Русская рубаха выкройка для мужчины. Русская народная рубаха. Материалы для рубашки

Женская рубаха - базовый элемент русского национального костюма. О том, как в древности носили рубаху и как ее можно сшить сегодня, читайте в нашем материале.

Женская рубаха - основа как повседневного, так и праздничного костюма русской женщины. Рубаху начинали носить с раннего возраста. Собственно, рубашка и составляла всю одежду маленьких мальчиков и девочек у наших предков. По ходу взросления дети надевали поверх рубашки .

Рубахи украшали вышивками по подолу, вороту, рукавам. Богатые люди - расшивали жемчугом. Такой яркий декор был связан не только с эстетическими представлениями того времени, но и с отголосками языческих верований. Древние славяне считали, что через отверстия в одежде в человека может вселиться злой дух или дурное колдовство может навредить. Поэтому подол, рукава и горловину защищали специальными оберегами-вышивками. Славяне верили, что стилизованные фигурки, вписанные в орнамент спасают от сглаза, порчи, колдовства, защищают от болезней и травм.

Женщины высокого происхождения надевали поверх обычной рубахи верхнюю - горничную. Несмотря на то, что горничные рубахи шили из яркого дорогого шелка и богато украшали, их носили только при членах семьи. Одна из отличительных особенностей горничных рубах - длинные рукава с прорезями для рук. Такие фальшивые рукава ниспадали до пола и были исключительно декоративными. Их главная функция была лишь в том, чтобы напомнить владелице о том, что ее происхождение и достаток позволяют не работать (не засучивать рукава, а ходить со спущенными).

Поверх рубахи богатые женщины надевали летник - наглухо застегивающееся платье, расклешенное книзу. Летники шили из шелка, тафты и других дорогих тканей и богато украшали жемчугом и драгоценными камнями.

Крестьянки поверх рубахи надевали поневу - нечто среднее между юбкой и передником. Понева оборачивалась вокруг бедер женщины. Позже поневы стали вытеснять .

Русский женский сарафан фото

До появления фабрик и мануфактур, производящих и окрашивающих ткани, крестьяне сами окрашивали домотканные материалы или оставляли их естественный цвет. Самые часто встречающиеся цвета одежды - белый, синий и красный.

Из какой ткани шить русский народный сарафан и рубаху?

Основными тканями были: лен, сукно, шелк, бархат. Высшие сословия могли себе позволить одежду из тафты, парчи, бархата, муара, атласа, хлопка, сатина.

Выкройка русской женской рубахи под сарафан для свадьбы

Схемы выкройки русской женской рубахи под сарафан, характерные для разных губерний Российской империи (Н. Баканова "Русский народный костюм с выкройками и схемами")

Архангельской область

Нижегородская губерния

Рязанская губерния

Вятская губерния

Новогородская губерния

Вологодская губерния

Эта статья в помощь многим людям, которые делают первые шаги по шитью своими руками русской народной одежды и, в частности, русской народной женской рубахи.

Для шитья рубахи понадобится около двух погонных метров льняной ткани, весьма желательно чистой и без примесей. Ширина полотна может быть как 1,4 метра, так и 1,5 и 1,6 метра — какую найдёте.
Швейная машинка с набором ниток, хорошие ножницы, мелок или карандаш, булавочки.

Ткань выглядит примерно так:

На самом деле, крой рубахи очень простой. В зависимости от вида (о видах говорили в предыдущих статьях), рубаха состоит из 5 — 6 основных элементов. Это рукава, подол, две ластовицы, косая бейка и, иногда, накладка на вырез горловины.

Предварительно надо подготовить ткань, отпарить её или отутюжить, чтобы не было складок и работать с ней было удобно.

В зависимости от размера рубахи 44-46-48-50-52, необходимо отрезать, соответственно, от 44 до 52 сантиметра ткани от края. Это будет заготовка под рукава (верх рубахи).

Если шьете на себя, или есть возможность снять мерку, то просто замерьте расстояние от плеча и до центра груди и умножьте на два. Не забудьте оставить по 2 сантиметра на швы.
Либо снимите мерку от центра груди и до желаемой длины и добавьте со стороны подола 4 сантиметра на подгибку.

Необходимо обработать края ткани оверлоком или мелким зигзагом.

Основные элементы рубахи готовы.

Из остатков ткани необходимо вырезать две ластовицы (примерно 8 на 8 сантиметров, если размер больше 48 размера или крупная грудь, то 10 на 10 сантиметров или 12 на 12 сантиметров). Так же необходимо обработать края ткани.

Верх рубахи (рукава) сложить сначала поперек, затем по вдоль, совместив края. Далее на сгибе необходимо начертить горловину — примерно 10 сантиметров в ширину и 4- 6 сантиметров в низ, в зависимости от размера горловины, которая необходима.

Чуть выше необходимо параллельно провести еще одну линию (горловинка сзади) и вырезать сначала её.

Важно! Отрезанный кусочек ткани нельзя просто выкидывать. Этот кусочек надо обязательно протаскивать внутрь рубахи. Да, это просто манипуляция с кусочком отрезанной ткани — вытянуть отрезанный лоскуток снизу. Но так мы соблюдаем традиции наших предков, а предки считали, что так соблюдается закон обережности для сохранения сил будущего владельца.

Вот таков результат.

Выкраиваем косую бейку. Для этого измеряем длину горловины метром (примерно 50 — 60 сантиметров), далее на остатках ткани чертим линию (соответственно длине горловины) под углом 45 градусов и шириной 4- 5 сантиметров и вырезаем её. Обрабатывать края не надо.

Если Вы хотите для удобства сделать прорезь в горловине, то вырезается кусочек ткани шириной 10 на 8 сантиметров, обрабатываются его края. Кусочек прикалывается к лицевой части горловины, прорисовывается карандашом или мелком ровная линия и эта линия обшивается вокруг с отступом 1 сантиметр с трёх сторон.

Выворачиваем пришитую ткань на изнанку, прикалываем булавочками и прошиваем, стараясь попадать «в русло» и по ходу откалывая булавки.

Прошиваем с лицевой стороны, один раз! Если не попали «в русло», то прошиваем аккуратно по ткани, как на фото.

Косая бейка должна быть, желательно контрастного цвета и изготовленная своими руками.

Но, для тех, кто не хочет заморачиваться — не обязательно самому изготавливать. Можете купит готовую в магазине.

Верх рубахи можете украшать, как душа пожелает! По традиции желательно вышивкой ручной, со специальными обережными узорами и орнаментами.

Если традиции соблюдать не желаете — можно украсить вышивкой машиной, жаккардовой тесьмой или кружевом!

Тесьмой — сначала прикалываем, и потом ровненько пришиваем!

Одновременно, можно пришить тесьму и на рукава, если есть желание…

Результаты нанесения «украсов» в разных вариантах могут быть такими:

Пришиваем косую бейку. Для этого, накладываем её на лицевую сторону рубахи, оставляя 2 сантиметра. Пришиваем сильно натягивая, чтобы она держала форму воротничка.

После того, как пришили, подворачиваем её два раза внутрь, чтобы скрыть необработанный край. Прикалываем и снова с лицевой стороны пришиваем, стараясь попасть в русло или по краю ткани.

Обрабатываем низ, то есть подол рубахи. Можно сразу его украсить, если есть желание.

Сгибаем по ширине и сшиваем сбоку. Чуть не доходя до верха, прикладываем к внутренней стороне ластовицу, прикалываем булавками (фиксируем) и прошиваем сначала одну сторону, потом другую.

Напоминаем, что подол представляет из себя единый отрез ткани, шириной 1,5 метра. Перебивается и сшивается с одной стороны. Но, можно сшить подол и из двух половин, если у Вас нет единого куска ткани, а есть два пусть небольшого, но подходящего размера. Если не соблюдается традиция — это не принципиально. Напоминаем так же, что по традиции на швы и края одежды обязательно наносится обережная вышивка.

С другой стороны делаем надрез вниз на длину ластовицы примерно 10 сантиметров. Так же прикалываем ластовицу и пришиваем сначала с одного края, потом с другого.

По традиции, ластовицы красного цвета считаются обережными.

В древности, мастерицы шили всё «в ручную». Сейчас у нас есть верные помощницы — машинки для шитья.
Они упрощают работу, делают её лёгкой и быстрой.

Выставляем на машинке ширину строчки 4 -мм и проходим верхний край платья не заходя на ластовицы, отдельно спереди и сзади. Можно двумя строчками: одна под другой — для более удобной стяжки.

Начинаем стягивать. Тянуть надо одновременно за обе ниточки. Стягиваем и периодически прикладываем к себе, так, чтобы ластовицы оказались четко под мышками, спинка стягивается чуть сильнее.

После стягивания, распределяем равномерно складочки и намечаем булавочками середину сзади и спереди, так же отмечаем середину на верхней части рубахи.

Альтернатива примётке — всё те же незаменимые булавочки.

Пришиваем! Теперь осталось лишь обработать рукава и убрать ниточки.

Поздравляем! Ваша рубаха готова!

Вот такими могут быть результаты Вашей работы:

За столь подробный материал и предоставленные фотографии благодарим группу =Возрождение родных традиций=Воронеж= в социальной сети ВКОНТАКТЕ и мастерицу Наталью Колесникову!

Если у Вас появились вопросы — вы можете задать их в комментариях к данной статье, либо в администрацию группы «Русские орнаменты и узоры» в социальной сети ВКОНТАКТЕ.


Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Языковеды пишут, что её название происходит от корня «руб» - «кусок, отрез, обрывок ткани» - и родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать». Надо думать, история славянской рубахи действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом.

Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава. Учёные называют такой покрой «туникообразным» и утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоев населения, менялся только материал и характер отделки. Простой народ носил в основном рубахи из льняного полотна, для зимы иногда шили их из «цатры» - ткани из козьего пуха. Богатые, знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка, а не позже XIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань. На Руси её называли «зендень».

Другим названием рубахи в русском языке было «сорочка», «сорочица», «срачица». Это очень старое слово, родственное древнеисландскому серк» и англосаксонскому «сьорк» через общие индоевропейские корни. Некоторые исследователи усматривают разницу между рубахой и сорочкой. Длинная рубаха, пишут они, делалась из более грубой и толстой материи, тогда как короткая и лёгкая сорочка - из более тонкой и мягкой. Так постепенно она и превратилась в собственно бельё («сорочка», «чехол»), а верхнюю рубаху стали именовать «кошулей», «навершником». Но это тоже произошло позже, в XIII веке.

Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали, при этом поддёргивая, так что получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Учёные пишут, что рубахи горожан были несколько короче крестьянских. Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено.


На основе этнографических данных 18-20 вв., Г.С. Маслова четыре основных типа мужских рубах:

  1. Туникообразная.
  2. С прямыми поликами.
  3. С узкими нашивками на плечах.
  4. На кокетке.
Туникообразный покрой мужской рубахи - наиболее древний из известных нам кроев и вместе с тем наиболее распространенный покрой. Различают два типа туникообразной рубахи: "с бочками" и "без бочков". Рубаха "с бочками" образуется из полотнища ткани перегнутого по утку (на месте сгиба прорезается ворот); к центральному (среднему) полотнищу пришиваются прямые полотнища, образующие "бочки" и рукав прямого покроя.

Туникообразная рубаха "с бочками" имеет несколько вариантов:

  • С прямыми цельными бочками;
  • со скошенными боковыми полотнищами (более поздняя форма, вытиснившая рубаху с прямыми бочками);
  • с бочками, выкроенными "по-топорному" или "в замок" (в северных регионах);
  • с боковыми клиньями, вставленными с каждой стороны сзади между средним и боковыми полотнищами, при этом прямые бочки, расширенные вставкой клиньев, пришивались в сборку (начало 20 в. на Алтае);
  • "колошкой". Особенность ее покроя в том, что боковые полотнища перегибаются на плечах так же, как центральное. Она имеет прямые рукава и прямой разрез ворота без воротника;
  • туникообразная рубаха без бочкой из одного перегнутого широкого полотнища. Такие рубахи изготовляли преимущественно из фабричной ткани, рубаху с бочками изготовляли из домотканого холста.
Сорочки из одного перегнутого полотнища холста. Изготовлялись в Закарпатье, имели специфичный покрой рукавов, пришитых в сборку.

Рубахи туникообразного покроя изготовлялись с прямым или косым разрезом на груди; без воротника "голошейка" или с воротником "стойка". "Голошейку" я прямым разрезом на груди считают наиболее древней. Косой разрез делали слева, часто рубаху дополнял воротник "стойка", застежка на пуговицы.

Мужские рубахи шили из домотканого холста, сохранявшего натуральный цвет волокон, поэтому такие рубахи обязательно орнаментировались. Из поколения в поколение передавались узоры вышивки или ткачества, они не были случайными. Случайность в орнаменте появилась в конце 19-начале 20 века в местах, где было сильное влияние города (Московская обл.).

В древние времена люди передавали свой мир, свои представления о нем, свои отношения с миром условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретенная человеком и имевшая для него магический смысл.

Как отмечает Б.А. Рыбаков, в творчестве древних существовали и состязались друг с другом два принципа: более древний магический и приходящий ему на смену эстетический.

Рубаха в глазах наших предков обладала магической силой: защищала наиболее уязвимые части тела - шею, ноги, руки. Поэтому и покрывали орнаментом-оберегом горловину, низ рукавов, подол рубахи. Они и являются местами традиционного расположения орнамента. Ластовица также могла являться цветной декоративной деталью. Наряду с узорным ткачеством и вышивкой в качестве декора широко применялись тесьма, блестки, позумент, пуговицы, бисер, полоса кумача. По богатству украшений мужская праздничная рубаха иногда не уступала женской.

Рисунок материала для мужской рубахи

  • Без рисунка домотканая холстина, цвет натуральный;
  • Красная, бордовая, темно-красная, темно-боровая однотонная;
  • Клетка мелкая, цвет: сочетание белый - красный, темнобордовый - черный;
  • Полоска мелкая, цвет: голубой - белый, красный - черный - желтый, бордовый - черный;
  • Цветной набивной рисунок, цвет: красный, черный, пестрый, мелкий узор.

До нашего времени дошли только те образцы мужского костюма старообрядцев Алтайского края, которые сохранились в коллекциях краеведческих музеев. Поэтому мы можем рассмотреть их менее детально, но с полным описанием традиционного кроя.

Рубаха

Древнерусские мужские рубахи были также прямого покроя туникообразной формы и кроились из перегнутого пополам полотнища. Рукава делались узкими и длинными. Названия некоторых деталей мужской рубахи сходно с названиями в женской рубахе: становина, рукава, ластовицы (см. рис. 17).

Для пошива рубахи чаще всего использовался домотканый холст (см. Раскрой рубахи), позднее - покупные ткани: кумач, сатин, шелк (см. Раскрой рубахи с кокеткой). На холщовых рубахах проставки, отделка ворота, рукавов и низа рубахи делались из кумача, Отделка выполняла как декоративную функцию, так и символическую - как оберег. Верх рубахи делался на подкладе.

Длина Изделия - от середины шеи, по спине, на 20-25 см выше колена. Объем Шеи, Длина Руки - от шеи до середины запястья, Объем Кисти - меряется с подогнутым большим пальцем.

Раскрой рубахи:

См. рис. 18. Ткань - домотканый холст (ширина 40см).

Расход ткани 3.5м

Все детали кроятся по прямоугольникам. Становина выкраивается вдоль ткани из цельного полотнища, отмеряется 2 Длины Изделия (перегибается пополам). Длина бочка = Длина Изделия - Длина проймы. Ширина бочка -1.5 полотнища - 40см+20см, на худого мужчину - 40 см. Ширина рукава 60см. Длина рукава = Длина Руки - Ширина Плеча (на 48-50 размер длина рукава 70-72см). На рукав -1.5 полотнища (40см+20см). Глубина Проймы - 30см, если рукав без сборок, 25 см + 10 см, если со сборками на плече (10 см на сборки, 5 см спереди, 5см сзади). Ластовицы 15х15 см или 20х20см.

Последовательность шитья рубахи:

  1. Сшить становину с бочками, швы на бочках расположить сзади. Сложить бока, отметить середину. Заложить складки под мышками (односторонние 0.5-0.7см). Количество складок должно быть одинаково спереди и сзади. Складки закрепить строчкой и вышивкой (мелким крестом или зигзагом) вдоль каждой складки.
  2. Определить середину полотнища. Отложить 1.5-2 см вперед и назад, вырезать горловину.
  3. Сшить два полотнища рукава. Шов на переднюю сторону.
  4. Нашить становину на рукав, рукав на бочок.
  5. Нашить широкую проставку (до 5см). Шов проставки должен совпадать со швом соединения становины и бочка.
  6. Горловину и вырез отделать кумачом по косой бейке. Вырез (около 20см) должен составлять квадрат с горловиной. Квадрат украсить вышивкой.
  7. Обработать низ рубахи. Отделка "полянкой" рубахи. Застежка на левую сторону. Вышивка в квадрате по переду (возможно до пояса). Проставка кумачом, тесьмой по всему шву соединения становины с бочками. Ширина бочка 40см (без шва). Ширина рукава 40 см с клином (см. рис. 19). Низ рубахи отделывается лентой или контрастной тканью.

Застежка на правую сторону. Вышивка в квадрате по переду. Проставка из тканья по рукаву может быть вышитая. Свадебная рубаха украшалась мелким кружевом на конце рукава. Низ рукава отделывается кумачом или контрастной тканью, позднее - тесьмой. Если набраны складки то вышивкой по складкам. Низ рубахи отделывается лентой или контрастной тканью.

Раскрой рубахи с кокеткой:

См. рис.20 Ткань - сатин (ширина 60см). Расход ткани 3.5м. Кокетка кроится вдоль ткани, длина 50см (перегибается пополам). Ширина бочка 30см, если мужчина полный, то можно 60см.

Воротник

Стойка высотой 4-4.5 см. Планка шириной 2.5-З см - отделка на вырез. Рукава из целого полотнища с треугольным или трапецевидным клином (шир. 15 см).

Последовательность шитья:

  1. Сшить полотнища рукавов. Собрать складки на плечах односторонние или встречные. Шов на рукаве расположить на переднюю сторону.
  2. Собрать складки на бочках, так, что бочок уменьшится до 5-6см. Сшить становину и бочка.
  3. Кокетку нашить на рукав, потом на становину, так, чтобы шов кокетки совпал со швом становины.
  4. Ластовицу вшить "в надсечку". На нее нашить рукава и бочка. Уголки пришить вручную.
  5. Конец рукава по всему периметру заложить в складки 0.5- 0.7см, направленные вперед. Обшить тканьем или тесьмой.
  6. Пришить воротник и планку. Сделать вышивку.
  7. Обработать низ рубахи.

Отделка рубахи

Кокетку можно сделать на подкладе. На плечах делается рамка из контрастной ткани, которая ограничивает складки. Рамка с вышивкой, можно по складкам. Вышивка по воротнику и планке, можно вышить квадрат. Вышивка по периметру кокетки, можно отделать тесьмой.

На конце рукава можно сделать односторонние складки, можно бантики. Отделка контрастной тканью или тесьмой. Вышивка по складкам бочков или на тряпочке, которая нашивается на складки. Можно оформить рамку 5x15 см с вышивкой по складкам. Низ отделать лентой или контрастной тканью.

Ворот рубахи

Ворот - рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу - удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего одеяния: движение «внутрь» обозначало сохранение, накопление жизненных сил, «наружу» - затрату, потерю. Этого последнего всячески старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду.

По мнению древних, следовало так или иначе «обезопасить» ee необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии. Эта тема поистине необъятна, ей посвящено огромное количество научных трудов Славянские рубахи не имели отложных воротников. Иногда удаётся восстановить нечто похожее на современную «стоечку». Чаще всего разрез у ворота делали прямым - посередине груди, но бывал и косой, справа или слева.

Застёгивали ворот на пуговицу. Пуговицы в археологических находках преобладают бронзовые и медные, но исследователи полагают, что металл просто лучше сохранился в земле. В жизни наверняка чаще встречались сделанные из простых подручных материалов - кости и дерева.

Легко догадаться, что ворот был особенно «магически важной» деталью одежды - ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой (иногда содержавшей - конечно, у тех, кто был в состоянии себе это позволить, - золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни), что со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды - «ожерелье» («то, что носят вокруг горла») или «оплечье». Его пришивали, пристёгивали или вовсе надевали отдельно. В разделе Украшения подробнее рассказано об охранительном смысле украшений и о том, почему при маломальском достатке люди старались обзавестись золотом и благородными камнями и не прятали их в сундук, а размещали на одежде и на собственном теле.

Погуляв по просторам интернета, с сожалением отметила, что если выкройка традиционной славянской рубахи и есть, то внятного описания по ее пошиву я найти не смогла. Поэтому, что бы восполнить такой, как мне кажется не мало важный, пробел в информации, выкладываю выкройку народной рубахи и рассказываю как сшить мужскую рубаху.

Мужские традиционные рубахи были обычно туникообразными. Они шились из полотнища ткани перегнутого пополам — так сразу образовывалась спинка и перед. Посередине делалось круглое отверстие для головы и небольшой надрез посередине переда. К верхней части перегнутого пополам полотнища пришивались рукава длинные, сужающиеся к запястью. С боков в стан рубахи вшивались два куска холста-бочки — они могли быть прямыми или косыми.

Между рукавами и бочками под мышкой вставлялись ромбические или квадратные куски ткани — ластовицы,которые иногда выполнялись из другой ткани и другого цвета. Ластовицы обеспечивали свободу движения. А так же их легко было заменить в случае износа на новые. С изнаночной стороны мужской рубахи в верхней ее части подшивалась подоплёка. – второй слой ткани, который предохранял от испревания и продлевал срок ношения рубахи.

Будничные рубахи не орнаментировались, праздничные имели вышивку по подолу, низу рукавов, воротнику. Мужская рубаха носилась на выпуск и обязательно подпоясывалась.

Материалы, которые нам понадобятся:

  1. Льняная ткань 2 м при ширине 150 см.
  2. Нитки мулине, если предусмотрена вышивка 3-4 мотка
  3. Швейные нитки в тон ткани
  4. Пуговица

Технология изготовления:

  1. Выкроить детали с учетом долевой нити:

Центральное полотнище – 1 деталь со сгибом по утку

боковые клинья – 2 детали,

ластовицы – 2 детали,

рукава – 2 детали (перед раскроем лучше еще раз снять мерку: от края плеча и вниз до начала большого пальца на руке.)

  1. Обработать разрез у горловины бейкой.
  2. Обработать горловину рубахи бейкой или оформить маленький воротник-стойку.
  3. Притачать детали рукавов к рубахе, совместив середины боковых сторон центрального полотнища рубахи и середину верхних срезов рукавов.
  4. На деталях боковых клиньев в верхней части по центру сделать разрез длиной 10 см (по размеру ластовицы), затем притачать боковые клинья к спинке и полочке рубахи, верхние срезы боковых клиньев соединить с деталями рукавов.
  5. Втачать ластовицы (две стороны ластовицы соединяются с разрезами в боковых клиньях, две другие – со срезами рукавов).
  6. Стачать швы рукавов, обработать низ рукавов швом «вподгибку с закрытым срезом».
  7. Обработать низ рубахи швом «вподгибку с закрытым срезом».
  8. На горловине оформить застежку из нитяной петли и пуговицы

Выполнять ВТО (влажно-тепловая обработка) швов на каждом этапе.

для мужчины состоял из подпоясанной рубахи, которая носилась навыпуск, и портов (штанов). Русские рубахи были абсолютно одного покроя и у знати, и у крестьян. О том, что из себя представлял основной элемент русского гардероба, мы расскажем в этом материале.

Была основой гардероба как для мужчин, так и , вне зависимости от благосостояния, социального статуса, семейного положения и региона Российской империи. Первая рубашка появлялась у младенца сразу после рождения: первую пеленку мальчику делали из рубахи отца, - из рубахи матери.

Первые детские рубашки также старались шить из рубах родителей. Славяне считали, что так энергия предков передастся малышам и защитит их. До определенного возраста одежда мальчиков и девочек выглядела одинаково и представляла собой длинную косоворотку. На трехлетие дети получали свою первую рубаху из новой ткани.

М. Громыко. Мир русской деревни


По сути косоворотка представляла собой два соединенных полотнища - на груди и на спине, которые соединялись на плечах двумя текстильными четырехугольниками. Этот универсальный крой использовали и для дорогих горничных рубах, и для повседневных крестьянских рубах. Разница была лишь в ткани, из которой шили изделия.

В традиционные вшивали подмышками квадратные ластовицы для того, чтобы готовое изделие не стесняло движений. Кроме того, по бокам вшивали треугольные клинья. Длина рукава была разной - в зависимости от назначения готового изделия.

Русская косоворотка, вид спереди и сзади

Воротника либо не было вообще, либо он был стоячим - круглым или четырехугольным. Чтобы он держал форму, под ткань зашивали берестяную или кожаную основу. Разрез на груди был либо по центру, либо сбоку (косоворотка). Застегивался он на пуговицу или завязывался тесемками.

Некоторые истории считают, что рубахи с косой застежкой стали носить из-за того, что в прямой разрез выпадал нательный крестик на веревочке или цепочке.

Русский крестьянин носил рубаху в качестве верхней одежды, богатые люди и представители высших сословий - в качестве нижней. Князья и бояре дома надевали особую шелковый рубаху - горничную.

Русские рубахи как правило были домоткаными, поэтому были естественных цветов хлопка, льна и т.д. С распространением текстильных мануфактур и фабрик, а также ростом доступности красителей, русские стали носить рубахи разных цветов - белые, синие, красные...

Главное украшение рубахи - , которые пускали по вороту, нижнему краю изделия, и концам рукавов. Эти места украшались неслучайно. Традиция украшать вышивками одежду вышивками именно в этих местах восходит к дохристианским славянским верованиям. Наши предки считали, что через отверстия в одежде к человеку могут проникнуть злые духи и навредить ему. Кроме того, через главное отверстие - горловину - улетает душа, когда человек умирает.

Славяне верили, что обереги, вышитые в виде орнаментов на одежде, защитят владельца от сглаза, болезни, несчастного случая и помешают душе улететь. Каждый элемент вышивки носил глубокое символическое значение. И хотя изначальный смысл украшений сейчас потерян, некоторые из этих элементов используются до сих пор.

Мастерская Ангел создает разнообразные в русском народном стиле. Рубахи из габардина, креп-сатина и хлопка будут служить по несколько десятилетий, если за ними бережно ухаживать. В каталоге представлены изделия с напечатанным на ткани рисунком, а также с декоративными вставками из платковой ткани с павловопосадским узором, парчи, яркого креп-сатина, многие рубахи декорированы цветной тесьмой и вышивкой.