педагогического прикорма, как отмечалось, вовсе не в том, чтобы позволить ребенку насытиться – главной едой для него по-прежнему остается молоко мамы. Прикорм же вводится с той целью, чтобы желудочно-кишечн ый тракт крохи постепенно привыкал к еде, с которой ему предстоит встречаться в дальнейшем, по мере взросления.

Многие мамы с долей объективного недоверия относятся к методике педагогического прикорма, ведь ребенок может поперхнуться кусочком твердой еды, либо же у малыша может возникнуть аллергия и т.д.

Мнения же квалифицированны х специалистов на этот счет разделились. К примеру, известный доктор Комаровский считает, что потенциальной опасности для детского организма педагогический прикорм не представляет. Однако если сравнивать с уже отработанной и известной миллионам мам схемой, в соответствии с которой ребенок каждую неделю знакомится с новым продуктом в безопасной и удобной для восприятия форме, например, в виде пюре или сока, методика педагогического прикорма выглядит несколько экстремальной.

Ввиду этого каждый родитель должен самостоятельно определиться, что лучше, безопаснее и полезнее для его ребенка.

Когда именно вводить первый прикорм?

Ранее отмечалось, что детей начинают кормить взрослыми продуктами в среднем с 6-8-месячного возраста, однако рекомендованное значение может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. В целом же 6-месячный возраст является минимально допустимой границей. А чтобы понять, что ваш кроха уже готов к началу процесса перехода на взрослую еду, ознакомьтесь со сведениями, приведенными в следующей таблице.

Таблица. Признаки готовности ребенка к получению прикорма

Признак Пояснения
Возраст Не менее полугода.
Разрешение врача Прежде чем пробовать вводить прикорм, предварительно проконсультируйтесь с педиатром, ведущим вашего ребенка с момента его рождения.
Физиологические признаки Таких признаков несколько, а именно:
- малыш хорошо прибавил в весе – не менее чем в 2 раза по сравнению с весом при рождении;
- ребенок умеет самостоятельно держать голову, может садиться без сторонней помощи;
- малыш научился вытягивать губы. Этот момент можно проследить, дав ребенку грудь для кормления;
- ребенок отворачивается, если он не голоден;
- у ребенка исчезла рефлекторная склонность к выталкиванию пищи изо рта языком.
Пищевой интерес Малыш начал активно интересоваться едой взрослых, выражая желание тоже ее попробовать.

Таким образом, ни советы подружек, ни рекомендации на баночках всевозможного детского питания не являются ориентирами для определения оптимального времени введения первого прикорма. Следите за состоянием своего ребенка, и вы сами все поймете.

Замыкающим критерием, при появлении которого ответ на вопрос возможности введения прикорма становится безоговорочно положительным, является повышение физической активности ребенка. Если грудничок стал легко и часто переворачиваться, самостоятельно садиться или даже пытаться вставать, его потребность в калорийности пищи увеличится. В результате малышу станет крайне сложно получать необходимую энергию из материнского молока, и вопрос необходимости введения прикорма решится сам по себе.


Вопрос подходящего времени введения прикорма решен. Пришло время рассмотрения не менее важной задачи – выбора оптимального меню. Соки, пюре, протертое мясо, каши – вариантов множества. И, как вы, наверное, догадались, однозначного ответа на вопрос о предпочтительнос ти каждого из пунктов приведенного перечня, никто дать не может – рацион питания различается в зависимости от традиций каждой страны, культуры и даже отдельной семьи.

Что касается наших соотечественнико в, то знакомство с новыми продуктами в младенчестве у большинства из них начиналось с нижеперечисленны х блюд:


Важно! Если вы решили начать прикорм с каши, готовьте ее строго из одного злака. Требование актуально и в отношении детских пюре: строго один овощ или фрукт. Получать многокомпонентны е блюда ребенку пока рано.

Прикорм давайте пробовать перед основным приемом пищи, т.е. сначала, к примеру, пюре, а затем – материнское молоко. Постепенно долю прикорма нужно увеличивать, а молока уменьшать.

Что касается новых продуктов, их специалисты советуют давать пробовать не ранее чем через неделю после знакомства малыша с предыдущим блюдом. В целом же расширять рацион специалисты рекомендуют, когда один из приемов пищи в виде материнского молока полностью заменится на прикорм. К примеру, вы решили по вечерам кормить ребенка молочной кашей. До тех пор, пока каша в составе ужина не «вытеснит» молоко мамы, вводить в прикорм новый продукт не рекомендуется.

Вводим прикорм: самые главные правила

Чтобы переход на взрослую пищу прошел максимально успешно и безопасно, запомните несколько простых правил и строго соблюдайте их в будущем.

Во-первых, не пытайтесь вводить прикорм, пока ребенок не перешагнет полугодовалый возрастной рубеж. Даже если внук вашей соседки по ее рассказам уже в 4 месяца во всю наслаждается кашей, не спешите следовать ее примеру: до 6 месяцев в получении чего-либо кроме материнского молока у детей потребности нет.

Во-вторых, не нужно пробовать вводить прикорм, когда ребенок к этому не расположен: малыш должен быть здоровым и пребывать в хорошем настроении. К примеру, если у грудничка начали резаться зубы, появилась какая-то подозрительная сыпь, насморк либо накануне ему делали прививку, с введением нового продукта в рацион лучше повременить до нормализации ситуации.

В-третьих, не вводите прикорм, если ребенок настойчиво от него отказывается. Помните: цель педагогического прикорма – позволить малышу познакомиться с едой самостоятельно, без давления и прочих подобных моментов. Не хочет грудничок есть какую-то из ваших каш – не запихивайте. Дайте ребенку прийти к этому самостоятельно.

Домашнее или магазинное: что безопаснее?

Один из наиболее животрепещущих и важных вопросов. Что же все-таки безопаснее: еда, приготовленная самостоятельно либо готовые магазинные продукты в «баночках»? Дать однозначный ответ на вышеприведенный вопрос, разумеется, невозможно. На выбор конкретного варианта влияет множество разнообразных факторов, к примеру, экология в местности вашего проживания, доступность тех или иных продуктов, ваш образ жизни и т.д.

Прежде всего, отдавая предпочтение самостоятельному приготовлению еды для прикорма, подумайте: сможете ли вы гарантировать своему малышу действительно безопасное и качественное питание? Если, по вашему мнению, та же брокколи, которую вы запланировали сварить и дать попробовать ребенку, могла быть выращена в сомнительных условиях с применением разного рода химикатов, куда более целесообразным решением будет покупка специального детского питания от хорошего производителя.

Таким образом, быть абсолютно уверенным в безопасности самостоятельно приготовленных блюд для ребенка можно лишь в том случае, если ингредиенты для приготовления были выращены на собственной земле и под личным контролем.

В целом же руководствуйтесь здравым смыслом, будьте объективны и старайтесь давать своему ребенку исключительно качественную и максимально безопасную пищу.

Здоровья вам и вашему малышу!

Видео – Педагогический прикорм при грудном вскармливании

Вот нашла очень интересную статью про педагогический прикорм, я уже слышала о нем и причем много положительного. Кто-нибудь так пробовал?

Все, что написано в этой статье относится только к ребенку, находящемуся на грудном вскармливании, организованном естественным образом!

Когда же начинать прикорм ребенку на грудном вскармливании? Сейчас много мнений по этому вопросу. От некоторых врачей еще можно услышать рекомендацию начинать вводить яблочный сок,начиная с трех недель. Многие еще продолжают настаивать на введении пюре овощных, фруктовых и кашек с 3-4 месячного возраста. Встречается также мнение, что ребенка надо начинать прикармливать после появления первых зубов.

Консультанты по грудному вскармливанию рекомендуют начинать знакомство малыша с новой пищей только после появления у малыша интереса к ней. Такой прикорм называется педагогическим, потому что основная цель прикорма не накормить ребенка, а познакомить его с новой пищей, научить жевать, научить добывать еду не только из маминой груди. Примерно в полугодовалом возрасте малыши начинают проявлять интерес к содержимому маминой тарелки, и пытаются его попробовать, именно такое поведение и называется активным пищевым интересом и свидетельствует о готовности малыша к знакомству с новой пищей. Пищевой интерес малыша связан не с возникающим у него чувством голода, а с желанием подражать маме. Он хочет делать тоже, что и она, брать с тарелки какие-то кусочки и класть себе в рот.

Каковы же принципы введения прикорма при естественном вскармливании, если мама хочет следовать биологической линии поведения ребенка? Вот они:

Начинают знакомство малыша с введения микродоз (микропроб) продуктов, именно знакомство, без цели накормить ребенка какой-то порцией. Микродоза для мягкой пищи это примерно столько, сколько помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет, или на кончике чайной ложки. Для жидких продуктов - один глоток, наливается в маленькую чашку на донышко.

1. Ребенок может "за один присест" попробовать то, что ест мама и к чему он проявляет интерес в количестве до трех микродоз.

2. В руку малышу даются только твердые куски, от которых он сам много не отъест (твердые яблоки, морковки, кочерыжка, сушки и т.п.)

3. Микропробы даются в течение 3-4 недель. За это время малыш уже может перезнакомиться со многими продуктами, употребляемыми в его семье, и научиться пить из чашки.

4. Прикорм никогда не замещает прикладывания к груди! Ребенок может знакомиться с новой пищей до, после и во время грудных кормлений. Часто дети запивают микропробы маминым молоком.

5. Постепенно количество пищи увеличивают, позволяя ребенку съесть больше.

6. Маме необходимо сохранить у ребенка интерес к еде, сохранить желание пробовать. От полугода до полутора лет ребенок должен познакомится со всеми продуктами, которые едят в его семье. Чтобы сохранить желание пробовать, мама должна до 8-11 месяцев ограничивать пищевой интерес ребенка: если ребенок съел 3-4 чайных ложки одного продукта, и просит еще, ему надо давать что-то другое.

7. Со стороны введение прикорма должно выглядеть примерно так: малыш выпрашивает кусочки, и мама его оделяет, иногда. В такой ситуации ребенок всегда с удовольствием знакомится с новой пищей и не переедает.

8. Ребенок должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки (их должно быть много, т.к. они все время падают), своя тарелка появляется у ребенка тогда, когда он начинает есть отдельно, обычно после 8-11 месяцев. До этого возраста малыш может есть сидя у мамы на руках и из ее тарелки.

9. Если ребенок устал есть, потерял интерес, необходимо унести его из-за стола.

Введение прикорма ребенку требует определенных знаний и опыта. Никаких проблем не будет, если малыш здоров, находится на правильно организованном грудном вскармливании, и его маме показали, как вводить такой прикорм. Это действительно нужно показывать, как и все, что касается практики, например, грудного вскармливания и ухода за малышом. Если маме не показывала другая опытная мама, как начинать прикармливать малыша правильно, она может допускать какие-то ошибки, даже не подозревая о том, что она их делает. У некоторых мам все получается успешно. Это мамы, которым повезло. Как повезло, например, мамам, ни разу не видевшим, как кормить малыша грудью правильно, но сумевшим наладить кормление. Можно совершать ошибки, связанные не собственно с кормлением, а с поведением малыша за столом. Например, малыш некоторое время ест, мягко говоря, не очень аккуратно, предпочитает брать рукой еду, класть ее в ложку, и потом нести ее в рот. Многие мамы считают такое поведение недопустимым, отбирают у ребенка ложку и начинают кормить его. У малыша пропадает желание есть самостоятельно. Ребенку может очень нравиться какой-то продукт и он может требовать себе еще и еще и мама ему уступает, получая на следующий день расстройство пищеварения у малыша. При правильном введении прикорма самочувcтвие малыша не ухудшается, животик не “расстраивается”, он продолжает нормально развиваться. Если мама знает варианты нормального поведения малыша и адекватно их оценивает и вовремя корректирует при необходимости, из малыша никогда не вырастает ребенок, не умеющий себя правильно вести за столом, неаккуратный или с плохим аппетитом. К сожалению, то, что умели делать все женщины лет 150 тому назад, сейчас почти никто не помнит…

Признаки неправильно введенного прикорма: ребенок ест в течение некоторого времени очень хорошо, а потом отказывается пробовать и есть что-либо. Значит, ребенка перекормили, он переел. Выход из ситуации: дней 5 брать ребенка с собой за стол, ничего ему не предлагать, не давать и с аппетитом есть в его присутствии.

Очень часто мамы не справляются с введением прикорма как раз потому, что им очень хочется накормить малыша другой едой. В сознании современных мам прочно сидит убеждение, что грудное молоко по своему качественному составу не очень надежная жидкость и его необходимо дополнять другой пищей. Совершенно игнорируется тот факт, что молоко - совершенный продукт, созданный эволюцией именно для выкармливания человеческих детенышей, абсолютно полноценный по своей усвояемости и питательности. Исследованиями доказано, что раннее введение другой пищи ухудшает усвояемость питательных веществ из молока, а полноценно усваивать эти вещества из другой пищи ребенок начинает только после года. Пищевое поведение малыша - не искусственно придумано, а обусловлено особенностями развития его организма, прежде всего желудочно-кишечного тракта. Мамы должны помнить, что их задача не накормить ребенка едой, а познакомить его с ней и поддерживать в ребенке интерес к еде. Если вы хотите, что бы в будущем у малыша был хороший аппетит, никогда не старайтесь накормить ребенка после того, как он потерял интерес к процессу еды. Маме, потратившей полдня на изготовление пюре или открывшей готовую баночку, тяжело смотреть, как ребенок убегает, съев две ложки. Так и хочется его поймать, отвлечь книжкой, игрушкой или телевизором, лишь бы рот открывал. Не делайте этого! Малыш, имеющий возможность приложиться к маминой груди никогда не будет страдать от голода и жажды! Если грудное вскармливание организовано правильно, то все что ребенку нужно, он доберет из маминой груди.

Как же быть с кусочками пищи, если пища малыша не пюре, он же может подавиться?

Еду для малыша не надо измельчать, но начинать надо с маленьких кусочков-микродоз. Если ребенку дается что-то от чего он потенциально может откусить большой кусок, ребенок сидит у мамы на коленях и мама следит за ним и как только большой кусок откусывается, мама делает палец крючком и его отбирает изо рта. Ребенок активно учится и постепенно обучается жевать своими, пока еще, беззубыми челюстями, а потом и зубастыми.

Как быть, если малыш выплевывает даже совсем маленькие кусочки, или пытается их отрыгнуть, вместо того, чтобы глотать?

Многие дети именно так себя и ведут: неделю-две выплевывают все кусочки и периодически “давятся”, потом начинают выплевывать кусочки “через один”, половину - глотают, потом, наконец, начинают глотать все кусочки. Маме надо проявлять терпение и не настаивать. В тоже время ребенок обязательно должен наблюдать, как едят другие люди, не выплевывая кусочки.

Когда же прикорм перестает быть просто знакомством с новыми продуктами и начинает заменять кормления?

Грудное вскармливание и переход на пищу с общего стола - параллельные процессы. Замещений кормлений прикормами не происходит. Дело в том, что основные кормления из груди у ребенка 6-ти месяцев и старше связаны со снами. Малыши много сосут при засыпании на дневные и ночной сны, прикладываются к груди при пробуждении с дневных снов и утром, сосут ночью, особенно ближе к утру. А знакомство с прикормом и еда с общего стола происходят во время маминых завтраков, обедов и ужинов. Относительно большие порции еды ребенок ест уже в возрасте около года и старше. Но и в этом возрасте малыши часто могут запивать пищу молоком из груди. Витамины и прочие полезные вещества ребенок продолжает получать с грудным молоком в достаточных количествах и в оптимальных для усвоения формах, при условии, что его грудное вскармливание правильно организованно, а мама не испытывает недостатка в питательных веществах.

Как же быть с солью, сахаром, специями, и, возможно, вредными веществами (например, нитратами), содержащимися в пище взрослых, которую будет пробовать малыш? В детском питании всего этого нет, и поэтому оно может быть полезнее для малыша, чем еда с общего стола?

Пища действительно содержит соль, сахар, нитраты и многое другое. И детское питание содержит. Детское питание сделано так, что ребенок усваивает его без адаптации к продуктам, его составляющим. Нет адаптации пищеварительной системы ни к вкусу, ни к консистенции, ни к составляющим. Задача мамы не накормить ребенка другой пищей, что можно сделать детским питанием, а продолжить медленный процесс адаптации желудочно-кишечного тракта ребенка к другой пище. Эта адаптация началась тогда, когда ребенок начал глотать околоплодные воды, вкус которых изменялся в зависимости от питания матери, и продолжилась с началом питания грудным молоком, вкус и состав которого меняется не только в течение суток, но даже во время одного кормления, а питается мама не детским питанием. Пока ребенок ест маленькие количества пищи, он адаптируется к ее составляющим: и к соли, и к сахару, и к нитратам, а также к другим ее компонентам. А когда он будет съедать значимые количества пищи, он уже вполне будет способен со всем этим справляться.

Нужна ли ребенку дополнительная жидкость в связи с началом введения прикорма?

Основную жидкость малыш продолжает получать из грудного молока. Интересоваться собственно водой и питьем ребенок начинает обычно после года. Обычно малыш интересуется содержимым маминой чашки и пробует его, если налить ему в чашечку немножко питья, на донышко.

Как быть с ребенком старше года, не имеющим пищевого интереса? До года все попытки ввести прикорм не приводили ни к чему. Ребенок плакал, отворачивался, вплоть до рвоты. Сейчас ест очень плохо и не все, а только определенные виды баночного питания. Как приучить ребенка к взрослой пище и повысить аппетит?

Так, обычно, ведут себя дети, не видевшие, что и как едят другие люди. Часто так получается, если из кормления ребенка устраивают отдельный процесс и кормят его чем-то специальным.

Нужно перестать кормить ребенка отдельно. Необходимо сажать его за стол вместе со всеми, или хотя бы с мамой, не пытаться кормить. Всем должно стать безразлично, ест ребенок или нет, по крайней мере, необходимо "делать вид" что это так... Пусть несколько дней смотрит, как едят другие члены семьи. Если начинает просить что-то пробовать - давайте. Наложить в тарелку то же, что и всем. В присутствии малыша необходимо есть с аппетитом. Не пытайтесь отвлечь телевизором, книжками или игрушками. Не ругайте, и не наказывайте, если ребенок что-то разольет или размажет, сразу уберите и демонстрируйте, что все едят аккуратно.

Если малышу почти 5 месяцев, он очень интересуется любой едой, смотрит всем в рот и требует пробовать, можно ли сейчас вводить ему педагогический прикорм?

Малыш - развитой и любознательный ребенок. Ему очень хочется делать с едой то же, что и его мама. Но надо помнить, что желудочно-кишечный тракт ребенка, в не полные 5 месяцев, еще не очень-то готов к знакомству с другой пищей. Ферментные системы только-только начинают созревать. Ситуация в кишечнике сейчас стабильна, вмешиваться в нее раньше времени довольно опасно. Задача мамы - защитить эту стабильность от преждевременных вмешательств. Пищевой интерес у малыша такого возраста следует ограничивать, проще говоря, уносить его из кухни и не есть в его присутствии. Если такой совет не очень нравиться, можно что-то делать, но только на свой страх и риск. Мы уже встречались с ситуацией, когда мама, даже знающая, как правильно вводить прикорм, проявляет нетерпение и в результате которого ребенок получал срыв в пищеварительной системе, с которым приходилось долго потом бороться. Если у мамы есть возможность вводить прикорм под очным руководством консультанта по грудному вскармливанию (оптимальный вариант), тогда возможно будет это делать с 5,5 месячного возраста. Если действовать можно только самостоятельно, вводить прикорм раньше, чем малышу исполнится полгода, не рекомендуется.

Есть ли особенности в ведении педагогического прикорма, если малыш или его родители - аллергики?

Особенности, конечно же, есть. Такому малышу медленнее вводятся продукты, начиная с гипоаллергенных, количество прикорма увеличивают намного медленнее, чем обычно. Скорость введения продуктов можно охарактеризовать так: “один шаг вперед, два шага назад”. Мама должна соблюдать гипоаллергенную диету, исключая продукты, вызывающие у нее аллергию или любые другие неудобства. Маме, кормящей грудью, нельзя вводить новые продукты малышу на фоне обострения собственного заболевания. Все пробы продуктов надо заканчивать прикладыванием к груди. Необходимо вводить не больше одного продукта в день и следить за реакцией малыша на него в течение, как минимум, 3х дней.

Почему малыши, питающиеся детским питанием, в 7-8 месяцев могут съедать по 100-200г пюре или каш, а дети, начинавшие с педагогического прикорма, так не делают?

Ребенок второго полугодия жизни ест мало потому, что он пока не хочет наедаться. Он только подражает маме в ее действиях. Наедается он молоком. Возможно, в человеческом детеныше есть генетически заложенный механизм, не позволяющий ему есть много в этом возрасте. Еще пару тысяч лет назад ребенок, наверное, получил бы большие проблемы в пищеварительной системе, если бы ему скормили 100г мяса дичи, принесенной папой с охоты. Другое дело, что тогда никому бы в голову не пришло так поступить с ребенком. Даже нашим прабабушкам, 100 лет назад, готовившим еду на семью из 5-10 человек на печке или дровяной плите не приходило в голову (и не было возможности), с одной стороны, кормить ребенка чем-то специально приготовленным отдельно от всех, а с другой стороны, и в мыслях не было дать малышу побольше общей каши или супа, что бы наелся... Детское питание сделано так, что ребенок может съесть его много. И любого малыша можно им накормить, вот только нужно ли? Есть дети, которые до поры до времени едят эту "детскую пищу" много и с удовольствием, правда, большинство из них приходится в процесс кормежки развлекать, чтобы рты открывали. Многих развлекать в процессе еды приходится довольно долго, некоторых - до подросткового возраста. Часто встречается ситуация, когда ребенок, евший с удовольствием и много, до года - года с небольшим, став старше, начинает отказываться от еды и превращается в малоежку, кормить которого для родителей просто пытка. Еда таких детей совершенно не интересует. Есть, конечно, дети, которые относительно "благополучно" минуют этап детского питания. "Благополучно" поставлено в кавычки, т.к. сейчас только начинают изучаться долговременные последствия введения ребенку больших количеств детского питания тогда, когда он биологически к такой нагрузке не совсем готов, результаты будут не скоро...

Все мамы когда-нибудь да задумываются о прикорме. Многие продвинутые мамочки слышали такое выражение, как педприкорм. Сегодня сайт для мам сайт подробно расскажет о том, как организовать педприкорм со своим ребенком.

Что такое педприкорм?

Начнем с самого простого: что такое «педприкорм» отличается от привычного всем прикорма пюрешками (педиатрического прикорма)?

Был особенно популярен во всем мире в прошлом веке, да и теперь не сдает своих позиций. Все мы знаем, что детские творожки и пюре – та еда, с которой мы знакомим ребенка в первую очередь. Ребенка отдельно от всех сажают в высокий стульчик и кормят с ложечки. Основная задача такого прикорма – быстро перевести ребенка на взрослую еду, заменив ею большую часть (а то и все) кормления грудью. Поэтому ребенка активно кормят. Схему введения прикорма в виде таблички с возрастом ребенка, продуктами, и граммами вам выдаст любой педиатр, да и поиск в интернете.

В отличие от педиатрического, педприкорм (педагогический, или естественный прикорм) организован совсем по-другому. Все питательные вещества ребенок по-прежнему получает из грудного молока, но после появления у ребенка пищевого интереса мама дает ему крохотные кусочки еды из своей тарелки. Перед мамой не стоит задачи впихнуть в ребенка «столько-то граммов», она просто знакомит ребенка и его организм со своей едой.

Чем хорош педприкорм

Педприкорм – прикорм для ленивых мам!

  • Не нужно готовить ребенку еду отдельно от себя
  • Не нужно тратиться на дорогое детское питание
  • Не нужно беспокоиться, что ребенок не поел, и теперь останется голодным, и вообще не вырастет
  • Не нужно трепать себе нервы, что ребенок не съел пюре, на приготовление которого вы угробили полдня и кило продуктов

Кроме того, педприкорм полезен для детей:

  • Ребенок получает микродозы взрослой еды, которые ему гораздо легче переварить с помощью ферментов, которые он получает из материнского молока.
  • Ребенок сразу учится жевать и глотать, и вообще обращаться с кусочками пищи (если кусочек слишком большой, выплюнет)
  • Мусоля кусочки пищи во рту, ребенок пропитывает их слюной, что способствует их дальнейшему перевариванию.
  • У ребенка формируется здоровое отношение к еде и в дальнейшем нет проблем с аппетитом (не переедает, меньше проблем с пищеварительной системой).
  • Ребенок учится самостоятельно есть.

Когда уже можно вводить педприкорм

  • Готовность желудочно-кишечного тракта. У ребенка начинают вырабатываться ферменты для переваривания взрослой пищи. Это проявляется тем, что при попадании в организм ребенка взрослой еды, у него нет отрицательных реакций (учащение или урежение стула, вздутие живота, рвота и аллергические реакции). Кроме того, с выработкой ферментов кал ребенка приобретает неприятный запах, как у взрослых.
  • Готовность головного мозга. Проявляется возникновением пищевого интереса. Ребенок внимательно следит, как кусочки еды исчезают во рту родителей, тянет ручки к еде. Если ребенка можно отвлечь от еды, дав ему ложку или салфетку, это еще не пищевой интерес, а если ребенок четко нацелен именно на еду, и салфетка его не устраивает, можно смело начинать педприкорм.

Как организовать педприкорм?

Организация педприкорма – дело несложное, но, как и организация педиатрического прикорма, отмечает сайт для мам сайт, может потребовать от мамы некоторой самоотверженности и терпения.

  • Каждый раз садясь есть, мама берет с собой за стол ребенка. Поэтому начать лучше с простой еды, с которой она сможет справиться одной рукой (если это кусок мяса, заранее порезать его на кусочки). Кроме того, желательно чтобы на тарелке не было ничего такого, чего мама не могла бы дать ребенку (повод для мамы перейти на здоровую пищу).
  • За столом не должно быть ничего отвлекающего от процесса еды: ни телевизора, ни интернета, ни книг. Ребенок не должен ни на что отвлекаться, тогда снижается риск того, что он подавится, а кроме того, не отвлекаясь, мама сможет внимательнее следить за ребенком и помочь ему, если он откусил слишком большой кусок, или поймать чашку, летящую на пол.
  • Если что-то упало на пол, мама не обращает на это внимания до конца еды. Иначе начнется веселая игра «в собачку»: я кидаю, а мама приносит.
  • Мама-правша сажает ребенка к себе на левую коленку, максимально придвигая его к столу (чтобы если еда будет падать, падала она на стол). Если ребенок еще не сидит, его устраивают на коленях полулежа, придерживая левой рукой. Обе руки ребенка должны быть свободны.
  • Тарелку с едой мама-правша ставит справа от себя так, чтобы ребенок не мог ее достать.
  • Вся еда на тарелке – мамина. Мама ее ест сама, но если ребенок активно просит, она дает маленькие кусочки пищи (микродозы) ребенку. Мама в любой момент может забрать у ребенка еду, в частности, согнув указательный палец крючком, выгрести изо рта ребенка слишком большой кусок, если считает нужным.
  • Чтобы познакомить ребенка с напитками, лучше всего подойдут небольшие пиалообразные чашки (желательно, одинаковые у мамы и ребенка). Если ребенок просит пить, ему дается чашка, в которую налита чайная ложка жидкости, и возможность самостоятельно донести ее до рта. Если вода пролилась, мама вытирает со стола и наливает еще каплю воды, а если ребенок вылил воду целенаправленно, или бросил чашку, больше в этот раз он не получает ни чашки, ни воды.
  • Подозрительные продукты (на которые у мамы аллергия, или на которые ребенок реагировал через грудное молоко) лучше давать в первой половине дня, чтобы проконтролировать реакцию ребенка.
  • По мере освоения ребенком навыков питания, он постепенно переселяется на соседний с мамой стул (можно в детский стульчик), и получает в свое распоряжение отдельную тарелку, на которую мама выкладывает кусочки еды из своей тарелки, а также ложку, а позже и вилку.
  • Если ребенок ест руками, не стоит акцентировать на этом его внимание. Но если он начал есть ложкой или вилкой, обязательно обрадуйтесь и похвалите: «молодец, кушаешь ложкой, как мама!»
  • Если ребенок потерял интерес к еде и начал баловаться – немедленно заберите у него еду и отпустите его на пол.
  • Мама не предлагает ребенку еду, и тем более, не уговаривает его, если он не хочет есть. Ребенок должен быть заинтересован в получении еды больше мамы, прямо-таки добывать себе кусочки.
  • Ребенка также может прикармливать папа, бабушка или другой родственник, но прежде чем дать ребенку кусочек пищи, нужно спросить маму, можно ли. Это нужно, чтобы в дальнейшем ребенок меньше ел без вашего ведома. Это особенно актуально, если у ребенка появится аллергия на какие-либо продукты.

Педприкорм в цифрах

Всем мамам, особенно молодым и неопытным, придают уверенности конкретные цифры. Конечно, введение педприкорма подразумевает отсутствие четко регламентированных сроков, продуктов и доз. Тем не менее, вот основные закономерности.

  • 5,5-6 месяцев – возникает пищевой интерес
  • До 1,5 лет – ребенок и мама едят одну пищу (ребенок ест то же самое, что и мама)
  • Микродоза – объем пищи, умещающийся на кончике ложки, или между подушечками большого и указательного пальцев мамы, или глоток жидкости
  • До 5 видов продуктов – можно дать ребенку за один прием пищи
  • До 3 микродоз – одного продукта за прием пищи
  • 3-4 недели – даются микропробы нового продукта, мама следит за реакцией ребенка
  • 2 чайные ложки – максимальный объем пищи, съеденной ребенком младше 8 месяцев за один прием
  • 2 столовые ложки – максимальный объем пищи, съеденной ребенком старше 8 месяцев за один прием
  • После 12-14 месяцев объем съеденного мы не контролируем, ребенок знает свою норму сам
  • С 9 месяцев до 1 года 4 месяцев – усваиваются продукты, богатые белками
  • После 1 года – начинается полноценное усвоение пищи, отличной от грудного молока

И главное, необходимо помнить, что, практикуя педприкорм, мы кормим ребенка грудью, желательно после каждого приема пищи. Все питательные вещества для роста и развития ребенок по-прежнему получает из грудного молока. Мы же создаем ребенку такие условия, в которых он бы научился кормить себя сам взрослой едой.

— А вы что, кормите своего ребенка чипсами?! А почему он пюре не ест?!

Каждый день родителям, которые выбрали педагогический прикорм, приходится сталкиваться с каверзными вопросами и бороться с заблуждениями окружающих людей. Мы собрали 8 наиболее распространенных ошибочных мнений других родителей и подготовили комментарии к ним.

Методика педагогического прикорма позволяет легко и безопасно подготовить малыша к приему обычной взрослой пищи. Знакомство с новой едой начинается с того, что малышу дают пробовать продукты, которые кушает сама мама. При этом родители учитывают пищевой интерес ребенка. Педприкорм не исключает кормление грудью и не требует соблюдения определенного порядка и норм ввода новых продуктов.

Итак, если вы уже начали или собираетесь начать педагогический прикорм, ознакомьтесь с мифами, с которыми вам придется столкнуться.

1. «Малыш непременно подавится»

Если соблюдать несложные правила, такого не случится. Педагогический прикорм начинается с микродоз. Порцию размером с рисинку мама дополнительно еще и разминает, чтобы малыш мог безопасно познакомиться с новыми консистенциями и вкусами. Ребенок учится прожевывать пищу, и размер порций можно постепенно увеличивать.

2. «Можно давать малышу любую еду, с любого возраста»

Начинать педприкорм можно, когда ребенок уже может сидеть с минимальной поддержкой взрослого и уверенно . Это происходит примерно в 6 месяцев. Как правило, к этому времени у малышей уже угасает рефлекс выталкивания языком, и они активно интересуются пищей.

Что касается набора продуктов для педприкорма, здесь нужно включить здравый смысл. Ребенку можно давать далеко не все! Под запрет попадает пища, которая с большой долей вероятности может вызвать аллергическую реакцию. Это мед, экзотические морепродукты, коровье молоко, арахисовое масло и другие. Также нужно исключить полуфабрикаты, фастфуд, сладости и соусы.

3. «Педприкорм подходит исключительно для грудничков»

Такое мнение – ошибочно. Педприкорм можно успешно применять на смешанном или искусственном вскармливании. Учесть нужно тот факт, что маленькие порции «взрослой» еды не заменят грудное молоко или смесь, которые являются основным питанием малышей до года. Не нужно также пытаться насильно накормить ребенка блюдами, которые ему не нравятся, а вам кажутся полезными. Кушать каши, пюре и супы малыши должны с удовольствием.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

4. «Такой вид прикорма — для ленивых мамочек»

Как и другие составляющие воспитания ребенка, педагогический прикорм отнимает у мам много сил и терпения. Вряд ли ленивая мама сохранит железную выдержку, когда нужно 4 — 5 раз в день брать ребенка за стол и терпеливо разделять пищу на крошечные порции и давать их малышу. А после трапезы еще придется наводить порядок на столе. При этом маме нужно успевать отражать атаки бабушек и других родственников, которые уверены, что малыша следует кормить больше.

5. «С педприкормом ребенок не наестся, как следует»

Грудное молоко или смеси составляют около 90% рациона малыша до года и покрывают потребность в витаминах и калориях. Поскольку дозы «взрослой» пищи мамы постепенно увеличивают, к 12 месяцу порции еды для ребенка становятся больше, по сравнению с теми, которые были в самом начале педприкорма.

6. «Нужно выбирать между пюре и прикормом. Мешать нельзя!»

Педагогический прикорм мамам удается грамотно сочетать с педиатрическим. Дома можно кормить ребенка блюдами с общего стола, а в гости или в поездках — готовое питание.

Мнение о том, что у крохе формируется определенный тип пищеварения («для пюре» или «для кусочков») – ошибочное. Кроме того, на общем столе малышу неминуемо встретятся полужидкие блюда – крем-супы, йогурты, протертые фрукты.

7. «Давать ребенку на пробу можно только один новый продукт в день»

За каждым приемом пищи в день ребенку можно дать попробовать 3 новых продукта. Например, сначала малыш съедает микропорцию картофеля, затем — микропорцию вареной курицы, и после этого — микродозу сыра. И родители должны быть готовы к тому, что у малышей есть свои вкусовые предпочтения, которые могут отличаться от их собственных.

8. «Педагогический прикорм приведет к невоспитанности»

На самом деле, в процессе педприкорма ребенок учится правильно вести себя за столом. Он кушает вместе со всеми членами семьи, пробует и вилкой, привыкает к определенному распорядку приема пищи. Как только ребенок дает понять, что он наелся, или начинает баловаться, родители выпускают его из-за стола.

А какими еще мифами о педприкорме вы можете дополнить наши?

Доктор Комаровский и перинатальный психолог Ксения Соловей выяснят, что такое педагогический прикорм и в чем конкретно он состоит, а также назовут его плюсы и минусы:

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Пора дать ему попробовать взрослую пищу, то есть начинать вводить прикорм. Важно различать исследовательский интерес ребенка к взрослой пище и собственно пищевой интерес. Ребенку может быть и в четыре месяца интересно, что ест мама, но из чистого любопытства. Раньше шести месяцев о прикорме думать не стоит, а вот позже можно, хотя затягивать с его началом также не следует. Если сильно затянуть с началом прикорма и не давать ребенку взрослую пищу, когда он хочет - он может надолго утратить к ней интерес.

Под «прикормом» понимается постепенное введение в рацион грудного ребенка другой пищи, помимо грудного молока. Различают два основных вида прикорма: педиатрический и педагогический. При педиатрическом прикорме ребенку по определенной схеме в течение 4-5 дней предлагают один и тот же продукт, порцию которого с каждым разом слегка увеличивают. Если на этот продукт у ребенка нет аллергии, то его вводят в рацион и т.д. Ребенку еда готовится и покупается отдельно от взрослых, также чаще всего его кормят отдельно от других членов семьи, чтобы он не видел и не просил «взрослой» еды. Педагогический прикорм (сокращенно - педприкорм) - это прикорм ребенка с общего стола микродозами, с целью ознакомить его с разными продуктами, чтобы он научился жевать и вести себя за столом. Этот вид прикорма идеально подходит детям на грудном вскармливании.

Ребенок готов к прикорму если он:

  • проявляет пищевой интерес;
  • хорошо сидит сам и умеет класть твердую пищу в рот;
  • здоров;
  • уже умеет глотать пищу;
  • стал чаще просить грудь.

Готовность к прикорму никак не связан с появлением у ребенка первых зубов. Цель его не в том, чтобы накормить ребенка, а в том, чтобы ознакомить его с новой пищей. Педприкорм не заменяет прикладываний к груди, так как порции пищи, которые ребенок получает, очень маленькие и не могут считаться полноценным приемом пищи. До года (иногда дольше) основной едой ребенка продолжает оставаться грудное молоко.

Желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) ребенка рассчитан на переваривание только кусков пищи, поэтому еду не нужно перемалывать: благодаря кусочкам ребенок учится жевать. Навыки жевания и глотания приобретаются только на практике, после исчезновения «рефлекса выталкивания», то есть в среднем после шести месяцев. Маленькие кусочки пищи облегчают работу желудка, не готового к большим нагрузкам после легкоусвояемого грудного молока, в переработке которого желудок почти не участвовал. Еда в виде твердого кусочка мало соприкасается со слизистой желудка и легче попадает в кишечник, в отличие от пюреобразной пищи.

Родители считают, что ребенку нужно давать пюре, так как желудку труднее переваривать куски и поэтому они выходят почти непереваренными. На самом деле, если организм ребенка еще не готов переварить какую-то пищу, то он и не будет ее переваривать независимо от того, в каком виде она была употреблена -в виде кусков или в виде пюре. Белковая и крахмалистая пища начинает понемногу перевариваться и усваиваться ЖКТ ребенка после девяти месяцев. Пища, богатая клетчаткой, в вареном виде усваивается после года и то частично, а в сыром - только после 4-х лет.

Если накормить ребенка пюреобразной пищей, то меньше заметно, что «вышло» то же, что и «вошло». Хорошо давать ребенку грызть яблоко или морковку (но только под присмотром взрослых!) потому, что с одной стороны это естественным образом очищает поверхность зубов от налета, а с другой - уменьшает боль при их прорезывании.

Основные правила введения педагогического прикорма:

  • прикорм начинают не раньше достижения ребенком шестимесячного возраста (но можно и немного позже);
  • основной едой ребенка первого года жизни остается грудное молоко;
  • если родители аллергики, то вводить пищу ребенку нужно начиная с гипоаллергенных продуктов;
  • в начале прикорма предлагать ребенку не более трех микропроб (микропорций) за один прием пищи;
  • никогда не заставлять есть насильно;
  • не нужно перетирать пищу в блендере (полезнее есть кусочками);
  • грудь можно давать и до, и после, и во время прикорма.

Правила прикорма для детей, пребывающих на грудном вскармливании и на искусственном вскармливании, различаются. Вышеперечисленные правила полностью подходят только для «грудничков». Они очень просты и легки в соблюдении: ребенку от полугода и старше предлагают еду, которую обычно едят взрослые члены семьи, но очень маленькими порциями. Он ест вместе со всеми, чтобы научиться вести себя за столом и не потерять пищевой интерес. Возраст 6 месяцев для начала прикорма обоснован минимально необходимым созреванием ЖКТ ребенка, для того чтобы он мог перерабатывать другую пищу, кроме грудного молока.

Микродоза (микропорция) - это такое количество мягкой пищи, которая помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет (как зернышко). Для жидких продуктов микродоза - это один глоток для ребенка. Именно такое количество жидкости или наливают в чашку, или дают ребенку с ложечки. Пока ребенок употребляет небольшие количества пищи, он адаптируется ко всем ее ингредиентам, поэтому, когда он перейдет на взрослую пищу, его организм окончательно будет готов к ее переработке.

Лучше если ребенок при принятии пищи будет сидеть у мамы на коленях - так она сможет давать ему попробовать то, к чему он тянется. Давать можно любую пищу, которую едят в семье, но, конечно, желательно, чтобы это была здоровая пища. Если в семье едят сосиски, то делиться с ребенком не стоит, но и не стоит ими его соблазнять. Если ребенок сначала ел хорошо, а потом перестал - прикорм был введен неправильно. Где-то родители допустили ошибку, придется ее исправлять. При этом на некоторое время прикорм необходимо прекратить.

В первый месяц прикорма лучше предлагать ребенку не больше чем три микродозы за раз, далее их количество можно увеличивать. Через месяц-другой, когда ребенок ознакомится со многими продуктами, ему можно дать отдельную тарелку и ложку, чтобы он учился ими пользоваться. Ребенку это будет очень интересно, хотя есть руками ему удобнее. А еще интереснее ребенку есть ту еду, которую он сам «добыл». Зная это, я иногда клала тарелку с едой на табуретку, но ничего не говорила ребенку. Он сам ее «находил» и пробовал. От самостоятельно добытой еды столько радости! Это, кстати, хороший способ пробудить аппетит у того малыша, который не очень-то интересуется едой в возрасте около года или старше.

Другой способ пробудить пищевой интерес: есть возле ребенка, но не предлагать ему, а ждать, когда он не выдержит и попросит или возьмет себе еду сам. Чем больше ребенку предлагать еду, когда у него нет аппетита, тем меньше шансов, что он начнет есть. А вот если не предлагать, то ему может стать интересно, что же там такое в тарелке, чего ему не дают. Некоторые дети не хотят употреблять взрослую пищу в полгода, а начинают интересоваться ею на несколько месяцев позже. Если ребенок при этом здоров, весел и активен - волноваться нет причин. Если же ребенку не терпится попробовать взрослую пищу, можно начать педприкорм и на неделю-две раньше.

Пить ребенку лучше предлагать чистую воду. Особенно полезной для здоровья будет чистая вода ребенку с диатезами, аллергиями или страдающему атопическим дерматитом. С соками и сладкими компотами спешить не стоит. Сок, с которого раньше начинали прикорм как таковой, очень сложный, тяжелый продукт для детского организма83. А со сладким (печенье, шоколад, мороженое, конфеты и т.п.) ребенка лучше не знакомить максимально долго. К сладкому ребенок привыкает очень быстро, а пользы от него крайне мало (за исключением сладких фруктов и овощей).

Очень важно помнить, что ребенка нельзя заставлять есть насильно. Если его насильно заставляют (угрозами, запугиваниями, наказаниями) - он будет испытывать страх и обиду во время еды. Если человек испытывает страх или другие негативные эмоции, то у него нарушается процесс приема и переработки пищи в организме - именно поэтому насильственное поглощение пищи не приносит пользы здоровью. Подобное насилие может негативно повлиять на поведение ребенка и семейные отношения в целом, а повзрослевший ребенок скорее всего окажется неспособным самостоятельно контролировать количество и качество поглощаемой им пищи.

Под насильственным кормлением следует понимать, в частности, кормление ребенка нелюбимым продуктом, принуждение доесть порцию до конца, если ребенок уже сыт, а также кормление по режиму - в строго определенное время, даже если у ребенка нет аппетита.

Что же делать, если ребенок не хочет есть вообще? Ничего особенно делать не нужно: сначала просто подождать, когда ребенок проголодается и у него аппетит сам появится, а если надоест ждать, то придумать что-нибудь хитрое, чтобы заинтересовать ребенка едой (показывать, как «едят» игрушки, выкладывать на тарелке с едой забавные рожицы и т.д.).

Если семья питается не самой здоровой пищей, то ребенку можно готовить некоторые блюда отдельно. Но вот покупать из этих соображений готовую еду для ребенка не стоит. «Баночная еда» чаще всего пюреобразная, она может быть некачественной, условия ее изготовления и хранения часто не соблюдаются. Да и зачем покупать ребенку еду отдельно в баночке? Детям крайне редко интересно есть то, что не едят остальные члены семьи. Пюре из баночки ребенок не будет есть с аппетитом, за исключением той, которая специально сделана так, чтобы нравиться ребенку и он, не чувствуя насыщения, будет есть ее слишком много и переедать. Чаще всего именно у детей на педиатрическом прикорме, да еще отдельной едой из баночек, с возрастом возникают проблемы с питанием, поскольку они не научились слушать свой организм.

Несколько фактов о педагогическом прикорме:

  • ребенок постепенно знакомится с новой пищей, что исключает риск появления аллергии и разладов пищеварения;
  • начинать можно с любого продукта, еду не нужно перемалывать до пюреобразного состояния;
  • когда ребенок ест ту же еду, что и мама, а запивает грудным молоком, он получает вместе с молоком ферменты, которые помогают ему переварить эту еду;
  • маме не нужно готовить отдельно для ребенка или покупать специальную «баночную» еду, то есть педприкорм легче организовать - он естественен;
  • он дает возможность родителям оздоровить собственное питание;
  • совместные завтраки, обеды и ужины, как и любые другие совместные действия, сближают членов семьи, укрепляют отношения между ними;
  • такое питание более экономно для бюджета семьи, к тому же любая экономия выгодна и для окружающей среды.

Противники педагогического прикорма чаще всего «обосновывают» его применение ленью родителей. Конечно, в чем-то они правы. Лень - это естественный механизм, предусмотренный природой для того, чтобы не давать человеку делать то, что явно лишнее. Например, молоть еду ребенку в блендере. Я уже упоминала о том, что естественное родительство в целом способствует тому, что мама меньше устает и получает больше удовольствия от ежедневных дел, а ребенок растет более здоровым. И это замечательно - сэкономленное на ненужной работе время полезнее посвятить играм или прогулкам с ребенком, а на сэкономленные деньги лучше купить качественные игрушки или книги. Стереотип, исходя из которого родительство должно быть тяжелым бременем или как минимум тяжелой работой, пора менять, не так ли? Давайте будем делать свою жизнь проще и легче сознательно, а не только из-за лени.