Как увидеть в ребенке талант. Все ли способности ведут к развитию таланта? Ребенок обладает художественными способностями, если он

Когда я решила написать статью на тему «Как выявить талант у ребенка дошкольного возраста», мне вспомнился случай, который довелось наблюдать в одной музыкальной школе. Родители малявки-дошкольницы, пару раз в неделю посещавшей развивающие занятия, настойчиво допытывались у педагога: «Скажите, у неё есть способности? Есть смысл тратить силы и дальше?».

С одной стороны, о чем можно говорить в столь нежном возрасте, когда личность и психика только формируются. Да и какой смысл? «Тратить силы» - такова уж, извините, родительская доля. Чем более разностороннее развитие получит ребёнок, тем более гармоничная и мощная личность получится. Зазря не пропадёт ничего из обретённого в детстве. На каждом шагу можно видеть людей, которые состоялись на абсолютно иных поприщах, нежели те, к которым их готовили в детстве. Но при этом они не считают, что время тогда было потрачено зря: инженеру пригождаются навыки, полученные в кружке рисования, бизнесмен считает, что его многому научил авиамоделизм.

С другой стороны, никак нельзя игнорировать то, что конкуренция в жизни становится всё жестче, вершины профессионального успеха - всё выше и неприступней. А значит, восхождение надо начинать всё раньше и раньше. Будущую олимпийскую чемпионку Юлю Липницкую мама привела на каток в пять лет. Если бы она это сделала несколькими годами позже, из девочки не успели бы вырастить чемпионку. При этом, понятное дело, на какую-нибудь музыкальную школу и вообще что-то помимо спорта времени и сил уже не хватало. Это было везение, что мама угадала талант дочери. В противном случае очень много сил и времени было бы потрачено впустую. Так что желательно всё-таки таланты не угадывать, а определять.

Таланта без интереса не бывает

Специалисты утверждают, что талант, способности у ребёнка дошкольного возраста определить невозможно. «Он нарисовал цветочек» или «она уже знает все цифры» - честно говоря, такое мало о чем говорит, подобный «прорыв» в развитии может быть случайным. А вот наклонности, интересы малютки - это важно. Можно услышать огромное количество историй, как ребёнка в музыкальную школу таскали чуть ли не на аркане, а вырос в итоге гениальный скрипач. Что ж, в жизни бывает многое. Но, как правило, таланты проявляют себя интересами и пристрастиями ребёнка. Более того, есть основания полагать, что талант появляется как раз из интереса - человек просто развивает себя в соответствующем направлении.

Музыкальные наклонности можно увидеть ещё до того, как ребёнок начнет ходить и говорить - он затихает или радуется при звуках музыки, более того, проявляет очень разную реакцию на разные мелодии, любит только некоторые из них. А в дальнейшем его не оторвать от музыкальных игрушек. Схожим образом определяются технические наклонности: дитя «залипает» на конструкторы и пирамидки или на какие-то бытовые технические устройства.

Очень важен, кстати, элемент созидательности. Если ребёнок просто любит слушать музыку, это полдела. Вот если он любит сам подбирать мелодии - это уже кое-что значит.

То же самое с техническими талантами. Обратите внимание, какие устройства по-настоящему интересны ребёнку. Технический гений, как пчёлка на мёд, стремится к сломанным вещам. Он не потребитель, он созидатель, его привлекает именно преодоление трудностей, как альпиниста - заснеженная вершина.

Принцип, я думаю, понятен. Схожим образом можно выявить артистические или художественные задатки. Спортивный ребёнок не то чтобы сильнее сверстников, но у него хорошая координация движений и, главное, неисчерпаемая энергия даже поздно вечером. Словом, обращайте внимание на то, что ребёнок любит делать, с какими игрушками играть, что любит обсуждать и о чем любит говорить.

Прислушивайтесь и к тому, как он говорит: будущий писатель - не обязательно безудержный фантазёр, но он любит рассказывать и пересказывать истории, умеет выстроить сюжет и наполнить его глубиной. В чужих рассказах ему также важны детали: если птичка пролетела, то какого цвета её оперение, какой у неё характер и т.д. Будущий ученый обладает отменной памятью и склонностью к абстрактным умозаключениям. Он ищет глубинные связи вещей. А вот будущий артист склонен до мелочей копировать манеру взрослых говорить (это «передразнивание» может даже возмутить вас), любую тираду превращает в спектакль, крайне эмоционален и стремится быть в центре внимания.

Чтобы выявить талант у ребенка, обратите внимание и на стиль общения, он говорит о многом. Один ребёнок постоянно находится в контакте с взрослыми или другими детьми, другой проявляет склонность к уединённым играм. Общительность и логичность, вообще говоря, антагонисты. Общение затруднено, если ты не понимаешь другого человека, а понять его можно только чувствами, склонность к логике здесь только мешает. Кроме того, успешное решение сложных логических задач требует огромной концентрации, способности отключиться от окружающего мира. Натура же общительного человека всячески противится подобному «отсоединению». Поэтому одни люди успешно коммуницируют, но при этом плоховато разбираются в технике, ненавидят физику и тем более математику. А вот талантливые математики, как правило, балансируют на грани и за гранью аутизма. Так что если ваше чадо безразлично к сверстникам, готовьте его к школе робототехники или математическому кружку.

Не только смотреть, но и видеть

Всё это звучит достаточно банально. В теории. А вот на практике родителям сложнее всего подняться над бытовой суетой. Ведь детские наклонности часто нам мешают. Нас раздражает, что по дороге в садик сын встал как вкопанный возле экскаватора на улице. И тем более - если он сломал дорогой планшет. Очень хочется, чтобы ребёнок был удобным и «стандартным», создавая минимум помех родителям. В своем раздражении мы не замечаем того, что у нас перед глазами, принимая талант за «придурь».

Другое заблуждение - мы видим только то, что хотим увидеть. Мы ведь столько мечтали, каким будет наш ребёнок. Мы четко знаем, каким должен быть ребёнок этого пола, родившийся в нашей семье. Всё, что не подтверждает наши представления и желания, мы подсознательно игнорируем: «Да мало ли что! Это случайность!». Представьте себе, что в какой-нибудь «изысканно-высоколобой» семье довелось родиться спортивному ребёнку. Ходи он хоть колесом - родители и прочая родня не признают, что у них уродился, прости Господи, бегун. Или футболист. И практически любой из нас, увы, проигнорирует технические задатки своей дочери - не положено!

Первый шаг в определении талантов ребёнка - это готовность принять его таким, какой он есть. Впрочем, сегодня родители больше склонны бросаться в другую крайность. Расхожие представления приучили нас к тому, что « каждый ребёнок в чем-то да талантлив». Если честно, уже непонятно, пользы больше от этого принципа или вреда. Родители начали видеть талант в любом проявлении своего чада. А если остатки скепсиса не дают увериться в этом самом таланте, начинается истерика, и «любящие» родители готовы уже зачислить малютку в разряд отсталых.

Им стоит помнить простой научный факт: только в 10-15% случаев природные склонности проявляются в раннем возрасте.

Кстати говоря, привлечение специалистов к выявлению у ребенка таланта мало что дает - на сегодняшний день нет методики, которая позволила бы детскому психологу, пообщавшись с ребёнком, распознать его наклонности и одарённость. Есть попытки делать это, проводя наблюдения и тесты на протяжении длительного времени, но и там особых прорывов пока нет.

Второе - исступленными попытками «пробудить» в ребёнке талант или устранить его «отставание в развитии» можно на всю жизнь искалечить его психику. Ребёнок очень тонко чувствует, когда взрослые любят не его, а некий «идеал», в который он, по их мнению, должен превратиться. Любите ребёнка, давайте ему то, что просит его естество, не отбивайте интерес к окружающему миру принуждением - и у вас вырастит успешный и счастливый ребенок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Говорят, что каждый ребенок талантлив по-своему. Если вовремя выявить способности и таланты ребенка, то впоследствии, обнаруженные способности могут стать залогом успешного развития его карьеры. Родителям нужно будет просто помочь малышу развить его способности.

Как определить таланты ребенка

Психологи утверждают, что уже в самом раннем возрасте у ребенка начинают проявляться специфические способности. Для того чтобы своевременно их распознать, необходимо внимательно проследить за малышом. Понаблюдайте, чем занимается малыш в свободное время. Как он себя ведет в окружении других ребят. Предложите ему несколько видов занятий и проследите, чем он чаще всего предпочитает заниматься – вот как раскрыть талант ребенка. Если у вас не получается самостоятельно сделать это, вам поможет семейный психолог – специалист сразу же увидит, чем отличается именно ваш отпрыск.

Если ребенок в процессе разговора любит жестикулировать, выражает собственные чувства мимикой и активными движениями, то это явные признаки артистических способностей. Такие ребята часто пытаются вызвать какие-либо эмоции у окружающих собственными рассказами и действиями. Очень любят выступать перед аудиторией. Зачастую передразнивают других детей, копируя их привычки и действия. В данном случае родителям важно вмешаться и объяснить ребенку, что так вести себя некрасиво.

О том, что у вашего дитя незаурядный интеллект можно догадаться по манере его рассуждений. Обычно такие ребята понимают недосказанные вещи, легко усваивают школьные предметы, понимают истинные побуждения поступков других людей. Если ваш малыш обладает неординарным интеллектом, то он будет преимущественно выделяться среди его ровесников. Его отличительными чертами будут являться: широкий кругозор, хорошая память, рассудительность, наблюдательность. Психологами было отмечено, что такие детки зачастую очень восприимчивы к новым изменениям в жизни.

Как развить талант ребенка

Как же быть, когда ваше дитя очень энергичное и активное? Не сердитесь на него. Его всего лишь нужно отдать в спортивную секцию. Возможно, у ребенка проявится спортивный талант. Изучите его поведение и сделайте соответствующие выводы о выборе определенного вида спорта для него. Как правило, дети с ярко выраженным спортивным талантом смелые и отважные. Синяки, ушибы и шишки их не пугают. Они прекрасно физически развиты. Очень любят различные соревнования и спортивные состязания. Порой кажется, что они никогда не устают…

Ребята с музыкальным талантом всегда будут стремиться туда, где звучит музыка. Они прекрасно чувствуют ритм и напевают мелодию. Когда же они поют, они вкладывают в музыкальные произведения собственные эмоции и чувства. Обычно ребенок с хорошо развитыми музыкальными способностями либо сам выучивается играть на музыкальном инструменте, либо настаивает, чтобы родители купили ему инструмент и отвели его в музыкальную школу.

Как выявить талант у ребенка к рисованию? Художественные способности проявляются в желании ребенка постоянно что-то рисовать, лепить, чертить. Обратите внимание на рисунки вашего малыша. Если у него есть художественные способности, то он вместо того, чтобы рассказать о каком-либо происшествии или событии, постарается это изобразить на бумаге. Он будет вдумчиво комбинировать различные краски и материалы, с которыми работает.

Технические способности, в отличие от всех предыдущих, проявляются гораздо позднее. О том, что у вашего юного дарования есть данные способности, можно догадаться по его стремлению к разбору и сбору конструкций и предметов. Они очень любят находить самостоятельно причину неисправности различных механизмов. С легкостью чинят поломавшиеся игрушки, поделки, приборы. И, конечно же, увлекаются взрослой технической литературой.

В заключение следует отметить, что, к примеру, музыкальные и художественные способности проявляются намного раньше, чем литературные либо технические способности. Для развития последних недостаточно просто увлечения ребенка, необходима помощь специалистов, родителей и учителей.

Не стоит также забывать и о том, что у детей таланты и способности могут проявиться не в детстве, а в юношеском возрасте. Главное в вопросе «как развить талант ребенка» – это своевременная поддержка родителей и учителей. В первую очередь, родителей, потому что именно они больше времени проводят со своими малышами. Знают их привычки, вкусы, предпочтения, манеры поведения, которые в присутствии других людей, зачастую, проявляются в иной форме. Задача родителей заключается не в навязывании ребенку собственных целей и желаний, а в выявлении его собственных талантов и их целенаправленное развитие.

Отдать ребенка, а может быть в какие, а не в какую, вдруг их будет несколько, но при этом хотелось бы угадать не только пожелания малыша, но и его способности к тому или иному виду искусства. Не исключено, что ребенок вообще предпочтет искусству науку.

Если вы хотите отдать ребенка в музыкальную школу, то прежде всего убедитесь, что он этого хочет. Развивать слух необходимо на протяжении долгого времени, а для этого надо иметь не только терпение, но и желание. Если с желанием все , то обратите внимание на то, нравится ли это вашему малышу. Любит ли он петь, занимается ли этим в свободное время, напевая детские мелодии дома, или детском саду. Если ребенок частенько представляет себя в роли певца или певицы, устраивая вам домашние концерты, держа в руке расческу, но твердо утверждая, что это микрофон, берите ребенка за руку и срочно ведите на . Из таких деток и вырастают будущие звезды эстрады.

Если ваш ребенок не поет, это ещё не значит, что он не умеет танцевать. Многие обладают хорошим чувством , пластичностью и координацией. Что касается , то лучше всего она развивается в юном возрасте, когда ребенку 4-8 лет. Отдав в этом возрасте малыша на танцы, в скором времени, он сможет с легкостью продемонстрировать вам свой шпагат. Если у ребенка получается танцевать в такт, а движения отличаются определенной задумкой и пластичностью, не сомневайтесь в своем малыше. У него все получится, главное усердно тренироваться и развивать навык.

Дети более спокойные могут предпочесть рисование. Чтобы отдать ребенка в школу рисования, посмотрите прежде на его рисунки. Как он рисует, что рисует, какие краски подбирает. Не все дети умеют красиво рисовать, да это и понятно, если учесть, что каждый в детстве не отличался особой замысловатостью в своих рисунках. Если малыш умеет рисовать четкие контуры, но при этом правдоподобные и реалистичные вещи такими, какие они есть - это прекрасно. Не задумывайтесь, ребенка можно отводить на уроки живописи.

Видео по теме

Дети талантливы от рождения, уверены психологи. Главное, разглядеть творческие начинания малыша и правильно их развить. Специалисты составили ряд рекомендаций, как можно увидеть в своем ребенке определенные склонности к тому или иному виду искусства, спорта и т.д.

Внимательно присмотритесь к ребенку - скрытые таланты могут выдать даже те игры, которые он выбирает. Так, например, если малыш увлекается конструкторами, кубиками, мозаикой и другими игрушками, состоящими из деталей, он склонен к конструированию. А значит, что у него, во-первых, богатое воображение, во-вторых, достаточно развита логика. А это значит, что он вполне может заниматься рисованием и другими занятиями, связанными с применением его талантов. Любителям купаться в ванне могут прийтись по душе походы в бассейн, где они целиком и в полной мере смогут применить свои умения и знания. В случае, если малыш увлекается фотосъемкой, не стоит отбирать у него фотоаппарат. Лучше помочь ему развить талант при помощи различных подсказок - научите его обращать внимание на детали, фокусироваться на них, объяснять, как важно освещение для хороших снимков. Достаточно много родителей стремятся отдать ребенка в секции и кружки. Только это, как правило, те занятия, на которые взрослые хотели бы ходить сами. А это никак не способствует развитию талантов ребенка. Нужно найти подходящие для вашего малыша занятия методом проб и ошибок. Для этого отведите его на разные пробные занятия. На тех, которые ему понравятся больше всего, и остановитесь. Ведь талант быстрее проявит себя, если малыш будет заниматься тем, что ему по-настоящему нравится. Обязательно обратите внимание на то, как ваш ребенок собирает какую-либо информацию, компонует ее и преподносит. Из этого можно легко сделать выводы о таланте оратора. А именно он, по признанию психологов, является одним из самых важных в жизни человека. Если ваш ребенок любит рисовать на всем подряд, начиная с обоев и заканчивая полями школьных тетрадей, не стоит его ругать. Ведь это говорит о его пространственном воображении. Возможно, если развить эти его таланты, ребенок станет отличным дизайнером или модельером. Особый дар - умение общаться с миром и природой. Дети, обладающие данным умением, обычно очень ласковые, открытые, добрые. Чтобы помочь своему малышу раскрыть его талант, требуется немного родительского участия и интереса. Нельзя ругать малыша за его попытки в той или иной области. Их нужно поощрять, конечно же, в разумных пределах. Так, например, если ребенок любит рисовать на обоях или кожаных диванах, просто переключите его внимание, купив ему специальный мольберт.


Инструкция

Обычно малыш начинает проявлять способности к какому-либо занятию в возрасте 4-5 лет. Правда, бывает и так, что необыкновенный талант можно увидеть уже у . Внимательно присмотритесь к своему малышу: наблюдение за ним поможет вам определить, какие занятия ему больше нравятся. Главное - поняв, к чему у ребенка есть склонность, учтите, что принуждение только увеличивает неприятие. Любимое занятие должно приносить удовольствие и радость.

Художественные способности ребенка, как правило, проявляются уже в 2-3 года. Вы заметите, что любимые занятия малыша – , аппликация, лепка. Понаблюдайте за ним: ребенок замечает больше цветов, чем его одногодки, различает их оттенки, обращает внимание на детали, предметы, находящиеся на заднем плане.

Ваш малыш любит петь? Присмотритесь к нему, чтобы не пропустить музыкальный талант ребенка. Кроме того, что он умеет воспроизводить музыку, услышанную всего лишь раз, малыш также способен ритмично двигаться. Он не фальшивит, когда поет, интересуется музыкальными инструментами. Некоторые такие дети с удовольствием подражают известным исполнителям.

Ваш малыш с раннего возраста с удовольствием слушает и листает книги, он рано научился , быстро запоминает и любит рассказывать стихи. Понаблюдайте за ним: быть может, у вас растет будущий актер или . У таких богатое воображение и большой словарный запас. Ребенку нравится сочинять истории, он хорошо умеет выражать свои эмоции и подражать героям сказок или мультфильмов.

Обратите внимание, что дети, одаренные интеллектуально, обладают большими познаниями в разных областях или в какой-либо одной. Им нравится читать энциклопедии, они способны к глубокому анализу, умеют критически относиться к фактам. Как правило, такие дети быстро усваивают новый материал и легко учатся. Возможно, будущего вы сможете в своем ребенке, который интересуется числами; легко концентрируется; любит все считать; играть в настольные игры; разбирать на части игрушки, чтобы посмотреть их устройство. Ему нравится пазлы, разгадывать головоломки и ребусы.

Спортивная одаренность выделяет ребенка среди его сверстников ловкостью, хорошей координацией движений и физической формой. Если ваш малыш любит бегать, состязаться с приятелями, рано освоил велосипед, в нем просто бурлит энергия, учтите, что это вовсе не значит, что ему не дано . Просто интереснее всего для него , получать удовлетворение от физической усталости.

Полезный совет

Если у вас есть сомнения в каких-либо задатках ребенка, обратитесь за консультацией к психологу. Он поможет определить склонность к определенным занятиям с помощью специально разработанных тестов.

Источники:

  • определение способностей ребенка

Считается, что у ребенка будет тем больше шансов успешно реализовать свои способности в дальнейшем, чем раньше родители смогут определить его наклонности. Безусловно, здорово, если ребенок, как Моцарт, с 5 лет сочиняет музыку - тут все ясно. А как же это сделать, если талант малыша не лежит на поверхности?

Инструкция

В раннем возрасте интересы малыша только начинают формироваться, поэтому разговор с ребенком о том, что ему нравится делать, а что нет, - мало что даст. Определить «гуманитарий» малыш или «технарь» тоже очень сложно. Случаи, когда наклонности были определены у дошкольника, очень редки. В этот период большинству нравится заниматься самыми разными делами. Конечно, можно говорить о музыкальной или художественной одаренности, артистичности, если ваш ребенок хорошо поет или рисует. Но, как правило, определить склонность ребенка к какому-то виду деятельности можно не раньше того времени, когда психика перейдет в подростковую. А до этого старайтесь развивать своего малыша во всех направлениях. Гармоничное развитие ребенка в дальнейшем поможет вам определить его наклонности, а ему самому сделать правильный выбор.

Учитывая возраст малыша, максимально расширяйте круг его интересов. Все дети рождаются с потенциальными задатками к любому виду деятельности, т.е. способными ко всему. Ваша задача помочь развиться этим способностям. И здесь не так важно научить малыша в три года читать и считать. Этому он и так научится. Ему необходимо базовое, общее развитие. Как можно больше общайтесь с малышом, водите его на экскурсии, в театр. Учите его давать развернутые ответы на вопросы, красиво говорить, пересказывать. Читая ему сказку, спрашивайте, как бы он сам поступил на месте разных героев. Всячески поощряйте творческие начинания малыша. На стенах комнаты развесьте листы ватмана, чтобы кроха рисовал, лепите из , стройте песочные замки на берегу реки или в песочнице, собирайте разные конструкторы.

Наблюдайте за тем, какими игрушками ваш малыш любит играть и за тем, как он с ними играет. Играйте в разные игры и наблюдайте, какая из них ему больше нравится. Чаще играйте в ролевые игры. Рассказывайте ребенку о разных профессиях. Дайте возможность малышу представить себя в игре учителем, врачом, космонавтом и т.д. Устройте для него небольшую познавательную экскурсию к себе на работу. Приобретите для малыша разные игры «Юный химик», «Парикмахер», «Доктор», микроскоп, набор детских музыкальных инструментов и т.п. Пусть это будут ваши «стратегические» покупки. Запишите малыша в спортивную секцию по его выбору.

Когда малыш станет старше (в школьном возрасте), попробуйте составить для себя список, который поможет определить его способности к разным видам деятельности. Например, ребенок склонный к занятиям научной работой:
- много , в том числе научно- издания;
- точно и ясно умеет выражать свои мысли;
- хорошо усваивает абстрактные понятия;
- точно может записать то, что слышит, зафиксировать увиденное;
- пытается выяснить смысл разных событий;
- много времени проводит за конструированием.
Литературные способности ребенка выражаются в его умении:
- легко, последовательно строить повествование, рассказывать о чем-либо;
- рассказывая, отбрасывать все незначительное, оставляя самое главное;
- привнести что-то необычное, новое, рассказывая о чем-то известном и знакомом всем;
- выбирать в своем рассказе слова, хорошо передающие чувства и эмоциональный настрой героев;
- передавать важные для понимания события детали;
- стихи и рассказы.
Технические способности помогают ребенку:
- с легкостью выполнять задания по ручному труду;
- разбираться в механизмах и машинах, конструировать их (авиамодели, модели поездов, и т.п.);
- легко чинить сломанные приборы, старые детали использовать для создания новых игрушек, поделок, приборов;
- рисовать наброски и чертежи и механизмов.
Ребенок с интеллектуальными способностями:
- легко и быстро все схватывает на занятиях;
- ясно рассуждает, не путаясь в мыслях;
- использует свои знания на практике в повседневных ситуациях;
- может улавливать связь между причиной и следствием, одним событием и ;
- быстро, без специального заучивания запоминает прочитанное и услышанное;
- имеет обширный словарный запас;
- любит читать книги, которые обычно интересуют детей на год или два постарше;
- может решать сложные, требующие умственного усилия, задачи;
- задает много вопросов взрослым на разные темы;
- предлагает неожиданные решения, ответы, мыслит.
Артистические способности выражаются у ребенка:
- в легком вхождении в роль другого человека;
- понимании и возможности хорошо разыграть какую-либо драматическую ситуацию, конфликт;
- в точной передаче чувств и эмоций через жесты, мимику, движения;
- в стремлении вызвать у своих слушателей эмоциональные реакции, когда он чем-то рассказывает с увлечением.
Безусловно, вы сможете дополнить этот далеко не полный перечень всех особенностей поведения вашего ребенка.

Полезный совет

По возможности посещайте с ребенком разные кружки, студии – дайте ему попробовать разные занятия. Возможно, то, которое ему понравится больше других – его призвание.

Источники:

  • Как определить способности ребенка с помощью нумерологии?

Совсем недавно мы говорили о гениальности у детей, а точнее, а разных методиках раннего развития . Пришло время вспомнить о чем-то более близком и вероятном - о талантах. Как известно, исключительно талантливые в чем-то люди встречаются нам по жизни не так уж часто. Однако скрытые таланты есть у всех. Да, и у вас тоже, а у вашего ребенка - тем более. Зарытые глубоко способности могут принести немалую пользу, если их вовремя обнаружить, определить и хоть в какой-то мере развить. Приносящая удовольствие профессия или хотя бы прекрасное хобби талантливому человеку в любом случае обеспечены.

ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: КОГДА, ЗАЧЕМ И КАК

И для начала вам придется сделать страшную вещь: попробовать проанализировать характер ребенка и распознать склад его ума. Искусство или наука? Гуманитарий или технарь? Вполне может показаться, что и тот, и другой, или вообще ни тот и ни другой, но важно попытаться ухватить именно основную сущность. Когда дети развиваются гармонично, они делают это во всех направлениях, и это совершенно нормально. Ваша цель - найти стержень, обычно он спрятан и редко «торчит» снаружи в виде какого-то осознанного интереса или увлечения, но он точно есть.

Сначала - наблюдаем

На самом деле, это самая важная роль родителя - наблюдательная. Все тайное так или иначе становится явным. Внимательно смотрите на своего ребенка, когда он занят своими делами: как играет, как общается со сверстниками, как двигается. Особенно показательны игры - в них всегда что-то, да вылезет.

Проще всего определить наличие таланта, когда ребенок в чем-то преуспевает по сравнению со сверстниками, делая это быстрее и лучше. Это означает, что дело ему нравится. И это уже полталанта, а то и целый.

Когда ребенку что-то нравится, стоит предоставить ему поле действий попросторнее. Любит подолгу плескаться в ванне? Отдайте в бассейн. Вытаскивает у мамы из кармана смартфон, чтобы что-то сфотографировать или заснять? Отлично, выдайте ему старую «мыльницу» (у вас ведь наверняка валяется), пусть развивается. Самые удачные опыты можно выложить в Instagram, в конце концов, делать фото для него - это тоже талант. Юным режиссерам можно подарить стик-ботов или найти другие варианты для практической реализации их взгляда на мир.

А вообще, с ребенком стоит попробовать поговорить, задать наводящие вопросы и услышать (а не прослушать) ответ. Это всегда полезно, на самом деле. То, чем дорожит и о чем рассказывает малыш - особо ценно для него, и здесь тоже может быть спрятан ключ к его таланту.

И не забывайте, что вы не единственный наблюдатель вашего чада. С воспитателями и педагогами родители чаще обсуждают всевозможные проблемы и сплетни, а как давно вы интересовались, что у ребенка хорошо выходит? Вот известный пример из жизни: родитель вернувшейся из летнего лагеря девочки поинтересовался у вожатого не только проблемами дочки, но и тем, что у нее лучше всего получалось. Полученный ответ о том, что ребенок заинтересовался в лагере теннисом, изменил всю судьбу девочки, отданной впоследствии в теннисную секцию и проявившую недюжинный талант в этом деле. Один случайный необязательный вопрос и один ответ. Всего лишь!

Что понадобится от вас

Прежде всего, стоит понять, что у ребенка должны обнаружиться именно его таланты. Не ваши. И не те, которые вы бы хотели найти. Исходя из этого, стоит попробовать всего понемногу. Большой ассортимент репетиторов и секций с этим поможет (почти везде есть пробные занятия!), но не переусердствуйте, навешивая на чадо такое количество кружков и навязанных «хобби», что у него исчезнет время для того, чтобы быть ребенком. Относитесь к этим пробам проще и настраивайте ребенка соответственно: да, сейчас ты ходишь на виолончель, занимаешься дзюдо, рисуешь в технике «батик» и танцуешь капоэйру. Но уже через год останется хорошо если что-то одно, что больше понравится. Остальное - опыт в копилку под названием «а я в детстве…».

Также стоит отложить в сторону стереотипы, ярлыки и понятия «хлебных» профессиях. Через 10−15 лет они могут быть совсем другими, и лучше, чтобы ребенок изначально занимался тем, что хочет, а не метался туда-сюда между «это престижнее» и «это перспективнее». А попробовать стоит все, что заинтересует, от бейсбола до скрапбукинга, от флейты до разведения джунгарских хомячков.

Еще вам понадобится очень много терпения и способность разрешать ребенку делать ошибки. У самых талантливейших людей не все получается сразу и быстро. Просто верьте в своего ребенка, поменьше критикуйте и воспринимайте все с юмором: в раскрытии таланта все равно первая роль отдается малышу, вы лишь можете помочь, чуть-чуть подтолкнуть и направить.

«ЕСЛИ РЕБЕНОК ЧАСТО БОЛЕЕТ, ЗАВЕДИТЕ СОБАКУ» И ДРУГИЕ ЦИТАТЫ ДЕТСКИХ ПСИХОЛОГОВ

И пара слов о дальнейшей судьбе таланта (если вы все же что-то нашли): нужно развивать его, не спугнув. Принуждение и необоснованная зубрежка здесь не товарищи: даже если это действительно талант, он будет закопан обратно под грудой негативных эмоций.

А еще есть специалисты

Невероятно, но факт: частные психологи тоже проводят специальные анализы, чтобы выявить у ребенка скрытые таланты. В процедуру входит подробная консультация с родителями и малышом, поэтапное тестирование, анализ результатов и составление специальной схемы наличествующих у ребенка способностей. Это вам не просто дать в руки карандаши и отправить в свободное плаванье! Все подсчитывается, фиксируется и суммируется.

Но даже если вы обратились к психологу с этим животрепещущим вопросом, трижды, нет, четырежды обдумайте его ответ. Не бегите сразу записываться в секции только потому, что специалист так сказал. Весьма вероятно, что вы вместе с ребенком сделаете более правильный и честный выбор, который позволит ему найти свое призвание и вырасти по-настоящему талантливой личностью.