Реставрация бронзовых и медных изделий. Реставрация и очистка бронзовых изделий в домашних условиях. Как происходит реставрация и цены с разъяснениями на каждый вид работ

Подсвечники из бронзы и латуни могут стать украшением любого интерьера. Дизайнеры любят дополнять залы и комнаты подобными изделиями, желая придать торжественность обстановке. Но подобные изделия портятся, металл тускнеет и теряет свой блеск и цвет. Особенно если речь идет об антикварных изделиях, которые пользуются спросом. Так как избежать потускнений и сохранить изделие в неизменном виде?

Подсвечник из бронзы

Веяния старины

Существует несколько разновидностей подсвечников, которые стоят достаточно дорого. Все они изготовлены из бронзы. Этот металл особенно ценился нашими предками, да и подсвечники были только у зажиточных граждан, которые не отличались экономией. Канделябры и подсвечники, а также другие изделия из бронзы украшали не только дома дворян, чиновников и царей, но и были частью интерьера храмов и церквей.

Изделия из бронзы были художественной ценностью и вводились в ранг искусства. Металл украшали драгоценными камнями, инкрустировали жемчугом, сочетали с золотом и позолотой. На сегодняшний день коллекционеры ценят:

  1. Этрусские подсвечники.
  2. Канделябры родом из Древнего Рима.
  3. Старинные изделия XI–XIV веков.
  4. Бронза периода Возрождения.
  5. Антикварные изделия стиля барокко.
  6. Антиквариат периода XVIII–XIX веков.
  7. Подсвечники XIX–XX века.

Первые подсвечники из бронзы появились еще до нашей эры. Спасибо за это стоит сказать культуре этрусков. Они делали крупные канделябры и подсвечники, стержень был высоким. Изделия из бронзы имели большую чашу для одной или нескольких свечей.

Особенностью этрусков было желание украсить бронзу фигурками животных и людей. Такие подсвечники очень красивые, большие и стоят достаточно дорого. Найти их можно только в музеях Западной Европы.

Канделябры из Древнего Рима отличались помпезностью. Они были еще крупнее и массивнее этрусских, а также имели крупный стержень и чашу. Изделия были выполнены в стиле Месопотамии. Имели подставку в форме треноги, предназначались для свечи из сала или воска. В целом римляне взяли все лучшее у культуры этрусков и дополнили. Сегодня эти изделия считаются культурным наследием, полюбоваться ими можно в музеях Вероны и Лондона.

В Средние века самые красивые статуэтки, канделябры и подсвечники мастера изготавливали для церквей. Изделия были крупными и длинными - высотой от 1,5 до 2,7 метра. Имелись также и переносные подсвечники, с которыми по церкви прогуливались монахи и другие священнослужители. Отличительной чертой таких изделий считалась покрытие из золота, которое наносили на бронзу. А также было принято украшать металл драгоценными камнями.

Эпоха Возрождения - это время изящества и красоты. В этот период облик подсвечника из бронзы существенно изменился. На изделиях появились завитки растений, фигурки ангелов, цветы и лепестки, которые сплелись в причудливую форму. Бронза стала изысканной, изящной и дополнилась ажурными завитками.

Не отличались изяществом бронзовые предметы утвари периода правления Людовика XIV. Причина в том, что интерес к литью из бронзы заметно угас. Умельцы увлеклись другими металлами: железом, медью и др. Латунь по химическим свойствам имеет сходство с бронзой, поэтому подсвечников из этих металлов немного, но они есть. Отличительной чертой изделия считается свободный дизайн, который не имеет никаких ограничений.

Подсвечник из латуни

Антиквариат периода XVIII–XIX веков отличается хитросплетением линий. Рококо имеет свои особенности: прямые линии отошли на второй план, умельцы вновь заинтересовались бронзой и латунью и принялись экспериментировать. Они могли выполнить чашу для свечи в форме морской раковины, сочетать цветы с ажурным плетением, экспериментировать с объёмом. Также можно увидеть сходство с подсвечниками времен периода Римской империи.

XIX век ознаменовал себя тем, что осветительные приборы и их производство претерпело массу изменений. Искусство литья было поставлено на поток, в результате чего изделия обесценились, утратили уникальность. Но есть экземпляры, которые в этот период изготавливали под заказ. Подсвечники и канделябры отличались богатством и роскошью, бронзу дополняли слоновой костью, россыпью камней и украшали золотом.

Методы чистки

Реставрация изделий имеет ряд особенностей. Причина в том, что бронза - не самый износостойкий металл, она часто покрывается зелеными пятнами и разводами. Для того чтобы убрать с поверхности подсвечника или статуэтки загрязнения, можно использовать:

  • горох;
  • цикорий;
  • уксус, соль и муку;
  • лимонную кислоту и соду;
  • фланелевую ткань;
  • сукно и мел.

1) Кашица из гороха поможет убрать с поверхности латуни или бронзы грязь, налет и признаки окисления. Для этого стоит сварить горох таким образом, чтобы из него получилась каша. После кашу наносят на поверхность подсвечника и оставляют на 20–30 минут. Затем очищают металл от гороха при помощи воды и зубной щетки. После процедуры стоит просушить изделие, тщательно протереть его тканью.

2) Цикорий, как и горох, превращают в кашу, тщательно размешивают с теплой водой, а после наносят на утварь. Оставляют на поверхности металла на 30 минут, затем промывают изделие теплой водой и чистят при помощи щетки. Бронзу или латунь стоит протереть сухой тряпкой и дать подсвечнику высохнуть.

3) Смешивают в емкости муку и соль, после добавляют в смесь уксус и немного воды. Размешивают все до состояния пасты. Затем пасту наносят на металл, втирая ее в поверхность при помощи круговых легких движений. Чистка длится до 20 минут, после пасту смывают с поверхности изделия. Вытирают тряпкой, дают обсохнуть.

4) Сода и кислота лимона хорошо подходят для латуни, но могут убрать грязь и с поверхности меди и бронзы. Соду и кислоту смешивают, превращая в кашицу, потом полученное средство наносят на статуэтку, канделябр или подсвечник. Втирают средство в поверхность металла круговыми движениями. Оставляют предмет на 30 минут, а после промывают его под потоком теплой воды, вытирают насухо и полируют сукном или фланелью.

5) Иногда достаточно протереть металл фланелевой тканью - такая читка не поможет избавиться от сильных загрязнений. Но если проводить процедуру регулярно и не жалеть на это времени, можно получить неплохой результат.

6) Мелом натирают поверхность изделия, а потом протирают бронзу сукном. Это помогает убрать незначительную грязь с поверхности металла. Но вот от окислов и зеленых пятен такая читка не поможет.

На реставрацию подсвечник можно отдать специалисту. Он выполнит чистку и вернет бронзе блеск и цвет.

Но если такой возможности нет, то можно провести чистку бронзовых или латунных подсвечников с помощью химических реагентов:

  1. Аммиак.
  2. Нашатырный спирт.
  3. Этиловый спирт.
  4. Зубная паста.
  5. Ацетон.

1) Аммиак стоит растворить в воде и этим раствором натереть подсвечник. Такая чистка подойдет для латуни и бронзы. Если грязь не поддается удалению с первого раза, процедуру можно повторить через несколько минут. Но стоит иметь в виду, что реагенты могут негативно воздействовать на металл.

2) Нашатырный спирт нередко используют для чистки ювелирных изделий. Украшения натирают нашатырём, то же можно сделать и с бронзой. Подсвечник погружают в раствор и оставляют его там на несколько минут. После поверхность металла вытирают насухо и полируют.

3) Этиловый спирт или водку, так же как и нашатырь, используют для чистки домашней утвари. Спирт наносят на фланель или сукно, и тщательно протирают тканью подсвечник или канделябр. В результате грязь уходит, снимается налет, а бронза или латунь начинают блестеть и играть на солнце.

Зубная паста

4) Чистить бронзу можно и при помощи зубной пасты и обычной щетки. Можно выбрать отбеливающую пасту, нанести ее на ткань или щетку и начать процедуру. Когда чистка закончится, нужно смыть с поверхности изделия пасту. Если загрязнения сильные, то пасту необходимо оставить на несколько минут или даже полчаса. Потом промыть подсвечник под потоком воды, вытереть насухо и отполировать сукном.

5) Можно использовать и ацетон, но такой метод чистки может привести к нежелательным последствиям. Небольшое количество ацетона наносят на тряпку и протирают им латунь или бронзу. Перед проведением процедуры подсвечник стоит промыть, вытереть и устранить с его поверхности незначительные загрязнения.

Стоит помнить о том, что перед началом чистки изделие всегда стоит промывать теплой водой с мылом - нередко этого вполне достаточно для того, чтобы вернуть бронзе блеск.

Антиквариат трогать не советуют, тем более не рекомендуют использовать для чистки таких изделий реагенты. Нанесение химикатов может привести к тому, что после чистки частицы реагента испортят металл. Реакция может протекать медленно и незаметно, но в конечном счёте на поверхности подсвечника, канделябра или статуэтки появятся пятна, избавиться от которых будет сложно.

Профессиональная реставрация включается в себя не только чистку изделия из латуни или бронзы, но и восстановление покрытия. В результате чего поверхность подсвечника выглядит, как новая. Некоторые реставраторы наносят на поверхность изделий специальный лак - это помогает защитить бронзу или латунь от агрессивного воздействия внешней среды.

Бронза с течением времени, как правило, теряет свой естественный блеск, становится тусклой и тёмной, не редкость и появление зеленоватого налёта . Проблемой в реставрации, особенно антикварных изделий из этого металла, является удаление продуктов коррозии с поверхности, сохраняя при этом нетронутым первоначальный налёт (патину). Бронза является результатом сплава меди, олова и свинца.

Восстановление бронзовых изделий

Со временем на поверхности образуется коррозийный слой, который называют «патина». Слой гладкий, если он здоров и стабилен. Если он порошкообразной губчатой структуры и содержит коррозионные агенты влаги в прямом и постоянном контакте с металлом, то первое восстановление состоит в удалении периферийного слоя патины как из технических, так и эстетических соображений.

Для этой цели необходимо использовать следующие инструменты:

  • микро-сверла;
  • вибро-гравёры;
  • скальпели;
  • скребки и т. д.

Затем металл очищается деминерализованной водой с добавлением нейтрального моющего средства. После этого надо приступить к затирке. Антикоррозийная обработка изделия выполняется чистым спиртом.

Вторая процедура предусматривает использование двухкомпонентных смол. Они усилены за счёт использования синтетических волокон, пригодных для расширения металла. Кроме этого, метод обеспечивает отличные результаты.

Способы самостоятельно почистить бронзу

Конечно, все эти процедуры выполняются специалистом и в основном по отношению к антиквариату. Но если у вас есть предметы из бронзы или латуни, не представляющие большой художественной ценности , то вы и сами можете в домашних условиях произвести их очистку.

Чем отмыть с рук и одежды силиконовый герметик

Почистить бронзу можно без использования химических веществ, которые являются токсичными и загрязняют окружающую среду. Существуют различные традиционные методы, передаваемые из поколения в поколение. Бронзу можно мыть тёплой мыльной водой. Потом её хорошо чистят мягкой щетиной, ополаскивают, высушивают, а затем полируют шерстяной тканью.

Если объект зачернён, то можно для промывки использовать смесь из 1 л воды, мыла и 1 столовой ложки денатурированного спирта. Затем промыть, обсушить и полировать.

Для устранения окисления применяется смесь воды и лимонного сока. Для очистки зеленой патины эффективна смесь воды, аммиака и уксуса в равных долях. Чистку надо проводить мягкой зубной щёткой. Бронзу можно натереть маслом , после чего тщательно промыть в мыльной воде, а затем протереть шерстяной тканью или замшей. Тщательная промывка, сушка и полировка изделий всегда необходимы после очистки вышеперечисленными методами.

Рецепт домашнего средства

Изделия и элементы из бронзы и латуни, такие как люстра, отделка окон, дверей, ручки мебели, когда-то были очень распространены и популярны и теперь возвращаются снова.

Как самостоятельно и эффективно при низких затратах очистить люстру, петли, ручки и дверные ручки? Для приготовления домашнего средства для чистки бронзы и латуни, нам понадобятся:

  • мука;
  • белый уксус;
  • соль;
  • стеклянная или пластиковая чаша;
  • деревянная ложка.

В большой миске смешайте 2/3 чашки белого уксуса с 2/3 стакана ячменной муки. Перемешайте компоненты, а после получения консистенции добавьте полстакана соли и перемешайте до однородного состояния. Затем деревянной ложкой ложку нанесите смесь на изделие. Смесь должна быть вязкой и густой (если она слишком жидкая, добавьте муку и снова перемешайте).

Как почистить силиконовый чехол для телефона

Если изделия небольшого размера, вы можно опустить их в миску со смесью на несколько часов. После истечения этого времени грязь и характерные элементы зеленоватых налётов отойдут от бронзы на смесь. После этого тщательно промойте очищенные компоненты в проточной воде. Можно мыть губкой, которая поможет удалить осадок из самых упорных фрагментов. После сушки просто протрите бронзу или латунь хлопчатобумажной тканью.

Если бронзовая деталь постоянно прикреплена к поверхности предмета мебели, очистка должна проводиться со всеми необходимыми мерами предосторожности в отношении непосредственной близости от поверхности деревянной мебели. Перед очисткой готовят картонные шаблоны, которые закроют поверхность мебели. В результате ни один из препаратов, который будет чистить бронзу, не повредит структуру древесины и полировку мебели.

Старая грязь с бронзовых деталей может быть легко удалена с помощью ватного тампона, смоченного спиртом. Это самый простой и щадящий метод очистки для применения бронзы. Риск повредить элемент с помощью этого метода очистки практически сведён к нулю .

Лимонный сок и аммиак

Для того чтобы вернуть бронзе лоск, его надо почистить с помощью мягких зубных щёток, которые пропитаны соком свежевыжатого лимона. Затем промыть, высушить и отполировать бронзу мягкой тканью.

Реставрация зданий. Данная страничка предназначена строительно-реставрационным организациям, собственникам зданий – памятников истории и архитектуры, всем тем, кому небезразличны внешний вид и техническая сохранность исторических зданий и сооружений. В наших мастерских мы профессионально изготовим по Вашему индивидуальному заказу лепные изделия из гипса и бетона, фасадную лепнину из фибробетона, деревянные лестницы из дуба и других ценных пород дерева, дубовые окна и двери, изделия из бронзы и латуни, дверные и оконные ручки, латунные шпингалеты, дверные латунные петли, люстры, бра, хоросы, паникадила из бронзы и латуни, кованые изделия.

Предлагаем выполнить работы по росписи потолка и стен.

Первое с чем приходится сталкиваться при изготовлении лепнины, это изготовление модели. Модель может быть изготовлена из разных материалов.
Если количество требуемых лепных изделий невелико, а поверхность изделия не требует идеального качества проработки деталей, где нет ограничений по шероховатости поверхности,
а для их изготовления достаточно изготовить одну рабочую форму, то модель может быть изготовлена в скульптурном пластилине. Такая модель дешевле других, но
снять с нее несколько рабочих форм вряд ли удастся, так как пластилин слишком мягок и подвержен деформации. Для получения более прочной модели есть несколько способов, вот один из них.
Способ первый начинается так, как описано выше, с той лишь разницей, что вместо рабочей формы, с пластилиновой модели снимается предварительная форма, чаще всего изготавливаемая из виксинта. В полученную виксинтовую форму заливается гипс, после чего гипсовая отливка вновь попадает в руки художника-скульптора на детальную доработку. В отличие от пластилиновой, поверхность гипсовой модели можно сделать практически идеально гладкой. В гипсе можно вырезать такие тонкие детали, какие вывести на пластилине возможно с гораздо большими временными и трудовыми затратами. С готовой гипсовой модели изготавливается необходимое количество рабочих форм. В процессе работы над изготовлением модели художник обязан помнить, что при каждом изготовлении формы происходит усадка вновь получаемой модели на 2-3 процента от первоначальной. Плюс в таком методе изготовления в том, что по предварительной форме можно отлить несколько гипсовых изделий, которые скульптор может использовать как заготовки для компиляции подобных изделий, различающихся деталями, экономя при этом на первой стадии изготовления. Минус в том, что гипсовая модель хрупкая, боится падений, механических воздействий и повышенной влажности. При соблюдении технологии хранения гипсовая модель может храниться десятилетиями, по ней возможно изготовить необходимое количество рабочих форм для изготовления лепнины тогда, когда этого потребует производственная необходимость. На производстве длительному хранению подлежат именно мастер-модели, а не готовые рабочие формы, так как формы занимают слишком много места, при этом формы от длительного хранения приходят в негодность и с ними становится невозможно работать.
Существует несколько способов изготовления лепнины из гипса и бетона. Самый распространенный это метод прямой заливки в рабочую форму. При таком способе изготовления лепных изделий в рабочую форму заливают раствор бетона, или разведенный гипс. Для придания прочности лепным изделиям, изготовленным подобным образом, в заливаемый материал могут быть вмонтированы элементы арматуры из стали, цветных металлов, капроновая сетка, стеклоткань или другие. В случае с гипсовой лепниной, предназначенной для установки внутри помещений, с успехом может применяться дерево.
На нашем производстве в основном применяется метод напыления стеклофибробетона. Первоначальный этап изготовления лепнины таким способом ничем не отличается от описанного выше. Та же модель, те же рабочие формы. Но бетон не заливается в форму из емкости, а напыляется с помощью современного оборудования в форму как из краскопульта. При этом в аппарате распыления бетон смешивается с частичками стеклянной нити, называемой стеклофиброй, которая в свою очередь образует стойкие химические связи. Таким образом достигается повышение плотности бетона, повышение прочности готового изделия до 30-ти процентов. Толщина слоя напыляемого фибробетона редко бывает более двух сантиметров. В этом просто нет необходимости, так как прочность получаемой лепнины высокая, а малый вес изделия положительно влияет при установке. В процессе послойного напыления, после первых нескольких миллиметров бетона, в форму могут быть вложены различные закладные изделия: резьбовые шпильки, проушины и так далее, изготовленные из нержавеющей стали, или цветного металла. При необходимости в крупных изделиях изготавливаются ребра жесткости, что дает дополнительную прочность.
Часто в оформлении частных домов требуется изготовление гипсового лепного декора повышенной прочности. Это необходимо тогда, когда гипсовая лепнина устанавливается не на потолке, а в местах возможного физического контакта: дверные и оконные проемы, арочные ниши, стены. В таком случае мы предлагаем изготовление упрочненного гипсового лепного декора. Такая лепнина дороже традиционной гипсовой лепнины, но она способна испытывать гораздо большие механические воздействия и нагрузки. Достигается это тем, что гипс затворяется не просто водой, а смесью воды с молоком. С одной стороны подобная смесь значительно повышает твердость и прочность выстоявшегося изделия, с другой увеличивает жизнедеятельность разведенного гипса в несколько раз. Такой гипсовый состав уже возможно напылять точно так же, как и бетон, с применением стеклянной фибры, что в свою очередь дополнительно повышает прочность гипсового изделия.

Реставрация бронзовых изделий – неотъемлемая часть ухода за предметами декора такого рода, так как бронза не терпит влагу и часто под ее воздействием подвергается коррозии и ржавеет. Специалисты советуют не злоупотреблять веществами химического происхождения и тщательнее следить за вещами, для этого нужно просто периодически протирать их от пыли с помощью влажной мягкой тряпки, а затем сразу вытирать насухо.

Реставрация бронзовых изделий – неотъемлемая часть ухода за предметами декора такого рода

Чистка бронзы от ржавчины

Обычный горох-нут способен очистить бронзу от ржавчины. Придать изделиям прежний вид с помощью этого пищевого продукта можно двумя способами:

  1. Небольшое количество гороха нужно отварить почти до готовности, затем остудить и растереть до кашицеобразного состояния. Полученное средство нанести на пораженные коррозией участки и оставить на некоторое время. После того как гороховая кашица полностью высохнет, металл нужно промыть в горячей воде и вытереть насухо. Чистить с помощью гороха можно и изделие из бронзы, засиженное мухами.
  2. Горох нужно проварить до мягкости, затем прямо в этой емкости и бульоне, который остался после приготовления, измельчить при помощи блендера, поместить в полученную пасту бронзу и кипятить ее 2-3 часа на медленном огне. По истечении назначенного срока изделие нужно вынуть и тщательно промыть теплой водой.

Важно помнить о том, что многократное применение какой-либо чистящей пасты или химикатов для обработки бронзы может привести к потере изделием своего естественного глянца и блеска, поэтому нужно бережно относиться к вещам такого рода.

Как происходит реставрация и цены с разъяснениями на каждый вид работ.

Вы можете заказать не полный цикл работ.

1 этап

Обращение и оценка работ по реставрации осветительного прибора

Определение списка работ

Подписание договора

Оплата от 50% (аванс зависит от степени материалоемкости работ)

2 этап

Забор предмета или проведение работ по месту

3 этап

Разбор предмета реставрации

Цена от 500 руб.

Обработка металла каркаса

Легкая чистка металла

Химическая чистка металла

Полировка и чистка

С помощью специальных средств очищается поверхность металла от загрязнения, не нарушает имеющееся лаковое покрытие металла.

Цена от 700 руб.

Применяется в основном на металле с коррозийными признаками (пятна, мутная бронза, медь и латунь, патина черная, синяя и зеленая). Эффект закрепляется лаком.

Цена от 3500 руб.

(зависит от объ ема, здесь пример люстры на 3 лампы)

Придает блеск «нового» изделия

Эффект закрепляется лаком.

Цена от 15000 руб.

(зависит от резьбы на металле- чем больше, тем дороже)



Реставрация, восстановление или поиск утраченных или поврежденных элементов каркаса (цепи, трубки, чашечки, колокольчики и т.д.) Цена за единицу обсуждается, зависит: новое, имитация, старинная.

Окраска металла, если есть такая необходимость. Золото, серебро, бронза, медь, хром или любой цвет RAL.

Цена от 1000 руб. за 1 рожек (3 рожка в люстре 3000 руб., так же зависит от объема покраски, цвета, сложности конструкции, эффектов которые хотите достичь. Тут цена указана за обычную люстру под золото или серебро)

Патинация предмета, если есть такая необходимость. Черная, коричневая, синяя или зеленая патина. (состаривание предмета).

Цена от 500 руб.

Золочение, серебрение или меднение (поталь или сусальное серебро или золото)

Цена: поталь от 250 руб./дм. , сусалка от 1400 руб./дм. (это без материалов, только работа)

Замена проводов в люстре или светильнике и сборка

В работе используются провода:

Ретро-провод (в тканевой оплетке)

Обычныый белый провод

Окрашенный провод под цвет металла каркаса

Цена за замену провода от 300 руб. 1 рожек. (смотрим по предмету)

В работе могут возникать сложности с прокладкой провода (забился желоб), в таких случаях есть два варианта решения этой задачи: сверление отверстий для прочистки или прокладка провода поверху.

Патроны:

Италия (для «оплавленной свечи»

С керамической сердцевиной

Чистка и реставрация старых патронов

Цена от 450 руб.

Работа с хрусталем, колпачками «оплавленная свеча», плафонами и абажурами

Хрусталь

Колпачки

«оплавленная свеча»

Плафоны и абажуры

Чистка

Подбор недостающих элементов

Замена крепежей

Полная замена хрусталя для изменения архитектуры и дизайна люстры или светильника.

Цена за работу с хрусталем варьируется от его количества и необходимых работ

От 1500 руб.

Покупка пластиковых аналогов

Цена от 120 руб.

Металлические окрашенные

Цена от 750руб.

Подбор плафонов и абажуров

Склейка редких плафонов

Восстановление старинных абажуров

Цену определяем по предмету




4 этап

Полная сборка предмета и передача заказчику по акту.

Наши работы







Все мы любим предметы старины. Но не все помнят, что за ними нужен специальный уход и забота, что бы эти предметы продолжали радовать глаз.

Наша компания предлагает услуги по реставрации старых медных, бронзовых и других предметов быта.

Мы поменяем проводку в вашей люстре, реставрируем на ней позолоту, вдохнем новую жизнь и она по прежнему будет радовать глаз и служить предметом гордости своего хозяина. Для Вас наши специалисты почистят люстры, канделябры, фамильное серебро.

Также мы сможем предоставить Вам услуги по комплексному обслуживанию вашей старинной люстры,бра или фамильного серебра. Мы наводим блеск специальным составом, который так же Вы можете приобрести у нас. Стоимость этого состава 500руб. И вы можете самостоятельно производить очистку серебра, меди, бронзы, золота своими силами. Доставку мы производим в пределах МКАДа, доставка будет стоять 200руб. За МКАД по договоренности. Так же Вы можете воспользоваться нашими советами по реставрации.

Названные предметы лучше всего очищаются водой, в которой варились горох, бобы или чечевица. Вследствие обилия щелочей, содержащиеся в такой воде, вся грязь прекрасно отчищается щеточкой. После очистки достаточно предметы сполоснуть прохладной водой и вытереть досуха чистым полотенцем.

Чистка бронзовых предметов:

  • Для чистки бронзы успешно применяется тестообразная масса из порошка цикория с водой. Бронзовые изделия натирают с помощью щетки этой смесью, после чего обмывают водой и обсушивают.
  • Запыленные и засиженные мухами бронзовые изделия развинчивают на части, кладут в котел с растворенным желтым горохом, заливают холодной водой и ставят на огонь. Бронзу кипятят в горохе несколько часов, после чего вещь промывают мягкой щеточкой в теплой воде, чтобы удалить частицы гороха, затем раскладывают для просушки и протирают суконкой с мелом.
  • Позолоченные бронзовые вещи, предназначенные для чистки, предварительно очищают от пыли и пятен (например, стеарина) горячим раствором едкого калия или натра в воде. Затем наносят кисточкой смесь из воды, азотной кислоты и сернокислого алюминия (Правильно соблюдайте пропорцию! 30:8:1). Сушить вычищенные вещи следует на солнце или у горячей печи. Надо очень осторожно работать с обеими жидкостями, стараясь не облить одежду и руки.
  • Бронзу от ржавчины чистят так. Варят желтый горох. Растирают его до получения густого теста и в еще теплом состоянии облепляют им бронзовую вещь. Через несколько часов, когда гороховое тесто сожмется бронзу вымывают начисто кипятком, подчищая щеточкой и насухо вытирают чистой салфеткой.
  • Потускневшие латунные или алюминиевые поверхности можно легко обновить, если протереть их резинкой для стирания чернил.
  • Чтобы удалить черноту и зелень, поверхность медного или латунного изделия протирают тампоном, смоченным в нашатырном спирте (водном растворе аммиака, а потом ополаскивают металл теплым мыльным раствором. Аммиак NH3 реагирует с соединениями меди, которые дают черный и зеленый налет, с образованием хорошо растворимого в воде аммиачного комплекса состава.
  • Еще в одном старинном способе чистки меди, бронзы и латуни используется раствор 1 столовой ложки поваренной соли в 1 стакане молочной сыворотки. Этим раствором пропитывают суконную или фланелевую тряпочку, которой чистят изделие.

Если вы хотите, сохранить изделия из фамильного серебра, и чтобы они всегда были красивы, промойте сначала их поверхность теплой водой с мылом, чтобы удалить жировую пленку, и еще теплую поверхность смажьте тампоном, смоченным крепким раствором гипосульфита (тиосульфата) натрия (1 г в 3 мл воды). Даже сильно потемневшая поверхность серебряного предмета через несколько секунд станет светлой. Затем ополаскивают только что обработанную поверхность водой и насухо вытирают.

Иногда при долгом хранении серебро становится совсем черным; это означает, что на его поверхности образовался слой сульфида серебра. Можно отчистить этот слой порошком для чистки посуды, содержащим достаточно тонкий абразивный материал (вроде порошкообразного оксида алюминия). Другой способ удаления сульфидной пленки с поверхности серебра состоит в обработке изделия кислым раствором тиомочевины (тиокарбамида), приготовленным из расчета 16 г тиомочевины и 1 мл концентрированной соляной кислоты на 200 мл воды. Тиокарбамид образует с серебром очень прочные растворимые комплексные соединения, и чернота исчезает.

И все же легче сберечь серебро чистым, чем удалять черноту. Надо сразу же после каждого использования серебряных столовых приборов вымыть их горячим раствором питьевой соды (50 г на 1 л воды), затем ополоснуть горячей водой и насухо вытереть. Для длительного хранения фамильное серебро лучше всего плотно упаковать в алюминиевую фольгу: это предохранит металл от почернения.

Серебряные ложки всегда будут чистыми и блестящими, если на тотчас после употребления мыть в кипящей воде, к которой прибавлено небольшое количество соды, и обливать чистой горячей водой, после чего насухо протирать мягким полотенцем. Один раз в неделю следует мыть ложки в мыльной воде с небольшим количеством нашатырного спирта. Благодаря этому даже совершенно потускневшая ложка приобретает блеск и выглядит совсем как новая.

Чистка никеля.

Никелевые предметы, подлежащие чистке, смачиваются сперва 2-3 раза смесью из 50 спирта (или водки) и 1 серной кислоты, затем их споласкивают водой и, смыв спиртом (или водкой), вытирают тонкой полотняной тряпкой.

Ржавчина на никеле удаляется следующим образом: вымазать предмет каким-нибудь жиром и оставить так на несколько дней, затем тщательно вытереть нашатырным спиртом. Если ржавчина проникла глубоко, можно вместо нашатырного спирта взять разведенной соляной кислоты, которую однако, оставляют на металле не более минуты. Затем предмет вымывают водой и полируют мелом и крокусом.

Если слой никеля покрылся голубоватым налетом, то его промывают смесью из спирта с серной кислотой в равных частях по объему. Промывание длится всего несколько секунд, затем предмет моют водою со спиртом и вытирают досуха.

Чистка цинка.

Цинковые вещи очищаются прекрасно раствором 1 соляной кислоты в 2 воды. Этот раствор растирают щеточкой по очищаемому предмету, пока грязь не отстанет. Затем, когда предмет еще не высох, слегка смазывают его деревянным маслом и натирают с помощью суконки мелкоистолченным мелом до получения блеска.

Чистка меди.

а) Предметы из полированной меди вытирают сначала мягкой тряпкой, смоченной в керосине, затем чистят шерстяной тряпкой с порошком мела или венской извести. Сильно запущенным медным предметам возвращают блеск, вытирая предмет тряпкой, смоченной разбавленной соляной кислотой.

б) Смешивают 1 щавелевой кислоты, 25 красной окиси железа, 20 трепела, 60 пальмового масла, 4 парафина Получается паста, которой прекрасно чистят вещи из меди и латуни.

в) Красная окись железа (Caput mortuum) в виде нежного красного порошка для чистки предметов из меди и латуни получается нагреванием железного купороса до тех пор, пока он не распадется в белый порошок. Этот последний накаливают затем в тигле, причем получается нежный красный порошок окиси железа.

г) Смешивают прозрачный порошок железного купороса с таким же раствором щавелевокислого калия. Образующийся желтый осадок промывают, высушивают и накаливают, как сказано выше. д) Смешивают 9 неочищенной олеиновой кислоты с 1 керосина, который можно окрасить алканнином или настаиванием с алканным корнем.

Чистка стали.

Простым и хорошим составом для этой цели может служить смесь парафина с нефтью. В склянку на 20 нефти прибавляют 1 парафина, тщательно взбалтывают до полного распущения парафина и, вытерев предварительно предмет, подлежащий очистке, покрывают помощью кисти означенной смесью; затем оставляют на 10-12 часов на месте, предохраняя от пыли, после чего предмет протирается сухой шерстяной тряпкой.