Лучшие проекты логопед доу. Проект по логопедии (подготовительная группа) на тему: логопедический проект "Маленькие Грамотеи"

Логопедический проект «Раз словечко, два словечко…»

В последние годы особенно остро дискутируются проблемы преемственности в работе между дошкольными и школьными образовательными учреждениями. Особая проблема таких дискуссий - суть понятия готовности к систематическому обучению, а именно: какие предпосылки, определяющие гармоническое развитие ребёнка в дошкольном учреждении, должны быть сформированы? Исследованиями последних лет доказано: чем раньше начать формирование готовности к обучению (естественно, методами, адекватными возрастным особенностям ребёнка) , тем оно эффективнее.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 2014 года является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.

Согласно ФГОС дошкольного образования, условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка;
  • непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов, поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.

Один из важнейших показателей гармоничного развития ребёнка является уровень его речевого развития. Количество детей с речевыми нарушениями в дошкольных учреждениях растёт с каждым годом. К сожалению:

  • не все дети могут получить квалифицированную помощь специалиста своевременно;
  • не все родители адекватно оценивают возможности своего ребёнка и часто не видят, или не хотят видеть, проблемы в развитии своего ребёнка;
  • и многие родители просто не знают, как помочь своему ребёнку в его гар-моничном развитии.

Анализируя создавшуюся обстановку, созрела необходимость создания проекта «Раз словечко, два словечко..» , направленного на взаимодействие с родителями воспитанников средних групп в целях осуществления полноценного речевого развития ребёнка.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

  • ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возмож-ности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;
  • необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом про-цессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образова-тельного учреждения и семьи по данному направлению.

Участники проекта: учитель-логопед, дети среднего дошкольного возраста, их родители,

Цель проекта: «Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей» .

Задачи:

  1. Повышение педагогической компетентности родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.
  2. Обучение родителей доступным приёмам логопедического воздейст-вия на ход речевого развития своего ребёнка.
  3. Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества родителей и учителя-логопеда в вопросах гармоничного развития ребёнка.

Ожидаемые результаты:

  1. Заинтересованность и активное участие родителей в работе по профилактике и коррекции речевых нарушений детей среднего дошкольного возраста.
  2. Обученность родителей доступным формам и методам коррекции звуков (артикуляционная и дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, навыки простого звукового анализа) и умение применять полученные знания в работе по исправлению произношения своих детей.
  3. Положительная динамика речевого развития детей среднего дошкольного возраста в конце года.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Проектная деятельность осуществляется в три этапа.

1 этап - подготовительный (информационно-аналитический) .

  • Анкетирование родителей воспитанников средних групп с целью выявления проблемных вопросов речевого развития детей;
  • Экспресс-диагностика уровня речевого развития детей средних групп;
  • Анализ уровня педагогической компетентности родителей о речевых про-блемах детей и способах их устранения;
  • Подбор методической литературы по практической логопедии в работе с дошкольниками;
  • Презентация: информирование родителей об основных направлениях проектной деятельности «Раз словечко, два словечко» .

2 этап - основной (практический) .

подборка и апробирование системы методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

  • проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, выставок методической литературы для родителей.
  • проведение индивидуальных консультаций (по необходимости) ;
  • создание информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал) ;

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

3 этап - заключительный (аналитический) .

  • Анкетирование родителей с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
  • Повторная экспресс-диагностика уровня речевого развития детей средних групп
  • Анализ эффективности проделанной работы: со стороны родителей и со стороны логопеда;
  • Творческий отчет о проекте «Раз словечко, два словечко…» на педсовете ДОУ и МО учителей-логопедов.

Список литературы:

  • Маханёва М.Д., Козлова Т.М «Основная общеобразовательная программа детского сада - начальной школы» М. 2011.
  • Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования.
  • Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.
  • Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия» . Екатеринбург, 1998.
  • Миронова С.А. «Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях» . М. 2007.
  • Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» . М. Воронеж, 1997.

Логопедический проект

«В стране

гласных звуков и букв»

Составитель:

Учитель-логопед Пархоменко Н.С.

Логопедический паспорт

«В волшебной стране гласных звуков и букв»

Тип проекта: Информационно - творческий

Срок реализации: краткосрочный (6 недель).

Актуальность темы:

Нарушение фонематического слуха не позволяет детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, задерживает развитие связной речи. Следовательно, одной из важнейших проблем при подготовке детей к освоению грамоты, является проблема развития фонематического слуха у дошкольников.

Дети с речевыми нарушениями, испытывают существенные трудности в усвоении грамоты. В логопедическую группу поступают дети с 5 лет с недоразвитием всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.

Детям с ОНР для формирования умения выделять фонему из слова, подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходим коррекционный период с использованием упражнений в занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.

В связи с данной проблемой определены объект, предмет и гипотеза исследования.

Объект изучения : развитие фонематического слуха у детей с ОНР при подготовке к изучению грамоты.

Предмет изучения : дидактические игры и упражнения для изучения гласных звуков и букв.

Гипотеза: использование игровой деятельности, облегчающей процесс усвоения грамоты, делающей его интересным и занимательным.

Использование игровых приёмов делает обучение более увлекательным, интересным, эмоционально – насыщенным, творческим. Красочные настольные, дидактические и весёлые словесные игры делают образовательную деятельность невероятно увлекательной.

Участники проекта:

  1. Учитель –логопед
  2. Воспитатели коррекционной группы.
  3. Воспитанники группы с общим недоразвитием 3 уровня.
  4. Родители

Цель : развитие фонематического слуха, развитие интереса у детей с ОНР к изучению гласных звуков родного языка,

Задачи:

Предполагаемый результат проекта:

  1. Закрепление знания детей о гласных звуках, особенностью их артикуляции, сформированное понятие о символе звука.
  2. расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
  3. Развитие фонематического восприятия, речевого дыхания; закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
  4. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, воображения.
  5. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
  6. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.
  7. Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.

Перспективный план реализации проекта:

  1. Этап: Подготовительный (1 неделя).

Задачи.

Мероприятия.

1. Осознание проблемной ситуации. Определение цели, задач проекта.

2. Подобор и изучение методической литературы по теме проекта; Анализ приёмов и технологий работы по изучению гласных звуков и букв у детей.

3. Составленме плана основного этапа

1. Проведение диагностического обследование по теме проекта.

2. Консультация для педагогов «Особенности развития фонематического слуха у детей нашей группы (по результатам диагностики)».

3. Консультация для педагогов «Развитие фонематического слуха при изучении гласных звуков и букв у дошкольников с ОНР».

  1. Этап: Практический (4 недели)

Задачи.

Мероприятия.

1. Работа с родителями: Пополнить педагогические знания родителей при выполнении домашних рекомендаций логопеда.

2. Работа с педагогами и детьми. Разработать систему коррекционной работы взаимосвязи логопеда и воспитателя при обучении детей грамоте.

Разработать картотеку заданий и игр по изучению гласных звуков.

1. Подбор, изготовление наглядного и раздаточного материала для изучения гласных звуков и букв.

2. Консультация в родительском уголке «Гласные звуки и буквы». «Писать буквы весело», буклет для родителей «Играем-фонематический слух развиваем»

3. Внедрить метод приёма «Составление звуковых историй», на логопедических занятиях»

4. Включение воспитателем заданий логопеда по обучению грамоте в режимные моменты дня.

5. Проведение логопедом логопятиминуток.

5. Консультация для педагогов «Развитие графо - моторных навыков»

6. Проведение специальных игровых и тренировочных упражнений по развитию у детей графо - моторных навыков.

7. Проведение воспитателем занятий по продуктивной деятельности «Гласные буквы своими руками».

8. Конкурс «Сделай букву сам», с активным участием родителей.

9. Художественное творчество: «Рисуем гласные звуки и буквы».

  1. Этап: Заключительный (1 неделя)

Практическая значимость проекта:

1.Обогащение предметно-развивающей среды:

Иллюстративным материалом «Предметные картинки для выделения гласных звуков»

Обновленными зрительные символы гласных звуков;

Дидактическими играми: «Интересные гласные» (Цель: выделение гласных звуков и букв в середине слов); «Подбери домик» (Цель: определение позиции гласного звука); «Узнай что звучит» (Цель: различение неречевых звуков); «Певцы» (Цель: развитие речевого дыхания и голоса); «Кораблики» (Цель: закрепить умение делить слова на слоги); «Магазин» (Закрепить умение делить слова на слоги, выделять гласные звуки), «Следы» (Цель: Формирование фонематического восприятия у детей с ОВЗ), . пропевание гласных звуков с движениями, Пропевание гласных и их сочетаний с различной силой и высотой звучания, Игры с мячом для закрепления произношения гласных звуков и развития плавного, сильного выдохов: Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем», Игра «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук».

2. Для решения задачи знакомства с гласными звуками и умения подбирать слова, начинающиеся на гласные звуки, введён такой игровой приём, как составление звуковых историй. Используя картинки , названия которых начинаются на изучаемый звук, составляли звуковые истории про гласных девочек.

При составлении звуковых историй дети значительно быстрее и легче запоминают слова, начинающиеся на гласные звуки. Детям нравится знакомиться с гласными девочками, они активно включаются в работу. При этом истории могут быть разнообразные, творческие.

Заключение:

Целенаправленная, комплексная работа взаимодействия воспитателей, логопеда и родителей с использованием игровой деятельности, способствует устранению у детей логопедических групп, имеющихся трудностей при усвоении грамоты. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать фонематический слух дошкольников. Использование игровой деятельности на этапах обучения грамоте, закрепления полученных навыков на коррекционном часе воспитателя, дома при выполнении рекомендаций логопеда помогло успешно детям усвоить основы грамоты в детском саду.


Логопедический проект «Веселый ветерок»

Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей средней группы, занимающихся в логопедическом пункте

Актуальность
Многие дети, занимающиеся на логопункте, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба.

Речевой выдох - необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя - в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» - при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» - при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.

Образовательная область – «Речевое развитие».

Тип проекта – игровой.

По числу участников – подгрупповой.

По времени продолжения – долгосрочный, 1 год

По характеру контактов – в контакте с семьей.

Участники проекта
1. Дети средней группы «Сказка», занимающиеся в логопедическом пункте.
2. Воспитатели группы.
3. Специалист: учитель-логопед.
4. Родители.

Место реализации – МДОБУ детский сад комбинированного вида «Теремок»

Цель: формирование у детей умения управлять органами дыхания, развить нижнедиафрагмальное дыхание.

Задачи :

  1. Развитие дифференцированного речевого и ротового выдоха у детей.
  2. Развитие сильного, плавного, направленного выдоха без участия речи.
  3. Развитие сильного плавного выдоха:
  • на материале гласных звуков,
  • на материале согласных звуков
  • на материале слогов, слов
  • на материале предложений и фраз.
  1. Формирование и закрепление нижнедиафрагмального дыхания

Ожидаемый результат : дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.

Будет разработан перспективный план и картотека по формированию речевого дыхания.

Конечным продуктом проекта будет являться:

  • Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
  • Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе
  • Повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.

Этапы реализации проекта

№ п/п Мероприятия Сроки
1 этап Организационный
1. Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания сентябрь
2. Составление перспективного плана работы над дыханием. октябрь
3. Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания октябрь
2 этап Практический
Работа с детьми:
1. Выработка длительного плавного выдоха,

Дифференциация ротового и носового выдоха

октябрь
2. Выработка глубокого вдоха ноябрь
3. Формирование физиологического дыхания, развитие его силы декабрь
4. Развитие силы голоса и речевого дыхания январь
5. Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков февраль, март
6. Закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений апрель, май
Работа с родителями:
1. Консультация тренинг «Развитие речевого дыхания детей – дошкольников» ноябрь
2. Оформление папки- передвижки «Упражнения на развитие речевого дыхания детей» декабрь
3. Индивидуальные консультации для родителей В течение года
4. Оформление памятки для родителей

«Упражнения для развития речевого дыхания»

февраль
Работа с педагогами группы
1. Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи» ноябрь
2. Оформление памятки для воспитателей группы «Изготовление игр и пособий по развитию дыхания у детей» декабрь
3. Посещение занятий по развитию звуковой стороны речи у воспитателей февраль
3 этап Итоговый
1. Участие детей, занимавшихся на логопункте, в весенних утренниках март, май
2. Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания апрель

План реализации проекта:

Месяц
сентябрь «Сдуй жука, бабочку со цветка»

«Подуй на бабочку»

октябрь «Подуй на листочки»

«Ветерок»

ноябрь «Подуй на вертушку»

«Подуй на облака»

«Подуй на листья»

«Улетай тучка»

декабрь «Подуем на пушинку»

«Прокатаем брёвнышки»

«Новогодняя гирлянда»

январь «Подуй на снежинку»

«Погреем ручки»

февраль «Подуй на вертушку»

«Заморозим пальчик»

«Снег идёт!»

март «Подуй на чай»
апрель «Насос»

«Змейка»

«Подуй на картинки и назови что нарисовано»

май «Забей мяч в ворота»

Вывод:

Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

Литература:

  1. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.
  2. Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание 1987.
  3. Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
  5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005

ПРИЛОЖЕНИЕ
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания
(Средняя группа)

«Сдуй бабочку».
Сдуть бабочку с цветка.

«Подуй на бабочку ».
Ребенок сидит за столом. Педагог предлагает ребенку подуть на нее, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).

«Сдуй жука».
Сдуть жука c цветка.

«Подуем на листочки».
Сдуть листочки (засушенные, вырезанные из бумаги) со стола, с ладони.

«Вертушка».
Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно.

«Горячий чай».
Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в чашке (тарелке), чтобы он быстрее остыл. (Чашка вырезается из цветного картона, пар изображается папиросной бумагой). Ребенок дует в «пар». Если правильно дует, то «пар» отклоняется от чашки.

«Подуем на облака».
Подуть на бумажные облака, подвешенные на нитке.

«Плыви, кораблик!»
Взрослый предлагает ребёнку подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в ёмкости с водой.

«Мыльные пузыри».
Взрослый знакомит ребенка со способом действия с игрушкой и побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко.

«Подуем на снежинку».
Сдуть с варежки снежинку на веревочке.

«Шарик».
Педагог предлагает детям надуть к предстоящему празднику шарики. Дети должны набрать воздух через нос и медленно выдохнуть его через рот в отверстие шарика. Тот, кто правильно выполнит задание, сможет поиграть с надутым шариком.

«Новогодняя гирлянда».
Гирлянда выкладывается на стол. Педагог предлагает детям дунуть на неё один раз так, чтобы «сдвинуть» с места. Дети по очереди выполняют упражнение, при этом гирлянда перемещается от одного края стола к другому.

«Снег идёт! »
Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. «Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на него!» Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют.

«Подуй на картину и узнай. что нарисовано».
Педагог предлагает подуть на дождики и назвать картину, время года.

«Забей мяч в ворота».
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

«Прокатаем брёвнышки».
Педагог предлагает детям присесть на корточки около стола (рот на уровне стола, положить перед собой круглый карандаш («брёвнышко») и подуть на него так, чтобы он покатился. Упражнение повторить 3-4 раза. Для усложнения вместо круглого карандаша используется гранёный.

Упражнения на развитие речевого дыхания

Заморозим пальчик. Подуть на пальчик холодной струей воздуха.

Погреем ручки. Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт). Усложнение: «греем ручки» с одновременным длительным произнесением гласных звуков «А, У»

Воздушный поцелуй. Сдуть воображаемый поцелуй с ладошки в адрес кого-либо из окружающих.

Пой со мной! Взрослый предлагает детям вместе с ним спеть песенки. Первая песенка: «А-А-А!» Наберите воздуха – выдохните его медленно. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала пропеваются звуки А, У, постепенно количество «песенок» увеличивается.

Девочки поют. Сначала взрослый показывает детям картинки с изображением поющих девочек с чётко прорисованной артикуляцией гласных звуков и предлагает угадать, какая девочка и какой звук поет. Затем раздает по одной картинке и предлагает спеть такой же звук.

Насос. Взрослый предлагает детям поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса. «Кто из вас любит кататься на велосипеде? Все любят. Но иногда колёса прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса – вот так! «С-С-С» – работают насосы!» Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть воздух больше обычного. Пока насос работает, постепенно плавно выдыхать воздух, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох.

Змейка. «Давайте превратимся в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!» Напомнить детям, что следует вдохнуть больше воздуха и шипеть долго, добирать воздух во время произнесения звука нельзя.

Пароход гудит. Имитация звука низким голосом: Уууу-Ууу…

Одуванчик. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

В лесу. Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. вдох через нос, выдох осуществляется ртом;
  2. губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);
  3. выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы, предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;
  4. не поднимать плечи;
  5. не надувать щеки при выдохе;
  6. упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;
  7. осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)
  8. проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;
  9. помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики.