Как провести родительское собрание в саду. Родительское собрание на тему «Что я знаю о своём ребёнке?». Вопросы для собрания в детском саду

Родительское собрание на тему «Что я знаю о своём ребёнке?»

Форма проведения: конкурс.

Участники: родители, воспитатели, старший воспитатель, педагог-психолог, ПДО по ИЗО, музыкальный руководитель, ПДО по физкультуре.

Цели:

Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.

Эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке.

Формировать умение критично оценивать себя как родителя, свою воспитательскую деятельность.

Предварительная работа:

Разработка сценария.

Оформление материалов к выставке по теме собрания - цитаты, высказывания известных людей.

Разработка и выпуск памятки для родителей.

Подбор методической литературы для выставки.

Анкетирование родителей по теме собрания.

Автопортреты детей.

Сочинение «Мой ребенок» (домашнее задание).

Беседа с детьми «Что ты любишь?».

Ход мероприятия:

1. На фоне музыки ведущая читает стихотворение

Что может быть прекраснее счастливых детских глаз?

Пускай детишки разные, все умиляют нас.

Со щечками, с веснушками, с прическою и без,

Кто с мамиными ушками, кто копия - отец.

Смеются, улыбаются, лепечут кто о чем,

Машинками играются и прыгают с мячом.

Такие они разные все наши малыши,

Но самые прекрасные, ведь я права? Скажи…

Ведущая : Добрый вечер, уважаемые родители, гости. Тема нашей сегодняшней встречи «Что я знаю о своем ребенке?» и пройдет она в форме конкурса. На любом конкурсе присутствует жюри и сегодня наш конкурс оценивают Людмила Николаевна Ёлкина - старший воспитатель, Наталья Александровна Антошкина - педагог-психолог, Елена Александровна Микишева - ПДО по физкультуре.

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Вы - главные «проектировщики, конструкторы и строители Личности ребенка». Вот почему так важно знать своего ребенка, чтобы успешно справляться с такой сложной и ответственной задачей, как формирование личности.

2. Первый конкурс. Домашнее задание - сочинение «Мой ребенок». Ведущая зачитывает выдержки из сочинений (приложение 1).

3. Второй конкурс. Блиц - опрос.

Ведущая : Ваш ребенок посещает группу и каждый из вас причастен к её жизни. И вы наверняка знаете всех детей группы. Я буду задавать вопросы (приложение 2), а вы быстро на них отвечаете.

4. Третий конкурс.

Ведущая : В наш современный век очень популярны интерактивные игры, в которые любят играть и взрослые. Мы тоже поиграем в такую игру, она называется «Верно - неверно». Эта игра продемонстрирует нам, насколько хорошо наши участники знают своих детей. Правила игры: я буду задавать вопросы участникам, на которые уже ответили ваши дети. Количество совпадений ответов будет подсчитывать жюри (приложение 3).

5. Четвертый конкурс.

Ведущая : А следующий конкурс проведет педагог по физкультуре. Вы будете участвовать в «заочном» соревновании со своими детьми - упражнении на равновесие «Цапля» (приложение 4).

6. Пятый конкурс.

«Внимание, конфликт!» - проводит педагог-психолог. Конфликт является частью повседневной жизни. В его основе лежит столкновение противоположных интересов, взглядов, позиций, а наша жизнь немыслима без этого. Ибо один из философских законов развития - это единство и борьба противоположностей. Но важно уметь позитивно себя вести и конструктивно его решать. Как справляются с конфликтами наши семьи, мы сейчас увидим. Разбор трех конфликтных ситуаций (приложение 5).

7. Шестой конкурс.

«Автопортрет». Ребята вместе с педагогом по ИЗО заранее нарисовали свои автопортреты. Ваша задача - угадать портрет своего ребенка.

8. Физминутка. Игра - эстафета «Собери пирамидку». Собрать пирамидку по одному кольцу без стержня.

9. Мастер - класс по изготовлению фоторамки из бумаги способом оригами . Проводит второй воспитатель группы.

10. Ведущая: Пока жюри подводит итоги конкурса, я расскажу о результатах анкетирования. В нем приняли участие 8 родителей из 8-ми. От 100 до 150 баллов набрали 3 семьи (зачитывается расшифровка), меньше 100 баллов - 5 семей (приложение 6).

11. Оглашение результатов конкурса жюри (приложение 7), вручение памятных медалей «За родительскую активность и отзывчивость», сувениров, памяток «Воспитывайте детей успешными».

12. Чаепитие . Обсуждение с родителями понравившихся и новых форм взаимодействия - клубы по интересам, конкурсы, дискуссии, встречи выходного дня, совместные экскурсии, мастер-классы от родителей, фотовыставки.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

«…Мой сынок очень ласковый и ответственный мальчик, его любимое выражение «Ведь мы же семья»…» (о Саше)

«…Наш мальчик необычный ребенок - очень любознательный, любопытный «почемучка»…» (о Косте)

«…Доченька - наша звездочка, это светлый и добрый человечек…» (о Лене)

«…Подвижный, шаловливый, при этом чуткий и добрый …» (о Владике)

«… Мой сын для меня самый-самый… моё маленькое солнышко в доме …» (об Игоре)

«… Нашему сыну 6 лет и он бывает забавным, капризным, трудолюбивым и ленивым - он каждый день разный…» (о Лёне)

Приложение 2

Блиц - опрос:

· Кто самый старший в группе? (Дима)

· Кто самый младший в группе? (Эсмира)

· Кто не любит сидеть на месте? (Саша)

· Кто самый дружелюбный? (Игорь)

· Кто часто приносит в детский сад мягкие игрушки? (Костя)

· У кого самые длинные волосы? (Лена)

· Кто самый любознательный? (Ваня)

· Кто самый молчаливый? (Владик)

· У кого самая стильная прическа? (Боря)

· Кто в группе ходит в рубашке? (Боря, Дима)

· Кто из ребят ухолит в школу? (Саша, Дима, Игорь)

Приложение 3

Игра "Верно-неверно"

Приложение 4

Упражнение Цапля

Приложение 5

Конфликтные ситуации:

· Ванюша (3 года) с усердием натягивает колготки. Трудное занятие. Наконец-то, после долгих усилий, колготки почти надеты, но … наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик: «Сам, сам, сам!». Мать: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

· Четырехлетняя Маша на прогулке заполнила карманы мелкими камешками, решив, что дома будет играть с ними. Мама заметила оттопыренные карманы пальто: «Что это? Зачем в дом несешь всякий мусор, только убирай за тобой!». Маша: «Это камешки… красивые… я ими играть буду». Мама: «Выбрасывай сейчас же!» настаивает мама, и камешки летят в разные стороны. Девочка плачет.


1.1 Этапы родительского собрания

1. Подготовка и проведение родительского собрания


Результативность взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей в значительной мере зависит от самих родителей и от других взрослых членов семьи, за уровень воспитанности которых детский сад не может нести ответственность. Однако знать, "из кого состоит семья, кто окружает детей в семье, кто оказывает на них влияние, каково это влияние (со знаком плюс или минус)", и воспитатели, и детский сад должны. Только тогда педагогический коллектив может правильно строить свои отношения с ребенком в детском саду, с его родителями и одновременно проводить работу по нейтрализации дурного влияния, отрицательного воздействия на ребенка.

Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание , которые могут проходить в форме лектория, семинара и т.п. Успех проведения собраний-лекториев обеспечивает соблюдение таких условий: тематика их составляется по возможности нестандартная, привлекающая внимание, вызывающая интерес и даже иногда интригующая.

Например: что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в детский сад. Так можно назвать первое собрание. На такое собрание родители, как правило, приходят, так как тема названа конкретно, и она их интересует. Родители приходят на это собрание с определенными ожиданиями, и если эти ожидания оправдываются, то сразу снимается проблема посещения последующих собраний; заинтересованные родители придут на очередное собрание-лекцию.

На первом же родительском собрании тематику последующих встреч желательно объявить на длительный период, желательно на год. В таком случае родители смогут заранее представить, какой объем психолого-педагогических, социально экономических, медико-экологических и других знаний они получат, какие вопросы можно включить дополнительно по их просьбе, каких специалистов желательно послушать (специалисты, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор ЛФК, медик и т.д.)

Важным условием успеха родительских собраний является определение четкого графика их проведения. Этот график на первом собрании сообщается родителями для того, чтобы они заранее могли спланировать свое служебное и домашнее время, не занимать его никакими делами.

В зависимости от возможностей или от желания эти встречи могут проходить ежемесячно или раз в квартал, в одни и те же часы. Ведь сами педагоги заинтересованы в том, чтобы родители усвоили тот минимум педагогических знаний, который необходим для эффективного семейного воспитания.

Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя: мама и папа. Следовательно, необходимо стремиться к тому, чтобы названные тематические родительские собрания они посещали вместе одновременно.

Очень важно убедить родителей, что семейное воспитание это - не морали и нотации, а ВЕСЬ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МЫСЛЕЙ РОДИТЕЛЕЙ, это постоянное общение с детьми при условии соблюдения общечеловеческой морали, правил поведения и общения.

Родительские собрания могут быть: организационными; текущими или тематическими; итоговыми; общесадовскими и групповыми.


.1 Этапы родительского собрания


1 этап. Организация родительского собрания.

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы важна.

Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания:

можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения;

заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения;

подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие жизнь детей в детском саду.

Заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и выставках.

Завершает организационную часть этапов подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания. Здесь необходимо:

подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться. Можно расставить столы и стулья по кругу, на них выставить карточки с именами, отчествами родителей;

подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также - карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации;

продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Воспитатель лучше знает родителей группы, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов.

Анализ достижений детей группы. В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими результатами деятельности детей; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

родительское собрание детский сад

Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе. Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях. Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид детей, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию детского сада как первого института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми очень важна. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление "детских грехов".

Психолого -педагогическое собрание. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач. Не плохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.

Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, приобретение пособий и т.д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.

Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в воспитании и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и воспитатель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: "Я вас понимаю!", "Я с вами согласен!".

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать вывод, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей, - все это в последствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т.д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации.

Само проведение родительского собрания также традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и "разное". Общее время проведения собрания не более 1,5 часов.

Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.

Основная часть собрания тоже можно разделить на два-три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.

Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное - совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.

Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой. По возможности разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать. Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.

При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.

В третьей части родительского собрания - "разное" - обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом. По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

Организация взаимодействия с коллективом группы требует от педагога соблюдение определенных правил общения с семьями детей:

воспитатель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;

общение с родителями ребенка должно служить не только во вред, а во благо ребенку;

изучение семей детей должно быть тактичным и объективным;

изучение семей детей должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу. Изучение семей позволяет педагогу ближе познакомиться с самим ребенком, понять уклад жизни его семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.


1.2 Правила проведения родительского собрания


Начало разговора.

Главная задача любого информатора - сделать так, чтобы его услышали, то есть в принципе послушали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направленно большинство используемых приемов.

Главное требование - начало разговора должно быть кратким, эффективным и четким по содержанию. Вот несколько советов:

Хорошо подумайте и запишите на листок бумаги первые 2-3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.

Правильно представитесь (если это первая встреча). Коротко, но подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.

Никогда не начинай те с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию "снизу" и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно. Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: "С начало мы с вами.", "Затем мы рассмотрим.", "В конце разговора нам с вами предстоит.".

Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей с начала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будите фиксировать их для себя. Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни группы, покажите не что смешное или интересное, сделанное детьми и т.п. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

Правила подготовки родительского собрания.

Правило 1. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

Правило 2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

Правило 3. План проведения родительского собрания должен быть известен родителям.

Правило 4. Общение воспитателя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

Правило 5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

Правило 6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Советы психологов:

перед началом собрания лучше оставить за дверью плохое настроение;

отведите на проведение собрания не более 1,5 часов;

самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;

перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;

не забудьте "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;

предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;

поблагодарите всех, кто нашёл время прийти (особенно отцов);

в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

И ещё раз - будьте предельно корректны и тактичны!

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: без квалифицированной помощи специалистов семье обойтись сложно.

2. Разработка сценария родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему "Дошкольник готовится стать школьником"


Цель собрания : Актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности к школе.

Форма проведения : групповая беседа с элементами дискуссии.

Задачи собрания:

Разговор за "круглым столом" о формировании готовности ребёнка к обучению в школе.

Дать представление о понятии "Готовность к школе".

Представить примерную "Модель личности первоклассника".

Познакомить со сводом правил для родителей первоклассника.

Состав родительского собрания : заведующая МДОУ детского сада, родители детей группы, воспитатели, педагог-психолог, учитель начальных классов.

Этап №1. Организация родительского собрания.

Необходимо подготовить именные приглашения участникам собрания.

Разработка памятки для родителей.

Предварительное проведение психологической диагностики, направленной на изучение уровня готовности к обучению в школе.

Оформление классного помещения (или актового зала) для проведения собрания.

Оформление книжной выставки, где представлена литература по проблеме подготовки детей к школе и различные пособия.

Выставка рисунков ребят, фотографий из школьной жизни.

Кроме того, подготовка к собранию включает:

.Посещение с детьми первосентябрьской линейки.

2.Оформление папки-раскладушки " В семье первоклассник".

.Посещение с детьми этнографической комнаты школьного музея.

.Посещение с детьми праздника прощания с "Букварём"

.Присутствие с детьми на празднике последнего звонка.

Этап №2. Ход родительского собрания.

Родительское собрание открывает воспитатель группы.

Добрый день, уважаемые мамы и папы! Совсем скоро прозвенит первый школьный звонок в жизни вашего ребёнка. Осталось не так много времени, лето пролетит быстро, и 1 сентября Ваши дети переступят порог школы, чтобы задержаться здесь на 11 лет. Первый раз он переступит порог класса, сделает первый шаг в Страну знаний. Первый класс - серьезное испытание, как для ребенка, так и для родителей. Здесь закладывается фундамент будущих успехов на всем школьном пути. Дошкольник становится школьником, а его родители - это теперь родители ученика.

Поступление ребёнка в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Что же особенно важно помнить родителям будущего первоклассника? На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе? Об этом пойдёт речь на нашей встрече.

Вопрос для обсуждения: Испытываете ли вы переживания в период ожидания момента, когда Ваш ребёнок пойдёт в школу? В чём они заключаются? (учитывая то, что не многие родители сразу вступают в обсуждение, полезно дополнительно провести опрос "Корзина чувств")

Опрос "Корзина чувств". Инструкция: "Уважаемые мама и папы! У меня в руках корзина. Вам предстоит кратко сформулировать те чувства и эмоции, которые переполняют вас в момент ожидания школьной жизни ребёнка. Пусть это будут разнообразные чувства: и позитивные и негативные". Краткий анализ родительских переживаний.

Педагог-психолог. Обсуждение аспектов психологической готовности к школе.

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он отличается достаточным развитием речи, определенным запасом знаний об окружающем мире, о предметах, их свойствах, явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других явлениях общественной жизни. Мышление детей носит образный характер, но они в состоянии понять и отвлеченные суждения. Наблюдаются тенденции к возникновению произвольности внимания, памяти, воображения.

Любознательность, пытливость, желание узнавать - это те самые первые, самые важные черты характера, которые необходимо развивать в ребенке, готовя его к будущей жизни в целом. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома и в детском саду они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

Один из важнейших итогов развития в период дошкольного детства - психологическая готовность к школьному обучению.

Психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Основная цель - усвоение знаний. Положение ребенка в классе определяется его успехами в учебе. Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к разным сторонам личности. Для успешной учебы ему необходимо сформировать определенные волевые качества: понимание смысла учебных задач, осознание способов их выполнения, навыки самоконтроля и самооценки.

Не менее всего вышесказанного важна и социальная готовность ребёнка к школе. Это неоднозначное понятие, включающее в себя:

Умение и желание общаться со сверстниками (стремление ребёнка к общению с другими детьми, умение подчинять своё поведение законам детской группы, имеет ли ребёнок опыт приемлемого (без насилия) решения конфликтов и т.п.).

Умение строить адекватные отношения со взрослыми;

Мотивационная готовность к школьному обучению - иными словами у ребёнка должно быть желание учиться в школе. При этом предполагается, что ваш сын или дочь хотят пойти в школу не потому, что там учится старший брат или сестра и не потому, что хочется всем показать свой новый портфель и учебные принадлежности, хотя и в этих мотивах нет ничего плохого. Однако вы можете быть уверены в том, что ваш ребёнок достиг личностной, мотивационной зрелости только тогда, когда за его желанием пойти в школу стоит во-первых, стремление получать новые знания (интерес), реализовывать интеллектуальную активность, а во-вторых, потребность в новом социальном статусе - желание не просто учиться, играя, а участвовать в серьёзной деятельности, результаты которой положительно оценят значимые взрослые и другие дети.

Давно известно, что заставить ребёнка учиться невозможно, если он сам этого не захочет, ведь всегда приятнее что-то делать по собственному желанию. Мотивационная готовность к школе начинается с хорошего отношения ребёнка к самому себе и веры в возможность быть лучше. Большое влияние на мотивацию оказывает и то, что и как говорят родители о школе, что поощряют в поведении ребёнка.

Учитель начальных классов (краткое изложение): Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на современном этапе является создание равных стартовых возможностей для детей, поступающих в школу. Родители должны знать, что дошкольное образование - фундамент развития ребёнка, базис его личностной культуры. Готовность к школе, к системному обучению, есть комплексная характеристика сформированности предпосылок к учебной деятельности: умение соблюдать определённые правила в работе, слушать и выполнять инструкции взрослого, работать по образцу, осознанно относиться к выполнению заданий.

Но не считайте, что теперь все зависит только от школы. С приходом в школу у первоклассника появляются новые обязанности. Школа - это мир новых отношений со сверстниками, с учителем. Ваша помощь здесь необходима. Ребенку по-прежнему нужно ваше внимание и забота, интерес к его школьным делам. В жизни первоклассника нет мелочей. Он остро воспринимает плохую отметку и замечание учителя, и ссору с товарищем. Но не злоупотребляйте вашей любовью, не спешите решить все проблемы за ребенка. Дайте ему проявить инициативу и самостоятельность.

Вопросы для обсуждения.

Вспомните своё отношение к школе, боялись ли вы туда идти или очень хотели?

Сложно ли вам было рассказать родителям о плохой оценке?

Ждёте ли вы, что ваш ребёнок порадует вас, и будет учиться на "отлично" или "хорошо"?

Думаете ли вы о том, что плохие оценки вашего ребёнка станут свидетельством того, что вы плохо воспитывали своего малыша?

Сравниваете ли вы успехи вашего ребёнка с другими детьми?

Что для вас важнее - отметка или уровень знаний и отношение ребёнка к школе?

Краткий анализ и обобщение высказываний родителей.

Представление результатов психологической диагностики . Общие рекомендации (каждому родителю индивидуальный результат и рекомендации).

Обмен мнениями между присутствующими о проблемах готовности детей к школе, обсуждение примерной "Модели личности первоклассника" (Л.К. Гребёнкина, Н.С. Анциперова "Технология управленческой деятельности заместителя директора школы")

Игровое упражнение с использованием метода куклотерапии "Желаемый портрет родителя (учителя)".

Цель: обмен опытом социального восприятия родителей и учителя.

Участникам игры предоставляется возможность из предложенных кукол выбрать одну: для родителей - "Учитель", для учителя - "Родитель" и наделить каждого представителя социума самыми необходимыми, важными, актуальными качествами для успешной адаптации ребёнка к школе. Игровой характер общения усиливает диалог, позволяет выйти за рамки монологических отношений и стирает границы личностной направленности.

Модель личности первоклассника.


Ребёнок, гармонично взаимодействующий с окружающей средой

Здоровье Культура личности Соответствие морфофункциональных особенностей ребёнка нормативам физического развития. Развитые двигательные и моторные навыки. Физическая работоспособность. Прочные культурно - гигиенические навыки. Умение строить взаимоотношение со взрослыми и сверстниками. Умение произвольно управлять своим поведением, подчиняться установленным правилам. Дисциплинированность, умение вести себя в общественных местах. Доброжелательность в отношениях с людьми, желание помочь сверстникам. Организованность, аккуратность, опрятность. Познавательная деятельностьЗнанияУмение сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале, и действовать в соответствии с указаниями педагога. Проявление активности и интереса к учебной деятельности, к окружающему миру. Стремление к овладению новыми знаниями, умениями, навыками. Заинтересованность в положительной оценке результатов своей деятельности. Склонность к постановке вопросов и самостоятельному поиску решений. Соответствие общей осведомлённости возрастной категории детей. Сформированность образного мышления, основ словестно - логического мышления. Понимание и использование в своей деятельности различных схематических изображений (план, макет, простейший чертёж). Развитая тонкая моторика и сенсомоторная координация. Правильное звукопроизношение, фонематический слух, речь (достаточный словарный запас, разнообразие грамматических форм) Готовность к инновационным преобразованиям и творческой деятельности.

Напутственное слово.

Помните, что Ваше отношение к школе и учёбе вашего ребёнка формирует и отношение вашего ребёнка к этим явлениям. Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребёнка, реалистичные оптимистические рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой - всё это создаёт положительную мотивацию вашему ребёнку. И, как бы не продвигались объективные успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, не перегружайте его занятиями, развивайте его уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи и конструктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Помните, ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый любимый! Поддержите своих детей, проявите к ним максимум внимания!

Подведение итогов собрания . Рефлексия. Обмен мнениями.

В ходе рефлексии родителям предлагается проговорить о том, что полезного они узнали в ходе собрания.

Обменяться мнениями о том, какие моменты остались не досказанными или требуют более глубокого анализа.

Раздача памяток для родителей .

Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня. В последний год перед школой обратите внимание, как ведет себя ребенок в обществе сверстников, соблюдает ли правила игры; умеет ли внимательно слушать как сверстников, так и взрослых, может ли подчиняться требованиям старших; всегда ли доброжелательно относится к окружающим.

Не опережающее изучение программы 1 класса, а всестороннее развитие ребенка должно стать содержание умственной подготовки будущих первоклассников к обучению к школе.

Этап №3. Анализ психолога по результатам проведённого родительского собрания. Составление вопросов для будущей работы.

Список используемой литературы


1.Багдасарова С.К. Психология и педагогика / С.К. Багдасарова, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: ИКЦ "МарТ", 2006.

2.Виноградова Н.Ф. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. Книга для родителей / Н.Ф. Виноградова, Л.Е. Журова; Под редакцией А.Г. Хрипковой. - М.: Просвещение, 1992. - 16 с.

.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - СПб.: Издательство "Питер", 2007.

.Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие / Т.Н. Зенина. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 96 с.

.Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе: Книга для учителя / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2004.

.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.

.Терлеева А.М. Новые родительские собрания: 1-4 классы / А.М. Терлеева. - М.: ВАКО, 2005.

.Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Средняя группа / С.В. Чиркова. - М.: Вако, 2009. - 256 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Воспитание дошкольника — это очень сложный процесс. Поэтому родители должны очень тесно контактировать с воспитателями детского сада, который посещает их чадо. Правильное воспитание дошкольника — это общая цель, как родителей, так и воспитателей.

Дошкольное учреждение должно включать себя социальное, психологическое, физическое, а самое главное умственное воспитание, которые и даст ребенку первичное образование и поможет малышу быстрее освоиться в первые учебные годы.

Пожалуй, самое волнительное и важное событие в жизни родителей — это первое собрание в детском саду. Родители присматриваться к дошкольному учреждению и оценивают очень тщательно, ведь хотят только лучшего для своего ребенка. Поэтому детские сады сейчас проводят интерактивные собрания.

Родительские собрания в детском саду: программа проведения

Программы проведения собраний очень разнятся между собой, и, как и все в этом мире, имеют свои недостатки и, конечно же, плюсы. Одним из недостатков собраний в детских садах является пассивное отношение родителей к данному мероприятию, они отказываются участвовать и проявлять активность в данном деле. Для того чтобы наладить контакт с персоналом детского садика, родитель должен быть более заинтересован, активен и не бояться задавать много вопросов, вступать в обсуждение. Это однозначно сразу же поможет наладить контакт.

Общим стандартом проведения собраний в детских учреждениях является то, что они длятся не больше 45 минут. Это не слишком продолжительное время как для родителей, которые все время заняты, так и для воспитателей. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы воспитатели ознакомили родителей со всеми правилами, а родители, в свою очередь, успели задать вопросы и обсудить все тонкости.

Еще одним стандартом является то, что такие собрания в течение всего года проводятся 3 раза. Принято проводить собрания в начале сентября, чтобы ознакомить родителей с планом на весь «учебный» год, затем встречаются перед Новым годом, что бы подвести небольшие итоги, а третий раз встречаются в мае, чтобы подбить итоги всего года. Также есть особый вид собраний — индивидуальные. Они направлены на работу с конкретным ребенком и его родителями.

О чем же говорить на собраниях в детских садах?

На самом первом собрании в году воспитатели должны ознакомить родителей с планом на учебный период. Также воспитатель может дать родителям несколько важных советов, которые помогут им в работе со своими детьми, и улучшат работоспособность малышей. Очень важно, чтобы воспитатель осведомлял родителей, основываясь на какие учебники и пособия можно заниматься с детьми дома.

На втором собрании воспитатель должен подбить итоги полугодия. Он должен рассказать о том, как идет процесс освоения материала, и указать на все недостатки каждого ребенка. Воспитатель должен дать советы по улучшению качества восприятия ребенком материала и помочь устранить все погрешности в воспитании.

В конце учебного года проходит самое важное и решающее собрание. Именно на нем подводятся итоги. Родители могу узнать обо всех успехах своего ребенка, сделать оценку не только своего ребенка, но и учреждения, в котором он учиться.

Родительское собрание — это не только место, где родители могут узнать об успехах своего чада, но и обсудить много важных вопросов воспитательного, а также финансовый вопрос. Ведь всем известно, что денег от правительства поступает мало, и родителям приходиться самим вкладывать некоторые средства в дошкольные заведения. Чаше всего воспитатели поднимают вопрос о покупке той или иной мебели, игрушек или книг. Очень важно, чтобы родители не молчали о своем благосостоянии, ведь все мы знаем, что не у всех одинаковый достаток. Чаще всего большие трудности возникают, когда приходит время выпускного.


Актуальные вопросы для родительских собраний в детском саду (в младших группах)

Самыми юными на территории детских садиков являются малыши от 3 лет. Первый поход в садик для таких малышей и для их родителей невероятно волнительный. При огромном желании ребенка можно отдать в детский сад и с 2 лет, но чаще всего такую возможность предоставляют частные сады. Некоторые дошкольные учреждения организовывают ясельные группы, куда деток принимают с 2 лет.

Садики проводят собрания 3- 4 раза в год. Учебный год в детских садах длиться 9 месяцев, как и в школе, но есть огромное отличие — каникулы, которые в школе устанавливаются официально, а в детских садах отсутствуют. Каждый родитель индивидуально подбирает время отдыха своего ребенка.

Первое родительское собрание для малышей ясельной группы

На таком собрании первым этапом является краткий рассказ родителей ребенка о себе. Также общим голосованием, или же по собственному желанию родителя выбирается родительский комитет, который будет заниматься всеми организационными моментами. Чаще всего в него входит 3-5 родителей. Эти родители должны быть очень активными и ответственными.

Основная цель программы для детей младшей группы — научить ребенка быть самостоятельным. Базовыми знаниями, которыми ребенок должен обладать до 3 лет являются: самостоятельное употребление пиши, использование чашки и столовых приборов. Малыш должен самостоятельно пользоваться туалетом, мыть руки, одеваться и раздеваться, складывать вещи и игрушки. Все эти навыки должны уже проявиться после первого полугодия занятий в детском саду.

В основном воспитатели не составляют конкретный план для обучения малышей в таких группах. Ведь предугадать поведение столь маленьких детей очень сложно, но воспитатель должен уметь вести план занятий и умело рассказывать о нем на собраниях.

Родителям рекомендуется быть активными и не бояться вступать в диалоги не только с воспитателем, но и с другими родителями. Нужно не бояться предлагать какие-то свои идеи и высказывать мнение по поводу организации праздников, или о том, как брать деньги на нужды группы, и в каком количестве.


Вопрос адаптации ребенка на собрании в детском саду

Также основным моментом собрания является, конечно же, адаптация ребенка в группе. Зачастую процесс адаптации длиться от 6-8 дней и до 6 месяцев. В небольшом проценте случаев, адаптация ребенка проходит бесследно. Если проявляются какие-то проблемы, то стоит срочно обратиться к детскому психологу, который поможет их устранить. Порой выясняется, что ребенок просто не готов к посещению детского сада. Чтобы адаптация прошла успешно, родители должны готовить своего ребенка к началу занятий в детском саду. Рассказывать ему о том, что там нет ничего страшного, гулять возле детских садов, чтобы у ребенка вырабатывалось позитивное отношение к этому месту.

На всех последующих собраниях уже обсуждаются успехи и проблемы ребенка. Воспитатель обращает внимание на все нюансы воспитания ребенка и дает совет по их устранению.

Родительские собрания для родителей детей, которые посещают старшую и среднюю группу

Концепция собраний абсолютно не отличается от концепции, которая была в период младшей группы. Воспитатели все так же обращают внимание на развитие ребенка, делая уклон на умственные способности. Идет активная подготовка к школе. Воспитатели дают советы, которые помогают справиться с новыми трудностями, которые возникают в период взросления ребенка.

Да, каждый ребенок по-разному воспринимает материал, но очень важно, чтобы родители активно работали и помогали своим малышам. Нужно формировать у ребенка правильную культуру поведения с самого маленького возраста.

Не менее важно, чтобы ребенок был вежливым. Он должен уметь прощаться и здороваться, обращаться к взрослым уважительно и на «Вы», уметь произносить их имя и отчество. Он должен уметь просить прощения и говорить слова благодарности.

Смотреть видео фильм «Родительские собрания в детском саду»:

Результативность взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей в значительной мере зависит от самих родителей и от других взрослых членов семьи, за уровень воспитанности которых детский сад не может нести ответственность. Однако знать, "...из кого состоит семья, кто окружает детей в семье, кто оказывает на них влияние, каково это влияние (со знаком плюс или минус), и воспитатели, и детский сад должны. Только тогда педагогический коллектив может правильно строить свои отношения с ребенком в детском саду, с его родителями и одновременно проводить работу по нейтрализации дурного влияния, отрицательного воздействия на ребенка.

Наиболее эффективная форма работы педагогов и родителей - это родительские собрания, которые могут проходить в форме лектория, семинара и т.п. Успех проведения собраний-лекториев обеспечивает соблюдение таких условий: тематика их составляется по возможности нестандартная, привлекающая внимание, вызывающая интерес и даже иногда интригующая. Например: что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в детский сад. Так можно назвать первое собрание. На такое собрание родители, как правило, приходят, так как тема названа конкретно, и она их интересует. Родители приходят на это собрание с определенными ожиданиями, и если эти ожидания оправдываются, то сразу снимается проблема посещения последующих собраний; заинтересованные родители придут на очередное собрание-лекцию.

На первом же родительском собрании тематику последующих встреч желательно объявить на длительный период, желательно на год. В таком случае родители смогут заранее представить, какой объем психолого-педагогических, социально экономических, медико-экологических и других знаний они получат, какие вопросы можно включить дополнительно по их просьбе, каких специалистов желательно послушать (специалисты, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор ЛФК, медик и т.д.)

Важным условием успеха родительских собраний является определение четкого графика их проведения. Этот график на первом собрании сообщается родителями для того, чтобы они заранее могли спланировать свое служебное и домашнее время, не занимать его никакими делами. В зависимости от возможностей или от желания эти встречи могут проходить ежемесячно или раз в квартал, в одни и те же часы.

Ведь сами педагоги заинтересованы в том, чтобы родители усвоили тот минимум педагогических знаний, который необходим для эффективного семейного воспитания.

Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя: мама и папа. Следовательно, необходимо стремиться к тому, чтобы названные тематические родительские собрания они посещали вместе одновременно.

Очень важно убедить родителей, что семейное воспитание это - не морали и нотации, а ВЕСЬ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МЫСЛЕЙ РОДИТЕЛЕЙ, это постоянное общение с детьми при условии соблюдения общечеловеческой морали, правил поведения и общения. Вот почему одной из первых тем родительского собрания должна стать тема: "Один день из жизни ребенка в семье", которая поможет понять родителям простую истину: "РЕБЕНОК УЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДИТ У СЕБЯ В ДОМУ: родители пример тому!" Закон РФ "Об образовании" поставил на первое место такую двуединую задачу перед семьей, как развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического и нравственного здоровья. Решать эту задачу следует ежедневно, ежечасно, ежеминутно.

Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание.

Родительские собрания могут быть;

  • организационными;
  • текущими или тематическими;
  • итоговыми;
  • общесадовскими и групповыми.

Родительское собрание закономерно считается не менее сложным "жанром", чем проведение занятий. Здесь встречаются две стороны, участвующие в общеобразовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей.

Этапы родительского собрания.

1 этап. Организация родительского собрания.

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы важна. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие жизнь детей в детском саду. Заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и выставках. Завершает организационную часть этапов подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Воспитатель лучше знает родителей группы, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов;

- Анализ достижений детей группы. В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими результатами деятельности детей; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе. Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях. Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид детей, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию детского сада как первого института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми очень важна.

Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление "детских грехов".

Психолого-педагогическое собрание. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач. Не плохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.

Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, приобретение пособий и т. д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.

Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в воспитании и развитии.

Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и воспитатель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: "Я вас понимаю!", "Я с вами согласен!".

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать вывод, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это в последствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации.

Работа с родителями.

Организация взаимодействия с коллективом группы требует от педагога соблюдение определенных правил общения с семьями детей.

  • Воспитатель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;
  • Общение с родителями ребенка должно служить не только во вред, а во благо ребенку;
  • Изучение семей детей должно быть тактичным и объективным;
  • Изучение семей детей должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Изучая семьи детей, педагог должен обратить внимания на следующую информацию о семье ребенка:

  • общее сведения о родителях или людях, их заменяющих;
  • жилищные условия и семьи и ее материальная обеспеченность;
  • образовательный уровень семьи, интересы родителей к детскому саду и к жизни ребенка в детском саду;
  • уровень педагогической культуры родителей;
  • авторитарность семьи в глазах ребенка;
  • степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка:
  • семейные традиции, обычаи и ритуалы;
  • положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
  • воспитательные возможности семьи.

Изучение семей позволяет педагогу ближе познакомиться с самим ребенком, понять уклад жизни его семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Чтобы вас услышали.

Главная задача любого информатора - сделать так, чтобы его услышали, то есть в принципе послушали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направленно большинство используемых приемов.

Начало разговора.

Главное требование - начало разговора должно быть кратким, эффективным и четким по содержанию. Вот несколько советов.

Хорошо подумайте и запишите на листок бумаги первые 2-3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.

Правильно представитесь (если это первая встреча). Коротко, но подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.

Никогда не начинай те с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию "снизу" и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно.

Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: "С начало мы с вами...", "Затем мы рассмотрим...", "В конце разговора нам с вами предстоит...". Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей с начала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будите фиксировать их для себя.

Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни группы, покажите не что смешное или интересное, сделанное детьми и т.п.. Гели родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

Формы расположения зала:

Дискуссионный клуб

"+" данная форма зала позволяет создать

  • тесный психологический контакт для всех членов процесса (контакт глаз); - демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и преподавателем (ведущим);
  • чувство коллективизма;
  • высокая степень активизации самостоятельной работы каждого члена группы (даже робкие, слабые включаются в работу);
  • дифференцированный подход;
  • творческий подход;
  • экономия времени на
  • достижение результата;
  • способствовать развитию в нем демократических качеств;
  • умение ценить и распределять время;
  • возникновение фракций;
  • вероятность возникновения конфликтных ситуаций (внутри группы, между группами);
  • подавление 1-2 личностями членов групп;
  • для педагога трудно владеть ситуацией (у каждой группы складываются свои отношения);
  • устойчивое формирование групп;
  • проблемы освещения.

"+" данная форма зала позволяет

  • работа парами - обучение других;
  • направленное внимание в одну сторону;
  • свободное перемещение учителя вдоль рядов;
  • соблюдение санитарно- гигиенических норм (физиологический учет зрения);
  • удобно для контрольных, самостоятельных работ
  • вынужденное доминирование преподавателя;
  • слабое развитие коммуникативных навыков;
  • нарушение психологического климата (спины членов коллектива);
  • дистанция по отношению к доске, педагогу;
  • закрыт обзор доски, наглядности;
  • малая подвижность, статичность - развитие сколиоза.

U-образная форма

  • комфортный психологический климат (вербальный и невербальный контакт);
  • активность и инициатива участников процесса; возможность проведения нестандартных занятий; стол-защита для ребенка (подготовка для работы в круге, постепенное снятие психологических барьеров - контакт глаз); удобно демонстрировать пособия; удобно рассаживать левшей;
  • эффективное осуществление индивидуального подхода "-"
  • нарушение санитарно-гигиенических норм (физиологический учет зрения); не способствует тесному контакту;
  • дистанция по отношению к доске.

Форма круга

"+" тесный психологический контакт;

  • демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и преподавателем (ведущим);
  • чувство значимости каждого - повышение самооценки;
  • чувство коллективизма;
  • высокая степень активизации (даже робкие, слабые включаются в работу):
  • дифференцированный подход;
  • творческий подход;
  • глубокое рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
  • умение слушать и принимать чужую точку зрения;
  • умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
  • легче (для ведущего) определить лидера и в процессе работы
  • способствовать развитию в нем
  • демократических качеств;
  • развитие речи, коммуникативных навыков;
  • умение выступать перед аудиторией;
  • умение емко и четко излагать свои мысли;
  • возможность организации игр, разминок.
  • дискомфорт в начале работы для робких (открытость, не за что спрятаться);
  • для учителя трудно владеть ситуацией; нарушение санитарно-гигиенических норм;

Анализ

Давайте обратим внимание на минусы, отмеченные вами в той или иной форме помещения. Как мы будем к ним относиться? Как мы можем избежать этих "подводных камней"?

Вывод: Каждая из форм помещения помогает в решении задач и целей, которые преследуются педагогом. Поэтому для большей эффективности собрания необходимо учитывать это отдавая предпочтение той или иной форме.

Наиболее эффективны в решении многих целей и задач именно такие формы зала, как круг и дискуссионный клуб, которые предполагают интерактивные формы ведения собраний.

Есть ли в них необходимость? Ведь детский садик - еще не школа.

Часто новость о предстоящем собрании не вызывает энтузиазма у родителей, которым приходится отпрашиваться с работы или менять собственные планы. Многие не видят в таких мероприятиях ничего хорошего, только необходимость сдавать деньги на очередные нужды детсада. Задача воспитателя - переломить негативное отношение мам и пап к таким встречам путем подачи интересной и полезной информации.

Для чего они нужны?

Родительское собрание в детском саду очень важно для установления контакта между семьей и персоналом учреждения (в первую очередь - воспитателем). Это одна из форм обратной связи и возможность озвучить актуальную информацию, обсудить важные моменты воспитания, поговорить об особенностях детского развития.

Кроме того, на них, как правило, приглашают психологов, методистов, врачей, логопедов и других специалистов, деятельность которых так или иначе связана с воспитание малышей. Информация, которую получают от них родители подопечных, бывает весьма ценной. Грамотный специалист в состоянии вовремя отследить малозаметные отклонения в развитии ребенка и дать семье нужные рекомендации.

Сколько собраний нас ждет?

Родительское собрание в детском саду проводится ежегодно. Как правило, по плану предусмотрено 2-3 таких мероприятия в каждой группе. Кроме того, бывают внеочередные встречи в случае каких-то незапланированных событий, требующих обсуждения с родителями. Например, в обязательном порядке проводится собрание при подготовке выпуска из детского сада, так как это мероприятие хлопотное, требует хорошей организации и предполагает активное участие всей семьи.

Основные темы привязаны к плану учебно-воспитательной работы в течение года. На первое родительское собрание, которое обычно проводится в сентябре, приходят мамы и папы малышей-новичков. Они знакомятся между собой и с воспитателем, вместе с ним обсуждают учебный план на весь год, выбирают родительский комитет. Родительские собрания в младшей группе, проводимые впервые, имеют особое значение. Они задают тон будущему сотрудничеству каждой семьи с персоналом детсада, которое продлится вплоть до школы.

Часто на первое родительское собрание воспитатель приглашает психолога или методиста. Они объясняют родителям особенности развития малышей данной возрастной группы, советуют, как организовать домашние занятия с детьми для закрепления детсадовского материала.

Вторая встреча чаще всего назначается в середине учебного года, в зимний сезон. Обычно это время повальных простуд. Поэтому актуальные вопросы, обязательно включаемые в повестку дня, - детское здоровье, навыки закаливания и профилактика вирусных инфекций. На собрание часто приглашают врача или медсестру. Тогда же обычно ведется обсуждение текущих успехов и проблем, промежуточных результатов и различных мелких происшествий.

На родительское собрание в средней группе детсада приходят уже опытные и закаленные мамы и папы. Детки подросли, и на первый план вместо проблем приучения к горшку и к ложке выходят более "взрослые" моменты. Родительское собрание в средней группе часто проходит с демонстрацией творческих успехов малышей в виде рисунков и поделок.

Заключительную встречу в каждой группе организовывают в конце учебного года, перед летними каникулами. Это время, когда подводятся итоги. В обязательном порядке проводится такое родительское собрание в подготовительной группе. На нем обычно выступают психолог и логопед. Они дают родителям необходимые рекомендации по подготовке к школьной жизни, рассказывают, что могут сделать мамы и папы за летний период для успешного старта будущих первоклассников.

Какими бывают родительские собрания?

По форме такие мероприятия бывают традиционными и нетрадиционными. Собрание в традиционной форме представляет собой встречу родителей с основным докладчиком - воспитателем, а также представителями родительского комитета или узкими специалистами. На нем возможно совместное обсуждение актуальных вопросов, а также различное анкетирование. Темы родительских собраний в этом случае, как правило, стандартные: "Азы воспитания", "Знаете ли вы своего ребенка?", "Подготовка к школе", "Какие игрушки нужны детям" и т. п.

В нетрадиционной форме мероприятие может проводиться в незапланированной ситуации, когда возникает необходимость срочно обсудить какой-то серьезный вопрос. Неформальная обстановка способствует более успешному взаимодействию педагогов с родителями, раскрепощению присутствующих, налаживанию контакта.

Нетрадиционное родительское собрание может проходить в виде совместных посиделок с чаепитием и даже включать в себя элементы сюжетной игры. На нем возможно присутствие детей вместе со взрослыми для совместной подготовки к утреннику. Родительское собрание в старшей группе (не говоря уже о подготовительной) вполне возможно сделать общим с детьми - те уже достаточно большие.

Как правильно организовать собрание

О предстоящем мероприятии воспитатель обязан предупредить родителей заранее, желательно за 2 недели. Объявление о дате, времени и теме будущей встречи должно быть вывешено на доске с информацией.

Воспитатель составляет план мероприятия, готовит наглядные материалы, распечатывает анкеты и продумывает оптимальную форму проведения. Также он согласует с другими специалистами (методистом, логопедом, психологом) необходимость их присутствия и тематику выступлений. Приглашенные обязательно должны иметь время для подготовки.

Как его проводить

В начале собрания необходимо рассказать о детских успехах, похвалить воспитанников за достижения. В присутствии коллектива ни в коем случае не следует обсуждать проблемы отдельного ребенка.

Родительское собрание в детском саду в качестве главной цели имеет задачу информирования мам и пап о важных моментах детсадовской жизни, обогащения педагогическим опытом и знаниями. Если работа с семьей хорошо продумана и организована, результаты воспитательного процесса не заставят себя ждать. Другие менее важные вопросы обычно решаются в рабочем порядке ежедневно при родительских посещениях.

О чем еще должен помнить воспитатель

Планируя поход на собрание, родители должны знать, что их там ожидает. Тем не менее, в первую очередь следует заново напомнить тему и поблагодарить присутствующих за то, что они смогли прийти, особенно если это первое родительское собрание.

Начинать собрание всегда следует с позитивных моментов. Обязательно хвалите детей за успехи, о неудачах лучше упоминать вскользь и только в общем виде, без индивидуального перечисления. Не следует никого приводить в пример или сравнивать с другими детьми (как старшими, так и младшими).

Главные вопросы

Какие организационные моменты обычно решаются на родительском собрании? Это покупка необходимых принадлежностей для садика (игрушек, канцтоваров, хозяйственных мелочей), обсуждение их количества и стоимости. А также выбор родительского комитета или отчет его представителя о проделанной работе, обсуждение предлагаемых экскурсий, развлекательных мероприятий (например, концертов или походов в кукольный театр), подготовка к проведению утренников и закупка детских подарков. Кроме того, организация творческих занятий с детьми и приобретение всего необходимого для этого (бумаги, пластилина, фломастеров).

Если планируется крупное мероприятие, например, новогодний утренник, список обсуждаемых вопросов должен быть подготовлен заранее. Например, будет ли организовано общее чаепитие, стоит ли приглашать фотографа, какие маскарадные костюмы потребуются детям. При обсуждении всех вопросов предполагается активное участие родительского комитета, поэтому просто необходимо дать слово его представителю.

А что потом?

После собрания, как правило, воспитатель (а так же психолог или логопед) обговаривает существующие проблемы и трудности с родителями конкретного ребенка в индивидуальном порядке. Объяснение должно быть кратким и продуктивным, без резких оценок и с обязательной подачей нужных медицинских и психологических рекомендаций. Цель таких бесед - проинформировать мам и пап о возникших трудностях, научить, как грамотно исправить ситуацию в домашних условиях без ругани и наказаний.

О пользе родительских собраний

Некоторые самоуверенно полагают, что знают собственного ребенка как никто, и новой информации собрание им не принесет. На самом деле это не так. Ребенок постоянно развивается, ежедневно у него возникают разнообразные увлечения, появляются новые друзья. Бывает, что об изменившихся интересах малыша, а также о каких-то негативных моментах его жизни родители узнают только из рассказа воспитательницы. Такой взгляд со стороны на собственного сына или дочку может оказаться очень полезным и своевременным. Более того, родители узнают на собрании о взаимоотношениях детей в группе, поймут, насколько успешно их ребенок вписывается в коллектив, оценят соответствие собственного чада общепринятым нормам.

Не бойтесь заведующих!

Если у мам и пап имеются вопросы, решить которые в состоянии только заведующая(ий) детским садом, следует пойти навстречу и постараться организовать выступление представителя администрации. К тому же вопросы, требующие денежных вложений с родительской стороны и касающиеся обустройства и ремонта садика в целом (включая закупку нужного инвентаря), должны решаться в присутствии заведующей или ее заместителя по хозяйственной части.

Протокол - наше все

Если в детском саду проводится родительское собрание, ФГОС предписывает обязательное ведение его протокола. В данном документе, составленном по итогам мероприятия, указывается дата проведения, тематика, количество присутствующих, а также список приглашенных с указанием должностей и фамилий.

Протоколы родительских собраний в детском саду обязательно содержат повестку, все пункты которой отмечаются по порядку. Затем приводится краткое изложение обсуждаемого вопроса с указанием должности и ФИО докладчика, коротко конспектируются высказанные замечания и пожелания, а также результаты по каждому пункту.

Если имело место голосование, это обязательно фиксируется в протоколе с указанием числа высказавшихся как "за", так и "против", а также воздержавшихся. В конце приводится принятое собранием решение с указанием сроков исполнения и ответственных по тому или иному вопросу, проставляются подписи (с расшифровкой) председателя и секретаря.

Что еще важно знать при составлении протокола

Выписка с решением родительского собрания отдельно вывешивается на информационном стенде в родительском уголке. Конфиденциальные вопросы, касающиеся педагогической диагностики, рекомендации конкретным родителям на коллективное обсуждение не выносятся и не протоколируются. Решение принимается отдельно по каждому пункту, причем его формулировка обязана быть четкой и конкретной.

Протокол собрания является официальным документом. Он должен быть оформлен в течение трех дней и присутствовать в числе документов МДОУ. За его правильное и своевременное ведение отвечает воспитатель или старший воспитатель (в случае общего собрания). К протоколу прикладываются конспекты текста выступающих и другие документы.