Пальчиковая игра ежик ежик колкий. НОД "Лесной еж колючий бок" план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему. Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик»

Книг с пальчиковыми играми сейчас довольно много. Но, как это обычно бывает, в нужное время их не оказывается под рукой. Вот несколько несложных пальчиковых игр, в которые с удовольствием будут играть дети.
У вас есть свои любимые игры? Поделитесь!

Шарик
Я надул воздушный шарик,
Укусил его комарик.
Шарик лопнул - не беда,
Новый шар надую я.

Кошка
Вот кулак, а вот ладошка.
На ладошку села кошка.
Вот пошла она, пошла.
И в подмышечку пришла.

Ёжик
Ёжик-ёжик колкий, где твои иголки?
Вот они, вот они, вот они иголки.
Ёжик-ёжик колкий спрячь свои иголки!
Спрятались иголки!

Птичка

Птичка водичку из лужицы пьет,
Ёжик без ножек по земле ползет.
Вдруг выросли у ёжика ножки,
И побежал он по дорожке.

Гриб
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик гриб помыл,
Этот пальчик гриб сварил,
Этот пальчик гриб съел -
Оттого и потолстел.

Хомка
Хомка-хомка, хомячок
Полосатенький бочек.
Хомка рано встает,
Щечки моет,
Носик трет,
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.

Длинная зарядка
Все захлопали в ладоши дружно, веселее.
Затоптали наши ножки, громче и быстрее.
По коленочкам ударим - тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем выше, выше, выше.
Закрутились наши ручки, снова опустились.
Покружились, покружились и остановились.

Пузырь
Надувайся пузырь, надувайся большой
Да не лопайся, да не лопайся.
Медленно сдуваем пузырь.
А теперь быстро-быстро надуваем (дуем),
Быстренько сдуваем…..
Опять надуваем пузырь.
Ой, какой большой пузырь!
Лопнул! И полетели маленькие пузырики…

Птичка
Птичка-птичка, вот тебе водичка.
Вот тебе крошки на моей ладошке.

Апельсин
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа.
Эта долька для чижа.
Эта долька для утят.
Эта долька для котят.
Эта долька для бобра.
А для волка кожура…
Он сердит на нас. Беда!
В домик прячемся - сюда!

Замок
За высокими лесами,
За широкими морями,
Стоит в поле теремок.
На двери висит замок.
Мы замочек потянули,
Мы замочек покрутили,
Мы замочком постучали
И открыли.

Дождик

Тихий-тихий-тихий дождик
Дождик-дождик, кап-кап-кап.
Сильней, сильней, сильней дождик,
Дождик-дождик, кап-кап-кап.
Сильный, сильный, сильный ливень,
Ливень, ливень, ливень, ливень.
В небе гром, гром, гром!
Всюду молнии кругом!

Король
Пошел король по лесу, по лесу, по лесу.
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
Давай с тобой потопаем, потопаем, потопаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

Одевалка

Надеваем рукава - пролезает голова.
Шапку натяни скорее,
Запахни пальто быстрее.
Пуговички в ряд,
Пуговички в ряд,
Пуговички в ряд - ровненько стоят.
Левый натянуть сапог - хоть бы кто-нибудь помог,
Правый натянуть сапог - а он и сам на ножку -скок!

Бродилка

Мы шагаем по сугробам.
По сугробам белолобым.
Поднимай скорее ногу,
Проложи другим дорогу.

Зайка
Зайка серенький сидит.
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть-
Надо лапочки согреть.
Зайке холодно стоять -
Надо зайке поскакать.
Зайку кто-то напугал.
Зайка прыг - и ускакал.

Медведь

Как на горке снег-снег.
И под горкой снег-снег.
Там в берлоге спит медведь.
Тише-тише, не шуметь!

Семья
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Ну а этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья!

Кролик Банни
Веселый кролик Банни
Резвится на поляне.
А если шорох он заслышит,
Замрет он и не дышит.
И лишь как стрелки на макушке
Встают у зайки ушки.
А домик у него нора
Под ёлкой у пригорка.
К ней зайка подбегает.
Прыг! И в неё ныряет.
Ветер
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише-тише-тише.
Деревцо всё выше, выше!

Ножки
Большие ножки шли по дорожке.
Большие ножки шли по дорожке.

Маленькие ножки бежали по дорожке.

Черепаха

Шла по полю черепаха
И дрожала вся от страха
Говорит она: "Кусь, кусь!
Никого я не боюсь!"

(руки "идут", сжатые в кулачки)
(кулачки "дрожат")
(большой и указательный пальцы "кусаются")
(отрицание-указательным пальцем)

Замок
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали
И - открыли!

(Руки в замке)
(Пальцы тянем, не разжимая)
(Вращаем руки, пальцы не разжимая)
(Стучим основанием ладоней)
(Руки разжимаются)

Сороконожки
Две сороконожки
Бежали по дорожке.
Встретились,
Обнялись,
Насилу расстались -
И - попрощались!
(Средний и указательный пальчики перемещаются)
(Ладошки друг напротив друга)
(Ладошки переплелись)
(Ладошки разжались)
(Ладошки машут, прощаясь)

Ладошки
Видно, в гости собирается
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.

(Движения по тексту)

Котик
Котик лапкой умывается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Тесто
Тесто мы месили
Мы пирог лепили
Шлеп, шлеп,
Шлеп, шлеп
Слепим мы большой пирог!

(Сжимаем кисти рук)
(Ладошки "лепят")
(Разводим руки)

Рыбка
Рыбка в озере живет
Рыбка в озере плывет
Хвостиком ударит вдруг
И услышим мы - плюх, плюх!

(Ладошки соединены и делают плавные движения)
(Ладошки разъединить и ударить по коленкам)
(Ладошки соединить у основания и так похлопать)

Капуста
Мы капусту рубим, рубим
Мы морковку трем, трем
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмем, жмем

(Ладошки движутся параллельно друг другу)
(Кулачки трут друг друга)
("солим" щепоткой)
(Пальчики сжимаем и разжимаем)

Нелля Сердюк
Игры с детьми

Подвижная игра «Ёж с Ежатами»

Движения выполняются в соответствии с текстом.

«Под высокою сосной, на полянке на лесной. Куча листьев где лежит. Еж с ежатами бежит. Фыр-фыр-фыр-фыр-фыр!» На пенёчках посидим и вокруг всё оглядим. А потом все дружно спляшем и колючки всем покажем. Показали, покружились и домой заторопились.

Подвижная игра «Ёжик» (считалкой выбирают ежа)

Ёжик, ёжик чудачек

Сшил колючий пиджачок

Хочет с нами поиграть

Дети ходят по кругу и приговаривают :

Ежик, ежик, покажи

Нам свои иголки,

Говорят, что вы, ежи

Очень-очень колки.

Покажи, покажи

Нам свои иголки,

Говорят, что вы, ежи

Очень-очень колки.

Ежик внутри круга приговаривает

свои слова, после чего ловит ребят.

Я клубочком свернусь

По дорожке покачусь,

Кто дорожку перейдет,

На иголки попадет.

Пальчиковая игра “Ежик”.

Предложить детям сделать из

пальчиков ежика (сложить

ладони, пальцы выпрямлены).

Ежик маленький замерз

(прижать пальцы – ежик

убрал иголки)

И в клубок свернулся.

Солнце ежика согрело

(выпрямить пальцы –

ежик показал колючки)

Ежик развернулся.

Самомассаж «Ёжик»

Ёжик в бане вымыл ушки

Лоб потёр и нос помыл

Шею, кожицу на брюшке

И сказал еноту ёж :

Ты мне спинку не потрёшь?

Чистоговорка

ГИ-ГИ-ГИ – ножку ёж побереги.

ДИ-ДИ-ДИ – очень много не ходи.

РЕ-РЕ-РЕ – посиди пока в норе.

ГЕ-ГЕ-ГЕ – дай зажить больной ноге.

ЯТЬ-ЯТЬ-ЯТЬ – заживет –

пойдешь гулять.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик колкий»

Ежик, ежик колкий,

(Пальцы двух рук сплетены в замок.)

Покажи иголки.

(Движения кистями вправо-влево.)

Вот они. Вот они. Вот они.

(Пальцы выпрямляются, кисти

сложены в замок.)

Ежик, ежик колкий,

(Движения кистями вправо-влево

с выпрямленными пальцами.)

Спрячь свои иголки. Раз, и нет иголок

. (Пальцы складываются в замок.)

Ёжик-Ёжик колкий, покажи иголки.

Руки складываем в замочек, качаем

«ёжика» вверх-вниз в такт.

Вот они, вот они, вот они!

Растопыриваем пальцы, опять прячем, так 3 раза.

Ёжик-Ёжик колкий, убери иголки. Качаем

раскрывшегося «ёжика» вверх-вниз в такт. АП!

Обратно пальцы в замочек, прижимая ежика к груди.

(у малыша в руках резиновый колючий ёжик)

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?

(малыш катает ёжика ладошками)

Надо бельчонку сшить распашонку

(малыш катает ёжика по животику)

Шалуну зайчишке починить

штанишки (катаем по ножкам)

Фыркнул ёжик - отойдите и не

плачьте, не просите (катаем по полу)

Если дам иголки - съедят меня

волки! (ёжик убегает в домик,

на место в коробку или на полку)

По сухой лесной дорожке -

Топ - топ - топ - топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорржек

Весь в иголках серый ежик.

(Руки согнуты перед грудью, кисти

рук опущены вниз. Ноги слегка

согнуты в коленях, делает мелкие,

частые шажки)

Ищет ягодки, грибочк

Для сыночка или дочки.

Динамическая пауза «По лесу ёжика везем»

Дети встают, вытягивают руки вперед и переступают с ноги на ногу

(везут тележку) . В углах групповой комнаты висят картинки с

изображением яблони, орехового куста, земляничной поляны и доктора Айболита. Соответственно тексту, дети ищут глазами эти картинки и разворачиваются в их сторону и выполняют имитацию действий (сбор яблок, орехов, земляники) .

На тележке ежика к доктору везем,

Мимо дикой яблони тропинкой мы пройдем.

Но прежде спелых яблочек с веточек сорвем.

Очень нужно есть орехи тем, кто болен. Что ж, нарвем!

Но пора нам в путь, ребята, ведь больного мы везем.

Вот лесная земляника на поляночке видна.

Эта ягода полезна, ароматна и вкусна.

Наберем ее в лукошко – много витаминов в ней.

Еж поест ее немного и поправится скорей.

А вот и доктор Айболит.

«Здравствуйте» , – нам говорит.

И обрадовался ёжик :

«Добрый доктор мне поможет» .

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

Динамическая пауза

Ежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так…

Головой своей крутили

И. п. ноги на ширине стопы, руки на поясе

1-4 повороты головы в стороныпо 3 в каждую сторону

Головой своей крутили

Гриб искали

Дружно ветки раздвигали

Вот так, вот так…

Дружно ветки раздвигали

И. п. ноги на ширине стопы, руки внизу, 1-2 – поднять руки вверх, помахать ими. 5-6 раз

Ну-ка ёжик повернись,

Ну-ка ёжик покажись,

Вот так, вот так …

Ну-ка, ёжик покажись

И. п. стоя на коленях, руки на поясе

1- поворот туловища в правую сторону, руки в стороны

3- поворот туловища в левую сторону, руки в стороны 4- и. п. по 3 в каждую сторону

Конспект интегрированного занятия

в средней группе

« Лесной ёж колючий бок »

Программные задачи:

- Развивать память, внимание, речь, мелкую моторику, укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

1. Познакомить детей с массажным шариком и основными приемами, правилами его использования.

2. Активизировать словарь детей.

3. Способствовать укреплению мышц мелкой моторики и движений кистей рук.

4. Создать положительный эмоциональный настрой и эмоциональное отношение для совместной деятельности.

- Воспитывать у детей гуманное отношение к окружающему, интерес к миру животных.

Материалы: ёж ( би-ба-бо), коробка, массажные ёжики,фасоль,гречка.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети!

Милые дети!

Вы прекраснее всех на свете!

Посмотрю на ваши лица. С кем бы мне здесь подружиться?

Здравствуйте ваши ручки

Здравствуйте ваши глазки

Здравствуйте ваши ушки

Послушай те меня внимательно

Ребята, вы знаете, когда я шла к вам в гости, то услышала какое-то фырканье, сопение, шуршание. Я сначала испугалась, а потом посмотрела по сторонам и увидела маленький, серенький комочек. Мне стало его так жалко, что я его аккуратненько взяла и положила в коробку. Послушайте, как он фырчит. Кто же сидит в этой коробке? (Ответы детей) Не знаете? Тогда послушайте загадку:

Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...
(Ёжик)

Воспитатель достает из коробки ежика - бибабо и незаметно одевает его на руку

Дети! Посмотрите, какой он? (рассматривает ежика) колючий, маленький, серенький. У него острый носик, глазки-бусинки. Погладим ежика, чтобы он не боялся. (Воспитатель отдергивает руку, как - будто укололся)

Ежик, а почему ты такой колючий?

Что ты, еж, такой колючий?

Это я на всякий случай!

Знаешь, кто мои соседи:

Лисы, волки и медведи.

Ребята ежик пришел не один, а с кем вы сейчас угадаете: игра « Чудесный мешочек »( в мешочке ежики су- джок)- дети описывают их (не гладкие,круглые, иголочки, ребристые)(ежики 3 вида-разныхразмеров)

Ёжик пришел не один, а с ежатами. Куда же они спрятались? Поищем непослушных ежат: под стулом, под столом, на полке, в шкафу и т. д.

- Это лесная полянка, может здесь спрятались маленькие ежики. В этом лесу много разных тропинок! Погуляем по тропинкам пальчиками (греча, горох, фисташковая скорлупа, финиковые косточки, резиновые присоски) - Посмотрите, как я шагаю по зеленой тропинке топ-топ. По тропинкам мы шагаем топ-топ-топ. Выше ножки поднимаем - топ-топ-топ. Побежали наши пальчики по разным лесным тропинкам. ! Выбирайте тропинку.

- Что увидела, Аня в лесу под кустиком? Это колючие иголочки, потрогай их пальчиками ай . Ежата разноцветные. Какого они цвета?

- Познакомьтесь с ёжиками, возьмите их в руки. Какие ёжики? (определяют цвет, форму, чем покрыто тело). Ёжики круглые, колючие, разноцветные.

ортопедическая работа : 1)Ходьба по ортопедическим дорожкам 2) "Игра с ежиками "(погладь ежика ногой)

Пальчиковая гимнастика

«Ёжик » ( су-джок).
Катиться колючий ёжик
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошки бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(круговые движения шариком между ладонями).
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда,
Мне щекотно да, да, да.
(движения по пальцам).
Уходи, колючий ёж
В тёмный лес, где ты живёшь!
(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).

Упражнения с массажными шариками (основные приемы)

 

Динамическая пауза « Пошел ёжик в лес гулять »

Ежик шел, шел, шел,
(Ходьба)

И грибок нашел.
(Каждый ребенок берет грибок)

Ежик шел, шел, шел,
(Ходьба)

Шишку он нашел.
(Каждый ребенок берет шишку)

Ежик шел, шел, шел,
(Ходьба)

Листик он нашел.
(Каждый ребенок берет листик)

Пальчиковая гимнастика « Ежик колкий »

Ежик, ежик колкий,
(Пальцы двух рук сплетены в замок)

Покажи иголки.
(Движения кистями вправо-влево)

Вот они. Вот они. Вот они.
(Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)

Ежик, ежик колкий,
(Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)

Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок.
(Пальцы складываются в замок)

Д/ игра: « Помоги ёжикам найти свой домик »

Наигрались ежики пора домой. Помогите им найти свои домики по цвету. Ёжики с красными иголочками живут в домике красного цвета, с синими иголочками - … (в синем домике, с зелеными - … (в зеленом домике, с желтыми - … (в желтом домике) Дети раскладывают массажные шарики в коробочки по цвету.

Учить детей оказывать элементарную помощь (царапина) себе и другим (сообщить взрослому, промыть ранку, обработать ее зеленкой). Расширить знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки). Учить детей понимать природные взаимосвязи. Упражнять в произношении мягких согласных. Обогатить словарь детей словами: «ветеринар», «обработать (ранку)». Продолжать учить детей изображать предмет, состоящий из нескольких частей. Упражнять в рисовании и закрашивании красками. Формировать умение дополнять рисунок деталями. Закрепить навыки счета. Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, воображение, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать сочувствие, желание помочь.

Формы активности:

Познавательная (общая и логическая), эмоционально-ценностная, художественно-эстетическая, социально-моральная, речевая.

Оборудование:

Игрушки (еж, гриб, доктор Айболит), Силуэты ежа с нарисованной ранкой. Пузырьки с зеленкой и перекисью водорода, пластырь, бинт, ватные палочки, вата. Картинки с изображением тележки, яблони, орехового куста, ягодной полянки, пенька с грибами. Листы бумаги для рисования, оборудование для рисования красками.

Предварительная работа:

1. Раскрашивание силуэтного изображения ежа и дорисовка деталей (нос, глаз, ухо, иголки).
2. Чтение сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит» и рассказа «Ежик» Н. Сладкова из книги «Сорочьи тараторки».

Показ настольного театра «Происшествие с ежом»

По лесу еж колючий шел.

Большой грибок себе нашел.

На острый сучок наступил

И ножку себе повредил.

Шагу он ступить не может,

Плачет. Кто ему поможет?

Ребята, поможем ежику? Если случилась такая неприятность, в первую очередь что нужно сделать? Обратиться за помощью к старшим. Они то знают, можно ли справиться с бедой самим, или необходима помощь доктора. К какому доктору обратиться ежику? К доктору Айболиту, ведь именно он лечит лесных зверей. Оказывается, у доктора, который лечит зверей, есть специальное название - ветеринар. Давайте повторим это слово и постараемся запомнить. Так как же называют доктора, лечащего зверей? Ветеринар.

Проблемная ситуация

Ежику необходимо попасть к ветеринару - доктору Айболиту. Но ведь он и одного шага ступить не может. Как быть? Может быть, у вас есть идеи, как попасть ежу к ветеринару?

Можно конечно отнести ежа на руках. Но не придется ли потом лечить и руки? Ведь у ежа на спине иголки длинные и колкие. Может попробуем другой способ? Ваши предложения. Можно отвести ежа на машине. Но есть ли в лесу автомобильная дорога? И не помнет ли автомобиль цветы, травы, кусты, ягоды, грибы? Какие еще будут предложения? Велосипед не нанесет вреда лесной природе. Но острые сучки, один из которых поранил ногу ежику, могут проткнуть у велосипеда колеса, и тогда мы не сможем продолжить путь. Предлагаю использовать тележку. У нее и колеса не такие тонкие, как у велосипеда, и вреда природе она не причинит. Вот такие тележки используют для перевозки не очень тяжелых грузов. (Показ картинки).

Давайте нарисуем удобную и красивую тележку для ежика. Но прежде чем приступить к рисованию, разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий»

Ежик, ежик колкий, Пальцы двух рук сплетены в замок.

Покажи иголки. Движения кистями вправо-влево.

Вот они. Вот они. Вот они. Пальцы выпрямляются, кисти

сложены в замок.

Ежик, ежик колкий, Движения кистями вправо-влево

Спрячь свои иголки. с выпрямленными пальцами.

Раз, и нет иголок. Пальцы складываются в замок.

Рисование «Тележка для ежика»

Дети рисуют прямоугольник желтой гуашью. Синие колеса и ручку тележки. Звучит фоновая музыка со звуками природы.

В таких тележках, как у вас получились, мы быстро довезем ежика к ветеринару. (Воспитатель раздает детям раскрашенные ими силуэты ежа, предварительно нарисовав красную полсу на ноге - «царапину». Ежей предлагается посадить на тележку).

Вот теперь все готово. Пора в путь! Отвезем ежика к Айболиту.

Динамическая пауза «По лесу ежика везем»

Дети встают, вытягивают руки вперед и переступают с ноги на ногу (везут тележку). В углах групповой комнаты висят картинки с изображением яблони, орехового куста, земляничной поляны и доктора Айболита. Соответственно тексту, дети ищут глазами эти картинки и разворачиваются в их сторону и выполняют имитацию действий (сбор яблок, орехов, земляники).

На тележке ежика к доктору везем,

Мимо дикой яблони тропинкой мы пройдем.

Но прежде спелых яблочек с веточек сорвем.

Очень нужно есть орехи тем, кто болен. Что ж, нарвем!

Но пора нам в путь, ребята, ведь больного мы везем.

Вот лесная земляника на поляночке видна.

Эта ягода полезна, ароматна и вкусна.

Наберем ее в лукошко - много витаминов ней.

Еж поест ее немного и поправится скорей.

А вот и доктор Айболит.

«Здравствуйте», - нам говорит.

И обрадовался ежик:

«Добрый доктор мне поможет».

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

Прежде чем приступить к осмотру и лечению больного, доктор обязательно моет руки. Как вы думаете, зачем? Руки доктора должны быть чистыми. Ведь на немытых руках полно всяких микробов, которые могут попасть к больному. Поэтому и халат у доктора белого цвета. На белом грязь сразу будет видна, и халат постирают. Осмотрев ранку, доктор промывает ее прохладной водой. Зачем нужно промыть ранку? Чтобы очистить ее от грязи.

Потом доктор берет ватку, смачивает ее раствором перекиси водорода и легонечко протирает ранку. Это необходимо для того, чтобы поврежденное место окончательно очистить. Возьмите в руки ватку. У нас ежик не настоящий, но мы все-таки потренируемся. Легонько проведите ваткой по ранке, чтобы очистить ее. Не давите, ведь так вы можете причинить боль пострадавшему.

А вот теперь можно обрабатывать ранку йодом или зеленкой. Это нужно сделать обязательно, иначе ранка будет очень долго заживать и может воспалиться - покраснеть и начать болеть еще сильнее. У меня на столе стоят пузырьки с йодом и зеленкой. А почему зеленка так называется? Потому что она зеленого цвета. А йод желто-коричневого цвета. Ежики у вас ненастоящие, поэтому и обрабатывать ранку мы будем не по-настоящему. Возьмите в руки ватные палочки. Перед вами зеленая и желто-коричневая краски. Зеленая краска будет зеленкой, ею замажем всю ранку. А вот желто-коричневой краской - йодом нужно помазать только края ранки. Приступайте. Обработайте ранку ежику. Процедура эта немного болезненная - будет чуть-чуть пощипывать. Но что поделать, придется немного потерпеть, чтобы потом долго не мучаться с воспаленной незаживающей ранкой. Чтобы облегчит неприятное чувство пощипывания, подуйте на ранку.

Ранка ежика находится на ноге, поэтому придется ее закрыть пластырем или забинтовать, чтобы грязь не попала. Вот так добрый ветеринар - доктор Айболит полечил ежика. Теперь и вы знаете, как помочь себе и другим обработать царапину.

Пора тебе, ежик, домой. Садись на тележку, поехали! Дети, посадите своего ежика на тележку. А пока мы доберемся до ежиной норки, дадим несколько советов, как вести себя ежу, чтобы скорее выздороветь.

Чистоговорка

ГИ-ГИ-ГИ - ножку еж побереги.

ДИ-ДИ-ДИ - очень много не ходи.

РЕ-РЕ-РЕ - посиди пока в норе.

ГЕ-ГЕ-ГЕ - дай зажить больной ноге.

ЯТЬ-ЯТЬ-ЯТЬ - заживет - пойдешь гулять.

Давайте закончим наш рисунок. Дорисуем орехи, ягоды или яблоки. Кто что хочет. Можно нарисовать траву или дорожку под колесами тележки. А вверху - солнышко, облака или тучки.

Дорисовывание деталей. Дети дорисовывают детали на листе с уже изображенной тележкой.

Пусть ежик пока отдохнет, а мы поиграем.

Подвижная игра «Не зевай, дары леса собирай»

Каждый ребенок получает мешочек (корзинку, коробку) и карточку с изображением грибов, шишек, яблок (разное их количество на карточках). На полу разложены шишки, яблоки, грибы. Дети должны собрать столько этих предметов, сколько изображено на их карточке. Предметов каждого вида должно быть равное количество.

Эй, ребята, не зевай,

Скорее шишки собирай!

Эй, ребята, выходите,

Сочных яблок наберите!

Раз. Два. Три. Четыре. Пять.

Пора грибочки собирать!

Затем дети делятся на три команды: «Шишка», «Грибок», «Яблоко». Проводится эстафета: каждый член команды по очереди пробегает полосу препятствий и складывает собранные ранее предметы в большую корзину. Побеждает та команда, которая быстрее всех сложит в свою корзину все предметы.

Молодцы, ребята, давайте сядем, отдохнем. А вот и ежик как раз проснулся. Он отдохнул и сейчас хочет рассказать вам о себе.

Рассказ о жизни ежа.

Родился я, ребятки, весной. Было нас два брата и три сестры. А сколько всего, знаете? Пятеро ежат. Были мы малюсенькие и все время лежали под брюшком у мамы-ежихи. А брюшко у нее теплое, мягкое и молоком пахнет. Вот мы и сосали мамино молочко все впятером разом, причмокивая. Вот так. (Звукоподражание). А вы можете повторить? (Артикуляционное упражнение «Причмокивание»).

Сначала мы - ежата были совсем голенькие. А потом у нас стали вырастать маленькие мягкие иголочки. Иголочки наши подрастали и твердели, пока не стали совсем твердыми. Тогда мама-ежиха начала нас по лесу водить, учить, показывать что к чему. А мы за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками. Скоро мы начали сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется: змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек.

Когда у нас выросли твердые иголки, нам уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ежику и щетина дана, чтоб собаки не кусали». Хотя лисы мы, ежи, все-таки боимся. Она нас хитростью берет. Загонит в лужу, а мы воду не любим и сразу разворачиваемся. Тут лиса хвать хвать ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Или возьмет и написает на ежа сверху, еж тоже раскроется и - пропал. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увертливый и коварный? Конечно же - лиса.

От врагов нас только иголки и спасают. Ножки ведь у нас коротенькие, быстро бегать мы не умеем. Чуть опасность почувствуем, сразу свернемся в клубок, зашипим и затукаем, как маленький мотоцикл. Вот так. А вы можете повторить?

Дыхательное упражнение «Ежик»

(громкое выдыхание носом)

Артикуляционное упражнение «Ежик»

(закрытым ртом издавать губами звуки, подобные «тук-тук-тук»)

А в конце осени ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке-норке устланном травой, мхом и листьями. А раз всю зиму еж спит, то и запасов ему не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, нам нужно много еды съесть. Ведь если не зажиреешь к зиме, тощим ляжешь, так и помрешь, солнечных деньков не дождавшись. А просыпаемся мы только весной, когда станет совсем тепло.

Вот вам книги о нас, ежах. Из них вы узнаете еще много интересного о нас, ежах. А сейчас пора прощаться. Спасибо за заботу и помощь. До свидания!

Приложение:

«Ежик», Н. Сладков.

Все ежа видели, все его знают. И все его любят, хоть он на вид и сердитый. При встрече съежиться в шар и недовольно пыхтит. Рассерженный моток колючей проволоки. Этакий нелюдимый лесной колобок: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, а от тебя-то и подавно уйду».
И уйдет! Высунет сперва из колючего мотка мокрый рубчатый нос. Потом заблестит озорной черный глаз. Носом пошмыгает, глазом покрутит - да как припустит со всех четырех! Только пяточки замелькают.

Оборудование:

Массажные колючие мячики и щетки.
Игрушка «Ежик».
Вырезанные из картона силуэты ежика.
Грибы (большие и маленькие), листья, шишки, яблоки.
Аудиозаписи: «Колыбельная» Моцарта, песня «Маленький ежик».
Соленое тесто, фасоль.
Пластиковые тарелочки, пальчиковые краски.
Зубочистки, слепленные из пластилина ежики.
Картинки с изображением зайца, кота, ежа.

Ход занятия:

Приветствие

Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Загадка»

Отгадайте загадку и узнаете, кто пришел сегодня к нам в гости.

Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...
(Ёжик)

Игровой массаж «Ходит ёжик»

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу
И колючками своими колется, колется.
(Массажным колючим мячиком катаем по ножкам, ручкам, туловищу)

А я ёжику – ежу, ту тропинку покажу,
Где катают мышки маленькие шишки.
(То же самое с помощью шишки)

Дыхательное упражнение «Подуй на листок»

Бежал ежик по лесу, остановился, прислушался. Вдруг упал с дерева осенний листок и опустился прямо на ежика. Положите листик сверху на ежика. Подул ветер и сдул листик. Слетел листик с ежика. Вот так.

Давайте устроим ежику постельку. Положите лоскуток на пол, на лоскуток сверху уложите ежика. А сверху укройте ежика одеялом. Спи ежик, а мы споем тебе песенку. Песенку-колыбельную.

Слушание музыки «Колыбельная Моцарта»

Воспитатель включает аудиозапись.

Пальчиковое рисование «Укрась тарелочку для ежика»

Дети украшают тарелочку пятнышками, располагая их по краю круглой формы, не заходя во внутренний круг. Вот какая красивая тарелочка есть теперь у ежика.

Динамическая пауза «Пошел ёжик в лес гулять»

Ежик шел, шел, шел,
(Ходьба)

И грибок нашел.
(Каждый ребенок берет грибок)

Ежик шел, шел, шел,
(Ходьба)

Шишку он нашел.
(Каждый ребенок берет шишку)

Ежик шел, шел, шел,
(Ходьба)

Листик он нашел.
(Каждый ребенок берет листик)

Игра «Собери большие и маленькие грибы»

Посмотрите, сколько грибов выросло в лесу после дождя. Есть грибы большие, есть маленькие. Давайте соберем много грибов, но разложим их в разные корзинки: большие грибы - в большую корзинку, а маленькие грибы - в маленькую корзинку.

Дима шел, шел, шел.
И грибок нашел.
Раз - большой грибок,
Два - маленький грибок,
Положи их в кузовок.

Рисование карандашом «Иголки для ёжика»

На контурном изображении ежика дети рисуют иголки - короткие линии карандашом.

Динамическая пауза «Ёжик»

Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке.
Ежик топал не спеша.
Тихо листьями шурша.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.

Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий»

Ежик, ежик колкий,
(Пальцы двух рук сплетены в замок)

Покажи иголки.
(Движения кистями вправо-влево)

Вот они. Вот они. Вот они.
(Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)

Ежик, ежик колкий,
(Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)

Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок.
(Пальцы складываются в замок)

Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик»

Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.
(Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф-ф-ф»)

Покажите, как ежик сердится, пыхтит.
(Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых»)

Ежик надувает и сдувает щеки.
(Дети надувают щеки, а затем делают выдох с призвуком «пу-у-у»)

Когда ежик устанет...
(Выдох горлышком с призвуком «ха-а-а»)

Язычок высовывает...

(Широкий язычок кладут на нижнюю губу и держат 5 секунд в таком положении)

Ежик вдруг начал зевать...
(Имитируют зевание)

Не пора ли с ним играть?

Упражнение «Иголки для ежика»

Воспитатель показывает детям щётку и предлагает потрогать её.

Какая щетка на ощупь? Колючая. Иголки ёжика такие же колкие.

В пластилинового ежика дети втыкают зубочистки.

Дидактическая игра «Найди ежика на картинке»

Среди картинок с изображением зайца и кота, дети выбирают картинку с изображением ежа.

Лепка из соленого теста «Пирог с фасолью»

Из кусочка теста шарообразной формы дети делают лепешку (придавливая ладошкой сверху). Затем сверху вдавливают в лепешку фасоль.