У вас — необщительный ребенок? Необщительный ребёнок: интроверсия или застенчивость

Все дети разные: кто-то обожает играть в догонялки с другими ребятами, а кому-то нравится собирать пазлы в одиночестве. Замкнутость и излишняя скромность мешает крохе влиться в общество, завести друзей, проявить свои таланты, добиться признания со стороны сверстников. Родители «молчунов» начинают бить тревогу, посещают психологов и беседуют с педагогами, пытаясь повысить общительность ребенка. В чем причина такого поведения? Как помочь крохе? Ответы найдете в этой статье. А пройти тест и оценить уровень общительности вашего сына или дочери можно .

Общительный ребенок быстро находит общий язык с другими детьми и преподавателями, развивает уверенность в себе, легче преодолевает стресс и трудности. Во взрослой жизни таким малышам будет проще адаптироваться в обществе, добиться успехов в работе и личной жизни.
Что касается замкнутых детей, увидеть разницу очень просто:

  • Необщительный ребенок никогда не будет в центре внимания. Скорее всего он попытается улизнуть в зону своего комфорта, предпочтет остаться в тени.
  • Малыш не любит выражать свое мнение и много разговаривать, в коллективе старается держаться обособленно.
  • Завести друзей для крохи - настоящая проблема. Зачастую у такого малыша есть лишь один верный друг либо друзей нет вообще.
  • Замкнутые дети часто очень любознательны и хорошо учатся, находят интересные, порой даже необычные хобби. Однако делиться своими впечатлениями не торопятся, все держат в себе.

Причины. Почему ребенок не общителен?

  • Семья - основа всего. Именно в семье зарождаются первые детские привычки, происходит
    копирование родительского поведения. Если мама и папа не любят принимать гостей, а веселые и
    активные выходные давно сменились на скучные посиделки у телевизора - не стоит ждать от ребенка чрезмерной общительности. Скорее всего, он примет такой стиль поведения своих домочадцев за норму и продолжит семейную традицию «молчунов», сидя за чтением книг или компьютерными играми.
  • Холодные, излишне строгие отношения между матерью и ребенком могут повлечь за собой настоящую психологическую травму, спровоцировать недоверие и отрешенность к другим людям. То же самое может произойти вследствие любого сильного стресса, например, развода, смерти близкого человека, потери домашнего питомца и т. д.
  • Задержка социального развития - одна из возможных причин такого замкнутого поведения. Существует несколько систем отношений: сначала ребенок играет сам с собой, затем в игру подключаются игрушки, далее происходит совместное взаимодействие с другими детьми, и, наконец, наступает кооперативная стадия игры — распределение ролей, согласование поведения и т. д. Преодолеть все ступени социального развития удается примерно к 4 годам - в этом возрасте малыш любит общаться со сверстниками, с радостью участвует в общих видах деятельности. Если растет необщительный и молчаливый ребенок, вполне возможно, что он застрял в одной из стадий, так и не дойдя до ступени кооперативного взаимодействия.
  • Общительность ребенка может зависеть и от особенностей темперамента. К сожалению, родителям-экстравертам очень сложно принять интровертный характер своего чада. Один из симптомов такого «скромного» темперамента - стеснительность.
  • Бывает и так, что . Это может случится, например, после неприятного инцидента в школе или в детском саду. Обидные насмешки и унизительные оскорбления сверстников заставят кроху замкнуться в себе, потерять уверенность и стать «изгоем».
  • Проблемы со здоровьем также могут отразиться на поведении малыша, ухудшить его эмоциональный настрой.

Что делать?

Развить в ребенке общительность бывает сложно, однако терпение, поддержка и внимание родителей помогут справиться с ситуацией.

  • Первое, чего не стоит делать - так это напоминать малышу о его недостатке. Из-за постоянного давления ребенок обязательно заработает комплекс неполноценности, от которого тоже придется избавляться.
  • Если ваше чадо стесняется новых знакомств, помогите ему в этом. Ненавязчиво познакомьте его со сверстниками на детской площадке или договоритесь с другими родителями малышей о встрече. Для совсем маленьких можно устроить .
  • Всегда поощряйте инициативу, спрашивайте мнение крохи по любому вопросу: «Что приготовить на обед?», «Какой фильм посмотреть?» и т. д. Он должен знать, что его мнение важно.
  • Семейное гнездо должно быть наполнено спокойствием и уютом. Скандалы с супругом по поводу и без оставьте на потом.
  • Самореализация - одна из ступеней к успеху. Поддерживайте детское стремление к новым знаниям, запишите ребенка в творческие кружки. Смена коллектива пойдет ему на пользу.
  • Мама и папа должны быть в постоянном контакте с классным руководителем в школе или воспитателем в детском саду. Грамотный педагог сможет наладить отношения между одноклассниками и сплотить детский коллектив.
  • Лечение серьезных психологических травм лучше доверить профессиональному психологу, который поможет родителям грамотно подойти к проблемной ситуации и улучшить социальную жизнь крохи.

Есть дети, которые от природы не наделены общительностью и открытостью, их природные социальные навыки развиты хуже, чем у приветливых сверстников. К счастью, и необщительных детей можно научить навыкам, которыми социально успешные дети наделены от природы, так что менее общительные тоже смогут добиться такого же, если и не большего, социального успеха

Есть дети, которые от природы не наделены общительностью и открытостью, их природные социальные навыки развиты хуже, чем у приветливых сверстников . К счастью, и необщительных детей можно научить навыкам, которыми социально успешные дети наделены от природы, так что менее общительные тоже смогут добиться такого же, если и не большего, социального успеха.

Ниже приведены советы, которые помогут вашему ребенку вести со сверстниками беседы, соответствующие его возрасту. Не задавайтесь целью научить ребенка всем этим социальным навыкам за один присест, осваивайте их постепенно, по одному, шаг за шагом.

Как помочь ребенку стать популярным

По мере того как ребенок будет учиться заводить новых друзей, его природные способности будут подвергаться все более сильной стимуляции, и вскоре, уверяю вас, вы уже будете задаваться вопросом: "И о чем только эти дети так долго болтают?"

1. Научите ребенка выражать свои чувства, потребности и желания.

Поощряйте ребенка говорить о своих чувствах и о причинах, по которым они возникают. Психологи зачастую предлагают детям и взрослым прибегать к "Я"-заявлениям, заполняя пропуски в простой фразе:

"Я чувствую _________, потому что __________, и я хотел бы ___________".

Когда ребенок выражает и объясняет свои чувства, окружающие получают возможность более адекватно на них отреагировать. И в таком случае у ребенка больше шансов получить ответ на свою просьбу или добиться желаемого.

2. Приучите ребенка больше делиться личными сведениями о себе.

Застенчивые и пассивные дети зачастую полагают, будто никому не интересны и что окружающие будут к тебе лучше относиться, если просто проявлять интерес к речам собеседника . Однако односторонним разговором друзей не завоюешь.

Поэтому объясните ребенку, как важно определить собственные интересы, систему ценностей, чувства и мысли и не стесняться говорить о них окружающим. Лучший способ приучить ребенка делиться самым важным - почаще с ним разговаривать . Как только задушевные разговоры войдут у вас в привычку, ребенок научится говорить о том, что для него важно, и со сверстниками.

3. Научите ребенка вести диалог на равных.

Беседовать - это как качаться вдвоем на доске: чтобы разговор шел нормально, необходимо равное участие обоих собеседников. Дети отправляют друг другу много невербальных и вербальных сообщений о том, когда хотят говорить сами, а когда предпочитают слушать.

Если ребенок хочет заговорить, он может поднять голову, поднять указательный палец, податься вперед, посмотреть в глаза собеседнику или повысить голос. Когда ребенок готов слушать, он сигнализирует об этом паузой в разговоре, может также откинуться назад или изменить позу или спросить собеседника о его мнении ("Что ты об этом думаешь?").

Есть дети, которым эти навыки даются легко, но они отнюдь не в большинстве. Некоторые дети при разговоре начинают "тянуть одеяло на себя", не понимая и не замечая, что собеседник чувствует себя обделенным. Другие, напротив, прекрасно умеют слушать, но не знают, как в ходе беседы выражать свое мнение, и таких, как правило, сверстники воспринимают как пассивных и скучных.

Чтобы помочь ребенку действительно овладеть умением вести разговор на равных, попробуйте посмотреть какую-нибудь телевизионную программу с дискуссией в эфире или же выпуск новостей, причем сначала с включенным звуком, а затем без звука. Укажите ребенку на множество способов, которыми люди сигнализируют друг другу о готовности слушать собеседника или желании говорить самому.

4. Поощряйте ребенка правильно пользоваться телефоном и электронной почтой.

Дети, которые страшатся социального отвержения, как правило, неохотно звонят по телефону. Они тревожатся, потому что не видят собеседника, их беспокоит, что, пока они говорят, тот, возможно, веселится над ними на другом конце провода или даже высмеивает их перед другими присутствующими, которых ребенок тоже не видит.

Застенчивых детей следует поощрять делать короткие телефонные звонки сверстникам, а более длительные - хорошо знакомым людям, которым ребенок доверяет , например двоюродным братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам или другим родственникам.

Известно, что по крайней мере 30-40% людей время от времени приходится бороться с застенчивостью и страхом социального отвержения. Большинство преодолевают застенчивость так. берут новые социальные "высоты" постепенно, шаг за шагом.

Поняв, что страх новых социальных событии уравновешивается и даже, как правило, перевешивается радостями дружбы, приятельских отношений и симпатии со стороны окружающих, застенчивый человек тем самым получает стимул к следующему шагу.

Использование электронной почты и онлайновых диалогов в Интернете как средство коммуникации завоевало у детей огромную популярность. Одно из недавних исследований показывает, что дети в среднем отводят компьютерному общению с друзьями 8-14 часов в неделю.

Судя по всему, многие социально скованные или застенчивые дети предпочитают такой способ общения, потому что он дает им время обдумать следующую реплику или письмо. Поскольку при электронной переписке или общении в "чате" контакт осуществляется в меньшей степени, застенчивый ребенок чувствует себя не столь уязвимым; его не видят, его не слышат.

Хотя электронная почта практически наверняка станет важной частью социального образования ребенка, вам нужно поставить перед собой четкую задачу : научить ребенка пользоваться Интернетом и электронной почтой правильно. Мы все слышали печальные истории о детях и подростках, которых сманивали на побег из дома "друзья по переписке", и подобное, хотя и редко, но случается. Лучший совет по безопасному пользованию Интернетом и электронной почтой, который я могу дать, - держать домашний компьютер на виду, чтобы вы могли наблюдать за ребенком, пока он постигает преимущества и подвохи общения с помощью электронных средств коммуникации.

5. Научите ребенка задавать вопросы.

Все мы любим поговорить о себе, и всем нам нравятся те, кто проявляет интерес к нашей персоне. Научите ребенка задавать вопросы собеседнику о нем самом и объясните, как хорошо и удобно таким образом завязывать и поддерживать беседу.

Приветливые дети постоянно приглашают сверстников - то домой пообедать, то сходить в кино, то прогуляться по парку аттракционов, то прийти в гости с ночевкой. У ребенка, пользующегося социальным успехом, не возникает никаких трудностей с тем, чтобы предложить другим поиграть или заняться чем-нибудь еще, потому что он редко сталкивается с отказом .

А вот застенчивый ребенок или ребенок, которого никто не замечает, всегда тревожится, что его приглашение будет отвергнуто и не встретит понимания. Такие дети зачастую настолько боятся что-нибудь предложить сверстникам, что попадают в порочный круг - их робость порождает отвержение, и наоборот.

Давайте посмотрим на одиннадцатилетнего Патрика. Этот застенчивый мальчик обожал кегельбан и хотел пригласить своего соседа Марка пойти с ним поиграть в кегли на выходных. Марк пользовался в школе большой популярностью и к Патрику относился с симпатией, несмотря на его застенчивость. Иногда он приходил к Патрику в гости - посмотреть вместе телевизор.

Однако Патрик так волновался, что у Марка могут быть другие планы на выходные, что каждую очередную пятницу придумывал для себя предлог за предлогом, лишь бы не звонить. И вот Патрик выходные за выходными просиживал дома в одиночестве, а Марк в это время общался с одноклассниками.

Наконец Патрик собрался с духом и все-таки пригласил Марка пойти поиграть в кегельбан, на что тот сразу же радостно согласился. Это приглашение стало поворотным пунктом в отношениях мальчиков и в социальном самосознании Патрика.

6. Научите ребенка, как выражать одобрение окружающим.

Дети любят получать похвалу и другие положительные отзывы от взрослых, но еще важнее для них заслужить одобрение сверстников. Дети, пользующиеся социальным успехом, хвалят других легко и охотно, причем начинают это делать довольно рано, уже в 3-4 года.

Моя четырехлетняя дочь Тесс не жалеет комплиментов, если ей кто-то или что-то понравилось. Я не раз слышал, как она говорила подружке: "Ой, какое у тебя чудное платье!" или "Ах, какую дивную картинку ты нарисовала!" Кроме того, Тесс щедра на похвалу в отношении мамы и меня. Она, например, может сказать: "Мама, у тебя симпатичные туфли" или "Папа, у тебя красивая стрижка".

Конечно, в свои 4 года Тесс в основном уделяет внимание тому, что для нее ново или показалось красивым, но в то же время она, похоже, уже понимает, что похвала - это метод общаться с окружающими . Я уверен, что, когда дочка подрастет, умение хвалить станет для нее ценным социальным качеством.

7. Научите ребенка вести продолжительные разговоры.

В возрасте 5-6 лет дети, как правило, ограничиваются довольно короткими разговорами: один задает вопрос, другой отвечает, и все. Но по мере того как у ребенка развиваются языковые навыки и внимание, разговоры становятся все длиннее. И уже к 9-10 годам родители нередко возмущаются тем, что ребенок так долго болтает по телефону.

Как-то вечером Элен спросила свою одиннадцатилетнюю дочку Хизер:

- И о чем это вы с Сэнди так долго болтали? Вы ведь провели весь день вместе, в школе!

Вопрос был резонный: Хизер проговорила с лучшей подружкой по телефону больше трех часов.

Ответ девочки был довольно предсказуемым.

- Просто о всяком разном. У меня накопилось что сказать Сэнди помимо того, о чем мы говорили сегодня днем.

Но социально скованному или застенчивому ребенку поддерживать длительный разговор нередко бывает сложно. Вот другая одиннадцатилетняя девочка, Рашель, просит разрешения выйти из-за стола, чтобы позвонить подруге насчет домашнего задания. Минуты через две она возвращается.

Ну что, Дженни нет дома? - спрашивает ее мама.

Да нет, она дома, - отвечает Рашель.

Она была слишком занята и не смогла с тобой поговорить? - спрашивает мама, обеспокоенная тем, что дочь не слишком успешно общается с одноклассниками.

Не знаю, - уклончиво отвечает Рашель. - Я ее не спросила. Наверное, она не была занята. Я просто спросила ее, что задали по литературе, она мне продиктовала, и все.

Похоже, что у детей типа Рашель просто нет врожденной потребности поговорить, которой так щедро наделены дети наподобие Хизер. Первый тип детей, видимо, просто более интровертен и не получает такого удовольствия от разговоров, как сверстники-экстраверты.

Конечно, вы можете спокойно считать, что это дело личных предпочтений вашего ребенка, но вот если он не пользуется популярностью среди сверстников и его социальная приспособленность не соответствует главным вехам социального развития, важным для его возраста, то вам определенно следует приложить усилия, чтобы научить ребенка умению вести более длительные беседы.

Ребенок лучше всего этому научится, если устроить так, чтобы он почаще и подольше беседовал с вами или с кем-то еще из значимых для него взрослых, с которым у ребенка сложились доверительные отношения . Если вы - такой же интроверт, как и ребенок, тогда постарайтесь, чтобы он проводил побольше времени с более общительной тетушкой, бабушкой или другом семьи. Разговорчивый взрослый-экстраверт сможет "вытащить" ребенка из его "раковины", показав, как задавать вопросы и комментировать реплики собеседника.

8. Научите ребенка проявлять и выражать участие к чувствам собеседника.

Объясните ребенку, что ему нужно показывать свою чуткость и заинтересованность в эмоциях собеседника, а сделать это проще всего, если отзываться на то, что он видит и слышит. Научите его, например, говорить: "Похоже, ты расстроен", "Это тебя наверняка подбодрит и порадует" или "Ты, наверное, здорово напугался" и тому подобным репликам.

Кроме того, ребенку нужно понять, что зачастую его замечания могут попасть мимо цели, а наблюдения, случается, оказываются неверными, но ничего страшного в этом нет: главное - проявлять участие. Даже если ребенок делает неточное наблюдение (как в приведенном ниже диалоге двух четырнадцатилетних подружек), то собеседник просто поправит его и продолжит разговор.

Кайла: Не знаю, почему Джимми мне не звонит. Обещал позвонить. Я проторчала дома все выходные и, сколько ни набирала его номер, попадала на этот дурацкий автоответчик.

Дарлина: Ты, должно быть, ужасно разозлилась.

Кайла: Да уж, вот увижу его в школе и устрою ему взбучку.

Дарлина: А что ты собираешься сказать?

Кайла: Скажу, что с меня хватит и наши отношения окончены. Пусть ищет себе другую подружку и игнорирует ее, сколько душе угодно.

Дарлина: Наверное, для тебя большое облегчение - порвать с Джимми. Мне он вообще-то никогда особенно не нравился.

Дарлина: О-о... Тогда тебе, должно быть, тяжело. (В ее голосе тоже звучит печаль.) Мне так жаль...

Кайла: Угу... Ладно... Ничего, переживу как-нибудь. (Продолжает, приободрившись.) Ну все, шут с ним, с Джимми. Хватит сидеть сиднем, пошли прогуляемся, развлечемся.

Дарлина: Отлично, давай сходим в кино.

Как видите, поначалу Дарлина не вполне правильно истолковала переживания подруги, но разговор это не остановило: Кайла поправила приятельницу и продолжала беседу. Дети практически всегда откликаются на непритворное изъявление сочувствия сверстником. И умение выражать сочувствие играет принципиальную роль в создании доверительных дружеских отношений.

Беседуйте почаще.

Простейший способ научить ребенка быть хорошим собеседником - почаще разговаривать с ним и подавать ему пример необходимых навыков.

Напомню, что при разговоре вам следует непременно сидеть с ребенком лицом к лицу и ни на что не отвлекаться. Однако, если вы заподозрите, что у ребенка серьезные сложности в общении со сверстниками, лучше сделать "уроки бесед" более формальными.

Запишите на видео беседу ребенка с кем-нибудь из домашних и заставьте его сосредоточиться на каком-нибудь одном иа секретов поддержания беседы (том, который кажется вам актуальнее прочих). Затем просмотрите видеозапись вместе с ребенком и попросите его указать, в каких эпизодах ему следовало вести себя иначе.

Как уже говорилось ранее, учиться новым эмоциональным, поведенческим и социальным навыкам - почти то же самое, что осваивать новый школьный предмет или вид спорта. Ребенку всего-то и требуется, что поощрение взрослого, обратная связь, побольше тренировки и чуткий преподаватель, который будет учить его новым навыкам постепенно, шаг за шагом.опубликовано .

Лоренс Шапиро "Секретный язык детей. Детский язык жестов, снов, рисунков"

Остались вопросы - задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Все родители желают своим детям самого лучшего, они видят их успешными, яркими, умными, красивыми и счастливыми людьми. Успех подразумевает контакты с разными людьми, умение добиваться поставленных целей, нравиться людям. Общение – это одно из наиболее важных качеств, которым наделил нас Господь, именно общение с интересными людьми, друзьями, родственниками, коллегами, детьми делает нас счастливыми, коммуникабельными, активными людьми. Именно поэтому родители так переживают, если малыш растет необщительным.

Как помощь необщительному ребенку?

Сначала определитесь, что вы понимаете под словом общительность, и как вы сами ведете себя в компании людей? Обычно существует 2 проблемы, которые связаны не с ребенком, а с родителями:

1. Родители слишком многого требуют своего чада , не понимая, что он либо еще не дорос до этих требований, либо не имеет тех черт характера, которые удовлетворяли бы их требованиям.

2. Родители сами не являются общительными , коммуникабельными людьми, а ребенок берет пример именно с них.

Рассмотрим первую проблему . Вот пример, мама двухлетнего малыша жалуется, что ее ребенок не хочет играть с детьми в песочнице, что он забирает свои игрушки, что когда кто-то из посторонних пытается с ним заговорить, он прячется за мамины ноги и не отпускает ее ни на шаг. Тут сразу нужно расставить точки над «и», нормальный обычный ребенок готов к социализации и требует общения с другими детьми, начиная с возраста 3 лет, до этого ему достаточно общения и игры с близкими родственниками. Потому для двухлетнего малыша такое поведение вполне нормально, и если мама начнет ему навязывать общество посторонних людей, отдаст его в сад, где он будет плакать, то ничего кроме стресса для ребенка и проблем, связанных с этих стрессом (это одна из причин частых болезней) не получит. Конечно, есть дети, которые уже в 1,5 года без проблем идут в сад и общаются с малышами и взрослыми, но это скорее исключение, чем правило, потому каждый родитель должен понимать, что его ребенок индивидуален, и что придет время, когда ему захочется играть с другими ребятами. Мама же должна мягко подталкивать его к совместным играм с детками. Чтобы малыш не пугался нового общества, нужно не сидеть с ним в 4-х стенах, а ходить в гости, приглашать к себе друзей с детками, посещать развивающие занятия, культурные мероприятия. Гуляйте рядом с детьми , если видите, что ребенок заинтересовался чьей-то игрушкой или игрой, то ненавязчиво предложите ему попросить ее поиграть, познакомиться с другим ребенком. Чаще разговаривайте с малышом , причем стройте общение не в форме монолога, а диалога. Задавайте крохе вопросы, просите отвечать вам, обязательно объясняйте, что можно получить желаемое, если просто и конкретно попросить об этом, за попытки пообщаться, познакомиться с другими ребятами.

Эти же советы подходят и мамам детей, у которых проблемы в общении со сверстниками уже в детском саду или начальной школе . Рассказывайте малышу, как правильно строить беседу, учите его задавать вопросы, знакомиться, чаще играйте с ребенком в , проигрывайте ситуации, которые он встречает в жизни. Обязательно хвалите ребенка, похвала – это сила, которая может исправить очень многие проблемы . Учите ребенка делать комплименты другим детям, ведь малыш запросто может завязать общение с другим крохой, если, например, похвалит его игрушку или одежду.

Детям-школьникам нужно объяснять, что такое настоящая , учите ребенка искренности, откровенничайте с ним, расскажите ему о своих проблемах, а он вам расскажет о своих детских радостях и неприятностях, вместе ищите пути их разрешения. Читайте и обсуждайте с ним книги, мультфильмы, в которых показана дружба, например, такие произведения как «Буратино», «Приключения Незнайки», «Пеппи- длинный чулок» и др.

Вторая же проблема связана с тем, что прежде чем требовать чего-то от своего чада родители должны проанализировать себя . Если вы по своей натуре необщительны, замкнуты, если в доме у вас редко бывают гости, если вы, как муж и жена, мало общаетесь друг с другом, если в семье не принято обсуждать проблемы, чувства, покупки, события прошедшего дня, то малыш будет расти таким же замкнутым, так как он не будет видеть перед собой пример правильного поведения в обществе. Никогда человек не научится искренности, сопереживанию, если он не будет находиться в мире, где его понимают, любят и уважают. Поэтому сначала начните работать над собой, разберитесь в себе, добавьте нежности, чувственности, дружбы в ваши отношения с близкими, и вы заметите, как все люди вокруг сами начнут раскрываться перед вами. У вас будут появляться новые знакомые, друзья, а значит, в доме зазвучат новые голоса, смех, и ребенок потянется за вами, станет более открытым к общению.

Ну и конечно, есть причины замкнутости ребенка в обществе, которые не зависят от вас , например, те, которые связаны со стрессом, потерей близкого человека, агрессией или насилием над личностью. Эти ситуации решаются не в один день, здесь нужно терпение, понимание и время. Окружите ребенка любовью, старайтесь создавать в его жизни больше приятных моментов, отвлекайте его от неприятных мыслей. Если вы видите, что не можете справиться с ситуацией в одиночку, и не знаете как помочь необщительному ребенку, то обратитесь за помощью к детскому психологу, профессионал поможет разобраться и решить проблему.

Сегодня мало кто сомневается в том, что умение общаться – это очень ценное человеческое качество, которое, к сожалению, не обязательно дается всем людям от рождения. Для некоторых детей и подростков проблема социализации в коллективе также стоит очень остро. У подростка может быть больше сотни друзей в социальной сети, но при этом ему не с кем пойти погулять в воскресенье, а на день рождения к нему приходят только родственники.

Обычно родители начинают обращать внимание на эту проблему тогда, когда у ребёнка не складываются отношения в школе, причем выражаться это может в виде травли или опасных конфликтов с одноклассниками. Я хотела бы взглянуть на эту проблему с другой стороны: как на проблему коммуникабельности вообще, а не только с точки зрения отношения детей и подростков между собой.

Например, своим детям я всегда говорила так: легко общаться с таким же, как ты сам, человеком, а ты попробуй позитивно поговорить с совершенно другой, непохожей на тебя личностью, например, с любопытной бабушкой у подъезда, с гастарбайтером, который убирает наш двор, с маленьким ребёнком в песочнице или с раздраженным охранником в вашей школе. С самого раннего возраста нужно учить ребёнка общаться с разными людьми, особенно, если вы замечаете, что коммуникативных навыков ему от рождения явно не достает.

Начинаем с песочницы

Ситуация нередкая: в песочнице играют дети разных возрастов, а рядом на скамейке сидит скучающая одинокая бабушка, которой хочется пообщаться. Мамы заняты разговорами между собой, и она начинает приставать к детям, которые в этой ситуации ведут себя совершенно по-разному. Один ребёнок, услышав её вопрос о том, что он строит из песка, откуда у него такая красивая лопаточка, и даст ли он ей её поиграть, охотно начинает отвечать. Другой же ребёнок, насупившись, отодвигается подальше и молчит, а иногда сразу идёт к матери, прячась за ней от приставучей старушки. Вот в этом втором случае, маме, возможно, стоит задуматься: общителен ли от природы её ребёнок. Конечно, некоторые родители посчитают, что общаться в таком случае ребёнку совершенно не обязательно, тем более, что они и сами порой не выносят подобного приставания.

А зря: это прекрасный случай развивать у ребёнка навыки коммуникации. Конечно, старушка ему не нравится, он её боится или просто не может объяснить, почему убежал от неё. В таких случаях, нужно раз за разом подталкивать ребёнка к нужному поведению: хотя бы к минимальному вежливому разговору с незнакомым человеком в вашем присутствии. При этом, учитывая сложную криминальную обстановку во многих местах, конечно, нужно объяснять ребёнку разницу между вежливыми ответами пожилому человеку в присутствии родителей и разговором со взрослым незнакомым мужчиной, например, по дороге в школу, если ваш ребёнок ходит туда один. Практика показывает, что маленький ребёнок – это не подросток, которого трудно заставить сделать что-то против его воли.

Лет до десяти на развитие личности ребёнка можно очень и очень повлиять, если действовать постоянно и целенаправленно. Его всегда можно заставить или уговорить сделать то, что вам нужно. Если не получается, то скорее всего, это ваша проблема. (О случаях нарушения психического развития у детей, речь, конечно, не идет). Например, в случае с бабушкой в песочнице нужно добиться хотя бы того, чтобы ребёнок не шарахался от неожиданных вопросов незнакомого человека, а вежливо на них отвечал.

Доводы приводите любые:

  • бабушку нужно пожалеть, потому, что ей скучно и одиноко
  • быть вежливым очень почётно и, прямо скажем, выгодно
  • вам будет очень приятно, если ребёнок покажет себя воспитанным человеком
  • бабушка - очень умный и хороший человек, с которым непременно нужно поговорить.
    И так далее, насколько у вас хватит фантазии
    Сделает так, как вы хотите – хвалите и поощряйте.

Если отказывается, прямо прикажите ребенку это сделать, забыв про его право на самовыражение, самовыразиться он и так всегда успеет. Не захочет – применяйте всякие штрафные санкции, принятые в вашей семье.

Уступать тут нельзя, именно в эти моменты и развиваются коммуникационные навыки общения с разными людьми, при недостатке которых в подростковом возрасте могут возникнуть серьёзные проблемы.

Например, к вам приходят скучные для ребенка гости, которые начинают мучить его вопросами об учебе и личной жизни, показывая при этом полное непонимание современных детских и подростковых интересов.
Ребёнок норовит побыстрее улизнуть в свою комнату, а иногда и вообще отказывается выходить к таким гостям. Обычно, это тоже серьёзный признак проблемы – общаться ему тяжело. Конечно, не надо заставлять его сидеть с гостями весь вечер, но потребовать вежливо с ними поговорить хотя бы в течение получаса , думаю, стоит.

Иногда ребёнок не способен элементарно поддержать разговор с родной бабушкой , когда она звонит ему, особенно если он её не часто видит. Постойте с ним рядом и подскажите, что сказать, как ответить и какие задать вопросы самому. Заранее скажите ему, что нельзя заканчивать разговор после первой минуты: пусть попотеет и мобилизует все свои умственные ресурсы.

Если вы едете с вашим стеснительным и малообщительным ребенком отдыхать, то старайтесь активно разговаривать с окружающими вас людьми и использовать любые возможности общения, при этом обязательно привлекая вашего ребенка. Это могут быть соседи по купе в поезде, люди, находящиеся рядом с вами на пляже или в столовой – при желании можно всегда найти кучу способов пообщаться с кем-нибудь.

Активно просите ребёнка вам помочь – пойти и у кого-нибудь что-нибудь спросить или попросить: проводника в поезде, официанта в ресторане, соседку в отеле, бабушку на скамейке и т.д. Всегда подталкивайте ребёнка к знакомству с детьми, находящимися рядом с вами и, если нужно, идите и знакомьтесь вместе с ним.

Для взрослых людей, часто совсем не нуждающихся в общении и, мало того, устающих от него, это может быть довольно тяжело. Но, если вы понимаете, что вашему ребёнку не хватает коммуникабельности, возможно, стоит пожертвовать личным комфортом.

Дело в том, что получить все необходимые коммуникационные навыки можно только из практики: никакие теоретические разговоры не помогут. Не помогут также и единичные редкие случаи ваших попыток заставить его общаться. Как говорится, тут должна быть многолетняя целенаправленная политика при вашем активном участии.

Иногда родители, спохватываясь, что подросток ведёт совершенно замкнутый образ жизни в обнимку с компьютером, начинают таскать его по психологам и вести с ним задушевные разговоры. Возможно, конечно, это поможет, но уж точно будет стоить огромных душевных и материальных затрат, которые не каждому родителю по силам.

Проблемы подобного рода нужно начинать решать как можно раньше. И не беда, если сразу ничего не получается. Если не первой, то десятой любопытной бабушке ребенок скажет, откуда у него красивая лопаточка, и что он строит из песка. Если ребенок ходит в детский сад, то это, конечно, тоже способствует коммуникационным навыкам, что бы ни говорили сторонники домашнего воспитания. И прежде всего потому, что там ребёнок оказывается в коллективе не с тем, с кем хочет он или его родители, а с теми, кто есть. В детском саду ребенок вынужден общаться с детьми и взрослыми людьми, которые, возможно, совсем не похожи на него и его родителей, с детьми, которых он, может быть, никогда бы не встретил в какой-нибудь платной группе раннего развития.

Домашние праздники с приглашением множества гостей также очень способствуют социализации замкнутого ребенка. Конечно, для много работающих родителей устраивать такие мероприятия нелегко и гораздо легче, например, устроить ребенку день рождения где-нибудь в кафе с привлечением аниматоров. Но следует учесть, что с эффектом от настоящего домашнего праздника, где ребенок участвует и в подготовке, и в проведении праздника, и в развлечении гостей, и в уборке квартиры, день рождения в "Макдональдсе" никогда не сравнится. Гостям "Макдональдса", конечно, понравится, но вашему ребенку пользы не принесёт, поскольку отвечать за то, чтобы всем было весело, будет не он, а аниматоры. К тому же организационные навыки, которые так сейчас ценятся, также не всем даются от рождения. В более позднем возрасте приобрести их гораздо сложнее, если вообще возможно, как и навыки коммуникации, на какие бы психологические тренинги человек потом не ходил.

Заниматься всеми этими вопросами для многих родителей очень тяжело по разным причинам. Но не думайте, что отдав ребенка на какие-нибудь занятия, вы получите гарантированный результат. Навыки коммуникации должны развиваться постоянно в простых бытовых ситуациях, которые происходят в нашей жизни каждый день. Если вы, заметив проблемы такого рода у вашего ребенка, с самого раннего возраста начнете действовать, то за несколько лет сможете кардинально изменить ситуацию и помочь своему ребенку чувствовать себя комфортно в современном мире.

Думаю, сейчас научить ребенка общаться и дружить - такая же задача родителей, как и все остальное. Более того: это уж точно больше никого не волнует. Воспитателям в детском саду нужен послушный ребенок. Педагогам - умный. Врачам - здоровый. Общение нужно ему самому, но он этого еще может не знать. В три года сын тащил меня в сторону от детской площадки со словами «Мама, пойдем туда, где нет детей».

Все написанное - наш личный опыт, который дорого нам стоил. Это решенные и нерешенные проблемы. Это обобщение услышанных и прочитанных советов и мнений. На данный момент улучшить ситуацию удалось. Сейчас сын тащит меня туда, где дети есть. Соседского ребенка я не могу выгнать, сыну звонят одноклассники, на горке обнаруживается знакомый, с которым он ходил в кружок, на даче он самостоятельно находил себе приятеля. И продолжение, я очень надеюсь, еще следует.

Что же можно предпринять родителям, особенно если раз за разом оказывается, что ребенок не в состоянии ни с кем познакомиться, нормально общаться и играть, подружиться?

Когда он еще малыш, наблюдайте, насколько ребенок общителен. Часто дети до трех лет вообще почти не бывают в детской компании. Но даже на детской площадке попробуйте отпустить его в самостоятельное плавание и посмотрите, пойдет ли он к детям или предпочтет играть сам? Сможет ли попросить понравившуюся игрушку или дать ее? Для этого даже не нужно уметь говорить. Ребенок сядет на качели с детьми? Он будет бегать вокруг горки за кем-то? Он охотно поздоровается или спрячется за маму? Должно настораживать, если ребенок откровенно пугается других детей (и взрослых), игнорирует их или проявляет излишнюю агрессивность.

Если общение ребенка катастрофически не складывается, паниковать не стоит, хоть вам и захочется укрыться в пределах собственной квартиры в ожидании, что все решится само собой. Это самый простой путь. Однако в случае с замкнутым ребенком приспосабливаться и стучаться в закрытую дверь придется родителям. Не ожидайте, что все будет быстро меняться. Но настройтесь на положительный результат.

  1. Ребенка нельзя сравнивать с собой. Жизнь очень изменилась.
  2. У маленьких детей нет большого понимания собственных проблем или достижений. Информацию о себе они черпают от родителей. Если вы скажете малышу, что Вася - его друг, вполне возможно, со временем Вася станет им, пусть вы немного забегаете вперед.
  3. Стоит дружить по детям. Возможно, в круг ваших интересов вовсе не входит обсуждение моделей памперсов или детских болезней, но этого не избежать. Не ждите, пока дети пойдут в сады. Начните их общение раньше.
  4. С возрастом ребенка нужно учить знакомиться. У нас это хорошо получалось с надетыми на руку игрушками. Причем на английском лучше, чем на русском. Нужно уметь представляться. Здороваться. Прощаться. Иногда это может выглядеть немного формально, но это вовсе не лишнее.
  5. Ребенок подрастает. Не ждите, что он будет знакомиться сам. Если он этого не делает, подойдите, познакомьте малыша с кем-то, спросите, кого как зовут. Многие дети охотно идут на контакт, подходят сами. Это особенно ценные ваши союзники, обращайте на них внимание. Поиграйте втроем. Впятером. Зачем отсиживаться на лавочке, если можно поучаствовать в автогонках, приготовить вместе обед из песка.
  6. Если ребенок внешне чем-то сильно выделяется среди сверстников, стоит подумать, что можно сделать. Внешний вид, книжная или, напротив, неважная речь, неловкость - все это делает ребенка особенным.
  7. Вовсе не обязательно сразу общаться с ровесниками. Детям необщительным намного проще бывает найти общий язык с младшими или старшими. Они долго могут быть не готовы для полноценных отношений со своим возрастом.
  8. Сказки и книжки - все сослужит вам хорошую службу. У нас самыми любимыми были сказки, которые я сочиняла сама. В сказке любимой машинке помогали друзья. Подъемный кран, самый высокий и большой, не хотел дружить, но заскучал один. Терморегулятор в аквариуме хотел поговорить с рыбками. Немного фантазии есть у всех.
  9. Может быть, кому-то не с кем оставить ребенка? Вы тоже заинтересованы в компании. На семейных сайтах вы можете познакомиться с теми, кто живет рядом, если других возможностей недостаточно.
  10. Если вы пригласили маленьких детей домой, тоже уделите им всем время. Не предоставляйте детей сразу самим себе. Есть масса игр для компании детей и взрослых. Даже лото, домино, прятки лучше беспорядочной беготни. Родители приглашенного ребенка обычно рады, когда их малышу, который их изрядно выматывает дома, уделяется время.
  11. Найдите что-то особенное для незнакомого ребенка, пусть это будет раритетный фильмоскоп, разобранный компьютер, что угодно. Ваша коллекция сувениров. Можно заранее поинтересоваться, что интересует маленького гостя. Ваш ребенок может не догадаться предложить интересную игру. А гость захочет прийти снова.
  12. Можно привлечь внимание гостей к своему ребенку, сказать о его увлечениях… Ведь они не знают, что ваш сын - специалист по электронным игрушкам или хомячкам. Обычно мы рассказываем взрослым об успехах детей, но здесь будет не грех помочь своему ребенку показать себя.
  13. Дозируйте общение. Дети неконтактные истощаются быстро, устают. Не стоит сразу стремиться к играм часами. Интенсивное общение для вашего ребенка - большая нагрузка, он может вдруг раскапризничаться.
  14. Если вы поручаете ребенка кому-то, и у вас есть выбор, пусть это будут общительные и дружелюбные люди, которых не просто не раздражает детский крик и возня. Если ваша бабушка охотно болтает с соседкой, внуки скорее будут играть вместе, пусть даже недолго. Если у няни есть ребенок, это плюс.
  15. Напоминайте ребенку о его товарищах. Маленькие дети обычно знакомятся и забывают одинаково быстро. Но ваш знакомится редко, а забывает с такой же скоростью.
  16. Хорошо бы вообще помнить имена детей, напоминать ребенку о том, как кого зовут. Где бы вы ни были, нужно сделать безликую детскую тусовку опознаваемой для ребенка. Когда забираете ребенка с занятий, спросите, мальчика, с которым они вышли, как того зовут, поинтересуйтесь его успехами, как ему нравится на занятиях.
  17. Хорошее подспорье для этого в школе и саду - детские фото. Попросите ребенка рассказать о детях по фото.
  18. Если в сад ребенок не ходит, нужно искать такие занятия, где обращают внимание именно на взаимодействие, общение, совместные игры. К сожалению, в большинстве развивающих детских центров главное - это обучение. И если ребенок играть с другими не умеет, то и там он не научится.
  19. Если педагог, который ведет занятия, открыт, общителен, доброжелателен и настойчив - это то, что вам нужно. Похвала, терпение - на первом месте. Критика в этом возрасте может и подождать.
  20. При поиске школы отдайте предпочтение той, где есть подготовительные занятия. Вам нужны не сами занятия, а знакомство с будущими его одноклассниками и учителями. Если с ребенком из садика, двора кто-то пойдет в один класс, это тоже хорошо.
  21. В школе если у ребенка сложились хорошие отношения с соседом по парте, попросите их не рассаживать, т.к. детей часто меняют местами из разных соображений.
  22. «Закрепите» успех, познакомьтесь с родителями, приглашайте детей в гости. В школе детям часто некогда даже поговорить. Ваш ребенок может стесняться приглашать в гости, помогите ему.
  23. Если вы идете в кино, в театр, в океанариум, в музей, приглашайте других детей, одноклассников. Выступать в роли многодетной матери не всем нравится, но детям это на пользу. Пусть у них будет больше тем для обсуждения.
  24. Ценными для нас оказались поездки на юг, в маленький поселок, где по старинке дети гуляют сами, где еще выжили игры в войнушку, в космические путешествия, ножички и крышечки, строительство шалашей.
  25. В конце концов, если ребенку нужен друг, вы - тоже подходящая кандидатура. Общение со сверстниками это не заменит, но и лишним не будет.

И, наконец, нужно вовремя остановиться в оказании этой помощи…