Духовно нравственные игры для дошкольников. Игры по социально-нравственному воспитанию

Киселёва Светлана Николаевна

МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №165"

г. Оренбург, Оренбургская область

"Дидактические игры и ситуации по формированию нравственных качеств с детьми старшей и подготовительной к школе групп"

«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»

Цель:

Учить детей отличать хорошее поведение от плохого.

Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастью, болезни.

Демонстрационный материал: отрывки из художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.

Ход игры:

Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение — делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее — улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.

Примерные вопросы: «Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо? Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо. Что может случиться с Сережей?» Дети отвечают. И так далее.

«БЛАГОРОДНЫЕ ПОСТУПКИ»

Цель:

Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мяч.

Ход игры:

Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Например, благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.

Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т.д.

«КАК Я ДОМА ПОМОГАЮ»

Цель:

Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры:

Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.). Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

«ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ»

Цель:

Материал: любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

Ход игры:

Воспитатель приносит «Волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент. Если, кто-то, окажется без внимания, воспитатель делает комплимент этим детям.

«ПОЖЕЛАНИЯ»

Цель:

Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал:

Ход игры:

Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: « Я желаю тебе….»

«МЕШОК ПЛОХИХ ПОСТУПКОВ»

Цель:

Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Уточнить представление детей о плохих поступках и их последствии, развивать умение высказывать суждения.

Материал: чёрные бумажные кляксы, мешок.

Ход игры:

Дети получают чёрные бумажные кляксы, воспитатель предлагает их сложить в мешок, при этом рассказать какие плохие поступки он сегодня совершил, а так же сложить в этот мешок отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть. И когда дети идут гулять, этот мешок выбрасывается.

«ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»

Цель:

Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры:

Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами.

Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы. Например:

Какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку?

Как ты отблагодаришь человека за помощь?

Как нужно обращаться к взрослым людям? (называть по имени отчеству и на Вы).

Что нужно говорить при встрече с человеком?

Что нужно говорить всем, уходя домой?

Что нужно говорить просыпаясь утром, приходя утром в детский садик? Какие слова можно пожелать друг другу перед сном?

Что ты скажешь, если кого-нибудь нечаянно толкнешь или заденешь? и т.д.

Дети должны знать и использовать в жизни следующие слова: здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи, и др.

«КОПИЛКА ДОБРЫХ ДЕЛ»

Цель:

Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

Материал: бумажные сердечки, украшенная коробка.

Ход игры:

Дети получают бумажные сердечки, воспитатель предлагает их складывать в «коробочку добрых дел», но при этом ребёнок должен сказать, что хорошего он сегодня сделает или уже сделал.

« Очень хорошо, что так много хороших поступков вы совершаете. Всегда приятно видеть ваше доброе отношение друг к другу».

«ЦВЕТОК ДОБРЫХ ДЕЛ»

Цель:

Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким, совершать для них добрые дела.

Уточнить представление детей о добрых поступках, развивать умение высказывать суждения.

Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

Воспитывать желание оставлять “добрый след” о себе в душах людей.

Материал : цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры:

Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Детям предлагается собрать «Цветок добрых дел», для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и говорить, какие — либо добрые дела. Дети перечисляют положительные поступки по очереди, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

«ПОЖЕЛАНИЯ»

Цель:

Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка).

Ход игры:

Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: « Я желаю тебе…

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель:

Развивать умение понимать и определять настроение и самочувствие своих близких и родных людей.

Ход игры:

Папа расстроен, потому что...

Мама расстроилась из-за...

Дедушка посмотрел на меня строго, потому что...

Младший брат расплакался из-за...

Заключением такой игры могут стать вопросы:

Что нужно сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку?

Бывали ли вы внимательны к настроению, самочувствию своих родных?

«МУРАВЬИ»

Цель:

Ход игры:

Воспитатель (рассадив детей вокруг себя): « Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь тола иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатываю знатный пир. У меня такое предложение: роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами». Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

«ЖИЗНЬ В ЛЕСУ»

Цель:

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).

Ход игры:

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей).

«Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы?

Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись...»

Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д.

«ДОБРЫЕ ЭЛЬФЫ»

Цель:

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).

Ход игры:

Воспитатель садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя.

«Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу».

Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями.

«Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их...»

Разыгрывается бессловесное действо

«ПТЕНЦЫ»

Цель:

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).

Ход игры:

Воспитатель: « Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в Скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир - познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся «предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат».

ПРИМЕРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

1 ситуация:

Девочка протирала влажной тряпочкой строительный материал и нечаянно пролила воду из тазика. Девочка растерялась, а к ней подходит мальчик… Что он будет делать?

2 ситуация:

Дети рисовали каждый на своем листочке, и вдруг девочка разлила краску на рисунок товарища. Что было дальше?

3 ситуация:

Девочка пришла в детский сад с красивыми новыми бантиками. Мальчик подошел к ней, дернул за косичку, и она расплелась. Мальчик засмеялся и убежал. Что было дальше?

4 ситуация:

«Что сказала бы мама» Вы разлили молоко, наступили кому-нибудь на ногу, разбили вазу, обидели друга и т.д. Что сказала бы мама? (дети обыгрывают ситуацию).

5 ситуация:

Оля делала подарок маме. Братик побежал и часть листочков упали на пол. Оля готова была заплакать, но братик сказал волшебное слово. Какое? Оля улыбнулась и сказала братику…

6 ситуация:

Бабушка сшила для Катюшиной куклы платьице, но оно оказалось малым. Катюша расстроилась, а бабушка попросила принести ей куклу и сшила другое платье. Внучка была рада. Она…

7 ситуация:

Ваня строил гараж для машины. Миша просил: «И я с тобой буду строить». Как бы вы попросили об этом друга? Строить Миша не умел, и стройка его развалилась. Он сказал: «Я не специально сломал гараж…» Какое слово должен был сказать Миша? И они дружно начали играть вместе.

8 ситуация:

Представьте себе, что вы уходите из детского сада домой и видите, как мальчик толкает девочку в лужу. Туфли ее намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слезы. Что бы вы сделали?

Игра - это основной вид деятельности в дошкольном учреждении. Через игру происходит социализация ребёнка. Формирование понятийного аппарата. Воспитание ориентируется на внутреннюю свободу личности. Закладываются ценностные ориентиры духовно - нравственного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию

Подготовила:

Андреева Марина Николаевна

МДОБУ № 4 «Лукоморье»

Г. Соль-Илецк

1. «Знакомство»

Ее можно проводить с родителями и педагогами, так же с детьми подготовительной группы. Суть ее заключается в том, что вы будете по очереди называть свое имя и присущее вам качество. Начинающееся на ту же букву, что и имя.

2. «Снежный ком»

Цель: позволяет детям скорее запомнить имена, друг друга, установить контакт.

Ход игры: Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, и, называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.

3. «Ласковое имя»

Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно стараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а, кроме того, произнести его ласковое имя».

4. «Не выпустим шарик из круга»

Цель: Формирование умения действовать сообща, снятие эмоционального напряжения.

Играющие встают в круг и берутся за руки. В центр круга запускается воздушный шарик. Задача - любыми способами, но, не разъединяя рук, удержать шарик в воздухе как можно дольше.

5. «Колечко красоты»

Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.

У вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

6.«Помоги слепому дедушке»

Цель: формирование чувства уважение к взрослым и сверстникам, внимательного отношения к окружающим их людям, доверию друг к другу, развитие черт характера, способствующих лучшему взаимодействию и взаимопонимания в процессе общения, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.

Количество игроков - не меньше 2-х человек. В начале игры выбирается ведущий путем жеребьевки. Ведущий должен предложить всем участникам разделиться на пары и выяснить, кто из них будет играть роль дедушки, а кто будет ему помогать. Ведущий объясняет, что «дедушка» плохо видит т.к. он старенький, поэтому ему завязывают глаза. Затем ведущий с остальными игроками придумывает маршрут (маршрут не должен проходить по прямой дороге, желательно обходить кусты, деревья, мебель…). По этому маршруту игроки проведут «слепого дедушку». После этого пары встают на старт и по свистку ведущего отправляются в путь. Победившим считается та пара, которая быстро и без ошибок преодолеет весь маршрут. Усложнение игры - до «дедушки» нельзя дотрагиваться и руководить его движением можно только словами

7. «Только хорошее»

Цель: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

8. «Цвета эмоций»

Цель: развитие воображения, выразительных движений.

Ход игры: Выбирается водящий, по сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой один из основных цветов. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным, пытаются изобразить этот цвет, не называя, а водящий должен его отгадать. Можно разделиться на две команды, при этом одна команда будет изображать цвет (поочередно или одновременно), а вторая - отгадывать.

9. «Круг честности»

Цель: продолжить формировать социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств - честности ребенка.

Дети делятся на две команды. Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку друг за другом, под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку. Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках. Затем команды меняются местами.

10. «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2–3 минуты):

Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.

Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

Игровое упражнение «Связующая нить»

Дети встают в круг и передают друг другу клубок ниток так, чтобы тот, кто уже держал клубок, не выпускал нить из рук. При передаче клубка мы говорим друг другу добрые пожелания.

11. Игра «Воздушный шар»

Цель: Формировать у детей осознание, понимание добрых поступков. Учить анализировать делать выводы. Отличать героев по поступкам. Формировать понятия положительного и отрицательного персонажа. Классифицировать их по данным понятиям.

Ход игры: Воспитатель читает сказку, рассказ. Затем происходит обсуждение прочитанного произведения. Дети отвечают на вопросы воспитателя. По желанию пересказывают понравившийся отрывок из текста. Далее происходит классификация по средством вопросов воспитателя, то есть деление героев на положительных и отрицательных. Положительных героев сажаем в воздушный шар при этом ребёнок объясняет почему он выбрал именно этого героя (приводит примеры добрых поступков данного персонажа).

12. Лото «Доброе дело»

Цель: Воспитывать в детях доброе отношение к близким, заботу о них. Учить анализировать и делать выводы. Учить соотносить предметы (орудия труда, действия и с добрым делом. Классифицировать их по данным понятиям.

13. Игра «Птица счастья»

Цель: Воспитание доброго отношения к окружающим, оказание помощи, поддержки. Стимулировать детей на добрые дела, заботиться, оказывать помощь окружающим.

Ход игры: Стенд в виде птицы (Павлин, расположен на уровне глаз детей в доступном месте. Рядом с птицей в коробочке лежат кружочки. В этой же коробочке лежат вырезанные лица детей или их метки на обороте каждой метки липучка для крепления. Ребёнок прикрепляет свою метку и от неё лучиком выкладывает кружочки. Они обозначают дела. Красный кружок - помочь на занятии, голубой кружок - помочь одеться товарищу, оранжевый кружок - помочь дежурным, зелёный кружок - помочь воспитателю полить цветы, синий кружок - принести и насыпать корм в кормушку и т. д. Кружочки прикрепляются в течении дня в конце дня подводятся итоги.

14. «Добрая тучка»

Цель: Формировать понятие "Доброта," доброго отношения к близким, думать о своих поступках и поступках других сопоставлять их и делать выводы. Воспитывать в детях доброе отношение, заботу о ближнем своём, оказание помощи. Побуждать детей в стремлении делать добро другим людям. Воспитание доброго отношения к окружающим, оказание помощи, поддержки.

Ход игры: Вывешивается картинка тучки с ленточками. Прикрепляются метки детей на каждую ленточку. Затем на ленточку прикрепляются капельки добрых дел.

Для того, чтобы эти игры были успешными, они должны быть прожиты и прочувствованы взрослыми.


Игра «Водичка, умой мое личико!»

Дидактическая задача . Формировать доброжелательное отношение друг к другу; приучать к вежливости.

Игровая задача . Помочь Буратино выполнять правила поведения.

Игровые правила . Имитировать правила поведения так, чтобы все узнали, какие это правила.

Ход игры

Воспитатель показывает ребятам картинку, на которой изображено, как дети умываются: с удовольствием намыливают и ополаскивают руки, лицо, при этом не мешают друг другу. Потом показывает другую картинку: дети толкаются возле умывальника, брызгают друг на друга водой, пол мокрый, дети ссорятся, их волосы взлохмачены. Воспитатель просит детей сравнить картинки и сказать, какая картинка им нравится больше. Дети отмечают, что первая картинка им нравится больше, а вторая им не нравится, и объясняют почему.

Неожиданно в группу приходит Буратино, у которого порваны штаны, испачкан длинный нос, сбит набок колпачок —таким он пришел с улицы. Воспитатель спрашивает: «Буратино хочет кушать, можно ли ему идти за стол?» Дети объясняют, что сначала надо умыться.

Начинается игра «Умоем Буратино».

Все штанишки в черных пятнах, (Дети переглядываются и грозят пальцем.)

Ты, дружок, не аккуратен.

Сбит в полосочку колпак.

Нам в ответ: (Буратино отмахивается рукой.)

— Сойдет и так!

Весь в песке, в болотной тине (Буратино садится за стол.)

Был испачкан Буратино, (Дети возмущенно переглядываются.)

Как чумазый он пришел,

Так уселся он за стол.

Все ребята это знают — (Дети имитируют умывание.)

Так никто не поступает,

Перед каждою едой

Непременно руки мой! (Дети показывают чистые ладоши.)

Два часа от грязной тины (Дети моют Буратино.)

Отмывали Буратино,

Стал наш мальчик так хорош, (Дети хвалят Буратино.)

Так красив и так пригож.

Повязал себе салфетку, (Буратино повязывают салфетку.)

Аккуратно съел котлетку, (Буратино дают тарелку с едой.)

Суп не вылил на кафтан

И «спасибо» всем сказал. (Буратино встает из-за стола и раскланивается.)

Дети участвуют в инсценировке, которую можно проводить как с помощью куклы, так и с участием ребенка, играющего роль Буратино.

Далее дети играют с воспитателем в игру «Что мы делаем, покажем»: ребята выполняют движения, а Буратино отгадывает, что они делают; затем Буратино показывает движения, а дети отгадывают (моют руки, копают лопаткой, здороваются, прощаются, благодарят, извиняются).

Игра «Утешим медвежонка»

Дидактическая задача . Поощрять попытки детей пожалеть кого-либо и помочь.

Игровая задача. Помочь медвежонку и утешить его. Игровые правила. Показывать решение так, чтобы было всем понятно, как надо поступить.

Ход игры

В гости к детям приходит медвежонок. Он очень расстроен, плачет. Медвежонок разбил любимое папино блюдце и теперь боится идти домой. Скоро вечер, мама и папа будут беспокоиться. Что делать? Воспитатель побуждает детей помочь медвежонку и успокоить его. Дети подходят и говорят ему утешительные слова: не плачь, не беспокойся, мы поможем, не бойся, не грусти. Медвежонок от этих слов плачет еще больше. Воспитатель говорит, что все дело в разбитом блюдце, из которого папа всегда пьет чай.

Дети решают помочь медвежонку склеить старое блюдце и сделать новое. Дети получают заготовки — «разбитое блюдце» (нарисованное блюдце с отломанным кусочком) и «склеивают» их (зарисовывают узором). Затем рисуют рядом новое блюдце и дарят медвежонку.

Медвежонок благодарит ребят. Дети играют с медвежонком в игру «Правильно или нет?»

Воспитатель показывает ситуацию: человек плачет, закрыл лицо руками. Решение: подойти и обнять, погладить по голове, сказать хорошие слова.

Подобные ситуации воспитатель показывает несколько раз, потом дети могут их создавать сами, а медвежонок будет изображать, как надо поступить.

Игра «Самостоятельный енот»

Дидактическая задача . Учить правильно оценивать поступки; воспитывать самостоятельность.

Игровая задача . Показать еноту, как надо быть самостоятельным.

Игровые правила. Правильно подобрать карточку.

Ход игры

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кто-то пыхтит за ширмой. Это енот, он не может завязать себе шнурки. Енот сердится и кидает башмаки. Воспитатель спрашивает у енота, почему у него такое настроение. Енот отвечает, что башмаки у него плохие, не слушаются, а шнурки не хотят завязываться, поэтому он и разозлился. Енот не верит, что у детей башмаки и шнурки никогда не капризничают.

Воспитатель просит ребят показать, как надо обращаться со шнурками, чтобы они завязывались, и с ботинками, чтобы они хорошо надевались и красиво выглядели. Дети берут заготовки со шнурками и показывают, как надо их завязывать. Потом они объясняют еноту, как надо ухаживать за ботинками: мыть, смазывать кремом, сушить, ставить на полочку.

Затем дети играют в игру «Что нужно?» Воспитатель дает им карточки с изображением предметов и карточки с изображением ухода за ними (на одной карточке изображена обувь, на другой — крем для обуви; одежда —щетка; ковер —пылесос; пол —швабра и ведро). Сначала дети рассматривают карточки, потом называют изображенные предметы и способы ухода за ними, потом подбирают соответствующие карточки.

Игра «Проводим уборку»

Дидактическая задача . Воспитывать аккуратное, бережное отношение к предметам и игрушкам, желание трудиться.

Игровая задача. Научить Незнайку убирать свою комнату.

Игровые правила . Правильно подобрать карточки.

Ход игры

Воспитатель просит детей помочь Незнайке, он не умеет убирать комнату. Дети рассказывают, как они сами заботятся обо всем, что есть в групповой комнате: протирают полки в шкафах, убирают на место игрушки, выбрасывают мусор в корзину. Незнайка хочет все это запомнить, и воспитатель предлагает поиграть.

Проводится игра «Убери на место». На карточках изображены предметы, которые надо «убрать на место», то есть подобрать к ним другие карточки, на которых изображено то место, куда надо этот предмет убрать: игрушки —на полки; книжки —в шкаф; карандаши —в коробки.

Дети рассматривают карточки, объясняют, что на них нарисовано, потом подбирают подходящий предмет.

Даулеталиева Ж. А., воспитатель

Западно-Казахстанская область

Город Уральск

ГККП я/сада №4 «Березка»

Статья

«Игра - как средство нравственно-духовного

воспитания дошкольников»

«Без игры нет, и не может быть полноценного развития Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сам процесс нравственного воспитания дошкольника.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Необходимо формировать у них такие важные для каждого человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Считаю, что решение проблем нравственного воспитания современных дошкольников посредством игры позволит более глубоко осмыслить пути, средства, возможности и специфику педагогической работы с детьми в детском саду, в процессе которой дети смогут активно переосмыслить накопленный нравственный опыт.

Поэтому целью моей работы по теме творческого поиска «Игра как средство обучения и воспитания дошкольников» является формирование нравственных, общественных качеств ребенка в процессе игры.

В игре ребенок обучается и воспитывается более успешно, чем на специальных занятиях, так как игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности и способность к созиданию нового.

Ребенок в сюжете игры соединяет реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Часто родителям кажется, что игра – это забава, развлечение. Не признавать и не понимать игру – значит не понимать и недооценивать дошкольного детства, не удовлетворять духовных потребностей ребенка.

Если родители искренне интересуются играми своего ребенка, серьезно, с уважением относятся к ним, то ребенок не испытывает в их присутствии неловкости, доверчиво делится с ними своими замыслами о том, во что ему хочется поиграть, прислушивается к советам старших.

Игры детей старшего возраста требуют целенаправленной, продуманной организации со стороны взрослых. Иначе возможен разрыв между жизненным и игровым опытом ребенка.

Основной путь обогащения игры нравственным содержанием лежит через ознакомление детей с явлениями общественной жизни и воспитание положительного отношения к ним.

Поэтому, я провожу целенаправленную работу по развитию нравственно-духовных качеств у детей путем использования в своей работе сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, театрализованных игр, так как важным в игре является не только умственное, эстетическое и физическое, но и нравственное развитие ребенка, которое помогает малышу лучше ориентироваться в нравственных нормах, видеть красивое в окружающем.

Для обеспечения организованной, интересной и содержательной жизни детей в детском саду я использую в возрастных группах разнообразные игры.

Уверена, что игра очень важна и для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности.

Также я придаю большое значение индивидуальной работе, в которой главным является воспитание и обучение в игре, через игру.

Таким образом, действия в воображаемом плане (в игре) помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.

Большое место в нравственно-духовном воспитании детей я отвожу народным играм, особенностью которых является то, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.

В заключение хочу отметить, что с помощью игр, дети дошкольного возраста незаметно для себя учатся действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Считаю, что игра для старших дошкольников продолжает оставаться ведущей деятельностью, определяющей разные стороны развития личности, в том числе нравственности. В игре происходит усвоение моральных правил. Она остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам.

Увлекательные игры помогают сделать воспитательно-образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным.

Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретет такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты.

Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.

Так что начинайте заниматься с детьми с детства, играйте с ними в игры, причем, чем раньше, тем лучше!

Помогите ребенку самому научиться добывать знания. Радуйтесь каждому успеху вашего ребенка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые. Пусть он видит, что учиться и познавать – это интересно и необходимо каждому. И ваш ребенок непременно станет выдающимся.

Статья «Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников»

«Копилка уроков – сайт для учителей» 21. 10. 2016 года)

Елена Гаврилова


Дорогие коллеги разрешите представить игры на формирование духовно - нравственного воспитания.

Игра - это основной вид деятельности в дошкольном учреждении. Через игру происходит социализация ребёнка. Формирование понятийного аппарата. Воспитание ориентируется на внутреннюю свободу личности. Закладываются ценностные ориентиры духовно - нравственного воспитания.

Занимаясь по программе "Истоки" я сделала вывод, что словесный материал, который даётся ребёнку, должен закрепляться, не только посещением экскурсий в "Музей Старины", расположенный в детском саду, посещением библиотек, а также в предметно - развивающей среде (в игре).

Я предлагаю игры, которые придумала сама на формирование духовно - нравственного воспитания.

[Игра № 1 Классификация

"Воздушный шар"

Цель:

формировать у детей осознание, понимание добрых поступков. Учить анализировать делать выводы. Отличать героев по поступкам. Формировать понятия положительного и отрицательного персонажа. Классифицировать их по данным понятиям.

Ход игры:

Воспитатель читает сказку, рассказ. Затем происходит обсуждение прочитанного произведения. Дети отвечают на вопросы воспитателя. По желанию пересказывают понравившийся отрывок из текста. Далее происходит классификация по средством вопросов воспитателя, то есть деление героев на положительных и отрицательных. Положительных героев сажаем в воздушный шар при этом ребёнок объясняет почему он выбрал именно этого героя (приводит примеры добрых поступков данного персонажа)







Игра № 2 Классификация

Лото "Доброе дело"

Цель:

Воспитывать в детях доброе отношение к близким, заботу о них. Учить анализировать и делать выводы. Учить соотносить предметы (орудия труда, действия и с добрым делом. Классифицировать их по данным понятиям.



Игра хороша ещё и тем, что дети сами принимали участие в её создании






Игра № 3

"Птица Счастья"

Цель:

Стимулировать детей на добрые дела, заботиться, оказывать помощь окружающим.

Описание игры:

Стенд в виде птицы (Павлин, расположен на уровне глаз детей в доступном месте. Рядом с птицей в коробочке лежат кружочки. В этой же коробочке лежат вырезанные лица детей или их метки на обороте каждой метки липучка для крепления. Ребёнок прикрепляет свою метку и от неё лучиком выкладывает кружочки. Они обозначают дела. Красный кружок - помочь на занятии, голубой кружок - помочь одеться товарищу, оранжевый кружок - помочь дежурным, зелёный кружок - помочь воспитателю полить цветы, синий кружок - принести и насыпать корм в кормушку и т. д. Кружочки прикрепляются в течении дня в конце дня подводятся итоги.




Игра № 4 Воспитание доброго отношения к окружающим,оказание помощи, поддержки.

"Добрая Тучка"

Цель:

Формировать понятие "Доброта" доброго отношения к близким, думать о своих поступках и поступках других сопоставлять их и делать выводы

Воспитывать в детях доброе отношение, заботу о ближнем своём,оказание помощи. Побуждать детей в стремлении делать добро другим людям.

Ход игры:

Вывешивается картинка тучки с ленточками. Прикрепляются метки детей на каждую ленточку. Затем на ленточку прикрепляются капельки добрых дел.