Православная Пасха всегда празднуется в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия (21 марта). Эта дата привязана к движению Земли вокруг Солнца и изменениям Луны. Такой подход к определению даты Пасхи был утвержден отцами Первого Вселенского Собора, происходившего в 325 году.
Стоит при этом уточнить, что сам принцип ее вычисления был перенят у иудеев и связан с обстоятельствами самой первой Пасхи — Воскресения Христа, которое, как известно из Евангелия, произошло на следующий день после еврейской Пасхи (Песах). Евреи праздновали Песах в память исхода из Египта. Дата их Пасхи высчитывается точно по такому же принципу, что и дата православной, а также католической Пасхи.
Особенности солнечного и лунного календарей
Уже тысячи лет человечество использует два типа календарей:
- Солнечные календари, астрономическую основу которых составляет тропический год, а именно период годичного обращения Земли вокруг Солнца (365,2 дней).
- Лунные календари построены на основе законченного периода чередования лунных фаз (по этим календарям месяц составляет 29,5 суток, год — 354-355 суток).
Солнечные календари не совпадают с лунными, поэтому последние принято называть блуждающими, потому что месяцы в них не согласованы с временами года. К примеру, в нашем солнечном календаре месяц январь всегда бывает зимой, а в мусульманском календаре Мухарарм (первый месяц) может быть как зимой, так и летом.
Солнечные календари были более присущи оседлым народам, жизнь которых зависела от времени года; а лунные календари - кочевым народам. Синтез этих двух вышеназванных календарных систем — месячно-солнечный календарь в наше время используется только в государстве Израиль.
Как же была решена проблема сопоставления этих систем времяисчисления? Самое удачное решение предложил грек Метон, который в 432 году до н.э. В основу он положил 19-летний цикл, названный впоследствии по его имени «метоновым» . Он доказал, что если к 239 месяцам (19 лунных лет) прибавить семь лунных месяцев, то этот период будет точно соответствовать 19 солнечным годам.
Ныне этот «метоновый» 19-летний цикл используется для вычисления даты Пасхи. Чтобы узнать дату Пасхи, календарь полнолуний накладывается на наш привычный солнечный календарь.
Просто смотрим, когда будет первое полнолуние после весеннего равноденствия (21 марта), и в первое воскресенье после этого полнолуния — Пасха.
Кстати, византийский ученый Матфей Власарь, живший в XIV веке, благодаря метонову циклу высчитал дни Пасхи на два тысячелетия вперед!
Почему православная, католическая Пасха и еврейский Песах чаще всего празднуются в разные дни?
Причина заключается в использовании разных календарей: юлианского (так называемый старый стиль, принят у православных) и григорианского (новый стиль, принят у католиков).
Дата празднования Пасхи по годам
Ежегодно Пасха отмечается в разные даты. Христианская Пасха празднуется весной, но день празднования — не определенная дата, он определяется по лунно-солнечному календарю. Этот день выпадает на период от 7 апреля (22 марта) до 8 мая (25 апреля).
Чтобы вычислить день Пасхи , можно пользоваться пасхалиями — специальными таблицами, которые составляет православная церковь. От сроков Пасхи зависят сроки других праздников, числа которых меняются каждый год. Это переходящие праздники: Вознесение Христа — сороковой день после Пасхи, Троица (Пятидесятница) — пятидесятый день после Пасхи, День Святого Духа — следующий день после Троицы.
Можно вычислить очередную дату Пасхи по специальным таблицам самостоятельно, а можно воспользоваться уже готовыми таблицами Пасхальных дат .
Год |
Право- славная пасха |
Католи- ческая пасха |
Год |
Право- славная пасха |
Католи- ческая пасха |
Год |
Право- славная пасха |
Католи- ческая пасха |
1918 | 05 мая | 31 мар | 1962 | 29 апр | 22 апр | 2006 | 23 апр | 16 апр |
1919 | 20 апр | 1963 | 14 апр | 2007 | 08 апр | |||
1920 | 11 апр | 04 апр | 1964 | 03 мая | 29 мар | 2008 | 27 апр | 23 мар |
1921 | 01 мая | 27 мар | 1965 | 25 апр | 18 апр | 2009 | 19 апр | 12 апр |
1922 | 16 апр | 1966 | 10 апр | 2010 | 04 апр | |||
1923 | 08 апр | 01 апр | 1967 | 30 апр | 26 мар | 2011 | 24 апр | |
1924 | 27 апр | 20 апр | 1968 | 21 апр | 14 апр | 2012 | 15 апр | 08 апр |
1925 | 19 апр | 12 апр | 1969 | 13 апр | 06 апр | 2013 | 05 мая | 31 мар |
1926 | 02 мая | 04 апр | 1970 | 26 апр | 29 мар | 2014 | 20 апр | |
1927 | 24 апр | 17 апр | 1971 | 18 апр | 11 апр | 2015 | 12 апр | 05 апр |
1928 | 15 апр | 08 апр | 1972 | 09 апр | 02 апр | 2016 | 01 мая | 27 мар |
1929 | 05 мая | 31 мар | 1973 | 29 апр | 22 апр | 2017 | 16 апр | |
1930 | 20 апр | 1974 | 14 апр | 2018 | 08 апр | 01 апр | ||
1931 | 12 апр | 05 апр | 1975 | 04 мая | 30 мар | 2019 | 28 апр | 21 апр |
1932 | 01 мая | 27 мар | 1976 | 25 апр | 18 апр | 2020 | 19 апр | 12 апр |
1933 | 16 апр | 1977 | 10 апр | 2021 | 02 мая | 04 апр | ||
1934 | 08 апр | 01 апр | 1978 | 30 апр | 26 мар | 2022 | 24 апр | 17 апр |
1935 | 28 апр | 21 апр | 1979 | 22 апр | 15 апр | 2023 | 16 апр | 09 апр |
1936 | 12 апр | 1980 | 06 апр | 2024 | 05 мая | 31 мар | ||
1937 | 02 мая | 28 мар | 1981 | 26 апр | 19 апр | 2025 | 20 апр | |
1938 | 24 апр | 17 апр | 1982 | 18 апр | 11 апр | 2026 | 12 апр | 05 апр |
1939 | 09 апр | 1983 | 08 мая | 03 апр | 2027 | 02 мая | 28 мар | |
1940 | 28 апр | 24 мар | 1984 | 22 апр | 2028 | 16 апр | ||
1941 | 20 апр | 13 апр | 1985 | 14 апр | 07 апр | 2029 | 08 апр | 01 апр |
1942 | 05 апр | 1986 | 04 мая | 30 мар | 2030 | 28 апр | 21 апр | |
1943 | 25 апр | 1987 | 19 апр | 2031 | 13 апр | |||
1944 | 16 апр | 09 апр | 1988 | 10 апр | 03 апр | 2032 | 02 мая | 28 мар |
1945 | 06 мая | 01 апр | 1989 | 30 апр | 26 мар | 2033 | 24 апр | 17 апр |
1946 | 21 апр | 1990 | 15 апр | 2034 | 09 апр | |||
1947 | 13 апр | 06 апр | 1991 | 07 апр | 31 мар | 2035 | 29 апр | 25 мар |
1948 | 02 мая | 28 мар | 1992 | 26 апр | 19 апр | 2036 | 20 апр | 13 апр |
1949 | 24 апр | 17 апр | 1993 | 18 апр | 11 апр | 2037 | 05 апр | |
1950 | 09 апр | 1994 | 01 мая | 03 апр | 2038 | 25 апр | ||
1951 | 29 апр | 25 мар | 1995 | 23 апр | 16 апр | 2039 | 17 апр | 10 апр |
1952 | 20 апр | 13 апр | 1996 | 14 апр | 07 апр | 2040 | 06 мая | 01 апр |
1953 | 05 апр | 1997 | 27 апр | 30 мар | 2041 | 21 апр | ||
1954 | 25 апр | 18 апр | 1998 | 19 апр | 12 апр | 2042 | 13 апр | 06 апр |
1955 | 17 апр | 10 апр | 1999 | 11 апр | 04 апр | 2043 | 03 мая | 29 мар |
1956 | 06 мая | 01 апр | 2000 | 30 апр | 23 апр | 2044 | 24 апр |
Даты везде по тексту указаны в современном летоисчислении.
Источниками данных являются собственные расчеты с использованием алгоритмов Гаусса и Д.Кнута. Могу особо порекомендовать книги И.А.Климишина "Календарь и хронология", А.П.Пронштейна и В.Я.Кияшко "Хронология".
Христианская Пасха празднуется весной, но день празднования не является фиксированным, а определяется по лунно-солнечному календарю.
Расчет даты Пасхи сложен. Общее правило формулируется так: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - это полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. В расчете, таким образом, участвуют следующие факторы:
* обращение Земли вокруг Солнца (солнечный календарь);
* обращение Луны вокруг Земли (лунный календарь);
* установленный день праздника - воскресенье.
Если полнолуние наступает раньше 21 марта (день весеннего равноденствия), то пасхальным считается следующее полнолуние. А если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.
Но поскольку Православная и Католическая Церкви используют разные календарные системы, то и даты Пасхи и связанных с нею праздников, как правило, бывают разными.
Дата Пасхи в Православии определяется в соответстввии с 7-ым апостольскими правилом:
Аще кто епископ или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен от священного чина, правилом Первого Вселенского Собора 325 г. в городе Никее:
Признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду... И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев...
и 1-ым правилом Антиохийского поместного Собора о времени празднования Пасхи.
Из этих постановлений следует, что это празднование должно совершаться не ранее иудейской пасхи и не одновременно с ней; однако они не указывают ни календарной системы, ни месяцев, ни чисел - в них нет точного технического правила для определения времени празднования Пасхи.
В 1054 году Православная и Католическая Церкви окончательно разделились. Сложившаяся к тому времени православная пасхалическая традиция получила следующее запечатление в «Синтагмах» Матфея Властаря (XIV в.):
Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного предания:
# первое - мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия;
# второе - не праздновать вместе с иудеями в один день;
# третье - праздновать не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия;
# и четвёртое - после полнолуния не иначе как в первый день седмицы (то есть в воскресенье).
В 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие этого изменился и весь календарь. В результате католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день с ней и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц, что противоречит православной традиции. За Римской церковью последовали и западные протестанты.
В ответ на это было принято Определение Константинопольского Собора 1583 года, которое гласит:
Кто следует григорианской Пасхалии безбожных астрономов да будет анафема - отлучить от Церкви и собрания верных.
В настоящее время отношение к празднованию Пасхи по григорианскому календарю не столь категорично, однако большинство поместных православных церквей продолжают рассчитывать дату празднования Пасхи по юлианскому календарю, хотя все остальные, не связанные с датой Пасхи, праздники (например, Рождество Христово) многие Церкви отмечают по григорианскому календарю. В то же время Финляндская православная церковь вычисляет и дату Пасхи по новому (григорианскому) стилю.
СОПОСТАВЛЕНИЕ ДАТ ПРАВОСЛАВНОЙ И КАТОЛИЧЕСКОЙ ПАСХИ (1918-2049) |
Год | Право- славная пасха |
Католи- ческая пасха |
Год | Право- славная пасха |
Католи- ческая пасха |
Год | Право- славная пасха |
Католи- ческая пасха |
||
1918 | 05 мая | 31 мар | 1962 | 29 апр | 22 апр | 2006 | 23 апр | 16 апр | ||
1919 | 20 апр | 1963 | 14 апр | 2007 | 08 апр | |||||
1920 | 11 апр | 04 апр | 1964 | 03 мая | 29 мар | 2008 | 27 апр | 23 мар | ||
1921 | 01 мая | 27 мар | 1965 | 25 апр | 18 апр | 2009 | 19 апр | 12 апр | ||
1922 | 16 апр | 1966 | 10 апр | 2010 | 04 апр | |||||
1923 | 08 апр | 01 апр | 1967 | 30 апр | 26 мар | 2011 | 24 апр | |||
1924 | 27 апр | 20 апр | 1968 | 21 апр | 14 апр | 2012 | 15 апр | 08 апр | ||
1925 | 19 апр | 12 апр | 1969 | 13 апр | 06 апр | 2013 | 05 мая | 31 мар | ||
1926 | 02 мая | 04 апр | 1970 | 26 апр | 29 мар | 2014 | 20 апр | |||
1927 | 24 апр | 17 апр | 1971 | 18 апр | 11 апр | 2015 | 12 апр | 05 апр | ||
1928 | 15 апр | 08 апр | 1972 | 09 апр | 02 апр | 2016 | 01 мая | 27 мар | ||
1929 | 05 мая | 31 мар | 1973 | 29 апр | 22 апр | 2017 | 16 апр | |||
1930 | 20 апр | 1974 | 14 апр | 2018 | 08 апр | 01 апр | ||||
1931 | 12 апр | 05 апр | 1975 | 04 мая | 30 мар | 2019 | 28 апр | 21 апр | ||
1932 | 01 мая | 27 мар | 1976 | 25 апр | 18 апр | 2020 | 19 апр | 12 апр | ||
1933 | 16 апр | 1977 | 10 апр | 2021 | 02 мая | 04 апр | ||||
1934 | 08 апр | 01 апр | 1978 | 30 апр | 26 мар | 2022 | 24 апр | 17 апр | ||
1935 | 28 апр | 21 апр | 1979 | 22 апр | 15 апр | 2023 | 16 апр | 09 апр | ||
1936 | 12 апр | 1980 | 06 апр | 2024 | 05 мая | 31 мар | ||||
1937 | 02 мая | 28 мар | 1981 | 26 апр | 19 апр | 2025 | 20 апр | |||
1938 | 24 апр | 17 апр | 1982 | 18 апр | 11 апр | 2026 | 12 апр | 05 апр | ||
1939 | 09 апр | 1983 | 08 мая | 03 апр | 2027 | 02 мая | 28 мар | |||
1940 | 28 апр | 24 мар | 1984 | 22 апр | 2028 | 16 апр | ||||
1941 | 20 апр | 13 апр | 1985 | 14 апр | 07 апр | 2029 | 08 апр | 01 апр | ||
1942 | 05 апр | 1986 | 04 мая | 30 мар | 2030 | 28 апр | 21 апр | |||
1943 | 25 апр | 1987 | 19 апр | 2031 | 13 апр | |||||
1944 | 16 апр | 09 апр | 1988 | 10 апр | 03 апр | 2032 | 02 мая | 28 мар | ||
1945 | 06 мая | 01 апр | 1989 | 30 апр | 26 мар | 2033 | 24 апр | 17 апр | ||
1946 | 21 апр | 1990 | 15 апр | 2034 | 09 апр | |||||
1947 | 13 апр | 06 апр | 1991 | 07 апр | 31 мар | 2035 | 29 апр | 25 мар | ||
1948 | 02 мая | 28 мар | 1992 | 26 апр | 19 апр | 2036 | 20 апр | 13 апр | ||
1949 | 24 апр | 17 апр | 1993 | 18 апр | 11 апр | 2037 | 05 апр | |||
1950 | 09 апр | 1994 | 01 мая | 03 апр | 2038 | 25 апр | ||||
1951 | 29 апр | 25 мар | 1995 | 23 апр | 16 апр | 2039 | 17 апр | 10 апр | ||
1952 | 20 апр | 13 апр | 1996 | 14 апр | 07 апр | 2040 | 06 мая | 01 апр | ||
1953 | 05 апр | 1997 | 27 апр | 30 мар | 2041 | 21 апр | ||||
1954 | 25 апр | 18 апр | 1998 | 19 апр | 12 апр | 2042 | 13 апр | 06 апр | ||
1955 | 17 апр | 10 апр | 1999 | 11 апр | 04 апр | 2043 | 03 мая | 29 мар | ||
1956 | 06 мая | 01 апр | 2000 | 30 апр | 23 апр | 2044 | 24 апр | 17 апр | ||
1957 | 21 апр | 2001 | 15 апр | 2045 | 09 апр | |||||
1958 | 13 апр | 06 апр | 2002 | 05 мая | 31 мар | 2046 | 29 апр | 25 мар | ||
1959 | 03 мая | 29 мар | 2003 | 27 апр | 20 апр | 2047 | 21 апр | 14 апр | ||
1960 | 17 апр | 2004 | 11 апр | 2048 | 05 апр | |||||
1961 | 09 апр | 02 апр | 2005 | 01 мая | 27 мар | 2049 | 25 апр | 18 апр |
Чтобы вычислить день Пасхи, можно пользоваться пасхалиями - специальными таблицами, которые составляет церковь.
Православная Пасха рассчитывается по Александрийской пасхалии:
где - остаток от деления нацело m на n.
* Если значение Полнолуние (Y) * Если значение Полнолуние (Y) ≥ 32, то следует вычесть 31 день, и получится дата в апреле.
От сроков Пасхи зависят сроки других праздников, даты которых меняются каждый год. Это переходящие праздники:
* Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) - за неделю до Пасхи;
* Вознесение Христа - сороковой день после Пасхи;
* Троица (Пятидесятница) - пятидесятый день после Пасхи;
* День Святого Духа - следующий день после Троицы.
В Православной церкви день Пасхи в ХХ-ХХI вв. выпадает на период от 7 апреля (22 марта) до 8 мая (25 апреля).
Немецкий математик Карл Фридрих Гаусс в XVIII веке предложил формулу для определения дня Пасхи по григорианскому календарю. Расчет производится по значению математических величин, обозначенных (для простоты) буквами а, б, в, г, д.
Каждая буква равняется следующему значению:
# а - остатку от деления числа года на 19;
# б - остатку от деления числа года на 4;
# в - остатку от деления числа года на 7;
# г - остатку от деления на 30 выражения 19а + 15;
# д - остатку от деления на 7 выражения 2б + 4в + 6г + б.
Найденные значения «г» и «д» используются для окончательного решения задачи:
# Пасха отмечается после дня весеннего равноденствия и, следовательно, приходится на март или апрель.
# Если выражение г + д будет меньше числа 9, Пасха этого года будет в марте по старому стилю, а её день будет равен 22 + г + д.
# Если же г + д больше 9, Пасха будет апрельской (по старому стилю), а дата ее празднования равна г + д − 9.
При расчете не следует забывать, что в 1918 году Россия перешла на новый календарный стиль, который «обогнал» старый стиль на 13 дней. Следовательно, к рассчитанному числу нужно прибавить 13.
Таким образом, получаются следующие даты православной Пасхи (по новому стилю):
Годы Дата
2005 - 1 мая
2006 - 23 апреля
2007 - 8 апреля
2008 - 17 апреля
2009 - 19 апреля
2010 - 4 апреля
2011 - 24 апреля
2012 - 15 апреля
2013 - 5 мая
2014 - 20 апреля
2015 - 12 апреля
2016 - 1 мая
2017 - 16 апреля
2018 - 8 апреля
2019 - 28 апреля
2020 - 19 апреля
Апокалипсис, рассказывающий о Страшном Суде и предшествующих ему великих бедствиях, завершает радостный возглас: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Глядя на нижние части иконы Страшного Суда разделить радость этого ожидания непросто. Возможно, именно поэтому в церковной и околоцерковной среде эсхатологическая тема нередко вызывает определенное напряжение: люди выискивают признаки конца времен даже там, где их нет, ищут чудесных средств «отсрочить» исполнение Откровения, выпадают из социума и даже зарываются под землю… О правильном отношении к грядущим судьбам мира и Церкви наш корреспондент Елена НАСЛЕДЫШЕВА беседует с протоиереем Александром СТЕПАНОВЫМ
Начинается великий пост - особое время для покаяния. О том как правильно подготовиться к первой исповеди рассказывает епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
В первые четыре дня Великого поста все православные стараются освободиться пораньше, чтобы к пяти или шести вечера успеть в храм – на чтение Великого канона Андрея Критского. О смысле и значении канона рассказывает священник Алексий АГАПОВ, настоятель храма Архангела Михаила в городе Жуковском Московской области
Есть люди, которые всю жизнь ходят на исповедь - и ни разу по-настоящему не каялись. А есть люди, которые не умеют исповедоваться, но их покаяние настоящее. О том, как соотносятся исповедь и покаяние - доктор богословия, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках протоиерей Владислав СВЕШНИКОВ.
На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере
На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Во многих приходах текст канона принято не просто слушать, но, чтобы лучше понимать, следить за чтением по бумаге. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере
Современный мир стремится к раскованности. Современный человек желает найти неограниченные возможности для удовлетворения своих желаний. Церковь же оставляет возможность человеку быть несовременным. Люди Церкви в определенные дни (среда и пятница) или периоды года свои желания добровольно ограничивают. Такие ограничения и зовутся постом
Поколение, к которому принадлежит большинство современных родителей, в детстве не постилось. Поэтому с приближением очередного длительного поста в православных семьях, где подрастают дети, возникает вопрос: с какого возраста ребенку начинать поститься? Уже пора или еще нет? И в чем должен заключаться детский пост?
Время поста Церковь рекомендует начать с того, чтобы «помазать голову свою и умыть лицо», как перед ответственной встречей. В чистый понедельник часто можно услышать еще и поздравления: «С Великим постом!» Но это время принято считать одним из самых строгих в жизни христианина. А поздравляют обычно с чем-то радостным. Что же радостного в посте? С этим вопросом мы обратились к православным христианам самого разного рода занятий.
На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Во многих приходах текст канона принято не просто слушать, но, чтобы лучше понимать, следить за чтением по бумаге. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере.
Люди, которые любят кофе, иногда постом от него отказываются. Есть ли в этом какой-то смысл? Можно ли заменить устав отказом от каких-то других продуктов, которые любишь? Например, от шоколада? Угодна ли Богу такая особая жертва?
Почему ограничение в пище продолжается восемь недель, а Великий пост состоит из шести, чему посвящена каждая неделя поста и как получилось, что мы читаем Великий покаянный канон св. Андрея Критского дважды, рассказывает Илья КРАСОВИЦКИЙ, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ
И с чего начать с ними бороться, рассказывает протоиерей Георгий Бреев, главный духовник Москвы, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.
14 марта 2012 года в Храме Христа Спасителя состоялась презентация книги Святейшего Патриарха Кирилла «Тайна покаяния. Великопостные проповеди». Составитель издания рассказала нам, как ей работалось с Патриархом
Не все знают, в чем наибольшая строгость Великого поста. 49-е правило Лаодикийского собора IV века предписывает «не совершать полной Божественной литургии в дни святой Четыредесятницы, кроме суббот и воскресений». Что же совершается в храме в эти дни?
Четвертое воскресенье Великого поста посвящено св. Иоанну Лествичнику. Почему на иконе «Лествица» автор одноименной книги преподобный Иоанн Лествичник изображен без нимба? Почему бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз, а ангелы вроде держатся в стороне? Разобраться в происходящем с помощью специалистов попыталась наш корреспондент.
Чтение Великого Канона Преподобного Андрея Критского вводит нас в удивительный мир Библии. Удивительный по силе, удивительный по глубине, удивительный по вдохновению и по той красоте приближения к жизни каждого, что раскрывается нам в этих священных текстах. Своими мыслями о Каноне с нами поделился диакон Августин Соколовски, преподаватель Фрибургского Университета в Швейцарии и в Киевской Духовной Академии