Женщины библии их характеристика. Предназначение женщины в свете священного писания. Как прекрасно влияние благочестивой матери

На сегодняшний момент весьма модным стало называть детей, в особенности девочек, редкими именами. И это неудивительно. Ведь библейские имена отличаются особой звучностью, красотой произношения. Однако не каждое из них может благоприятно отразится на жизни ребенка.

Существуют такие женские имена, которые несут в себе отпечаток тяжелой энергетики. Поэтому, прежде чем наречь девочку библейским именем, необходимо познакомиться с историей его возникновения, сюжетом библейского персонажа, существующего и действующего в тексте Писания. На это родители должны обратить серьезное внимание.

Так, например, имя Ада («украшение») несет в себе определенную смысловую нагрузку — для девочки с таким именем характерны:

  • вспыльчивость;
  • упрямство;
  • ярое стремление к лидерству;
  • эгоизм;
  • жесткий практицизм.

Ей присущи мужские черты характера.

У Ады с родителями складываются непростые отношения , которые чрезвычайно сложно регулировать. Что касается сферы личных взаимоотношений, первый брак редко бывает у Ады удачным.

Также не стоит называть девочку библейским именем Леа («слабая», «усталая»), поскольку оно определенным образом отражается на характере ребенка. Леа отличается неорганизованностью, стремлением заниматься исключительно своей персоной. Семья и работа занимают для нее одинаково второстепенное значение. Девочка с этим именем ставит во главу угла собственное я, не придавая серьезного значения получению знаний и приобретению жизненного опыта.

Девочка, названная именем Рахэль («овца»), отличается потребностью властвовать и доминировать во всем. И это стремление не всегда бывает оправданным и уместных в тех или иных обстоятельствах. Рахэль не боится конфликтов, не избегает их , а, напротив, посредством них самоутверждается, доказывает свою власть и силу, что приводит к сложным и противоречивым отношениям с окружающими: неуживчивый характер не позволяет жить Рахиэль в мире и согласии с людьми.

Это далеко не полный перечень библейских имен, которые неблагоприятно влияют на жизнь и характер девочки. Однако уже на основании приведенных примеров можно заметить, что некоторые имена, действительно, несут в себе тяжелый отпечаток определенного значения.

Отличительные особенности Старого и Нового завета: каким лучше пользоваться, чтобы назвать ребенка?

Имени во времена Ветхого завета придавалось особое глубинное значение . В имя не просто складывался смысл: оно состояло из целой фразы, которая определяла различные сферы жизни человека. Подавляющее большинство женщин, являющихся персонажами Ветхого завета, фигурируют в качестве пророчиц и праматерей, что закономерно отражается на значении и оттенках имени.

Одним из первостепенных женских имен Старого завета является Ева, в котором сосредоточено мощное понятие жизни, связь с подлинным представлением о назначении женщины.

Самым распространенным именем Нового завета считается имя Мария («горькая», «желанная», «безмятежная»), которое ассоциируется с образом матери, самоотверженной женщины.

В настоящее время не существует строго определенных границ между нареканием детей именами из Старого и Нового завета. Родители использует эти имена, исходя из собственных предпочтений и вкусов. На протяжении долгого время главенствующие позиции занимало библейское имя Елизавета («почитающая Бога») – смелая, величественная женщина. Имя София долгое время конкурировало с вышеупомянутым именем. Оно привлекало тем, что несло в себе значение мудрости и разумности.

Однако в последнее время наблюдается тенденция нарекать детей давно забытыми именами из Ветхого завета – Авигея («радость отца»), в Библии бывшая женой жестокого Навала, а после его смерти супругой царя Давида. Она отличалась особой красотой и умом и рассудительностью.

Однако перед тем, как наречь девочку именем из Ветхого завета, родителям необходимо обратить внимание на одну интересную закономерность: большинство женских имен принадлежали девушкам, к которым судьба не была столь благосклонна. Они были служанками, рабынями, наложницами, в жизни переносили множество тягот, мучений и невзгод, становились жертвами сложных обстоятельств, в пучине которых играли роль жертв.

С этой позиции можно заключить, что нежелательно нарекать девочку именем из Старого завета.

Старый: список и значения

К числу женских имен из Ветхого завета относятся :

  • Ева , что означает «дающая жизнь». Девушка с этим именем обладает волевыми качествами, живостью и подвижностью. Она настойчива, внимательна и уравновешенна.
  • Сарра – это имя означает «знатная женщина», «госпожа». Для девушки с таким именем характерно умение обходить конфликтные ситуации стороной, легко разрешать все трудности, возникающие на пути. Сарра наделена большой внутренней силой, мудростью, способностью принимать взвешенные решения.
  • Ревекка – имя означает «верная жена», «берущая в плен». Это весьма ранимая и обидчивая натура, которая сильно зависит от мнения окружающих людей. Но в то же время Ревекка отличается волевым характером, чувством непомерной гордости.
  • Дина – в переводе данное имя означает «отмщенная». У девочки с этим именем очень тонкая душевная организация. Для Дины характерны такие качества, как вспыльчивость, эмоциональность. У нее может резко меняться настроение: от безмятежной радости до тяжелого уныния). Девочка очень самоотверженна, влюбчива и доверчива.
  • Мириам («живущая с грустью») – девушка с этим именем невероятно верная, надежная, романтичная натура, которая сеет вокруг себя гармонию, создает уютный мир. Она общительна и открыта.
  • Фамарь («финиковая пальма»). Это имя определяет склонность девушки к непрерывному движению, бесконечной перемене мест. На русской почве данное наречение приобрело имя Тамара. Она стремиться к свободе, не переносит скучную стабильность жизни.

Новый: список и значения

К женским именам Нового завета относятся :

  • Мария – «горькая», «желанная», «любимая». Девушка с этим именем отличается силой духа, добротой души, ответственностью и подчас импульсивным характером. Она таинственная, загадочная и творческая личность, притягивающая к себе.
  • Анна имеет следующие значения: «храбрость», «сила», «благодать». Это добрая, милосердная, благородная девушка, честная и верная. Она отличается высокими моральными принципами, редко поддается влиянию окружающих. Последнее слово в принятии решений всегда остается за ней.
  • Клавдия («хромая»). Носительница этого имени имеет уравновешенный и спокойный характер. Для нее свойственно трудолюбие, умение приспосабливаться к стремительно меняющимся обстоятельствам. Девушка с этим именем весьма впечатлительна, близко к сердцу принимает складывающиеся не в ее пользу ситуации.
  • Лидия , что означает «музыкальная». Для этого имени характерны независимость во взглядах и решениях, обостренное чувство справедливости и правдивости, решительность в поступках. Лидия – доброжелательная, отзывчивая девушка с хорошим чувством юмора.
  • Сусанна – имя означает «лилия». Это чрезвычайно вспыльчивые, самовлюбленные натуры, но при этом очень ранимые и добрые. Сусанну отличает рассудительность, не изменяющая ей расчетливость во всем и настойчивость.
  • Хлоя – «цветущая». Невероятная общительная и открытая всему окружающему девушка, очень деятельная и ответственная как в сфере личных, так и рабочих отношений.

Все вышеизложенное убеждает в необходимости серьезно подходить к выбору имени для ребенка. Ведь каждое из имен таит в себе множество глубокого и загадочного. Оно способно предсказать судьбу своего носителя, наделить его набором характерных черт и определить будущую жизнь.

Пять историй, в которых упоминаются семь великих женщин.

В Библии много примеров сильных женщин, у которых можно многому поучиться. Давайте сегодня вспомним пять из них.

Иаиль (книга Судей 4)

По повелению Деворы, судьи Израиля, народ преследовал военачальника Сисару. Когда 10 тысяч человек напали на Сисару, тот сбежал. Израиль преследовал военачальника и его армию, в какой-то момент Сисара отделился от своих людей и остался один. Он вошел в шатер Иаили.

Иаиль знала, кем был Сисара, поэтому пригласила его в шатер спрятаться. Тот попросил воды. Хитрая Иаиль дала Сисаре сосуд с молоком. Выпив молока, как это со многими людьми бывает, Сисара заснул.

Иаиль пробралась в шатер с колом и молотом. Библия рассказывает, что она проткнула ковер, в котором спал военачальник, пронзив голову Сисара. Конечно, к моменту, когда войско преследователей настигло его, Сисар был уже мерты.

[Моей жене эта история из Библии очень нравится. Как вы думаете, мне нужно волноваться?]

Анна (1 Царств 1)

… я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу (1 Царств 1:28).

Анна была бесплодна. Ей хотелось сына, но Бог не давал ей. Она умоляла Господа о ребенке. В ответ она обещала, что ее сын будет служить Богу. Когда родился ее сын, она сдержала данное обещание: отвела ребенка к Илию, священнику, и оставила там, чтобы сын вырос при храме. На протяжении многих лет она продолжала влиять на жизнь сына.

Ее сын вырос и стал Самуилом - одним из самых великих мужей, о которых нам рассказывает Библия.

Авигея (1 Царств 25)

Авигея была женой злого и эгоистичного человека по имени Навал. Давид (уже помазанный на царство, но еще не взошедший на престол) послал своих слуг к Навалу с просьбой оказать ему и слугам гостеприимство. Слуги Давида были друзьями и защитниками пастухов Навала. Навал же обвинил Давида в лени и самонадянности. Ответ Навала сильно разозлил Давида, который к тому времени находился в пути после похорон Самуила. Будущий царь подготовил своих людей к битве.

Авигея узнала о произошедшем между Навалом и слугами Давида. Она приготовила еду для пира и отправилась на встречу к Давиду в надежде, что ей удастся успокоить разгневанного сына Иессея и спасти своего мужа и семью от смерти. И Давид согласился пощадить ее семью ради Авигеии.

Навал, ошалевший от собственной смелости, решив, что он очень крут, раз смог послать куда подальше Давида, устроил праздник в свою честь, напившись до беспамятства. А на следующее утро он узнал, что мирное подношение Авигеи спасло его дом от гибели. Эта новость настолько шокировала Навала, что, как говорит Библия, «замерло в нем сердце его, и стал он, как камень». Через десять дней он умер.

Когда Давид услышал новость о Навале, он послал Авигее предложение стать его женой. Давид увидел в ней добродетель - честность и желание защитить свою семью.

Есфирь (Есфирь 1-8)

В книге Есфирь героиня повествования - еврейская женщина, избранная персидским царем Артаксерксом в жены. Отказавшийся от прошлой жены, царь устроил выборы новой, выбор пал на Есфирь. Однако, царь не знал, что она была еврейкой.

Когда правая рука царя, Аман, задумал уничтожить евреев, Мардохей, дядя Есфирь, узнал об этом. Он отправился к Есфирь и попросил ее убедить мужа помиловать израильский народ. Несмотря на то, что Есфирь была царицей, у нее не было прав просто войти в присутствие царя «не по расписанию». А появление перед без приглашения было равноценно смерти.

Мардохей убедил Есфирь, что данный ей статус был частью Божьего плана по спасению Своего народа. Тогда Есфирь согласилась войти в присутствие царя без приглашения, рискуя своей жизнью.

Она пригласила царя и злого Амана в свой дом на обед, за которым планировала поведать царю о плане своего злого помощника. Царю приглашение пришлось по душе. На следующий день царь и Аман пришли к царице на обед. Аман же еще больше разозлился на иудеев и Мардохея. Когда царь узнал о плане Амана убить семью царицы, царь распорядился повесить Амана на виселице, предназначавшейся для Мардохея.

Лоида и Евника (2 Тимофею 1)

О Лоиде и Евнике в Библии мало говорится. Но то малое, что мы о них знаем, говорит о характере этих женщин. Всего один стих, 2 Тимофею 1:5: (Здесь Павел объясняет, почему он благодарит Бога за Тимофея) «Приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе» .

Павел говорит Тимофею о благодарности за характер, который тринадцатый апостол сумел разглядеть в молодом человеке. В книге часто упоминается, что Тимофей был научен. Конечно, Павел говорил о том, чему он сам научил своего ученика, но еще можно смело предположить, что многому Тимофей научился у своей бабушки Лоиды и матери Евники, которые, кажется, тоже были посвященные Богу почитательницы Библии.

Эти истории великих женщин достойны нашего внимания и вдохновляют нас по сей день.


Какова же она, Библейская женщина? Что вообще Библия говорит о нас, «немощных сосудах» и какой же должна быть настоящая женщина Библии?

Книга притчей несет для нас невероятно много информации, которую мы можем употребить в наставление и учиться от этой мудрости. Давайте же посмотрим, что Слово говорит о женщинах и, в частности, о женах.

Соломон очень подробно наставляет юношей о том, какой должна быть жена и женщина, которая приносит благословение. «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» (Пр. 18:22) - он пишет об этом практически в каждой притче и ясно дает понять, какое же значение играет женщина в жизни мужчины. В наше время этот аспект касается не только жен, но и ситуации в церкви вообще: ведь ни для кого не секрет, что сестер в наших церквях в несколько раз больше, чем братьев. Именно поэтому женщины-христианки сейчас как никогда нуждаются в Слове Божьем для того, чтобы узнать волю Господа о них, учиться правильно влиять на братьев и быть им опорой, в которой они так нуждаются (хотя никогда и не признаются в этом J).

Итак, «Благонравная жена приобретает славу» (Пр. 11:16). Как иногда нам не хватает этого самого благого нрава, нам так и хочется доминировать – всегда и всюду, таково уж время сегодня. Однако причина малой активности мужчин в наших церквях зачастую в излишней активности сестер. Такие уж они, братья, - сильны, когда чувствуют, что необходимы, ведь Господь не просто так сотворил нас дополняющими друг друга.

Много внимания уделяется сварливости жен – уж чем-чем, а этим мы грешим: «Глупый сын – сокрушение для отца своего, и сварливая жена – сточная труба» (Пр.19:13), «Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме» (Пр. 21:9), «Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена – равны» (Пр. 27:15). Да, все это о нас. Конечно, не совсем приятно читать такие сравнения, но, я думаю, они отражают мысли мужчин, когда мы становимся сварливыми. Сварливый – ворчливый, склонный к ссорам. Конечно, эти стихи Соломон в первую очередь обращал к замужним, потому что этот проступок чаще присущ именно им. Полагаю, после таких сравнений сварливой быть совсем не хочется.

Ну и, наконец, о женской мудрости: «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками»(Пр. 14:1), «Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа» (Пр. 19:14). Мудрость от Господа – это то, что действительно необходимо нам, сестрам, и не только для того, чтобы устроить семейный очаг, но и для того, чтобы Дом Божий был устроен. Именно мы создаем климат в церкви, мы помогаем мужчинам служить и становиться великими проповедниками, пасторами или просто верными служителями Божьими. Разрушится или устоит церковь – во многом зависит от нас.

Самое интересное в книге Притч, то о чем Соломон пишет в ее конце. Он как будто хочет еще раз подчеркнуть центральную тему своей книги и говорит о той женщине, которую хочет видеть Бог. Для Соломона именно женщина олицетворяет мудрость, вот почему он так часто прибегает к подобным наставлениям. Вот какими должны быть мы, сестры! Пусть же пожеланием для вас в этот день станут эти слова: «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. ьДлань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур - одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее: "много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их". Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!»

ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ СОГЛАСНО СЛОВА БОЖЬЕГО
Как спасенные, принадлежащие Господу, христиане стремятся не жить более в преступлениях и грехах, «в которых некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Ефес. гл. 2 ст. 2). Поэтому каждая сестра могла бы быть рада, если бы ей в связи с вышеназванной темой указали на соответствующие высказывания Писания, из которых она могла бы услышать голос Бога.
К собранным здесь цитатам из Библии не даются утомительные объяснения или увещевания. Каждый читатель, взирая на образ Господа, должен познать сам, какие практические выводы он должен сделать для себя лично.
Положение женщины определено в Писании на основании следующих четырех факторов, и не во власти человека что-либо в этом изменить.
1. Сотворение Евы (1Тим. 2:13)
2. Ее грехопадение (1Тим. 2:14)
3. Сравнение отношений «мужчина-женщина» с отношениями между Христом и Церковью (Еф. 5:22 и далее)
4. Предназначенный Богом порядок: Бог-Христос-мужчина-женщина (1 Кор. 11:3)
Упуская из поля зрения эти факторы, человек пытается внести изменение или развитие в смысле равноправия женщины с мужчиной.
Давайте поближе подойдем к четырем названным факторам.

I. ОСНОВЫ ДЛЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ
А. СОТВОРЕНИЕ ЕВЫ.
1. С самого начала была явной разница между мужчиной и женщиной.
«...Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их?» (Матф. 19:4 и Марка 10:6), однако с тем условием, чтобы они были как две зависимые друг от друга личности и одной плотью. Стирание граней различия между мужчиной и женщиной противоречат Божественной изначальной мысли.
2. Хронологический порядок: сначала был сотворен Адам, потом Ева (1 Тим. 2:13). Именно после того, как не человек, а Бог установил, что не хорошо быть человеку одному, Он сотворил помощницу, соответствующую ему (Бытие 2:18)
3. «Итак, муж... есть образ и слава Божия: а жена есть слава мужа» (1 Кор. 11:7)
Основывается на том, что:
а) «Ибо не муж от жены, но жена от мужа» (1. Кор. 11:8)
Бог сотворил Адама из праха земного, Еву же из ребра, которое он взял у Адама (срав. Бытие 2:22)
б) Жена была сотворена для мужа (ср. 1 Кор. 11:9)
Она должна быть ему помощницей, дополнением для него.
Апостол Павел из этого делает следующий вывод: женщина вследствие этого должна иметь на голове знак власти, под которой она находится. Этим и обосновывается понятие покрывала на голове жены (Ср. 1 Кор. 11:10), Чтобы подчеркнуть важность этого, Слово дополняет, что сами Ангелы наблюдают за этим и узнают в этом Божий порядок.
Б. ГРЕХОПАДЕНИЕ ЕВЫ
«И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тим. 2:14). На основании того, что сказано в стихах 13 и 14, жене запрещено поучать мужа или властвовать над ним, ей надобно быть в безмолвии. Когда же речь идет о последствиях этого преступления, говорится не о Еве, а о Адаме: тогда это преступление Адама (ср. Рим. 5:14) и «преступление одного» (ср. ст.19). Адам есть тот один, который согрешил (ст. 16). Через одного человека, Адама, пришла смерть (ср. 1 Кор. 15:21-22). Адам изменил Богу (ср. Осия 6:7).

В. ПРИМЕРЫ СРАВНЕНИЯ С ОТНОШЕНИЕМ ХРИСТА К ЦЕРКВИ
«...Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви...» (Ефес. 5:23)
Таким образом, предлагается жене занять свое положение и ответственность.
1. «...Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф. 5:24). Речь здесь идет о завершенной действительности, положении женщины.
2. Жены должны повиноваться своим мужьям и это повиновение, согласно их положения должно стать действительностью.
а) «Как Господу» (Еф. 5:22); жена видит перед собой не только своего мужа, но даже Господа — какое величие!
б) «...Как прилично в Господе» (Кол. 3:18), в соответствии с величием Господа;
в) «...Чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были» (1 Пет. 3:1), как свидетельство для неверующих;
г) «...Да не порицается слово Божие» (Тит. 2:5). Таким образом, здесь указывается на то, какие последствия имеет непослушание: противнику дается возможность порицания.
В 1 Посл. Петра 3:16 тут же дается библейский пример святых жен, которые уповают на Бога:
1. Сарра была послушна Аврааму. Мы находим это в Бытие 18:6.
2. Она называла его «господином» (Ср. Бытие 18:12). Хотя Сарра это говорила в тайне, в душе, Бог это слышал. Следующий пример женщины из Ветхого Завета, которая повиновалась своему мужу, мы находим в женщине из Сонама (4 Кн. Царств. 4:9-10), которая приготовила горницу для человека Божия лишь после того, как посоветовалась со своим мужем.

Г. БОЖИЙ ПОРЯДОК РАНГОВ: Бог-Христос-муж-жена (ср. 1 Кор. гл.11 ст. 3) В послании к Галатам хотя и подмечается, что нет никакого различия между мужчиной и женщиной и сказано: «ибо все вы одно во Христе Иисусе», «все вы во Христа облеклись» (Гал. 3:27-28), значит одеты в одежду Его достоинства и славы. Здесь речь идет о положении каждого верующего во Христе, в этом аспекте все во Христе Иисусе одно.
В практической же жизни, в семье и в собрании, авторитетом является Божественный порядок рангов. Муж является главой жены, что распространяется однако только на земную жизнь. (Ср. Ев. Лук. 20:35-36)

II. САМ БОГ СОБЛЮДАЕТ ПОЗИЦИЮ ЖЕНЩИНЫ
Ни одной женщине не было поручено через Духа Святого написать какую-либо Книгу Священного писания; в противоположность этому — две книги Священного Писания: в Ветхом Завете о женщинах повествуют Книги «Руфь» и «Есфирь» (в Новом Завете к «избранной госпоже» обращается 2 Послание Св. Апостола Иоанна).
Среди Апостолов мы не находим ни одну женщину; и среди свидетелей воскресения Христа в 1 Кор. 15 не называется ни одно имя из женщин, хотя женщины были первыми у пустого гроба.
Существуют в Библии некоторые высказывания женщин, например: Песня Мариами с женщинами, которая сменяет песнопение мужчин (Ср. Исход 15:20-21); песня Деворы, которую она пела с Вараком. Также диалог между Суламитой и Соломоном в Песне Песней, как подчеркивается, является песней Соломона, (ср. Песн. Песн. 1:1 и 6:13). Во времена упадка Богу служили некоторые пророчицы: одна из них — Девора (ср. Кн. Суд. 4:4-5). «Она жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой: и приходили к ней сыны Израилевы на суд»; далее, пророчица Алдама «И пошел Хелкия священник, и Ахикам, и Ахбор, и Шафан, и Асаия по повелению царя Иосии к Алдаме пророчице...» (4 Царств. 22,14).
Обе пророчицы совершали свое служение в своих домах. Анна пророчица не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (ср. Лук. 2:36-38 и 1 Тим. 5:5) Она славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
Однако существовали и лжепророчицы, такие как Ноадия, которая хотела устрашить Неемию (Ср. Неем. 6:14). Ее служение характеризовалось полнейшим отсутствием страха пред Богом.

III. РЕЗУЛЬТАТЫ, ИСХОДЯЩИЕ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ В ОТДЕЛЬНОСТИ
Слово Божие указывает на различие между незамужней и замужней женщиной. Первая заботится о деле Господа, чтобы быть святой и неукоризненой телесно и духовно. Замужняя же заботится о мирском, как угодить мужу (Ср. 1 Кор. 7:34). Закон нам указывает на то, что касается обеих. В то время как обещание мужчины неизменно, отец имел право упразднить обещание своей дочери, а муж — обещание своей жены (Ср. Кн. Числа 30 гл.).
А. НЕЗАМУЖНЯЯ
Как один из примеров, Слово показывает четырех дочерей евангелиста Филиппа в Деян. Ап. 21:9, которые пророчествовали. Из текста становится ясно, что это служение они, как и Девора и Алдама, делали дома у себя. Когда же несколько дней позже там появился пророк Агав, о них ничего не повествуется.
Б. ЗАМУЖНИЕ
1. Молодые жёны. Тит получает семь наставлений для молодых жён (Ср. Тит. 2:4-6). Первое: «чтобы вразумляли молодых любить мужей», — одно из наставлений в этом смысле для женщин. Мужчины же снова и снова призываются любить своих жён, потому что они в этом наставлении нуждаются больше.

2. ПОЖИЛЫЕ ЖЕНЩИНЫ
Их вклад должен соответствовать тому положению, как прилично святым. (Ср. Тит. 2:3).
Какие высокие требования! Они должны быть учителями.

В. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОЕМУ МУЖУ
Из вышеизложенного мы можем сделать следующий вывод:
1. Ей не позволено властвовать над мужем.
2. Она подчинена мужу во всем (= ее положение)
3. Она должна ему во всем подчиняться (= практическое осуществление)

Г. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЫ В ДОМЕ
Предпосылкой для пресвитеров и служителей в Церкви является то, чтобы они заботились о своих домашних и были живым примером верного хождения пред Богом для домашних своих. Это, конечно же, касается и всех верующих мужчин вообще. Задачей и обязанностью жены в связи с этим является управлять всеми явлениями в доме своем (Ср. 1 Тим. 5:14 и Притч. Сол. 31:27).
Женщина в Сонаме делала так и поняла, что Елисей есть человек Божий. Это стало для нее большим благословением (Ср. 4 Царств. 4:9).

Д. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ЦЕРКВИ
Слово Божие упоминает в 1 Посл. Кор. 11:5 о пророчествах и молитве.
На примерах из Библии мы попытаемся ближе осветить суть и методы служения женщины.
1. Служить Господу.
Из того числа многих женщин, которые были частично во власти злых духов или болезней, а теперь следовали за Христом и служили Ему своим имуществом, названы определенные имена: Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии и мать сыновей Зеведеевых (ср. Ев. Матф. 27:56 и Марк. 15:40, Лук. 8:3). Среди них были, конечно, некоторые замужние женщины. Большинство из них стояли у Креста Иисуса или смотрели издалека. Некоторые были первыми свидетелями Его воскресения (Ср. Лук. 24:10-22). В служении Господу нет никаких ограничений.
2. Служение погибающим. Женщина у колодца Иакова свидетельствовала окружающим ее людям о Господе и приводила этим к Иисусу. (Ср. Ев. Иоанна 4:28-30,39)
3. Служение братьям и сестрам по вере. Библия дает ряд практических примеров:
а) «Приветствуйте Мариамь, которая много трудилась для нас» (Рим. 16:6). Однако к этому времени ее труд был невозможен, вероятно, из-за возраста и телесной слабости.
б) «Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе» (Рим. 16:12). Сам Господь был их источником в их служении.
в) «...Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе» (Рим. 16:12).
Вид и метод их служения не описывается далее подробно, но какое свидетельство дается о них!
г) "Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе (Филип. 4:2). Вместе они несли это служение молитвы (Ср. Рим. 15:30; Кол. 4:12).
д) Сестра Апфия упоминается (Филип. 1:2) особо персонально. Ее служение, вероятно, заключалось в бодрствовании над поместной церковью и было связано с возвращением раба Онисима.
ж) «В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: „серна“; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь» (Деян. 9,36).
з) В 1 Послании к Тимофею 5:10 называются некоторые виды их служения такие, как принимать странников, умывать ноги святым, помогать бедствующим.

IV ЗАМУЖНЯЯ ЖЕНЩИНА И ЕЕ СФЕРА ВЛИЯНИЯ
Два примера из Нового Завета должны нам дать наглядную картину:
а) Акила и Прискилла. Известно, что эта чета упоминается шесть раз. Три раза упоминается муж вначале и три раза жена вначале. Перечислим эти места по порядку:
Д.Ап. 18:2 (Акила вначале). Здесь идет речь о семье, где муж — глава.
Д.Ап. 18:18 (Прискилла вначале). Оба провожают в путь ап. Павла, но здесь открывается поле труда для жены, чтобы обеспечить все для телесного благополучия.
Д.Ап. 18:26 (Акила вначале). Оба обсуждают служение Аполлоса и способствуют ему в лучшем познании мысли Божьей. Это происходит в их доме и она в этом является своему мужу помощницей.
Рим. 16:3 (Прискилла вначале). Оба сотрудники в служении апостолу Павлу во Христе и свою жизнь подвергали опасности ради апостола. В отдаче она превосходила своего мужа.
1 Кор. 16:19 (Акила вначале), так как приветствуют оба и от домашней их церкви.
2Тим. 4:19 (Прискилла вначале). Приветы этой супружеской пары говорят о любви, которую имел апостол Христа к ним.
б) Дом Стефана был начатком в Ахаии. Мать, отец и дети отдали себя для служения святым, что Коринфяне должны были почитать (1 Кор. 16:15-18).
5. Служение в Церкви
а) Служение диакона. В поместной церкви это служение может нести и сестра. Фива (Рим. 16:1,2) была служительницею в церкви Кенхрейской (не в Риме), была многим защитницею и помощницею, также и апостолу Павлу. Ее служение было в этой местности и тут соответственно описано.
в) Запрещенные открытые служения.
1. Не говорить в церквах, но молчать (1 Кор. 14:34-35). Не разрешенные речи жены в собраниях показаны здесь как постыдные.
2. В общении не учить, но молчать (1 Тим. 2:12).
Как мы видим, в своем доме Прискилла в покорном положении помогала своему мужу наставлять Аполлоса. Для этого нужны были личные знания в Слове. Старые женщины должны были вразумлять молодых жен. Слово «вразумлять» означало «направлять», что не означает «учить в обществе» (Тит. 2:4).
3. Не молиться в обществе. Апостол хочет, чтобы мужчины молились на всяком месте (1 Тим. 2:8), 1 Кор. 14:34. Подобное слово в 1 Тим. 2,9 не распространяется на молитву в общении, но на взгляды, как они в последующих стихах ясно показаны. Мария, мать Марка, предоставила свой дом верующим для общей молитвы (Д.Ап. 12:12).

6. Разнообразное применение воспитания. Анания и Сапфира утаили часть своего дохода за продажу имения, но сделали вид, что принесли все апостолам. Для Анании, зачинщика этой ситуации, не было больше возможности для покаяния, соответственно его ответственного положения, как главы семьи. Сапфира сделала также невозможным свое покаяние через то, что твердо держалась обмана и получила то же наказание (Д.Ап. 5:1 -11).

V ВНЕШНЯЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ
Она открывается в следующих делах: в покрытии головы (мы ссылаемся на наши вышесказанные примеры), в одежде, в прическе, в украшении. Последние три вещи показаны в 1 Тим. 2:9-15 и 1 Петр. 3:1-6 и бросаются в глаза; но эти места Писания не имеют законных предписаний, зато содержат внутреннюю характеристику: 1.Приличная внешность, 2.Стыдливость, 3.Благовоспитание (благоразумие, здравый смысл), 4. Признание страха Божьего через добрые дела, 5. Целомудренное хождение в страхе, 6. Сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа. Если все эти свойства есть, то это будет выявляться в повседневном поведении. Внешние, соответствующие слову приметы не должны ограничиваться только благоразумным состоянием сердца, они должны быть плодом христианской жизни.

Если через внешнее поведение злоупотребляется библейское учение, то выявляется незнание Божественных истин или легкомысленное отклонение. Злоупотребление Божьими направлениями имеет более серьёзные последствия, чем ожидается. Например, ответы на наши молитвы связаны с нашим послушанием по отношению к Слову Божьему (См. Иоан. 15:7).
Многие сестры имеют трудности держать себя в положении Божественного порядка, потому что их мужья не занимают должного места в подчинении Господу, в ответственности как глава семьи, но это не может быть основанием для оправдания перед Господом.
Примем к сердцу это обличение, которое собственно направлено к братьям: "И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная. (Рим. 12:2).
ПЛЫТЬ ПО ТЕЧЕНИЮ?
Конечно же, удобнее всего во всем поступать так, как и все другие. Для тех же, кто хочет быть истинным христианином, возникает вопрос, верно ли это пред Господом? Наше время ознаменовывается равноправием женщины с мужчиной и даже в той степени, что женщина может занимать высокие посты в правительстве.
Эта действительность повлияла и на внешний облик мужчины и женщины. Если уже давно равноправие выражалось в прическе женщины, то теперь оно выражается и в ношении брюк.
Брюки в нашем обществе по существу предмет мужского туалета, юбка, напротив, часть женской одежды.
Так почему же только настоящие христианки — женщины и девушки, которые сознательно подчиняются Слову Божьему, не носят брюки? Потому что они познали, что Бог положил различие между мужчиной и женщиной и каждому определил его особое положение и обязанности.
Они хотят достойно занимать определенное для них Создателем место и не хотят игнорировать угодные Богу различия в одежде и поведении.
Однако это делают все женщины и девушки, которые носят брюки, хотя этого не должно было быть безразлично, будь то среди верующих или неверующих.
Верующая женщина желает нравиться своему Господу, но этого не будет, если она посредством ношения брюк создает впечатление, внешне уподобиться мужчине и создать предпосылки стирания граней различия между существующими полами.
А что же говорит Священное Писание по этому поводу? В книге Второзакония гл. 22 ст. 5 сказано: «На женщине не должно быть мужской одежды и мужчина не должен одеваться в женское платье; ибо мерзок пред Господом, Богом Твоим, всякий делающий сие».
Из этого места Писания становится ясно, что Бог не хочет, чтобы мужчина носил женскую одежду, а женщина мужскую. Личности, которые в этом отношении пренебрегают волей Божьей, являются для него мерзостью, что по существу очень серьезная мысль.
Мерзостью Бог называет дела и предметы, которые вызывают у него отвращение — например, идолы. К сожалению, Соломон воздвиг для своих языческих жен идолов.
«И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской» (3 Царств 11:5,7).
И если Иисус Христос своим ученикам говорит: «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,...» то Он имеет в виду идола, который будет воздвигнут в Иерусалимском храме во времена великой скорби (сравните Ев. Матф. 24:15).
Однако женщины, заявляющие о своей принадлежности к христианству и все-таки носящие брюки, должны бы задуматься над строгим высказыванием Бога, которое Он применяет и для характеристики их действий!
«Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего» (Второзаконие 18:12).
Что же это за деяния, которые Бог называет мерзостью и мерзкими называет лица, которые эти дела делают? Это ворожеи, заклинатели, волшебники, прорицатели, гадалки, чародеи.
Разве не следовало бы христианке, в гардеробе которой еще находятся брюки и юбка — брюки, при чтении этих строк ужаснуться и задать себе вопрос: «Что я делаю?»?
Следует ли вопрос мужской и женской одежды рассматривать дословно?
В Ветхом Завете существует много предписаний, которые для христиан имеют значение только в переносном смысле.
В стихах 10 и 11 раннее названной 5 книги Моисеевой гл. 22, например, сказано народу израильскому: «Не паши на воле и осле вместе. Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе».
Духовный смысл здесь следующий: Не можем мы в винограднике Господнем трудиться вместе с теми людьми, которые имеют иное основание и иную цель, и что христианин не может свидетельствовать о вере на основании смешанных идей.
Но есть и другие предопределения, в которых Бог выразил основополагающие мысли мироздания и его существа в моральном отношении. Эти предопределения не могут быть применены в переносном смысле, но только в буквальном значении.
Если в книге Левит гл. 18 со ст. 7 сказано: «Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай... Наготы сестры твоей,., наготы жены брата твоего не открывай» Это сказано в прямом смысле и не может вызывать никакого сомнения. Да и как следовало бы понимать это в переносном смысле?
Также буквально следует понимать 10 заповедей. И если женщинам говорится, что им не позволено говорить в собрании, а подчиняться, то за основание берется выражение: «Как и закон говорит» (Сравн. 1 Кор. 14:34).
Таким образом, порядок творения, отраженный в законе поддерживается и в Новом Завете.
Другой пример — это запрет относительно крови. Этот запрет Бог наложил еще во времена Ноя, когда еще не было закона.
Далее это повеление Бог повторяет в законе. (Сравн. Кн. Левит 17:12-14 и Кн. Втор. 12:16). И, наконец, эта заповедь (воздерживаться есть кровь) выразительно подтверждается во времена апостолов для жизни христиан (Сравн. Д.А. 15:21 и 21:25).
И это является моральным требованием Бога для всех, и не только для Израиля, живущего под законом. Основанием тому является то, что в крови душа, как это уже было сказано Ною (Сравн. Бытие 9:4). «Только плоти с душею ее, с кровию ее, не ешьте» и далее "потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает. Потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришлец, между вами, не должен есть крови. Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею. Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его; всякий, кто будет есть ее, истребится. (Левит 17:11-14).
Отсюда нам становится понятно, что Бог не хочет, чтобы люди кроме мяса ели и душу, т.е. то сокровенное (кровь), в чём таится жизнь.
Кроме того, Бог определил кровь для алтаря, что является содержанием закона.
Христианин, который во всём желает исполнять волю Господню, не станет есть даже колбасы из крови. Это является моральным требованием Бога к людям.
То, что оба пола человечества обмениваются своей одеждой или хотя бы частью ее, противоречит моральным требованиям Бога; Он хочет, чтобы Его мысль, которая явилась основой сотворения мужчины и женщины в их различии и обоюдном дополнении, как индивидуумы, не извращалась людьми. Так почему же ничтожный человек пытается уменьшить и даже перечеркнуть высочайшее намерение Бога, что он практически делает в области своей внешности, своего поведения, обязанностях и служении мужчины и женщины? За всем этим стоит противник Бога — сатана, который держит человека в своей власти и вводит во всякое непослушание, будь это даже самые благословенные порядки премудрого, заботливого Бога.
Из любви к Господу, через и для Которого все создано, и Который через подвиг на Голгофе совершил спасение, верующий будет стараться избегать этого непослушания, которое не славит его Господа или унижает Его авторитет.
Если сестра осознает, что она посредством ношения брюк, если они даже иного покроя, чем мужские, своей внешностью становится на сторону тех, для кого воля Бога ничто, она должна себе сказать, что поступает несправедливо, потому что она непослушна. Своей одеждой она Бога не прославляет.
Искупленный же должен это делать во всех областях своей жизни, также как это делал Иисус Господь, во время пребывания на этой земле, прославляя своего Отца.
Благословенна жизнь тогда, когда наша внешность, наше поведение, наши дела свидетельствуют о том, что мы принадлежим Господу.
«И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.» (Кол. 3:17).
Если в доме есть подрастающие дочери, следует быть начеку, потому что если девочку в детстве приучали носить брюки, ее трудно от этого отучить.
Родители при этом в глазах детей выглядят лжецами и лгунами, если они пытаются их убедить в том, что то, что до сих пор было позволенным, является противлением воле Божьей, и что они посредством ношения брюк уподобляются мужчине и таким образом способствуют стиранию граней различия между мужчиной и женщиной, установленных Богом.

Эта статья представляет собой перевод статьи англоязычной википедии The Woman"s Bible (с мелкими уточнениями, касающимися имен и названий, необходимыми для понимания темы русскоязычным читателям, а также с минимальными дополнениями в последнем разделе). В англовике оригинальная статья на английском языке имеет статус "хорошей", что означает признание ее соответствия основным требованиям википедии.

"Женская Библия". Рукописный черновик комментария к книге Бытия (глава II, стихи 21-25, относительно Адама и Евы)

"Женская Библия" - книга в двух частях, нехудожественного содержания, которая была написана активисткой за женское равноправие Элизабет Кэди Стэнтон и комитетом двадцати шести женщин и опубликована в 1895 и 1898 годах с целью подорвать традиционную позицию религиозной ортодоксии о том, что женщина подчинена мужчине. Изданием этой книги Элизабет Стэнтон желала способствовать продвижению радикальной теологии, направленной на освобождение женщин от угнетения.

"Женская Библия" вызвала большую полемику и противостояние после своего выхода в свет. Многие активистки, работавшие вместе со Стэнтон, возражали против публикации книги, опасаясь, что критика религиозной традиции принесет вред движению за женское избирательное право. Хотя "Женская Библия" не была признана библеистами как крупная работа, она стала популярным бестселлером, чем вызывала большую обеспокоенность суфражисток. Несмотря на попытки успокоить их со стороны одной из лидеров суфражизма Сьюзен Энтони, делегатки съезда Национальной женской американской ассоциации суфражисток выпустили официальное заявление, которое дистанцировало движение от более широких целей Стэнтон, включавщих в себя критику традиционной религии.

Вследствие массовой негативной реакции, в том числе суфражисток, которые были близки к ней, публикация книги по сути прекратила влияние Элизабет Стэнтон на суфражистское движение. Возврат к поднятой Стэнтон теме критики религиозных основ сексизма и объединение теологии с феминизмом осуществились лишь спустя около семьдесяти лет и более после публикации "Женской Библии".

Предпосылки написания "Женской Библии"

В начале XIX века защитницы прав женщин начали собирать опровержения аргументов, основанных на традиционных интерпретациях библейских писаний, которые использовали против них их оппоненты. (Историческая критика Библии в то время еще не обрела широкого распространения. Движение за права женщин только начинало развиваться. Женщины не имели избирательных прав, и суфражистское движение было сосредоточено на их достижении).

Активистка за права женщин Лукреция Мотт (Lucretia Mott), принадлежавшая религиозному движению квакеров, возражала оппонентам, которые ссылались на Библию, цитированием других библейских пассажей, а также оспаривая язык оригинала интерпретируемых текстов. В 1849 году Мотт написала работу "Рассуждение о женщине" (Discourse on Woman), где обсуждала библейские персонажи Адама и Еву и деятельность различных женщин, фигурировавших в Библии, утверждая, что Библия поддерживает право женщин говорить о своей духовной вере вслух.

Независимо от Лукреции Мотт, Люси Стоун (Lucy Stone) пришла к выводу, что интерпретации Библии, утверждающие мужское доминирование, должны быть ошибочными. Стоун занималась изучением греческого языка и иврита и обрела посредством этого понимание смысла ранних библейских переводов, которые, как она считала, содержат более благоприятные для женского равенства тексты.

Используя наработки Лукреции Мотт, Элизабет Кэди Стэнтон (Elizabeth Cady Stanton) в Нью-Йорке помогала созданию проекта Декларации чувств женского движения 1848 года (Declaration of Sentiments), включившего две резолюции, которые опротестовывали мужскую узурпацию прав, касающихся места женщины в церкви и ее роли перед Богом.

В 1850-х годах Лукреция Мотт была опытным оратором, обезоруживая своими контраргументами мужчин, которые использовали против нее Библию. На Национальном съезде прав женщин (National Womens Rights Convention) в 1852 и в 1854 годах, она вступала в дискуссии с мужчинами, которые приезжали на съезд, заранее подготовленные к дебатам, с Писанием в руках. Так, преподобный Генри Грей (Henry Grew) говорил аудитории съезда 1854 года, что Библия подтверждает то, что мужчины от природы имеют превосходство над женщинами. Ему последовательно возражала активистка Ханна Трейси Катлер (Hannah Tracy Cutler), а также в более широких и политических терминах Лукреция Мотт, которая начала свое выступление словами: "Это не христианство, но интриги духовенства, которые привели к наблюдаемому нами подчинению женщин. Церковь и государство объединились, и мы должны это понимать".

Комитет пересмотра

В 1881, 1885 и 1894 годах Церковь Англии опубликовала пересмотренный перевод Библии (Revised Version), первый новый перевод Библии на английский язык за последние два столетия. Элизабет Стэнтон была недовольна отказом включить в пересмотренный перевод свежие исследования знатока Библии Джулии Смит (Julia Smith). Она писала: "Что бы ни сделали с Библией, [переводя] с иврита или греческого языка, на понятном английском это не возвышает и не уважает женщин. Моя критика основывается на исправленном издании 1988 года. Я выражаю уважение комитету, состоящему из мудрых мужчин, которые нашли наилучшее толкование, какое только смогли, исходя из своих способностей, хотя Дизраэли [английский государственный деятель] и сказал перед смертью, что издание содержало 150000 ошибок [перевода] с иврита и 7000 с греческого".

Элизабет Стэнтон собрала "Комитет пересмотра" для подготовки комментариев к новому переводу Библии. Многие их тех лиц, к которым она обратилась лично и посредством писем, отказались принять участие в ее планах, особенно ученые, которые рисковали своей профессиональной репутацией. Однако, двадцать шесть человек согласились оказать помощь.

Разделяя намерение Стэнтон, созданный комитет желал заняться исправлением библейских интерпретаций, которые члены комитета рассматривали как тенденциозно направленные против женщин, и привлечь внимание к небольшим фрагментам Библии, которые рассматривали женщин. Члены комитета намеревались показать, что не божественная воля унижает женщин, а человеческая страсть к власти.

Комитет состоял из женщин, которые не были профессиональными библейскими исследователями, но которые интересовались интерпретацией Библии и были активистками прав женщин. Среди известных членов интернационального комитета были Августа Джейн Чапин (Augusta Jane Chapin), Лилли Деверо Блейк (Lillie Devereux Blake), Матильда Жослин Гейдж (Matilda Joslyn Gage), Олимпия Баун (Olympia Brown), Александра Грипенберг (Alexandra Gripenberg), Урсула Меллор Брайт (Ursula Mellor Bright), Феба Энн Коффин Ханафорд (Phebe Ann Coffin Hanaford), Клара Бьюик Колби (Clara Bewick Colby) и Эрма вон Тролл-Боростиани (Irma von Troll-Borostyani).

При основании Национальной американской женской ассоциации суфражисток (National American Woman Suffrage Association) в 1890 году Элизабет Стэнтон была избрана ее президентом, но она передала эту обязанность Сьюзен Энтони и уехала на два года в Европу, где встречалась с женщинами, разделявшими ее взгляды. Вместе они собирали критические замечания о положении женщин в Библии. Так, в Гринбанке Бристоля Стэнтон встречалась с английской суфражисткой Хелен Брайт Кларк (Helen Bright Clark) и выступала в группе единомышленниц на тему о библейском месте женщин. Кларк сомневалась в правильности либеральных взглядов Стэнтон, шокировавших некоторых присутствовавших в аудитории, на что Стэнтон отвечала: "Ну, если мы, которые видим абсурдность старых предрассудков, никогда не откроем их для других, то как мир добьется какого-либо прогресса в теологии? Я нахожусь на закате жизни и чувствую, что моя особая миссия - говорить людям то, что они не готовы слышать...".

В 1893 году суфражистка Матильда Жослин Гейдж взяла тайм-аут от участия в работе "Комитета пересмотра" для того, чтобы писать книгу "Женщина, церковь и государство" (Woman, Church and State), оспаривающую традиционное иудео-христианское представление о том, что женщина явилась источником порока, и что секс греховен. Гейдж писала, что двойные стандарты морали причиняют вред обоим полам. Она отличалась от большинства женщин "Комитета пересмотра" тем, что не чувствовала, что Библия, даже если ее интерпретировать в более верной, оригинальной форме, сможет содействовать правам женщин. Гейдж установила, что церковь исторически действовала против интересов женщин в существенных аспектах: от канонического права римского католичества до Библии, до защиты безбрачия и так далее. Особенно Гейдж была обеспокоена преданием об Адаме и Еве.

1 августа 1895 года была опубликована первая часть "Женской Библии", которая охватывала Пятикнижие (первые пять книг Библии): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Текст прошел семь тиражей в течение шести месяцев; это был бестселлер. В январе 1898 года была опубликована вторая часть "Женской Библии", охватывающая оставшиеся книги Ветхого Завета, а также все книги Нового Завета. Книга включала предисловие, написанное Стэнтон, в котором она признавала, что "И друг, и враг - оба протестуют против названия [книги]". Но она благодарила "Комитет пересмотра" за то, что он показал "более благоговейное поклонение великому Духу Всего Блага, чем это делает церковь". Стэнтон писала: "Мы делали фетиш из Библии достаточно долго. Пришло время читать ее так, как мы читаем все другие книги, принимая доброе и отвергая злое, которые она преподает".

Реакция на издание "Женской Библии"

"Женская Библия" была подвергнута обширной критике в передовицах печатных изданий и в выступлениях с церковных кафедр. Элизабет Стэнтон писала, что "духовенство осудило [книгу] как деятельность от сатаны". Некоторые читатели были испуганы одним только вредным, кощунственным (по тем временам) ее заголовком, особенно те, кто не тратили время на ее чтение. Другие возражали чрезмерно крайним (для восприятия людей того времени) заключениям книги, выражая свою позицию на общественных форумах, таких как письма в редакцию. Одна читательница газеты Нью-Йорк Таймс написала осуждение "Женской Библии" за радикальное заявление, что Троицу составляют "Небесная Мать, Отец и Сын", и что молитвы должны адресовываться "идеальной Небесной Матери".

Мэри Сеймур Хауэлл (Mary Seymour Howell), член "Комитета пересмотра", написала в Нью-Йорк Таймс объяснение в защиту книги, говоря, что ее название может быть лучше понято как "Женские комментарии относительно женщин Библии". Элизабет Стэнтон возражала нападкам читательниц и писала, что "единственная разница между нами в том, что мы говорим, что унизительные идеи о женщинах происходят из ума мужчин, в то время как церковь считает, что они приходят от Бога".

Сьюзен Энтони (Susan Anthony), лучшая и самая верная сотрудница Стэнтон, заключила после нескольких лет работы по достижению прав женщин, что сосредоточение на праве голоса женщин было ключевым в достижении успеха движения. Женские организации имели слишком разнообразное членство для согласия в чем-либо более комплексно. Стэнтон настаивала, однако, что соглашение о правах женщин было слишком узко сосредоточено; она выдвинула множество стимулирующих идей в форме эссе для Энтони. Когда Стэнтон известила о своем интересе в завершении "Женской Библии", Энтони была недовольна тщетностью усилий пагубного (как она считала) отклонения от сосредоточения на пути к достижению женского избирательного права. Энтони написала Кларе Бьюик Колби, говоря о Стэнтон: "всеми ее прекрасными выступлениями я всегда горда, но ее комментариями Библии я не горжусь, ни духом, ни буквой... Но я буду любить и уважать ее до конца, нравится ли мне ее "Библия" [написанная ею книга] или нет. Я надеюсь, также она сделает для меня".

На съезде Национальной американской ассоциации суфражисток, который прошел с 23 по 28 января 1896 года, ее секретарь Рейчел Фостер Эвери (Rachel Foster Avery) возглавила баталии за дистанцирование организации от "Женской Библии". После того, как Сьюзен Энтони открыла съезд, Эвери заявила перед аудиторией, состоящей из более 100 членов: "В конце года работа по нескольким направлениям была сильно затруднена всеобщим неправильным представлением об отношении так называемой "Женской Библии" к нашей ассоциации. Как организация, мы несем ответственность за действия отдельных членов. В изданной книге с претенциозным названием распространяется куча комментариев... без какой-либо научной или литературной ценности, поданных в духе, лишенном благоговения и вопрошания".

Эвери призвала принять резолюцию, где говорилось, что "ассоциация [суфражисток] не сектантская, а состоящая из лиц всех оттенков религиозных мнений, и она не связана с так называемой "Женской Библией" или любой теологической публикацией". Обсуждение этого предложения делегатки съезда отложили, и было предложено удалить комментарии Эвери из официального отчета. Однако, полный рассказ о высказываниях Эвери был сообщен на следующий день в газете Нью-Йорк Таймс.

Типичной ответной реакцией на конфликт вокруг "Женской Библии" было мнение делегатки Лауры Клей (Laura Clay), выраженное в докладе Комитета Юга 27 января: "Юг согласен с женским избирательным правом, но это должно быть женское избирательное право, и ничто другое". Большинство суфражисток хотели добиваться только права голоса женщин "без его присоединения к реформам одежды, езде на велосипеде или чему-то еще".

Днем 28 января список различных резолюций был предложен на голосование съезда. Голосование по первым семи резолюциям прошло без комментариев. Восьмой резолюцией было предложенное Эвери заявление об обособлении ассоциации от "Женской Библии", и это вызвало горячие дебаты. Ряд активисток, таких как Анна Говард Шоу (Anna Howard Shaw), Элис Стоун Блэквелл (Alice Stone Blackwell), Генри Браун Блэквелл (Henry Browne Blackwell), Кэрри Чепмен Кэтт (Carrie Chapman Catt) и другие выступающие поддерживали резолюцию, в то время как Лилли Деверо Блейк (Lillie Devereux Blake) и некоторые другие были против. Сьюзен Энтони покинула председательские кресло, чтобы присоединиться к дебатам на стороне противников принятия резолюции. Она пыталась убедить делегаток, говоря (для сравнения): "Лукреция Мотт сначала подумала, что миссис Стэнтон повредила делу прав женщин, настаивая на требовании избирательного права, но у нее было достаточно здравого смысла, чтоб не принять резолюцию об этом..."

В конце концов большинство делегаток, при соотношении голосов 53 против 41, утвердили резолюцию, что рассматривалось как порицание Стэнтон и никогда не было аннулировано в дальнейшем. Вводный доклад Эвери был утвержден вместе с частью речи, вычеркивающей "Женскую Библию" из деятельности ассоциации.

Элизабет Стэнтон не присутствовала на съезде 1896 года; ей было 80 лет, она страдала ожирением и была прикована к постели. Она осознавала споры, возбужденные публикацией первой части книги, но продолжала писать вторую часть, а также работала над автобиографией "Восемьдесят лет и более: воспоминания 1815-1897" (Eighty Years & More: Reminiscences 1815–1897). Своей давней подруге преподобной Антуанетте Браун Блэквелл (Antoinette Brown Blackwell), первой женщине, рукоположенной в мейнстриме церквей США, Стэнтон в апреле 1896 года писала: "Политики невозмутимы и самодовольны под нашим огнем, но духовенство подскакивает в момент твоего прицела на них из палящего орудия, подобно опаленным горошинам на горячей сковороде".

Влияние "Женской Библии" и последователи

Работая над "Женской Библией", Элизабет Стэнтон желала продвижения изучения темы о женщинах и Библии на уровень большей образованности, но была неспособна убедить библейских исследователей своего времени принять участие в проекте, который, как ожидалось, должен был стать спорным. Исследователи продолжали избегать обращения к теме сексизма в Библии еще около семидесяти лет, до 1964 года, когда служительница унитарианской церкви, профессор исследования религии и суфражистка Маргарет Брекенбери Крук (Margaret Brackenbury Crook) опубликовала исследование "Женщины и религия" (Women and Religion) о положении женщины в иудаизме и христианстве. Переоценивая Библию и историю участия женщин в западной религии, Круг обосновывала, что традиционная теология внесла значительный вклад в поддержку низкого статуса женщины в церкви.

В книге, опубликованной в 1973 году, "Вне Бога Отца" (Beyond God the Father) радикальная феминистка, философ и богослов Мэри Дейли (Mary Daly) обсуждала "Женскую Библию". Часто рассматриваемая в качестве основополагающей работы по теологии феминизма, "Вне Бога Отца" стала попыткой объяснить и преодолеть андроцентризм западной религии. Последующие работы феминистского реформатского теолога Летти Расселл (Letty M. Russell) и феминистского библеиста Филлис Трайбл (Phyllis Trible) способствовали объединению феминизма и Библии. Обе исследовательницы были охарактеризованы в публикациях феминисток как "видные матриархи современной феминистской библейской критики".

Сегодня женщины продолжают заниматься изучением Библии в рамках получившего развитие академического богословия, и в этих исследованиях принимают участие женщины, поднимающие новые вопросы о Библии и оспаривающие традиционные основы библеистики.

Начинатель этого направления библейских исследований Элизабет Стэнтон после публикации "Женской Библии" была изолирована в движении за женское избирательное право. С того времени, как была издана книга, почетное место среди большинства суфражисток заняла Сьюзен Энтони. Элизабет Стэнтон никогда больше не приглашалась суфражистками занять уважаемое место в собрании их ассоциации.

Список использованной литературы

Council for Secular Humanism. Great Minds: Classic Voices of Free Thought. The Woman"s Bible, from Free Inquiry, Volume 19, Number 4

Library of Congress. American Memory. Draft of Elizabeth Cady Stanton"s The Woman"s Bible, ca. 1895

Gilbert, Sandra M.; Gubar, Susan. No Man"s Land, Binghamton, New York, Vail-Ballou Press, 1989, p. 69

Murphy, Cullen. The Word According to Eve, First Mariner Books, 1999, pp. 21–23

Mott, Lucretia Discourse on Woman, December 17, 1849

Bellis, Alice Ogden. Editors: Meyers, Carol L.; Craven, Toni; Kraemer, Ross Shepard. Feminist Biblical Scholarship, within Women in Scripture, Houghton Mifflin, 2000, p. 24

Stanton, History of Woman Suffrage, Volume I, pp. 379–383

About.com, Jone Johnson Lewis. The Woman"s Bible – Excerpt

Andover-Harvard Theological Library. Of the Incomparable Treasure of the Holy Scriptures: The Woman"s Bible

Stanton, Elizabeth Cady. Eighty Years & More: Reminiscences 1815–1897. Northeastern University Press; Boston, 1993, p. 372

Gage, Matilda Joslyn Woman, Church and State: A Historical Account of the Status of Woman Through the Christian Ages with Reminiscences of the Matriarchate, 1893

Stanton, The Woman"s Bible, part I, 1895

Stanton, The Woman"s Bible, part II, 1898

Sacred Texts. The Woman"s Bible, Preface to Part II

New York Times, March 7, 1896, Mrs. W. Winslow Crannell. Her View of the "Woman"s Bible."; What a Correspondent Says of Objections: Offered to Work

The New York Times, March 1, 1896, Mary Seymour Howell. Defense of The Woman"s Bible.; Mary Seymour Howell Says Something to Its Critics

Trivia-Library.com. Famous Feminist Works: The Woman"s Bible by Elizabeth Cady Stanton

Lutz, Alma. Susan B. Anthony, BiblioBazaar, 2007, pp. 302, 303

University of Rochester. Department of Rare Books & Special Collections. Susan B. Anthony: Celebrating "A Heroic Life". Anthony"s Circle

New York Times, January 23, 1896, Rachel Foster Avery. Discuss the Woman"s Bible: A Difference of Opinion Among Leading Members of the National Suffrage Association

Avery, Rachel Foster, editor. Proceedings of the Twenty-eighth Annual Convention of the National American Woman Suffrage Association. Philadelphia, Alfred J. Ferris, 1896, p. 89

Avery, 1896, pp. 20, 29

Avery, 1896, p. 76

Avery, 1896, pp. 91–95

Avery, 1896, p. 97

Elferdink, Claudia. "Margaret Brackenbury Crook". Dictionary of Unitarian & Universalist Biography (website), February 14, 2014

Mace, Emily (Fall 2009). "Feminist Forerunners and a Usable Past: A Historiography of Elizabeth Cady Stanton"s The Woman"s Bible". Journal of Feminist Studies in Religion. Indiana University Press. 25 (2): 5–23

Brenner, Athalya. "Quo Vadis Domina? Reflections on What We Have Become and Want to Be". Lectio difficilor (European Electronic Journal for Feminist Exegesis)

Newsom, Carol Ann; Ringe, Sharon H. Women"s Bible Commentary, Westminster John Knox Press, 1992, pp. xx–xxi

Library of Congress. American Memory: Votes for Women. One Hundred Years toward Suffrage: An Overview, compiled by E. Susan Barber with additions by Barbara Orbach Natanson


Перевод на русский язык размещен 18 января 2017. Данный текст на русском языке не разрешается к размещению в русскоязычной википедии, поскольку он не создавался в ее рамках, и авторское право на перевод не должно быть нарушено.