Не слишком близкородственные браки наиболее выгодны для размножения. Вера православная - кровосмешение - алфавит

Общество негативно относится к кровосмешению, и во многих, особенно западных, цивилизациях оно находится под строжайшим запретом. Тем не менее, исследование исландских специалистов показало, что близкородственные браки приводят к повышенной способности к деторождению. Впрочем, это наблюдение не относится к родным и двоюродным братьям и сёстрам — их дети, как правило, умирают раньше остальных и показывают пониженную способность к воспроизводству.

Инцест

В русском языке инцестом, или кровосмешением, принято называть половую связь лишь между ближайшими родственниками, круг которых исчерпывается отношениями отец, мать, дочь, сын, сестра и брат. В отношении связи неполнородных братьев и сестр (от одного отца и разных матерей или одной матери и разных отцов) термин используется менее уверенно.

В западной литературе инцестом иногда называют также половую связь между двоюродными и троюродными родственниками, однако в русской традиции они считаются близкородственной связью, но не инцестом.

Давно известно, что вступление в брак с представителем или представительницей иного генеалогического древа более выгодно, так как в этом случае отпрыск получает свежий генетический материал, доминантные гены которого впоследствии не дают проявиться рецессивным, вызывающим наследственные генетические заболевания. Такими заболеваниями, например, страдали члены королевских семей.

Однако оказалось, что кровосмешение в ряде случаев может оказаться даже выгоднее брака, заключенного вне семьи.

Кровосмешение в прошлом имело повальный характер, особенно среди сельского населения, где поиски суженого или невесты из чужой семьи часто подразумевали долговременное, затратное и утомительное турне по окрестным деревням и селам. В наши дни браки между двоюродными родственниками в первом ряду родословной распространены в восточных странах, где это позволяет сэкономить на приданом и консолидировать семейные ресурсы.

Попытки оценить влияние таких браков на здоровье и процветание нации предпринимались и ранее, но трактовка результатов этих исследований всегда осложнялась наличием социальных и экономических факторов. Как отмечает автор исследования, Кари Стефансон, её коллективу в этом плане повезло, так как исландская нация живет на острове и демонстрирует высокую однородность как в культурном, так и в экономическом плане.

Учёные проанализировали сто шестьдесят тысяч супружеских пар, живших в период от 1800 до 1965 года. Результаты работы опубликованы в свежем номере Science.

Исследование подтвердило общеизвестный факт — смешение крови близких родственников приводит к появлению на свет детей, более предрасположенных к болезням и ранней смерти, а также в меньшей степени способных к продолжению рода. Хотя в таких семьях на свет появляется больше детей, чем у вступивших в брак дальних родственников, это преимущество оказывается иллюзорным: дети часто рождаются больными и оказываются неспособными иметь детей, а то и вовсе умирают, не достигнув детородного возраста. В итоге уже в следующем поколении эта линия начинает проигрывать.

Однако, как оказалось, семейные пары, образованные родственниками через третье и четвертое колено, имеют наибольшее число внуков среди всех остальных.

Это может говорить не только о повышенной плодовитости детей в таких браках, но и в большой степени о прекрасном генетическом здоровье. Таким образом, браки между родственниками третьего ряда генеалогического древа оказываются наиболее выгодными для увеличения численности нации и для поддержания здоровья.

По всей видимости, генетическое сходство имеет определенную важность для дальнейшего деторождения. Например, миру известно такое опасное явление, как резус-несовместимость, когда один из партнеров имеет положительный резус-фактор, а у другого он отрицательный. Если при этом развивающийся в чреве матери зародыш унаследует резус-фактор от отца, то резус-несовместимость может вызвать иммунный конфликт между матерью и плодом. В результате организм матери запустит механизм борьбы с плодом как с чужеродным объектом, что может вылиться во врожденные заболевания или вовсе привести к смерти новорожденного.

Алан Биттлес, специалист по генетике человека из Австралии, полагает , что существует некий оптимум в генетическом родстве людей, позволяющий им производить на свет наиболее генетически здоровое и многочисленное потомство.

Однако на вопрос о том, насколько эта оптимальная степень родства индивидуальна и как она зависит от других факторов, исследование исландской популяции ответ дать не может. Кто знает, может, на Востоке, где родственные браки более в ходу, такое положение дел выгоднее всей популяции? А может быть, в небольшой Исландии просто трудно найти пары, состоящие друг с другом в более далёком родстве, чем третье и четвёртое колено?

Близкородственные браки, или инбридинг от англ. inbreeding, in - «внутри» breeding - «разведение», или кровосмешение чаще всего применяется в селекции животных для выведения и сохранения породы, но встречается и среди людей. Наиболее отчетливо негативные последствия кровосмешения наблюдались среди царственных особ Древнего Египта, античной Греции, некоторых европейских династий. Но попытка сохранить «божественную кровь» в чистоте все время приводила к проявлению наследственных заболеваний человека, аномалий, уродств и вырождения потомков.

Сегодня генетика дает научное объяснение причин и механизмов наследственной патологии при близкородственных браках и их зависимости от степени родства.

Хромосомный набор сперматозоида и яйцеклетки представлен 23 хромосомами. При оплодотворении каждая хромосома из мужской клетки находит свою пару из женской, и в итоге получается зигота (оплодотворенная яйцеклетка) с парным набором хромосом. При дальнейшем делении зиготы каждая клетка нового организма также имеет строго по 23 пары хромосом. Процесс сохранения хромосомного набора в клетках при их делении продолжается после рождения всю жизнь. Все клетки организма человека имеют те самые 23 пары или 46 хромосом, которые получились при оплодотворении.

Геном - совокупность генов в хромосомах клеток организма. Геном содержит биологическую информацию для роста и развития организма.

Ген (греч. γένος - род) - структурная и функциональная единица наследственности человека, представляющий собой участок ДНК и являющийся матрицей для синтеза белков. Гены определяют наследственные признаки, передающиеся от родителей потомству.

Геном человека содержит около 28 000 генов.

Точное место расположения каждого гена в определенной хромосоме называется локусом этого гена. Часть генов в хромосомах нефункциональны или дефектны. В одних случаях это проявляется степенью выраженности признака. Например, у блондинов цвет волос определяется отсутствием гена, ответственного за пигментацию волос. В других случаях дефект гена приводит к заболеванию. Например, фенилкетонурия, серповидно-клеточная анемия, муковисцидоз, болезнь Коновалова-Вильсона, наследственные заболевания глаз, кожи, наследственные дегенеративные заболевания суставов, наследственные заболевания нервной системы. Как правило, это тяжелая патология, в ряде случаев несовместимая с жизнью. К счастью, генные заболевания встречаются в клинической практике редко. Но близкородственные браки увеличивают эту вероятность на порядок. Почему?

Близкородственные браки. Причины генетических заболеваний у детей.

Как мы выяснили выше, хромосомный набор человека является диплоидным, то есть в ядре каждой клетки аналогичные хромосомы присутствуют парами. И если из пары хромосом в одной ген с дефектом, то «работает» нормальный ген второй хромосомы из этой пары, и заболевание отсутствует.

Вероятность того, что у родителей не родственников по крови в паре хромосом будут дефектные гены, отвечающие за одну и ту же функцию, ничтожно мала. Этим и объясняется низкая частота генных заболеваний у детей, если родители не состоят в родстве. Другое дело близкородственные браки. Вероятность, что у ребенка в парных хромосомах будут одинаковые дефекты генов возрастает многократно. И чем больше степень родства, тем выше эта вероятность даже у здоровых родителей. Вот типичное генеалогическое древо при кровосмешении:

Наиболее частые генетические заболевания человека при кровосмешении

К генным болезням человека относятся наследственные болезни обмена веществ. Они связаны с нарушением обмена аминокислот, белков, углеводов, жиров и стероидов, билирубина, некоторых металлов и проявляются уже в раннем возрасте самыми различными симптомами, то есть являются врожденными.

Часто генная патология у детей бывает сочетанной. Например, генетические заболевания кожи сочетаются с нарушением обмена веществ, стерильностью, психическими болезнями.

Диагностика, профилактика и лечение наследственных заболеваний

Если известно, что родители будущего ребенка родственники, то проводится пренатальная диагностика наследственных заболеваний. Почти все генные заболевания у детей от близкородственных браков врожденные и диагностируются уже у новорожденных по характерным симптомам. В некоторых случаях проводится генетическое обследование.

Этиологическое лечение наследственных заболеваний, связанных с близкородственными браками, невозможно . Поэтому основным методом профилактики генных болезней остаются скрининг новорожденных на наследственные заболевания и синдромы, генетическое консультирование и медицинское просвещение.

Король Испании Карл II , физически и умственно неполноценный, скончался в 1700 году в 38 лет. Бесплодный, он был последним представителем мужской линии испанских Габсбургов, известной кровосмесительными браками и крайне уродливой нижней челюстью.

Эволюционная теория предсказывает, что при инбридинге действуют механизмы естественного отбора, которые призваны смягчить наихудшие последствия кровосмешения. Свидетельства этой работы зафиксированы у животных и растений, а вот насчёт людей доказательная база хромает, ибо не так-то легко найти семью, члены которой на протяжении нескольких поколений заключали браки между собой.

Карлу II здесь двадцать с лишним лет.

Если уж искать, то, конечно, в первую очередь среди царственных домов, и Габсбурги, варившиеся в собственном соку около трёхсот лет, — идеальные кандидаты, отмечают авторы нового и весьма спорного исследования Франсиско Себальос и Гонсало Альварес из Университета Сантьяго-де-Компостела (Испания). С помощью письменных источников учёные проследили браки, рождения и смерти четырёх тысяч европейцев «голубых» кровей, представлявших более 20 поколений.

Особенно отличились Габсбурги, у которых браки между двоюродными братьями и сёстрами, дядями и племянницами (например, прадед Карла II Филипп II был женат на дочери родной сестры ) были скорее правилом, чем исключением. Это делалось ради того, чтобы сохранить за семьёй титулы и земли, а также ради заключения политических союзов.

В 2009 году Себальос и Альварес показали , что на протяжении истории Габсбургов степень инбридинга только повышалась, поэтому с генетической точки зрения родители Карла II состояли в более близком родстве, чем брат и сестра. По-видимому, кровосмешение несёт ответственность за высокие показатели заболеваемости и ранней смертности в этом семействе.

А дело в том, что инбридинг увеличивает вероятность наследования двух копий рецессивной мутации, вызывающей ту или иную болезнь. Например, считается, что Карл II страдал по крайней мере двумя наследственными недугами: дефицитом гормона гипофиза (этим, возможно, и было вызвано бесплодие) и дистальным почечноканальциевым ацидозом (причиной почечной недостаточности).

Бесплодие Карла II не позволило ему передать эти гены потомству. Но от Габсбургов произошло немало ветвей, которые могли получить от них вредные мутации, и исследователи взялись их проследить. Они насчитали 502 беременности, 93 смерти во младенчестве (в возрасте до одного года, за исключением выкидышей и мертворождённых) и 76 детских смертей (от года до десяти).

Себальос и Альварес выдвигают гипотезу, гласящую, что ранняя смерть была вызвана негативными последствиями инбридинга. Иными словами, они считают это свидетельством работы естественного отбора, очищающего популяцию от вредных генов. Если этот механизм действительно присутствует, то со временем такие ранние смерти должны стать менее частыми. Особенно легко это проследить на примере королевских семейств, ибо уровень младенческой и детской смертности в 1500–1800 годах оставался в монарших домах относительно стабильным, хотя в целом по Европе менялся. Кроме того, представители правящей элиты реже погибали от голода и войн, чем остальное население.

Г-н Себальос утверждает, что его группе удалось обнаружить следы эволюции у Габсбургов, с помощью которых они справлялись с последствиями инбридинга: дети, родившиеся в 1450–1600 годах, умирали чаще, чем в 1600–1800-м, хотя младенческая смертность почему-то, наоборот, возросла.

Возможно, говорит г-н Себальос, дело в том, что детская и младенческая смертность вызывалась разными генетическими мутациями. Действительно, эволюционная теория предсказывает, что мутации, почти всегда вызывающие заболевания (например, муковисцидоз), «отфильтровываются» быстрее мутаций, только повышающих риск развития недуга. Поэтому дети погибали лишь от очень вредных мутаций, а младенцы умирали даже от временного ухудшения своего состояния.

Помимо нарушения религиозных, культурных и социально-этических норм и правил, обязывающих людей сохранять чистоту родства, единокровные союзы несут в себе огромное количество медицинских проблем, приводя к полному вырождению рода, связанных с генетическими изменениями.

История вырождения

Стремление оказать сопротивление запретным связям наблюдалось у многих народов с древности: немцы, австралийцы, и даже древние греки прибегали к различным ухищрениями, способствующим искоренению греховных союзов. Истории известны случаи, когда детей насильно отлучали от родителей, руководствуясь самыми благими побуждениями.

В Римском и католическом праве инцестом считались связи, линию родства которых было возможным проследить до установленного церковью колена, запрещено вступать в брак единоутробным братьям и сестрам, прямым родственникам.

Кровосмешением также считалось вступление в союз духовных родственников.

В древней Германии подобные деяния карались уголовным правом и включали в себя все браки межу родственниками восходящей и нисходящей линии. Франция 17 века закрывала глаза на такого вида союзы, наказывая лишь покушения на честь несовершеннолетних. В России родственные браки сулили ссылкой в Сибирь, тюремным заключением или заточением в монастыре, многие штаты современной Америки не признают законность браков даже двоюродных братьев и сестер, законами страны введены штрафы и наказания посредством тюремного заключения. В России и сегодня запрещено заключать и регистрировать браки между близкими родственниками.

Последствия кровосмешения

Считается, что инцесты ведут к серьезным заболеваниям, передающимся по наследству. Глухота, слепота, различные формы уродства, генетических отклонений и психических расстройств - результат вступления в брак родственников по крови. Дети-инвалиды с детства в разы чаще рождаются у близких родственников, вступивших в брачные отношения.

Древний Египет, например, не запрещал подобные союзы, к родственным бракам прибегали и племена Инков.

Многочисленные исследования не подтвердили прямую связь между выявляемыми отклонениями детей и родством их родителей, однако, в недавнем времени открытые и обнародованные законы генетика Менделя доказали, что любые генетические изменения и латентные заболевания имеют большую вероятность проявления и передачи по наследству в результате брака родных людей. Считается, что вредный рецессивный ген может привести к полному вырождению потомства той или иной линии, сделать его не жизнеспособным.

Считается, что кровосмешение, являющееся следствием заключения браков между родственниками сегодня, - болезнь слоев населения, относящихся к социально опасной группе, беднякам, однако, как показывает практика, подобного рода нарушения не редко встречаются и у представителей высших слоев общества.

Видео по теме

Совет 2: Почему браки между близкими родственниками запрещены

Брак между близкими родственниками, именуемый кровосмешением или инцестом, запрещен во всех государствах и осуждается во всех культурах как один из самых отвратительных поступков.

Древнегреческий миф об Эдипе, карело-финская легенда о Куллерво – во всех этих сюжетах кровосмешение предстает как тяжкий грех, навлекающий , причем иногда не только на самого согрешившего, но и на окружающих. Примечательно, что для обоих героев инцест не был осознанным – Эдип не знал, что Иокаста его мать, Куллерво не знал, что слюбился с сестрой – но это никого не спасает от расплаты.

Современный запрет на близкородственные браки

Запретность инцеста в современном мире основывается на данных генетики.

Дефектные гены, несущие глухоту, слепоту, муковисцидоз и прочие врожденные патологии, в большинстве случаев являются рецессивными. Иными , чтобы такой ген себя проявил, его надо унаследовать от обоих родителей. В противном случае человек рождается носителем генетического дефекта, но не больным.

В семье, где есть дефектный ген, все люди являются его носителями. Если мужчина и женщина из такой семьи вступят в брак, вероятность рождения ребенка с двойным дефектным геном резко возрастает. Безусловно, и при обычном браке случается так, что встречаются два носителя дефектного гена, но вероятность такого события ничтожно мала.

Таким образом, запрет на близкородственные браки предотвратить генетических патологий.

Древний запрет на инцест

Разумеется, древние люди ничего не знали о генах и хромосомах, тем не менее, запрет на брак с родственниками существовал. Об этом напоминают не только упоминавшиеся уже страшные мифологические истории, но и , где герой всегда отправляется за невестой «в тридевятое царство». Изначально речь шла о территории, где живет чужой род – в своем роду невесту избирать нельзя. Такой обычай назывался экзогамией.

Как это ни парадоксально, от близкородственных связей экзогамия не защищала. Если два рода, в относительной близости друг от друга, в течение многих лет регулярно обмениваются невестами, то представительница чужого рода может приходиться мужчине двоюродной сестрой, а с девушкой из собственного рода может быть весьма отдаленным (в современном мире таких родственников могут не знать даже аристократы).

Древняя экзогамия преследовала совсем другие цели. Она была призвана исключить распри из-за внутри родовой общины. С другой стороны, экзогамия способствовала установлению дружеских отношений между родами, преодолевала изначальную замкнутость древнего рода – ведь экзогамия появилась не сразу.

Первоначально древняя была замкнутой системой, с другими родами люди предпочитали не иметь дела. Это была эпоха эндогамии – внутриродовых браков. Память о ней тоже сохранилась в фольклоре и эпосе. Например, дочери библейского героя Лота вступают в близость с отцом – и никакая небесная кара их за это не постигает, наоборот, их сыновья, зачатые столь противоестественным путем, дают начало двум племенам.

К вырождению эндогамия не приводила, ведь женщина из своего рода не всегда была родной или даже двоюродной сестрой. Но в более позднюю эпоху обычай эндогамии, сохранившись «на вершине власти», превратился именно в брак между и сестрами. Так поступали, например, египетские фараоны – род «живых богов» не должен был родниться ни с кем.

Источники:

Если еще хотя бы столетие назад в обществе брачные узы считались чем-то священным, то в современном мире моральные устои намного проще. Сексуальная революция сделала свое дело. Именно поэтому такое словосочетание, как «открытый брак» уже никого не удивляет.

Юридическая сторона вопроса

Брак регулируется нормативно-правовыми актами. В первую очередь, это касается имущественных и правовых отношений. Сексуальные отношения сюда не входят, и в зависимости от тех или иных общественных и религиозных устоев, подход к ним может различаться в различных культурах.

Именно так считают супруги, проживающие в открытом браке: их союз официально зарегистрирован, они совместно принимают решение по поводу бытовых вопросов, воспитания детей, преумножения частной собственности, однако есть огромное количество нюансов, которые являются личным делом каждого. В том числе и сексуальные отношения на стороне.

На самом деле данный вид отношений нельзя назвать новым. Он был достаточно распространен много веков назад, особенно среди богатых слоев населениея, так как общественные устои обязывали выбирать себе спутника жизни среди людей своего круга. Такие супруги жили вместе, сопровождали друг друга на публичных мероприятиях, заводили детей, но, помимо этого, у каждого из них была своя личная жизнь. Главное – чтобы каждый из них чувствовал себя максимально комфортно.

Психологический аспект

Некоторые изначально стремятся к открытым отношениям, другие приходят к этому в процессе семейной жизни. Подобное поведение объясняется желанием сохранить приватность, личное пространство, но в тоже время иметь семью и детей. Кроме того, по мнению сторонников открытого брака, намного проще строить быт с одним и тем же человеком, позволяя себе некоторые вольности на стороне, чем каждый раз разводиться и вступать в новые отношения, основанные на канонах верности. Это всего лишь способ существования, который каждый сам выбирает для себя.

В современном обществе часто в открытые браки вступают обеспеченные люди, бизнесмены, буржуа. Есть такие пары и среди звезд шоу бизнеса. Наиболее ярким примером можно назвать брак актрисы Моники Беллуччи и Венсана Касселя, Гвинет Пэлтроу с Крисом Мартином.

Есть семьи, которые в определенный период переходят на отношения по типу открытого брака. Сказывается усталость друг от друга, все чаще возникают конфликты и скандалы, поэтому на семейном совете принимается решение какое-то время пожить отдельно. Все-таки это лучше, чем развестись, не успев все обдумать. По мнению ряда психологов, подобная передышка поможет разобраться в себе и понять, действительно ли вы хотите продолжать жить вместе, либо лучше расстаться навсегда.

Кровосмешение – это один из грехов любодеяния, плотская связь между ближайшими родственниками и свойственниками. Это смертный грех, относящийся к содомским грехам.

Есть определенная степень родства, которую преступать нельзя во избежание смертного греха кровосмешения. Эти степени родства указаны ещё в Ветхом Завете (Лев. 18, 8-16). 67-е Правило святителя Василия Великого отлучало согрешивших кровосмешением от Святых Таин на 20 лет. Правило 54 Шестого Вселенского Собора, Трулльского (Пято-Шестого) Собора окончательно определило, какие браки не являются допустимыми, наложило на согрешивших 7-летнюю епитимью и обязало расторгать это "беззаконное супружество".

Степени родства исчисляются следующим образом: муж и жена -1 степень родства, их сын или дочь по отношению к родителям 1 степень родства, но по отношению друг к другу родные брат и сестра - это 2 степень родства. Далее на каждое рождение прибавляется одна степень, например родная тетя к родному племяннику или племяннице - 3 степень родства, двоюродные брат и сестра - 4 степень родства, бабушка к внуку - 2 степень родства. Двоюродная тетя по отношению к племяннику - 5 степень родства. Троюродные брат и сестра по отношению друг к другу - 6 степень родства.

Правило 19 Святых Апостолов

Имевший в супружестве двух сестер, или племянницу, не может быти в клире.

(Трул. 26, 54; Неокес. 2; Василия Вел. 23, 78, 87; Феофила Алекс. 5 ).

поясняет:

"Это правило основывается на предписаниях Св. Писания (Лев. 18, 7-14; 20, 11-21; Мф. 14, 4; 22, 24; Марк. 12, 19), и потому проистекает из божественного права. Изъясняя предписания Св. Писания, оно в форме закона запрещает принимать в клир того, кто, имея прежде женою одну сестру, после ее смерти взял другую сестру, или того, кто женился на дочери своего брата или своей сестры. Как мы увидим в толковании 54-го правила Трулльского Собора и 5-го правила Феофила Александрийского, подобные браки и сами по себе считались незаконными, и вообще воспрещались и мирянам, тем менее подобные браки могли быть терпимы среди духовных лиц. Принимая во внимание время издания этого правила, нужно полагать, что оно, как и многие другие Ап. правила, имело в виду новокрещенных из язычников, которые, вступив как язычники в подобные браки, оставались в таких незаконных браках и некоторое время после крещения; но если бы кто, приняв крещение, оставил заключенный в язычестве незаконный брак, то таковой мог свободно вступать в клир, потому что грех языческой жизни изглаживается святым крещением".

Правило 54 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора

Божественное Писание ясно научает нас: "да не приступиши ко всякому ближнему плоти своея открыти срамоты его" (Лев. 18, 6). Богоносный Василий, в правилах своих, некоторые из запрещенных браков исчислил, а весьма многие прешел молчанием, и чрез то и другое устроил нам полезное. Ибо, избегая множества постыдных именований, дабы таковыми названиями не осквернити слова, он означил нечистоты общими наименованиями, чрез кои показал нам беззаконные браки в общем виде. Но понеже, чрез таковое и неразличительное запрещение беззаконных браков, естество само себя смешивало; то мы признали нужным открытее изложити сие, и определяем отныне: аще кто совокупляется в общение брака со дщерью брата своего, или аще отец и сын с материю и дщерию, или с двумя девами сестрами отец и сын, или с двумя братиями матерь и дщерь, или два брата с двумя сестрами: да подвергаются правилу седмилетней епитимии, явно по разлучении их от беззаконнаго супружества.

(Ап. 19; Трул. 26, 53; Неокес. 2; Василия Вел. 23, 27, 68, 75, 76, 78, 79, 87; Тимофея Алекс. 11; Феофила Алекс. 5).

Священноисповедник Никодим (Милаш) объясняет это правило:

«…Св. Писание называет гнусностью и срамом, сквернящими самую природу, когда не хранится чистота родственных связей, когда допускается противоестественное смешение крови между лицами, связанными между собою узами родства. Это учение Св. Писания есть выражение законов самой природы, определяющей взаимные нравственные отношения между лицами, в жилах которых течет одна кровь, или же соединившими в себе кровь нескольких семейств чрез брачный союз мужа и жены, составляющих в браке одну плоть (Быт. 2, 24). Плотские сношения между лицами, происходящими от одного родоначальника (родство в строгом смысле слова), или же от двух родоначальников чрез брак их потомков (свойство), извратили бы и уничтожили бы нравственные отношения, и род человеческий сравнялся бы с животными, у которых существует только разность пола и связь между полами, но нет никаких разумных, нравственных отношений; люди же возвышаются над животными, между прочим, и тем, что кровные узы между родственниками не суть только узы плотские, а и моральные. …

В виду этого, родственные связи между определенными лицами имеют особенное значение в брачных вопросах, в которых родство является, с одной стороны, естественным последствием брака, а с другой - препятствием к браку в известных случаях. По закону Моисея, кроме родства по прямой линии, брак воспрещался (как в родстве по крови, так и по свойству) и в боковых линиях до третьей степени включительно (Лев. 18 и след.; 20 и след.). Однако, упомянув об этой степени родства, Моисей не ограничил этой степенью воспрещение брака, так как он высказывает общее правило, когда говорит, что никто не должен приближаться к родственнице своей по плоти, чтобы открыть наготу ее (Лев. 18, 6; 20, 20). Из этого видно, что Моисей упомянул только те степени родства, в которых брак должен быть безусловно воспрещён, браки же в прочих степенях предоставил регулировать согласно общим природным законам; подлежащие власти, согласно обстоятельствам места и времени, решают - воспретить ли или допустить тот и другой брак. Если, таким образом, Моисей и не воспретил браки в дальнейших степенях после третьей, то категорически и не допустил их, но высказался, следовательно, ни за, ни против таких браков (ср. 87-е правило Василия Великого).

В христианской церкви, с самого начала, запрещен был брак в 3-й степени боковой линии (Ап. 19) кровного родства. Амвросий Медиоланский, в одном из своих писем, на вопрос: может ли отец женить своего сына на внучке своей дочери, только от разных матерей, - отвечает, что в первые века брак был воспрещен не только между родственниками по прямой линии, а и между родственниками боковой линии, что по церковным, равно и по гражданским законам, воспрещение распространялось на племянников, иначе говоря - до 4-й степени боковой линии, и наконец, что при браках всегда обращалось внимание на то, чтобы не происходило смешение имен, т. e., чтобы вследствие брака не перепутались названия и естественные родственные отношения между двумя лицами, чтобы старшие родственники не очутились в положении младших, а младшие не явились бы обладателями прав, которые им по родству не принадлежат, - словом, не заняли бы места старших. Это подтверждает и Василий Великий в своих правилах, в частности же в 87-м правиле. В этом (87) правиле Василий Великий говорит нам, каким образом утвердились в церкви понятия о родстве и как появились относящиеся сюда правила о нем: «Итак, первое, и при том в делах сего рода весьма важное, что имеем предложити, есть соблюдаемый у нас обычай, имеющий силу закона, потому что сии постановления преданы нам от святых мужей» - и, приведя далее пример об этом, присовокупляет: «аще бы и не можно было рещи ничего другаго, довольно было бы и сего обычая для преграды злу». Согласно этому, правила о родстве и в частности в отношении к браку, утвердились в церкви сначала по преданию, перешедшему в обычай, и путем продолжительной практики получили, сами собой, силу закона. Из других правил Василия Великого, в которых говорится о недозволенных вследствие родства браках, видно, что в его время (в IV веке) круг родства был довольно определен по отношению к бракам, что брак в запрещенной степени родства рассматриваем был как прелюбодеяние и расторгался . …

Относительно свойства … мы находим правила, определяющие, в каких степенях свойства в боковой линии браки должны быть запрещены (Ап. 19; Неокес. 2; Василия Вел. 87). …

Так дело обстояло в отношении браков по кровному родству, равно и по свойству, до VII века. … Трулльскому Собору… вследствие трудностей разобраться в неправильных браках… трулльские отцы сочли нужным издать специальное правило об этом, определив, в каких именно степенях родства должны быть запрещены браки, притом под угрозой семилетней епитимии для каждого ослушника, и конечно, сверх того, под угрозой уничтожения такого брака. Относительно кровного родства, правило воспрещает браки в 3-ей степени, а именно, чтобы никто не смел жениться на дочери брата своего. О браке между племянниками и племянницами правило ничего не говорит, из чего можно вывести заключение, что такой брак (в 4 степени), по суду церкви, не разрешался, однако и не расторгался, если был заключен. Относительно свойства, правило запрещает браки: отца и сына с матерью и дочерью (2-я степ.); отца и сына с двумя сестрами (3-я степ.); матери и дочери с двумя братьями (3-я степ.) и двух братьев с двумя сестрами (4 степ.). Следовательно, 4-я степень свойства есть грань запрещенных браков, согласно этому (54) трулльскому правилу. В виду же того, что после Трулльского Собора больше не было издано каких-либо общецерковных предписаний по данному вопросу, нужно признать, что строго канонически запрещенными являются браки в свойстве до 4-й степени включительно.

С течением времени в свойстве запрещен был брак до 6-й степени включительно, а именно определением константинопольского синода от 21 февраля 997 года при патриархе Сисинии II, в кровном же родстве до 7-й степени включительно определением константинопольского синода от 11 апр. 1166 г. при патриархе Луке».

Протоиерей Георгий Осипов отвечает на вопрос «Могут ли два родных брата жениться на двух родных сестрах из другой семьи?» так:

«Нет не могут... с Церковной точки зрения. У православных, между прочим, запрещаются браки между дядей и племянницей; теткой и племянником; между двоюродными братом и сестрой; запрещается жениться на жене, оставшейся после брата, и вступать в супружество с мужем умершей сестры; воспрещается женитьба на своячинице, т.е. на сестре покойной жены, и вступление в брак с братом покойного мужа; два родные брата, за редкими исключениями, не могут жениться на двух родных сестрах из чужой семьи, или брат и сестра из одной семьи не могут быть повенчаны с сестрою и братом из другой семьи."

Вопрос: «о. Георгий а не могли бы вы объяснить почему. У меня один племянник женат (трое детей), теперь другой племянник (его родной брат) собирается жениться на родной сестре жены брата. Получили родительское благословение, кровосмешения нет, в чём преграда?»

«Все верно Николай, инцеста нет, но это с точки зрения генетики...

А с духовной точки зрения есть, ведь в браке "двое стали в плоть едину", следовательно родители жены для мужа становятся родителями, и наоборот. При таком раскладе выходит, что родной брат женится на родной сестре...»

Священник Анатолий Коньков отвечает на вопрос, почему до ветхозаветной заповеди брак с близкими родственниками не был грехом:

«В книге Левит (18 гл.) как раз говорится о грехе кровосмешения, т. е. близостью между родственниками по плоти. Кроме этого в той же главе указывается на грех мужеложства, скотоложства и прелюбодеяния. Господь говорит: Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив (Лев. 18, 5); если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего (Лев. 18. 29).

Установление Господне дано не случайно: до того времени, когда давалось такое предписание, совокупление между близкими родственниками не считалось грехом: иначе не могли бы расселиться люди, произошедшие от Адама и Евы. С этого момента Господь запретил подобные отношения, чтобы избежать разврата , который имел место у язычников, среди которых жил израильский народ. Совместное проживание родственников, видимо, становилось соблазном для многих людей, от чего Господь и решил оградить, дав такую заповедь».