Каким должен быть подросток? Подростковые комплексы: как помочь ребенку полюбить свою внешность

Дата создания: 08.05.2001
Дата обновления: 11.02.2011

Человеку, не имеющему ни жизненного опыта, ни знаний в области психологии, трудно увидеть своего собеседника или партнера изнутри - во многом поэтому оценка друг друга происходит у подростков именно "по одежке". Поэтому фактически "вся судьба" юного человека (по крайней мере в его восприятии) зависит от того, как в значимом для него обществе оценят его внешне. И в результате легко обвинить в психологических неудачах именно свою внешность: вот, мол, меня никто не любит и со мной никто не дружит, потому что я такой некрасивый и нескладный... А как на самом деле?


"Я не могу смотреть на себя в зеркало - сплошные слезы! Прыщи на лице (сколько ни уговаривают - пройдет, все равно не проходит), ноги какие-то кривые, нос длинный… Вообще моя внешность с детства вызывает у меня только проблемы - с тех пор, как я начала превращаться в девушку. У меня до сих пор чувство, что мне мешает мое собственное тело… Вообще я себя внешне не люблю, мне все время кажется, что это тело не мое. Понятно, что такая уродина ни у кого не вызывает интереса: вот уже полтора года не могу познакомиться ни с каким парнем. Уговаривала маму дать мне денег на операцию - хоть нос поправить. А она в ответ говорит, что мне надо к психологу…
Аня, 15 лет

В общем-то мама права, потому что тут проблема наверняка именно такого характера. Вообще сложности именно с собственной внешностью, которая в период полового созревания меняется, - достаточно частая проблема подростков. Но почему? И что делать в подобных случаях подросткам, а также родителям, которых дочери и сыновья замучили страданиями перед зеркалом?
…В общем-то подростковые изменения внешности описаны в разной специальной литературе достаточно подробно, и вроде бы нет нужды останавливаться на этом. Однако практически во всех этих источниках говорят об изменениях физиологических, как бы не обращая внимания на то, что эти изменения связаны с достаточно серьезными испытаниями в плане психологии подростка. Переживания подростков по этому поводу остаются как бы за кадром…

У юных людей нередко возникают проблемы в процессе знакомства , нахождении друзей, общении и т.п.. Ведь человеку, не имеющему ни жизненного опыта, ни знаний в области психологии (часто потому, что этих знаний не имели и родители), трудно увидеть своего собеседника или партнера изнутри, оценить его и найти верную стратегию общения с ним - первая оценка (и зачастую основная) происходит у молодых людей именно "по одежке". (Кстати, во многом поэтому у них столько разочарований в общении). И потому фактически "вся судьба" подростка (по крайней мере в его восприятии) зависит от того, как в значимом для него обществе оценят его "снаружи". И в результате им легче всего обвинить в психологических неудачах свою внешность: вот, мол, меня никто не любит и со мной никто не дружит, потому что я такой некрасивый и нескладный…
Боязнью собственного тела - так называемой дисморфофобией - страдают примерно 8 подростков из 10. И с окончанием подросткового возраста проблема сама по себе не проходит.
Среди причин дисморфофобии - и излишний вес , и кожные высыпания, начинающиеся в период гормональной перестройки организма, и "не такой" формы нос или уши, и тому подобное… В итоге подросток вообще начинает бояться подходить к зеркалу, и дисморфофобия перерастает в тяжелый невроз.

Подростковая среда в плане оценок более жестока, чем мир взрослых. В силу того же юношеского максимализма один кто-то, будучи обиженным, свою обиду порой выплескивает в виде оскорблений по поводу чужой внешности, причем нередко минимальных ее деталей. А если это услышано от человека, отношение которого является для подростка суперважным? Вот и бегут девчонки и мальчишки с одной родинкой или шрамом к пластическому хирургу. Более того, случаи, которые приходится наблюдать хирургам-косметологам, достойны голливудских фильмов ужасов - то, что делают с собой подростки под влиянием дисморфофобии.

Одному парнишке на дискотеке девочка из-за какой-то пустяковой обиды сказала, что он, мол, не блещет интеллектом (вроде бы при чем тут внешность?) и у него маленький лоб, а маленькие лбы бывают только у обезьян. Так парень пришел домой и бритвой разрезал себе лоб, чтобы его как-то растянуть… Понятно, что и реплика инфантильна, и реакция тем более. Но кто научит молодых людей реагировать "по-взрослому", если порой и взрослые реагируют на такие вещи подобным образом? И если парень просто не умеет оценивать реальный смысл сказанных слов?

Врачи-косметологи уже устали твердить на приеме и писать в популярных журналах, что кожные высыпания, уж коли они есть, ни в коем случае нельзя устранять самому (а особенно грязными руками). И в первую очередь следует задуматься о том, что молодой человек ест, потому что как правило, кожа - зеркало нашего обмена веществ. И часто бывает так, что для избавления от прыщей может быть полезно отказаться от излишнего количества сладкого (не от того количества, которое требуется работающему с нагрузкой растущему мозгу, а именно от излишнего), но ведь это сладкое подросток нередко потребляет из-за постоянного депрессивного фона - так и хочется "подсластить" свою горькую жизнь (не раз уже приходилось писать, что потребность в сладостях при депрессии тоже имеет физиологические причины, потому что падает в организме уровень так называемого "гормона счастья" - серотонина, выработку которого можно стимулировать извне с помощью сахара, и чаще всего - шоколада). Понятно, что если проблему депрессии решить на психотерапевтическом уровне, можно убить сразу двух зайцев - и "жить станет веселее", и прыщи пропадут, если их не "подкармливать" шоколадом. Но в том-то и беда, что опять же такой подход для подростка неприемлем: копаться в себе он считает непродуктивным (или просто не умеет этого делать) - мол, гораздо проще и дальше заедать свои проблемы, а прыщи выдавливать ежедневно. И того не понимают (потому что в силу инфантильного мышления трудно заботиться о завтрашнем дне), что от подобной терапии высыпаний на коже будет еще больше. Депрессия станет от этого еще сильнее. И далее - по замкнутому кругу…
Более того, замкнутость этого круга может вызвать так называемую аутоагрессию: агрессию, направленную против себя самого. Начинается война с собственным телом, как якобы с "виновником" всех бед и проблем подростка. Мол, пусть моему телу будет больно, раз оно во всем виновато - это опять же благодатная почва для подростковых суицидов …
Конечно, можно вылечить проблемную кожу, и исправить форму носа и ушей, сделать вообще все тело таким же, как у любимой телезвезды. Но опять же - если у человека нет навыков общения, то сколько внешность не перекраивай, толку не будет никакого! Ведь проблемы останутся те же, вне зависимости от того, какое у подростка лицо, фигура или форма носа… Да и успех в личной жизни зависит не только от внешности!

…Таким образом получается, чтодисморфофобия - это только внешняя причина проблем, которые возникают у подростков в области чувств, любви , интимных отношений. И вместо того, чтобы искоренять внешние причины - что, как правило, приводит к новым проблемам, - логичнее заняться проблемой "изнутри", решая те или иные психологические сложности: возможно, уже в кабинете психотерапевта.

Темы: дисморфофобия , подростковые проблемы .

© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва

Подросток – это уже достаточно сформировавшаяся личность. По своему физическому, физиологическому и психологическому состоянию они близки к миру взрослых. Но ввиду их небольшого жизненного опыта между взрослыми людьми и подростками возникают непонимания и недоразумения. Очень часто взрослые забывают о том, что и они были в таком возрасте, а подростки еще не знают, какими будут они через несколько лет.

Необходимые знания для подростка

Рассмотрим, каким должен быть подросток. Поскольку подросток находится на грани детства и взросления, его ближайшее будущее для него пока непонятно и немного пугающе. Поэтому он должен знать о том, что с ним происходит и понимать происходящие с ним вещи, чтобы в дальнейшем избежать ошибок. Подрастающее поколение должно знать:

  • О периоде полового созревания. Взрослые должны объяснять им о том, что такое любовь, сексуальность и половые отношения. Во время периода полового созревания у подростков появляются новые ощущения, меняется их тело, происходит смена настроения. Родители и педагоги должны уберечь их от лживой информации и постараться ответить на интересующие их вопросы.
  • Что необходимо делать, чтобы избежать соблазна алкоголя. Все родители очень переживают о том, чтобы их дети не попали под влияние вредных привычек, таких как курение, алкоголь и наркотики. В подростковом возрасте дети относятся к этому беспечно, они еще не совсем осознают о тех последствиях, которые могут возникнуть в результате их употребления. Поэтому о том, что должен знать подросток в отношении приема алкоголя и наркотиков является очень важным моментом в его жизни. Для этого родители должны постоянно контролировать ребенка и проводить беседы на эти темы. А в случае необходимости обратиться к психологу.
  • О трудоустройстве. Дети в подростковом возрасте имеют право на временное трудоустройство, и они должны знать о том, сколько часов в неделю они могут трудиться в зависимости от возраста и в соответствие с действующим законодательством. Например, подростки в возрасте 15 - 16 лет могут работать пять часов в день, а учащиеся имеют право работать не больше 2,5 часов в день.
  • О деньгах. Родители должны обучать подростков о том, как необходимо вести себя в отношении денег, а именно:
    • они должны учиться экономии
    • уметь вести счет деньгам
    • уметь тратить с умом
    • учиться жить по средствам

Внешний вид подростка

Рассмотрим, как должен выглядеть подросток. Практически все подростки хотят выглядеть модно, им хочется носить одежду, которая на данном этапе будет выражать их внутренний мир, соответствовать их желаниям и интересам. Следуя определенному стилю, они хотят выразить с помощью одежды свою личность. Некоторых взрослых раздражает кричащий вид юноши или девушки, и они считают, что у таких молодых людей проблемы психологического характера. Не стоит на этом акцентировать внимание и тем более усугублять и без того нелегкий переходной возраст, ведь им порой очень сложно распрощаться со своими детскими мечтами и тяжело понять окружающую действительность. У каждой группы людей есть свои приоритеты в стиле одежды, например, есть любители одежды в стиле хип-хоп, а есть подростки, которые любят романтический или спортивный стиль. Каждый из этих стилей выражает его внутренний мир и увлеченность чем-либо. В любом случае внешне все подростки должны носить чистую и опрятную одежду, а родители всегда должны суметь их понять, поддержать и при необходимости уметь направить и посоветовать.

Книги для подростков

Во многом формирование личности ребенка происходит на основе прочитанных книг. Поэтому, по мнению известных умных людей, книги, которые должен прочитать подросток, должны быть актуальны в наше время, так как без знаний и чувств никак не обойтись. Среди наиболее популярных книг, читатели выделяют произведения Пастернака, Пелевина, Улицкой, Окуджавы, Ильфа и Петрова, Митчелла, Гюго и др.

Что подросток видит в зеркале?

Одна из основных проблем, волнующих подростков, – это оценка своего внешнего вида: лица, фигуры, физических данных. Многие из них словно постоянно задают себе вопрос: «Насколько я соответствую представлениям о красоте, принятым в моей среде и в современном мире?». От степени удовлетворенности подростков (особенно девушек) своей внешностью зависят и многие другие качества личности – жизнерадостность, открытость, общительность. Подростки, негативно оценивающие свою внешность, более склонны к депрессии и тревоге. Можно ли помочь юношам и девушкам справиться с подобными переживаниями и обрести уверенность в себе?

Родители и учителя подростков знают: это возраст, полный противоречий и болезненных переживаний. Отношение к своему внешнему облику – одна из проблем, особенно волнующих подростков обоего пола.
Подросток не только сам слишком придирчиво оценивает собственную внешность, но и крайне чувствителен к ее оценке другими людьми. Сравнивая себя со сверстниками, он формирует представление о себе самом, создает образ своего «психологического Я» и «телесного Я», то есть «физического».
Для подростка внешность – не просто отражение в зеркале. Это уверенность и общительность, это пропуск в любую компанию и статус в коллективе сверстников. Отношение к своей внешности может составлять основу самооценки в целом.

Самооценка складывается из знаний о себе и отношения к себе. Знания о себе человек приобретает через общение с другими людьми в семье и в социуме. Но эти знания не остаются нейтральными: со временем они окрашиваются различными эмоциями – как отрицательными, так и положительными. И эти эмоции могут быть сильными и напряженными.
«Когда я была маленькой – лет до десяти, то была уверена, что я очень хорошенькая. Так говорили взрослые, которые меня окружали. Особенно их умилял мой маленький носик. Они говорили, что это очень красиво. Помню, как я радовалась, когда слышала эти слова. Но потом все изменилось. Я росла, и черты моего лица менялись. И те же взрослые с сожалением стали говорить: надо же, а ведь был такой хорошенький носик, как не повезло – теперь на всем лице только нос и виден. Они мне очень сочувствовали.
Я часами сидела перед зеркалом и пыталась как-нибудь его втянуть, чтобы он выглядел меньше, но ничего не получалось. Мне казалось, что с таким носом нельзя выходить на улицу – все будут его разглядывать и смеяться. Осенью, зимой и весной я носила шарфы и заматывала ими пол-лица, чтобы закрыть огромный нос. Только тогда я чувствовала себя спокойно. А всем говорила, что у меня хроническая ангина (не знаю, бывает ли такая). Сейчас, когда я выросла, я вижу, что нос у меня самый обычный и не стоило так переживать. Но иногда я по привычке втягиваю его абсолютно автоматически».

У девушек самооценка в большей степени зависит от оценки привлекательности своего лица и тела, у юношей – от оценки эффективности тела, то есть от спортивных умений.
«Уроки физкультуры были для меня настоящим мучением. За одну четверть, к ужасу мамы, я «потерял» три или четыре физкультурные формы. Это на какое-то время избавляло меня от насмешек одноклассников. Двойка казалась ерундой по сравнению с тем, чего мне удавалось таким образом избежать. Не только на уроке, но и в раздевалке после урока (и особенно – в раздевалке) я становился объектом не только двусмысленных шуток, но и откровенного унижения. Как же я ненавидел себя и своих одноклассников за то, что не умею подтягиваться! Конечно, я потом всему научился. Но мог научиться гораздо раньше, если бы не этот липкий страх каждый раз и ощущение множества насмешливых глаз, которые на тебя смотрят и ожидают твоей неудачи. Даже теперь в сложные моменты я иногда теряю уверенность и напоминаю себе того беспомощного толстого подростка на турнике».
П сихологи уже давно обнаружили взаимосвязь между самооценкой своей внешности у подростков и другими важными личностными особенностями.

Психологи считают, что есть два основных мифа, определяющих эгоцентричное поведение подростков и их сосредоточенность на оценке собственной внешности.
Первый – миф о собственной исключительности. Этот миф заставляет подростка верить в уникальность и неповторимость своих переживаний, своего опыта. Обратной стороной уникальности всегда является чувство одиночества: «Меня никто не понимает», «Никто не может любить так, как я», «Никто не может страдать так, как я», «Ни у кого нет таких проблем, как у меня».
Понимание универсальности человеческих переживаний (при безусловной уникальности каждой отдельной личности) болезненно и спасительно одновременно: ведь если кто-то переживал что-то подобное – значит, он может понять тебя и разделить твою боль, он может помочь.
Второй миф – это миф о воображаемой аудитории.
«Сегодня на уроке психолог говорила нам о нас самих – о подростках. Много всего. Например, рассказала про «воображаемую аудиторию». Будто подросткам кажется, что они в жизни – как на сцене: все на них смотрят и все их оценивают.
Я сейчас немного растеряна. Получается, что я просто приписываю другим людям намерение меня рассмотреть и оценить. А на самом деле другие люди думают не обо мне, а о себе. И даже если делают какие-то замечания про внешность, то не для того, чтобы обидеть, а потому, что за свою внешность волнуются и поэтому у других недостатки высматривают. Но я все-таки думаю, что мои недостатки очень людям в глаза бросаются».
Именно чрезмерная озабоченность собой приводит подростков к тому, что им кажется, будто и других в такой же степени волнует их внешность или поведение.

Подростковый возраст – это еще и время экспериментов с собственной внешностью. Что скрывается за многократно перекрашенными волосами, немыслимыми прическами, пирсингом, оригинальной одеждой и ярким макияжем? Только ли испорченность подростков и их стремление во что бы то ни стало выделиться из толпы или подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе?
Психологический смысл экспериментов с собственной внешностью – в поиске собственного образа; через изменения внешности подросток ищет и раскрывает свою идентичность (свое Я). Внешний вид подростка (да и взрослого человека тоже) – это своеобразное послание миру о том, кем он хочет быть. Но у взрослого человека образ себя, как правило, уже сложившийся, а у подростка – только формирующийся. Поэтому взрослым, вводя правила, касающиеся одежды и причесок, следует помнить, что всегда остается риск их нарушения теми подростками, которые активно ищут свой образ или используют свою внешность именно как орудие протеста против правил, установленных взрослыми. (И дело здесь тогда уже не во внешности, а в способе взаимодействия взрослых и подростков и их умении обсуждать проблемы и договариваться.)
«Даже когда ввели школьную форму, мы все равно старались внести в этот скучный костюм хоть капельку индивидуальности: укоротить юбку, подшить кружева, надеть под пиджак что-то яркое. И мы все равно красились, даже когда директор запретила косметику. Я красилась потому, что без карандаша у меня совсем невыразительные глаза и я начинала себя ужасно чувствовать на уроке. А с подведенными глазами я была уверена в себе и даже отвечала гораздо лучше».
«Когда я сталкивался с правилами, мне ужасно хотелось сделать все наоборот. Учителя боялись, что я плохо влияю на других ребят. Я был единственный в классе, кто носил длинные волосы. А потом я их покрасил в два цвета – черный и белый. И все думали, что я просто издеваюсь над учителями. Ну, отчасти мне хотелось их немного позлить. И был только один учитель, которому я мог рассказать, что черное и белое – это внутри меня. Это как ангелы и черти, как добро и зло, а тебя тянет в обе стороны сразу. Когда ты не можешь понять, какой ты на самом деле – примерный сын своих родителей или уличный хулиган? Лучший спортсмен школы или прогульщик? Хам или тихоня? И непонятно было, как в себе это примирить, как прекратить эту внутреннюю борьбу. Потом я успокоился и покрасил волосы обратно».

Отечественный психолог А.А. Леонтьев описал эксперимент, в котором проявился так называемый «эффект ореола». В ходе эксперимента педагогам предлагалось оценить личные дела учеников. Перед ними ставилась задача определить на основании личных дел учащихся уровень развития их интеллекта, отношение родителей к школе, планы учащихся на дальнейшее продолжение образования и отношение к нему сверстников. При этом всем участникам эксперимента давалось одно и то же личное дело, но к нему прикладывались разные фотографии с заведомо приятными и заведомо неприятными лицами оцениваемых школьников. Выяснилось, что привлекательным детям учителя приписывали более высокий интеллект, намерение продолжить образование, родителей, больше занимающихся их воспитанием, и более высокий статус среди сверстников.

К сожалению, негативная оценка своей внешности у подростков может быть спровоцирована неосторожными замечаниями окружающих. Не застрахованы от субъективности и учителя.
Как правило, со временем подростки перерастают эксперименты над собственной внешностью; недовольство собой тоже остается в прошлом.
Однако иногда случается так, что критическое отношение к своей внешности приобретает болезненный характер. Для таких состояний итальянским психиатром и психологом Э.Морзелли был предложен термин дисморфофобия.

Основные симптомы дисморфофобии, свидетельствующие о болезненном характере страхов:

    симптом зеркала – постоянное, навязчивое разглядывание себя в зеркале с целью убедиться в наличии или отсутствии «дефекта» и попытаться найти положение и поворот лица, скрывающие недостаток;

    симптом фотографии – избегание или категорический отказ от фотографирования, уничтожение своих фотографий с целью сокрытия дефекта.

При дисморфофобиях могут возникать и другие поведенческие признаки: например, попытки скрыть реальный или мнимый дефект с помощью чрезмерного количества косметики или с помощью одежды, ощущение неловкости в обществе, навязчивый поиск информации о способах устранения недостатка и т.д. Чаще всего недовольство вызывают состояние кожи, рост, вес, черты лица и формы тела.
Опасность заключается в том, что «незначительное» расстройство, которое «только лишь» отравляет жизнь, может перерасти в серьезное заболевание, при котором идея физического недостатка превращается в самый настоящий бред. В таких случаях представление больного о себе абсолютно не соответствует действительности и не поддается разубеждению. К сожалению, случаются даже попытки самоубийств на фоне сильных депрессивных переживаний. Поэтому очень важно вовремя заметить опасность и обратиться за профессиональной психиатрической помощью. Своевременно начатое лечение обычно приводит к хорошим результатам.
Серьезные психические расстройства, связанные с недовольством собственной внешностью, встречаются все-таки реже «обычных» подростковых переживаний.
Как помочь недовольным собой подросткам?
Подростку с низкой самооценкой полезна помощь психолога: есть много способов, помогающих изменить отношение к себе и начать уважать и любить себя.

«Я психологу честно про свои проблемы рассказала – что я себе не нравлюсь, что я толстая, уродливая, что даже жить не хочется. Она мне несколько заданий дала – что-то вроде тестов, но только надо было не на вопросы отвечать, а рисовать, а потом уже она мне объяснять стала.
Получается, что моя проблема – в низкой самооценке. То есть, как я поняла, это не я плохая, а я плохо к себе отношусь, особенно к внешности.
Она объяснила, что это только в детстве самооценка от родителей зависит, пока ребеночек маленький. А потом он уже сам себе хозяином становится и самооценку можно исправить. Есть даже специальные упражнения для этого. Вот, например, наше первое упражнение.
Надо сделать таблицу, в левой части написать негативные утверждения о себе (те, которые из-за низкой самооценки). А потом труднее – в правой части надо напротив каждого негативного утверждения написать прямо противоположное, хорошее. Например, слева написано «я толстая» – значит, справа пишем «у меня хорошая фигура». Слева написано «я некрасивая» – справа пишем «у меня вполне приятная внешность». Ну и так далее. Потом левый список можно выкинуть, а правую колонку читаем себе два раза в день…
Конечно, от этих упражнений моя кожа лучше не стала и фигура, в общем, такая же. И они (кожа и фигура) мне не очень нравятся. Странно, но сейчас я могу об этом спокойно думать и писать. Таблетки «похудательные» я решила не пить. В спортзал тоже не пойду. Интересно, как я могла забыть, но я ведь всегда хотела танцевать! Так что с завтрашнего дня я иду на танцы. Еще прочитала на сайте, что для фигуры хорошо плавание. Надо взять абонемент в бассейн! Буду себя любить и меняться потихоньку».

Из дневника восьмиклассницы*

Х орошо, когда рядом оказывается тактичный, понимающий взрослый, который поможет подростку разобраться в себе и в причине своих переживаний, снизить их напряженность и подсказать выход. Для подростка очень важна позитивная оценка его внешнего вида: ему нужно чаще говорить о достоинствах его внешности, о том, что он красивый (милый, привлекательный, симпатичный, обаятельный).
Теплое и принимающее отношение взрослых поможет даже не очень привлекательному ребенку вырасти счастливым.

Статья подготовлена при поддержке информационного портала «Babyblog».Если вы ищете советы по уходу за ребенком или хотите сшить своему чаду интересный костюм, то лучшим решением окажется информационный портал «Babyblog». На сайте, расположенном по адресу «www.Babyblog.Ru», вы сможете найти советы как сшить , а также другую интересующую вас информацию. Информационный портал «Babyblog» постоянно пополняется интересными статьями, насыщенными фактами и полезными советами.

Зачастую круг общения детей складывается от того, как выглядит и одет ребенок. Вот тут и возникает дилема - навязывать ребенку свое понимание стиля, покупая ему одежду, которая нравится вам и соответствует принятым нормам или же позволить ребенку самовыражаться, выбирая и нося ту одежду, которая нравится подростку.

Ладно, если ваш подросток стремится подражать западному стилю жизни и просит или требует покупать ему брендовые вещи, это еще можно понять. Этим они хоть как-то пытаются дотянуться до определенного уровня жизни, коснуться кончиками пальцев тех идеалов, которые очень четко показаны в различных зарубежных сериалах.

Но что делать, если ваш ребенок примеряет на себя стиль, скажем, гота или скинхеда? Часто ребенок, который начинает придерживаться своего стиля, пропагандируя его как какой то свой внутренний процесс,начинает пренебрегать обществом и вражески относиться к окружающему его миру, правилам и запретам. Не уважая приличные места, заведения, школу, старших, такой ребенок часто требует от общества уважение к себе и своим интересам. Он настроен на то что бы его воспринимали таким, какой он есть, а все остальное для него не играет ни какого значения. Таким образом, формируется его характер, пренебрегая общими правилами, он диктует одно свое правильное, так как другого для него не существует.

Чаще всего так пытаются выразить свое «Я» те дети, которые обделены вниманием родителей. Своим поведением и внешним видом, они показывают свой характер и то, что они якобы являются центром чего-то. Проявляя себя таким образом, ребенок, особенно подросток, не осознает то, что выглядит глупо и нелепо. Кто бы, что ему не говорил, он знает только свою правду.

Часто подростки экспериментируют со своим стилем и образом в угоду моде или любви. Если подросток не знает, как привлечь внимание и влюбить в себя понравившуюся ему девушку, он может кардинально измениться, если его девушка неформалка. И чтобы не говорили родители, это не помогает. Почему это произошло? Потому что родители перестали быть авторитетом, где-то упустили что-то важное в воспитании своего ребенка. Возможно, это была вседозволенность или родительская постоянная занятость, которая и привела к тому, что ребенок сам решает, кем он хочет быть и никто ему не указ.

Также многие подростки примеряют на себя модный ныне стиль метросексуала, покупая себе гламурную одежду, посещая салоны красоты и очень скоро ваш подросток становится похож скорее на девочку, чем на юношу. Почему это произошло? Скорее всего, вашему ребенку не доставало отцовского присутстия, вы или сами воспитывали мальчишку, либо же отец не занимался воспитанием сына должным образом. Вот у ребенка и нет внутреннего стержня и мужского начала.

Что с этим всем делать? Перевоспитывать подростка дело не благодарное и, скорее всего, безрезультатное. Тут скорее поможет надежда, что перерастет это увлечение. Ссориться, угрожать - бесполезно, попробуйте принять эту сторону своего ребенка и молитесь, чтобы он изменился в лучшую стороны и снова начал к вам прислушиваться. Попробуйте остаться ему другом.

01.11.2013

Все из нас проходили такой трудный период, как подростковый. С ним связано много проблем, которые испытывают не только подростки, но и взрослые (родители, учителя, соседи).

Именно поэтому этот период называют еще переходным. Особенно волнует подростков изменения во внешности. Безусловно, этот процесс неизбежен, пережить его сложно, и главная задача взрослых, помочь справиться ребенку со своими комплексами.

Что происходит в подростковом возрасте?

Подростковый, или пубертатный период длится (в среднем) от 11 до 15 лет. В этом возрасте начинают «играть» гормоны, в том числе и половые. Начинается стремительный рост и развитие организма, ребенок проходит стадию взросления, как в физическом, так и в психологическом смысле. Физические изменения связаны с развитием мышечного аппарата, окостенением скелета, перестройкой сердечно-сосудистой системы и прочим. Начинают усиленно работать железы внутренней секреции, что приводит к нестабильному артериальному давлению, неустойчивой психике, напряженной работе сердца.

Половое созревание является одним из составляющих подросткового периода. Проще говоря, мальчик превращается в мужчину, а девочка в женщину. Появляются вторичные половые признаки, у девочек появляются менструации, увеличивается грудь, у мальчиков ломается голос, возникают поллюции. Рост волос в «сокровенных» местах нередко приводит к появлению комплексов у подростков. И, конечно, с избытком половых гормонов связано и появление акне - юношеских прыщей, что так же не способствует адекватной оценки своей внешности у подростка.

Проблемы с внешностью у подростков

Почему-то существует мнение, что мальчики не обращают внимания на свою внешность. Увы, это не так. Обращают, и даже очень. Особенно, если мальчик влюблен. Любовь в переходном периоде рассматривается как мальчиком, так и девочкой не как эмоциональный взрыв, а скорее, как эротический компонент. Поэтому мальчики-подростки, стараясь понравиться своему объекту, пускаются во все «тяжкие»: начинают курить, пить пиво, грубить взрослым и прочее. Недостаточный рост, ломка голоса, мышечная слабость, пресловутые прыщи вызывает насмешки у окружающих подростков, что усугубляет комплексы.

Девочки часами стоят у зеркала, выискивая мнимые недостатки (большой нос, маленькие глаза, пухлые щеки), сравнивая себя с моделями из глянцевых журналов, популярными артистами и телеведущими. Пристают к родителям с просьбой купить дорогую и шикарную, по их мнению, одежду, изнуряют себя диетами из-за выдуманной полноты. Растущая, или, напротив, слишком маленькая грудь тоже один из комплексов у девочек.

Что же делать?

В первую очередь, с проблемами подростков, связанными с изменениями во внешности справиться могут и должны родители. Бесспорно, именно на них ложиться груз переходного периода собственного чада, именно они принимают огонь на себя. Откровенный разговор матери с дочерью подростком поможет избежать не только дальнейших скандалов, но и справиться ребенку со своей, якобы, ущербной внешностью. Следует объяснить девочке, что прыщи – это явление временное и купить косметический лосьон, полнота у нее отсутствует, а отказываться от еды в ее возрасте весьма и весьма плохо, так как растущему организму нужны питательные вещества и энергия. Красивая и дорогая одежда невсегда помогает исправить недостатки, и постараться вместе с дочерью подобрать подходящий гардероб. Фотомодели в модных журналах всего лишь работа фотографов и визажистов, а любовь противоположного пола можно получить не за счет внешности, а своих душевных качеств.

С мальчиком, соответственно, вести разговор должен отец. Ломающийся голос и поллюции – это абсолютно нормальное явление, и со временем пройдет. Переживает из-за своего роста и недостаточной мышечной массы? Пусть запишется в спортивную секцию, в танцевальный кружок, займется самостоятельным усовершенствованием внешнего вида.

И, конечно, родители обязаны объяснить своему ребенку-подростку, что пусть он сейчас гадкий утенок, но со временем превратится в прекрасного лебедя, только помочь этому превращению может лишь он сам.


Анна Созинова

13.07.2013 Что мешает дружбе
Первоклассник адаптируется не только к учебному процессу, к новым требованиям, но и к новой среде, к новым сверстникам. И не всегда это проходит гладко. Иногда ребенок не может найти себе друзей.