Различение слов, близких по звуковому составу. Тренировка восприятия уровня громкости и силы звука





Рекомендуется использовать в комплекте с...

Читать полностью

Учебно-методическое пособие "Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет" соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Оно включает в себя теоретические основы авторского подхода к данной теме, характеристику речевого развития детей 4-5 лет, методические рекомендации, примерное комплексно-тематическое планирование, а также планируемые результаты усвоения программы.
Использование данного пособия поможет грамотно организовать партнерское взаимодействие взрослого и ребенка, направленное на развитие фонематического слуха, моторики, графических навыков. Предложенное комплексно-тематическое планирование помогает обеспечить живой, устойчивый интерес ребенка к речевым задачам образовательной области "Коммуникация".
Пособие адресовано широкому кругу специалистов, работающих с детьми 4-5 лет, а также родителям и гувернерам.
Рекомендуется использовать в комплекте с рабочими тетрадями "От слова к звуку", "Дорисуй и раскрась", "Учимся составлять слоговые схемы", а также с демонстрационным материалом "Слова, слоги, звуки".
4-е издание, переработанное и дополненное и.

Скрыть

Фонематическое восприятие – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Родители часто жалуются – у моего ребёнка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой лёгкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения. Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первым шагом следует проверить физический слух ребёнка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к различным упражнениям для развития фонематического слуха.

1.Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра: «Шумящие мешочки» Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки, деревянные брусочки, бусинки. Ребёнок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра: «Волшебная палочка» Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Ребёнок должен угадать, какой предмет звучит.

Игра: «Похлопаем» Ребёнок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

2. Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.

Игра: «Три медведя» Ребёнок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребёнок сам говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса.

3.Различение сходных по звучанию слов.

Игра: «Верно – неверно» Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

4. Различение слогов.

Игра: «Похлопаем» Взрослый объясняет ребёнку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребёнком произносит слова (па – па, ло – па – та, ба – ле – ри – на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребёнку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра: «Что лишнее»? Взрослый произносит ряды слогов «па – па – па – ба – па, фа – фа – фа – ва – фа». Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний, (другой) слог.

5. Различение звуков. Объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик звенит - з – з – з, вода шумит – с – с – с, кузнечик стрекочет – ц – ц – ц, ветер шумит – ш – ш – ш, поезд едет – ч – ч – ч, жук жужжит – ж – ж – ж, собака рычит – р – р – р. Взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает кто, (что) его издаёт.

Речевая азбука для родителей дошкольников 4-5 лет

üАртикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

üБыстрая речь неприемлема в разговоре с ребёнком. Говорите ясно, чётко, называя предметы правильно. Главные составляющие красивой речи: правильность, чёткость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

üДыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребёнка дуть тонкой струйкой на лёгкие игрушки, кораблики. Если ребёнку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о грубых нарушениях общего развития.

üЖесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребёнка, тем дольше он будет молчать. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребёнок не овладел родным языком, рано научать иностранным.

üИллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребёнка, - прекрасное пособие для развития речи. Критерии, по которым можно оценить речь ребёнка, родители должны знать. Например, нормы звукопроизношения таковы: 3 – 4 года – (с), (з), (ц) уже должны правильно произноситься; 4 – 5 лет – (ш), (щ), (ч), (ж); 5 – 6 лет – (л), (й); до 6 – 7 лет допускается замена самого сложного звука (р) более простым звуком или его отсутствие в речи.

üЛеворукость – не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию. Мелкая моторика – так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, затем игры с мелкими предметами, шнуровки, лепка, застёгивание пуговиц.

üПодражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребёнка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).

üРежим дня очень важен для маленького ребёнка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства.


Использованная литература: Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей, г. Москва, 2000г.

Подготовила учитель-логопед первой категории Платонова Таиса Александровна

Хорошо развитый фонематический слух «отвечает» за правильное восприятие фонем в звучащей речи у детей от 4-5 лет. Именно благодаря ему мы можем определить:

  • какой конкретно звук имеется в слове;
  • в каком месте слова звук находится - в конце, в середине или в начале;
  • сколько звуков в слове - различных и одинаковых, в какой последовательности они находятся.

Иногда дети, даже не имеющие никаких проблем со звукопроизношением, попросту «не слышат» тот или иной звук, заменяя его другим.
Нарушения фонетического слуха приводят к отставанию развития речи, проблемам с восприятием и произношением звуков и, как следствие, ухудшению уровня социального общения ребенка и снижению обучаемости.

Хорошая новость - на этот процесс можно влиять. Логопеды в своей работе используют различные приемы для развития фонематического слуха. Очень многие упражнения можно делать с ребенком и дома, в рамках самостоятельной работы.

Развитие фонематического слуха включает работу сразу по нескольким направлениям:

  • узнавание неречевых звуков;
  • различение высоты и тембра произносимых звуков;
  • различение в речи слов, близких по своему звучанию;
  • определение длины слова и количества слогов;
  • правильное определение фонем в слове.

Игры и упражнения для развития восприятия неречевых звуков

В занятиях с детьми дошкольного возраста широко используются различные музыкальные инструменты, всевозможные «звучащие» предметы и игрушки. Важно, чтобы ребенок научился легко определять, какой звук он слышит.

  1. «Что поет». Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов - детская дудочка, барабан, пианино, ксилофон. Нужно определить, звучание какого инструмента он услышал.
  2. «Волшебные коробочки». В картонные коробки насыпьте разный наполнитель - горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку.
  3. Очень интересно бывает узнавать, как звучит окружающий нас мир. Попробуйте с детьми по звуку определить, что происходит - течет вода, открывается дверца шкафа, гудит пылесос и т. д.

Тренировка восприятия уровня громкости и силы звука

В заданиях этого типа ребенок учится соотносить силу звука с расстоянием до его источника, ориентироваться на тембр и громкость.

  1. «Жмурки» — самый известный вариант такой игры. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, слушая ваши хлопки в ладоши. От того, кто «жмурится», можно уклоняться, менять местоположения.
  2. «Прячемся от волка». Детки - это зайчики, которые играют на полянке под музыку. Тихая музыка означает, что все спокойно, громкая - идет волк, надо прятаться.
  3. «Нарисуем звук». Предложите ребенку нарисовать длину звука. Возьмите бубен, детское пианино или дудочку. Если звук долгий, на листочке надо нарисовать длинную линию, и наоборот.
  4. Очень полезно просто танцевать под музыку. Спросите, что ребенок хотел выразить в танце, какие чувства вызвала у него мелодия. Или попросите нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению.

Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию

  1. «Что я сказал?» Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак-мак, мышка-мишка), ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой.
  2. «Исправь ошибку». Дети очень любят поправлять взрослых. Попросите их найти ошибки в ваших словах — «На ногах шапки, на улицу наденем тапки» и т. п.
  3. «Рифмы» — читая стихи, делайте в конце четверостишия паузы, пусть ребенок сам закончит предложение. На этом же принципе построено много загадок.
  4. «Аплодисменты». Покажите картинку и попросите ребенка хлопать в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно. Например, шляпа-сляпа-кляпа.

Игры для обучения восприятию длины слов и различению слогов

  • «Кто лишний?» Взрослый произносит одинаковые слоги, в конце добавляя один похожий (па-па-па-ба, та-та-та-тя).
  • «Повторяй за мной!» Произносите слоги, загородив рот ладонью или листом бумаги, чтобы ребенок не мог «считать» звук по артикуляции. Его задача - правильно повторить то что он услышал (ша-ша-жа, си-зи-си). Возможно, цепочка из трех слогов детям с нарушением слуховой памяти покажется сложной, в таком случае можно начать с двух слогов, постепенно усложняя задание.
  • «Сколько слогов» — вместе со взрослым дети должны посчитать количество слогов в слове. Произносите слова хором, медленно, каждый слог отмечая хлопком в ладоши.

Упражнения на различение фонем и развитие навыков анализа и синтеза

  1. Одна из наиболее распространенных игр на эту тему - подбор слов на определенную букву. Кто сможет придумать больше слов, тот и выиграл.
  2. Еще вариант - разновидность игры в города. Надо придумать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего (автобус - слива - апельсин).
  3. «Собери слово». Взрослый говорит буквы слова по отдельности (Р-Ы-Б-А), а ребенок должен назвать слово целиком. А можно поиграть и наоборот, чтобы дети называли буквы.
  4. Игры с карточками. Из набора картинок ребенок должен найти изображение предмета, в котором заданный звук находится в начале слова, в конце, в середине. Например, Р - Река, тигР, матРос.
  5. «Какой звук общий» — взрослый произносит несколько слов, а ребенок должен сказать, какой звук есть во всех словах (кошка, шапка, клюшка - звук Ш).

Развитие фонематического слуха у детей - важная задача. Однако, планируя занятия, необходимо помнить, что проводить их нужно в игровой форме, не утомлять ребенка и обязательно хвалить за успехи. По мимо развития фонематического слуха, необходимо уделить внимание и . Начинайте заниматься с упражнений, которые ему по силам, постепенно усложняя задания. Хорошее настроение и интерес - самая лучшая мотивация.

Учебно-методическое пособие «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» соответствует Феде ральным государственным образовательным стандартам (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Оно включает в себя теоретические основы авторского подхода к данной теме, характеристику речевого развития детей 4-5 лет, методические рекомендации, примерное комплексно-тематическое планирование, а также планируемые результаты усвоения программы. Использование данного пособия поможет грамотно организовать партнерское взаимодействие взрослого и ребенка, направленное на развитие фонематического слуха, моторики, графических навыков. Предложенное комплексно-тематическое планирование помогает обеспечить живой, устойчивый интерес ребенка к речевым задачам образовательной области «Коммуникация». Пособие адресовано широкому кругу специалистов, работающих с детьми 4-5 лет, а также родителям и гувернерам. Рекомендуется использовать в комплекте с рабочими тетрадями «От слова к звуку», «Дорисуй и раскрась», «Учимся составлять слоговые схемы», а также с демонстрационным материалом «Слова, слоги, звуки».

Методические рекомендации.
Вашему вниманию предлагается учебно-методическое пособие «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» для взрослых и рабочая тетрадь «От слова к звуку» для выполнения ребенком заданий программы «От звука к букве». Основное назначение пособия - помочь взрослым в организации и проведении работы по развитию фонематического слуха у детей 4-5 лет. В данном пособии 32 темы, которые входят в образовательную область «Коммуникация», содержание которой, решает задачу - развитие всех компонентов устной речи.

На данном этапе речевого развития выделены три задачи, которые решаются комплексно:
1. Развитие фонематического слуха.
2. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
3. Развитие основных движений (упражнения для рук, ног. туловища) и мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).
Работа по развитию фонематического слуха начинается с побуждения детей интонационно произносить свистящие («С-СЬ», «З-ЗЬ», «Ц»), шипящие («Ш», «Ж», «Ч», «Щ»), сонорные звуки («Л-ЛЬ», «М-МЬ», «Н-НЬ», «Р-РЬ»); к концу года детям предлагаются взрывные, губные звуки («Б-БЬ», «К-КЬ», «Г-ГЬ», «Д-ДЬ», «Т-ТЬ»), что способствует не только развитию фонематического слуха, но и правильному произношению звуков. Эта задача решается практически в каждом сценарии.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет, Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку», Колесникова Е.В., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет, Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю читать», Колесникова Е.В., 2016
  • Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет, Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я», Колесникова Е.В., 2016
  • Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет, Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Раз - словечко, два - словечко», Колесникова Е.В., 2015
  • Развитие речи у детей 2-3 лет, Учебно-методическое пособие к иллюстративному материалу «От звукоподражаний к словам», Колесникова Е.В., 2016