Родительское собрание в старшей группе «Калейдоскоп эмоций» или «Развитие речи старших дошкольников. Родительское собрание в старшей группе на тему: «Развитие речи старших дошкольников

«Родительское собрание. Тема: Развитие речи детей в старшей группе Вступление. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня...»

Родительское собрание.

Тема: "Развитие речи детей в старшей группе"

Вступление. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас

сегодня видеть на нашем родительском собрании.

Оно посвящено теме «развития речи наших детей»

Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления,

показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом,

речь - это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить

с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.

Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка.

Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире.

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст!



В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Встречные вопросы, они же наводящие ставят в тупик даже родителей. Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.

В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов. Совершенствуется в том числе, звуковая сторона речи. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.

Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Если «да»:

(Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).

Если «нет», не задумываемся:

(очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?)

Основная часть:

Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

(воспитатель записывает названные родителями характеристики речи и вывешивает на доске):

Речь должна быть Проблемы наших детей

–  –  –

Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых грамотные вопросы Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.

составление рассказов Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо) не могут логически объяснять речь не выразительна Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где - то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.

плохая дикция Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.

(эти проблемы заранее написаны на карточках и воспитатель постепенно их вывешивает).

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца), а она у нас. (зачитываю слова из 2-го столбца) Что же делать? Мы приготовили папку –ширму с информацией для вас по развитию речи. Здесь вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи (копилка игр) в которые мы играем, и вы можете поиграть дома.

Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

И чтобы понять, чем же мы занимаемся с детьми, мы приглашаем вас в небольшое путешествие, в которое мы отправимся на поезде.

Воспитатель:

Итак, отправляемся в путешествие “на поезде", отправляемся в путь.

Ну, вот мы и приехали на первую станцию, которая называется "Станция слов" На этой станции дети обогащают свой словарный запас (узнают новые и интересные слова), так же упражняются (подбирают к существительным прилагательные, а к прилагательным существительные) Игра "Подбери прилагательные к существительным" (игра с мячом).

(Я говорю существительное, вы прилагательное) Яблоко- какое оно- вкусное, румяное, сладкое, кислое и т.д.

Снег- какой он- пушистый, белый, холодный и т.д.) Вода- какая она- прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т.д.

Солнце-какое оно - яркое, желтое, теплое, круглое и т.д А так же на этой станции дети учатся подбирать слова с противоположными значениями.

Игра "Противоположности", "Антонимы".

Детям раздаются карточки. Н: длинный- короткий, и дети должны найти свою противоположную пару.

*Предлагаем посмотреть видеозапись с рассуждениями детей о значении некоторых сложных для их понимания слов:

« Весёлые размышлялки-рассуждалки»

Одушевлённый Солнцепёк Полуфабрикат Конкуренция Неурядица Какие вы молодцы. На какой мы сейчас станции были? "Станция слов", правильно, а сейчас отправляемся дальше, на следующую станцию, которая называется "Станция звуков".

Садимся в поезд со словами "чух- чух-чух", поехали на следующую станцию.

На этой станции дети учатся правильно и отчетливо произносить все звуки, а также учатся определять наличие звука в слове, место звука в слове (начало, середина, конец) Давайте мы поучимся и поиграем в игру "Назови слово со звуком «М"».

Ой, какие вы молодцы! А так же дети учатся определять место звука в слове (начало, середина, конец) Игра "Определи наличие звука [д] в слове" Если вы услышите слово со звуком "д" вы хлопаете, затем определяем, где был звук. В начале слова – руки на плечи, в середине – руки на пояс, в конце слова – руки на колени.

дом- [д]- в начале слова, дятел- [д]- в начале слова дедушка- [д]- в начале и в середине слова деревня- [д]- в начале слова " тетрадь- [д]- в конце слова смородина- [д]- в середине слова виноград- [д]- в конце слова *А сейчас предлагаем посмотреть, как мы работаем с детьми над звукопроизношением.

Ребята, вы такие молодцы, в какой мы были стране? (стране Звуков).

Садимся в поезд и со словами «чух-чух-чух» отправляемся в путь.

Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется "Станция грамматики”.

В этой стране дети учатся связывать слова в предложения, закреплять правильное произношение слов. Знакомятся с разными способами образования слов. Давайте и мы с вами познакомимся и поиграем в игру.

Игра "Где живут продукты?" У каждого продукта есть свой домик. Угадай название домика.

Сахар- (ница), хлеб- (ница), масло- (ница), соль- (онка) -, перец, чай, кофе, салат, конфеты.

А также учатся образовывать однокоренные слова, т.е. похожие друг с другом, Например: медведь- медвежата.

Давайте и мы поучимся с вами придумывать слова похожие друг на друга.

Игра "Продолжи цепочку" Чай- чайник - чайничек.

Кофе - кофейник - кофейничек Нож, ковш, таз, кувшин Молодцы, ребята. Также дети на этой станции учатся составлять сложные и простые предложения.

Игра "Составь предложения из набора слов»

Молодцы, ребята, хорошо потрудились на этой станции, которая как называется?

"Станция грамматики". Что мы делали на этой станции?

Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется "Сказки - рассказки".

На этой станции дети учатся беседовать, высказывать свое мнение, учатся пересказывать небольшие сказки, рассказы, составлять описательные рассказы. И мы давайте с вами попробуем рассказать и обыграть сказки.

Игра "Расскажи и обыграй сказку" (родители делятся на 2 команды, каждой команде выдается картинка сказки, они должны рассказать и обыграть сказку) Вы такие молодцы! Как вы интересно рассказали и обыграли сказку. Вам понравилось?

(Ответы родителей).

*А сейчас предлагаем посмотреть, какую работу проводим мы по развитию связной речи Это была наша последняя станция.

Вы такие молодцы, со всеми заданиями справились. Познакомились с тем, как развивается речь детей в старшей группе.

Спасибо за внимание!

Похожие работы:

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРС...»

«Куда я могу обратиться? Для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья Бесплатное содействие в адаптации и интеграЦентр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов ции людей с ограниченными возмо...»

«Киткин Константин Николаевич ИМИДЖ ОФИЦЕРА МЧС В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ 22.00.06 – социология культуры, духовной жизни АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук Екатеринбург Работа выполнена на кафедре прикладной социологии ГОУ ВПО "Уральский государств...»

«Вестник Вятского государственного гуманитарного университета благоприятную жизнь в этом мире. Используя символические изображения в орнаментах, знаках, человек отождествлял себя с миром, наполненным различными энергиями и духами (например, известные у многих народов танцы в трансовом состоянии в костюмах божеств). Трехчастное раз...»

« МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: НА ПУТИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ И ПОСТРОЕНИЮ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В настоящей работе предпринимается попытка обо...»

«2009 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 12 Вып. 4 СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ С. М. Елисеев, И. В. Устинова ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ПОЛИТИЧЕСКИМ ПАРТИЯМ В СУБКУЛЬТУРЕ СТУДЕНЧЕСТВА (НА МАТЕРИАЛАХ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ) Одно из требований современности толерантность признает...»

«МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУР...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи детей»

Тема : « Развитие речи детей »

Цель : Проинформировать родителей об особенностях и средствах развития речи в старшем дошкольном возрасте .

Задачи : Познакомить родителей с результатами анкетирования, познакомить родителей с выставкой настольно печатных игр по развитию речи , совершенствовать знания родителей о развитии речи детей .

Предварительная работа :

1. Провести анкетирования родителей по теме собрания .

Анкета для родителей :

В каком возрасте впервые заговорил ваш ребенок?

Довольны ли вы словарным запасом ребенка?

Достаточно ли развита его речь ?

Работаете ли вы дома по развитию речи ребенка ? Каким образом?

2. Сделать памятки по развитию речи ребенка .

3. Оформить мини - выставку настолько печатных игр по развитию речи .

План Ход работы

Вступительная

Основная часть

Интерактивная часть

Подведение итогов Здравствуйте уважаемые родители ! Сегодня мы собрались для того , чтобы узнать об особенностях развития речи ребенка в старшем дошкольном возрасте , и просмотреть нашу мини - выставку. Уважаемые родители давайте выберем секретаря нашего собрания , что бы он вел протокол. (Родители совещаются и определяют секретаря собрания ) Татьяна Викторовна прошу вас, займите место секретаря. Спасибо!

Собрание наше мы начнем со слов с известной сказки А. С Пушкина «А как речь то говорит, словно реченька журчит» Не всегда взрослые, а тем более дети могут выразить свою мысли грамотно. Многие дети на пороге школы испытывают серьёзные трудности в речи : не у всех получается что- то объяснить, правильно построить предложение, рассуждение порой бессвязны. Поэтому мы сегодня собрались , что- бы обратить на эту проблему внимание.

Уважаемые родители я хотела бы узнать ваше мнение, что помогает развивать речь ребенка ? (ответы родителей )

И так правильно важным средством развития ребёнка является общение со сверстниками и со взрослыми. Наши дети не рождаются уже с готовой речью, а принимают опыт речевого общения у нас взрослых. Поэтому очень важно с момента появления ребенка общаться с ним как можно чаще, делиться с ним новостями впечатлениями, эмоциями рассказывать ему что- то, выслушивайте ребенка, пусть он рассказывает, что он видел, слышал как у него дела, пусть высказывает свое мнение.

Как вы считаете, какой должна быть речь ребенка к 6 годам? (родители высказывают свое мнение)

Средство развитие речи - не всегда развитие дошкольников зависит от изобилия пособий. Можно и нужно задействовать всю окружающую среду, что бы развивать речь , память, воображение ребенка. Сейчас я вам представлю как можно просто и с удовольствием развивать речь .

Чаще читайте ребенку - чтение играет важную роль в развитии речи ребенка . Он усваивает новые слова, узнает новые словосочетания у него, развивается словарный запас . Это является отличным способом для развития в целом . Прочитав не спеша с ребенком книгу, рассмотрите картинку в ней поспрашивайте ребенка, позадавайте ему вопросы. Вопросы можно придумать очень много. Важно что бы ребенку отвечал, охотно используя сложные предложения, интересные обороты. Если ребенок затрудняется в чем- либо, то помогите ему. Можно составить рассказ по картинке.

Для развития и обогащения словаря используете все возможные игры, игровые упражнения, такие как : «Подбери слово» , «Доскажи словечко» , «Скажи наоборот» .

Учите детей составлять загадки . Это дает совершенствовать словарный запас, загадку можно использовать элементарным описанием предмета.

Повторяйте вместе со мной. Выучите несколько скороговорок произнесите их по очереди, вместе, сначала медленно, а потом увеличиваете темп.

Большинство детей недостаточно хорошо владеют речью. Не умеют пересказывать, этому надо учить : вот например вы на кухне возьмите 2 любых предмета и попросите ребенка его описать, например помидор и огурец, чем они отличаются, что из них можно приготовить. Придумайте вмести с ним маленькую сказку, все рассказы и сказки можно записывать в блокнот, а ваш ребенок пусть будет иллюстратором этой книжки.

Уважаемые родители , а давайте теперь с вами немножко поиграем. На слайдах изображены ребусы их надо отгадать.

Дорогие родители наше собрание подходит к концу . Нам пора делать вывод по нашему собранию , я вам помогаю сделать его вместе. (Родители подводят итоги собрания , говорят, что они сегодня узнали нового, чему научились).

Еще раз хочу поблагодарить вас, что вы нашли время посетить нас. Сейчас я вам раздам памятки для повторения и закрепления материала. Спасибо всем большое за внимание. Собрание окончено ! Уважаемы родители сейчас я вам предлагаю посмотреть мини- выставку. Теперь кому нужно я могу ответить на все ваши вопросы индивидуально! До свидания! Всего доброго!

елена ульрих
Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи детей»

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему : «Развития речи детей »

Тема : «Развитие речи детей »

Цель : Проинформировать родителей об особенностях и средствах развития речи в старшем дошкольном возрасте .

Задачи : Познакомить родителей с результатами анкетирования, познакомить родителей с выставкой настольно печатных игр по развитию речи , совершенствовать знания родителей о развитии речи детей .

Предварительная работа :

1. Провести анкетирования родителей по теме собрания .

Анкета для родителей :

В каком возрасте впервые заговорил ваш ребенок?

Довольны ли вы словарным запасом ребенка?

Достаточно ли развита его речь ?

Работаете ли вы дома по развитию речи ребенка ? Каким образом?

2. Сделать памятки по развитию речи ребенка .

3. Оформить мини - выставку настолько печатных игр по развитию речи .

План Ход работы

Вступительная

Основная часть

Интерактивная часть

Подведение итогов Здравствуйте уважаемые родители ! Сегодня мы собрались для того , чтобы узнать об особенностях развития речи ребенка в старшем дошкольном возрасте , и просмотреть нашу мини - выставку. Уважаемые родители давайте выберем секретаря нашего собрания , что бы он вел протокол. (Родители совещаются и определяют секретаря собрания ) Татьяна Викторовна прошу вас, займите место секретаря. Спасибо!

Собрание наше мы начнем со слов с известной сказки А. С Пушкина «А как речь то говорит, словно реченька журчит» Не всегда взрослые, а тем более дети могут выразить свою мысли грамотно. Многие дети на пороге школы испытывают серьёзные трудности в речи : не у всех получается что- то объяснить, правильно построить предложение, рассуждение порой бессвязны. Поэтому мы сегодня собрались , что- бы обратить на эту проблему внимание.

Уважаемые родители я хотела бы узнать ваше мнение, что помогает развивать речь ребенка ? (ответы родителей )

И так правильно важным средством развития ребёнка является общение со сверстниками и со взрослыми. Наши дети не рождаются уже с готовой речью, а принимают опыт речевого общения у нас взрослых. Поэтому очень важно с момента появления ребенка общаться с ним как можно чаще, делиться с ним новостями впечатлениями, эмоциями рассказывать ему что- то, выслушивайте ребенка, пусть он рассказывает, что он видел, слышал как у него дела, пусть высказывает свое мнение.

Как вы считаете, какой должна быть речь ребенка к 6 годам? (родители высказывают свое мнение)

Средство развитие речи - не всегда развитие дошкольников зависит от изобилия пособий. Можно и нужно задействовать всю окружающую среду, что бы развивать речь , память, воображение ребенка. Сейчас я вам представлю как можно просто и с удовольствием развивать речь .

Чаще читайте ребенку - чтение играет важную роль в развитии речи ребенка . Он усваивает новые слова, узнает новые словосочетания у него, развивается словарный запас . Это является отличным способом для развития в целом . Прочитав не спеша с ребенком книгу, рассмотрите картинку в ней поспрашивайте ребенка, позадавайте ему вопросы. Вопросы можно придумать очень много. Важно что бы ребенку отвечал, охотно используя сложные предложения, интересные обороты. Если ребенок затрудняется в чем- либо, то помогите ему. Можно составить рассказ по картинке.

Для развития и обогащения словаря используете все возможные игры, игровые упражнения, такие как : «Подбери слово» , «Доскажи словечко» , «Скажи наоборот» .

Учите детей составлять загадки . Это дает совершенствовать словарный запас, загадку можно использовать элементарным описанием предмета.

Повторяйте вместе со мной. Выучите несколько скороговорок произнесите их по очереди, вместе, сначала медленно, а потом увеличиваете темп.

Большинство детей недостаточно хорошо владеют речью. Не умеют пересказывать, этому надо учить : вот например вы на кухне возьмите 2 любых предмета и попросите ребенка его описать, например помидор и огурец, чем они отличаются, что из них можно приготовить. Придумайте вмести с ним маленькую сказку, все рассказы и сказки можно записывать в блокнот, а ваш ребенок пусть будет иллюстратором этой книжки.

Уважаемые родители , а давайте теперь с вами немножко поиграем. На слайдах изображены ребусы их надо отгадать.

Дорогие родители наше собрание подходит к концу . Нам пора делать вывод по нашему собранию , я вам помогаю сделать его вместе. (Родители подводят итоги собрания , говорят, что они сегодня узнали нового, чему научились).

Еще раз хочу поблагодарить вас, что вы нашли время посетить нас. Сейчас я вам раздам памятки для повторения и закрепления материала. Спасибо всем большое за внимание. Собрание окончено ! Уважаемы родители сейчас я вам предлагаю посмотреть мини- выставку. Теперь кому нужно я могу ответить на все ваши вопросы индивидуально! До свидания! Всего доброго!

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания в старшей группе «Секреты психологического здоровья» Цель: установление системы взаимодействия «воспитатель – родитель – ребёнок – сотрудничество». Задачи: помочь родителям понять своих детей;.

Конспект родительского собрания «Русский народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста» Конспект родительского собрания Тема: «Русский народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста» Предварительная работа: 1. Подготовить.

Конспект родительского собрания «Семейные традиции» в старшей группе Цели: поиск новых форм взаимодействия ДОУ с семьей; повышение педагогической культуры родителей, создать атмосферу праздника, доброжелательный.

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Растим детей здоровыми» Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Растим детей здоровыми» Цель: *Познакомить родителей с основными факторами,.

Конспект родительского собрания в младшей группе «Игрушки в воспитании детей» Родительское собрание «Игрушки в воспитании детей». Цели: Обсудить с родителями игрушки, появившиеся на отечественном рынке. Их пользу.

Конспект родительского собрания для старшей группы детского сада

Родительское собрание на тему: «Развитие речи при ознакомлении с природой»

Описание: родительское собрание на тему «Развитие речи при ознакомлении с природой» будет интересна воспитателям и родителям детей 5-6 летнего возраста.
Цель: призвать родителей к сотрудничеству и взаимодействию в воспитании и развитии речи ребенка.

Оформлена выставка для родителей: пособия для развития речи, детская художественная литература, аудиокассеты.
Звучит тихая музыка. Родители смотрят выставку, затем предлагаю им присесть за столы.
Уважаемые родители! Мы рады Вам, спасибо, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание. Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения, мы призываем Вас к сотрудничеству, к взаимодействию, только влияния, только совместными усилиями родителей и д/сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.
Основная задача речевого развития детей - это овладение нормами и
правилами родного языка, определенными для каждого возврата, а также
развитие у детей способностей общаться. .
Работа по развитию речи ребенка в д/саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях, вне занятий - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдения за природой.
Как часто Вы бываете на природе? Чем занимаетесь с ребенком? На природе Вы сможете не только отдохнуть и прекрасно провести время, но Вы еще имеете возможность обогатить его новыми знаниями и представлениями. Природа своей красочностью, своим многообразием, динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются а памяти, создают прочную основу для дальнейшего его познания.
Мир, окружающий ребенка - это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума.
Мы понимаем, что Вы очень заняты, что порой не хватает времени на ребенка однако, отправляясь на прогулку, мы можем поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, какие облака, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, как мы одеты, почему? Какое время года? Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений. Загадать загадки, прочитать стихотворение. Поискать приметы времени года. Познакомить ребенка с народными пословицами, поговорками, приметами. Русские народные названия растений щедро наполнены
1. эмоциональностью: травушка - муравушка (спорыш), трава шелковая (ковыль), солдатская трава (тысячелетник), сон-трава (прострел), одолень трава (кувшинка), трава-приворот (манжетка), печаль - трава (полынь), разрыв трава (папоротник).
2. эстетическими звучаниями: красава, краса, купальница, чистотел.
3. образные: кувшинка (плод похож на гончарное искусство), пастушья сумка (плод по форме напоминает пастушью сумку), журавельник волчья стопа (герань-плодик с длинным отростком, будто птичий клюв, а форма листа напоминает волчий след). В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет наблюдательность, любознательность, что в свою очередь пораждает массу вопросов, требующих ответа общения природой оказывает благотворное влияние и на развития связанной речи. Дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже. Например: медвежья берлога, голова, лапа, спина, шерсть, Медвежий нос, хвост, медвежье ухо, туловище, медвежьи уши, лапы, следы, привычки, детеныши и др. Мы увидели (кого?) белку. Наблюдали (за кем?) за белкой. Говорили (о ком?) о белке.
Таким Образом, в процессе наблюдений у ребенка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуется мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы. Наблюдательность рождает в ребенке привычку делать выводы, развивает логику мысли, четкость и красоту речи.
Давайте подберем слова признаки к слову:
Дождь: сильный, грибной, теплый, холодный, косой, прямой,
слепой.
Ветер: сильный, холодный, теплый, ледяной, шквалистый, умеренный.
Лягушка: зеленая, пучеглазая, земляная и т.д.
Жук: красивый, усатый, полосатый.
Солнце: золотое, доброе, веселое, яркое, теплое, лучистое,
великолепное.
Давайте вместе с Вами будем уделять внимание развитию речи ребенка, больше общаться с ним. Читать детские книжки.

Вероника Васнева
Родительское собрание в старшей группе на тему: «Развитие речи старших дошкольников»

Цель : Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Задачи :

1. Расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей;

2. Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей ;

3. Побуждать родителей помогать ребёнку в овладении нормами и правилами родного языка.

I. Вступительное слово воспитателя по теме.

Добрый вечер, уважаемые родители ! Мы рады видеть вас. Нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания , а она действительно заслуживает внимания. Листочки и карандашики помогут вам записать какую-то мысль или вопрос, с которым вы хотели бы обратиться к нам. Итак, тема нашей встречи «Развитие речи старших дошкольников »

1. «Немного науки»

Важнейшее приобретение в дошкольном возрасте является овладение речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним. Дошкольный возраст - самый подходящий период для обогащения и развития речи . В более старшем возрасте овладение речью, как показывает практика, происходит менее успешно. Общение является непременным условием для развития детей . Формированию данного психического процесса необходимо уделять особенно большое внимание. Детский сад предусматривает различные программы и технологии обучения детей, в том числе направленные на развитие речи и словаря дошкольника , особенности обучения родному языку. В детском саду у детей развивается звуковая культура речи , обогащается, закрепляется и активизируется разговорный словарь дошкольника . Правильная речь в области грамматики также значительно совершенствуется.

В ДОУ дети старшего дошкольного возраста овладевают самой важной из форм речевого общения - устной речью. Развитие речи у дошкольников способствует расширению круга общения детей старшего дошкольного возраста . Они много разговаривают с родными и близкими взрослыми. Их речь становится более выразительной, имеет свои особенности. А также развивается их общение с малознакомыми взрослыми. С помощью речи дети старшего дошкольного возраста активно включаются в общение с другими детьми во время игры и самостоятельной деятельности. Речь ребенка часто сопровождается предметными действиями. Например, ребенок берет игрушку и начинает комментировать свои действия. Эта форма речи играет огромное значение в процессе становления мышления ребенка. Это говорит о том, что речевое общение дошкольника расширяется , он начинает думать, размышлять с помощью слов и фразы. Речь, в данном случае, показывает сформированость мышления ребенка старшего дошкольного возраста .

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи : создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи .

2. «Пообщаемся»

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор

(раздать каждому родителю ) .

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.

2. Общение ребёнка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук .

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления . По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития . Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Давайте подумаем, какие основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста ? Чем нужно заниматься с ребёнком?

(Высказывания родителей )

1. Воспитание звуковой культуры речи .

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического строя речи .

4. Обучение рассказыванию – связная речь.

Речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка , в становлении его успешной личности, его будущего.

3. Игры «на развитие речи »

А сейчас я предлагаю вам ненадолго стать детьми и поиграть.

1. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

(родителям предлагается ответить на вопросы, подобрать эпитеты к словам)

«Подберите эпитеты к словам»

Снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

Человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

Дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

Луна (яркая, растущая и т. д.)

2. В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, формируется восприятие, развивается речевая культура . Если речь хорошо развита , то дошкольнику легче передать свои мысли, эмоции, переживания. Речевое развитие не является обособленным процессом. Развитие воображения , формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, ответить на вопросы по тексту - всё это способствует формированию и развитию речи . Художественные тексты являются хорошим помощником в развитии речи ребёнка . Рассказывайте, читайте детям сказки, стихи, рассказы.

А если сказка хорошо знакома, то её можно и проиграть. Сейчас ребята покажут вам, как они обыгрывают сказки в свободной деятельности. Сказка называется «Под грибом» (дети инсценируют сказку) .

Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи . Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. В детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи . Это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по–разному : монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу поймёт разницу. Важно при чтении произведений детям обращать внимание на выразительность и темп речи .

Для Вас родители я подготовила памятку «Как нужно читать детям» (раздать каждому родителю ) .

4. Советы родителям :

Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить :

У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать) .

В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря , разговорной речи дошкольников . Это такие, как : «Назови любимые игрушки» , «Каких животных ты знаешь?» , «Скажи по-другому» , «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.

Прочитав книгу, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. Предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической.

Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят) . Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.

Развитие мелкой моторики .

Большое значение для развития речи имеет развитие мелкой моторики рук : лепка, мозаика, конструкторы, рисование, обводка, штриховка, работа с бусами, бисером, шнуровка, расстегивание и застегивание мелких пуговиц и др.

5. Заключительное слово.

В детском саду уделяется большое внимание развитию речи , но без помощи родителей , без вашего тесного общения с ребенком, без вашего примера красивой, грамотной речи , нам не удастся справиться со всеми трудностями. Ведь именно у вас, в первую очередь, ребенок учится говорить, именно вам он подражает в своем общении.

Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас. Пожалуйста, оставьте отзыв, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече.