Проект по финансовой грамотности «Маленький экономист. План-конспект занятия (старшая группа) на тему: конспект занятия по финансовой грамотности

Евгения Коркунова
Проект по финансовой грамотности «Маленький экономист»

Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

1) расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

2) развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

3) воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

Оборудование, дидактический материал: бумага для рисования, фломастеры, деньги бумажные и металлические (можно копии, презентация «Деньги прошлого, настоящего и будущего».

Технические средства обучения: ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Тип проекта: творчески - познавательный.

Участники проекта: дети подготовительной группы; воспитатели группы; работники детского сада; родители.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

Подготовительный этап

В ходе данного этапа проводится предварительная работа:

1) Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта,

2) Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями

3) Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)

4) Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых.

Сотрудничество с родителями (оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы. Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Основной этап

В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:

Мероприятия по работе с детьми:

чтение художественной литературы,

просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций,

экскурсии,

наблюдения,

рисование,

аппликации,

дидактические игры.

1) Мероприятия по работе с педагогами и родителями:

использование раздаточного материала, в соответствии с темой проекта,

использование мультимедийной презентации,

изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр

Заключительный этап

На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы:

1) Изготовление альбома «Магазин», меню для «Кафе», другой материал для сюжетно-ролевых игр.

2) Оформление фото выставки.

3) Привлечение родителей в сюжетно –ролевую игру «Магазин».

Ожидаемые результаты реализации этого проекта:

Дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся

устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах

жизнедеятельности;

Родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;

Дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной

проблемы;

Педагоги получат систему работы по формированию экономического опыта детей.

1. «В магазине» Цель: Закрепление у детей знаний о продуктовых магазинах.

2. «Все профессии важны» Цель: Закрепление знаний о профессиях – продавец, администратор, кассир, директор и их обязанности.

3. «Деньги» Цель: Продолжать закреплять знания у детей о деньгах.

Консультации для родителей:

1. «Играем вместе с детьми».

2. "Сюжетно-ролевые игры в жизни детей"

3. «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»

4. «Взрослые, дети, игра»

Художественная деятельность:

1. Изготовление вывески, чеки, пригласительные на открытие магазина, пластиковые карточки для игры «Магазин»

1. Сюжетно – ролевая игра вместе с родителями «Супермаркет»

НОД «Знакомство с деньгами»

Познакомить детей с деньгами, какие были при древнем человеке до наших времен;

Познакомить детей с деньгами достоинством 1,2,5,10 рублей,1,5,10 копеек;

Ввести понятия: деньги, монета, купюра, рубль, копейка;

Учить устанавливать соотношение между монетами и числами;

Закрепить знание о составе числа из двух меньших чисел и из единиц;

Учить составлять различные комбинации из имеющегося набора монет;

Обогащать активный словарь;

Ход мероприятия:

Вос-ль: Здравствуйте, ребята. Посмотрите кто к нам пришел в гости?

Дети: Кот.

В: Правильно, это кот Ученый, он все знает.

К: Здравствуйте, ребята. ВЫ любите отгадывать загадки?

Д: Здравствуй

В: Ребята, как вы думаете, что очень любит делать кот?

Варианты ответов.

Д: Варианты ответов.

К: А где мы с вами расплачиваемся деньгами?

Д: Варианты ответов.

К: В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги)

В: Правильно, ребята. Вот бы нам попасть в магазин, но попасть можно с помощью одного волшебного предмета. Как вы думаете какой? (Цветик – семицветик) Ребята, но нам оторвать и сказать волшебные слова. Отрывают и говорят слова. «ОКАЗАЛИСЬ» в древнем мире.

К: Как вы думаете, где мы оказались? Попали мы к древним людям. https://www.youtube.com/watch?v=Rw4gcroLNBw&t=138s

В: Ребята, какие были деньги в мультфильме?

Д/и: «Что когда было?»

Правила: Выбрать из нескольких картинок, что могло быть денежками.

Физминутка: «Апельсин»

Мы делили апельсин

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка. кожура.

Он сердит на нас - беда!

Разбегайтесь кто куда.

В: Ребята, а давайте вспомним, из какой сказки цветик – семицветик?

Какие желания были у девочки?

К: А можно было обойтись без Цветочка? Как можно было исполнить желания девочки?

В: Мы пошли купить продукты:

Молоко, сметану, фрукты.

На кассу все несем в корзине.

Мы в продуктовом. Магазине

В: Что загадывала девочка из сказки?

Д: Куклы, баранки, велосипеды.

К: Ребята, давайте с вами нарисуем, то что можно девочка загадала.

Рисование цветными карандашами предметы, которые девочка загадала с помощью цветка.

Кот ученый рассматривает рисунки детей.

«Экскурсия в магазин»

Цель: Продолжать знакомить детей с социально значимыми зданиями

города их назначением магазин «Продукты»;

профессии людей продавец продуктового магазина,

Ход экскурсии:

В: Ребята мы сегодня с вами отправимся на экскурсию в магазин. Давайте вспомним как мы можем узнать сколько стоит еда или игрушка?.

ответы детей

В: Правильно. Возле товара всегда есть ценник, на котором написана цена.

Что могут продать детям?

Ответы детей.

В: Совершенно верно, детям могут продать хлеб, молоко, конфетку.

А что нам надо сделать, когда мы взяли товар?

Д: Пройти с ним на кассу.

В: Как называется человек, который продает в магазине продукты?

Д: Продавец

В: Да, в магазине работает продавец. В больших магазинах как «Виктория», есть продавец и на кассе работает кассир.

В: А что потом мы делаем?

Правильно, взять товар и подойти к кассиру, заплатить деньги, только тогда можно выйти из магазина.

А откуда мы с вами берем деньги?

Ответы детей

В: Совершенно верно, мы ходим на работу и получаем их за работу. Какие профессии вы знаете?

Экскурсия в магазин

В: Ребята, что мы видим в магазине?

Д: еду, продукты, чай и т. д.

В: Правильно, мы с вами видим продукты, значит этот магазин называется продуктовый.

Давайте с вами купить мармелад. Мы выбрали, продукт. Что мы с вами должны сделать дальше?

Д: Пройти на кассу и оплатить.

В: Выходим из магазина. Кто запомнил, какими деньгами мы расплатились?

В: Ребята, кого мамы уже отправляют в магазин?

Как вы думаете, что поможет купить все, что надо в магазине?

А что можно сделать, чтобы не забыть предметы, которые нам надо купить?

Ответы детей

В: Надо аккуратно пользоваться деньгами, чтобы они не потерялись.

Сюжетно – ролевая игра «Виктория»

Цель: закрепить знания детей по теме: «Супермаркет»;

закреплять знания о деньгах;

продолжать формировать интерес детей к игре;

воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал: продукты, корзинки, чеки, кошельки, одежда для продавцов, стеллажи с продуктами, банковские карточки.

Ход игры:

(Распределение ролей, выбор продавца, директора, кассира. Директор магазина приглашает на работу: Продавца, водителя, кассира)

В: Ребята давайте вспомним как себя вести в магазине?

Можно отходить далеко от родителей в магазине?

Ребята предлагаю вам побывать на открытии нового супермаркета.

Директор магазина перерезает ленточку при открытии супермаркета.

Воспитатель обращается к детям: «Ребята, давайте выясним, как правильно купить товар?» (выбрать нужный товар, заплатить за него, взять чек).

Покупатель: Здравствуйте, мне нужен товар

Продавец: ДА у нас есть такой товар. Вам с доставкой на дом или сами сейчас заберете?

Покупатель: Спасибо сейчас сам.

(параллельно диктор или продавец читает объявление «Приглашаем на работу», «Привоз нового товара)

Покупатель расплачивается, забирает товар и уходит.

Продавец: Вот вам карта скидок.

Все продукты на витрине:

чай, конфеты, колбаса –

Разбегаются глаза.

Подходите, покупайте.

Деньги в кассу отдавайте.

Покупатели расходятся по отделам.

В нашем городе наступил вечер.

Рабочий день закончился.

Закрываются магазины.

В конце игры диктор читает, что магазин закрывается на перерыв (или конец рабочего дня). Покупатели совершают свои последние покупки, охрана провожает их, двери закрываются.

Картотека игр

по финансовой грамотности

для детей 5-7 лет

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

    Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

    Сначала зарабатываем – потом тратим.

Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

    Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.

Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

    Деньги любят счет.

    Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

    Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

    Не все покупается.

Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь .

    Финансы – это интересно и увлекательно!

Игра «Груша-яблоко».

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Суть игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами:

их нужно планировать заранее.

Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Суть игры:

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Игра « Кто кем работает?»

Цель . На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Суть игры

Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.

Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

Игра «Кто как работает?»

Цель . Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.

Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.

Суть игры

Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?

С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.

Затем знакомьте с правилами игры:

Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.

Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:

«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

Игра Услуги и товары

Цель . Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.

Материал . Предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.

Суть игры

Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).

Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец.

В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:

Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.

Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.

По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.

Практика «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Суть практики:

Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.

Практика «Совместные покупки»

Цель:

Суть практики:

Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей.

На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет.

На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например, выбрать все для собственного завтрака.

Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки.

Практика «Самостоятельная покупка»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Суть практики:

Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и внимателен к ценам на товар и получению сдачи, предложите ему первый самостоятельный поход в магазин.

Обязательно составьте список покупок. В первый раз он должен быть несложным, не более трех товаров: например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в какой упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене.

Дайте сумму, предполагающую получение сдачи. Обсудите, какой должна быть сдача.

Похвалите ребенка за покупку!

Практика «Таблица расходов»

Цель: научить считать деньги, показать принципы финансового планирования.

Суть практики:

Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эти действия должны войти в привычку.

Договоритесь о времени в расписании дня, когда ребенок будет уделять этому занятию 10 минут.

Детский сад - идеальное время для начала развития навыков финансовой грамотности, поскольку дети узнают о монетах, потребностях и потребностях и о том, как тратить деньги. Тем не менее, обучение управлению деньгами для детей может быть сложным. Сегодняшние дети не так много подвержены наличным деньгам, как раньше, что может сделать деньги более неосязаемой и сложной концепцией.

Поначалу, говорит Левина Мария, исполнительный директор «Копейки за финансовую грамотность», ваш ребенок должен понять, что такое деньги, и что они имеют ценность. Затем, когда он начинает изучать, что значит тратить и экономить, используйте эти 11 советов для усиления финансовой грамотности.

Основы денег

  1. Ввести монеты и счета. Вводите монеты и банкноты по одному, начиная с копейки. Когда у вас есть мелочь, пусть ваш ребенок сортирует и подсчитывает монеты. Или пусть ребенок наведет порядок в вашем кошельке, складывая бумажки денег в порядке от наименьшего до наибольшего.
  2. Пусть Он заплатит. Когда ваш ребенок научится хоть немного считать и поймет для чего нудны "бумажки", пусть он заплатит за небольшие покупки. Когда вы платите наличными в продуктовом магазине, кафе-мороженое или кафе, пусть он оплачивает кассиру и принимает сдачу.
  3. Посетите Банк. Мария рекомендует брать вашего ребенка в банк почаще. Пока вы делаете снимаете деньги, открываете вклад или решаете другие вопросы, они узнают, кто работает в банке и где «хранятся» деньги.

Зарабатывать деньги

  1. Назначьте денежное пособие. Детский сад - хороший год для детей, чтобы начать получать "пособие" (карманные деньги).

    Установите пособие для детей в зависимости от ваших собственных финансов. Скажем 100 рублей в неделю, или 10 рублей в день. Однако вы не обязаны давать им деньги каждую неделю. Можно выдавать раз в неделю, раз в месяц или использовать другие стандарты;

  2. Запросите их услуги. Используйте интересы вашего ребенка, чтобы «использовать» их. Можете ли вы заплатить им, чтобы вывести собаку на задний двор? Или ваш ребенок любит помогать и хочет заполнить стиральную машинку за определенную плату? Обязательно отделите действия «плата за обслуживание» от общих ожиданий семьи (что делает вашу кровать или уборку), что все должны делать. Только не переборщите. ВСегда надо знать меру и платить не за каждое действие ребенка, а лишь за некоторые из них;
  3. Запустите микробизнес. Будь то лимонный стенд, остановка горячего яблочного сидра (со взрослым наблюдением) или закусочная на вечеринке в районе квартала, имеющей опыт продажи, научит вашего ребенка ценить деньги, которые они получают. Как только у них наличные деньги в кармане, пришло время начать управлять ими.

Управление деньгами: тратить, сохранять, делиться

  1. Сравнение покупок 101. Когда ваш ребенок узнает, как делать покупки в супермаркете или магазине игрушек - идеальное время, чтобы поговорить о ценах. Выберите два предмета, которые хочет ваш ребенок, и сравните цены. Что больше? Какой из них он мог бы купить и почему? Стоит ли дополнительно покупать пакет с персонажами?
  2. Задайте цель сохранения (копить деньги). Первая цель спасения вашего ребенка должна быть для забавной игры или игрушки. Опубликуйте фотографию своей цели на листе бумаги и нарисуйте шашки с денежными суммами, которые составляют ее цель (камни 5 рублей или 10 в зависимости от конечной цели). Затем, когда он экономит эти денежные суммы, цвет в ступеньках. Когда она наполнит все камни, пойдите по магазинам!
  3. Начните «Привычку делиться». Важная часть обмена деньгами. Для вашей семьи это может быть бросить несколько монет в копилку или позволить вашему ребенку пожертвовать на благотворительность. Примите участие в благотворительном мероприятии, чтобы они могли видеть, куда ушли деньги. Если ваш ребенок пожертвовал местному приюту для новорожденных, посетите его в приемный день.

Финансовая ответственность

  1. Учить выбор. По словам Джули Фелшоу (Julie Felshaw), специалиста по финансовому и экономическому образованию в государственном управлении штата Юта, деньги идут на выборы. Начните разговор о выборе, когда проблема не имеет ничего общего с деньгами. Например, что мы делаем, когда у нас есть пять тысяч рублей и шесть детей? Затем, представив ту же идею позже, когда задействуются деньги, у нас есть 10 тысяч рублей и мы хотим купить три вещи, которые в сумме стоят 11 тысяч рублей, что мы делаем?
  2. Будьте честны в своих финансах. Если вам нужно принять трудное финансовое решение, будьте честны с вашим ребенком. Вам не нужно рассказывать ему все, но обсудите, как это повлияет на него. Пока вы обсуждаете это не забудьте подчеркнуть, что, хотя деньги ценны, это не любовь, и это не безопасность. Это то, для чего ты здесь.
  • Обложка для удостоверения о повышении квалификации. Приобрести (по желанию).
  • Программа «Проектирование и реализация курса «Основы финансовой грамотности для дошкольников» в ДОО» (72 часа) предусматривает содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности
    В результате освоения программы повышения квалификации «Проектирование и реализация курса «Основы финансовой грамотности для дошкольников» в ДОО» (72 часа) обучающиеся должны знать:

    • Как научить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях;
    • Как формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность: список покупок, чек);
    • Как развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев;
    • Как развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
    • Как развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;
    • воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.
    Уметь:
    • применять на практике знания, полученные на лекциях и практических занятиях;
    • организовать направления своей педагогической работы по повышению финансовой грамотности дошкольников;
    • применять современные педагогические технологии.
    Владеть: Категория слушателей: руководители и педагогические работники дошкольных образовательных организаций
    Форма обучения: электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.
    Условия реализации программы. Занятия проводятся в режиме онлайн- и офлайн-мероприятий.

    Выдаваемый документ: Удостоверение

    Форма итоговой аттестации: тест

  • Занятие 1. Нормативно-правовые основы организации дошкольного образования в РФ.
  • Занятие 2. Правовое регулирование сферы образования в Российской Федерации.
  • Занятие 3. Нормативно-правовые основы и принципы создания развивающей образовательной среды в группе детского сада.
  • Занятие 4. Нормативно-правовые основы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образования (ФГОС ДО).
  • Занятие 5. Воспитание финансовой грамотности у детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы.
  • Занятие 6. Проектирование и реализация курса по финансовой грамотности в ДОО.
  • Занятие 7. Нормативно-правовые и концептуальные основы инклюзивного образования дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Занятие 8. Нормативно-правовая база инклюзивного образования.
  • Занятие 9. Реализация Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
  • Занятие 10. Введение ФГОС ДО – главная тема всероссийского совещания в г. Москве.
  • Занятие 11. Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО).
  • Занятие 12. Программно-методическое обеспечение курса «Основы финансовой грамотности».
  • Занятие 13. Финансовая грамотность дошкольника: программа, диагностический инструментарий.
  • Занятие 14. Методика проведения занятий по формированию финансово-экономической грамотности детей дошкольного возраста.
  • Занятие 15. Пространственно-образовательная среда в ДОО как фактор развития финансовой грамотности дошкольников.
  • Занятие 16. Характеристика и анализ авторских программ по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста.
  • Человечество далеко не всегда пользовалось деньгами, и возможно, в будущем оно тоже сможет как-то обходиться без них. Но пока мы живём в мире товарно-денежных отношений, умение грамотно распоряжаться своими финансами имеет огромное значение для каждого человека. Как обучить своих детей финансовой грамотности? Что для этого необходимо?

    Что такое финансовая грамотность

    В общеобразовательных учреждениях детям преподаётся множество важных предметов, но, к сожалению, абсолютно не уделяется внимание развитию некоторых важных жизненных навыков, таких, как, например, финансовая грамотность. Между тем, с точки зрения реальной практической пользы это знание имеет не меньшее (а может быть, даже и большее) значение, чем многие изучаемые в рамках школьной программы научные дисциплины.

    Финансовая грамотность подразумевает способность эффективно распоряжаться и управлять своими денежными средствами, рационально их тратить, контролировать и накапливать, а также хорошо ориентироваться в мире товарно-денежных отношений и банковских услуг, отличать стоящие предложения от мошеннических и т.д. Разве может кто-то лучше родителей научить всему этому своих детей?

    Некоторые мамы и папы считают себя недостаточно компетентными в финансовых вопросах для того, чтобы обучать детей подобным премудростям. На самом деле, для этого совсем не обязательно иметь специальное образование или работать финансовым аналитиком в крупной компании.

    Для того, чтобы ребёнок уверенно чувствовал себя в мире денег, ему нужны самые простые, практические знания, и любому родителю вполне по силам справиться с этой задачей (если он, к тому же, предварительно проведёт пару часов в поисковых системах, и выяснит всю необходимую информацию на эту тему). Наверняка, занявшись финансовым образованием своих детей, вы и сами узнаете много нового и интересного, что в дальнейшем пригодится вам в повседневных товарно-денежных отношениях.

    С чего начать

    Знакомить ребёнка с основами финансовой грамотности можно уже где-то с 5-6 лет, когда он научится считать, и будет способен понимать какие-то более-менее серьезные вещи. К этому возрасту у вашего ребёнка, наверняка, уже проснётся большой интерес к такой удивительной штуковине, как деньги, с помощью которой можно покупать в магазинах любые игрушки, сладости и гаджеты, и он сам захочет познакомиться с ней поближе, и узнать, что она собой представляет. Так что, стимул для освоения финансовой азбуки у него, скорее всего, будет.

    Начать можно с теоретических основ и исторической информации. Расскажите ребёнку о том, как появились первые деньги, и что человечество пользовалось ими далеко не всегда. В далёкие древние времена для того, чтобы получить то, что им необходимо, люди, чаще всего, использовали бартер (натуральный обмен). Но поскольку это было невыгодно, со временем был изобретён универсальный товар - деньги, на который стало возможно обменять практически всё, что угодно.

    Далее можно рассказать малышу о том, откуда берутся деньги, каким образом их можно заработать честным путём, что в каждой стране существует своя валюта, что в России это рубли (покажите ему купюры разного достоинства), что существует также мировая валюта (доллары, евро), которая используется в международных товарно-денежных отношениях.

    Ему также полезно будет узнать, что такое бюджет, банки, кредиты, и что существуют не только наличные, но и электронные деньги. Не забудьте познакомить его и с тем, как именно ваша семья зарабатывает себе на жизнь. Наверняка, ему будет очень интересна подобная информация. Естественно, всё это надо рассказывать просто, без ненужных экономических терминов, так, чтобы ребёнок дошкольного возраста правильно всё понял.

    Воспитывайте правильное отношение к деньгам

    Не нужно с малых лет, как это принято в некоторых семьях, внушать ребёнку, что деньги - это плохо, а богатые люди, скорее всего, своровали своё состояние и наживаются на простых согражданах. Ни к чему хорошему это не приведёт. Дети, с малых лет воспитанные на такой философии, редко становятся финансово успешными во взрослой жизни.

    Не нужно делать и противоположного - программировать ребёнка на то, что деньги - это самое главное в жизни. Они, конечно, играют огромную роль в этом мире, но далеко не самую важную.

    Есть масса значимых вещей, которые невозможно купить за деньги (любовь, чувства, талант, оригинальное мышление, в какой-то степени здоровье и т.д.). И главное в этой жизни - это не заработать больше всех денег, и не получить максимальную прибыль, а реализовать свой природный потенциал, стать теми, кем мы являемся потенциально.

    Безусловно, ваш ребёнок должен научиться ценить деньги, но он не должен воспринимать их количество как определяющий показатель жизненной успешности. В этом мире есть и кое-что поважнее денег.

    Что можно сделать на следующем этапе

    Познакомив ребёнка с теоретической частью и основами финансовой грамотности, можно переходить к практике. Сделать это можно уже в младшем школьном возрасте (а может быть, и раньше), начав выдавать ему небольшие суммы карманных денег. Только имея собственную наличность, ребенок сможет научиться распределять свои финансы, грамотно ими управлять и накапливать необходимые для крупных покупок суммы.

    Расскажите ему, как вы распределяете свой семейный бюджет, выделяя приоритетные (оплата жилья, продукты и т.д.) и второстепенные траты (развлечения, путешествия и т.д.). Предложите ему таким же образом разобраться со своим «карманным» бюджетом, чтобы точно определиться с тем, что достойно покупки в первую и во вторую очередь, а от чего, может быть, пока лучше отказаться.

    Можно даже вести с ним специальный дневник, куда он будет записывать, сколько денег поступило к нему «в карман», сколько и на что он их потратил, сколько у него осталось, сколько он может отложить на «черный» день, или на какую-то заветную покупку (смартфон, велосипед и т.д.). Это научит его грамотно контролировать свой бюджет.

    Для того, чтобы ему легче копилось, и у него не возникло соблазна потратить все свои сбережения на какую-то ерунду, можно купить ему копилку, в которую он будет складывать все монеты и купюры, доставшиеся ему на карманные расходы, на день рождения и другие праздники и т.д.

    Очень важно, чтобы он научился распределять свои финансы до следующей «получки» (до того момента, когда вы обычно выдаёте ему деньги на карманные расходы). Если он истратит их раньше срока на мороженое или какие-то игрушки, не спешите восполнять прорехи в его бюджете. Это научит его экономить и управлять своей наличностью таким образом, чтобы её хватило до следующей «зарплаты».

    Перед тем, как он начнёт самостоятельно делать покупки в магазинах, объясните ему, что существуют миллионы однотипных товаров, которые отличаются между собой только рекламным образом, дизайном и названием, а не какими-то реальными преимуществами.

    Поэтому ориентироваться нужно не на знаменитые, разрекламированные бренды (за которые практически всегда нужно переплачивать), а на оптимальное соотношение цены, качества и необходимых свойств товара.

    Расскажите ему и о законах мерчандайзинга, о том, как специально выкладываются товары на полках магазинов, чтобы люди совершали импульсные покупки и т.д. Это поможет ему избежать многих ненужных трат и сохранить в целости и сохранности его небольшой бюджет. Пусть учится покупать только то, что ему действительно необходимо, и не обращает внимание на всевозможные рекламные уловки.

    Естественно, очень важно показывать ребёнку соответствующий позитивный пример в умении управлять финансами. Если вы сами не в состоянии контролировать свои доходы и расходы, и всё время оказываетесь «на мели», то, как вы сможете сделать своего ребёнка финансово грамотным?

    Знакомство с удивительным миром электронных денег

    После 10 лет ребёнка можно начать подробно знакомить с удивительным миром электронных денег. Расскажите ему о том, что такое банковские карты, Интернет-банкинг, и покажите на наглядном примере, как совершаются Интернет-покупки. Пусть попробует купить что-нибудь в Интернет, оплатив покупку с помощью вашего электронного счёта. Пусть убедится, что в этом нет ничего сложного, и в будущем он сможет легко делать это самостоятельно (завести собственную банковскую карту и открыть счёт в банке он сможет в старших классах).

    В среднем школьном возрасте (10-13 лет) дети уже вполне могут попробовать заработать какие-то свои первые «карманные» деньги (или, по крайней мере, задуматься над этим). Это можно сделать либо летом на какой-то неофициальной работе (попробуйте предложить ему какие-то варианты), либо в любое время года в Интернете на какой-то деятельности, не требующей особой квалификации. О том где и как это можно сделать мы подробно писали в статье Первый трудовой опыт: какие варианты подработки есть у школьников летом? Помогите своему ребенку найти что-то подобное.

    Итоги финансовой грамотности в старшем школьном возрасте

    На пороге взрослой жизни, в старшем школьном возрасте, дети уже вполне могут начать работать официально и получать настоящую зарплату. Это поможет им ещё лучше освоить азы финансовой грамотности, поскольку одно дело - распоряжаться деньгами, полученными от родителей, и совсем другое - своими. Заработав первую наличность в своей жизни, они, наверняка, научатся по-настоящему ценить деньги, и уже не будут тратить их на всякую ерунду.

    В этом возрасте дети уже точно должны уметь грамотно управлять своим бюджетом, и прекрасно знать, как пользоваться различными банковскими инструментами и совершать Интернет-покупки. Кроме того, старшим школьникам уже пора определяться с будущей профессией. Денежный вопрос в этом деле, конечно, не самый важный, но тоже имеет определённое значение.

    По-настоящему применить все навыки финансовой грамотности, полученные от вас, дети смогут только начав полностью самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Ваша задача заключается в том, чтобы подготовить их к этому важнейшему этапу, иначе они могут совершить немало обидных ошибок, и учиться финансовой грамотности им придётся на собственном негативном опыте, что вряд ли является идеальным вариантом вхождения во взрослую жизнь.

    Нужно ли оплачивать маленькие и большие достижения детей?

    Многие родители наверняка задают себе вопрос, стоит ли с помощью денег стимулировать своих детей на какие-то школьные подвиги в плане получения хороших оценок и оплачивать другие их достижения, а также работу по дому.

    Вряд ли стоит переходить с детьми на товарно-денежные отношения. Привыкнув к обязательному денежному поощрению, ребёнок может отказаться в дальнейшем что-либо делать, если не будет подобного стимула, или даже попробует с возрастом поднять свои «тарифы».

    Что касается хороших оценок, то ребёнок должен учиться в школе не для того, чтобы получить сотню или тысячу рублей за «пятёрку», а ради знаний и поиска своего жизненного предназначения. Так что, это далеко не самый лучший способ стимулирования детей на различные подвиги. Пусть хотя бы в рамках семьи отношения строятся на искренности, доверии и взаимопомощи, а не на деньгах и прибыли, как во внешнем мире.


    Статья предоставлена:

    Алексей Кормушкин,
    специально для ДЕТИНФОРМ

    Актуальные вопросы

    здравствуйте! Моему ребёнку на сегодня 3 месяца и 3 недели. С 24.02-28.02- у нас был осипший голос, горло не красное, температуры и соплей нет, состояние болезнетворное. (Лечение: 1 свеча кипферона, 1 свеча виферон, ингаляции с физраствором). С 20.03 по сей день опять осип голос не так сильно как в первый раз, никаких признаков болезни нет, состояние игривое, с 03.04- голос осип ещё больше, состояние болезнетворное, а со вчера голос почти пропал, температура 37,2. По крови которую сдавали 12.03- когда были здоровы и голос нормальный небольшое увеличение лимфоцитов.. Что делать?

    Прочитать ответ

    Вопрос № 913 |сын 6 лет снимает трусы ночью |20.02.2017 | Спрашивает Петрова Надежда Алексеевна

    Добрый день! Мой сын любит спать голым, т.к. ему постоянно все мешает, давит, жмет и т.д. В течение дня то майку дергает, то трусы вниз подтягивает, то горловину, он очень активный и постоянно что-то поправляет из одежды. Так как днем в саду нельзя раздеваться приходиться и на ночь его укладывать хотя бы в трусах, чтобы привыкал, но чаще всего ночью он все снимает. А не так давно вообще стал приспускать трусы на попе, т.е. не полностью снимать, бужу его - а трусы на попе спущены. Что это может означать? Почему ребенок так делает? Что нужно мне делать - стоит ли обращать на это внимание?