Как привлечь внимание детей в младшей группе. Бесценные советы «Как удержать внимание детей на занятиях

Развитие внимания у детей 3-х лет — одна из наиболее важных задач родителей, так как от этого напрямую зависят способности ребенка к пониманию информации и ее запоминанию. Именно в 3 года у ребенка формируется умение переключать и распределять внимание, однако из-за его неустойчивости малышу довольно сложно сосредоточиться на одном занятии, поэтому помощь родителей будет очень полезна.

Особенности развития внимания у детей 3-х лет

В возрасте 3-х лет внимание ребенка чаще всего привлекают внешне интересные и яркие предметы, эмоциональные события. Сосредоточенным оно остается до тех пор, пока сохранен интерес к людям, игрушкам или действиям. Малыш легко отвлекается, может быстро бросить одно дело и начать заниматься другим. Средняя продолжительность времени, когда ребенок сосредоточен на одном виде деятельности, составляет примерно 6-15 минут. Внимание у ребенка 3-х лет проявляется в различных психических процессах – он всматривается в заинтересовавшую его картинку, вслушивается в интересный рассказ, увлеченно рисует карандашами или играет, пытается читать книжки. Распределение внимания между двумя разными действиями или объектами в таком возрасте практически невозможно.

В 3 года внимание у ребенка является непроизвольным, т.е. возникает непреднамеренно, само собой, и редко появляется под влиянием какой-либо задачи или цели. Дети такого возраста не могут долго концентрироваться на одном объекте. По мере взросления начинает формироваться произвольное внимание, которое является результатом волевого усилия. Его развитие происходит в процессе общения со взрослыми, во время игр и обучения.

Внимание детей 3-х лет переключить непросто, поэтому очень важно заранее сообщить малышу об окончании игры, так как ему необходимо некоторое время, чтобы переключиться с одного вида деятельности на другой. При этом внимание детей такого возраста очень сложно направить на какой-либо предмет с помощью словесных инструкций. Требуется несколько раз повторять просьбу, чтобы ребенок переключился на нужный объект.

Важно! Уважайте занятия ребенка – если он увлеченно чем-то играет, старайтесь не мешать и не отвлекать его. А если необходимо прервать занятие, предупредите кроху заранее, чтобы он имел возможность завершить игру.

Свойства внимания

Внимание обладает некоторыми особенностями и свойствами, которые характеризуют способности и возможности человека.

  • Концентрация – это удержание внимания на каком-либо действии или объекте. При недостаточно развитой способности концентрации внимания, малыш не может продолжительное время, не отвлекаясь, сосредотачиваться на определенной деятельности. У детей в 3 года развитие способности к концентрации находится на начальном уровне.
  • Переключаемость выражается в способности переносить внимание с одного объекта на другой. Развитие этого навыка у детей 3-х лет помогает им переключаться между разными видами деятельности.
  • Распределение – это умение одновременно выполнять сразу несколько действий либо удерживать внимание на нескольких разнородных объектах. Способность к распределению позволяет заниматься несколькими делами одновременно. В 3 года способность распределения практически отсутствует.
  • Устойчивость – это продолжительность времени, в течение которого человек способен удерживать внимание на каком-то объекте или действии. Степень устойчивости зависит от разнообразия выполняемых действий, причем действия или предметы могут меняться, а общее направление деятельности остается постоянным. Однообразные действия или предметы существенно снижают устойчивость внимания, особенно у детей в 3 года.
  • Объем внимания определяется количеством объектов, предметов или действий, которые человек способен воспринимать одновременно. У детей в возрасте 3-х лет он составляет не более 2-3-х предметов. Небольшой объем не позволяет удерживать в поле внимания несколько предметов.

Диагностика

Родители могут самостоятельно проверить, насколько правильно идет развитие внимания у ребенка, и в каких вопросах ему нужно помочь. Все занятия у детей в 3 года проходят в игровой форме. Вы можете предложить малышу следующие задания:

  • найти на картинке одинаковые предметы и назвать их цвет;
  • раскрасить по образцу простые геометрические фигуры;
  • найти отличия на двух похожих картинках.

Такие простые задания и игры позволят выявить, какие задачи вызывают трудности у ребенка и в соответствии с этим подобрать наиболее полезные упражнения.

Развивающие игры

Развитие внимания и мышления у детей в 3 года происходит преимущественно в игровой форме. При этом очень важно создать обстановку, в которой малышу будет проще сосредоточиться. Желательно убрать из поля зрения ребенка все игрушки и предметы, которые не пригодятся для занятия. Старайтесь не давать для обычных игр предметы, которые предназначены для занятий, иначе интерес к ним будет потерян.

«Найди одинаковый предмет»

Простая игра, в которой можно использовать практически любые предметы – это могут быть конфеты, игрушки, карточки с картинками. Суть игры в том, чтобы дети находили одинаковые предметы.

«Общее и различия»

Хорошая развивающая игра, учит малыша концентрироваться и замечать мелкие детали. Для игры вам понадобятся похожие по форме или цвету предметы, а также карточки с рисунками. Попросите ребенка найти различия между двумя похожими предметами или картинками.

«Что изменилось»

Эта игра полезна не только для развития малышей 3-х лет, но и для детей постарше. Использовать можно различные предметы – игрушки, карандаши, книжки. Их нужно расположить в один ряд, а затем попросить ребенка закрыть глаза, поменять пару предметов местами или убрать какой-то из них, и спросить, что поменялось.

«Что звучит»

Игра, которая развивает слуховое внимание. Вам понадобятся различные звучащие предметы и музыкальные игрушки. Приготовьте необходимые предметы, а ребенка попросите отвернуться. Затем выберите какой-нибудь предмет и производите с его помощью звуки – позвените колокольчиком, постучите в барабан, подудите в дудочку или пошелестите страницами книжки. Ребенок на слух должен определить, что это за звуки и какой предмет их издает.

«Запомни и расскажи»

Предложите ребенку рассмотреть простой рисунок, например изображения фруктов, овощей или игрушек. Затем спрячьте картинку и спросите малыша, что он смог запомнить – сколько было предметов, какого они цвета и т.д. Когда ребенок адаптируется к игре, можно брать картинки с более сложным сюжетом и большим количеством деталей.

«Сделай так же»

Возьмите раскраску с изображением одного крупного предмета, например яблока или мяча. Закрасьте половину рисунка, а затем предложите ребенку докрасить предмет таким же цветом.

Помните, что занятия с детьми 3-х лет не должны быть утомительными. Их продолжительность — не более 10 минут. Обязательно чередуйте активные и пассивные игры.

На развитие ребенка большое влияние оказывает окружающая среда и домашняя обстановка, в которой он растет. Старайтесь больше общаться с малышом, постоянно обогащайте его знания, учите наблюдать и подмечать что-то новое и интересное на прогулке, дома или в поездке. Это очень важно, ведь от уровня внимания зависит способность ребенка к восприятию, пониманию и усвоению информации, а также продуктивность учебной деятельности в целом.

  • Правило №1. Не кричите!
  • Правило №2. Чем младше, тем короче
  • Правило №3. Без обиняков
  • Правило №4. Время на осмысление
  • Правило №5. «Свободу попугаям»!
  • Правило №7. Чтобы вас слушали, нужно, чтобы вы слышали!

Если ваш ребенок уже вышел из возраста ползунков и подгузников, вы наверняка по нескольку раз на дню сталкиваетесь с тем, что вас игнорируют. Сегодня мы расскажем, как сделать так, чтобы малыш выполнял ваши просьбы с первого раза!

Правило №1. Не кричите!

Правило первое и самое главное: не повышайте голос! И не потому, что кричать на ребенка непедагогично, это просто-напросто неэффективно. Любой крик для ребенка (если, разумеется, вы не говорите так постоянно) - это стоп-сигнал, указание немедленно все прекратить, замереть, не двигаться. И неважно, что именно вы кричите, смысл слов доходит до ребенка с трудом, как указание к началу действия он не воспринимает их совсем.

” Оставьте крик до по-настоящему крик -тических ситуаций. «Стой!» - если ребенок бежит к дороге с машинами, «брось!» - если тянет в рот что-то откровенно ядовитое. Крик «ешь кашу!» окажет действие, прямо противоположное желаемому.

Правило №2. Чем младше, тем короче

Чем младше ребенок, тем сложнее ему осознать сложную фразу. Забудьте о метафорах и аллегориях: обращение к ребенку должно быть максимально простым - подлежащее и сказуемое! Например, «пойдем, помоем руки!» или «давай сложим игрушки на место!» Казалось бы, все очевидно, но сколько раз вчера вы использовали сложносочиненные предложения: «Мы пойдем есть мороженое сразу после того, как сложим книги на полку и помоем руки»?

Если ваш трехлетний малыш в состоянии вычленить последовательность трех действий из одного предложения, определить, что из них - условие, а что - следствие, поздравляем! Вы растите вундеркинда!

Правило №3. Без обиняков

Возможно, вам кажется, что такой командный стиль общений - не лучшая идея, и вам хочется разговаривать шутливо, игриво. Это замечательно, но не в тот момент, когда нужно добиться от ребенка какого-то действия. Малыш собрался домой, оставив в песочнице любимые игрушки? Бесполезно взывать к нему «А кто у нас Маша-растеряша?». Действительно, кто? - подумает ребенок и подключится к новой незнакомой игре. Может ежик? Может, медвежонок? Ах, я Маша! Но я не Маша, я Федя! Море веселья, а игрушки остались в песочнице.

Так же действуют длинные фразы с придаточными предложениями. Если вы, попутно с просьбой собрать игрушки, напомните, что вчера таким образом уже была утрачена любимая машинка, и новую вы сможете купить только через две недели, - все, воспитательный эффект утерян. Не усилен, а именно утерян:

... несмотря на всю назидательность вашего сообщения, ребенок запутается в потоке информации и временных ориентирах. Смысловую часть сообщения - «собери игрушки» - он так и не вычленит.

Правило №4. Время на осмысление

Дрессированная собака готова бросить даже вкусную косточку, чтобы лежать, стоять и подавать голос. Но ваш ребенок - не собака, впрочем, как и вы. Сколько раз на просьбы домашних оторваться от компьютера (книги, вышивания, читки картошки) вы отвечали «сейчас, минуточку, только закончу»? Когда мы заняты интересным или важным делом, мы непременно хотим довести его до логического завершения. Для ребенка игра - это его интересное и важное дело. Дайте ему время на завершение игры, четко и понятно обозначив предельный временной интервал.

Помните, что у дошкольников особое отношение со временем: пять минут и, тем более, полчаса или час - абстрактные понятия. Лучше всего дублировать ваш уговор в событийных терминах: «еще три раза раскачиваю тебя на качелях, и мы останавливаемся и идем домой», или «еще один раз напоишь куклу чаем, и мы идем обедать».

Конечно, у этого метода есть недостатки, кукольное чаепитие ребенок может растянуть надолго… но не бесконечно! Вы, возможно, немного задержитесь, но это сущие пустяки по сравнению с тем, насколько легко и безболезненно пройдет процесс смены деятельности в целом!

Правило №5. «Свободу попугаям»!

Допустим, вы воспользовались предыдущими советами, и научились легко и эффективно взаимодействовать с малышом. Возникает серьезный соблазн злоупотребить новым навыком, не правда ли? Действительно, раз вы теперь умеете договариваться, почему бы не убрать разом из вашей жизни все неудобные моменты? И родители начинают строго регламентировать жизнь ребенка: «туда не ходи, убери, закрой, прекрати, рисуй, чисти зубы, ешь кашу, спи…»

В условиях такой тотального диктатуры ребенок очень быстро начинает воспринимать слова родителей как «белый шум». И не потому, что он сознательно бунтует против родительского авторитета, а потому что это противоречит сущности ребенка и вообще - человека. Задавайте ребенку рамки, но в их пределах позволяйте исследовать и экспериментировать!

Если ребенок все-таки воспринимает ваши просьбы так же безразлично, как шум машин за окном и прочие звуки живой и неживой природы, учтите, что для большей эффективности нужно задействовать все органы чувств. Присядьте, чтобы ваше лицо оказалась на одном уровне с лицом ребенка или, по крайней мере, убедитесь, что установили с ребенком зрительный контакт. Прикоснитесь к нему, погладьте, возьмите за руку.

Все действительно важные просьбы сопровождайте тройным привлечением внимания: прикосновение, зрительный контакт, слова.

Правило №7. Чтобы вас слушали, нужно, чтобы вы слышали!

Помните, что ребенок уже в три-четыре года копирует вашу модель поведения. Если он пытается привлечь ваше внимание, а вы откровенно игнорируете его, он подсознательно будет действовать так же.

Вам кажется, что вы никогда не игнорируете малыша? А если вы увлечены беседой с другими взрослыми? Часто мы расставляем приоритеты, даже не осознавая этого. «Иди, поиграй сам, не видишь, я говорю с тетей Машей»! А если в этот момент подойдет еще одна ваша подруга, вы тоже предложите ей подождать своей очереди?

Найти баланс между баловством и дискриминацией ребенка очень просто: каждый раз малышу должно быть уделено внимание - минимальное, но уделено. Итак, действуем по правилам!

6. Прикоснитесь к ребенку, установите зрительный контакт.

5. Установите рамки. Объясните, что сейчас беседуете с подругой, но потом сразу побеседуете с ребенком.

4. Обозначьте время. Пусть он слепит пока пять куличиков, к примеру, а потом позовет вас смотреть на его «гоночную трассу» в песочнице.

3. Не объясняйте, что прерывать взрослых невоспитанно, а дергать вас за юбку - некультурно. Просто не объясняйте!

2. Говорите простыми фразами, делая паузы между предложениями.

1. Говорите спокойным, уверенным дружелюбным тоном.

Мы верим, у вас все получилось! Пусть не с первого раза (хотя… почему бы и не с первого?), но эти семь правил позволят вам наладить эффективный контакт с ребенком!

Кто бы ни занимался с аутичным ребенком (педагог, родитель, терапевт), он понимает, как важно привлечь и удержать внимание ребенка. Даже если вы начали занятие с послушным, тихим и внимательным учеником, у вас нет гарантий, что он останется таким же к концу занятия. Инструкции АВА могут включать конкретные требования в быстром темпе, и, если ребенок не сосредоточен на обучении, оценить его успехи может быть трудно.

Даже вне сессии по АВА-терапии привлечь и удержать внимание ребенка с аутизмом может быть непростой задачей. Когда я наблюдаю, как специалисты не из области АВА взаимодействуют с ребятами с аутизмом, то чаще всего они начинают «забрасывать» ребенка инструкциями. Они могут предъявлять требования ребенку, который поглощен просмотром DVD, сидит к ним спиной и вокализирует. Я не виню ребенка за то, что в подобной ситуации он не выполняет их требований. Как может ребенок выполнить просьбу «Иди ужинать», когда он, в лучшем случае, услышал «.. нать»?

То, что большинство взрослых считают признаками внимания (поддержание контакта глазами, немедленная реакция), для ребенка с аутизмом — трудное поведение. Самостимуляции могут затруднять внимание, равно как и проблемы со слуховым восприятием. Например, если я в детском игровом центре с клиентом, и я пытаюсь дать ему инструкцию, то мне придется конкурировать с шумом других детей, которые орут и хохочут, с шумом кондиционера и звуковыми эффектами от ближайшего автомата с видеоигрой. Моему клиенту будет трудно отфильтровать весь этот шум, чтобы сосредоточиться на том, что я говорю.

Проблемы с социализацией также мешают ребенку с аутизмом уделять внимание во время занятия. Прямой взгляд мне в глаза может быть очень неприятен для ребенка, и если я потребую от него «смотреть мне в глаза», то полученный дискомфорт помешает ему сосредоточиться на том, что я говорю. В других ситуациях физическая близость ко мне может быть ему неприятна, и это может затруднить понимание моих слов. Когда мы пытаемся привлечь и удержать внимание ребенка с аутизмом, мы должны учесть все эти факторы.

Мне кажется, что это уже всем известно, но на всякий случай напомню: если человек с аутизмом не смотрит вам в глаза, то это еще не значит, что он вас не слушает. Я знаю, что многие учителя уверены, что если ребенок смотрит в пол, когда они с ним говорят, то это признак неуважения. Однако ребенок с аутизмом может отводить от вас взгляд именно потому, что он пытается сосредоточиться на вашей речи.

Вот несколько идей по привлечению внимания:

Чего лучше избегать

Не окликайте ребенка по имени. Лучше вообще не называть имени ребенка, когда вы пытаетесь привлечь его внимание во время занятия. В противном случае вы можете в буквальном смысле повторять его сотни раз за два часа. В итоге, вы просто учите ребенка, что его имя всегда означает какие-то требования. Представьте, что во время работы ваш начальник только и делает, что выкрикивает ваше имя, и каждый раз это заканчивается тем, что у вас прибавляется дел. Как быстро вы начнете вздрагивать и чувствовать раздражение каждый раз, когда начальник произносит ваше имя? Довольно быстро. Так что очень важно не объединять имя ребенка с работой («Эйдан, покажи чашку», «Эйдан, дай желтый», «Эйдан, сколько тебе лет»).

Не прикасайтесь к лицу ребенка и не поворачивайте его голову. Помимо того, что это никак не связано с настоящим вниманием (ребенок может повернуть лицо в вашу сторону, но все равно не смотреть на вас), эти действия очень неприятны для ребенка. Представьте, что вы заскучали, пока я рассказываю вам о своем отпуске, и я хватаю вас за подбородок, чтобы вернуть ваше внимание. Вам это понравится? Сомневаюсь. Ребенок мог вообще позабыть о вашем присутствии и погрузиться в самостимуляции, так что внезапное прикосновение к лицу или подбородку может сильно его перепугать.

Не говорите «Посмотри на меня!» Поймите, что фраза «Посмотри на меня» не является просьбой о внимании. Также, пожалуйста , не кричите ребенку «Смотри на меня!» Это не способ привлечения внимания. Говорите нормальным тоном, не повышайте голос, используйте ярко выраженную мимику и скажите что-то вроде «Посмотри сюда» (одновременно показывая на учебный материал).

Не используйте однообразные напоминания и подсказки. Раньше я использовала визуальные подсказки, чтобы вернуть внимание ребенка за столом, особенно с очень маленькими детьми. Тем не менее, такие подсказки бывает сложно обобщить или уменьшить. Я говорю о знаках типа «Руки на коленках, ноги на полу, рот закрыт, готов учиться». Я предлагаю не полагаться на подсказки и напоминания вроде этих, потому что они не учат ребенка концентрировать внимание, они учат его зависеть от ваших подсказок.

Что можно попробовать

Используйте поведенческий импульс. Говоря кратко, поведенческий импульс означает, что вы позволяете человеку быть успешным, и только потом предъявляете более сложное задание или требование. Так что если вы проводите сессию АВА, и ребенок не уделяет внимания, то дайте ему несколько простых заданий, которые он уже полностью освоил. Таким образом, у ребенка будет поведенческий цикл — просто (поощрение) + просто (поощрение) — прежде чем вы перейдете к более трудным задачам, и ребенок будет более внимателен во время них.

Ведите себя весело и эмоционально. Лучший способ привлечь внимание, конечно, зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Однако со многими клиентами в прошлом я дурачилась на полную катушку, и мы начинали сессию с обратного отсчета, рукопожатий и ногопожатий, гонок вокруг стола и так далее. Для детей постарше и более высокофункциональных можно предложить сделать выбор («Сначала делаем «Куда подходит» или «Играем в цифры»?»). Таким образом ребенок будет участвовать в структуре сессии, а вы получите его внимание.

Поймайте мотивацию. Если вы правильно определили, что мотивирует ребенка, то это обязательно приведет к повышению внимания. Если мне очень нужны пять долларов, и тут вы идете ко мне с пятью долларами в руках, то я, скорее всего, уделю большое внимание тому, что вы мне говорите. А вы разве нет? Всегда начинайте работу с проведения систематической оценки предпочтений, чтобы узнать, что именно мотивирует ребенка.

Внимание — это сложный навык, и не надо считать по умолчанию, что он у ребенка есть. Возможно, ребенок просто не знает, как и на чем сосредоточиться во время занятия. В этом случае, вы можете использовать АВА для обучения этому навыку. Вот несколько примеров программ, которые могут улучить внимание во время занятий: имитация, рецептивная речь, реагирование на имя, слежение за предметом (ребенок следует взглядом за предметом).

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на .

Одним из страхов молодого педагога может быть волнение по поводу: "Смогу ли я удерживать внимание детей", "Смогу ли я "собрать" детей?". На одном из курсов по подготовке педагогов одна из участниц высказалась "А вдруг они расползутся в разные стороны и не станут обращать на меня внимание...". Часто мы слышим и такие вопросы: "Что делать, если ребёнок увлёкся одной игрой и ни в какую не хочет переключаться на другой вид деятельности?".

Эти и другие подобные вопросы не будут столь страшны, если понимать причины такого возможного поведения детей. А также, вооружившись настоящими "секретами" управления группой, эти страхи улетучатся сами собой.

Итак, какова природа и как формируется детское внимание. И какие приёмы можно использовать для привлечения и удержания внимания детей на занятиях - об этом мы и поговорим сегодня.

В чём отличие детского внимания от взрослого? Взрослый довольно легко может заставить себя удерживать своё внимание на мало интересных ему вещах. Ребёнок не может долго удерживать своё внимание на вещах, которые ему попросту не интересны. Всё очень просто. Внимание ребёнка работает не совершенно, потому что нервная система находится в процессе созревания. Чем младше ребёнок, тем меньше объём его внимания , тем меньше способность концентрироваться на чём-то одном длительное время. И для удержания внимания ему требуются допонительные стимулы , потому что волевые процессы также находятся ещё в процессе становления.

Обычные тревоги родителей: "Долго не может усидеть на месте", "занимается одним делом, тут же бросает и переключается на новое и т.д.". Так и на занятиях в группах раннего развития встречаются такие "егозы", которые не сидят на месте, а бегают в поисках нового объекта исследования.

"...Внимание ребёнка работает не совершенно, потому что

нервная система находится в процессе созревания."

Кроме силы воли, у взрослого человека достаточно хорошо развита мотивация, в то время как мотивация ребёнка оставляет желать лучшего. Ожидать от ребёнка, что он будет делать что-то мало интересное, но то, что позволит узнать что-то новое, чтобы во-время научиться читать, успешно пройти тестирование в школе, быть всесторонне развитым, не стоит. Кроме незрелости познавательных процессов, на уровень развития внимания ребёнка накладывается неумение контролировать своё поведение .

Кроме того, довольно часто мы видим детей, о которых говорят "непоседа", "гиперактивный". Малышам трудно усидеть на месте и, не смотря на то, что мыслительные процессы протекают быстро, они имеют больште трудности с концентрацией и удержанием внимания.

И задачей педагога раннего развития является: привлечение , концентрация и удержание внимания детей в группе.

Прежде чем применять какие-либо методы привлечения и удержания внимания детей, необходимо придерживаться трёх основных УСЛОВИЙ построения урока в группе детей дошкольного возраста:

Сюжет: известно, что ребёнок делает только то, что ему интересно. Поэтому, простое и мало интересное занятие необходимо обыграть любым незатейлевым сюжетом, придумав какую-нибудь интересную историю любому делу.

Похвала: похвала чрезвычайно важна для ребёнка. Выражать похвалу можно вербальным и тактильным способом Стремиться использовать безоценочную похвалу: "Меня радует, что ты самостоятельно справился с заданием"

Цель: обязательна должна быть ориентация на конечную цель деятельности. Необходмо в процессе выполнения любого задания постоянно напоминать детям о цели и результате его деятельности: "Давай нарисуем папе картину. Папа будет очень доволен. Это будет прекрасным подарком для него"

Какие же существуют СЕКРЕТНЫЕ ПРИЁМЫ и МЕТОДЫ удержания детского внимания:

Пожалуй, один из самых ярких инструментов удержание внимания - это ГОЛОС. Следите за громкостью голоса, тихий и монотонный голос не будет привлекать внимания. Равно как и постоянно громкий голос может напугать и оттолкнуть малышей. Идеально придерживаться принципа "то тише, то громче". А вот интонация, эмоциональная окраска и тембр голоса очень важны для детей. От того, как вы говорите, зависит, будут ли вас слышать дети или нет. Порой они не понимают, что вы им хотите сказать, но по интонации должно быть ясно: либо это запрет, либо предложение помощи, либо побуждение к действию, либо просто похвала, ласковое слово.

Итак, практикуемся:

Принцип "тише - громче"

Выдерживаем паузы и резко меняем темп речи

Ещё пару верных способов удержания внимания:

Прерывание речи на словах, достаточно очевидных детям данного возраста, с просьбой произнести вслух то, на каком слове прервана речь

- "провалы в памяти" - "забвание" достаточно очевидных фрагментов речи с просьбой напомнить слова

2. МИМИКА И ПАНТОМИМИКА

Также способом не только привлечения, но и удержания внимания детей является мимика и пантомимика. Живой и яркий интерес можно вызвать у детей благордаря правильной и, в меру эмоциональной мимикой. Главное не переусердствовать, т.к. излишняя жестикуляция может привести к быстрому утомлению и отказу от деятельности.

Итак, практикуемся:

Жесты должны быть широкие и свободные, ладони открыты

Отсутствие агрессивной жестикуляции и мимики

Поднимаем и двигаем руками для привлечения внимания

- "играющие руки" - руки, которые движутся в процессе вашего вытсупления в разном ритме, привлекают внимание, добавляют эмоции

Отличной "фишкой" может служить какой-либо сказочный предмет в руке, например, ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА.

3. ВНЕШНИЙ ВИД (ОДЕЖДА) ПЕДАГОГА

При нахождении с маленькими детьми долгое время, например, в группе кратковременного пребывания желательно использовать одежду приятных пастельных тонов, т.к. яркие, кричащие цвета через некоторое время могут вызывать переутомление и раздражение. Если дети заходят на занятие всего на полчаса - час можно использовать одежду с яркими элементами. Они будут привлекать и удерживать внимание как-раз тот промежуток времени, что необходим для работы в группе. Хорошо использовать яркие небольшие детали в гардеробе, причёске или украшениях - удачно подобранный пояс, шейный платок или бусы привлекают внимание малышей.

4. ДВИГАТЬСЯ

Конечно, занятие с малышами - это сплошное движение. Это вам не урок в классе, где можно посидеть за столом, подиктовать. Здесь и хороводы нужно водить, и петь, и танцевать.

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Чем младше ребёнок, тем быстрее наступает усталость. Физкультминутки помогают переключить внимание, снимают напряжение и повшают настроение. Поэтому, настоятельно рекомендуется включать в занятие с малышами 3-4 физкультминутки

6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Очень хорошо использовать что-либо, что может привлечь внимание малышей. Это может быть карандаш или яркая указка, яркие тематические картинки. Игрушки и прочий тематический реквизит, который можно использовать на занятиях, также относятся к специальным предметам, без котороых провести занятие с малышами ох, как тяжело!

"...От того, как вы говорите, зависит, будут ли вас слышать дети или нет"

Есть ещё множество приёмов, которые можно удачно использовать для удержания внимания малышей. Это может быть ЭФФЕКТ НЕОЖИДАННОСТИ - всегда что-то новое и неожиданное, как нельзя лучше привлекает малышей. Чем младше возраст детей, с которым работает педагог, тем чаще нужно придумывать и УДИВЛЯТЬ .

Нельзя забывать и о таких простых вещах, как ЧАСТАЯ СМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и обычное проветривание. В душных помещениях внимание детей невозможно удержать никакими хитростями!

На занятиях по подготовке педагогов к работе с маленькими детьми уделяется огромное внимание СКАЗКАМ . Дети любят сказки. И сказка должна присутствовать на каждом уроке.

Ну и, наконец, нельзя забывать про самый обычный СМЕХ и ЮМОР ! Смех - первое средство от плохого настроения. С помощью забавных сюжетов можно не только привлечь и удержать внимание ребёнка, но и "вылечить" его.

Таким образом, чтобы привлечь внимание, удержать его и вызвать желание участвовать в подготовленном вами мероприятии необходимо учитывать все эти приёмы и правила в совокупности.

Удачи и творчества!

Будучи мамой двоих детей, интуитивно я понимала, что без «ярких красок», сюрпризных моментов, интонационного и тембрального изменения голоса заинтересовать детей сложно. И это только азы для привлечения внимания. Более глубоко изучив информацию по данной теме, обобщив и систематизировав опыт коллег, основываясь на собственном практическом опыте, были выделены следующие методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях .

Приемы привлечения и удержания внимания детей

Название приема

Описание приема

Изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса.

2.Модуляция темпа речи

Выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи.

3.Прерывание речи, использование антиципации (догадки)

Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для группы с просьбой произнести вслух то, на каком слове прервана речь.

4.Жестикуляция

Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. При этом ладони открыты, жесты широкие и свободные.

5.Активное ассистирование

Закончив или прервав смысловой блок, педагог просит детей дополнить его рассказ на основе имеющихся у них знаний и опыта

6.Экстрараздражители

Как бы случайно, но главное – внезапно, педагог роняет ручку, книгу, резко открывает (закрывает) окно, дверь, включает (выключает) музыку, свет и т. п.

7. Интрига или загадка

Начните занятие с загадочного предмета (у меня для вас есть что-то интересненькое) или загадки (угадайте, что я вам приготовила). Фантазия и изобретательность способны привлечь внимание детей.

8.Обучайте, играя

Простая фраза: «давай посмотрим, кто быстрее сможет это сделать…» обеспечит вам всестороннее внимание детей и вовлеченность их в процесс.

9.Используйте цвета

Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей.

10.Смена видов деятельности

Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем идет речь. А теперь давайте попробуем изобразить это в движении! При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте.

11.Присутствие сказочного персонажа (как иллюстрации, так и переодетого взрослого)

Помогает привлечь и активизировать внимание дошкольников

12. «Коробка с сюрпризом»

В начале совместной деятельности появляется коробка с сюрпризом, детям сообщается, что самые внимательные получат подарок в конце занятия. Метод очень эффективен, но использовать его надо не чаще одного раза в месяц, иначе интерес пропадает.

Какие бы приемы ни использовал воспитатель в своей работе, самым важным остается то, насколько он чувствует психологическое состояние коллектива, каждого отдельного ребенка, насколько вовремя он может применить тот или иной способ активизации внимания , а нестандартные ходы воспитателя, творчество и выдумка – наши верные в этом помощники.