Процесс социализации детей дошкольного возраста. Условия полноценной социализации ребенка дошкольного возраста

Социализация личности – процесс, длящийся почти всю жизнь и заключающийся во влиянии общества на личность и формирования отклика личности на эти воздействия с целью адаптироваться к социальным, психологическим и эмоциональным условиям жизни в социуме и по возможности успешно функционировать в нем. И именно на детский возраст приходятся наиболее важные и продуктивные моменты этого процесса.

От его успешности зависит, будет ли человек верно понимать свою роль и свои возможности, правильно самоидентифицироваться, насколько велики будут его шансы устроить личную и трудовую жизнь и в целом быть счастливым. Раз уж людям суждено жить в обществе, то им важно быть максимально приспособленными к нему. Это вопрос не столько видимого жизненного успеха, сколько личностного выживания.

Содержание статьи:

Что представляет собой процесс социализации дошкольников?

Социализация детей дошкольного возраста – фундамент успешного вхождения подрастающего поколения в дальнейшую жизнь, в школе, в образовательных учреждениях, на работе и в личных взаимоотношениях. В этом возрасте закладываются ценнейшие навыки общения и основы понимания собственного места в жизни и обществе. Дети усваивают нормы и мотивы поведения, понятия ценностей, соответствующие социуму, в котором они растут. Налаживается связь между основными сферами существования детей и их психикой, влияющая и на развитие психики.

Процесс социализации начинается буквально с первых месяцев жизни ребенка, когда младенец начинает отличать ухаживающих за ним людей от неодушевленных предметов, близких – от посторонних, тянет руки к заинтересовавшему его предмету, подает голос не просто из-за дискомфорта, а желая привлечь внимание, откликаясь на жесты и мимику родственников.

Недостаточность социализации влечет за собой самые разнообразные негативные последствия для личности, преодолевать которые тем сложнее, чем больше было упущено на ранних стадиях развития. Это сказывается не только на недостаточной информированности детей по поводу правильности поведения, но и грозит неверной ориентацией развития личности, проблемами в эмоциональной сфере.

Детская психика достаточно пластична, чтобы компенсировать некоторые изъяны в своевременном прохождении этапов вхождения в общество, однако нельзя полностью полагаться на это. Каждый ребенок обладает своими личностными особенностями и возможностями, и рисковать тем, что с определенными сложностями этого процесса ребенок сам не справится, не стоит.

Основные этапы процесса социализации детей дошкольного возраста

Как уже было сказано, начало социализации личности происходит в первый год жизни, когда ребенок учится быть частью семьи – крошечного социума, в котором происходит основная часть его существования. Развитие малыша, как части общества можно приблизительно разделить на несколько этапов:

Ранний возраст

Дети до 1,5 лет усваивают основную информацию об окружающем их мире, в частности, о возможности взаимоотношений; получают первые навыки общения с близкими.

В промежутке от года-полутора и примерно до трех лет у малышей возникает потребность в общении со сверстниками. В этот период закладываются первые навыки существования в коллективе, умение хотя бы минимально взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми, а не быть уже только объектом заботы старших.

Это очень важный момент для развития коммуникабельности и способности группового взаимодействия, поэтому малышам, лишенным возможности посещать детский сад, нужно все же чаще встречаться с близкими по возрасту детьми для игр и развития навыков общения (различные развивающие клубы для дошкольников — отличная альтернатива садику). Оказываясь в компании детей намного старше себя, ребенок может оказаться либо вновь только объектом заботы, либо быть отстранен от компании старшими, которым неинтересно общаться с ним, однако, даже такая ситуация влияет на формирование личности как части общества.

Примерно с этого момента значительное влияние на получение ребенком социального опыта все более сильное влияние оказывают педагоги и вспомогательный персонал детских дошкольных учреждений.

Именно в первые три-три с половиной года закладываются мотивации и первичное отношение ребенка как личности к окружающим его людям. Основными влияющими на социализацию ребенка агентами в это время являются его ближайшие родственники или другие лица, осуществляющие попечение о нем, а также детский коллектив, в том случае, если ребенок регулярно посещает детский сад, игровую площадку, развивающий центр и т.д.

Средний и старший дошкольный возраст

Ребенок все полнее и активнее взаимодействует с окружающими, пользуясь для этого полученными ранее навыками общения и речью. Получает более серьезные навыки общения с посторонними людьми, малознакомыми взрослыми, развивает свои гендерные (половые) личностные особенности, усваивает понятия социальных и гендерных ролей, характерных для той культуры, которая его окружает.

В этот период актуализируются , помогающие малышам усваивать нормы поведения и роли, осваивать сценарии поведения в различных ситуациях: забота, послушание, дружба и любовь, конфликты и их разрешение, совместная деятельность, творчество и т.д. Ребятишки «проигрывают» ситуации так, как они их видят, усваивают понятия прав и обязанностей, что также является необходимым аспектом социализации.

Роль семьи в социализации дошкольника

Важность роли семьи в этом процессе переоценить очень сложно. Жизнь семьи, взаимоотношения внутри нее, отношение взрослых к детям (в том числе и к другим детям, если они есть), отношение к посторонним, демонстрируемое старшими – изо всего этого складывается понятие ребенка о нормах поведения и правильных отношениях.

Кроме того, интенсивность взаимодействия старших членов семьи с малышом влияет и на развитие адаптационных способностей его психики. Чем больше его привлекают к общению и деятельности в семье, тем больше навыков и понятий откладывается, тем они полнее и многограннее. Разумеется, личные особенности интеллекта и психики ребенка играют немалую роль в развитии его адаптабельности, однако, с одними и теми же исходными возможностями ребенок может оказаться неуверенным в себе, малокоммуникабельным, не умеющим решить простую поведенческую задачу, или общительным, хорошо ориентирующимся, понимающим основные правила поведения и хотя бы самые очевидные мотивы.

Поэтому так важно общаться с ребенком не только в педагогических целях и с целью заботы о нем, но и привлекать его к домашним делам и решению внешних вопросов, не отстранять от задач, связанных с общением, прибегать к его посильной помощи. Малыш, самостоятельно совершающий покупку хотя бы булки хлеба, привыкший общаться с посторонними людьми хотя бы в присутствии близких, ощущает себя более уверенным и лучше ориентируется в поведении людей и ситуациях, что очень пригодится ему в школе и других местах, где придется быть самостоятельным.

Без регулярной умеренной нагрузки на адаптационные возможности самый здоровый и ухоженный ребенок будет отставать от сверстников в способности воспринимать новое, вливаться в коллектив, взаимодействовать с другими детьми, осваивать возможности, предоставляемые школой и обществом.

Родителям не стоит пытаться полностью изолировать ребенка от стихийной социализации, но необходимо держать это под контролем и корректировать влияние таких факторов во избежание негативных последствий.

Роль детского сада в процессе социализации ребенка

Первые и важнейшие основы социализации личности дошкольника традиционно должна закладывать семья. Но, к сожалению, не все родители и воспитывающие родственники в состоянии обеспечить ребенку должное внимание во всех аспектах его становления. Многие просто не понимают сути воспитания личности и необходимости посвящать этому какое-то время, другие слишком заняты, обеспечивая необходимый, по их мнению, материальный уровень жизни, или посвящают много сил и времени иным сферам своей жизни, где ребенку места нет. Поэтому задачей детских дошкольных учреждений является компенсация недостаточной интенсивности социализации ребятишек и придание ей большей гармоничности.

Развивающие центры, спортивные секции, клубы и, разумеется, детские сады, где ребенок проводит большую часть дня, призваны не просто дать определенные знания и обеспечить присмотр, но помочь детям плавно включиться в жизнь общества вне дома.

Основная нагрузка в этом плане ложится на детские сады, так как по количеству посещающих их детей и проводимому там времени они лидируют с огромным отрывом. Задача оказывается не из легких – каждый ребенок приходит в детский сад из семьи с уже сформировавшимися понятиями о том, как следует себя вести, какие отношения допустимы. А ведь каждый из детей наделен нормальным желанием самоутверждения среди сверстников и в глазах взрослых, что ведет к множеству неожиданных поступков, а порой и конфликтных ситуаций. И воспитателю нужно их решать без помех для образовательного и процесса.

Ближе к наступлению школьного возраста у детей развивается способность к выполнению социальной функции и возникает потребность в ней. Ребенок все больше стремится быть кем-то значимым в глазах окружающих, и важно грамотно направить это стремление в полезное для самого ребенка и общества русло. Проще говоря, ненавязчиво и убедительно помочь ребенку выбрать, как именно он будет производить впечатление на окружающих: склонностью к конфликтам, эпатажем, дерзкими выходками или конструктивными поступками, помощью, дружелюбием, инициативностью и т.д.

Кроме того, дети старшего дошкольного возраста уже должны уметь задавать вопросы, получать знания, наблюдать и рассуждать, и от воспитателя во многом зависит, насколько полным и позитивным окажется развитие детей в этом плане.

Роль сюжетно-ролевой игры

Важную роль в фактическом становлении детей в качестве членов социума играют сюжетно-ролевые игры. Пресловутые «дочки-матери» и «войнушка» — не просто веселое времяпрепровождение, а вполне значимая попытка примерить на себя такие важные социальные роли, как родительские обязанности, долг защитника и воина. Догонялки и прятки, собирание построек из конструктора – даже эти занятия позволяют ребенку мысленно и эмоционально преображаться во взрослого человека, занятого важным и понятным делом.

Идеи сюжетно-ролевых игр могут предлагать детям взрослые, например те же воспитатели, родители или родственники. Если представить себя водителем автомобиля может любой малыш, получивший в руки игрушку-машинку, то предложить перевозку грузов или пассажиров, объяснить роль отца, везущего семью по делам, стоит уже взрослому человеку. Объяснить девочке, что именно следует делать с куклой-«ребенком», подсказать ребятишкам, что делают продавец и покупатель, доктор и пациент, учитель и ученики, кондуктор и пассажир, посоветовать выбрать самим, что они хотели бы пережить в игре, и направить эту игру в позитивное познавательное русло.

Условия для успешной социализации дошкольника

Так как от результатов социализации личности во многом будет зависеть ее успешная и счастливая жизнь, реализация потенциала, то необходимо стремиться к созданию по возможности благоприятных условий для протекания этого необходимого процесса.

Что в первую очередь следует выделить в качестве признаков успешной социализации?

  • Формирование приемлемых норм поведения и общения со сверстниками и старшими, близкими и малознакомыми людьми.
  • Развитие самосознания, выделение и становление собственной личности ребенка среди других людей.
  • Развитие социальных навыков в обращении с предметным миром.
  • Чтобы помочь детям достигнуть успехов в этом, необходимо, во-первых, правильно расставлять приоритеты воспитательного процесса с учетом особенностей возраста детей и их личностных свойств, подходя к ним индивидуально – насколько это возможно. Во-вторых, важно помочь детям усвоить верные нормы и ценности, принятые в обществе.
  • Особенно значимым является формирование самосознания и умения воспринимать себя как личность, познающую мир и взаимодействующую с ним, получающую опыт, извлекающую пользу.

Возможные проблемы и их решение

Процесс социализации детей дошкольного возраста не может протекать без проблем, даже если дети относятся к относительно благополучным семьям. Это обусловлено тем, что растут они во взрослом мире с его трудностями и потрясениями, нехваткой денежных средств и времени у родителей, неумением взрослых вникнуть в тонкости детской психологии вообще и даже собственного ребенка в частности.

В числе наиболее распространенных проблем социализации детей дошкольного возраста можно назвать:

  • Несоответствие целей и желаний ребенка с целями и желаниями взрослых, занимающихся его воспитанием. Ребенок – что естественно – хочет играть и развлекаться, взрослые стремятся нацелить его на подготовку к взрослой жизни, поступлению в школу, достижению успехов в спорте, целевом обучении и т.д. Для разрешения этого конфликта важно соблюдать баланс между реальной пользой и психоинтеллектуальными возможностями, присущими детскому возрасту. Здесь не может быть четко проложенного пути, а требуется внимание и гибкость со стороны взрослых.
  • Недостаток внимания и активности. Это особенно присуще детям с ослабленным здоровьем, перенесшим или подвергающимся стрессу. В работе с такими детьми особенно важны терпение и чуткость, неутомимое и мягкое продвижение в сфере налаживания контакта и развития у ребенка интереса к миру и вхождению в общество.
  • Неумение определяться с желаниями и принимать решения. Это в большой мере проистекает из нехватки жизненного опыта, но бывает и обусловлено условиями воспитания детей. В садике и дома за них решают воспитатели (и образовательная программа), родители, иногда – старшие или просто более развитые и бойкие дети. И ребенку легко поддаться этому влиянию, потому что оно позволяет не сталкиваться с трудностями интеллектуального и этического характера. И даже поступая правильно по чужой команде, такой ребенок остается недостаточно зрелым эмоционально и психологически, так как дефицит работы ума и души негативно сказывается на его развитии как личности и члена общества. И очень важно быть внимательным и чутким к проявлениям эмоций детей, давать больше свободы их инициативе, не только учить данностям, но и развивать понимание причинных связей, мышление и активность.

Чаще всего Монтессори-педагогику критикуют за недостаток социального взаимодействия на занятиях. И если в Монтессори-классе действительно не хватает общения, так ли это плохо и вредно? Давайте разбираться.

От трёх до шести лет дети меняются поразительно быстро. Изменения затрагивают каждую часть их жизни: социальную, эмоциональную, физическую, интеллектуальную. Однако Монтессори-метод рассматривает эти изменения иначе, чем традиционная педагогика. Давайте разберёмся в различиях.

Что такое социализация детей-дошкольников

Это когда они общаются и играю друг с другом? Или нечто большее? Перед вами стандартное определение данного понятия: «Процесс, во время которого отдельные личности знакомятся с поведением, которое другие ожидают от них с учётом норм, ценностей и культуры общества, в котором живут. Средства социализации включают в себя семью, школу, друзей, религиозные учреждения и СМИ».

Ах, так это процесс, охватывающий множество разных аспектов, и длится он продолжительное время! Социализируясь, человек развивает способность учитывать в своих действиях потребности других людей. Совместная игра - лишь небольшая часть этого процесса, и комната, полная одногодков, не всегда лучшее место, чтобы узнать нормы, ценности и культуру общества.

Если вы поищете информацию о том, каковы особенности социализации дошкольников, то найдёте следующее.

Ребёнок в возрасте с трёх до шести: - изобретает игры с простыми правилами; - всё ещё путает фантазию и реальность; - научился делиться, но не всегда хочет это делать; - физически выражает гнев и нежелание делиться; - эмоционально не готов к соревнованиям; - часто играет в одиночку и не допускает к своей игре других; - иногда любит покомандовать; - любит принимать собственные решения; - предпочитает компанию из одного или двух членов; - начинает понимать понятия «хорошо» и «плохо»; - самостоятельно играет без постоянного наблюдения; - понимает и уважает правила, часто спрашивает разрешения; - любит как давать, так и брать; - иногда хочет побыть в одиночестве.

В классе много всего происходит, но не всё можно заметить невооружённым глазом. Опытный наблюдатель способен увидеть концентрацию и не прерывает юного исследователя. Со стороны может показаться, что все занимаются сами по себе (или даже антисоциальны), но это не так. Дети развивают способность сосредотачиваться на упражнении и фактически создают свою личность. Эту задачу возможно реализовать только во время самостоятельной работы.
В Монтессори-классе социализация действительно происходит, но это выглядит не так, как люди привыкли. Например, большое внимание уделяется тому, как можно помочь обществу. Ученик берёт материал с полки, работает с ним и после аккуратно возвращает на место. Вернув материал на место, он проявляет заботу о других членах класса.

Как и в других дошкольных учреждениях, в Монтессори-классе существует распорядок дня. В процессе занятий акцент делается не на взаимодействии, но есть другое время в расписании, когда общение происходит естественным образом. На обеде или перемене у дошкольников есть возможность поговорить и поиграть.

В большинстве случаев, когда кто-то говорит, что в Монтессори-классе ученики не общаются (имея в виду не играют), он просто не понимает, что происходит, а замечает лишь то, что отсутствует. Будет очень полезно, если родителям объяснят, как малыш развивается и укрепляет свой характер благодаря самостоятельной работе.

Мы, педагоги, всегда следим за взаимодействием между детьми. Мы видим, как сменяются разные этапы социализации ребёнка: несколько месяцев он может заниматься совершенно один, а затем внезапно начать работать в паре с кем-то каждый день.

Дети обычно знают, что им нужно, и, проявляя к ним большое уважение, мы признаём их выбор и не заставляем делать то, что они не хотят. Монтессори-школа с её прекрасно подготовленной средой - идеальное место, чтобы развивать собственное я, которое каждый проявит в обществе по-своему.

Если ученик не взаимодействует ни с кем и ни при каких условиях, это сигнал о необходимости вмешательства и коррекции. В остальных случаях необходимо дать ему свободу и позволить самому выбрать степень активности.

Одни дети от природы более общительны, чем другие. Кроме того, особые ситуации (переход в новый класс, переезд или рождение брата или сестры) могут вызвать изменения в социальном развитии. Главное, чтобы независимо от врождённого уровня общительности, дошкольник чувствовал, что ему рады и его ценят.

Социализируются ли дети в Монтессори-классе

А вот что думает о социализации детей в Монтессори-классе Эмили, автор проекта по онлайн-обучению Монтессори-педагогов и родителей Age of Montessori.

Недавно я читала форум, на котором обсуждали Монтессори-метод, и наткнулась на следующий комментарий: «Система Монтессори не фокусируется на социальном взаимодействии между детьми, она делает упор на самостоятельности. Я наблюдала: дети в Монтессори-классе действительно самостоятельные, уверенные и гордые. Тем не менее обстановка - более строгая и спокойная по сравнению с другими дошкольными учреждениями, поскольку ученики занимаются индивидуально или по двое-трое. Основное внимание уделяется проекту, а не общению, решению проблем и развитию социальных навыков. А больше всего дошкольникам нужно учиться взаимодействовать со сверстниками. Это понадобится им в начальной школе, при общении с братьями или сёстрами».

Я уже не в первый раз слышу эту мысль и считаю её заблуждением, хотя и распространённым. Но я понимаю, как люди приходят к такому выводу. Наш метод действительно развивает самостоятельность через индивидуальную работу. Тем не менее, он также придаёт большое значение развитию социальных навыков.

В Монтессори-школах учат проявлять уважение, быть вежливыми и учтивыми согласно обычаям и культуре социума. Эта часть программы называется «Вежливость и этикет». Каждый день ученики правильно приветствуют друг друга, используют «спасибо» и «пожалуйста» и устанавливают зрительный контакт во время разговора. На групповых занятиях они учатся слушать друг друга, соблюдать очерёдность и следовать указаниям.

В Монтессори-среде поощряют вежливость в выражении своих чувств и проявление уважения к старшим и сверстникам. На самом деле большая часть классной среды - это и есть уважение. С детьми уважительно разговаривают и учат их ценить друг друга, учителей, родителей и то, что их окружает. Они видят, что с ними общаются с уважением, которого они заслуживают, и учатся вести себя так же по отношению к другим.

На первый взгляд, спокойный Монтессори-класс может показаться не самым лучшим местом для социализации. Но здесь дети действительно учатся вести себя вежливо, уважительно взаимодействовать, решать проблемы и работать сообща.

Фактически большая часть «спокойного» поведения, считающегося результатом «строгости», на самом деле результат удовлетворённости. Дети, потребности в развитии которых удовлетворяют, становятся радостными учениками и почтительными членами общества.

Может создаться впечатление, что этих детей держат в чрезмерной строгости, однако в их действиях совершенно отсутствует робость. Их яркие глаза, весёлые, умиротворённые лица и готовность пригласить других наблюдать за их работой… даёт нам понять, что мы находимся в обществе людей, которые чувствуют себя как хозяева у себя дома.

Как Монтессори-педагоги социализируют детей

Наша читательница спрашивает: «Как в Монтессори-группе педагоги социализируют детей? Например, что делать, если совсем маленький ребёнок, который недавно попал в группу, пытается отнять у работающего ученика материал?»

Цели социализации дошкольников

Замечание 1

Развитие у ребенка основ социализации в процессе игровой деятельности – это одна из современных задач годового плана любого дошкольного учреждения. Социальное развитие ребенка в дошкольном обучении представляет из себя процесс усвоения дошкольником общечеловеческих ценностей, накопление опыта общения с окружающим миром (людьми, природой, техническими устройствами, сферой искусства, культурными ценностями). Конечно же, в процессе социализации малыш познает и самого себя, свой внутренний мир, узнает, что ему интересно, а что нет, и все это влияет на его будущее.

Цели социализации ребенка дошкольного возраста выглядят следующим образом:

  1. Воспитать у дошкольника представления о нормах и правилах поведения в обществе;
  2. Приобщить ребенка к миру людей, окружающей природы, технике;
  3. Содействовать социализации личности ребенка, оберегая его от негативных влияний.

Педагогические ориентиры в социализации дошкольника

Ребенок дошкольного возраста проводит больше всего времени в двух основных местах: во-первых, дома, с семьей и своими родителями, которые несут ответственность за его жизнь, здоровье и воспитание. Во-вторых, дошкольники проводят много времени в детских учреждениях – яслях и детских садах, а также в различных подготовительных развивающих кружках.

Педагогическими ориентирами социального развития дошкольника являются следующие:

  1. Во-первых, педагогическая деятельность направлена на формирование у ребенка чувства собственного достоинства, уверенности в своих способностях, а также ощущения нужности не только в рамках семьи, но и иных общественных отношений;
  2. Во-вторых, педагог воспитывает в ребенке чувство толерантности и позитивного отношения к окружающим, причем не только к другим детям, но и к старшим, а также к животным;
  3. В-третьих, воспитывает у ребенка социальные навыки, формирует социальную компетентность в социуме, который находится за гранью семейных отношений.

Замечание 2

Помимо того, что в дошкольном возрасте ребенку очень многое дают, к нему, все же, есть определенные требования. Эти требования формируются в виде базовых навыков, которые формируются в детском саду: навык соблюдать правила этикета, правил безопасности, сотрудничества с окружающими, безконфликтного взаимодействия с ними, соблюдение общих для всех правил и договоренностей, применение позитивных способов решения конфликтных ситуаций в случае их возникновения (первые уроки дипломатии и вежливости).

Показатели успешной социализации дошкольника

Контроль уровня социализации ребенка соблюдается при помощи специальных показателей. В качестве них могут служит следующие: умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми, следовать нормам и идти на уступки в случае несогласия с ними, контроль своих желаний.

Социально-личностные качества дошкольника также могут помочь определить уровень социализации. Во-первых, это проявляется в отношении ребенка к самому себе, в его поведении. Если ребенок не принимает себя сам, если он не видит своей пользы для общества, то это значит, что и общественность не увидит в нем тех способностей, которые он может развить, и которые будут полезны во взрослой жизни.

Во-вторых, интерес ребенка к сверстникам. Дети бывают очень разными, одни активны, требуют к себе много внимания, но при этом и сами готовы отдавать его. На ранних этапах развития им просто необходимо выплескивать свою энергию в общение, в игру с другими детьми. Этих детей отличает гиперактивность, экстраверсия, но это несет в себе не только положительные стороны (коммуникативность), но и отрицательные: зачастую такие дети могут получать очень мало внимания со стороны родителей и близких, поэтому стремятся самореализоваться и осуществить свой потенциал через общение с посторонними.

Другой тип детей – замкнутые в себе, интроверты. Такие дети с детства очень стеснительны, сложно идут на контакт со взрослыми или со своими сверстниками. Опять же, основные проблемы могут таиться именно в семье, где ребенка не ценят, не дают выразить свою точку зрения, не подчеркивают его значимость. Поэтому он сам не видит в себе никакого потенциала, не стремится развиваться, обладает таким качеством, как отсутствие мотивации.

В-третьих, отношение ребенка к группе детского сада. Это можно связать с предыдущими двумя аспектами, поскольку отношение начинается прежде всего с взаимодействия с собственным внутренним миром. Если ребенок знает о своих интересах, желаниях, не боится высказаться о них, то и отношение к остальным будет строиться на основе понимания.

Замечание 3

Конечно, дети воспринимают окружающий мир совсем не так, как взрослые. Процессы ознакомления с действительностью сложны, полны противоречий, с которыми одному ребенку не справиться. Поэтому поддержка со стороны семьи и педагогов в этот период крайне важна. Именно в таком раннем возрасте, еще будучи совсем маленькими, мы понимаем, какими мы хотим быть, видим примеры для подражания и стремимся реализоваться, пусть и на самом раннем этапе, в процессе игры, взаимодействия с другими детьми. Но именно в этом и состоит суть социализации дошкольника: при помощи взрослых сформировать задатки, чтобы в процессе последующей социализации их реализовать в практической деятельности (в обучении, работе, хобби).

Социализация - процесс приобщения людей к достижениям человеческой цивилизации, процесс усвоения и воспроизводство людьми общественного опыта, в результате чего они становятся цивилизованными, культурными людьми - личностями, приобретая свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для современного человека, необходимые для нормальной, культурной жизни.

Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе все новые разнообразные влияния этого окружения, включается во все новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять новые для себя социальные роли. Это приводит к тому, что индивид в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.

Для нормального психического развития ребенок с момента рождения должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением, причем это должна быть такая среда, которая может обеспечить ему нормальное развитие.

Овладение социальным опытом происходит у ребенка тремя взаимосвязанными путями:

· оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь, активно внедряясь в социальные отношения и присваивая социальный опыт.

· овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный процесс, как нормативное воспитание, просвещение.

· социальный опыт складывается и спонтанно.

Современная наука выявила феномены врожденной адаптированности человека к условиям окружающей реальности. Не случайно Л.Н.Толстой считал, что каждый ребенок знает о жизни гораздо больше, чем взрослый, потому что «знает» он сердцем, душой. Ведь даже в самые ранние периоды жизни, когда активная социальная деятельность еще не возможна, а ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.

Социализация - это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными.

Цель социализации, т.е. личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить, - варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка. Например, в американской культуре ценятся такие качества, как независимость, уверенность в себе, высокий интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность и умение защищать свои права. В японской культуре, наоборот, ценится преданность своей группе и общности, эмоциональная сдержанность, сговорчивость, готовность долго и упорно работать для достижения отдаленной цели, обходительность и скромность.


В общем понимании социализация есть процесс присвоения, приобретения социального, т.е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности.

Чаще всего процесс социализации понимается как процесс адаптации или приспособления. Эта трактовка наиболее ранняя. Она возникла в период господства природоцентризма, но остается популярной за рубежом и сегодня.

В основе процесса социализации лежит механизм идентификации, который является необходимым условием социального развития человека, обеспечивает присвоение личностью социальных норм. В основе механизма идентификации является выбор социального типа, на который личность будет ориентироваться при овладении новыми видами деятельности, поэтому вторая группа механизмов должна представлять механизм научения.

В процессе социализации осуществляется переход от конкретно-личного и эмоционального отношения, от связи с отдельными лицами и привязанности к ним к принципиальным отношениям и связям, по мере развития обобщаются отношения и объекты этих отношений. По степени обобщенности выделяются несколько уровней отношений, в которых прослеживается динамика развития личности в процессе социализации. Эта динамика выражает суть процесса социализации, когда предполагается трансформация внешних социальных значений в интимные структуры личности и которая ориентирована на изначальную активность личности в процессе социализации.

Возникает необходимость раскрыть особенности и специфику процесса социализации ребенка дошкольного возраста. Важно выявить, какие факторы и механизмы оказывают влияние на процесс социализации ребенка. Из чего складывается социальная компетентность ребенка-дошкольника.

Характерной особенностью исследований проблемы социализации личности является рассмотрение её с позиций различных наук: философии (Э. Дюркгейм, В.В. Зеньковский, И. Кант, Т. Парсонс и др.), социологии и психологии (И.С. Кон, В.В. Рубцов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), педагогики (С.Т. Шацкий, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) Изучением этой проблемы в разное время занимались В.Р. Беспалова, П.П. Блонский, Е.А. Радина, П.М. Саморукова и др. педагоги.

Элементы социальной и психолого-педагогической характеристики процесса социализации личности ребёнка были освещены в своё время А.В. Луначарским, А.С. Макаренко и др.

Особый социальный феномен на исторически разных этапах развития общества раскрывается в теоретико-методологических трудах психологов Е.А. Аркина, Л.Б. Эльконина и др. Влияние социальной среды: семьи, ДОУ и др. на развитие личности ребёнка и раскрытие сущности и структуры явления социализации освещены в трудах В.В. Абраменковой, Н.Ф. Головановой, И.С. Кона, А.В. Мудрика и др.

В содержании трудов зарубежных исследователей по проблеме социализации (Э. Дюркгейм, Ч. Кули, Т. Тард и др.) представляет интерес анализ воспитания как социального института. Французский социолог Э. Дюркгейм одним из первых обративший пристальное внимание на проблему социализации, подчёркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.

Исключительно важное место в социальном развитии ребёнка занимает дошкольное образование. “Конечно, дошкольник ещё не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он приучится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности”. (С.А. Козлова)

На первый план выдвигается задача приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру, что означает для него “открытие путей для оптимального освоения норм общества, а главное расширение его способностей саморазвития. (Д.И. Фельдштейн)

Следует отметить положения концепции В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьякова, А.А. Усовой, которые отмечают, что ребёнок дошкольного возраста способен усваивать и понимать систему информации о социальном мире.

В исследованиях С.А. Козловой, В.И. Логиновой, Е.Н. Радиной освещены вопросы формирования определённых знаний о социальной действительности.

Анализ отечественной психолого-педагогической и методической литературы позволяет выделить и различные подходы к проблеме приобщения ребёнка к социальному миру. Так, предметами изучения становятся вопросы “социальной компетентности” ребёнка (Е.П. Арнаутова, Н.А. Разганова и др.), осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.В. Артамонова), о роли игры в процессе формирования детской среды (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др.), о формировании коммуникативной функции (Л.К. Шипицына и др.).

Таким образом философия, социология, педагогика и психология понимают под социализацией совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид воспроизводит определённую систему знаний, норм, ценностей и функционирует как полноценный член общества..

Благодаря усилиям отечественных учёных (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) воспитание, образование и развитие детей в детском саду строится на научной основе и обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач в процессе социализации личности ребёнка.

В целом, анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились предпосылки для решения проблемы обеспечения социализации: раскрыты понятия, даны характеристики агентов, факторов и институтов социализации, но не все используемые на практике образовательные программы уделяют внимание проблеме разносторонней и успешной гендерной социализации личности ребенка в условиях ДОУ.

Ребенок от 3-х до 4-х. В этом возрасте ребенок различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками как одежда и прическа. Делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх в соответствии с полом участников игры. Мальчики начинают проявлять инициативу, активность, соревновательность. Начинают складываться интересы и ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек, появляются первые представления о социальных ролях папы и мамы) сюжетно ролевая игра «Семья». Появляется интерес к своему телу.

Действия взрослых. Необходимо развивать положительное отношение и уважение к имени ребенка, учить гордиться своим именем. Рассказывать о происхождении имени (кто еще из семьи имел еще такое имя, что оно значит). Вместе с ребенком произносить его по разному: ласково, сокращенно, полностью- с фамилией и отчеством. Развивать модели ролевого, мужского или женского, поведения. Поощрять поведение детей, соответствующие их половой идентификации, при необходимости тактично корректировать проявление неадекватного поведения. Показывать образцы правильного полоролевого поведения. Направить свои усилия на формирование у детей наиболее полных представлений о себе - о своем теле, имени, возрасте, половой принадлежности. Развивать положительное отношение ребенка к себе. В доступной форме дать детям знания об общем и различном у мужчин и женщин. Рост, сила, прическа, одежда, манера поведения, тон речи, род занятий, различия в телосложении, прежде всего, те, которые доступны взору ребенка (нет необходимости углубляться в анатомические особенности).

Дети от 4х до 6-ти лет . У детей происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. Дети способны распределять роли в играх по половому принципу (исключения допускаются в том случае, когда не хватает мальчиков для «мужских» или девочек для «женских», это случается и тогда, когда девочки или мальчики, играя в одиночку вынуждены сами выполнять обе роли). Имитируют в игровой деятельности женские и профессиональные мужские качества и умения. Игры девочек происходят в ограниченном пространстве, мальчики осваивают всю близь лежащую территорию - и горизонтальную, и вертикальную. Начинают интересоваться вопросами об устройстве и работе организма. К 5-ти годам выраженный интерес к анатомическим различиям полов исчезает. Начинают понимать, что когда-то они были другими-маленькими и скоро снова изменятся, вырастут и станут большими, а затем и взрослыми, т.е. начинается процесс личностного времени. Появляются вопросы о детстве родителей. К 5-ти 6-ти годам дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают ее необратимость и неизменность. Начинается этап ролевых или сексуальных игр. Дети играют в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей. Могут появиться увлечения, пылкая влюбленность, причем предметом любви может любой взрослый человек из окружения ребенка. Начинается разделение детей в общении: мальчики дружат только с мальчиками, девочки дружат только с девочками. Мальчики активно (подсознательно) ищут пример для подражания.

Действия взрослых. Вырабатывать у мальчиков и девочек уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, формировать правильное отношение между мальчиками и девочками на личном примере. Создавать игровые ситуации, необходимые для закрепления полоролевого поведения. Показывать характерные отличия профессиональных качеств и умений людей разных профессий. Беседуя с детьми об отличиях мальчиков и девочек, подводить их к мысли о том, что главной отличительной характеристикой является поведение. Поощрять в девочках женственные черты, в мальчиках - мужественные. Беседовать с детьми об устройстве и работе организма (как человек дышит, слышит, видит, чем он отличается от кукол и других игрушек). Показывать фотографии, на которых дети запечатлены маленькими. Беседовать о том, чем взрослые отличаются от детей, какими будут дети, когда вырастут. Помнить о том, что особое значение имеет контакт ребенка с матерью, ее материнская любовь. Она закладывает основы доброжелательных отношений ребенка с окружающим миром, дает ему ощущение безопасности уверенности. Отвечать на детские вопросы, связанные с различием полов, рождением ребенка (доступно в соответствии с возрастом ребенка). Понимать, что сексуальные игры детей являются закономерными: они служат для удовлетворения представлений о половых различиях и для правильного становления половой роли. Реакция родителей должна быть обязательной, но правильной, спокойной и недопустимы возмущения и наказания, строгий запрет.

Период дошкольного детства - это тот период, в процессе которого педагогии, родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.