История возникновения стрижки простая. История развития причёски

9 выбрали

Когда началась история женской прически? Вероятно, это произошло в тот день, когда Ева, откусив от яблока, живо заинтересовалась тем, как она выглядит, и занялась своими волосами. О том, в какой из дней появился первый на Земле парикмахер, историки также точно сказать не могут, хотя и бьются над этим вопросом долгие годы. Однако, 13 сентября свой профессиональный праздник будут отмечать мастера расчесок, щипцов, фенов и ножниц. А мы, готовясь к этому дню, отправимся в небольшой экскурс по страницам Истории парикмахерского искусства.

Прически, укладки, окраска волос, модные парики – все это знали еще древние ассирийцы, греки, персы и египтяне. Сведения об их прическах дошли до наших дней благодаря археологическим находкам с изображением фараонов, греческих богов, знатных римских матрон и персидских воинов. В древней Греции завивали волосы и приподнимали их к верху при помощи лент; кельтские и германские девушки носили распущенные волосы, дамы же заплетали их в большие косы; персы славились умением окрашивать волосы и бороды, а так же завивать их. В раннем средневековье европейские женщины, напротив, не только тщательно скрывали свои волосы, но и выбривали те места, которые могли выглянуть из-под чепца, а в позднем уже начинают их модно укладывать, выставляя напоказ первые произведения парикмахерского искусства тех времен. Оказывается, стоило только начать! Чепец все уменьшался и уменьшался в размерах и, благодаря Ренессансу, превратился в украшение, а волосы стали заплетать в самые причудливые косы и даже осветлять – это стало модным! Не отставали от дам и кавалеры, не только отращивавшие длинные волосы, но и завивавшие их волнами или в кудри. Реформация поступила с прическами по-своему – мужчины коротко стриглись, а женщины снова прячут волосы под чепцы.

Настоящий расцвет парикмахерского искусства начался в эпоху рококо, когда тон моде задавала Франция. Парики, кружева, ленты, гребни, самые удивительные приспособления для создания и сохранения невиданных причесок и уйма времени на их создание – вот что должно было быть у парикмахера того времени. Парижанки носили на голове не волосы - башни из них, украшенные живыми цветами (бутылочки с водой для них прятались внутри прически), чучелами птиц, фруктами и овощами. Конец века 18-го самый экстравагантный период в истории причесок, на тему которых сохранилось множество карикатур, по части которых большими мастерами были англичане, открыто потешавшиеся над неугомонными француженками.

Примерно в 1713 году в моду вошли простые и изящные прически с соответствующими названиями – бабочка, тайна, неженка…. Но с середины XVIII века прическа снова безудержно устремилась вверх, превращаясь в сложные сооружения из собственных и накладных волос, а также бесконечного количества украшений. Моду диктовали две дамы – графиня Дюбарри, фаворитка Людовика XV, и молодая дофина Мария-Антуанетта. Последняя, став королевой, большую часть времени была занята изобретением причесок вместе со своим личным парикмахером. Плодом их трудов стали новые прически – взрыв чувствительности, тайная страсть, сладострастная….

При всей изысканности названий и разнообразии украшений великолепные прически стали родным домом для… вшей. И того хуже – дабы уберечь прическу от проникновения мышей по ночам на нее надевали стеку-каркас. Были в ходу даже специальные лопатки на длинных ручках, чтобы дама могла почесаться и унять зуд от назойливых жителей модной прически.

Французская революция уничтожила многое, в том числе и гигантские прически и парики, хотя милостиво оставила дамам ленты и локоны, ниспадающие на затылок.

Эпоха ампира сделала новым хорошо забытое старое – прически подобные античным, вошедшие в моду во время Наполеоновских войн. Им на смену пришли гладко зачесанные на прямой пробор волосы с узлами по бокам головы и на темени, а также укладки с пучками волос, щедро завитыми в локоны по обе стороны. Век 19-ый славился изящными, но непростыми прическами – тщательно завитыми локонами, косами, уложенными самым причудливым образом. Дамы были прекрасны и романтичны, но сделать такую прическу без умелых рук было невозможно, и парикмахерскому искусству обучали горничных, держали в доме личных парикмахеров, обученных из крепостных.

Мода на прически менялась постоянно, но с такой скоростью, как в XX веке никогда! Бурные перемены, связанные с прогрессом, войнами, расцветом культуры и освоением космоса не могли не коснуться и женской прически. Сложные начесы начала 1900-х типа шлем или тюрбан, украшенные жемчужными нитями или цветами, сменили короткие стрижки и перманент 1920-х. Первые короткие стрижки были вызваны не столько модой, сколько необходимостью: началась первая мировая война и у ухаживающих за раненными девушек не было времени на сложные сооружения из длинных волос.

Мода на новые прически распространялась с невероятной доселе скоростью, благодаря и кинематографу. В тридцатые годы законодательницей мод, в том числе и на прически, стала киноактриса Грета Гарбо - лик XX века . Самыми популярными стала стрижки а-ля гарсон и каре, а так жепрически буби-копф (из коротких завитых мелкими кудряшками волос), фокстрот, танго и полька . Однако, длинные волосы по-прежнему были в моде: их разделяли на прямой пробор, гладко расчесывали, завязывали узлом или закалывали в пучок на шее, заплетали в косы и укладывали вокруг головы. Украшения для прически стали гораздо скромнее: черепаховые гребни, ленты, броши из бижутерии, скромные кружева.

В военные 40-е в моду входят прически с валиком из волос, а после войны и в 50-е годы волосы стали укладывать волнами надо любом, челку подвивали ярусами, локоны завивали в виде ракушки и улитки , появились изящные сеточки для волос, модные завивки. В парикмахерские буквально выстроились очереди – пришла мода на светлый цвет волос и шестимесячные завивки.

Прически 60-х – так когда-то укладывали свои волосы наши бабушки и мамы. Особо модной была прическа колокол и стрижка гаврош . Укладки напоминали листья цветов, челку разделяли на две части и начесывали волосы в объемные прически. Но самую большую популярность приобрела бабетта , сошедшая с киноэкрана благодаря Брижит Бардо, которая вела моду и на прическу конский хвост, и на шиньоны.

70-е годы принесли романтику и женственность, а также моду на готовые прически в виде париков. Самыми модными стрижками с укладкой были: паж, раз и навсегда ставший образом Мирей Матье и творение французского парикмахера, названное в его честь – сассун . Начесы исчезли, оставив место для пышных "африканских" завивок как у Анжелы Дэвис.

80-е дали волю фантазии, предоставив парикмахерам вторить практически все, что им вздумается, вплоть до индейских "ирокезов", но на первом месте оказались спортивные стрижки с асимметричной челкой, пробором и завивкой, укладка каре и… окраска перышками и в самые невероятные цвета, переходящие один в другой. Фигурные заколки, огромные банты, вязаные повязки – стали новым стилем женских украшений для волос.

В конце 80-х годов и начале 90-х пришло великое разнообразие, как в стрижках, так и в укладках. Хотя самой распространенной была простая стрижка каре , количество ее вариантов было многообразным: классическое каре, под углом, градуированное, овальное и множество вариаций на разной длине волос. Тон по-прежнему задавали кино и теле экраны – все стремились быть похожими на популярных звезд. И, если на Западе широко применялись новейшие средства укладки и сохранения формы причесок, то в нашей стране на фоне тотального дефицита женская половина населения выкручивалась, как могла: кудри завивали "на пиве", фиксировали "сахарным сиропом", изобретая совершенно немыслимые чудеса из волос! Стоит вспомнить и популярную в те годы "химическую завивку". Парикмахерская мода стала очень демократичной и на многочисленных парикмахерских конкурсах мастера создавали просто фантастические модели причесок!

История возникновения парикмахерского искусства начинается ещё с древних времён, ведь известно, что уже в V-IV веках до нашей эры уходу за волосами уделялось большое внимание.

Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского искусства новые формы, детали, силуэты причёсок, отражая национальные черты, сословную принадлежность, исторические события и индивидуальный вкус человека.

С начала причёски были очень просты, например, свободно лежащие волосы перевязывали ремешком или заплетали их в косы, а со временем, и так же с развитием общества причёски усложнялись, где применялись различные украшения, постиж.

Каждая эпоха вносила новые виды и формы причёсок, которые отличались друг от друга сложностью и необыкновенностью. Фантазийные причёски появились примерно в первой половине XVII-XVIII веков, но украшения, которые применялись в фантазийных причёсках появились из более древних времён, так же как и постиж, из которого состояло в основном фантазийная причёска.

История возникновения данного вида работ уходит своими корнями в Древний Рим, где появились причёски, выполненные с применением каркаса. Историю Древнего Рима принято делить на два периода Римскую республику и Римскую империю. Греческая культура оказала большое влияние на культуру римлян. Нравы и обычаи римского народа были весьма суровы, лучшими качествами считались дисциплина и выполнение воинского долга. Во время Римской империи экономика, культура, искусство, которые получили расцвет в период Республики и стали деградировать. Придворные интриги борьба за власть, междоусобные воины, голод, эпидемии ослабили страну.

В Древнем Риме выделяли два направления причёсок: с разнообразным плетением кос и завивку волнами. Причёски их были довольно просты, но в последствии римляне переняли основные силуэты у греков, несколько видоизменили их. Форма и украшение причёски часто зависели от достатка, положения в обществе. В целом же формы причёсок были одинаковы для всех слоёв населения.

Мужские причёски представляли всевозможные фасоны стрижек. Прически меняли несколько раз в день, эта страсть была так велика, что даже на мраморных бюстах и скульптурах делали съёмные детали для перемены причёсок. Причёски постоянно увеличивались в высоту, поэтому стали использовать проволочные каркасы, подкладные валики, специальные украшения из медной проволоки в виде изящных диадем для поддержки и укрепления прядей волос.

Сложные многоярусные причёски требовали большого количества волос, поэтому стали пользоваться накладными волосами - париками. Рабы в древнем Риме выполняли причёску при помощи горячей завивки, делали и “мокрую и холодную укладку”. Популярной причёской была “ТУТУЛУС“ - волосы завивались, приподнимались надо лбом и крепились на раму.

Женщины пользовались косметикой очень часто, белили руки, шею, щёки. Брови и ресницы подводили сажей. Применяли осветлители для волос. Осветление для волос выполнялось в несколько этапов и требовало особых щелочных составов.

С середины XVII века зарождается новый художественный стиль - Барокко, основоположником которого стала Испания. Барокко быстро распространился по всей Европе. Франция, Англия и другие страны осваивали и развивали причёски, стиль которых соответствовал одежде тех времён: модные в то время высокие воротники “жабо” требовали причёсок большого объёма. Они украшались драгоценностями и покрывались шляпкой - беретом.

Вторая половина XVII века - это время Испании, освободившийся от ига мавров и ставшей могущественнейшим государством. Испанский костюм того времени сравнивают с сундуком, набитым золотом и драгоценностями: он ослепляет своей роскошью. В сложных причёсках нередко блестят и золотые и серебренные в буквальном смысле слова локоны. Мужской стиль этого времени - это короткая стрижка, тщательно подстриженная клинышком форма усов и бороды, то есть ”Испанская бородка”.

После 1638 года наступает эпоха Франции. Она становится законодательницей мод. Расцвет французской моды стиля Барокко - середина XVII века. Это век парика, который стоит целое состояние. В женской моде царят сложные причёски на каркасе из проволоки, входит в моду причёска “а ля Фонтаж” из лент и кружев, между которыми протягивались пряди волос. Название появилось от имени фаворитки короля Марии Анжелики де Фонтаж. Легенда повествует, что однажды на охоте у неё растрепались волосы, и она перевязала их лентой. Король пришёл в восторг и попросил Фонтаж носить такую причёску всегда. Сначала она была мягкой и низкой, потом материю стали крахмалить и натягивать на проволочный каркас. Причёски превратились в высокую башню. Даже кареты делались с откидными крышками - иначе дама не смогла бы сесть в экипаж.

Многообразие мужского и женского гардероба предполагало наличие всех видов одежд: накладных, распашных, драпирующих. Текстиль этого времени - это атлас, тафта, муар, газ, а также тонкая шерсть, бархат, сукно.

В первой половине XVII века мужчины носили сорочку, короткую куртку пурпуэн, неширокие штаны разной длины и плащ. Среди военных была популярна одежда казак - гибрид куртки и плаща с огромным числом пуговиц. Короткий прямой казак носили мушкетёры.

Обязательной деталью дворянского костюма была шпага. К 30-м годам появился новый вид штанов - панталоны. Это были прямые ниже колена штаны, низ которых был отделан петлями из лент.

Во второй половине XVII века мужчины в качестве верхней одежды начали носить жюстокор, напоминающий мундир. В 80-х годах в моду вошли муфты. Большую муфту на шнуре носил Людовик XIV.

Женщины носили роскошные платья с веерообразным каркасным воротником, отделанным кружевом. В основном платья были на каркасной основе, с завышенной талией.

В целом для женского костюма первой половины века характерны большие объёмы. Женская обувь на каблуке способствовала вытягиванию силуэта по вертикали. И уже к середине века линия талии возвратилась на место. Каркасная основа также сохранилась, но приобрела другую форму. Женские платья были роскошны, как и сами причёски и украшались лентами, бантами, кружевами.

В первой половине XVIII века на смену стилю Барокко приходит стиль Рококо. Название его происходит от французского слова “рокайль” которое означает “украшение”, “элемент декора в форме раковины”. Даже для самого костюма рококо характерен орнамент с мотивом этой самой раковины.

Стиль рококо оказал большое влияние, как на костюм, так и на причёску. Под влиянием нового стиля изменился эстетический идеал. Стиль рококо принёс воздушность, изящество и лёгкость, утончённую хрупкость и изнеженность. Исчезают черты силы и мужества в мужских портретах. И мужчины и женщины напоминают кукол, разодетых в шелка, без возраста и индивидуальности. Светлые парики, белила, и румяна скрывали возраст.

Центром формирования моды на долгие годы становится Париж. Королевский двор перестал быть единственным распространителем моды и её законодателем.

Самой популярной мужской причёской является “Кё” - завитые волосы зачёсывались назад и на затылке завязывались чёрной лентой. Затем хвост стали убирать в специальный футляр, который имел четырёхугольную форму. Мужчины низшего сословия носили причёски “Под скобку”.

В течение всего господства эпохи Рококо причёски видоизменялись от громоздких причёсок на каркасе до приземистых. Часто каркасы заполняли батистовыми платочками или тонкой бумагой, чтобы особенно не утяжелять причёску.

Причёски делались индивидуально, они украшались не только лентами и перьями, но и бутафорными изделиями. Названия причёсок менялись так же быстро, как и сами силуэты. Так по случаю морской битвы появилась причёска «Фрегат».

В последние годы XVIII века с изменением костюма несколько видоизменяется причёска. Она становится более приземистой, украшений становится меньше, пудра выходит из моды. Белые парики уступили место рыжим, золотистым, каштановым.

Большие перемены наступают в мире моды в результате Великой французской революции 1789 года, формально упразднившей сословное неравенство, законодательницей моды становится буржуазия. Все слои населения обрели право носить то, что хотели.

В этот период полностью меняется цветовая гамма, появляются ткани пастельных тонов - белого, голубого, розового. Платья шьют из атласа и сатина. Юбка по прежнему остаётся открытой спереди для того, чтобы оставить на виду лёгкие, воздушные оборки нижнего платья. Цветные оборки по краям одежды, изящно вытканные цветами шелковые ткани или тяжёлая порча, соседствуют с воздушными бантами.

Модным силуэтом становится изящная фигура с узкими плечами, тонкой талией и округлой линией бедер. Декольте у платьев увеличивается, а узкие к локтю рукава заканчиваются каскадом великолепных кружев. Самым популярным типом платья становится “контуш ” или так называемое, платье со “складками Ватто”, которое представлено на рисунке 2. Платье было очень удобным, спереди - оно, с открытой шеи, без прилегания, падало на кринолин, а складки мягко облегали спину и могли заканчиваться небольшим шлейфом.

Все платья украшались бантами, букетами цветов, вышивками и кружевом. Голова также украшалась различными лентами, цветами, нитками жемчуга.

Детская мода была полным повторением взрослой. Девочка в кринолине, с удлиненной талией и декольте, походила на даму в миниатюре и тоже носила узкие остроносые туфли на высоких тонких каблуках.

Аксессуары и украшения используются самые разнообразные. Но непременным предметом становится веер, зачастую расписанный Буше или Ватто.

Изысканно - грациозному рококо, где одежда, наконец, избавилась от жесткости и парадности, предшествовал стиль эпохи Регентства с его текучими и немного облегченными формами, в которых растворились тяжесть и пышность барокко в первые десятилетия XVIII века.

Наши услуги:

История причесок

История причесок

Ранние времена

Сложно представить, что прическа зародилась в глубокой древности. Не возможно установить, когда на смену пучка волос пришло то, что смело можно назвать прическ ой. Географическое расположение племен, их верования, другие традиции породили создание определенного стиля украшения волос, в простом смысле древнейшей моды. Много тысяч лет назад у наших предков появилось желание украшать свою внешность прическами. Разнообразие и распространение причесок развивалось и укреплялось с ростом культуры развития народа. Найденные археологами статуэтки и рисунки с изображениями людей древнекаменного века (палеолита) дают нам понять насколько сложными уже тогда были прически. Первобытные красавицы уже тогда использовали укладки с использованием глины и масел и украшения из ремешков, венков и шнурков.

Древние цивилизации
Место зарождения парикмахерского искусства - Древний Египт. Первыми они овладели техникой окрашивания волос, используя хну, научились обесцвечивать волосы, активно использовали холодную завивку на специальном железном стержне. Там же появились и первые парики, которые разумеется могли позволить себе только представители господствующего класса. Самые изысканные прически творились, пожалуй, в Древней Греции. И не смотря на свою простоту и изящество, именно здесь культура причесок достигает своего пика. Гречанки активно используют для украшения волос различные предметы: заколки, обручи, диадемы. Римские модницы долгое время подражавшие Древней Греции, скоро создали свой неповторимый стиль. Создание прически превратилось в наиважнейшую церемонию, затрачивающую по много часов и это могло происходить даже несколько раз в день. Свадебные прически заплетали в шесть кос, поддерживаемых лентами, которые обматывались вокруг головы, а фламмеум, оранжевое покрывало, набрасывали поверх. Именно в Древнем Риме впервые для свадебных причесок начали использовать диадему, она служила своего рода брачным венцом. Стоит отметить, что изысканные прически в древние времена, могли себе позволить только люди высших сословий, ведь элегантная прическа всегда подчеркивала статус ее обладательницы. Также то, что мы сейчас часто называем вечерняя прическа , и частенько делаем только на важные мероприятия, представительницы элиты использовали как ежедневное дополнение своего облика.

Средние века
К сожалению в период раннего Средневековья, в связи с запретами церкви, прически уже не блещут красотой и элегантностью. Распущенные волосы превращаются в символ греха, а мытье волос становится чересчур вредным занятием и заменяется сухим методом специальной пудрой. Косметика и яркие украшения также попадают под запрет. В те "тяжелые" для женщин времена только головной убор мог по-настоящему украшать дам, во всем остальном они должны были проявлять скромность. Но к счастью в период позднего Средневековья, резкие послабления церкви приводят в возрождению мира причесок. Близится эпоха Возрождения, идет возврат к изысканным прическам Греческого стиля, использующих всевозможные украшения. Появляется новая мода и в свадебных прическах . Как украшение головы жениха и невесты теперь популярно использовать венки из полевых цветов. Отдельно хочется остановится на свадебных прическах представительниц Древней Руси. Обязательным предметом свадебной прически был кокошник, а украшениями служили бумажные цветы и разноцветные ленты. Более богатые невесты могли позволить себе дополнительно украсить кокошник жемчугом или драгоценными камнями.

Эпоха Возрождения. 19век
На смену ущемлений и запретов Средневековья, приходит желание наслаждаться и ни в чем себе не отказывать. Теперь стремление женщины выделить себя из толпы расцветает с новой силой. Период изобилует прическами античности, вновь используется окрашивание волос, особенно популярен светлый цвет волос. Не забывают дамы и о различных украшениях. Наверное именно в эту эпоху головной наряд становится самым большим. На голове создаются настоящие произведения искусства. Новинка эпохи - шиньон и различные подкладки для увеличения размера причесок. Революционные веяния 19 века приводят к появлению моды на короткие прически, как памяти о казненных на гильотине. Модным становится естество и стиль причесок резко упрощается. Однако 19 век вносит и свои новшества - впервые используется химическая завивка.

Настоящее время
Начало 20ого века - революция в мире прически. Стремление женщины ни в чем не уступать мужчине приходит не только к осваиванию ими мужских профессий, но и к закреплению моды на короткую стрижку. 20ые годы сложно представить без использования фена, химическая и термическая завивки, как и окрашивание волос становятся нормой. За сменой цветовых предпочтений невозможно уследить. Еще вчера рыжие модницы теснят блондинок, но несравненная Мерлин Монро в 50е годы, вновь отбивает пьедестал для блондинок. Многие знаменитости становятся идеалами и примерами для подражания миллионов женщин. 70е годы своими стрижками взрывают хиппи и панк культура, которая также стремительно затихает в 80е. Теперь модно не меняться, а подчеркивать свое природное естество. 90е годы впервые дают миру свободу выбора стиля. Нет четких рамок и предпочтений, каждая в праве носить, что ей нравится и подходит.

И напудренные парики, каре и скромные девичьи косы, сложные накладные конструкции и легкие локоны. Подготовили для вас краткий путеводитель по русским прическам: от глубокой старины до конца XIX века.

Древняя Русь и постмонгольский период: стрижки «под горшок» и убрусы

Василий Тропинин. Портрет украинского крестьянина. Конец 1830-х - начало 1840-х. Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Константин Маковский. Портрет девушки в русском костюме. 1810-е. Частное собрание

Василий Тропинини. Портрет пожилого украинского крестьянина. 1820. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Нижний Тагил

Мужские и женские прически на Руси были простыми и однотипными. Самая распространённая мужская стрижка - «под горшок». Она была популярна у молодых людей: на голову надевали глиняный сосуд и обрезали волосы по линии края. Прическа «под скобу» была короче: по бокам до середины ушей, а спереди до середины лба. Пожилые мужчины обычно носили волосы длиной до плеч и отращивали длинные бороды .

На некоторых старинных миниатюрах и фресках встречаются изображения мужчин с длинными прядями волос, свисающими с одной стороны. С такой стрижкой нарисован в рукописной книге «Изборник Святослава» великий князь Святослав Игоревич.

«Прическа князя состояла из длинного клока волос на бритой голове. Клок разделялся на две пряди, которые свисали с обеих сторон лица. Борода, дополнявшая прическу, была редкая, зато усы - густые и длинные. В ухо была продета серьга с драгоценными камнями».

В Древней Руси волосы не были признаком социальной принадлежности: одинаковые прически могли носить и князья, и крестьяне. Разницу в происхождении подчеркивал головной убор. Бедные надевали колпаки из дешевого сукна, а знать - шапки из кожи и бархата, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями.

На женский облик влияли церковные предписания: после замужества волосы следовало прятать под платки или другие головные уборы. Показывать прическу посторонним мужчинам было недопустимо - это называлось «опростоволоситься» и считалось позором. Женщины носили кокошники и убрусы - полотнища, которые повязывали поверх легкой шапочки. Незамужним девушкам можно было ходить без уборов: они заплетали волосы в косы и украшали прическу разноцветными лентами.

XV–XVII века: короткая челка и борода лопатой

Илья Репин. Бородатый крестьянин. 1879. Частное собрание

Константин Маковский. Русская красавица. XIX век. Частное собрание

Илья Репин. Белорус. 1892. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В следующие века стрижки стали короче. Мужчины в это время продолжали носить бороду. Ее отпускали сразу после совершеннолетия, не брили до конца жизни и лишь постригали, придавая определенную форму. Самые популярные фасоны: остроконечные бороды, круглые, разделенные на две части и лопатой.

Выбритое лицо было знаком молодости и юношества. Василий III избавился от бороды после женитьбы на княжне сербско-литовского происхождения Елене Глинской. Вслед за князем обрилась его свита. Но вскоре пошли слухи о чудачествах власти, и Василий III вновь отрастил бороду, опасаясь народных волнений.

Мода на гладкое лицо вернулась в Смутное время под влиянием поляков. И опять ненадолго: Алексей Михайлович, придя на царство, выпустил законы о запрете коротких стрижек и бритья бороды. В них указывалось, чтобы никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев, и шапок с иноземных образцов не носил» . Сохранились данные, что в 1675 году князь Кольцов-Масальский ослушался царского указа, сделал себе короткую стрижку и из-за этого потерял чин.

Женская мода в этот период практически не изменилась: девушки по-прежнему плели косы , замужние носили «на людях» закрытые головные уборы.

XVIII век: «крысиные хвосты» и «фрегаты»

Карл Людвик Христинек. Портрет графа Алексея Орлова-Чесменского. 1768. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток

Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины Молчановой. 1776. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иван Никитин. Портрет Гавриила Головкина. 1720. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Отношение к прическам резко изменилось в XVIII веке. Крестьяне остались верны традициям прошлых веков, а высший свет стал следовать французской моде. На пике популярности были громоздкие парики фасонов «грива» и «пудель» - ими украшались и женщины, и мужчины. Парики стоили дорого: например, в период правления Елизаветы Петровны конструкцию из волос можно было купить за 5 рублей. Для сравнения: пуд пшеницы (16,3 килограмма) продавался за 64 копейки, а большой мешок сахара - за 2,5 рубля.

До этого всех стригли цирюльники, которые еще пускали кровь, вырывали зубы и даже выписывали некоторые лекарства. А теперь в Россию приезжали «стилисты» из Франции, люди новой профессии - парикмахеры. Они не только делали прически, изготавливали парики из накладных волос, но и гримировали дам и господ. Парикмахеров считали людьми, близкими к искусству и называли «тупейными художниками» (от французского слова «toup» - прядь волос).

«Это не был простой, банальный мастер с тупейной гребенкой за ухом и с жестянкой растертых на сале румян, а был это человек с идеями, - словом, художник».

Николай Лесков, рассказ «Тупейный художник»

Мужчины при дворе следовали не только французской моде. В период правления Анны Иоанновны распространились «прусские косы» или «крысиные хвосты»: напудренные парики с буклями и косичкой. В 1731 году эта прическа была официально введена в русской армии для представителей всех чинов. Лишь рядовым можно было пудрить волосы только по особым случаям. Указ отменил Александр I спустя почти 70 лет.

Придворные дамы и представительницы высших сословий предпочитали в XVIII веке сложные составные прически с дополнениями из шиньонов и локонов. Одной из самых популярных стал «фонтаж» - высокий начес, украшенный накрахмаленными кружевами и жемчугами. Отчаянные модницы возводили на своих волосах конструкции в форме кораблей и фрегатов. Во Франции эта парикмахерская конструкция называлась á la Belle Poule в честь военного судна Belle Poule. Считается, что первой такую прическу стала носить королева Мария-Антуанетта, а подражала ей половина Европы - в том числе, и российские дамы.

XIX век: античная изящность и изысканность романтизма

Вильгельм Каульбах. Портрет Ференца Листа. 1856. Мемориальный музей Ференца Листа, Будапешт, Венгрия

Владимир Боровиковский. Портрет Алексея и Александры Лобановых-Ростовских. 1814. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов. Портрет княгини Елены Павловны. 1828-1829. Частное собрание

В XIX веке мода на прически менялась быстро: почти каждые десять лет появлялись новые формы. Моду диктовала в основном Франция, оттуда приходили все парикмахерские новинки.

В начале века Россию захватила античная тема.

«В магазинах шляп и парикмахерских помещались бюсты античных богов и граждан античной эпохи. В прическах начали подражать античным модам Греции и Рима».

Мужчины больше не носили парики и не пудрили прически, они коротко стриглись и аккуратно укладывали волосы. Самая популярная стрижка тех лет - «а-ля Тит» напоминала образ римского императора из династии Флавиев. Часто мужские прически дополняли короткими узкими бакенбардами, которые называли «фаворитами».

Женщины в начале XIX века тоже носили недлинные волосы, которые завивали самым разным образом. Видов кудрей было множество: спиралеобразные и трубчатые, плоские и круглые, ленточные и похожие на стружку. В моду вошла прическа «а-ля Нинон» с челкой, локонами и плоским шиньоном на затылке.

Эпоха романтизма принесла моду на полудлинные волосы - каре - у мужчин. Особенно популярны подобные стрижки были у литераторов, художников и музыкантов. Считается, что основателем моды стал любимец публики, пианист Ференц Лист.

Женские прически в середине века опять стали сложнее: их дополняли накладными локонами и косами, украшали перьями, цветами, гребнями, драгоценными камнями. Вошли в моду пропорциональные укладки, когда волосы разделяли на две равные части и собирали в валики или полушария.

В 1886 году в Петербурге появился первый инструмент для завивки - щипцы Марсель. Они произвели сенсацию в парикмахерском искусстве - и мода на женские прически стала меняться стремительно. Парикмахеры экспериментировали с силуэтами, завивая и укладывая длинные волосы самыми разными способами.

На рубеже XIX-XX веков появилась новая мужская стрижка - «а-ля Капуль», названная в честь французского певца-тенора Виктора Капуля. Волосы делили на прямой пробор и укладывали полукругом с обеих сторон, оставляя коротенькую челку. Повальную популярность высмеивали писатели. В рассказе «Делец» Антон Чехов описывал персонажа: «Одет всегда по моде и причесан a la Капуль» . А Николай Лесков в очерке «Домашняя челедь» шутил о том, что российские «лакеи и повара расчёсывают капуль а-ля дурак» и утверждал, что певец Капуль не выдумал прическу, а позаимствовал ее у русских послов, которых видел на древних гравюрах.

Женские укладки в начале ХХ столетия стали гораздо проще: развитие движений за равные права изменило социальное положение женщины. Девушки стали работать, путешествовать, заниматься разными видами спорта. У них не было времени на долгую укладку - так в моду пришли естественность, удобство и простота.

Каждому новому поколению кажется, что люди, которые жили раньше, были иными, что у них была совершенно другая жизнь, ценности, мышление… В целом, так и есть. Однако, женщина во все времена была всего лишь земной женщиной, и ее желания и потребности не так уж отличались от наших с вами, поверьте! Быть привлекательной, искать способы стать еще красивее, обратить на себя внимание – так по-женски! Прическа – одна из первых деталей образа, на которую мы обращаем внимание. Так какие же прически сооружали у себя на голове древние красотки? Какие хитрости и средства использовали, чтобы шевелюра выглядела лучше? Давайте посмотрим, что было в моде в те далекие времена.

Древний Египет

В столь жарких климатических условиях, изнывая от жары и антисанитарии, низшие сословия брили голову наголо (и мужчины, и женщины), что помогало им также избежать проблемы вшей и перхоти. Избавлялись от волос египтяне двумя способами: бритвой и специальной смесью, от которой волосы отпадали сами (в ее составе в равных частях находились: сок лайма, крахмал и мышьяк).

Богатые жительницы Египта могли позволить себе волосы, длинной не ниже подбородка. Прическа очень напоминала каре. Помимо прочего, они носили парики из натуральных волос, украшенные различными камнями и заколками. Парики являлись привилегией богатых. Голову древнеегипетские девушки мыли разбавленным водой соком лайма, а волосы красили хной и шелухой лука, что придавало им каштановый оттенок.

Спустя некоторое время мода на парики прошла и египетские женщины стали использовать различные масла для волос (по большей части они использовались в качестве стайлинговых средств и придания глянцевого блеска, который так любили египтянки). Одним из самых популярных косметических средств для волос и по сегодняшний день в Египте является медвежий жир.

Древний Китай

Древние китаянки носили сложные объемные прически, которые в то же время были достаточно легкими по весу и изящными. Главным элементом всех женских причесок был узел. Волосы не завивали, а укладывали прямыми, делали несколько проборов.

По прическе в Китае можно было определить положение в обществе, религию и профессию человека. Богатые и знатные китаянки могли позволить себе носить парики. Существовала особая прическа для девушки, вступающей в брак. Во время совершения обряда венчания невесте выстригали прямую челку, а височную часть волос срезали под углом, остальная масса волос была заплетена в тугую косу, которая являлась обязательной прической для невесты. Коса считалась символом свободной женщины, а замужние дамы собирали волосы в пучок на голове.

В качестве средств по уходу за волосами в Китае использовались мед и мука.

Древняя Япония

В Японии волосы издавна считались предметом особой гордости женщины. За ними тщательно ухаживали и отращивали. Иногда длина волос достигала пят. Блестящие черные прямые волосы должны быть распущенны и свободно струиться по спине. С такой прической было сложно ходить целый день, поэтому для удобства японки собирали волосы в тугой пучок и закрепляли палочками. Такая прическа могла держаться несколько недель. Японки очень аккуратно носили ее и спали на специальных подушечках, чтобы прическа оставалась нетронутой. Средств по уходу за шевелюрой было множество. Многие рецепты хитрые японки скрывают до сих пор. Известно лишь, что чаще всего применялись специальные масла и соки растений, из которых древние японские красавицы делали маски и шампуни.

Традиционная японская живопись

Древняя Греция

Гречанки считали прическу одной из главных составляющих хорошего внешнего вида (и были правы, кстати). Для здоровья и красоты волос использовались различные ароматические эссенции и масла.

Каламистры (древнегреческие парикмахеры) могли укладывать локоны женщин в сложнейшие прически. Волосы обязательно завивали (прямые волосы греки не считали красивыми) на железные стержни, выполняющие функцию современных бигуди, а после заплетали в косы, которые укладывали в различные объемные прически. Женщины могли носить подобную прическу много дней подряд. Только представьте, как они пытались сохранить ее в первоначальном виде!

Древние гречанки спали и видели себя блондинками. Чтобы осветлить волосы они мазали их уксусом и кислотами, и подолгу сидели на солнце, чтобы локоны выгорали быстрее. Помимо этого, они применяли в качестве природных осветлителей различные травы. Определенно, брюнеткам было нелегко в те далекие времена.

Древний Рим

Римляне, как и греки, судя по всему, тоже верили в то, что “джентльмены предпочитают блондинок” и поэтому изобрели обесцвечивающий состав, позволяющий стать блондинкой всего за несколько часов (ох, и завидовали же, наверное, гречанки!).

Из процедур по уходу за волосами главным был массаж головы с использованием растительных масел, который осуществлялся рабами в течение нескольких часов. Но позволить себе такую роскошь могли только состоятельные дамы.

Жительницы Древнего Рима никогда не подстригали волосы, а служанки подолгу мыли, сушили и расчесывали их.

Средневековье

В Средневековую эпоху волосы женщины считались ее главным украшением. Их отпускали с самого рождения. Чем гуще и длиннее шевелюра, тем красивее. Знатные замужние дамы должны были обязательно покрывать голову платком, распущенные непокрытые волосы могли носить только молодые девушки. В моде были длинные кудрявые волосы, поэтому девушкам с прямыми волосами приходилось завивать их с помощью разогретых палочек. Прическу не расчесывали месяцами. Проблема неприятного запаха и спутанных волос была очень актуальной.

Эпоха Барокко

С приходом стиля Барокко в мире четко обозначился культ парика. Чем пышнее, тем лучше! В прическу вставляется каркас из проволоки, который позволяет моделировать ее в любые фигуры. В парики вплетают многочисленные ленты, кружева, и даже собственные волосы. Прическа должна быть объемной и “богатой”. Самая известная прическа «а ля Фонтанж» в честь фаворитки Короля Людовика XIV Анжелики Де Руссиль-Фонтанж, которая подвязала свою растрепавшуюся прическу кусочком кружева, чтобы выпавшие пряди не падали на лицо, понравилась королю и вскоре стала самой популярной.

Прическа «а ля Фонтанж»

Французская королева Мария-Антуанетта

Эпоха Рококо

Парикмахерское искусство достигает своего пика в эпоху Рококо: головы дам украшают огромные скульптурные изваяния. Впервые прически начинают пудрить. Волосы над лбом зачесывали вверх. Завершали прически крупными трубчатыми локонами. Состояние волос ухудшается еще больше, так как горе-специалисты рекомендуют женщинам отнюдь не самые полезные способы улучшения состояния шевелюры. Но в погоне за красотой дамы готовы на все.

Идеальным примером прически, ознаменовавшей переход от барокко к рококо была прическа возлюбленной саксонского курфюрста Августа II Сильного графини Козел. Изящные локоны, обрамляющие переднюю часть лица и боковые части головы в сочетании с гладким зачесанным затылком, на который тоже ниспадали крупные локоны до плеч.

Графиня Анна Констанция фон Козель

После того, как высокие прически медленно, но уверенно выходят из моды, их место занимают широкие прически.

Принцесса Мария-Тереза-Луиза де Ламбаль

Декаданс

Громоздкие прически и вычурные парики выходят из моды стремительно и бесповоротно. И, наконец, на смену им приходит мода на натуральные волосы, присобранные на затылке или у шеи, а чуть позднее в парикмахерском искусстве свершается революция – в моду входят изящные короткие стрижки. Женщины украшают прически заколками и лентой. И в противовес жительницам Древней Греции и Рима в тренде темный цвет волос! Для окрашивания в черный используется басма, а для ухода за волосами мыло и (реже) шампуни, которые только появляются на рынке. Для придания блеска волосам после мытья девушки ополаскивают их яблочным уксусом.

Женские прически этой эпохи были наиболее близки к современным, некоторые из них можно встретить и сейчас в виде различной длины каре и боба.