Конкуренция в звездных семьях. Борьба за мамину любовь. Как избежать соперничества братьев и сестер

Для большинства людей родные братья и сестры – это, в первую, очередь близкие друзья. Связь, которая проходит между ними, очень прочна, и практически ничто ее не может нарушить. Но это, если все нормально в отношениях и в семье в целом. В нашем же случае, отношения между сестрами и братьями закончились после того, как кто-то из них перешел грань разумного, а если быть точнее, то пошел на убийство.

Для большинства людей соперничество между братьями и сестрами – это скорее игра, чем то, из-за чего нужно быть тревогу. Но если обратить внимание на случаи, представленные ниже, то, скорее всего, необходимо уже сейчас посматривать на своих детей, потому что грань между детским соперничеством и уже паталогическим желанием сделать все лучше, и при этом опустить соперника – очень тонка.

1. Елизавета и Стефания Дубровина


Если оценивать отношения этих двух сестер, глядя на их аккаунты в социальных сетях, то Елизавета и Стефания Дубровина не просто сестры, а самые лучшие подруги. Они обе были моделями, красивыми и молодыми. Но Елизавета очень часто завидовала Стефании. Но по какой же причине? Вместо того, чтобы радоваться успеху своей младшей сестры, Елизавета, которой на тот момент было 19, на одной из вечеринок сильно перебрала и накинулась с ножом на свою 17 – летнюю сестру. Она вырезала ей глаза, отрезала уши и нос. В целом, девушка нанесла 140 ножевых ранений Стефании. Большинство печатных изданий сообщали, что тело Стефании было фактически собрано по частям после того, как Елизавета с ним обошлась. Старшая сестра настолько завидовала младшей, что копировала ее взгляд, улыбку, манеры и стала полностью одеваться как она. Ее зависть вызывала беспокойство у их общих друзей, но никто не думал, что Елизавета когда-нибудь дойдет до того, что решит убить свою сестру.

2. Карла и Тэмми Хомолка


Карла Хомолка помимо того, что является известной канадской серийной убийцей, ненавидела свою младшую сестру. Карла встречалась со своим парнем Полом Бернардо примерно полгода, но в какой-то момент Пол обратил внимание на ее младшую сестру, которая, как казалось парню, имела внешность намного лучше, чем Карла. Тэмми на тот момент было всего 15 лет, и она целиком и полностью доверяла своей старшей сестре. Девочка не понимала, с каким монстром жила под одной крышей, а также то, что ее жизни угрожает смертельная опасность. Все обернулось ужасным образом. Карла заранее приготовила специальный раствор, которым усыпила свою младшую сестру. Когда Тэмми была без сознания, Карла и ее бойфренд насиловали бедного ребенка. К сожалению, юная девушка не выжила, так-как захлебнулась рвотными массами во время того, как ее насиловали. По началу все списали на несчастный случай, мол всему виной была рвота и излишек алкоголя, однако со временем ее тело эксгумировали, и проверили более тщательное обследование. И именно тогда выяснилось, что девочку жестоко изнасиловали и убили.

3. Эрика и Джанлука де Нардо


Со стороны семья де Нардо выглядела вполне нормально. Обычная семья, да и только. Они жили в тихом районе Северной Италии, где их много кто знал. Мама и папа были счастливы в браке, дочка и сын вроде бы как ладили, за исключением пары-тройки мелких нюансов. Никто не может обвинять родителей в том, что они где-то чего-то не досмотрели, ведь все можно списать на переходной возраст, а в пубертате, как известно, черт ногу может сломать. В феврале 2000 года полиция была вызвана по адресу, где проживала семья де Нардо. То, что увидели полицейские, зайдя в дом, повергло их в шок. Мать Сьюзи де Нардо и ее 12-летний сын Джанлука были найдена в одной из комнат с более чем 97 ножевыми ранениями. Изначально считалось, что преступление совершили албанские иммигранты, но вскоре выяснилось, что именно Эрика, 16-летняя девочка, несет полную ответственность за жестокое убийство своего брата и матери. В своем дневнике девочка писала: «Этот ужасный ребенок опять меня сегодня достал. Как было хорошо его избить за это …». Для того чтобы совершить убийство своих родных, она подговорила своего парня помочь ей, который в последствии и ограбил ее дом, якобы инсценировав ограбление.

Беспощадная конкуренция между братьями и сестрами: как перестать соперничать

Повзрослевшим братьям и сестрам уже нет надобности делить одежду, комнату и любовь родителей. Однако, даже покинув пределы детской, многие так и продолжают соперничать между собой, нередко доводя ситуацию до абсурда или серьезных ссор.

В детстве братья и сестры, особенно, младшие, бывают несносны. То родителям наябедничают, то возьмут что-то без разрешения, то начинают кривляться и шуметь, - все эти смешные моменты с возрастом перестают быть значимыми, хотя в детстве они, безусловно, были очень важны. Но что делать, если прошли года, а конкуренция продолжается?

Семейные психологи считают, что в основе большинства глубоких конфликтов между родными братьями и сестрами лежат всего три причины: компетентность, самостоятельность и соперничество. Вопрос самостоятельности (брать что-то чужое без разрешения и отстаивать свою собственность), как и компетенции (кто, что умеет делать) редко кого волнуют после двадцати лет. Каждый к этому возрасту умеет управляться с собственными делами и проблемами, различает свое и чужое, самостоятельно выбирает авторитетов. Но вот вопрос соперничества остается открытым и часто продолжает портить отношения и жизнь. Самое печальное в такой ситуации то, что когда тратишь все душевные силы на преодоление разницы между собой и кем-то еще, а не на собственное развитие и получение радости от жизни, высока вероятность того, что однажды обнаруживаешь ненужность всего, чего с большим трудом удалось добиться.

Выясняя отношения между собой, братья и сестры сталкиваются с одинаковыми проблемами, идут на поводу ложных идей, мешающих наладить нормальные семейные связи.

Во-первых, никогда не надо проецировать собственные переживания в реальность. Выводы типа «если я не чувствую любви, значит, меня не любят» ничего не имеют общего с положением дел в жизни. Чувства отражают переживания и не более того.

Во-вторых, ни к чему зацикливаться на мысли, что между неравными дружеские отношения невозможны. Несмотря на все старания родителей, одним детям в семье всегда достается больше или меньше внимания, заботы, помощи, свободы, прав, средств. Особенно драматично эта проблема ощущается в тех семьях, где разнополые дети или дети от разных браков. Вырастая, они, конечно, понимают, что полное равенство было объективно невозможным, но вот принять это не всегда могут. Для того чтобы разобраться в собственном отношении к ситуации и изменить ее, нужно взглянуть на неравенство с другой стороны и занять более удобную для себя позицию. Или же честно признаться себе, что это чувство зависти к внешности, достижениям или успехам в личной жизни сестры или брата. Психологи советуют в таких обстоятельствах стараться общаться между собой как можно качественнее, то есть пытаться услышать и понять другого, что он хочет сказать, и самому при этом говорить открыто. Никто не обязан подстраиваться под настрой собеседника или входить в его положение. Также стоит научиться принимать недостатки брата или сестры, а не пытаться их искоренить, и перестать дуться из-за давних обид. И хотя забыть обиду вряд ли получится, память об этих переживаниях поможет найти объяснение и, возможно, решение проблемы.

Бывает и так, что конфликт завязывается из-за бесплотных попыток изменить брата или сестру. Это одна из самых больших ошибок и очень распространенная иллюзия. Даже если причина всех конфликтных стычек на 99% в поведении другого, повлиять можно только на оставшийся один процент собственного. Менять что-либо в другом, даже близком человеке: его взгляды, восприятие жизни, привычки, манеры, - дело неблагодарное. Работать нужно только над собой и собственной жизнью. А для начала восстановления отношений - достаточно просто принять ситуацию и перестать рассчитывать на то, что брат или сестра исправится. Нелишним будет и анализ своего вклада в проблему: что в собственных действиях может вызывать негативные реакции другого, не устраивать его.

Семейные психотерапевты считают, что психологическая зрелость человека настает тогда, когда он признает свою роль в семье и делает рациональные выводы исходя из сути проблемы, а не из эмоций.

Фрейд считал, что конкурентная мотивация человеческого поведения связана с эдиповым комплексом и потребностью в родительской любви и одобрении. По мнению Адлера, соперничество между братьями/сестрами важнее эдипова комплекса. Эта тема встречается во многих мифах и легендах, ее можно назвать старейшим из драматических конфликтов. Соперничество лежит в основе всех героических сюжетов: у великих героев должен быть и великий соперник: Лекс Лютор у Супермена, Шутник у Бэтмена, Зеленый гоблин у Человека-паука, профессор Мориарти у Шерлока Холмса… Даже у Бога есть соперник – Сатана, величайший и сильнейший из ангелов. Хотя в данной главе мы будем анализировать тему соперничества в кино именно с точки зрения отношений между братьями, основные элементы этой архетипической темы можно использовать в работе над любым сценарием, не обязательно рассказывающем о взаимоотношениях между братьями или сестрами.

К востоку от рая

В западной культуре наиболее яркое выражение тема соперничества между братьями получила в библейской истории двух первых сыновей Адама и Евы, Каина и Авеля. В Библии [Исход 4:16] рассказывается о том, как Каин убил своего брата Авеля и в наказание был изгнан Богом. «И пошел Каин от лица Господня, и поселился в стране Нод на восток от Едема». Каин и Авель соперничают не за любовь Адама и Евы, а за любовь Бога – отца всего сущего. Поэтому и рассматривать их соперничество следует не как ссору двух реальных братьев, а как архетип, символ вечного соперничества братьев за любовь родителей. Джон Стейнбек переписал историю Авеля и Каина в своем романе «К востоку от рая», экранизированном Элиа Казаном в 1955 г. Главные герои фильма: Кэл (Джеймс Дин) и Арон (Ричард Давалос) – братья, соперничающие за любовь отца Адама (Рэймонд Мэсси).

Плохой ребенок/хороший ребенок

Кэл – «плохой» сын, а Арон – «хороший», так же как Каин был «плохим», а Авель – «хорошим». Такое четкое противопоставление плохого ребенка и хорошего ребенка символизирует дуальность персоны и тени в нашем «Я». В более широком смысле это олицетворение добра и зла в каждом человеке, в мире и в самой природе. Конфликт между «хорошим» и «плохим» сыном в кино часто отражает дихотомию герой/злодей. Герой во всем хорош, а злодей – безнадежно плох.

В фильме «К востоку от рая» зло связывается с сексуальностью и эгоизмом в людях. Добро сродни невинности и внутренне присущей доброте других людей. В этом смысле Кэл и мать братьев «плохие», а Арон и отец – «хорошие». Когда Кэл встречает мать и узнает, что она ушла от его отца, чтобы иметь возможность жить собственной жизнью, эта встреча помогает ему лучше понять самого себя и, соответственно, стать сильнее. Он убеждает брата встретиться с матерью, но осознание того, что их мать жива, оказывается слишком тяжелым ударом Арона. Он не в состоянии понять, как можно бросить своих детей ради того, чтобы содержать бордель. В конце концов, из рая изгнан именно Арон, хороший сын, потому что его видение мира основано на Библии, а не на реальности.

Родительские любимчики

Причина конфликта между братьями – борьба за родительскую любовь. Один из детей считает себя хорошим, а второй – плохим именно потому, что родители любят первого и порицают второго. Ребенок думает: «Раз папа меня любит, значит, я хороший». Или, соответственно: «Наверное, папа меня не любит, потому что я плохой». И дети пытаются соответствовать этим ролям – причем на протяжении всей своей жизни. Внешне соперничество может выражаться в самых разнообразных формах, но конфликт сохраняется – соперничество за родительскую любовь.

Часто конфликт между детьми осложняется тем, что отец больше любит одного ребенка, а мать – другого. В таком случае конфликт между матерью и отцом распространяется на детей, которые продолжают его в своих отношениях. Кэл в фильме «К востоку от рая» чувствует, что отец не любит его, и страдает из-за того, что ему отведена роль «плохого сына». Но встретив мать, он начинает спокойнее воспринимать отношение отца: он понимает, что больше похож на мать и что она больше любит его. Это помогает ему примириться с самим собой и попытаться поладить с отцом – и в этом главная идея фильма.

Смена ролей: соперник/наставник

Поскольку родители – главные наставники, то очевидна связь между родителями и братьями/сестрами, а следовательно, и связь между архетипическими фигурами соперника и наставника. Поэтому в фильмах нередко бывший соперник героя становится его союзником и/или наставником. Такой сюжет отражает вполне реальную ситуацию в жизни, когда старший брат или сестра занимают место родителей, если они умирают, бросают детей или еще по каким-то причинам не могут или не хотят исполнять свои обязанности. Эта тема получила развернутую трактовку в пяти фильмах «Рокки».

1. В «Рокки» (Rocky, 1976) Мики (Берджесс Мередит), наставник Рокки (Сильвестр Сталлоне), вдохновляет его на борьбу с его соперником Аполло (Карл Визерс).

2. В «Рокки-2» (Rocky II, 1979) Рокки одерживает победу над своим соперником.

3. В «Рокки-3» (Rocky III, 1982) Клаббер Лэнг (Мистер Ти), убивший первого наставника Рокки, становится его новым соперником. А бывший соперник Рокки Аполло теперь превращается в его наставника.

4. В «Рокки-4» (Rocky IV, 1985) Рокки становится наставником Аполло, решившего вернуться на ринг (таким образом, бывшие соперники в какой-то момент играют роли наставников друг для друга). Аполло погибает от рук Ивана Драго (Дольф Лунгрен), и последний, соответственно, оказывается новым соперником Рокки. А его наставником теперь становится бывший наставник Аполло Бак (Тони Бертон).

5. В «Рокки-5» (Rocky V, 1990) Рокки – наставник молодого бойца Томми. Но Томми вскоре уходит к новому наставнику – Дюку, который раньше был наставником Рокки и Аполло. Теперь Рокки приходится соперничать с Дюком (за роль наставника) и Томми (на ринге).

Ролевые трансформации в этих фильмах демонстрируют, как легко архетипы соперника и наставника могут менять своих хозяев. У двух этих образов в фильме схожая функция – и наставник, и соперник в конечном итоге должны вдохновлять героя на борьбу, подталкивать его к успеху.

Соперники в любви

Соперничество за любовь девушки часто становится еще одним элементом соперничества между братьями. Так, в фильме «К востоку от Рая» Кэл и Арон оба пытаются завоевать любовь Абры (Джули Харрис). Соперничество братьев одновременно раскрывает и внутренний конфликт девушки: она любит нежного и доброго «хорошего» сына, но вместе с тем испытывает влечение к сексуальному и загадочному «плохому парню».

Потребность в одобрении

Основная причина соперничества между братьями – потребность в любви, внимании, одобрении родителей. В фильмах психологический конфликт, лежащий в основе соперничества между братьями, обычно выражаются через борьбу за какую-то внешнюю цель . Но эта видимая цель служит только символическим выражением внутреннего бессознательного мотива, который движет братьями: желание родительского одобрения. Часто соперничество за внешнюю цель связано с разрешением морального конфликта между плохим и хорошим братом.

Кэл хочет заработать денег, чтобы помочь отцу, который обанкротился. Он надеется таким образом добиться одобрения отца и занять место Арона, любимого сына. Он придумывает, как можно быстро разбогатеть на военных спекуляциях. Арон же уверен, что война аморальна и всякий, кто на ней наживается, – тоже. Внешняя цель, деньги, неотделима от морального конфликта между братьями из-за разных представлений об этике войны.

Ключевое значение имеет сцена, в которой Кэл приносит отцу заработанные деньги. Он хочет сделать Адаму сюрприз, но тот отказывается от подарка Кэла, как Бог отверг приношение Каина. Отказавшись от подарка одного сына, Адам в той же сцене символически принимает подарок от второго: он радуется новости о помолвке Арона и Абры. И, как отказ Бога принять жертву от Каина и готовность принять ее от Авеля ведет к братоубийству, так и отказ Адама от подарка Кэла вызывает гнев Кэла и стремление уничтожить брата. Центральная тема обоих сюжетов – отчаянная потребность ребенка в любви и одобрении родителей.

«Дуэль под солнцем»

В эпическом вестерне Кинга Видора «Дуэль под солнцем» (Duel in the Sun, 1946) соперничество между двумя братьями, Джесси (Джозеф Коттен) и Льютом (Грегори Пек), развивается на всех шести описанных выше уровнях:

1. Джесси – хороший сын: добрый, внимательный, вежливый, высоконравственный. Льют – плохой: жестокий, злой, непослушный, распущенный.

2. Джесси – любимчик матери (Лиллиан Гиш), Льют – отца (Лайонел Берримор).

3. Оба брата влюблены в одну и ту же девушку, полукровку красавицу Перл (Дженнифер Джонс).

4. Братья стремятся завоевать отцовскую любовь и одобрение.

5. Внешняя причина соперничества – конфликт из-за строительства железной дороги, проходящей через принадлежащие семье земли.

6. Моральный конфликт связан и со строительством дороги, и с отношением братьев к Перл. Джесси поддерживает строительство, поскольку верит, что железная дорога пойдет на пользу Техасу. Льют – против, потому что железная дорога помешает их отцу и дальше владеть огромными участками земли. Джесси относится к Перл с уважением и теплотой, Льют же груб и эгоистичен. Он спит с ней, но не готов предложить ничего, кроме физической близости, потому что она «полукровка».

Классическая тема соперничества братьев, нашедшая отражение прежде всего в библейской истории Каина и Авеля и ставшая основным объектом анализа Альфреда Адлера, предлагает классическую модель для сценария – поскольку ни один фильм немыслим без соперничества между героями.

Основывается эта модель на противостоянии «хорошего» и «плохого» сыновей. Эта дихотомия подобна дуальности героя-мстителя, в которой каждый великий герой неотъемлем от столь же великого злодея.

Классическая трактовка темы соперничества между братьями предполагает, что родители больше любят одного из них. Конфликт между братьями может оказаться еще более напряженным и неоднозначным, если мать выбирает себе любимчиком одного ребенка, а отец – другого.

Фигура соперника по природе своей схожа с фигурой наставника: оба эти персонажа побуждают героя добиваться успеха. И поскольку функции этих персонажей тесно связаны, часто бывший соперник становится наставником, и наоборот.

Еще один элемент формулы соперничества – борьба за объект любви.

И наконец, почти всегда соперничество означает стремление добиться какой-то внешней цели – выиграть матч, одержать победу на выборах, получить какой-то приз.

Достижение цели нередко бывает связано с необходимостью решить моральную проблему, которая позволяет ярче продемонстрировать различия между хорошим и плохим братом. Например, хороший брат стремится победить на выборах, чтобы помочь своему городу, а плохой – чтобы заключить сделку с нечестным нефтяным магнатом.

Упражнения к главе 13

1. Назовите три фильма, посвященных классической теме соперничества между братьями/сестрами.

2. Присутствуют ли в отношениях соперничающих героев в этих фильмах элементы, описанные в настоящей главе?

3. Вспомните три фильма, где тема соперничества братьев/сестер представлена менее буквально: соперники не братья или сестры, они не соревнуются за родительскую любовь, у них нет общего объекта любви, их нельзя однозначно назвать хорошими или плохими.

4. Присутствуют ли в этих фильмах какие-то из элементов, описанных в настоящей главе?

5. Проанализируйте тему соперничества в следующих фильмах: «Что случилось с Бэби Джейн?», «Преступления и проступки», «Семейка Тенненбаум».

6. У вас есть братья или сестры? Проанализируйте свои отношения с ними и подумайте, присутствует ли в ваших отношениях какой-то элемент соперничества. Подумайте, как соперничество с братом или сестрой могло повлиять на ваши собственные поступки и цели в жизни.

Соперничество братьев/сестер в вашем сценарии

1. У большинства киногероев есть соперник – хотя это необязательно должен быть брат/сестра героя. Это может быть даже какой-то второстепенный персонаж. Шейн в одноименном фильме встречает соперника в самом начале, подравшись с ковбоем в салуне. Конфликт с «второстепенным» соперником предвещает решающее столкновение в конце фильма с Уилсоном – главным соперником героя. Соперничество дает герою возможность продемонстрировать такие качества, как сила, ум, храбрость, смекалка. В вашем сценарии есть хотя бы одна сцена, в которой герою противостоит какой-нибудь соперник?

2. Соперничество за любимого человека – эта сюжетная линия присутствует почти во всех фильмах, не только романтических. Соперничество добавляет конфликт и напряжение романтической линии сюжета. У вашего героя есть соперник, с которым ему приходится сражаться за объект любви?

3. В противостоянии соперников обычно присутствует моральный аспект. Например, Шейн стремится защитить фермеров, а его соперник Уилсон встает на сторону злодея – богатого скотовода. В чем заключается моральный конфликт между героем и его соперником в вашем сценарии?

4. Герой с комплексом превосходства? Если да, подумайте, как сделать его характер более интересным, раскрыв комплекс неполноценности, стоящий за сверхкомпенсационным поведением.

5. Подумайте, сможет ли эпизод, в котором ваш герой оказывается беспомощным, добавить напряжения сюжету.

Стоит лишь собраться всей семьей, и можете быть уверены: этот момент почти наверняка наступит. Старшая сестра сделает замечание – тем самым тоном, который вас бесил еще в глубоком детстве. Неуклюже пошутит младший брат, а мама восторженно чмокнет его в щеку... И не успеем мы и глазом моргнуть, как детская ревность, обиды и огорчения наполнят нас, словно бы мы перенеслись в машине времени на много лет назад.

Счастье уникальности

Наше детское соперничество с братьями и сестрами никогда не проходит бесследно. «Роль брата или сестры в формировании личности очень важна, важнее, чем битва за обладание материнской любовью, – пишет французский психолог Марсель Руфо (Marcel Rufo). – Наличие другого позволяет – через схожесть и различие – лучше определить себя»*. Но сделать это нелегко, ведь соперничество между братьями и сестрами разыгрывается не один на один. Эти отношения всегда подразумевают третью сторону – родителей – и стремление выделиться, отличиться перед ними. И от их позиции зависит многое.

А родительская позиция редко бывает объективной. «Во всех семьях есть любимчики – папины, мамины или общие, – отмечает Марсель Руфо. – Знаю, говоря это, я могу шокировать многих: родители хотят быть справедливыми во всем, и в особенности в распределении любви. И тем не менее я настаиваю на сказанном». И дело совсем не обязательно в том, что родители явно предпочитают одного из детей. Их могут любить одинаково сильно, но не одинаковым образом. Слишком многое зависит от того, родились ли они в счастливые или тревожные времена, от того, первенец это или долгожданная дочка после трех мальчиков, от того, похож ли ребенок на безалаберного дядюшку или на утонченную бабушку-поэтессу. Дети чутко улавливают разницу в отношении к себе и, не зная причин, воспринимают ее как проявление неравенства. А потому стараются изо всех сил быть похожими на брата или сестру – или любой ценой отличаться от них – вместо того, чтобы раскрываться и быть счастливыми в своей собственной уникальности.

Соперники или сообщники?

Соперничество, изначально заложенное в отношениях между братьями и сестрами, может осложняться многими обстоятельствами, например, разводом. «Уход из семьи отца или матери может увеличить ту ответственность, что лежит на плечах у старшего, – констатирует Марсель Руфо. – Девочка компенсирует отсутствие матери, а мальчик берет на себя часть власти ушедшего из семьи отца». Свои сложности переживают семьи с детьми от разных браков. Особый случай – тяжелая болезнь одного из детей, который автоматически перетягивает на себя все внимание и заботу. Любая из этих ситуаций обостряет соперничество и заметно ослабляет другой необходимый элемент братско-сестринских отношений – сообщничество. Стоит ли удивляться, что семейные встречи превращаются в разбирательство: мы припоминаем друг другу давние обиды в надежде хотя бы сейчас восстановить справедливость.

Но и тогда, когда отношения братьев и сестер выглядят безоблачными, не стоит обольщаться. Вполне возможно, что соперничество в этом случае разыгрывается уже совсем на другой сцене. Скажем, женщина способна раз за разом вступать в любовные отношения с женатыми мужчинами только для того, чтобы противостоять сопернице – как в детстве противостояла сестре. А мужчина может исступленно конкурировать с коллегами, добиваясь признания начальника, – как добивался внимания отца, который больше общался с другим сыном. Даже выбирая спутников жизни, мы нередко ищем сходства с братьями и сестрами или, напротив, выраженного отличия.

Можно ли уберечь от тягот и опасностей соперничества собственных детей? Вряд ли, да это и не нужно. «Зависть – двигатель любой конкуренции, – подчеркивает Марсель Руфо. – Тот, кто завидует или ревнует, мучается от успехов другого и хочет одержать над ним верх, что означает стать лучше». Так что, видя ссору детей, не стоит вмешиваться слишком рано: надо дать им возможность самим постоять за себя. Иначе дети могут «застыть» в определенных ролях: девочка, которая хочет доминировать, мальчик, который не может за себя постоять без мамы… А ведь через пять минут, возможно, они бы пришли к согласию. «Соревнование между детьми необходимо, но оно должно быть конструктивно, – уверен Марсель Руфо. – Для этого нужно больше обращать внимания на те качества, которые отличают детей друг от друга, стараясь их развить, и относиться к каждому ребенку в соответствии с его возрастом и особенностями личности». Иными словами, мы не только должны любить детей действительно по-разному, но сами и принимать это.

* М. Руфо «Братья и сестры, болезнь любви» (У-Фактория, 2006).

Упражнение:

Устройте свой театр

Ролевая игра, которую используют в своей практике гештальт-терапевты, позволяет разобраться в своих чувствах… без свидетелей.

1. Найдите время, когда вы дома в одиночестве. Пройдитесь из комнаты в комнату, освободитесь от мыслей (сосредоточьтесь на дыхании, это помогает расслабиться). Когда почувствуете спокойствие и готовность начать, оглядитесь вокруг. Выберите одну вещь, которая будет «играть» вашу роль, и вторую, которая будет представлять вашего брата или сестру. Действуйте спонтанно, не размышляя, берите то, к чему рука «сама потянется».

Теперь подыщите для них подходящее место. Например, одну можно положить на полку, другую – на пол или в кресло. Продолжайте действовать интуитивно, без раздумий. Таким способом вы активируете правое полушарие мозга (эмоции, образы, творчество).

Представьте, что эти вещи заговорили. Что они скажут друг другу?

Если вы чувствуете, что в детстве с вами плохо обращались, давили на вас, несправедливо вас обвиняли, даже презирали, пусть первая вещь – ваш персонаж – прямо «скажет» об этом. А затем представьте, что слышите ответ второго персонажа – брата или сестры.

2. Причина соперничества между братьями и сестрами часто лежит в том, что каждый ребенок пытается быть единственным, кого любят родители (а также в том, что родители относятся к детям по-разному). Поэтому вы можете разыграть диалог своего персонажа с родителями (одним или обоими), которых представляет какой-нибудь третий предмет. Упреки, критические замечания, требования объяснений, жалобы, гнев… Выскажите открыто все, что у вас накопилось, – вслух, громко, не подвергая свои слова никакой цензуре.

3. Когда все высказано и «пьеса» закончена, вы можете проанализировать ее.

Каков размер и характер персонажей? В какое место вы их поместили? Какими словами (упреками, объяснениями) они обменивались? Какой вырисовывается сценарий?

Спросите себя: в каких ситуациях или отношениях (с кем?) вы действуете по этому сценарию в своей нынешней жизни? В чем плюсы и минусы такого образа действий для вас? Какие преимущества вы могли бы получить, если бы поступали иначе?

В заключение запишите по пунктам, что вы хотели бы изменить в своих нынешних отношениях с другими (например, научиться говорить «нет», передавать ответственность, брать на себя инициативу, чаще радоваться).

Об этом

Глубокий и горький фильм о том, как много скелетов хранят шкафы даже самых благополучных с виду семей. И о том, как встреча под родительским кровом способна разжечь пожар давно, казалось бы, угасших страстей. (DVD, Екатеринбург Арт, 2004).

Анна, 30 лет, преподаватель английского языка

«Мы удивились, обнаружив, что у нас много общего»

«В детстве родители часто просили сестру посидеть со мной, отвести в детский сад, погулять. Ольга старше на девять лет и, как послушная девочка, не могла отказать. Но ей было тяжело со мной, и я это чувствовала. А еще мне кажется, она меня побаивалась – я была непредсказуема, могла расплакаться, если что-то было не по-моему. К тому же родители уделяли мне больше внимания, а сестра, которая тогда была уже подростком, обижалась и ревновала. Мы часто спорили, Ольга могла меня шлепнуть, иногда мы дрались подушками.

Еще один камень преткновения – внимание окружающих. Я обожала быть в центре, ничего не стеснялась, держалась непринужденно... Помню такой эпизод: на свой день рождения сестра позвала друзей. Мама просила меня не мешать и не ходить в комнату, где был праздник. Но мне очень хотелось, и я, конечно же, вошла, начала танцевать, приставать ко всем, лезть на колени… Получилось, что праздник у сестры, а все занимаются только мной. Сейчас я очень хорошо понимаю, как ей могло быть обидно!

Когда мне исполнилось 15 лет, родители решили отправить нас вдвоем отдыхать. Оля сопротивлялась как могла, но, на мой взгляд, вопреки ее ожиданиям, поездка оказалась удачной. Нас сблизили общие впечатления, эмоции, мы удивились, обнаружив, что у нас много общего.

Взрослая жизнь сплотила нас еще больше. У нас родились дети с разницей в девять месяцев, за последние полтора года мы потеряли трех родных и очень близких нам людей. Я бесконечно благодарна сестре за то, что она заботилась о маме в последние месяцы ее жизни: я жила за городом и не могла часто приезжать… Все наши конфликты давно забыты, ревность и соперничество ушли в прошлое, уступив место невероятной близости, которую мы обрели, когда наконец узнали друг друга».

Записала Юлия Варшавская