Зачем и как прививать детям трудолюбие. Воспитание в домашнем труде

Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.
Гельвеций
Трудиться, выбрав дело по душе, для человека также естественно, как жить и дышать. И одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитывать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в любой сфере общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью будущего гражданина.
Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания - процессе сложном и многогранном. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Отсюда все трудности, но в этом и ключ к их пониманию.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья - дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его - основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Профессор Свадковский в книге «Воспитание у детей трудолюбия» пишет: «Простейшая трудовая операция производит серьезные изменения в психологии

и физических способностях ребенка. Эта операция как бы разделяет человека на 2 разные жизни; до этой операции он был неумеющим человеком, после нее стал умеющим человеком». На основании многочисленных наблюдений он делает вывод, что центральным моментом, определяющим появление любви к труду - трудолюбия как неотъемлемого качества личности, является успех. Именно успех наполняет сердце ребенка радостью, вызывает прилив энергии, желание снова взяться за дело. Вот почему родители должны стремиться не просто привить трудовые навыки детям, но и следить, чтобы ребенок видел результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех рождает потребность в труде. С этого момента он работает потому, что его не только вынуждают к труду внешние обстоятельства, а труд стал для него жизненной потребностью, удовлетворением его непосредственных влечений.
Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер. А.С. Макаренко писал: «Я требую, чтобы детская жизнь была организована, как опыт, воспитывающий определенную группу привычек». Он имел в виду выработать у человека такие формы поведения, чтобы в конкретных ситуациях у него возникла потребность поступить так, а не иначе.
Под группой «привычек» он подразумевал санитарно-гигиенические, нравственные, культуру поведения, привычные способы мышления, рассуждения и, наконец, трудовые привычки, т.е. привычное положительное отношение к любому трудовому усилию.
Между тягой к деятельности и трудолюбием дистанция большая и знака равенства между двумя этими понятиями ставить нельзя. Задача воспитателей состоит в том, чтобы эту природную склонность, которая

является лишь предпосылкой трудолюбия, путем определенных педагогических мер преобразовать в одну из важнейших качеств личности.
Как это сделать? Вернемся снова к привычкам, которые согласно известной поговорке являются второй натурой человека. Пожалуй, воспитание привычки к труду - самое хлопотное дело, и пусть родители не ждут слишком быстрых и легких результатов. Во-первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением.
Только преодолевая трудности и неумения, ребенок постепенно находит удовлетворение. Получилось! До сих пор не получалось, а теперь - получилось! Приобретено еще одно умение. Это очень важный момент в эмоциональной жизни ребенка, который нельзя оставить без внимания.
Он радуется и, сияя, предлагает окружающим разделить эту радость. Он впервые с удивлением смотрит на свои руки, которые до сих пор умели только брать, а теперь научились что-то делать.
Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазин, стряпня и прочие дела, не перечислишь, так их много. Изо дня в день повторяется одно и то же, и никуда от этого не деться, хотя сфера общественных услуг постоянно расширяется.
Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. В конечном счете, это уж не такие сложные дела. Наверняка, и не приученные с детства, став взрослыми, они научатся их выполнять. Дело не в этом. Главное - привлекая
детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочка или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни - я почищу картошку». Именно с бытового труда начинается трудовое воспитание. Привычка, умение что-то делать своими руками, пригодятся ему в любой профессии и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка. Ведь любая трудовая операция, которая для взрослого человека является простой и несложной, требует от ребенка умственного напряжения. Мы должны приучать ребенка выполнять любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая. Приучать его к мысли, что любой труд, направленный на пользу, благороден. Не внушив этого нашим детям, мы вырастим белоручек и чистоплюев, которым тяжело придется в семье и в коллективе. Был случай в одном классе. Во время уборки одна ученица расплакалась оттого, что ей пришлось взять в руки тряпку. Девочка сначала брезгливо приподняла ее с пола, потом бросила в ведро с водой и наотрез отказалась мыть парты. Сам факт, что ей придется убирать грязь, вызывал в ней физическое отвращение. А когда дети стали возмущаться, называть ее белоручкой, маменькиной дочкой, она заплакала. В семье ее всячески ограждали от домашних дел. Девочка привыкла к тому, что в комнате всегда чисто, постель, которую она утром оставляет разобранной, постелена, пища приготовлена, ее одежда выстирана и выглажена. А о том, что на это затрачен труд матери, она не задумывалась. Ее так приучили. Она хорошо учится, лентяйкой ее не назовешь. Но учеба - ее обязанность. Это она хорошо

усвоила. Ей и в голову не придет сказать матери: «Отдохни, я сама вымою посуду». «Да», - огорченно соглашается мать, черствая растет она у меня.
Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, ни в коем случае не должен носить в жизни эпизодический характер. Здесь необходима систематичность. У детей непременно должны быть постоянные обязанности. Только при такой постановке вопроса труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности воспитывают важное качество - ответственность. Конечно, мама гораздо быстрее подметет пол, вымоет посуду, польет цветы. Но если это сделает 8 летняя дочь, полезнее и важнее. С каждым днем она будет делать лучше и тщательнее. Она гордится своими умениями. Она очень ревниво относится к тому, если кто- нибудь из домашних вдруг начинает вытирать пыль или поливать цветы, возмущается: «Но это же мои дела». Навыки закрепляют трудовую привычку. Без них она вообще не может появиться. Как странно бывает наблюдать в походе за мальчиками, которые не могут очистить луковицу. Плохую услугу оказали мамы своим сыновьям, заботливо оберегая их от домашних обязанностей.
Необходимо закрепить в сознании ребенка, что учеба - труд, требующий волевых усилий, внимания, активности. Ребенок должен быть готов к тому, чтобы трудолюбие вообще перенести на основную ведущую деятельность - учебу.
Трудовые привычки являются устойчивой формой поведения человека и накладывают определенный отпечаток на все его действия. Кстати, слово отпечаток в переводе с греческого означает характер. Стало быть, совокупность привычек совместно с другими психическими свойствами и чертами личности и составляют

характер. Недаром же говорят: «Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер».
Трудолюбие - одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим качеством, - нравственный калека. Но смысл и содержание трудового воспитания состоят именно в том, чтобы вместе с привычкой трудиться прививать ребенку высоконравственные мотивы, побуждающие к труду.
Говоря о мотивах детских поступков, хочется заметить, что нередко похвала, награда являются стимулом для выполнения той или иной их деятельности. Если ты сделаешь то-то и то-то, я тебе разрешу пойти в кино." Сходи в магазин за картошкой - получишь на мороженое. Реальная награда служит сильнодействующим мотивом для ребенка. Дети стараются выполнять поручения по эгоистическим соображениям, рассчитывая на поощрение.
Могут ли такие методы помочь трудовому воспитанию? И да, и нет. На первых порах, наверное, могут. Так или иначе, ребенок получает определенные трудовые навыки, привыкнув выполнять домашнюю работу. Однако впоследствии поощрения и награда становятся для него самоцелью. И это уже плохо.
- Вот ведь какой дотошный у меня. Я ему твержу: «Славик, иди играй». Так нет, можно включить пылесос, можно помою чашку, можно нарежу хлеб. И так бесконечно. До чего же трудные современные дети. Ничем их не удивишь, ни игрушками, ни развле-чениями. Уж и не знаешь, чем занять.
Ну что ж плохого в том, что он хочет вам помочь. Радоваться надо этому, поощрять такое желание. Не

упускайте момента. Пройдет еще несколько лет и вы не дождетесь такого нужного и важного для матери «отдохни, я все сделаю сам». Будете удивляться, обижаться, почему такой невнимательный. А чему удивляться? Он будет думать, что мир устроен таким образом: маме полагается все делать самой по дому, а ему полагается развлекаться, заниматься своими делами.
У Матвея 4 сына, погодки от 10 до 14 лет. Загорелые, крепкие, коренастые, как грибы боровики, они удивительно похожи между собой. Матвей гордится своими ребятами и любит хвастать: «Работящие у меня пацаны - мой корень!». В деревне его не любят в основном за жадность да еще за лихое нахальство. Ребята его целое лето в лесу промышляют. Запасать грибы, ягоды, орехи - их забота. Батя, гляди-ка, брусники нынче сколько намочим, гордится младший Мишка, - больше, чем в прошлом году. На рынок можно свезти. Молодец, сынок, хозяином станешь, - умиляется отец. Хозяйство-то - оно работу любит. А чего, батя, нас не любят? Кто? Да люди. Люди. А ты не обращай на них внимания. Каж- дый-то норовит себе кусок пожирнее отхватить. А как промахнулся - досадует. Работать-то никто не любит, все хотят так.
Всему Матвей обучил своих сыновей - и плотничать, и рыбачить. Научил трудиться. Это хорошо. Но ведь труд и нравственность неразделимы. Любит Матвей преподать сыновьям житейскую мудрость: «Труд,

он лежебок не любит. Тогда лишь кусок хлеба сладким кажется, когда его собственным горбом заработаешь. Ну а уж если заработал - не делись ни с кем, дорогой он слишком, коли потом твоим полит.
«Своя рубашка ближе к телу» - вот какой смысл вкладывает Матвей в воспитание своих детей, которые успели многому научиться, успели полюбить труд. Но мотивы их труда эгоистичны: только для себя, для своего дома.
Она возвращается домой, как обычно, в час пик. В переполненном автобусе ее толкают со всех сторон, держаться не за что и нечем: руки заняты сумками с продуктами. Она устала. День был тяжелый.
«Боже мой!» - думает она. Сейчас отдохнуть бы, а дома столько дел. Завтра Танин день рождения. У Сережи в классе праздник, ему надо подготовить нарядную одежду. На ужин что-то приготовить, пирог испечь».
Открывая ключом дверь, она слышит торопливый Сережин шепот: «Пришла». Что они еще там затеяли, - думает она. Давай сумки! ~ Сережа забирает у нее тяжелые авоськи мчится с ними на кухню. Она машинально идет вслед за ним и останавливается на пороге кухни. Раковина сияет, посуда вся чистая. На газовой плите булькает ее любимый гороховый суп. Пойдем в комнату, - тянет ее за руку сын. Она идет в комнату. Полы вымыты, на столе - букет ромашек, вокруг ни пылинки, на тумбочке - подгоревший пирог, сработанный из полуфабриката кекса. Сережина чистая форма висит на стуле. Ее усталость и раздражение, как рукой сняло. Откуда вы знали, что нужно было делать? Секрет фирмы, - поспешно заявляет Сереока, делая Тане предостерегающий знак. Ну, правда, ребята? Вы что, телепаты?
Поздним вечером, когда дети уже спят, она тихонько входит к ним, нагибается над кроватью дочери и осторожно просовывает под подушку сверток - подарок ко дню рождения. Из-под подушки падает какая-то бумажка. Листок из блокнота. Что такое, - думает она. - Мой почерк.
На листке по пунктам перечислено, что ей нужно не забыть сегодня сделать. Это ее памятка. Секрет фирмы, - улыбается она. - Добрые вы мои телепаты.
Доброта, забота о человеке, потребность доставлять радость другим - вот что должно служить мотивом, побуждающим ребенка к труду.
Трудолюбие плюс доброта - тот удивительный комплекс, который поднимает человека на моральную высоту.
Люди, сочетающие в себе эти качества - счастливейшие люди. Потому что нет, наверное, большей радости, чем доставлять радость другим.
Такие не пройдут мимо чужого горя, выручат попавшего в беду, они бескорыстны. Их действия продиктованы внутренней потребностью делать добро.
Из разных способов воспитания трудолюбия бесплоднее всех - словесные увещевания. Французский писатель Ренар справедливо отметил: «Человек глупый, осознающий свою глупость, уже не так глуп, но ленивец может осознавать свою лень, сетовать на нее и при ней остаться». Не словесные увещевания, а организация жизни ребенка должна быть главным методом вое- питания трудолюбия. Трудолюбивый мальчик, трудолюбивая девочка. Когда так можно сказать о" ваших детях - это не только приятно. Расценивайте это как свою радостную победу, педагогическое достижение. Далеко не все папы и мамы могут похвастаться, что воспитали в своих детях это качество.
Сухомлинский, называя трудовое воспитание гармонией трех начал: надо, трудно и прекрасно - вложил в это определение глубочайший смысл.
Надо. Еще как. Просто необходимо. Без любви к труду человек не может состояться, утвердиться как личность. Только трудолюбие и вместе с ним такие неотъемлемые качества, как целеустремленность, упорство, помогут ему в жизни добиться намеченной цели.
Трудно. Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Воспитание трудолюбия у ребенка потребует от нас настойчивости, колоссального терпения и времени. Ежедневно и ежечасно, в мелочах и в главном, личным примером проводить эту основную линию в воспитании нелегко.
Прекрасно. Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание: трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость тому, кто любит груд.

«Трудовое воспитание в семье»

Труд – важнейшее средство воспитания, в процессе которого формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. И здесь самая главная роль принадлежит – семье, именно здесь приобретаются элементарные навыки хозяйственно – бытового труда.

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье и.т.д. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогают понять значимость их значимость. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснением. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.

В семье ребенка необходимо привлекать к повседневному участию в бытовом труде, при этом надо заинтересовать ребенка, изложив в доступной форме значимость предстоящей работы, ее результата. Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения, Приучая детей старшего дошкольного возраста надо чаще использовать игровые формы организации, при этом необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Например, старшие дошкольники должны систематически участвовать в домашнем труде (выносить мусор, мыть посуду, ходить за хлебом и.т.д.). Однако нельзя забывать о том, что родители должны оценить его труд и желание сделать что – то для других и обязательно похвалить малыша.

Труд детей в семье не только воспитывает чувство ответственности, доброжелательности,отзывчивости,дисциплинированности, самостоятельности, но и сближает ребенка.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представления о себе и об окружающем мире. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание в семье. Родительское собрание.

Почему нужно приучать ребенка к труду с ранних лет? Посильный труд необходим, потому что он способствует всестороннему развитию ребенка.Труд требует от ребенка физического напряжения и содействует пов...

Трудолюбие издавна занимало одно из центральных мест в системе человеческих ценностей, рассматривалось как добродетель, во многом обеспечивающая благополучие в дальнейшей жизни. Труд, уважение и достаток в народном сознании были взаимосвязанными понятиями. Трудовое воспитание детей предусматривало не только обучение их всем необходимым для крестьянской жизни навыкам, но и формирование у ребенка особого отношения к труду как к жизненно необходимому средству существования и как к внутренней, нравственной потребности человека. Обучение детей трудовой деятельности проходило по хорошо продуманной, отшлифованной многими поколениями системе. Объем нагрузки и воспитательные меры соответствовали возрасту ребенка, его потребностям и возможностям в каждый период времени. труд развитие дети

В настоящее время труд по-прежнему является важнейшим средством воспитания, ведь он был и остается основой человеческой жизни и культуры.

Труд развивает умственные способности человека, именно в трудовой деятельности личность проявляет свою творческую активность, развивает и совершенствует творческие задатки. В процессе труда человек крепнет физически, развиваются его умения и навыки.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.

Уже к дошкольному возрасту дети много знают и умеют, они овладевают относительно развитыми действиями, которые носят уже результативный характер. Затем происходит переход от действий результативных к продуктивным.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников такой стороной является трудовое воспитание.

Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства доброжелательности, отзывчивости.

Труд играет большое значение в развитии способностей учащегося. Внимание младших школьников становится целенаправленным и произвольным, хотя довольно долго сильным и конкурирующим с произвольном остается непроизвольное внимание детей, увеличивается его объем, возрастает способность распределять внимание между несколькими объектами.

Велика роль труда в развитии мышления . По мере овладевания трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические. Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер.

Восприятие благодаря совершенствованию наблюдения превращается во все более целенаправленный и управляемый процесс.

Интеллектуальный характер приобретает у младших школьников память . Ребенок не только вспоминает, но и начинает решать особые мнемические задачи на произвольное намеренное запоминание или воспроизведение требуемого материала. Оба вида памяти - произвольная и непроизвольная - претерпевают в младшем школьном возрасте такие качественные изменения, благодаря которым устанавливается их тесная взаимосвязь и взаимопереходы.

В условиях трудовой деятельности происходит развитие воображения. Воссоздающее (репродуктивное) воображение развивается на всех занятиях путем формирования у детей, во-первых, умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные в их описании, но закономерно из них следующие, во-вторых, умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний (например, данное событие фактически не произошло, но условно его можно вообразить "как если бы" произошедшее, и тогда столь же условно выяснять его последствия).Стремление младших школьников указать условия происхождения и построения каких-либо предметов способствует развитию у них творческого (продуктивного) воображения.

Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.

В российских школах сложилась определенная система трудового воспитания подрастающего поколения, которая реализуется через непосредственно учебный, производительный и общественно полезный труд. В школе-интернате виды трудовой деятельности несколько иные: учебный труд, общественно полезный, самообслуживание, хозяйственно-бытовой и ручной труд. Разделение это условно, так как четких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой - помогает навести порядок в спальне.

Учебный труд едва ли не самый тяжелый для ребенка, ведь он требует большого умственного напряжения, длителен и кропотлив. Но именно в процессе учебного труда воспитывается отношение к трудовой деятельности в целом, происходит целенаправленное, ежедневное развитие личности ребенка.

Общественно полезный труд является основой всей системы трудового воспитания учащихся. Общественно полезный труд -- это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную общественную значимость. В него вовлекаются все учащиеся. В процессе систематического общественно полезного труда формируются такие нравственные качества, как ответственность, бережное отношение к общественной собственности, дисциплинированность, творческая активность и самостоятельность. Главная отличительная черта общественно полезного труда заключается в том, что это труд, в котором проявляется забота каждого участника деятельности об окружающих людях, о школе, о пришкольной территории.

Наиболее простым и доступным видом общественно полезного труда является самообслуживание , домашнее и школьное. Самообслуживание - это постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. К самообслуживанию дети приучаются уже с дошкольных лет. Закрепление и развитие привычек и навыков самообслуживания в младших классах - хорошая психологическая основа для привития детям чувства уважения к труду взрослых, понимания роли труда в жизни людей, готовности к длительному физическому напряжению., уверенности в своих силах.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела - не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к бытовому труду необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.

Ручной труд является важнейшим видом труда в коррекционной школе. Он направлен на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие младших школьников. Так, например, специальное внимание на занятиях ручному труду уделено воспитанию у учащихся привычки обдумывать задание не приступать сразу к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ и изготовление поделок (пособий), закладок для книг, при выполнении которых у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану, осуществляются межпредметные связи, развиваются конструкторские умения и навыки, творческие способности, расширяется кругозор детей. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи.

Дети младшего школьного возраста с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе и школьных делах, поэтому необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности.

Но какая бы работа не проводилась в школе по трудовому воспитанию, основы его закладываются в семье. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его - основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым. Очень часто родители считают, что детям младшего школьного возраста нельзя поручать трудовые задания, так как они еще малы и ничего не умеют. Это неправильно.

Типичные ошибки родителей заключаются в недопонимании воспитательного значения труда для детей, оберегании их от труда и выполнении за них бытового, учебного труда, неверное стимулирование детского труда (плата за труд, за учебу, обещание дорогих подарков). Иногда наказывают трудом, не умеют правильно организовать труд ребенка в семье (ограничиваются и довольствуются разовыми поручениями, не дают постоянных и на длительное время).

В семье у детей должны закладываться основы трудолюбия, вырабатываются трудовые умения и навыки.

Кроме того, семья и школа должны взаимодействовать друг с другом, проводить работу по трудовому воспитанию, придерживаясь следующих принципов:

Приобщение к труду через самообслуживание;

  • - постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
  • - постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
  • - тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
  • - организация обучения выполнению трудовых операций;
  • - формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
  • - учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
  • - поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
  • - чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.

Организуя целенаправленную, ежедневную работу по трудовому воспитанию, следует помнить и о возможностях произведений художественной литературы, иллюстраций, картин, фильмов, которые помогут расширить представления ребенка о труде взрослых.

ЕЛЕНА ШУМКИНА
Трудовое воспитание ребенка в семье

Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться . Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда , не владея трудовыми навыками , он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду , привычки и желания трудиться , включаться в труд по собственному желанию, успешно его совершать.

Трудовые умения и навыки различны : труд по самообслуживанию , хозяйственно – бытовой труд , труд в природе , ручной труд . Трудовое воспитание детей в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания , т. к. в семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия . Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда , ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка . В семье , вместе со взрослыми ребенок быстрее овладеет трудовыми навыками . Труд вместе родителями доставляет ребенку радость .

Участие в хозяйственно – бытовом труде позволяет ребенку ощутить свою причастность к заботам семьи , это способствует воспитанию многих качеств личности : отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.

В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде . Это расширяет представление о труде взрослых , формирует интерес и уважение к нему.

У младших дошкольников большое внимание уделяется воспитанию навыков самообслуживания.

Прежде чем начинать приучать малыша к самостоятельности в самообслуживание, необходимо создать условия :

Отвести постоянное удобное место для игр и хранения игрушек, чтобы он мог сам их брать, а затем убирать;

Сделать вешалку на уровне его роста, чтобы он мог вешать полотенце или одежду;

Приобрести маленький стул, на котором ему было бы удобнее сидеть;

Учить расстегивать и застегивать свою одежду и т. д.

При этом нужно использовать объяснения и наглядный показ действия.

Всему нужно учить малышей постепенно, показывая каждое действие. Оказывать ребенку помощь следует только тогда, когда он в ней действительно нуждается. Надо стремиться к тому, чтобы малыш постарался преодолеть трудности . Проявившего настойчивость и добившегося результата ребенка следует обязательно похвалить, это побуждает его к проявлению большой самостоятельности.

Малыши любят играть. Умываясь, он играет с водой, одеваясь, превращает ботинок в автомобиль и т. д. Понимая детскую потребность играть, стремление превращать окружающие предметы в объекты для игры, в тоже время нужно учить ребенка отличать игру от труда , но настойчиво добиваться нужного результата. Игра способствует развитию у ребенка многих навыков , которые пригодятся ему в труде по самообслуживанию и при оказании помощи взрослым в домашнем хозяйстве. Играя с куклой, малыш одевает и раздевает ее, застилает кроватку, подметает свой уголок и т. д.

В младшем возрасте следует давать такие поручения ребенку , которые он сможет выполнить : поставить хлеб на стол, положить ложки, принести бабушке туфли т. д. Такие поручения доставляют ребенку радость , т. к. он осознает причастность свою к полезным делам.

Малыши проявляют большой интерес к тому, что делают взрослые дома, к их действиям, к результатам труда . Этот интерес следует поощрять. И если родители не отстраняют от дела интересующегося их работой ребенка , стараются удовлетворить его любознательность, вызывают у него чувство благодарности к тем, кто трудится , у него формируется уважение к труду окружающих , появляется желание трудиться . Взрослые должны пользоваться удобным случаем, чтобы поблагодарить за внимание. Все это способствует формированию у ребенка уважения к взрослым и их труду .

Трудовое воспитание ребенка в семье

Разработала :

Ерофеева Ольга Сергеевна,

воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с №134 «Нотка»

г. Магнитогорска

Полноценному воспитанию ребенка способствует труд . В процессе трудовой деятельности у ребенка формируется множество положительных качеств личности, а также совершенствуются умения и навыки, которыми ребенок уже владеет . А гармоничное сочетание трудовых действий с другими видами деятельности открывает широкие возможности для развития ребенка в различных направлениях.

Основы трудового воспитания закладываются в семье . Семья – дружный трудовой коллектив . Любовь к труду необходимо начинать воспитывать уже в раннем возрасте. Подражание, свойственное ребенку , является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых порождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей , если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым .

Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка , чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие .

Основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей :

Приобщение к труду через самообслуживание;

Постепенный переход от самообслуживания к общественно полезному труду ;

Постепенное расширение круга обязанностей, их усложнение;

Постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений ;

Организация обучения выполнению трудовых операций ;

Формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;

Учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений ;

Поощрение прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;

Труд в семье должен быть посильным для ребенка . Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент - интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Многого он, конечно, не сделает, а вот кое-какие навыки получит. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте - игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом.

За игрой ребенка проще приучить к труду . Например, ваш дом - это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлетом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы - это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки , что ей холодно лежать на полу, или пусть мишка попросит, чтобы его посадили на полку.

Помните : давая поручения ребенку , необходимо доступно объяснить, что за чем следует выполнять, и почему это делается. Ребенку необходимо знать , зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут.

Именно так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся . Например, если цветы не полить - они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то мы не сможем поесть.

Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен : поблагодарите ребенка , похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь . Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом , то и ребенок будет стремиться к этому. Когда ребенок видит , что труд для взрослых - это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.

Учите ребенка доводить начатую им работу до конца, не торопите и не подгоняйте малыша, умейте ждать, пока он завершит работу сам.

Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых , к бережному отношению к его результатам.

Советы родителям :

1. Будьте последовательны в своих требованиях.

2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

3. Прежде чем поручить что-либо ребенку , покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей .

5. Учите ребенка уважать труд других людей , бережно относится к результатам их трудовой деятельности . Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.

6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка .

А вот и зарядка для наших трудолюбивых ручек !

Поможем ручкам стать трудолюбивыми !

Игры на развитие тактильной памяти Пальчиковые игры

Выкладывание из круп и макарон

Выкладывание самых разнообразных предметов по образцу взрослого и по замыслу ребенка

Выкладывание (спичек, палочек)

Игры с природным материалом (бусы из ягод, узоры из ракушек, камешков)

Вязание (крючок, спицы)

Использование простых и доступных материалов

Рисование (кистью, мелом, карандашом) Лепка (пластилин, глина, тесто)

Шнурование, застегивание пуговиц Плетение (нитки, проволока, лоза, трава)