Развитие речи подготовительная группа. Гербова Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий. Гербова В. В. Развитие речи подготовительная группа См. также в других словарях

Гербова
Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий
От автора

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и, прежде всего, от уклада жизни
дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной,
продуманной развивающей среды.
Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов,
непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с
дошкольниками в течение дня.
Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой
представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к
художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).
Пособие «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада», написанное в
рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В.
Гербовой, Т.С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической
деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников. Практическое
назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение
тем и целей обучения, способов их реализации).
Особенности развития речи старших дошкольников

На занятиях по развитию речи детей седьмого года жизни учат понимать объяснения педагога и
отражать в речи знания природоведческого, исторического, математического характера; выделять
существенные признаки предметов, доступные пониманию дошкольников; сравнивать предметы между
собой, указывая на отличительные и сходные признаки; выделять причину простейших явлений;
группировать предметы, имеющие общие признаки.
Производить сравнение, анализ, обобщение, объяснять связи между явлениями ребенок сможет лишь
в том случае, если он умеет использовать в речи не только простые, но и сложные грамматические
конструкции, имеет достаточно богатый активный словарь.

Словарная работа
В методике развития речи дошкольников выделяют три основные задачи словарной работы:
обогащение, уточнение и активизация словаря детей. Решение этих задач в старшем дошкольном
возрасте по сравнению с предшествующими возрастными группами имеет ряд особенностей.
Обогащение и уточнение словаря осуществляется не только за счет слов, понимание которых
формируется в процессе продуктивной деятельности детей, но и с опорой на имеющиеся у ребенка
представления об окружающем.
Хотя в старшем дошкольном возрасте словарь детей достаточно богат и разнообразен, существует
значительная разница между общепринятым значением слов и сложившимися у ребенка
представлениями. Эта «семантическая микросистема» (определение А. Леонтьева) имеет тенденцию к
постоянному расширению и уточнению. Но это возможно лишь при условии систематической помощи
детям со стороны взрослых.
В этом возрасте детей знакомят с многозначностью слов. Без помощи взрослого они не могут понять
это явление. Очень своеобразно, например, дети понимают слово грамота: «Грамота есть книга, а в ней
всякая разная азбука».
В работах К. Чуковского, Л. Пантелеева, В.Филатова описаны примеры того, как дети самостоятельно
образуют производные слова, например: показательный палец, ныряльная шапка (резиновая шапка
для купания), дождь рассилился (идет сильнее). Вместе с тем образование и понимание родственных
слов в старшем дошкольном возрасте осуществляются с трудом.
Иногда дошкольники заменяют прилагательные другими частями речи. Умение детей употреблять
прилагательные во многом зависит от того, насколько часто эта работа проводится на занятиях.
В ходе словарной работы на занятиях и в процессе общения в быту дети встречаются с явлением
синонимии, когда слова, разные по звучанию, имеют одинаковое или близкое значение. Поскольку
синонимы позволяют с разных сторон охарактеризовать одни и те же предметы, важно приучать детей
замечать разнообразие слов, подбирать наиболее подходящие в каждом конкретном случае.
Средством выразительности речи являются также антонимы – слова, имеющие противоположное
значение. Антонимы привлекают старших дошкольников, и они часто неосознанно используют их.
Работа с антонимами способствует развитию мышления, пространственных, временных представлений,
умению сравнивать. При этом следует помнить, что пары контрастных слов должны быть соотносимы
(то есть обозначать какой-либо один признак, например, размер или пространственные отношения и
т. п.). Развитию умения дошкольников подбирать антонимы способствуют упражнения, в которых
нужно закончить фразу, сравнив два признака: «Этот карандаш длинный, а этот…, Эта лента широкая, а
эта…, Эта полка висит на стене высоко, а эта…» С этой целью используются и игры-упражнения, в
которых воспитатель или ребенок называет слово, а партнер произносит слово с противоположным
значением: зима – лето, справа – слева, ближе – дальше, мягкий – твердый, широкий – узкий и т. п.
Овладение словарем – это не только усвоение слова и его понимание, но и обязательно его активное
употребление. Только в этом случае можно говорить о богатстве словаря ребенка. Поэтому активизация
словаря является особой задачей педагогической работы с детьми.
В активный словарь входит прежде всего общеупотребительная лексика. Но он должен обогащаться и
образными выражениями, которые дети используют при пересказе, в играх-драматизациях и т. д.

Одним из основных путей обогащения и активизации словаря прилагательными и наречиями,
которых мало в речи дошкольников, должно стать знакомство с произведениями художественной
литературы. Детям старшего дошкольного возраста понятны в основном те из них, для которых
характерны динамичность развертывания сюжета, завершенность действий и поступков героев.
Без использования приемов, связанных с разбором художественных деталей произведения,
уточняющих и закрепляющих те или иные слова, многие определения могут и не стать достоянием
активного словаря ребенка. При этом, естественно, не следует забывать о том, что, в отличие от
объяснительного чтения в школе, основная задача чтения художественных произведений в детском
саду – понимание детьми текста в целом.

Грамматический строй речи
С целью уточнения и активизации речи детей в старшем дошкольном возрасте используются
специальные лексико-грамматические игры и упражнения, которые направлены на формирование
следующих умений:
правильно употреблять несклоняемые существительные;
правильно употреблять существительные во множественном числе родительного падежа;
согласовывать слова в предложении в роде и числе;
образовывать существительные при помощи суффиксов и глаголы при помощи приставок.
В ходе бытовой и игровой деятельности у детей не возникает необходимость использовать сложные
формы предложений. Дошкольникам трудно заимствовать их и из художественных произведений.
Поэтому воспитатель должен проводить соответствующую работу, направленную на формирование у
детей умения строить разнообразные (как простые, так и сложные) предложения. Своими вопросами
(почему? когда?), предположениями (что сделать, чтобы… если…) педагог побуждает детей давать
развернутые ответы, употреблять сложноподчиненные предложения.

Звуковая культура речи
В старшей группе у детей было сформировано умение различать на слух те или иные звуки в словах,
определять позицию звука в слове. У детей седьмого года жизни совершенствуется слуховое внимание и
фонематическое восприятие. В этом возрасте они уже должны четко произносить все звуки родного
языка. В подготовительной к школе группе у детей формируют новое и достаточно сложное умение –
определять звук, изменивший значение слова (мак – рак, кит – кот).
С целью развития слухового внимания детям предлагают упражнения, в которых они должны
вспомнить слова, начинающиеся на определенный слог, а затем вслед за педагогом проговорить еще
10-12 слов, которые воспитатель зачитывает из словаря. Потом дошкольники пытаются объяснить, что
обозначают эти слова.
Слух дошкольников совершенствуется и в ходе выполнения упражнений на подбор рифмы к
стихотворным строчкам.
В подготовительной группе с целью развития у детей звукопроизношения широко используются
скороговорки. Как справедливо отмечает З. Савкова: «Скороговорки – этот удивительный жанр
фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений
речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка».
Однако, как правило, этим роль скороговорок не ограничивается. Они с большим успехом могут быть
использованы для развития разных сторон звучащей речи: для преодоления вялости и
малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшают подвижность мышц языка, губ, нижней
челюсти), закрепления правильного произношения звуков, выработки отчетливой и ясной речи
(дикции).

Связная речь
В ходе работы с детьми седьмого года жизни решаются следующие задачи по развитию связной речи:
развивать умение интересно, связно, последовательно описывать простые случаи из своей жизни;
учить соблюдать логику развития сюжета;
совершенствовать умение понимать и передавать в речи некоторые связи между наблюдаемыми
явлениями, делать выводы;
учить давать оценку явлениям и поступкам, о которых рассказывают сверстники, мотивированно
оценивать поведение персонажей;
учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения; развивать интонационную
выразительность речи.
Развивать связную речь – логически последовательное и грамматически правильное изложение
мыслей, точно и образно передающее содержание, – задача не из легких.
Дети подготовительной к школе группы должны самостоятельно составлять рассказ по картинкам с
последовательно развивающимся действием, употреблять в речи сложносочиненные и
сложноподчиненные предложения, пользоваться прямой речью, обращениями.
Рассказы детей не всегда интересны по содержанию, логичны, образны. Часто они состоят из
нераспространенных назывных предложений. В рассказах детей встречается много повторов, личных
местоимений («он сказал», «они пошли»). Нередко дети неправильно пользуются прямой речью,
употребляют союзы и предлоги, неточно используют глаголы в косвенной речи.

Подготовка детей к обучению грамоте

Программа подготовки к обучению грамоте предполагает формирование у детей представлений о
слове и предложении.
Обучая дошкольников делить предложения на слова, воспитатель предлагает им сосчитать слова в
предложении (без союзов и предлогов) и любым способом сообщить результат (хлопки в ладоши, отсчет
фишек, показ карточек из математического набора с нужным числом геометрических фигур и т. д.).
Далее педагог просит детей назвать слова в порядке их расположения в предложении. Для того чтобы
дети выполняли это задание с удовольствием и в достаточно быстром темпе, воспитатель «раздает» им
слова, например: «Весна – Оле, пришла– Диме» и т. д. Если дошкольники назвали слова не в том
порядке, педагог «раздает» слова другим детям.
В подготовительной к школе группе детей учат слоговому и звуковому анализу слов. (Многие дети
путают звуки и слоги.) В этом отношении неоценимую помощь оказывает упражнение «Я – вам, вы –
мне», в котором сначала педагог просит детей сосчитать и назвать части того или иного слова, а затем
выполняет задание, сформулированное ребенком. («Валентина Викторовна, сосчитайте и назовите
части в моем слове».) То, что ребенок в своем обращении к воспитателю вынужден оперировать
терминами часть слова, звук, способствует усвоению этих понятий.
Для анализа воспитатель предлагает детям двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами;
просит назвать звуки в словах, состоящих из трех-четырех звуков.

Приобщение детей к художественной литературе
Старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» – за способность детей
проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство некоторых
детей в поиске понравившейся книги.
В перечень произведений для чтения в подготовительной к школе группе входят (как и во всех
предыдущих группах) фольклор народов мира, произведения поэтов и писателей России, зарубежная
проза и поэзия.
Русская народная поэзия представлена более сложными песенками, в том числе календарными
обрядами (коляда, Масленица), прибаутками, небылицами, пословицами, скороговорками, считалками,
загадками.
Среди русских народных сказок есть малоизвестные педагогам произведения («Белая уточка», из
сбор. А. Афанасьева; «Сынко-Филип-ко», пересказ Е. Поленовой; «Чудесное яблочко», обраб. Л.
Елисеевой и др.). Рекомендуется знакомить детей с былинами: «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,
запись А. Гильфердинга (отрывок); «Добрыня и змей», пересказ Н. Колпаковой; «Садко», запись П.
Рыбникова (отрывок).
В программный список поэтических произведений вошли стихотворения А. Пушкина, А. Блока, М.
Волошина, А. Ремизова, П. Соловьевой и других поэтов.
Рекомендованы литературные сказки отечественных (П. Ершов, А. Ремизов, К. Ушинский, К.
Паустовский и др.) и зарубежных (А. Линдгрен, Б. Поттер, С. Тонелиус и др.) авторов. В список
включены повести и рассказы, которые, как свидетельствуют наши наблюдения, пришлись по душе
именно детям 6–7 лет (А. Куприн, «Слон»; Н. Телешов, «Уха» (в сокращении); К. Коровин, «Белка»;
рассказы Ю. Коваля и т. д.).
Приобщая детей к художественной литературе, следует учитывать ряд моментов, связанных с
особенностями возраста:
устойчивый интерес детей к книгам, рассчитанным на длительное чтение;
наличие способности к эстетическому восприятию художественного произведения;
заметное возрастание интереса к поэтическому слову;
умение некоторых детей читать самостоятельно.
Методика работы с этой возрастной группой мало отличается от методики работы с детьми 5–6 лет.
Правда, педагоги, беседуя с дошкольниками по содержанию художественных произведений,
предусматривают более сложные, чем раньше, вопросы и одобряют более продуманные,
аргументированные ответы.
Библиотека группы должна комплектоваться при участии детей; вместе с ними нужно решить, какие
книги можно передать в методический кабинет, подарить детям средней группы. Процедура передачи
книг доставляет много радости и той и другой стороне.
В книжном уголке должны быть любимые детьми книги (например, сказки А. Пушкина, Г.Х.
Андерсена, Д. Мамина-Сибиряка и др.), а также словари, хрестоматии, детские энциклопедии,
например, из серии «Я познаю мир», то есть книги, к которым часто обращается воспитатель. Дети тоже
имеют право брать их в любой момент.
В подготовительной к школе группе периодически организуются выставки книг. Их тематика самая
разнообразная: авторская книга, например сказки А. Пушкина; книги, оформленные известным детям
художником, например В. Чижиковым; разные издания одной и той же сказки, иллюстрированные
разными художниками; русские народные сказки; сборники стихотворений о природе; книги с
веселыми историями и др. Тематика выставок определяется наличием книг в дошкольном учреждении.
Кроме того, интересующую детей книгу можно взять (заказать) в библиотеке (при этом дошкольников
знакомят с работой библиотеки и библиотекарем).
Прививая интерес к рассматриванию книг, не нужно забывать о том, что в подготовительной к школе
группе многие дети пытаются читать. Рассматривая книгу, они стремятся получить иную, чем раньше,
информацию: стараются прочитать название книги и подписи под рисунками; убедившись, что книга
имеет оглавление, пробуют выяснить, есть ли в ней то или иное произведение и на какой странице его

Можно найти. Это требует от ребенка усилий, а от воспитателя – своевременной помощи. С помощью
педагога дошкольники продолжают учиться целенаправленно рассматривать иллюстрированные книги
(единый стиль оформления: форзацы, орнаменты, рисунки).
Литературный багаж у детей различен. Дошкольники шестого года жизни могут назвать от двух до
одиннадцати произведений разных жанров и от одной до пяти фамилий писателей. Наряду с А.
Пушкиным, К. Чуковским, С. Маршаком дети называют М. Зощенко, Н. Носова, Д. Хармса, А. Милна, Г.
Снегирева. У многих ребят есть любимые книги.
Произведения, с которыми воспитатель намеревается познакомить детей, он должен обязательно
прочитать заранее и желательно вслух, что педагоги, к сожалению, делают крайне редко. Культура
чтения вслух, от которой во многом зависит первое впечатление ребенка о книге, определяется
восприятием текста воспитателем и его отношением к произведению. Эмоциональные переживания
детей напрямую связаны с так называемой тональностью произведения, которую надо дать им
почувствовать. Если по какой-либо причине произведение не полюбилось воспитателю, его лучше не
читать детям (выбор программных произведений достаточно велик).
Перед тем как читать книгу, воспитатель должен сказать добрые слова о ней и ее авторе, подчеркнув,
что лично ему герои этого произведения полюбились. Если произведения этого автора уже знакомы
детям, следует непременно напомнить им об этом. Прежде чем предложить детям книгу для
самостоятельного рассматривания, педагог должен сам внимательно рассмотреть ее: определить, на что
дошкольники сами не обратят внимание (например, на то, как художник с помощью цвета передает
радость или отчаяние героев).
Система работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями художественной
литературы включает:
ежедневное, как и во всех предыдущих группах, чтение сказок, рассказов, стихов; самостоятельное
рассматривание детьми книг;
специальные занятия;
свободное общение воспитателя с детьми на основе произведений художественной литературы.
Перечень произведений для чтения детям 6–7 лет внушителен. Предполагается также повторение уже
знакомых произведений. Поэтому целесообразно объединять произведения в блоки на основе
жанровой принадлежности и чередовать чтение рассказов, сказок, стихотворений, глав из книг в
течение месяца.
Многие произведения художественной литературы, в частности стихотворения, связаны с тем или
иным временем года, а иногда и с месяцем. Поскольку климатические условия в разных регионах
нашей страны отличаются, воспитателям необходимо заранее ознакомиться с нашими
рекомендациями, чтобы своевременно поменять местами некоторые занятия.
В ходе свободного общения с детьми воспитатель может предложить им тот вид деятельности,
который в настоящий момент их особенно привлекает: рассматривание книг, драматизация, кукольный
спектакль, чтение произведения в лицах, совместное чтение достаточно большого по объему
стихотворения или сказки в стихах (дети, ориентируясь на паузы при чтении взрослого, договаривают
слова и отдельные фразы), иллюстрирование любимой книжки, рассказывание стихов жестами
(воспитатель очень медленно читает зна

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Гербова В.В. В пособии, выпущенном к программе «От рождения до школы» и соответствующем ФГОС, представлена система работы по развитию речи у детей 6–7 лет. Книга адресована широкому кругу работников дошкольного… - Мозаика-Синтез, Речевое развитие. Методические пособия 2018
    110 бумажная книга
    В. В. Гербова Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной общеобразовательной программе дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой… - Мозаика-Синтез, (формат: 70x100/16, 112 стр.) Библиотека программы `От рождения до школы` 2014
    142 бумажная книга

    117 бумажная книга
    Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. 6-7 лет. ФГОС Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой… - (формат: 70x100/16, 112 стр.)
    122 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      Издательство «МОЗАИКА СИНТЕЗ» российское издательство, специализирующееся на развивающей литературе для детей дошкольного возраста. На книжном рынке работает с 1993 года. Содержание 1 Описание 1.1 Участник выставок … Википедия

      Органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие «С. и.» подразумевает создание качественно нового художественного… … Большая советская энциклопедия

      Николай Евгеньевич Веракса … Википедия

    Занятие 1. Лексико-грамматические упражнения

    Цель. Активизировать речь детей.
    Ход занятия
    Педагог уточняет у детей, какое сейчас время года и какой месяц пришел на смену сентябрю.

    «Осень, осенний, – говорит воспитатель. – А про что можно сказать осенний – осенняя – осеннее?»

    Педагог оценивает ответы детей , хвалит за умение слушать задание и дает свои варианты: осенняя непогода, осенняя слякоть, осенний лист, осеннее настроение и т. п.

    «Осенью и люди, и звери делают запасы на зиму, – напоминает воспитатель.


    Вышел ежик погулять
    Да грибов насобирать.

    Как думаете, какие грибы ему попались?

    У многих слов есть слова-родственники, например: еж – ежик… (ежиха – ежата – ежиный – ежовый) ».

    Затем воспитатель предлагает детям выполнить упражнение «Один – много»: «Цапля одна, а много… (цапель) , одна пачка сахара, а много… (пачек) , один носок, а много… (носков) , один чулок, а много… (чулок) , одно ухо, а много… (ушей) .

    «А теперь помогите мне закончить предложения, – просит воспитатель:

    – Если мы будем внимательны на занятиях по развитию речи, то…

    – Чтобы хорошо учиться, надо…

    – Мы растем здоровыми и сильными, так как…

    – Когда мы вернемся с прогулки, то…»

    Выслушав ответы детей, педагог повторяет полное предложение.

    Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:


    Напитки я испробовал различные,
    Пил соки золотые полной чашей.
    Они – не умаляю – преотличные,
    Но меркнут по сравненью с простоквашей.
    А. Смирнов

    «А какие напитки вы предпочитаете? – спрашивает педагог. – Предпочитает – это значит… (выбирает из многих других, любит) ».

    Занятие 2. Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»

    Цель. Помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…».
    Ход занятия
    «Мы живем в России, стране с огромной территорией. От Москвы до Хабаровска я летела целый день. Если бы я ехала поездом, то потратила бы на дорогу дней семь-восемь, то есть целую неделю. И климатические условия в разных регионах страны разные. Где-то на юге еще жарко, а на севере уже лежит снег. А у нас?

    На каждой территории – свои осенние приметы. Но есть и общие. Рано или поздно, но они объявят о себе. Как вот в этом красивом стихотворении замечательного русского поэта Афанасия Фета:


    Ласточки пропали,
    А вчера зарей
    Все грачи летали
    Да, как сеть, мелькали
    Вон над той горой.

    С вечера все спится,
    На дворе темно.
    Лист сухой валится,
    Ночью ветер злится
    Да стучит в окно…

    Красивое стихотворение? Звучное, изящное».

    Педагог повторяет стихотворение, предварительно попросив детей запомнить приметы осени.

    Затем дети по очереди называют приметы , а воспитатель читает соответствующие строки стихотворения. При этом он уточняет: «Ласточки пропали? Куда они спрятались? А грачи летали да, как сеть, мелькали когда?»(Вечером, на вечерней зорьке.)

    Воспитатель обращает внимание на необычное сравнение пролетающей стаи птиц с сетью. Потом педагог читает стихотворение еще раз, предлагая детям повторять его вместе с ним, но без голоса. Показывает, как это делается. (Этот прием – эффективное средство для тренировки артикулярного аппарата.)

    Воспитатель выражает уверенность, что это стихотворение, если его прочитать своим родным, очень их порадует.

    «Кстати, родные – это кто?» – уточняет педагог и просит назвать слова-родственники: «Род – родные… (родители, родился, родословная, роддом) ».

    Занятие 3. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

    Цель. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять количество и порядок слов в предложении.
    Ход занятия
    Педагог уточняет у детей, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (карточки из математических наборов, мелкие предметы, листы бумаги, карандаши).

    Воспитатель следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений.

    Затем предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат в слове звук ц :цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, поцелуй .

    Педагог берет на заметку детей, которые ошибаются или реагируют на слово с опозданием, ориентируясь на ответ сверстников. С этими дошкольниками позже необходимо поработать дополнительно. Но это можно сделать и на занятии, предложив только этим детям выполнить новое задание (объяснив причину):царевна, чересчур, упрямая, девица, но, писаная, красавица .

    Воспитатель просит детей очень внимательно прослушать строчки из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи», сосчитать в тексте слова с рычащим звуком р и показать карточку с соответствующим количеством геометрических фигур (круги, треугольники). Педагог напоминает детям о том, что работать нужно самостоятельно.


    Ты куда летишь, сорока?
    Расскажи!
    Нам дорогу в лес дремучий
    Покажи!

    Педагог загадывает детям загадку:


    Золотое яблочко
    По небу катается,
    С утра улыбается.
    А улыбки – лучи
    Очень горячи.
    (Солнышко)

    Воспитатель предлагает дошкольникам определить, сколько в тексте загадки слов со звуком ч. Затем читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова , а дети считают слова со звуком ч .

    Педагог просит детей нарисовать решетки из трех окошек-ячеек и определить место звука ч в словах: чашка, очечник, обруч . Дети, используя фишки или мелкие предметы, отмечают позицию звука ч в словах. (После выполнения каждого задания ребенок убирает фишку (фишки).)

    «Слово чашка начинается на ча- , – продолжает занятие воспитатель. – Сколько звуков вы слышите? Назовите эти два звука. Два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог ча-. (Чай, чайник, часы, чашки.) Таких слов довольно много».

    Воспитатель открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог ча-, например: чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол . Интересуется, что такое чардаш, ча-ча-ча, частокол.

    Затем педагог спрашивает у детей, что такое предложение. (Это несколько слов, связанных друг с другом.)

    «У замечательного русского поэта Алексея Плещеева есть стихотворение „Внучка“. Оно начинается так: „Бабушка, ты тоже маленькой была…“ Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении? В нем четыре или пять слов? Давайте считать. Бабушка – раз, ты – два… А теперь произнесите слова в строгом следовании их друг за другом».

    Педагог указывает на ребенка. Он произносит слово, а все дети – его номер.

    Ребенок. Бабушка.

    Дети. Раз. (Один.)

    Ребенок. Ты.

    Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала.

    Педагог говорит детям, что в книгах в конце предложения ставится точка: «Когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. Если обнаружите что-то интересное, поделитесь со мной своими наблюдениями».

    Завершая занятие, воспитатель спрашивает у детей, чему они сегодня учились.(Учились слышать слова, объяснять их смысл, готовились к школе.)


    Бабушка, ты тоже
    Маленькой была?
    И любила бегать,
    И цветы рвала?
    И играла в куклы
    Ты, бабуся, да?
    Цвет волос какой был
    У тебя тогда?
    Значит, буду также
    Бабушкой и я, -
    Разве оставаться
    Маленькой нельзя?
    Очень бабушку мою -
    Маму мамину – люблю.
    У нее морщинок много,
    А на лбу седая прядь,
    Так и хочется потрогать,
    А потом поцеловать.
    Может быть, и я такою
    Буду старенькой, седою,
    Будут у меня внучатки,
    И тогда, надев очки,
    Одному свяжу перчатки,
    А другому – башмачки.

    Занятие 4. Русские народные сказки

    Цель. Выяснить, знают ли дети русские народные сказки.
    Ход занятия
    Педагог напоминает детям, что в предыдущих группах каждый год их знакомили с русскими народными сказками: «В сказках столько мудрости! Они учат быть сильными, добрыми, великодушными, помогать тем, кто попал в беду, даже если это всего-навсего какая-то маленькая лягушонка. Сказки учат, не щадя сил, бороться за правое дело и побеждать. А какие русские народные сказки вы помните?»

    Дети часто называют авторские сказки. Тогда педагог объясняет, что у народных сказок нет автора: «Эти сказки появились очень-очень давно , и их не читали, а рассказывали детям, часто добавляя в них что-то новое. И одна и та же сказка становилась то короткой, то длинной.

    Но мы с вами читаем сказки в обработке. Обработчики делают старинные сказки понятными современным детям. И теперь я буду обязательно называть вам обработчиков. Итак, давайте вспомним названия русских народных сказок».

    Воспитатель выслушивает ответы детей и напоминает названия программных сказок, которые они не вспомнили. Затем сообщает, что хочет проверить, помнят ли дети содержание сказок. Педагог зачитывает отрывки и просит детей определить, из каких они сказок.

    – Собрался народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили…(Аленушку.) («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», в обр. А. Н. Толстого.)

    – И все-то она умеет, все у нее ладится, а что не умеет, к тому привыкает, а привыкши тоже ладит с делом. Отец глядит на младшую дочь и радуется. («Финист – Ясный сокол», в обр. А. Платонова.)

    – Взяла она чистые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху птицы летучие, снизу – звери рыскучие. («Царевна-лягушка», в обр. М. Булатова.)

    «Вы знаете, что есть сказки, есть рассказы, есть стихи, – продолжает разговор педагог. – А как определить сказку? Правильно, в сказках много чудес. Звери, рыбы, птицы ведут себя, как люди, разговаривают, как люди. А еще в сказках есть повторяющееся магическое число три: три царских (купеческих) сына, три невестки, три задания, которые надо исполнить…

    А какие удивительные, яркие бывают рисунки к сказкам! Убедитесь в этом сами. Я принесла вам несколько хорошо иллюстрированных книг. Порадуйте нас своими наблюдениями».

    Занятие 5. Вот такая история!

    Цель. Продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта.

    Предварительная работа. Педагог рассказывает детям удивительную историю: «Однажды соседи уехали отдыхать и поручили нам заботиться об их коте. Кто хорошо нас знал, в гости захаживал , угощенье выпрашивал. И теперь мы стали его кормить. Днем кот бегал по всему участку, соседских кошек и котов гонял, к своей миске, она на улице стояла, их не допускал.

    Как-то мы увидели, как по дорожке от калитки вышагивает наш кот, а рядом с ним семенит маленький ежонок. И кот явно ведет ежонка к своей миске. Ежонок стал кашу с молоком есть, а кот сел рядом и на него поглядывает.

    Съел ежонок кошачью еду и назад по дорожке потопал. А кот с чувством выполненного долга растянулся на крыльце, поглядывая на нас. А у нас одна и та же мысль вертится: „Как они друг друга поняли“?»

    «Это моя история, – продолжает разговор педагог. – А завтра вы будете рассказывать истории, свидетелями которых вы стали. Посоветуйтесь с родителями, о чем и как лучше рассказать, чтобы порадовать товарищей и меня. Это ваше домашнее задание».

    Ход занятия
    Педагог интересуется, выполнили ли дети домашнее задание.

    Затем заслушивает рассказ первого ребенка. Отмечает удачное начало или, наоборот, говорит, что рассказ выиграл бы, если начать его примерно так (предлагает варианты).

    Воспитатель выслушивает еще несколько историй, отметив рассказы, отличающиеся логичностью, образной речью.

    В конце занятия педагог обещает послушать остальные истории на прогулке и вечером. «И если история будет очень интересной, вы все ее непременно услышите», – говорит педагог.

    Занятие 6. Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я – вам, вы – мне»

    Цель. Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.
    Ход занятия
    «Сегодня я познакомлю вас с авторской сказкой, – начинает занятие педагог. – Название у нее необычное – „Хлебный голос“. Как вы думаете, что это за голос такой – хлебный? А какой голос дальше других слышен?»

    Воспитатель читает сказку. Затем повторяет ее концовку: «И пошло с этих пор на Руси – хлебный голос всех дольше слышен». Педагог просит детей объяснить , что же это за хлебный голос такой. Выясняет у дошкольников, слышали ли они о людях или организациях, которые другим помогают.

    Педагог рассказывает о том, что россияне всегда спешат на помощь к тем, кто попал в беду: сдают кровь, если кто-то попал в аварию; собирают вещи для тех, кто пострадал от наводнения; строят дома погорельцам…

    «А если в семье растет ребенок с „хлебным голосом“, он не забудет бабушке позвонить, соседей с праздником поздравить, маме по хозяйству помочь, уток на пруду покормить», – завершает педагог эту часть занятия.

    Воспитатель напоминает детям, что они уже умеют считать слова в предложении и называть их по порядку.

    «А сегодня мы поиграем, – говорит педагог. – Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение. При этом надо проговорить следующую фразу: „Валентина Викторовна, сосчитайте слова в моем предложении и назовите их“. Запомнили?»

    Воспитатель предлагает для анализа предложение из стихотворения А. Фета «Лист сухой валится, ночью ветер злится» и выясняет, как называется это произведение.

    Дети называют количество слов. Затем ребенок, на которого указал педагог, произносит первое слово, а все дети говорят: «Раз!» и т. д.

    После этого кто-нибудь из детей (по желанию) проговаривает свое предложение , а педагог анализирует его.

    Для анализа следует подбирать предложения без союзов и предлогов. А дети предлагают педагогу фразы, в которых есть разные части речи. При этом взрослый должен считать все слова. Например, предложение «Котенок спрятался под шкаф» воспитатель анализирует так: «В предложении четыре слова: котенок, спрятался, под (это самостоятельное слово), шкаф».

    Если останется время, игра продолжается.

    Занятие 7. На лесной поляне

    Цель. Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь.
    Ход занятия
    Педагог напоминает детям о том, что в прошлом году они уже учились создавать картину о жизни зверей на лесной поляне.

    «Сегодня мы тоже будем составлять картину „На лесной поляне“, – говорит воспитатель. – Пока кто-то из вас будет работать у доски, вы будете создавать свои картины на листах бумаги, чтобы позже рассказать о своей поляне, ее обитателях и их взаимоотношениях. Не нужно тщательно вырисовывать детали картины – у вас на это нет времени. Лишь бы вы сами узнали, кого и что нарисовали».

    Дети приступают к работе. Затем ребенок, который работал у доски, рассказывает о своей картине. Дети и педагог, если в этом есть необходимость, задают уточняющие вопросы.

    Воспитатель вызывает второго ребенка. Пока он работает, 1–2 ребенка рассказывают о своих картинах.

    Если останется время, педагог может предложить детям поиграть в игру «Я задумала… Угадайте, что?». Например: «Это находится на лесной полянке», – поясняет воспитатель. Дети задают уточняющие вопросы и, в конце концов, находят отгадку (например, гриб-опенок).

    Занятие 8. Небылицы-перевертыши

    Цель. Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумать свои небылицы.
    Ход занятия
    Воспитатель интересуется у детей, помнят ли они, что такое небылицы. Напоминает, что небылицы еще называют перевертышами. Заслушивает ответы детей , уточняет, нравятся ли им эти произведения.

    Затем читает небылицы:


    Ехала деревня
    Мимо мужика,
    Вдруг из-под собаки
    Лают ворота.
    Выхватил телегу
    Конь из-под кнута
    И давай дубасить
    Ею ворота.


    Уж как по небу медведь летит.
    Медведь летит,
    Головой вертит.
    А несет-то он коровушку,
    Черно-пеструю, белохвостую.
    А коровушка мычит
    Да хвостищем-то вертит!
    Знай медведю кричит:
    – Давай вправо,
    Давай влево,
    А теперь вот напрямик!


    Старушка сказала:
    – Открою буфет
    И косточку пуделю
    Дам на обед.

    Подходит к буфету,
    На полку глядит,
    А пудель на блюде
    В буфете сидит…
    С. Маршак, «Пудель»


    Раз, два, три, четыре, пять,
    Начинаю повторять:

    Дети подбирают подходящее по смыслу слово, а педагог называет слово, которое здесь совсем не к месту.


    В печке выпечен
    Бутон.
    А в петлицу вдет
    Батон…

    Далее педагог предлагает детям поупражняться в составлении небылиц. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: кто? что? какой? что делает? где живет? Педагог заслушивает ответы и записывает слова, которые явно не соотносятся по смыслу. Например: ежик клубничный пляшет в тарелке. Шоколадный щенок поливает облако. И так далее.

    Валентина Викторовна Гербова

    Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2–7 лет

    Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»

    Под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой


    Программа «Развитие речи в детском саду» печатается по тексту книги «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

    Предисловие

    Настоящее издание является частью методического комплекта к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006), которая в соответствии с современными задачами дошкольного образования предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей.

    Ведущие цели «Программы» – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к школе.

    К «Программе» подготовлены краткие «Методические рекомендации» (М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2006), раскрывающие особенности организации и методики работы по всем основным разделам воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду на разных возрастных этапах дошкольного детства.

    Более подробные методические руководства к «Программе» содержатся в базовых методических пособиях: Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. «Дети раннего возраста в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. «Трудовое воспитание в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез) и др.

    Пособие «Развитие речи в детском саду» продолжает серию изданий данного учебно-методического комплекта. Книга включает программу и методические рекомендации по развитию речи у детей 2–7 лет.

    Программа

    Серьезное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется работе по обучению устной речи.

    Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты.

    На занятиях по развитию речи и вне их, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют определенное значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова.

    Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста. В программе этой группы основными задачами являются: развитие гуления и лепета, способствующие развитию артикуляционного аппарата, слухового сосредоточения, голосовых реакций, накопление пассивного словаря и формирование умения повторять за воспитателем некоторые простейшие слова.

    В программе второй группы раннего возраста, когда речь ребенка становится средством общения со взрослыми и сверстниками, предусмотрено формирование правильного звукопроизношения, начальных форм связной речи.

    В первой и второй младших группах педагоги создают условия для обогащения и активизации словаря, использования детьми в устной речи несложных предложений.

    Программа средней группы нацелена на освоение детьми правильного произношения всех звуков родной речи, формирование навыков пересказывания и составления небольших рассказов.

    В старшей группе особое место занимают совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи.

    В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты. Воспитатель подводит детей к звуковому анализу слов, учит делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов – предложения, дает первые представления о слове, предложении (без грамматического определения их).

    Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие диалогической речи, формирование культуры речевого общения. Воспитатель развивает самостоятельную активную речь ребенка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми.

    Усовершенствованный вариант программы включает новую рубрику «Развивающая речевая среда». Ее основная цель – определение особенностей организации развивающей речевой среды во всех группах детского сада, а также содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребенка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми более младшего и старшего возраста.

    В национальных дошкольных образовательных учреждениях, где работа ведется на родном языке, детей с первой группы раннего возраста обучают устной родной речи по программе, разработанной в республике, крае, области, а со средней и старшей групп – русской разговорной речи.

    В тех дошкольных образовательных учреждениях, где работа с детьми нерусской национальности ведется на русском языке, со старшей группы вводится обучение родному языку по образовательным программам, разработанным в регионах.

    Первая младшая группа (от двух до трех лет)

    Развивающая речевая среда

    Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые позволят им общаться со сверстниками и взрослыми посредством речи («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне…», «Предупреди Митю… Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»).

    Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки, предметы (матрешка из трех-пяти вкладышей, заводная игрушка, шкатулка с фантиками от конфет) в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и с воспитателем.

    Доступно и эмоционально рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных фактах и событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных).

    Приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя.

    Формирование словаря

    На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

    Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

    Обогащать словарь детей:

    Существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок) , одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама) , транспортных средств (автомашина, автобус) , овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

    Глаголами, обозначающими трудовые действия (пылесосить, стирать, гладить, лечить, поливать) , действия, противоположные по значению (открывать – закрывать, снимать – надевать, брать – класть) , действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять) , их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться) ;

    Прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий) ;

    Наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко) .

    Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

    Звуковая культура речи

    Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов).

    Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

    Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?») .

    Грамматический строй речи

    Учить правильно употреблять существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под) . Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2–4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?») .

    Текущая страница: 1 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

    Валентина Викторовна Гербова

    Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий

    Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и, прежде всего, от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

    Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

    Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

    Пособие «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

    Особенности развития речи старших дошкольников

    На занятиях по развитию речи детей седьмого года жизни учат понимать объяснения педагога и отражать в речи знания природоведческого, исторического, математического характера; выделять существенные признаки предметов, доступные пониманию дошкольников; сравнивать предметы между собой, указывая на отличительные и сходные признаки; выделять причину простейших явлений; группировать предметы, имеющие общие признаки.

    Производить сравнение, анализ, обобщение, объяснять связи между явлениями ребенок сможет лишь в том случае, если он умеет использовать в речи не только простые, но и сложные грамматические конструкции, имеет достаточно богатый активный словарь.

    Словарная работа

    В методике развития речи дошкольников выделяют три основные задачи словарной работы: обогащение, уточнение и активизация словаря детей. Решение этих задач в старшем дошкольном возрасте по сравнению с предшествующими возрастными группами имеет ряд особенностей.

    Обогащение и уточнение словаря осуществляется не только за счет слов, понимание которых формируется в процессе продуктивной деятельности детей, но и с опорой на имеющиеся у ребенка представления об окружающем.

    Хотя в старшем дошкольном возрасте словарь детей достаточно богат и разнообразен, существует значительная разница между общепринятым значением слов и сложившимися у ребенка представлениями. Эта «семантическая микросистема» (определение А. Леонтьева) имеет тенденцию к постоянному расширению и уточнению. Но это возможно лишь при условии систематической помощи детям со стороны взрослых.

    В этом возрасте детей знакомят с многозначностью слов. Без помощи взрослого они не могут понять это явление. Очень своеобразно, например, дети понимают слово грамота : «Грамота есть книга, а в ней всякая разная азбука».

    В работах К. Чуковского, Л. Пантелеева, В.Филатова описаны примеры того, как дети самостоятельно образуют производные слова, например: показательный палец , ныряльная шапка (резиновая шапка для купания), дождь рассилился (идет сильнее). Вместе с тем образование и понимание родственных слов в старшем дошкольном возрасте осуществляются с трудом.

    Иногда дошкольники заменяют прилагательные другими частями речи. Умение детей употреблять прилагательные во многом зависит от того, насколько часто эта работа проводится на занятиях.

    В ходе словарной работы на занятиях и в процессе общения в быту дети встречаются с явлением синонимии, когда слова, разные по звучанию, имеют одинаковое или близкое значение. Поскольку синонимы позволяют с разных сторон охарактеризовать одни и те же предметы, важно приучать детей замечать разнообразие слов, подбирать наиболее подходящие в каждом конкретном случае.

    Средством выразительности речи являются также антонимы – слова, имеющие противоположное значение. Антонимы привлекают старших дошкольников, и они часто неосознанно используют их. Работа с антонимами способствует развитию мышления, пространственных, временных представлений, умению сравнивать. При этом следует помнить, что пары контрастных слов должны быть соотносимы (то есть обозначать какой-либо один признак, например, размер или пространственные отношения и т. п.). Развитию умения дошкольников подбирать антонимы способствуют упражнения, в которых нужно закончить фразу, сравнив два признака: «Этот карандаш длинный, а этот…, Эта лента широкая, а эта…, Эта полка висит на стене высоко, а эта…» С этой целью используются и игры-упражнения, в которых воспитатель или ребенок называет слово, а партнер произносит слово с противоположным значением: зима – лето, справа – слева, ближе – дальше, мягкий – твердый, широкий – узкий и т. п.

    Овладение словарем – это не только усвоение слова и его понимание, но и обязательно его активное употребление. Только в этом случае можно говорить о богатстве словаря ребенка. Поэтому активизация словаря является особой задачей педагогической работы с детьми.

    В активный словарь входит прежде всего общеупотребительная лексика. Но он должен обогащаться и образными выражениями, которые дети используют при пересказе, в играх-драматизациях и т. д.

    Одним из основных путей обогащения и активизации словаря прилагательными и наречиями, которых мало в речи дошкольников, должно стать знакомство с произведениями художественной литературы. Детям старшего дошкольного возраста понятны в основном те из них, для которых характерны динамичность развертывания сюжета, завершенность действий и поступков героев.

    Без использования приемов, связанных с разбором художественных деталей произведения, уточняющих и закрепляющих те или иные слова, многие определения могут и не стать достоянием активного словаря ребенка. При этом, естественно, не следует забывать о том, что, в отличие от объяснительного чтения в школе, основная задача чтения художественных произведений в детском саду – понимание детьми текста в целом.

    Грамматический строй речи

    С целью уточнения и активизации речи детей в старшем дошкольном возрасте используются специальные лексико-грамматические игры и упражнения, которые направлены на формирование следующих умений:

    Правильно употреблять несклоняемые существительные;

    Правильно употреблять существительные во множественном числе родительного падежа;

    Согласовывать слова в предложении в роде и числе;

    Образовывать существительные при помощи суффиксов и глаголы при помощи приставок.

    В ходе бытовой и игровой деятельности у детей не возникает необходимость использовать сложные формы предложений. Дошкольникам трудно заимствовать их и из художественных произведений. Поэтому воспитатель должен проводить соответствующую работу, направленную на формирование у детей умения строить разнообразные (как простые, так и сложные) предложения. Своими вопросами (почему? когда?), предположениями (что сделать, чтобы… если…) педагог побуждает детей давать развернутые ответы, употреблять сложноподчиненные предложения.

    Звуковая культура речи

    В старшей группе у детей было сформировано умение различать на слух те или иные звуки в словах, определять позицию звука в слове. У детей седьмого года жизни совершенствуется слуховое внимание и фонематическое восприятие. В этом возрасте они уже должны четко произносить все звуки родного языка. В подготовительной к школе группе у детей формируют новое и достаточно сложное умение – определять звук, изменивший значение слова (мак – рак, кит – кот) .

    С целью развития слухового внимания детям предлагают упражнения, в которых они должны вспомнить слова, начинающиеся на определенный слог, а затем вслед за педагогом проговорить еще 10-12 слов, которые воспитатель зачитывает из словаря. Потом дошкольники пытаются объяснить, что обозначают эти слова.

    Слух дошкольников совершенствуется и в ходе выполнения упражнений на подбор рифмы к стихотворным строчкам.

    В подготовительной группе с целью развития у детей звукопроизношения широко используются скороговорки. Как справедливо отмечает З. Савкова: «Скороговорки – этот удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка».

    Однако, как правило, этим роль скороговорок не ограничивается. Они с большим успехом могут быть использованы для развития разных сторон звучащей речи: для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшают подвижность мышц языка, губ, нижней челюсти), закрепления правильного произношения звуков, выработки отчетливой и ясной речи (дикции).

    Связная речь

    В ходе работы с детьми седьмого года жизни решаются следующие задачи по развитию связной речи:

    Развивать умение интересно, связно, последовательно описывать простые случаи из своей жизни;

    Учить соблюдать логику развития сюжета;

    Совершенствовать умение понимать и передавать в речи некоторые связи между наблюдаемыми явлениями, делать выводы;

    Учить давать оценку явлениям и поступкам, о которых рассказывают сверстники, мотивированно оценивать поведение персонажей;

    Учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения; развивать интонационную выразительность речи.

    Развивать связную речь – логически последовательное и грамматически правильное изложение мыслей, точно и образно передающее содержание, – задача не из легких.

    Дети подготовительной к школе группы должны самостоятельно составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием, употреблять в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, пользоваться прямой речью, обращениями.

    Рассказы детей не всегда интересны по содержанию, логичны, образны. Часто они состоят из нераспространенных назывных предложений. В рассказах детей встречается много повторов, личных местоимений («он сказал», «они пошли»). Нередко дети неправильно пользуются прямой речью, употребляют союзы и предлоги, неточно используют глаголы в косвенной речи.

    Подготовка детей к обучению грамоте

    Программа подготовки к обучению грамоте предполагает формирование у детей представлений о слове и предложении.

    Обучая дошкольников делить предложения на слова, воспитатель предлагает им сосчитать слова в предложении (без союзов и предлогов) и любым способом сообщить результат (хлопки в ладоши, отсчет фишек, показ карточек из математического набора с нужным числом геометрических фигур и т. д.). Далее педагог просит детей назвать слова в порядке их расположения в предложении. Для того чтобы дети выполняли это задание с удовольствием и в достаточно быстром темпе, воспитатель «раздает» им слова, например: «Весна – Оле, пришла – Диме» и т. д. Если дошкольники назвали слова не в том порядке, педагог «раздает» слова другим детям.

    В подготовительной к школе группе детей учат слоговому и звуковому анализу слов. (Многие дети путают звуки и слоги.) В этом отношении неоценимую помощь оказывает упражнение «Я – вам, вы – мне», в котором сначала педагог просит детей сосчитать и назвать части того или иного слова, а затем выполняет задание, сформулированное ребенком. («Валентина Викторовна, сосчитайте и назовите части в моем слове».) То, что ребенок в своем обращении к воспитателю вынужден оперировать терминами часть слова, звук , способствует усвоению этих понятий.

    Для анализа воспитатель предлагает детям двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами; просит назвать звуки в словах, состоящих из трех-четырех звуков.

    Приобщение детей к художественной литературе

    Старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» – за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство некоторых детей в поиске понравившейся книги.

    В перечень произведений для чтения в подготовительной к школе группе входят (как и во всех предыдущих группах) фольклор народов мира, произведения поэтов и писателей России, зарубежная проза и поэзия.

    Русская народная поэзия представлена более сложными песенками, в том числе календарными обрядами (коляда, Масленица), прибаутками, небылицами, пословицами, скороговорками, считалками, загадками.

    Среди русских народных сказок есть малоизвестные педагогам произведения («Белая уточка», из сбор. А. Афанасьева; «Сынко-Филип-ко», пересказ Е. Поленовой; «Чудесное яблочко», обраб. Л. Елисеевой и др.). Рекомендуется знакомить детей с былинами: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», запись А. Гильфердинга (отрывок); «Добрыня и змей», пересказ Н. Колпаковой; «Садко», запись П. Рыбникова (отрывок).

    В программный список поэтических произведений вошли стихотворения А. Пушкина, А. Блока, М. Волошина, А. Ремизова, П. Соловьевой и других поэтов.

    Рекомендованы литературные сказки отечественных (П. Ершов, А. Ремизов, К. Ушинский, К. Паустовский и др.) и зарубежных (А. Линдгрен, Б. Поттер, С. Тонелиус и др.) авторов. В список включены повести и рассказы, которые, как свидетельствуют наши наблюдения, пришлись по душе именно детям 6–7 лет (А. Куприн, «Слон»; Н. Телешов, «Уха» (в сокращении); К. Коровин, «Белка»; рассказы Ю. Коваля и т. д.).

    Приобщая детей к художественной литературе, следует учитывать ряд моментов, связанных с особенностями возраста:

    Устойчивый интерес детей к книгам, рассчитанным на длительное чтение;

    Наличие способности к эстетическому восприятию художественного произведения;

    Заметное возрастание интереса к поэтическому слову;

    Методика работы с этой возрастной группой мало отличается от методики работы с детьми 5–6 лет. Правда, педагоги, беседуя с дошкольниками по содержанию художественных произведений, предусматривают более сложные, чем раньше, вопросы и одобряют более продуманные, аргументированные ответы.

    Библиотека группы должна комплектоваться при участии детей; вместе с ними нужно решить, какие книги можно передать в методический кабинет, подарить детям средней группы. Процедура передачи книг доставляет много радости и той и другой стороне.

    В книжном уголке должны быть любимые детьми книги (например, сказки А. Пушкина, Г.Х. Андерсена, Д. Мамина-Сибиряка и др.), а также словари, хрестоматии, детские энциклопедии, например, из серии «Я познаю мир», то есть книги, к которым часто обращается воспитатель. Дети тоже имеют право брать их в любой момент.

    В подготовительной к школе группе периодически организуются выставки книг. Их тематика самая разнообразная: авторская книга, например сказки А. Пушкина; книги, оформленные известным детям художником, например В. Чижиковым; разные издания одной и той же сказки, иллюстрированные разными художниками; русские народные сказки; сборники стихотворений о природе; книги с веселыми историями и др. Тематика выставок определяется наличием книг в дошкольном учреждении. Кроме того, интересующую детей книгу можно взять (заказать) в библиотеке (при этом дошкольников знакомят с работой библиотеки и библиотекарем).

    Прививая интерес к рассматриванию книг, не нужно забывать о том, что в подготовительной к школе группе многие дети пытаются читать. Рассматривая книгу, они стремятся получить иную, чем раньше, информацию: стараются прочитать название книги и подписи под рисунками; убедившись, что книга имеет оглавление, пробуют выяснить, есть ли в ней то или иное произведение и на какой странице его можно найти. Это требует от ребенка усилий, а от воспитателя – своевременной помощи. С помощью педагога дошкольники продолжают учиться целенаправленно рассматривать иллюстрированные книги (единый стиль оформления: форзацы, орнаменты, рисунки).

    Литературный багаж у детей различен. Дошкольники шестого года жизни могут назвать от двух до одиннадцати произведений разных жанров и от одной до пяти фамилий писателей. Наряду с А. Пушкиным, К. Чуковским, С. Маршаком дети называют М. Зощенко, Н. Носова, Д. Хармса, А. Милна, Г. Снегирева. У многих ребят есть любимые книги.

    Произведения, с которыми воспитатель намеревается познакомить детей, он должен обязательно прочитать заранее и желательно вслух, что педагоги, к сожалению, делают крайне редко. Культура чтения вслух, от которой во многом зависит первое впечатление ребенка о книге, определяется восприятием текста воспитателем и его отношением к произведению. Эмоциональные переживания детей напрямую связаны с так называемой тональностью произведения, которую надо дать им почувствовать. Если по какой-либо причине произведение не полюбилось воспитателю, его лучше не читать детям (выбор программных произведений достаточно велик).

    Перед тем как читать книгу, воспитатель должен сказать добрые слова о ней и ее авторе, подчеркнув, что лично ему герои этого произведения полюбились. Если произведения этого автора уже знакомы детям, следует непременно напомнить им об этом. Прежде чем предложить детям книгу для самостоятельного рассматривания, педагог должен сам внимательно рассмотреть ее: определить, на что дошкольники сами не обратят внимание (например, на то, как художник с помощью цвета передает радость или отчаяние героев).

    Система работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями художественной литературы включает:

    Ежедневное, как и во всех предыдущих группах, чтение сказок, рассказов, стихов; самостоятельное рассматривание детьми книг;

    Специальные занятия;

    Свободное общение воспитателя с детьми на основе произведений художественной литературы.

    Перечень произведений для чтения детям 6–7 лет внушителен. Предполагается также повторение уже знакомых произведений. Поэтому целесообразно объединять произведения в блоки на основе жанровой принадлежности и чередовать чтение рассказов, сказок, стихотворений, глав из книг в течение месяца.

    Многие произведения художественной литературы, в частности стихотворения, связаны с тем или иным временем года, а иногда и с месяцем. Поскольку климатические условия в разных регионах нашей страны отличаются, воспитателям необходимо заранее ознакомиться с нашими рекомендациями, чтобы своевременно поменять местами некоторые занятия.

    В ходе свободного общения с детьми воспитатель может предложить им тот вид деятельности, который в настоящий момент их особенно привлекает: рассматривание книг, драматизация, кукольный спектакль, чтение произведения в лицах, совместное чтение достаточно большого по объему стихотворения или сказки в стихах (дети, ориентируясь на паузы при чтении взрослого, договаривают слова и отдельные фразы), иллюстрирование любимой книжки, рассказывание стихов жестами (воспитатель очень медленно читает знакомое детям стихотворение, а они практически на каждое слово реагируют жестом: «Пять… веселых… домовых… расшалились… очень…») и т. д.

    Упражнения из книги «Расскажи стихи руками» очень популярны за рубежом. Подобная книга вышла и на русском языке: «Расскажи стихи руками. По мотивам английского фольклора» (вольный пересказ В. Егорова. – М., 1992). Такие упражнения способствуют развитию образного мышления, свободы движений. Старшие дошкольники находят очень точные и выразительные жесты при чтении русских народных песенок, стихотворений Д. Хармса, С. Черного, отрывков из сказок К. Чуковского.

    Главная цель общения с детьми посредством художественной литературы – предоставить каждому ребенку возможность попробовать себя в разных видах деятельности и испытать радость, чувство удовлетворения от своих усилий, обогатить свой литературный опыт.

    Во всех возрастных группах педагог периодически проверяет, знают ли дети программные сказки, рассказы, стихотворения. При проведении срезовой работы следует избегать таких вопросов, как: «Какие сказки (рассказы) ты знаешь? Назови их», «Какие стихи ты помнишь?» Целесообразно, ориентируясь на перечень произведений для данной возрастной группы, взять выборочно 5–6 произведений разных жанров и напомнить детям начало произведения или отрывок из него. Если ребенок знает сказку (рассказ), то вспомнит ее название (в своей редакции) и содержание. Если речь идет о стихотворении, то взрослый должен начать читать его сам, а затем предложить ребенку продолжить декламацию.

    Итак, воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, – процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, значительно сократится число людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.