Яблочный спас: традиции и обычаи, история и особенности празднования. Ореховый Спас: история и традиции праздника

В православной церкви есть удивительный праздник, который называется по-народному яблочный спас. В этот день, 19 августа, в церкви собирается много людей с корзинками, полными яблок. Их освящают, тут же и едят, и угощают друг друга. Но это только в России этот праздник имеет двойное название. Главное из них церковное — праздник Преображения, а другое, народное и необыкновенно поэтичное, — яблочный спас.

Этот праздник — один из основных (двунадесятых) праздников православной церкви, который, по преданию, посвящён одному из эпизодов жизни Иисуса Христа.

Однажды он, взяв с собой своих учеников Петра, Иакова и Иоанна, поднялся с ними на высокую гору Фавор и стал молиться. Ученики от усталости уснули, но внезапно их разбудил сильнейший свет, и они увидели, что одежды Спасителя стали сверкающими, как снег, и лицо его тоже сияло светом, какого не может выдержать глаз человека. Рядом с ним стояли два пророка — Моисей и Илия, которые говорили ему о том, как он будет убит, а потом воскреснет. Вдруг появилось облако, покрывшее всех, и из облака послышался тот же голос, что был и при Крещении. И этот голос сказал: «Это сын мой возлюбленный. Его слушайте».

После этого облако исчезло, и ученики увидели Иисуса, который стоял уже один в своих обычных одеждах. Они вместе стали спускаться с горы, и Иисус Христос просил своих учеников, чтобы они никому не рассказывали о том, что они увидели и услышали здесь.

Преображение Христово, как считается в христианском учении, было призвано доказать его ученикам божественность Иисуса Христа и укрепить их веру перед тем, как наступят страшные дни его распятия и смерти.

В этот день в церковь несут плоды и освящают их. Яблочным спасом этот праздник называется в России потому, что он проходит в тот же день, что и старинный земледельческий праздник, с которого начинается уборка яблок в садах.

В этот день Христос явился

И апостолов позвал.

Лик Христа преобразился,

Словно солнце, засиял.

Это было на Фаворе,

Что поднялся средь равнин.

Божий глас раздался вскоре:

«Он возлюбленный мой сын!»

И поведал двум пророкам

Иисус в конце пути,

Что ему под Божьим оком

Предстоит ещё пройти.

В светлый день Преображенья

Праздник яблочного спаса,

Днём прохладным и осенним

В сёлах делают запасы.

И в корзиночках народ

В церковь яблоки несёт,

Освящает все плоды

Каплями святой воды.

Преображение Господне. Яблочный спас история происхождения праздника.

Яблочный спас - второй из Спасов после Медового, которые отмечают православные верующие. Именно он считается самым главным из трех. Этот праздник не «плавающий», всегда проходит в один и тот же день. Так какого числа Яблочный спас 2015? Он недалеко «ушел» от Медового. Как и в предыдущие годы, Яблочный спас 2015 выпадает на 19 августа (6 августа по старому стилю). Он входит в список 12 наиболее значимых православных праздников.

Как в случае и с у Яблочного есть множество других названий - Великий Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Осенины. А если говорить о религиозном названии, то в этот день церковь отмечает Преображение Господне.

Яблочный спас продолжает традиции сбора первого урожая, более того в этот день славяне подмечали первые проявления осени, что сейчас как раз и можно наблюдать, поскольку сместилась с жары в прохладу.


Яблочный спас: история праздника

История происхождения Второго спаса очень давняя полуреальная-полумистическая, однако же и она связана с язычниками. Церковь решила заменить праздник сбора урожая яблок на что-то более близкое ей. Но Преображение Господне в народе всегда именуют Яблочным спасом.

Впрочем традиции с того времени не сильно поменялись, если «безбожники», как называли язычников христиане, освещали яблоки на алтаре (чтобы поскорее стали зрелыми и съедобными), то сами христиане святят плоды в церкви. Что те, что другие до Праздника первых плодов яблок не ели. Язычники верили, что яблоки в этот день наделены особой силой — они несут здоровье, красоту, силу и счастье.


Преображение Господне в православной церкви называют еще Спасом на горе. Верующие знают, что 19 августа — ровно за 40 дней до распятия Христа, Иисус и три его ученика поднялись на гору Фавор. Когда Иисус начал молиться, его лицо вдруг осветил неземной свет, а одежды превратились в белоснежные. Так Иисус Христос преобразился на глазах у Петра, Иоанна и Иакова, открыв им свое предназначение.

В этот миг будущий Спаситель узнал, что ему суждено во имя людей умереть мученической смертью на кресте, а потом воскреснуть. Христос строго-настрого запретил своим ученикам рассказывать об этом чудесном событии. Вернувшись к людям, сын Господа Бога велел собирать яблоки, чтобы Отец мог освятить их. Отмечать Яблочный спас начали в 4 веке, после того, как на горе Фавор был открыт храм, увековечивший Преображение Господне.

Западные христиане празднуют этот день 6 августа, а православные - 19 августа по новому стилю, что соответствует 6 августа по юлианскому календарю.

Праздник посвящен воспоминанию евангельского повествования о Преображении Иисуса Христа (Мф. 17:1-13, Мк. 9:1-12, Лк. 9:28-36). Как описывают Евангелия, за сорок дней до смерти Иисус вместе с апостолами Петром, Иоанном и Иаковом поднялся для молитвы на гору Фавор и там лик Его преобразился, а одежда сделалась белой.

С преобразившимся Христом беседовали явившиеся пророки Моисей и Илия, которые олицетворяют Закон и служение пророков. Беседующих осенило облако, из которого раздался голос Божий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте".

Христианское вероучение истолковывает это событие как открытие тайны Божественного промысла о спасении человека: в Преображении не только раскрывается в славе Божество самого Иисуса Христа, но и показано обoжение всей человеческой природы, совершившееся через Его воплощение.

В некоторой степени Праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником Кущей. "Если хочешь, сделаем здесь три кущи", - говорит Петр Иисусу (Мф. 17:4). Ёту связь подтверждает и традиция совершать в праздник Преображения (как и во время праздника Кущей) освящение плодов. На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть этого урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства Евхаристии.

В христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение: в Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении всех людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления.

В тех странах, где не растет виноград (в том числе и в России), установился обычай освящать вместо винограда яблоки. Поэтому в народе праздник Преображения получил также название яблочный Спас.

Праздник Преображения отмечается Восточной Церковью с IV века. В календарь Западной Церкви он был введен папой Каликстом III в 1457 году. В традиции Армянской Церкви праздник Преображения включен в пасхальный цикл, является подвижным и отмечается в седьмое воскресенье после Пятидесятницы

Яблочный Спас отмечают 19 августа. Каждый год эта дата неизменна. Как известно, в августе православные христиане отмечают три праздника, названных в честь Спасителя, - Медовый , Яблочный и Ореховый Спас. Второй Спас или Яблочный следует за Медовым (12 августа) и предваряет Ореховый (29 августа).

Яблочный Спас: история праздника

Яблочный Спас появился в результате переплетения языческих и христианских обычаев. Он имеет и несколько других названий: Первые Осенины, Второй Спас, Средний Спас, Великий Спас, Спас на горе. Последнее название связано с евангельской историей о том, как Иисус Христос явился на горе Фавор троим заснувшим ученикам в преображенном виде - в белоснежных одеждах и ярком свечении в сопровождении пророков Илии и Моисея. Именно тогда ученикам открылась истина о том, что Сын Божий будет распят, а потом воскреснет. Посредством такого преображения Иисус продемонстрировал ученикам свое божественное начало.В церковном календаре 19 августа отмечают праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Яблочный Спас: обычаи и традиции

Яблочный Спас всегда пользовался особой народной любовью и праздновался на Руси с широким размахом. Люди обязательно посещали храм, освящали яблоки и другие плоды нового урожая и угощали ими всех вокруг.

С Яблочным Спасом связано большое количество традиций и примет.

В этот день снимали урожай яблок, до него есть плоды строго запрещалось. С первым съеденным яблоком нужно было загадать желание, которое впоследствии должно было сбыться.

У девушек существовал целый ряд обычаев, связанных с сужеными. Также они просили у яблонь молодости и красоты. Люди верили, что яблоки в этот день приобретают волшебную силу.

Если в Яблочный Спас удавалось накормить нищего яблоками, это было залогом изобильного года. Если же нищий не попадался за весь день, то это считалось плохим знаком.

На Второй Спас обязательно готовили разнообразные блюда из яблок: пекли пироги, варили варенье, ели яблоки с медом.

По представлениям славян, в этот день 6 августа по старому стилю (19 августа по новому) природа разворачивалась от лета к осени и начиналось ее преображение. Люди выходили в поля с песнями и танцами встречать осень.

Считалось, что по погоде на Яблочный Спас можно судить о том, какая погода будет осенью и зимой: солнце свидетельствовало о ясной и морозной зиме, а дождь - о большом количестве снега.

Традиции Яблочного Спаса бережно хранились и исполнялись народом. Многие из них живы и по сей день.

«Пришел Спас – держи рукавички про запас», – именно так звучит одна из поговорок о Яблочном Спасе – большом религиозном празднике. Яблочный Спас также часто называют Вторым Спасом: Первый Спас (Маковей) празднуется 14 августа, а Третий, или Ореховый Спас, – 29 августа.

История праздника

В трех Евангелиях (от Марка, Матфея и Луки) описывается Преображение Господне. Иисус Христос поведал своим ученикам, что он должен умереть, а на третий день воскреснуть. Христос вместе с учениками Петром, Иаковом и Иоанном поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. Во время молитвы Иисус преобразился: лицо просияло, а одежды сделались ослепительно-белыми. В этот момент к Христу спустились ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседовали с Иисусом. Однако скоро набежала туча, из которой донесся голос: «Это Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение. Его слушайте!».

А праздник Яблочный Спас начали отмечать в 4 веке, когда царица Елена, мать римского императора Константина I, построила на горе Фавор храм как напоминание о Преображении Господнем.

Традиции Яблочного Спаса

На Спас люди надевали праздничные одежды, брали корзины с яблоками и другими плодами из собственного сада и огорода, украшали всю эту красоту букетом из пшеницы или ржи и шли к храму. Традиции Яблочного Спаса интересные и разнообразные:

  • по церковным правилам, до Второго Спаса нельзя было даже попробовать яблоко нового урожая;
  • особенно придерживались этого правила женщины, у которых умерли маленькие дети. Считалось, что если матери не будут есть яблок до Спаса, то их деткам на небе дадут золотое яблоко, которое растет на серебряном дереве;
  • после того, как семья с освященными яблоками возвращалась из церкви, глава семьи с освященной свечой обходил пасеку. После этого обряда можно было садиться за праздничный стол. Главным блюдом были печеные яблоки. Второй Спас приходится на Успенский пост (Спасский), однако в этот день разрешается употреблять рыбу и вино;
  • хозяйки в этот день много готовили, а блюда и яблоки раздавали бедным;
  • существует поверье, что на Второй Спас яблоки приобретают чудодейственные свойства: верили, что если съесть освященное яблоко полностью, даже вместе с косточками, то болезни будут обходить тебя;
  • в этот день люди делились урожаем с соседями и родственниками, чтобы в следующем году всего уродилось много;
  • на Второй Спас поминали умерших родственников. Считали, что в этот праздник умершие в третий раз приходят на землю в весенне-летний период: первый приход выпадает на Страстной Четверг, второй – на Троицу.

На самом деле традиций, связанных со Спасом, много, и в каждом регионе они разные и по-своему интересные.

Источник фото: my-city.in.ua.

Народные приметы, связанные с Яблочным Спасом

Наши предки были людьми наблюдательными, поэтому существует много примет, которые имеют отношение ко Второму Спасу:

  • если на праздник было жарко, не стоит зимой ждать снега; если на праздник шел дождь – зима будет снежной;
  • если на Спас идет дождь – осень будет сухой и теплой;
  • если обильно уродилась антоновка (сорт яблок), то на следующий год хорошо уродит хлеб;
  • какой погода была на Второй Спас, такая будет и на Покров (14 октября).

Источник фото: firtka.if.ua.

Где можно отпраздновать Яблочный Спас

Люди на Спас с праздничным настроением идут в церковь, чтобы освятить полные корзинки вкусностей. В этот день каждый храм наполняется праздничными корзинами, из которых доносится аромат фруктов и овощей. Если вы хотите провести этот религиозный праздник в особой обстановке, можете поехать в , в ,

Миронова Юлия

Исследовательская работа ученицы 8 класса, которая поставила перед собой цель познакомиться с историей возникновения августовских Спасов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Филиал МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная

Школа» в с. Малиновка

Исследовательская работа

Тема: «Августовские Спасы. История возникновения праздников»

Выполнила:

ученица 8 класса

Миронова Юлия.

Руководитель:

учитель русского языка и литературы Исаева Лиана Вахтанговна.

2015г.

Введение …………………………………………………………………….3

Основная часть……………………………………………………………...4

Глава 1.«Это удивительное слово – СПАС…» ………………………. …4

Глава 2.Медовый Спас………………………………………………….......5

Глава 3. Яблочный Спас ………………………………………………....... 7

Глава 4. Ореховый Спас …………………… ………………………….. .9

Заключение.……………………………………………………………… .10

Список информационных источников …………………………………...11

Приложения…………………………………………………………………12

Введение . 3

Август не зря называют месяцем трех религиозных праздников. Дело в том, что именно в последний месяц лета на Руси всегда отмечался великий Спас. 14 августа праздновали Медовый Спас, 19 августа – Яблочный Спас и 29 августа – отводилось для Орехового, или Хлебного Спаса. Все эти три праздника перемежаются в течение Успенского поста (Приложение1).

Все три названия содержат общий элемент – Спас. Что это, случайность? Или здесь кроется какая-то тайна?!

Так наметился план нашего исследования: мы поставили цель работы, определили задачи, разработали маршрут движения к изучению темы. Мы посетили школьную и сельскую библиотеки, пользовались материалами из сети Интернет и узнали много интересного.

Цель нашей работы: узнать, почему все три названия религиозных августовских праздников содержат общий элемент – Спас.

Задачи исследования:

Проанализировать полученные данные о каждом из трёх праздников в энциклопедической и художественной литературе, в материалах сети Интернет;

Описать историю возникновения праздников.

Гипотеза: названия праздников даны в честь Иисуса Христа - Спасителя (Спаса) и восходят к далёкой древности, отражая представления народа об окружающем его мире.

Основные методы исследования :

  1. Наблюдение, поиск и сбор информации.

2. Отбор наиболее значимых материалов.

Объект исследования : три религиозных праздника: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый Спас.

Значимость исследования: данная работа может быть использована на внеклассных мероприятиях.

«Это удивительное слово – СПАС…» 4

В названии трёх религиозных праздников есть общее слово – Спас.

Мы узнали, что у этого слова несколько значений. Так, например,

Т.Ф. Ефремова толкует значения этого слова следующим образом:

1.Иисус Христос, спасший, по христианскому вероучению, человечество, искупив его грехи; Спаситель.

2. Название церкви в честь Спасителя.

3. Название каждого из трёх летних православных церковных праздников, посвящённых Спасителю.

А вот материал из Википедии - свободной энциклопедии:

9. yandex.ru/images