Наглядная информация для родителей в детском саду средняя группа. Эффективные формы оформления наглядной информации для родителей в доо

Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях.

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. И задача педагога, непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его проблемы, привлечь родителя к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов. Формы работы с семьей по педагогическому просвещению разнообразны. В этой брошюре речь пойдет о наглядной информации. Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее подачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание. Родитель должен быть привлечен ею и заинтересован. Для этого предлагаются новые подходы к оформлению наглядной информации в детском саду.

Информационные уголки оформляются по единому сюжету: по одной сказке или стихотворению, в виде леса, цветочной полянки, водного царства, звездного неба, русской комнаты или игрушечного магазина.
- В оформлении используются разнообразные материалы: паралон, пенопласт, береста, лоза, атлас, мех, макраме, папье-маше, пластик, синтепон, соломка, керамика, дерево (резьба, выжигание), а так же мелкие предметы, необходимые для украшения нарядов и привлекательности персонажей: пуговицы, бусинки, блестки, нитки мочала, вата; природный материал: семена тыквы, подсолнуха, арбузов, скорлупа яиц, грецких орехов, шишки, ветки, желуди; бросовый материал: катушки из-под ниток, пробки, пластмассовые бутылки, проволока, фольга, использованные фломастеры.

Традиционные стенды и планшеты заменяются необычными формами соответственно сюжету: в цветке, на короне, фартуке, в морковках, клубничках, перьях птиц, вагонах поезда и т.д.
- Материалы текстов помещены в специальные кармашки из оргстекла, глянцевой бумаги соответственно формам предметов: в клубничках - овалы, в фартуке - полукруг, трапеция.
- Информация дается крупным печатным шрифтом на светлом фоне так, чтобы ее можно было прочитать с расстояния 2-3 метров. Тема выделяется цветом и более увеличенными размерами.
- Уют и комфорт, необходимые для благоприятного восприятия предлагаемого материала, создается за счет использования сочетающихся по цвету красок спокойных, нейтральных тонов, тюлей и штор на окнах, салфеток на столе, наличия живых цветов, зелени, икэбаны и, конечно, чистоты и порядка.
- Прочность и безопасность - одно из основных требований к оформлению наглядной агитации. Все материалы основательно прикрепляются к деревянной основе. Не рекомендуется приклеивание листов бумаги к стене, а также использование кнопок, скрепок и других острых предметов.
- Информационные материалы регулярно обновляются в зависимости от рубрики: ежедневно, еженедельно, но не реже одного раза в месяц.
- Местом для оформления наглядной педагогической информации может служить как групповая раздевальная комната, так и другие уголки детского сада, где часто бывают родители: коридоры, площадки у кабинета заведующей, медиков, психолога, логопеда и даже участки веранды, стены у входа в детский сад.

ОФОРМЛЕНИЕ НАГЛЯДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ниже приводится перечень и описание основных информационных уголков (рубрик), которые безусловно могут быть дополнены и расширены самими педагогами. Настенная тематическая информация по педагогическому просвещению

Настольная тематическая информация.
Уголок краткой информации.
Для чтения дома.
Музыкально-поэтический уголок.
Медицинский уголок "О здоровье"
Объявления.
"Благодарим"
"Рады сообщить вам..."
Вести с занятий.
Уголок творчества детей.
Меню.
ОКНО - очень короткие новости.
Фотоуголок настроения.
Режим, сетка занятий.
Выставка: "Сделайте вместе с детьми".
Фотоуголок: "С вашими детьми работают".
Уголок забытых вещей.
"Поздравляем".
Зеркало.

НАСТЕННАЯ ТЕМАТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Советы на одну из тем по воспитанию детей располагаются на самом видном месте. Тема должна привлечь внимание родителей не только своей актуальностью, но и оригинальностью ее подачи. Вместо привычных заголовков, таких как "Советы родителям", лучше написать: "Секреты воспитания вежливого ребенка" или "Что делать, если ребенок упрямится?", "Как избавить ребенка от страхов". Заголовок располагается на одном из предметов сюжета и выделяется цветом, увеличенными размерами букв из фольги, тесьмы, соломки, вышивки и т.д. Например, если раздевальная комната оформлена в виде леса, то тема - на солнышке или облаках. Правила и советы не концентрируются в одном месте, а раз-
бросаны по стене: по одному совету-предложению даны персонажам, написаны на предметах задуманного сюжета. Так, у гусей-лебедей в клювах - перья, на перьях - советы. Звери: заяц, белочка, медведь держат в лапках любимые лакомства: морковь, орех, бочку с медом, на них - кармашки с советами. Советов должно быть не более пяти. Все правила и рекомендации пишутся печатными буквами на светлом фоне (не допускается написание на красном, зеленом и других темных тонах бумаги), причем, чтобы не сливались тона, на которых написан текст, со стеной, можно окантовать силуэт предмета, персонажа яркими цветами. Важную роль в оформлении настенной информации играет новизна и необычность материалов. Так Карлсон, держащий в руках банку с вареньем, изготовлен из паралона, пропеллер из пластика, ворот из шелка, глаза из пуговок, волосы из шерстяных ниток, высыпает из банки клубнички, на которых помещены конкретные советы на тему "Если ребенок лжет". Еще вариант: вверху на стене - луна, на которой - тема, а на елке, шляпке грибка, сердцевинке цветка - советы по воспитанию детей. Настенная информация обновляется ежемесячно.

НАСТОЛЬНАЯ ТЕМАТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Информация по вопросам педагогики, психологии, медицины, располагается на столике. Его желательно накрыть красивой салфеткой, поставить цветы или икэбаны соответственно времени года. У стола - 1-2 стула, рядом - крючок для сеток, сумок. Все это направлено на создание благоприятной атмосферы, необходимой для создания положительных эмоций, восприятия информации, которая должна вызвать интерес родителей. В изготовлении игрушек, сказочных персонажей, участвующих в настольной агитации, желательно привлечь детей, которые обращали бы внимание родителей на свой труд, и сами бережно относились к поделкам. Настольная информация может быть представлена с помощью мягких легких игрушек, изготовленных из разнообразного материала. Тема, выделенная цветом и размером, располагается на основных
предметах сюжета, украшениях персонажей. Подача советов, не более трех, обыгрываете» персонажами.

Примерные варианты сюжетов.
- Черепаха, сделанная из скорлупы грецких орехов, держит плакатик с названием темы: "Если ребенок лжет". На вышитой салфетке голубого цвета - лилии. Они связаны из ниток, из их сердцевинок выглядывают листочки с советами.
- На дереве (из бумаги), в гнезде (из ваты) сидит птичка (из накрахмаленных ниток), в клюве - тема: "Наказывая ребенка, нужно помнить..." Рядом с деревом - игрушки зверей, в лапках которых - советы.
- На пеньке - колобок, сшитый из ткани, в берете. На кисточке берета - тема "Предотвратить травматизм можно, если...", а советы находятся в шляпке грибка, на ягодке, в сердцевинке цветка, расположенных рядом на столе.
- У торшера (из катушек ниток и ткани) сидит бабушка (из папье-маше, бусы из рябины, юбка украшена аппликацией по ткани) и вяжет шарф из трех клубков. На торшере - тема: "Советы по воспитанию внуков", а в клубочках - советы в форме кружков.
- Доктор Айболит держит телеграмму с темой: "Береги глаз, как алмаз" и шприц или карандаш больших размеров, на гранях которых - советы.
- На самоваре, расписанном гжелью, - тема, на блюдцах - чашечки с советами.
- Олимпийский медвежонок (из меха), на груди которого медаль с темой, держит обручи, кольца, в них - советы.
- Петух в клюве несет название темы, в хвосте его - советы.
- Паровоз, изготовленный из картона и ткани, везет пассажиров: зайца, кота, лягушку, белочку (их меха). В парах клубящегося дыма - тема: "Как любить ребенка", а в лапках зверюшек, выглядывающих из окон вагонов, - советы. За паровозом бежит лиса с чемоданом, на котором надпись: "Успехов вам".

УГОЛОК КРАТКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Данная рубрика знакомит родителей с короткими высказываниями великих людей, яркими строками стихов, меткими народными пословицами и поговорками по вопросам воспитания и обучения. Этот уголок размещается на стенах коридоров, у входа в детский сад, раздевалку или в пролете между переходами. Как и предыдущие, рубрика оформляется нетрадиционно.
Например, в виде радио, на котором строки М.Ю. Лермонтова:
"Поверь мне, счастье только там,
Где любят нас, где верят нам."

В виде экрана телевизора, на котором написана пословица:
"Учи жену без детей,
А детей - без людей."

В виде звезды из фольги, в которой помещены слова Шекспира:
"Злое слово несет беду устам, его сказавшим".

В виде солнышка, приютившего высказывание Ушинского:
"Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его".

В виде цветка со словами Ж.Ж. Руссо:
"Знаете ли вы, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным - это приучить его не встречать ни в чем отказа".

В данном уголке должно быть только одно высказывание, пословица или стихотворение, причем напечатанное крупно, на светлом фоне.

УГОЛОК «ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДОМА"

Материалы данного уголка желательно расположить невысоко на стене над столом, чтобы его оформление стало продолжением сюжета настольной агитации. Так, если на столе тема и советы освещены на предметах сервировки, то на стене - поднос, на нем аппликации тарелок, самоваров, салфеток (из того, чего нет на столе), по количеству советов.
Если на столе - кукла в национальном костюме, то на стене, в уголке "Для чтения дома" - расписное коромысло с ведрами. На коромысле дается тема: "Правила хорошего тона во время беседы", а на ведрах - советы.
Если на столе - курочка Ряба с темой и советами на яйцах, то на стене - лужайка, на которой детские работы по аппликации - цыплята.
Если на столе изображена улица города: машины, дома, то на стене - светофоры с советами для родителей.

УГОЛОК ПОЭЗИИ И МУЗЫКИ

Стихи и песни, которые учат дети на занятиях по музыке, развитию речи и в свободное время, а также стихи, способствующие корректировке поведения взрослых, красочно оформляются в альбомах, тетрадях небольших размеров с тем, чтобы родители могли взять их домой и переписать, особенно те, чьи дети имеют трудности в запоминании, выразительном чтении. Иногда можно давать на дом "хитрые" задания всем родителям, такие как: "Нарисуйте картинки к
куплетам песни, строкам стихотворения". Данные задания рекомендуется писать на каждую семью.

УГОЛОК ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ

В данном уголке - работы детей по рисованию и аппликации, лепке и конструированию. Тема занятия и программное содержание помещаются в специально отведенном кармашке, который располагается в крыше домика, в руках Веселого Карандаша. Работы по рисованию и аппликации могут быть выставлены все или частично, причем, они скрыты "забором", "травкой", чтобы родители не имели возможности сравнивать рисунок своего ребенка с другими. Выставки с детскими работами должны быть хорошо закреплены лесками,ажурной реечкой снизу. Для показа рисунков и аппликаций можно использовать не только выставки, но и попочки с конвертами на каждого ребенка. Работы детей по лепке и конструированию можно разместить на полочках сказочного домика, лесенке избушки, фартуке Лисы-Патрикеевны, украшенных резьбой, плетением. Фамилии и имена детей можно написать на бортике полочки.

МЕДИЦИНСКИЙ УГОЛОК

С помощью этой рубрики родителям предоставляется возможность получить данные о росте, весе ребенка, о диете, режиме дня, получить ответы на волнующие вопросы по профилактике тех или иных заболеваний.

ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ

Объявления вывешиваются соответственно форме планшета. Они должны быть напечатаны на листах и окантованы цветной бумагой, с тесьмой, природным материалом, привлекая внимание не только содержанием, но и эстетичным нетрадиционным оформлением. Если это, например, приглашение на новогодний утренник, то текст помещается в бороде Деда Мороза или на мешке с подарками.

На красочном табло, в виде телеграммы, указа-свитка написаны слова благодарности тем родителям, которые оказывают помощь в благоустройстве участков, групп детского сада, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек, занимаются с детьми, участвуют в других мероприятиях. Не рекомендуется перечислять сразу много фамилий, лучше по одной и с указанием конкретного вклада.

"Благодарим Петрову Анну Павловну, за организацию театрального кружка".
Стихотворные строки со словами похвалы также служат в качестве морального поощрения:
Он классный мастер - золотые руки!
За это уважаем мы его.
Он мастерит прекрасные игрушки,
На это время не жалея своего.

Иногда необходимо написать слова благодарности всем родителям за участие в конкурсе игрушек, стихов, в подготовке к родительскому собранию, в расчистке снега и сооружении построек. И даже если для некоторых эта благодарность будет адресована авансом, это будет способствовать активизации их деятельности. Главное в оформлении этой рубрики - своевременная похвала, теплые слова и частое ее обновление.

Эта рубрика может иметь и другие, похожие по смыслу, названия: "Приятные новости", "Наши успехи", но основной ее целью является сообщение родителям об успехах детей в труде, культуре поведения, в добрых поступках. Это можно давать короткой информацией как об успехах отдельных детей, так и всей группы. Рубрика поможет знакомить родителей с теми вопросами воспитания, которые актуальны для детей данной группы на данный момент. Похвала нужна детям для того, чтобы вызвать их желание следовать прививаемым правилам, а родителям - веру в своих детей.

Эта рубрика знакомит родителей с темами, целями и задачами основных занятий, чтобы родители были в курсе того, что изучают дети, какие знания, умения и навыки получают они. Это способствует тому, что родители смогут соучаствовать в обучении ребенка, давать им свою посильную помощь. В этой рубрике возможно и обращение педагогов, детей к родителям в виде просьбы оказать помощь в разгадывании ребусов, кроссвордов, в ответе на трудный вопрос, в составлении сказки, стихотворения или принять участие в ролевом чтении сказки и ее театрализации, изготовлении декораций, в совместном рисовании, аппликации, конструировании на заданную тему.

МЕНЮ

Табличка с меню так же, как и все другие, должна быть нескучной. Например, повар с поварешкой указывает на меню, которое написано на колпаке, глаз повара весело подмигивает, а уста говорят:
"Приятного аппетита". Или: изображается костер в печи из фольги, а над ним вывешено меню. Не обязательно меню вывешивать в раздевалке, лучше у входа в детский сад или в специально отведенном месте. Крупный печатный шрифт дает возможность быстрее ознакомиться с предлагаемым меню.

РУБРИКА: ОКНО
- Очень Короткие Новости.
Название может быть и другим. Например, "А знаете ли Вы...", но в отличие от уголка краткой информации здесь содержатся короткие сообщения о новых исследованиях в области педагогики, психологии, медицины, эта рубрика знакомит со статьями из периодической печати и новинками литературы. Оформить панно можно в виде раскрытой книги (из бересты в руках Мери Попинс, Архимеда или телеграммы, которую держит сорока, на глазах которой очки, в клюве лист с текстом.

ФОТОУГОЛОК "ДОБРОЕ УТРО, МАЛЫШ"

Уголок размещается в раздевальной комнате или в группе и служит визитной карточкой. Свои фотографии пришедшие утром дети показывают, переворачивая с обратной стороны на лицевую, как бы заявляя о себе. "Здравствуй, я здесь".
На обратной стороне можно написать фамилию, имя ребенка.

РЕЖИМ И СЕТКА ЗАНЯТИЙ

Эта информация по усмотрению педагогов может быть расположена в специально отведенных уголках помещения детского сада или раздевальной комнате. Желательно на первом собрании сообщить родителям данную информацию или раздать родителям памятки, так как она неизменна в течение года.

ВЫСТАВКА "СДЕЛАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ"

Эта выставка должна побуждать родителей к совместным занятиям с детьми в семье. На специальных полочках выставляются игрушки из бросового природного материала, куклы для театрализации сюжетов сказок, гирлянды, икэбаны из замороженных солью веток, кленовых листьев, праздничная сервировка стола комнатки из обувных коробок для кукол Барби, куклы из сухих трав, аппликации из листьев, семян и многое другое. Родители должны иметь возможность взять домой образцы и по возможности необходимые для изготовления поделок материалы, которые предлагаются тут же в коробках: глина, лоскутки ткани, кожи, фольга, цветная бумага, бусинки, природный и бросовый материал. Для большего интереса родителей к этой деятельности следует объявить конкурс на лучшую работу с последующей выставкой поделок.

ФОТОУГОЛОК "С ВАШИМИ ДЕТЬМИ РАБОТАЮТ"

В этот уголок, оригинально оформленный в виде солнышка, цветочной полянки, в искрах салюта, помещены фотографии с именами, отчествами, фамилиями тех руководителей, педагогов, специалистов, медиков и сотрудников детского сада, которые работают с детьми этой группы. Дополнить фотографии можно информацией об образовании, интересах этих людей. Это поможет родителям иметь представление о тех, кто работает с их детьми, и это облегчает общение родителей с педагогами.

УГОЛОК ЗАБЫТЫХ ВЕЩЕЙ

Обратить внимание родителей на то, что именно здесь находятся потерянные вещи детей, помогут яркие игрушки больших размеров, прикрепленные невысоко к стене или на полу. Карман Чебурашки, кувшин Журавля, фартук Лисы, вагоны поезда могут служить местом хранения этих вещей, на игрушках - призывы или просьбы заглянуть в их кармашки. Надписи должны быть безобидными. Нежелательны такие названия, как "Уголок Маши - растеряши". Сделать это надо тактичнее. Например, на грибке-мухоморе, шляпка которого приподнимается, написано:
Чей платочек,
Чей носочек?
На груди у петушка кармашек с надписью:
Ку-ка-ре-ку! Чей платочек?
Ку-ка-ре-ку! Чей носочек?
Эй, ребята, не зевай,
Свои вещи разбирай.

Из корзины, которую несет медведь, выглядывает Машенька и указывает на надпись:
Высоко сижу,
Далеко гляжу.
Все утерянные веши
В короб я сложу.

В уголках ясельных групп желательно наличие не одного кармашка, а нескольких: для платочков, носков, варежек... Например, в виде гусеницы с несколькими кружками-отделами для забытых вещей и рисунками-указателями. На короне гусеницы - надпись:
"Кто ищет,
тот всегда найдет".

Использование разнообразных материалов и предметов, необходимых для оживления персонажей - глаза подмигивают, рот открывается, ноги и руки двигаются, уши шевелятся, - вызовет особый интерес со стороны детей и взрослых и поможет в обыгрывании речи этих игрушек с целью привития и закрепления правил бережного отношения к своим вещам. Так, Красная Шапочка расскажет детям как беречь вещи и вручит цветочки тем детям, у которых они всегда на своем месте. Буратино своим волшебным ключиком может лечить детей от рассеянности и забывчивости. Заяц шевелит ушами, а Кот - усами, так как заметили разбросанные вещи в раздевалке. Чебурашка, подмигивает и просит в конце каждого дня заглянуть к нему в карман.

"ПОЗДРАВЛЯЕМ"

Красочное панно с таким названием не трудно оформить в коридорах детского сада, а в раздевальной комнате поздравительные тексты можно поместить на доске объявлений. Следует помнить о том, что и поздравление родителей с праздниками, событиями не только способствует созданию хорошего настроения, служит знаком внимания и уважения, но и преследует воспитательные цели.

ЗЕРКАЛО

Удивительно, но даже обычное зеркало, занимающее место на стене соответственно росту детей, является средством воспитания детей и взрослых. Выработать привычку смотреться в зеркало можно в том случае, если оно будет забавным: в виде нарядной уточки, принцессы, космонавта, Петрушки, Чебурашки, белочки. Хорошо, когда эти персонажи обращаются к каждому с добрыми пожеланиями:
"Улыбайтесь",
"Будьте вежливыми",
"Вы очень красивые",
"Я люблю тебя".

Светлана Пархоменко
Консультация «Оформление наглядной информации для родителей»

Консультация «Оформление наглядной информации для родителей »

Одной из форм пропаганды педагогических знаний является организация уголков для родителей . Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей . Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но при этом, в силу разных обстоятельств, пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. Педагог, непосредственно наблюдающий ребенка и знающий его проблемы, обязан привлечь родителя к сотрудничеству или подвести его к пониманию необходимости педагогического просвещения.

Главная задача педагогической пропаганды - целенаправленное систематическое применение наглядно- информационных средств в целях ознакомления родителей с задачами , содержанием и методами воспитания детей, оказания практической помощи.

Наглядная информация в виде стендов и уголков, освещая педагогический процесс, не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей , поэтому форма и способ ее подачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание. Родитель должен быть привлечен ею и заинтересован.

Местом для наглядной педагогической информации лучше всего служит раздевальная комната, так как здесь ежедневно бывают родители .

При оформлении наглядного материала необходимо придерживаться следующих правил :

- информация дана крупным печатным шрифтом на светлом фоне так, чтобы ее можно было прочитать с расстояния 2 - 3 метра; тема выделена ярким цветом и увеличенным размером шрифта;

Стенды установлены прочно и безопасно.

Основные уголки по педагогическому просвещению :

Постоянный информационный стенд «Для вас, родители » ;

Визитная карточка группы;

Характеристика возрастных психологических особенностей детей группы;

Расписание занятий обучающихся (воспитанников) ;

Режим группы;

Папки - передвижки;

Стенд «Времена года» ;

Выставка «Сделайте вместе с детьми» ;

Уголок творчества детей;

«Барометр настроения группы» ;

Картотека добрых дел родителей ;

Медицинский уголок «О здоровье всерьез» ;

Доска объявлений;

Фотоуголок;

Уголок забытых вещей.

Работа с родителями в условиях детского сада чрезвычайно важна. Такое взаимодействие способствует развитию педагогического просвещения родителей и их сотрудничеству с педагогами в процессе воспитания и обучения детей.

Публикации по теме:

Дошкольник и доступные средства получения информации Информация играет важную роль в жизни человека. Используя разные источники, мы находим интересные факты, планируем свой отдых, маршрут до.

Конспект НОД по математике в старшей группе «Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе» Конспект НОД в старшей группе по теме «Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше».

Консультация для родителей «Четыре ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду» 4 ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду А ваш малыш идет этой осенью в детский сад? Если так, вам наверняка хочется, чтобы.

Консультация для родителей «Основные правила взаимодействия родителей с ребёнком» Консультация для родителей младшей группы на тему: «Основные правила взаимодействия родителей с ребёнком» Когда ребёнок проснётся: -обязательно.

Педагогическая мастерская. Тема: «Ощущение и восприятие – первоисточник информации, или несколько слов о сенсорном развитии малыша» с мастер-классом.

Психологические рекомендации родителей правильного восприятия информации о своем ребенке Здравствуйте уважаемые родители! Я вновь хочу про рекомендовать вам, как правильно реагировать информации о вашем ребенке. Начнем с самого.

Различия детей по типам восприятия, переработки и хранения информации Различия детей по типам восприятия, переработки и хранения информации Зрительно ориентированный ребенок (визуал) Он, как правило, тихий,.

Семья во все времена является основным институтом, ответственным за развитие и воспитание ребенка. “Родители (законные представители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка” (п.1 ст. 44 Закона “Об Образовании в РФ”). Наиболее значимым документом, ориентирующим на партнерство семьи и ДОО является ФГОС ДО (Стандарт). Одно из важных положений Стандарта – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, вовлечение семей в образовательную деятельность, - требует пересмотра вопроса организации взаимодействия детского сада с семьями воспитанников.

Основные задачи организации взаимодействия с семьями воспитанников – психолого – педагогическое просвещение родителей, информирование о деятельности ДОО. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но в силу разных обстоятельств, в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Задача педагога – привлечь родителей к сотрудничеству и подвести к знанию и пониманию педагогических принципов.

Одной из наиболее эффективных форм является наглядная информация, позволяющая педагогу без непосредственного контакта с родителями организовать информирование и педагогическое просвещение. Соблюдая современные требования к оформлению информационных стендов для родителей (единый стиль, красочность оформления, актуальность, динамичность, “читаемость” содержания материала), я увлеклась оформлением в группе и приемной стендов, ширм с использованием картинок, фонов и шаблонов, скаченных в Интернете. Приложение 1.

Работа интересная и кропотливая. Но как показывает практика, информацией на стендах интересуются только 45% родителей. Большинство современных мам и пап, в силу своей занятости, даже не читают информацию на стендах, а если читают, то бегло, невнимательно. В такой ситуации трудно говорить об их педагогическом просвещении. Возникла необходимость поиска других эффективных форм наглядного информирования.

Буклет – простая и доступная форма взаимодействия с семьями воспитанников. Его можно взять с собой и в свободное время ознакомиться с содержанием. Материал в нем излагается кратко, доступно, только самое главное. Создавая информационные буклеты, следует руководствоваться следующими требованиями:

  • Актуальность, новизна информации.
  • Оригинальность подачи темы.
  • Единство стиля (рамка, шрифт, картинки, цветовая гамма).
  • Ссылка на издание, включая авторство и год публикации.
  • Не стоит злоупотреблять декоративными элементами и картинками.
  • Правила и советы оформляются в виде разделов, тезисов.

Буклеты могут быть подготовлены к родительскому собранию, к изучению какой-либо темы с рекомендациями для родителей. Они доступны для родителей в приемной. Красочно и необычно оформленное место их “проживания”, безусловно, привлекает внимание мам и пап. Тематика буклетов может быть самой разнообразной. Например: “Секреты воспитания вежливого ребенка”, “Как избавить ребенка от страхов?”, “Развивающие игры из подручных материалов”, “Игрушечное хозяйство 2-3 летних детей”, “Этот сложный возраст. Кризис трех лет”. Приложение 2.

Выпуск групповой газеты – не новая, но очень эффективная форма наглядной пропаганды педагогических знаний, информирования родителей о деятельности детского сада, о жизни детей в группе. Начиная работу над созданием первого выпуска, я сомневалась в её эффективности. Но обратившись к родителям с данной идеей, я нашла единомышленников. Теперь у нас работает целая творческая группа родителей, у каждого свои роли, мы активно включились в сюжетно-ролевую игру “Редакция газеты “Кнопочки”.

Название газеты - “Кнопочки”. Выходит один раз в месяц. Члены редколлегии создали эмблему группы, определились со стилем оформления газеты. Содержание включает постоянные рубрики: “Новостёнок”, “Гуляй да присматривайся”, “В кругу семьи”, “Семейная академия”, “Азбука здоровья”, “Поздравляем”, “Благодарим”, “Спрашивали? Отвечаем”. Приложение 3.

Девиз нашей газеты “Добрые вести в каждый дом!” И нам это удается, ведь свежий выпуск газеты родители получают по электронной почте и сами решают, что с ней делать. Большинство родителей довольны, не смотря на свою занятость, они всегда в курсе событий группы, детского сада, при необходимости могут получить ответ на интересующий вопрос. Подшивка всех выпусков газеты также размещается в приемной и доступна всем желающим.

В чем эффективность такой формы сотрудничества с семьями воспитанников?

  • Родители своевременно получают объективную информацию о деятельности ДОО, о жизни детей в группе. Мы не навязываем свое мнение, родители сами решают, что делать с данной информацией.
  • Мы не ограничиваем родителей во времени. Выпуск газеты имеется в каждой семье. С содержанием они могут ознакомиться в любое удобное для них время.
  • Любой родитель может стать корреспондентом газеты, обсудить на её страницах волнующие проблемы развития, воспитания детей.
  • Современных родителей, особенно молодых, (в нашей группе 72% - родители в возрасте до 35 лет) привлекает общение по электронной почте. Для них это просто, привычно, удобно. Мы идем им навстречу.

Безусловно, такие формы оформления наглядной информации для родителей, как буклет и групповая газета, способствуют налаживанию сотрудничества между семьями воспитанников и педагогами ДОО. Родители активно принимают участие в оформлении газеты, нужную и интересующую информацию о деятельности ДОО, о воспитании и развитии детей имеют всегда под рукой. При таком сотрудничестве обе стороны настроены на положительное и результативное взаимодействие, исключаются конфликтные ситуации, недопонимание и недоверие.

Литература.

  1. Метенова Н.М. Взрослым о детях. Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях. – Ярославль, ООО “ИПК “Индиго”, 2011.
  2. Левшина. Сотрудничество с семьей в создании предметно-развивающей среды для детей раннего возраста// Дошкольная педагогика. - 2013 - №2.
  3. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. - М.: ТЦ Сфера, 2011.

ОБЩЕНИЕ С КНИГОЙ

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Предварительный просмотр:

Воспитатели и родители

Обычно, выбирая садик, родители обращают внимание на статус садика, на его внешнее и внутренне оформление, на программу занятий и на директора. Довольно часто родители забывают о наиболее важном или не придают этому большого значения – знакомство с воспитателем. Часто мамы и папы не задумываются, что именно этот человек может скрасить жизнь малыша в детском саду, дать ему полезные знания, воспитать усидчивость и самоконтроль.

Общайтесь с воспитателями

Ваша первостепенная задача как родителей – наладить отношения с воспитателем и прийти с ним к взаимопониманию.

Не думайте, что когда малыш попадает в сад, то всю ответственность за него и за его воспитание несет только воспитатель.

Интересуйтесь своим ребенком. Не думайте, что когда малыш попадает в сад, то всю ответственность за него и за его воспитание несет только воспитатель – воспитывать и влиять на своего ребенка – ваша прямая обязанность. Поэтому интересуйтесь у педагога, как себя ведет ребенок , есть ли у него трудности в общении или в выполнении заданий. Педагог не только расскажет вам о трудностях вашего ребенка, но и поможет советом, как это исправить. Такой ваш тандем принесет хорошие плоды, ведь на самом деле, успешность воспитания будет оставаться под сомнением до тех пор, пока в детском саду и дома к ребенку будут предъявлять разные требования.

Ведь вы понимаете, что если вы дома не приучаете ребенка следить за своими вещами, убирать игрушки на свои места и так далее, то ребенок не будет делать этого и в садике и никакой даже самый талантливый воспитатель не сможет этого изменить. Такие противоречия в воспитании не только запутают малыша, но и приведут к конфликту с воспитателем и испортит ваши отношения. Поэтому создайте с воспитателем некий союз и работайте сообща.

Учите ребенка доброте

Если вы хотите, чтобы малыш как можно скорее адаптировался к детскому саду и ужился с другими детками, ни в коем случае не учите его негативным способам защиты . Он не должен быть отрицательным персонажем в группе детей, ведь на этом этапе у детей обострено чувство справедливости, добра и зла и ребенка-забияку никогда не примут в круг общения.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок привлекал к себе внимание, водите его в танцевальный кружок или школу рисования, учите его интересным и полезным занятиям. Тогда, продемонстрировав свои умения, ребенок заинтересует остальных детей и быстрее найдет друзей в детсадовском коллективе. В противном случае, вы рискуете сделать из своего ребенка изгоя.

Примером такого негативного отделения ребенка от всех остальных, может быть мама, которая категорически запрещала ребенку играть с остальными детьми на улице, чтобы он не запачкался . Когда все дети игрались в песочнице и катались на качелях, малыш стоял рядом с воспитательницей. Хоть ребенок и долгое время пребывал в детском коллективе и в остальном ничем не отличался от других детей, был сдержан, вежлив, делился игрушками, но все равно еще очень долго вливался в коллектив именно потому, что был так называемым «чистюлей». Помните, что воспитатель – взрослый, умный человек, он не позволит вашему ребенку вываляться в грязи. Но запретив ребенку играть с остальными, вы отберете у него возможность наладить контакт со сверстниками и найти друзей.

Говорите с ребенком

Очень полезно и познавательно обсуждать с ребенком его жизнь в детском саду . Каждый день по дороге из сада домой, спрашивайте у малыша, как прошел его день, с кем он играл, было ли что-нибудь забавное или наоборот, обижал ли его кто-нибудь. Хвалите его за успехи, пусть он расскажет вам тот же стишок, что рассказал воспитательнице или споет ту же песенку. В общем, вы должны получать информацию о жизни вашего ребенка не только от воспитателя, но и от самого ребенка. Проявляйте интерес к его жизни и творчеству: рисункам, аппликациям и так далее.

Из беседы с ребенком часто родители узнают не только хорошее, но и плохое. Прислушайтесь к рассказам малыша, возможно воспитатель неправильно повела себя или ребенок в чем-то провинился перед ней . Разумеется, что мнение ребенка субъективно, и он никогда не скажет, что он не прав. Однако если все-таки ребенок рассказывает вам о каком-либо акте несправедливости, стоит прислушаться к этому и уточнить ситуацию, а в отдельных случаях поговорить об этом с педагогом. Но прежде чем доходить до конфликта с воспитателем, выясните все подробности у ребенка. Возможно, он не правильно выразился или вы его не так поняли.

Например, девочка пожаловалась родителям на то, что воспитательница забрала у нее обед, не дав ей доесть. К счастью, мама не побежала сразу к воспитателю устраивать скандал, а решила узнать подробности ситуации. Дело в том, что девочка очень медленно ест, воспитатели знают это и обычно ждут ребенка и не убирают со стола. Но на сей раз трапеза слишком затянулась, поэтому остатки обеда вместе с остальной посудой убрали со стола. Как видим, проблемы особой не было, а конфликт мог возникнуть на пустом месте.

Кстати говоря, питание – еще один камень преткновения воспитателей и родителей. То, как вы кормите своего ребенка дома, может вам позволить время и отсутствие графика. В детском саду же все подчинено рабочему плану, и никто не будет его менять ради одного малыша. Поэтому, если ребенок отказывается кушать, возможно, вы договоритесь с воспитателем и он не будет заставлять его есть во время обеда.

Если вы до сих пор сомневаетесь в компетентности воспитателя, приходя в группу за своим ребёнком, обращайте внимание на отношение педагога к детям и на настроение остальных детей . Можете несколько раз прийти раньше обычного и если вы услышите за дверью крик воспитателя, это может стать основанием задуматься, подходит ли вам он.