Проект "устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста". Роль устного народного творчества в воспитании детей младшего дошкольного возраста

Роль устного народного творчества в воспитании детей.

Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка раннего возраста трудно переоценить.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителем можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая ее движения чтением потешки. Правильный подбор потешки, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народнойпотешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя - помочь малышам в этом.

Для воспитания детей дошкольного возраста фольклор не утрачивает своего воспитательного воздействия. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности

Создавшийся веками поэтический материал малых фольклорных форм в сочетании с реальностью, находясь в обыденном состоянии, постепенно преображают её, и в результате поэтизация обычных предметов и явлений подчёркивает их достоверность и одновременно с этим возвышает обыденное, обогащает речь ребёнка.

Воспитательная возможность народной культуры, заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и т.д. Первенство здесь отдается фольклорному материалу, его нравственной сущности. Обращение к огромному и богатому миру русской культуры особенно необходимо еще и потому, что она животворно и очищающее влияет на маленького человека. Напившись из этого чистого родника, он познает сердцем родной народ, становится духовным наследником его традиций, а значит, вырастает настоящим человеком

Особую роль играют сказки. Они помогают показать детям: как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят"); что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка"). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах

Практика показывает: сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки. Они знают кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его. У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью

В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку. Произведения народного творчества могут служить эффективным средством формирования положительного, эмоционально окрашенного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю при следующих условиях: если ознакомление с народным творчеством входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни; если осуществлен отбор произведений народного творчества, в наибольшей степени способствующих воспитанию начал патриотических чувств; если у детей сформировано умение различать некоторые специфические и общие черты в творчестве разных народов.

Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок – подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла, насилия, от врагов и чужеземных захватчиков – способствует раскрытию идей патриотизма.

Появление интереса детей к различным образцам народного творчества может рассматриваться как показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей

В круг детского чтения входит русский фольклор, а также фольклор народов мира. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребенка обладателем общечеловеческих духовных ценностей. В своем литературном развитии ребенок должен идти от литературы своего народа к детской мировой литературе

Сравнение фольклорных произведений разных народов дает возможность не только формировать определенные представления о характерных национальных особенностях устного творчества, но и воспитывает глубокий интерес к анализу этих особенностей, понимание ценности фольклора каждого народа, которая определяется наличием общих переживаний, стремлений, единых нравственных позиций

Волков Г.Н. отмечает познавательную роль фольклора: «Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи

Слушание произведений народного творчества дают детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. Так, на примере известной и всеми любимой сказки «Колобок» можно познакомить детей не только с традиционной пищей русского народа (колоб) и рецептом ее приготовления, но и расширить их представления о быте русского народа, пояснить понятия «амбар», «сусек», «пряжить». Знания, приобретенные детьми путем знакомства с этимологией слов, назначением предметов, помогают им делать обобщения и умозаключения, расширить свой кругозор. С помощью фольклорных произведений детей можно познакомить с одним из ведущих признаков народа, отличающим его от всех других народов, а именно с языком (можно продемонстрировать, что языки, как и их носители, т.е. народы, могут быть похожими, родственными, а могут и отличаться друг от друга).

В фольклоре отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой, которая возникла из гармонии самой природы и понимания необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее. Во многих русских пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание того, что природа – это сила, с которой надо считаться. Хоровод – одно из народных праздничных действ, которое целиком связано с природой, так как проходило это действо всегда на природе. Таким образом, экологическое воспитание, воспитание любви к родной природе также может опираться на народную педагогику

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. К. И. Чуковский в книге "От двух до пяти" говорил о том, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи». Кроме этого он отмечал, что «сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с темп из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки»

Фольклорные тексты раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам К.Д. Ушинского «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь

Народное творчество в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Поэтому, сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания, духовно нравственных качеств личности в нашем ДОУ. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Познакомившись с литературой о духовно – нравственном воспитании, я поняла, что духовно – нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость» .

В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, вызываем интерес к народным обычаям, воспитываем художественный вкус и при этом развиваем речь.

Яркие, доступные по форме потешки, пальчиковые игры, приговорки легко запоминаются и могут использоваться детьми в разных видах деятельности. Они забавляют ребенка и вместе тем, обучают навыкам поведения. Работая с детьми второй младшей группы, я пришла к выводу, что дети легко отзываются на произведения устного народного творчества. Их опыт еще мал, разговорная активная речь мало развита, но им понятны и доступны малые жанры.

Благодаря устному творчеству ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть» , «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.

А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным? Этот путь как раз и реализуется через разные малые фольклорные жанры. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты этих жанров произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной, народного чувства, народной жизни, в области народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки.

Народное творчество своим содержанием и формой, наилучшим образом отвечает задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего

народа изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Знакомство с народным творчеством лучше начинать с младшей группы и продолжать на протяжении всего периода нахождения ребёнка в ДОУ. Определив направления в работе, я приступила к их реализации. Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от моего умения пробудить интерес к творчеству. Поэтому глубже изучила различные виды народого творчества. В работе использую:

Наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий) , собрала книжки для детей. При планировании стараюсь продумывать и использовать разнообразные виды игры: с игрушками, фигурками из плоскостного театра, куклами бибабо. Ведь развивая, образное мышление можно помощь ребенку выполнять уже задания, относящихся к продуктивным видам деятельности - заниматься рисованием, лепкой, аппликацией.

Словесный метод (коллективное чтение, заучивание) В своей работе с детьми использую: колыбельные песни которые, своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, - что очень важно для физического развития, - одновременно способствует накоплению у детей чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка, потешки которые, вводят ребенка мир, учат его жить. Она воспитывает и учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо» . Потешки можно использовать во всех режимных

процессах и во всех возрастных группах.

Игровой метод (игры-драматизации, игры- инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры) . Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предлагаю детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации.

Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учу детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания, а еще потешки, ставила перед детьми задачу не только запомнить потешку, но и обыграть ее. Малыши всей группы учились двигаться. Говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д. в зависимости от того о ком потешка. Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но все же выполняют все с интересом.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки» , «Сорока –белобока» , «Коза Рогатая» и другие. Пальчиковые игры: исследования физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга и доказали что, влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Простые движения не только рук но и губ - снимают умственную усталость. Они способны улучшать произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Обогащая словарь дошкольников в группах постарше, можно учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, четко произносить их, запоминать пословицы, поговорки, скороговорки, считалки.

Народное творчество можно использовать во всех возрастных группах. Особое внимание уделять проблеме сотрудничества и взаимопонимания с родителями. Привлекая их пополнению уголка ряженья, при проведении утренников, да и просто в воспитании своего ребенка.

Истинное народное творчество всегда направлено на пропаганду добра, красоты, ориентировано на формирование такой личности, которая посвятила бы всю свою энергию и волю защите своей Родины, мирной жизни и интернациональной дружбе между народами, победе добра над злом, достижению социальной гармонии. Опыт прошлого, содержащийся в фольклоре, служит прекрасным и неисчерпаемым источником в подготовке человека будущего.

Исходя из всего выше изложенного, можно сделать вывод, что мудрость и простота, органично сочетающиеся в народном творчестве, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, уважение к старшим, забота о младших - это те заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром, духовным компасом. Следовательно, это всё имеет большую воспитательную и образовательную ценность, так как, воспитывая детей на народных традициях, можно формировать у них любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа, учить понимать роль семьи, свое место в семье, растить будущих хозяев.

Вся народная культура рождается из труда, трудовой деятельности, являющейся основой существования человека. И поэтому неслучайно главное качество всех народных героев - трудолюбие. Человек труда воспевается в народных песнях, сказках, былинах, он уважения, чтим, он учитель, передающий детям свое умение, мастерство.

В процессе труда человек взаимодействует с природой. Он встречается с добрыми и злыми силами, которые сосуществуют с ним. Поэтому он обращается к природе ласково, как к родному, близкому существу: землица-матушка, Красно Солнышко, золотой дождичек и т.д.

Ты взойди, взойди, солнце красное, - поется в одной из русских народных песен.

Так начинается обожествление природы, рождаются первые мифы и религии. В них нам предстает человек, любящий, охраняющий и защищающий природу как свою благодетельницу, кормилицу, родительницу. В процессе труда люди общаются друг с другом. Постепенно складывается система норм общения, правила взаимоотношений а группах, семьях. Здесь на первое место выдвигается любовь.

"Возлюбленные дети мои, дети мои, любите друг друга" - это последние слова евангелиста, любимого ученика Христа, Иоанна Богослова, произнесенные им в проповеди-завещании.

Человек живет на Земле, она его кормит, одевает, рождает стремление к творчеству, к искусству, что развивает его духовность, формирует творческую личность. Эта Земля - родина человека, давшая возможность увидеть ее красоту. И ей надо помогать всеми своими силами, защищать от врагов как мать, родившую тебя. Не случайно идея патриотизма, любви к родине, как к малой, где ты родился, так и к стране в целом, проходит практически через все формы устного народного творчества: сказки, героический эпос, песни, пословицы и поговорки.

Эта же идея является центральной и в письменных памятниках как народных, так и авторских. Она выражается не только в описаниях героизма людей, но и в поэтических описаниях родной природы, прославление своей Родины, осуждении предательства, трусости и уклонения от исполнения гражданского долга.

Патриотизм всегда связывается с определенными качествами личности: храбростью, отвагой, доблестью, а также частью и достоинством, даже в отношениях с противником. За примером долго ходить не надо. Достаточно вспомнить героев народных волшебных сказок, борющихся с различными чудищами за свободу и счастье своего народа, за независимость Родины, былинных героев6 Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича и других защитников Отечества. Народная мудрость, раскрывающая любовь к Родине, сконцентрирована в пословицах: "На чужбине сгоришь от солнца, дома и снег согревает", "С родной земли - умри - не сходи", "Без корня и полынь не растет", "На чужой стороне и весна не красна". Так постепенно, от поколения к поколению, у народа складывается представление об идеале человека, о носителе всех лучших качеств, присущих национальному характеру.

И венчает народную культуру национальный язык. Очень хорошо об этом сказал Н.А. Карамзин " Язык и словесность суть не только способы, но и главные способы народного просвещения; …богатство языка есть богатство мыслей…; успехи наук свидетельствуют о превосходстве разума человеческого, успехи же языка и словесности свидетельствуют о превосходстве народа, являя степень его образования, ум и чувственность к изящному".

Итак, человек, любящий трудиться, человек нравственный, патриот, гуманист, любящий свою родину с ее природой, с ее людьми, с ее историей и культурой, человек физически сильный, мужественный - это и есть тот идеал, который сформировался в русской культуре, который определяет ее высокую духовность, нравственность и гуманность. Эти черты наиболее полно раскрываются в русском народном творчестве, часто подвергаясь гиперболизации (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну ночь посеять лен, вырастить, обработать, наткать одеть весь народ и т.п.)

Сказочные герои бесстрашны. Они борются со злом и побеждают его, даже если ради этого погибают. И хотя русские народные сказки кажутся бесхитростными, то уроки, которые они преподают современным поколениям воистину неоценимы.

Процесс воспитания в России начинался с наставников. Существовали специальные руководства и рекомендации по воспитанию: наставления, назидания и т.д. В них сосредоточены основные заповеди воспитания человека: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности. Не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина. Аналогичные заповеди-запреты имеются и в Библии.

не убивай,

не пожелай жены друга твоего.

не прелюбодействуй

Сравнивая народные заповеди с заповедями религиозными, видно их сходство, можно сделать вывод о том, как религиозные, так и народные заповеди имеют общечеловеческую направленность и определяют совокупность нравственных качеств человека.

И, наконец, идеал личности особенно четко и кратко выступает в народных афоризмах, этих своеобразных педагогических миниатюрах.

Пословицы и поговорки - проверенная тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.

Пословицы - не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорят от прошлом, оно оценивается точки зрения настоящего и будущего - осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое отражено в афоризме, соответствует народным идеалам, чаяниям, ожиданиям человека.

В пословице заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума, утверждаются общечеловеческие ценности. Например, "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда"

Наиболее распространенными формами пословиц являются наставления, поучения и практические советы взрослым по воспитанию детей.

Так, сформировавшиеся н на протяжении веков представления о народном идеале легли в основу всех компонентов народной культуры, всех произведений народного творчества. Вот почему сказки, песни, афоризмы, героический эпос, народные промыслы становятся важнейшими средствами обучения и воспитания.

Что же составляет содержание народной культуры., имеющей огромной воспитательное значение. Это прежде всего фольклор - русское народное творчество: сказка, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки и т.д.; музыкальное песенное искусство; народная игрушка, народные промыслы, объединяющие в себе труд и искусство.

Передаваясь из поколения в поколение в устной, а позднее в письменной форме, народная культура трансформировалась в традиции как механизм передачи новым поколениям. Возникают трудовые, семейные, празднично-игровые традиции, традиции обучения и воспитания.

"Русские песни, предания, пословицы… и, наконец, русские сказки без сомнения заслуживают большого внимания, они - хранилище русской народности" (Н.А. Некрасов).

В народном творчестве сказка - безусловно самое большое чудо Вымысел существует на сам по себе, а несет определенную смысловую нагрузку: материализованные в гиперболических образах добро и зло; в сказке вдут постоянную борьбу, в которой всегда побеждает добро. Утверждение нравственного закона жизни - это и есть нравственная правда сказки. Своим чудесным содержанием сказка всегда зовет на борьбу со злом, с врагами, призывает отстаивать справедливость, добро, гуманизм.

В ней предельно ярко выражены нравственные законы и принципы, эстетические идеалы. Сказки говорят нам больше, чем непосредственно заключено в выдумке. "Сказка - ложь, да в ней - намек, добрым молодцам урок".

Можно выделить несколько групп сказок, сохранившихся до настоящего времени: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки, сатирические сказки.

В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, чванство, жадность и другие пороки. Во многих сказках воспевается удачливость, находчивость, дружба. Очень красив и звучен язык сказок: он певуч и поэтичен, содержит множество метафор и сравнений, пословиц и поговорок, очень метких и поучительных. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов. Идеал человека, данный в сказках, можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши.

Таким образом, первый воспитательный акцент сказки - это содержание. Сказка помогает ребенку поверить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом. Героический эпос по своим форме и замыслу близок к сказке, но в отличие от последней в ней действуют реальные люди. Например, князь Владимир - Красное Солнышко.

Главными героями этого жанра являются богатыри - защитники Отечества, борцы за правду. Они представлены в эпосе как идеал человека, олицетворяющий мечты и чаяния народа. Так, один из самых любимых народом "добрых молодцев" - Илья Муромец - честен и скромен, защитник своего народа, он храбр и смел, и при этом благовоспитан.

Позднее появляются в русском эпосе богатыри, несущие славу Родине другими деяниями: торговлей, открытием новых земель, например, Садко.

Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного творчества: она выражает чувства в чистом виде, движения души непритворные. В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Поскольку песни легко адаптируются к любому возрасту, в том числе, и к детскому, к условиям жизни семьи, они обладают ярко выраженными воспитательными возможностями и могут быть использованы в формировании тех или иных качеств ребенка. Воспитательные функции песни различны. Это эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние содержания, воспитание коллективизма и душевной чуткости.

Афоризмы, пословицы, поговорки входят в народную культуру как чистейший и драгоценнейший родник народной мудрости. Пословицы и поговорки сопровождают человека с раннего детства. Большая их часть связана с отношением к труду, родине, родителям, друзьям. Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать из с раннего возраста, воспринимать не как пожелания, а как жизненную норму. Пословицы и поговорки всегда были путеводителями по жизни, которым руководствовались взрослые, приобщая к ним детей. Не утратили они своего воспитательного значения и по сей день.

Загадка - жанр народного творчества, относящийся к малым фольклорным формам. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и различия и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывая их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретически творческого мышления.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности". Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка - дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют народные игры.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. И в этом отношении народная игра занимает особое, важное место. Возникновение народной игры - это творческий процесс. Народная игра с течением времени видоизменялась, совершенствовалась. Почти все современные игры созданы на основе народных игр. А.М. Горький говорил, что игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить, и особая роль здесь принадлежит народной игре.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр, которую психологи считают ведущей деятельностью ребенка. D русских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи с тем, что игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе. Это способствовало укреплению здоровья. Бытовавшие в народе игры возникали свободно, продолжительность их не была регламентирована. Элементарные правила между играющими, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему согласию участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно будет убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т.п. Устанавливались правила выбора водящих (назначение по желанию играющих, с помощью считалок и т.п.), а также придумывались наказания проигравшему (часто довольно трудные и с современной точки зрения недопустимые. С развитием педагогической мысли происходит постепенный отбор из числа народных наиболее целесообразных в воспитательном отношении игр. В процессе длительной практики определились их содержание, были сформулированы правила. Создавались и новые игры, преследующие специальные педагогические цели. Наряду с творческими играми, возникавшими в самостоятельной двигательной деятельности детей ("Салки, "Прятки", "Казаки-разбойники) и другие, выделялись, так называемые организованные, педагогически наиболее целесообразные игры с готовым зафиксированным содержанием и определенными правилами.

Передовые русские ученые П.Ф. Лесгафт, Е.А. Покровский, В.В. Гориневский, учитывая важную роль игр в развитии физических сил ребенка, в приобретении им определенных навыков, в воспитании нравственных качеств, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр. Они разъясняли их значение для развития детей и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения. В дальнейшем эти прогрессивные идеи нашли свое отражение в трудах ученых, разработавших вопросы теории и методики подвижных игр в разных звеньях системы физического воспитания.

Роль устного народного творчества в воспитании детей

дошкольного возраста

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины»- частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно - понятно даже для самых маленьких.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

Фольклор делят на малые жанры и большие жанры.

Малые жанры

1) Колыбельные песни- Колыбельные песни в народе зовут байками.

2) Потешки - песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок».

3) Прибаутки . Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах.

Детский фольклор - своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о считалках, дразнилках во всех их разновидностях.

4) Народные поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.

Крупные жанры

1) БЫЛИНЫ. Наряду с песнями дошкольников необходимо знакомить с героическим эпосом. В наше время, когда эпос ушел из живой памяти народа, о богатырях ребенок узнает из книг. Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.

2) СКАЗКИ . Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Самые элементарные - и в то же время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку.

Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка.

Приобщение дошкольников к устному народному творчеству должно решать следующие задачи:

1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.

2.С помощью живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.

4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.

5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.

6. Развивать интерес к народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.


Роль устного народного творчества в воспитании детей

дошкольного возраста

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины»- частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно - понятно даже для самых маленьких.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

Фольклор делят на малые жанры и большие жанры.

Малые жанры

1) Колыбельные песни- Колыбельные песни в народе зовут байками.

2) Потешки - песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок».

3) Прибаутки . Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах.

Детский фольклор - своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о считалках, дразнилках во всех их разновидностях.

4) Народные поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.

Крупные жанры

1) БЫЛИНЫ. Наряду с песнями дошкольников необходимо знакомить с героическим эпосом. В наше время, когда эпос ушел из живой памяти народа, о богатырях ребенок узнает из книг. Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.

2) СКАЗКИ . Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Самые элементарные - и в то же время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку.

Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка.

Приобщение дошкольников к устному народному творчеству должно решать следующие задачи:

1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.

2.С помощью живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.

4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.

5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.

6. Развивать интерес к народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.