Русская народная одежда на примере Нижегородской губернии. выкройки. Русский народный костюм

Традиционный русский сарафан по сей день является достоянием русского народа

Трудно поверить, но как оказалось, русский сарафан происходит не от русского, а от иранского понятия «sapara», что означает «одетый снизу до головы». Т.е., в первую очередь, обращалось внимание на то, что наряд был очень длинным, практически полностью закрывающий тело. Более того, это была далеко не женская, а мужская одежда, которая представляла собой некое льняное либо ситцевое одеяние с рукавами. Синонимами этого названия являются: сарафанец, клиник, сукман, штофник, кумачник, костыч и другие.

Историческая справка

Русский народный сарафан появился примерно после 1300-х годов. Именно тогда это была мужская одежда, которая представляла собой достаточно узкое, длинное и распашное льняное одеяние. Очень долгое время практически ничего не изменялось. Первые упоминания о том, что русский народный сарафан стала носить не только мужская, но и женская половина населения, появились в 17-ом столетии.

Русские сарафаны можно увидеть на картинах русских же художников разных периодов

Тогда он представлял собой цельное льняное, хлопковое или шелковое платье в русском стиле, которое могло быть как с рукавами, пуговицами, украшениями, узорами, так и без них. Стоит отметить, что узоры служили не только декоративным элементом. Например, у молодых девушек преобладали геометрические фигуры: круги, овалы. Узоры выбирались тщательно, поскольку несли в себе смысловую нагрузку.


Сарафан — довольно нарядная и красивая одежда
А для повседневной носки у русских женщин были более простые варианты

Стоит заметить, что в то время к сарафанам относились не только распашные одеяния с рукавами или без. Ими называли и высокие юбки, к которым крепились узкие либо широкие лямки. В то же время в моде для всех слоев населения был привычен следующий образ: сарафан из полотна с яркими красками, душегреи, которую покрывали узоры, рубаха и невероятно красивый кокошник.


Вне зависимости от фасона, русские сарафаны сохраняют свой колорит и передают настроение народа
Традиционный образ русской красавицы

Чуть позже, в 18-ом и 19-ом столетии, русский сарафан был в моде как в европейской части России, так и в центральной, сибирской и в районе Волги. Его одевали практически все девушки (как замужние, так и нет) вне зависимости от положения в обществе или сословия: нарядные сарафаны, которые покрывали вышивка и узоры, одевались на празднества, в то время как в повседневной жизни крестьянки носили более простые модели. Рубаха и сарафан являлись своего рода «дресс-кодом» для крестьян, в точности как теперь фартук для горничной. В качестве верхней одежды обычно выступал жилет (душегрея) либо шубка.


Нарядный сарафан для знаменательных событий

И только в середине 19-ого – начале 20-ого века сарафаны, жилет в русском стиле стали сменять юбки в тандеме с пальто. В моде была тенденция шить эти две вещи из одного материала. Такое сочетание получило название костюм «парочка».

Основные отличия традиционного одеяния России

В этом, с первого взгляда, простом одеянии сочетались несколько отличий. В первую очередь, обязательно нужно отметить, что наряды были простыми. Вне зависимости от вида одежды, будь-то пальто, сарафан, полушубок либо жакет, все они имели достаточно простой силуэт. Обычно он был прямым или слегка расклешенным, хотя талия обычно не подчеркивалась.


Талия чаще всего не обозначалась

Цветовая гамма всегда была яркой и радостной. Особенно на тех нарядах, которые одевались на гуляния и празднества. Для повседневной работы у девушек были простые не яркие одеяния, которые не жаль было испачкать. А костюм на выход обязательно был яркой расцветки. На нем всегда присутствовали вышивка, узоры, ленты. В то время старались делать узоры и рисунки более объемными за счет комбинирования ярких цветных и черных нитей.


Праздничные сарафаны выглядели по-настоящему нарядно

Вышивка, как и узоры, также различалась. Рисунок, цвет и характер зависел от того, в какой губернии носился костюм. Например, Воронежская губерния отличалась более строгим стилем: представительницы прекрасно пола предпочитали носить одеяния, в которых преобладал черный цвет. Это добавляло не только строгости, но и изысканности. В то же время, центральные и северные области предпочитали более яркие узоры и вышивку. У них часто можно было встретить красные, синие, зеленые цвета. При этом характер вышивки отличался от остальных: зачастую встречалась двусторонняя техника. У южан чаще всего использовалась очень плотная вышивка красного цвета.


Частота расположения вышитых элементов и их цвет говорил о многом
Создание такой вышивки — это настоящее искусство, передаваемое из поколения в поколение

Из тканей преобладали как простые, так и более дорогие. Например, для повседневной работы выбиралось льняное одеяние, которое состояло из рубахи и сарафана либо высокой юбки на лямках. А для празднеств выбирали шелк, бархат и другие виды более дорогой ткани. На свадьбу облачались в белое одеяние, расшитое золотыми нитями. Хотя в целом, выбор материала напрямую зависел от достатка семьи.

Разнообразие сарафанов

Русская народная одежда очень разнообразна. Женский костюм, особенно который предназначался для празднеств и гуляний, отличался невероятно красивыми красками, вышивкой. На нем присутствовали ленты, жемчуг, узоры. Несмотря на то, что сарафан в русском стиле имел простой крой, но он имел множество типов.


Наиболее популярными считались:

  • глухой (из одной или двух частей полотна) с косыми клиньями сарафан наподобие туники;
  • с косыми клиньями, швом в центре, который дополнительно декорировался либо распашной;
  • «московский» — прямой фасон, в котором присутствовал лиф, другое его название «прямой» или «круглый»;
  • прямого кроя с прилегающим лифом на кокетке (полуплатье).

Первый тип чаще всего называли костолан, шушун, саян. Он отличался наличием цельной передней части. Первый прототип такого наряда шился из цельного, сложенного пополам куска полотна. По бокам иногда делались вставки: прямые либо скошенные к верху отрезки ткани. Постепенно он трансформировался в подобие туники, которое было очень популярно в европейской части, в районе Урала и в Сибири. В конечном своем варианте он имел достаточно широкие плечи и не очень большие овальные проймы для рук.

Распашной тип шился из трех отрезков полотна. Первые два шли на переднюю часть, третий – на заднюю. Снизу в боковые части вставлялись специальные короткие и косые клинья-вставки, которые использовались для расширения подола. Спереди сарафан застегивали на пуговички или же петли. В некоторых случаях он просто сшивался. Особую популярность этот фасон получил в отдельных областях только в 19-ом столетии.


Старинные распашные сарафаны

Московский фасон стал популярен также, как и предыдущий, только в 19-ом столетии и преимущественно среди крестьян. Для его изготовления в основном использовались фабричные шерстяные ткани. Хотя иногда, если одеяние предназначалось не для работы, его украшали лентами, вышивкой, а материалом для создания служил сатин, ситец, шелк, парча. Он имел вид достаточно высокой юбки, к которой сверху крепились тонкие лямки. Последние делали либо из основного материала, либо из тесьмы.


Такой фасон, к слову, популярен и в современных моделях сарафанов

Сарафан с лифом появился гораздо позднее. Это более современная модель, которая состоит из пышной юбки и плотно прилегающего к груди лифа.


Более современная версия традиционного русского сарафана

С чем носили сарафаны?

С момента появления первых традиционных сарафанов, изменились не только их фасоны, но и вещи, которые обычно с ними одевались в комплекте, и составляли единый костюм.

Первоначально для замужних женщин было обязательным ношение поневы. Этот предмет представлял собой подобие набедренной юбки. Шилась она из трех частей полотна и была либо глухой, либо распашной. Ее длина напрямую зависела от длины рубахи, которую одевала женщина. При этом, чем моложе была обладательница, тем ярче была понева. В некоторых областях ее декорировали сложными узорами, в других больше использовалась бахрома, бисер и металлическое кружево. Одежда отличалась и в разных регионах: на фото курский костюм с поневой

Чуть позже появилась душегрея, которая была весьма неоднозначным предметом: для состоятельных слоев населения она была повседневным одеянием, в то время как крестьяне одевали ее только на гуляния и на празднества.


Душегрея — это, своего рода, жилетка на лямках

Постепенно душегреи сменились более современной верхней одеждой. Появились красивые жакеты, пальто, которые также хорошо дополняли весь ансамбль.

Трансформация одеяний под грузом современности

Русский сарафан стал запрещен к ношению, как и некоторые другие элементы, которые в совокупности создавали неповторимый народный костюм, Петром І. В то время правитель решил, что наряд «по моде» должен быть больше европейский, чем традиционный. Национальные сарафаны, пальто, шубки и кокошники, которые покрывала вышивка и узоры, стали заменять на европейские одеяния.


Вместо традиционных сарафанов, женщины из высшего общества должны были носить платья европейского типа

При этом, по указу Петра, было не только запрещено носить русский костюм. Также был запрет на продажу вещей, которые несли в себе русский характер: высокие юбки, сарафаны, пальто, жакеты и полушубки. Тем, кто ослушался, вменялось наказание в виде штрафов. Из-за этого традиционный костюм стал все меньше и меньше использоваться в народе. В основном это льняное одеяние осталось в обороте у бедных слоев населения, которые и донесли традиции до наших времен.


Именно сельские женщины стали хранительницами традиционного русского костюма

Сейчас же в моде более современные и практичные вещи. В наши дни редко встретишь льняное либо шелковое одеяние, которое полностью повторяет культурные обычаи того времени. Однако, если внимательно проследить за тенденциями, тут и там в коллекциях как отечественных, так и иностранных дизайнеров можно заметить отголоски прошлого: юбки с высокой талией, сарафаны, пальто и жакеты отдаленно напоминают те национальные наряды, которые отображают культуру России.

Особенности русского костюма


Яркие костюмы русской праздничной одежды сохраняли традиционные формы в крестьянской среде до начала XX века. Были в русском народном костюме и девичьи венцы, которые напоминали царские короны, и расшитые жемчугом кокошники, которые передавались по наследству, и понева для замужних женщин и самые разнообразные сарафаны. О праздничной традиционной русской одежде и пойдёт речь в нашем обзоре.

Сборник


Сборниками на Руси называли группу женских головных уборов. Уже в самом названии отражается особенность их кроя: верхняя часть была оформлена сборками (складками), которые образовывали этакий гребень. Этот гребень не только создавал неповторимый вид головного убора, а имел магический смысл – защита и продолжение рода.


У сборников в разных регионах России были существенные отличия. В одних областях они походили на кокошники, в других – на повойники. Повойниками называли головные уборы замужних женщин, которые выглядели как мягкая шапочка, под которую убирались волосы, заплетенные в две косы.


"Женский головной убор сборник.

Во многих российских губерниях, особенно в Центральной России и в северных регионах, сборники использовали как свадебный головной убор, который надевали на новобрачную на второй день свадьбы или после венчания.

Понева



Девушки на Руси носили подпоясанные рубахи, а костюм замужней женщины назывался «понева». Так, в Тульской губернии поневу одевали на девушку, когда её засватывали, и она становилась невестой. А в Орловской губернии поневу девушка надевала только на свадьбе.


Понева – это, по сути, фартук наоборот, который повязывается сзади, чтобы согревать. Стоит отметить, что функциональность в вопросах моды и раньше не очень учитывалась. Главное – красота. Поневу традиционно делали нарядной и красивой, навевали только по большим церковным праздникам, например, на Пасху. И потом целый год она лежала свёрнутой в сундуке.

Рубахи


Уральские казаки свято чтили свои старинные порядки и придерживались традиционного быта вплоть до начала XX века. Распространялось это и на одежду. Женщины носили костюмы, которые состояли из сарафана и рубахи.



Такой костюм считается характерным для центральных и северных российских губерний. До середины XIX века уральские казачки носили в качестве головного убора круглые объемные кокошники

Сарафаны


Основной одеждой русский северных губерний был сарафан (от иранского sеrāрā – «одетый с головы до ног»). Сарафаны были прямые, распашные, глухие. Так, глухой сарафан шили из одного полотнища ткани, а распашной, популярный в Приуралье, - из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых застёжек или пуговиц. Позднее появился прямой сарафан на лямках.


Самыми популярными расцветками сарафанов были тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишневый. Отдельную нишу занимали свадебные сарафаны, которые шили из шёлка или парчи. Как правило, выбор ткани зависел от достатка семьи.

Душегрея


Душегрея – так называлась верхняя однобортная женская одежда наподобие кофты, которая одевалась поверх сарафана. Для крестьян это была праздничная одежда, а для знати – повседневная. Душегрейки шили из плотных и дорогих тканей – из бархата и парчи.

Продолжая тему русского национального костюма нельзя не вспомнить про

Рада, что я нижегородка!!

Традиционный костюм Нижегородской области довольно многообразен. Население, проживающее по течению Волги и нижнему течению Оки, носило костюмы, подобные костюмам северных губерний. Величественный, массивный, объемный сарафан - косоклинник, заставляющий выпрямиться даже самую сутулую спину, золотом расшитые платки и епанички (душегреи), женские и девичьи головные уборы, унизанные жемчугом, - вот характерные черты образов традиционной женской одежды данной территории.

Всю женскую одежду можно разделить на комплекты с паневой и комплекты с сарафаном. Панева считается более древним видом женской одежды.

Панёвный комплекс , правда, есть только в одном единственном селе на юге области - Полховском Майдане Вознесенского района. В костюме этого села много ярких цветов, но преобладает красный.

Понева в клетку, рубаха-кофта с растительным орнаментом набивного ситца и яркими лентами, пришитыми по швам, головной убор - сорока с наушными пушками, пестрые чулки, широкий пояс, тканный на дощечках из ярких шерстяных ниток, кожаные коты - все эти элементы делают костюм оригинальным и неповторимым.

на фото - крестьяне Нижегородской губернии

На севере области - левобережье Волги - костюмный комплекс оставался в принципе тем же, но был более строг и скромен. Здесь жили бежавшие в заволжские леса ещё со времен царя Алексея Михайловича старообрядцы. Земля этих мест отнюдь не плодородная, население здесь жило, несмотря на трудолюбие много беднее, но свято чтили традиции и старые порядки. Характерный образ русской красавицы этих мест - темный стройный силуэт, расширяющийся книзу благодаря косоклинному сарафану и платку, вышитому золотом по черному фону, одетому «на растото».

Прямая противоположность - костюм правобережья, юга области. Соседство с мордовским, татарским, украинским населением повлияло на костюмы местных жительниц, сделав их необычайно колоритными и разнообразными. Сарафаны здесь, даже косоклинники, много короче северных. Цветовая гамма самая разнообразная и пестрая. Излюбленное сочетание цветов - малиновый, алый, оранжевый, фиолетовый, изумрудно-зеленый. В отделках много букетных и позументных лент, плиссированных складок, белых кружев.

На территории Нижегородской области проживает несколько народных этнических групп, а именно: на севере области - марийцы, на юге - мордва. Поэтому зачастую мы имеем дело не только с русскими костюмами, но и с «переходными», которые возникли в местах совместного проживания народностей в той или иной части области на протяжении веков.

Общим предметом народной одежды была рубаха. Женский ее вариант шили, как правило, длиной до середины голени или до пят, из домотканого холста. Рукава, грудь, подол обильно украшали вышивкой, узорным ткачеством, лентами, галуном. Горловины нижегородских рубах оформляли фигурной сборкой.

Такими же делали и края рукавов.

Ты не шей мне, матушка, красный сарафан...

Поверх рубахи женщины надевали сарафан — один из самых распространенных предметов женской одежды на Руси. В северных районах Нижегородской губернии долго носили старинный его тип — косоклинный распашной, популярный в том числе и среди женщин старообрядческих селений (их повседневные сарафаны были черного или синего цвета, их носили в комплекте с белой рубахой с кружевными манжетами).


Женский старообрядческий костюм. Нижегородская губерния. Сарафан, платок, лестовка
Женщины из старообрядческих семей носили большие квадратные платки, полностью покрытые вышитым орнаментом, особым образом - «в роспуск», «на распустиху». На лоб низко опущена полоса галуна, пришитая к середине одной из сторон. Такие дорогие золотошвейные платки были доступны не каждой женщине, даже из богатой семьи.

Посмотрите здесь - Коллекция русской народной одежды - красота неописуемая!!

****

Праздничные варианты сарафанов в XVIII столетии изготавливали из дорогих шелков и украшали спереди длинным рядом дутых пуговиц. Позднее сарафаны перестали делать распашными, и вместо пуговиц на них нашивали цветную тесьму, имитирующую застежку. На смену косоклинным пришли круглые сарафаны прямой формы с удлиненными лямками.

В селе Безводное Нижегородской губернии (да и не только там) они назывались москали. Шили их из дорогого шелка или парчи, украшали кружевами, золотым позументом, по низу пришивали широкую бахрому. Спереди лямки сарафана находились над линией груди, сзади —чуть выше талии. Обычно его сажали на подкладку из недорогой хлопчатобумажной ткани фабричного производства, например из коленкора.

Подобные сарафаны носили по праздникам жены и дочери купцов и зажиточных крестьян. Более распространенными, особенно с середины XIX века, были кумашники и китайки — сарафаны из гладких красных и синих тканей. Их украшали цветными лентами и нарядными пуговицами.

Золотое шитье и жемчуг - вот характерные черты

традиционной женской одежды Нижегородской губернии.

Женский старообрядческий костюм.

Не по плечику епанечка

К шелковому сарафану надевали короткую нагрудную распашную одежду на лямках, называвшуюся в Нижегородской губернии епанечкой. Ее, считавшуюся разновидностью душегреи, шили с подкладкой, стеганной на вате или кудели, из дорогих покупных материалов — шелка, бархата, плиса, парчи — и украшали полосками позумента, бахромой из металлической нити и меховой опушкой. На спинке епанечку собирали в крупные трубчатые складки — боры. В разных уездах она называлась холодником или кафтанчиком и была известна еще в XVI—XVII веках, тогда ее носили женщины и девушки только из боярских и купеческих семей.

Позднее епанечка стала деталью городского костюма купчих и богатых мещанок. В крестьянской среде она встречалась довольно редко, в основном в богатых семьях, живших в пригородных, торговых и ремесленных селах.

Популярность епанечки у женщин Нижегородской губернии объясняется развитыми в этом крае
торговлей и доходными промыслами.

У молодца не без золотца, у красной девицы не без серебреца

Отличительная особенность нижегородской епанечки — узорчатое золотное шитье. Заготовки для него делали мастерицы из Городецкого и Арзамасского уездов — губернских центров золотошвейного промысла. В качестве материала под золотное шитье использовали бордовый или вишневый бархат. Холст брали под вышивку серебряными нитями, которая его практически полностью и покрывала.

В орнаменте преобладали растительные мотивы.

Особенную популярность в Нижегородской губернии имела епанечка- перышки из красного или темно-синего с зеленым отливом бархата, расшитого золотыми и серебряными нитями. В холодную погоду и девушки, и женщины надевали шугай — распашную однобортную одежду с длинными рукавами. Обычно он доходил до середины бедра или до колен.

Шугай делали с большим круглым воротником на пуговицах или крючках. Его, а также подол и края рукавов украшали позументом, бахромой, иногда вышивкой. В конце XIX — начале XX века
и епанечки, и шугаи вышли из повседневной моды и стали использоваться только в качестве традиционной свадебной одежды.

Сорока — с поневой...

Нижегородские женщины, носившие костюм с поневой, по праздникам закрывали волосы сложным головным убором, состоявшим из нескольких частей. Сначала надевали кичку, или кику — твердую основу из простеганного холста, ранее имевшую форму одного, двух или даже трех рогов, а сверху — сороку — головной убор, в разложенном виде напоминавший птицу с распластанными крыльями.


При соединении боковых и хвостовой части изделия получалась закрытая шапочка. Изготавливали ее из покупных тканей — кумача, шелка, бархата, украшали цветной вышивкой, золотным шитьем, блестками. Сзади к сороке крепили позатыльник, прикрывавший затылок и шею. Его делали из ткани или разноцветной бисерной сетки на матерчатой основе. Нередко этот головной убор дополняли налобником — полосой ткани, украшенной золотным шитьем, позументом, которую накладывали на лоб таким образом, чтобы ее верхний край заходил под сороку. К нему крепили височные украшения, сделанные из бисера, нанизанного на шерстяные или шелковые нити. До середины XIX века голову поверх сороки покрывали вышитым платком, потом стали использовать покупные шали.

...кокошник - с сарафаном

К костюму, главной деталью которого был сарафан, надевали другой головной убор — кокошник. Его носили замужние женщины в праздничные дни. Кокошник плотно обхватывал голову и полностью закрывал волосы, заплетенные в две косы и уложенные венчиком или пучком. Этот головной убор изготавливали на твердой основе из плотного картона, простеганного или проклеенного холста, обтянутого кумачом, шелком, бархатом, атласом, парчой.

Кокошники богато украшали речным жемчугом, рубленым перламутром, золотосеребряными нитями и другим декоративным материалом. К очелью обычно крепили подниз и в виде сетки с вплетенными в нее жемчужинами. Кокошники различались по конструкции (в Нижегородской губернии наибольшее распространение имели однорогие) и характеру украшений.Если девушка носила кокошник или повязку с "покровом", это значило, что она просватана


Изготовленные профессиональными мастерами, они стоили очень дорого. Их бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери.

По девице тряпица

Девушки до замужества заплетали одну косу и носили на голове девичий убор — повязку — полосу ткани, обшитую галуном. Косу заплетали лентой, когда же девушка была просватана - заплетали 2 ленты. Для придания очелью конусообразной формы под него подкладывали бересту или плотный картон. Очелье праздничной повязки украшали объемным орнаментом, расшивали его золотыми и серебряными нитями, жемчугом, бисером.

Нижний край обрамляли поднизью в виде фестонов. Узел повязки делали под косой тесьмой, продетой в пришитые с изнанки изделия петли. В селе Безводное тесемки прикрывали длинными шелковыми лентами с золотой бахромой.

Рисунки с выкройками по губерниям

Рисунки и выкройки - Баканова "Русский народный костюм с выкройками и схемами". Дипломная работа. Российский Институт Текстильной и Легкой Промышленности. 2005 год.

Рубаха женская



сарафаны

Разновидности сарафанов



Рогатый кокошник. Арзамасский уезд

крой сарафана

зимняя народная одежда

Нижегородская губерния, золотое шитье


Душегрея, коротена, полушубок, кофтанчик, перышко - так любовно называли в народе короткую плечевую женскую одежду.
Душегрейка на лямках очень древняя деталь севернорусского женского костюма, носилась в комплексе с сарафаном, преимущественно косоклинных типов. В конце XIXв. выходит из употребления, изредка встречаясь в праздничном костюме состоятельных крестьянок в восточных и центральных районах области.

Состояла из полотнища, собранного сзади широкими складками, на лямках шириной около 2 — 4 см, сходящихся сзади в одну точку. Спереди застегивалась на 1 — 4 крючка. Длина ее доходила до бедра.
Обычно шилась из бумажной парчи, у наиболее зажиточных — из шелковой парчи, бархата. Часто подбивалась ватой, реже куделей на подкладке из фабричной ткани. Нередко на подклад шел материал с рисунком из стилизованных цветов, заключенных в геометрические фигуры. Как правило, парча также имела рисунок из стилизованных цветов.
Лямки, борта, верхний край, а иногда и низ душегрейки обшивались галуном из бархата, позументом или золотым шитьем. Края обшивок нередко дополнялись кантами красного цвета.

(Васильев М.И., Ефимова С.Л. Традиционный костюм новгородского края.)

Всегда думала, что душегрея, это то, что греет грудь (душу)

Присмотритесь, - душегрея закрывает живот! То, что дает жизнь!






Верхняя сезонная женская одежда , за исключением отделки и некоторых деталей, в основном мало отличалась от мужской. Шилась она чаще всего из неокрашенного, натурального цвета сукна. В разных регионах она получила разные названия: кафтан, армяк, свита, зипун. Типичной была одежда халатообразного покроя, с большим воротником, широко был распространен покрой с подрезом и складками на спине. Верхняя одежда могла быть с карманами в боковых швах или складках.

Сезонную одежду женщины носили с платками . Зимой в качестве одежды использовали овчинные шубы, тулупы и полушубки черного или буро-коричневого цвета. Носились они, как правило, мехом внутрь и были нагольными или крытыми крашениной. Украшение шуб аналогичны украшениям кафтанов, иногда шубы отделывались мехом другого цвета. Кроме того, на севере, в Нижнем Поволжье, Приуралье и Сибири существовали одежды из шкур животных типа соболя, даже и надевались они в дорогу поверх полушубка, шубы, кафтана, так же, как и массивные длинные халатообразный из сукна с большим полу крытым воротником. Вся верхняя одежда при выходе из дома подымалась длинными поясами кушаками.

Любой крестьянский костюм обязательно дополнялся обувью плетенной или катанной. Так же, как и верхняя одежда, обувь была почти одинаковой для женщин и мужчин и различалась только размером и украшениями..."


На нижегородской земле было широко развито золотое шитье. Зажиточные женщины надевали на праздники шелковые и парчовые сарафаны, на многих из них были унизанные жемчугом и расшитые золотом кокошники.



Женский головной убор - сорока или повой

Важную роль играл головной убор. По богатству головного убора судили о достатке семьи, его бережно хранили и передавали по наследству.


05.12.2017

Заимствованная одёжа никогда хорошо не сидит. (Руская народная поговорка)

С наступлением холодов мы начали кутаться в тёплые одёжи: куртки, шубки, дублёнки, пальто, которые в большинстве своём довольно просты и без лишних украс. Лишь редкие модники позволяют себе красоваться в ярких оригинальных одёжах. Давайте посмотрим во что зимой наряжались наши предки - их верхняя одёжа была весьма разнообразной и практичной - и, возможно, почерпнём для себя интересные идеи.

Ещё до середины XIX века в разных губерниях, да и в разных деревнях, одёжа различалась особенностями кроя и пошива, тем более это касается вышивок и цветовой палитры. Ведь шилась она всегда индивидуально, собственными силами, или под заказ у какой-нибудь именитой портнихи, а не производилась массово где-нибудь в Китае…

Современным дизайнерам-модельерам есть смысл обратиться к древней культуре славян в части народных костюмов и начать возрождать традиции «живой», обережной одёжи . Ну или как минимум каждому русичу следует знать, какую одёжу носили его предки.

Армяк

Армяк был традиционной крестьянской одёжей. Шился он из шерстяной ткани, был длинным и имел капюшон. Никаких застёжек к нему не пришивали, а завязывали на пояс, как халат. Его надевали как верхнюю одёжу на кафтан или тулуп.

Кафтан

Слово кафтан проникло из тюркских языков. В руской письменности отражается с 1524 г. Кафтаны были общесословной одёжей, но шили их в зависимости от достатка из разного материала.

Сермяжные предназначались крестьянам. Носили их почти одни мужчины, лишь в царской семье надевали и женщины. Как и многие другие типы верхней одёжи, кафтан мог быть тёплым или холодным, с тканевой подкладкой. На улицах в этой одёже появлялись только молодые. Пожилые носили или сразу два кафтана, холодный и тёплый, или надевали поверх ферязь, охабень, шубу.

У крестьян нижний кафтан был сермяжным, а верхний — шубным.

Разновидности кафтанов по покрою или по назначению получали специальные названия: проезжой, ездовой, столовый, дождевой, турской, польской, становой.

Первоначально руский кафтан был коротким, а в восьмидесятых годах XVII в. у знати появляется долгополый, сделанный по иностранным образцам.

Зипун

С кафтаном «неразлучен» зипун. Зипуны получили широкое распространение в конце XVI - начале XVII.

Их шили из грубого сукна, часто оторачивали мехом для тепла, а в качестве застёжки — и украшения — брали яркие шнуры, выделяющиеся на ткани. Одёжа эта была мужской, могла быть с небольшим воротником и без него и подразделялась на праздничную и повседневную. Более нарядный вариант зипуна, который и женщины носили — однорядка. Её украшали различными декоративными элементами и носили знатные люди.

Уже в XVI в. они становятся общесословной одёжей и мало отличаются от кафтана. Кафтаны и зипуны долго сохранялись в руском быту, особенно у крестьян. Особый тип кафтана на меховой подкладке, покрой которого был заимствован у поляков, получил название жупан, родственное со словом зипун.

Ферязь

На зипун надевалась иногда ферязь (ферезь), которая представляла собой верхнюю одёжу без ворота, доходившую до лодыжек, с длинными, суживающимися к запястью рукавами; она застёгивалась спереди пуговицами или завязками. Зимние ферязи делались на меху, а летние — на простой подкладке. Зимой под кафтан надевали иногда безрукавные ферязи. Нарядные ферязи шились из бархата, атласа, тафты, камки, сукна и украшались серебряным кружевом.

Пониток

Пониток (понитник) - верхняя мужская и женская одёжа для весны и осени. В XIX — начале XX века пониток был широко распространён среди крестьян Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Вятской, Пермской, Ярославской, Костромской, Тверской, Владимир ской, Нижегородской, Казанской, Симбирской, Калужской, Рязанской, Пензенской губерний.

Пониток шили, как правило, из пониточины серого, синего, чёрного цветов без подкладки и на подкладке до талии. В Рязанской и Пензенской губерниях пониток изготавливался из тонкого домашнего сукна, лучшей чёрной осенней шерсти.

Покрой понитков был разнообразен. В большинстве губерний это была распашная двубортная одёжа, длиной ниже колен, в талию, с цельными полами и отрезной по талии спинкой, собранной в подоле в мелкие складки, с длинными рукавами и стоячим воротником. Он запахивался обычно справа налево и застёгивался на крючки. Кроме понитков с борами, встречались понитки, сшитые в талию, но не со сборками сзади, а с клиньями, вставленными с боков между цельной спинкой и полами. Такие понитки могли быть как праздничной, так и будничной одёжей.

Праздничные понитки украшались по вороту, краям рукавов кожей, плисом, разноцветными шнурами. В южных уездах Вологодской губернии, в Ярославской, Рязанской губерниях были распространены понитки халатообразного покроя. Они представляли собой однобортную распашную одёжу, длиной ниже колен, с прямой спинкой и полами, с боковыми клиньями. Рукава понитка делались обычно очень длинными и достигали края подола. Понитки надевались в рукава, запахивались справа налево и подпоясывались кушаком. В некоторых случаях их носили как плащ, накидывая на голову.


Поддёвка

Поддёвка — разновидность мужской верхней одёжи типа укороченного отрезного пальто; верх прилегающий, низ по талии в густых мелких сборках, с застёжкой на крючках. Поддёвка ведёт происхождение от кафтанчика, обычно стёганого, поддевавшегося под верхний кафтан. Отличается застежкой справа налево. Являлась предметом руской купеческой и кучерской одёжи.

Однорядка

Однорядка — широкая долгополая одёжа без ворота, с длинными рукавами, с нашивками и пуговицами или завязками, — делалась обычно из сукна и других шерстяных тканей; осенью и в ненастье её носили и в рукава и внакидку.

Охабень

Особенности кроя: длинные рукава (залихватски закидывались за плечи и завязывались узлом на спине), отличительная деталь — жёсткий четырехугольный воротник и боковые прорехи для рук.

Охабень был известен на Руси середины XIV века и шился из самых дорогих на ту пору тканей — парчи, объяри, камки и бархата. Не удивительно, что носили его в основном представители высших сословий, например, бояре. «Когда древнеруский боярин в широком охабне и высокой горлатной шапке выезжал со двора верхом, всякий встречный человек меньшего чину по костюму видел, что это действительно боярин, и кланялся ему до земли или в землю», — пишет историк Владимир Ключевский.

Сшитый на заказ атласный охабень носила и Марфа Ивановна — мать Михаила Фёдоровича, первого руского царя из династии Романовых, и его дочь — малолетняя царевна Ирина Михайловна.

Простолюдины, подражая знатным особам, тоже шили «парадно-выходные» охабни. Правда, материалом тут служило сукно да мухояр (бумажная ткань с востока). Такую одёжку передавали по наследству и ласково называли охобнишко или охабенек.

Свита

Длинное тёплое одеяние из сукна. Своё название получило от слова «свивать» — «одевать», «кутать». В письменных источниках свиты упоминаются начиная с XI века, а существовали, надо думать, и раньше. Покрой древних свит, к сожалению, в точности нам не известен. Судя по всему, длиной они были примерно до икр, довольно плотно облегали фигуру («поясом притяжена к телеси...»), рукава были снабжены обшлагами, а ворот — отложным воротником. И то и другое, конечно, вышивалось, причём вышивка у мужчин и у женщин была различной. Края одёжи нередко обшивали согнутыми вдоль полосками тонкой кожи, чтобы уберечь от преждевременного износа, — такие полоски были найдены при раскопках древнего Пскова в слоях XI века. А вот застёгивались свиты, по мнению учёных, с помощью петлиц, а не прорезных петель, как больше принято ныне. Петлицы считаются характерной деталью древнеруской одёжи.


Кожух

«Кожух» — тоже древнейшее, праславянское слово. Первоначально оно, по всей видимости, обозначало вообще одёжу из кож и мехов — не исключено, что кожухами называли также и меховые либо кожаные плащи. Однако чаще кожух был всё-таки одёжей с рукавами и застёжками. Эдакий кафтан на меху.

Шили их, как правило, мехом вовнутрь. Простые люди носили «нагольные» кожуха, то есть сшитые кожей наружу. Богатые покрывали их сверху нарядной материей, иногда даже византийской парчой — золототканым шёлком. Понятно, что такие красивые, дорогие одёжи надевали не только ради тепла.

Впоследствии долгополые кожухи стали называть «тулупами» или «шубами», а те, что были длиной по колено или короче, — «полушубками».

Следует иметь в виду, что нынешний покрой полушубка отличается от старого. Это была одёжа из дубленой овчины, белой или окрашенной в красно-коричневый или чёрный цвет, либо покрытая сукном. Длина полушубка - до колен или выше, спинка выкройная, сзади ниже талии сборки, запах налево, на крючках. У крытых полушубков часто была меховая отделка по полам, борту, на груди, по обшлагам и карманам. Карманы были косые прорезные, воротник низкий стоячий. Полушубок наопашь, или одетый в один рукав иногда носили и летом, надевая поверх рубахи или жилета, а также в доме.

Благодаря широкому распространению пушнины и вообще разного рода мехов, кожух зимой надевал и знатный, и бедный люд, хотя у богатых хозяев шуба в доме была не одна. Как и с другими предметами одёжи, здесь покрой кожуха оставался одинаковым, и отличался только самим мехом. Так, например, знатному человеку не пристало облачаться в медвежий кожух, не лучшим был для него и овчинный. После распространение овцеводства на Руси овчинный кожух стал доступен всем слоям населения. Князья и бояре облачались в шубы из соболей, горностаев, куниц и других дорогих мехов.

Тулуп

В конце XVI в. в письменности появляется слово тулуп (из тюркских; языков). А до этого долгополую меховую одёжу без пояса именовали шуба якутская. Да и тулупы имели определения: якутский, калмыцкий, нетрудно догадаться поэтому, откуда заимствовали покрои. Носили же их сначала только на Севере и в Сибири, к середине XVII в. про тулупы узнают москвичи, а к концу столетия и южане.

О слове «тулуп» учёные спорят. Кто-то считает его исконно славянским и родственным «туловищу». Кто-то выводит его из татарского, казахского и даже алтайских языков, в которых похожее слово обозначало «кожаный мешок из одной цельной шкуры». Как бы то ни было, из древнеруского языка «тулуп» попал в Польшу и даже... в Швецию, на другой берег Балтийского моря.

Шуба

Самой нарядной, как и самой дорогой одёжей, была шуба. Её носили не только в мороз на улице, но бывало, что и дома во время приёма гостей - дабы себя во всём достатке показать. Простые шубы делались из овчины или на заячьем меху, выше по качеству были куньи и беличьи; знатные и богатые люди имели шубы на собольем, лисьем, бобровом или горностаевом меху. Шубы покрывались сукном, тафтой, атласом, бархатом, обьярью или простой крашениной, украшались жемчугом, нашивками и застегивались пуговицами с петлями или длинными шнурками с кистями, на конце.

О слове «шуба» языковедам доподлинно известно, что первоначально оно принадлежало арабам и значило просто «верхняя одёжа с длинными рукавами». Не вполне ясно только, какими путями оно распространялось в Европе. Часть филологов полагает, что славяне заимствовали его у германцев, часть — что германцы, наоборот, переняли его у славян...

У знати были шубы специального назначения и различного покроя: столовые, санные, лунские (то есть лондонские). Носили их иногда сразу по две: первую — укороченную до щиколоток, покрытую тканью, и вторую — длинную, из голой овчины. Первые были исподними, вторые называли шубой одевальной, одевальницей, одеялом и шубой якутской (имелся в виду тулуп). Названия одеяло и одеяльница применительно к шубе встречались лишь на Севере. Одевальные имели особый покрой и большую длину. Понятно почему: согревались в поездах. Иногда они имели внизу закрытое отверстие для ног.

Меховая одёжа для служилых людей получала наименование по роду войск и воинских чинов: шуба гусарская, гусарка, солдатка. Женскую и детскую меховую одёжу называли шубками. Среди них различались столовые, или холодные, то есть комнатные, и выходные, или тёплые. Некоторые специалисты утверждают, что шубки надевались через голову.

Крестьянская рабочая одёжа из непокрытой овчины с укороченными полами была распространена на Севере и в Заволжье. Это шубняки, или шубники, известные и сейчас в вологодских, ярославских местах.

В зимние холода руки согревали меховыми рукавицами, которые покрывались простой кожей, сафьяном, сукном, атласом, бархатом. «Холодные» рукавицы вязались из шерсти или шёлка. Запястья у нарядных рукавиц вышивались шёлком, золотом, унизывались жемчугом и драгоценными камнями.

Из языков народов Сибири и Дальнего Востока руские заимствовали ещё несколько слов. Одновременно и некоторые другие типы меховой одёжи: малица - мужская верхняя меховая одёжа типа рубахи с капюшоном; парка — длинная одёжа из шкур, мехом наружу, надевается поверх малицы; санаяк — вид меховой одёжи; яка — род охабня мехом наружу.

Одёжа, подбитая мехом песца-крестовика, в Подвинье, а также по Енисею называлась крестоватик и крестовик : шушун крестоватик, кафтан крестовик.

Душегрея

Душегрея - самобытная руская одёжа, которую носили женщины разных сословий. Это короткая, чуть ниже талии, и редко до середины бёдер, одёжа. Шили душегреи из дорогих и нарядных тканей, в основном это были бархат, парча.

На Руси наибольшее распространение имели душегреи без рукавов и воротника, часто на бретельках; в музейных собраниях встречаются образцы короткой утеплённой одёжи с рукавами и сквозной застежкой на пуговицах, также называемые «душегреи», поскольку это зафиксировано в районах их бытования.

Душегреи вышивались золотыми и серебряными нитями растительными узорами, цветами, гроздьями винограда. Край обшивался золотой бахромой. Надевали их поверх сарафана.

Душегрея входила в состав праздничной одёжи и в таких случаях была особо нарядной, отделывалась позументом, жемчугом, вышивкой и шилась из самых ярких, нарядных, часто золотных тканей. «Невеста, молодая и высокая, была одета в голубой сарафан, шитый серебром, и, несмотря на жару, в пунцовый штофный душегрей» (М. Горький, Жизнь Матвея Кожемякина, 1910 — 11). Душегреи могли быть на дорогой шёлковой подкладке, но чаще на меху, особенно в городском быту, как тёплая домашняя одёжа. Душегрея в городах служила признаком сохраняемых связей с деревней, с традиционным костюмом. Люди, претендующие на причастность к городской бытовой культуре, предпочитали иные названия сходного типа одёжи — епанечка, кацавейка.

Душегрею называли ещё по-другому - «шугай». Это была уже короткая зимняя шубка. Наш руский язык чрезвычайно богат и чуток, ведь иногда есть очень похожие слова, а означают они разные предметы. В старину женская одёжа чаще всего была просторной, а шугай, можно сказать, чуть ли не единственная приталенная одёжа.

Шугай

Шугай, как и душегрея, имел узкий по крою перед с разрезом, который делали чаще по диагонали. Нижняя часть спинки шугая - в виде баски, которая собиралась на талии в трубчатые складки. Рукава - длинные, к запястью суживающиеся, от кисти до локтя собирались в мелкие складки, по краю оторачивались беличьим мехом. Одёжа достаточно короткая, изредка доходила до середины бёдер.

Шугай шили на меху или вате и носили как внакидку, так и в рукава. В разных местах России шугай называли по-разному - «епанечкой», «трубалеткой» (из-за трубчатых складок сзади), а то и «сорокотрубкой».

Телогрея

Телогрея известна с XVI века, в настоящее время вышла из обихода. В истории костюма можно выделить два типа женских телогрей: 1) длинная верхняя одёжа распашного типа, с откидными рукавами и большим количеством пуговиц спереди; она носилась поверх сарафана, закрывая его полностью; 2) утеплённая кофта без рукавов длиной до пояса или середины бедра. Телогрея шилась на подкладке, с использованием сукна, шёлка, меха. Её носили представительницы всех слоёв населения, но для крестьянок она считалась праздничной одёжей.

Опашень

Опашень по своему покрою сзади был несколько длиннее, чем спереди, и рукава к запястью суживались. Опашни шились из бархата, атласа, обьяри, камки, украшались кружевами, нашивками, застегивались посредством пуговиц и петель с кистями. Опашень носили и без пояса («наопашь») и внакидку.

Шушун

В письменности слово шушун отмечается с 1585 года, учёные предполагают его финское происхождение, первоначально оно и употреблялось только на востоке северноруской территории: в Подвинье, по р. Ваге в Великом Устюге, Тотьме, Вологде, затем стало известно в Зауралье и Сибири. Шушун - женская одёжа из ткани, иногда подбитая мехом: «шушун лазорев да шушун кошечей женской» (из приходо-расходной книги Антониево-Сийского монастыря 1585 г.); «заечинной шушун под ветошкою и тот шушун сестре моей» (духовная грамота - завещание 1608 г. из Холмогор); «шушуненко тёплое заечшшое» (роспись одёжи 1661 г. из Важского у.). Таким образом, шушун - это северноруская телогрея. После XVII века слово распространяется к югу до Рязани, к западу до Новгорода и проникает даже в белоруский язык...

Салоп

В России начала XIX в. — предмет верхней женской утеплённой, как правило, ватой или мехом, одёжи — широкая длинная накидка с пелериной и прорезями для рук или небольшими рукавчиками, скреплявшаяся лентами или шнурами.

Безрукавка

Ещё одним распространённым видом меховой одёжи, как пишут этнографы, была безрукавка. К сожалению, у нас нет ни изображений, ни описаний её в древних источниках. Зато мы знаем, что у горных пастухов Украины сохранился исключительно старый тип безрукавки — не сшитый, но сделанный из одной цельной шкурки овцы. Всё это даёт право предполагать, что и славянам безрукавки наверняка были знакомы…

Уже давно ни для кого не секрет, что та одёжа, которую человек носит, оказывает на него большое влияние: на его самоощущение, походку, настроение. А традиционная руская одёжа, сшитая родным человеком с добрыми помыслами и пожеланиями, к тому же имеет не только привлекательный внешний вид, но и обережные свойства. Согревает не только тело, но и душу. А порой и пробуждает Родовую память .

Но даже если вы не планируете в ближайшее время порадовать себя тёплым руским народным нарядом, то помните о том, что душу можно согреть ещё и тёплым словом. Поэтому как можно чаще произносите тёплые слова. Как в свой адрес, так и в адрес близких людей.