Шов швейный. Какие бывают стежки, строчки и швы

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке - различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик» , а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади - с гладью несчётной . На Руси её называли Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.


Для важно подготовить «настил» - это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет Шов «цепочка» или «тамбур» - это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» - милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!


Следующий шов - рококо. М не это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» - это цыплёнок, то рококо - его мама, потому что рококо - это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке - это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка - это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.


Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» - с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка - сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.


Следующий шов, который мы с вами рассмотрим - стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1.В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» - просто грех!

2.Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия , чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!

Шить одежду вручную давно уже не выгодно. С помощью швейной машинки это происходит быстрее и качественнее. А разные виды машинных швов позволяют сделать изделие максимально прочным. Оно хорошо переносит не только длительную эксплуатацию, но и частые стирки. Главное - знать, в каком случае как надо шить.

Классификация швов

Еще в школе дети изучают разнообразные машинные швы. 7 класс даже разбирается на практике, как их выполнять с помощью швейной машинки.

Все швы делятся на три вида: соединительные, краевые и отделочные. Соединительные швы предназначены для того, чтобы скреплять между собой разные части будущего изделия. Такие считаются базовыми. Есть, конечно, среди них и совсем необычные, но они используются крайне редко.

Краевые швы призваны оформлять края изделия, чтобы они не растрепывались и не портили Они настолько же важны, как и соединительные. Хотя и есть некоторые техники, когда края оставляют не обшитыми. Но это частные случаи.

Отделочные швы редко соединяют части изделия или оформляют его края. Они призваны декорировать и создавать необычные эффекты. Отделочные швы машинные находятся где-то посередине между вышивкой и обычным швом.

Разновидности соединительных швов

В специальной литературе терминология машинных швов довольно обширна, а порой и немного синонимична. Один и тот же шов может иметь несколько названий, но технология его исполнения от этого не меняется.

Портные выделяют такие основные виды швов:

  • Стачной и обтачной используются для простого соединения двух деталей ткани.
  • Двойной выворотный шов уместен в постельном белье и детской одежде. Он имеет не такой грубый рубец, а края ткани, обработанные этим способом, не вытрепываются.
  • Расточной шов используется в тех местах, где границы соединения ткани необходимо максимально скрыть.
  • Запошивочный шов имеет два варианта. Чаще всего он встречается на Поэтому его второе название - джинсовый.
  • Настрочный шов необходим для того, чтобы максимально надежно скрепить две детали в том месте, где на них будет максимальная нагрузка.

Как видим, машинные швы очень разнообразны, и применяются они под конкретные задания. Для того чтобы они имели максимальную эффективность, необходимо правильно соблюдать технологию их выполнения.

Стачной и обтачной швы

Основные машинные швы, которыми соединяют детали швейных изделий - стачные и обтачные. По сути, это варианты одного шва, применяемые в разных целях.

Стачной шов основывается на ниточной соединительной строчке. При этом ширина самого шва напрямую зависит от качества и свойства ткани, а также от целей использования изделия. Шириной называют расстояние от края детали до строчки.

Его технология выглядит так: детали изделия складываются лицевыми сторонами друг к другу и прошиваются на определенном ранее расстоянии от края. Далее срезы можно разутюжить, то есть разложить на разные стороны и пригладить утюгом, либо заутюжить в одну сторону или на ребро.

Для воротников, хлястиков, клапанов карманов и манжет уместнее использовать обтачной шов. Сначала изделие прострачивается стачным швом. Потом с лицевой стороны необходимо изделие выметать так, чтобы получился небольшой кант - шириной 1-2 мм. Но это не аксиома. К примеру, обтачной шов может быть до 8 мм, если это осыпающаяся ткань. Таковы виды машинного шва, являющиеся основными для портных.

Джинсовый шов

Это очень прочный и надежный шов. Его видел каждый, у кого дома есть джинсы. А они есть у всех. В любом пособии вы найдете разные виды машинных швов, таблица которых всегда содержит и несколько разновидностей запошивочного (джинсового). Его преимущество еще и в том, что он одинаково красиво смотрится как с лицевой стороны, так и с изнаночной.

Технология его изготовления понятна и сравнительно проста. Складываем две детали лицевыми сторонами внутрь. При этом нижняя должна выступать на расстояние около 1 см из-под верхней. Прострачиваем детали между собой на расстоянии около 7 мм от края верхней. Первый этап работы над швом завершен.

Нижний срез изделия необходимо подогнуть до самой строчки и накрыть верхним слоем ткани. Перевернув изделие на другую сторону, прострачиваем складку на расстоянии 1-2 мм от ее края с обеих сторон. У нас выйдет складка с двумя параллельными строчками, которые одинаково выглядят как с лицевой стороны, так и с изнаночной.

Другие соединительные машинные швы

Накладные швы широко применяются при соединении карманов или кокеток с изделием. Они имеют среднюю степень прочности. В то же время нуждаются в высоком уровне мастерства швеи, поскольку неровная строчка испортит внешний вид изделия.

Этот шов бывает двух видов: с открытым и закрытым краем. Для закрытого края деталь предварительно проглаживается и наметывается, чтобы облегчить работу с ней. Технология выполнения шва проста. На заранее намеченное место накладывается необходимая деталь и пришивается обычной или декоративной строчкой. Место пришивания хорошенько разглаживается.

Расстрочный шов относится к соединительно-декоративным. Он выполняется на основании стачного шва. Его ширина должна быть немного больше, поскольку с изнаночной стороны края шва разглаживаются и прошиваются параллельно основному. Расстояние при этом может быть любым. Главное, соблюсти два важнейших условия:

1) швы должны быть строго параллельны относительно середины;

2) расстояние от центрального шва к боковым должно быть идеально одинаковым.

Иначе весь декоративный эффект исчезнет, а будет только неаккуратное изделие.

Способы отделки краев

Немаловажно для любого изделия правильно отделать его края. В промышленных целях и у профессиональных портных для этих целей есть оверлок. Эта машина позволяет так обшить край, что он никогда уже не рассыплется. Но внешне это выглядит не очень аккуратно. Поэтому видимые края поддают дополнительной обработке.

В этих целях используют как подгибание ткани, так и ее окантовку. Это зависит от вида и структуры материала, с которым работает мастер. Также эксплуатационные характеристики накладывают свои особенности на обработку краев.

Чаще всего используют разнообразные швы в подгибку и окантовочные машинные швы. 7 класс в школах разбирает технологии основных из них. Поэтому каждой женщине примерно известно, как они выполняются и когда их лучше применять.

Иногда для придания большего декоративного эффекта можно объединять их с отделочными швами или декоративными строчками.

Швы в подгибку

Самые распространенные виды машинного шва для отделки края изделия - это разнообразные швы в подгибку. Начнем с самого простого - с открытым краем. Берем изделие и проглаживаем его края на изнаночную сторону. После этого прошиваем обычной или декоративной строчкой на расстоянии 5-7 мм от изгиба. Если имеем дело с осыпающейся тканью, то ее лучше сначала оверлочить. Этот вид шва используется, чтобы не утяжелять низ изделия. Но край всегда подвержен растрепыванию.

Двойной шов позволяет спрятать необработанный край внутрь. Для этого сначала проглаживаем край в направлении изнанки, а потом подгибаем и еще раз проглаживаем, пряча край внутрь. После этого прошиваем шов таким образом, чтобы прострочить оба слоя. Такой шов получается более надежным, но и объемным одновременно, что не очень хорошо для легких изделий.

Еще один вариант в подгибку - двойной шов прострачивается дважды, за 2-3 миллиметра от места нижнего изгиба, и такое же расстояние отступаем от верхнего внутреннего подгиба. Такой встречается в основном в брюках и джинсах, которые больше всего подвержены изнашиванию.

Окантовочные швы

Для горловины и низа рукавов в блузах порой нужна кардинально другая технология. Машинные швы здесь должны быть легкими и с минимальными рубцами, чтобы не натирать кожу. В таких случаях используются окантовочные швы.

Выполнить их без предварительной наметки довольно сложно, поскольку швее приходится следить за тремя краями. При этом кант подгибается внутрь, что существенно усложняет процесс.

Кант - это лоскут ткани, которым закрывается внешний край изделия. Его подбирают такой длины, чтобы хватило на отделку по всему периметру. С обеих сторон окантовочный лоскут проглаживается в направлении изнаночной стороны. Далее приметывается к изделию и прострачивается максимально близко к краю.

Немного усложненным вариантом выступает предварительная сборка края изделия в складки. В таких случаях кант просто необходим для того, чтобы добавить долговечность изделию. Но застрочить его намного сложнее, чтобы складки имели равномерный характер.

Декоративные швы

Пошить изделие - не проблема. Намного сложнее сделать его красивым, изящным и модным. Для этих целей существуют разные виды машинных швов. Таблица декоративных строчек всегда идет в комплекте к швейной машинке. Их использование уже существенно оживит изделие. Но можно прибегнуть и к более профессиональным способам. Для этого нужно проявить немного фантазии и швейного мастерства.

По сути, все декоративно-отделочные швы основываются на соединительных и краевых. Просто в их исполнении используются не совсем специфические для них приемы. Какие именно, рассмотрим ниже.

Усложненный крой

Все мы знаем, что, к примеру, блуза состоит из двух передних полочек и спинки. В этом нет ничего особенно декоративного. Чистая классика и скукота. Но те же полочки можно выкроить из двух и более деталей, а для их соединения использовать разные виды машинных швов, схемы которых мы рассмотрели выше.

Добавим немного "хулиганства" в манжетах. Пошьем их накладным швом, да еще и из нескольких лоскутов. При этом края последних немного растрепаем, как будто это небольшие заплатки. Конечно, такой прием получится лишь с натуральной тканью, которая практически не осыпается. Но это показывает главный принцип отделочных швов - не бойтесь экспериментировать.

Швейные машинки

Чтобы выполнять основные виды машинных швов, достаточно бытовой швейной машинки. К тому же в наборе с современными моделями часто идут дополнительные лапки и насадки, которые облегчают этот процесс. Некоторые из них даже позволяют выполнять небольшие вышивки, что немаловажно в процессе декорирования изделий.

В то же время некоторые мастерицы говорят, что ни одна современная модель не может сравниться с классическими советскими машинками. Это свидетельствует о том, что для качественной работы достаточно мастерства и немного профессиональной интуиции.

Прямые, косые, крестообразные, петлеобразные, специальные стежки. Ручные швы.

Детали швейных изделий соединяют между собой одной или несколькими нитками. Это соединение называют стежком. Повторяющиеся один за другим стежки образуют строчку. Строчки, скрепляющие несколько деталей, образуют шов.
Ручные стежки выполняют швейными иглами 12 номеров диаметром от 0,6 до 1,8 мм. Для плательных и бельевых тканей используют иглы № 1, 2, 3 (диаметром 0,6 - 0,7 мм), нитки хлопчатобумажные № 80, 60, 50; шелковые № 65; для костюмных тканей иглы № 4, 5, 6 (диаметром 0,6 - 0,9 мм), нитки хлопчатобумажные № 40, 50, шелковые № 33, для пальтовых тканей - иглы № 7, 8, 9, 10 (диаметром 0,9 - 1,2 мм), нитки хлопчатобумажные № 40, 30, шелковые № 18.

Ручные стежки образуются двумя способами в зависимости от того, как прокалывается материал. При первом способе иглу вводят и выводят при проколе с одной стороны (рис. 1). Этот способ имеет наибольшее применение, как более производительный. При втором способе иглу вводят с одной стороны, а выводят с другой (рис. 2). Второй способ используют при обметывании петель, срезов деталей, выполнении закрепок в конце карманов, скреплении складок.
При шитье одежды применяют пять основных видов ручных стежков: прямые, косые, крестообразные, петлеобразные и петельные.
Прямые стежки . Прямые стежки в основном используют для строчек временного скрепления, так как они наиболее простые и легко распускаются.
Сметочный стежок (рис. 3) применяется при предварительном соединении основных деталей изделия - сметывании плечевых, боковых срезов, вметывании рукавов в пройму изделия.
Копировальным стежком (рис. 4) переносят линии разметки с одной детали на другую. По нужной линии прокладывают сметочные стежки, которые не затягиваются, а образуют петли по линии, требующей переноса. Затем ткань раскрывают (стежки при этом растягиваются), нитки между сшитыми частями разрезают. Отрезки ниток, выходящие из ткани, своими концами определяют направление намеченной линии.
Наметочным стежком скрепляют две детали, которые накладывают одну на другую (рис. 5). Этими стежками прикрепляют подборта к изделию, наметывают бортовую прокладку на полочку.

Заметочным стежком (рис. 6) закрепляют подгибаемый край детали, например, низ рукавов и низ изделия.
Выметочным стежком скрепляют края деталей, предварительно обработанные машинной строчкой и вывернутые налицо (рис. 7.). Выметывают клапаны, борта, воротники перед утюжкой и перед прокладыванием отделочной строчки.
С помощью прямых стежков образуют сборки (рис. 8) при изготовлении легких женских и детских платьев. Сборки собирают на нитку, длина которой зависит от желаемой длины сборки. Чтобы сборки лучше прилегали, рекомендуется прокладывать нитку в два ряда, захватывая во втором ряду те же нитки ткани, которые были захвачены и в первом, на расстоянии 0,3 - 0,5 см от первого ряда.

Косые стежки. Косые стежки более эластичные и дают более прочное скрепление материалов, чем прямые. Ими также выполняют временное (наметочные и выметочные) и окончательное скрепление деталей (обметочные, подшивочные и внутренние для незаметного соединения деталей).
Наметочным стежком (рис. 9) пользуются при расположении строчки на небольшом расстоянии от срезов деталей (1,5 - 2,0 см). Например, при наметывании подбортов на полочки, верхнего воротника, на нижний, клапана на подклапан.
Выметочный стежок применяют при выметывании краев воротников, бортов, клапанов верхней одежды (рис. 10). Для тонких тканей и материалов с геометрическим рисунком ими не пользуются, так как косые плотные стежки при стягивании могут исказить рисунок.
Обметочным стежком (рис. 11) пользуются с целью закрепления срезов деталей от осыпания. Обметку применяют на открытых швах при пошиве изделий без подклада, а также для закрепления прорезанных отверстий петель. При обметке нитка должна плотно обхватывать место среза ткани и ложиться с форме спирали.
Стегальными стежками (рис. 12) соединяют два слоя ткани, например, при соединении прокладок с тканью верха (лацкан, воротник), при этом ткань верха захватывается частично. Прокладка не должна быть натянута по отношению к ткани верха.
Подтшивочные стежки (рис. 13) применяют для закрепления (подшивки) подогнутых краев деталей с открытым срезом из неосыпающихся тканей и краев с закрытым срезом (рис. 14) на тонких тканях. Подшивочную строчку можно применять и при закреплении среза верхнего воротника к нижнему. Открытыми подшивочными стежками спиралеобразной формы (рис. 15) подшивают подогнутые края деталей из несыпучих тканей. Выполняя эти стежки, иглой одновременно прокалывают нижнюю деталь, захватывая лишь часть ее толщины, и подогнутый край второй детали. Стегальные и подшивочные стежки относятся к потайным, так как нитки заметны только со стороны прокалывания. Крестообразные стежки . Крестообразные стежки состоят из перекрещивающихся ниток, которые прочно закрепляют срезы, предохраняя их от осыпания (рис. 16).
Фигурные подшивочные стежки («козлик») применяются для подшивки низа юбок, брюк. Эти стежки выполняют в два приема: первым проколом иглы в подогнутый край закрепляемой ткани и вторым проколом с выходом иглы в основную ткань. Крестообразные стежки можно выполнять при небольшой длине нитки, проходящей внутри ткани, благодаря чему в шве с лицевой стороны подогнутый край ткани незаметен (нет пролегания подгибки).
Петлеобразные стежки . Петлеобразные стежки дают наиболее прочное соединение тканей (рис. 17). Ими выполняют подшивочные, вспушные строчки (внутренние соединительные между двумя слоями ткани), а также закрепляют конец строчки.
Подшивочные петлеобразные стежки применяют для подшивки подогнутых краев с закрытым срезом (рис. 18), например, накладных карманов, подкладки изделия по низу и в пройме рукавов.
Вспушная строчка с лицевой стороны изделия имеет малозаметные короткие стежки в виде точек (рис. 19), а с другой стороны - короткие стежки. Вспушные стежки применяют для скрепления и отделки деталей по краю. Например, по краю бортов, клапанов, воротника, низа мужских пиджаков и женских жакетов.
Петлеобразными стежками закрепляют и концы строчек. Строчки временного соединения деталей закрепляют одним или двумя стежками, а окончательного - двумя-тремя. Нитку в конце обрезают.
Специальные стежки. Специальными стежками выполняют закрепки, петли, пришивают пуговицы, крючки, кнопки.
Петли обметывают петельными стежками . В зависимости от вида изделия применяют петли с глазком (пиджаки, жакеты, пальто); прямые (на белье, платье, брюках); широкие (отделка лацканов пальто, костюмов).

Широкие петли являются отделочными (рис. 20 а) и выполняются непрорезными. Прямые петли обметывают после прорезания (рис. 20 б). При обметывании петли с глазком (рис. 20 в) прокладывают укрепляющую нитку для рельефности узора и прочности петли. Один конец петли закрепляют двумя поперечными стежками, которые обвивают несколькими витками.
Закрепками (скрепками) скрепляют концы карманов, петель, разрезов, складок. Они состоят из двух натянутых ниток (так называемых основных), плотно покрытых той же ниткой. Чтобы сделать скрепку, сначала прокалывают ткань снизу, затем сверху вниз (рис. 21). Третий прокол делают снова на месте первого. Нитку, вышедшую на лицевую сторону ткани, натягивают и на ней образуют витки. При этом для каждого витка нитку обводят вокруг основы. Витки нужно накладывать возможно плотнее друг к другу. Заполнив основу, нитку проводят на изнаночную сторону и закрепляют двумя-тремя стежками.
Пуговицы на верхней одежде пришивают на ножке (рис. 22 а), не затягивая стежков, чтобы между пуговицей и тканью остался зазор для образования ножки. Нитки стежков между пуговицей и тканью обвивают несколькими витками, концы ниток закрепляют петлеобразными стежками.
В платьях, белье, пуговицы пришивают вплотную к ткани (рис. 22 б). Пуговицы вплотную к ткани пришивают при полном затягивании стежков, и конец нитки также закрепляют петлеобразными стежками. Пуговицу с ушком сразу пришивают вплотную к ткани (рис. 22 в). Крючки, петли и кнопки пришивают к изделию косыми стежками (рис. 23).

Шов в закрутку (рис. 24) применяется для подшивки края детали, вырезов для кружевных прошв, при заделке пристроченного шитья гладью. Во время подшивки большой палец левой руки закручивает ткань, прижимая ее к указательному пальцу той же руки.
Шов через край (рис. 25) применяется в тех случаях, когда необходимо сшить кромки полотна, пришить кружево и т. п.

Каждое из швейных устройств представляет собой мини-ателье на дому – настолько разнообразны представляемые ими функции. И не последнюю роль в таких возможностях играют виды строчек, выполняемые на швейной машине. Интересно будет узнать, какие из них действительно необходимы, а без каких можно обойтись. В некоторых моделях современных швейных приборов количество строчек может доходить до сотни и даже больше. Некоторые из них используются чаще, другие – только в случае декоративной отделки.

Такие строчки по-другому называют «рабочие». И самыми популярными из них являются прямая строка и шов-зигзаг . Приведем фото стандартной панели с выбором строк для машинки Астралюкс:

Кроме этих двух, можно привести список самых востребованных строчек:

  • имитация оверлока;
  • для эластичных материалов;
  • потайные;
  • используемые для подстежки;
  • выметывание петель.

К большинству из них применяют специальные лапки – без них качественное выполнение задания не получится. Обычно они идут в комплекте с прибором или покупаются отдельно.

Даже в простой модели большинства из них будет достаточно, чтобы работать с большим спектром разных тканей – от трикотажа до кожи. С их помощью можно выполнить большое количество операций – от пришивания молнии до пуговиц и обметывания петель (последняя операция выполняется реже).

Для начинающего пользователя не лишней окажется более подробная информация, из которой можно узнать о видовом разнообразии даже простой и зигзагообразной строк. Некоторые из них окажутся на грани рабоче-декоративных. Итак, сверяемся с панелью строк своей швейной машинки.

  1. Эта прямая строка применяется там, где она необходима при швейных операциях.
  2. Существует двойная и даже тройная усиленная строка . Она будет применяться в том случае, когда необходима дополнительная прочность шва. Еще один вариант – имитировать с её помощью толстую нитку (например, подшивая джинсы). Подобный выбор будет удачным и для тянущейся ткани – это предотвратит разрыв шва (хотя там лучше использовать такой же вариант, но только эластичный).
  3. Подошли к зигзагам: если обычный используется для краевой и декоративной обметки, то его эластичный собрат будет лучше растяжимым и его используют при вшивании резинки и шитье штор. также будет отлично смотреться в штопке и вышивке.
  4. Необычная строчка под названием «двойной крест » используется при шитье спортивной одежды. Также её используют с декоративными целями.
  5. Открытая оверлочная строка – это, конечно же, только подобие обметочного шва. Но его вполне можно применять для стачивания и краевой обработки. Особенно это актуально в случае с растягивающимися материалами.
  6. Закрытым оверлочным швам достается функция обработки края ткани наподобие джерси. Также хорошо с ее помощью можно предотвратить «рассыпание» края у материалов, склонных к этому неприятному явлению.
  7. Сотовая строчка находится на грани декоративной и рабочей. С одной стороны, ею будет отлично делать орнаментную обработку краев, с другой – она отлично работает в паре с ниткой-резинкой , которая будет заправлена в шпульку. Подойдет для растягивающихся материалов.
  8. Растяжимой будет и соединительная строчка . Как следует из ее названия, кроме своего декоративного эффекта (например, в пэчворке), её прямое назначение -соединять материал.
  9. Декоративной эластичной строчкой можно сшивать полотно встык. Также она отлично пригодится для соединения деталей внахлест, даже если под иглой находится кожа. Естественно, что под силу ей и декоративная отделка.
  10. Пуловерная строчка , имеющая уплотненный край, позволит получить тянущиеся и обметочные швы на вязаных вещах. С её помощью будут сшиваться такие детали. Обычно ей обрабатывается изделие с левого края.
  11. Потайной вариант строки предназначен для работы с плотными не тянущимися тканями. При выполнении такой подгибки будет важно правильно складывать ткань. А для эластичного материала следует использовать его соответствующий аналог
  12. нужна не только для декоративной отделки – ею обрабатываются еще и края, с их последующим отрезанием.
  13. Рабочей строчкой признана бельевая петля . Она делится на полуавтоматическую (создающуюся примерно за четыре приема) и петлю-автомат (которую используют при пошиве рубашек, блуз, постельного белья и так далее).

Декоративные варианты

Обычно они выполняются гораздо реже, да и носят, в большинстве случаев, чисто «украшательские» мотивы. Ассортимент их вариантов не так высок, к тому же, не каждый потенциальный пользователь будет присматриваться к таким моделям, считая, что он будет редко их использовать. Что зря – кроме большого выбора орнаментных узоров, у этих швов есть возможность имитировать самую простую вышивку (от крестика и мережки до ажурной и тому подобных строк).

Рассмотрим самые популярные виды декоративных строчек на швейной машине.

Специализированные строчки

Отдельное слово стоит сказать об оверлочных швах: швейная машинка воссоздает его похожим только внешне. Являясь устройством челночного стежка (а не цепного, как у плоскошовки), она сильно натягивает свои нитки, а, значит, не дает возможности им растягиваться. При большой нагрузке они порвутся или деформируются, в то время как вариант из настоящего оверлока вернется в свое первоначальное положение.

Интересны и петлеобразующие строчки . Лучше, конечно же, выбирать ту, которая работает в специальном режиме. В этом случае достаточно будет положить пуговицу в специальную лапку, а прибор сам определит её размеры и полностью под нее петлю – пользователю останется лишь прорезать в ней отверстие.

Надо заметить, что даже у простых машин строчки могут работать на материалах разного рода. Поэтому необязательно покупать сразу дорогой агрегат – начать можно и со среднего уровня электромеханических устройств или с простых электронных.

Обычно такие модели содержат до 30 видов строчек, среди которых бывают подходящие для трикотажа, имитация оверлока и даже петлеобразующие автоматы.

А если технику присматривает уже профессионал, то можно рекомендовать к покупке полностью компьютеризированную машинку . Чаще всего такие агрегаты содержат в себе еще и полноценные вышивальные функции (вплоть до кириллицы и латиницы). Количество строчек в подобных моделях – от 50 до 1000. Кроме полностью автоматизированных функций, в них есть еще одно бесспорное преимущество – они работают практически без шума.

Когда мы говорим о вышивке, первое, что приходит в голову – это вышивка крестиком. Но на свете существует огромное количество других декоративных швов и техник вышивки. Декоративные швы — вовсе не означает сложные. Зачастую вышивать ими легче, чем крестом. Многие ручные декоративные швы не требуют такого скрупулезного подсчета, как крест, «прощают» ошибки неопытных пальчиков. Есть и еще один плюс. Простыми швами можно делать вышивку не на канве, а на обычной ткани. Вышивайте сразу на уголке скатерти, или украсьте декоративными швами джинсы. Вариантов множество! И никакой канвы. Делать эффектные вышивки можно даже швом «вперед иголка». Куда уж проще? Что уж говорить о потенциале тамбурного шва или «французских узелков».

Простые швы о которых мы собираемся рассказать, станут великолепным материалом вышивки для начинающих рукодельниц.

Прямой стежок.

Это самый основной стежок. С помощью него можно вышивать что-угодно. Его можно класть в любом направлении, любой длины.

Снежинка прямыми стежками. Рисуем круг, намечаем середину. Размечаем окружность на нужное количество точек-лепестков. Выводим иглу из центра и делаем стежки, все время возвращая иглу в центр. В-А; С-А; D-A и так далее.

Шов «вперед иголку»

Пожалуй, самый известный простейший шов. Что бы его украсить можно менять длину стежков: например 2 коротких 1 длинный и т.д.

Гладь

Гладь – очень красивая самостоятельная вышивка. Особенно была распространена в середине прошлого века. Возможно, у кого-то дома сохранились бабушкины вышивки гладью– наволочки, салфетки. Можно гладь использовать как элемент для заполнения. Стежки в этой технике кладутся аккуратно параллельно друг другу вдоль всей фигуры, которую нужно заполнить.

Как шить гладью: Сначала рисуем нужную фигуру на ткани. Начинаем с края рисунка. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Вкалываем в точке В, а затем выводим на лицо в точке С, рядом с точкой А. Продолжаем вышивать плотно кладя стежки один рядом с другим.

Строчка или шов «назад иголку»

Шов назад иголку используется часто: им вышивают стебли, надписи, делают обводку (например, в вышивке крестиком). Шьют вручную, когда нужно сшить крепко две детали.

Как шить швом «назад иголку»: Рисуем линию на ткани. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А.Вкалываем в точке В, она находится за точкой А. А затем выводим на лицо в точке С, она находится впереди точки А. Следующий стежок делаем вкалывая иглу в точку А и выводим впереди точки С.

Стебельчатый шов

Как и шов «назад иголку» вышивка стебельчатым швом используется для стеблей, надписей, контурных рисунков.

Как шить стебельчатым швом: Чертим линию на ткани. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А в начале линии. Делаем стежок В-С, точка С находится посередине между А и В. Следующие стежки: Д – В, Е –Ди.т.д. Нитка, при выполнении стежков должна оставаться всегда с одной стороны. При изгибе линии, стежки могут распадаться, что бы этого не происходило, стежки можно делать мельче.

Как смотрится эта строчка на готовом изделии можно увидеть, например, на Она полностью выполнена этим швом.

Шов «папоротник»

Декоративный шов. Шов «папоротник» похож на стебель с листиками. Что бы рисунок выглядел естественней, можно изменять угол наклона и длину листьев.

Как шить швом «папоротник»: Нарисуем изогнутую линию. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А на некотором удалении от начала линии. Вкалываем иглу в точке В (начало линии)) и выводим на лицо в точке С (сбоку от намеченной линии), вытягиваем нитку. Делаем стежок А – D (точка D находится по другую сторону намеченной линии), вытягиваем нитку. Далее делаем стежок А – Е по линии. Получается стволик с веточками.

Тамбурный шов

Один из самых распространенных и красивых декоративных швов. Маленькая, детская машинка «Кузнечик» шьет этим швом. Тамбурным швом начинают вышивать еще в детском саду, почему-то считается, что он очень прост. Им можно шить вдоль линии, оконтурить рисунок, вышить надпись и даже заполнить форму.

Как шить тамбурным швом: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Вкалываем иглу в точке В (рядом с точкой А) и выводим на лицо в точке С, но не протягиваем нитку, пока не проведем ее под образовавшуюся петельку. Далее делаем следующую петлю: вколов иглу рядом с точкой С (внутри предыдущей петли)и выведя ее в точке Е. Опять продеваем в образовавшуюся петлю и т.д. Для того чтобы закончить шов вкалываем иглу в точку F и выводим нитку на изнаночную сторону.

Полностью тамбурным швом выполнены .

Петельный шов или краевой

Этим швом обрабатывают край изделий, обметывают в ручную петли для пуговиц. Он очень красиво смотрится и прост в изготовлении. Можно использовать в качестве декоративной строчки.

Как шить петельным швом: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Вкалываем иглу в точке В и выводим на лицо в точке С, но не протягиваем нитку, пока не проведем ее под иглой.Продолжаем класть стежки слева направо. Когда ряд будет закончен, вкалываем иглу в точку D сразу за петлей. Старайтесь класть стежки на равном расстоянии друг от друга.

Можно чередовать длину ножек стежков – получится красиво.

Можно почитать подробнее про . Там прописаны варианты и различные украшательства этого шва.

Тамбурная петля (цветок)

Тамбурная петля – это вариант тамбурного шва, в котором каждая петля в цепочки вышивается отдельно. Если вокруг центральной точки вышить несколько тамбурных петель, то получится цветок. Листик выйдет из отдельной тамбурной петли

Как вышивать тамбурной петлей: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Вкалываем иглу в точке В (рядом с точкой А) и выводим на лицо в точке С, но не протягиваем нитку, пока не проведем ее под образовавшуюся петельку. Далее вкалываем иглу в точку D, тем самым закрывая лепесток-петельку, и выводим в точке А. Продолжаем делать лепестки по кругу.

Открытая декоративная петля или У-петля или полупетля

Эта петля похожа на тамбурную петлю, но с открытым концом. Открытой декоративной петлей можно вышить лепестки на цветке, или лучики у солнца.

Как вышивать открытой декоративной петлей: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Вкалываем иглу в точке В (в стороне от точки А) и выводим на лицо в точке С, накинем нитку под иглу и вытягиваем. Далее вкалываем иглу в точку D, тем самым закрепляя нитку. Стежок С- D можно делать разной длины.

Бархатный шов, или «козлик»

Декоративный бархатный шов, похож на серию крестиков, близко расположенных друг к другу. Выполняется по двум параллельным линиям.

Как сделать бархатный шов: Рисуем две параллельные линии. Работаем слева направо. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А в начале намеченной линии верхней линии. Делаем стежок назад на нижней линии В – С, далее стежок назад на верхней линии D- E и т.д.

Шов «ёлочка»

Шов «ёлочка» очень декоративен. Его приятно вышивать, и он прост в исполнении. Можно шить равномерно и аккуратно, тогда получиться строгий геометрический узор. А можно варьировать наклон и длину стежков, тогда узор выйдет более естественным.

Как шить шов «елочка»: Нарисуем на ткани линию. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А в начале намеченной линии. Вкалываем иглу в точке В (сбоку от точки А)) и выводим на лицо в точке С (впереди по намеченной линии), вытягиваем нитку, предварительно продев ее под иглу. Получилась полупетля. Делаем стежок D — Е (точка D находится по другую сторону намеченной линии), вытягиваем нитку, так-же продев ее под иглу. Продолжаем вышивать. В конце, для закрепления шва выводим иглу на изнанку с другой стороны петли, как в тамбурном шве.

Шов «куриный след» или «рыбий скелет»

Этим декоративным швом хорошо вышивать листики растений, он как будто специально для этого создан. Можно шить, кладя нитку плотно друг к другу. А можно вышивать свободно, получиться ажурный листок.

Как сделать шов «куриный след»: Нарисуем форму (например листочка). Выводим иглу с изнанки в углу нарисованной формы в точке А и делаем прямой стежок В-С (точка В находится на центральной оси, точка С – с краю на линии обводки). Далее делаем стежок D-E (D – с другого края на линии обводки, Е – на центральной оси), заводим нить под иглу и вытягиваем нитку. Закрепляем нитку, вводя иглу в точку F и выводим рядом с точкой С. Продолжаем вышивать пока не заполним всю форму.

Французский узелок

Французский узелок используются в вышивки как элемент. Они немного выступают над поверхностью вышивки. Часто с помощью французского узелка делают серединки цветов. Если расположить узелки близко друг к другу может получиться кудрявые волосы.

Как вышивать французский узелок: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Левой рукой два раза обводим ниткой вокруг иголки. Разворачиваем иглу перпендикулярно ткани и вкалываем в точке В (рядом с точкой А), туго натягивая обвивку. Выводим иглу на изнанку, а на лицевой стороне получился узелок.

Шов «сноп»

Этот шов назван так, потому что действительно напоминает снопы пшеницы. Шов «сноп» легко выполняется и оригинально выглядит. Он сможет украсить салфетку.

Как сделать шов «сноп»: Делаем три прямых стежка (длинной1,2 см, промежуток 0,3см)Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А, посередине между первым и вторым стежком. Дважды оборачиваем иголку с ниткой вокруг трех стежков, сильно натягивая нить. Чтобы закончить узел, вкалываем иглу в точку В.

шов «сноп»

Шов «паучок»

Красивый и оригинальный декоративный шов. Количество основных стежков должно быть нечетным. Интересно использовать в этом шве нитки разных цветов для основных стежков и для обвива. Если обвив сделать не по всей длине стежков, то получится солнышко или цветочек. Для обвива лучше использовать тупую иглу, или обвивать другой стороной иглы.

Как сделать шов «паучок»: Рисуем круг, намечаем середину. Делаем прямыми стежками снежинку. Лучиков должно быть нечетное количество. Выводим иглу с тупым концом с изнаночной стороны в точке А (ближе к центру. Обвиваем лучики, подводя иглу то под них, то над ними, чередуя. Заполняем основу по спирали наружу. Заканчиваем вышивку, протяну нить на изнаночную сторону.

Шов «настил»

Швом «настил» забавно вышивать, он в чем то похож на шов «паучок». Получается кусочек парящей ткани. Можно обвить две нити-основы – получится лепесток или листик для цветка. Из нескольких ниток-основ можно сделать большой листок. А можно поиграть с натяжением ниток-обвива — получатся разные интересные формы. Интересно брать разные цвета нитей для основы и обвива.

Как сделать шов «настил»: Прокладываем на ткани два прямых стежка, не очень удаленных один от другого. Вытаскиваем нить обвива у начала получившихся стежков и проводим иглу над первой ниткой и под второй. Иглу поворачиваем и не трогая ткань опять проводим иглу над первой ниткой и под второй. (Подсчет идет уже с другой стороны). Продолжаем, пока нити основы не будут полностью заполнены.

Узелки навивкой или рококо

Для узелка рококо нитку обвивают вокруг иголки и получается объемный стежок. Этот узел достаточно сложен в исполнении, но эффектен. Им можно вышить лепестки розы, шерсть мохнатых животных или дреды.

Как сделать узелки «рококо»: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Делаем стежок В-А (около 0,6см)Левой рукой семь раз обводим ниткой вокруг иголки. Придерживая накрученную нить на игле, проталкиваем иглу через навивку и ткань, узел при этом соскользнет к точке В. Аккуратно распределяем навивку вдоль всего стежка. Чтобы закончить узел, вкалываем иглу в точку В.

Декоративная сетка

Декоративная сетка хороша для быстрого заполнения больших пространств. Большие длинные стежки заполняют всю форму в вертикальном и горизонтальном направлении. А на пересечении ниток маленькие крестики можно сделать контрастной нитью или нитью того же цвета.

Как вышить декоративную сетку: На первом этапе заполняем всю форму прямыми вертикальными стежками от края до края на равном расстоянии друг от друга. На втором – делаем тоже самое только кладем горизонтальные стежки. И в конце, чтобы прикрепить наши нити к ткани на каждом пересечении вышиваем крестик.

Переносим рисунок на ткань.

Способ 1. Если ткань достаточно тонкая, то можно перенести рисунок стеклением . Для этого используется стол с подсветкой или обычное оконное стекло. Приклейте рисунок скотчем к стеклу, сверху положите ткань и тоже приклейте скотчем. Обведите рисунок карандашом или водорастворимым маркером.

Способ 2. На толстую или темную ткань можно рисунок перенести при помощи копирки. На ровную поверхность кладем ткань, затем копирку, цветной стороной к ткани, далее наш рисунок. Обводим рисунок шариковой ручкой. Чтобы линии не стирались рисунок на ткани желательно обвести водорастворимым маркером.

Способ 3. Печатаем нужный нам рисунок на струйном принтере. Кладем ткань на гладильную доску, сверху рисунок, напечатанной стороной вниз и проглаживаем утюгом без пара. Если рисунок получится не ярким, можно обвести его маркером. Получившиеся линии таким способом не стираются и еще: на материале ваш рисунок будет зеркальным.

Центрируем рисунок

Чтобы найти середину на прямоугольнике, нужно ткань или бумажный рисунок сложить пополам.По линии сгиба прочерчиваем линию. То же самое делаем по горизонтали. Пересечение линий и будет середина.

Если рисунок не прямоугольный: складываем его в обоих направлениях, совмещая самую широкую и самую длинную части рисунка. Прочерчиваем карандашом по линии сгибов.

Кладем ткань и бумажный рисунок на стол, совмещая горизонтальные и вертикальные линии.

Начала и концы

Использованы материалы из книги Николас Кристин «Дизайнерская вышивка. 65 новых идей для украшения дома»