Ребенок слышит но не говорит 3 года. Ребёнок не разговаривает в три года: когда стоит беспокоиться и что делать

Статья даст определение такому понятию как задержка речевого развития и подскажет методы устранения данной проблемы.

Прежде, чем вы начнете беспокоиться и искать симптомы задержки речевого развития (ЗРР) у своего малыша, примите во внимание следующее: речевое развитие ребенка достаточно индивидуальный процесс.

Если трехлетний ребенок вашей приятельницы рассказывает на память стихи, а ваш малыш молчит - это не повод бить тревогу. Это повод внимательнее присмотреться к своему малышу и его поведению. Кроме того, малышу придется пройти медицинское обследование и, скорее всего, изменить привычный досуг.

Не забывайте, понятие «речи» у специалистов и среднестатистических родителей разное! Специалисты различают пассивную и активную фазу речи, тогда как для родителей речь - это навык говорения. Если с пассивной фазой речи у ребенка все хорошо, значит, нужно набраться терпения и немного подождать.

А теперь о причинах ЗЗР. Они носят биологический и социальный характер.

Биологические:

  • Наличие минимальной мозговой дисфункции (ММД). Это весьма популярный нынче диагноз, который не входит в Международный классификатор болезней. В переводе на обычный язык диагноз означает, что существует определенное сочетание симптомов, свидетельствующих о том, что головной мозг выполняет свою работу немножко не так, как написано в умных медицинских книгах. Причинами ММД могут быть: проблемная беременность и тяжелые роды, частые болезни в младенческом возрасте с их тяжелым течением, осложнения после прививок, черепно-мозговые травмы.
  • Тугоухость.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Наличие ДЦП, раннего аутизма, синдрома Дауна, синдрома гиперактивности.

Важно: Доказано, что современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники 20 лет тому назад. Объяснение достаточно банальное: современные дети слишком поздно переходят на твердую пищу. Помните: жевание самая лучшая зарядка для мышц речевого аппарата!

Социальные/педагогические:

  • Неблагоприятная социальная среда. Увы, но в данном случае речь идет о дефиците общения, которое наблюдается, в том числе, и у детей из благополучных семей.
  • Эмоциональные стрессы.
  • Билингвизм.
  • Гиперопека.
  • Чрезмерно информированная среда.

Задержка речевого развития у детей 3-3,5 лет: медикаментозное лечение

Важно: любое самолечение опасно! Заниматься медикаментозным лечением ребенка без предписаний специалиста - преступление!

Если ваш малыш не разговаривает, и нет положительной динамики в его развитии, значит стоит обратиться к группе специалистов. Обязательно проконсультируйтесь с

  • педиатром, наблюдающим ребенка с рождения,
  • детским неврологом,
  • детским отоларингологом,
  • логопедом,
  • иногда нужна консультация детского психолога и психиатра.

Только после консультации может быть назначен общий комплекс методов по преодолению ЗРР, в который входит и медикаментозное лечение.

Как правило, для медикаментозного лечения используются препараты, активно питающие нейроны головного мозга и участвующие в создании новых нейронных связей. Кроме того, в этот комплекс может входить препарат, активирующий работу речевых центров головного мозга человека. В некоторых назначениях могут присутствовать йодосодержащие лекарственные средства.

Чаще всего используются следующие препараты:

  • глицин,
  • когитум,
  • кортексин,
  • мильгамма,
  • пантогам,
  • семакс,
  • тонотен,
  • фенибут,
  • церебролизин,
  • церепро,
  • энцефабол.

Важно: Дозировку и длительность курса назначает лечащий врач!

Кроме медикаментозного лечения обязательно назначается комплекс коррекционно-развивающих занятий, включающий

  • расширение понятийного аппарата,
  • разработку крупной и мелкой моторики,
  • предметно-сенсорную терапию,
  • музыкотерапию,
  • массаж, в т.ч. пальчиковый,
  • зарядка, в т.ч. пальчиковая,
  • логоритмику,
  • арттерапию,
  • артикуляционную гимнастику.

Как научить разговаривать ребенка в 3 года: упражнения

Вы будете удивлены, но даже обычную прогулку можно превратить в занимательное упражнение, поскольку развивают речь не карточка Домана или модная игрушка, а общение со взрослым человеком.

1. Выразительно комментируйте все, что делает ребенок. Например, ребенок открывает дверь. Взрослый внятно говорит: «(Имя ребенка), открывает дверь!» и т.д. Особенно хорошо это делать во время прогулки. Ведь так можно не только называть предмет, но и озвучивать его. Например: «Смотри, это кошка. Кошка рыжего цвета. Кошка говорит «мяу»!» и т.д.

2. По возможности, озвучивайте все действия малыша: упал - «бу-бух», идет - «топ-топ», хлопает в ладоши - «хлоп-хлоп», ложиться спать - «баю-бай».

Оба упражнения нужно начинать делать как можно раньше.

3. Замечательный вариант веселого занятия: утренняя зарядка в сопровождении веселых стишков.

4. Обязательно выучите и проговаривайте веселые песенки-потешки с повторяющимся окончанием. Например,

Малышечек вяки-вяки,

Поросенок хрюки-хрюки,

А теленок муки-муки,

Индюшок курлы-курлы.

5. Занимайтесь развитием фонематического слуха. Пример упражнений для развития фонематического слуха вы найдете ниже.



6. Дыхательные упражнения, которые вы вполне можете делать с ребенком самостоятельно: задувать свечи, надувать воздушный шарик, задувать ватный шарик в ворота, дуть через соломку в стакан с водой. Главная задача таких упражнений: научить ребенка вырабатывать воздушную струю необходимой силы и продолжительности.



7. Артикуляционная гимнастика призвана укрепить мышцы речевого аппарата ребенка. В качестве методического материала можно использовать специальный плакат со всем комплексом артикуляционных упражнений. Упражнения для такой гимнастики представлены в видео «Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений ».

Видео: Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений

Как научить разговаривать ребенка в 3 года: игры

Не забывайте о пластилине, рисовании ладошками и пальчиками, мозаике, тактильном лото и т.д. Кроме того, замечательно влияет на развитие речи пальчиковый кукольный театр, главными актерами в котором являются животные.



Совершенно не повредят крохе и сеансы пальчиковой гимнастики.



Как научить разговаривать ребенка в 3 года: развивающие занятия

Высокую оценку специалистов, работающих с различными дефектами речи, получили разработки отца и дочери Железновых. Музыкальные материалы Железновых часто используются на занятиях логоритмикой. Множество материалов для проведения занятий находится в свободном доступе на тематических сайтах.



Ребенок в 3, 3,5 года не разговаривает — что делать: Комаровский

В конце статьи вы можете ознакомится с видеоуроком Школы доктора Комаровского, отвечающим на основные вопросы родителей относительно задержки речевого развития ребенка.

Видео: ШДК: Как помочь ребенку научиться разговаривать? Энтеросорбенты — Доктор Комаровский

Малыш не желает разговаривать, хотя ему уже три года. Он четко произносит разве что два-три слова, при этом все понимает, выполняет нужные действия. Не является ли все это задержкой развития? Или нужно считать отклонением такие проявления: молчание, отказ идти на контакт при гиперактивном поведении? Разберемся, как научить ребенка говорить в 3 года и к чему нужно готовиться.

Задержка речевого развития проявляется в разном возрасте, но ярче всего - как раз около трех лет. Мысль о том, что у малыша могут быть отклонения не только в речи, но и в состоянии здоровья, естественно, беспокоит родителей. Ведь его сверстники уже могут составлять целые предложения - что идет не так? В решении проблемы стоит заручиться поддержкой специалистов. И, конечно, помнить, что единого календарного срока, когда дети «должны» начинать говорить, не существует.

Как формируется речь

Речь усложняется постепенно: от первого выразительного крика до «гуления» и лепета, от первых слов до высказываний. В период от года до двух лет появляются коротенькие предложения, обычно бытового характера. А с двух до трех лет малыш начинает усваивать, как общаться с окружающими людьми. Именно родители становятся главными в этом процессе, хотя иногда требуется консультация логопеда, невропатолога, дефектолога. Как результат - либо вы будете работать с ребенком самостоятельно, соблюдая рекомендации, либо врач будет постоянно наблюдать его и лично проводить соответствующие мероприятия.

Речь - настолько сложный процесс, тесно связанный с мышлением, памятью, способностью выполнять действия, что будет большой ошибкой пустить его на самотек. Врачи убеждены: если ребенок не говорит в 3 года - это родительское упущение. Заблуждаются те, кто считает, что чадо «еще разговорится» - это может произойти только при условии, что его научат.

В идеале приучать малыша к родному языку лучше до рождения, ведь он реагирует на звуки уже во второй трети маминой беременности. На этом этапе благотворное влияние оказывают песенки и приятная музыка, чтение вслух, а также обычные, но обязательно личностно направленные «беседы».

Почему ребенок в 3 года не разговаривает? Есть факторы, влияющие на развитие речи внутриутробно и после рождения:

  • характер протекания беременности;
  • особенности процесса родов - стремительные или преждевременные роды, гипоксия (нехватка воздуха) или асфиксия (удушье) и т. д.;
  • заболевания, перенесенные в возрасте до года.

Если при обследовании обнаружены отклонения, но вы готовы следовать предписаниям врачей, - все можно исправить, просто потребуется больше времени, усилий, терпения. Последнее особенно важно: ведь ребенок может не говорить в три года даже в том случае, когда для общения, казалось бы, созданы все условия.

Есть и вполне обыденные, не физиологические, а внешние причины задержки речи. Они могут быть связаны с изменением уклада жизни (например, переезд) - привыкая к новым обстоятельствам, дети как бы откладывают говорение на потом. «Торможение» происходит и тогда, когда родители мало времени проводят с ребятишками или оставляют их «на попечение» телевизора, электронных игрушек и устройств.

Определяем задержку развития речи

Есть довольно ранние сигналы о том, что дети могут испытывать трудности с общением. Первые слова появляются вовремя (до года), но только слоговые или лепетные, количество их - всего 10-15. Иногда первые слова дети произносят позже года или ближе к двум годам.

Помимо молчания, выделяют основные признаки задержки формирования речи, которые могут возникать по отдельности или в совокупности:

  • активность, непоседливость;
  • раздражительность или истеричность;
  • неразборчивость высказываний;
  • быстрая или, наоборот, слишком «растянутая» речь;
  • непонимание простых рассказов, объяснений;
  • воспроизведение фраз из мультфильмов или книг при полной неспособности построить собственные предложения;
  • постоянное точное копирование услышанного от взрослых;
  • приоткрытый рот и/или повышенное слюноотделение.

В норме у трехлетнего малыша должно быть в запасе от 150 до 200 слов. Но даже если в вашем случае так оно и есть, о задержке развития речи свидетельствует, например, привычка переставлять звуки или другое искажение слов, шепелявость, неспособность чувствовать ритм и запоминать простенькие стихи.

Не откладывайте момент консультации с врачом. Логопед, невролог, психолог найдут причину задержки речи и дадут важные советы.

Как обучить ребенка говорить правильно

Любая проблема имеет решение - важен позитивный настрой. Постепенно переходя от простого к сложному, можно справиться со всеми трудностями. Если вы намерены работать со специалистом, логопед разработает свою программу. Но врачи предлагают и несколько общих решений, подходящих для самостоятельных домашних занятий с малышами.

  • Откажитесь от языка жестов как основного. При этом не нужно всякий раз требовать от ребенка, который в 3 года не разговаривает, чтобы он выразил свои желания словами. Жесты уместны, например, при чтении книг: «Выросла репка большая-пребольшая!», к тому же они эмоционально раскрепощают. В других случаях предоставляйте выбор: «Что ты хочешь взять? Мишку или машинку?» Важно, чтобы предметы были знакомыми - тогда чадо сможет определиться, а со временем и ответить вам.
  • Проговаривайте действия. Вы сообщаете - малыш слушает и делает. Или вы делаете что-то вместе. «Мы идем гулять. Давай наденем голубую панамку, на улице жарко».
  • Разнообразьте собственные фразы. Не произносите несколько раз одно и то же слово и не требуйте повторений. Однажды вы услышите ответ - главное не торопить. Даже кивок или неопределенный звук в ответ - это тоже диалог.
  • Стимулируйте общение. Задавайте простые вопросы - поощряйте называние предметов, о которых вы спрашиваете, а в случае затруднений подскажите. Читая простые, знакомые стихи или сказку, неожиданно «забудьте» целую фразу или ее окончание: рано или поздно маленький слушатель захочет вас поправить. Будьте внимательны к тому, что он пытается сказать, переспрашивайте и поддакивайте - так он сможет больше вам сообщить. Иногда осторожно поправляйте.

Полезно вести дневник, в котором вы будете отмечать успехи на занятиях - тогда прогресс будет очевиден.

Это то, что касается речи. Но нужно учесть и другие факторы. Например, способность работать с мелкими предметами благотворно влияет на мышление, а следовательно, и на способность общаться. И еще есть моменты, которых лучше избегать, если ребенок в три года плохо говорит.

  • «Да» мелкой моторике. Дайте малышу откручивать крышку у баночки, переливать воду, учите правильно держать карандаш, ложку, занимайтесь с ним лепкой. Пусть предметы будут разными по фактуре и форме: гладкими, шершавыми, ребристыми, круглыми и т. д. А на ходу выбирайте предметы одной формы, цвета, размера или назначения и объясняйте, что у них общего. «Чашка и стакан - из них можно пить».
  • «Нет» телевизору. Можно проводить перед экраном не более 10-20 минут в день. Замените телевизор полезными играми, развивающими (не электронными!) игрушками - мозаиками, конструкторами, кубиками.

Заниматься нужно ежедневно, начиная от 15 минут, постепенно увеличивая время обучающей игры примерно до 40 минут. Всегда добивайтесь понимания, а не механического повторения услышанного. Конечно, очень важно играть и разговаривать не только в семейном кругу, но и со сверстниками и более старшими детьми. Научить ребенка говорить в 3 года - вполне посильная задача, если вы принимаете ситуацию, делаете все, что от вас зависит, и верите в успех.

Как понять, что малыш «заговорил»? Внимательно слушайте. При появлении понятной многословной фразы можно вздохнуть с облегчением, но не забрасывать полезные и увлекательные занятия! Тогда и в будущем ваш ребенок порадует живым умом и замечательной памятью, он будет способен к плодотворному общению и быстрому обучению, сможет стать ответственным и сознательно принимать решения.

Распечатать

Первые фразы ребёнка становятся запоминающимися моментами в жизни. Помимо этого, развитие речи является подтверждением нормального психологического и физиологического развития малыша. Однако все чаще в нашем мире фиксируются случаи, когда ребята не овладевают умениями коммуникации даже до школьного возраста. Почему такое происходит? Что делать, в случае если малыш в три года не говорит? Мы дадим ответ на данные и прочие вопросы, затрагивающие опоздания речевого развития.

Механизм развития речи

Часто родители задают вопрос о том, в каком же возрасте детки начинают разговаривать? Процесс развития речи наступает практически с появления на свет и заканчивается приблизительно в 4 года, если ребёнок уже может произносить все звучания родимого языка, а, кроме того, составлять фразы и создавать складные предложения. Позднее происходит модернизация существующих коммуникативных умений и увеличение словарного запаса. В специальной литературе выделяют такие этапы развития речи:

Почему ребенок в 3 года не разговаривает?

Почему есть задержка в развитии речи у малыша? Причины такого состояния можно разбить на следующие категории:

  • физические (нарушение слуха, патологии артикуляционного аппарата, болезни ЦНС);
  • психологические;
  • недостатки обучения (педагогические).

Так, в случае если малыш в три года слабо разговаривает , необходимо провести исследование ребёнка на существование разных болезней. С целью установления факторов ЗРР имеются разные исследования и диагностические технологии, что применяют, опираясь на возраст деток и анамнез.

Ребёнок не говорит в 3 года? Почему? Причины могут иметь также и психологический характер. Плохая ситуация в семье, частые размолвки, невежливое взаимодействие старших с ребёнком, наказания могут послужить причиной к тому, что ребёнок «замкнётся» в своём уютном мире. В этом случае потребность в коммуникации с окружающими у крохи уменьшится либо совершенно пропадёт. Неправильное развитие также может послужить причиной к этому, что малыш просто не будет нуждаться в общении.

Исполняя все желания ребёнка по первому призыву, не предоставляя малютке шанса лично постигать мир и высказывать собственное мнение, не в меру внимательные отец с матерью оказывают собственному чаду медвежью услугу . Ребята, пребывающие под чрезмерной опекой старших, не видят надобности в общении - ведь их и так хорошо понимают. Притом, чем старше малыш, тем труднее урегулировать сложившуюся проблему.

Что такое ЗРР?

Если ребенок 3 года не разговаривает , эксперты могут установить нерадостный диагноз - ЗРР (задержка речевого развития). Самостоятельно установить подобную проблему неосуществимо, так как для этого необходимо многокомпонентное исследование. Так, эксперты осуществят исследования и тесты для установления физиологических патологий, расценят объем словаря, выговаривание, реакции на внешние раздражители, обусловят психическое состояние крохи. При обнаружении каких-либо тяжёлых отклонений диагноз ЗРР медики могут установить даже годовалому малышу. Если в период обследования были доказаны ненормальные отличия в развитии малыша в таком случае эксперты информируют родителей о задержке психоречевого развития (ЗПР).

Когда необходимо бить тревогу?

Многие отец с матерью, если их ребенок не разговаривает в 3 года, поясняют это тем, что ближайшие родные крохи тоже поздно произнесли собственные первые фразы и «ничего, как-то выросли». К сожалению, такого рода случай говорит только лишь о том, что у ребёнка есть генетическая склонность к ЗРР . Необходимо помнить, что чем ранее начать коррекцию речи, тем выше успех такой работы.

Поэтому раннее выявление признаков и своевременное обращение к профессионалам может напрямую сказаться на последующей жизни ребёнка. В случае если малыш до 4 лет не разговаривает, факторами для призыва к доктору могут становиться следующие условия:

  • травма ребёнка (в том числе наследственная);
  • выявление признаков патологии ЦНС, генетических болезней;
  • недостаток у грудничка реакции на звучания, у полуторогодовалого ребёнка - словоподражания, у старших ребят - слов и складной речи.

К каким медицинским работникам обращаться?

Родители жалуются: «Ребёнку 3 годика - и он не разговаривает». Что же делать в таком случае? В первую очередь нужно установить причину состояния . Для этого понадобится прибегнуть к таким специалистам, как:

Основные способы устранения ЗРР

На сегодняшний день в нашем государстве задержку развития речи лечат при помощи разных способов. Например, это такие методы:

  • медицинский;
  • педагогический;
  • коррекционный.

Медицинский метод

При постановке ЗРР довольно часто назначается лекарственное лечение . Используют препараты для активации речи и полушарий мозга - «Кортексин», «Нейромультивит» и прочие. При обнаружении заболевания психики, назначаются медикаменты, исправляющие это положение. Также для возбуждения «речевых центров» доктор может назначить физиотерапию.

Педагогический метод

У отца с матерью появляется проблема о том, как обучить малыша говорить в 3 года? Можно употреблять педагогические способы устранения. В первую очередь необходимо уделить внимание процедурам для формирования мелкой моторики. Так как исследованиями была подтверждена связь между перемещениями пальцев рук и активацией головного мозга, что отвечают за разговор. В коррекционной работе используют много разных интересных игр, сориентированных на формирование мелких движений , к примеру, такие как:

К педагогическим способам, кроме упражнений для формирования мелкой моторики, причисляют следующие методы:

  • театрализованные выступления;
  • инсценировка сказок;
  • разучивание стихов, произведений фольклора;
  • составление повествований по сюжетным иллюстрациям и прочие.

Родители жалуются: «Ребёнку 3 года, слабо разговаривает. Что делать?» В этом случае педагогический способ является более действенными для решения такой трудности. Однако вот, если ребёнок говорит фразы себе под нос и плохо выговаривает звуки, то здесь понадобится профессиональная поддержка логопеда либо дефектолога.

К такой группе способов формирования речи причисляются логопедические и коррекционные занятия . Это намеренно разработанные мероприятия, нацеленные на предотвращение обнаруженного недостатка. Ведутся подобные занятия грамотными логопедами либо дефектологами. Отмеченные эксперты используют разные методики коррекции речи в связи от возраста, диагноза и уровня ЗРР, в частности, такие как:

Роль семьи в формировании речи малыша

Несмотря на разнообразие профессиональных способов, главную роль в формировании речи малыша играет обстановка в семье . Ежедневное взаимодействие родных взрослых с крохой, бесспорно, существенно повысит результативность специальных средств коррекции. Вот несколько простых советов для отца с матерью:

  1. Ещё до появления на свет крохи общайтесь с ним, пойте песенки, делитесь позитивными чувствами.
  2. Обучитесь внимательно обращаться к попыткам годовалого ребёнка высказывать собственные мысли словами, поддерживайте его.
  3. В случае если малыш в 3 года не разговаривает - рассказывайте ему в этом случае сами, описывайте все, что увидели, что делаете, чувствуете.
  4. Провоцируйте малыша к разговору в любых ситуациях.
  5. Установите такие домашние устои, как чтение сказки пред сном, разучивание прибауток в период умывания, проведение утренней гимнастики в стихах.
  6. Предлагайте ребенку игры для развития моторики.
  7. Никак не ограничивайте контакт малыша с иными ребятами.

Как обучить малыша говорить в 3 года?

Если малыш не разговаривает в 3 года - это не приговор, а причина подумать над факторами подобного состояния. При оперативной организации коррекционной работы, а, кроме того, подходящем воздействии семьи, ребёнок вполне может догнать собственных сверстников по степени речевого развития, становится активным коммуникативным соучастником социума. Полезные рекомендации:

Теперь вы знаете причины и способы решения трудности, в случае если дитя мало либо плохо говорит в 3 года. Непременно проконсультируйтесь у профессионалов, поменяете образ общения с дочкой и сыном. Терпение и любовь к малышу могут помочь поправить обстановку.

Родители должны внимательно наблюдать за развитием своего малыша с самого рождения: как он реагирует на близких, когда начал переворачиваться, сидеть гулить и так далее. И конечно, важным фактором нормального развития ребенка является его речь. Уже с периода новорожденности можно говорить о будущих проблемах нарушения речи, если ребенок, например, кричит слабо и монотонно. Если ребенок не разговаривает в 3 года причины такой проблемы могут быть самые разные.

Важно понять, насколько серьезным является нарушение у конкретного ребенка и разобраться, что делать родителям в данной ситуации.

Почему ребенок не разговаривает в 3 года? Каковы причины?

Среди множества причин речевых нарушений, можно выделить 5 основных:

  • Наследственные факторы
  • Различные патологии во время беременности
  • Родовые травмы
  • Перенесенные инфекционные заболевания в течение первых 3 лет жизни, вызвавшие осложнения
  • Неблагоприятные социально-психологические факторы
  • Данные причины могут проявляться как отдельно, так и в сочетании между собой. Теперь рассмотрим более подробно причины, вызывающие нарушения речи у малышей.

Медицинские причины проблем с речью у ребенка 3 лет

Как правило, медицинские причины проблем с речью у ребенка 3 лет связаны с нарушениями органов слуха, дефектами артикуляционного аппарата, патологиями центральной нервной системы и головного мозга.

Нарушение слуха

В раннем возрасте в связи с нарушением слуха ребенок не может понять смысл слов и правильно их воспроизвести. У ребенка страдает восприятие речи. Проблема может иметь разную степень выраженности. И важно определить в каком возрасте появилось нарушение слуха. Является ли это наследственной, врожденной или приобретенной патологией.

Наследственной тугоухости подвержены новорожденные, родители которых страдают нарушением слуха. Наследственная тугоухость зачастую проявляется вместе с другими заболеваниями глаз, почек, костно-мышечной, нервной, эндокринной системы и др.

Причины врожденного нарушения слуха:

  • Неблагоприятное течение беременности. Среди причин: резус-конфликт, сильный токсикоз, постоянная угроза выкидыша или преждевременных родов. Также прием антибиотиков, алкоголя или наркотических веществ.
  • Патологические роды. Внутричерепная травма, отслойка плаценты, кесарево сечение, преждевременные, стремительные, затяжные роды.

Причины приобретенного нарушения слуха:

  • Инфекция. Острые инфекционные заболевания, среди которых менингит, корь, свинка, коклюш могут привести к серьезному ухудшению слуха у ребенка. Если ребенок очень часто переносит ОРВИ, то у него могут возникнуть аденоиды, вследствие чего ребенок также начнет страдать тугоухостью.
  • Отит. Воспаление среднего уха — нередкое заболевание среди детей. Если лечение было начато с запозданием, то существует вероятность повреждения барабанной перепонки. Как следствие — нарушение слуха.
  • Акустическая шумовая травма. Вследствие кратковременного или длительного шумового воздействия у ребенка также может возникнуть тугоухость. Это, например, громкая музыка, выстрел, взрыв, фейерверк.
  • Серные пробки или другая грязь. Если у ребенка в ушах скопилась в большом количестве сера или какая-либо грязь, то после ее удаления слух полностью восстановится. Однако этим должен заниматься ЛОР-врач. Если Вы самостоятельно попытаетесь прочистить ушки малыша, то можете нанести ему травму, которая приведет к ухудшению слуха.


Диагностировать нарушение слуха у ребенка может лор-врач. Поэтому если у Вас появились подозрения на тугоухость у ребенка — обязательно обратитесь за консультацией к специалисту.

Алалия

Вследствие патологии беременности, травматичных, тяжелых родов или перенесенных заболеваний в первые 3 года жизни (воспаление головного мозга) у ребенка может быть недоразвита или полностью отсутствовать речь. При слабо выраженной алалии после коррекционной работы ребенок может учиться в обычной школе. Также алалия может быть ситуативной, когда в стрессовых ситуациях у ребенка нарушается речь. При тяжелых поражениях головного мозга, вызывающего полное отсутствие речи, ребенку присваивают инвалидность.

Ребенку с алалией требуется консультация врачей — отоларинголога, невролога, а также логопеда и психолога. Для выявления степени повреждения головного мозга и исключения тугоухости могут быть назначены различные обследования. Например, МРТ головного мозга, эхоэнцефалография, рентгенография черепа, аудиометрия, отоскопия и т.д.

Дислалия

При нормальном слухе и отсутствии дефектов артикуляционного аппарата у ребенка возникают различные дефекты звукопроизношения. Среди детей дислалия — достаточно распространенное явление. Например, в дошкольном возрасте она встречается у 25-50% детей. Существует несколько форм дислалии:

  • Механическая (органическая) — проблемы с речью связаны с неправильным строением речевого аппарата (высокое небо, короткая уздечка под языком, выдвинутая нижняя челюсть). Подобная проблема может быть связана с нарушениями в коре головного мозга из-за патологической беременности, наследственности. Также дислалия может являться приобретенной из-за неблагоприятных социальных факторов.
  • Физиологическая (функциональная) — нарушение не связано с органическими причинами. Возникает оно при недостаточном развитии артикуляции и проходит самостоятельно после 3-4 лет. В некоторых случаях проблема уходит после 5-6 лет.

Дислалия может быть простой или сложной. При простой дислалии ребенок неправильно произносит 1-4 звука, при сложной — более 4 звуков. Также различают мономорфную и полиморфную дислалию.

Мономорфную отличает неправильное произношение одной группы звуков. Например, только свистящие или только сонорные. Для полиморфной дислалии характерно неправильное произношение звуков из разных артикуляционных групп. Например, одновременно сонорных и свистящих.

Дизартрия

Нарушение характеризуется расстройством артикуляции, вследствии искаженной передачи импульсов от головного мозга. Возникает вследствии патологии центральной нервной системы из-за перенесенного инфекционного заболевания в период беременности, при родовых травмах. У ребенка с дизартрией наблюдается слабый или высокий тонус мышц речевого аппарата. Нарушения могут быть разнообразными, в зависимости от того, в каких отделах мозга возникла патология.

Тяжелая форма дизартрии диагностируется еще в младенчестве, поскольку она сопровождается ДЦП (детским церебральным параличом). При легкой форме дизартрии у ребенка наблюдается тремор подбородка, нарушение дыхания и укороченная подъязыковая уздечка. Слова произносятся четко по слогам или же неразборчиво. Ребенок может резко менять темп речи, переставлять местами слоги, путать звуки.

Ребенка при подозрении на дизартрию обследует невролог и логопед. Чтобы избавиться от данного нарушения требуется проведение коррекционной работы. Сюда входит использование медикаментозных препаратов (курсами), общий массаж, лечебная физкультура, физиолечение. С ребенком должен заниматься логопед. Он проводит артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Аутизм


Точно охарактеризовать аутизм достаточно сложно, поскольку он проявляется у всех детей по-разному. В целом, это неврологическое расстройство, для которого характерно нарушение поведения, социальных навыков, мышления, внимания, восприятия. Дети-аутисты стремятся к одиночеству, им не нужна социализация, общение. В связи с отсутствием такой потребности возникает нарушение речевого развития.

Ребенок-аутист может очень длительное время (до нескольких часов) совершать одни и те же действия, которые очень отдаленно напоминают игру. Например, перебирать бумажки, наливать и выливать воду, крутиться на стуле, пересыпать из одной емкости в другую крупу, песок и тд. Такая игра, как и тяга к предметам, не являющимся игрушками (посуда, провода, коробки, нитки и т.д.) может доходить до патологической одержимости.

Социально-психологические причины

Помимо медицинских нарушений, также большое влияние на неправильное формирование детской речи оказывают социально-психологические причины.


  • Отсутствие родителей в течение длительного периода. Для ребенка — это серьезная психологическая травма, которая проявляется апатией отсутствием интереса ко всему новому. Ребенок замыкается в себе и это отражается в речи, которая не развивается и становится очень однообразной.
  • Неблагоприятная обстановка в семье. Постоянные скандалы между родителями, множество запретов для малыша, жесткий тип воспитания приводят к тому, что ребенок замыкается в себе и у него пропадает желание говорить.
  • На фоне неблагоприятной атмосферы в семье психологические травмы.
  • “Сюсюкание” с ребенком. Неправильное произношение формируется, если члены семьи говорят нечетко, быстро, искажают произношение слов при общении с малышом или чрезмерно сюсюкают. Например, “холосий”, “вава”, “мафинка”и т.д.
  • Наличие нескольких языков при общении между членами семьи.
  • Недостаток общения с ребенком. В раннем возрасте словарный запас ребенка формируется на основе общения с близкими. Если родители мало общаются с малышом или не дают ему высказывать свои мысли, тогда у ребенка отсутствует мотивация к развитию речевых навыков. Не всегда общением обделен ребенок из асоциальной, неблагополучной семьи. На первый взгляд порядочные родители в силу своей занятости могут очень мало внимания уделять общению с малышом.

Что делать родителям, если ребенок в 3 года плохо говорит?

Если ребенок в 3 года плохо говорит или вообще не разговаривает, то проблему надо решать, не откладывая в долгий ящик. Что делать родителям? В первую очередь необходимо посетить педиатра. Поскольку именно педиатр решает, нужна ли ребенку консультация узких специалистов.


Если педиатр после общения с ребенком действительно выявит отклонения от нормы речевого развития, он даст направления к неврологу и отоларингологу. А также рекомендует обратиться за консультацией к логопеду и психологу. Только специалисты после тщательного обследования ребенка могут сделать выводы о том, насколько серьезное нарушение речи у него присутствует. На основании заключения они будут рекомендовать соответствующую коррекционную работу.

Если ребенок по достижении 3-летнего возраста получит путевку в детский сад, то при прохождении медицинской комиссии в обязательном порядке нужно посетить невролога и отоларинголога. На приеме у этих специалистов мама или папа должны высказать свои опасения по поводу нарушениях речи малыша. При поставленном медицинском диагнозе, ребенок с 4 или 5 лет может получить место в логопедической группе.

И помните, что каждый ребенок индивидуален и неповторим. Если малыш друзей или знакомых в 3 года отлично читает стихи, а Ваш непонятно лепечет, это не означает, что у него будут серьезные проблемы в садике и школе. В случае легких нарушений родители могут справиться с проблемой самостоятельно. Если нарушения серьезные, то без помощи специалистов обойтись не получится. Важно своевременно провести грамотную коррекционную работу. Потому что в большинстве случаев нарушения речи можно свести к минимуму или вовсе устранить. Тогда у ребенка сохраняется шанс на нормальную жизнь.

Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Именно в этот период можно успеть многое сделать, если у него имеются дефекты речи. Если ребёнок не говорит в 3 года - это признак большой назревающей проблемы, которую нужно решать в срочном порядке.

Почему этому отрезку детской жизни придаётся такое значение? К 3 годам созревают области головного мозга, ответственные за речь, дети овладевают основными грамматическими формами родного языка, его ритмикой и основными особенностями, они накапливают большой активный и пассивный словарь.

Если к трём годам не начать необходимую коррекционную работу, в дальнейшем для этого потребуется неизмеримо больше усилий. Как моральных, так и материальных.

По данным исследований в области детской физиологии, в период формирования функций центральной нервной системы они легко поддаются тренировке. Поскольку сензитивный (благоприятный) период для интенсивного развития головного мозга длится до 5 лет, именно сейчас для развития речи многое можно сделать.

Что должен говорить трёхлетий малыш

Если в 3 года ребёнок не говорит, это обстоятельство настораживает даже тех родителей, кто игнорировал подобное отставание в более раннем возрасте.

Норма развития детской речи в 3 года:

  • активный словарь (слова, употребляемые малышом) составляет от 250 до 1000;
  • знает и называет сколько ему лет, мальчик он или девочка, своё имя, фамилию;
  • начинает изменять, иногда с ошибками, слова в предложениях по родам, падежам и числам;
  • предложения, произносимые трёхлетним, состоят не менее чем из 3 слов;
  • малыш в состоянии выполнить многоступенчатую инструкцию типа «положи машинку в шкаф», «поставь конструктор на стол», «положи книги на тумбочку»;
  • в речи появилось большое количество прилагательных, местоимений, наречий;
  • понимает, что такое «один» и «много», пытаются считать предметы;
  • некоторые дети проговаривают то, что они видят или делают, когда играют или занимаются чем-то в одиночестве;
  • с интересом слушает доступные его пониманию литературные произведения, рассматривает картинки в детских книжках, запоминает понравившиеся стихотворения и сказки и с удовольствием их рассказывает близким людям.

Анализируя речь своего малыша, нужно помнить о том, что все дети развиваются по индивидуальному маршруту, и чем старше они становятся, тем шире диапазон умений, отличающий одного ребёнка от другого. Тем не менее, когда уровень развития детской речи значительно отличается от речи сверстников, следует провести диагностику с участием квалифицированных специалистов и понять в чём причины такого отставания.

Признаки задержки развития речи

Причиной родительской настороженности должны быть не только допускаемые ребёнком ошибки в согласовании и изменении слов, в произношении звуков. В этом возрасте речь – основное средство общения детей с близкими людьми. Если малыш не стремится обратиться к родителям и другим членам семьи, если выражает свои просьбы мимикой или жестом, стоит внимательно оценить его речевые возможности.

Сигналы неблагополучия, если ребёнок в 3 года плохо говорит:

  • он имеет ограниченный лексикон, состоящий в основном из существительных, реже глаголов, звукоподражаний, лепетных слов.
  • его разговоры похожи на речь иностранца, которого мало кто может понять.
  • при произнесении звуков наблюдается большое количество замен, искажений звуков. Например, вместо звука [к], говорит звук [т] (кот - тот), когда он говорит, его язык находится между зубами;
  • малыш разговаривает фразами, состоящими из 1–2 слов, с большой неохотой повторяет слова или предложения за взрослыми, или не делает этого совсем.
  • не может выполнить простую просьбу, не откликается на своё имя, не знает сколько ему лет;

Если причиной отставания детской речи становятся проблемы со слухом, малыш может не реагировать на обращённые к нему слова, пока он не видит лицо говорящего. При слуховой патологии нужно как можно скорее начать коррекцию слуха, чтобы наверстать упущенное время для формирования детской речи. Речь таких детей при правильно организованном обучении через год-полтора почти не отличается от речи сверстников.

Когда ребёнок молчит или плохо разговаривает в три годика, это может быть симптомом различных нарушений. Для начала следует обратиться к отоларингологу и невропатологу для обследования, получить консультацию логопеда, дефектолога, психолога. Если ребёнок 3 года не разговаривает - это не лень, или недостаток воспитания. У него могут быть следующие проблемы речевого развития:

  • моторная или сенсорная алалия;
  • темповая задержка речи;
  • общее недоразвитие речи (ОНР).

Каждая из этих патологий, несмотря на то, что проявляется схожими симптомами, требует разного коррекционного подхода. Своевременно выявленная проблема позволит подобрать индивидуальный план занятий с логопедом, психологом, педагогом-дефектологом.

Причинами недоразвития детской речи могут быть следующие:

  • хромосомные патологии, врождённые заболевания;
  • наследственность, когда в одной семье у нескольких поколений наблюдается позднее начало речи;
  • патологии беременности и родов;
  • педагогическая запущенность – бывает не только в асоциальных семьях, где на детей не обращают внимания, но и там, где его безумно любят и стараются выполнять все его прихоти и желания;
  • заболевания и травмы головного мозга в раннем возрасте.

Наиболее тяжёлые последствия несут поражения мозга во время внутриутробного развития, во время родов и в первый год жизни.

Как помочь своему ребёнку

Когда ребёнок в 3 года не разговаривает, обязательно нужно поинтересоваться как заниматься с ним, как научить его общению. Нужные рекомендации по формированию речевой среды обязательно дадут специалисты - логопед или дефектолог. Родители совместно с ними могут многое сделать, чтобы стимулировать развитие речи трёхлетнего ребёнка. И, наоборот, при равнодушном отношении к возможностям и достижениям малыша, профессионалы в меньшей степени смогут помочь.

Советы по стимулированию детской речи:

  • Сопровождайте своими комментариями все действия, касающиеся совместной деятельности с малышом, поясняйте функции отдельных предметов, рассказывайте о том, что интересное вы увидели на прогулке, из окна автобуса или автомобиля во время поездки. Пусть вы не получите пока отклика от ребёнка, но его пассивный словарь будет неуклонно пополняться.
  • Следите, чтобы ваша речь была эталоном, имела чёткое звучание и правильное произношение.
  • Читайте детскую литературу, побуждайте к повторению фраз и строчек из стихотворений, рассматривайте иллюстрации, поясняя то, что на них изображено.
  • Не оставляйте малыша один на один с телевизором или планшетом, смотрите мультфильмы и играйте в игры вместе, поясняя названия героев и действия персонажей.
  • Научите малыша собирать мозаику, нанизывать бусины на шнурок, делать постройки из кубиков, раскладывать крупы, горох, фасоль по тарелочкам, ведь развитие мелкой моторики активно стимулирует речевые зоны мозга.
  • Выучите несколько пальчиковых игр или потешек и играйте в них чаще, такое занятие тоже развивает речь и мелкую моторику.

Постарайтесь не бросаться на помощь к ребёнку, выполняя его молчаливые просьбы. Пусть он попробует выразить своё желание. Иногда мощным толчком для преодоления темповой задержки речи становится пребывание в детском коллективе, на совместных развивающих занятиях. Если ему захочется общаться, малыш постарается применить все имеющиеся у него ресурсы.

На видео ниже показаны несколько упражнения для занятий с детьми по развитию речи. Если ваш малыш не говорит в 3 года, стоит их запомнить и применять в играх:

Внимательное отношение к проблемам задержки речи трехгодовалого ребёнка, своевременная диагностика, вовремя начатые занятия со специалистами позволят сократить время на необходимую коррекцию и предупредить дальнейшие отставания от сверстников.