Аквариум из коробки для детского сада своими руками. Мастер-класс с фото. Консультация (старшая, подготовительная группа) на тему: Аквариум в детском саду

Аквариум своими руками для создания развивающей предметно-пространственной среды. Мастер-класс с пошаговым описанием

Васильева Евгения Викторовна, воспитатель МБДОУ №110, г. Иркутск
Описание: данный мастер-класс предназначен воспитателям для создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении.

Назначение:
Аквариум с рыбками - уголок подводного мира в детском саду. Может использоваться в образовательной деятельности по ознакомлению с обитателями подводного мира.
Подводный мир для детей - это настоящее подводное приключение, путешествие, полное природных чудес и волшебных морских существ.
Цель: Научить коллег изготовлению аквариума своими руками из подручных средств.
Задачи:
- развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, к природным явлениям
- использовать для экологического воспитания дошкольников
- прививать любовь к животному миру
- формировать у детей активность, любознательность, стремление к исследованию и экспериментированию
Материалы для аквариума:


- коробка из-под обуви
- бумага желтого и голубого цветов
- кусочек ткани для создания морского пространства (можно использовать картинку, распечатанную на принтере, можно просто наклеить бумагу синего цвета)
- ракушки
- палочка (размер - чуть больше аквариума в длину)
- крышки от зубной пасты- 2 шт.
- клей карандаш
- клей «Момент»
Пошаговое описание изготовления аквариума
Шаг 1
Одну внутреннюю боковую сторону коробки из-под обуви обклеиваем бумагой желтого цвета – это будет дно аквариума


Шаг 2
Остальные внутренние боковые стороны и все внешние обклеиваем бумагой голубого цвета. На дно коробки клеим кусочек ткани для создания морского пространства


Шаг 3
На дно аквариума наклеиваем ракушки, используя клей «Момент»


Шаг 4
На боковых сторонах аквариума делаем отверстия для палочки, на которой и будут крепиться обитатели подводного мира.


Обитатели подводного мира выполнены в технике «торцевания». Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Из таких элементов и создается задуманное изделие.


Материалы для обитателей подводного мира:


- бумажные салфетки белого, голубого, синего, оранжевого, желтого, розового и красного цветов
- клей ПВА
- пластмассовая баночка для клея ПВА
- ножницы
- стержень от ручки или палочка от кисточки
- картон упаковочный
- нож канцелярский
- шаблоны обитателей подводного мира (картинки взяты из интернета)
Пошаговое описание изготовления обитателей подводного мира на примере морской звезды
Шаг 1
Готовим шаблон морской звезды. Переводим шаблон на упаковочный картон. Используя канцелярский нож, вырезаем морскую звезду


Шаг 2
Из бумажных салфеток красного цвета нарезаем квадраты со стороной 2 см. (чем больше размер квадрата, тем выше ворс)


Шаг 3
Для дальнейшего выполнения работы необходимо приготовить инструмент для торцевания. В данном мастер-классе используем палочку от кисточки. Торец палочки поставим в центр квадратика


Шаг 4
Сомнем квадратик и прокатаем стержень между пальцами. У нас получится объемный элемент «торцовка»


Шаг 5
Наносим клей ПВА на торец палочки. Прижимаем торцовку на основание и вынимаем стержень


Шаг 6
Каждую следующую «торцовку» приклеиваем рядом с предыдущей. Стараемся ставить «торцовку» плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков. Из квадратиков синего и розового цветов делаем торцовки для глаз и рта соответственно. Получилась морская звезда.


На примере изготовления морской звезды делаем остальных обитателей подводного мира:






После того, как все обитатели подводного мира будут готовы, нанизываем их на палочку за веревочки. Палочку вставляем в отверстия, сделанные в аквариуме. Палочку закрепляем крышками от зубной пасты. Аквариум готов.

Спасибо за внимание. Желаю творческих успехов.

Самый распространенный объект в детском саду - аквариум с рыбами. Детей любого возраста можно привлечь к наблюдению и уходу за ними. Правильно подобранный, оформленный и засе-ленный аквариум - это модель природного водоема, мин и-э к о-система, в которой все компоненты (вода, освещение, расте-ния, животные и пр.) находятся в нужном соотношении и созда-ют экологическое равновесие (рис. 4).

Главное условие создания такой мини-экосистемы - большой аквариум вместимостью 60-100 литров. В комнате природы, хол-ле, зимнем саду или в другом специально отведенном месте мо-жет быть установлен аквариум еще больших размеров - на 150 - 500 литров. Следует помнить: чем больше аквариум, тем быстрее создается в нем равновесие, тем легче оно поддерживается. В боль-шом объеме воды рыбы (например, золотые) продолжают расти и достигают крупных размеров. Аквариум с водой нельзя двигать: это может привести к перекосу каркасов и стенок, образованию трещин в швах, появлению протечек. Поэтому сначала тщательно выбирается место, устанавливается прочная подставка и лишь за-тем на нее помещается проверенный, подготовленный аквариум, готовый для зарядки.

Чистота воды, а следовательно и здоровье рыб, в большой сте-пени зависят от грунта. Аквариум - модель пресноводного водо-ема, Поэтому грунт должен быть соответствующим. Морские кам-ни и ракушки для этой цели не подходят. Самый хороший грунт - речной: крупный песок или мелкая галька. Мелкий карьерный песок (который используется в песочницах) для аквариума не годится: в нем много грязи и глины. Очень важно, чтобы грунт с самого начала был тщательно промыт.

Сверху аквариум плотно прикрывают стеклом. Так вода мень-ше испаряется, не пылится, не покрывается пленкой, а рыбам достаточно той прослойки воздуха, которая имеется между во-дой и стеклом. Стекло должно состоять из двух частей - основ-ной, закрывающей почти весь аквариум, и дополнительной по-лоски из оргстекла, которой прикрывается тот край аквариума, где располагается кормушка. Эту полоску дети безопасно для себя могут самостоятельно снимать и класть обратно во время корм-ления рыб.



К существенным компонентам создания биологического рав-новесия в аквариуме относится освещение. Его избыток ведет к

1 Разработано Н.Н.Мешковой.

Рис. 4. Варианты оформления аквариума: А - речные камни, боковое освещение; Б - коряга, верхнее освещение

бурному росту зелени (растений, водорослей), что в итоге стано-вится помехой для передвижения рыб. При недостатке же освеще-ния растения развиваются плохо, буреют, вытягиваются, в ре-зультате в воде становится меньше кислорода, что затрудняет ды-хание рыб. На каждом аквариуме обязательно должны быть уста-новлены рефлекторы (один или два) - они дают возможность регулировать степень освещенности. Рефлекторы с лампами по 25 Вт включают в пасмурные дни в любое время года; утром и вечером - в осенне-зимний период, когда световой день корот-кий; днем - во всех случаях, когда растениям не хватает света. Освещение делает аквариум красивым и создает хорошие условия для наблюдений.

В декоративных целях лучше использовать речные камни и ко-ряги. Искусственная бутафория в виде морских раковин и гротов лишь отвлекает внимание детей. Камни и коряги должны быть чисто вымыты. Коряги, взятые из земли, следует выварить в соле-ной воде, чтобы удалить из них вредные бактерии. Оформлять ак-вариум рекомендуется растениями одного-двух видов. Это выгля-дит естественнее, чем беспорядочное переплетение различных ра-стений. Спланировать посадку можно по-разному, но с учетом ряда общих правил. Растения крупные, с длинными листьями раз-мещают на заднем и среднем планах, растения мелкие - ближе к переднему стеклу. Пространство у переднего стекла и центр аква-риума оставляют свободными. Крупные растения, например ама-зонку, сажают поодиночке, а роголистник, людвигию, гигрофи-лу располагают близко друг к другу, чтобы они образовали куст.

Аквариум не следует перенаселять - это одно из главных усло-вий нормальной жизни его обитателей. Желательно придерживаться следующей нормы: в 60-литровом аквариуме могут жить либо 1 - 2 крупные рыбы (например, золотые), либо 15-18 небольших рыбок (типа гуппи, меченосцев).

Правильно оборудованный и заселенный аквариум, в котором сложилось биологическое равновесие, - и красивое зрелище, и гармоничная экосистема, в которой хорошо себя чувствуют все живые существа. В аквариуме с прозрачной водой, зелеными кус-тистыми растениями, слегка покрытыми зеленым налетом стен-ками, камнями и корягами, рыбы чувствуют себя комфортно, они спокойно плавают и не глотают судорожно воздух с поверх-ности. Такой аквариум украшает интерьер помещения и требует немного внимания. Его хорошее состояние может сохраняться го-дами. Генеральная уборка, при которой сливают воду и моют грунт, производится один раз в год (и даже реже).

Кроме самых общих требований к оформлению, которые обес-печивают равновесие в аквариуме, необходимо учитывать видо-вой состав его обитателей. Разный образ жизни различ-ных рыб накладывает отпечаток на создание условий для них. Это очень важный момент. Экологическое воспитание дошкольников как раз и заключается в том, чтобы показать им своеобразие стро-ения и поведения водных обитателей, их приспособленность к разным условиям водной среды.

Золотая рыбка (и ее разновидности: телескоп, вуалехвост, льви-ноголовка и др.) - прекрасный объект для детского сада: она крупная, яркая, медленно плавает, не боится человека. На ее при-мере можно показать общую приспособленность рыб к жизни в воде, ее декоративные качества (свисающие, очень большие плав-ники, яркую окраску, выпуклые глаза, наросты на голове). Зна-комясь с этой рыбкой, дети усваивают: декоративность - это ут-рата целого ряда приспособительных качеств (золотая рыбка не может быстро плавать, неповоротлива, плохо видит, слишком за-метна, непуглива), что делает невозможной ее жизнь в естествен-ных природных условиях. Золотая рыбка - это хороший пример одомашнивания дикого животного с эстетической целью.

В детском саду целесообразно иметь несколько разновидностей золотых рыбок. Для их содержания нужен очень большой аквари-ум (не менее 100 л) с температурой 20 "С, чтобы не было недо-статка в кислороде и рыбки могли бы расти.

Гуппи и меченосцы - самые распространенные аквариумные рыбки. Их ниша в аквариуме - верхние слои воды. К ним они хорошо приспособлены: рот и глаза направлены кверху, спина прямая, брюшко выпуклое. На примере этих рыб детям можно показать живорождение, рост и развитие мальков, маскировоч-ную (серенькую) окраску самочки гуппи и ее мальков. Меченос-цы яркой окраски и красивые самцы гуппи - это пример ка-честв, выведенных человеком. При их содержании поверхность воды должна быть относительно свободна от растений.

Линеатус (щучка) - небольшая хищная рыбка, живет в верх-них слоях воды, имеет маскировочную (зеленоватую) окраску тела,

ярко выраженный способ охоты (затаивание и бросок) за мелкой живностью (червячки, рачки) и надводными насекомыми. Необ-ходимо, чтобы в аквариуме в некоторых местах у поверхности воды были заросли растений, среди которых рыбка могла бы затаивать-ся. Аквариум должен быть прикрыт стеклом: охотясь за насекомы-ми, щучка может выпрыгнуть из воды.

Крапчатый сомик - его ниша в аквариуме - нижние слои воды, он имеет ярко выраженные приспособительные особенно-сти донной рыбки: маскировочную (под дно) окраску тела, ма-ленькие глаза и выросты вокруг рта, выпуклую спинку и плоское брюшко, ведет одиночный образ жизни. В аквариуме не должно быть более 2 - 3 рыбок данного вида. На песчаном дне можно рас-положить речные камни небольшого размера, среди которых со-мик совсем теряется из виду.

Огненные барбусы, тетрагоноптерусы (тетры), неоны, дания рерио - красивые аквариумные рыбы. Неоны выделяются очень яркой светящейся синей и красной окраской; дании привлекают сочетанием сине-желтых полос, достаточно крупные барбусы и тетры имеют бронзовый отлив и живут в средних слоях воды. Все они являются стайными рыбами, поэтому их надо содержать по 6-16 штук, а в аквариуме должно быть много свободного от ра-стений водного пространства. На этих рыбах детям можно пока-зать стайный образ жизни: синхронное плавание, быстрое нахож-дение еды, рассыпание в разные стороны при испуге. Тетры и барбусы живут в толще воды, поэтому у них равномерно выпук-лые спинки и брюшко, рот расположен посередине (их интерес-но сравнить с донными рыбками и с рыбками, плавающими в верхних слоях воды).

Содержание мелких холодноводных рыб местных водоемов, не имеющих промыслового значения и относимых к группе сорных, с точки зрения экологического воспитания является еще более инте-ресным: на них можно показать разнообразие маскировочной окра-ски, затаивание, защитное поведение, пугливость и другие приспо-собительные особенности. Однако их содержание более трудоемко по сравнению с содержанием тепловодных рыб, так как им необ-ходимы прохладная, чистая вода, обогащенная кислородом, низ-кая температура в зимний период и многое другое.

В тех случаях, когда имеется возможность создать для них эколо-гически правильные условия, для старших дошкольников можно организовать наблюдение за карасем, трехиглой колюшкой, рота-ном.

Карась - предок золотой рыбки, пуглив, быстро плавает; тем-ная спина и светлое брюшко делают его почти незаметным при затаивании. Хорошо сравнить его с золотыми рыбками.

Ротан (бычок) - повсеместно распространенная рыбка, ведет хищный образ жизни, меняет окраску тела под цвет грунта. Для


Трехиглая колюшка интересна не только способом защиты от врагов (с помощью игл плавников), но и особенностями выра-щивания потомства, где главную роль играет самец. В брачный период он приобретает яркую окраску; строит гнездо из разного материала, заставляет самок откладывать в него икру, охраняет гнездо, свою территорию, а затем растит мальков, пряча их в рот в момент опасности.

Интересны для наблюдения и другие мелкие рыбы водоемов (пескарь, вьюн, верхоплавки). В летний период их можно содер-жать в специальных аквариумах, а затем выпустить в места посто-янного обитания.

В правильно оборудованном аквариуме, засаженном достаточ-ным количеством растений и оборудованным освещением, уста-навливается состояние биологического равновесия: кристально чистая вода, разросшиеся ярко-зеленые растения, здоровые под-вижные рыбы, на стеклах - отдельные зеленые точки-водоро-сли.

Чтобы поддерживать состояние биологического равновесия в аквариуме, не следует допускать резких колебаний температуры (на4 - 5 °С). При соблюдении этого условия уход за аквари-умом несложен и отнимает немного времени.

Ежедневный уход за аквариумом заключается в том, чтобы вклю-чить свет, посмотреть, все ли обитатели живы и здоровы, и по-кормить их.

Очень важно установить ежедневную порцию корма. Она оп-ределяется для каждого аквариума опытным путем. Рыбам следу-ет давать такое количество корма, которое будет съедено за 20 - 30 минут. В первое время, когда норма еще не определена, надо обязательно убирать избыток корма со дна и с поверхности воды.

Если этого не сделать, вода сразу начнет портиться, мутнеть, рыбы станут задыхаться. Тогда уже придется уделить аквариуму гораздо больше времени - собрать весь мусор со дна, заменить часть воды свежей, отстоянной водой, поставить компрессор.

Раз в неделю в аквариуме делают текущую уборку: снимают с помощью листа бумаги пленку с поверхности воды; удаляют со дна грязь, скопившуюся за неделю; срезают ножницами отмер-шие и пожелтевшие листья растений; очищают переднее стекло от водорослей; доливают отстоянную воду; протирают наружные стенки аквариума и стекло, которым он накрыт.

В конце каждого месяца кроме этого нужно провести еще ряд действий: протереть пальцами листья крупнолистных растений, стряхнуть налет с мелколистных; удалить лишние растения, если они сильно разрослись и мешают наблюдать за рыбами; убрать лишних улиток; счистить скребком беловатый налет солей на верх-ней части стенок аквариума, выступающих из воды.

Один раз в год следует делать генеральную уборку аквариума с частичной сменой воды и с промывкой растений и грунта. Поря-док действий во время уборки следующий. Сначала с помощью шланга нужно слить треть или половину всего объема наиболее чистой воды из верхних и средних слоев аквариума в чистые ведра и тазы. Потом, в другие ведра, слить грязную воду со дна. Сливать нужно до тех пор, пока в аквариуме не останется примерно чет-верть всего объема воды. Только когда большая часть грязи со дна аквариума убрана, можно вылавливать рыб. Для этого использует-ся сачок значительно большего размера, чем сами рыбы. На время уборки рыб и других водных обитателей сажают в большую банку или ведро с чистой водой из аквариума и накрывают стеклом. Затем тщательно моют растения в воде комнатной температуры, удаляют ножницами старые побеги и листья, подрезают слишком длинные корни и кладут их в таз с чистой водой из аквариума. Крупные камни нужно вымыть щеткой. Оставшуюся на дне гряз-ную воду сливают шлангом или собирают губкой. Грунт промыва-ют небольшими порциями. Пустой аквариум моют на месте. Сразу же после чистки нужно вновь оборудовать и оформить аквариум и залить его водой. Бывший в употреблении аквариум нельзя остав-лять без воды даже на несколько часов.

Кормление рыб. Корм для рыбок должен быть разнообразным. Они охотно едят сырое мясо и рыбу; некоторые из них (разновид-ности золотых рыбок, карась, верховка, барбус, тетра) любят сырые или вареные овсяные хлопья «геркулес», отмытые от муч-нистых частиц, заваренную кипятком манную крупу, мелкие крош-ки сухого печенья типа галет.

Мясо и рыбу дают в сильноизмельченном виде. Кусочек в не-сколько граммов режут ножницами, прополаскивают в воде, что-бы удалить сок, и маленькими порциями кидают рыбкам. Следует использовать любую возможность, чтобы покормить их живым кормом: трубочником, мотылем, дафниями, циклопами.

Среди живых кормов есть один, который легко разводить, по-этому именно его можно рекомендовать для детского сада. Этот корм - маленькие беловатые горшечные черви энхитреи, кото-рые встречаются в земле цветочных горшков и в огородах. Их можно развести в специальном ящике с землей.

В летнее время питание рыбок можно разнообразить, давая им разных мелких насекомых, их личинки, некрупных дождевых чер-вей. Особенно охотно едят этот корм крупные рыбы.


Правильное содержание рыбок (в условиях биологического равновесия) в значительной степени предупреждает возникнове-ние у них заболеваний.

Болезни рыб. У больных рыбок окраска тусклая, чешуя часто бывает повреждена, на теле могут быть кровоизлияния, сыпь. Иногда чешуя приподнята, плавники рваные, рыбка держит их сжатыми, а не расправленными. Дышат больные рыбки учащен-но, жаберные крышки у них нередко оттопырены, живот ввалив-шийся или неумеренно раздутый. Движения больных рыбок вя-лые, они часто стоят на месте, качаясь из стороны в сторону, трутся о дно и о растения; часто могут находиться у поверхности воды и хватать воздух или забиваться в гущу растений.

Рассмотрим заболевания, которые чаще других встречаются в аквариумной практике и сравнительно легко поддаются лечению.

Сапролегния. Это заболевание вызывается грибком, который образует на теле рыбки белые комочки, похожие на вату. Она ста-новится вялой, двигается рывками, иногда лежит на дне. Обычно сапролегнией заболевают рыбки, у которых поврежден кожный покров, или те, которые содержатся при низкой температуре. Чтобы избавиться от этого заболевания, нужно повысить температуру воды в аквариуме и в дальнейшем следить за тем, чтобы она не опускалась ниже 20 - 22 "С. Одновременно нужно сделать рыбкам солевую ванну. В отдельной банке объемом 2 - 3 л с водой из аква-риума растворить поваренную соль из расчета 15 г на 1 л. В раствор поместить больную рыбку и держать ее в нем около 20 мин. Затем ее нужно подержать 5-10 мин в банке с чистой водой из аквари-ума и поместить обратно в аквариум. При лечении солью нужно следить за состоянием рыбы: если будет видно, что она чувствует себя плохо, нужно пересадить ее в чистую воду.

Ихтиофтириус. При этом заболевании на теле рыбок появля-ются мелкие беловатые бугорки и точки; плавники как бы склеи-ваются; рыбы стоят на месте и качаются. Если болезнь не запуще-на, ее можно вылечить. Для этого в аквариуме повышают темпе-ратуру на несколько градусов и растворяют в воде антибиотики: бициллин-5, из расчета 500000 ЕД на 10 л, или бициллин-3, из расчета 600000 ЕД на 10 л. Предварительно его растворяют во фла-коне, взбалтывают, потом выливают в аквариум и перемешивают воду или ненадолго включают компрессор. Через три дня антиби-отик добавляют в воду еще раз. По выздоровлении температуру воды постепенно понижают до обычной.

Оодиниоз. При этом заболевании тело рыбы покрывается мель-чайшим налетом, напоминающим песок. Плавники зачастую сжа-ты, рыба плавает скачками. Лечится это заболевание так же, как и ихтиофтириус.

Туберкулез рыб (для человека абсолютно безопасен). При этом заболевании на теле рыбы взъерошивается чешуя, появляются по-

красневшие участки, черные точки, увеличивается брюшко. Ту-беркулез неизлечим и рыбок приходится ликвидировать.

Воспаление желудка и кишечника. Это заболевание возникает чаще всего при кормлении одним сухим кормом. У рыбок припу-хает брюшко, анальное отверстие воспаляется, экскременты имеют вид длинных слизистых нитей. Лечение - сначала голодание в течение нескольких дней, затем разнообразное питание, но в ма-лых количествах.

Итак, правильно оформленный аквариум позволяет дать детям разнообразные знания экологического характера:

1) о водной экосистеме (ее компонентах, их взаимосвязи и вза-имозависимости, роли труда в поддержании в ней равновесия);

2) о приспособленности строения и поведения рыб к водной среде обитания;

3) о разнообразии образа жизни и поведения рыб (хищные, мирные; стайные, одиночные);

4) о различных экологических нишах одной экосистемы (рыбы разных слоев воды: донные, средних и верхних слоев воды);

5) об отличии домашних декоративных рыбок от диких рыб местных водоемов;

6) о многообразии водных обитателей (на примере рыб, лягу-шек, креветок, улиток), их приспособленности к водной среде обитания;

7) о размножении икрой (живорождение), росте и развитии мальков, в отдельных случаях заботе родителей о потомстве;

8) о рыбах как живых существах, их сходстве между собой.

Контрольные вопросы

1. Какие условия в аквариуме являются благоприятными для рыб?

2. Когда аквариум становится мини-экосистемой?

3. Каких рыб и почему можно поселить в аквариуме?

4. Как следует ухаживать за аквариумом?

Оборудование клеток и содержание птиц

Птицы, так же как и рыбы, - частые обитатели уголков при-роды в детском саду. Их содержат в больших клетках (или волье-рах), так как им нужно воздушное пространство для полета или порхания (рис. 5). Клетка должна быть установлена в светлом, спо-койном месте. Птицы бодрствуют в световой день, поэтому они активны при ярком свете. Они очень пугливы и осторожны - в неудачно расположенной клетке (например, на проходе или в иг-ровом уголке) они находятся в тревожном состоянии (в отдель-ных случаях испуг может вызвать шок и даже привести к гибели птицы). Не следует также располагать клетку под фрамугой: пти-цы не выносят сквозняков.


На дно клетки кладут чистый сухой песок - это экологически значимое ус-ловие, так как у птиц нет зубов и пища перетирается в желудке при помощи пес-чинок и мелких камушков, которые они глотают. Песок в небольшом количестве запасают летом. При ежедневной уборке в клетке его просеивают через сито - таким образом очищают от шелухи и по-мета.

В клетке должно быть несколько жер-дочек, расположенных поперек нее на разной высоте. Устраивать их на углу не следует: сидя на них, птица будет упи-раться хвостом в прутья клетки и оби-вать перья. Палочки, используемые в качестве жердочек, должны быть круг-лыми, гладко оструганными, средней толщины (слишком толстые или тонкие не подходят: птице трудно их обхваты-вать и удерживаться на них). В клетке постоянно должна быть чистая вода. Ее ежедневно меняют, наливая в 2-3 ем-кости: в поилку для питья, в купалку для купания. Некоторые птицы любят ку-паться, после чего они сушат и уклады-вают перышки. Приведя себя в порядок, они поют, что является свидетельством их хорошего состояния.

Важное условие жизни птицы - раз-нообразие корма. Птица не может долго оставаться голодной, поэтому в клетке всегда должна быть зерно-смесь (особенно в выходные и праздничные дни). Кроме нее пти-це дают в небольшом количестве мягкие корма: крошки творога, яйца, каши, белого хлеба, смоченного молоком, тертую морковь, кусочки яблока и других фруктов. Отдельно кладут минеральную подкормку (древесный уголь, мел, скорлупу яиц). Круглый год птице следует давать зелень: веточки традесканции, пророщен-ный овес или другие злаковые.

Канарейки родом с Канарских островов, они зеленоватого цвета с бурыми пестринками, питаются семенами травянистых растений, нежной зеленью. У нас широко распространены декоративные до-машние канарейки самых разных оттенков желтого, оранжевого и бурого цветов. Их содержат за красивое мелодичное пение.

В неволе канареек кормят зерносмесью, состоящей из рапса, овсянки, канареечного семени, давленого подсолнуха, семян льна,

салата и разных сорных трав. Также в небольших количествах пти-цам дают фрукты, зелень, мягкие корма, минеральную подкормку. Летом их можно кормить листьями мокрицы и одуванчика. С конца февраля, чтобы получить потомство, им чаще следует давать яич-ный корм и слегка проросшие семена проса, пшеницы и подсолнуха.

Беспокойное поведение канареек - сигнал для внесения в клет-ку основы и строительного материала (сухих травинок, перьев, клочков мха, ваты) для гнезда, из которого самка сама устроит гнездо. Отложив 2 - 3 яйца, она садится на них и высиживает 13 суток. Птенцы вылупляются сами, скорлупки самка выносит из гнезда или съедает. Птенцов выкармливают оба родителя.

Волнистые попугайчики родом из Австралии, где они распро-странены так же широко, как у нас воробьи. На родине они все ярко-зеленого цвета с волнистым рисунком на крыльях. Попугай-чики хорошо летают и лазают по веткам деревьев - в этом им помогают особое устройство лапок (два пальца направлены на-зад, два - вперед) и загнутый клюв. Питаются они семенами трав, почками, молодыми побегами, изредка насекомыми.


торые птицы имеют хохолок. Самец и самка окрашены одинако-во, поет только самец.

Японские амадины прекрасно содержатся в неволе: они вы-носливы, быстро привыкают к людям, легко размножаются. Сиг-налом к гнездостроению является подвешенное гнездо. Уже через неделю самка откладывает от 4 до 8 яиц. Родители высиживают птенцов вместе, кормятся по очереди. Через две (или чуть боль-ше) недели вылупляются птенцы пока не имеющие оперения. Их кормят оба родителя. Через три недели оперившиеся птенцы вы-летают из гнезда. Родители продолжают их кормить еще дней 10, после чего птенцов следует отсадить - иначе они не дадут воз-можности взрослым снова загнездиться. После отселения птенцов гнездо необходимо тщательно очистить от помета.

Строительным материалом для гнезда являются положенные в клетку соломинки, сено, клочки шерсти, ваты, тонкие веточки, перья. В одной клетке можно держать только одну пару амадин, иначе они будут мешать друг другу. Молодым птицам не следует гнездиться раньше 8 - 9 месяцев. Зерновая смесь для японских ама-дин составляется из проса, канареечного семени и очищенного овса с добавлением семян салата, одуванчика. Им ежедневно не-обходим зеленый корм, в летнее время это звездчатка (мокрич-ник) с недозревшими семенами, салат и молодые листья одуван-чика. Они также охотно едят пророщенные семена злаковых трав, в небольших количествах яичный корм.

Японских амадин нередко называют нянечками: они охотно выкармливают птенцов других птиц, что бывает при клеточном содержании. В качестве нянек лучше всего использовать молодых птиц, которые не имели еще своих птенцов.

Рисовки {рисовые воробьи) - самый известный род азиатских амадин. Их легко узнать по окрасу перьев: сверху они приятного серого цвета, снизу - бледно-красные (или серые), голова чер-ного, а клюв бледно- или ярко-красного цвета. В природе рисовки живут вблизи человека, рядом с рисовыми плантациями, покры-тыми водой. Держатся они парами или небольшими стайками в кустарниках, рощах, едят семена, плоды, червей, насекомых. По-сле спада воды кормятся на рисовых полях и иногда наносят не-малый ущерб урожаю.

Рисовки - спокойные птицы, их можно содержать в одном вольере с волнистыми попугайчиками. Они хорошо размножают-ся, как и японские амадины. В зерновую смесь можно добавить овсянку, небольшое количество конопли, риса, а иногда давать им и мучных червей.

Контрольные вопросы

1. Каких птиц и почему целесообразно содержать в детском саду? По-чему они называются декоративными?

2. Каковы биологические особенности волнистых попугайчиков? Где н как они живут в природе? Какие условия им нужно создать в неволе?

3. Каковы биологические особенности канареек? Где и как они живут II природе? Как их следует обустроить в неволе?

4. Кто такие амадины и как они живут в природе? Как их следует содержать в неволе?

5. Что такое экологический подход к обустройству птиц в неволе?

6. Что значит любить птиц? В чем проявляется любовь к ним?

Анастасия Михайловна Бутакова

По новым требованиям содержание аквариума в детском саду запретили. Но детям очень интересно знать про жизнь рыбок. Поэтому мы решили сделать сухой аквариум . Мы взяли простую картонную коробку и сделали из нее аквариум . Коробку обрезали и обклеили снаружи блестящей пленкой, внутри приклеили пленку с изображением морского дна. Украсили дно растениями, ракушками и обитателями моря. Дети могли взять в руки ракушки, морских обитателей и потрогать растения. Рыбок прикрепили к верхней части аквариума на ниточки ,поэтому рыбки находятся в постоянном движении и кажется, что они плавают на самом деле. К ниточке привязана пуговка – поэтому любой из детей мог рыбку за пуговку поднимать и опускать. Получился интересный аквариум в уголке природы , который понравился и взрослым и детям. Дети просто не могут пройти мимо аквариума , чтобы не поиграть с рыбками. Вот такой сухой аквариум получился у нас ! А вам понравилось?.



Публикации по теме:

В наше время иногда пишутся "интересные" законы, которые много чего запрещают, к сожалению. Например, содержание аквариумов в уголках.

Представляю мастер-класс по изготовлению «Сухого аквариума». Можно использовать в занятиях по сенсорному воспитанию, по познавательному.

Мастер – класс «Аквариум» для уголка природы. Давно хотелось иметь модель аквариума в уголке природы, но никак не могла найти из чего же.

Ещё не так давно у нас в группе стоял настоящий аквариум, мы с детьми ухаживали за рыбками. Но сейчас по новым требованиям содержание аквариума.

В нашей разновозрастной группе появился замечательный аквариум, в создании которого принимали участие дети всех возрастов. А создавался.

Аквариум с рыбками. Очень интересное и необходимое произведение в уголке природы для каждой возрастной группы. Каждый ребенок с радостью.

Уголок природы в ДОУ Методическое мероприятие Консультация На тему: «Уголок природы в ДОУ» План. Введение. 1. Общие принципы организации уголка природы. 2.

Здравствуйте, меня зовут Маша, мне 12,5 лет, я учусь в школе, в 7-ом классе. Хочу рассказать о своем аквариуме.

В нашей семье все увлекаются аквариумистикой и очень любят животных. У нас два больших аквариума, в которых живут крупные рыбки. За ними ухаживают родители.

Мне всегда нравились сомики. У нас жила пара обычных анциструсов, которые даже вывели мальков. Особенно заботливым родителем был папа-сом. Когда мальки подросли и смогли жить самостоятельно, мы нашли им новый большой дом, и семейство сомов переехало в другой аквариум к новым заботливым владельцам.

Родители предложили мне заняться выращиванием новых сомиков, более интересных и красивых. Я с радостью согласилась. Так появился мой новый аквариум на 50 литров. Запускать новый аквариум помогали родители, поделились хорошей водой из большого аквариума и полезными крохотными бактериями, которые живут в фильтрах и в грунте.

В чисто вымытый аквариум мы засыпали грунт. Он черного цвета, называется Ада Амазония. Ведь мои будущие сомики родом из Америки, живут в реке Амазонке. Залили воду из действующего аквариума.

Из-за грунта, вода была такая мутная, что я боялась, что моих рыбок совсем не будет видно. Вот так было при запуске.

В аквариум установили обогреватель, термометр и два фильтра.

Один навесной фильтр FZN - 1 с губками, фильтрует воду со скоростью 500 литров за 1 час. Другой фильтр FZN -3, который почти в 3 раза мощнее первого. Мы вынули из второго фильтра губки, засыпали в отсек керамзит и грунт и посадили в фильтр живые растения, которые любят много воды. Они живут в фильтре, как в горшке. Родители рассказали, что мы соорудили фитофильтр, очень полезная в аквариуме вещь.

Оба фильтра 3 дня фильтровали воду, пока она не стала прозрачная. Температура воды в аквариуме 24-26 градусов. Вот так выглядят наши фильтры-труженики.

В аквариум поставили коряги «Железное дерево» со множеством укромных мест, где прячутся сомики. Коряги украсили сверху мхом. Растений в аквариуме не много, потому что сомики по ночам очень активны и выкапывают растения из грунта.

Чтобы справиться с грязью в аквариуме и запустить первую живность, мы посадили цветных ампулярий - розовых, черничных и белых перламутровых. Через две недели запустили 10 крохотных рыбок - Расбора земляничная/клубничная.

Они весело плавают стайкой по аквариуму, но сфоторграфировать их очень трудно. Если интересно, то посмотрите на эти фотографии.

С нетерпением ждала первых сомиков - анциструсов Супер Рэд. Их 5 штучек, они ярко оранжевого цвета с крохотными черными глазками-бусинками. Это очень энергичные рыбки, которые всегда видны и не прячутся по корягам. Не пугливые и мирные. Эти сомики имеют свой номер L-144.

Анциструсы едят любой сухой корм и мотыль, я их подкармливаю огурцом и свежим кабачком. Улитки тоже любят кабачки.

Для сомиков мы поставили в аквариум еще одну корягу - корень апельсинового дерева. Они очень любят обгладывать кору этой коряги.

Потом были куплены еще сомики со смешным названием Мега Клоун плеко. Номер L-340. Это другой вид сомов - гипанциструс. Они очень красиво окрашены. У каждой из 5 рыбок рисунок на теле не повторятся ни разу. Первые дни эти сомики прятались в корягах. Иногда из коряг выглядывали кончики плавников. Я их считала, чтобы убедится, что они живы. Эти сомики скрытные, выходят кушать ночью или при выключенном свете. Очень быстро прячутся.

Было решено убирать из аквариума прожорливых ампулярий, которые очень быстро съедали со дна весь корм. И ночью Клоунам нечего было есть. Мы поняли это, когда увидели дырки на листьях валиснерии. Маленьким сомикам нужно хорошее питание, и ампулярии переехали жить в другой аквариум.

В аквариум подсадили 5 красных креветок Сакура.

Последнее наше приобретение 6 сомиков L-401 -гипанциструс Золотая зебра. У нас нет ни одной своей фотографии этих сомиков. Мы их совсем не видим, они очень скрытные. Постоянно сидят внутри коряг. Кушать выходят только ночью. Если можно, то я покажу их фотографию из интернета.

Все сомики, которые живут у меня в аквариуме, еще маленькие, размером 2,5 -4 см. Кормить их нужно 2 раза в день. Они мирные рыбки. Не обижают креветок и малюток расбор. Наоборот, креветки, пытаются отобрать у сомиков корм. Очень жалко, что красивые сомики всегда прячутся и нельзя любоваться их красотой. Надеюсь, когда они вырастут, станут смелее.

Вот такой у меня детский сад для маленьких сомиков

Примечание: фотографировала рыбок сама, статью помогал писать папа (исправлял ошибки, ставил запятые и подсказывал по аквариумному оборудованию). С этого года я планирую посещать в Детском доме творчества аквариумный кружок, чтобы знать больше информации о своих любимых рыбках.

Мария, г. Санкт-Петербург

Оставляем комментарии!!!

Форумное обсуждение конкурсных работ - .

Аквариум сосуд для содержания и разведения водных животных и растений учреждение, где содержатся представители морской и пресноводной фауны и флоры с целью их изучения и демонстрации

Виды аквариумов По назначению Øдекоративный; Øкарантинный; Øвыростной; Øнерестовый По форме Øкруглый; Øпрямоугольный; Øугловой; Øмини аквариум; Øвстроенный; Øнастенный

Декоративный предназначен для создания красоты, уюта и создает эстетическое зрелище с продуманным и гармоничным дизайном. Он включает в себя красивые растения, грунт и различных животных, создавая атмосферу полноценной подводной жизни. Растения располагаются группами, на переднем плане низкорослые, не закрывающие обзор аквариума. У задней стенке и по бокам более высокие. Крупные и самые красивые растения сажаются отдельно. Рыбками стараются заселить все слои воды декоративного аквариума. Подбирая совместимых между собой, и живущих у поверхности, дна и в средних слоях воды.

Карантинный или отсадочный может использоваться как для временного содержания приобретенных новых рыбок перед пересадкой в общий аквариум, так и для временной изоляции и лечения рыбок с признаками болезни, которые ранее находились в общем аквариуме.

Выростной используются для выращивания молоди. Обычно это низкие аквариумы. Небольшая глубина облегчает насыщение воды кислородом и упрощает обслуживание. Сосуды для выращивания молоди подчас требуют ежедневной чистки и подмены воды, особенно при высокой плотности мальков. Выростной аквариум с молодью золотых рыбок и живыми растениями

Нерестовый используются для разведения рыб. Размер их очень сильно варьирует в зависимости от вида рыб. Простые рыбки могут размножаться и в 10 литровом аквариуме, а для крупных и сложных в разведении рыб может не хватить и 100 литров. аквариумная рыбка скалярия, разведение скалярий в аквариуме.

Что дает аквариумный грунт? Грунт необходим в аквариуме. Во – первых, он служит субстратом для укоренения водорослей. Во – вторых, он придает вашему водоему более естественный вид. Прежде всего, грунты можно разбить на три группы по их происхождению: Ø натуральные песок, галька, гравий и щебень; Ø грунты, полученные путем механической или химической обработки натуральных, природных материалов Ø искусственные грунты (стеклянные или пластмассовые шарики).

Зелёные друзья Аквариумные растения - это растения, приспособленные для жизни в искусственном водоёме. Благодаря им происходит усвоение углекислого газа и выделение кислорода, необходимого для жизни рыб. Растения не только украшают аквариум, но и являются необходимым субстратом для нереста рыб. Все аквариумные растения условно можно разделить на три экологические группы: растения, плавающие на поверхности воды растения, свободно плавающие в толще воды растения, прикрепляющиеся к грунту водоёма и имеющие подводные листья

Роголистник общий. Распространен по всему земному шару. Имеет вытянутый стебель, свободно плавающий в воде или закрепляющийся в грунте. Листья собраны в мутовки, игольчатые, темно-зелёные. Довольно неприхотливые растения, которое хорошо переносит низкие температуры воды. Размножается вегетативным способом.

Ряска маленькая. Распространена по всему земному шару. Её вегетативные тельца эллипсовидной и яйцевидной формы, зелёные, на нижней стороне имеют только один корешок. Летом ряска часто покрывает водоём зелёным ковром, который осенью отмирает и опускается на дно.

Элодея канадская. Распространена в Северной Америке, а также встречается в Европе, Северной Африке и в Австралии. Имеет длинный ветвящийся стебель с белыми корешками. Листья, как правило, собраны в мутовки, линейные, продолговатые, длиной 1 см и шириной 3 мм, слегка отогнуты вниз. Содержится при температуре 20 -30 градусов, но хорошо переносит и более низкую температуру. Элодея канадская может образовывать малозаметные цветки на поверхности воды. Размножается вегетативным способом.

Аква риумные ры бы - декоративные рыбы, которых содержат в аквариумах. Аквариумные рыбы берут своё начало в Китае. Китайцы начали разводить аквариумных рыбок ещё с 1500 года до н. э. Аквариумные рыбы очень различны по внешнему виду, размерам, а также и по условиям жизни, которые им необходимы. Рыбы в зависимости от мест обитания имеют разнообразную форму тела: сплющенную, веретеновидную, змеевидную и др. Обтекаемость присуща всем рыбам, она помогает быстро передвигаться в водной среде. Для движения они используют главным образом хвостовой плавник, для выравнивания тела в воде и поворотов - парные плавники (грудные и брюшые), а устойчивость обеспечивают непарные (спинной и анальный) плавники.

Популярные виды рыб Карликовый гурами (лялиус). Эта рыбка принадлежит к группе лабиринтовых. Эти красочные обитатели аквариума предпочитают компанию из, небольших мирных рыб и лучше всего себя чувствуют в хорошо освещенных, густо засаженных растениями аквариумах с тёмным грунтом. Если Вы планируете нерест данного вида, то необходимо знать, что этот вид рыбок строит для будущего поколения прочное гнездо из пены. Всю заботу о потомстве берёт на себя, как правило, самец.

Гуппи принадлежат к семейству живородящих карпозубых, они рождают полностью сформировавшихся мальков. Этот вид рыб, благодаря своему стойкому организму и репродуктивным способностям, стал одним из самых популярных среди новичков. Гуппи весьма дружелюбны и приветливы. Они чувствуют себя по-настоящему хорошо только в небольших стайках.

Карликовые сомики Сомики родом из Африки. Они весьма популярны по всему миру. Большинство сомов живёт стаями на дне ручьев. Многие виды сомов имеют усы вокруг рта, которые действуют как органы осязания и обоняния.

Красный неон Этот вид рыб очень общителен и миролюбив. Рыбы этого вида смотрятся наиболее эффектно в стаях. Рекомендуется содержать группу, как минимум, из 6 -7 особей этого вида, только тогда они чувствуют себя комфортно. Это один из самых красивых аквариумных рыб.

Тигровый барбус Тигровый барбус, относящийся к карпообразным, является чрезвычайно популярным благодаря прекрасной окраске и живому поведению. Барбусы - мирные, стайные рыбы, которые предпочитают аквариумы с большим количеством растений и пространством для плавания. Будьте внимательны, Барбусы любят общипывать длинные плавники у других рыб.

Апистограмма Рамиреса Апистограммы принадлежат к семейству цихлид. Вот уже долгое время этот вид рыбок остаётся популярным не изза своей пёстрой окраски, а скорее из-за интересных социальных и нерестовых особенностей поведения. Это очень мирные рыбки, хотя иногда могут быть очень драчливыми. Этот вид нужно содержать либо в видовом аквариуме, либо вместе с мирными спокойными видами, такими как харациновые и карликовые сомики.

Скалярия - рыба из семейства цихлид отряда окунеобразных. Тело высокое, сильно сжатое с боков. Длина до 15 см, высота до 26 см. Спинной и анальные плавники удлинены, брюшные вытянуты в нити. На теле - на серебристом фоне чёрные поперечные полосы, интенсивность окраски которых меняется в зависимости от состояния рыбы и условий содержания. Обитает в стоячих и медленно текущих протоках и заливах рек северной части Южной Америки. С. часто содержат в аквариумах. Выведено несколько новых форм.

«Что ты ешь, рыбка? » А рацион питания для аквариумных обитателей должен быть значительно лучше, чем в условиях естественной среды обитания, так как рыбки не должны заразиться болезнями. Правильное питание рыб-это залог их хорошего развития и размножения. Корм должен быть разнообразным и полноценным по белковому, минеральному и витаминному составу. Кормление производится в одно и тоже время, желательно два раза в день.

Примеры самых распространённых кормов Мотыль - Это личинки различных видов комаров, которые живут в илистых водоёмах. Он имеет ярко-красную окраску, тело его состоит как бы из сегментов. Это полноценный по белковому и минеральному составу корм. Сухой корм представляет собой высушенные дафнии, циклопы, мотыль или гаммарусы. Запасы сухого корма могут заменить живой, а также разнообразить его. Кормление рыб только высушенным кормом приводит к задержке роста и развития. Трубочник. Этот червячок живёт в илистых водоёмах. Он является прекрасным кормом для рыб, превосходит по калорийности, по количеству белка и углеводов мотыля, но долго кормить одним трубочником рыбу не рекомендуется, так как она при этом жиреет и плохо размножается.

Алгоритм зарядки аквариума Этап первый: стелем грунт. Грунт можно засыпать ровным слоем, . Слой должен быть не менее 4 -5 см. При засыпке грунта учитывайте вкусы ваших рыбок: одни рыбки любят песок, другие - только гравий или гальку, а третьи - и песок и гравий в смешанном состоянии. Этап второй: устанавливаем коряги и прочие аксессуары. Возьмите карандаш, лист бумаги и набросайте примерное расположение аксессуаров.

Этап третий: заливаем воду. Внимание: воду следует заливать очень аккуратно, дабы избежать излишнего замутнения. Есть один способ: при заливке воды (без шланга и ведра) следует поставить на дно емкости тарелку и направлять поток воды в неё: вода из тарелки будет, равномерно и без брызг, наполнять емкость. Когда аквариум будет наполнен, оставляем его в покое (никаких рыбок и прочих живых организмов туда не заселяем). Этап четвертый: подключаем фильтр и компрессор. Размер фильтра прямо пропорционален размеру вашего аквариума: то есть для большого - большой, для малого - малый. Запускаем компрессор в среднем режиме. Внимание: если в комнате тепло, то аквариумный обогреватель вам не нужен. Если же прохладно, то он нужен для того, чтобы установить постоянную температуру воды. Оптимальная температура - это +23*С+25*С. Освещение не включайте. И не забудьте: не садите ни растения, ни рыбок!

Ø В таком состоянии аквариум оставьте на 9 -10 дней. Ø На 9 день включаем освещение, достаем и чистим фильтр. Ø Запускаем в новый дом первых жителей. Ø Первые сутки понаблюдайте за рыбками, но не кормите их (не бойтесь - они не погибнут). Ø На одиннадцатый день кормим рыбок. Ø День семнадцатый-двадцатый: если всё в порядке и ваши рыбки веселы и подвижны, значит экосистема установилась, и можно продолжать заселение. Однако, перед этим следует подменить, примерно, 10 -15% воды, почистить стекла, снова почистить фильтр. В зависимости от объема аквариума, можете продолжить его заселение, но перенаселение - враг не только самих рыб, но и всей экосистемы в принципе. Не забудьте про улиток, поскольку улитка – природная лаборатория по переработке органического мусора!!! Ø День двадцать пятый: чистим грунт, подменяем воду - 15% от объема.


Наблюдение за жизнью аквариумных рыбок и различных обитателей подводного царства не только помогает понимать и любить природу, но и способствует развитию навыков наблюдения, умения видеть и ценить красоту жизни в самых различных её проявлениях. Уход за живыми организмами воспитывает в человеке доброту, чувство сострадания. !!!